ГЛАВА VI

 

ДИАРМАЙТ, СЫН КЕРРБЕЛА, И УСИЛЕНИЕ ВЛАСТИ УИ НЕЙЛЛОВ

 

Двумя великими династиями Южных Уи Нейллов в срединных обла­стях Ирландии были Сил Аэдо Слане («Семя Аэда из Слане»), короли Бреги на востоке, и Кланн Холмайн Мар («Дети Колмана Старшего») в Миде, центр власти которых находился в сердце современного графства Уэстмит. Первая из упомянутых династий играла более выдающуюся роль в VII веке, однако после смерти в 728 году Кинаэда, сына Иргалаха, все верховные короли из рода Южных Уи Нейллов выходят из Кланн Холмайн, за исключением краткого периода между 944 и 956 годом, когда король Ноута Конгалах Кногба вернул верховную королевскую власть роду из Бреги[1].

Владения Южных Уи Нейллов составляли высшие королевства Миде и Брега вместе с древними землями Тетбы в графстве Лонгфорд, разде­ленными между династиями Кайрпре и Мане. Королевство Уи Нейллов из рода Кенел Фиахах подпало под верховную юрисдикцию Миде, а королевства Ардгала и Аоэгайре считались частью Бреги. Сил Аэдо Слане владели областью Тары, но их правители жили в Райт Айртир (Ористаун), Лох Габоре (Лагор) и с начала IX века в Кногбе (Ноут). Кланн Холмайн выдвигал притязания на звание «королей Уснеха» (rig Uisnig), поскольку священный омбилический холм находился на их терри­тории, а в X и XI веках их короли из династии Уа Маэлсехлайнн проживали в Дун-на-Скиате близ озера Лох-Эннелл или на острове Кро-иниш на самом озере.

Эта картина воссоздана по подробным указаниям, содержащимся в литературе и исторических записях IX и последующих веков, а также по материалам списков королей и генеалогий, составленных среднеирландскими [108] историками-компиляторами. Тем не менее кажется маловероятной воз­можность составить ясное представление о возникновении государств Уи Нейллов в архаическую эпоху. Списки королей в особенности ярко отражают ложный образ стабильности и устойчивости династий на протя­жении VI и VII веков по всей Ирландии. Судя по тем крупицам достоверной информации, которые мы можем почерпнуть из древнейших источников, образованию этих территориальных королевств предшество­вало гораздо более изменчивое состояние. В различных частях страны существовали племенные союзы, между тем как в иных областях верхов­ной власти (с весьма расплывчатыми полномочиями) над подобными племенами достигала та или иная господствующая династия, обращавшая их в данников. В VI и VII веках происходило усиление одних династий и упадок других, однако определить территориальные границы их владе­ний очень сложно.

Старые племенные группы продолжали существовать, зачастую упор­но цепляясь за бедные болотистые земли и горные склоны, а также в изолированных местностях, отрезанных от владений их ближайших роди­чей. Многие из них сохранились в виде полноценных племенных коро­левств, другие же оставили после себя лишь свои названия, запечатленные в местной топографии. В некоторых случаях та или иная ветвь господ­ствующей династии захватывала королевскую власть над племенем и сохраняла свое древнее имя; так, например, короли Ноута из династии Уи Нейллов величались также королями Кианнахтов с VIII века, когда они завоевали земли этого племени южнее нижнего течения реки Бойн; однако к северу от этой реки удерживали свое королевское достоинство настоящие короли Кианнахтов, властвовавшие над значительно сокра­тившимися владениями в Фир Ардда Кианнахта (баронство Феррард). В 828 году они даже успешно отразили попытку Куммаскаха, короля Ноута, навязать им в качестве короля своего сына Кинаэда. Кое-где, как, например, в северной части графства Мит — где очень сложно разграни­чить земли Уи Мокку Уайс Брег, Мугдорна Брег, Гайленга и ответвления Сил Аэдо Слане, известного под названием Фир Хул Брег, — судя по некоторым данным, существовали подлинно племенные сообщества, состо­ящие из групп родичей или этнических групп, а не строго территориаль­ные единицы. Правда, иногда подчиненная сторона умудрялась вернуть себе былую независимость: когда династия Фир Хул Брег прервалась, их королевство было захвачено племенем Гайленга; Луигни также заново образовали свое королевство после того, как угас род их владык — Кенел [109] Ардгайл из династии Уи Нейллов; а когда Сил Аэдо Слане ослаб вследствие непрекращающейся вражды со стороны Кланн Холмайн, раз­личные представители Гайленга и родственных племен Луигни и Сайтне выдвигали притязания на звание «короля Бреги» (ri Вreg), а десси из Тары восстановили свое независимое королевство, исчезнувшее еще в VIII веке.

Родословные полны упоминаний о чрезвычайно туманных племенах и септах, которые никогда не упоминаются в анналах и чей статус остается неопределенным. Мы можем подозревать, что во множестве случаев они состояли не больше чем из нескольких родов, проживавших на ограничен­ной территории, сохранявших общее самосознание и страдавших от опре­деленных ущемлений или же притязавших на определенные привилегии в силу отдаленного племенного происхождения; у них даже мог быть свой вождь или царек, выступавший в роли их представителя, но они не составляли территориальной единицы сами по себе. Королевство Ко-найлли Муиртемне в северной части графства Лаут входило в состав Ульстера, но приобрело этот статус только в конце VII века; были и другие ветви Конайлли в Арме и Ардов в Ульстере, которые никогда не фигурируют в качестве королевств в историческую эпоху.

Примечательно, что Сил Аэдо Слане и Кланн Холмайн вели свой род не напрямую от Ниалла Девяти Заложников, а от его правнука Диармайта, сына Керрбела. Анналы датируют правление Диармайта в качестве вер­ховного короля приблизительно с 544 по 565 год. Второстепенные короли Кенел Ардгайл из династии Уи Нейллов считали зачинателем своего рода дядю Диармайта, но никогда не становились верховными королями. Наряду с Колманом Старшим (Соlman Mar) и Аэдом Слане у Диармайта был третий сын — Колман Младший (Соlтап Веcc), потом­ки которого, называвшиеся Кайлле Фолламайн, правили областью, соот­ветствующей баронствам Фор между Миде и Брегой.

