ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы проследили судьбы 19 (из 20) женщин, которые, как удалось установить, занимали престолы в различных мусульманских странах. Двенадцать из них правили в государствах, существовавших на землях Индии, Египта, Ирана и Ирака, одна — на территории, ныне входящей в состав Советского Союза, а семь остальных — на Мальдивских островах и в Индонезии.
Вступление
женщин на престолы мусульманских
государств началось с первой
половины. XIII в., когда над
находившимся в состоянии полного
упадка Аббасидским халифатом уже
нависла угроза его окончательного
разгрома монголами. Это не
случайное совпадение: даже после
полной потери государством
Аббасидов своего престижа и
авторитета и образования на
территориях когда-то огромной
империи множества крупных и мелких
государств все новые правители
могли утверждаться у власти,
только получив инвеституру халифа.
До самого разгрома Аббасидского
государства и взятия монголами в
Следует
учитывать и другой фактор:
внедрявшиеся с X в. в мусульманский
мир тюрки, создавая новые
государства и занимая в них высшие
должности, заставили общество
принять ряд новых взглядов и
традиций, связанных с тюркским
обычным правом. К концу монгольских
завоеваний эти представления
полностью возобладали в
государствах, вновь образованных
на халифатских землях. Если не
считать островов Индийского океана
и Индонезии, то все женщины,
занявшие престол на территории
бывшей арабской империи,
происходили из тюркских или
монгольских династий. Подобное
обстоятельство убедительно
показывает, что в общественной
жизни тюркских и монгольских
народов женщины играли важную роль
и пользовались большим уважением.
В
некоторых случаях тюрки ставили
женщину даже выше мужчины. Известно,
что на ранней стадии уйгурское
государство было в руках одной
принцессы2. Во введении мы
отмечали, что регентами при
малолетних монгольских владыках
были их матери и что до избрания
нового хана государственные дела
часто находились в руках жен
покойных государей. Из
монгольского закона первой
половины XVI в., известного под
названием «Эски Тсаайин Бичик»,
видно, что монгольская женщина
располагала некоторыми
привилегиями в общественной жизни,
хотя ее правовой статус не был
никак установлен.
В статье 8-й этого закона говорится буквально следующее: «Если женщина обратится к господину (беку) и станет просить его об избавлении от наказания, наложенного на нее или на ее близких, то вообще ради уважения, испытываемого к особе противоположного пола, малые вины прощаются, а большие наказания сокращаются наполовину»3.
Когда Падишах-хатун вела со своим братом Союргатмышем борьбу за престол, везир Фахр ал-Мулк Махмуд заявил ей: «Если однажды, не приведи Господь, престол Кермана перейдет к тебе, можешь топором мясника разрубить меня пополам!» Это высказывание свидетельствует о том, что тюрки и монголы, не имевшие строго установленного порядка в вопросе наследования султанского престола4, допускали возможность занятия трона женщинами.
Примеры назначения-женщин на административные должности или терпимого отношения к тому, что женщины выполняют такие обязанности, мы встречаем и в османской истории. Когда султан Орхан (1326—1362) совершал поход против крепости Кирмести, ею в это время владела женщина по имени Клемастерия. Она вместе со своим братом Михалчи вышла навстречу султану Орхану и преподнесла ему множество подарков, после чего тот оставил крепость в ее владении5. Правитель государства Ак-Коюнлу султан Узун-Хасан отправил к османскому султану Мехмеду II Фатиху (правил в 1444—1446 и 1451—1481 гг.) посольство, во главе которого была его мать Сара-хатун. Султан Мухаммед обошелся с ней весьма уважительно, называл ее матерью, взял с собой в поход на Трапезунд, а затем, наградив богатыми дарами, отправил назад к сыну6.
Османский
престол не оставался без
наследников, и потому в истории
этого государства не была случая,
чтобы султаном была женщина. Но
можно привести характерный пример,
относящийся к правлению султана
Махмуда II (1808—1839). Во время
янычарского мятежа в ноябре
Таким образом, в начале XIX в. мысль о занятии женщиной османского престола, обладатели которого носили и титул халифа, вовсе не казалась предосудительной для таких известных религиозных фанатиков, какими были янычары.
Не следует забывать, что при занятии трона женщины-мусульманки весьма умело пользовались силой. Но власть обреталась ими не только путем победы. Первая мусульманская государыня, султан Разийя, была объявлена наследницей престола своим отцом; правда, трон ей пришлось добывать с помощью насилия. Другая государыня, Шаджарат ад-Дурр, была избрана султаном, но из-за отказа халифа признать это избрание она вскоре была вынуждена отречься от престола. Туркан-хатун же взошла на престол Кутлугханов с согласия сановников этого государства, и ильханы признали ее сначала регентом, а затем и султаном. Вспомним, что дочь Туркан-хатун Падишах-хатун, спасшись от своего брата Союргатмыша, стала в правление своего мужа ильхана Гайхату абсолютным монархом в Кермане. Абиш-хатун была назначена ильханом Хулагу правительницей Фарса и свергнута с престола другим ильханом, Аргуном, но снова, силой, заняла трон и в течение 22—23 лет была султаном. Набожная Даулат-хатун, ставшая главой государства Хуршидидов из-за отсутствия других наследников, так и не проявила политического честолюбия; когда возникла опасность, она отреклась от престола в пользу своего брата. Дочь Улджэйту-хана Сати-бек уже в преддверии падения государства Ильханов была объявлена султаном с помощью одного из двух враждующих эмиров — Хасана Малого. Дёнди-хатун, став сначала фактическим правителем Багдада, перебраласть в Васит и там захватила всю полноту власти в свои руки. Фатима-бике была посажена на престол Касимовского ханства московским царем в ожидании благоприятного момента для присоединения ханства к Московскому государству.
Владычицы Мальдивских островов и султаната Аче вступали на престолы, не имея соперников, а в дальнейшем избрание женщин султанами стало в этих государствах традицией. Сравнительная легкость, с которой женщины могли стать султанами на островах Индийского океана, объясняется наличием здесь издревле матрилокальной семейной системы, что, несомненно, способствовало складыванию традиции избрания именно правительниц.
Как видим, женщины, жившие в разных концах света, нередко играли выдающуюся роль на политической сцене. Иногда путь на эту сцену был для них открыт, а иногда им приходилось пробивать его насильно. Однако почти всегда современные им историки пренебрегали их достижениями и не фиксировали должным образом роли и места женщин в истории.
И
хотя в мусульманских странах под
влиянием религиозных, норм,
обычаев и традиций женщины подчас
были вынуждены вести жизнь
затворниц в гаремах, все же они
доказали, что ни в чем не уступают
женщинам других стран и
вероисповеданий.