ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в трех из десяти оставшихся в Европе монархий (вместе с княжествами Люксембург, Лихтенштейн и Монако) престолы занимают женщины. Так, в Нидерландах до вступления на престол теперешней королевы Юлианы страной правила ее мать Вильгельмина (1890—1948), до совершеннолетия которой обязанности регента выполняла её мать Эмма. В связи с тем что королева Юлиана не имеет наследника и после нее королевой будет ее дочь, получается, что королевский престол Нидерландов займет четвертая подряд женщина.
Ныне
повсюду, даже во вновь созданных
государствах Африки, женщины
обретают свои права. Однако с
давних исторических времен,
несмотря на всевозможные запреты,
создаваемые мужчинами, и нежелание
последних признавать права женщин,
они повсеместно играли
значительную (не только негласно)
роль в общественной жизни и даже с
успехом овладевали царским венцом.
Примером
может служить царица Савская
Билкис, у которой после встречи со
знаменитым царем Соломоном (965—928
гг. до н. э.) родился сын, положивший
начало династии императоров
Эфиопии1. Дочь израильского
царя Ахава и жена иудейского царя
Иорама — Гофолия после смерти
своего сына Охозии «истребила все
царское племя» и в течение шести
лет (848—842 гг. до н. э.) была царицей
Иудеи. Ее кровавое правление было
пресечено свергнувшим и казнившим
ее Иоасом2. Жизнь Гофолии
подсказала Жану Расину сюжет для
его известной трагедии «Аталия».
Египетская царица Клеопатра
увлекла своей красотой двух
знаменитых военных и
государственных мужей Рима —
Цезаря и Марка Антония и покончила
с собой после победы противников
Антония во главе с Октавианом при
Акциуме в
* * *
В VI в. в Западной Европе была создана знаменитая франкская «Салическая правда», действовавшая в эпоху Меровингов и Каролингов. В соответствии с пунктом 5 статьи 59 «Салической правды» женщины не имели права наследования недвижимого имущества, которое распределялось только среди сыновей, законных и незаконных. В те времена еще не делалось различия между личным и общественным правом, государства считалось собственностью короля и все его законные и незаконные сыновья, не расчленяя королевства, пользовались в нем равными правами. Поскольку это правило не претерпевало изменений и в государствах, считавшихся наследными от франкской империи, то и в них дочери правителей не могли наследовать недвижимое имущество. Поэтому в эпоху крестовых, походов в XII—XIII вв. в существовавших тогда на Ближнем Востоке Иерусалимском, Антиохийском, Кипрском и Триполийском королевствах и графствах дочери тех государей, у которых не было наследников мужского пола, не могли занять освободившийся престол и вмешивались в государственные дела разве что в качестве жен коронованных преемников умерших правителей3.
В Священной Римско-Германской империи оспаривалась власть дочери Карла VI Марии Терезии над Германией. На основании изданнрго Карлом VI закона, получившего название «Прагматической санкции», ее владычество было признано только над землями, непосредственно зависимыми от короны Габсбургов.
Наоборот, в таких государствах, как Англия, Шотландия, Испания, Португалия, Королевство обеих Сицилий (Неаполитанское), Швеция, Норвегия, Дания и Россия, которые не причислялись к наследникам империи франков, занятие престола женщинами было весьма частым явлением.
Большинство
коронованных женщин в Европе
известны своей активной
деятельностью, их имена вошли в
историю. В Англии и России, где по
сравнению с другими странами
женщины чаще занимали престолы, правительницы,
сыграли значительную роль в
истории своих стран. Например,
английская королева Елизавета I (1558—1603),
разбив в
Что касается России, то здесь XVIII век в полном смысле слова стал веком владычества женщин. Императрицы сумели сохранить и возвеличить роль России как великой европейской державы, которую создал Петр I, а Екатерина II, нанеся чувствительные удары Османской империи, расширила земли России и окончательно вывела ее к берегам Черного моря.