Происхождение самого Диармайта довольно туманно и вызывает не­которые подозрения. Несмотря на его патроним (переданный Адомнаном в латинизированной форме как filius Cerbulis), генеалогическая традиция уверяет, что его отец звался Фергус по прозвищу «криворотый» (Сеrrbel). Его дед Коналл, сын Ниалла, носил прозвище Кремтайнне (возможно, отражавшее его воспитание у Уи Хремтайнн из Айргиаллы), с помощью которого его отличали от его брата Коналла Гулбана, родоначальника Кенел Конайлл. Обычай давать одинаковые имена своим сыновьям со­хранялся у плодовитой ирландской знати вплоть до XVI века. [110]

Согласно анналам и официальным спискам королей, предшественника­ми Диармайта на престоле Тары были Аугайд, сын Аоэгайре (ок. 487— 507 гг.), Муйрхертах, сын Эрк из северных Кенел Эогайн (ок. 507—536 гг.) и Туатал Маэлгарб, внук Кайрпре, сына Ниалла (ок. 536—544 гг.). Современник Адомнана Тирехан сообщает, что св. Патрик встретился с Коналлом в Домнах Мор Патрик (то ли Донамор, то ли Донапатрик, оба места располагаются между Слане и Келлсом) и святой пообещал ему, что семя его братьев вовеки будет служить его семени. Суть рассказа заклю­чается в том, что св. Патрик только что имел столкновение с Аоэгайре в Таре, а по пути он встретил враждебно настроенного Кайрпре, сына Ниалла, в Тайльтиу, «где проводится королевское собрание» bi fit agon regale). Кайрпре попытался убить св. Патрика, и тот проклял весь его род. Эта агиографическая заметка отражает традицию, согласно которой Кайрпре, как и Аоэгайре, был верховным королем: право проводить празд­ник Телтауна составляло прерогативу королей Тары. В действительности же мы обнаруживаем, что в древнейшем списке королей Тары, «Видении Конна», которое было написано во времена правления Финснехты Пиролюбивого (675—695 гг.) вслед за именем Аоэгайре стоит имя Кайрпре, хотя в этом списке отсутствуют многие короли, фигурирующие в средне -ирландских перечнях[2]. По-видимому, имя Кайрпре было преднамеренно изъято из позднейших списков, а агиографы торжественно узаконили упадок его династии. Как мы видели, сохранились три королевства Кайр­пре: два — в срединных областях страны, граничившие с Брефне и Лейнстером и отделенные друг от друга владениями потомков Коналла, Колмана Старшего, Колмана Младшего и Ардгала, а третье — в полной изоляции на севере графства Слайго. Это северное королевство, если оно не управлялось из Коннахта, стало считаться частью владений Северных Уи Нейллов, так как в VIII веке расширившая сферу своего влияния коннахтская династия Уи Бриуйн Брефне полностью прервала его сооб­щение со срединными областями Ирландии.

Кайрпре играет выдающуюся роль в анналах на рубеже V и VI веков благодаря своей борьбе с лагенами в центре Ирландии. Его внук Туатал Маэлгарб сохранил свое место в списках королей и также упоминается под прозвищем Ойнгарб («единственно грубый») в «Видении Конна». После убийства Туатала в 544 году долговременную гегемонию над Южными Уи Нейллами захватили Диармайт, сын Керрбела, и его потомки. [112] Монахи из Клонмакнойса, пользовавшиеся покровительством Кланн Холмайн, создали сагу, изображавшую Туатала в довольно мрачном свете: Диармайт был объявлен вне закона и скрывался от верховного короля в болотах на реке Шеннон, когда он встретил св. Киарана и помог ему вбить в землю столбы, которые должны были стать основанием великого монастыря. Это событие запечатлел его потомок Шланн Синна на одной панели Креста Писаний, воздвигнутого в 901 году.

Мы уже высказывали предположение, что основанное Кайрпре коро­левство в срединной части Ирландии возникло в ходе экспансии, исхо­дившей из отдаленной области первоначальных владений в Северо-Вос­точном Коннахте и Лонгфорде. В более позднее время королевство Кайрпре Мора с центром в Гранарде делило графство Тетбу с другим королевством, королевством Мане из рода Уи Нейллов на юге. Однако имеются указания на то, что королевство Мане первоначально прости­ралось за реку Инни (южную границу Тетбы) вниз по восточным бере­гам озера Аох-Ри и реки Шеннон в графство Оффали. По содержащей­ся в анналах традиции, потомок Мане, Аэд, сын Бреннана, король Тетбы (ум. в 589 г.), пожаловал Дурроу в Оффали Колуму Килле. К XI веку, когда большая часть Тетбы была захвачена Сонмайкне Рейн, сателлитами О'Рурков из Брефне, название Тетба, как и правящая династия Кенел Мане, переместилось в эту южную область на границе Уэстмита и Оффа­ли. Начиная с раннего времени многие короли Тетбы и Мане погреба­лись в Клонмакнойсе.

Через реку Шеннон от Миде лежали владения коннахтских Уи Мане. В раннюю эпоху они продвинулись далеко на север в Роскоммон и потому граничили с созвучным королевством Кенел Мане. В Клонмак­нойсе хоронили королей и этой династии, и вполне возможно, что перво­начально существовало лишь одно королевство Мане, охватывавшее оба берега среднего течения реки Шеннон. Таким образом, восточная часть королевства, вероятно, простиралась к югу от Тетбы и включала в себя земли таких зависимых племен, как Куиркне, Брегмуйне, Калрайге и Делбна Бетра. Сам Клонмакнойс находился на территории Делбна Бетра, а другая ветвь того же народа, Делбна Нуадат, размещалась к северу от Клонмакнойса между реками Сак и Шеннон и подчинялась коннахтским Уи Мане.

В 538 году Мане, брат Диармайта, сына Керрбела (совпадение имен чисто случайное), потерпел поражение и погиб в битве при Клайнлохе близ Горта в южном Голуэе. Согласно Анналам Тигернаха, составленным [113] в Клонмакнойсе, он был убит королем Уи Фиахрах Айдне, Гоибненном, сыном Коналла, так как претендовал на верховную власть над коннахтскими Уи Мане. В поздних перечнях королей Мане, сын Керрбела, зовется королем Успеха. В понимании составителей это означало, что он был королем Южных Уи Нейллов, но, вероятно, это не более чем анахронизм, тем более что в это время верховным королем Тары предположительно являлся Туатал Маэлгарб.

