«ПРОСТОЙ ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

 

Аполо Милтон Оботе

 

К северо-востоку от Буганды, по другую сторону озе­ра Кьога, на восточном берегу реки Виктория-Нил живет народ ланго, или ланги, как они сами себя называют. Ныне их насчитывается в Уганде около миллиона человек. По характеру ланги, как считают сами угандийцы, похо­жи на итальянцев — такие же темпераментные. Еще го­ворят, что ланги — люди, которые привыкли не раз­мышлять, а действовать. В доколониальные времена основ­ным занятием ланги было скотоводство в сочетании с зем­леделием, а также охота. В отличие от своих южных соседей — баганда и западных — баньоро, ланги, как и другие нилотоязычные народы Уганды, в доколониаль­ные времена государственных образований не создали. Основной ячейкой общества ланги был клан, главный ста­рейшина которого назывался руот. Реальная власть руота была невелика, она сводилась в основном к роли тре­тейского судьи в спорах между сородичами. Но и такие вопросы он решал не единолично, а советовался с одонге — другими старейшинами. В конце прошлого века возникли военные объединения нескольких кланов, которые возгла­вили военачальники. Ими становились воины, проявившие полководческие способности. Военные объединения ланги с успехом отражали набеги суданцев, участвовали в меж­доусобных войнах в Буньоро.

В период британских завоеваний в Межозерье ланги оказали героическое сопротивление колонизаторам. История сохранила имена предводителей ланги в их борьбе про­тив владычества англичан. Старейшина Лакьойя, например, вместе со своими воинами спрятался в буше и вел оттуда партизанскую войну. Карательная экспедиция колонизаторов  сумела  покорить  воинов  Лакьойи, лишь дождавшись сухого сезона и предав огню селения ланги.

Знает история и примеры сотрудничества ланги с ко­лонизаторами. Считается, например, что кто-то из ланги выдал англичанам Кабарегу и Мвангу в 1899 году. А бри­танское управление на территории ланги было установлено лишь в 1908 году. Именно тогда в протекторате Уганда был создан дистрикт Ланго. Но уже в начале века ста­ло ясно, что британцы — реальная сила в Уганде и со­противление им бесполезно. Некоторые ланги попытались использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах — для получения власти пусть даже под верховным вла­дычеством англичан. Например, молодой Одора Аримо, сын мелкого старейшины, хотел стать главой своего клана. Но у него был сильный соперник по имени Арум, кото­рого Одора никак не мог одолеть. Тогда Одора отпра­вился в соседнее Буньоро, где заявил английским чинов­никам, что желает им подчиняться. За это он получил ' пять ружей, а также отряд из семидесяти стрелков для завоевания непокорных. С таким подкреплением Одора разбил своего соперника и присвоил себе желанный титул В 1908 году, когда создавались дистрикт Ланго и его «ту­земная» администрация, Одора был признан «вождем» боль­шой территории. Он всячески демонстрировал свою лояль­ность англичанам, в частности посылал зерно в Буньоро, когда там вспыхнул голод.

Но самой дерзкой его акцией была встреча с Уинсто ном Черчиллем, будущим британским премьер-министром. Когда Одора узнал, что важный англичанин (тогда — по­мощник министра колоний) в своем турне по Уганде оста­новился неподалеку от его земель, он явился к Черчиллю с четырьмя сотнями воинов и заверениями в вечной лояльности англичанам. Черчилль обещал ему британский протекторат в будущем и шесть первоклассных ружей немедленно. Это произошло в ноябре 1907 года.

В колониальный период на земли ланги проникло «бе­лое золото» — хлопок, а вместе с ним и колониальные налоги и колониальные товары. Кроме того, из ланги и их соседей с востока — итесот (тесо) и с севера — ачоли формировались в значительной степени колониальная армия и полиция Уганды. Делалось это не случайно: таким об­разом британцы хотели создать своеобразный противовес наиболее сильным южным частям протектората — «ко­ролевствам» Буганда, Буньоро, Торо и Анколе.

Студент-недоучка. На землях ланги в деревне Намаса-ра в семье вождя в 1925 году и родился герой этого очер­ка, будущий президент Уганды Аполо Милтон Оботе. Однако, как считают мои друзья-угандийцы, Оботе нельзя назвать типичным представителем своего народа и нель­зя сказать, что он особенно опирался на ланги в своей политике. Даже с собственным отцом он практически не поддерживал контактов, воспитываясь в доме дяди. Как и большинство детей колониальных вождей, он получил миссионерское образование. Начальное — в протестант­ской школе в Лире, центре дистрикта Ланго. Среднее — в Нсора в дистрикте Тесо, а затем в колледже Мвири в Джиндже — втором по величине городе протектората. Это были далеко не самые привилегированные учебные заведения в Уганде, но и не самые рядовые. За годы учебы там большое впечатление на Оботе произвели труды Платона и английского поэта XVII века Джона Миль­тона, пронизанные республиканскими идеями. Потом его путь лежал в уже известный читателю колледж Макерере.

В Макерере он едва не застал своего будущего ан­тагониста кабаку Мутесу II, судьба сведет их позднее. Оботе обучался в колледже в 1948 году на факультете гуманитарных наук. В Макерере Оботе проявил себя в первый раз как руководитель — был режиссером студен­ческого спектакля по пьесе Шекспира «Юлий Цезарь». Сам Оботе играл в этом спектакле главную роль. Од­нако затем он был исключен из колледжа за неуспе­ваемость.

Какое будущее могло ждать студента Макерере с не­законченным гуманитарным образованием в Уганде? Оботе перепробовал множество профессий. Работал надсмотрщиком на плантации в Бусоге, затем клерком в инженерной фирме «Моулем констракшн» в Джиндже. Позднее по делам фирмы ему пришлось переехать в соседнюю британскую колонию Кению. Там он перешел на службу в другую компанию — «Стандард вакуум ойл К°».

Первая половина 50-х годов в Кении прошла под зна­ком восстания Мау-Мау — явления сложного и много­слойного. Все же главным в нем была антиколониаль­ная направленность. Не случайно одна из расшифровок названия движения звучит на суахили так: Мзунгу Аэнде Улайя, Мвафрика Апате Ухуру — Пусть европеец уби­рается в Европу, а африканец получит свободу. Мощное партизанское движение заставило британские власти ввести чрезвычайное положение в стране и переселить тысячи людей в охраняемые деревни. В Кении, поселенческой колонии, имевшей свою специфику, среди африканцев наш­лось немало «лоялистов», поддерживавших британские власти.

В этой ситуации Оботе — клерк, торговец и даже некоторое время моряк — принимает сторону тех афри­канцев, которые боролись за свободу. Считается, что он был близок с руководством Союза африканцев Кении — своеобразным штабом движения Мау-Мау, а затем, после запрета Союза, включился в профсоюзную деятельность.

