Глава
III
УСТАНОВЛЕНИЕ
ГОЛЛАНДСКОЙ ГЕГЕМОНИИ НА МОРЕ
Государство
Матарам и голландская Ост-Индская
компания
в
третьей четверти XVII в.
В
середине февраля
Эти события потрясли и без того неустойчивую психику молодого правителя. С тех пор до конца его правления ему всюду мерещились измены и заговоры, он не доверял никому и казнил своих родственников и вельмож по малейшему подозрению. Один из голландских историков наградил его даже прозвищем «Яванский Нерон» [132, с. 210].
Новый
правитель Матарама вошел также в
конфликтные отношения с
мусульманским духовенстзом. Одним
из показателей этой конфронтации
был отказ от титула султана,
который носил его отец, и
возвращение к старому местному
титулу — сусухунан, или сунан. Он
ревизовал судопроизводство Матарама
и ограничил юрисдикцию религиозных
судов [263, с. 175]. После восстания
принца Алита, который пользовался
сочувствием мулл, Амангкурат I
прибег к прямому террору против
духовенства. Он приказал
начальникам четырех кварталов, на
которые делилась столица,
составить списки всех проживавших
здесь мусульманских
священнослужителей. Все они, 6 тыс.
человек, без суда и следствия
были перерезаны в один день.
В живых оставили только
нескольких священников. Их вывели
к народу, и они дали нужные
показания об «ужасном заговоре,
который они готовили против
сусухунана» [215, т. I, с. 159]. Чтобы как-то
укрепить свою шатающуюся власть,
Амангкурат I решил пойти на мир с
Голландией. В середине
Вскоре
после этого, в сентябре
Генерал-губернатор
и его Совет легко согласились на
первые четыре пункта, но из-за двух
последних завязался ожесточенный
спор. В конце концов стороны пришли
к соглашению, что голландская
Компания и Матарам будут помогать
друг другу только против таких
врагов, с которыми никак нельзя
договориться мирным путем (Компания
.здесь заявила претензию на роль
арбитра в международных отношениях
Матарама). Что касается шестого
пункта договора, то в него была
внесена оговорка, запрещающая
матарамцам плавать на острова Амбон,
Банда, Тернате и в Малакку без
специального разрешения властей
Компании в каждом отдельном случае.
В таком виде договор был подписан 24
сентября
Обеспечив мир с Голландией, Амангкурат I с новыми силами начал борьбу за централизацию страны. Подавив духовную секцию феодального класса, он теперь взялся за светских феодалов. Некоторые из них, наиболее могущественные, были казнены, также, как правило, без суда и следствия. Чтобы не дать укорениться новым феодалам, назначенным на их место, Амангкурат I прибегнул к политике, которую примерно в это же время осуществлял сиамский король Прасат Тонг. Он постоянно менял губернаторов, перемещая их с одного поста на другой. Как и Прасат Тонг, он держал губернаторов большую часть года при своем дворе. В то же время он неоднократно менял административное деление Матарама, что вело к новым служебным перемещениям, а также создавал новые должности, благодаря чему был усилен взаимный контроль феодалов друг за другом [132, с. 208—209; 135, т. I, с. 14; 158, с. 280; 215, т. I, с. 159; 280, с. 93].
Чтобы
пополнить опустевшую в результате
многочисленных войн казну,
Амангкурат I стал искать новые
источники дохода во внешней
торговле. Если предшественник
Амангкурата I, Агунг, в начале
своего правления гордо заявлял
голландцам, что он не купец, и
разрешал им торговать в своих
портах беспошлинно, то теперь в
Матараме были введены высокие
торговые пошлины. Кроме того, так
же как в Сиаме в это время, здесь
была установлена государственная
монополия на большинство товаров,
вывозившихся из страны. Для
наблюдения за торговыми интересами
государства в матарамские порты
были назначены специальные
суперинтенданты, подчинявшиеся
непосредственно монарху. При
Амангкурате I с помощью голландских
специалистов на верфях Джапары
началось строительство судов
европейского типа. Однако, когда
новый флот достиг значительных
размеров, голландцы внезапно
прекратили свою помощь, а среди
яванцев не нашлось достаточного
количества опытных моряков, чтобы
укомплектовать суда нового типа.
Англичане, закрывшие свою
факторию в Джапаре еще в
Чтобы
оказать давление на голландцев,
Амангкурат I в
На
рубеже 50—60-х годов XVII в. внутреннее
положение в Матараме снова
обострилось. В
Во
второй половине 60-х годов террор
продолжался. Всего, по оценке голландских
современников, Амангкурат I уничтожил
20 тыс. человек [106, с. 16]. В то же
время он чувствовал себя крайне
неуверенно и появлялся на людях
только в окружении многочисленной
стражи из мадурцев (яванским
солдатам он не доверял). Большую же
часть времени сусухунан проводил
в своем дворце, «окруженный 10 тыс.
женщин» (в это число входило 1 тыс.
жен и наложниц, 6 тыс. служанок и 3-тысячная
женская лейб-гвардия). Но и в этом
внутреннем дворце Амангкурату I мерещились
заговоры. Когда в
В это время при матарамском дворе жил князь Раден Трунаджайя, внук последнего независимого правителя Западной Мадуры. Амангкурат I, казнив отца Трунаджайи, назначил губернатором Западной Мадуры его младшего брата Тьякрадининграта II, и Трунаджайя, считавший себя законным претендентом на эту должность, естественно, не испытывал теплых чувств ни по отношению к дяде, ни по отношению к сусухуна-ну. Другой крупный феодал, Раден Каджоран, престарелый потомок духовного правителя Семаранга, также недовольный политикой Амангкурата I, свел Адипати Анома со своим зятем — молодым, энергичным Трунаджайей. Три заговорщика договорились о совместном выступлении в центре, на востоке Явы и на Мадуре. В обычных условиях этот заговор вылился бы в краткосрочный феодальный мятеж, каких уже немало было в истории Матарама. Он кончился бы заменой одного монарха другим, мало от него отличающимся, либо был бы подавлен правительством с большим или меньшим кровопролитием. Но на этот раз заговор трех озлобленных феодалов вызвал к жизни мощную народную войну, охватившую большую часть территории страны, потрясшую основы государства и повлекшую за собой иностранную интервенцию и фактическую утрату независимости Матарама.
Причиной этому было то, что в первой половине 70-х годов Матарам вступил в полосу тяжелейшего кризиса. Предпосылки кризиса накапливались на всем протяжении правления Амангкурата I. Внешнеполитические факторы здесь сложно переплетались с внутриполитическими. Главной внешней причиной была экспансия голландской Ост-Индской компании, стремившейся подавить местное судоходство в индонезийских водах и преуспевшей в этой задаче в 50—60-х годах XVII в. Если в начале XVII в. богатые порты Северной Явы служили перевалочным пунктом в торговле пряностями и были всегда переполнены судами, приходившими сюда со всех концов Юго-Восточной Азии, из Индии и Китая, то теперь они опустели. Многочисленные колонии азиатских купцов, издавна живших на Северной Яве, также пришли в упадок. Многие купцы перебрались б другие страны, не находившиеся в такой опасной близости к Батавии. Традиционный матарамский экспорт на острова Пряностей — рис и грубые местные ткани не находили больше спроса. За ту часть этих товаров, которую голландцы приобретали для своих нужд, они платили смехотворно низкие цены.
Доходы
казны резко упали. Для того чтобы
поддерживать стабильность
матарамского государства, нужны
были решительные и гибкие меры.
Нельзя сказать, чтобы в этой
сложной обстановке Амангкурат I
пошел по принципиально неправильному
пути. Стремясь восполнить упадок
частной торговой инициативы
купцов и отдельных приморских
феодалов, он противопоставил
экспансии голландской Компании
государственную торговую монополию
и строительство флота по европейскому
образцу, о чем уже говорилось выше.
Его борьба за укрепление централизации
и подавление крупных феодалов
также Гыла в принципе правильным и
прогрессивным шагом (в Сиаме
подобная политика обеспечила стабильность
государства более чем на полвека).
Тем не менее целый ряд как субъективных,
так и объективных факторов привел
его политику к краху. Немаловажным
субъективным фактором была
личность самого монарха.
Неустойчивость его внешней
политики, резкие перемены курса,
когда он то дружил с Бантамом, то
снова вел с ним войну (1657—1659),
то воинственно бряцал оружием
перед голландцами, то искал с ними
дружбы, отказываясь от поддержки своего
естественного союзника —
Макасара, который в эти годы вел
упорную борьбу с Компанией (в
Дегенеративные черты в характере Амангкурата I, о которых так много писали голландцы, посещавшие Матарам, также, несомненно, не были лишь плодом вымысла этих враждебно настроенных свидетелей. Своей тактикой превентивного террора, когда по одному подозрению уничтожались целые феодальные кланы, включая женщин и детей, Амангкурат I создал среди правящего класса атмосферу полной неуверенности в завтрашнем дне. Естественно, что он не мог рассчитывать на симпатию и поддержку подавляющего большинства феодалов в случае серьезного кризиса. Кроме того, каждый феодальный клан состоял не только из одних феодалов. Из-за существовавшего в Матараме многоженства каждый такой клан с течением времени сильно разбухал, достигая нескольких сот, а иногда и нескольких тысяч человек. Младшие ветви феодального рода уже не находили места в феодальной иерархии и по своему материальному положению ничем не отличались от простонародья. Кроме того, к каждому такому клану примыкало множество клиентов, зависимых крестьян и разного рода челядинцев, людей, оторвавшихся от общины и искавших пропитание возле «сильных мира сего». Все они (точно так же, как и при репрессиях Ивана Грозного, монарха во многом похожего на Амангкурата I) уничтожались вместе с главой клана. Так что среди многотысячных жертв террора число людей из угнетенных классов значительно превышало число собственно феодалов. Поэтому народ, обычно равнодушный к личности правящего монарха и, более того, питавший в отношении него царистские иллюзии, в данном случае стал проникаться враждебными чувствами к сусухунану.