Тем не менее традиция о том, что Уи Нейллы претендовали на верховную власть над коннахтскими Уи Мане, вероятно, соответствует действительности. Их попытки провалились, и Уи Мане вошли в состав высшего королевства Коннахт и получили особые привилегии, сходные с теми преимуществами, которыми пользовалась под гегемонией Уи Нейллов Айргиалла. Как мы видели, они также приобрели родословную, устанавли­вающую их отдаленное родство с коннахтами и Уи Нейллами: в большин­стве версий говорится, что они ведут род от Коллы Фо Хри, в одной — от вымышленного основателя Айргиаллы; однако другие авторитетные источ­ники утверждают, что их предком является Домналл, брат Муйредаха Тиреха, деда Ниалла.

Что касается Кенел Мане мак Нейлл, то две древнейшие генеалоги­ческие рукописи (обе датируются XII веком) непримиримо расходятся во взглядах на родословную того Аэда, сына Бренанна, который пожаловал Дурроу Колуму Килле. Мы можем предположить, что восточные потомки Мане столь органично влились в структуру королевств Уи Нейллов, что их короли, по политическим соображениям, были приняты в круг господ­ствующей династии. Когда дороги коннахтов и Уи Нейллов разошлись, это привело к полному размежеванию Уи Мане и Кенел Мане. То обстоятельство, что, согласно анналам, смерть настигла Мане, сына Ниалла, в 440 году, то есть гораздо раньше, чем любого из его предполагаемых братьев, также позволяет заподозрить, что он был искусственным образом включен в состав династии спустя некоторое время после того, как исто­рики-компиляторы согласились между собой отодвинуть правление Ниал­ла назад на время жизни одного поколения или больше.

Некоторые утверждения в генеалогических трактатах указывают на то, что владения Лоэгайре одно время простирались от озера Верхний Лох-Эрн до горы Сливе Блум на границе Мунстера. Даже в позднюю эпоху септы, именовавшиеся Уи Аоэгайре, все еще проживали к югу от озера Лох-Эннелл и в зависимом королевстве Уи Беккон на крайнем севере Миде, хотя само королевство Лоэгайре ограничивалось областью вокруг [114] Трима и Навана. На юго-западе Кенел Фиахах заняли земли в графстве Оффали. Их предок Фиаху, сын Ниалла, якобы отвоевал равнину Миде у лагенов. Его королевство охватывало территорию от Бирра до Успеха и было также известно под названием Фир Хелл.

Свидетельства, относящиеся к важнейшему периоду образования коро­левств Уи Нейллов, чрезвычайно запутанны и ненадежны. Дело не только в том, что ранние записи были утеряны или изъяты. Среднеирландские ученые, собиравшие сохранившиеся традиции, всегда были предрасполо­жены считать современное им государственное устройство заданным раз и навсегда, древним и нерушимым. Однако, по их же данным, Сил Аэдо Слане и Кланн Холмайн не могли существовать до начала VII века. Сквозь завесу забвения и намеренную туманность источников мы можем различить общие очертания положения дел: скорее всего, недавно завое­ванные срединные области были разделены между сыновьями Ниалла, но этот раздел был нарушен честолюбивыми замыслами Диармайта, род которого жил вокруг Слане и также притязал на происхождение от Ниалла. Легко проявлять излиший скепсис по отношению к ирландским родословным, но эта легкость несет в себе большую опасность: родослов­ная Диармайта может быть совершенно подлинной. Его отец и дед не сумели достичь сколько-нибудь значительных успехов, а при ирландской системе наследования престола в рамках дербфине это означало, что сам Диармайт и его сыновья стояли на пути к политической смерти. Возмож­но, именно этим в первую очередь и объясняется та решительность и устремленность, с которой он преследовал свои цели.

Необходимо напомнить, что на протяжении столетия со времени смерти Ниалла его потомки должны были в обычном случае ощущать себя членами единой дербфине. Однако широчайший размах их завоева­ний, которые все еще продолжались, особенно в северном направлении, сопровождался созданием королевств, лишенных какой-либо племенной или традиционной основы и объединяемых лишь личностью правителя. В отличие от наследственной родовой земли (fintiu), ирландские коро­левства обычно были неделимыми. Однако истощившиеся в результате героического века ресурсы королевской власти не могли сообщить необ­ходимой прочности большому королевству под началом одного правителя. Оставление крупных фортов на холмах красноречиво свидетельствует о военном и экономическом упадке. Мунстер, Лейнстер и Коннахт разде­лились на династические королевства, происхождение которых возводили к разделу между сыновьями того или иного легендарного прародителя. [115]

В   случае  Уи   Нейллов   составители   генеалогий   цитировали   «Завещание Ниалла»:

Mo flaith do Chonall; mo ordan do Crimthann; mo gaisced do Eogan; mo chricha do Chairpriu; mo maisse do Enno; mo daithe 7 mo elgnus do Fhiachaich; mo chruth do Loegaire; mo eich 7 mo charpait 7 mo baede do Maine.

«Моя власть Коналлу, моя честь (или наследование) Кримтанну (т. е. Коналлу Кремтайнне), моя доблесть (букв, «оружие») Эогану, мои грани­цы Кайрпре, моя красота Энде, моя ловкость и моя воинственность Шиаху, мой образ и мое военное дело Лоэгайре, мои лошади и моя колесница и моя доброта Мане».