Когда восстание было уже на излете и африканцам в Кении вновь разрешалось создавать различные органи­зации, Оботе участвовал в создании некоторых из них, например Ассоциации рентоплателыциков. Один из биогра­фов Оботе утверждает, что он участвовал и з создании Африканского конгресса округа Найроби, а также в дея­тельности этой организации, выдвигавшей радикальные требования [Gupta, с. 12].

Политический опыт, приобретенный в Кении, помог дальнейшей карьере Оботе. Но главное — даже не сам политический опыт, а понимание того факта, что ему, человеку с незаконченным гуманитарным образованием, лучше всего заняться политикой. Он вернулся в Уганду в апреле 1957 года, и сразу начался его головокружи­тельный взлет.

Блестящий взлет. Всплеску политической карьеры Оботе на родине способствовала сложившаяся там ситуация. Глав­ной силой, руководившей борьбой за независимость страны, был в то время Угандийский национальный конгресс, созданный еще в 1952 году радикалами из колониальной элиты баганда. Руководству Конгресса нужны были люди, способные распространить влияние партии за пределами Буганды. Такие люди были и среди ланги, где тоже ки­пели антиколониальные настроения, но, к счастью для Оботе, ко времени его возвращения на родину они были в тюрьме. Оботе быстро становится представителем от ланги в Конгрессе и одним из его вице-председателей. А в следующем, 1958 году его избирают в законода­тельный совет как представителя дистрикта Ланго.

Прекрасный оратор, Оботе быстро снискал себе сла­ву одного из самых воинствующих членов законодатель­ного совета. Как рассказывали мне мои друзья-угандий­цы, непосредственно участвовавшие в политической борьбе тех лет, для ядра Конгресса из баганда Оботе «стал человеком, который сможет сагитировать остальную Уган­ду». Правда, уже тогда баганда поговаривали, что, «если Оботе придет к власти, он разобьет Менго», то есть верхушку баганда, так или иначе связанную с двором кабаки. Это пророчество впоследствии сбылось.

Так Оботе стал одним из руководителей Конгресса, вернее, его левого крыла, ибо Угандийский националь­ный конгресс был организацией довольно пестрой по со­циальному составу — иначе и быть не могло. Более того, в 1959 году в Уганду вернулась группа студентов, обучающихся в Делийском университете и стоявших на позициях марксизма. Возглавлял эту группу Джон Каконге. Каконге и его сторонников обуревала идея создания но­вой организации, которая привела бы страну к незави­симости. Их взоры обратились на левое крыло Уган­дийского национального конгресса, которое, как они счи­тали, могло стать основой такой организации. В резуль­тате ряда реорганизаций из части Угандийского нацио­нального конгресса и созданного членами законодатель­ного совета Союза народов Уганды в 1960 году воз­никла новая партия — Народный конгресс Уганды. Оботе стал президентом нового Конгресса, а Каконге — его генеральным секретарем.

Создание Народного конгресса планировалось как фор­мирование общенациональной партии, способной отстаивать интересы Уганды и ее единство. Однако, хотя у руководства партии стояли вполне образованные люди, они не являлись лидерами общенационального масштаба — каж­дый из них был известен в основном в пределах сво­его дистрикта.

После создания партии Оботе много ездит по стране, пытается укрепить авторитет Конгресса. Но... быстро убеж­дается в том, что на юге, особенно в Буганде, авторитет его партии низок. Лишний раз это продемонстрировали выборы в законодательный совет 1961 года, которые большинство населения Буганды бойкотировало; те немно­гие, кто принял участие в голосовании, проголосовали за Демократическую партию во главе с Бенедикто Киванукой. В этой ситуации южные «королевства» требовали от­ложить предоставление Уганде независимости. Оботе же считал, что предоставление независимости надо «пробивать», одновременно идя навстречу Буганде и другим «королев­ствам». Именно ему принадлежала идея привлечения Бу­ганды на свою сторону путем союза с аристократической верхушкой и ее партией — Кабака екка. Немалую роль в заключении этого союза сыграло личное обаяние Оботе. Вот как воспринял тогда Оботе кабака Мутеса II «О нем ходило множество историй. Говорили, что он был подпаском, ранен стрелой. Решив, что такая жизнь тяжела, он пошел в школу, затем последовал одногодичный период обучения в Макерере. Я не знал, где он закончил свое образование. Короткий период пребывания и Кении в качестве своего рода клерка при Кениате во время восстания Мау-Мау подошел к концу. По воз­вращении в Уганду фортуна поворачивается к нему лицом. До того времени (1960—1961) его карьера не была бле­стящей. Избранный в законодательный совет, он стал во главе сильной партии, но даже тогда, я думаю, его не­сомненные способности еще не были признаны» [Мutesa, с. 159].

Следуя за событиями, он, однако, проявил определенную дальновидность, пойдя на союз с Кабака екка. Это был компромисс, причем компромисс вынужденный. В егч, политической карьере ему не раз приходилось идти на подобный компромисс. Левое крыло Конгресса было недовольно союзом с Кабака екка, но считало его допустимым, коль скоро он облегчает получение Угандой независимости.

Первое время союзнические обязательства в отношении Кабака екка Оботе выполнял довольно последовательно. Он был своего рода «ходатаем» Буганды на конституционных конференциях в Лондоне, немало сделал для того, чтобы президентом Уганды стал Мутеса II. Таким образом он хотел умиротворить Буганду. Но только этот союз помог Оботе в 1962 году стать премьер-министром Уганды, возглавив коалиционное правительство.

Таким образом, приход Оботе к власти в 1962 году в качестве премьер-министра независимой Уганды был результатом его целеустремленности и умелого использова­ния сложившейся ситуации. Ни армия, ни северяне вообще и ланги в частности никакой роли здесь не играли. Более того, уже в тот период он предпринял конкретные шаги для укрепления своего будущего положения. Так, постарался отодвинуть Каконге как лидера левых — сначала пообещал, что ему будет предоставлено одно из девяти дополнительных мест в Национальной ассамблее, а затем ввел туда вместо него сахарного магната Метху. Каконге в знак протеста уехал из страны. Все это вызвало волнения, и Каконге вернулся, но места в Национальной ассамблее для него уже не было. Тогда же сложился и союз Оботе с Израилем — по иронии судьбы срочно написанный национальный гимн будущей независимой Уганды был впервые исполнен в Тель-Авиве. Гимном Встречали Оботе, сделавшего там посадку по пути в Лондон на вторую конституционную конференцию. Решение о президентстве Мутесы II также было принято Оботе единолично в 'своих собственных интересах, и лишь по настоянию левого крыла Конгресса оно обсуждалось на заседании руководства партии, причем дебаты заняли всю ночь.

Для завоевания авторитета в стране Оботе много выступал, не жалея красивых фраз. «Независимость — сама по себе не цель, а средство дальнейшей борьбы... Для Конгресса неза­висимость не означает простой замены белых физиономий черными в государственном аппарате или приобретения дворцов и автомобилей новейших марок несколькими высши­ми руководителями в то время, как в деревне все остается так, как было при империализме».

