ЖЕНЩИНЫ
– РЕГЕНТЫ
Многие европейские исследователи неверно понимали положение женщины в исламском обществе. Они выдвигали тезис о том, что мусульманская женщина на протяжении веков была рабой мужчины или же влачила жизнь затворницы. Между тем она обладала и правами и дееспособностью, обретя свой правовой статус намного раньше европейской женщины. Мусульманка твердо знала свои права в области торговли, могла распоряжаться своим имуществом и не отказывалась занять подобающее ей место в обществе.
Как уже отмечалось в начале книги, даже выполнение женщиной должности главы Дивана жалоб, считавшейся выше поста судьи, воспринималось в мумульманском обществе вполне нормальным явлением.
В правление султана Мурада III (1574—1595), когда Османская империя переживала взрыв религиозного фанатизма, среди государственных деятелей высшего ранга мы видим, в частности, управительницу султанского гарема Джанфеду. Она занимала при дворе более высокое положение, чем, скажем, Газанфар-ага, Шемс Ахмед-паша или автор «Тад ат-теварих» ходжа Саад ад-Дин-эфенди и другие сановники.
Ибн Халликан, восхваляя рассказчицу хадисов Шухда ал-Катибу, отмечал, что своим искусством каллиграфа она превосходила всех других мусульманских женщин-мастериц.
На стенах медресе, построенных знаменитым владыкой и ученым Улугбеком в Бухаре и Самарканде, высечены следующие слова из предания, приписываемого пророку Мухаммеду: «Изучение науки обязательно для каждого мусульманина — женщины и мужчины». Как в области науки или искусства, так и в политической жизни женщина-мусульманка время от времени находила возможность увековечить свое имя.
Некоторые из мусульманок сумели отличиться даже на военном поприще (это было, конечно, нечасто).
Первой в этом ряду стоит жена пророка Айша, которая в сражении «Джамал» была руководительницей воинов наряду с полководцами Талхи и Ибн Хубайрой. А когда халиф Муавия создал мусульманский флот и двинул его на завоевание Кипра, первой погибла в сражении воительница из арабского племени Хазрадж — Умм Харам1.
Историк ал-Балазури рассказывает также следующее об одном из омейядских полководцев, Мухаммеде ибн Касиме, которого по приказу халифа Сулеймана (715—717) заковали в цепи и доставили в Васит из Мултана (Индия), завоеванного еще в правление халифа Валида (705—715). Этот полководец выразил свое огорчение следующими словами: «Если бы я собрал вокруг своей ставки все разрозненные силы воинов, то готовые к сражению женщины и мужчины начисто вытоптали бы все вокруг»2.
В
В
РЕГЕНТ
СУБХ (САБИХА)
В
АНДАЛУЗСКОМ ОМЕЙЯДСКОМ
ГОСУДАРСТВЕ
Субх (Заря) происходила из страны басков и имела большое влияние на своего мужа — халифа ал-Хакама II (961—976). Авторы хроник отмечают, что она выделялась своей красотой, умом и предприимчивостью и еще при жизни мужа играла большую роль в выборе лиц, которым доверялось управление государством. Из многих кандидатур на одну из самых значительных при дворе должностей — казначея — она выбрала Ибн Аби Амира, который, по ее мнению, лучше других мог заботиться об интересах Кордовского халифата. Потакая желаниям Субх, 26-летний казначей государства регулярно отправлял ей ценные подарки. Некоторые историки (особенно Р. Дози) определенно пишут о существовании близких отношений между Субх и Ибн Аби Амиром.
Субх
родила двух сыновей, когда халиф ал-Хакам
был уже очень стар. Старший сын,
Аб ар-Рахман, умер ребенком, и
наследником остался младший —
Хишам. Помня о своем преклонном
возрасте, халиф хотел как можно
скорее провести присягу
малолетнему наследнику, тем более
что у монарха были живы братья и до
того не было прецедента, чтобы на
престоле Кордовского халифата
находился малолетний государь. 5
февраля
Вместо ал-Мушафи Субх стала поддерживать Ибн Аби Амира, а после его смерти обязанности хаджиба стал выполнять его сын Абд ал-Малик. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на сложные дворцовые интриги в Кордовском халифате, Субх в течение некоторого времени оказывала большое влияние на все государственные дела5.
