ГЛАВА
VII
БИРМА
В СОСТАВЕ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ
(1886—1939)
1. Начало вооруженной борьбы против колонизаторов
Третья англо-бирманская война, закончившаяся в несколько дней, была самой быстрой, самой бескровной и самой стремительной из всех войн, которые когда-либо вели англичане против крупной независимой страны. Успех казался полным, и даже самые осторожные и предусмотрительные из завоевателей не ожидали, что сейчас же после окончания военных действий в покоренной стране начнется сопротивление, подавление которого потребует от Великобритании в десятки раз больше усилий, нежели предшествовавшая кампания.
Первые сообщения о нападении бирманских отрядов на захваченный англичанами Мандалай поступили в Лондон почти одновременно с известиями о полной победе над войсками Тибо и пленении монарха. Английская пресса, несколько смущенная подобным оборотом дела, сначала комментировала эти события как бунт, подавленный быстро и энергично, признавая при этом, что «в подавлении бунта было потеряно больше жизней, чем в любом сражении во время экспедиции». В последующие дни версия о подавленном бунте уступила место сообщениям о столкновениях с разбойниками — дакойтами.
Напуганное неожиданным восстанием, командование британских войск в Мандалае ввело военную цензуру, пытаясь пресечь утечку сведений о действительном положении дел. Был издан строгий приказ о немедленной сдаче всего оружия, включая холодное; за невыполнение приказа грозила смертная казнь. Однако эти меры не помогли: повстанцев становилось все больше.
Во время «официальной» войны англичан с Тибо [170] большинство бирманцев полагало, что наступление английских войск приведет лишь к замене Тибо другим царем. С окончанием войны стало ясно, что англичане собираются остаться навсегда, и с этого момента отношение бирманцев к завоевателям и к судьбам страны резко переменилось. У бирманцев, конечно, не возникало вопроса о том, быть или не быть монархии, — неизвестно было лишь, кто станет царем и вождем движения. И бирманские солдаты, офицеры, чиновники, крестьяне, поднявшиеся на борьбу за спасение родины, ждали появления нового Алаунпаи.
В первые же дни после пленения Тибо объявились два претендента на престол — Тхе Тин и Бьян Сейн, оба принца царской крови. Через несколько дней к ним добавилось еще несколько претендентов. Каждый из них вел себя по-царски: раздавал золотые зонты, поднимал над ставкой белые с синей полоской флаги, символизирующие цвет шеи павлина — государственного герба Бирмы, собирал налоги и окружал себя свитой. Каждый из них недооценивал силы противника и с подозрением относился к «параллельным правителям».
В начале восстания англичане, не ожидавшие такого оборота событий, оборонялись. Им было необходимо удержать Мандалай — столицу страны, сохранить в своих руках коммуникации для подвоза подкреплений и ключевые пункты в долине Иравади. Яростные атаки повстанцев на города, укрепленные пункты и отдельные колонны британских войск не приносили решающих результатов. Британские войска несли значительные потери, но решающего, объединенного штурма Мандалая не последовало, и англичане смогли даже перейти в контрнаступление.
Взоры бирманцев в эти дни обращались к Шуэбо — родине Алаунпаи, откуда ждали вестей о появлении освободителя. Именно против Шуэбо и направили англичане первый удар. Несмотря на то что мьовун Шуэбо признал власть англичан и даже выдал им одного из претендентов на престол, английское командование направило вверх по Иравади бригаду генерала Нормана. Высадившейся в Шуэбо бригаде пришлось сразу же вступить в бой с бирманцами, отряды которых стекались к городу в ожидании сигнала к большому походу. Повстанцам удалось даже временно захватить город, но удержаться в [171] нем они не смогли и огступили в окрестные селения, где между несколькими претендентами на престол сразу же начались разногласия.
Тем временем освободительное движение охватило всю Бирму. Повстанцы заняли Сагайн, местность между Минле и Паганом, осадили Нинджан, проявляли активность в северных провинциях, шанских княжествах и т. д. Волнения распространились и на давно «умиротворенную» Нижнюю Бирму — там начались восстания, причем повстанцы временно занимали даже такие крупные центры, как Пегу, Ситаун, Билин.
2.
Партизанское движение во второй
половине 80-х — начале 90-х годов XIX в.
Изображая бирманских повстанцев разбойниками, грабителями, дакойтами, руководители британской колониальной политики наряду с этим принимали экстренные меры, пытаясь изменить соотношение сил в Бирме в свою пользу. Время в данном случае работало на них; ресурсы Индии и Англии были несравнимы с возможностями Бирмы, Иравади оставалась все время в руках английских войск, и каждый день, потраченный повстанцами на бесплодные споры, укреплял положение англичан.
В
декабре
Первая
волна всеобщего восстания, в ходе
которого бирманские части
захватывали города и осаждали
крепости, к этому времени схлынула.
Отчаянные и неорганизованные
атаки повстанцев, надежда на
появление нового Алаунпаи,
уверенность в том, что не сегодня-завтра
оккупация прекратится, — все это
ушло в прошлое. Если до середины
Конец
1885 — начало
В
середине
В
октябре
Расходы на военные действия, возложенные Англией в основном на Индию, все увеличивались. Англичане внезапно обнаружили, что вместо широко разрекламированной британской прессой и чиновниками страны изобилия, богатой рисом, тиковыми лесами, драгоценными камнями, нуждающейся в английской мануфактуре, им достался источник убытков. Посчитав, что движение повстанцев идет на убыль, колониальная администрация решила переложить часть расходов на ведение войны на саму Бирму. [173] Были увеличены поземельный и подворный налоги, введены новые налоги и акцизы. Кроме того, бирманцы были обязаны содержать английские воинские части, снабжать их средствами транспорта, жильем и т. д. Эти меры вызвали вспышку голода и способствовали подъему повстанческого движения.
Получился
заколдованный круг: с усилением
налогового гнета, призванного
компенсировать расходы на борьбу
с партизанами, увеличивалось число
партизан, их враждебность к
англичанам, что вело, в свою очередь,
к дальнейшему увеличению военных
расходов. Военные действия против
повстанцев приняли особо жестокий
характер. Англичане практиковали
сожжение деревень, связанных с
партизанами, истребление «сочувствующих»,
переселение в другие районы и
города, тюремное заключение, ссылки
в Индию и т. д. С начала войны по
август
На втором этапе повстанческого движения можно отметить определенную локализацию партизанских сил и большую организованность их действий.
Важным районом повстанческого движения были окрестности Мандалая, где действовали отряды, в большинстве своем подчинявшиеся принцу Мьин Сейну. С повстанцами были связаны некоторые городские жители, в том числе известные монахи. Помимо нападений на посты предпринимались попытки вызвать восстание в городе, овладеть им одновременным ударом снаружи и изнутри. Однако все заговоры были раскрыты англичанами, которые уже обзавелись осведомителями и союзниками в Мандалае, переманив на свою сторону часть знати, чиновничества и купечества, заинтересованного в мире любой ценой.
Крупным районом партизанской войны был округ Шуэбо. Действовавшие здесь отряды временами даже захватывали города и опорные пункты англичан.
Севернее,
в районе рубиновых копей Могока,
одного из центров устремлений
английских войск, власть Великобритании
установилась лишь в конце
Интересная ситуация сложилась в самом северном районе Бирмы, в округе Бамо, граничащем с Китаем. [174] Несмотря на англо-китайское соглашение, предусматривавшее невмешательство Китая в английские дела в Бирме, к действовавшим в этом районе повстанцам по инициативе губернатора Юньнани и с молчаливого согласия китайского двора присоединились китайские отряды. В боях на севере участвовали также качины и другие горные племена.
