ГЛАВА VII

 

КОРОЛИ УЛЬСТЕРА

 

Batar tri primcheinela I nHere .i. Feni 7 Ulaith 7 Gailni .i. Laigin.

 

«В Ирландии было три главных народа: фении, улады и гаилни, то есть, лагены».

 

Так начинается сага VIII века, дошедшая до нас в составе одного из правоведческих трактатов. Из контекста выясняется, что под фениями (при том, что это слово обычно использовалось в законах для обозначе­ния «ирландцев») в данном случае понимаются предки коннахтов и Уи Нейллов. Само утверждение, относящееся к доисторической эпохе, не следует принимать за точное описание этнографической ситуации. Скорее оно отражает точку зрения правоведа, трудившегося под покровительством Уи Нейллов. Улады и лагены на самом деле были давними врагами верховных королей из этой династии, не желавшими расставаться с воспо­минаниями о своем былом величии.

Улады, хотя к VIII веку они были оттеснены в область Антрима, Дауна и северного Лаута, представлявшую собой всего лишь окраину древней ульстерской пятины, оказались в удивительном положении, поскольку «По­хищение быка из Куальнге» и связанный с ним цикл саг, повествующих о дворе короля Конхобара в Эмайн Махе и о подвигах Кухулина, приобре­ли в ирландской литературе статус национального эпоса. И если Гомер придерживается в отношении греков и троянцев поразительной бесприст­растности, то ирландские составители саг отдают явное предпочтение уладским героям. По словам поздних комментаторов, это примечательное неравнодушие явилось следствием радушного приема, оказанного поэтам Ирландии ульстерским королем Фиахной, сыном Баэтана, во времена Собора в Друим Кете в 575 году, когда им якобы угрожал изгнанием верховный король Аэд, сын Айнмере; а один писатель XI века недобро­желательно говорит: «эти истории вовсе не происходили так, как они [129] рассказываются, но сладкоязычные поэты выдумали лживые сказки, что­бы снискать расположение у грубого ульстерского народа».

В мире, столь высоко ценившем традицию, подобные воспоминания о былом величии являлись реальным политическим преимуществом. Еще в 1084 году король уладов Доннслебе, сын Эохайда, приехал на реку Войн и дал королевские дары (tuarastal), являвшиеся символом верховной власти, Доннхаду Уа Руайрку, королю Брефне. Очевидно, это действие следует рассматривать как попытку возродить древнюю ульстерскую пятину с помощью заключения союза, направленного против обоих тогдашних пре­тендентов на королевство Тары: Домналла Мак Лохлайнна из рода Се­верных Уи Нейллов и Тойррделбаха уа Бриана, короля Мунстера. Эта попытка была обречена на провал: Мак Лохлайнн нанес поражение Доннслебе, а вскоре после этого Уа Бриан разгромили Уа Руайрк в битве при Мойн Крунноке близ Аейшлипа. Однако она остается любопытным свидетельством притязаний на восстановление древних прав, так как королевство Брефне располагалось в области южных границ бывшей ульстерской пятины, а в одном из трактатов, включенных в Книгу Прав XII века, мы находим окрашенное в столь же ностальгические тона архаизирующее утверждение, что короли Уи Нейллов из Кенел Конайлл и Кенел Эогайн обязаны идти в военные походы с королем уладов и что тот дает туарастал королям Айргиаллы, Брефне и Конмайкне. Такая любовь к прошлому ввела в заблуждение Геральда Камбрийского, назы­вавшего весь север Ирландии Ултонией (Ultonia). Действительно, даже несмотря на то, что к XII веку короли из Кенел Эогайн были подлинными властителями севера, улады все еще боролись за сохранение независимос­ти. До тех пор пока существовала их династия — в сколь бы плачевном состоянии она ни находилась, — Уи Нейллы не могли именоваться королями Ульстера.

Политическое устройство уладов отличалось своеобразием, так как королевская власть не принадлежала одной господствующей династии, а разделялась между династиями Дал Фиатах из восточной части графства Даун, Дал Арайде из графства Антрим и Уи Эхах Кобо из западной части графства Даун[1]. Необычным было и положение королевства Дал Риады, ирландская часть которых находилась в гленах Антрима, меж тем как его короли жили в своих аргайлширских колониях. Чуть меньше на общем фоне выделялось пограничное королевство Конайлли Муиртемне в Лауте. [130]

Мы видели, что согласно наиболее правдоподобной реконструкции исто­рии V века падение Эмайн Махи состоялось примерно в 450 году; за ним последовало отступление уладов на восток через Гленн Риге, а пере­мещение границы было ознаменовано постройкой Дейнс-Каста. Похоже, поражение уладов не было полным и не считалось необратимым. Воз­можно, уже в VII веке они заняли южный Лаут, а их союзники круитни столь же прочно утвердились в графстве Лондондерри. Война между уладами и Айргиаллой в прежние века вовсе не составляла естественного положения дел, как можно было бы ожидать, судя по рассказам саг о завоевании Эмайн Махи тремя братьями Колла. Подлинными врагами были Уи Нейллы, а в частности северные ветви этой династии. Это подтверждает наши догадки о том, что Айргиалла представляла собой конгломерат племен-данников, покорившихся Уи Нейллам, но не обладав­ших достаточной силой для того, чтобы напасть на своих прежних господ.

