ЖЕНЩИНЫ – РЕГЕНТЫ

 

Многие европейские исследователи неверно понимали положение женщины в исламском обществе. Они выдвигали тезис о том, что мусульманская женщина на протяжении веков была рабой мужчины или же влачила жизнь затворницы. Между тем она обладала и правами и дееспособностью, обретя свой правовой статус намного  раньше  европейской  женщины.  Мусульманка твердо знала свои права в области торговли, могла распоряжаться своим имуществом и не отказывалась занять подобающее ей место в обществе.

Как уже отмечалось в начале книги, даже выполнение женщиной должности главы Дивана жалоб, считавшейся выше поста судьи, воспринималось в мумульманском обществе вполне нормальным явлением.

В правление султана Мурада III (1574—1595), когда Османская империя переживала взрыв религиозного фанатизма, среди государственных деятелей высшего ранга мы видим, в частности, управительницу султанского гарема Джанфеду. Она занимала при дворе более высокое положение, чем, скажем, Газанфар-ага, Шемс Ахмед-паша или автор «Тад ат-теварих» ходжа Саад ад-Дин-эфенди и другие сановники.

Ибн Халликан, восхваляя рассказчицу хадисов Шухда ал-Катибу, отмечал, что своим искусством каллигра­фа она превосходила всех других мусульманских жен­щин-мастериц.

На стенах медресе, построенных знаменитым влады­кой и ученым Улугбеком в Бухаре и Самарканде, высе­чены следующие слова из предания, приписываемого пророку Мухаммеду: «Изучение науки обязательно для каждого мусульманина — женщины и мужчины». Как в области науки или искусства, так и в политической жиз­ни женщина-мусульманка время от времени находила возможность увековечить свое имя.

Некоторые из мусульманок сумели отличиться даже на военном поприще (это было, конечно, нечасто).

Первой в этом ряду стоит жена пророка Айша, которая в сражении «Джамал» была руководительни­цей воинов наряду с полководцами Талхи и Ибн Хубайрой. А когда халиф Муавия создал мусульманский флот и двинул его на завоевание Кипра, первой погиб­ла в сражении воительница из арабского племени Хазрадж — Умм Харам1.

Историк ал-Балазури рассказывает также следую­щее об одном из омейядских полководцев, Мухаммеде ибн Касиме, которого по приказу халифа Сулеймана (715—717) заковали в цепи и доставили в Васит из Мултана (Индия), завоеванного еще в правление хали­фа Валида (705—715). Этот полководец выразил свое огорчение следующими словами: «Если бы я собрал вокруг своей ставки все разрозненные силы воинов, то готовые к сражению женщины и мужчины начисто вы­топтали бы все вокруг»2.

В 1600 г., когда правитель империи Великих Мого­лов Акбар (1542—1605) совершил мощное вторжение в государство, созданное в 1494 г. Ахмед Низам-шахом, наступление потерпело провал только благодаря реген­ту султаната — женщине по имени Джанд Биби. Мно­гие исторические хроники отмечают ее бесстрашие в войне против Акбара.

В 1857 г. во время войны алжирцев Кабилии с фран­цузскими колониальными войсками душой сопротивле­ния являлась женщина по имени Лалла Фатима.

 

РЕГЕНТ СУБХ (САБИХА)

В АНДАЛУЗСКОМ ОМЕЙЯДСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

Субх (Заря) происходила из страны басков и имела большое влияние на своего мужа — халифа ал-Хакама II (961—976). Авторы хроник отмечают, что она выделялась своей красотой, умом и предприимчивостью и еще при жизни мужа играла большую роль в выборе лиц, которым доверялось управление государством. Из многих кандидатур на одну из самых значительных при дворе должностей — казначея — она выбрала Ибн Аби Амира, который, по ее мнению, лучше других мог заботиться об интересах Кордовского халифата. Потакая желаниям Субх, 26-летний казначей государства регулярно отправлял ей ценные подарки. Некоторые историки (особенно Р. Дози) определенно пишут о существовании близких отношений между Субх и Ибн Аби Амиром.