В конце XV — начале XVI в. королева Кастилии Изабелла I не только сумела вновь объединить Испанию под одной короной, но и, снабдив Христофора Колумба кораблями, непосредственно помогла открытию Америки.
В
Первой женщиной, взошедшей на престол в государстве из числа наследников империи франков, была Мария Терезия (1710—1780). Во время войны за австрийское наследство и Семилетней войны она помогла прусскому королю Фридриху Великому присоединить к своим владениям Силезию, сумела отстоять свою власть и благодаря своим энергии и храбрости обрела первенство среди всех австрийских монархов.
Привожу список женщин-государынь, владычиц тронов и корон в Европе, имена которых удалось установить (не считая мелких княжеств):
Византия — Ирина (797—802), Зоя (1042, 2 месяца совместно с Феодорой), Феодора (1054—1056).
Испания (Кастилия, Леон и Испания) — Уррака (1109—1126), Изабелла I (1474—1504), Хуана (1504— 1516), Изабелла II (1833—1868).
Шотландия — Маргарита (1286—1290), Мария Стюарт (1542—1567).
Неаполитанское королевство — Джованна I (1343— 1382), Джованна II (1414—1435).
Дания4, Норвегия, Швеция — Маргарита (Дания, Норвегия, Швеция, 1387—1412), Кристина (Швеция, 1644—1654), Ульрика-Элеонора (Швеция, 1719—1720).
Англия
— леди Джен Грей, (провозглашена, но
трон не заняла, 1553), Мария Кровавая (1553—1558),
Елизавета I (1558—1603), Мария II (1689—1694),
Анна (1702-1714), Виктория (1837—1901),
Елизавета II (с
Россия — Екатерина I (1725—1727), Анна (1730— 1740), Елизавета (1741—1762), Екатерина II (1762—1796).
Австрия — Мария Терезия (1740—1780).
Португалия — Мария I (1777—1791), Мария II (1833—1853).
Нидерланды
— Вильгельмина (1890—1948), Юлиана (с
Люксембург
— Мария Аделаида (1912—1919), Шарлотта
(1919—1964).
В восточных странах женщины временами также получали возможность занять какой-либо престол. Мы уже говорили о Билкис, Гофолии, Клеопатре и Зенобии. К этому перечню можно добавить имена и других государынь. Например, некая женщина из арабского царства Амалик (по имени Зиба) стала после своего отца эмиром в Алжире, но затем была убита5. Незадолго перед смертью пророка Мухаммеда и в течение некоторого времени после нее среди лжепророков видное место занимала женщина по имени Саджах, которая не только была государыней в полном смысле этого слова, но и до самого поражения действовала как владычица и верховный главнокомандующий и вела переговоры с другим лжепророком — Мусейлимой. Согласно мифологии, в VI в. до н. э. у обитавших восточнее Каспийского моря массагетов (по иранским письменам — саков) после смерти государя на престол взошла его жена Томирис. Персидский же царь Кир решил завоевать этот край, управляемый женщиной, но сначала он предложил Томирис выйти за него замуж. Томирис, разгадавшая истинные намерения Кира, отклонила его предложение. Тогда Кир пошел на нее войной. После того как в сражении была перебита часть войск массагетов и погиб сын Томирис, она направила Киру такое послание: «Не кичись этим своим подвигом. Победил ты коварством, а не силой оружия в честном бою. Выдай тело моего сына и уходи подобру-поздорову с моей земли, после того как тебе нагло удалось погубить часть моих воинов. Если же ты этого не сделаешь, то, клянусь богом Солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен»6.
Дир не обратил внимания на это предупреждение. Томирис во главе своих войск напала, на него, и в страшном сражении персы были разбиты. Согласно Геродоту, Кир был убит в сражении. Ксенофонт же утверждает, что ему удалось бежать.