Уладами в строгом смысле слова именовался народ, проживавший между заливом Дандрум и Белфастским озером. Их центр находился в Дун-да-Летглассе (Даунпатрик), которое изначально было светским, а не религиозным местом, а правила ими династия Дал Фиатах. Младшая ветвь, Уи Эхах Арда, владела полуостровом Ардс, но, очевидно, пала жертвой викингов в IX веке. В этнологическом плане их причисляли к эринам. Дал Риада тоже относились к эринам, но не состояли с Дал Шиатах в близком родстве: уже к V веку они переселились через узкий пролив в Шотландию, но на протяжении нескольких столетий удержива­ли свои ирландские владения.

Однако большую часть населения в том, что осталось от королевства уладов, составлял народ, известный под именем круитни. Их название представляет собой Q-кельтский извод названия «пританы» (Рritani, валл. Рrydyn), обозначавшего пиктов Северной Британии. По-ирландски и пикты, и ирландские круитни носят одно и то же название, но латиноязычные авторы, такие как Адомнан, употребляют слово «пикты» только по отношению к первой группе. Поэтому не вполне правильно называть ульстерских круитни пиктами. Судя по порядку их королевского престо­лонаследия, они следовали ирландской системе дербфине в отличие от пиктов, передававших королевскую власть по материнской линии.

Круитни иногда овладевали верховной властью над королевством ула­дов: часто именно они несли на своих плечах основное бремя войны с Уи Нейллами и обрели такую самоуверенность, что утверждали, будто они, а не Дал Фиатах, являются «истинными уладами» (fir-Ulaid), а составители [132] генеалогий услужливо объясняли, что Дал Фиатах, будучи эринами, явля­ются пришельцами из Мунстера. Впрочем, консервативные Анналы Уль­стера раскрывают подлинное положение вещей, отказываясь наделять титулом «король уладов» (ri Ulad) высшего короля круитни и вместо этого используя такие описательные выражения, как «король пятины» (ri in Choicid). Термин «пятина» пользовался большой популярностью у уладов, вызывая горделивые воспоминания о прежнем величии их королевства. Однако сила традиции, даже сфальсифицированной, была столь велика, что составители генеалогий долгое время продолжали отстаивать учение, по которому круитни, несмотря на сложившееся словоупотребление, являются истинными уладами, уже после того, как те перестали выдвигать серьез­ные притязания на верховную власть над пятиной.

Династия Дал Арайде, представители которой пребывали в Райт-Море к востоку от нынешнего города Антрим в области, известной под названием Маг Лине, стала господствующей группой у круитни, хотя из рода Уи Эхах Кобо (в баронстве Иве, графство Даун) также вышло несколько королей уладов. Возможно, антримские круитни были отреза­ны от своих сородичей, населявших Даун, вследствие действий Дал Фиа­тах, которые на протяжении VIII века продвигались на запад к озеру Лох-Ней и на север в южный Антрим. Расширившиеся границы Дал Фиатах отразились в размерах диоцеза Даун (который нельзя смешивать с одно­именным графством).

Однако родственные связи, установленные составителями генеалогий между Уи Эхах Кобо и Дал Арайде, носят чрезвычайно искусственный характер, а среднеирландский перечень королей Дал Арайде дает ложную перспективу. В VI и VII веках круитни образовывали свободную конфе­дерацию небольших государств. Семь королей круитни пали в великой битве при Мойн Дайри Лотайр в 562 или 563 году, а по сведениям Адомнана еще один их король, Эохайд Лайб chodius Laib) бежал с поля боя на колеснице (может быть, последнее упоминание об этом архаическом способе ведения боя). Ни один из них не фигурирует ни в списках королей, ни в генеалогиях, хотя смерть Эогана, сына Эохайда, упоминается в анналах под 611 годом. Не сохранилась даже генеалогия Аэда Черного, сына Суибне Арайде, высшего короля уладов, который убил Диармайта, сына Керрбела. Анналы отмечают смерть некоего Дикуйла, «короля племени круитни» (ri ceneoil Cruithe) в сражении с Дал Риадой в 629 году: судя по генеалогиям, его дядя Келлах был королем Латарна из Ларны. [133]

Укрепление династической власти составляло основную черту ирланд­ской политической истории в VIII веке, и именно в это время Дал Арайде становится единой династией, правящей остатками круитни к востоку от нижнего течения реки Банн. Соблюдая привычные устои ирландской по­литики, они разделились на враждебные группировки. Северная ветвь по­селилась в Эйльне между реками Банн и Буш и посягала на ирландские земли Дал Риады, но потерпела сокрушительное поражение от своих роди­чей с Маг Лине в 776 году и после IX века исчезла со страниц истории.

Одним из самых замечательных королей Ульстера был Баэтан, сын Кайрелла, из Дал Фиатах. За краткое время своего правления (с 572 по 581 г.) он попытался утвердить свою верховную власть над Дал Риадой в Шотландии и над островом Мэн. Его жизненный путь трудно просле­дить из-за усилий средневековых историков-компиляторов, но в ранних источниках сохранилось достаточно сведений, позволяющих нам оценить значение его царствования. Ульстерских составителей генеалогий можно с уверенностью упрекнуть в явной пристрастности, когда они именуют Баэтана королем Ирландии и Шотландии (ri Erenn ocus Alban) и цитируют поэму, в которой он изображается королем, принимающим в своей крепости близ Ноклейда в Антриме дань от Мунстера, Коннахта, Ская и Мэна. Подобные фантазии всего лишь отражают поздние пред­ставления о власти верховного короля. Однако даже составитель офи­циального свода ирландских генеалогий признаут, что Баэтан наряду с Брианом Боромой являлся исключением из правила, по которому со вре­мен св. Патрика все верховные короли Ирландии происходили из коннах-тов или Уи Нейллов. Впрочем, он делает оговорку: «...но другие не числят Баэтана в ряду верховных королей» (sed alii Boetan apud magnos reges non numerant).