Разорив
и уничтожив одного феодала,
Амангкурат I тут же назначал на его
место другого, наделяя его такими
же, если не большими, феодальными
доходами. Более того, увеличивая
в целях перекрестного контроля
феодалов число административных
постов, он увеличивал и объем
потребляемого феодалами
прибавочного продукта, в то время
как обедневшая страна не могла
вырабатывать этот продукт даже в
прежнем количестве. Единственным
выходом из положения мог стать
строжайший режим экономии, но, и
в этом заключалась объективная
причина кризиса, правящий класс был
совершенно неспособен на самопожертвования.
Даже такой своевольный монарх, как
Амангкурат I, был бы неспособен его
к этому принудить. А он и не пытался
этого делать, и сам продолжал
раздувать расходы своего огромного
двора. Теперь у крестьян стали изымать
не только прибавочный, но и значительную
часть необходимого продукта. Достаточно
было искры, чтобы произошел
взрыв. 4 августа
Восточная
Индонезия в третьей четверти XVII в. (падение
Макасара)
К
началу 60-х годов позиции голландцев
на Калимантане значительно
укрепились. В декабре
Но
это было только началом его
капитуляции перед голландской Ост-Индской
компанией. Полгода спустя, 16 мая
Примерно
в это же время дружбы голландской
Компании стал искать султан Брунея,
приславший в
На Сулавеси голландская Компания в 50-х годах продолжала политику окружения Макасара своими форпостами. В 1654г. Монгондоу — правитель княжества Болоанг обратился к Компании с просьбой о помощи против испанцев, угрожавших ему с Филиппин. Голландцы воспользовались этой просьбой, чтобы возвести на Северном Сулавеси сильную крепость Менадо. Султан Макасара Хасан-уд-дин, считавший Северный Сулавеси зоной своих интересов, заявил руководству Компании энергичный протест, но он был оставлен без последствий [132, с. 202; 158, с. 259, 277].
Отношения
голландской Компании с Макасаром
во второй половине 50-х годов XVII в.
продолжали ухудшаться до тех пор,
пока в
Видя,
что его оборона не подготовлена к
такому массированному удару,
Хасан-уд-дин заключил перемирие и
направил своих послов в Батавию для
ведения переговоров. Голландский
командующий И. ван Дам потребовал,
чтобы послами были знатнейшие люди
государства и чтобы даже после
подписания договора они оставались
заложниками в Батавии. 19 августа
После
заключения договора, 19 августа
В
19
декабря
Затем
эскадра Спеелмана направилась к
городу Бутунг, который в этот
момент осадило макасарское войско
численностью 11 тыс. человек под
командованием генерала Бонто
Марану. Голландский десант был
гораздо меньше, но лучше вооружен, а
главное — в его составе был Ару
Палака, который обратился к
находившимся в составе
макасарского войска своим соплеменникам
— бугам, и они перешли на его
сторону. Измена бугов решила дело.
После тяжелого боя, который длился
весь день 1 января
Затем
Спеелман предъявил радже Бутунга
счет за избавление. 31 января
Теперь
Спеелман получил возможность
беспрепятственно высадить десант и
в начале сентября
После
этого соединенные силы Спеелмана и
Ару Палаки осадили резиденцию
султана — замок Самбупо. Хасан-уд-дин
чувствовал себя уверенно за
каменными стенами четырехметровой
толщины, но рыхлая структура
макасарского государства скоро
дала себя знать. Султан в Макасаре
был только «первым среди равных»
— крупных феодалов, правивших
султанатом в значительной степени
коллективно. Эти «гранды», как их
называют голландские источники,
стали один за другим покидать
Хасан-уд-дина вместе со своими
войсками. Султан вынужден был
начать переговоры. 18 ноября
Значение этого договора в истории колониального подчинения Индонезии велико. Впервые в истории крупное индонезийское государство было вынуждено подписать кабальный договор с европейской державой. Голландцы прежде всего позаботились о том, чтобы разоружить Макасар. В статье 10 договора говорилось: «Что касается приморских укреплений Макасара, построенных для обороны против Компании, то после подписания этого договора они все должны быть срочно срыты... Только большой форт Самбупо оставляется королю. И в дальнейшем Макасар не должен нигде строить никаких укреплений без согласия Компании. Что же касается форта Уджунгпанданг, то... макасарский гарнизон должен оставить его и передать Компании в полном порядке, чтобы они поместили там свой гарнизон» [прил., док. 76].
Далее Макасар должен был пойти на значительные территориальные уступки — окончательно отказаться от своих прав на остров Бима (Сумбава), Северный Сулавеси, Бутунг, Бонн. На Макасар была наложена огромная военная контрибуция [прил., док. 76, ст. 29].
Далее ряд пунктов договора был направлен на то, чтобы фактически убить макасарскую международную торговлю. Португальцы и англичане и все прочие европейцы (кроме голландцев) навсегда изгонялись из Макасара. Договор оставлял местным купцам право ввозить «простые ткани, которые производятся на побережье Явы» [прил., док. 76, ст. 6, 7, 23]. На торговлю и мореходство самих макасарцев были наложены самые жесткие ограничения, лишившие Макасар основного источника его доходов [прил., док. 76, ст. 8].
Голландская Компания получала право беспошлинной торговли в Макасаре [прил., док. 76, ст. 8], а макасарское правительство обязано было взыскивать долги с должников Компании, а если это окажется невозможно, само уплачивать эти долги [прил., док. 76, ст. 5]. Внешняя политика Макасара ставилась под контроль голландской Ост-Индской компании [прил., док. 76, ст. 23, 26].
Когда
Бонгайский договор был доставлен в
Батавию, ликование голландцев было
безмерным. Победа над Макасаром
была отмечена салютом 200 залпов. Но
сопротивление Макасара еще не
было окончательно сломлено.
Феодалы, покинувшие Хасан-уд-дина,
скоро поняли, что Бонгайский
договор ударил и по их доходам (все
они в какой-то мере участвовали в
морской торговле). Многочисленное
городское населения Макасара,
жившее морской торговлей, и
крестьяне, которые могли продавать
на экспорт излишки своего риса,
тоже были затронуты Ббнгайским
договором. Поскольку укрепления,
окружавшие столицу, были снесены,
кроме замка Самбупо, а крепость Уджунгпанданг,
переименованная голландцами в форт
Роттердам, держала Макасар под
прицелом своих пушек, военное положение
султаната было гораздо хуже, чем
прежде. Тем не менее число
сторонников возобновления войны,
которых возглавлял первый
советник султана каранг (князь)
Кронрон, росло с каждым днем.
Спеелман, получавший регулярные
донесения обо всем, что происходило
в Макасаре, от своих шпионов, не
стал дожидаться, пока силы
сопротивления окончательно консолидируются,
и 12 апреля
Военные
действия с переменным успехом
продолжались до осени. 12 октября
Между
тем в столице, лишенной подвоза
продовольствия, начался голод.
Малайские и яванские купцы стали
покидать город. Большинство
населения, однако, было готово
защищаться до последнего. В
голландском же лагере из-за
тропических болезней, непрерывно
уносивших солдат, уже стали
раздаваться голоса в пользу
эвакуации. Но и на этот раз
голландцам помогло предательство
крупных феодалов во главе с
карангом Телло. Они низложили
султана Хасан-уд-дина и возвели на
трон его слабохарактерного и
болезненного сына Мапасамбу. Затем
они подсказали Спеелману
тактический ход, который должен был
внести разлад в ряды защитников
города. 30 июня голландское
командование объявило «амнистию».
Всем, кто сложит оружие, были
обещаны свобода и статус союзника
Компании. В июле каранг Телло и
каранг Линквес начали переговоры
со Спеелманом от имени молодого
султана Мапасамбы. 21 июля
20
декабря
Гегемония над Сулавеси перешла в руки государства Бони, во главе которого встал верный союзник, а теперь и вассал голландской Компании Ару Палака. Так как Бонгайский договор запрещал торговлю почти всеми традиционными товарами, на Сулавеси именно в это время начинается широкое развитие пиратства и работорговли, которую голландцы поощряли. «Нет ничего более характерного,— пишет К. Маркс,— как практиковавшаяся голландцами система кражи людей на Целебесе для пополнения рабов на острове Ява. С этой целью подготовлялись специально воры людей. Вор, переводчик и продавец были главными агентами этой торговли, туземные принцы — главными продавцами. Украденная молодежь заключалась в Целебесские тайные тюрьмы, пока не достигала возраста, достаточно зрелого для отправки на корабли, транспортировавшие рабов» [3, т. 23, с. 761].
Голландская
Ост-Индская компания и Западная
Индонезия
в третьей четверти XVII в.