Как же все это выглядело в действительности после достижения независимости? В своих мемуарах Мутеса II, описывая свадьбу Оботе в 1963 году, не без сарказма говорит о его отношении к роскоши: «Это было гигантское меропри­ятие. Я не хочу даже пытаться подсчитать, сколько же это все стоило, так как результаты такого подсчета стали бы отрицать. Некоторые говорили — 25 тысяч фунтов стер­лингов, некоторые 35 тысяч фунтов, была названа официаль­ная цифра — 8,5 тысяч фунтов стерлингов. Такая маленькая сумма не покрыла бы стоимости одних только напитков, которых, по подсчетам журналистов, было 60 тысяч бутылок пива и полторы тысячи — шампанского. Однако последовало заявление о том, что большинство напитков подарено фабрикантами из личной симпатии, а не в целях рекламы. Во всяком случае, за обручальное кольцо он заплатил сам. Когда же британская общественность потребовала лишить Уганду материальной помощи, наш премьер-министр поспешил, как-всегда, указать на происки неоколониализма. "Это означает, — бушевал он, — что кое-кто в Британии хочет диктовать Уганде, как ей расходовать свой бюджет". Более того, как считал Оботе, для Уганды естественно чествовать "некоторых своих лидеров как героев борьбы". Я думаю, что Оботе — скорее самозваный герой, по-настоящему не страдавший за дело. В Африке националистов обычно бросали в тюрьмы или высылали из страны. Оботе не провел и десяти минут в тюрьме в ходе своей "борьбы"» [Мutesa, с.175—176].

К язвительному высказыванию Мутесы следовало бы до­бавить, что Оботе всегда был присущ некоторый комплекс не­полноценности, как утверждают мои угандийские друзья, знавшие его близко. Поэтому он всегда хотел принадлежать к «истеблишменту Менго», то есть высшим, аристократичес­ким кругам Уганды. Отсюда — подчеркнутая пышность его свадьбы, отсюда и выбор невесты — уж Мириа-то, безус­ловно, принадлежала к этому истеблишменту как представи­тельница протестантского аристократического семейства Буганды. Заметим, что ранее, на церемонии предоставления Уганде независимости, как «миссис Оботе» была пред­ставлена женщина из народа ланги. Мирна остается его официальной женой и до сих пор, хотя живет в Найроби, а сам Оботе — в Замбии. Заметим также, что к моменту прихода к власти у Оботе не было ни шиллинга в банке, а в 1963 году для него был куплен дом за 25 тысяч шиллингов.

Главной задачей Оботе стало укрепление собственной власти в стране. Женитьба на Мирна и провозглашение кабаки Мутесы II президентом страны способствовали сближению с монархическими кругами Менго. Кроме того, конституционные полномочия президента и сама личность Мутесы II способствовали сосредоточению реальных рычагов управления в руках премьер-министра.

Но 1964 год принес власти Оботе серьезные испытания. В январе восстали содлаты в казармах Джинджи. Надо сказать, что независимая Уганда унаследовала старую колониальную армию, большинство в которой составляли северяне, да к тому же католики, естественно поддерживавшие не Народный конгресс, а Демократическую партию как партию католиков. Но Оботе сумел уверить военных в том, что его Конгресс даст им власть. И вот — волнения.Оботе настолько испугался, что единолично принял решение о введении в страну британских войск. Национальный исполком Конгресса, его высший орган, потребовал от Оботе объяснений, и тому пришлось пообещать вывести английские войска, как только в них отпадет необходимость.

В ходе штурма казарм Джинджи особенно отличился Иди Амин. Он и стал заместителем главнокомандующего новой армией, а главнокомандующим, как более грамотный человек, — другой северянин Ш. Ополот. После мятежа состав армии претерпел значительные изменения. Ополот и Амин набирали своих людей. Оботе считал, что теперь-то армия у него в руках. Так оно и было до поры до времени.

Следующей задачей Оботе было укрепление собственного положения внутри Народного конгресса.К тому времени в руководстве партии наметился раскол. Левое крыло партии во главе с Дж. Каконге не одобряло многие шаги Оботе. Для Оботе насущной задачей стала проблема — как убрать Каконге. Для этого было решено использовать партийную конференцию в городе Гулу, состоявшуюся в апреле—мае 1964 года.

К конференции готовились загодя: были составлены соответствующие партийные документы, в том числе и доклад генерального секретаря Каконге. Более того, по настоянию Оботе был изменен утвержденный ранее порядок выдвижения делегатов на конференцию, с тем чтобы от Бусоги, где позиции Конгресса были особенно сильны, на конференцию их попало возможно больше. Предполагалось, что конфе­ренция выразит вотум недоверия Каконге, а Оботе скажется больным.

Но конференция пошла не совсем по сценарию,, подготов­ленному премьером. Вот что рассказывал мне один из ее участников, сторонников Каконге:

«Второй день работы конференции. Заканчивается доклад Каконге. Бурные аплодисменты. Оботе тут же появляется на конференции. Один из его родственников сразу же выступает с резкой критикой Каконге, обвиняя его в коммунизме. Объявляется, что на следующий день будут заседать комиссии. Но в ночь между вторым и третьим днем работы конференции Оботе собирает своих сторонников. Они вырабатывают новые документы, в которых выдвигаются серьезные обвинения против Каконге.

На третий день заседания специальных комиссий преры­ваются. Всех делегатов заставляют собраться вместе и проголосовать за новые резолюции. Однако ряд делегатов голосует «против». Тогда впервые Оботе применяет силу — здание, где проходит конференция, окружают военные. Под таким давлением новые резолюции принимаются. Генераль­ным секретарем Конгресса избирается Грейс Ибингира. Каконге с политической арены убран».

Так Оботе расправился с левым крылом Конгресса. Интересно, что самому ему удалось остаться в тени — во многих книгах этот эпизод рассматривается как «переворот Ибингиры». Грейса Ибингиру, министра юстиции, получив­шего образование в Англии, считали прозападником. Визиты же Оботе в СССР и Югославию в том же, 1964 году снискали ему славу «левого». Поэтому события в Гулу внешне и выглядели так благопристойно для Оботе.

Однако Ибингира и Оботе оказались временными попутчиками. Очень скоро в результате разветвления сети партийных организаций, в частности в Буганде, в партии выросло число сторонников Ибингиры. Немалую роль играло и то, что он — выходец из Анколе, да еще из местной элиты — из семьи вождя.

В результате росла оппозиция Оботе в партии. Более того, к 1965 году кабинет министров также оказался в руках сторонников Ибингиры и кабаки.

Земля вновь горела под ногами Оботе. Тут еще — неудавшееся покушение на него во время празднования годовщины независимости Уганды в октябре 1965 года. И — новая попытка устранить Оботе: вышедший из подчинения кабинет министров возбуждает дело о «конголезском золоте», по которому Оботе проходит как один из обвиняемых. Но и эту ситуацию Оботе сумел использовать в своих интересах. Сначала назначил расследование, покрывал главных обвиня¬емых, в частности отправил Амина в критический момент в недельный отпуск. Вроде бы все против него — и партия и кабинет. Но у него в руках — армия. Оботе вновь демонстрирует силу, арестовывая пять министров весной 1966 года. Один из арестованных — «правый» Ибингира. Вместе с ним и несколько «левых» министров. Так Оботе сумел использовать Ибингиру.