 

К VIII веку возникло классическое политическое устройство динас­тии Уи Нейллов. Северных и Южных Уи Нейллов можно рассматри­вать как довольно сплоченные политические единицы, представители которых попеременно носили номинальное звание верховного короля Тары, символически связывавшее воедино эту династию (которая никогда не проявляла своего единства вполне отчетливо, кроме тех случаев, когда угроза исходила со стороны их потомственных врагов, уладов или лагенов). Король Кенел Эогайн, если он не являлся верховным королем Тары, правил Севером (т РосЫае) и титуловался королем могучей крепости Айлех. Он распространял свою власть на зависимое королев­ство Кенел Конайлл, а также на менее значительные королевства Уи Нейллов на севере и взимал дань с подчиненных племенных королевств. Сходным образом в срединных областях Ирландии король Миде являл­ся правителем Южных Уи Нейллов «от Шеннона до моря», хотя Брега сохраняла положение, несколько отличное от других подвластных облас­тей. Сил Аэдо Слане все еще обладали достаточным могуществом и располагали верховной властью над всеми племенами Бреги и, по-видимо­му, также над королевствами Уи Нейллов из рода Ардгала и Лоэгайре: таким образом, в политической иерархии они занимали промежуточное положение.

 

Царствование Диармайта, сына Керрбела, получило в источниках на удивление неблагожелательную оценку, несмотря на всю славу и извест­ность этого короля. Записи в анналах, относящиеся к его правлению, до­вольно редки, но все они составлены в весьма неприязненном тоне. Его сын Колман Старший был убит «в своей колеснице» неким Дибслойтом из [116] круитни в 555 или 558 году (датировки в анналах, относящиеся к VI веку, вообще отличаются крайней неопределенностью). В 558 или 560 году Диармайт провел Праздник Тары, который особо отмечается в Анналах Тигернаха как последний. Величайшая его неудача — поражение в битве при Кул Древне — произошла в 561 году, а в следующем году он по­терпел поражение от Аэда, сына Бренанна, из Тетбы при Кул Уинсен. Он не принимал участия в великом сражении при Мойн Дайри Лотайр в 563 году, в результате которого Северные Уи Нейллы сокрушили власть круитни в областях страны к западу от Банна и продвинулись в графство Лондондерри. В 565 году Диармайта убил высший король Ульстера из племени круитни Аэд Черный, сын Суибне, а верховную власть в Таре унаследовали два победителя битвы при Кул Древне — Форггус и Дом-налл, сыновья Муйрхертаха, сына Эрк.

Согласно богатой литературной традиции, сложившейся вокруг образа Диармайта, он навлек на себя гнев многих могущественных святых, хотя, как мы видели, в монастыре Клонмакнойс его память была окружена почтением. Шестое столетие стало золотым веком ирландского монаше­ства, а ярчайшей звездой в созвездии святых был Колумба (Колум Киле), основатель монастыря на острове Иона, который превратился в центр обширной сети колумбовских монастырей, охватившей северные области Ирландии и Британии. Колум Килле принадлежал к Кенел Конайлл, ответвлению династии Уи Нейллов. Он был зачинателем ирландской традиции странничества (реregrinatio) и первым святым чистейшей коро­левской крови. Легенда гласит, что он тайно переписал книгу, принадле­жавшую св. Финниану; когда последний обратился к верховному королю, Диармайт вынес неправедное суждение: «Каждой корове ее теленок и каждой книге список с нее». Колум Килле был настолько разгневан, что побудил своих двоюродных братьев: Ниннида, сына Дауи, и Айнмере, сына Сетны, из Кенел Конайлл — заключить союз с Форггусом и Домналлом из Кенел Эогайн и Аэдом, сыном Эху Тирмхарны, королем Коннахта, и сойтись с Диармайтом в битве при Кул Древне. Сражение протекало в местности у подножия Бенбулбена чуть выше колумбовской церкви в Друмклиффе. Традиция, запечатленная в саге, проникла в сообщения анналов. В Анналах Тигернаха не упоминается инцидент с книгой, но говорится, что одной из причин битвы послужило убийство Курнана, сына коннахтского короля, совершенное Диармайтом, хотя Курнан находился под покровительством Колума Килле. В Анналах Ульстера говорится только, что сражение было выиграно «молитвами Колума Килле» (реr [117] orations Coluim Chille). В обеих летописях утверждается, что войско Диармайта защищали своими чарами друиды, но их усилия оказались напрасными.

И в светской, и в агиографической литературе мы находим рассказ о том, как Диармайт убил другого коннахтского принца, Аэда Гуайре из Уи Мане, осквернив святилище св. Руадана из Лоррхи. Руадан собрал могу­щественных святых, «двенадцать апостолов Ирландии», среди которых был и Брендан из Бирра, чтобы поститься против короля. Они пришли в Тару и торжественно прокляли ее, и с этих пор Тара опустела. Этот рассказ, конечно, в какой-то мере соответствует исторической действитель­ности, поскольку он свидетельствует об официальном отказе от языческих представлений о сакральности королевской власти. Однако образ Диар­майта высвечивается в традиции не только в мрачных тонах. В его уста вкладывается стихотворение «Горе тому, кто спорит с церковными свя­щенниками» (Маirg thahcrus fri cleirchib cell), в котором отражается нечто большее, чем антиклерикальные настроения средневекового писате­ля. Даже позднее Житие св. Лайсриана или Мо-Лайссе из Девениша на озере Лох-Эрн — типичное произведение «нереформированной» ирлан­дской Церкви XII века — изображает этого святого борющимся с непатриотическим фанатизмом его собратьев и ручающимся за спасение души Диармайта, хотя он и не может воспрепятствовать исполнению пророчества о его смерти. В том же источнике говорится, что Колум Килле раскаялся в бойне при Кул Древне, которая явилась результатом его действий, и отправился в изгнание в Шотландию, исполняя епитимью, возложенную на него св. Мо-Лайссе.