В
Центральной Бирме партизаны были
весьма активны в густонаселенных
районах Авы и Сагайна, где борьбу
вели десятки отрядов, практически
блокировавшие англичан в городах.
Это положение сохранялось до
Ниже по Иравади, в районах Пагана, Мьинджана, Минбу, Таемьо, Магуэ, партизанское движение также причиняло много хлопот англичанам. В этих районах действовали талантливые командиры, такие, как Бо Шуэй и У Оттама, неоднократно наносившие энергичные удары по английским отрядам.
Повстанцы проявляли активность в районах Таунгу, Пегу, Тенассерима и угрожали окрестностям Рангуна.
Даже краткое перечисление районов действия партизан в собственно Бирме, не говоря уже о крупных восстаниях чинов, качинов, шанов, борьба с которыми осложнялась для англичан труднодоступными горами и джунглями, свидетельствует о необыкновенном размахе партизанской войны. Сорокатысячная оккупационная армия почти беспрерывно находилась в боях. Резко возросли потери англичан.
Однако победы партизан были местными и не могли привести к решающему успеху. Если повстанцам удавалось разгромить роту англичан или сипаев, то на смену ей приходил батальон; вместо уничтоженного опорного пункта или полицейского поста немедленно возникал новый, лучше укрепленный, а рядом с ним создавался еще один. Основной бедой бирманских повстанцев и на втором этапе партизанской войны продолжала оставаться раздробленность сил, множественность независимых отрядов, возглавляемых зачастую враждующими друг с другом вождями. Крупные отряды создавались лишь на время отдельных операций, и этим отлично пользовались англичане, умело отыскивавшие трещины в возможных союзах и громившие повстанцев по частям.
К
концу
До
середины 90-х годов продолжалось
сопротивление в районе Бамо и
рубиновых копей. В
К концу XIX в. Великобритания наконец покорила Бирму. Последняя англо-бирманская война, таким образом, продолжалась более 10 лет и обошлась Англии куда дороже двух предыдущих. Однако бирманцам, несмотря на размах и упорный характер их сопротивления, не удалось сломить колониальную машину: у них не было должной организации, вооружения, отсутствовала ясная и общая цель.
3. Создание системы колониального управления
Система управления Бирмой складывалась в обстановке продолжающейся войны, и это наложило отпечаток на некоторые особенности административного устройства колонии. В первые месяцы после низложения Тибо в среде колониальной администрации существовало мнение о желательности посадить на престол послушного царя и сохранить Верхнюю Бирму формально самостоятельным, но фактически полностью подвластным государством. Однако этот план не мог быть проведен в жизнь не только из-за сопротивления экспансионистски настроенных представителей коммерческих кругов, но и из-за отсутствия подходящего кандидата на престол. По тем же причинам пришлось отказаться и от идеи создания протектората. Сильные, связанные с Индией и Англией торговые компании Рангуна требовали прямого управления страной.
В
результате в
Включение Бирмы в Британскую империю повлекло за собой дальнейшую перестройку административной системы. Верхняя Бирма, как и Нижняя, была поделена на несколько областей; в каждую область входило несколько округов (дистриктов), делившихся на более мелкие единицы. Действовавшее с 50-х годов в Нижней Бирме законодательство, общее для Британской Индии, было постепенно распространено и на Верхнюю Бирму. Во главе областей были поставлены комиссары, во главе округов — заместители комиссара. Нижние ступени административного деления на первых порах, для удобства налогового обложения, оставили без изменения. Мьотуджи, объединявшие под своей властью одну или несколько деревень, также остались на своих постах.
Подобное положение сохранялось недолго. В условиях непрекращавшейся партизанской войны мьотуджи были олицетворением старой независимой Бирмы и часто вставали во главе восстаний в своих районах. Вместо того чтобы перетянуть их на свою сторону, что требовало времени и усилий, верховный комиссар Бирмы Кростуэйт, приверженец системы прямого администрирования, решил упразднить должность мьотуджи и сделать основной административной единицей Бирмы деревни.
Опубликованный
в
Проведенная англичанами административная реформа носила антифеодальный характер и по своему содержанию была прогрессивной. Однако в созданной колонизаторами системе прямого управления бирманцам нашлось [177] место только на низших ступенях. Комиссары, заместители комиссаров и другие высшие чиновники назначались в Бирму из Англии и Индии и чаще всего мечтали вернуться обратно; они не знали ни языка, ни обычаев страны, мерили увиденное вокруг неприемлемыми для Бирмы мерками. С течением времени эти противоречия нарастали, усугубляя конфликт между народом и британскими властями.
Горные районы Бирмы были исключены из системы прямого управления и поставлены под косвенный контроль. В шанских княжествах, в государстве Каренни и других районах во внутренней жизни сохранялась власть князей и вождей племен. Эти районы рассматривались администрацией как не имеющие прямого отношения к Бирме, и государство Каренни даже было объявлено независимым под британским протекторатом.
Подорвав основы социальной организации бирманского общества, обескровленного к тому же длительной войной и репрессиями, административные мероприятия первых лет британского колониального господства в короткий срок изменили всю внутреннюю жизнь Бирмы.
4. Экономическое и социальное развитие колонии
Сопутствовавшие государственным преобразованиям экономические перемены, поддерживаемые колониальными властями, сказались прежде всего на положении бирманского крестьянства.
В независимой Бирме крестьянское хозяйство, в значительной степени натуральное, велось без накоплений. Упорядочение налогового обложения и введение денежной системы, прежде почти не проникавшей в сельскохозяйственный сектор бирманской экономики, поставили крестьян в трудные условия. Особенно нелегким стало их положение в результате рисовой политики британских властей.
Новую колонию следовало использовать в огромном механизме, именуемом Британской империей. Пряностей в Бирме не было, да они и не являлись уже тем товаром, из-за которого шли войны. Не было в Бирме и очевидных минеральных богатств: запасы нефти оказались сравнительно невелики, действующие оловянные, серебряные и [178] свинцовые рудники далеко уступали малайским, а добыча драгоценных камней и вывоз тика вряд ли могли покрыть расходы на управление колонией. Плоские, жаркие, прорезанные обильными реками, равнины Бирмы почти не поставляли товарной продукции.
Однако
уже после окончания второй англо-бирманской
войны, т. е. с середины XIX в.,
колониальным администраторам
стало ясно, что Бирма может быть
использована в системе империи как
поставщик продовольствия, а именно
риса. Выращивая различные
сельскохозяйственные продукты,
бирманская деревня кормила только
себя и небольшие бирманские города;
перейдя на преимущественное
выращивание нужной во всей Азии
культуры, Бирма обретала
рентабельность. Она не могла из-за
сравнительно небольшой
численности населения стать крупным
потребителем английских товаров,
но смогла играть роль житницы
Британской империи. Особенно
усилилась эта роль Бирмы после
В
промежуток между второй и третьей
англо-бирманскими войнами площади
под рисом выросли втрое. В
дальнейшем этот рост продолжался
столь же интенсивно, и к
Подобная специализация целой страны на производстве монокультуры неизбежно вела к быстрой ломке социальных отношений и к массовой перекачке населения из одних областей в другие с изменением при этом структуры сельскохозяйственного населения.
