«ПРОСТОЙ
ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Аполо
Милтон Оботе
К северо-востоку
от Буганды, по другую сторону озера
Кьога, на восточном берегу реки
Виктория-Нил живет народ ланго, или
ланги, как они сами себя называют.
Ныне их насчитывается в Уганде
около миллиона человек. По
характеру ланги, как считают сами
угандийцы, похожи на итальянцев —
такие же темпераментные. Еще говорят,
что ланги — люди, которые привыкли
не размышлять, а действовать. В
доколониальные времена основным
занятием ланги было скотоводство в
сочетании с земледелием, а также
охота. В отличие от своих южных
соседей — баганда и западных —
баньоро, ланги, как и другие
нилотоязычные народы Уганды, в
доколониальные времена
государственных образований не
создали. Основной ячейкой общества
ланги был клан, главный старейшина
которого назывался руот. Реальная
власть руота была невелика, она
сводилась в основном к роли третейского
судьи в спорах между сородичами. Но
и такие вопросы он решал не
единолично, а советовался с одонге
— другими старейшинами. В конце
прошлого века возникли военные
объединения нескольких кланов,
которые возглавили военачальники.
Ими становились воины, проявившие
полководческие способности.
Военные объединения ланги с
успехом отражали набеги суданцев,
участвовали в междоусобных войнах
в Буньоро.
В период
британских завоеваний в Межозерье
ланги оказали героическое
сопротивление колонизаторам.
История сохранила имена
предводителей ланги в их борьбе против
владычества англичан. Старейшина
Лакьойя, например, вместе со своими
воинами спрятался в буше и вел
оттуда партизанскую войну.
Карательная экспедиция
колонизаторов сумела покорить воинов
Лакьойи, лишь дождавшись сухого
сезона и предав огню селения ланги.
Знает
история и примеры сотрудничества
ланги с колонизаторами. Считается,
например, что кто-то из ланги выдал
англичанам Кабарегу и Мвангу в 1899
году. А британское управление на
территории ланги было установлено
лишь в 1908 году. Именно тогда в
протекторате Уганда был создан
дистрикт Ланго. Но уже в начале века
стало ясно, что британцы —
реальная сила в Уганде и сопротивление
им бесполезно. Некоторые ланги
попытались использовать
сложившуюся ситуацию в своих
интересах — для получения власти
пусть даже под верховным владычеством
англичан. Например, молодой Одора
Аримо, сын мелкого старейшины,
хотел стать главой своего клана. Но
у него был сильный соперник по
имени Арум, которого Одора никак
не мог одолеть. Тогда Одора отправился
в соседнее Буньоро, где заявил
английским чиновникам, что желает
им подчиняться. За это он получил '
пять ружей, а также отряд из
семидесяти стрелков для завоевания
непокорных. С таким подкреплением
Одора разбил своего соперника и
присвоил себе желанный титул В 1908
году, когда создавались дистрикт
Ланго и его «туземная»
администрация, Одора был признан «вождем»
большой территории. Он всячески
демонстрировал свою лояльность
англичанам, в частности посылал
зерно в Буньоро, когда там вспыхнул
голод.
Но самой
дерзкой его акцией была встреча с
Уинсто ном Черчиллем, будущим
британским премьер-министром.
Когда Одора узнал, что важный
англичанин (тогда — помощник
министра колоний) в своем турне по
Уганде остановился неподалеку от
его земель, он явился к Черчиллю с
четырьмя сотнями воинов и
заверениями в вечной лояльности
англичанам. Черчилль обещал ему
британский протекторат в будущем и
шесть первоклассных ружей
немедленно. Это произошло в ноябре
1907 года.
В
колониальный период на земли ланги
проникло «белое золото» — хлопок,
а вместе с ним и колониальные
налоги и колониальные товары. Кроме
того, из ланги и их соседей с
востока — итесот (тесо) и с севера —
ачоли формировались в значительной
степени колониальная армия и
полиция Уганды. Делалось это не
случайно: таким образом британцы
хотели создать своеобразный
противовес наиболее сильным южным
частям протектората — «королевствам»
Буганда, Буньоро, Торо и Анколе.
Студент-недоучка.
На землях ланги в деревне Намаса-ра
в семье вождя в 1925 году и родился
герой этого очерка, будущий
президент Уганды Аполо Милтон
Оботе. Однако, как считают мои
друзья-угандийцы, Оботе нельзя
назвать типичным представителем
своего народа и нельзя сказать,
что он особенно опирался на ланги в
своей политике. Даже с собственным
отцом он практически не
поддерживал контактов,
воспитываясь в доме дяди. Как и
большинство детей колониальных
вождей, он получил миссионерское
образование. Начальное — в
протестантской школе в Лире,
центре дистрикта Ланго. Среднее — в
Нсора в дистрикте Тесо, а затем в
колледже Мвири в Джиндже — втором
по величине городе протектората.
Это были далеко не самые
привилегированные учебные
заведения в Уганде, но и не самые
рядовые. За годы учебы там большое
впечатление на Оботе произвели
труды Платона и английского поэта
XVII века Джона Мильтона,
пронизанные республиканскими
идеями. Потом его путь лежал в уже
известный читателю колледж
Макерере.
В Макерере
он едва не застал своего будущего
антагониста кабаку Мутесу II,
судьба сведет их позднее. Оботе
обучался в колледже в 1948 году на
факультете гуманитарных наук. В
Макерере Оботе проявил себя в
первый раз как руководитель — был
режиссером студенческого
спектакля по пьесе Шекспира «Юлий
Цезарь». Сам Оботе играл в этом
спектакле главную роль. Однако
затем он был исключен из колледжа
за неуспеваемость.
Какое
будущее могло ждать студента
Макерере с незаконченным
гуманитарным образованием в Уганде?
Оботе перепробовал множество
профессий. Работал надсмотрщиком
на плантации в Бусоге, затем
клерком в инженерной фирме «Моулем
констракшн» в Джиндже. Позднее по
делам фирмы ему пришлось переехать
в соседнюю британскую колонию
Кению. Там он перешел на службу в
другую компанию — «Стандард вакуум
ойл К°».
Первая
половина 50-х годов в Кении прошла
под знаком восстания Мау-Мау —
явления сложного и многослойного.
Все же главным в нем была
антиколониальная направленность.
Не случайно одна из расшифровок
названия движения звучит на
суахили так: Мзунгу Аэнде Улайя,
Мвафрика Апате Ухуру — Пусть
европеец убирается в Европу, а
африканец получит свободу. Мощное
партизанское движение заставило
британские власти ввести
чрезвычайное положение в стране и
переселить тысячи людей в
охраняемые деревни. В Кении,
поселенческой колонии, имевшей
свою специфику, среди африканцев
нашлось немало «лоялистов»,
поддерживавших британские власти.
В этой
ситуации Оботе — клерк, торговец и
даже некоторое время моряк —
принимает сторону тех африканцев,
которые боролись за свободу.
Считается, что он был близок с
руководством Союза африканцев
Кении — своеобразным штабом
движения Мау-Мау, а затем, после
запрета Союза, включился в
профсоюзную деятельность.
Когда
восстание было уже на излете и
африканцам в Кении вновь
разрешалось создавать различные
организации, Оботе участвовал в
создании некоторых из них, например
Ассоциации рентоплателыциков. Один
из биографов Оботе утверждает, что
он участвовал и з создании
Африканского конгресса округа
Найроби, а также в деятельности
этой организации, выдвигавшей
радикальные требования [Gupta, с. 12].