РЕГЕНТ
СИТТ АЛ-МУЛУК (САЙЙИДА АЛ-МУЛУК)
В ГОСУДАРСТВЕ ФАТИМИДОВ
Созданное
в начале X в. в Северной Африке
государство Фатимидов в правление
ал-Мунзза (953—975) расширило свои
пределы за счет завоеванного в
Шестой фатимидский государь, ал-Хаким (996— 1021), предпринимал весьма жесткие и яростные меры для распространения шиизма в Египте, большинство населения которого было суннитами. Затем, подстрекаемый неким проповедником (даи) из секты батини, ал-Хаким объявил о своей божественности. Он начал издавать странные указы, запрещавшие женщинам выходить на улицу, шить женскую обувь, пользоваться музыкальными инструментами, пить вино, веселиться, заставлял евреев носить на шее колокольчик, а христиан — двухкилограммовый крест. Все это свидетельствовало о том, что ал-Хаким был душевнобольным человеком. И хотя первоначально при нем начало было развиваться градостроительство и повысился уровень благосостояния народа, но постепенно странности его начали вызывать недовольство, в стране усилились беспорядки, вызванные указами. Это обстоятельство вынудило сестру ал-Хакима Ситт ал-Мулук, пользовавшуюся авторитетом среди знати и понимавшую, к чему могут привести притеснения брата, принять неотложные меры. Сначала она заявила брату, что все его действия неоправданны и, если так будет продолжаться, он станет виновником падения династии. В ответ ал-Хаким стал угрожать Ситт ал-Мулук смертью и запретил ей встречаться с наиболее авторитетными деятелями государства6.
Поняв, что брат не образумится, Ситт ал-Мулук обратилась за помощью к командующему войсками Египта эмиру Сайф ад-Дауле Ибн Даввасу и однажды вечером встретилась с ним, чтобы выработать надлежащие меры против ал-Хакима. После того как Ибн Даввас выказал Ситт ал-Мулук верноподданнические чувства, она разъяснила ему опасность, которой оба они подвергаются, ибо претензии аль-Хакима на божественность, его гонения против суннитов и немусульман свидетельствуют о том, что его болезнь прогрессирует. Она добавила, что, если так будет продолжаться, произойдет восстание народа и династия погибнет.
Когда Ибн Даввас спросил о мерах, которые необходимо предпринять, Ситт ал-Мулук заявила, что ал-Хаким должен быть убит, а вместо него на престол следует возвести его сына, командующим же войсками и везиром станет Ибн Даввас.
Выдвигая
ради собственной безопасности этот
страшный проект, Ситт ал-Мулук
обещала Ибн Даввасу земли, деньги,
почести и богатые подарки. Затем
они подобрали двух верных черных
рабов и посадили их в засаду. На
следующий день (13 февраля
Освободившись от ал-Хакима, Ситт ал-Мулук заставила сановников принести присягу его сыну Абу-л-Хасану Али, нареченному именем аз-Захира-биллаха. В то время аз-Захир был 16-летним неопытным юношей. Он, естестественно, не мог пресечь беспорядки, возникшие в Египте и Сирии. Поэтому Ситт ал-Мулук стала регентшей при нем и, в свою очередь, назначила Ибн Давваса резиром. Через некоторое время в стране были водворены мир и спокойствие8.
Ситт
ал-Мулук в течение четырех лет была
фактическим и единственным главой
государства Фатимидов9. Как
отмечает источник, в ее регентство
жизнь в государстве была
благополучной, казна полна денег и
люди спокойно занимались своими
делами. «Затем ее постигла
неизлечимая болезнь, и она умерла»10.
Весьма вероятно, что это была
холера, эпидемия которой вспыхнула
в голодный
При наследнике аз-Захира ал-Мустансире (1036—1094) некоторое время регентшей была его мать — султанская наложница с Занзибара. Правление ал-Мустансира было длительным, но бесславным, и государство Фатимидов стало клониться к упадку. Прежде пышный халифский двор превратился в арену кровопролитных сражений между неграми и тюрками, заполнившими Каир во время регентства. Положение усугубил голод, длившийся семь лет, и лишь с приходом к власти деятельного царедворца Бадра ал-Джамали страна на некоторое время обрела спокойствие и мир.