Жители Ульстера издавна проявляли интерес к острову Мэн: одно имя на огамической надписи, обнаруженной на этом острове, можно отож­дествить с именем прародителя королей Конайлли Муиртемне, а в анна­лах зафиксированы два похода уладов — в 577 и 578 годах. В генеало­гиях утверждается, что ирландцы были изгнаны с Мэна через два года после смерти Баэтана, и это событие, вероятно, следует связывать с побе­дой Аэдана, сына Габрана, в 582 году, также упомянутой в анналах. Далее в генеалогиях говорится, будто Аэдан, сын Габрана, принес Баэтану прися­гу в Ринн Сеймне (остров Маги близ Ларна).

На основании этих свидетельств нам легче понять подлинную цель знаменитого Собора в Друим Кете, состоявшегося в 575 году. Согласно [134] традиционным рассказам, это было собрание всех королей Ирландии, проводившееся под председательством верховного короля Аэда, сына Айн-мере, из рода Северных Уи Нейллов, на котором также присутствовали Колум Килле и Аэдан, сын Габрана, король Дал Риады. Наряду с другими делами (например, предложением изгнать поэтов из Ирландии) был решен вопрос о взаимоотношениях Дал Риады и верховного короля. Стороны сошлись на том, что ирландская часть королевства подчиняется верховному королю и поставляет ему войска, но шотландское королевство получает независимость и принимает лишь обязательство служить верхов­ному королю при необходимости своим флотом. У Адомнана мы находим удручающее своей лаконичностью упоминание о присутствии Колума Килле на совещании королей в Друим Кете в графстве Дерри, но он ничего не сообщает о целях этого совещания. Столь же бессодержатель­ны и сообщения анналов.

В традиционном описании бросается в глаза несколько грубых недо­четов: список королей, якобы присутствовавших в Друим Кете, полон ошибок и анахронизмов, и в нем, как ни странно, отсутствует имя Баэтана; кроме того, Аэд, сын Айнмере, даже по официальной доктрине, в 575 году еще не был верховным королем. В действительности анналы и списки королей демонстрируют полную неосведомленность относительно порядка наследования престола после смерти Диармайта, сына Керрбела. Соглас­но этим источникам, Аэд не мог стать верховным королем до смерти своего двоюродного брата Баэтана, сына Ниннида, в 586 году. И это лицо, и его предшественник Баэтан, сын Муйрхертаха, и Эохайд, сын Домналла из Кенел Эогайн, вряд ли на самом деле занимали престол Тары. В «Видении Конна» не упоминаются ни они, ни даже Аэд, сын Айнмере. Смерть Диармайта, сына Керрбела, по-видимому, не только ознаменовала упадок языческой сакральной королевской власти в Таре, но и положила начало периоду замешательства и раздоров внутри рода Уи Нейллов, так как пути различных ветвей этой династии все больше расходились.

Так как в этот период верховные короли из рода Уи Нейллов опреде­ленно не располагали правом сюзеренитета над уладами и еще меньше над Дал Риадой и так как именно король Ульстера Баэтан, сын Кайрелла, был наиболее заинтересованным лицом в вопросе о выходе шотландской Дал Риады из-под ирландской юрисдикции, кажется очевидным, что княжес­кий съезд в Друим Кете на деле состоялся с целью заключения союза между Аэданом, сыном Габрана, и Аэдом, сыном Айнмере, против Баэтана. [135] Далее мы можем предположить, что этот союз был осуществлен благодаря усилиям Колума Килле, «поставившего» Аэдана королем Дал Риады и являвшегося двоюродным братом самого Аэда. Первый биограф Колума Килле Куммене Айльбе сообщает (этот отрывок был включен в позднее Житие святого Адомнаном), что святой серьезно предостерегал Аэдана не нарушать этот союз, и жалуется на безрассудность Домналла Пестрого, внука Аэдана, который вышел из договора в 637 году и тем самым навлек на Дал Риаду всевозможные бедствия.

Таким образом, попытки Баэтана возместить потери, понесенные ула-дами на севере из-за завоеваний Уи Нейллов, за счет укрепления ульстерского могущества за морем потерпели неудачу. Его преемниками стали два князя из династии Дал Арайде — Аэд Черный, сын Суибне (581—588 гг.) и Фиахна, сын Баэтана (588—626 гг.). Последний был убит своим тезкой Фиахной, сыном Деммана, который являлся племянни­ком Баэтана, сына Кайрелла, и предком всех последующих королей Дал Фиатах и нашел свою гибель в сражении против Дал Риады, состояв­шемся в 627 году. Два года спустя в сражении с ирландскими круитни погибли некоторые князья из Берникии, пребывавшие в изгнании в Дал Риаде.