Политический
опыт, приобретенный в Кении, помог
дальнейшей карьере Оботе. Но
главное — даже не сам политический
опыт, а понимание того факта, что
ему, человеку с незаконченным
гуманитарным образованием, лучше
всего заняться политикой. Он
вернулся в Уганду в апреле 1957 года,
и сразу начался его головокружительный
взлет.
Блестящий
взлет. Всплеску политической
карьеры Оботе на родине
способствовала сложившаяся там
ситуация. Главной силой,
руководившей борьбой за
независимость страны, был в то
время Угандийский национальный
конгресс, созданный еще в 1952 году
радикалами из колониальной элиты
баганда. Руководству Конгресса
нужны были люди, способные
распространить влияние партии за
пределами Буганды. Такие люди были
и среди ланги, где тоже кипели
антиколониальные настроения, но, к
счастью для Оботе, ко времени его
возвращения на родину они были в
тюрьме. Оботе быстро становится
представителем от ланги в
Конгрессе и одним из его вице-председателей.
А в следующем, 1958 году его избирают
в законодательный совет как
представителя дистрикта Ланго.
Прекрасный
оратор, Оботе быстро снискал себе
славу одного из самых
воинствующих членов законодательного
совета. Как рассказывали мне мои
друзья-угандийцы, непосредственно
участвовавшие в политической
борьбе тех лет, для ядра Конгресса
из баганда Оботе «стал человеком,
который сможет сагитировать
остальную Уганду». Правда, уже
тогда баганда поговаривали, что, «если
Оботе придет к власти, он разобьет
Менго», то есть верхушку баганда,
так или иначе связанную с двором
кабаки. Это пророчество
впоследствии сбылось.
Так Оботе
стал одним из руководителей
Конгресса, вернее, его левого крыла,
ибо Угандийский национальный
конгресс был организацией довольно
пестрой по социальному составу —
иначе и быть не могло. Более того, в
1959 году в Уганду вернулась группа
студентов, обучающихся в Делийском
университете и стоявших на
позициях марксизма. Возглавлял эту
группу Джон Каконге. Каконге и его
сторонников обуревала идея
создания новой организации,
которая привела бы страну к независимости.
Их взоры обратились на левое крыло
Угандийского национального
конгресса, которое, как они считали,
могло стать основой такой
организации. В результате ряда
реорганизаций из части
Угандийского национального
конгресса и созданного членами
законодательного совета Союза
народов Уганды в 1960 году возникла
новая партия — Народный конгресс
Уганды. Оботе стал президентом
нового Конгресса, а Каконге — его
генеральным секретарем.
Создание
Народного конгресса планировалось
как формирование
общенациональной партии, способной
отстаивать интересы Уганды и ее
единство. Однако, хотя у
руководства партии стояли вполне
образованные люди, они не являлись
лидерами общенационального
масштаба — каждый из них был
известен в основном в пределах своего
дистрикта.
После
создания партии Оботе много ездит
по стране, пытается укрепить
авторитет Конгресса. Но... быстро
убеждается в том, что на юге,
особенно в Буганде, авторитет его
партии низок. Лишний раз это
продемонстрировали выборы в
законодательный совет 1961 года,
которые большинство населения
Буганды бойкотировало; те немногие,
кто принял участие в голосовании,
проголосовали за Демократическую
партию во главе с Бенедикто
Киванукой. В этой ситуации южные «королевства»
требовали отложить
предоставление Уганде
независимости. Оботе же считал, что
предоставление независимости надо
«пробивать», одновременно идя
навстречу Буганде и другим «королевствам».
Именно ему принадлежала идея
привлечения Буганды на свою
сторону путем союза с
аристократической верхушкой и ее
партией — Кабака екка. Немалую роль
в заключении этого союза сыграло
личное обаяние Оботе. Вот как
воспринял тогда Оботе кабака
Мутеса II «О нем ходило множество
историй. Говорили, что он был
подпаском, ранен стрелой. Решив, что
такая жизнь тяжела, он пошел в школу,
затем последовал одногодичный
период обучения в Макерере. Я не
знал, где он закончил свое
образование. Короткий период
пребывания и Кении в качестве
своего рода клерка при Кениате во
время восстания Мау-Мау подошел к
концу. По возвращении в Уганду
фортуна поворачивается к нему
лицом. До того времени (1960—1961) его
карьера не была блестящей.
Избранный в законодательный совет,
он стал во главе сильной партии, но
даже тогда, я думаю, его несомненные
способности еще не были признаны» [Мutesa,
с. 159].
Следуя за
событиями, он, однако, проявил
определенную дальновидность, пойдя
на союз с Кабака екка. Это был
компромисс, причем компромисс
вынужденный. В егч, политической
карьере ему не раз приходилось идти
на подобный компромисс. Левое крыло
Конгресса было недовольно союзом с
Кабака екка, но считало его
допустимым, коль скоро он облегчает
получение Угандой независимости.
Первое
время союзнические обязательства в
отношении Кабака екка Оботе
выполнял довольно последовательно.
Он был своего рода «ходатаем»
Буганды на конституционных
конференциях в Лондоне, немало
сделал для того, чтобы президентом
Уганды стал Мутеса II. Таким образом
он хотел умиротворить Буганду. Но
только этот союз помог Оботе в 1962
году стать премьер-министром
Уганды, возглавив коалиционное
правительство.
Таким
образом, приход Оботе к власти в 1962
году в качестве премьер-министра
независимой Уганды был результатом
его целеустремленности и умелого
использования сложившейся
ситуации. Ни армия, ни северяне
вообще и ланги в частности никакой
роли здесь не играли. Более того,
уже в тот период он предпринял
конкретные шаги для укрепления
своего будущего положения. Так,
постарался отодвинуть Каконге как
лидера левых — сначала пообещал,
что ему будет предоставлено одно из
девяти дополнительных мест в
Национальной ассамблее, а затем
ввел туда вместо него сахарного
магната Метху. Каконге в знак
протеста уехал из страны. Все это
вызвало волнения, и Каконге
вернулся, но места в Национальной
ассамблее для него уже не было.
Тогда же сложился и союз Оботе с
Израилем — по иронии судьбы срочно
написанный национальный гимн
будущей независимой Уганды был
впервые исполнен в Тель-Авиве.
Гимном Встречали Оботе, сделавшего
там посадку по пути в Лондон на
вторую конституционную
конференцию. Решение о
президентстве Мутесы II также было
принято Оботе единолично в 'своих
собственных интересах, и лишь по
настоянию левого крыла Конгресса
оно обсуждалось на заседании
руководства партии, причем дебаты
заняли всю ночь.
Для
завоевания авторитета в стране
Оботе много выступал, не жалея
красивых фраз. «Независимость —
сама по себе не цель, а средство
дальнейшей борьбы... Для Конгресса
независимость не означает простой
замены белых физиономий черными в
государственном аппарате или
приобретения дворцов и автомобилей
новейших марок несколькими высшими
руководителями в то время, как в
деревне все остается так, как было
при империализме».