Основное
внимание англичан уже с середины XIX
в. было обращено на большие
пустующие пространства Нижней
Бирмы, в первую очередь дельты
Иравади. В
Спрос
на рис продолжал расти. Спекуляции
земельными участками вели к
укреплению ростовщичества —
единственного реального источника
кредита для крестьян, вынужденных
изыскивать средства для подъема
целины [179] и расчистки
зарослей. И если в Верхней Бирме
сохранялось еще в значительной
мере старое владение, то в Нижней
Бирме земля постепенно переходила
в руки помещиков нового типа —
индийских ростовщиков, четтьяров,
отбиравших землю за долги у
крестьян. К началу нашего века
Нижняя Бирма в значительной части
стала вотчиной помещиков-абсентеистов,
к которым к
Появление
товарных рисоводческих хозяйств
вызвало потребность в
дополнительной рабочей силе. До тех
пор, пока надобность в ней не могла
быть покрыта за счет
внутрибирманских ресурсов, большое
число сельскохозяйственных
рабочих ввозилось из Индии. Отлично
понимая важность подобной меры,
британская администрация поощряла
сезонную иммиграцию, идя даже на
введение премий пароходным
компаниям за перевозку кули. Ввоз
наемного труда из Индии в Бирму
неуклонно рос, и в
Развитие бирманской промышленности также было связано с особенностями сельского хозяйства. Абсолютное число рабочих, занятых в традиционных отраслях бирманской промышленности — в копях, на лесоразработках и на нефтяных промыслах, — было невелико. Качественный скачок был вызван увеличением экспорта риса и тика и развитием соответственно морского и речного транспорта, а позже — и современной нефтяной промышленности. Все эти отрасли находились в руках иностранного капитала.
Первая
паровая рисовая мельница появилась
в Бирме в
Изменения в социальной структуре Бирмы коснулись и верхних слоев бирманского общества. Лишь в сельском хозяйстве Верхней Бирмы бирманским помещикам удалось сохранить господствующие позиции. В промышленности страны и в сельском хозяйстве Нижней Бирмы основную роль играли англичане и индийцы. Бирманская буржуазия, появившаяся в конце XIX в., была в начале XX в. все еще слишком слабой по сравнению с индийцами и европейцами. И тем не менее бирманская буржуазия понемногу росла и желала приобщиться к доходам более сильных конкурентов. Вот почему первые попытки политической оппозиции в новой форме исходили именно со стороны буржуазных элементов, в том числе национальной интеллигенции, и были направлены уже не на возвращение к старому строю, а на завоевание места в новом обществе.
5. Зарождение национального движения
Несмотря
на то что к началу XX в. прошло лишь 15
лет со дня утраты Бирмой
независимости, зародившаяся на
рубеже двух веков политическая
оппозиция колониальному режиму не
была прямо связана с остатками
аристократии и не направлялась
феодальными идеологами.
Бирманская аристократия была в
значительной степени уничтожена в
годы сопротивления, а Верхняя Бирма,
являвшаяся ее оплотом, уступила
главенствующее место Нижней Бирме,
ставшей к концу XIX в. более населенной
и экономически самой развитой
частью страны. Именно там, в
колониальной столице — Рангуне, в
портовых городах Бассейне и
Моулмейне, формировалась
бирманская буржуазия, до какой-то
степени приспособившаяся к
английским порядкам (нельзя
забывать, что Нижняя Бирма к
Насильственная,
грубая ликвидация бирманского государства
иноземцами, не желавшими считаться
с национальной самобытностью
порабощенного народа, придала
оппозиционным настроениям
своеобразный психоэтнический
характер, обусловленный
стремлением народа сохранить свою
культуру, свои национальные черты.
До
В такой стране, какой была Бирма в начале XX в., с полным господством религии в мировоззрении широчайших народных масс, борьба за национальную самобытность неизбежно превращалась в борьбу за сохранение национальной религии. И не случайно первой формой национального протеста стала в Бирме организация буддийских ассоциаций.
После ухода с руководящих постов в Бирме администраторов типа Фейра, Слейдена, Фитча, знакомых с обычаями и культурой страны, у власти в провинции находились, как правило, чиновники, рассматривавшие свое пребывание там либо как источник обогащения, либо как временную ссылку и, в лучшем случае, мерявшие бирманскую ситуацию индийскими мерками. Это равнодушие к особенностям страны выразилось, в частности, в отказе оставить за бирманской буддийской церковью право на внутреннюю юрисдикцию, что привело к подрыву дисциплины в монашеском ордене, к разладу в религиозных делах и к частичному падению авторитета церкви среди верующих. Буддизм в Бирме оказался в положении пренебреженного института, которому грозила опасность не только со стороны британской администрации и поддерживаемых ею христианских миссионеров, но и со стороны самих монахов, лишенных управления.
В
Вплоть до конца первой мировой войны оппозиция колониальному режиму, нашедшая наиболее четкое выражение в деятельности буддийских обществ, оставалась лояльной по отношению к Великобритании. Во главе движения находились в основном адвокаты, получившие образование в метрополии и твердо уверенные в непоколебимости британского владычества в Бирме. Сам тот факт, однако, что дотоле изолированная от внешнего мира Бирма была втянута в мировую политику, способствовал росту и радикализации национального движения. Все большее число состоятельных бирманцев получало образование европейского типа в Индии и Европе, все большую роль начали играть газеты, как издававшиеся в Бирме, так и ввозимые из метрополии. События, происходившие за пределами Бирмы, приобретали реальность, могущую повлиять на дальнейшие судьбы страны.
Не удивительно поэтому, что в Бирме, как и в других порабощенных странах Азии, с большим вниманием следили за русско-японской войной. Япония была первой азиатской страной, победившей в новое время крупную европейскую державу, и это способствовало росту националистических настроений в колониях. Немаловажным [183] фактором формирования национального сознания в Бирме был быстрый рост индийского национализма, известный бирманцам. Но наиболее важную роль в развитии бирманского национально-освободительного движения сыпрали первая мировая война и Октябрьская революция в России.
6. Бирма в годы первой мировой войны
Несмотря на то что Бирма не соприкасалась с районами военных действий и ее непосредственное участие в мировой войне ограничивалось отправкой на Ближний Восток менее чем 20 тыс. солдат, набранных в основном в горных районах, война решительно повлияла на положение в стране.
Нужда Британской империи в стратегических материалах вызвала качественные изменения в бирманской экономике. Вольфрам, олово, свинец, нефтепродукты, а также тиковая древесина были нужнее, чем рис, вывоз которого из Бирмы во время войны несколько снизился. К концу войны Бирма уже давала треть мировой добычи вольфрамовой руды, в ней ежегодно добывали 300 млн. галлонов (13,5 тыс. т) нефти, расширилась также добыча серебра, олова и свинца. Численность рабочего класса в фабричной и горнорудной промышленности выросла с 50 тыс. до 70 тыс. человек. Ввоз в Бирму товаров широкого потребления из метрополии снизился, что способствовало некоторому оживлению национального производства.
В целом за годы войны роль бирманской буржуазии в экономике Бирмы возросла, положение крестьянства ухудшилось, а ореол непобедимости, окружавший англичан, потускнел.
Определенную роль в изменении политической ситуации в стране сыграли попытки английской администрации убедить население Индии (и Бирмы как ее провинции) в справедливости и благородстве устремлений и целей Великобритании в мировой войне. Попытки эти помимо чисто пропагандистских действий выражались и в весьма робких шагах, направленных на некоторое расширение законодательных органов в колониях (например, в Бирме число членов Законодательного совета при губернаторе [184] было увеличено с 17 до 19 человек). Однако эти меры привели к противоположному результату: вспышка антиколониального движения, эпицентром которого в Южной Азии стала Индия, распространилась и на Бирму.
Численность
индийских иммигрантов в Бирме во
время войны достигла 800 тыс. Лишь
малая их часть принадлежала к
эксплуататорским классам; основная
масса индийцев представляла собой
наиболее низкооплачиваемый слой
городского и сельского населения.
Среди этих индийцев во время войны
весьма активно действовала
подпольная националистическая
организация Гадр, штаб-квартира
которой находилась в Бенгалии.