Тесные отношения между Северной Британией и Ирландией в ту эпоху не сводились к церковной и художественной сфере. Колман Млад­ший, сын Диармайта, сына Керрбела, и предок септа Кайлле Фолламайн, располагавшегося в срединных областях Ирландии, сопровождал Коналла, сына Комгалла, предшественника Аэдана, сына Габрана, в походе на Западные острова в 567 или 568 году, а Маэл Умай, сын так называемо­го верховного короля Баэтана, сына Муйрхертаха, в 603 году сражался бок о бок с Аэданом при Дегсастане и убил Энфрида, брата Этельфрида. Матерью Альдфрида, короля Нортумбрии (685~~704 гг.), была ирландка Фин, дочь верховного короля Колмана Римида из рода Северных Уи Нейлов; именно ему Адомнан посвятил сочинение «О святых местах» (Dе locis sanctis) и получил от него ирландских пленников, захваченных во время набега Эгфрида на Брегу в 684 году. Англосаксонское влияние в Бреге, по-видимому, подтверждается тенденцией к аллитерации на букву «К» в родословной династии северной Бреги с VII по IX век, а также появлением в ней имени Конайнг (первым носителем этого имени был король Бреги, умерший в 662 году), которое является заимствованием англосаксонского cyning «король». Согласно Беде, король Нортумбрии Эдвин (616— 632 гг.) завоевал остров Мэн, однако к концу VII века этот [136] остров был захвачен изгнанными бриттскими принцами, предпринимав­шими набеги на ульстерское и лейнстерское побережья.

Вовсе не удивительно, что при сложившейся обстановке выдающуюся роль играли короли уладов. Они были более склонны к мореплаванию, чем большинство ирландцев, и позднее отваживались бросить вызов ви­кингам в их родной стихии (в 913 и 1022 гг.). Название утерянной саги говорит о походе Шиахны, сына Баэтана, на Дун Гуайре в стране саксов (Dun Guaire I Saxanaib), иными словами, на крепость Бамборо в Англии, которую валлийский историк Ненний называет Дин Гвайрой (Din Guayroi); не вполне ясно, следует ли связывать с этой традицией сообще­ние, появляющееся в анналах под рубрикой 623 года: «Завоевание Рат Гуали Фиахной, сыном Баэтана» (Ехриgnatio Ratho Guali la Fiachae mac Baetain). В саге VIII века «Смерть Монгана» (Сотреrt Mongain) говорится, что Шиахна двинулся на помощь Аэдану, сыну Габрана, а в его отсутствие жена Фиахны зачала Монгана от бога моря Мананнана мак Лира, который, по верованиям ирландцев, жил на острове Мэн. Монган является героем целого цикла саг и легенд. Считалось даже, что в его лице воплотился Финн, сын Кумала. Монган был убит бриттами в Страт-клайде в 625 году. В одной среднеирландской саге мы находим утверж­дение, что Фиахна был королем в Ирландии и Альбе. Нельзя исключать и возможности того, что в «Видении Конна» он появляется под именем загадочного Феахно в качестве преемника Диармайта, сына Керрбела, на королевском престоле Тары[2].

Это предположение не настолько странно, как может показаться. Даже средневековые историки признавали, что до эпохи Ниалла Девяти Заложников представители всех ирландских провинций имели право цар­ствовать в Таре, и если это звание носило прежде всего сакральный, а не политический характер, то данная традиция может до некоторой степени соответствовать истине. Во всяком случае, в одном архаическом ирланд­ском тексте содержится недвусмысленное утверждение, что некоторое время этим званием обладал Конгал Кривой, внук Фиахны.

Конгал Кривой, король Дал Арайде, стал высшим королем уладов в 627 году. В следующем году он убил Суибне Заику из рода Кенел Эогайн, верховного короля из династии Уи Нейллов, а в 629 году (в котором король Дал Риады и его гости из Берникии погибли в битве с круитни Конгала) он потерпел поражение от нового верховного короля [137] Домналла, сына Аэда, сына Айнмере, при Дун Кейтирнн в Дерри. Впро­чем, к 637 году Конгал убедил королей Дал Риады расторгнуть союз с Уи Нейллами. Вместе с Домналлом Пестрым, королем Дал Риады, он сошел­ся с Домналлом, сыном Аэда, в великом сражении при Маг Рот (Мойра, графство Даун). Конгал был убит, а Домналл Пестрый бежал обратно в Шотландию и был убит несколько лет спустя бриттами из Стратклайда, победная песнь которых о смерти «Дивнвала Вриха» (Dyfnwal Vrych) была включена в свод «Песнь Анейрина» (Сапи Апеirin). В тот же день у берегов Кинтайра состоялось морское сражение между Дал Риадой и Кенел Эогайн, с одной стороны — и силами верховного короля из Кенел Конайлл — с другой: очевидно, Конгал сумел сыграть на враждебных отношениях, раздиравших Северных Уи Нейллов.

Битва при Маг Рот породила целый ряд саг, включая повесть о Безумном Суибне, вымышленном короле Дал Арайде, который якобы сошел с ума от ужаса, который он испытал в бою, и убежал в леса, где жил среди дерев подобно птице или юродивому. В сагах говорится, что Конгал воспитывался в Таре Домналлом и затаил ненависть к нему, потому что пчела ужалила его в глаз, за что он получил прозвище «косой» или «кривой» laen или саеch); кроме того, он негодовал по поводу захвата ульстерских земель Северными Уи Нейллами и Айргиаллой, утверждая, будто Домналл обещал вернуть их уладам.