Великий биограф и родич Колума Килле Адомнан, аббат Ионы с 679 по 704 год, дважды мимоходом упоминает битву при Кул Древне, сооб­щая, что она состоялась за два года до отъезда Колума Килле на Иону, но ничего не пишет ни о самой битве, ни о ее причинах. Тем не менее он говорит о Соборе, проведенном в Тайльтиу, на котором святой был под­вергнут отлучению от Церкви за какие-то «ничтожные и очень прости­тельные» проступки. Несколько более удивительно то обстоятельство, что Адомнан в неясных выражениях осуждает Аэда Черного, сына Суибне, убийцу Диармайта и расстригу: «Аид Черный, поистине кровавый человек и погубитель многих, который убил Диормития, сына Кербулия, постав­ленного Божьей властью правителя всей Ирландии» (Aidus Niger. Valde sanguinarius homo et multorum fuerat trucidator. Qui et Diormeteim filium Cerbulis totius Scotiae regnatorem deo auctore ordinatum interfecerat). [118] Адомнан ни словом не намекает на враждебные отношения между Колу-мом Килле и Диармайтом (если не истолковывать в этом духе проведе­ние Собора в Тайльтиу на месте оэнаха верховного короля). В другом месте он пишет, что святой дружески предостерегал Аэда Слане, сына Диармайта, от убийства родича (fingal):

«Сын мой, ты должен проявлять осторожность, иначе вследствие убий­ства родича ты потеряешь право на владычество над королевством всей Ирландии, предначертанное тебе Богом (tibi a deo totius Everniae regni praerogativam monarchiae praedestinatam). Ибо если ты когда-нибудь совершишь такой грех, ты получишь не все королевство своего отца, но только часть его, в твоем племени (aliqua perte in gente tua) и лишь на короткое время ».

Эти слова святого исполнились в точном соответствии с его пророче­ством. Ибо после того, как Аэд вероломно убил Суибне, сына Колмана, он владел частью королевства, которая была уступлена ему не долее, как говорят, чем на четыре года и три месяца»[3].

Любопытно, что Адомнан подчеркивает христианскую природу коро­левской власти: в очень похожих выражениях он называет Освальда, короля Нортумбрии, «богопоставленным императором всей Британии» (titius Brittanniae imperator a deo ordinatus). Однако в отличие от своего современника Муирьху относительно Тары он хранит благоразумное мол­чание. Адомнан и Муирьху предоставляют самые ранние недвусмыслен­ные подтверждения притязаний Уи Нейллов на верховную королевскую власть над Ирландией.

Но ничто так не соответствует созданному традицией образу Диармай­та, как его смерть. Сага о его гибели содержит типичный мотив тройной смерти. Подобно мифическому Конайре, сыну Этерскела, Диармайт погиб в доме таинственного гостеприимца. Это был Банбан из Райт Бек, «малень­кой крепости», которая находилась близ Рат Мора, главной королевской резиденции династии Дал Арайде из племени круитни в нескольких милях к востоку от современного города Антрим.

Прорицатель Бекк мак Де предсказал, что Аэд Черный, сын Суибне Арайде, станет убийцей Диармайта, и юного князя, воспитывавшегося тогда у верховного короля, изгнали из Ирландии. Святой же Руадан, проклиная Тару, предрек, что на Диармайта обрушится потолочная балка. Поэтому ее снесли и выбросили в море. Эти противоречивые предсказания [119] заставили Диармайта обратиться с вопросами об истинной причине своей гибели к своим друидам:

«К Диармайту привели его друидов, и он спросил у них, какая смерть его ждет. „Убийство, — сказал первый друид, — ив ночь твоей смерти на тебе будет рубаха, сделанная из одного семечка льна, и плащ из шерсти одной овцы". „Легко будет мне избежать этого," — сказал Диармайт. „Ты утонешь, — сказал второй друид, — и той ночью будешь пить пиво из одного зерна". „Ты сгоришь, — сказал третий друид, — и на твоем блюде будет мясо поросят, которых не рождала свинья". Диармайт сказал: „Все это невероятно".

Затем во время своего королевского объезда Диармайт объехал вкруг Ирландии в правую сторону, то есть из Тары в Лейнстер, затем в Мунстер, затем в Коннахт, и через Ульстер; так чтобы к концу года вовремя оказаться к самайну в Таре, чтобы исполнить свои обязанности на празднике самайна и встретить мужей Ирландии на Празднике Тары.

И вот однажды, когда Диармайт совершал этот объезд, он увидел, как в дом к нему входит некий воин, и спросил его: „Откуда ты?". Тот отвечал: „Не издалека. Пойдем со мной, проведи ночь у меня в гостях". „Хоро­шо, — сказал Диармайт, — скажи Мугайн". „Нет, — отвечала она, — пока я живу, я никогда не пойду по приглашению; и если ты пойдешь, это будет мне назло; ибо пойти по приглашению обернется злом для тебя"[4].

С Банбаном Диармайт пришел в Ратбег, и когда они стали рассажи­ваться в доме, к ним вошла прекрасная молодая женщина в удивительно красивом одеянии. „Откуда эта женщина?" — спросил Диармайт. Банбан ответил: „Она моя дочь, и, назло Мугайн, так как она не пошла со мной, эта девушка станет ночью твоей женой". „Я доволен", — сказал король.

Пока готовили еду, для них расстелили постель, и Банбан спросил: „Ну, девушка, принесла ли ты одежду для короля?" „Принесла," — ответила [120] она и протянула рубаху и плащ, которые король взял и надел. „Это хорошая рубаха," — сказали все. „Она достойна тебя, — сказал Банбан, — ибо сделана из одного семечка льна. Это странная девушка, и она посеяла одно льняное зернышко и потом собрала урожай и снова посади­ла зерна, и из зерен третьего урожая соткала эту рубаху". „Хороший плащ," — воскликнули все. „Воистину он хорош, — сказал Банбан, — сделан он из шерсти одной овцы".

Затем им принесли еду и питье, и Банбан сказал: „Хороша свинина, никогда не производившаяся на свет". „Как так?" — спросил Диармайт. „Свиньи были с приплодом; мои люди взяли ножи, так что их поросята были взяты из их чрева живыми, а затем их откормили". „Хорошее пиво!" — воскликнули все. „Воистину хорошо пиво, — сказал Банбан, — сваренное из единого зернышка. Однажды пошел я посмотреть пашню и убил витютеня. В его зобу нашли мы одно зерно, а от какого злака, не известно. Но мы посадили его в борозду, и затем сжали. Затем принесен­ный им урожай мы посеяли вновь, и вот оно перед вами — в виде пива".

После этого Диармайт посмотрел вверх и сказал: „Нижняя часть дома новая, но верхняя его часть не нова". Банбан ответил: „Однажды поплыли мы в куррахах ловить рыбу и увидели перед собой балку дома, плывующую по морю. Из любопытства я построил дом с ней". Тогда Диармайт сказал: „Истинно было пророчество Бекка!" — и вскочил, чтобы выйти из дома. „Вот твоя дорога!" — сказал Аэд Черный на пороге и тут же ударил его копьем в грудь, так что пронзило оно его насквозь и сломало ему хребет. Затем Диармайт вернулся в дом. Снаружи улады окружили здание и подожгли его над головами находящихся внутри. Сам Диармайт залез в чан с пивом, и тогда потолочная балка упала на него, так что он умер».

