ПРИМЕЧАНИЯ

 

От переводчика

 

1 Ридда — возникшее в 7—11 гг. х. (628—632 гг.) движение отказа от ислама.

 

Введение

 

1 В своем труде проф. Нешет Чагатай (Islamdan obnce Arap tarihi ve Cahiliyye. 1957, с. 11) пишет о неправдоподобности та­кого свидания и абсурдности сведений, излагаемых в Торе и Библии <см.: 3-я книга Царств, X; 2-я Паралипоменон, IX; От Матфея, XII, 42; От Луки, XI, 3>.

2 См.: 4-я-книга Царств, VIIIXI. Даты см.: Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 192.

3 См.: А. Herzog. Die Frau auf den Furstenthronen der Kreuzfahrerstaaten, В., 1919.

41972 г. главой королевства Дания является Маргари­та II.>

5 См.: М. Zihni. Mesahir un-Nisa, I. Istanbul, 1304, с. 254—255.

6 <Геродот. История. Перевод Г. А. Стратановского. Л., 1972, с. 77—78.>* (* Здесь и далее в угловых скобках примечания переводчика).

7 Н. А. R. Gibb. Оrta Asiya'dа Аrар futuhati. Istanbul, 1930, с. 29.

8 См.: Джувейни. Тарих-и Джахан-Гуша. Англ, перевод Дж. А. Бойля. Т. I. Лондон, с. 239—244. О Фатиме-хатун см. на с. 243—247; Абу-л-Гази Бахадур-хан. Родословная тюрок. Турецкий перевод Риза Нура. Стамбул, 1925, с. 147. <О монетах Торегене-хатун см.: Е. А. Пахомов. Монеты Грузии. Тб., 1970, с. 120—122 и табл. Х1Х.>

9 L. Glower. Great Queens. Famous Women Rulers of the East. L, 1927, с. 221—236.

10 <Хадисы — предания о жизни и деяниях пророка Мухаммеда.>

11 Шейха Салиха (Мудрая настоятельница) — почетный титул (лакаб).

12 <Ситт ал-Вузара  (Госпожа везиров) — почетный титул.>

113 А. von Кremer. Сulturgeschichte der Orients unter den Chalifen. Вd. 2. Wien, 1890, с. 121.

14 <Фикх — мусульманское право, составная часть шариата. >

15 Ал-Маварди. Ахкам ас-султанийя, с. 65.

16 См.: А. фон Кремер. Т. I, с. 416.

17 <Матерью халифа была турчанка по имени Шагаб.>

18 Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. III. с. 193—194; Ибн Халдун. Т. V. с. 111.

19 <Ан-Насави. Жизнеописание, с. 87. >

20 Ал-Маварди. Ал-Ахкам, с. 6.

21 См.: А. фон Кремер. Т. I, с. 399. Т. Арнольд в статье «Халиф» в «Энциклопедии ислама» (тур. изд., т. V, с. 153) ошибочно приписал эти два условия и ал-Маварди.

22 См.: Ал-Макризи. Хитат. Т. III, с. 355.

23 J. Von Hammer-Purgstall. Uber die Rechtmaessige Thronfolhe. Munchen, 1840, с. 593.

24 А. фон Крамер. Т. I, с. 403.

25 О Хуррем-султан <Роксолане — любимой жене османского султана Сулеймана I Кануни> см. в «Энциклопедии ислама» (тур. изд. Т. V/1, с. 593—596).

26 О Косем-султан <жене османского султана Ахмеда I> см. там же, т. VI, с. 915—923.

 

Женщины среди монархов

 

I

 

1 Ибн Баттута лично видел дату завоевания Дели (584 г.х.), высеченную на михрабе соборной мечети города (см.: Путешествия. Стамбул, 1333 г. х. Т. II, с. 34).

2 Наsan Nizami. Таs ul-Меasir ti't-tarih. Ауаsofya nus., л. 222в.

3 В некоторых списках сочинения историка Хасана Низами, жившего в изучаемое нами время, его имя читается как Илетмиш и Илтутмиш. Горовиц в статье «Эпиграфические надписи Илтутмуша» (Epigraphia Indo-Moslemica,  1911—12)  и Эллиот-Даусон в индексе к своей «Истории Индии» передают имя как Алтамыш. Правильность написания этого имени вызвала дискуссию между Фуадом Кёпрюлю и Хикметом Баюром  (см.: «Веlleten», № 56, с. 567—588). Вопреки утверждению последнего фотографии эпиграфической надписи и монеты, опубликованные в его же статье, убеждают нас в том, что правильным является форма Илтутмуш. Кроме того, написанный в том же столетии стихотворный бейт свидетельствует о том, что имя государя должно читаться как Илтутмуш (см. примечания к сочинению Джузджани «Табакат-и Насири», изданному в 1954 г. Пенджабским  университетом, с. 830—831). <См. также статью В. В. Бартольда «Илтутмуш» в ZDMG, т. 51, 1907, с. 192—193; рус­ский перевод см.: Сочинения. Т. IV, с. 356—357. Здесь же и соответ­ствующая литература.>

4 Н. Ваyur. Hind Tarihi. I, с. 278. Н. Еthem. Duvel-i Islamiyye, s. 459.

5 Xасан Низами. Тадж ал-маасир. Рукопись Айя-Софии, л. 1566, глава «Завоевание Гвалиора».

6 <О Джузджани и его сочинении см.: Ч. А. Стори. Персид­ская литература. Ч. I, с. 294—298. В 635 г. х. (1237 г.) Джузджани поступил на службу к султану Разийе.>

7 Хикмет Байюр. Т. I, с. 281.

8 Мунаджжимбаши. Сахаиф ал-ахбар. Т. II, с. 604.

9 Там же; Ибн Б аттута. Т. II, с. 36.

10 Ибн Баттута сообщает (т. II, с. 36), что после смерти султана Илтутмуша осталось три сына: Рукн ад-Дин Фируз-шах, Муизз ад-Дин Бахрам-шах и Насир ад-Дин Махмуд-шах.

11 Джузджани. Табакат-и Насири. Т. II, с. 637; Ходжа Низам ад-Дин Ахмад. Табакат-и Акбари. Т. I, с. 65; Мирхонд. Раузат ас-Сафа. Т. IV, с. 217.

12 Джузджани.  Табакати Насири. Лахорское изд., с. 93.

13 Xикмет Баюр. Т. I, с. 282.

14 Ибн Баттута (т. II, с. 36) пишет, что Рукн ад-Дин начал свое правление с притеснений и жестокого отношения к своему брату Муизз ад-Дину и по этой причине Разийя решила убить Рукн ад-Ди­на. Однако Хикмет Баюр (т. I, с. 282) считает, что здесь речь идет о Кутб ад-Дине Мухаммед-шахе.

15 Джузджани, с. 94; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 604; Xикмет Баюр. Т. I, с. 282; Мехмед Зихни. Машахир ан-ниса. Т. I, с. 233.

16 Джузджани. Лахорское изд., с. 93.

17 Ибн Баттута. Т. П, с. 36.

18 Джузджани, с. 94; Мунаджжимбаши. Т.  II, с. 604.

19 Ходжа Низам ад-Дин Ахмад. Т. I, с. 65; Джуз­джани. Т. II, с. 639.

20 Xикмет Баюр. Т. I, с. 285.

21 В «Табакат-и Акбари» (с. 66) отмечается, что Нусрат ад-Дин был вообще беспомощным человеком. Издатель и переводчик сочи­нения-Джузджани на английский язык Раверти (с. 640, сн. 1) пи­шет: «Когда султан Разийя призвала его на помощь, то выясни­лось, что он был изнурен болезнью».