В
середине 50-х годов XVII в. отношения
Компании с за-падноиндонезийскими
владетелями резко обострились. В
Конфликт
с Аче начался с того, что осенью
После
двух лет блокады султанша Тадж Уль-Алам
решила первой проявить мирную
инициативу. 20 мая
Вслед
за Аче, 10 июля
Побеги рабов и формально свободных, но задавленных налогами крестьян в соседний Бантам всегда были болезненной проблемой для руководства Батавии. Но еще более острой для них была проблема партизан, которые, базируясь на бантамской стороне границы, совершали постоянные рейды на Батавскую территорию. В статье 10 договора говорилось о том, что «бантамцы не должны приходить на территорию Батавии или другие земли, ей подчиненные, без крайней нужды... А с теми, кто нарушит это правило, можно поступать, как с врагами, брать в плен или убивать, и это не будет нарушением данного мира» [прил., док. 39].
Теперь,
когда военные силы Компании
высвободились, она получила
возможность нанести
сокрушительный удар по Па-лембангу.
Против него была направлена очень
большая по тогдашним масштабам
эскадра из девяти боевых кораблей с
десантом 700 солдат. Столица
Палембанга была взята штурмом и
сожжена. Победителям достались
огромные трофеи — 73 больших и 150
малых пушек и вся княжеская казна.
Уцелевшие жители города во главе с
пангераном укрылись в лесу. Однако
воля палембангцев к сопротивлению
не была сломлена. Только через три
года сын побежденного пангеряна
подписал с Компанией договор,
который подтверждал и расширял привилегии,
полученные голландцами в
В
60-х годах XVII в. Компания, которой
дорого обошлись все эти войны,
меняет тактику. Теперь она делает
ставку не на прямое насилие, а на
подрыв западноиндонезийских государств
изнутри. Хотя, конечно, одним из
самых убедительных доводов
голландских агентов, когда они
убеждали мелких местных князей и
старейшин изменить своему сюзерену,
были маячившие за их спиной боевые
корабли и вооруженные до зубов
отряды наемников. В своих
дипломатических интригах голландцы
умело использовали и противоречия
между ачехцами и коренными
жителями Центральной и Западной
Суматры — минангкабау. Они снова
вытащили на политическую арену
декоративную фигуру «императора»
минангкабау, потомка древних
властителей острова, о котором
говорилось выше. Они уверяли
местных жителей, что хотят
восстановить его власть, которую у
него похитили узурпаторы — султаны
Аче. На деле же этот незначительный
князек был лишь ширмой для распространявшейся
на Суматре голландской власти [242, с.
359—362]. Эта политика принесла успех.
6 июля
Малайя в третьей четверти XVII в.
К
началу 50-х годов XVII в. голландцы
усилили свое давление на Перак,
который был основным экспортером
олова на Малаккском полуострове.
Генерал-губернатору Корнелису ван
дер Лейну, в частности, удалось,
добиться от сусухунана Матарама
Амангкурата I указа, грозящего
жестоким наказанием всякому, кто
станет плавать в Перак. Была
усилена морская блокада перакского
побережья. В августе
В
Пераке была вновь открыта
голландская фактория, но она
просуществовала менее года: в июле
Но и этот договор остался невыполненным. Только в 1659г., после долгой войны с Аче и Пераком, Компании удалось прочно закрепиться на перакском рынке и обеспечить себе две трети перакского олова [271, с. 129],
Отношения
голландской Компании с Джохором в
середине XVII в. носили сложный
характер. После того как в
В
начале
Стремясь
как-то ослабить голландскую
монополию на джохорском рынке,
Абдул Джалил завязал
дипломатические отношения с
испанцами на Филиппинах. Когда в
Стремясь
компенсировать потери от
свертывания международной
торговли, Абдул Джалил начал
расширять свою сферу влияния на
Восточной Суматре. В
Принц
Раджа Ибрагим, однако, не ужился с
джамбийской знатью и вскоре
вернулся в Джохор. Отношения
Джохора и Джамби резке ухудшились.
В конце
Решительный
перелом в ходе войны произошел
весной
Бирма в третьей четверти XVII в.
При
короле Пиндале (1648—1661) в политике
Бирмы впервые намечается поворот в
сторону ограничения торговли с иностранцами.
Это, в сущности, не было еще курсом
на закрытие страны. Просто группа
феодалов, пришедших к власти при
слабохарактерном короле, решила,
что можно легко пополнить доходы
казны (а через нее и свои
собственные), резко повысив
торговые пошлины. В самом начале
правления Пиндале пошлины в
Сириаме были подняты с 2 до 16,5%. Это,
конечно, ударило по карману
европейские компании (если в
Чтобы пополнить убытки от внешней торговли, правительство Пиндале усилило налоговый нажим на крестьянство. Здесь бирманским феодалам тоже изменило чувство меры, в результате чего в конце правления Пиндале вспыхнуло крестьянское восстание в Нижней Бирме. Неспокойно было и в Верхней Бирме, которая уже в начале 50-х годов пострадала от конфликта с Китаем.
В
Китае в этот момент сложилась
тяжелая ситуация. На его территории
в 50-х годах боролись три силы:
вторгшиеся в страну маньчжурские
завоеватели[2], основавшие здесь в
К
В
Между тем по ту сторону границы еще продолжались бои между остатками минских войск, которые бросил Чжу Юлань, и союзной с ними армии крестьянского вождя Ли Динго, с одной стороны, маньчжурских войск под командованием предателя-китайца У Саньгуя — с другой. Постепенно отступая на юг, отдельные китайские отряды начали в разных местах проникатьв Бирму. Вскоре их численность здесь достигла значительных размеров. Ли Динго, один из талантливейших полководцев крестьянской войны в Китае, к этому времени, видимо, уже погиб, а его воины в поисках нового вождя опять вспомнили о беглом императоре Чжу Юлане и потребовали от бирманского правительства «освободить» его. Чжу Юлань, однако, отрекся от своих недавних союзников, заявив, что не имеет ничего общего с этими «бандитами», а желает спокойно жить, как простой подданный бирманского короля [207, с. 138].
Описывая дальнейший ход событий, бирманские хроники явно многое замалчивают. Они сообщают, что по всей Верхней Бирме запылали монастыри, а монахи бежали в джунгли, но утверждают, что монастыри жгли только китайские войска. Между тем известно, что львиную долю прибавочного продукта, выжатого из крестьян, богомольный Пиндале передавал именно монастырям. Общая же обстановка в Бирме к моменту прихода крестьянской армии, как уже говорилось, была весьма напряженной. Поэтому вполне возможно допустить, что в ряды армии Ли Динго влилось значительное число местных крестьян и события 1659 — 1661 гг. в Бирме приняли характер крестьянской войны.
После
битвы при Ветвине, где была
разгромлена регулярная бирманская
армия[3], бирманское
правительство практически
потеряло контроль над страной и в
мае
В
Между тем в осажденной столице положение становилось все более критическим. Горожан терзал голод, хотя в государственных амбарах хранилось еще достаточное количество риса. Придворные, в том числе королевские наложницы, открыто спекулировали рисом, который с трудом доставлялся с юга по реке — единственной артерии, не перерезанной повстанцами. В мае 1661 г. терпение жителей столицы иссякло. Они собрались у дворца и потребовали короля к ответу за творящиеся безобразия. До насилия не дошло, но феодалы поняли, что их власть висит на волоске. Короля надо было срочно менять. Выбор знати остановился на энергичном младшем брате Пиндале, принце Пье. Его и рекомендовали народу, как будущего «хорошего короля». Во главе восставших Пье ворвался в королевский дворец и арестовал короля и наиболее одиозных временщиков. Низложенного монарха со всей семьей, как водится, утопили (29, с. 102; 207, с. 138].
Пье
действительно оказался подходящим
человеком для той критической
ситуации, в которой находилась
феодальная верхушка Бирмы. Он
принял энергичные меры против
коррупции, организовал раздачу
риса населению и довольно быстро
создал боеспособное войско,
которое смогло перейти в
контрнаступление. Ему, конечно,
очень помогло то, что осенью
Упрочив
свое положение на севере, Пье
двинулся на юг, где бушевало
монское восстание. Мартабан,
поддерживаемый сиамцами, держался
до мая
Теперь бирманские феодалы стали не чиновниками, а скорей соратниками короля. В их руки, в частности, окончательно перешел вопрос о престолонаследии. При жизни Пье королевская власть еще поддерживалась авторитетом его незаурядной личности, но его наследники стали простыми марионетками в руках феодальной знати. Такое положение сохранялось вплоть до середины XVIII в.
Королевство
Аракан в середине XVII в.
В
царствование Тиритудхаммы (1622—1638)
торгово-пиратское государство
Аракан процветало, население
столицы страны Мрохаунга в
Аракан
поддерживал активные
дипломатические отношения с
Батавией, своим главным
контрагентом по торговле рабами и
рисом. В то же время и Португалия
искала дружбы с Араканом, чтобы
повернуть его грозную морскую силу
в нужном для себя направлении. В
В
ходе переговоров португальским
послам удалось убедить
Тиритудхамму отказаться от санкций
против португальцев, которые
вновь поселились в Дианге, и
договориться о совместных
действиях против Могольской
империи, которая в это время начала
наступление на португальские
опорные пункты в Восточной Индии.