Деятели этой и других
антианглийских групп вели
пропаганду среди индусов и
мусульман. Особое внимание они
обращали на состоявшую из
мусульман и сикхов военную полицию,
с помощью которой надеялись
поднять в конце
Деятельность индийских экстремистов почти не затрагивала бирманцев, и положение в колонии, в общем, не вызывало у англичан тревоги. Однако, несмотря на кажущееся спокойствие, в Бирме назревал подъем национального движения, и начался он уже в последние годы войны.
Во
время войны в Бирме наряду с
буддийскими ассоциациями стали
возникать светские объединения,
как просветительского, так и чисто
политического характера. Они
известны под общим названием «вунтану
атинов», или бирманских ассоциаций.
С
Первую
попытку дать открытый бой
традиционным руководителям БАМ «младобирманцы»
предприняли на всебирманской
конференции БАМ в
Решения
конференции БАМ означали переход
ассоциации к политической
деятельности и привлекли к себе
внимание британской администрации.
Если до
7. Национально-освободительное движение и административные реформы
Крупные социальные перемены, происшедшие в Европе в конце мировой войны, и в первую очередь Великая Октябрьская социалистическая революция в России, оказали на Бирму огромное влияние. Оно было и прямым, способствуя возникновению интереса к проблемам социализма и к вопросам классовой борьбы, и косвенным, отражаясь в настроениях и переменах в английской колониальной политике.
Парламентские
выборы в Англии, спешно проведенные
в декабре
Вскоре после окончания войны правительство Великобритании было вынуждено пойти на некоторые уступки национальным интересам жрулнейших колоний, особенно тех, где оппозиция колониальному господству была ярко выражена. Наряду с этим оно стремилось для поддержания расшатанной войной экономики выкачивать из колоний максимальную прибыль и принимало все меры, чтобы не упустить своих позиций в подвластных государствах.
Этой двойственностью и двусмысленностью характеризовались и действия британской администрации в Бирме.
Еще
до окончания войны, в августе
Сторонники традиционных методов управления колониями были еще достаточно сильны, и потому законы о диархии были направлены в первую очередь не на действительное расширение участия населения колоний в управлении, а на успокоение общественного мнения в Англии [187] и колониях без особого ущерба для доходов и власти метрополии.
Закон о диархии вызвал ожесточенное сопротивление в Индии, так как многочисленные благие пожелания администрации о введении самоуправления по окончании войны оказались невыполненными.
Сравнительное спокойствие в политической жизни Бирмы привело авторов реформ к ошибочному заключению, что в стране нет сил, желающих самоуправления. Поэтому Бирма была исключена из диархической системы со следующей формулировкой: «Ее народ принадлежит к другой расе, находящейся на другом этапе политического развития, и ее проблемы совершенно особые». В законе утверждалось, что в Бирме нет сильного стремления к выборным институтам. Более того, в ряде документов проводилась мысль о желательности отделения Бирмы от Индии, дабы предотвратить в будущем пагубное влияние индийского национализма на Бирму — важную сырьевую базу империи.
Бирманские политические организации также выступали за отделение Бирмы от Индии, однако требовали наряду с этим проведения в Бирме политических реформ, более широкого доступа бирманцев к государственной службе и т. п. «Отлучение» Бирмы от реформы вызвало в ней неожиданный для англичан взрыв негодования. Найти выход из создавшегося положения должен был назначенный в 1918 т. в Бирму новый губернатор Р. Крэд-док. Колониальный администратор старой школы, сторонник сохранения статус-кво, Крэддок всегда появлялся в бирманских пагодах в обуви, подчеркивая тем самым свое пренебрежение к требованиям националистов. Не удивительно, что выработанный им план ничего не говорил о прямых выборах, предусматривал полное подчинение министров губернатору и в качестве избирателей называл лишь деревенских старост — государственных чиновников. Даже по сравнению с предложенной Индии реформой этот план был шагом назад.
Опубликование
в конце
В
августе
Молодые
политики Бирмы возглавили
национальное движение в сентябре
На съезде выяснилось, что ГСБА стал массовой организацией и что число крестьян в нем значительно увеличилось. Центральный совет ГСБА требовал ограничиваться легальными действиями, но в местных организациях на этот счет не было единства. Политика ненасильственного [189] сопротивления, бойкота и т. п., заимствованная частично из Индии, не всегда была ясна бирманцам, у которых понятие сопротивления связывалось именно с вооруженной борьбой. Низовые организации ратовали за ликвидацию долгов ростовщикам, отмену налогов и стремились к действительной борьбе за права крестьян. Характерно, что в деревнях параллельно с существованием легальных отделений ГСБА в это время создаются первые тайные общества «бу-атины» — крестьянские общества «неподчинения», которые прибегали к потраве посевов и даже убийствам особо ненавистных старост и офицеров лесной охраны.
Несмотря на кампанию протеста и напряженное положение, решение вопроса о распространении реформ на Бирму все затягивалось. Оппозиция исходила прежде всего от кадровых колониальных администраторов в Нью-Дели, которые в секретной переписке с министерством по делам Индии повторяли доводы о неподготовленности Бирмы к реформам.
Решающую
роль в этом конфликте сыграл
университетский бойкот, еще более
обостривший обстановку в Бирме.
Закон об учреждении Рангунского
университета был принят в августе
Форма протеста против открытия такого университета была подсказана опытом индийского национально-освободительного движения: это был бойкот «западного просвещения, воспитывающего рабов».
После
нескольких митингов у пагоды
Шведагон, на которых учащиеся и
активисты ГСБА требовали изменения
[190] закона об университете
и реформ в системе образования
вообще, и после отказа
правительства пойти на уступки
была принята резолюция о бойкоте
университета. Бойкот был объявлен в
начале декабря
Бойкот не ограничился системой просвещения, но распространился и на другие сферы жизни. Бойкотировались иностранные товары, крестьяне отказывались платить налоги, рабочие и служащие бастовали. Обстановка в стране настолько накалилась, что сам Крэддок отступил с первоначальных позиций и вопреки мнению делийских властей обратился в Лондон с просьбой провести требуемые реформы.
В
марте
Однако
эти меры запоздали: к
Когда
в Бирму прибыла комиссия,
призванная разработать детали
диархической системы, ГСБА
постановил бойкотировать ее работу.
Более того, бойкотировался даже
приезд в Рангун принца Уэльского,
совершавшего поездку по Индии в
надежде вызвать
верноподданнические чувства в
колонии. Разгневанная колониальная
администрация [191] пошла на
жесткие меры: в
Были приняты и «успокаивающие» меры. Губернатора Крзддока сменили. Сама система диархии трактовалась в Бирме шире, чем в других провинциях; право голоса было предоставлено всем главам семей, достигшим 18 лет, независимо от пола; в ведение Законодательного совета были переданы лесные ресурсы и т. д. Наконец, были сделаны попытки расколоть ГСБА, для чего умеренные деятели ГСБА привлекались на государственную службу и им обещали предоставить выгодные посты в администрации.
Эта
политика принесла свои плоды. В
июне
Образованный в Бирме Законодательный совет состоял из 103 членов, 79 из которых избирались, а остальные были назначены. Умеренные, столь вовремя покинувшие ГСБА, вошли в Законодательный совет, получив на выборах 28 мест. Двоим из них даже были предоставлены министерские посты.
Законодательный совет был лишен реальной власти, так как все бразды правления оставались в руках губернатора, и даже если бы весь Законодательный совет выступил против администрации, это ничем не грозило существованию британской власти в Бирме. Совет был чисто совещательным органом, и политики, боровшиеся за место в нем, боролись скорее за власть, за близость к администрации, за популярность, которую можно было использовать в личных целях. Национально-освободительное движение развивалось вне стен Совета, помимо него и вопреки ему. [192]
8. Внутреннее положение Бирмы в 20-е годы
Послевоенные годы не принесли улучшения ни крестьянам, ни рабочим, ни национальной буржуазии Бирмы. Результатом был общий рост недовольства в стране и все ширившееся осознание того, что лишь возвращение независимости может разрешить назревшие проблемы.