22 Хикмет Баюр (т. I. Т. 283) пишет, что речь идет не о за­говоре эмиров против других эмиров, а о том, что Разийя сумела заронить в их сердца эту мысль и распустить по этому поводу, слу­хи. Однако в сочинении Джузджани (с. 66) говорится, что эмиры до­говорились с султаном Разийей об аресте своих коллег.

23 Джузджани. Т. I, с. 641.

24 Раверти (Табакат-и Насири. Т. I, с. 642, примеч. I) пишет, что после этих событий индусы восстановили крепость, и считает, что Рантанбур снова стал их владением. См. также: Табакат-и Ак-бари, с. 66.

25 Мирхонд (Раудат ас-сафа. Т. IV, с. 217) говорит, что Разийя сняла женские одежды и покрывало и надела на голову корону. Однако ранние источники сообщают, что она «остригла волосы по-мужски, надела на голову колпак (кулах) и в таком виде восседала на троне». Мунаджжимбаши (т. II, с. 604) отмечает, что Разийя надевала на лицо вуаль, и, может быть, поэтому Мехмед Зихни (Машахир ан-ниса. Т. I, с. 233) пришел к заключению, что Разийя носила вуаль в течение всего своего правления.

26 Табакат-и Акбари, с. 67; Табакат-и Насири. Т. II, с. 643; Барани. Тарих-и Фириште. Т. I, с. 119. Отношение этих авторов к султану Разийе сопоставил в своем труде Мухаммед Бакир (Лахор. Прошлое и настоящее. На англ. яз. Лахор, 1952, с. 73).

27 Джузджани. Т. II. с. 643 и сл.

28 Мирхонд. Раудат ас-сафа, Т. IV, с. 217.

29 В «Табакатти Акбари» (с. 67) и «Табакат-и Насири» (т. II, с. 643) говорится, что Разийя была заточена в крепости Табархинд. Однако Мирхонд (т. IV, с. 217) пишет, что она находилась в крепости Серхинд. См. также: М. А. Ahmad. Роlitical History and Institutions of the Early Turkish Empire of Delhi. L., 1949, с.203.

30 Табакат-и Насири. Перс., изд., с. 153; Табакат-и Акбари, с.67

31 Эта дата приведена в «Табакат-и Насири» (перс, изд., с. 153 и перевод Раверти. Т. II, с. 648). «Табакат-и Акбари» (с.67) датирует смерть Разийи 644 г. х. (1246 г.).

32 Ибн Баттута (т. II, с. 37) ошибочно утверждает, что после Разийи на престол взошел ее брат Насир ад-Дин Махмуд-шах.

33 Табакат-и Акбари, с. 68.

34 N. Wright. Саtalogue of the Coins In Indian Museum Calcutta. Ох., 1907. Т. II, с. 26.

 

II

 

1 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. с. 289.

2 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 236.

3 Имеются в виду мамлюки — невольники, как правило, черкесского или грузинского происхождения, составлявшие гвардию султанов династии Айюбидов в Египте.

4 Отсюда и название династии.

5 М. J. Маrcel. Еgypte depuis la conqete des Arabes jusqu`a domination francaise. Р., 1872, с. 155.

6 Ал-Макризи. Хитат. Т. И, с. 236. <Маликиты, шафииты и ханбалиты — представители основные толков в исламе.>

7 Ал-Айни. Икд ал-джуман. Рукопись библиотеки Велиуддина. № 2391, Т. IV, л. 307.

8 Там же.

9 Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373; ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. Ч. 2, с. 311; Ибн ал-Имад ал-Ханбали, Шазарат. Т. V, с. 268.

10 Ибн Тагрибердй, там же; а л-Ма кри зи, Ч, Бахрие У ч ок. Шаджар ад-Дурр.—«Энциклопедия Ислама» изд. Т. XI, с. 376—378.

11 Ал-Айни. Т. IV, с. 305.

12 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I. Ч. 2, с. 342.

13 Ал-Айни. Там же, с. 306.

14 Ибн ал-Ибри, с. 453; Ибн Халдун. Тарих. Т. V, с. 360.

15 Ибн ал-Ибри, с. 454. .                              

16 Бахрие Учок. Шаджар ад-Дурр, с. 378.

17 На заключение такого соглашения намекает ал-Айни (т. IV, c. 307). Другие источники об этом молчат.

18 Ал-Айни. Икд ал-джумаи. Т. IV, с. 307; Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 236; Ибн Тагрибердй. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373; Ибн Xалдун. Тарих. Т. V, с. 360.

19 М. Марсель (Еgypte depuis..., с. 155 и сл.) и Джирджи Зайдан (Тарих Миср ал-хадис. Т. 2, с. 5) допускают возможность того, что Шаджарат ад-Дурр была родной матерью Туран-шаха. Однако ни в одном из рассмотренных нами источников и исследований мы не нашли даже и намека на это. Только у Хондемира (Хабиб ас-сийар. Т. III, с. 251) встречаем выражение: «Родительница Малика ал-Муаззама, мать Халила» («Валидат Малик ал-Муаззам умму Халил). Однако здесь автор принимает Малика ал-Муаззама Туран-шаха за сына Шаджарат ад-Дурр Халила, который умер в детском возрасте.

20 При мамлюках титул атабека уже не имел первоначального значения воспитателя наследника престола или главы (основателя) государства (атабеки Азербайджана, Мосула, Фарса, Кермана и др.). Изз ад-Дин Айбек носил этот титул не как воспитатель наследного принца, но как регент-супруг наследницы и вдовы Малика Салиха. По сообщению ал-Макризи (Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 368), Изз ад-Дин Айбек был назначен государыней атабеком войск (атабак ал-аса-кир), а так как Египет в эпоху мамлюков управлялся только во­енными, то эта должность была самой высокой и влиятельной в го­сударстве. Об эволюции титула атабек см.: М. F. Корrulu. Аtа.— Islam. Ans. Т. I, с. 711—718; Сl. Саhen. Аtabak. Еnс. Isl. Т. I, с. 731—732; Об aтабеке войск см.: D. Ауаlon. Studies of the Structure of the Mamluk Army. — BSOAS. Т. 3, 1954, с. 58—59.

21 М. J. Маrcel. Еgypte depuis..., с. 155 и cл.

22 Джйрджи Зайдан. Тарих Миср ал-хадис. Т. 3, с. 5.

23 Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 373.

24 St. Lane-Poole. Саtaloque of Egyptian Coins. Т. IV, с. 136.

25 Recueil des Historiens des Croisades. Т. I, с. 129; Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Шазарат. Т. V, с. 268; Ибн Тагрнберди. Ан-Нуджум. Т. VI, с. 272; Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч 2, с. 362. Нисба ал-Мустасимийя намекает на то, что Шаджарат ач-Дурр была наложницей аббасидского халифа ал-Мустасима ещр т» того, как ее купил Малик Салих. Однако ни один из современных арабских авторов об этом ничего не говорит, и Шаджарат ад-Дурр произвольно приписывает себе эту нисбу на своих монетах и в хутбе, удовлетворяя этим самым самолюбие халифа в Багдаде, чье имя в Каире упоминается впервые. Это предположение подтверждается упомянутым выше завещанием Малика Салиха о передаче государ­ства после его смерти только багдадскому халифу и вовсе не гово­рит о принадлежности такой могущевтвенной женщины, как Шаджарат ад-Дурр к числу наложниц халифа ал-Мустасима.

26 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 362; ал-Айни. Инд ал-джуман. Т. IV, с. 316; Ибн Ийас. Тарих Миср. Булак. Т. I. с. 89.

27 Aн-Нувайри. Нихайат ал-араб. Рукоп. Нац. биб-ки Египта. №549. Т. 27, л. 252а.

28 J. Р. Strayer. Тhе Сrusades of Louis IX.— А History of Crusades. Т. II. Philadelphia, 1962, с. 500.

29 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с, 362—363.