Во исполнение этой договоренности
араканский король в
В
Рабов
и рис снова стали вывозить в
Батавию. Обе стороны хорошо на этом
наживались, но вскоре между
Тиритудхаммой и главой голландской
фактории ван Мандере начались
серьезные трения, так как каждый
считал, что другой наживается
больше. Ван Мандере не нравилось,
что араканский король установил
государственную монополию на
торговлю рисом, а Тиритудхамма был
раздражен тем, что голландский
торговый агент тайно скупал рис на
черном рынке, где цены были ниже,
чем в казенных амбарах. Кроме того,
Тиритудхамма рассчитывал, что
голландцы сменят португальцев в
качестве союзников в войне против
Могольской империи, и руководство
голландской Компании, видимо,
сначала его обнадеживало в этом
отношении. Когда же араканский
король узнал, что посольство
ыогольского императора Шах-Джахана
с почетом принято в Батавии, он
послал голландскому генерал-губернатору
Антони ван Димену решительный
протест. Дело шло к разрыву, но
дальнейшему развитию конфликта
помешала внезапная смерть
Тиритудхаммы в
Он был кем-то отравлен, вероятно своей женой [142, с. 145]. Неизвестно, принимали ли голландцы участие в феодальных интригах при араканском дворе, но в последние годы жизни Тиритудхаммы его власть серьезно заколебалась. Против него поднял мятеж второй человек в королевстве — его брат, управлявший Читтагонгом — северным форпостом Аракана. Потерпев поражение, он бежал в Могольскую империю. Как и 28 лет назад, Аракану снова стал угрожать претендент в эмиграции, поддерживаемый враждебной державой. Между тем при араканском дворе все большую власть стал приобретать министр Лаунггьет, дальний родственник короля и любовник главной королевы Натшинме. После внезапной смерти Тиритудхаммы королевский клан возвел на трон его сына Минсапи, малолетнего ребенка. Он отличался слабым здоровьем и через несколько месяцев умер. Если верить сообщениям современников, его «залечила» собственная мать [442, с. 145].
После этого Лаунггьет захватил араканский престол и принял тронное имя Нарапатиджи (1638—1645). Узурпатор тут же начал резню всех королевских родственников, имевших бо`льшие, чем он, права на престол. Из них, по-видимому, никто не уцелел. По отношению к «подсадившей» его на трон королеве Натшинме Нарапатиджи не проявил никакой благодарности. Как только его положение упрочилось, он отправил ее в ссылку. Зато с новым голландским резидентом ван дер Хельмом у него установились самые теплые отношения, что наводит на мысль о причастности голландцев к государственному перевороту. Представители Компании больше не жаловались на рисовую монополию. Видимо, в первые годы правления узурпатора она была отменена [38, с. 278; 142, с. 145].
После
захвата голландцами Малакки в
январе
Необъявленная
война длилась восемь лет, пока на
араканский трон не вступил
внучатый племянник Нарапатиджи —
Сан-датудхамма (1652—1684). Новый
король через третьих лиц дал понять,
что готов снова завязать с
голландцами торговые отношения, но
первый шаг должен сделать генерал-губернатор
Батавии, поскольку он ниже рангом. В
конце
Вновь
открытая в
Араканский король вполне одобрительно относился к планам Метсёйкера, потому что это усиливало его позиции в борьбе с Могольской империей. И действительно, через несколько лет после написания этого письма у Аракана появилась крайняя нужда в военной помощи голландцев.
События
развивались следующим образом. В
августе
Тем не менее Шах-Шуджа отказался заключить этот брак. Авантюрист по натуре, он не хотел довольствоваться в Аракане положением бедного родственника. Ему пришел в голову на первый взгляд совершенно фантастический план — одним ударом уничтожить Сандатудхамму и самому захватить власть в Араканском королевстве. Этот план, однако, не был так фантастичен, как это может показаться. Огромное многонациональное население Мрохаунга (португальцы, бирманцы, моны, японцы, индийские мусульмане) не имело никакого понятия о патриотизме. А у Шах-Шуджи кроме 500 отборных гвардейцев было 8 верблюдов, груженных драгоценностями. С такими средствами можно было подкупить достаточное число авантюристов, всегда готовых продать свой меч. Наконец, Шах-Шуджа рассчитывал апеллировать к местным мусульманам, рекомендуя себя как истинного защитника ислама, а религиозные связи в феодальную эпоху были куда прочнее связей национальных [107, с. 62].
Задуманный
мятеж начался в декабре
Взятый
в плен Шах-Шуджа, однако, не был
немедленно казнен. Более того,
араканский король поместил его не в
тюрьму, а во дворец, сохранив при
нем часть его прежнего персонала.
Сандатудхамме был нужен живой Шах-Шуджа,
как постоянная угроза Аурангзебу.
Только 7 февраля
Император
Аурангзеб, узнав о гибели брата-соперника,
видимо, вздохнул с облегчением. Но
в плену у араканского короля еще
оставались три сына Шах-Шуджи,
которые тоже имели, хотя и
отдаленные, права на престол.
Аурангзеб потребовал их выдачи.
Получив отказ, он направил в
Мрохаунг своих агентов, чтобы
выкрасть принцев. Эта попытка тоже
провалилась. Между тем сыновья Шах-Шуджи
оказались такими же беспокойными
«гостями», как и их отец. В июле
Сандатудхамма
предпочел нанести первый удар и в
начале
Сиам
в третьей четверти XVII в.
После смерти Прасат Тонга и продолжавшейся более года борьбы за трон, в ходе которой было убито два короля, престол захватил младший сын Прасат Тонга Нарай (1656—1688).
Подобно отцу, Нарай покровительствовал развитию внешней торговли и всемерно расширял государственную торговлю внутри и вне страны. В области внешней политики он, однако, в отличие от Прасат Тонга, стремившегося опереться на союз с азиатскими странами (индийскими и индонезийскими государствами) в первую очередь, предпочитал использовать одни европейские страны в борьбе с другими.
В области внутренней политики Нарай продолжал политику отца. «В начале его правления,— пишет иезуит Ташар,— некоторые гранды восстали, открыто поддержанные тремя королями, государства которых окружают Сиам, но он атаковал их так энергично, что они были вынуждены оставить мятежников его гневу» [247, с. 315]. Раскрывая секрет быстрых успехов Нарая, миссионер Жерве писал: «Семена гражданской войны, которая ему угрожала, он уничтожил в зародыше, соблазнив горожан обещанием новых привилегий» [127, с. 252—253][7].
После подавления феодального мятежа Нарай взял еще более решительный курс на «истребление наиболее могущественных губернаторов» [161, т. I, с. 251]. Систему заместителей или «временных губернаторов» он распространил почти на всю страну. При этом теперь рядом с «временным губернатором», как правило, не было никакого постоянного. Основное отличие «временного губернатора» (пурана) от «постоянного губернатора» (чао мыанга) заключалось в том, что пуран не мог быть назначен на срок более трех лет. Кроме того, его жалованье (т. е. доля налогов, конфискаций, штрафов и т. п., собираемых в данной провинции) было вдвое меньше, чем у чао мыанга. Такой чиновник, как правило переброшенный из другого района, не мог иметь прочных связей в местной среде и поэтому гораздо больше зависел от правительства.
Не ограничившись этим, Нарай создал специальный институт прокуроров (чакрапатов), которые должны были контролировать деятельность губернаторов на местах. Главный чакрапат находился в столице и следил за деятельностью министров. Наряду с постоянными чакрапатами Нарай назначал часто экстраординарных ревизоров, облеченных чрезвычайными полномочиями, вплоть до права казнить губернатора на месте [127, с. 85; 165, т. I, с. 255].
В последние годы своего правления Нарай практически упразднил должность первого министра (чакри), оставляя ее в течение ряда лет незамещенной, и взял на себя большую часть функций, которые исполнял чакри [127, с. 79, 81].
В итоге деятельности Прасат Тонга и Нарая могущество крупных светских феодалов было серьезно подорвано. Те из них, которые уцелели от казней и опал, превратились в чиновников короля не только по названию, но и на самом деле.
Но истребление крупных светских феодалов поставило Нарая лицом к лицу с другим крупным феодальным владельцем Сиама — буддийской церковью. Взаимоотношения Нарая и буддийского духовенства носили сложный характер. В начале его правления монахи оказывали ему значительную поддержку, видя в нем продолжателя дела Прасат Тонга, боровшегося за централизацию страны и ликвидацию крупных светских феодалов, которые соперничали с духовными. Более того, как признают даже католические миссионеры, самим троном Нарай в очень большой мере был обязан именно буддийским монахам [60, с. 35]. Поэтому в первые годы своего правления Нарай щедро одарял буддийские монастыри землями и крепостными и находился в самом добром согласии с верхушкой буддийского духовенства.
Но довольно скоро наступило охлаждение. В первую очередь здесь, видимо, сыграло роль то обстоятельство, что после ликвидации крупных светских феодалов буддийская церковь оказалась единственной организованной и могущественной силой, противостоящей королевской власти. Несмотря на внешний отказ от мирской суеты, буддийская церковь всегда принимала очень активное участие в политической жизни страны, и ее стремление руководить деятельностью короля, естественно, должно было вызывать с его стороны отпор. Наряду с этим огромные богатства и земли монастырей, пользовавшиеся налоговым иммунитетом, сами по себе не могли не вызывать соблазна у Нарая, постоянно нуждавшегося в деньгах для борьбы с Голландией.