Убийство Диармайта королем Ульстера не представляется случайным инцидентом в борьбе между Уи Нейллами и их старыми врагами, но возвышается до мифологического толкования. Автор саги, впадая в обыч­ный анахронизм, изображает Диармайта осуществляющим право коро­левского объезда, которое приписывалось верховному королю поздними политическими теоретиками.

Наиболее известным кельтским королем, погибшим из-за пренебре­жения противоречащими друг другу пророчествами, является Мак-Бет. Одно из первых литературных упоминаний тройной смерти обнаружива­ется в произведении Адомнана, но прилагается не к Диармайту (привер­женность которого христианству он постоянно подчеркивает), а к его врагу Аэду Черному. Колум Килле предрекает: [121]

«„И Аэд, не по заслугам поставленный, вернется как собака на свою блевотину и вновь станет кровавым убийцей, и наконец, пронзенный копь­ем, упадет с дерева в воду и утонет. Он заслужил такой конец гораздо раньше, убив короля всей Ирландии..."

И Аэд Черный, священник только по названию, вернулся к прежним своим злодеяниям и, вероломно пронзенный копьем, упал с носа лодки в воду озера и погиб».

По-видимому, в данном случае речь идет о прорицании тройной смер­ти: от ранения, от падения с дерева и от потопления. Эти темы уводят нас в темные глубины сравнительной мифологии, заставляя вспомнить о персо­нажах, подобных Одину, пронзенному копьем и повешенному над источни­ком Мимира.

В ирландской традиции тройная смерть обычно принимает форму ранения, потопления и сожжения (guin, badud, loscad). Смерть от раны при попытке бежать из горящего дома, конечно, вовсе не была необычным явлением во время династических усобиц в раннее Средневековье и не заключает в себе ничего сверхъестественного. Однако в ирландских сагах она сопровождается утоплением в котле или чане с похлебкой. И хотя огромный котел составлял неотъемлемую часть обычной обстановки ко­ролевского дома, мы не можем пройти мимо его мифологической значимо­сти в кельтском мире. Самый замечательный кельтский котел — сереб­ряный котел из Гундеструпа, найденный в Дании, но созданный, вероятно, на Дунае и датируемый II веком до н. э., — украшен поразительной сценой жертвоприношения, на которой маленькая человеческая фигурка погружается в чан. Пиво или вино символизировали собой власть и являлись обязательным атрибутом королевской инаугурации; не менее уместны они были, как мы видим, и при смерти короля.

Муйрхертах, сын Эрк, предпоследний предшественник Диармайта на престоле верховного короля, умер при очень сходных обстоятельствах. В записи под 534 годом в Анналах Улъстера читаем: «утопление Муйрхертаха, сына Эрк, в чане, полном вина, в крепости Клетех на Бойн» (demersio Muirchertaig filii Erce in dolio pleno vino in arce Cletig supra Boinn). Дом Клетех на реке Бойн, подлинное местоположение которого находилось, вероятно, в Ином мире, был также свидетелем смерти Кормака, сына Арта. Ниже приведен фрагмент саги «Смерть Муйрхертаха, сына Эрк» (Aided Muichertaig Meic Erca) в изложении Алвина и Бринли Рисов:

«Однажды король Ирландии Муйрхертах оказался во время охоты один на своем охотничьем холме, и тут появилась перед ним девушка [122] редкостной красоты, одетая в зеленый плащ. Король тотчас воспылал к ней такой любовью, что был готов отдать всю Ирландию, лишь бы она согласилась провести с ним хоть одну ночь. Девушка сказала ему, что она „любовь Муйрхертаха", и объявила, что сведуща в еще более тайных делах, а потом добавила, что давно уже знает его и ждет встречи с ним. „Я дам тебе все, что могу дать, о девушка", — сказал ей Муйрхертах, и она согласилась войти в его дом при условии, что он никогда не будет произносить ее имя, что мать его детей будет удалена с ее глаз и ни один клирик не войдет в дом, где будет она жить. Король принял эти условия и спросил только, как же ее имя, чтобы знать его и избегать его произно­сить. И хотя девушка отличалась несравненной красотой, имя ее звучало довольно странно и поразительным образом походило на имена уродли­вой Кайльб[5]: „Вздох, Свист, Буря, Резкий Ветер, Зимняя Ночь, Крик, Рыдание, Стон".

Чтобы угодить девушке, Муйрхертах прогнал из своего Клетехского дома королеву и детей ее и после этого созвал всех, кто занимался каким-либо ремеслом или искусством, вместе с их женами на большой пир. Св. Кайрнех[6] был так возмущен изгнанием королевы, что проклял это место и сам своими руками вырыл для короля могилу, сказав при этом: „Тот, кому приготовлена эта могила, конченый человек; поистине конец его царствованию и владычеству". Король же тем временем сел на свой трон, а девушка села по правую руку от него и, чувствуя, что от нее исходит „могущество богини", он спросил, откуда ее сила. Она ответила, что верит в Бога, что она из племени Адама и Евы, но при этом может совершать великие чудеса. Муйрхертах попросил ее совершить какое-нибудь чудо. Тогда девушка превратила воду из реки Бойн в вино, а из папоротника создала призрачную свинью, и эти волшебные еда и питье вдвое умень­шили силу короля и его людей. Затем создала она два полка призраков, равных по числу воинов и по силе, причем один полк состоял из голубых воинов, а другой — из безголовых. Сам Муйрхертах выбился из сил, сражаясь с ними, хоть и были это на самом деле одни лишь камни, папоротник да дерн. На седьмую ночь в канун среды после Самайна [123] поднялась буря. „Это стон зимней ночи", — сказал король. А девушка отвечала ему: „Это я — Резкий Ветер... Я — Зимняя Ночь... Я — Стон, я — Ветер, я — Зимняя ночь". Когда король вновь заговорил о буре, которая с каждой минутой становилась все сильнее, девушка спросила его: „Зачем называешь ты мое имя, о муж?" После этого она сказала, что теперь он обречен. „Это правда, девушка, ибо было предсказано, что моя смерть будет подобна смерти моего деда". А Муйрхертах сам сжег своего деда в его же доме. Видения огня и воды мешали теперь его зачарованному сну. Девушка меж тем „рассыпала повсюду огонь", а во­круг дома поставила полки призрачных воинов, которые будто бы напа­дали на дом. Королю она сказала, что якобы Туатал Майльгарб („кругло­головый"), сын Кормака Одноглазого, явился со всем своим войском отомстить Муйрхертаху и занять его трон. Муйрхертах спрятался в бочку с вином и утонул в ней, горящие бревна рухнули на него и сожгли всю верхнюю часть его тела»[7].