30 Ибн Xалдун. Т, V, с. 361; Ан-Нувайри. Т. 27, л. 252б; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627.

31 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237; Ас-Сулук. Т. I, с. 361 и сл.

32 Кадрийя Хусайн. Мухаддарат ал-ислам. Каир, 1331 г.х., с. 404.

33 Приписываемое пророку Мухаммеду «благородное предание» касается пребывания женщин на престоле сасанидского Ирана («И низок тот, кто вверяет свои дела женщине»). Джувейни  (Тарих-и Джахан-Гуша. Т. II, Л., с. 160—161) в рассказе о влиянии грузинской царицы Кыз-Малик (Русуданы) приписывает его халифу Абу-Бакру (632—634), однако большинство авторов исторических сочинений возводят этот хадис к Мухаммеду. Выше уже отмечалось, что царский престол в Иране после Кавада II (628 г.) и Ардашира III (628—629) занимала сестра первого и тетка второго — старшая дочь Хосрова Парвиза Пурандохт. А поскольку ее правление совпало со временем жизни Мухаммеда, то и цитируемое здесь предание безусловно было высказано им в связи с пребыванием Пурандохт на иранском троне. Перифраз этого хадиса с тем же смыслом, встречается и у Муслима (т. II, т. 321).

34 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 367—368.

35 Ал-Макризи.  Хитат.  Т.   II,  с.  237.  В  «Ас-Сулук» (т. 1, ч. 2, с. 367—368) он отмечает, что Шаджарат ад-Дурр вышла замуж за Айбека 19 раби II (там же, с. 369). У ан-Нувайри (т. 27, л. 252б) и ал-Айни (т. IV, с. 307) отмечается, что Шаджарат ад-Дурр сама отреклась от престола, пробыв на нем три месяца.

36 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 368,.

37 Там же.

38 Там же, с. 369; Хитат, т. II, с, 237.

39 О должности чашнигир см.: Ал-Калкашанди. Т. V, с. 460.

40 Ибн ал-Ибри, т. II, с. 454.

41 Ал-Макризи (Ас-Сулук, т. I, ч. 2, с. 369) утверждает, что принцу было 6 лет, а ал-Айни (т. IV, с. 320) — что 10.

42 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 369—370; Ибн Xалдун. Т. V, с. 374; Джирджи Зайдан. Тарих Миср ал-хадис. Ч. II, с. 6—11.

43 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237.

44 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 390 и сл.; Ибн Xалдун. Т. V, с. 363; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627; Джирджи 3айдан. Ч. II, с. 6 и сл.

45 После Малика Ашрафа некоторые члены этого семейства правили в Дамаске, Халебе, Хомсе и Майафарикине, но через 20 лет все они потеряли свое могущество. Только одна ветвь рода еще столетие правила Хамой. Один из представителей его (известный Абу-л-Фида) правил Хамой с 718 по 732 г. х. (1318—1332), однако его деятельность как правителя Хамы оказалась менее примечательной, чем написанные им сочинения по истории и географии.

46 Ал-Макризи. Хитат. Т. II, с. 237.

47 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 397—398; Ибн Xалдун. Т. V, с. 363.

48 Хотя ал-Айни (т. I, с. 320) и пишет, что Айбек уже на второй день своего султанства запретил упоминать имя Шаджарат ад-Дурр в хутбе и чеканить монеты с ее именем, предшественник Айни ан-Нувайри (т. 27, л. 266аб) утверждает обратное и пишет, что, хотя Шаджарат ад-Дурр и не была официальным главой государства, вся полнота власти находилась в ее руках. На л. 270б сочинения ан-Нувайри приводится копия грамоты от 12 джумада I 653 г. х. (19 июля 1254 г.), скрепленная знаком Шаджарат ад-Дурр: «Родительница Халила Салихова [вдова]» («валида Халил ас-Салихийя») и начинающаяся словами: «Указ согласно высочайшим государевым и султанским распоряжениям, да возвеличит его Аллах благородст­вом и превосходством» („ал-марсум бил-авамир ал-алийя ал-маула-вийя ас-султанийя зада Аллах шарафан ва улувван"). У ан-Нувайри же (л. 266аб) приводится стих поэта Али ибн Хишама, подтвержда­ющий Данное обстоятельство. См. также: G. Schregle. Diе Sultanin von Aegypten. Wiesbaden, 1961, с. 162—163.

49 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 379; Джирджи Зайдан. Ч. II, с. 11; Сl. Нuart. Histoire des Arabs. Т. II, с. 39, М. Маrcel, с. 155—157.

50 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 401.

51 Ал-Макризи, там  же;  Ал-Айни. Т.  IV, с. 375;  Ибн Xалдун. Т. V, с. 363.

52 Ал-Макризи,   там  же,  с. 401—402;  Ал-Айни.  Т.   IV, с. 375.

53 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 402.

54 Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Шазарат. Т. V, с. 268; Ал-Юнини. Зайл Мират аз-заман. Т. I, с. 61—62.

39 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403; Ибн Халдун. Т. V, с. 377; Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

56 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

57 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403; Абу-л-Фида. Тарих. Т. III, с. 92; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 627.

58 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 375.

59 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 376. –

60 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 403.

61 Ибн Тагриберди. Т. VI, с. 378.

62 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2; с. 404.

63 Ан-Нуваири. Т. 27, л. 266 а — б.

64 Ал-Макризи. Ас-Сулук. Т. I, ч. 2, с. 404; Ибн ал-Имад ал-Xанбали. Т. V, с. 268.

65 Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 552.

66 Кадрийя Xусайн, с. 404.

67 Ал-Макризи (Хитат. Т. II, с. 237) пишет, что было 24 султа­на из этой династии. Замбаур (с. 103—104) приводит имена 21 сул­тана (вместе с Шаджарат ад-Дурр). Все 25 султанов перечислены у С. Лэн-Пуля (с. 62—64) и у К. Э. Босворта (с. 99—100).

68 См.: Воспоминания короля Иордании Абдаллаха, опублико­ванные в журнале Tarih Dunyasi (т. II, № 15, 1950, с. 651). Другие источники, в том числе и Эвлия Челеби (т. X, с. 744),  эту деталь подтверждают.

69 G. Schregle. Diе Sultanin von Aegypten. Wiesbaden, 1961.

 

III

 

1 См.: Джувейни. Т. II, с. 226; Б. Шпулер. История монголов Ирана. Пер. на тур. яз., с. 173; В. Минорский. Кутлуг. - Энц. Исл. Тур. изд. Т. VI, с. 1053; J. Von Hammer-Purgstall. Т. II, с. 45.

2 О Бараке см.:  Ан-Насави, с.  139—140,  168—170, 191.

3 Мунши Насир ад-Дин. Симт ал-Ула. Тегеран. 1949, с. 25—26.

4 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, с. 152.

5 См.: Тарих-и Шабаякара, с. 23; Мунши Насир ад с. 26.

6 Мунши Насир ад-Дин, с. 35.

7 Отец историка Мунши Насир ад-Дина — Хваджа Мунтаджиб ад-Дин оставил после себя ценный источник, повествующий об этих событиях. Он сообщает, что на этом совете присутствовали монгольские нойоны Джиргутай, Аргутай, Сивату, керманские эмиры Насир ад-Дин Малик, Йигит Малик, Нусрат Малик, Фулад Малик, Кутлуг Малик, а также улемы Хваджа Захир ад-Дин и Хваджа Шамс ад-Дин.