Оппозиция Оботе в Буганде росла. Коалиция с Кабака екка распалась фактически еще 1964 году. Оботе все меньше хотел делиться властью с аристократией Менго. Властолюбие Оботе вызывало недовольство не только среди аристократии Буганды. Другие бывшие «королевства» и Бусога старались не уступать Буганде в автономных правах, всячески затрудняя деятельность премьер-министра.

В феврале 1966 года, одновременно со слушанием дела о «конголезском золоте», Оботе выступил с таким заявлением: «В интересах национальной стабильности и общественной безопасности сегодня, 22 февраля 1966 года, я возложил на себя всю полноту государственной власти в Уганде». Таким образом, Оботе взял на себя функции президента страны и сделал это самолично, без какой-либо процедуры избрания.

Президент по собственному почину. Две конституции Оботе. 24 февраля, через два дня после этого заявления, Оботе приостановил действие конституции страны, сохранив, правда, временно институты «правителей федеральных государств».

Практически   это    означало   устранение    Мутесы   II   с политической арены Уганды. Но Оботе на этом не останавливается. Он выносит на обсуждение проект новой конституции страны, в котором существенно изменялась роль президента: теперь он не просто номинальная конституционная фигура, а обладатель реальной власти — одновременно глава правительства и глава государства. Кроме того, мыслилась большая централизация Уганды и превращение ее в унитарное государство — отмена «королевств» и «королей», царствующим монархам предлагалось уйти на пенсию, отменялся федеральный статус «королевств».

Впрочем, «обсуждение проекта конституции» звучит слишком громко. Временная конституция страны была принята без чтения полного ее текста в парламенте. Оботе лишь выступил там, остановившись на основных положениях документа. Во время выступления премьер-министра над зданием парла¬мента кружил военный самолет как свидетельство его силы.

К Мутесе II — кабаке и президенту — также был применен «силовой прием». Для того чтобы заставить его уйти из Стейт Хауз — бывшей резиденции губернатора, принявшей под свой кров главу государства Уганда, там попеременно отключали то газ, то электричество, то го¬рячую воду.

Естественно, Буганда не могла примириться с таким давлением и предприняла ответные шаги. Она потребовала, чтобы центральное правительство Уганды было переведено из Кампалы — столицы Буганды и одновременно столицы страны. Был установлен срок — 30 мая. Одновременно в Буганде накалялась обстановка, чем и воспользовался Оботе, начав на рассвете 24 мая штурм дворца кабаки.

Активное сопротивление Буганды (обращение кабаки в ООН, и бесконечные петиции люкико, и беспорядки в Буганде) развязало руки Оботе. Изгнание кабаки из страны, казалось, завершило его борьбу с Бугандой. Но так только казалось — этническое самосознание баганда было оскорблено. Простить этого они не могли, да и не только баганда. Жители всех «королевств», или «федерирующихся государств», из поколения в поколения жили в уверенности о непреходящих ценностях своих веками складывавшихся политических институтов, а их «короли» даже в период независимости олицетворяли для них благополучие и процветание всего народа. Отмена «королевств» декретами не могла заставить людей отказаться от своих убеждений. Оботе, видимо, все же поспешил.

Он  говорил:  «Мы серьезно задумывались над тем, чтобы такое предпринять... чтобы знатное происхождение само по себе не давало права решать государственные дела и вопросы жизни и смерти граждан». Такие мысли надо внушать годами, как бы справедливы они ни были.

Временная конституция 1966 года была довольно мягкой в отношении «королевств». Она лишь уравняла Буганду с другими «королевствами». Отмена «королевств» и «ко­ролей» произошла по статье 118 новой конституции, всту­пившей в силу 8 сентября 1967 года. Отныне Уганда про­возглашалась республикой.

Важной новацией, которую ввел Оботе, явилось упро­щение порядка ареста граждан. По статье 10 для этого не требовалось какого-либо ордера судебных органов. Ук­репив свою власть как президента, опирающегося на армию, Оботе постарался добиться наибольшей свободы действий для своих карательных органов, чтобы расправляться с недовольными, число которых в стране росло.

Оботе продолжил укреплять свою власть в партии и внутри страны. Для этого он, во-первых, расправился с противниками в партии, обвиняя их в лояльности Грейсу Ибингире или Кабака екка. Далее он повел дело к тому, чтобы превратить Конгресс в единственную партию в стране. Это было трудно, так как баганда видели основной про­тивовес Конгрессу в других партиях — Кабака екка и Демократической, которые, оставаясь в оппозиции, все же действовали в парламенте. Для их запрета потребо­вался случай.

И случай представился. Оботе вел агитацию за одно­партийную систему, ссылаясь, в частности, на опыт Объе­диненной партии национальной независимости (ЮНИП) в Замбии, и конференция Конгресса в декабре 1969 года, состоявшаяся в Кампале, приняла резолюцию, в которой от республиканского правительства требовалось ввести по­правку к конституции, устанавливающую в Республике Уганда однопартийную систему. Но одно дело — потре­бовать, другое — провести эти требования в жизнь. А случай, ускоривший это практически мгновенно проведенное изменение, — неудавшееся покушение на Оботе 21 декабря 1969 года, сразу же после закрытия конференции Конгресса. В ответ на следующий день специальная сессия парламента одобрила объявленное вице-президентом чрезвычайное поло­жение в Уганде и другой резолюцией запретила дея­тельность всех политических партий, кроме Конгресса, объявив ее «опасной для мира и порядка в стране».

«Сдвиг влево». Но конференция Конгресса 1969 года из­вестна не только этим. Она вошла в историю как офор­мившая так называемый сдвиг влево в политике Оботе, приняв два документа — «Хартию простого человека» и «Предложения по национальной службе».

«Сдвиг влево» был для Оботе также в значительной степени вынужденной мерой. Попав в «левые» еще в начале 60-х годов, он должен держать эту марку, учитывая, в частности, левые тенденции в соседних странах (например, Арушскую декларацию 1967 года в Танзании). Сыграло здесь свою роль и создание Молодежной лиги Конгресса, где радикально настроенная молодежь требовала социаль­ных преобразований.

Именно в беседе со студентами колледжа в Мвири (Бусога) в ноябре 1968 года Оботе заявил, что Уганда, по его мнению, идет «средним путем», но в ближайшее время заметно полевеет. «Сдвиг влево» — термин, воспринятый Оботе от молодежи.