Бирманское крестьянство продолжало разоряться и терять землю. К концу 20-х годов в дельте Иравади уже половина земель перешла к ростовщикам и помещикам, а большая часть земли, оставшейся еще у крестьян, находилась в закладе. Так как и налоги и долги взыскивались с крестьянина обычно в конце года, когда он еще не успел продать новый урожай, рис уходил к перекупщикам по низким ценам, и крестьянин еще более разорялся, тем более что само хозяйство велось примитивными методами и ни о каком повышении урожайности речи не было. Недовольство крестьян вело к дальнейшему увеличению числа тайных обществ, к расширению участия крестьян в политической жизни страны и к развитию антииндийских настроений.
Сезонные иммигранты из Индии, сбивая цены на рабочую силу, объективно выступали в роли штрейкбрехеров как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Большая часть рабочих Бирмы состояла из индийцев, поскольку бирманских крестьян, разорявшихся, но упорно державшихся за свое рисовое поле, мало привлекала работа в порту или на фабриках. К тому же оплата труда в промышленности находилась на минимальном уровне, рассчитанном на индийцев, уровень жизни которых был ниже бирманского.
В
одном лишь
Бирманская буржуазия продолжала чувствовать себя неполноправной. Цены на рис диктовались британским картелем, крупнейшие фабрики, лесопилки, рисорушки принадлежали иностранцам. Попытки конкурировать с индийцами и англичанами проваливались, ибо бирманских предпринимателей некому было кредитовать. Так потерпела неудачу, например, попытка бирманского капитала создать акционерное общество — «Бирманскую прядильно-ткацкую компанию». Просуществовав шесть лет, компания разорилась, не выдержав конкуренции с индийским и британским текстилем. В то же время как грибы росли иностранные компании, пользовавшиеся кредитом, доверием банков и поддержкой соотечественников. К середине 20-х годов в Бирме насчитывалось около 300 иностранных компаний — вдвое больше, чем сразу после войны. Крупнейшие компании, контролировавшиеся британским капиталом, получали огромные прибыли. Достаточно сказать, что в 1923—1926 гг. общая сумма дивидендов компании «Стил Бразерс» превысила основной капитал компании. К тому же многие из наиболее важных компаний были зарегистрированы как иностранные и подоходным налогом не облагались.
В послевоенные годы в Бирме быстро рос слой разночинной интеллигенции — явление для Бирмы новое, до определенной степени детище колониальной системы, плод как сознательных, так и неосознанных изменений в системе просвещения, работы миссионерских и государственных школ и колледжей, национальных школ, университета. Необходимость в подготовке низшего слоя чиновников для колониального аппарата, школьных учителей, среднего медицинского персонала привела к появлению значительного отряда молодых людей, из числа которых и формировались наиболее активные и радикальные силы политической оппозиция. Молодая интеллигенция Бирмы превратилась в значительную силу, опасную для существующего строя не только своей антиколониальной направленностью, но и распространением в ней социальных идей, в том числе марксизма.
Продолжавшаяся в 20-е годы перестройка бирманского общества вела к накоплению в нем горючего материала. [194] Однако до наступления в конце 20-х годов мирового кризиса положение в Бирме не угрожало Великобритании революционным взрывом. Национально-освободительное движение переживало еще время петиций и резолюций, не выходящих в основном за рамки лояльной оппозиции, хотя отдельные акты насилия уже имели место.
Поляризации
сил в национально-освободительном
движении способствовало, с одной
стороны, наличие Законодательного
совета, с другой — все большее
вовлечение в политику народных
масс. Законодательный совет привлекал
правых и умеренных политиков: одних
(их было большинство) —
возможностью завоевать
популярность, обогатиться,
приблизиться к власти, других (таких
было меньше) — искренней надеждой
на возможность повлиять на судьбы
Бирмы, используя легальные,
официальные каналы, трибуну
Законодательного совета, участие в
административной деятельности. Из
сторонников последней точки
зрения образовалась партия «Гомруль»,
принявшая участие в
Законодательном совете второго созыва
(осень
Несмотря
на раскол и сложность обстановки в
ГСБА, число его членов непрерывно
росло. На конференция
Наряду
с отделениями ГСБА в деревнях
продолжали существовать уже
упоминавшиеся бу-атины и экономические
общества, боровшиеся против
ростовщиков как дозволенными, так
и насильственными методами. При
получении информации о
деятельности подобных обществ колониальные
чиновники спешили запретить их, не
без основания считая их опаснее
стремящихся остаться в рамках
закона организаций ГСБА. К сентябрю
К
началу 20-х годов относится также
последнее чисто феодальное
восстание в Бирме. В
Однако британская администрация ошибалась. Бирманское крестьянство было охвачено все растущим недовольством. Крестьянскому поколению 20-х годов независимая Бирма уже стала представляться «золотым веком», веком без ростовщиков, без старост, без иностранных торговцев, когда у каждого крестьянина была собственная земля, а «свой» феодал или чиновник вершил суд по обычаю и закону предков. И бирманский крестьянин верил, что, как только прогонят индийских ростовщиков и английских чиновников, все вернется на свои места.
9. Бирма в годы мирового экономического кризиса
Начавшийся
в
Сохранили и даже укрепили свои позиции ростовщики-четтьяры и крупные индийские помещики, ибо нужда в кредите привела к росту залога, выкупить который крестьяне часто не могли, а также к увеличению залогового процента.
Для бирманских помещиков и владельцев рисорушек и других мелких предприятий последствия кризиса были более болезненны. Многие бирманские рисорушки и лесопилки закрылись; потеряли часть земельных владений бирманские помещики. Однако каковы бы ни были потери бирманской буржуазии и помещиков, все же в целом они сохранили свои позиции, поскольку спрос на бирманский рис и на продовольствие даже в разгар кризиса сохранялся.
Сохранение
позиций помещиков и буржуазии было
возможно в основном за счет
крестьянства. Для того чтобы
получать прибыль на торговле рисом,
помещики и предприниматели снижали
закупочные цены. А так как прибыль
делилась между скупщиками риса,
помещиками, владельцами рисорушек
и оптовыми торговцами, то с каждым
месяцем кризиса закупочные цены
ползли вниз. Это особенно ударяло
по крестьянам Нижней Бирмы —
района товарного рисоводства. В
середине 20-х годов за 100 корзин риса
на внутреннем рынке платили до 200 рупий,
в
В эти годы резко возросла безработица. Разоренные арендаторы и поденщики устремились в города. Там же скапливались рабочие, уволенные с каучуковых плантаций Тенассерима, нефтепромыслов, рудников, рисорушек. И если раньше наиболее низкооплачиваемые слои населения [197] — индийские рабочие порта, кули, поденщики — не встречали серьезной конкуренции со стороны бирманцев, то теперь за каждое, даже самое низкооплачиваемое, место шла борьба.
Не
удивительно, что в такой обстановке
резко обострилась национальная
рознь. Озлобление бирманской бедноты
вызывали иностранцы, казавшиеся
зачастую прямой причиной всех
несчастий. Когда в мае
В годы кризиса произошла дальнейшая поляризация национально-освободительного движения. Бирманские политические паргии и организации все более четко отражали интересы различных слоев населения страны: представители общественных слоев, менее затронутых кризисом, поддерживали британское правительство; организации, связанные с разоренным, доведенным до отчаяния крестьянством, выражали свою оппозиционность в более решительных формах. К этому примешивалась характерная для Бирмы связь той или иной партии с личностью ее руководителя или руководителей, что вносило в политическую деятельность очевидный личный элемент, имеющий к политике, как таковой, лишь самое косвенное отношение. Характерно, что крупнейший писатель и общественный деятель Бирмы Кодо Хмайин написал в те годы ставшую знаменитой «Тику о собаках» — сочинение, повествующее о политиках, забывающих за сварами о судьбах страны.