8 У Кутб ад-Дина было два сына: Хаджжадж-Султан и Джамал ад-Дин Союргатмыш-Султан и четыре дочери: Биби-Туркан, Падишах-хатун, Орду-Кутлуг и Йол-Кутлуг. Такой список приводят Мирхонд (т. IV, с. 129) и Хаммер (т. II, с. 45). У Мунши Насира ад-Дина вместо Орду-Кутлуг фиксируется Кутлуг-Туркан, что ближе к истине. И хотя государыня, о которой мы ведем речь (Кутлуг Туркан-хатун), у Мунши Насир ад-Дина названа матерью Кутлуг-Туркан, она, была матерью только Биби-Туркан и Падишах-хатун. Другие перечисленные дети Кутб ад-Дина родились от другой его жены (см.: Хондемир. Хабиб ас-сийар. Т. III, с. 269; Мунши Насир ад-дин, с. 35—36).

9 Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих. Т. II, с. 403 («В 662 г. х. (1263 г.) Хулагу-хан признал власть Туркан-хатун над Керманом»).

10 Мунши Насир ад-Дин, с. 38.

11 Мирхонд (т. IV, с. 129) и Хамдаллах Казвини (Гузида. Т. I, с. 530) отмечают, что ярлык Туркан-хатун был выдан Мункэ-кааном, что соответствует истине. Хулагу-хан был братом Мункэ, от имени которого и был выдан этот документ.

12 Мирхонд. Т. IV, с. 129.

13 Мунши Насир ад-Дин, с. 27—28.

14 J. von Hammer-Purgstall. Geschichte der Ilchanen. Т. II, с. 45. Т. II, с. 45.

15 Мунши Насир ад-Дин, с. 25—26.

16 Там же, с. 26.

17 Тарих-и Шабанкара, с. 23.

18 Гузида. Т. I, с. 531.

19 Шпулер. История монголов Ирана, с. 172.

20 О. Тurаn. Тurkan degil Terken. — Тurk hukuk tarihi dergisi. Т. 1. Апкага, 1944. .

21 У Ст. Лэйн-Пула (с. 152, примеч. 3) Хаджжадж-султан показан как сын Кутлуг-хатун.

22 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, с. 198: «У сул­тана Хаджжаджа было только имя султана, а правила единодер­жавно Туркан-хатун».

23 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 531; Мирхонд. Т. IV, с 129; Мунши Насир ад-Дин, с. 48.

24 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 531—532; Муин ад-Дин Назари, с. 2.

25 Муин ад-Дин Назари, с. 25; Хамдаллах Казви­ни. Т. I, с. 531.

26 В «Тарих-и Систан» (в списке, датированном 854 г. х., отме­чается, что это сочинение написано двумя авторами—Мавлана Шамс ад-Дином Мухаммедом Мавали и Махмудом ибн Юсуфом Исфахани. Первый доводит повествование до 448 г. х., второй излагает собы­тия с. 465 (по 720 г. х.). На с. 405 отмечается: «Приход из Кермана султана Музаффар ад-Дина Хаджжаджа. Просьба об убежище у повелителя. Пребывание в Систане [в течение] одного года. Окруже­ние его почетом и уважением. [Его] намерение [уехать] в Индию по собственной воле. Отъезд в этом же году» (см.: Тарих-и Систан, Пер. Л. П. Смирновой. М., 1974, с. 376). Источник отмечает, что в этом же (675 г. х.) году в Систан прибыли Нусрат-малик, Али-малик и другие принцы, эмиры и вельможи Кермана, которые бежали из-за «распрей и вражды, которые случились между „членами [цар­ского дома] в Кермане"» (там же, с. 378—379).

27 Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. II, с. 198: «Хаджжадж уехал в Керман, [откуда] направился в Хиндустан и искал спасения у делийского султана Шамс ад-Дина (Илтутмуша]. Там он пробыл около пятнадцати лет и в конце концов умер».

28 Мунши Насир ад-Дин, с. 49.

29 Хамдаллах Казвини.  Т. I, с. 531; Муин ад-Дин, с. 25.

30 Тарих-и Систан, с. 405 (рус. пер., с. 376).

31 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 531.

32 Мунши Насир ад-Дин, с. 52; Хондемир. Хабиб ас-сийар. Т. III, с. 269; Рашид ад-Дин, Т. II, с. 552; Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 610.

33 Имена казненных эмиров перечислены в сочинении Мунши Насир ад-Дина (с. 53—54).

34 В этот период все государственные дела ильханидов целиком находились под контролем Джувайни (см. Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 617).

35 Хотя в «Тарих-и Шабанкара» (с. 26) и говорится, что Туркан-хатун просила помощи у Аргун-хана, Мунши Насир ад-Дин (с. 54), Хондемир (т. III, с. 269) и Мухаммед Казвини (Йалдаштхай-и, с. 243) излагают факты в том виде, как это сделано у нас. <Рашид ад-Дин (Сборник летописей, т. II, с. 198) пишет о Туркан-хатун следующее: «Туркан-хатун была очень справедливой. Благодаря ее справедливости и правосудию государственные дела в Кермане были приведены в полнейший порядок. Во времена султана Ахмеда она прибыла в ставку и умерла в пределах Табриза; [тело] ее перевезли в Керман, а власть была вверена Джалал ад-Дину Союргатмышу». >

36 Хондемир (т.  III, с. 269) пишет, что Туркан-хатун сначала была похоронена в Табризе, а затем ее прах был перевезен в Керман и погребен в медресе, построенном в ее честь ее дочерью Биби-Туркан.

37 <Книга Марко Поло. Пер. с франц. И. П. Минаева. М., 1955, с. 66: «Керман — древнее царство в самой Персии, им владели цари по наследству, но с тех пор, как его покорили татары, нет тут наследственных владетелей; татары кого пожелают, того в цари и ставят».>

 

IV

 

1 Монгольские ханы увозили из подвластных им земель знатныхх и красивых девушек. Продержав их несколько дней у себя, они затем дарили их своим эмирам или сотникам.

2 О том, что Падишах-хатун некоторое время носила мужское платье и имя Хасан-хан,  упоминает Мирхонд (т. IV, с. 129). См. также: В. Минорский. Кутлуг.— Энц.  Исл.    Т. VI, с. 1054). У Мунши Насир ад-Дина упоминаний об этом нет.

3 Мунши Насир ад-Дин, с. 47.

4 Рашид ад-Дин, т. II, с. 140.

5 Б. Шпулер. История иранских монголов. Тур. пер., с. 173.

6 Мухаммед Казвини. Т. III, с. 243.

7 Мунши Насир ад-Дин, с. 57; Рашид ад-Дин. Джами ат-таварих. Изд. Блоше, с. 552; Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 532.

8 Мунаджжимбаши (т. II, с. 578) пишет, что Падишах-хатун была замужем за султаном Джалал ад-Дином Союргатмышем и заняла престол государства после своего мужа. Это неправдоподобно, так как Падишах-хатун была сестрой Союргатмыша. Кроме того, Падишах-хатун была шестым государем Кермана, а Мунаджжимбаши считает ее восьмым. Мехмед Зихни (Машахир ан-ниса. Т. 1, с. 111), рассказывая о Падишах-хатун как о правителе Кермана, пишет, что «после смерти мужа султана Джалал ад-Дина Союргатмыша государем стала Падишах-хатун». Как видим, Мехмед Зихни повторил ошибку Мунаджжимбаши. Однако в другом местн (т. II, с. 396) Мехмед Зихни пишет, что Падишах-хатун была женой Гайхату-хана, что ее брат султан Союргатмыш был по ее приказу казнен, после чего она сама заняла престол Кермана. Очевидно, Мехмед Зихни не сверил дат в обоих томах своего труда. Шамс ад-Дин Сами (Камус. Т. II, с. 1455) в вопросе замужества Падишах-хатун допускает ошибку другого рода. Он пишет, что она была замужем за ильханом Байду-ханом и по его приказу казнила своего брата Союргатмыша и заняла трон государства. О неточности этого сообщения будет говориться ниже.