Существовала и чисто экономическая необходимость пре­образований. В первые годы правления Оботе значительное развитие получила обрабатывающая промышленность, в част­ности производство тканей и сахара, а в передине 60-х годов экспорт этих товаров в соседние восточноафриканские страны уменьшился. Ухудшилось экономическое поло­жение рабочих, значительная часть которых работала на част­ных или смешанных предприятиях. В то же время положение в сельском хозяйстве было трудным — страна не могла себя прокормить. В ходе мероприятий правительства Оботе по подъему сельскохозяйственного производства основные прибыли получали так называемые прогрессивные фермеры, то есть владельцы крупных капиталистических ферм. Та­ким образом, план индустриализации страны не был под­креплен соответствующими изменениями в сельском хозяй­стве, и жизнь абсолютного большинства угандийцев за 60-е годы не улучшилась, а ухудшилась.

В октябре 1969 года Оботе публикует 18-страничную бро­шюру, озаглавленную «Хартия простого человека». В этом документе утверждалось, что во главу угла будущей поли­тики Конгресса и страны будут поставлены нужды «про­стого человека». Кто под этим расплывчатым понятием подразумевался? «Человек, живущий своим трудом». Такие люди, согласно Оботе, составляли большинство населения страны и противопоставлялись «феодалам, неофеодалам, капиталистам» и прочим, живущим эксплуатацией чужого труда. Идея развития страны сводилась к преобразованию этих двух групп в одну, живущую своим трудом и получающую соответствующую долю общественного богат­ства. Объявлялось, что первые шаги в этом направлении уже сделаны — имелась в виду отмена «королевств» и фео­дальных привилегий. Говорилось, что намеченные цели не­возможно достигнуть в условиях экономики свободного пред­принимательства, и в § 38 подводился итог: «Ведущим экономическим принципом в нашей стратегии сдвига влево станет то, что средства производства и распределения окажутся в руках народа».

Оботе намеренно избегал в своей брошюре таких терми­нов, как «научный», или «марксистский», или «африкан­ский» социализм. Намеренно потому, что в Африке в ре­зультате прямого воздействия западной пропаганды марк­систский социализм связывается нередко с запретом религии или с авторитаризмом.

Тем не менее само слово «социализм» в Хартии употреб­лялось достаточно широко. Какими же мерами предпола­галось обеспечить этот «сдвиг влево» в интересах «про­стого человека»?

Речь шла о широком развитии коллективных форм соб­ственности, в частности кооперации: о создании условий для большего участия государства в экономической дея­тельности (контроля над инвестициями, создания государ­ственного банка для кредитов «простым людям», в случае необходимости национализации частной собственности).

Одновременно с «Хартией» на конференции Конгресса был обнародован «Документ N2» — «Предложения по на­циональной службе». Основу этого документа составляла статья 9, в которой речь шла о создании так называе­мых лагерей — укрупненных сельскохозяйственных поселений. «Предполагается, что такие лагеря коллективно и, на­сколько возможно, индивидуально станут „Угандой в мини­атюре", в них будет протекать земледельческая, животно­водческая и другая хозяйственная, а также культурная деятельность, которая существует в любой части Уганды. Это будут центры по обучению методам рационального хо­зяйствования, воспитанию национального самосознания и развитию африканской культуры. Предполагается, что при­зываться на национальную службу в такие лагеря будут люди из всех частей Уганды. Особые условия требуется создать для занятых в земледельческом и смешанном сель­скохозяйственном производстве, чтобы за время службы в этих лагерях их познания в этих областях расширились. Каж­дый человек, независимо от образовательного уровня, может быть призван на национальную службу в любой из этих лагерей» [Соmmon Маn's Сharter, с. 15].

Предполагалось создание четырех крупных лагерей в каждой из провинций и малых лагерей в дистриктах. Мо­лодежь должна была призываться туда на срок от двух до четырех лет. Этими вопросами должно было ведать спе­циально созданное Министерство национальной службы. Та­кова была попытка поднять сельское хозяйство на коллек­тивной основе — идея, перекликающаяся с проводившейся В то время в Танзании кампанией по созданию «де­ревень уджамаа».

«Хартия» была опубликована вовремя: в 1970 году в Уган­де наблюдался взлет политической активности, связанной с предвыборной агитацией, хотя никто точно не знал, ког­да же состоятся обещанные конституцией 1967 года выборы в парламент. Поэтому «Хартию» обсуждали по всей стране. Хороший прием она встретила и внутри Конгресса (в значи­тельной степени освобожденного от противников Оботе), и в среде интеллигенции.

Был объявлен ряд конкретных шагов по выполнению «Хартии»: соотношение доли частного и государственного сектора должно было стать 40 процентов к 60-ти. Это касалось ряда крупных компаний, правда, не затронуло трех китов экономики Уганды — кофе, хлопок и медь.

Исследователям остается только гадать, выполнил ли бы Оботе эту программу или нет, поскольку каких-либо кон­кретных сроков выполнения указано не было, но все же неко­торые конкретные шаги для ее осуществления предприняты были. Гадать потому, что 1970 год был последним годом его первого президентства.

Впрочем, у моих друзей-угандийцев есть на этот счет вполне определенное мнение. Они считают, что вся ката­васия со «сдвигом влево» и «простым человеком» — игра словами. Факты таковы. Конференция партии, на которой обсуждались эти идеи, проходила с большой помпой, на нее были приглашены видные африканские политические дея­тели — президент Танзании Дж. Ньерере, президент Заира Мобуту и другие. Но среди делегатов, принимавших идеи «сдвига слево», около половины составляли представи­тели армии, полиции и тюремной администрации. «Ле­вые», изгнанные из партии после конференции 1964 года, попытались апеллировать к конференции 1969 года с просьбой о возвращении в партию, но им было отказано. Итак, произошел «сдвиг влево» без левых.

Далее. Под «простым человеком» Оботе любил подразу­мевать прежде всего себя самого в противовес аристо­кратии Менго. И «власть простого человека» для него -лишь его собственная власть. То же самое можно сказать и о другом его любимом термине — о «власти черного чело­века»; не случайно и на флаге Конгресса, и на государ­ственном флаге Уганды сверху есть черная полоса, симво­лизирующая власть черного человека. Цвет кожи самого Оботе значительно темнее, чем у других ланги.

Олицетворением сущности происходящего стал такой курьез. Один из министров Оботе, выступая на митинге, провозгласил: «Мы все теперь должны сдвинуться влево!», подтвердив свой призыв энергичным жестом... правой руки вправо! В таком виде и с такой подписью фотография министра была опубликована в газетах.

И самое главное. На фоне всех разговоров о правах «простого человека» покушение на Оботе в последний день конференции Конгресса положило начало небывалой волне массовых арестов в стране. Начиная с этого вре­мени Оботе стали усиленно охранять. Если, например, ему надо было проехать двадцать две мили из Кампалы в Энтеббе, то дорогу перекрывали на целый день. Так главный «простой человек» боялся других «простых людей».

Отношения с армией. Конец первого президентства. Конец своему президентству Оботе подготовил сам, создав силу, сумевшую его свергнуть, — армию. Преобразованная из Королевских африканских стрелков, она стала потом называться Угандийскими стрелками. Впервые проявила себя как самостоятельная сила в 1964 году, когда вспыхнул и был подавлен мятеж в казармах Джинджи. Затем конголез­ские события потребовали укрепления армии, что и было сделано в 1964—1965 годах за счет военных закупок в Англии, Китае и СССР. Немалую роль сыграло участие ар­мейских подразделений в подавлении мятежа в Буганде и штурме дворца кабаки в 1966 году.