Мифический
персидский царь из династии
Каянидов Бахман сын Исфандийара
назначил своим наследником не сына,
а дочь Хумай, которая после смерти
отца правила государством 32 года. В
Иране же после смерти в
В течение многих лёт оказывала сопротивление нашествию и набегам арабов на тюркские земли мать юного согдийского принца Тухшада — Хатун. Став регентшей при двухмесячном сыне, Хатун держала под своим контролем торговые пути через Самарканд, Бухару и Амул и сражалась с такими безжалостными арабскими полководцами, как Сайд ибн Усман, Хаджжадж Жестокий и Кутайба, длительное время успешно защищая свою столицу Пейкенд7.
У монголов неоднократно после смерти одного императора до избрания нового государством управляла вдова умершего влаДыки. Например, после смерти сына Чингисхана Угэдея в течение четырех лет государством управляла невестка Чингисхана Туракина, которая назначила своим главным везиром мусульманку Фатиму-хатун8.
У
тех же монголов были наместницы,
которые, будучи попечительницами
своих малолетних детей, чеканили
от своего имени монеты. Жена Кара-Хулагу
Эргэнэ-хатун после смерти мужа с
В
странах Юго-Восточной Азии, где
широко была распространена
матриархальная, а вернее,
матрилокальная, семейная система,
женщины играли значительную роль в
политической жизни. Например, в
В течение XIX в. женщины играли значительную роль в управлении Гавайскими островами. Даже когда здесь уже окончательно утвердились Соединенные Штаты Америки, эти острова управлялись правительством, во главе которого стояла королева по имени Лилиукалани (1891—1893).
В
XIX в. расположенным восточнее
Африки островом Мадагаскар,
население которого по
происхождению считается
меланезийским, правили подряд
несколько женщин. В
* * *
Мы рассказали о наиболее видных женщинах-монархах в ряде государств Востока и Запада. Обратимся теперь к мусульманским странам и попытаемся выяснить, занимали ли и здесь женщины престолы, а если да, то каким образом и в каких условиях это происходило и как они правили.
Появление Корана и хадисов10 ознаменовало один из величайших переворотов в социальном и правовом положении женщины на мусульманском Востоке. И хотя женщина в мусульманском мире занимает более низкое место по сравнению с мужчиной, все же ее положение во всех отношениях лучше, чем в доисламское время. Арабская женщина, которая ранее не имела никаких прав в области брака, развода или наследования, обрела в мусульманстве широкие права и возможности.
В
доисламскую эпоху при определенных
обстоятельствах, и особенно с
экономической точки зрения, женщина
рассматривалась как чья-то
собственность, а с
распространением ислама она обрела
права. Поэтому в период высшего
расцвета мусульманского мира женщина
могла сравнительно легко и
спокойно занять подобающее ей
место. Рядом с великими исламскими
литераторами, проповедниками,
учеными и поэтами мы видим и женщин.
Для убедительности коротко расскажем
о женщинах, чьи имена сохранились в
исламской истории. В
Женщина
по имени Шухда, дочь Ибн Наср Ахмада,
была ученицей знаменитых факихов и
после получения Диплома начала
читать лекции обширной аудитории у
себя в доме, у площади Сарай Джами в
Багдаде. Шухда, получившая почетное
прозвище Фахр ан-Ниса (Гордость
женщин), умерла в возрасте 90 лет в
Дочь Абд ал-Ваххаба ибн Умара ибн Касира после получения диплома из рук известных шейхов прославилась в начале IX в. х. (XV в.) как мухаддиса, за что была отмечена титулом Ситт ал-Кудат (Госпожа кадиев).
Вообще заметна выдающаяся роль женщин в развитии науки о хадисах еще в ее начальном периоде. Так, большую роль в распространении и изучении хадисов сыграли непосредственно три жены пророка Мухаммеда. Среди них наибольший авторитет завоевала Айша, с мнением которой в области права и с решениями как в правовых, так и в религиозных делах считались в сложное время правления первых трех халифов — Абу Бакра (632—634), Умара (634—644) и Усмана (644—656).