Как же все
это выглядело в действительности
после достижения независимости? В
своих мемуарах Мутеса II, описывая
свадьбу Оботе в 1963 году, не без
сарказма говорит о его отношении к
роскоши: «Это было гигантское
мероприятие. Я не хочу даже
пытаться подсчитать, сколько же это
все стоило, так как результаты
такого подсчета стали бы отрицать.
Некоторые говорили — 25 тысяч
фунтов стерлингов, некоторые 35
тысяч фунтов, была названа официальная
цифра — 8,5 тысяч фунтов стерлингов.
Такая маленькая сумма не покрыла бы
стоимости одних только напитков,
которых, по подсчетам журналистов,
было 60 тысяч бутылок пива и полторы
тысячи — шампанского. Однако
последовало заявление о том, что
большинство напитков подарено
фабрикантами из личной симпатии, а
не в целях рекламы. Во всяком случае,
за обручальное кольцо он заплатил
сам. Когда же британская
общественность потребовала лишить
Уганду материальной помощи, наш
премьер-министр поспешил, как-всегда,
указать на происки неоколониализма.
"Это означает, — бушевал он, —
что кое-кто в Британии хочет
диктовать Уганде, как ей
расходовать свой бюджет". Более
того, как считал Оботе, для Уганды
естественно чествовать "некоторых
своих лидеров как героев борьбы".
Я думаю, что Оботе — скорее
самозваный герой, по-настоящему не
страдавший за дело. В Африке
националистов обычно бросали в
тюрьмы или высылали из страны.
Оботе не провел и десяти минут в
тюрьме в ходе своей "борьбы"» [Мutesa,
с.175—176].
К
язвительному высказыванию Мутесы
следовало бы добавить, что Оботе
всегда был присущ некоторый
комплекс неполноценности, как
утверждают мои угандийские друзья,
знавшие его близко. Поэтому он
всегда хотел принадлежать к «истеблишменту
Менго», то есть высшим,
аристократическим кругам Уганды.
Отсюда — подчеркнутая пышность его
свадьбы, отсюда и выбор невесты —
уж Мириа-то, безусловно,
принадлежала к этому истеблишменту
как представительница
протестантского
аристократического семейства
Буганды. Заметим, что ранее, на
церемонии предоставления Уганде
независимости, как «миссис Оботе»
была представлена женщина из
народа ланги. Мирна остается его
официальной женой и до сих пор, хотя
живет в Найроби, а сам Оботе — в
Замбии. Заметим также, что к моменту
прихода к власти у Оботе не было ни
шиллинга в банке, а в 1963 году для
него был куплен дом за 25 тысяч
шиллингов.
Главной
задачей Оботе стало укрепление
собственной власти в стране.
Женитьба на Мирна и провозглашение
кабаки Мутесы II президентом страны
способствовали сближению с
монархическими кругами Менго.
Кроме того, конституционные
полномочия президента и сама
личность Мутесы II способствовали
сосредоточению реальных рычагов
управления в руках премьер-министра.
Но 1964 год
принес власти Оботе серьезные
испытания. В январе восстали
содлаты в казармах Джинджи. Надо
сказать, что независимая Уганда
унаследовала старую колониальную
армию, большинство в которой
составляли северяне, да к тому же
католики, естественно
поддерживавшие не Народный
конгресс, а Демократическую партию
как партию католиков. Но Оботе
сумел уверить военных в том, что его
Конгресс даст им власть. И вот —
волнения.Оботе настолько испугался,
что единолично принял решение о
введении в страну британских войск.
Национальный исполком Конгресса,
его высший орган, потребовал от
Оботе объяснений, и тому пришлось
пообещать вывести английские
войска, как только в них отпадет
необходимость.
В ходе
штурма казарм Джинджи особенно
отличился Иди Амин. Он и стал
заместителем главнокомандующего
новой армией, а главнокомандующим,
как более грамотный человек, —
другой северянин Ш. Ополот. После
мятежа состав армии претерпел
значительные изменения. Ополот и
Амин набирали своих людей. Оботе
считал, что теперь-то армия у него в
руках. Так оно и было до поры до
времени.
Следующей
задачей Оботе было укрепление
собственного положения внутри
Народного конгресса.К тому времени
в руководстве партии наметился
раскол. Левое крыло партии во главе
с Дж. Каконге не одобряло многие
шаги Оботе. Для Оботе насущной
задачей стала проблема — как
убрать Каконге. Для этого было
решено использовать партийную
конференцию в городе Гулу,
состоявшуюся в апреле—мае 1964 года.
К
конференции готовились загодя:
были составлены соответствующие
партийные документы, в том числе и
доклад генерального секретаря
Каконге. Более того, по настоянию
Оботе был изменен утвержденный
ранее порядок выдвижения делегатов
на конференцию, с тем чтобы от
Бусоги, где позиции Конгресса были
особенно сильны, на конференцию их
попало возможно больше.
Предполагалось, что конференция
выразит вотум недоверия Каконге, а
Оботе скажется больным.
Но
конференция пошла не совсем по
сценарию,, подготовленному
премьером. Вот что рассказывал мне
один из ее участников, сторонников
Каконге:
«Второй
день работы конференции.
Заканчивается доклад Каконге.
Бурные аплодисменты. Оботе тут же
появляется на конференции. Один из
его родственников сразу же
выступает с резкой критикой
Каконге, обвиняя его в коммунизме.
Объявляется, что на следующий день
будут заседать комиссии. Но в ночь
между вторым и третьим днем работы
конференции Оботе собирает своих
сторонников. Они вырабатывают
новые документы, в которых
выдвигаются серьезные обвинения
против Каконге.
На третий
день заседания специальных
комиссий прерываются. Всех
делегатов заставляют собраться
вместе и проголосовать за новые
резолюции. Однако ряд делегатов
голосует «против». Тогда впервые
Оботе применяет силу — здание, где
проходит конференция, окружают
военные. Под таким давлением новые
резолюции принимаются. Генеральным
секретарем Конгресса избирается
Грейс Ибингира. Каконге с
политической арены убран».
Так Оботе
расправился с левым крылом
Конгресса. Интересно, что самому
ему удалось остаться в тени — во
многих книгах этот эпизод
рассматривается как «переворот
Ибингиры». Грейса Ибингиру,
министра юстиции, получившего
образование в Англии, считали
прозападником. Визиты же Оботе в
СССР и Югославию в том же, 1964 году
снискали ему славу «левого».
Поэтому события в Гулу внешне и
выглядели так благопристойно для
Оботе.
Однако
Ибингира и Оботе оказались
временными попутчиками. Очень
скоро в результате разветвления
сети партийных организаций, в
частности в Буганде, в партии
выросло число сторонников Ибингиры.
Немалую роль играло и то, что он —
выходец из Анколе, да еще из местной
элиты — из семьи вождя.
В
результате росла оппозиция Оботе в
партии. Более того, к 1965 году
кабинет министров также оказался в
руках сторонников Ибингиры и
кабаки.
Земля
вновь горела под ногами Оботе. Тут
еще — неудавшееся покушение на
него во время празднования
годовщины независимости Уганды в
октябре 1965 года. И — новая попытка
устранить Оботе: вышедший из
подчинения кабинет министров
возбуждает дело о «конголезском
золоте», по которому Оботе проходит
как один из обвиняемых. Но и эту
ситуацию Оботе сумел использовать
в своих интересах. Сначала назначил
расследование, покрывал главных
обвиня¬емых, в частности отправил
Амина в критический момент в
недельный отпуск. Вроде бы все
против него — и партия и кабинет. Но
у него в руках — армия. Оботе вновь
демонстрирует силу, арестовывая
пять министров весной 1966 года. Один
из арестованных — «правый»
Ибингира. Вместе с ним и несколько «левых»
министров. Так Оботе сумел
использовать Ибингиру.