Армия поддерживала режим Оботе. Немалую роль сыграло и то, что он, как большинство угандийских солдат, был выходцем с севера. Кроме того, укрепив свою власть, Оботе провел ряд перестановок и репрессий в армии, убрав своих противников. Все это позволило ему утверж­дать, что он «единственный лидер в Африке, который не боится военного переворота». Но эти расчеты Оботе не оправдались. Даже несмотря на постоянное укрепление армии, увеличение жалованья военнослужащим, создание авиации. Скорее благодаря всему этому.

Одна из причин отчуждения между армией и Оботе — создание Особых сил — репрессивного аппарата, полу­военных формирований, дополнивших государственную по­лицию. В этом армия увидела угрозу своему положению как опоре режима. Другой такой угрозой в армии посчи­тали военное обучение гражданских лиц. Кроме того, постепенно рос удельный вес соплеменников Оботе — ланги — в армии вообще и на командных постах в част­ности. Свою роль сыграли и трения между Оботе и Амином, которого Оботе сам же и возвысил. Прошел даже слух, что Амин находится под домашним арестом.

Разногласия между Оботе и Амином начались с убий­ства бригадного генерала Окойи в январе 1970 года. В убий­стве Окойи подозревали Амина, поскольку Окойя принад­лежал к народу ачоли и был явным соперником Амина по руководству армии. Однако в Уганде не исключают, что за убийством Окойи стоял сам Оботе, стремивший­ся убрать влиятельных военных, в том числе и Амина, и на их место поставить своих людей. Как было в дей­ствительности — никто не знает. Но в результате обостри­лись противоречия между военными из дистрикта Запад­ный Нил (люди Амина), с одной стороны, и ачоли и ланги — с другой.

Итак, Оботе вызвал недовольство в армии. Кроме того, он «наступил на мозоль» англичанам, провозгласив свой «сдвиг влево», и Израилю, к которому вдруг охладел. Вот эти внутренние и внешние силы стояли за переворо­том Амина.

Воспользовавшись отсутствием Оботе в стране в конце января 1971 года — президент находился в Сингапуре на конференции стран Британского содружества наций, — военные совершили государственный переворот.

О причинах этого переворота могут дать представ­ление выдержки из так называемых 18 пунктов, в которых угандийцам объяснялось, почему Оботе был свергнут:

«1. Незаконный арест без суда и на длительный срок большого числа людей, многие были невиновны.

2. Сохранение чрезвычайного положения в стране на неопределенный срок.

3. Отсутствие свободы в обсуждении различных поли­тических и социальных вопросов.

4. Лишение граждан жизни и собственности в резуль¬тате почти ежедневных случаев насильственного грабежа, отсутствие должных мер для их пресечения. Люди чув¬ствуют себя в большой опасности...

5. Предложение о Национальной службе, что означает мобилизацию каждого трудоспособного человека в лагеря на два года, может привести лишь к увеличению грабежей и общей преступности в пустующих домах.

6. Широко распространенная коррупция в верхах, особенно среди министров и высших гражданских служащих, которая подорвала у людей доверие к правительству. Большинство министров имеют по нескольку автомашин или автобусов, множество больших домов, иногда даже самолеты.

7. Неспособность властей провести за последние восемь лет какие-либо выборы, которые стали бы свободным волеизъявлением народа...

8. Экономическая политика привела к массовой безработице и нестабильности в стране, к отсутствию пред¬метов первой необходимости — продовольствия, одежды, лекарств и жилья.

9. Высокие налоги сделали простых людей нашей страны еще беднее, чем когда-либо...

10. Цены, которые труженик получает за свою продукцию, например хлопок и кофе, не повышались, а иногда и понижались, в то время как стоимость продуктов питания, образования и многого другого постоянно росла...

12. Создание коррумпированной касты лидеров, которые постоянно говорят о социализме, в то время как сами становятся богаче, а простой человек — все беднее...

16. Оботе попытался противопоставить армию народу Уганды, назначая своих соплеменников на ключевые посты в армии и в государстве...» [Кiwanuka, с. 40—42].

Воистину этот документ искусно вскрывает противоречия между целями «Хартии простого человека» и ситуацией в Уганде к 1971 году.

Между двумя президентствами. Как уже говорилось, переворот Иди Амина застал Оботе в Сингапуре. Оботе тут же решил лететь домой. В самолете Бомбей — Найроби удалось поймать сообщение Би-би-си о перевороте в Уганде. В Найроби с Оботе обошлись как со сверг¬нутым президентом — его и сопровождавших его лиц встретили как самых обычных гостей и препроводили в отель. Назавтра самолетом их отправили в столицу Танзании Дар-эс-Салам. Встреча там была совсем другой. К тому времени президент Ньерере еще не успел вернуться из Сингапура, и Оботе встречал в аэрпорту тогдашний вице-президент Рашид Кавава. Кортеж, украшенный государственными флагами Уганды, отвез гостей в резиденцию Ньерере.

В Танзании Оботе оказывалась всяческая поддержка. Она росла тем больше, чем яснее становилось, что же представляет собой режим Амина, а это стало ясно далеко не всем и не сразу.

Оботе прожил в Танзании около девяти лет. И уже в 1972 году была предпринята первая попытка сбросить Амина. Сам Оботе говорил об этом впоследствии: «С 1971 года, когда я был в изгнании, многие угандийцы отправились в изгнание, чтобы присоединиться к нам. Их обучали как партизан, и они попытались вернуться в Уганду в 1972 году, но их попытка не удалась». Оботе не сказал, что эти «партизаны» — остатки верных ему солдат, проходили подготовку в военных лагерях в Судане. Они, в основном ачоли, в 1972 году были посланы на верную смерть. Те из них, кому удалось спастись, бежали в Танзанию.

Почему же он решил бороться с Амином? Позже, уже вернувшись в Уганду, он объяснил это так: «Это было не потому, что я хотел быть президентом, не потому, что я стремился к власти, а потому, что переворот Амина был направлен на истребление угандийского народа... Я понял: чтобы сохранить жизнь угандийцев, нужно устранить Амина».

Было бы, конечно, неверно связывать освобождение Уганды от режима Амина исключительно с именем Оботе. Еще меньше оснований верить тому, что он не хотел вернуть себе президентское кресло. Но Амин восстановил против себя такое множество людей самых разных социальных групп и убеждений, что число его противников росло день ото дня. Кроме того, личная симпатия президента Ньерере к Оботе и местонахождение последнего в Танзании превратили эту соседнюю страну в оплот антиаминовских сил. В свою очередь, это дало повод Амину в 1978 году напасть на Танзанию. Его успехи на первом этапе агрессий восстановили против него эту страну. В результате режим Амина в значительной степени был свергнут танзанийским оружием.