Однако в древнем правоведческом трактате мы находим более ран­нюю версию. В качестве прецедента здесь приводится соглашение, за­ключенное между фениями и уладами касательно увечий, причинен­ных пчелами, и гласящее, что ответственность за увечье несет владелец пчел:

 

Air is si cetnae breth inso ceta-rucad im chinta bech for Congail Chaech caechsite beich, bach ri Temro conid-tubart assa fhlaith.

 

«Ибо таково было первое суждение, вынесенное относительно нападе­ния пчел на Конгала Кривого, которого ослепили пчелы; и был он королем Тары, пока это [событие] не лишило его власти».

 

Вспомним, что Кормак, сын Арта, был вынужден отречься от Тары после того, как ослеп, ибо увечный человек не должен быть королем. Это — единственное упоминание о Таре, содержащееся в правоведческих трактатах. Из текста вовсе не следует, что владение Тарой обеспечивает верховную власть над всей Ирландией, скорее он указывает на то, что оно наделяло владельца особым престижем. Кроме того, данный текст вступает [138] в открытое противоречие с общепринятой доктриной, согласно которой власть в Таре составляла монополию Уи Нейллов.

В этом тексте, архаический язык которого был непонятен даже ир­ландским средневековым ученым, запечатлена первоначальная, не подверг­шаяся поздним искажениям, версия легенды. Если мы вспомним о том, что в начале VII века улады и круитни все еще властвовали в графстве Лондондерри и, возможно, все еще владели Лаутом вплоть до реки Войн; что они хранили память о тех временах, когда они господствовали над всей северной частью Ирландии; что они считали Уи Нейллов дерзкими выскочками; что они питали вполне обоснованные надежды на восста­новление равновесия, стремясь вернуть под свою власть ранее подчиненное им королевство Дал Риады, — учитывая все это, вовсе не трудно пред­ставить, что они могли с некоторыми основаниями выдвигать притязания на Тару и что, если Уи Нейллы стали величаться верховными королями Ирландии, улады или их поздние панегиристы не хотели им ни в чем уступать. То, что средневековые историки были вынуждены обратиться к двум князьям по имени Баэтан из рода Уи Нейллов с целью заполнить неловкий пробел, образовавшийся в списке королей, позволяет предполо­жить, что они пытались завуалировать подлинное положение дел, а в действительности титул короля Тары носил другой их тезка — Баэтан, сын Кайрелла, из Ульстера.

Битва при Маг Рот положила конец этим амбициозным притязаниям уладов и привела к тому, что Уи Нейллы стали господствующей силой на севере Ирландии. Когда в 642 году умер Домналл, сын Аэда, в сооб­щении о его смерти, появившемся в Анналах Ульстера, он именуется «королем Ирландии»: «смерть Домналла, сына Аэда, короля Ирландии, в конце января» (Mors Domnail maic Aedho Regis Hiberniae in fine Ianuari). В этих ранних анналах мы чрезвычайно редко находим упоминания о верховных королях, и Домналл первым получил от них этот титул. После него верховным королем анналы называют Лоингсеха, сына Энгуса, по случаю его смерти в 704 году, а затем это звание упоминается вновь лишь в середине IX века, когда Маэлсехнайлл, сын Маэл Руанайда, начал претворять мечты в действительность.

Два столетия, последовавшие за смертью Домналла, стали свидетелями возвышения не его собственного рода, а Кенел Эогайн. Эта ветвь динас­тии Уи Нейллов воспользовалась преимуществами своего географическо­го положения на севере. Со времен битвы при Мойн Дайри Лотайр, когда Кенел Эогайн впервые продвинулись из своего родного полуострова [139] Инишоуэн до Магиллиган-Пойнт в северном Дерри, они продолжали распространять свою власть в южном направлении, поначалу прогнав круитни к востоку от реки Банн, а затем захватив власть над Кианнахтами в центральной области Дерри и постепенно подчиняя своему влиянию племена Айргиаллы из Уи Макк Уайс. В результате они прочно утвер­дили свою власть в центральной части Северной Ирландии, которая впоследствии получила название Тир Эоган (Тирон). Кенел Конайлл, окопавшиеся в неприступной твердыне Донегола, оказались в изоляции и были отрезаны от сообщения со срединными областями страны. Един­ственным возможным направлением экспансии для них оставался лишь путь на родину предков, в Коннахт, и именно там в 704 году, потерпев поражение, погиб Лоингсех, сын Энгуса. Сын Аоингсеха Шлатбертах был последним верховным королем из рода Кенел Конайлл. Ему бросил вызов Аэд Аллан из рода Кенел Эогайн, который в конечном итоге победил его в 734 году в морском сражении неподалеку от устья реки Банн, хотя на помощь верховному королю пришли войска Дал Риады. Флатбертах был низложен и умер тридцать лет спустя в Арме. Правление Аэда Аллана (736—743 гг.) положило начало долгому периоду, в течение которого у руля верховной власти регулярно чередовались представители Кенел Эогайн из Айлеха и Кланн Холмайн из Миде.

Установление этой новой системы правления N и Нейллов затронуло и Айргиаллу. Девять племен союза: Уи Мак Кайртинн к югу от залива Лох-Фойл, Уи Фиахах Арда Срата и Уи Туиртри (все три племени известны под собирательным названием Уи Макк Уайс), Фир Храйбе и Фир Аи на западной стороне реки Банн, Айртир («восточные») из Армы, Уи Хремтайнн, обитавшие к западу от Ферманага и занимавшие часть территории Тирона и Монагана, Уи Мейт и Мугдорна в Монагане — все были вассалами верховного короля из рода Уи Нейллов. Отныне над ними безраздельно властвовал род Кенел Эогайн.