Главная же причина конфликта заключалась в том, что задавленное непрерывно растущими налогами крестьянство стало массами уходить в монастыри, где эксплуатация была относительно меньшей. А в специфических условиях Сиама, при изобилии плодородной земли и относительной редкости населения, рабочая сила представляла собой еще большее богатство, чем рисовые поля. Видимо, поэтому в источниках нет сведений о конфискации правительством Нарая монашеских земель, но довольно часто встречаются свидетельства, показывающие, что при Нарае проводилась весьма энергичная «чистка» монашеского сословия, т. е. попросту возвращение беглых крестьян и ремесленников в их прежнее состояние.
Практически такая «чистка» проводилась в форме ежегодных экзаменов, которые монахи должны были сдавать комиссии из специально назначенных правительственных чиновников. Естественно, что простой земледелец или ремесленник, не искушенный в тонкостях буддийской казуистики и не владеющий священными языками (пали и санскритом), не мог выдержать подобный экзамен, и его, лишив монашеского сана, возвращали в податное сословие.
Такая политика Нарая не могла не встретить противодействие со стороны церкви. Глава буддийского духовенства — сан-крат (настоятель королевской пагоды) неоднократно обращался к Нараю с протестом по поводу «суровых наказаний», которым тот подвергает своих подданных: они-де «по причине этого ропщут и недовольны королем» [127, с. 254].
В результате дальнейшего обострения отношений Нарай запретил всем буддийским монахам являться ко двору (кроме главного санкрата, который должен был это делать, так сказать, «по долгу службы»). Чтобы противопоставить буддийскому духовенству свою, всецело зависящую от него религиозную организацию, Нарай стал всячески стимулировать деятельность индуистского духовенства, окружил себя брахманами и поощрял исполнение различных индуистских церемоний. Индуистская религия, однако, не получила сколько-нибудь значительного распространения за пределами узкого круга придворных [60, с. 39].
Усиление эксплуатации крестьянства в Сиаме в результате развития товарно-денежных отношений продолжалось на всем протяжении XVII в. Но особенно быстрые темпы этот процесс принял в. правление Нарая. Подавляющее большинство налогов при нем взималось в денежной форме. Был создан целый ряд новых налогов и значительно увеличены размеры старых.
Реальные размеры налогов, выколачиваемых из крестьян, однако, были еще больше, чем предписывалось законом, так как аппетиты чиновников-феодалов, ведавших сбором налогов (с которых они получали известный процент), по мере проникновения в страну европейских товаров и вообще предметов роскоши росли с не меньшей быстротой, чем требования королевской казны. Рассказы современников пестрят указаниями на злоупотребления в области сбора налогов.
Потребности обороны от агрессии европейских держав заставляли правительство отрывать от работы многие тысячи крестьян для строительства военных сооружений.
Добавочным источником обогащения для королевской казны и обнищания для народных масс служила также государственная внутренняя торговля. Организованная с широким размахом при Прасат Тонге, она была значительно расширена при Нарае, несмотря на то, что покупательная способность крестьян и горожан в это время, напротив, снизилась из-за роста налогов. В результате создался кризис сбыта. Французский посол Ла Лубер так описывает положение, сложившееся в 80-х годах XVII в.: «Раньше предшественники его (короля Нарая.— Э. Б.) и он сам посылали... хлопчатобумажные ткани в магазины на периферию лишь изредка и в умеренном количестве, после продажи которого частные лица имели возможности для торговли. Теперь ткани поступают все время и их больше, чем можно продать» [161, т. I, с. 286].
Ликвидация торгового кризиса в условиях феодального Сиама производилась, так сказать, административным путем. Сиамцев попросту заставляли покупать залежавшиеся ткани и одежду. Так, специальные чиновники следили, чтобы родители покупали для своих малолетних детей одежду значительно раньше установленного обычаями срока. По сути дела, это был еще один, дополнительный, налог.
Непомерная
эксплуатация крестьянства
неизбежно должна была повлечь за
собой обострение классовой борьбы.
Раньше ьсего эта борьба, как и
повсюду, проявилась в форме массовых
побегов крестьян от своих
феодальных владельцев как в другие
районы страны, так и за границу. Так,
еще в
При Нарае побеги приняли настолько массовую форму, что власти уже не могли с ними эффективно бороться. Крестьяне уходили в джунгли, где феодалы не могли их преследовать. Лишенные возможности заниматься своим основным занятием — земледелием, крестьяне зачастую объединялись в вооруженные отряды, подстерегавшие чиновников и купцов на лесных дорогах или же совершавшие набеги в долину.
Как указывает Ла Лубер, «разбойники», встречавшиеся в сиамских лесах, суть то же, что «разбойники» Китая, собиравшиеся иногда целыми армиями и становившиеся хозяевами всей страны [161, т. I, с. 230] (здесь явно имеется в виду крестьянская война, незадолго до описываемого времени потрясшая Китай). Однако основная масса крестьянства в это время еще не доросла до осознания необходимости вооруженной борьбы с феодальным государством. Отдельные разрозненные выступления довольно быстро подавлялись централизованной государственной машиной. Такая судьба постигла, например, в 60-х годах XVII в. восстание, возглавлявшееся монахом, имя которого осталось неизвестным [249, с. 399].
Мощное
антифеодальное восстание
произошло в
Несомненно, что подобные антифеодальные выступления в период правления Нарая имели место и в других районах страны, но классовая борьба (если только она не принимает грандиозных размеров), естественно, освещается в источниках этого времени меньше, чем какой-либо другой вопрос.
Сложность политического положения в Сиаме в последние годы правления Нарая заключалась в том, что антифеодальное движение крестьянства существовало параллельно, а зачастую и переплеталось с борьбой против иностранного (европейского) засилья, в которую были вовлечены не только крестьяне и горожане (купцы и ремесленники), но и значительная часть правящего класса, прежде всего духовенство и крупные чиновники, боявшиеся утратить свои посты и доходы. На известном этапе, когда угроза подчинения Сиама Франции стала вполне реальной, это патриотическое движение захватило почти весь народ, в результате чего создалась иллюзия некоего внеклассового единства сиамцев. Но прежде чем возникло это движение, Сиаму пришлось еще испытать агрессию со стороны Голландии и Англии.
Первые годы правления Нарая, когда он еще неуверенно чувствовал себя на троне, вынужденный бороться с феодальными мятежниками, были золотым временем для голландской Ост-Индской компании. Методы, которыми голландцы утверждали свое монопольное господство на сиамском рынке, отличались большим разнообразием. Одним из мощных орудий в борьбе за это господство была так называемая система пропусков, введенная еще на рубеже 30—40-х годов XVII в., но прочно утвердившаяся (по отношению к Сиаму) лишь во второй половине 50-х годов. Согласно правилам, установленным голландской Компанией, каждый корабль, выходящий из порта, где имелся голландский представитель, должен был получить на свой рейс письменное разрешение — пропуск от этого представителя. Все суда, не имеющие такого пропуска, при встрече -с голландскими кораблями в открытом море или даже в нейтральных портах, где голландцы обладали достаточными силами, подлежали немедленной конфискации.
Большие
возможности для подавления своих
торговых конкурентов давала
голландцам их монополия на
торговлю кожей, которую они
получили в
Методы, применявшиеся в торговле кожей, голландцы начали, так сказать, явочным порядком распространять и на торговлю сапаном, хотя сиамское правительство никогда формально не предоставляло им монополии на покупку этого ценного сорта дерева [прил., док. 54]. Одновременно ван Рейк и его коллеги стремились полностью захватить в свои руки торговлю и другими важными видами товаров — оловом, тиком, слоновой костью и др.
С начала 60-х годов, однако, торговая экспансия голландской Компании начинает наталкиваться на скрытое, но с каждым годом все более упорное противодействие со стороны сиамского правительства. Укрепив свою власть внутри страны, молодой король с недюжинной энергией взялся за выполнение программы, которая была намечена и частично начала осуществляться при Прасат Тонге. Быстрыми темпами велось строительство сиамского торгового флота. Сиамские корабли в Японии и Китае все чаще стали перехватывать товары, которые голландцы привыкли считать своей монополией. Рост сиамского торгового мореходства стал не на шутку беспокоить голландцев [216, т. II, с. 39].
Наряду с развитием собственной морской торговли Нарай стремился привлечь в Сиам торговцев других азиатских и европейских стран, чтобы нанести этим еще один удар по голландской торговой монополии. Продолжая политику своего отца, он поддерживал дружеские отношения с различными индийскими государствами и предоставлял индийским купцам существенные привилегии. При Нарае были установлены тесные торговые и дипломатические отношения с Персией. С конца 50-х годов было отправлено несколько посольств в Китай и Вьетнам [216, т. II, с. 92—98, т. III, с. 341, 366, 372; 236],
Особенно
много энергии Нарай затрачивал на
привлечение в Сиам европейских
купцов, в первую очередь англичан и
французов, которые, по его мнению,
могли создать наиболее серьезную
конкуренцию голландцам на сиамском
рынке. Так, уже в
Естественно,
что голландская Ост-Индская
компания не могла безучастно
взирать на подобное развитие
событий в Сиаме. Пользуясь своим
безусловным военным
превосходством, Компания повела
энергичное контрнаступление,
стремясь не только восстановить, но
и значительно расширить свои
позиции в Сиаме. Поведение
голландцев в Сиаме (особенно после
открытия английской фактории в
Аютии в
Уже
в
В качестве ответной меры Нарай установил внутреннюю монополию на торговлю кожей. Отныне все охотники и другие поставщики оленьих и буйволиных шкур должны были продавать их не голландским факторам и их агентам — местным купцам, а только государству. Одновременно был издан указ аналогичного содержания относительно торговли оловом в княжестве Лигор, где голландцы пользовались фактически монополией на торговлю этим металлом [101, 1663, с. 656]. Была установлена также государственная монополия на торговлю рисом, деревом, кокосовым маслом, бензоином и другими товарами.
