«ЖЕМЧУЖИНЕ  АФРИКИ   СВЕРКАТЬ ВНОВЬ»

 

Вместо заключения

 

Обещание о том, что «жемчужина Африки» засверкает вновь, было дано в свое время Оботе. Но, дважды возглавляя государство, он не смог выполнить своего обеща­ния. Вообще удивительно, что Уганду после всех тягот и испытаний, выпавших на ее долю уже в период независимости, практически обошел стороной голод. Так случилось бла­годаря исключительным природным условиям этой страны. Тем не менее Уганда испытывает серьезные экономические трудности. Задачу возрождения страны взяло на себя ныне Национальное движение сопротивления во главе с И. Мусевени, выдвинув для этого конкретную програм­му — «10 пунктов».

Итоги деятельности нового правительства подводить еще рано. Но несколько слов об истории Национального движения сопротивления и его военных формирований — Национальной армии сопротивления — сказать хотелось бы.

Движение началось в январе 1981 года, когда Мусевени объявил, что результаты выборов 1980 года сфальсифицированы. Еще до выборов он сказал: «Если победит Оботе, я уйду в буш».

Так и случилось. Бойцы Армии скрывались в буше, причем их первый лагерь находился под носом у Оботе, в 11 милях от Кампалы. Когда эти люди уходили в буш, в их распоряжении было всего 10 винтовок. Уходя из Кампалы, им удалось захватить еще 17. Так с 27 винтовок и горстки бойцов все начиналось. А потом была парти­занская война, которую рассчитывали вести 10 лет. Но к власти Национальному движению сопротивления удалось прийти уже через 5 лет борьбы. Борьбы трудной, проходящей в условиях жесточайшего террора. Ведь за малейшее по- дозрение в помощи Движению при Оботе расстреливали целыми семьями и целыми деревнями.

И тем не менее оно набирало силу именно благодаря поддержке крестьян. Крестьяне кормили партизан, сообщали им о готовящихся карательных акциях, сами присоединялись к Национальной армии сопротивления. Впервые взяли в руки винтовки женщины. Многие из них впервые надели брюки — в буше все ходили в военной форме, захватывая ее у правительственных войск. Спали все на деревьях, обходясь безо всяких палаток. Женщинам-партизанкам было реко­мендовано воздерживаться от связей с мужчинами. Но уж если случалась любовь, эта пара объявлялась состоящей в браке.

Я знаю женщину — отважную партизанку. Воспитанная в богатой протестантской семье Буганды, она, мать шестерых детей, не побоялась уйти в буш. Меняя машины и спасаясь от преследования, распространяла в Кампале отпечатанные на гектографе партизанские листовки, в кото­рых официально объявлялась война Оботе. Охраняла документы Движения, умещавшиеся в обычном кейсе. Несколько раз нелегально переходила границу, чтобы участвовать в переговорах от имени Движения с прави­тельством Окелло. За ее голову была обещана награда, но людям Оботе поймать ее так и не удалось. По ошибке была убита ее сестра вместе с мужем. И ныне она воспитывает помимо своих детей еще шестерых детей своей сестры.

В этой жизни отразились судьбы многих женщин-акти­висток Движения. Об истории партизанской борьбы Нацио­нального движения сопротивления, видимо, будет написана не одна книга. Но это — дело будущего. Упомяну лишь одну характерную деталь. У формирований Нацио­нальной армии сопротивления было шесть базовых лагерей в буше. Каждый из них был назван именем какого-нибудь африканского борца за свободу. И наряду с такими именами, как Нкрума и Мондлане, два из лагерей были названы именами Кабареги и Мванги. Так имена двух героев этой книги стали символом борьбы за свободу уже в 80-е годы нашего века. Круг замкнулся.

***

Перевернуты последние страницы книги. Читатель позна­комился с семью угандийцами. Каждый из них определенным образом олицетворял свою эпоху. Судьбы некоторых из них тесно переплелись между собой — Мванга и Кабарега, Мванга и Каггва, Мутесса II, Оботе и Амин. Возможно, мне не удалось со всей полнотой рассказать о каждом из них. Особенно трудно это было сделать в отношении героев двух последних очерков — ведь их жизнь еще продолжается. И, может быть, окончательные оценки их деятельности делать еще рано.

Полнота или неполнота изображения героев книги связана с теми первоисточниками, которыми я располагал. Важней­шие из них приведены в конце этой книги. Конечно же, я не ограничился   архивными   материалами,   с   которых   начал рассказ.   Из   опубликованных   материалов   мое   внимание привлекали прежде всего свидетельства самих африканцев — такие,  как  книги  Каггвы и его секретаря Хама Мукасы, мемуары Мутесы II и его катикиро Пауло Кавумы, запись устной исторической традиции Буньоро Джона Ньякатуры, труды Оботе, мемуары аминовского министра Г. Кьембы. Часть интересных материалов, написанных самими африкан­цами    и   никогда   ранее   не   публиковавшихся   либо   не переводившихся на европейские языки с луганда, содержатся в сборниках документов, подготовленных Д. Лоу и Д.Робин­соном совместно с Д. Смитом.

К свидетельствам европейцев — современников и участ­ников событий, от Бейкера до Грехэма, я старался подходить осторожно, учитывая их предвзятость и в ряде случаев намеренное искажение фактов. Те из них, которые я привожу в книге, кажутся мне более или менее бесспорными. Чтобы доискаться до истины, в ряде случаев пришлось переворошить горы литературы — в этом и состоит работа историка.

Очень многое для понимания исторического наследия и сегодняшнего дня Уганды дали мне беседы с моими друзьями-угандийцами, которым мне хочется выразить здесь самую сердечную признательность.

Надеюсь, книга поможет читателям расширить свои представления об Африке вчерашней и сегодняшней — ведь процессы, происходившие и происходящие в Уганде, в значительной мере типичны для многих африканских стран. И если рассказ о людях из страны у Великих африканских озер вызовет у читателя симпатию и интерес к Африке — части нашего общего земного дома, — автор будет считать свою задачу выполненной.

Сайт управляется системой uCoz