Оппозиция
Оботе в Буганде росла. Коалиция с
Кабака екка распалась фактически
еще 1964 году. Оботе все меньше хотел
делиться властью с аристократией
Менго. Властолюбие Оботе вызывало
недовольство не только среди
аристократии Буганды. Другие
бывшие «королевства» и Бусога
старались не уступать Буганде в
автономных правах, всячески
затрудняя деятельность премьер-министра.
В феврале
1966 года, одновременно со слушанием
дела о «конголезском золоте», Оботе
выступил с таким заявлением: «В
интересах национальной
стабильности и общественной
безопасности сегодня, 22 февраля 1966
года, я возложил на себя всю полноту
государственной власти в Уганде».
Таким образом, Оботе взял на себя
функции президента страны и сделал
это самолично, без какой-либо
процедуры избрания.
Президент
по собственному почину. Две
конституции Оботе. 24 февраля,
через два дня после этого заявления,
Оботе приостановил действие
конституции страны, сохранив,
правда, временно институты «правителей
федеральных государств».
Практически
это означало устранение Мутесы
II с политической арены Уганды. Но
Оботе на этом не останавливается.
Он выносит на обсуждение проект
новой конституции страны, в котором
существенно изменялась роль
президента: теперь он не просто
номинальная конституционная
фигура, а обладатель реальной
власти — одновременно глава
правительства и глава государства.
Кроме того, мыслилась большая
централизация Уганды и превращение
ее в унитарное государство —
отмена «королевств» и «королей»,
царствующим монархам предлагалось
уйти на пенсию, отменялся
федеральный статус «королевств».
Впрочем, «обсуждение
проекта конституции» звучит
слишком громко. Временная
конституция страны была принята
без чтения полного ее текста в
парламенте. Оботе лишь выступил там,
остановившись на основных
положениях документа. Во время
выступления премьер-министра над
зданием парла¬мента кружил военный
самолет как свидетельство его силы.
К Мутесе II
— кабаке и президенту — также был
применен «силовой прием». Для того
чтобы заставить его уйти из Стейт
Хауз — бывшей резиденции
губернатора, принявшей под свой
кров главу государства Уганда, там
попеременно отключали то газ, то
электричество, то го¬рячую воду.
Естественно,
Буганда не могла примириться с
таким давлением и предприняла
ответные шаги. Она потребовала,
чтобы центральное правительство
Уганды было переведено из Кампалы
— столицы Буганды и одновременно
столицы страны. Был установлен срок
— 30 мая. Одновременно в Буганде
накалялась обстановка, чем и
воспользовался Оботе, начав на
рассвете 24 мая штурм дворца кабаки.
Активное
сопротивление Буганды (обращение
кабаки в ООН, и бесконечные петиции
люкико, и беспорядки в Буганде)
развязало руки Оботе. Изгнание
кабаки из страны, казалось,
завершило его борьбу с Бугандой. Но
так только казалось — этническое
самосознание баганда было
оскорблено. Простить этого они не
могли, да и не только баганда.
Жители всех «королевств», или «федерирующихся
государств», из поколения в
поколения жили в уверенности о
непреходящих ценностях своих
веками складывавшихся
политических институтов, а их «короли»
даже в период независимости
олицетворяли для них благополучие
и процветание всего народа. Отмена
«королевств» декретами не могла
заставить людей отказаться от
своих убеждений. Оботе, видимо, все
же поспешил.
Он говорил:
«Мы серьезно задумывались над тем,
чтобы такое предпринять... чтобы
знатное происхождение само по себе
не давало права решать
государственные дела и вопросы
жизни и смерти граждан». Такие
мысли надо внушать годами, как бы
справедливы они ни были.
Временная
конституция 1966 года была довольно
мягкой в отношении «королевств».
Она лишь уравняла Буганду с другими
«королевствами». Отмена «королевств»
и «королей» произошла по статье 118
новой конституции, вступившей в
силу 8 сентября 1967 года. Отныне
Уганда провозглашалась
республикой.
Важной
новацией, которую ввел Оботе,
явилось упрощение порядка ареста
граждан. По статье 10 для этого не
требовалось какого-либо ордера
судебных органов. Укрепив свою
власть как президента,
опирающегося на армию, Оботе
постарался добиться наибольшей
свободы действий для своих
карательных органов, чтобы
расправляться с недовольными,
число которых в стране росло.
Оботе
продолжил укреплять свою власть в
партии и внутри страны. Для этого он,
во-первых, расправился с
противниками в партии, обвиняя их в
лояльности Грейсу Ибингире или
Кабака екка. Далее он повел дело к
тому, чтобы превратить Конгресс в
единственную партию в стране. Это
было трудно, так как баганда видели
основной противовес Конгрессу в
других партиях — Кабака екка и
Демократической, которые,
оставаясь в оппозиции, все же
действовали в парламенте. Для их
запрета потребовался случай.
И случай
представился. Оботе вел агитацию за
однопартийную систему, ссылаясь, в
частности, на опыт Объединенной
партии национальной независимости
(ЮНИП) в Замбии, и конференция
Конгресса в декабре 1969 года,
состоявшаяся в Кампале, приняла
резолюцию, в которой от
республиканского правительства
требовалось ввести поправку к
конституции, устанавливающую в
Республике Уганда однопартийную
систему. Но одно дело — потребовать,
другое — провести эти требования в
жизнь. А случай, ускоривший это
практически мгновенно проведенное
изменение, — неудавшееся покушение
на Оботе 21 декабря 1969 года, сразу же
после закрытия конференции
Конгресса. В ответ на следующий
день специальная сессия парламента
одобрила объявленное вице-президентом
чрезвычайное положение в Уганде и
другой резолюцией запретила деятельность
всех политических партий, кроме
Конгресса, объявив ее «опасной для
мира и порядка в стране».
«Сдвиг
влево». Но конференция
Конгресса 1969 года известна не
только этим. Она вошла в историю как
оформившая так называемый сдвиг
влево в политике Оботе, приняв два
документа — «Хартию простого
человека» и «Предложения по
национальной службе».
«Сдвиг
влево» был для Оботе также в
значительной степени вынужденной
мерой. Попав в «левые» еще в начале
60-х годов, он должен держать эту
марку, учитывая, в частности, левые
тенденции в соседних странах (например,
Арушскую декларацию 1967 года в
Танзании). Сыграло здесь свою роль и
создание Молодежной лиги Конгресса,
где радикально настроенная
молодежь требовала социальных
преобразований.
Именно в
беседе со студентами колледжа в
Мвири (Бусога) в ноябре 1968 года
Оботе заявил, что Уганда, по его
мнению, идет «средним путем», но в
ближайшее время заметно полевеет. «Сдвиг
влево» — термин, воспринятый Оботе
от молодежи.