Дочь
шейха Таки ад-Дина ал-Васити после
получения диплома читала лекции
по государственному праву в мечети,
находившейся л пригороде Дамаска.
За комментарии к сочинению Яхьи
ибн Адама «Китаб ал-ха-радж» («Книга
о харадже») она была удостоена титула
Ситт ал-Фукаха (Госпожа факихов).
Умерла она в возрасте 92 лет в
В Сирии жила знаменитая проповедница (ваиза), которую называли Ситт ал-Улама (Госпожа ученых), красноречивые проповеди которой принесли ей еще одно прозвище — Соловей. Когда она умерла, ее останки провожала на кладбище огромная толпа женщин.
Ваджхийя,
дочь Муаддада, больше известная под
именем Зайн ад-Дар, прославилась
своей добродетелью и глубиной
познаний в фикхе14.
Упомянем также, что среди учителей
аз-Захаби была одна жейщина,
читавшая лекции о хадисах в Дамаске
и Баальбеке. Ее звали Зайнаб, дочь
Амра. А в
Среди литераторов Андалусии большим авторитетом пользовалась Басина — дочь эмира Севильи Мутамида ибн Абада. В той же Андалусии знаменитой поэтессой своего времени считалась Хамдуна, дочь некоего Зийа-да. Многие известные поэты подражали ее поэтической манере и даже присваивали ее стихи.
В IV в. х. (X в.) в Багдаде своими проповедями прославилась Хамда, дочь Васика; Она читала их у городских ворот (Баб ал-Маратиб) и имела свой собственный круг слушателей. Она читала хадисы в передаче Абу Бакра Ахмада ибн Али и хадисы и фикх в передаче Ибн Самани.
Как уже отмечалось, женщины в мусульманских государствах довольно легко возвышались до уровня поэтов, проповедников, литераторов, знатоков фикха и хадисов. Споры законоведов вызывал лишь один вопрос — правомочности для женщины занимать должность кадия (судьи). Если, согласно ал-Маварди, кадиями должны быть непременно совершеннолетние мужчины15, то Абу Ханифа считает, что, раз во время судебных тяжб принимаются свидетельские показания женщин, значит, они могут выполнять и функции кадиев, а Абу Джарир ат-Табари согласен с тем, что женщины могут быть кадиями во всех судебных делах16.
Если до сих пор не удалось установить имени какой-либо женщины, непосредственно и постоянно исполнявшей должность кадия, то можно зато указать имена двух женщин, занимавших куда более высокий и важный пост — руководителя Дивана жалоб (Диван ал-мазалим).
Все государственные дела в правление халифа ал-Муктадира (908—932) контролировались его матерью17, которая уполномочила женщину по имени Сумайл, выполнявшую обязанности министра двора, рассматривать все спорные вопросы и принимать по ним решения, И действительно, каждую пятницу Сумайл располагалась в помещении, выстроенном матерью халифа в квартале Русафа в Багдаде, справа и слева от нее восседали знатоки фикха, кадии и государственные чиновники, и она рассматривала судебные дела, принимала решения и сама их подписывала18.
Второй такой женщиной была мать хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда (4200—1220) Теркен-хатун. Историк ан-Насави сообщает, что в правление хорезмшаха Джалал ад-Дина у тюрков был Диван, называемый «Юлук», во главе которого обычно стоял человек, носивший титул хана. При хорезмшахе Мухаммеде этим высоким органом управляла его мать Теркен-хатун. Опираясь на поддержку военной аристократии, она рассматривала жалобы на чиновников, занимавших видные военные и гражданские посты, и выносила приговоры в отношении провинившихся. Это принесло ей титул «Владычицы мира» 19.
Итак, в мусульманском мире, как видим, женщинам были доступны почти все служебные посты. Но были ли для них открыты и пути, ведущие к управлению государством?