Субх родила двух сыновей, когда халиф ал-Хакам был  уже очень стар. Старший    сын, Аб ар-Рахман, умер ребенком, и наследником остался младший — Хишам. Помня о своем преклонном возрасте, халиф хотел как можно скорее провести присягу малолетнему наследнику, тем более что у монарха были живы братья и до того не было прецедента, чтобы на престоле Кордовского халифата находился малолетний государь. 5 февраля 976 г. халиф ал-Хакам II пригласил эмиров для подписания указа о назначении его сына Хишама наследником престола. Ни один эмир не решился уклониться от подписи под документом. Копии документа были затем разосланы во все африканские владения халифата, где они также были подписаны всеми наместниками провинций. 1 октября 976 г. халиф ал-Хакам II скончался, будучи уверен, что его сын займет отцовский престол. По приказу хаджиба (первого министра) двора ал-Мушафиа и вдовы халифа Субх везир ал-Мансур во главе войск 7 октября доставил  10-летнего халифа в столицу. Новый халиф, Хишам II, был показан народу3. После этого встал вопрос о назначении при нем регента. И вполне естественно, регентшей малолетнего сына стала Субх — с помощью двух царедворцев. Хотя Мехмед Зихни и пишет, что Субх была утверждена в этой должности единогласно, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что такое официальное избрание состоялось. Кстати, Р. Дози об этом ничего не пишет, другие же историки отмечают только, что Субх действительно являлась регентшей4.

Вместо ал-Мушафи Субх стала поддерживать Ибн Аби Амира, а после его смерти обязанности хаджиба стал выполнять его сын Абд ал-Малик. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на сложные дворцовые интриги в Кордовском халифате, Субх в течение неко­торого времени оказывала большое влияние на все го­сударственные дела5.

 

РЕГЕНТ СИТТ АЛ-МУЛУК (САЙЙИДА АЛ-МУЛУК)

В ГОСУДАРСТВЕ ФАТИМИДОВ

 

Созданное в начале X в. в Северной Африке государ­ство Фатимидов в правление ал-Мунзза (953—975) рас­ширило свои пределы за счет завоеванного в 969 г. Егип­та. Фатимидский полководец Джаухар захватил Каир и вскоре построил там крепость и знаменитую мечеть Ал-Азхар. Основатель государства Фатимидов Махди счи­тался 14-м потомком пророка Мухаммеда, и его наслед­ники почти 200 лет представляли династию шиитских халифов в Египте. Пределы государства Фатимидов про­стирались на западе до Сицилии и Сардинии, а на во­стоке доходили до реки Нахр ал-Аси в Сирии. В состав государства входили также города Халеб, Мекка и Ме­дина.

Шестой фатимидский государь, ал-Хаким (996— 1021), предпринимал весьма жесткие и яростные меры для распространения шиизма в Египте, большинство на­селения которого было суннитами. Затем, подстрекае­мый неким проповедником (даи) из секты батини, ал-Хаким объявил о своей божественности. Он начал из­давать странные указы, запрещавшие женщинам выхо­дить на улицу, шить женскую обувь, пользоваться музыкальными инструментами, пить вино, веселиться, заставлял евреев носить на шее колокольчик, а хри­стиан —  двухкилограммовый крест. Все это свидетель­ствовало о том, что ал-Хаким был душевнобольным че­ловеком. И хотя первоначально при нем начало было развиваться градостроительство и повысился уровень благосостояния народа,  но постепенно странности его начали вызывать недовольство, в стране усилились беспорядки, вызванные указами. Это обстоятельство вынудило сестру ал-Хакима Ситт ал-Мулук, пользовавшуюся авторитетом среди знати и понимавшую, к чему могут привести притеснения брата, принять неотложные меры. Сначала она заявила брату, что все его действия неоправданны и, если так будет продолжаться, он станет виновником падения династии. В ответ ал-Хаким стал угрожать Ситт ал-Мулук смертью и запретил ей встречаться  с наиболее авторитетными деятелями государства6.

Поняв, что брат не образумится, Ситт ал-Мулук обратилась за помощью к командующему войсками Египта эмиру Сайф ад-Дауле Ибн Даввасу и однажды вечером встретилась с ним, чтобы выработать надлежащие меры против ал-Хакима. После того как Ибн Даввас выказал Ситт ал-Мулук верноподданнические чувства, она разъяснила ему опасность, которой оба они подвергаются,  ибо претензии аль-Хакима на божественность, его гонения против суннитов и немусульман свидетельствуют о том, что его болезнь прогрессирует. Она добавила, что, если так будет продолжаться, произойдет восстание народа и династия погибнет.