Существовала
и чисто экономическая
необходимость преобразований. В
первые годы правления Оботе
значительное развитие получила
обрабатывающая промышленность, в
частности производство тканей и
сахара, а в передине 60-х годов
экспорт этих товаров в соседние
восточноафриканские страны
уменьшился. Ухудшилось
экономическое положение рабочих,
значительная часть которых
работала на частных или смешанных
предприятиях. В то же время
положение в сельском хозяйстве
было трудным — страна не могла себя
прокормить. В ходе мероприятий
правительства Оботе по подъему
сельскохозяйственного
производства основные прибыли
получали так называемые
прогрессивные фермеры, то есть
владельцы крупных
капиталистических ферм. Таким
образом, план индустриализации
страны не был подкреплен
соответствующими изменениями в
сельском хозяйстве, и жизнь
абсолютного большинства
угандийцев за 60-е годы не
улучшилась, а ухудшилась.
В октябре
1969 года Оботе публикует 18-страничную
брошюру, озаглавленную «Хартия
простого человека». В этом
документе утверждалось, что во
главу угла будущей политики
Конгресса и страны будут
поставлены нужды «простого
человека». Кто под этим
расплывчатым понятием
подразумевался? «Человек, живущий
своим трудом». Такие люди, согласно
Оботе, составляли большинство
населения страны и
противопоставлялись «феодалам,
неофеодалам, капиталистам» и
прочим, живущим эксплуатацией
чужого труда. Идея развития страны
сводилась к преобразованию этих
двух групп в одну, живущую своим
трудом и получающую
соответствующую долю
общественного богатства.
Объявлялось, что первые шаги в этом
направлении уже сделаны — имелась
в виду отмена «королевств» и феодальных
привилегий. Говорилось, что
намеченные цели невозможно
достигнуть в условиях экономики
свободного предпринимательства, и
в § 38 подводился итог: «Ведущим
экономическим принципом в нашей
стратегии сдвига влево станет то,
что средства производства и
распределения окажутся в руках
народа».
Оботе
намеренно избегал в своей брошюре
таких терминов, как «научный», или
«марксистский», или «африканский»
социализм. Намеренно потому, что в
Африке в результате прямого
воздействия западной пропаганды
марксистский социализм
связывается нередко с запретом
религии или с авторитаризмом.
Тем не
менее само слово «социализм» в
Хартии употреблялось достаточно
широко. Какими же мерами предполагалось
обеспечить этот «сдвиг влево» в
интересах «простого человека»?
Речь шла о
широком развитии коллективных форм
собственности, в частности
кооперации: о создании условий для
большего участия государства в
экономической деятельности (контроля
над инвестициями, создания государственного
банка для кредитов «простым людям»,
в случае необходимости
национализации частной
собственности).
Одновременно
с «Хартией» на конференции
Конгресса был обнародован «Документ
N2» — «Предложения по национальной
службе». Основу этого документа
составляла статья 9, в которой речь
шла о создании так называемых
лагерей — укрупненных
сельскохозяйственных поселений. «Предполагается,
что такие лагеря коллективно и, насколько
возможно, индивидуально станут „Угандой
в миниатюре", в них будет
протекать земледельческая, животноводческая
и другая хозяйственная, а также
культурная деятельность, которая
существует в любой части Уганды.
Это будут центры по обучению
методам рационального хозяйствования,
воспитанию национального
самосознания и развитию
африканской культуры.
Предполагается, что призываться
на национальную службу в такие
лагеря будут люди из всех частей
Уганды. Особые условия требуется
создать для занятых в
земледельческом и смешанном сельскохозяйственном
производстве, чтобы за время службы
в этих лагерях их познания в этих
областях расширились. Каждый
человек, независимо от
образовательного уровня, может
быть призван на национальную
службу в любой из этих лагерей» [Соmmon
Маn's Сharter, с. 15].
Предполагалось
создание четырех крупных лагерей в
каждой из провинций и малых лагерей
в дистриктах. Молодежь должна была
призываться туда на срок от двух до
четырех лет. Этими вопросами должно
было ведать специально созданное
Министерство национальной службы.
Такова была попытка поднять
сельское хозяйство на коллективной
основе — идея, перекликающаяся с
проводившейся В то время в Танзании
кампанией по созданию «деревень
уджамаа».
«Хартия»
была опубликована вовремя: в 1970
году в Уганде наблюдался взлет
политической активности, связанной
с предвыборной агитацией, хотя
никто точно не знал, когда же
состоятся обещанные конституцией
1967 года выборы в парламент. Поэтому
«Хартию» обсуждали по всей стране.
Хороший прием она встретила и
внутри Конгресса (в значительной
степени освобожденного от
противников Оботе), и в среде
интеллигенции.
Был
объявлен ряд конкретных шагов по
выполнению «Хартии»: соотношение
доли частного и государственного
сектора должно было стать 40
процентов к 60-ти. Это касалось ряда
крупных компаний, правда, не
затронуло трех китов экономики
Уганды — кофе, хлопок и медь.
Исследователям
остается только гадать, выполнил ли
бы Оботе эту программу или нет,
поскольку каких-либо конкретных
сроков выполнения указано не было,
но все же некоторые конкретные
шаги для ее осуществления
предприняты были. Гадать потому,
что 1970 год был последним годом его
первого президентства.
Впрочем, у
моих друзей-угандийцев есть на этот
счет вполне определенное мнение.
Они считают, что вся катавасия со «сдвигом
влево» и «простым человеком» —
игра словами. Факты таковы.
Конференция партии, на которой
обсуждались эти идеи, проходила с
большой помпой, на нее были
приглашены видные африканские
политические деятели — президент
Танзании Дж. Ньерере, президент
Заира Мобуту и другие. Но среди
делегатов, принимавших идеи «сдвига
слево», около половины составляли
представители армии, полиции и
тюремной администрации. «Левые»,
изгнанные из партии после
конференции 1964 года, попытались
апеллировать к конференции 1969 года
с просьбой о возвращении в партию,
но им было отказано. Итак, произошел
«сдвиг влево» без левых.
Далее. Под
«простым человеком» Оботе любил
подразумевать прежде всего себя
самого в противовес аристократии
Менго. И «власть простого человека»
для него -лишь его собственная
власть. То же самое можно сказать и
о другом его любимом термине — о «власти
черного человека»; не случайно и
на флаге Конгресса, и на государственном
флаге Уганды сверху есть черная
полоса, символизирующая власть
черного человека. Цвет кожи самого
Оботе значительно темнее, чем у
других ланги.
Олицетворением
сущности происходящего стал такой
курьез. Один из министров Оботе,
выступая на митинге, провозгласил:
«Мы все теперь должны сдвинуться
влево!», подтвердив свой призыв
энергичным жестом... правой руки
вправо! В таком виде и с такой
подписью фотография министра была
опубликована в газетах.
И самое
главное. На фоне всех разговоров о
правах «простого человека»
покушение на Оботе в последний день
конференции Конгресса положило
начало небывалой волне массовых
арестов в стране. Начиная с этого
времени Оботе стали усиленно
охранять. Если, например, ему надо
было проехать двадцать две мили из
Кампалы в Энтеббе, то дорогу
перекрывали на целый день. Так
главный «простой человек» боялся
других «простых людей».
Отношения
с армией. Конец первого
президентства. Конец своему
президентству Оботе подготовил сам,
создав силу, сумевшую его свергнуть,
— армию. Преобразованная из
Королевских африканских стрелков,
она стала потом называться
Угандийскими стрелками. Впервые
проявила себя как самостоятельная
сила в 1964 году, когда вспыхнул и был
подавлен мятеж в казармах Джинджи.