Сложилась
своеобразная ситуация. Голландцы
формально сохранили свою монополию,
но вынуждены были теперь иметь дело
с одним мощным продавцом, потеряв,
таким образом, возможность
диктовать свои цены. Тогда
голландская Компания решила
применить бойкот. «Год-два со
шкурами можно будет подождать, сами
они их все равно не вывезут», —
доносил Энох Поолвут, сменивший в
январе
29
сентября
На
Яве голландцы принудили местных
владетелей закрыть свои порты для
купцов, торгующих с Сиамом.
Королевству Аче, придерживавшемуся
традиционно дружественной
политики в отношении Сиама,
голландцы объявили войну и
блокировали его берега.
Изолированный от своих союзников,
утративший большую часть своего
торгового флота и потерявший
надежду на помощь Англии Сиам
вскоре вынужден был капитулировать
[46, с. 97].
22
августа
В этом договоре, состоявшем из восемнадцати пунктов, Объединенная Ост-Индская компания принимала на себя, в сущности, только два обязательства — не вредить судам, управляемым сиамцами, «при условии, что они не идут в страну, с которой Компания 'Находится в состоянии войны» (ст. 15), и не вести военных действий против своих врагов на территории Сиама (ст. 17). Кроме того, Компания обещала выплатить некоторую компенсацию за захваченные и потопленные сиамские суда (ст. 9—10). Подавляющее же большинство пунктов договора представляет собою односторонние и очень существенные уступки со стороны Сиама.
Пункт второй договора предоставляет голландской Компании «право торговли без помех всеми товарами, которые имеются в данном месте». Этот пункт дополняется правом торговли «с любым лицом по своему выбору» (ст. 3). Эти пункты наносили тяжелый удар по установленной в Сиаме государственной монополии на внешнюю торговлю важнейшими видами товаров, которая являлась одним из существеннейших источников доходов короля.
Пункт шестой договора предоставлял голландской Компании навечно монополию на экспорт оленьих и буйволиных шкур. Компания соглашалась переуступить королю 7—10 тыс. шкур «при условии, что их добыча будет на обычном или будет выше обычного уровня» (ст. 11).
Пункт пятый запрещал нанимать на суда матросов китайцев, японцев или вьетнамцев (именно эти люди составляли основной контингент сиамских экипажей). Голландцы позаботились также о том, чтобы установить контроль над внешними сношениями Сиама. Посольство в Китай, например, они обязуются пропустить лишь при условии, что в нем будет состоять не более двух китайцев переводчиков, и притом если сама Компания будет находиться в это время в дружбе с китайским императором (ст. 12).
В следующем пункте это же условие ставится в более обшей форме: «Джонки или суда Его Величества (короля Сиама. - Э. Б.) и его подданных имеют право плавать в Макао, Манилу, Кантон или другие места, пока Компания состоит в дружбе и союзе с. этими странами». Более того, даже в этом случае сиамские суда должны получать пропуска от голландской Компании (ст. 13). В то же время договор предоставлял свободный доступ в сиамские порты всем союзникам Голландии (ст. 14).
Очень важной уступкой, вырванной у Сиама, было право экстерриториальности для всех голландских подданных, какие бы преступления они ни совершили. Статья 8 договора гласила: «В случае... если кто-нибудь из служащих Компании совершит серьезное преступление в Сиаме, король и судьи (Сиама) не имеют права судить его, но он должен быть передан главе Компании в Сиаме, чтобы быть наказанным согласно нидерландским законам, а если случится, что упомянутый начальник окажется соучастником в тяжелом преступлении, Его Величество имеет право держать их обоих под домашним арестом, пока не известит о происшедшем генерал-губернатора (голландской Ост-Индской компании.— Э. Б.)».
В то же время договор обязывал сиамское правительство наказать и наказывать в дальнейшем всех лиц, наносящих ущерб Компании (ст. 1), а должников Компании «держать в строгом заключении, пока Компания не получит причитающееся, а в случае, если Компания не сможет обеспечить оплату своих... требований таким образом... выдать упомянутых должников Компании».
Наконец, договор запрещал на вечные времена «повышать экспортные и импортные пошлины, выплачиваемые Компанией» (ст. 4).
Последняя статья, восемнадцатая, торжественно объявляла, что «вышеуказанные пункты (соглашения.— Э. Б.} должны соблюдаться не только нынешним королем Сиама и нынешним генерал-губернатором И. Метсёйкером и Советом Индии, но и их наследниками на вечные времена».
Вскоре
после подписания договора (между 1664
и
Несмотря
на заключение мира в
В
Камбоджа в третьей четверти XVII в.
После
поражения голландской эскадры в
К
этому времени позиции Голландии в
Юго-Восточной Азии значительно
укрепились, а позиции Чан-Ибрагима
— ослабли. Планы создания широкой
мусульманской коалиции против европейской
агрессии так и не осуществились.
Государства Индонезии и Малайи
продолжали действовать сепаратно,
зачастую при этом вступая в борьбу
между собой. Оказавшийся в изоляции
Чан-Ибрагим вынужден был направить
в Батавию своих послов, которые 8
июля
По этому договору король Камбоджи обязан был уплатить Компании 25499 реалов «в возмещение ущерба, который Компания потерпела в Камбодже». Далее голландской Компании предоставлялась монополия сроком на 25 лет на торговлю всеми товарами, вывозимыми в Японию (а экспорт оленьих и буйволиных шкур в Японию составлял основную доходную статью камбоджийской внешней торговли). Статья 5 договора гласила: «Отныне и впредь всем европейцам, кроме служащих Компании, запрещается торговать в Камбодже без каких бы то ни было исключений». Договор также накладывал запрет на сношения с Макасаром (в те годы основным врагом голландской Компании) и на плавания камбоджийцев на острова Пряностей. Для плавания же во все другие места камбоджийские корабли обязаны были получать пропуск у голландского резидента в Удонге. Статья 10 договора предоставляла голландцам в Камбодже право экстерриториальности. Любые преступления голландцев в Камбодже отныне были подсудны только голландскому суду.
В
конце
У
Чан-Ибрагима были особые причины
резко возражать против статьи 5
договора. Дело в том, что в
25
января
В
конце
Анг Сур, взошедший в этой обстановке на трон под именем Баром Реатеа (1659—1672), не мог игнорировать негодование, охватившее страну, когда стало известно о разгроме Удонга и других насилиях, творившихся интервентами. Согласно летописи, он собрал Совет знати («министров, мандаринов и военных командиров») и обвинил вьетнамского командующего в вероломстве: «Теперь он изменился и стал нашим врагом,— сказал король.— Можем ли мы молчать, если вьетнамцы хотят захватить нашу страну и сделать ее своим вассалом». Вельможи, мандарины и командиры армии простерлись ниц перед королем и ответили: «Мы отказываемся подчиниться вьетнамцам. Если мы подчинимся им, мы потеряем честь в глазах других народов. Мы все требуем, чтобы вы вели войну всеми силами» [84, с. 198].
Таким образом, Анг Сур, сам призвавший интервентов, теперь стал вождем освободительной войны. В битве при монастыре Сбенг близ столицы войско Ун Пиен Дхура было разбито. Остатки его погрузились на суда и вернулись в Южный Вьетнам. Хиен Выонг, однако, не оставил планов покорения Камбоджи. Он приказал выпустить Чан-Ибрагима из железной клетки, обласкал его и, приняв от него вассальную присягу, отправил в Камбоджу. Шедшая в это время война с Северным Вьетнамом не позволила Хиен Выонгу снова выделить для похода в Камбоджу значительные силы. Поэтому, когда в пути на родину Чан-Ибрагим заболел и умер, экспедиционный корпус вернулся обратно. На этот раз Камбоджа избежала новой гражданской войны. У Чан-Ибрагима не осталось наследников, и ветвь потомков Чей Четты II пресеклась. Дальнейшая борьба за трон, разразившаяся в 70-х годах XVII в., происходила уже среди потомков Преах Утея [84, с. 199—200; 191, с. 116].
Стремясь
усилить огневую мощь своей армии,
Анг Сур, так же как и Чан-Ибрагим в
последние годы своего правления,
стал искать сближения с Голландией.
В 1660—1661 гг., когда правитель
Матарама Амангкурат I закрыл для
голландцев порты своего
государства, Анг Сур продал
голландской Компании большое
количество риса по низким ценам и
этим помог раз решить
продовольственную проблему
Батавии и Малакки. Руководство
Компании в эти годы, однако, уже не
устраивали лишь доходы от
равноправной торговли. Сразу же
после победоносной войны с Сиамом
в
Этот документ интересен тем, что не просто фиксирует достигнутую договоренность, а является как бы стенограммой диалога, который камбоджийский король вел с голландскими послами. Так, в первой части статьи 2 излагается требование голландцев вернуть долги прежнего короля (Чан-Ибрагима), а также уплатить огромную сумму, которую Компания якобы «потеряла в этом королевстве во время опустошения, учиненного кохинхинцами».