В этом фрагменте отчетливо проявляется элемент сверхъестественно­го, хотя девушка утверждает, что она убила Муйрхертаха, мстя за своих отца и брата и коренных жителей Тары (senthuatha Temra).

Вопрос об абсолютной историчности Муйрхертаха, сына Эрк, остается открытым. Подозрения вызывает его двойное имя. Имя «Мак Эрка» было довольно распространенным собственным именем в архаический период и не являлось ни патронимом, ни метронимом, хотя позднее стали утверждать, что Муйрхертах назывался «Мак Эрка» якобы потому, что его матерью была Эрк, дочь Лоарна, короля Дал Риады, и о сватовстве и женитьбе на ней Муйредаха, сына Эогана, была сложена романтическая легенда, сюжет которой достигал высшей точки в момент убийства Аоарна его внуком. В саге «Видение Конна» он именуется уменьшительным именем «Мак Эркени» (Маc Erceni), однако в анналах он всегда фигури­рует под именем Муйрхертах, сын Эрк (Масс Еrccae). Следует помнить о том, что эти ранние анналы приобрели свой настоящий вид не ранее VIII или IX века, во времена расцвета Кенел Эогайн. В VI веке этот род не играл столь выдающейся роли, и вполне возможно, что эта династия перенесла традиции, повествующие о раннем короле Тары Мак Эрке, на туманную фигуру своего предка Муйрхертаха, сына Муйредаха. [124]

Имя Мак Эрка в древности носили несколько коннахтских князей: предок септа Кенел Майк Эрке из племени Корке Охланн в северном Роскоммоне, о котором в «Трехчастном Житии» говорится, что они «силь­нейшие и могущественнейшие из коннахтов, но они не правят подобно высшим королям» (позднее им приписали вымышленное происхождение от Бриона); предок Фир Хера, ответвления Уи Фиахрах, и его внучатый племянник, Мак Эрка, сын Айлиля Молта, который, по сообщению анна­лов, погиб в битве при Тортане в Мите, сражаясь с лейнстерцами в 543 или 548 году.

Анналы приписывают Муйрхертаху, сыну Эрк, за последующие годы целый перечень удачных сражений (в ирландской терминологии caithreim), который очень напоминает искусственную реконструкцию побед Уи Нейллов над представителями всех остальных провинций. В перечнях коро­лей и анналах два его сына, Форггус и Домналл, изображаются верховны­ми королями-соправителями, правившими в течение года после смерти Диармайта, сына Керрбела. В анналах сообщается о трех значительных сражениях, в которых они одержали победу: это — битва при Слайго в 543 или 547 году, в которой они совместно с Айнмере, сыном Сетны, и Ниннидом, сыном Дауи, из Кенел Конайлл убили Эогана Бела, короля Коннахта; битва при Кул Конайре в 550 году в Кере (баронство Карра, графство Слайго), в которой они убили сына и преемника Эогана Бела, Айлиля Инбанду; и битва при Кул Древне, о которой говорилось выше. Первая и последняя битва произошли в той стратегической области, которая будет составлять предмет споров между Коннахтом и Тир Ко­найлл вплоть до XVI века. Хотя в битве при Кул Древне король Коннахта выступал союзником северян, битвы при Слайго и Кул Конай­ре можно рассматривать в свете непрекращающейся вражды между Кон­нахтом и Севером. Впрочем, вполне возможно, что сообщение о сражении при Кул Конайре обязано своим возникновением неправильному истолко­ванию записи, отмечающей смерть Айлиля Инбанды от рук «сыновей Макк Эрка», то есть Фир Хера, а не Кенел Эогайн[8].

Как бы то ни было, Муйрхертах, сын Эрк, и Диармайт, сын Керрбела, были не единственными королями Тары, погибшими сверхъестественной смертью. Мы помним, что Аоэгайре был убит солнцем и ветром, а его сын Лугайд и его предшественник Нат И погибли от удара молнии. Если власть верховных королей Тары обладала сакральным происхождением, [125] вовсе не удивительно, что они погибали не от человеческих рук. В этом отношении ирландские саги королевского цикла любопытным образом дополняют легенды, рассказанные о ранних королях Упсалы в «Саге об Инглингах», первой книге «Круга земного» Снорри Стурлуссона. В со­ответствии с общим более жизнерадостным настроем ирландской мифо­логии на первый план выходит тема плодородия и королевской свадьбы, между тем как скандинавские повести вращаются вокруг смерти сакраль­ного короля. Даже склонный к евгемеризациии Снорри прямо заявляет, что некоторые упсальские короли были принесены в жертву «ради мира и хорошего года». Возможно, благодаря более длительному влиянию хрис­тианства и его более глубокому проникновению в литературу, мы не найдем в Ирландии открытых упоминаний о подобных жертвоприноше­ниях. Может быть, слишком прозаическим выглядело бы предположение о том, что более мягкий климат этой страны делал такие решительные меры не столь необходимыми.