9 Хамдаллах Казвини. Т.  I, с. 531—532; Тарих Шабанкара, с. 26.

10 Мунши-Насир  ад-Дин, с. 62.

11 Мунши Насир ад-Дин, с. 69; Тарих Шабанкара, с. 27.

12 Мухаммед Казвини. Т. III, с. 245.

13 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 532.

14 Мунши Насир ад-Дин, с. 71—72; Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 532; Мирхонд. Т. I, с. 130; Рашид ад-Дин. Изд. Блоше. Т. II, с. 553.

15 Мунши Насир ад-Дин, с. 72.

16 Мунши Насир ад-Дин, с. 72; Мухаммед Казви­ни. Т. III, с. 246—247.

17 Мунши Насир ад-Дин, с. 73; Мухаммед Казвини. Т. III, с. 246—247.

18 Мунши Насир ад-Дин, с. 73.

19 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 533; В. Минорский. Кутлуг, с. 1054: «Он был задушен, но затем был пущен слух, что он сам зарезался кинжалом». <Ср. у Рашид ад-Дина (рус. пер., т. II, с. 198): «Во времена [Гайхату-хана] Падишах-хатун, которая была его женой, отправилась в Керман, захватила своего брата Со­юргатмыша и заточила его в крепость. Он бежал из крепости и, при­быв тайком к Гайхату-хану, просил у него пощады. Гайхату-хан отправил его к Падишах-хатун. Несколько дней она его держала под стражей, а потом убила». >

20 Мунши Насир ад-Дин, с. 74—75.

21 Мухаммед Казвини. Т. III, с. 247.

22 Падишах-хатун напомнила везиру слова, сказанные ей в пе­риод правления Союргатмыша, и приказала в назидание разрубить его пополам на виду у народа (см.: Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 531; Тарих-и Шабанкара, с. 27). Однако Мунши Насир ад-Дин, живший и писавший в это время, в своей книге сообщает, что Падишах-хатун назначила Фахр ал-Мулка везиром (с. 74—75). Воз­никает вопрос, не является ли Фахр ал-Мулк сыном казненного везира, так как сыновья везиров обычно носили ту же титулатуру и кунйи, что и их отцы. Но если бы это было так, то Мунши Насир ад-Дин должен был сообщить о казни Фахр ал-Мулка — отца. Но ни Мунши Насир ад-Дин, ни автор последнего исследования Му­хаммед Казвини (Йаддаштхай-и Казвини) ничего о казни не сооб­щают. Поэтому утверждение о казни везира Падишах-хатун явля­ется только оговором или просто преувеличением.

23 Мунши Насир  ад-Дин, с. 75; Тарих-и Шабаикара, с. 28; Мирхонд. Т. V, с. 130; Б. Шпулер, с. 173.

24 Мирхонд.  Т. V, с.  130; Мухаммед Казвини. Т. III, с. 247.

25 Мунши Насир ад-Дин (с. 76) говорит, что барабаны, трубы и знамена подчеркивали торжественность церемонии.

26 Хотя Курдучин и заняла с помпой султанский трон, госуда­рыней она не стала.

27 Так у Мунши Насир ад-Дина (с. 76). Мирхонд (т. II, с. 130) пишет, что Падишах-хатун содержалась под арестом в своем двор­це. Ее имущество и казна были конфискованы  или  разграблены, Были также арестованы верные ей эмиры и сановники.

28 Мунши Насир ад-Дин, с. 77; Хамдаллах Казви­ни, т. I, с. 533; Тарих-и Шабанкара, с. 28 <Рашид ад-Дин  (рус. пер., т. II, с. 198) пишет: «Падишах-хатун привезли в ставку и между Ширазом и Исфаханом убили согласно закону кровной мести»>; Мухаммед Казвини, т, III, с. 247.

29 Так у Мирхонда  (т. V. с, 130). У Мунши Насир ад-Дина (С. 77) — Мускин.

30 Б. Шпулер, с.  173; J. von Hammer-Purgstall. Geschichte der Ilchanen, Т. II, с. 48.

31 Мустеким-заде. Тухфе-и хаттанин, с. 145.

32 Мунши   Насир   ад-Дин, с. 70; Хондемир, т. III, с. 270—271.

39 Мунши Насир ад-Дин, с. 70.

34 У Хамдаллаха Казвини  (т.  I, с. 532)  эта строка дана так: «Дави-йи лаб-и чу канд кард набат».

35 Четверостишие взято из сочинений Хамдаллаха Казвии (т. I, с. 532) «Тарих-Шабанкара» (с. 27), «Зенат-и Суханвари (т. I, с. 65), Парданешинан-и Сухангуй (с.19) и Хондемира (т. III, с.270—271). Галийя — в высшей степени пряное вещество, содержащее мускус, амбру и другие благовония.

36 Хаййампур, Ферхенги Суханваран. Табриз, с. 101.

37 Али Хан-и Везири. Тарих-и  Керман. Тегеран, Ц

38 Еrmann. Zeitschrift fur Numismatik. VII, 1881.

39 Мунши Насирад-Дин, с. 70; Али Акбар Салими. Зенан-и Суханвар. Т. I, с. 58.

 

V

 

1 <После этого большая частв подданных Салгура ушла в сторону Мангышлака, и под его началом осталась только тысяча семей. Появление салгуридов в Фарсе относят к 539 г. х. (1144/45 г.) — Абу-л-Аббас Ахмад Заркуб Ширахи. Шираз-наме. Тегеран, 1305—1310 г. х., с. 48. >

2 <Вассаф. Тарих, с. 156; Абд ал-Мухаммед Айети. < Тахрир, с. 91.>

3 Еrdogan Mercil. Fars Atabegleri. Salgurlular. Ankara, 1975, с. 88—91.

4 Почти   все   источники   ограничивают   время 12 днями.

5 Рашид ад-Дин. Руc. пер. Т. II, с. 199.

6 Так у Вассафа (с. 182) и в «Шираз-наме» с. 62). Хамдаллах Казвини (т. I, с. 508) датирует смерть месяцем раньше.

7 Вассаф, с. 183; Тахрир, с. 107; Мирхонд. Т.IV, c. 614.

8 Рашид ад-Дин. Перс. изд. Т. П, с. 556; Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 508; Шираз-наме, с. 62.

9 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 509.

10 Шираз-наме, с. 63 <Э. Мерчил  (Атабеки Фарса Салгуриды, с. 102, сн. 5 и с. 105) отмечает, что Мухаммед-шах был убит по приказу Хулагу.>

11 Об этом пишут Заркуб Ширази (с. 63), Рашид ад-Дин (перс. изд., т. II, с. 554—555), Мухаммед Казвини (т. III, с. 157). Хамдаллах Казвини (т. I, с. 508—509) о женитьбе Сельджук-шаха на Туркан-хатун ничего не говорит, но пишет, что Сельджук-шах, мстя за смерть брата, начал борьбу с Туркан-хатун. Захватив престол Фарса, он приказал вызвать к себе Туркан-хатун и распорядился убить. В данном случае более правдоподобным является сообщение Рашид ад-Дина и Заркуба Ширази, так как Рашид ад-Дин жил по крайней мере на одно поколение раньше Хамдаллаха Казвини и был почти современником описываемых им событий.

12 Б. Шпулер, с. 161.

13 Шираз-наме, с. 63.

14 Вассаф, с. 184—185; Тахрир, с. 108; Мирхонд. Т. IV, I с. 617; J. von Hammer-Purgstall II, с. 42. <Детали см.: Э. Мерчил, с. 104. Б. Учок не согласна с Хаммером в описании сцены убийства Туркан-хатун. >

15 Вассаф, с. 186; Тахрир, с. 108; Мирхонд. Т. IV, с. 618; Рашид ад-Дин. Рус. пер. Т. II, с. 199.