Из сочинения ал-Маварди «Ал-Ахкам ас-еултанийя» («Принципы управления»), считающегося одной из основных работ по мусульманскому государственному праву, видно, что среди семи условий, выполнение которых обязательно для имама, призванного управлять государством, нет требования обязательно быть мужчиной и совершеннолетним20. Эти два условия были позднее добавлены кадием ал-Байдави в его труде «Тавали ал-анвар» и ал-Газали в его «Ихйа улум ад-дин»21.
Шабиб, основатель хариджитской секты шабибийя, из уважения к своей жене Газале открыто признал право имамата за женщинами22. Противники же допуска женщин к царскому венцу в своих возражениях основываются на хадисе, который сообщает, что Мухаммед, узнав о вступлении на персидский трон дочери царя Хосрова II Парвиза, сказал: «Племя, отдавшее государственные дела в руки женщины, обречено на гибель». Таким образом, служители фикха расходятся во мнении, может ли женщина быть монархом.
Ал-Маварди и Ибн Джамаа считают, что власть может быть получена тремя путями, т. е. что государем можно стать только в трех случаях: 1) избрания (посредством выбора на основе согласия); 2) предварительного признания (путем наследования); 3) благодаря силе (могуществу) или превосходству (победе). Оба автора первые два условия называют ихтийарийя (выборный), а третье — кахрийя (насильственный, принудительный) 23.
О том, как должен происходить выбор, авторы единого мнения не имеют. Некоторые считают, что имама должен выбирать весь народ, другие полагают, что для этого достаточно мнения небольшого числа людей, ссылаясь при этом на те принципы, которыми руководствовались при избрании первых халифов. Есть и такие авторы, которые утверждают, что правомочным можно считать избрание имама даже в том случае, если его единогласно поддержали пять самых авторитетных лиц.
Второй путь избрания, называемый ахд, состоял в назначении главой государства или имамом будущего наследника и принятии его всем народом. Лицо, за которым закреплялось право занять в будущем престол, называлось в мусульманских государствах вали ахд (наследник престола). Этот метод стал применяться еще при первом халифе, Абу Бакре, когда он решил, что после его смерти халифом должен стать Умар ибн ал-Хаттаб, и это его решение было принято мусульманской общиной. Когда пророк Мухаммед готовил поход на сирийский город Муту, на случай гибели командующего войсками он предусмотрел трех его преемников — Сайида ибн Харису, Джафара ибн Абу Талиба и Абдаллаха ибн Раваху, и, следуя этому принципу, было принято правило назначения владыками (халифами) после себя сразу до трех наследников.
Халиф Муавия I (661—680) впервые в исламской истории назначил наследником престола халифата своего сына Язида I и еще при жизни установил присягу наследнику престола. Омейядский халиф Валид ибн Абдаллах (705—715) был первым правителем, выбравшим наследниками сразу двух — племянника Умара ибн Абд ал-Азиза и брата Язида. Следуя этому правилу, основатель халифата Аббасидов Абу-л-Аббас Абдаллах (Саффах, 750—754) назначил своими престолонаследниками брата Мансура и Ису ибн Мусу. А когда Мансур (754—775), нарушив это правило, установил наследником своего сына Махди, это вызвало резкое недовольство улемов-законоведов, и до тех пор, пока Мансур открыто не объявил, что он отказывается считать Ису ибн Мусу своим наследником, улемы не признавали Махди. После этого случая законоведы долго спорили о том, может ли наследник, ставший государем, нарушать порядок наследования и самолично назначать себе нового наследника. И это право законоведами было отвергнуто. Первым халифом, предусмотревшим сразу трёх наследников, престола, был халиф Харун ар-Рашид (786—809). Ими были объявлены его сыновья Мамун и Мутамин. А когда один из них, Мамун (813—833), нарушив установление своего отца, назначил своим наследником шестого шиитского имама, Али ибн Мусу, и дал ему лакаб Ризы, улемы отвергли это решение и была принята присяга будущему халифу Ибрахиму, сыну Махди и дяде Мамуна. Однако халифат не достался ни Али, ни Ибрахиму, ибо обретший мощь Мутасим заставил улемов признать халифом его (833—842). Десятый аббасидский халиф, Мутаваккил (847—861), также назначил престолонаследниками подряд трех своих сыновей.