Несмотря на это, в ирландских сагах, даже в их поздней, прошедшей литературную обработку форме, отчетливо звучит тема рока. В своем проницательном анализе саг о смерти Рисы обратили внимание на любо­пытный эротический элемент, обычно сопровождающий смерть героя. Очевидно присутствие этой черты и в скандинавских сагах. В редакции Снорри смерть короля часто связывается с неудачным браком, иногда невеста оказывается ведьмой. Миф о приносящей смерть богине, являю­щейся одновременно невестой короля, отчетливо различим в «Перечне Инглингов» (Ynglingatal), древней языческой поэме, на которой основы­вается прозаическое повествование Снорри и отрывки из которой он время от времени цитирует: здесь в эротических выражениях описывается даже встреча короля с Хель, богиней смерти. Еще более интересным кажется то обстоятельство, что один из доисторических упсальских королей, Шьельнир, погибает, утонув в чане меда, хотя нельзя сбрасывать со счетов и возмож­ность литературного заимствования: в одной из глав «Саги об Инглингах» Снорри утверждает, что Данп и Дан, эпонимические короли Дании, были соответственно сыном и внуком Рига, «который был первым назван „конунгом" на датском языке»; Риг также фигурирует в эддической «Песни о Риге» как имя, которое принимает Хеймдалль, когда зачинает Трэля, Карла и Ярла (раба, простолюдина и господина), и теперь считает­ся, что это имя является заимствованием из ирландского ri, rig, «король».

Диармайт, сын Керрбела, был последним сакральным королем Тары. Очевидно, у тех, кто называл его первым христианским верховным королем [126] Ирландии, были на то определенные причины. Два его сына носили специфически христианское имя Колман, происходящее от латинского Колумбан. Этот двойственный характер вкупе с тем обстоятельством, что Диармайт явился непосредственным родоначальником двух наиболее мо­гущественных династий Южных Уи Нейллов, сделал его чрезвычайно подходящей фигурой для саг и легенд.

Находившиеся под их влиянием списки королей и анналы выказывают некоторое замешательство в вопросе о порядке престолонаследия после смерти Диармайта, приписывая эту честь множеству недолговечных прави­телей, иногда разделявших ее с тем или иным соперником. Нечто похожее на подлинное положение вещей отображено в «Видении Конна». Как мы уже говорили, этот перечень был составлен в период правления Финснехты Пиролюбивого, который в слегка завуалированной форме упоминается под кеннингом Снехта Фин «снего-вино», передающем смысл его имени (его прозвище Fledach означает «пирующий» или «щедрый»; он происхо­дил из рода Сил Аэдо Слане и, подобно многим другим представителям этого рода, был убит соперниками из Фир Хул Брег в 697 году). Язык этого памятника носит поэтический и намеренно затемненный характер, а вслед за Финснехтой Пиролюбивым идут четыре неидентифицируемых имени. Однако он недвусмысленно показывает, что значительное время у Диармайта не было неспосредственного преемника. Трудность заключа­ется в том, что Аид Оллайн (которого следует отождествлять с Аэдом Алланом или Уариднахом[9] из Кенел Эогайн, умершим в 612 году) здесь помещается перед Диармайтом, и этот порядок подтверждается схемой аллитерации, связывающей словосочетания в тексте[10].

В поздних источниках утверждается, что сын Диармайта Аэд Слане делил верховную власть с Колманом Римидом из Кенел Эогайн, дедом по материнской линии нортумбрийского короля Альдфрида, которого ирланд­цы знали под именем Фланн Фина (от имени его матери Фин). Аэд Слане и его предполагаемый соправитель умерли в 604 году, однако рассказ Адомнана о пророчестве Колума Килле согласуется с отсутствием Аэда в «Видении Конна». Хотя историческая картина крайне расплыв­чата, анналы демонстрируют враждебное отношение остальных Уи Нейл­лов к возвышению Диармайта, сына Керрбела. Династии срединных [127] областей окончательно сформировались лишь ко времени совместного правления сыновей Аэда Слане — Диармайта и Блатмака (оба фигури­руют в «Видении Конна»).

Диармайт и Блатмак также появляются в сагах королевского цикла, но по большей части действуют в качестве персонажей второго плана, отсту­пая в тень на фоне таких живописных личностей, как щедрый король Коннахта Гуайре Айдне, отважный лейнстерский герой Маэл Одран и романтический принц из Ская Кано, сын Гартната. Их правление считают эпохой в ирландской истории, по большей части, несомненно, потому что оба они пали жертвой великого мора, положившего конец не только золотому веку святых, но и поколениям королей, достаточно могуществен­ных, чтобы стать героями саг. Последующие годы стали свидетелями трудов по воссозданию и компиляции исторической традиции. Начиная с VIII века туман легенд начинает рассеиваться по мере того, как более изобильными становятся исторические памятники в узком смысле слова. [128]



[1] См. Приложение II, табл. 2 и 3.

[2] См. Приложение I, с. 313—314.

[3] Аэд Слане убил своего племянника Суибне, сына Колмана, в 600 году.

[4] Мугайн была женой Диармайта, а ее имя подразумевает связь с миром божеств. В саге «Рождение Аэда Слане» рассказывается о том, как ее бесплодие было исцелено благодаря благословению св. Финниана и как она произвела на свет сначала ягненка без единого пятнышка, затем серебряного лосося и наконец Аэда Слане: «доброе у него потомство в Бреге, доброе в отношении щедрости, славы, чести, смелости, взимания дани, одержании победы, честности, героических деяний, великоле­пия, обращения с Церковью, исполнения долга гостеприимства, сострадательности... Ибо „золотым прутом на блюде из светлой бронзы" — вот чем является семя Аэда Слане, пересекающее равнину Бреги, и всякое изобилие, всякий прекрасно устроенный дом сравнивают люди с домом Аэда Слане».

[5] Одинокая  старуха,  которую Конайре  пустил в дом Да Дерга,  тем самым нарушив один из своих гейсов.

[6] Основатель церкви Туйлен (Далейн к северу от Келлса, графство Мит). В саге также рассказывается о том, как св. Кайрнех примирил Муйрхертаха и потомков Тадга, сына Киана, то есть Делбна, Кианнахтов, Гайленга, Луигни и Сайтне.

[7] Цит. по изданию: Алвин и Бринли Рис. Наследие кельтов. Древняя тради­ция в Ирландии и Уэльсе. Перевод с английского Т. Михайловой. М., 1999. С. 388-389.

[8] См. ниже, с. 277; Приложение II, табл. 18.

[9] Альтернативное прозвище, по-видимому, было придумано впоследствие пи­сателями, чтобы отличить его от позднего тезки.

[10] См. Приложение I, с. 313-314.

Сайт управляется системой uCoz