Когда Ибн Даввас спросил о мерах, которые необходимо предпринять, Ситт ал-Мулук заявила, что ал-Хаким должен быть убит, а вместо него на престол следует возвести его сына, командующим же войсками и везиром станет Ибн Даввас.

Выдвигая ради собственной безопасности этот страшный проект, Ситт ал-Мулук обещала Ибн Даввасу земли, деньги, почести и богатые подарки. Затем они подобрали двух верных черных рабов и посадили их в засаду. На следующий день (13 февраля 1021 г.) рабы внезапно набросились на ал-Хакима, убили его и тело доставили в имение Ситт ал-Мулук. Как отмечают историки, тело убитого ал-Хакима было зарыто в ее имении 7.

Освободившись от ал-Хакима, Ситт ал-Мулук заставила сановников принести присягу его сыну Абу-л-Хасану Али, нареченному именем аз-Захира-биллаха. В то время аз-Захир был 16-летним неопытным юношей. Он, естестественно, не мог пресечь беспорядки, возникшие в Египте и Сирии. Поэтому Ситт ал-Мулук стала регентшей при нем и, в свою очередь, назначила Ибн Давваса резиром. Через некоторое время в стране были водво­рены мир и спокойствие8.

Ситт ал-Мулук в течение четырех лет была факти­ческим и единственным главой государства Фатимидов9. Как отмечает источник, в ее регентство жизнь в госу­дарстве была благополучной, казна полна денег и люди спокойно занимались своими делами. «Затем ее постиг­ла неизлечимая болезнь, и она умерла»10. Весьма ве­роятно, что это была холера, эпидемия которой вспых­нула в голодный 415 г.х. (1024 г.), но источник об этом не говорит.

При наследнике аз-Захира ал-Мустансире (1036—1094) некоторое время регентшей была его мать — сул­танская наложница с Занзибара. Правление ал-Мустансира было длительным, но бесславным, и государство Фатимидов стало клониться к упадку. Прежде пышный халифский двор превратился в арену кровопролитных сражений между неграми и тюрками, заполнившими Каир во время регентства. Положение усугубил голод, длившийся семь лет, и лишь с приходом к власти дея­тельного царедворца Бадра ал-Джамали страна на не­которое время обрела спокойствие и мир.

 

РЕГЕНТ РЕЯ САЙЙИДА-ХАТУН

 

После падения государства Бувейхидов некоторые представители этого рода стали правителями различных областей. После того как умерли владетель Рея, Хамадана и Исфахана Рукн ад-Даула, его преемник Кабус ибн Вушмагир и зять последнего — Фахр ад-Даула Абу-л-Хасан Али, в 997 г. оставался в живых лишь ма­лолетний сын Абу-л-Хасана Али Маджд ад-Даула Абу Талиб Рустам. Регентом при нем была назначена его мать Саййида-хатун, происходившая из владетельного рода, и, пока мальчик не достиг совершеннолетия, она управляла государственными делами.

Вероятно, Маджд ад-Даула вырос безвольным и сла­бым человеком, потому что и в течение десяти лет пос­ле его возведения на престол Саййида-хатун оставалась единовластной государыней. Еще дважды (в 1007 и 1016 гг.) Маджд ал-Даула вступал на престол, но оба раза проявлял свою непригодность к управлению. Его частые устранения от государственных дел были замечены соседними государями, которые неоднократно пытались захватить земли Рея. Историк этого периода Кей-Кавус ибн Искандер в книге «Кабус-наме» рассказывает, в частности, как Саййида-хатун благодаря своей находчивости сумела отразить опасность, которой верглись ее владения.