16 Рашид ад-Дин. Перс. изд. Т. II, с. 556; рус. пер. Т. II, с. 199; Вассаф, с. 189; Тахрир, с. 110; Мирхонд. Т. IV, с. 620; Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 508—509; Шираз-наме, с. 63. <См. также: Э. Мерчил, с. 106—108.>

17 Хамдаллах Казвини (т. I, с. 509) пишет, что Сельджук-шах правил пять месяцев, а Вассаф (с. 189) —семь месяцев.

18 Цамбур (с. 233) ошибочно считает Абиш-хатун дочерью атабека Саада I.

19 См.: Мунши Насир ад-Дин, с. 56; Рашид ад-Дин. Рус. пер. Т. II, с. 198.

20 Юсти (Justi. Iranische Namenbuche. Наmburg 1895, с. 460) вместо Абиш-хатун называет Айше-хатун и считает Абиш-хатун де­вятым государем Фарса, тогда как она была одиннадцатым и по­следним государем.

21 Шираз-наме, с. 64.

22 Рашид ад-Дин. Перс. изд. Т. II, с. 556.

33 Вассаф, с.  197; Тахрир, с.  114—115; <Э. Мерчил, с. 110—111>.

24 Вассаф, с. 197; Тахрир, с. 114—115.

25 Вассаф, с. 193; Тахрир, с. 112; Шираз-наме. С. 65; Му­хаммед Казвини. Т. III, с. 9—10; <Э. Мерчил, с. 112.>

26 Вассаф, с. 194—195; Тахрир, с. 113; Шираз-наме, с. 65.

27 Эти сведения почерпнуты из «Шираз-наме». Казвини с точки зрения хронологии более прав. Он отмечал, что ярлык Абиш выдал не Абака, а Текюдер, который правил в 681—683 гг. (Мухаммед Казвини. Т. I, с. 60).

28 Шираз-наме, с. 68.

29 Вассаф, с. 211; Тахрир, с. 1124; Шираз-наме, с. 68; <Э. Мерчил, с.117—118>.

30 Вассаф, с. 212—213;  Тахрир, с.  125;  <Э. Мерчил, с. 118—119>.

31 Вассаф, с. 215; Шираз-наме, с. 69—70;  <Э. Мерчил, с. 119—120>.

32 В главе о Падишах-хатун мы уже говорили о влиятельной роли Букая.

33 Заркуб Ширази (Шираз-наме, с. 70) и Мухаммед Казвини (т. I, с. 12) говорят, что этим представителем ильхана был Хусам ад-Дин Казвини, которому были приданы в помощь воины.

34 Яса — доисламское тюрко-монгольское право.

35 В Шираз-наме (с. 70—71) говорится, что он был четвертован (см. также: Вассаф, с. 220—221; Тахрир, с. 129—130).

36 Вассаф, с. 220—221; Тахрир, с.  120—130; <Э. Мерчил, с. 121—122>.

37 Шираз-наме, с. 70—71; Вассаф, с. 221—222; Тахрир, с.  130; Мухаммед Казвини, Т. 1 с. 12; Мирхонд. Т. IV, с. 622. <См.: Э. Мерчил, с. 133.>

38 Рашид ад-Дин. Изд. Блоше, с. 557.

39 Муин ад-Дин Джунайд Ширази (Шадд ад-Изар, с. 217), описывая могилу Абиш-хатун, отмечает, что она находится в Ширазе, в рабаде Абиш.    настоящее  время  ее гробница  известна как «Гробница Абиш-хатун» (или «Кийамат-хатун»). См.: Хасан Имдад. Шираз дар гозаште ва хал, с.  146; Э. Мерчил, с. 123. >

40 Рашид ад-Дин. Изд. Блоше, с. 554; Мухаммед Казвини. Т. I, с.  13—14; J. von Hammer-Purgstall  I, с.84.

41 Рашид   ад-Дин. Изд. Блоше, с. 557; Мухаммед Казвини. Т. I, с. 13—14.

42 Маваиз-и Саади. Тегеран, 1335 г. х., с. 18—19.

VI

 

1 Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 616 (здесь приводятся также и другие сведения о лурах).

2 У Мунаджжимбаши (т. II, с. 599) и Муини (Тарих-и Шабанкара, с. 63) правитель    назван Мухаммедом, однако  Б. Шпулер (с. 184) и Замбаур (с. 232) именуют его Ахмадом.

3 Б.Шпулер, о. 184.

4 По В. Минорскому, он умер в 716 или 720 г. х.

5 Н. Inalcik. Osmanlilarda saltanat veraseti usulu, с. 71.

6 Муини. Тарих-и Шабанкара, с. 63.

7 Хамдаллах Казвини. Т. I, с. 556—557; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 599; Мехмед 3ихни. Т. II, с. 218;

8 Муини, с. 63.

9 См.: Зафар-наме. Т. I, с. 437—438, 788.

10 J. von Hammer-Purgstall I, с. 364.

 

VII

 

1 Ибн ал-Ибри. Т. II, с. 644.

2 Сторонники Али-шаха, соперника Рашид ад-Дина по управлению государством, обвинили Рашид ад-Дина в смерти ильхана Улджэйту и приговорили его к смертной казни   (см.:  Б.  Шпулер, с. 135).

3 Абу Саид якобы был отравлен своей женой Багдад-хатун, которой ильхан стал пренебрегать ради другой своей жены — Дилшад-хатун (см. Б. Шпулер, с. 143).

4 См.: Мунаджжимбаши. Т. III, с. 8. Данное обстоятельство подтверждается и Хондемиром (т. Ш, с. 229).

5 Халил Эдхем, с. 303.

6 Хамдаллах Казвини (т. I, с. 606) датирует женитьбу 722 г.х. (1322 г.), а Хондемир   (т.  III, с.  229) —721 г. х. (1321 т.). Хафиз Абру (Хроника, с. 50) пишет, что Сати-бек вышла замуж за эмира Чобана 10 рамадана 719 г. х. (28 августа  1319 г.). Эта дата нам кажется   более  верной. <См.  также: Шараф-хан Битлиси. Шараф-наме. Рус. пер., с. 59.>

7 Хондемир. Т. III, с. 217; Xафиз Абру, с. 113.

8 Хафиз Абру. Рукопись Айя-София, л. 226; Шарахан Битлиси. Франц. изд. Т. II, с. 161; Абу-л-Газ и. Родословная туркмен, с. 172; Цамбаур, с. 244.

9 Тарих-и Шейх Увейс, с. 67.

10 Шараф-хан  Битлиси.  Франц.  изд. Т.  II,  с.  69—70.

11 Хафиз Абру, л. 23а, 29а; Мунаджжимбаши. Т. III, с. 8; Вассаф, л. 196, 296; Hammer Т. II, с. 316.

12 Хотя Хусам ад-Дин Хусайн (История Амаси. Стамбул, 1927, с. 18) и пишет, что восшествие Сати-бек на ханской престол про­тиворечило шариату и потому иракские и диярбакырские беки не признали ее власти и, договорившись между собой, объявили ханом Джахан-Тимура, изложенные выше исторические события это со­общение не подтверждают. Неподчинение Ирака и Диярбакыра хан­ской власти было следствием борьбы между Узун-Хасаном и Кючук-Хасаном.

13 Хафиз Абру, с. 130; Абу-л-Гази Бахадур-хан, с. 172; Шараф-хан Битлиси. Т. II, с. 70; Мухаммед Каз­вини. Т. III, о. 161.

14 Тарих-и Шейх Увейс, с. 67.