Затем конголезские события
потребовали укрепления армии, что и
было сделано в 1964—1965 годах за счет
военных закупок в Англии, Китае и
СССР. Немалую роль сыграло участие
армейских подразделений в
подавлении мятежа в Буганде и
штурме дворца кабаки в 1966 году.
Армия
поддерживала режим Оботе. Немалую
роль сыграло и то, что он, как
большинство угандийских солдат,
был выходцем с севера. Кроме того,
укрепив свою власть, Оботе провел
ряд перестановок и репрессий в
армии, убрав своих противников. Все
это позволило ему утверждать, что
он «единственный лидер в Африке,
который не боится военного
переворота». Но эти расчеты Оботе
не оправдались. Даже несмотря на
постоянное укрепление армии,
увеличение жалованья
военнослужащим, создание авиации.
Скорее благодаря всему этому.
Одна из
причин отчуждения между армией и
Оботе — создание Особых сил —
репрессивного аппарата, полувоенных
формирований, дополнивших
государственную полицию. В этом
армия увидела угрозу своему
положению как опоре режима. Другой
такой угрозой в армии посчитали
военное обучение гражданских лиц.
Кроме того, постепенно рос удельный
вес соплеменников Оботе — ланги —
в армии вообще и на командных
постах в частности. Свою роль
сыграли и трения между Оботе и
Амином, которого Оботе сам же и
возвысил. Прошел даже слух, что Амин
находится под домашним арестом.
Разногласия
между Оботе и Амином начались с
убийства бригадного генерала
Окойи в январе 1970 года. В убийстве
Окойи подозревали Амина, поскольку
Окойя принадлежал к народу ачоли и
был явным соперником Амина по
руководству армии. Однако в Уганде
не исключают, что за убийством
Окойи стоял сам Оботе, стремившийся
убрать влиятельных военных, в том
числе и Амина, и на их место
поставить своих людей. Как было в
действительности — никто не знает.
Но в результате обострились
противоречия между военными из
дистрикта Западный Нил (люди Амина),
с одной стороны, и ачоли и ланги — с
другой.
Итак,
Оботе вызвал недовольство в армии.
Кроме того, он «наступил на мозоль»
англичанам, провозгласив свой «сдвиг
влево», и Израилю, к которому вдруг
охладел. Вот эти внутренние и
внешние силы стояли за переворотом
Амина.
Воспользовавшись
отсутствием Оботе в стране в конце
января 1971 года — президент
находился в Сингапуре на
конференции стран Британского
содружества наций, — военные
совершили государственный
переворот.
О причинах
этого переворота могут дать
представление выдержки из так
называемых 18 пунктов, в которых
угандийцам объяснялось, почему
Оботе был свергнут:
«1.
Незаконный арест без суда и на
длительный срок большого числа
людей, многие были невиновны.
2.
Сохранение чрезвычайного
положения в стране на
неопределенный срок.
3.
Отсутствие свободы в обсуждении
различных политических и
социальных вопросов.
4. Лишение
граждан жизни и собственности в
резуль¬тате почти ежедневных
случаев насильственного грабежа,
отсутствие должных мер для их
пресечения. Люди чув¬ствуют себя в
большой опасности...
5.
Предложение о Национальной службе,
что означает мобилизацию каждого
трудоспособного человека в лагеря
на два года, может привести лишь к
увеличению грабежей и общей
преступности в пустующих домах.
6. Широко
распространенная коррупция в
верхах, особенно среди министров и
высших гражданских служащих,
которая подорвала у людей доверие к
правительству. Большинство
министров имеют по нескольку
автомашин или автобусов, множество
больших домов, иногда даже самолеты.
7.
Неспособность властей провести за
последние восемь лет какие-либо
выборы, которые стали бы свободным
волеизъявлением народа...
8.
Экономическая политика привела к
массовой безработице и
нестабильности в стране, к
отсутствию пред¬метов первой
необходимости — продовольствия,
одежды, лекарств и жилья.
9. Высокие
налоги сделали простых людей нашей
страны еще беднее, чем когда-либо...
10. Цены,
которые труженик получает за свою
продукцию, например хлопок и кофе,
не повышались, а иногда и
понижались, в то время как
стоимость продуктов питания,
образования и многого другого
постоянно росла...
12.
Создание коррумпированной касты
лидеров, которые постоянно говорят
о социализме, в то время как сами
становятся богаче, а простой
человек — все беднее...
16. Оботе
попытался противопоставить армию
народу Уганды, назначая своих
соплеменников на ключевые посты в
армии и в государстве...» [Кiwanuka, с. 40—42].
Воистину
этот документ искусно вскрывает
противоречия между целями «Хартии
простого человека» и ситуацией в
Уганде к 1971 году.
Между
двумя президентствами. Как уже
говорилось, переворот Иди Амина
застал Оботе в Сингапуре. Оботе тут
же решил лететь домой. В самолете
Бомбей — Найроби удалось поймать
сообщение Би-би-си о перевороте в
Уганде. В Найроби с Оботе обошлись
как со сверг¬нутым президентом —
его и сопровождавших его лиц
встретили как самых обычных гостей
и препроводили в отель. Назавтра
самолетом их отправили в столицу
Танзании Дар-эс-Салам. Встреча там
была совсем другой. К тому времени
президент Ньерере еще не успел
вернуться из Сингапура, и Оботе
встречал в аэрпорту тогдашний вице-президент
Рашид Кавава. Кортеж, украшенный
государственными флагами Уганды,
отвез гостей в резиденцию Ньерере.
В Танзании
Оботе оказывалась всяческая
поддержка. Она росла тем больше, чем
яснее становилось, что же
представляет собой режим Амина, а
это стало ясно далеко не всем и не
сразу.
Оботе
прожил в Танзании около девяти лет.
И уже в 1972 году была предпринята
первая попытка сбросить Амина. Сам
Оботе говорил об этом впоследствии:
«С 1971 года, когда я был в изгнании,
многие угандийцы отправились в
изгнание, чтобы присоединиться к
нам. Их обучали как партизан, и они
попытались вернуться в Уганду в 1972
году, но их попытка не удалась».
Оботе не сказал, что эти «партизаны»
— остатки верных ему солдат,
проходили подготовку в военных
лагерях в Судане. Они, в основном
ачоли, в 1972 году были посланы на
верную смерть. Те из них, кому
удалось спастись, бежали в Танзанию.
Почему же
он решил бороться с Амином? Позже,
уже вернувшись в Уганду, он
объяснил это так: «Это было не
потому, что я хотел быть
президентом, не потому, что я
стремился к власти, а потому, что
переворот Амина был направлен на
истребление угандийского народа...
Я понял: чтобы сохранить жизнь
угандийцев, нужно устранить Амина».
Было бы,
конечно, неверно связывать
освобождение Уганды от режима
Амина исключительно с именем Оботе.
Еще меньше оснований верить тому,
что он не хотел вернуть себе
президентское кресло. Но Амин
восстановил против себя такое
множество людей самых разных
социальных групп и убеждений, что
число его противников росло день
ото дня. Кроме того, личная симпатия
президента Ньерере к Оботе и
местонахождение последнего в
Танзании превратили эту соседнюю
страну в оплот антиаминовских сил.