Во второй части этой статьи содержится ответ Анг Сура: «Компания просит, чтобы я заплатил некие 8330 таэлей 5 маасов, которые бывший король остался должен Компании. На это я говорю, что не обязан платить упомянутую сумму, потому что, когда я вступил во владение этим королевством, в нем не осталось ничего, кроме голой земли, по причине разорения от кохинхинцев, которые разграбили страну так, что ничего не осталось, ни кожи, ни волоса. Если бы я, приняв страну во владение, нашел бы королевство таким же цветущим, каким его оставили мой дед и отец, с изобилием королевских сокровищ моих предков, тогда я мог бы подумать, что обязан уплатить (этот долг.— Э. Б.). Кроме того, наши военные бедствия коснулись (иностранцев.— Э. Б.) всех наций, которые проживали в Камбодже, когда королевство попало в когти кохинхинских разбойников. И как известно, все они пострадали в полной мере. Тем не менее никто из них не потребовал возмещения за свои убытки. И в силу всего этого я считаю, что господа из Батавии должны проявить благоразумие и больше не говорить со мной о 64 000 таэлей, которые, как утверждает нидерландская Компания, были потеряны во время вторжения кохинхинцев. Потери из-за войны случались и в других странах, например в Китае, Японии, Лаосе, Сиаме, Тонкине и Кохинхине, но нигде не слыхано, чтобы правитель страны обязан был возмещать убытки иностранцев».
Подобные диалоги иногда с положительным, иногда с негативным исходом зафиксированы во всех статьях договора. В статье б король решительно отверг требование голландцев изгнать из Камбоджи всех прочих европейцев, в статье 5 отвел, как абсурдное, притязание голландцев на монопольную торговлю с лаосцами. «Относительно лаосских товаров я скажу так,— заявляет Анг Сур.— Я не могу принудить лаосцев потому, что они иностранцы. Они вольны их (свои товары.— Э. Б.) продавать и начальнику голландской фактории, и китайцам, и камбоджийцам, и всякому, кто больше заплатит». В статье 8 на требование прервать всякие сношения с Макасаром он с достоинством отвечает: «Из моего королевства всегда плавали в Мака-сар, а оттуда сюда ради торговли. Так же поступают и все соседние королевства, которые хотят дружбы со мной и моим королевством». В статье 9 в ответ на аналогичное требование в отношении Китая, с которым Голландия вела войну, подкрепленное угрозой захватывать все суда, плывущие на север от Камбоджи, Анг Сур отвечает: «Такое невозможно. С древних времен до нынешнего времени китайцы не переставали посещать это королевство и торговать здесь. И если Компания начала войну, это не делает ей чести. Пусть Его Превосходительство и господа Совета (Индии.— Э. Б.) предупредят своих капитанов... что они не должны захватывать никаких судов по эту сторону мыса Синкотьягас (близ Сайгона.— Э. Б.) и островов Пуло Кондор и Пуло Уби, потому что там проходят границы моего государства. И если они нарушат (это условие.— Э. Б.), я буду считать, что Компания не уважает ни мою дружбу, ни дружбу моего королевства, ибо с древних времен до нынешнего времени мои владения простираются до этих границ». Голландские послы тут же внесли в протокол переговоров свою точку зрения: «Относительно пункта, где Его Величество говорит, что суда Компании не должны захватывать никаких судов, ни бороться с нашими врагами в пределах указанных границ (Синкотьягас, Пуло Кондор и Пуло Уби), мы, Ян де Мейер и Питер Кеттинг, заявляем, что мы эти границы не можем признать и не перестанем захватывать призы (корабли с грузами.— Э. Б.) всюду, за исключением устья реки (Меконг.— Э. Б.)».
В то же время Анг Сур подтвердил право голландцев на экстерриториальность, продлил их монополию на торговлю с Японией на 20 лет и согласился без возражений с рядом других, менее одиозных требований.
Голландцы
не были удовлетворены этим
половинчатым, с их точки зрения,
договором. Питер Кеттинг, ставший
руководителем фактории
голландской Компании в Камбодже,
пытался явочным порядком
установить голландскую монополию,
прибегая к прямому насилию в
отношении своих торговых конкурентов.
В ответ на это в ночь на 9 июля
Генерал-губернатор в Батавии провел свое расследование (со слов тех же трех голландцев, высланных из Камбоджи) и, естественно, признал голландцев невиновными. Это послужило поводом для нового обмена письмами [прил., док. 82]. Голландская фактория в Ловеке так и не была восстановлена, но Батавия продолжала вести торговлю с Камбоджей через посредство врейбюргеров — голландцев, не состоящих на службе Компании [242, с. 386].
В
правление Анг Сура в Камбодже
впервые появились представители
будущих колониальных завоевателей
страны — миссионеры из
французского Общества иностранных
миссий. Впрочем, деятельность их в
эти годы носила чисто рекогносцировочный
характер. Коренное население
страны — кхмеры и XVII в., как и в
последующие столетия, относились
совершенно безучастно к
христианской пропаганде. Все
усилия французских миссионеров
завершились лишь образованием в
Внутреннее
положение Камбоджи при Анг Суре,
после подавления в
Вьетнам в третьей четверти XVII в.
Весной
Нгуен Хыу Зат настаивал на дальнейшем наступлении в глубь северных районов, но старший по званию Нгуен Хыу Тиен, которого поддержал Хиен Вьгонг, предпочел занять выжидательную позицию. Тем временем южновьетнамские агенты распространяли в деревнях Севера афиши и листовки с призывом переходить на сторону Нгуенов. Известную роль в расчетах правительства Нгуенов играло и христианское меньшинство, составлявшее довольно значительную часть населения Нгеана и Бо-тиня. Христианам была обещана полная свобода вероисповедания [11, с. 77; 75, с. 174].
В то же время разведка, которой руководил Нгуен Хыу Зат, пыталась организовать восстания в глубоком тылу Чиней. В летописи «Дайнам Тхык-люк» говорится: «Нгуен Хыу Зат, желая... разделить армии Чиней, немедленно приказал Ван Тыонгу и Хоанг Шиню тайно отправить письма во все чаны (районы.— Э. Б.) Бак-ха (Севера.— Э. Б.), чтобы переманить на свою сторону выдающихся людей, установить конечный срок для восстания. В Каобанге — Мак Кинь Хоан, в Хайзыонге — Фан, в Шонтае—Фам Хыу Ле — все они повиновались приказу и сказали: „Если армия тюа (Хиен Выонга.— Э. Б.) перейдет реку Лам, то начнем военные действия в поддержку, в Хайзыонге — не будем платить подати и налоги, чтобы кончились продукты питания, в Каобанге — займем Доантхань, чтобы разделить их силы, в Шонтае — обязываемся выступить изнутри, чтобы захватить город"» [20, с. 6—7].
В
последующие годы Хиен Выонг, однако,
так и не решился на наступление в
глубь Северного Вьетнама. Арена
военных действий ограничилась
пограничными провинциями, где южновьетнамские
войска одержали в 1656—1657 гг. ряд
внушительных побед, но обладавшие
большим военным потенциалом Чини
продолжали присылать сюда все
новые армии. Между тем
южновьетнамские войска грабили и
разоряли население вновь
завоеванных провинций не меньше,
чем их противники, что
положило начало охлаждению
северовьетнамского населения к
Нгуенам. Когда же в
В
то же время новый правитель
Северного Вьетнама Чинь Так (1657—1682)
укрепил свое положение, издав в
июне
Обе стороны использовали новую передышку для консолидации своей власти. В этот момент важную роль во внутренней политике как Чиней, так и Нгуенов стали играть отношения с христианским меньшинством. В конце 40-х — 50-х годах распространение христианства во Вьетнаме, в особенности на Севере, достигло апогея. В Северном Вьетнаме в этот период, по-видимому, в одном и том же направлении действовали несколько разнородных сил: недовольство крестьян, сепаратистские устремления феодалов, давление иноземных держав и, наконец, тайные интриги династии Ле, стремившейся избавиться от опеки Чиней и вернуть себе былую власть, хотя бы опираясь на португальскую поддержку. Все эти разнородные факторы способствовали быстрому росту христианства, но уже в силу самой своей разнородности не могли сделать христианское население страны политически единым. К тому же с 60-х годов христианские общины во Вьетнаме раскололись из-за жестокого соперничества между иезуитами, опиравшимися на Португалию, и представителями Общества иностранных миссий, созданного во Франции[11].
Между тем силы, выступавшие против христианства, единством своих целей выгодно отличались от сил, его поддерживавших. Антихристианскую позицию заняли те слои населения, интересам которых соответствовало единство страны и централизация управления ею, ограничение произвола местных феодалов, предотвращение иностранного засилья. Во главе этого лагеря стояла династия Чиней.
Уже
в июне
План
восстания, разработанный ими, был
типичен для большинства
крестьянских антифеодальных
восстаний: оно должно было носить
форму религиозного (в данном случае
— христианского) движения, во
главе его должен быть встать
самозваный монарх. В ходе
подготовки восстания Лин и Антуан,
однако, не ограничивались
агитацией только в среде христиан.
Им удалось привлечь к себе
значительное число иноверцев —
крестьян-буддистов, для которых
антифеодальная сущность заговора
Лина и Антуана была важнее его
христианской оболочки. Восстание
вспыхнуло весной
К
июню
Иначе обстояло дело в Южном Вьетнаме. Здесь христиан было примерно в четыре раза меньше, чем на Севере, хотя, исходя только из внешнеполитической обстановки, можно было предположить преобладание христианского населения как раз на Юге: ведь в своих многолетних войнах с Чинями владетели Южного Вьетнама обычно пользовались военной помощью католической Португалии. «Еретики» же голландцы, напротив, выступали на стороне Чиней. Однако на деле все было не так просто.