Третий путь обретения престола — опираясь на реальную силу или принуждение. Исламские правоведы считали, что в периоды смут, междоусобиц и внутренних войн, когда кто-то, не считаясь с присягой и даже не будучи престолонаследником, захватывает престол ради интересов мусульманского государства (для предотвращения и пресечения смут или внутренних войн), власть такого человека может быть признана. Ибн Джамаа в труде «Тахрир ал-калам» считает возможным признание власти такого узурпатора, даже если он невежда, самодур или кутила. Если же против такого правителя выступит кто-то другой и отберет у него престол, в этом случае надо признать власть последнего24. Таким образом получается, что по мусульманскому праву признается власть любого человека, силой захватившего престол, в том числе женщины.
В
исламской истории число владык,
занявших трон благодаря, своему
могуществу или победе, весьма велико.
Приведем несколько примеров. В
междоусобной войне, начавшейся
после смерти омейядского халифа
Муавии II (683), победу одержал Марван I
(683—685), которому присягнули в
августе
Мусульманские
женщины преуспевали на поприще
науки, фикха, литературы и в других
сферах умственной деятельности.
Они фактически не отставали от мужчин
и на политической арене. Говоря о их
роли в политической жизни, мы
имеем в виду выполнение женщинами
обязанностей видных
государственных чиновников, вали (губернаторов),
наибов (наместников, регентов) и,
наконец, державных владык. Здесь не
будет рассказано о женщинах,
которые управляли государством из-за
занавесок гарема, — о Хуррем-султан
(1504—1558)25, Косем-султан (1589—1651)26
и Турхан-султан, известных нам по
истории Турции; о завоевавшей
огромное влияние в империи
Моголов в Индии няньке падишаха
Акбара (1556—1605) Махым Анага или о
жене ильханидского султана Абу
Саида Бахадура (1316—1335) Багдад-хатун.
Ведь во все исторические времена во
всех частях света женщины,
оставаясь в тени, часто были
настоящими руководительницами
многих авторитетных политических
деятелей. Помимо тех нескольких женщин,
чьи имена приведены выше, можно
вспомнить еще, например, о
легендарной создательнице висячих
сйдов Вавилона Семирамиде, которая
на любом поприще затмевала своего
мужа Нинуса; о византийской императрице
Феодоре, которая воспрепятствовала
бегству своего мужа императора
Юстин-иана, напуганного восстанием;
о маркизе де Помпадур, мадам
Дюбарри и Марии Антуанетте во
Франции; о любимой жене императора
Индии Джахангира — Нур-Махал; о
последней императрице Китая, Ци-си,
и о многих других, женщинах.
* * *
В результате изысканий нам удалось установить в мусульманских государствах 20 женщин-государынь и 13 регентш. В этот список не включалась ни одна женщина, пока не было установлено наличия у нее таких признаков державной власти, как чеканка собственной монеты или упоминание ее имени в пятничной молитве (хутбе) или пока в письменных источниках не обнаруживались сведения о возвышении ее до положения монарха. Только об одной из этих 20 женщин-государынь — владычице острова Маликут, расположенного в Индийском океане юго-западнее Цейлона, к сожалению, никаких сведений обнаружить не удалось, как смогли мы узнать и ее имени. В исследовании мы старались соблюдать хронологическую последовательность в изложении сведений женщинах — державных владычицах, связанных друг другом родственными связями или межгосударственными отношениями. Исключение составляет раздел, где приведены сведения о Падишах-хатун, который поставлен раньше очерка об Абиш-хатун, и рассказ о Дёнди-хатун, идущий раньше материалов о повелительницах Мальдивских островов, о Фатьме Бике и о женщинах, правивших в султанате Аче на Суматре. Мы старались приводить и необходимые краткие сведения о государствах, которыми управляли женщины, и о современной им исторической обстановке.