15 Шараф-хан Битлиси. Т. II, с. 72.

16 Lane-Pool. Cataloque of Orient Coins. Т. VI, the Mongols (1881), с. 103; М. Мubarak. Мuze-i Humayun meskukat-i kadime-i islamiyye katalogu, с. 165—169, таб. II, № 316.

17 Шараф-наме, Т. II, с. 69.

 

VIII

 

1 Ст. Лэйн-Пул (с. 246—248) этого не отмечает. В русском пе­реводе В. Бартольдом сделано добавление.

2 Диван Салмана Саведжи. Изд. М. Муфика. Тегеран, 1336 г. х., с. 362, 367; см. также: Даулат-шах Самарканд и. Тазкират аш-шусара, с. 257, 260.

3 Аббас ал-Аззави (Тарих ал-Ирак. Т. II, с. 168) отмечает, что султан Хусейн имел склонность переодеваться в женскую одежду и разгуливать в женском обществе, за что и был казнен братом.

4 Тарих-и Шабанкара, с. 69; Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Т. VII, с. 155; <Ибн Тагриберди. Ан-Нуджум. Т. XII, с. 52— 53: «9 раби II 792 г. (27 марта 1390) султан Баркук посватался к Дёнди-хатун, дочери Хусейна ибн Увейса I. Она прибыла в Каир вместе со своим дядей Султаном-Ахмедом ибн Увейсом. Сумма приданого составила три тысячи динаров, а динар в это время рав­нялся 26,5 дирхема».>

5 Ал-Макризи. Изд. Кл. Хьюара, с. 341; Ибн ал-Имад ал-Ханбали. Т. IV. с. 155; Ал-Манхал ас-Сафи (цит. по ал-Аззави), с. 29—30.

6 Самарканди. Матла ас-садайн, с. 210; Тарих-и Шабанкара, с. 69.

7 Мунаджжимбаши. Т. III. с. 8.

8 Автор статьи о Джалаиридах в «Энциклопедии ислама» (тур. изд.). М. X. Йынанч тоже отмечает, что события этого времени крайне запутанны. Кл. Шар, автор статьи, посвященной последнему периоду правления Джалаиридов («Journal Asiatique», сер. 7, т. VIII, с. 319—362), ограничился пересказом противоречащих друг другу сообщений, использованных им письменных источников, не будучи в состоянии в них полностью разобраться. Например, из его статьи неясно, кем был убит Шах-Велед, занимал ли Махмуд престол до Увейса II и действительно ли Махмуд был отравлен Дёнди-хатун.

9 Аббас ал-Аззави (с. 29—30, цитата из ал-Манхала ас-Сафи) пишет, что Шах-Велед был убит по наущению Дёнди-хатун, Муини (Тарих-и Шабанкара, с. 69), Ибн ал-Имад ал-Ханбали (т. VII, с. 155) и другие авторы также сообщают об убийстве Шах-Веледа, но не говорят, чьими руками оно было совершено.

10 Тарих-и Гийаси. Фотокопия рукописи, л. 231 и сл.

11 Там же.

12 Например, «Тарих-и Шабанкара», с. 69.

13 См.: Ал-Аззави. Т. III, с. 43.

14 Кажется, в это время Басра находилась в руках одного из предводителей племени ал-Мунтафик — Мани I.

15 Тарих-и Шабанкара, с. 69.

16 Самарканд и. Матла ас-садайн, с. 210; 225; Тарих-и Шабанкара, с. 69.

17 Тарих-и Шабанкара, с. 69.

18 Цит. по: ал-Аззави, с. III, с. 43.

19 Халил Эдхем. Дувал исламиййя, с. 394—390; Цамбаур, с. 253; Кл. Юар. — «Journal Asiatique». Сер. 7, т. VIII, с.319—362. <К. Э. Босворт (Мус. династии, с. 215) отмечает, что в 818 гг.х. (1411—1415 гг.) на троне Джалаиридов находился Махмуд, но он был под опекой вдовы Шах-Веледа Дёнди-хатун. >

20 Ибн ал-Имад ад-Ханбали. Т. VII, с.  155; Мехмед Зихни. Т. II, с. 401.

21 Ал-Аззави. Т. III, с. 43, 55, 63.

22 Там же. Т. III, с. 55, 63. «I

23 М. X. Йынанч,  Джалаириды.— Энц. ислама. Тур. изд. Т. III, о. 64.

 

IX, X, XI

 

1 Ибн Баттута. Т. М, с. 225.

2 Ибн Баттута также называет эти острова Зиба ал Махал.

3 Будучи обитателями жаркой страны, мальдивцы, как сообщают средневековые путешественники, дважды в день купались и натирались розовой водой (см.: Ибн Баттута. Т. II, с. 228; Francois Pyrard de Laval. Voyage. Т. I, с. 84 и сл.).

4 Ибн Баттута. Т. II, с. 133, 284.

9 Ибн Баттута (т. II, с. 235) сам видел на мечети, построенной Абу-л-Баракатом,  следующую надпись: «Аслама ас-султан Ахмад Шанураза ала йад Аби-л-Баракат ал-Еарбари ал-Магриби» («Султан Ахмад Шанураза принял ислам при содействии Абу-л-Бараката ал-Барбари ал-Магриби»).

6 Ибн Баттута. Т. II, с. 226; Francois Pyrard de Laval. Т. I, с. 144.

7 Джамал ад-Дин вскоре умер. Его жена Султан Хадиджа в это время родила ребенка, ц через некоторое время вышла замуж за высланного в свое время Шихаб ад-Дином везира Абдаллаха ибн Мухаммеда Хадрами.

8 Ибн Баттута. Т. Н, с. 236.

9 10 тыс. штук каури составляли бисту. 4 бисту равнялись одному золотому динару (см.: Ибн Баттута. Т. II, с. 231).

10 Ибн Баттута. Т. II, с. 231.

11 Наложницы Ибн Баттуты по делийской моде одевались в закрытое платье, но островитянки чуждались их и считали, что тем самым они скрывают свои недостатки.

12 Ф. Пирар сообщает только, что королева для большей безо­пасности своего  острова стала вассалом короля Джананора   (см.: Francois Pyrard de Laval. Т. I, с. 84 и сл.).

13 Francois Pyrard de Laval. Т. I, с. 82, 124.

 

XII

 

1 Акdes N. Кurat (Rusiya Tarihi) отмечает, что ханство основа­но в 1450 г.

2 А. Азиз. История татар. М., 1925, с. 145.

3 R. R. Аrat. Каsim Hanligi. — Энц. Исл. Турецкое изд: Т. VI, с. 383; Цамбаур, с, 249.

5 А. Азиз, с. 145. (4-я сноска пропущена – так в тексте книги. – Прим. автора OCR)

6 В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1866, т. III, с. 484.

7 Там же, c. 461.

8 Фатима Султан родила Сеййид Бурхана в 1624 г. (см. В. В. Вельяминов-Зернов. Т. III, с. 491).

 

XIII, XIV, XV, XVI

 

1 Р. Winkler. Аtjeh. Т. II, с. 279; <Тh. W. Juynboll. Асе. —  Isl. Аns. Т. I, с. 119.>

2 Raffle et Crawfurd. Description geographique, historique et commerciale de Jawwa. Bruxelles, 1824, с. 217.

3 W. М. Маrsden. Histoire de Sumatra. Р., 1788, с. 259 (да­лееВ. М. Марсден).

4 См.: В. М. Марсден, с. 262.

5 Цамбаур. Т. II, с. 308.

6 См.: В. М. Марсден, c. 277.

