ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

 

Доктор Бахрие Учок родилась в Трабзоне. Началь­ное и среднее образование она получила в г. Орду, а затем окончила женский лицей (Кандилли) в Стамбуле. Б. Учок успешно сдала вступительные экзамены в Го­сударственную консерваторию и на историческое отделе­ние университета. Затем она как студент-заочник фа­культета языка, истории и географии Анкарского уни­верситета на курсе профессора Фуада Кёпрюлю изучала средневековую историю тюрок и ислама, а в консервато­рии занималась в классе вокала у профессора Эрнста Хая. Успешно закончив оба учебных заведения, Б. Учок в течение трех лет была преподавателем истории и му­зыки в Самсунском лицее. Затем она вышла замуж за профессора Джошкуна Учока и переехала в Анкару. Здесь она 11 лет работала преподавателем в лицее, пос­ле чего была зачислена ассистентом на богословский факультет Анкарского университета, где защитила дис­сертацию на тему «Первые лжепророки в истории исла­ма и ридда»1. После опубликования реферата «Женщи­ны-правители в мусульманских государствах» Б. Учок была избрана доцентом и стала готовиться к профессу­ре, работая над книгой «История ислама: Омейяды и Аббасиды».

Тогда же Б. Учок стала часто выступать по радио с Циклом передач о правах женщин и лаицизме и публи­ковать в газетах статьи той же тематики. Эта ее деятельность привлекла внимание правительства, и указом президента Турецкой Республики Бахрие Учок была на­значена членом сената (верхней палаты) Великого на­ционального собрания Турции. В течение шести лет она исполняла обязанности сенатора, не изменяя своим убеждениям, защищая в сенате реформы, направленные против реакционного духовенства, и потому по праву снискала уважение прогрессивных кругов Турции.

Б. Учок издано много работ и, статей, относящихся к различным областям знаний. Среди ее публикаций та­кие, как «О музыке в исламе», «Мода в исламе», «Мусульманский брак и право», «Княжество Хамидитов», «Колонизация Индонезии» и др.

Предлагаемая читателю книга Бахрие Учок расска­зывает о женщинах-мусульманках, занимавших престо­лы государей в различных средневековых мусульманских государствах. Указав, что сам факт управления государством женщинами имеет многочисленные преце­денты, автор приводит в качестве примеров имена Билкис—царицы Савской, иудейской Аталии, египетской Клеопатры, пальмирской Зенобии и отмечает, что в на­стоящее время в некоторых странах Европы монархами являются женщины. В книге подробно исследуется дея­тельность ряда выдающихся правительниц мусульман­ского мира — делийской султанши Разин (1235—1240), египетской султанши — основательницы династии мамлюков-бахритов Шаджарат ад-Дурр (1250), правительниц Кермана из династии Кутлуг-ханов — Кутлуг Туркан-хатун (1257—1282) и Сафват ад-Дин Падишах-хатун (1292—1295), последнего атабека Фарса из дина­стии Салгуридов, Абиш-хатун (1263—1287), правительницы Малого Луристана из династии Хуршидидов Давлат-хатун (1310—1317), султанши Сатибек-хан (1338—1339) из династии монгольских ханов Ирана, султанши Дёнди-хатун (1411—1419) из династии Джелаиридов, владычиц Мальдивских островов Хадиджи (1347—1380), Марйам (1380—1383) и Фатимы-Дайин (1383—1388), последней касимовской царицы, Фатимы-бике Султан Сеййидовны (1677—1681), правительниц султаната Аче на Суматре Сафийат ад-Дин Тадж ал-Алам-шах (1641—1675), Накийат ад-Дин Нур-Алам-шах (1675—1678), Закийат ад-Дин Инайат-шах (1678—1688) и Зийнат ад-Дин Камалат-шах (1688—1699).

Во второй части книги В. Учок исследует деятель­ность ряда наместниц в мусульманских государствах. Автор отмечает, что некоторые европейские ученые не­верно оценивают роль и место женщины-мусульманки в общественной и частной жизни, считая, что она была только женой и затворницей гарема. В средние века, пишет Б. Учок, женщина-мусульманка преподавала в медресе фикх и хадисы, была поэтом, музыкантом, везиром и советником владык. Основатель одного из течений в исламе имам Абу Ханифа (VIII в.) допускал возмож­ность службы женщины в качестве войскового судьи — кадия. Известные историки аз-Захаби (XIII в.) и Абу-л-Фида (XIV в.) своими познаниями в хадисах обязаны учителям-женщинам, имевшим официальные дипломы мударрисов. По сведениям ас-Суйути и Ибн Тагриберди, в правление аббасидского халифа Муктадира (908—932) государственный Диван жалоб возглавляла жен­щина по имени Сумайл, которая по пятницам сама при­нимала жалобщиков, выносила решения и подписывала распоряжения от имени халифа.

Рассказывая о выдающихся женщинах, занимавших самые высокие посты в мусульманских государствах, Б. Учок среди многих других приводит имена Сабихи (Субх) — жены и первого советника кордовского халифа Хакама II (961—976) и регентши при, малолетнем ха­лифе Хишаме II (976—1009); Ситт (Сайиды) ал-Мулук — сестры египетского халифа-фатимида ал-Хакима (996—1021) и регентши в первые четыре года правления его сына аз-3ахира (1021—1025), которая, по некото­рым сведениям, организовала заговор против ал-Хаки­ма, в результате которого он был убит; Сайиды-хатун — матери и регентши малолетнего владетеля иранского города Рея Мадж ад-Даулы из династии Бундов (997—1029), успешно противостоявшей стремлению султана Махмуда Газневи овладеть Реем.

Книга Б. Учок написана увлекательно, и русский чи­татель встретит ее с интересом. Книга уже переведена на английский, французский, арабский и персидский языки.

Эта книга рассказывает о жизни неустраши­мых, храбрых и талантливых женщин. Поэтому я посвящаю ее дорогой памяти моей храброй и самоотверженной матери Надиры Бекташоглу, ко­торая не только смогла преодолеть трудности во имя воспитания своего единственного ребенка, но кроме материнского долга с большой требователь­ностью исполнила также и отцовский долг.

Сайт управляется системой uCoz