В поэме VIII века нашло отражение более раннее положение дел: «Установим места [на пиру], на котором председательствует господин Тайльтиу, изложим сравнение знатности с ним Айргиаллы...». В согла­сии с официальной доктриной Уи Нейллов поэт описывает места, предназ­наченные для королей Мунстера, Коннахта и Лейнстера в пиршественном зале (следует отметить, что в этом списке отсутствует Ульстер):

«После того как дети братьев Колла приняли служение в военных лагерях, они выстроили против королей Севера прекрасное войско с сотнями боевых возгласов. [140]

Уи Нейллы и Айргиалла равны по благородству рода, кроме потомков королей, много лет хранящих Правду.

Аэд Аллан, Аэд, сын Айнмере, которому мы храним верность, Аэд Слане из сида[3], скажем мы, самые благородные.

Потомки Коналла Хремтайнне — прекрасное потомство — потомки Колмана Младшего, потомки Колмана Старшего, сына Диармайта.

Пять семей, если только не пристанет к ним прискорбное поношение, имеют право на развлечение, имеют право вставать перед ними.

Они имеют право требовать со всякого, кто подчиняется им, они имеют право свидетельствовать, ибо они высочайшие из свидетелей...

От короля Уи Нейллов причитается прочное утверждение прав силой и властью, когда к нему обращаются (с жалобой) на всякое зло.

От него причитаются суждения в пользу Правды и умиротворение жалобщиков, зерно и молоко и лесные плоды и лосось.

От Айргиаллы по условиям их клиентства причитается военная служ­ба сроком три раза по две недели раз в каждые три года...

Военная служба не лежит на них в славное процветающее весеннее время. И осенью, когда собирают урожай.

Треть всей добычи для них, что завоевана их оружием, где бы ни настигла их тяжелая рана или беда».

В стихотворении упоминаются пять королей из рода Уи Нейллов. Это — Аэд Аллан или Аэд Уариднах (ум. в 612 г.) из Кенел Эогайн, Аэд, сын Айнмере, (ум. в 598 г.) из Кенел Конайлл, Аэд Слане (ум. в 604 г.) из Бреги, Колман Младший (ум. в 587 г.) из Кайлле Шолламайн и Колман Старший (ум. в 555 или 558 г.) из Миде. Иными словами, в тексте представлено политическое положение, сложившееся после того, как потомки Диармайта, сына Керрбела, захватили власть над срединными областями Ирландии, но до того, как прочно установилось правило насле­дования верховного королевского престола, предусматривающее чередова­ние на нем членов родов Кенел Эогайн и Кланн Холмайн. Особенный интерес вызывает появление в списке имени Колмана Младшего: ни один представитель его рода никогда не достигал верховной власти в Таре, а после смерти Фолламана, короля Миде, по имени которого они получили свое название Кайлле Фолламайн, в 776 году они полностью ушли в тень Кланн Холмайн. [141]

В последней части поэмы перечисляются поручители всех сторон, и короли, и святые. Айргиаллу представляют четыре короля:

«Братство поклялось повсюду об утверждении их прав со стороны короля Уи Нейллов.

Их поручителями являются досточтимые мужи, поклявшиеся крепкой клятвой, Бекк, сын Куану, Дам Айркит, Эоган из Лох Кала.

И король Рат Коммайр, он не отказывается ни от каких состязаний, Маэл Брессайл, сын Маэл Дуйна, могучий внук Ала».

Бекк, сын Куану, король Уи Макк Уайс, погиб в битве при Дун Логе в 598 году, в котором он участвовал на стороне Аэда, сына Айнмере. Кайрпре Дам Айркит (ум. в 514 г.) был предком Уи Хремтайнн. Эоган, сын Ниаллана, был предком септа Уи Ниаллайн, входившего в состав Айртир, а его резиденция находилась в Лохгалле к северо-востоку от Армы. Маэл Брессайл, сын Маэл Дуйна, умер в 665 году и был королем Мутдорна. Со слов Адомнана мы знаем, что в архаическую эпоху Муг-дорна были очень могущественны. У них были ответвления в Мите, а Рат Коммайр, возможно, находился близ Клонарда на юге этого графства. Сходную экспансию Айргиаллы в южном направлении подразумевает и данная поэма: «Айргиалла от Буайгне до Лох Фебайл — короли племени Эоху Доймлена, герои со щитами». Так как этот отрывок дословно повто­ряется в стихотворении, приписываемом Маэл Мура Отне (ум. в 887 г.), он вполне может оказаться поздней вставкой, но тем не менее несомненно отражает очень раннюю традицию, сложившуюся до того, как Кенел Эогайн поглотили земли Уи Мак Кайртинн по Лох Фойлу, а Буайгне — это река Толка близ Дунбойна в Мите. Вероятно, десси из Тары («десси Темро, вассальные племена Тары») первоначально причислялись к Айр-гиалле. На самом деле три племени союза — два южных ответвления Уи Макк Уайс и Мугдорна Брег — вошли в состав королевств Миде и Брега под началом Уи Нейллов, точно так же как северные Уи Макк Уайс с раннего времени стали считаться вассальными королевствами Кенел Эогайн. Мугдорна Майген в Монагане оказались отрезанными от своих сородичей Мугдорна Брег только в IX веке вследствие возвышения Фир Росс в качестве независимого вассального королевства в Айргиалле. Фир Росс занимали земли от Монагана до центрального Лаута в области Арди, но генеалогии связывают их с Айртир из Армы, хотя мы и не найдем упоминания об этом в древнейшем срезе генеалогических сводов.