В свою очередь, это дало повод Амину
в 1978 году напасть на Танзанию. Его
успехи на первом этапе агрессий
восстановили против него эту
страну. В результате режим Амина в
значительной степени был свергнут
танзанийским оружием.
Но представители
самых различных кругов угандийцев
были обеспокоены тем, чтобы Уганду
из рук Танзании на блюдечке не
получил Оботе. Сформированным на
территории Танзании угандийским кикоси
маалум — подразделениям
особого назначения — говорили: «Вы
боретесь за то, чтобы вернуться
домой, а не за Оботе».
В тот
период Оботе требовалось как можно
больше сторонников. Объединить их
могла только общая йена висть к
Амину. Это и произошло — в марте 1979
года в танзанийском городе Моши, у
подножия знаменитой горы
Килиманджаро, был организационно
оформлен Фронт национального
освобождения Уганды. В него вошли
представители почти двадцати
различных организаций, в том числе
молодой, энергичный Йовери
Мусевени, нынешний президент
Уганды, за которым стояла реальная
военная сила, а также Поль Муванга,
один из старейших лидером
Угандийского национального
конгресса, пользовавшийся большим
влиянием в Буганде.
11 апреля
1979 года силы Фронта и танзанийские
войска взяли Кампалу. Амин бежал.
Фронту предстояло «поделить пирог»
— Уганду.
Этот «дележ»
дался не просто. Он проходил в несколько
этапов. Сначала президентом страны
был объявлен Ю. Луле, затем Г.
Бинаиса. В стране продолжают царить
хаос и нестабильность. Бинаиса
пытается расправиться со своими
политическими противниками.
Сторонники Оботе организуют
беспорядки, чтобы показать, что
Фронт не контролирует ситуацию в
стране. В результате в мае 1980 года
Бинаису смещают, объявляется, что
роль коллективного президента
будет выполнять военная комиссия
Фронта во главе с П. Мувангой.
Оботе все
это время остается в тени. Он даже
заявляет, что не намерен внов:.
стать президентом Уганды. Но он уже
заручился новым союзником —
Мувангой, который может обеспечить
его партии победу в Буганде, где
Оботе не любят. Именно поэтому,
когда было объявлено о
предстоящих в конце 1980 года
президентских выборах, Муванга
настоял, чтобы выборы проводились
по партиям. Предложение Мусевени —
проводить выборы на общей
платформе Фронта — не прошло.
Поэтому Мусевени организовал новую
партию — Патриотическое движение
Уганды.
Для Оботе
наступила пора действовать. Он
планирует вернуться в Уганду как
лидер Народного конгресса. В
Буганде, наиболее неприязненно к
нему настроенной, голоса для
Конгресса должен собрать Муванга,
которому обещан пост вице-президента.
Вновь — компромисс, вновь — сделка.
Но Оботе уверен в победе. Позже он
заявил: «В любом случае я приду к
власти».
И все же,
возвращаясь на родину, Оботе не
рискнул прибыть прямо в столицу.
Самолет танзанийских ВВС доставил
его в Мбарару — административный
центр Анколе в 250 километрах от
Кампалы. Там был создан специальный
подготовительный комитет по его
встрече. Туда же другим самолетом
были доставлены его жена и четверо
сыновей.
Подготовительный
комитет встречи Оботе позаботился
о том, чтобы хор женщин-ланги пел
песню «Мы приветствуем тебя, Оботе».
Сами члены комитета были одеты в
цвета Народного конгресса Уганды —
черный, красный и голубой. Оботе в
торжественном темном костюме произнес
речь. В случае победы его партии на
выборах он обещал стране
умиротворение, восстановление
разрушенной экономики, ликвидацию
коррупции и нарушений законности.
Оботе
начинает предвыборную кампанию
своей партии — Народного конгресса
Уганды. В эту кампанию включаются и
вновь разрешенные другие партии, в
частности его бывшие соперники —
Демократическая партия и Консервативная
— наследник Кабака екка, а также
Патриотическое движение Уганды.
Оботе не
жалеет красивых слов, выступая на
митингах по всей стране. Он ярко
живописует все преступления режима
Амина и превозносит свою партию как
един ственную, не основанную на
религиозных принципах (ведь
Демократическая партия
формировалась как партия католиков),
как партию, представляющую
интересы большинства населения —
рабочих, среднеоплачиваемых
служащих, молодежи. Он старается не
повторять своих прежних ошибок и
не говорит уже о «простом человеке»
и социализме, а облекает все свои
высказывания в еще более обтекаемые
формы.
«Со
времени моего возвращения, —
говорил он на митинге в Кампале, — я
пытаюсь всех примирить. Мне хочется
верить, что вы со мной согласны. Я
надеюсь, что вы... дадите мне мандат
на продолжение политики примирения
между народами Уганды. Если оно
будет достигнуто, будет обеспечено
и единство угандийского народа».
В таком
же духе был составлен предвыборный
манифест Народного конгресса
Уганды. В предисловии к этому
документу Оботе писал: «Освобождение
Уганды еще не закончено, жизнь по-прежнему
небезопасна и трудна. Свержение
режима убийств и террора в прошлом
году было лишь первым этапом борьбы
за полное освобождение нашей
страны. По мнению Народного
конгресса Уганды (НКУ), это
освобождение означает единую,
демократическую, стабильную и
процветающую Уганду, в которой весь
народ будет жить и трудиться в
обстановке мира и безопасности».
Там же он наметил другие этапы
борьбы за освобождение Уганды: «Второй
этап — это восстановление
экономики, а третий — ее стабильный
рост. В ходе нынешнего второго
этапа усилия НКУ будут направлены
на спасение имущества, которое
следует завершить как можно
быстрее, чтобы создать основу для
проведения третьего этапа... После
завершения второго этапа наши
усилия будут направлены на
развитие и расширение производственного
сектора и социальных программ» [Uganda
Peoples Congress, с. 1].
В декабре
1980 года в стране проходят всеобщие
выборы. Народу предложено
голосовать по символам: Демократическая
партия во главе с бывшим
президентом Ю. Луле и П. Семогерере
— мотыга; Патриотическое движение
во главе с Йовери Мусевени — фонарь.
Символом Народного конгресса
Уганды остается ладонь с
вытянутыми пальцами.
Некоторые
соседние страны выразили опасение,
что приближающиеся выборы могут
быть сфальсифицированы, поскольку
в Уганде присутствуют танзанийские
войска, и потребовали их вывода. Но
этого не произошло. От стран
Содружества была создана группа
наблюдателей, прибывшая в Кампалу 25
ноября 1980 года. Выборы состоялись 10
декабря и проходили в неспокойной
обстановке. Ходили слухи, что
кандидатов от Демократической
партии задерживали военные и
грозили расправой. По требованию
военной комиссии в день выборов
были сняты дорожные патрули. Для
того чтобы люди не голосовали
дважды, у голосовавших палец
опускался в несмываемые чернила и
ставился штамп в удостоверение
личности.
В
результате, по официальным
сообщениям, Конгресс получил 72
места, Демократическая партия — 51.
Оботе как лидер победившей партии
во второй раз стал президентом
Уганды.
Однако многие
посчитали результаты выборов сфальсифицированными.
Тогда же были сформированы оппозиционные
движения — Национальное движение
сопротивления во главе с И.
Мусевени, заявившим: «Если победит
Оботе — мы уйдем в буш», а также
Движение за освобождение Уганды (считавшееся
более правым, чем режим Оботе),
Народное движение Уганды —
сторонники Амина, и другие.