РЕГЕНТ
РЕЯ САЙЙИДА-ХАТУН
После
падения государства Бувейхидов
некоторые представители этого рода
стали правителями различных
областей. После того как умерли
владетель Рея, Хамадана и Исфахана
Рукн ад-Даула, его преемник Кабус
ибн Вушмагир и зять последнего —
Фахр ад-Даула Абу-л-Хасан Али, в
Вероятно, Маджд ад-Даула вырос безвольным и слабым человеком, потому что и в течение десяти лет после его возведения на престол Саййида-хатун оставалась единовластной государыней. Еще дважды (в 1007 и 1016 гг.) Маджд ал-Даула вступал на престол, но оба раза проявлял свою непригодность к управлению. Его частые устранения от государственных дел были замечены соседними государями, которые неоднократно пытались захватить земли Рея. Историк этого периода Кей-Кавус ибн Искандер в книге «Кабус-наме» рассказывает, в частности, как Саййида-хатун благодаря своей находчивости сумела отразить опасность, которой верглись ее владения.
Газневидский султан Махмуд ибн Сёбюк-Тегин (998—1030) решил воспользоваться тем, что владетель Рея Маджд ад-Даула еще ребенок, и подчинить область Рея себе. Для этого он направил к Саййиде-хатун посла, который потребовал у нее упоминания имени султана Махмуда в пятничной молитве (хутбе) и чеканки его на монетах. Он пригрозил, что если это требовг не будет удовлетворено, то газневидские войска захватят Рей и казнят Саййиду-хатун. Когда посол передал Саййиде-хатун этот ультиматум, она ответила так: «Скажи султану Махмуду, что, пока был жив мой муж Фахр ад-Даула, он постоянно опасался нападения султана на Рей. А когда муж умер, то я перестала беспокоиться об этом. По моему убеждению, султан Махмуд — властелин достаточно умный, он понимает, что ему не подобает воевать с женщиной. Известно, что опасным бывает не только лев, но и львица. Если он все же решится напасть, то всевышний Господь знает, что я не побегу и буду сражаться. И произойдет одно из двух: или победа будет за мной, или же я буду побеждена. Если победа окажется на моей стороне, то я разошлю по всему миру послания о том, что я одолела султана Махмуда, и буду гордиться тем, что победила султана, у ног которого было более ста властителей. И как только он будет разбит мною, по всему миру разнесется слух, что султан Махмуд разгромлен женщиной, его имя исчезнет. И не будет для него большего стыда, как людские пересуды о разгроме султана Махмуда женщиной. Если же победа достанется ему и он одолеет меня, то это не принесет ему ни славы ни гордости и никакие поэты его в своих стихах восхвалять не будут, ибо это победа над женщиной!»
Ознакомившийся
с посланием Саййиды-хатун, султан
Махмуд ни разу при ее жизни никаких
действий против Рея не
предпринимал. Когда же ее не стало,
то султан Махмуд тут же, в
Саййида-хатун была регентом 39 лет.
РЕГЕНТ
ТУРКАН-ХАТУН В ГОСУДАРСТВЕ
СЕЛЬДЖУКИДОВ
Знакомя читателя с теми мусульманскими государынями и регентами, сведения о которых удалось раздобыть, мы не можем оставить в стороне любопытный пример высочайшего положения женщины в тюркских обществах. Такое положение занимали две Туркан-хатун: одна — жена сельджукского султана Мелик-шаха (1072—1092), вторая — мать хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда (1200—1220).
Хотя
эти две женщины и не располагали
символами государственной власти,
в действительности они были более
могущественными и влиятельными,
чем сами монархи.
Первая Туркан-хатун является одной из виднейших женщин в истории тюрок. Она происходила из рода Ка-раханидских государей, и, после того как стала женой султана Мелик-шаха, в ее распоряжении оказалась личная гвардия численностью до 12 тыс. всадников. Будучи первой женой султана, Туркан-хатун еще при жизни Мелик-шаха предпринимала решительные меры к тому, чтобы наследником престола стал ее тогда четырехлетний сын Махмуд, а не Бёркийарук, сын другой жены султана. Добивалась она также и того, чтобы ее внук, Джафар, родившийся от брака ее дочери Мак-Малик с халифом Муктади (1075—1094), в будущем занял халифский престол.
Честолюбивым замыслам Туркан-хатун противился знаменитый везир Низам ал-Мулк, и она делала отчаянные попытки, чтобы свергнуть его и назначить везиром султана своего царедворца Тадж ал-Мулка. Вскоре Низам ал-Мулк был убит исмаилитами, и тогда ей удалось достигнуть своей цели. Наследником престола был назначен ее сын Махмуд. После этого Туркан-хатун истратила 20 млн. динаров на попытку возвести на халифский престол своего внука, но это ее желание не осуществилось благодаря фетве знаменитого богослова Газали.