К IX веку сама Айргиалла как политическая единица практически ограничивалась территориями нынешних графств Ферманаг, Арма, Монаган [142] и части Лаута, а королевство Уи Туйртри в восточном Тироне постепен­но поглощалось высшим королевством Кенел Эогайн со столицей в Айлехе. До битвы при Лет Каме в 827 году Айргиалла представляла собой свободный союз равных государств. За исключением, возможно, Мазла Шотардайга, сына Маэл Дуба, из Уи Хремтайнн, которого по случаю его смерти в 697 году анналы именуют «королем Айргиаллы» (rех па пАirgialla), по-видимому, не существовало короля Айргиаллы, занимающего промежуточную ступень между королями отдельных состав­ляющих ее племен и верховным королем из рода Уи Нейллов. Когда в VIII веке притязания Армы на главенствующее положение в ирландской Церкви получили всеобщее признание, Айргиалла обрела нежелательное в глазах уладов преимущество. Участились стычки между различными династиями Айргиаллы за контроль над аббатством и иными церковными учреждениями. Улады всегда признавали главенство Армы, а их королев­ство входило в сферу ее непосредственной юрисдикции. Естественно, они беспокоились, как бы зависимость Айргиаллы от Уи Нейллов не повлекла за собой подчинения Армы. Подобные опасения, возможно, объясняют смерть Аэда Айрдда, короля Дал Арайде, и его союзника (скорее всего, в борьбе с Уи Хремтайнн) Конхобара Махи, короля Айртир, в битве при Телах Гаррайск в Шернмаге (Фарни, графство Монаган) в 698 году.

В 735 году верховный король Аэд Аллан нанес тяжелое поражение уладам в битве при Фохайрте близ Дундалка. В сражении были убиты высший король Ульстера Аэд Рон и Конхад, сын Куану, король Уи Эхах Кобо. Туманные отчеты о битве в поздних источниках возлагают частич­ную ответственность за возникновение конфликта на Уи Сегайн. Это был небольшой септ в составе Айргиаллы, контролировавший аббатство Ланн Лейре (Дунлир, графство Лаут) и позднее поставлявший наслед­ственных священников Арме. Подобно Фир Росс, на территории кото­рых располагалось Ланн Лейре, они входили в союз с Айртир. Из рода У и Сегайн вышел Ку Бреттан, сын Конгусса, который умер в 740 году и которого некоторые памятники называют королем Фир Росс (возможно, анахронизм). Он был отцом Блатмака, автора поэмы о Страстях Господ­них, которую мы упоминали в предыдущих главах, и Донн-бо, который был убит Фиахной, сыном Аэда Рона, в битве при Эмайн Махе в 759 году. Анналы Тшернаха возлагают вину за возникновение конфликта на священ­ника Айрехтаха из Армы, питавшего неприязнь к аббату Фер-да-Криху. К тому времени Айртир разделились на три главных септа: Уи Ниаллайн (которые позднее получили в наследственное владение должность эконома [143] или управляющего Армы), У и Брессайл и Уи Эхдах. Аббат Келе Петайр из рода Уи Брессайл умер в 758 году; Фер-да-Крих, сын предыдущего аббата Суибне, происходил из Уи Ниаллайн и управлял аббатством до своей смерти в 768 году. Священник Айрехтах принадлежал к роду Уи Брессайл и в конечном итоге захватил пост аббата на один год (794 г.).

Битва при Фохайрте определила политические очертания графства Лаут на долгий период, закончившийся лиш в конце XI века. Свидетель­ства генеалогических трактатов говорят о том, что Дал Фиатах напрямую правили здесь в VII веке; королевство Конайлли Муиртемне появляется на страницах исторических памятников только в 688 году, но и тогда — лишь в качестве участника междоусобной вражды между Сил Аэдо Слане из Бреги. В том году Уаркрайде уа Оссени из Конайлли был убит в битве при Имлех Пих, в результате которой Кианнахта Брег также утратили свой независимый статус к югу от реки Бойн. В одном позднем, но достаточно надежном источнике мы также находим утверждение, что когда верховный король Аэд Аллан был убит Домналлом Миди близ Келлса в 743 году, то из его союзников погибли не только короли Айртира, Уи Хремтайнн и Уи Макк Уайс, но и Фаллах, король Конайлли. Несмотря на видимость непрерывности, которую производят списки коро­лей, вслед за победой Аэда Аллана при Фохайрте на престоле королей Ульстера, скорее всего, наступил период междуцарствия. Фиахна, сын Аэда Рона, за время своего долгого правления (750—789 гг.) восстано­вил могущество Дал Фиатах, и, вероятно, именно тогда Лаут по молчали­вому соглашению был разделен на буферные зоны между уладами и Уи Нейллами. На юге Фир Ар да Кианнахта были данниками Сил Аэдо Слане; Конайлли Муиртемне оставались в Ульстере, хотя Книга Прав относит их к числу «свободных племен», а составители генеалогий расхо­дятся во взглядах на их этническое происхождение; между ними вклини­лись владения Фир Росс. Однако вся эта область сохраняла свое церков­ное единство в пределах парухии Армы, и управляющий (таеr) св. Патрика, собиравший доходы Армы от Слиаб Фуайт до реки Бойн, часто упоминается в анналах.