В
разгар кризиса в национально-освободительном
движении существовало несколько
основных группировок. Это были
прежде всего три фракции ГСБА:
умеренные во главе с У Чит Хлайном,
радикальная группа У Со Теина,
отколовшаяся еще в
Трем фракциям ГСБА соответствовали три монашеских союза, каждый из которых поддерживал наиболее близкую ему по духу фракцию.
Правые партии, среди которых были сильны сторонники отделения от Индии на предложенных англичанами условиях, группировались в основном в Законодательном совете.
К
10. Восстание Сая Сана
Лишь
одна из фракций ГСБА — фракция У Со
Теина — поддерживала тесную связь
с крестьянами. В
Поняв это, Сая Сан вышел из ГСБА, хотя и не совсем разорвал связи с левыми элементами в ассоциации, и приступил к организации тайного общества галонов (Галон — мифическая птица, убившая в поединке дракона Нага). Члены общества вербовались как в деревнях, где у Сая Сана установились крепкие связи с тайными обществами, так и среди наиболее решительных членов ГСБА (возможно, не без молчаливого согласия фракции У Со Теина, за что говорит немедленное запрещение англичанами этой фракция после начала крестьянского восстания). Участие в организации общества галонов и подготовке восстания принимали также многие буддийские монахи, как связанные с тайными крестьянскими обществами, так и просто лично знавшие Сая Сана — бывшего монаха и знатока народной медицины. Этому способствовало то обстоятельство, что монахи были чаще всего выходцами из крестьян и были тесно связаны со своей деревней, с ее нуждами и заботами.
Восстание
в Бирме оказалось неожиданным не
только для англичан, но и для
большинства бирманских политиков.
В декабре
Организация галонов, в течение года проводившая подготовку к восстанию, не считала, что всё к нему готово, но, поставленная перед фактом, взяла руководство [200] в свои руки. Во главе восставших встал Сая Сан. Центром восстания оказалась Нижняя Бирма, крестьянство которой наиболее сильно пострадало от кризиса. Однако очаги восстания наметились и в некоторых районах Верхней Бирмы и даже в шанских княжествах.
Восстание под руководством Сая Сана нельзя рассматривать как очередной крестьянский бунт, лишь количественно превосходивший подобные выступления 20-х годов, как делают некоторые английские авторы. Вряд ли возможно рассматривать его и как общенациональную революцию. Будучи по составу участников крестьянским движением, восстание приняло характерные формы крестьянской войны, чему способствовала позиция его руководства. Сая Сан отлично сознавал, что вряд ли приходится рассчитывать на прямую помощь национальных политиков, одна часть которых ограничится сочувствием, другая — публично отречется от действий крестьян. Понимал Сая Сан и то, что лозунги предоставления Бирме статуса доминиона или введения свободно избираемого парламента непонятны крестьянам, требовавшим земли и риса. Восстанию нужно было знамя, под которым объединились бы массы неграмотных, суеверных, обнищавших людей, и Сая Сан обратился к традиционным чувствам бирманцев. Через несколько дней, после того как Сая Сан взял на себя руководство восставшими, он основал новую столицу на горе Алаун и объявил себя царем Бирмы.
Обращение к прошлому послужило делу объединения крестьян и дало восставшим знамя и лозунги. Однако этот путь неизбежно вел к частичной изоляции восставших, к возрождению методов борьбы, с которыми англичане могли и умели бороться.
У восставших была боевая организация — общество галонов, однако не было ни опытных командиров, ни кадровых военных. Крестьяне были вооружены пиками, топорами, ножами, некоторым количеством ружей, захваченных на застигнутых врасплох полицейских участках и лесных постах, и защищены от английских пуль татуировкой, которая должна была сделать галонов неуязвимыми. Восстание характеризовалось невиданным в Бирме размахом, но широкое географическое распространение центров восстания, прослоенных «мирными» территориями, привело к разрозненности действий отдельных отрядов. У Сая Сана не было возможности объединить крестьян [201] под единым командованием и координировать их действия в масштабе страны, тем более что сам он был лишь идеологическим вождем движения и никак не военным руководителем.
Отсутствие оружия, общей организации, командования — все говорило за то, что восстание должно быть быстро подавлено англичанами. Но в дело вступил один неучтенный фактор — упорство и непримиримость восставших.
Первый
этап восстания (декабрь 1930 —
февраль
Восстание
подавлялось жестоко и беспощадно.
Было убито не менее 2 тыс.
повстанцев, еще около 300 казнили по
приговору военных судов. В августе
Поражение восстания показало невозможность свергнуть власть колонизаторов с помощью средств и методов, которыми пользовался Сая Сан. Путь к освобождению лежал в единстве национальных сил, в организации мощного движения за независимость. И как бы признавая это, Сая Сан, уже находясь в тюрьме в ожидании приговора, передал гонорар за издание своей книги «Признаки болезней» на покупку социалистической литературы.
Крестьянское восстание не было прямо поддержано городским пролетариатом, студенчеством и буржуазией, однако оно оказало решительное влияние на все классы бирманского общества. И если бирманские политики старшего [202] поколения официально отмежевались от восставших, то шедшие им на смену националисты заявляли, что они берут с галонов пример. Отныне наибольшей поддержкой и популярностью в Бирме стали пользоваться те силы и политические организации, которые решительно требовали независимости и не шли на компромиссы с колониальными властями.
11. Обстановка в Бирме в 1933—1936 гг.
К
Основной
политической проблемой первой
половины 30-х годов был вопрос о
дальнейшей судьбе Бирмы в составе
Британской империи. Еще в конце 20-х
годов правительство
Великобритании пришло к выводу о
желательности отделения Бирмы от
Индии и превращения ее в
самостоятельную колонию. Это
решение было продиктовано как
боязнью влияния на Бирму
индийского освободительного
движения, так и тем, что индийская
буржуазия стала серьезным
конкурентом английских предпринимателей
в Бирме. На состоявшейся в конце
Отрицательная реакция большинства бирманцев на отделение от Индии заставила англичан пойти на специальную конференцию в Лондоне по вопросам будущей судьбы Бирмы. Несмотря на то что из 24 делегатов от [203] Бирмы лишь 12 представляли собственно бирманцев (остальные были представителями малых народов, а также индийцев и англичан), да и среди самих бирманцез лишь пять делегатов являлись противниками отделения, выступления были весьма резкими. Даже самые умеренные националисты не могли не учитывать силы общественного мнения. Более того, как сторонники, так и противники отделения требовали для Бирмы статуса доминиона, на что Лондон не соглашался.
В конце конференции английское правительство заявило, что предоставляет самим бирманцам право решать вопрос об отделении во время выборов в Законодательный совет. В любом случае, объявляли англичане, у Бирмы будет два пути: либо выйти из состава Индии на основе британских предложений, либо остаться в ней, но без права самоопределения в будущем. Расчет был на национальные чувства бирманских избирателей, недовольных засильем четтьяров и обилием в стране индийских иммигрантов. Англичане полагали, что перспектива навечно остаться в составе Индии заставит избирателей выбрать меньшее зло: отделение на английских условиях.