После
смерти султана Мелик-шаха Туркан-хатун
сумела возвести своего сына на
султанский престол (26 ноября
РЕГЕНТ
ИНАНДЖ-ХАТУН В ГОСУДАРСТВЕ
СЁКМАНИДОВ
Государство
Сёкманидов со столицей в Хилате
было образовано в
Сёкман
II правил 56 лет (до
РЕГЕНТ
ДАИФА (ШАФИЙЯ)-ХАТУН В ХАЛЕБЕ
Дочь
айюбидского владетеля Египта ал-Малика
ал-Адиля (1200—1218) родилась в
После
ал-Малика ал-Адиля Халебом стал
править ал-Малик аз-Захир. Он был
женат на сестре Даифы-хатун —
Газийе-хатун, но, когда последняя
умерла, ал-Малик аз-Захир женился на
Даифе-хатун 15. После-смерти ал-Малика
аз-Захира в
Еще
при жизни ал-Малика ал-Азиза эмиры
присягнули на верность его сыну
Насиру Юсуфу. В
Даифа-хатун
умерла 11 джумада I
РЕГЕНТ
ГАЗИЙЯ-ХАТУН В ХАМЕ
Газийя-хатун являлась племянницей Даифы-хатун, дочерью и внучкой ал-Малика ал-Камила и ал-Малика ал-Адиля. Она также приходилась сестрой владетелю Египта ал-Малику ас-Салиху и золовкой знаменитой Шаджарат ад-Дурр.
Прибытие
Газийи-хатун в Хаму относится к
Когда
умер ал-Малик ал-Музаффар П, престол
эмирата Хамы занял его сын ал-Малик
ал-Мансур II (правил в 1244—1284 гг.).
Однако из-за его малолетства
регентом эмирата Хамы была
определена Газийя-хатун. Когда же
ал-Мансур достиг совершеннолетия,
Газийя-хатун сложила с себя
полномочия регента. Умерла Газийя-хатун
в месяце зу-л-када
РЕГЕНТ
СЮЮМБИКЕ-ХАТУН В КАЗАНИ
Дочь ногайского хана Юсуфа Мирзы Сююмбике по сватовству прорусских мурз и с одобрения царя Российского государства была очень рано выдана замуж за слабохарактерного казанского правителя Джанали (был ханом в 1531—1533 гг.). Сююмбике, как отмечали хронисты того времени, отличалась красотой и недюжинным умом. Ее не устраивало то обстоятельство, что муж ее был вассалом царя. В то время в Казани действовала группа противников русской ориентации.
Во
время поездки Джанали в Москву
Сююмбике вышла замуж за нового
казанского хана, Сафа-Гирея (в
В
Царь
Иван Грозный решил использовать
беспорядки в ханстве и в
В
конце концов русская армия
одержала победу. Когда царские
войска вошли в Казань, они пленили
Сююмбике и молодого Утямыш-Гирея. В
дальнейшем сын Сююмбике Утямыш-Гирей
был крещен и наречен именем
Александра. В конце
В
Казани как память о Сююмбике
остался минарет (башня) ее имени
высотой 75 м20.
Таким
образом, из приведенных примеров мы
видим, что регентами при малолетних
правителях мусульманских
государств нередко становились их
матери, бабушки или сестры.
Революции
и перевороты XX столетия в различных
странах мусульманского мира в
корне изменили их социальную
структуру и государственный строй.
В этот период был упразднен
институт халифата, являвшийся
выражением мусульманской
теократии, распались великие
империи, на их месте возникли новые
национальные государства.
После
великих преобразований Ататюрка в
Турции, ставших примером для многих
мусульманских стран, права женщин в
этих странах стали более полными и
борьба за признание этих прав уже
перестала быть делом только узкой
кучки интеллектуалов, она
переросла в идею, принятую всем
обществом. Например, в Пакистане,
где большинство жителей являются
фанатичными мусульманами, на
выборах в конце
Примеры, взятые из исторического прошлого и современной жизни, свидетельствуют о том, что исламская религия не ограничивает права женщины. В средневековых общинах, принявших ислам, женщина запиралась в гаремах только в богатых городских семьях. Тем не менее и в таких условиях некоторые женщины, выросшие в семьях ученых и образованных людей, преуспевали в попытках освободиться от средневековых пут.