Газневидский султан Махмуд ибн Сёбюк-Тегин (998—1030) решил воспользоваться тем, что владетель Рея Маджд ад-Даула еще ребенок, и подчинить область Рея себе. Для этого он направил к Саййиде-хатун посла, который потребовал у нее упоминания имени султана Махмуда в пятничной молитве (хутбе) и чеканки его на монетах. Он пригрозил, что если это требовг не будет удовлетворено, то газневидские войска захватят Рей и казнят Саййиду-хатун. Когда посол передал Саййиде-хатун этот    ультиматум, она ответила так: «Скажи султану Махмуду, что, пока был жив мой муж Фахр ад-Даула, он постоянно опасался нападения султана на Рей. А когда муж умер, то я перестала беспокоиться об этом. По моему убеждению, султан Махмуд — властелин  достаточно  умный,  он  понимает, что ему не подобает воевать с женщиной. Известно, что опасным бывает не только лев, но и львица. Если он все же решится напасть, то всевышний Господь знает, что я не побегу и буду сражаться. И произойдет одно из двух: или победа будет за мной, или же я буду побеждена.  Если  победа  окажется  на  моей  стороне, то я разошлю по всему миру послания о том, что я одолела султана Махмуда,  и  буду гордиться тем, что победила султана, у ног которого было более ста властителей. И как только он будет разбит мною, по всему миру разнесется слух, что султан Махмуд разгромлен женщиной, его имя исчезнет. И не будет для него большего стыда, как людские пересуды о разгроме султана Махмуда женщиной.  Если же победа достанется ему и он одолеет меня, то это не принесет ему ни славы ни гордости и никакие поэты его в своих стихах восхвалять не будут, ибо это победа над женщиной!»

Ознакомившийся с посланием Саййиды-хатун, султан Махмуд ни разу при ее жизни никаких действий против Рея не предпринимал. Когда же ее не стало, то султан Махмуд тут же, в  1029 г., присоединил Рей к своим владениям 11.  

Саййида-хатун была регентом 39 лет.

 

РЕГЕНТ ТУРКАН-ХАТУН В ГОСУДАРСТВЕ СЕЛЬДЖУКИДОВ

 

Знакомя читателя с теми мусульманскими государы­нями и регентами, сведения о которых удалось раздо­быть, мы не можем оставить в стороне любопытный при­мер высочайшего положения женщины в тюркских об­ществах. Такое положение занимали две Туркан-хатун: одна — жена сельджукского султана Мелик-шаха (1072—1092), вторая — мать хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда (1200—1220).

Хотя эти две женщины и не располагали символами государственной власти, в действительности они были более могущественными и влиятельными, чем сами мо­нархи.

Первая Туркан-хатун является одной из виднейших женщин в истории тюрок. Она происходила из рода Ка-раханидских государей, и, после того как стала женой султана Мелик-шаха, в ее распоряжении оказалась лич­ная гвардия численностью до 12 тыс. всадников. Будучи первой женой султана, Туркан-хатун еще при жизни Мелик-шаха предпринимала    решительные меры к тому, чтобы наследником престола стал ее тогда четырехлет­ний сын Махмуд, а не Бёркийарук, сын другой жены султана. Добивалась она также и того, чтобы ее внук, Джафар, родившийся от брака ее дочери Мак-Малик с халифом Муктади (1075—1094), в будущем занял ха­лифский престол.

Честолюбивым замыслам Туркан-хатун противился знаменитый везир Низам ал-Мулк, и она делала от­чаянные попытки, чтобы свергнуть его и назначить везиром султана своего царедворца Тадж ал-Мулка. Вскоре Низам ал-Мулк был убит исмаилитами, и тогда ей уда­лось достигнуть своей цели. Наследником престола был назначен ее сын Махмуд. После этого Туркан-хатун ис­тратила 20 млн. динаров на попытку возвести на халифский престол своего внука, но это ее желание не осуществилось благодаря фетве знаменитого богослова Газали.

После смерти султана Мелик-шаха Туркан-хатун сумела возвести своего сына на султанский престол (26 ноября 1092 г.)  и заставила упоминать его имя в хутбе, а сама стала регентшей при малолетнем султане. Добившись этого, она решила уничтожить другого претендента на султанский престол — Бёркийарука. Для этого  Туркан-хатун  послала на Исфахан войска под командованием эмира Гюр-Буги, а вслед за ним отправилась  и  сама.  Однако  сторонники  погибшего  везира Низам ал-Мулка сумели увезти 14-летнего Бёркийарука в Рей, где объявили его султаном Сельджукской империи. Войска Туркан-хатун были разбиты, но она, чтобы вернуть утерянное могущество, обратилась к двоюродному брату Мелик-шаха Исмаилу с предложением жениться на ней, с тем чтобы обрести возможность захвата султанского престола. Исмаил принял предложение, однако против этого союза выступили эмиры. Тогда Туркан-хатун обратилась с тем же предложением к другому сельджукскому  принцу, Тутушу, и тот   выстум с войсками против Бёркийарука. Однако вскоре Туркан-хатун была убита людьми, подосланными сторонниками Бёркийарука 12.