Однако этот план провалился. Позиции противников отделения от Индии были сильнее, чем предполагалось. Созданная бирманцами Лига противников отделения решила принять участие в выборах и, получив в Совете большинство, голосовать в нем против отделения.
Острота борьбы против отделения от Индии, как и острота в прошлом борьбы вокруг «башмачного вопроса», объяснялась не столько значением этих проблем для жизни бирманского общества, сколько тем, что они становились выражением всего комплекса проблем, волновавших Бирму. И до тех пор, пока независимость не была достигнута, вопросы, подобные «башмачному» или вопросу об отделении, продолжали оставаться в фокусе политической борьбы.
В период подготовки выборов на политической сцене Бирмы быстро выдвинулся один из лидеров Лиги противников отделения, Ба Мо, получивший впервые известность в качестве адвоката Сая Сана, что было для бирманцев доказательством его искренности в деле национального освобождения. Наряду с этим Ба Мо пользовался негласной поддержкой индийских дельцов, тративших значительные средства на подкуп бирманских политиков, [204] чтобы провалить план отделения. В результате сторонники Лиги, и в первую очередь Ба Мо и его окружение, получили в два раза больше голосов, чем сепаратисты, и завоевали абсолютное большинство в Законодательном совете.
Войдя
в Совет, Ба Мо и его сторонники
резко изменили свою позицию.
Продолжая на словах выступать
против отделения, Ба Мо, как и
руководители ГСБА, пошел на
контакты с администрацией и начал
борьбу за власть в Совете. В
Перетянув
на свою сторону оппозицию,
британская администрация добилась
принятия проекта отделения Бирмы,
который был утвержден английским
парламентом в
По
закону
С
Вхождение в Совет делало покладистыми даже самых независимых прежде политических деятелей. Лидер ГСБА У Чит Хлайн был избран спикером Законодательного совета; возглавляемая им организация, перестав фактически отличаться от ранее проникших в Совет партий, начала терять поддержку радикальных кругов бирманского общества.
Утратило свое прежнее значение и монашеское движение. Последней вспышкой активности монашеских союзов была поддержка ими Ба Мо и прочих противников отделения. Трансформация победителей внесла полный разброд в ряды монашества, верхушка которого предпочла в создавшейся обстановке обратить главное внимание на чисто религиозные проблемы. Левое крыло монашества, сильно поредевшее после поражения восстания Сая Сана и обескураженное нулевыми результатами выборов в Законодательный совет, также ослабло. Таким образом, за два-три года и ГСБА и примыкавшие к нему монашеские организации сошли с политической сцены.
Ввиду того что наиболее известные политические деятели и наиболее крупные партии Бирмы перестали быть выразителями интересов бирманской общественности, все большую роль начала играть оппозиция, никак не связанная с колониальной администрацией, с Законодательным советом и интригами политиков старого толка. Такой оппозицией стала организация такинов — «Добама Асиайон», созданная перед восстанием Сая Сана.
Если в первые годы своего существования «Добама Асиайон» была немногочисленной организацией, состоящей в основном из студентов Рангунского университета, то после ухода ведущих партий в Законодательный совет она начала быстро расширяться. Молодые руководители такинов вели агитацию в массах, проводили собрания, формировали ячейки организации, целью которой было полное изгнание англичан из страны. Несмотря на то что такины зачастую маскировали свою деятельность просветительскими [206] лозунгами, наиболее дальновидные британские администраторы уже в 1934 т. обратили особое внимание на новую организацию. Сведения о содержании речей лидеров такинов дошли до колониальных властей, и некоторые из них были арестованы.
Подобные
репрессивные меры лишь укрепляли
авторитет такинов. В
Политическая платформа такинов существенно отличалась от программ старых политических партий. Такины не только выступали как националисты, утверждая: «Бирма — наша страна, бирманский язык — наш язык. Будем же любить свою страну, уважать свой язык», не только призывали отказаться от «рабского склада мышления», но и призывали к равенству бирманцев. Однако в пределах этой общей позиции взгляды такинов сильно разнились, ибо молодые лидеры зачастую не могли похвастаться глубоким образованием. Среди такинов были и ницшеанцы, и суньятсенисты, и марксисты, и фабианцы, и даже поклонники фашистов. Будучи широкой демократической организацией, «Добама Асиайон» не была единой партией и не стала ею.
«Добама
Асиайон» противостояла не только
британским властям, но и всем
политическим партиям, вошедшим в
Законодательный совет. Бирманские
политики считали такинов «бунтарями»,
«подрывателями основ», «темными
личностями» и т. п. Однако опасения
лидеров ГСБА и других партий, что
такины станут серьезными
конкурентами на выборах в первый
парламент, оказались напрасными.
Разногласия в среде такинов,
принимать участие в выборах или
бойкотировать их, привели к тому,
что политическая группа «Комин-кочин»,
решившая от имени «Добама Асиайон»
бороться за места в парламенте,
слишком поздно приступила к
агитации и выдвижению кандидатов
и не смогла составить серьезной
конкуренции старым партиям. [207]
12. Второй университетский бойкот
Первым крупным политическим выступлением такинов стал так называемый второй университетский бойкот в 1936г.
В
январе
Обстановка в университете была накалена, и исключение Аун Сана стало последней каплей, переполнившей чашу. 25 февраля Союз студентов решил начать общую забастовку, руководили которой лидеры студенчества: Аун Сан, Ко Ну, Чжо Нейн и другие, большинство из которых впоследствии стали во главе национально-освободительного движения.
Бастующие студенты университета, требовавшие демократизации системы образования и восстановления исключенных, разослали гонцов в другие районы Бирмы с просьбой о поддержке. Вскоре к ним присоединились студенты и школьники большинства учебных заведений страны. Симпатии бирманской общественности к студентам выражались весьма недвусмысленно: холм у пагоды Шведагон, где располагался штаб бастующих, стал местом паломничества жителей Рангуна — студентам приносили пищу, одежду и деньги. Даже руководители умеренных партий, входившие в Законодательный совет, выступили в защиту студентов и создали свой комитет помощи бастующим. Ба Мо, в те дни министр образования, приезжал к студентам и вел с ними переговоры.
Как
в начале века «башмачный вопрос»,
как в
В течение трех месяцев студенты оставались в центре внимания всей Бирмы. Наконец 10 мая бойкот был прекращен, так как Совет университета согласился пересмотреть университетский устав, ввести представителя Союза студентов в свой состав и принять обратно исключенных.
Победа
студентов привела к выполнению их
требований; победа такинов,
стоявших за спиной бастующих, выразилась
в сдвигах в политической жизни
страны. В мае был создан
Всебирманский союз студентов,
вскоре объединивший 35 местных
студенческих союзов страны. Всебирманский
союз студентов находился иод
влиянием такинов и быстро
превратился в крупную и активную
организацию, о чем
свидетельствует хотя бы то, что на
его вторую конференцию в
Студенческие лидеры, выдвинувшиеся во время забастовки, не только взяли в свои руки руководство Всебирманским союзом студентов, но и внесли свежую струю в деятельность такинов вообще. Именно у них были все данные для того, чтобы возглавить «Добама Асиайон» и национально-освободительное движение в целом. В среде студентов широко распространялись социалистическая литература и социалистические идеи, студенческие лидеры были знакомы и с историей революции в России, и с деятельностью революционеров в Индии и Китае и отлично понимали, что путь к свободе лежит не через беспомощный Законодательный совет и не через стихийные крестьянские восстания.
13. Отделение Бирмы от Индии
Выборы
в первый бирманский парламент,
который должен был начать работу с
апреля
Остатки ГСБА У Чит Хлайна, выступавшие за статус доминиона и отмену подушного налога, также оказались на позициях вчерашнего дня.