Но  представители самых различных  кругов угандийцев были обеспокоены тем, чтобы Уганду из рук Танзании на блюдечке не получил Оботе. Сформированным на тер­ритории Танзании угандийским кикоси маалум — подраз­делениям особого назначения — говорили: «Вы боретесь за то, чтобы вернуться домой, а не за Оботе».

В тот период Оботе требовалось как можно больше сторонников. Объединить их могла только общая йена висть к Амину. Это и произошло — в марте 1979 года в танзанийском городе Моши, у подножия знаменитой горы Килиманджаро, был организационно оформлен Фронт национального освобождения Уганды. В него вошли пред­ставители почти двадцати различных организаций, в том числе молодой, энергичный Йовери Мусевени, нынешний президент Уганды, за которым стояла реальная военная сила, а также Поль Муванга, один из старейших лидером Угандийского национального конгресса, пользовавшийся большим влиянием в Буганде.

11 апреля 1979 года силы Фронта и танзанийские вой­ска взяли Кампалу. Амин бежал. Фронту предстояло «поделить пирог» — Уганду.

Этот «дележ» дался не просто. Он проходил в нес­колько этапов. Сначала президентом страны был объявлен Ю. Луле, затем Г. Бинаиса. В стране продолжают царить хаос и нестабильность. Бинаиса пытается расправиться со своими политическими противниками. Сторонники Оботе организуют беспорядки, чтобы показать, что Фронт не контролирует ситуацию в стране. В результате в мае 1980 года Бинаису смещают, объявляется, что роль кол­лективного президента будет выполнять военная комиссия Фронта во главе с П. Мувангой.

Оботе все это время остается в тени. Он даже заяв­ляет, что не намерен внов:. стать президентом Уганды. Но он уже заручился новым союзником — Мувангой, который может обеспечить его партии победу в Буганде, где Оботе не любят. Именно поэтому, когда было объяв­лено о предстоящих в конце 1980 года президентских выборах, Муванга настоял, чтобы выборы проводились по партиям. Предложение Мусевени — проводить выборы на общей платформе Фронта — не прошло. Поэтому Мусевени организовал новую партию — Патриотическое движение Уганды.

Для Оботе наступила пора действовать. Он планирует вернуться в Уганду как лидер Народного конгресса. В Буганде, наиболее неприязненно к нему настроенной, голоса для Конгресса должен собрать Муванга, которому обещан пост вице-президента. Вновь — компромисс, вновь — сдел­ка. Но Оботе уверен в победе. Позже он заявил: «В любом случае я приду к власти».

И все же, возвращаясь на родину, Оботе не рискнул прибыть прямо в столицу. Самолет танзанийских ВВС до­ставил его в Мбарару — административный центр Анколе в 250 километрах от Кампалы. Там был создан специальный подготовительный комитет по его встрече. Туда же другим самолетом были доставлены его жена и четверо сыновей.

Подготовительный комитет встречи Оботе позаботился о том, чтобы хор женщин-ланги пел песню «Мы привет­ствуем тебя, Оботе». Сами члены комитета были одеты в цвета Народного конгресса Уганды — черный, красный и голубой. Оботе в торжественном темном костюме произ­нес речь. В случае победы его партии на выборах он обещал стране умиротворение, восстановление разрушен­ной экономики, ликвидацию коррупции и нарушений за­конности.

Оботе начинает предвыборную кампанию своей партии — Народного конгресса Уганды. В эту кампанию включаются и вновь разрешенные другие партии, в частности его быв­шие соперники — Демократическая партия и Консерва­тивная — наследник Кабака екка, а также Патриоти­ческое движение Уганды.

Оботе не жалеет красивых слов, выступая на митингах по всей стране. Он ярко живописует все преступления режима Амина и превозносит свою партию как един ственную, не основанную на религиозных принципах (ведь Демократическая партия формировалась как партия като­ликов), как партию, представляющую интересы большин­ства населения — рабочих, среднеоплачиваемых служащих, молодежи. Он старается не повторять своих прежних оши­бок и не говорит уже о «простом человеке» и социализме, а облекает все свои высказывания в еще более обтека­емые формы.

«Со времени моего возвращения, — говорил он на митинге в Кампале, — я пытаюсь всех примирить. Мне хочется верить, что вы со мной согласны. Я надеюсь, что вы... дадите мне мандат на продолжение политики примирения между народами Уганды. Если оно будет достигнуто, будет обеспечено и единство угандийского народа».

В   таком   же  духе   был   составлен   предвыборный  манифест Народного конгресса Уганды. В предисловии к этому документу Оботе писал: «Освобождение Уганды еще не закончено, жизнь по-прежнему небезопасна и трудна. Свер­жение режима убийств и террора в прошлом году было лишь первым этапом борьбы за полное освобождение нашей страны. По мнению Народного конгресса Уганды (НКУ), это освобождение означает единую, демократиче­скую, стабильную и процветающую Уганду, в которой весь народ будет жить и трудиться в обстановке мира и без­опасности». Там же он наметил другие этапы борьбы за освобождение Уганды: «Второй этап — это восстановление экономики, а третий — ее стабильный рост. В ходе нынешнего второго этапа усилия НКУ будут направлены на спасение имущества, которое следует завершить как можно быстрее, чтобы создать основу для проведения третьего этапа... После завершения второго этапа наши усилия будут направлены на развитие и расширение произ­водственного сектора и социальных программ» [Uganda Peoples Congress, с. 1].

В декабре 1980 года в стране проходят всеобщие вы­боры. Народу предложено голосовать по символам: Демо­кратическая партия во главе с бывшим президентом Ю. Луле и П. Семогерере — мотыга; Патриотическое движение во главе с Йовери Мусевени — фонарь. Символом Народ­ного конгресса Уганды остается ладонь с вытянутыми пальцами.

Некоторые соседние страны выразили опасение, что при­ближающиеся выборы могут быть сфальсифицированы, по­скольку в Уганде присутствуют танзанийские войска, и по­требовали их вывода. Но этого не произошло. От стран Содружества была создана группа наблюдателей, прибывшая в Кампалу 25 ноября 1980 года. Выборы состоялись 10 декабря и проходили в неспокойной обстановке. Ходили слухи, что кандидатов от Демократической партии задер­живали военные и грозили расправой. По требованию воен­ной комиссии в день выборов были сняты дорожные патрули. Для того чтобы люди не голосовали дважды, у голосовавших палец опускался в несмываемые чернила и ставился штамп в удостоверение личности.

В результате, по официальным сообщениям, Конгресс получил 72 места, Демократическая партия — 51. Оботе как лидер победившей партии во второй раз стал прези­дентом Уганды.

Однако  многие  посчитали  результаты  выборов  сфальсифицированными. Тогда же были сформированы оппози­ционные движения — Национальное движение сопротив­ления во главе с И. Мусевени, заявившим: «Если победит Оботе — мы уйдем в буш», а также Движение за осво­бождение Уганды (считавшееся более правым, чем режим Оботе), Народное движение Уганды — сторонники Амина, и другие.