Поддерживая
союзные отношения с Португалией,
Нгуены гораздо решительней
боролись с проникновением
христианства, чем Чины. В то время
как в Северном Вьетнаме на
протяжении всего XVII века
христианской церкви не удалось
обзавестись ни одним «мучеником», в
Южном Вьетнаме за это же время было
казнено несколько десятков
христианских пропагандистов. В
Южном Вьетнаме социальные
противоречия в XVII в. не достигли еще
такой остроты, как на Севере, и
христианство, видимо, мало
затронуло крестьян. Поэтому
правительство Нгу-енов могло
гораздо решительнее вести борьбу с
иноземной религией, которая не
нашла опоры в крестьянских массах,
а распространилась в основном в
городах и среди небольшой части
феодалов. После поражения
Итоги антихристианской (точнее — антиевропейской) кампании Хиен Выонга были плачевны для миссионеров. Большинство богатых японских торговцев предпочло расстаться с христианской верой, чем со своими деньгами. Массовые отречения от христианства начались и среди вьетнамцев. Прибывший в это время в Южный Вьетнам представитель Общества иностранных миссий Луи Шеврейль мог только констатировать почти полный распад христианской общины [79, т. I, с. 180; 246, с. 33—34].
60-е
годы XVII в. отмечены укреплением
центральной власти в обеих частях
Вьетнама. Так, в
В 1664—1666 гг. в Северном Вьетнаме были проведены важные налоговые реформы, целью которых была стабилизация положения в деревне'. Если раньше перепись земель и податных душ производилась регулярно каждые 3—6 лет и соответственно устанавливались налоги и повинности, то теперь после последней переписи все налоги и повинности каждого хозяйства были зафиксированы навсегда. Эта мера стимулировала расширение крестьянского производства, так как крестьяне на будущее получили свободу от дополнительных поборов с вновь освоенных или улучшенных земель. Однако на деле такое расширение хозяйства было доступно только зажиточным крестьянам, что ускорило процесс расслабления внутри общины [31, с. 35-39, с. 86].
С середины 50-х годов XVII в. короли из династии Ле и генерал-губернаторы Батавии регулярно, практически ежегодно, обменивались письмами, в которых помимо обязательного обмена любезностями разговор касался двух основных тем — торговых привилегий для голландской Ост-Индской компании и поставок голландцами пушек, ядер и сырья для пороха (серы, селитры) в Северный Вьетнам [прил., док. 26, 27, 35, 44, 45, 47, 48, 49, 51, 52, 70, 73, 74, 81, 85, 87, 89, 91, 92, 93].
Летом
Во главе армии встал сам Чинь Так, которого сопровождал 11-летний король Ле Зя Тонг. Опыт пропаганды среди населения, который вели в 1655—1660 гг. южновьетнамские агенты, не прошел для Чинь Така даром. Теперь он, в свою очередь, обратился с прокламацией к населению провинций Тханьхоа н Куангнам, из которых состоял Южный Вьетнам. «Наказать преступников и спасти людей — вот долг тюа и его армии,— говорилось в прокламации.— Две провинции и их население издавна являются людьми и землей мудрых святых предков нашей династии, а вовсе не частным имуществом, которым пользуется семейство Нгуенов... Кто мог подумать, что эти злодеи не смогут пробудиться от заблуждения, будут произносить высокомерные речи и препятствовать людям, которые привезли с собой высочайший указ. Есть ли такой, кто совершил преступление большее, чем их мятеж и непочтительность. Земля эта — земля вуа, народ — это народ вуа. Не знаю, как и назвать людей, которые исподтишка захватывают эту землю и, вопреки повелению, роют глубокие рвы, насыпают высокие валы. Они собирают тяжелые налоги, угнетая этим народ. Они заставляют вас брать трезубцы и копья и идти в бой, однако разве вы получите военные должности и титулы? Разве ваши ученые мужи, изучающие Шуцзин и Лицзин, будут разбиты на категории и получат заслуженную репутацию?[13]... Таковы преступления (дома Нгуенов.— Э. Б.), разве можно бездействовать и не призвать за них к ответу. Так бедствует народ, разве можно оставаться спокойным и не спасти его... Скоро наши войска одержат полную победу и остановятся лишь после того, как ликвидируют всю вражескую банду. Если вы, солдаты и крестьяне двух местностей, сумеете отбросить зло и повернуться к разуму, последуете за милосердными людьми, отринув преступников, или повернете оружие и порубите преступников, как траву, или прибудете на военные посты и сдадитесь, то знатным людям из этого числа будут прощены ошибки и они получат награду, а простым людям сократят повинности, определенные счетными книгами преступников. Если это люди из других местностей (т. е. с Севера.— Э. Б.), которые либо бежали, чтобы уйти от наказания за преступления, либо послушались совращающих речей врага и укрылись здесь, но по приближении главных сил заблаговременно подчинились указу, то им также будут прощены ошибки и они будут соответствующим образом устроены. Если же вы безрассудно не сможете опомниться, то при пожаре сгорят не только булыжники, но и драгоценные камни» [27, с. 4—6].
Тяжеловесное
красноречие Чинь Така, однако, не
произвело никакого впечатления на
южновьетнамцев. Еще меньше оно
подействовало на
северовьетнамских крестьян,
бежавших на Юг. Оборона Нгуенов
была подготовлена заблаговременно.
Система оборонительных
укреплений была усилена двумя
новыми стенами — Чаннинь и Сафу. На
стенах через каждые
Только
в декабре
Был
момент, когда стена Чаннинь,
казалось, должна была пасть.
Положение еще раз спас престарелый
полководец Нгуен Хыу Зат. Оставив
почти без гарнизона стену Сафу,
обороной которой он командовал,
полководец устремился на помощь защитникам
Чанниня. Прибыв туда уже в темноте,
он приказал своему
немногочисленному войску зажечь
факелы. Северовьетнамское
командование решило, что к Чанниню
подошло сильное подкрепление, и
воздержалось от новых атак
до утра. Между тем за ночь
защитники Чанниня успели заложить
образовавшуюся в стене 120-метровую
брешь брусьями, досками и корзинами
с землей. Когда генералы Чинь Така
разобрались в положении, гарнизон
стены Сафу уже был пополнен подошедшими
с юга резервами, и новые атаки
против южновьетнамских укреплений
оказались бесплодными. Однако
нехватка провианта в армии Чинь
Така становилась все более острой.
В феврале
[1] Бони — небольшое
государство на Юго-Западном
Сулавеси, вошедшее в состав
Макасарского султаната в
[2] Их пригласила сюда часть местных феодалов во главе с генералом У Саньгуем, чтобы подавить бушевавшую в Китае крестьянскую войну.
[3] Множество тяжеловооруженных, т. с. привилегированных воинов, во время бегства утонули в реке Мьитнге, увлеченные на дно тяжестью доспехов [142, с. 197].
[4] Пье выдал бывшего
минского императора в январе
[5] Бирманскому королю
больше повезло с Чиангмаем. Здесь
местное население, традиционно
враждебное Сиаму, развернуло такую
упорную партизанскую борьбу, что
король Нарай предпочел вывести
свои войска и в декабре
[6] Заключение мира с голландской Ост-Индской компанией все же сыграло положительную роль в развитии торговли Аракана. Именно в эти годы в Аракане впервые начали чеканить собственную монету. В королевстве Бирма свои монеты появились только в XIX в. [107, с. 61].
[7] Под горожанами, по-видимому, в данном случае следует понимать не только купцов и ремесленников, но и многочисленных мелких чиновников («служилый люд»), которые, не имея поместий, жили в городах.
[8] Он сражался за Чан-Ибрагима до конца и пропал без вести (видимо, утонул) в последней битве.
[9] Некоторые источники [191, с. 116] утверждают, что она была матерью Чан-Ибрагима но более вероятно, что он был сыном другой жены Чей Четты П.
[10] Южновьетнамский командующий по этому поводу счел даже нужным направить генерал-губернатору И. Метсёйкеру письмо, в котором снимал с себя ответственность за происшедшее. «В прошлый муссон,— писал он,— по приказу короля Кохинхины (Южного Вьтнама.— Э. Б.) я пришел в Камбоджу с войной и милостью Бога без особых трудностей покорил эту страну. При этом какие-то люди разграбили товары голландских купцов. Я не был в состоянии провести расследование, найти и наказать виновных. А теперь, когда эти люди (голландцы.— Э. Б.) покинули страну, я сообщаю о происшедшем в этом письме» [прил., док. 37].
[11] В этой борьбе иезуиты не останавливались даже перед физическим уничтожением конкурентов, а французские миссионеры мало в чем отставали от них [11, с. 72, 75, 79].
[12] Как писал французский миссионер Шеврейль: «Он (Хиен Выонг.— Э. Б.) полагает, что наша святая вера есть лишь предлог, которым пользуются отцы (иезуиты.— Э. Б.), чтобы взбунтовать его подданных против него и отдать его страны во владение королю Португалии, когда число христиан здесь превысит число язычников» [246, с. 33].
[13] Присваивать чины и звания формально имел право только «законный» король из династии Ле.