7 F. Меndes-Pinto. Les voyages adventureux, с. 65 и cл.; В. М. Марсден, с. 278.

8 F. Меndes-Pinto, с. 117.

9 В. М. Марсден, с. 280. <Речь идет о султане Сулеймане Кануни (1510—1566), направившем в Аче военную экспедицию по просьбе местного правителя.>

10 F. Меndes-Pinto, с. 121.

11 F. Меndes-Pinto, с. 129.

12 Там же, с. 134.

13 В. М. Марсден, с. 284.

14 Была ли эта королева мусульманкой, неизвестно. Известно только, что в то время на Яве существовали мусульманские государства. Рафль и Грэфорд (Description, с. 240—241) пишут: «Иногда женщины и брали власть в свои руки, но после принятия ислама они уже не властвовали. Жены же старост районов и сел после смерти своих мужей могли исполнять их обязанности».

15 Цамбаур (т. II, с. 308) и Ф. Юнбол (с. 122) указывают на к Краткосрочное правление внука Ала ад-Дина Мансур-шаха, султана Буйунга (в 1589 г.).

16 Другую версию восшествия Ала ад-Дина Риайат-шаха на престол передает,   основываясь на сведениях Beaulien, Марсден (с. 290—291, примеч. 3)

17 См.: В. М. Марсден, с. 292.

18 Guillame Dаmpier. Voyage autour du Monde. Amsterdam, 1701. Т. III, с. 157.

19 Там же, с. 157.

20 См.: В. М. Марсден, с. 325.

21 G. Dampier, с. 156.

22 См.: В. М. Марсден, с. 318.

23 Путешественник Дампьер покинул Аче в 1688 г., когда оба эти войска противостояли друг другу.

24 См.: В. М. Марсден, с. 325.

29 См.: Th. W. Juinboll, с. 122.

 

XVII, XVIII, XIX, XX

 

1 <Автор имеет в виду мусульманские государства, появившиеся в XVIII в. в Индии после распада империи Великих Моголов. >

2 <Пиндари — воины-наемники из маратхских и раджпутских княжеств, жившие в основном за счет грабежа местного населения.>

3 Это установленная мною  13-я  по счету женщина-регент.

4 Жизнеописание Сикандар Бегим и ее двора. См.: L. Rousselet. L'Inde des Rajas, P., 1877; англ. пер.: India and its Native Rulers. L., 1881.

 

Женщины-регенты

 

1 См.: Omer Riza Dogrul. Sadr al-Islam. IX, с. 224.

2 См.: ал-Балазури. Футух ал-булдан. Т. II, с. 333 (тур. пер.).

3 R. Dozy. Histoire des Musulmans d'Espagne. T. II, c. 190—191; M. Zihni. Mesahir an-nisa. T. I, c. 348.

4 См.: Мунаджжимбаши. Т. II, с. 20; Ziya Pasa. Endulus Tarihi. T, II, c. 178; Omar Riza Kahhala. T. II, c. 323.

8 См. также: У. М. Уотт, П. Какиа. Мусульманская Испания. М., 1976, с. 83 и сл.; Ph.  Hitti.  History of the Arabs.  L., 1946, с. 531—532.

6 См.: Ибн Тагриберди. Т. IV, с. 185 и сл.; Джувейни, Т. II, с. 654 и сл. (автор уверяет, что Ибн Даввле был мужем Ситт ал-Мулук. Т. III, с. 148); ал-Макризи. Хитат. Т.  II, с. 277, 282 и сл.

7 Ибн Тагриберди. Т. IV, с. 191—192; Джувейни. Т. II, с. 656-657; Ph.  Hitti.  History of the Arabs, с. 621. Друзы, уверовавшие в божественность ал-Хакима, не поверили в его смерть и по сей день верят в его возвращение. у«

8 Мунаджжимбаши. Т. II, с. 442—443; Джувейни. Т. II, с. 657.

9 Ибн Тагриберди. Т. IV, с. 195—196; Джувейни. Т. II, с. 658.

10 Ибн Тагриберди. Т. IV, с. 195—196.

11 Кабус-наме. Тур. изд., с. 221; Цамбаур, с. 44; .Ст. Лэйн-Пул, с. 117; К. Э. Босворт, с. 138; H. Bowen. the Last Buwayhids.— JRAS, 1929. c. 229—245, C. E. Bosworth. The Early Ghaznavids, c. 176—177; W. Made1ung. The Minor Dynasties of Northern Iran, c. 217, 218; H. Busse. Iran under the Buyds, c. 253, 293, 294, 295.

12 <M. F. Sanau11ah. The Decline of the Saljuqid Empire, c. 1—17; C. E. Bosworth. The Political and Dynastic History of Iranian World, index; A. K. S. Lambton. The Internal Structure of the Saljuq Empire, index.>

13 См.: Ибн  ал-Асир. Ал-Камил. Каирск. изд. Т. IX, с. 228—229.

14 Ибн ал-Адим. Тарих Халаб, с.  190; Мунаджжимбаши. Т. II, с. 619.

15 Ибн ал-Адим, там же; Мунаджжимбаши, там же.

16 Ибн Халликан. Вафайат. Т. III, с. 183; Абу-л-Фида. Т. III, с. 171.

17 Абу-л-Фида. Т. III, с. 196.

18 Ал-Айни. Икд ал-джуман. Т. III, с. 411.

19 A. N. Kurat. Kazan Hanligi с. 228—235; <см. также: А. Xаликов. Происхождение  татар  Поволжья  и  Приуралья. Казань, 1978, с. 125—126. >

20 Об этом см.: H. Atlasi. Suyun-bike. Kazan. Кагап, [б. г.] <А. X. Xаликов. Происхождение татар, с. 142.>

 

Заключение

 

1 Emile Tyan. Le Calif at en regime sultanien. Beyrouth, 1956, c. 16, 17.

2 A. von Gabain. Die Friihgeschichte eder Uiguren, c. 26.

3 K. Alinge. Mongolische Gezetze, c. 34, 54, 121 (Перев. С. Ucok.—AHFD. Т. X, № 1—4, c. 696; Т. XI. № 3—4, с. 287).

4 H. Ina1cik, с. 69—94.

5 Nesri Mehmed. Kitab-i Cihannume. I, c. 165—166.

6 Nesri Mehmed, II, c. 752—753.

7 Сестра Мустафы IV.

8 Tarih vesikalari dergisi, 1941, I, c. 25; E. Z. Kara1. Osmanli Tarihi. T. V, c. 100.

 

Послесловие редактора

 

1 Simone de Beauvoir. The Seconde Sex. N.-Y., 1953, c. 80.

2 The Complete Lettre of Lady Mary Worley Montagu.  Ed. by R. Halsland. Ox., 1965. T. 1, c. 406.

3 L. M. Y. Garne11. The Women of Turkey and their Folklore. L., 1890—1891. T. II, c. 453.

4 См.: Т. Саидбаев. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М., 1978.

5 Пальмира — столица одноименного античного государства, объединявшего в I в. до н. э.— III в. н. э. Сирию и Египет.

6 Women in the Muslim World. Еd. bу L. Веck. N. Keddie. Cambridge [Маss.]—L. 1978, с. 10.

7 Такие попытки предпринимались некоторыми турецкими авторами ранее. См., например: Аfet Ynan. Тhе Еmancipation of the Turkish Women. Р., 1962.

8 В. В. Бартольд. Первоначальный ислам и женщина. — В В. Бартольд. Сочинения. Т. VI. М., 1966, с. 649.

9 R. Jennings. Women in early 17th сеntury. Оttoman Judicial Record. The Sharia court of Anatolian Kayseri. — Journal of the Economic and Social Histiry of the Orient. Leiden, 1975. Т. XVI с. 53—114.

10 Ahmad Abd ar-Raziq. La femme au temps des mamlouks en Egypte. Р., [б. г.].

Сайт управляется системой uCoz