Снова во главе государства. Оботе снова стал президен­том Уганды. На это раз ему досталась страна в худшем состоянии, чем во время первого президентства, — с разо­ренной экономикой, раздираемая противоречиями различ­ного характера, с хорошо вооруженной внутренней оп­позицией.

Прежде всего нужно было срочно что-то делать с раз­валившейся экономикой — внешний долг составлял к сере­дине 1981 года 808 миллионов долларов, а ежегодная инфляция — 100 процентов. Для того чтобы не выглядеть в глазах западных стран слишком левым, Оботе объявил: «Правительство намерено проводить политику смешанной экономики, в которой и государство, и частный сек­тор, и кооперативное движение займут соответствующее место». Однако, заявив, что Уганда «нуждается в огром­ной помощи извне — от всех дружественных стран», Оботе тут же добавляет: «Но в то же время угандийцы должны понять, что им самим следует что-то сделать». Он стре­мился привлечь в сельское хозяйство — основу экономики страны — частный капитал. «Правительство намерено привлекать капиталовложения в сельское хозяйство путем снижения налогов». Одновременно он предоставляет пол­ную свободу частной инициативе в промышленности и тор­говле. Кроме того, для оживления экономики в Уганду вновь приглашаются «азиаты» — лица азиатского проис­хождения, в основном мелкая и средняя буржуазия, изгнан­ная Амином в 1972 году. Правда, вернулись лишь немно­гие — около 10 процентов.

Оботе принимает «Акт об иностранных инвестициях», то есть, по существу, обращается за помощью к запад­ным странам.

Оботе удается получить займы от Запада в больших размерах — сотни миллионов долларов. Например, только помощь США за два года выросла со 113 до 250 миллио­нов долларов. Займы представляют Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.

Постепенно положение в экономике начинает выправлять­ся, главным образом за счет роста цен на основные экспортные продукты — кофе, хлопок, табак. В 1983 году стоимость экспорта Уганды составила 363 миллионов дол­ларов. Однако некоторый прогресс, наметившийся в эко­номике Уганды, привел опять-таки к росту благосостояния местных капиталистов. Жизнь простых угандийцев не слиш­ком-то улучшается.

Оботе старается упрочить и международное положение Уганды. Ему удается сохранять мир с соседями — Кенией и Танзанией. А вот отношения с Западом, жизненно необ­ходимые для самого существования страны в период вто­рого президентства Оботе, вследствие его «политики займов» в 1985 году вновь начинают ухудшаться. Там все чаще говорят о нарушении прав человека в Уганде.

Действительно, политическая ситуация в стране далеко не стабильна. Оппозиция Оботе растет. Набирают силу различные оппозиционные движения, главным из которых становится Национальное движение сопротивления.

Ширится народная поддержка Национальному движению сопротивления. И чем больше поддержка масс Движению, тем жестче становится режим Оботе. За малейшее подозре­ние в помощи людям Мусевени убивали целыми семьями и целыми деревнями, не щадя ни стариков, ни детей. Именно поэтому, считают мои угандийские друзья, режим «Оботе-2» был более жестоким, чем даже режим Иди Амина. По стране выросла сеть концентрационных лаге­рей, в которых, по подсчетам Красного Креста, содержалось около 150 тысяч заключенных. Для страны с населением примерно в 15 миллионов человек это высокая цифра. Немудрено поэтому, что невиданно выросла эмиграция из Уганды: по некоторым подсчетам, в годы второго президентства Оботе из страны уехало до 500 тысяч че­ловек. Около 250 тысяч из них осело в Судане, около 30 тысяч — в Кении, а остальные по всему миру — от Исландии и Канады до Папуа-Новой Гвинеи.

Репрессии в стране проводили не только специальные силы, но и армия, которая была в руках вице-президента П. Муванги. Но, как и в первый раз, именно армия поло­жила конец второму президентству Оботе.

27 июля 1985 года военные установили свое правление. Кампала была вновь взята штурмом, войсками командовал бригадный генерал Б. Окелло. Но во главе страны встал его однофамилец Т. Окелло. За переворотом, как говорят, стоял П. Муванга, не удовлетворенный отведенной ему Оботе ролью вице-президента и мечтавший о пре­зидентском кресле. Но он просчитался: его вскоре прогнали.

Очевидцы говорят, что кульминацией этого переворо­та была «психологическая атака» голых карамджонгов — скотоводческого народа на северо-востоке Уганды — с ружья­ми наперевес. После этого переворота Оботе на вертолете вылетел в Кению. Но лишь полгода спустя власть в стра­не захватило Национальное движение сопротивления во главе с И. Мусевени.

Итоги. Вот как оценивается в одном из документов Национального движения сопротивления режим Оботе во время его второго президентства:

«В этот период вооруженной борьбы наш народ по­гибал от репрессивного, кровавого и компрадорского ре­жима Оботе. По некоторым оценкам, в результате насилия Уганда в 1981 — 1985 годах потеряла от 300 до 500 тысяч человек. Огромное число людей было изгнано из своих домов и стало беглецами, жившими в очень сложных в стране и за ее пределами условиях. Дома разорялись, сады опустошались Сегодняшняя Уганда характеризуется полным крахом инфраструктуры, много людей не имеют крыши над головой и средств к существованию, мно­жество сирот и вдов. Наши больницы либо полностью обветшали, либо там нет лекарств. У школ нет средств. Те немногие промышленные предприятия, которые у нас есть, в основном парализованы».

А что же сам Оботе? В Найроби, куда он бежал после военного переворота Окелло, его соседями оказались пред­ставители Национального движения сопротивления, издав­на избравшие кенийскую столицу местом переговоров. В годы второго президентства Оботе они с невероятными трудностями пересекали угандийскую границу, многократно рискуя жизнью, и вот — такое соседство. Ирония судьбы!

Ныне Оботе живет в Замбии. Думает ли он вернуться? Кто знает... Правда, мои угандийские друзья уверяют, что, если Оботе захочет возвратиться на родину, его придется охранять от собственного народа.

Окончательную оценку Оботе как личности и полити­ческого деятеля делать еще, конечно, рано. Истории тре­буется время для того, чтобы расставить все точки над «и». Существующие же оценки диаметрально противополож­ны — от апологетики до активного неприятия. Несомненно одно: Оботе представляет собой один из типов африкан- ских лидеров, пришедших к власти сразу после дости­жения независимости. Лидеры этого типа — люди об­разованные, но не имеющие четкой политической програм­мы и меняющие свои установки и ориентиры в зави­симости от складывающейся ситуации. Они, как правило, хорошие ораторы, обладающие к тому же и личным обаянием. У Оботе в ходе политической карьеры обна­ружился еще один несомненный дар: умение использовать самые различные ситуации и самых разных людей в соб­ственных целях. Тот факт, что Оботе иногда все же просчитывался так трагически для себя самого, не ука­зывает ли он на сложность и неоднозначность ситуации в самой Уганде, столь характерные для многих освобо­дившихся стран Африки?

Сайт управляется системой uCoz