 

РЕГЕНТ ИНАНДЖ-ХАТУН В ГОСУДАРСТВЕ СЁКМАНИДОВ

 

Государство Сёкманидов со столицей в Хилате было образовано в  1100 г. Сёкманом ал-Кутби, вольноотпущенником тюркского эмира Кутб ад-Дина Исмаила. Государство это просуществовало около ста лет. В 1127 г. после смерти Ибрахима ибн Сёкмана престол занял его малолетний сын Сёкман II. Регентом при нем была значена  его  мать Инандж-хатун, однако  сколько лет она управляла государством и на каких условиях, установить трудно, ибо в источниках сведений об этом почти нет. История государства Сёкманидов еще не исследована, и мы ограничиваемся здесь лишь знакомством читателя еще с одной женщиной-регентом.

Сёкман II правил 56 лет (до 1183 г.). По свидетельству Ибн Асира, ему наследовал его вольноотпущенник Бек-Тимур, которого признали правителем и эмиры и народ. Бек-Тимур в конце своего правления очень возгордился, стал величать себя «великим султаном» и заставлял оказывать себе весьма пышные почести. Затем он был убит своим же зятем Хазар-Динаром 13.

 

РЕГЕНТ ДАИФА (ШАФИЙЯ)-ХАТУН В ХАЛЕБЕ

 

Дочь айюбидского владетеля Египта ал-Малика ал-Адиля (1200—1218) родилась в 582 г.х. (1186 г.) в Ха­лебе, где ее отец был наместником султана. По сооб­щениям Ибн Адима и Мунаджжимбаши, Даифа-хатуи родилась в тот момент, когда в Халебе гостили видные эмиры, и отец в их честь дал ей имя Даифа (Гостеприимная) 14.

После ал-Малика ал-Адиля Халебом стал править ал-Малик аз-Захир. Он был женат на сестре Даифы-хатун — Газийе-хатун, но, когда последняя умерла, ал-Малик аз-Захир женился на Даифе-хатун 15. После-смерти ал-Малика аз-Захира в 1216 г. Халебом стал править сын Даифы-хатун ал-Малик ал-Азиз, хотя у него был старший брат ал-Малик ас-Салих. Тот не мог быть правителем из-за того, что его мать была налож­ницей 16.

Еще при жизни ал-Малика ал-Азиза эмиры присяг­нули на верность его сыну Насиру Юсуфу. В 634 г. х., (1236 г.) ал-Малйк ал-Азиз умер, и всеми государст­венными делами от имени семилетнего внука Насира Юсуфа стала управлять Даифа-хатун. В 635-г. х. (1237 г.) Даифа-хатун восстановила дружественные от­ношения между враждовавшими владетелями Халеба и Хомса. Все свои распоряжения Даифа-хатун проводила в жизнь через двух доверенных эмиров. Все официаль­ные бумаги Халеба проходили через руки Даифы-хатун и отправлялись по назначению с ее резолюцией. Ибн Адим утверждает, что она мастерски управляла Хале­бом в течение шести лет.

Даифа-хатун умерла 11 джумада I 640 г.х. (6 нояб­ря 1242 г.) и была похоронена в гробнице цитадели Халеба. Её внуку Насиру Юсуфу в то время было 13 лет. Выставленные им свидетели доказали его способность руководить халебским эмиратом, и он беспрепятственно занял его престол.

 

РЕГЕНТ ГАЗИЙЯ-ХАТУН В ХАМЕ

 

Газийя-хатун  являлась  племянницей   Даифы-хатун, дочерью и внучкой ал-Малика ал-Камила и ал-Малика ал-Адиля. Она также приходилась сестрой владетелю Египта ал-Малику ас-Салиху и золовкой знаменитой Шаджарат ад-Дурр.

Прибытие Газийи-хатун в Хаму относится к 629 г.х., (1231 г.), когда она стала женой владетеля Хамы ал-Малика ал-Музаффара II (1229—1244). Она родила Малику ал-Музаффару трех дочерей и трех сыновей. Известны имена двух дочерей — Малика-хатун и Дунйа-хатун, сыновей ее звали Умар (он умер еще ребенком), ал-Малик ал-Мансур и  ал-Музаффар Али. Последний является отцом знаменитого историка Абу-л-Фиды. Таким образом, Абу-л-Фида приходился внуком Газийя-хатун.