Партия
«Синьега» («Бедняк») во главе с
энергичным Ба Мо, сохранившая связь
с деревней еще со времени выборов
Большинство мест в палате представителей досталось «Союзу пяти цветков». 16 мест добыла партия «Синьета», не обладавшая солидной финансовой поддержкой. ГСБА был вынужден довольствоваться 12 местами. Представлявшая такинов партия «Комин-кочин», поздно вступившая в борьбу, добилась трех мест. Но и этого было достаточно на первых порах — была получена трибуна для легальной критики правительства. В основном же «Добама Асиайон» осталась внепарламентской оппозицией, что сослужило ей добрую службу: лидеры такинов на том этапе никак не были связаны с администрацией, ни в какой степени не служили ей.
Во
главе правительства, после
яростной борьбы и торговли с
другими партиями, вновь встал Ба Мо.
После этого «Союз пяти цветков»
распался, и Ба Мо оставался
премьером до
14.
Подъем национально-освободительного
движения в конце 30-х годов
Расцвет деятельности «Добама Асиайон» падает на конец 30-х годов, когда танинам удалось проникнуть в слои общества, ранее не охваченные политической деятельностью (например, к нефтяникам), а также сильно потеснить позиции партии «Синьета» и остатков ГСБА в деревне. Наиболее активной частью такинов оставались городская интеллигенция, мелкая буржуазия и, конечно, молодежь. Особенно это касается левых такинов, наиболее известным руководителям которых не исполнилось еще и 30 лет, а избранному в 1938г. новому генеральному секретарю Аун Сану было всего 23 года.
Успехам
такинов немало способствовала
экономическая обстановка. С
Крестьянство, среди которого, особенно в Верхней Бирме, личность Ба Мо прежде пользовалась популярностью в связи с его шумной избирательной кампанией, испытывало разочарование в премьер-министре. Способствовала этому и деятельность недовольных Ба Мо монахов — основных идеологов деревни, и выступления политических соперников Ба Мо в палате представителей, неустанно разоблачавших деятельность премьера ради того, чтобы занять его место.
Еще
большим было разочарование в
рабочем классе Бирмы, численность
которого только в обрабатывающей [211]
промышленности к
В
начале 30-х годов нефтяники Бирмы
считались «спокойными». Несмотря
на то что на промыслах официально
существовал двенадцатичасовой
рабочий день и жилищные условия
были ужасными, ни забастовок, ни
тайных организаций здесь не было,
если не считать периодического
появления политических агитаторов
из Бенгалии, которых арестовывали,
или партийных деятелей в период
предвыборных кампаний, которые
угрозы спокойствию не представляли.
Однако, после того как такины
завязали связи с наиболее
сознательными рабочими, процесс
объединения нефтяников
совершился крайне быстро. К концу
Начавшись в Чау — втором по размеру центре нефтедобычи, забастовка перекинулась на другие промыслы, и через несколько дней 95% рабочих бастовали. При этом [212] забастовка охватила вначале почтя всех рабочих без различия национальности и вероисповедания.
Отказавшись выполнить требования рабочих, администрация, поддержанная не только колониальными властями, но и бирманским правительством Ба Мо, объявила локаут. Начались аресты среди лидеров забастовки и такинов.
Через
несколько месяцев примерно
половина рабочих, потеряв надежду
на успех, вернулась к работе, но
остальные продолжали забастовку с
помощью местных отделений «Добама
Асиайон», организовавших сбор
средств. С каждым днем пример
бастующих заражал рабочих других
отраслей промышленности Бирмы:
бастовали текстильщики, водители
автобусов, рабочие нефтеперегонного
завода. Создавались новые
профсоюзы, организовывались
крестьянские союзы. В ходе движения
Используя общую накаленную обстановку в Бирме, такины направляли недовольство народных масс в область социальных действий, связанных с движением за политическое освобождение страны. Однако в то же время активизировались силы другого порядка. На политической сцене появилась одна из наиболее одиозных фигур в истории Бирмы — У Со. Этот рвавшийся к власти политический деятель явился изобретателем бирманской формы национал-социализма, в которой псевдореволюционные лозунги (себя У Со называл «галоном», подчеркивая связь с восстанием Сая Сана) смешивались с шовинистическими идеями типа «Бирма для бирманцев». Политики традиционного толка чурались его воинственных лозунгов и речей, однако с помощью некоторых промышленников и торговцев У Со создал частную армию галонов, которую нетрудно было навербовать из люмпенов большого города и групп молодежи. Определенную роль [213] в партии У Со «Мьочит» («Патриот») играла Шовинистически настроенная часть монашества.
Агитация
У Со не прошла бесследно. Взывая ж
национальным чувствам, сетуя на
упадок буддизма, У Со острие атаки
направил против индийцев, особенно
мусульман, отлично понимая, что
антииндийские настроения сильны в
бирманском обществе и память об
индо-бир-манских столкновениях
После
отделения Бирмы от Индии положение
индийцев в Бирме практически не
изменилось. В Бирме жило более 1 млн.
индийцев, и население Рангуна было
наполовину индийским. Более того,
в колониальной армии Бирмы в
В
своем печатном органе, газете «Сан»,
У Со развернул антииндийскую
кампанию, использовав в качестве
предлога опубликованные еще в
Погромы
и столкновения, от которых
пострадало множество индийцев,
продолжались до осени. Наводя в
стране порядок, власти
воспользовались случаем, чтобы
снова произвести аресты такинов,
хотя организация «Добама Асиайон»
не принимала участия в расовых
конфликтах. В официальном
заявлении «Добама Асиайон» говорилось,
что столкновения провоцируют
агенты британского империализма,
дабы отвлечь народ от главной цели.
Не будучи организованной
англичанами, резня
Преследования такинов не оказали существенного влияния на размах деятельности этой организации. Более важными представляются процессы, происходившие внутри самой «Добама Асиайон». Одновременный подъем борьбы рабочих и крестьян и вспышка национализма способствовали политическому размежеванию такинов. «Добама Асиайон», составленная из деятелей различной идеологической окраски, объединенных лишь стремлением к достижению независимости, раскололась на две организации. В основной, более радикальной, сохранившей прежнее название, к руководству пришли деятели второго университетского бойкота, молодые социалисты: Аун Сан, Ну, Хла Пе, Тан Тун и др. Аун Сан стал генеральным секретарем «Добама Асиайон».
В
конце
Голодный марш нефтяников приковал внимание всей страны. Вновь забастовали студенты. В ходе одной из студенческих демонстраций на студентов напала полиция. Несколько десятков человек было ранено, один студент убит. Похороны его превратились в массовую антианглийскую демонстрацию. Еще одна демонстрация, организованная монахами, была расстреляна в Мандалае. Там погибло несколько человек.
Тем
временем нефтяники дошли до
Рангуна и разбили лагерь на склонах
холма у пагоды Шведагон. Там жз
остановились колонны крестьян.
Однако, несмотря на яростные
схватки в парламенте, где, по разным
соображениям, дело рабочих
поддерживали и такины и сторонники
У Со, правительство Ба Мо, ощущая
поддержку губернатора, не шло на
уступки. Проведя несколько месяцев
в Рангуне, нефтяники были вынуждены
уйти из города. [215] Покинули
город и крестьянские делегаты. Но
голодные походы не прошли даром.
Одним из реальных плодов этого
движения стало создание
Всебирманской крестьянской
организации, президентом которой
был избран Такин Мья, член
парламента от «Добама Асиайон».
Борьба
рабочих и крестьян, голодные походы,
забастовки и демонстрации
студентов и монахов вылились
весной
Решительная
и жесткая политика британской колониальной
администрации в Бирме на том этапе
оправдала себя и дала результаты.
Вспышка рабочего и крестьянского
движения с середины