Снова
во главе государства. Оботе
снова стал президентом Уганды. На
это раз ему досталась страна в
худшем состоянии, чем во время
первого президентства, — с разоренной
экономикой, раздираемая
противоречиями различного
характера, с хорошо вооруженной
внутренней оппозицией.
Прежде
всего нужно было срочно что-то
делать с развалившейся экономикой
— внешний долг составлял к середине
1981 года 808 миллионов долларов, а
ежегодная инфляция — 100 процентов.
Для того чтобы не выглядеть в
глазах западных стран слишком
левым, Оботе объявил: «Правительство
намерено проводить политику
смешанной экономики, в которой и
государство, и частный сектор, и
кооперативное движение займут
соответствующее место». Однако,
заявив, что Уганда «нуждается в
огромной помощи извне — от всех
дружественных стран», Оботе тут же
добавляет: «Но в то же время
угандийцы должны понять, что им
самим следует что-то сделать». Он
стремился привлечь в сельское
хозяйство — основу экономики
страны — частный капитал. «Правительство
намерено привлекать
капиталовложения в сельское
хозяйство путем снижения налогов».
Одновременно он предоставляет полную
свободу частной инициативе в
промышленности и торговле. Кроме
того, для оживления экономики в
Уганду вновь приглашаются «азиаты»
— лица азиатского происхождения,
в основном мелкая и средняя
буржуазия, изгнанная Амином в 1972
году. Правда, вернулись лишь немногие
— около 10 процентов.
Оботе
принимает «Акт об иностранных
инвестициях», то есть, по существу,
обращается за помощью к западным
странам.
Оботе
удается получить займы от Запада в
больших размерах — сотни миллионов
долларов. Например, только помощь
США за два года выросла со 113 до 250
миллионов долларов. Займы
представляют Международный банк
реконструкции и развития и
Международный валютный фонд.
Постепенно
положение в экономике начинает
выправляться, главным образом за
счет роста цен на основные
экспортные продукты — кофе, хлопок,
табак. В 1983 году стоимость экспорта
Уганды составила 363 миллионов долларов.
Однако некоторый прогресс,
наметившийся в экономике Уганды,
привел опять-таки к росту
благосостояния местных
капиталистов. Жизнь простых
угандийцев не слишком-то
улучшается.
Оботе
старается упрочить и международное
положение Уганды. Ему удается
сохранять мир с соседями — Кенией и
Танзанией. А вот отношения с
Западом, жизненно необходимые для
самого существования страны в
период второго президентства
Оботе, вследствие его «политики
займов» в 1985 году вновь начинают
ухудшаться. Там все чаще говорят о
нарушении прав человека в Уганде.
Действительно,
политическая ситуация в стране
далеко не стабильна. Оппозиция
Оботе растет. Набирают силу
различные оппозиционные движения,
главным из которых становится
Национальное движение
сопротивления.
Ширится
народная поддержка Национальному
движению сопротивления. И чем
больше поддержка масс Движению, тем
жестче становится режим Оботе. За
малейшее подозрение в помощи
людям Мусевени убивали целыми
семьями и целыми деревнями, не щадя
ни стариков, ни детей. Именно
поэтому, считают мои угандийские
друзья, режим «Оботе-2» был более
жестоким, чем даже режим Иди Амина.
По стране выросла сеть
концентрационных лагерей, в
которых, по подсчетам Красного
Креста, содержалось около 150 тысяч
заключенных. Для страны с
населением примерно в 15 миллионов
человек это высокая цифра.
Немудрено поэтому, что невиданно
выросла эмиграция из Уганды: по
некоторым подсчетам, в годы второго
президентства Оботе из страны
уехало до 500 тысяч человек. Около 250
тысяч из них осело в Судане, около 30
тысяч — в Кении, а остальные по
всему миру — от Исландии и Канады
до Папуа-Новой Гвинеи.
Репрессии
в стране проводили не только
специальные силы, но и армия,
которая была в руках вице-президента
П. Муванги. Но, как и в первый раз,
именно армия положила конец
второму президентству Оботе.
27 июля 1985
года военные установили свое
правление. Кампала была вновь взята
штурмом, войсками командовал
бригадный генерал Б. Окелло. Но во
главе страны встал его однофамилец
Т. Окелло. За переворотом, как
говорят, стоял П. Муванга, не
удовлетворенный отведенной ему
Оботе ролью вице-президента и
мечтавший о президентском кресле.
Но он просчитался: его вскоре
прогнали.
Очевидцы
говорят, что кульминацией этого
переворота была «психологическая
атака» голых карамджонгов —
скотоводческого народа на северо-востоке
Уганды — с ружьями наперевес.
После этого переворота Оботе на
вертолете вылетел в Кению. Но лишь
полгода спустя власть в стране
захватило Национальное движение
сопротивления во главе с И.
Мусевени.
Итоги.
Вот как оценивается в одном из
документов Национального движения
сопротивления режим Оботе во время
его второго президентства:
«В этот
период вооруженной борьбы наш
народ погибал от репрессивного,
кровавого и компрадорского режима
Оботе. По некоторым оценкам, в
результате насилия Уганда в 1981 — 1985
годах потеряла от 300 до 500 тысяч
человек. Огромное число людей было
изгнано из своих домов и стало
беглецами, жившими в очень сложных
в стране и за ее пределами условиях.
Дома разорялись, сады опустошались
Сегодняшняя Уганда
характеризуется полным крахом
инфраструктуры, много людей не
имеют крыши над головой и средств к
существованию, множество сирот и
вдов. Наши больницы либо полностью
обветшали, либо там нет лекарств. У
школ нет средств. Те немногие
промышленные предприятия, которые
у нас есть, в основном парализованы».
А что же
сам Оботе? В Найроби, куда он бежал
после военного переворота Окелло,
его соседями оказались представители
Национального движения
сопротивления, издавна избравшие
кенийскую столицу местом
переговоров. В годы второго
президентства Оботе они с
невероятными трудностями
пересекали угандийскую границу,
многократно рискуя жизнью, и вот —
такое соседство. Ирония судьбы!
Ныне Оботе
живет в Замбии. Думает ли он
вернуться? Кто знает... Правда, мои
угандийские друзья уверяют, что,
если Оботе захочет возвратиться на
родину, его придется охранять от
собственного народа.
Окончательную
оценку Оботе как личности и политического
деятеля делать еще, конечно, рано.
Истории требуется время для того,
чтобы расставить все точки над «и».
Существующие же оценки
диаметрально противоположны — от
апологетики до активного неприятия.
Несомненно одно: Оботе
представляет собой один из типов
африкан- ских лидеров, пришедших к
власти сразу после достижения
независимости. Лидеры этого типа —
люди образованные, но не имеющие
четкой политической программы и
меняющие свои установки и
ориентиры в зависимости от
складывающейся ситуации. Они, как
правило, хорошие ораторы,
обладающие к тому же и личным
обаянием. У Оботе в ходе
политической карьеры обнаружился
еще один несомненный дар: умение
использовать самые различные
ситуации и самых разных людей в собственных
целях. Тот факт, что Оботе иногда
все же просчитывался так
трагически для себя самого, не указывает
ли он на сложность и
неоднозначность ситуации в самой
Уганде, столь характерные для
многих освободившихся стран
Африки?