Когда умер ал-Малик ал-Музаффар П, престол эмирата Хамы занял его сын ал-Малик ал-Мансур II (правил в 1244—1284 гг.). Однако из-за его малолетства регентом эмирата Хамы была определена Газийя-хатун. Когда же ал-Мансур достиг совершеннолетия, Газийя-хатун сложила с себя полномочия регента. Умерла Газийя-хатун в месяце зу-л-када 656 г. х. (ноябрь 1258 г.)

 

РЕГЕНТ СЮЮМБИКЕ-ХАТУН В КАЗАНИ

 

Дочь ногайского хана Юсуфа Мирзы Сююмбике по сватовству прорусских мурз и с одобрения царя Российского государства была очень рано выдана замуж за слабохарактерного казанского правителя Джанали (был ханом в 1531—1533 гг.). Сююмбике, как отмечали хронисты того времени, отличалась красотой и недюжинным умом. Ее не устраивало то обстоятельство, что муж ее был вассалом царя. В то время в Казани действовала группа противников русской ориентации.

Во время поездки Джанали в Москву Сююмбике вышла замуж за нового казанского хана, Сафа-Гирея (в 1536 г.), который правил ханством в 1533—1549 гг. и также был противником русской ориентации. Вскоре под влиянием как отца, так и нового мужа Сююмбике стала во главе антирусской оппозиции18.

В 1549 г. Сафа-Гирей внезапно умер, и в Казани начались беспорядки. Поскольку ханство нуждалось в твердом и влиятельном правительстве, сановники возвели на ханский престол трехлетнего сына Сафа-Гирея я Сююмбике — Утямыш-Гирея, а его мать стала регентом 19.

Царь Иван Грозный решил использовать беспорядки в ханстве и в 1550 г. попытался захватить Казань. Он сам возглавил войско и в течение недели осаждал город. В ходе долгих и жестоких сражений сторонники Сююмбике оказали Ивану IV упорное сопротивление. Сама она выказала недюжинную храбрость, что принесло ей немалую славу.

В конце концов русская армия одержала победу. Когда царские войска вошли в Казань, они пленили Сююмбике и молодого Утямыш-Гирея. В дальнейшем сын Сююмбике Утямыш-Гирей был крещен и наречен именем Александра. В конце 1551 г. Казанское ханство было окончательно присоединено к России.

В Казани как память о Сююмбике остался минарет (башня) ее имени высотой 75 м20.

Таким образом, из приведенных примеров мы видим, что регентами при малолетних правителях мусульманских государств нередко становились их матери, бабушки или сестры.

Революции и перевороты XX столетия в различных странах мусульманского мира в корне изменили их социальную структуру и государственный строй. В этот период был упразднен институт халифата, являвшийся выражением мусульманской теократии, распались великие империи, на их месте возникли новые национальные государства.

После великих преобразований Ататюрка в Турции, ставших примером для многих мусульманских стран, права женщин в этих странах стали более полными и борьба за признание этих прав уже перестала быть делом только узкой кучки интеллектуалов, она переросла в идею, принятую всем обществом. Например, в Пакистане, где  большинство жителей являются  фанатичными мусульманами, на выборах в конце 1964 г. сестра основателя государства Мухаммеда Али Джинны — Фатима Джинна была избрана членом парламента, и ее избрание было поддержано и мусульманами-фанатиками. В современных мусульманских странах женщины занимают должности, требующие большой дееспособности и инициативы. Так, послом Пакистана в Италии была Лийакат Али  Рана, послом Пакистана в Марокко — Шайесте Икрамуллах, министром народного образования Республики Бангладеш — Махмуда Салим, председателем пакистанского Общества Красного Полумесяца — Вакар  ан-Ниса Ноон.  В  Ираке, в правительстве Касема, министром муниципалитетов была Назиха Дулайми, а посланником Ирака в ФРГ была Сурийя ал-Ходжа.

Примеры, взятые из исторического прошлого и современной жизни, свидетельствуют о том, что исламская религия не ограничивает права женщины. В средневековых общинах, принявших ислам, женщина запиралась в гаремах только в богатых городских семьях. Тем не менее и в таких условиях некоторые женщины, выросшие в семьях ученых и образованных людей, преуспевали в попытках освободиться от средневековых пут.

Сайт управляется системой uCoz