Меж тем Дал Фиатах распространили свое влияние на север до берегов озера Лох-Ней, тем самым отрезав круитни из Дал Арайде от круитни Уи Эхах Кобо. Фиахна, сын Аэда Рона, даровал покровитель­ство Бангору: св. Комгалл и первые аббаты этого монастыря происходили из круитни, но позднее в череде аббатов появляются имена уладов из Дал Фиатах. Мы узнацм, что Аэд, сын Эохокана (898—919 гг.), окончательно [144] перенес королевскую милость с Даунпатрика на Бангор, но монастырь так и не завязал тесных связей с правящей династией. С другой стороны, Даунпатрик служит примером монастыря, который был основан из поли­тических побуждений и с самого начала служил целям возвышения определенной династии.

Сама продолжительность правления Фиахны вызвала определенные затруднения. Род его прадеда монополизировал королевскую власть с 674 года, и его четвероюродный брат Томмалтах, сын Катала, глава побочной ветви династии с резиденцией в южной части графства Даун, таким образом мог оказаться исключенным из королевской фине в случае, если Фиахне наследовал бы его сын Эохайд. Когда в 789 году так и произошло, Томмалтах взялся за оружие, но был убит. Впрочем, он принял некоторые меры для обеспечения благополучия своего потомства, и Дал Фиатах признали его отпрысков королями Половины Катала (Leth Cathail), названной так по имени отца Томмалтаха и охватывавшей зна­чительно большую территорию, чем современное баронство Лекейл. По меньшей мере три его потомка в конце IX века разделяли титул «со-короля Ульстера» (leth-ri Ulaid) с представителями основной ветви рода. Из Половины Катала вышел, по-видимому, и Ку Улад Уа Флайтри, король Ульстера с 1065 года, низложенный в 1071 году. Этот пример подлинного действия ирландского закона о королевском престолонаследии показы­вает, что правом на престол обладали члены не дербфине (группы, вклю­чающей в свой состав родных и двоюродных братьев), а фине в самом широком смысле (формально «индфине», группа, в которую входили чет­вероюродные братья): иными словами, потенциальным наследником (rigdomma) являлся каждый человек, прапрадед которого был королем.

К IX веку главная династия Дал Фиатах переместила свой центр в Дунейт (Дун Эхдах, вероятно, названный по имени Эохайда, сына Фиах­ны). На этом месте недавно были проведены раскопки, обнаружившие укрепление, окруженное тройным валом, снаружи которого располагались жилые постройки. Этот «город» (baile) был разрушен в 1010 году, когда крепость предал огню Флатбертах Уа Нейлл. Более древней королевской резиденцией являлся форт на холме Дун-да-Летгласс в Даунпатрике. Мы не находим особых упоминаний о монастыре на этом месте до VIII ве­ка, и, возможно, оно было осознанно превращено в монастырь Фиахной или его отцом Аэдом Роном. Было бы опасно позволять соперникам из рода правителей Половины Катала захватить полный контроль над этим местом и тем самым приобрести дополнительный престиж. Соответственно, [145] мы обнаруживаем в анналах под 800 годом сообщение о смерти Лоингсе-ха, сына Шиахны, на посту аббата. Он не давал обета безбрачия: его род и род его брата Кайрелла (короля уладов с 810 по 819 год) играли важную роль в жизни церковного «города», и по крайней мере двое потомков Кайрелла упоминаются в качестве мирских аббатов (airchinnig) в 989 и 1083 годах. Подобные взаимосвязи между светскими и церковными вла­стями составляли совершенно обычную черту периода укрепления динас­тического могущества и монастырского благосостояния, а вытекающие из такого положения вещей злоупотребления предшествовали викингским набегам, на которые часто возлагают всю вину за упадок ирландской Церкви. Однако религиозные чувства не терялись даже в королевской среде: племянник Лоингсеха Диармайт, внук Аэда Рона, стал вождем аскетического движения калди и основал монастырь Дисерт Диармата (Каслдермот, графство Килдар), очевидно, на землях, много столетий тому назад дарованных монастырю Бангор королем из рода Уи Байррхе.

Независимость уладов перед лицом возрастающей власти Уи Нейллов прекрасно проявляется в описании одного случая, имевшего место в конце правления Шиахны. В 784 году состоялась его встреча с верховным королем Доннхадом Миди в Инис-на-Риг у побережья Бреги. Ульстерский король прибыл морем, но не сошел на берег, на землю Доннхада, меж тем как для верховного короля ступить на борт лодки Фиахны было все равно что войти в его дом, иными словами, формально признать свое подчиненное положение. Эту ситуацию комментирует стихотворение, запи­санное на полях анналов:

 

Ossi brigh

in dal occ Innsi na Righ:

Donnchadh ni dichet for muit,

Fiachnae ni tuidchet hi tir.

 

И вот окончание

встречи на Острове Королей:

Доннхад не может выйти в море,

Фиахна не в состоянии высадиться.

 

Тревога по поводу непрестанных покушений Кенел Эогайн на Айрги-аллу и церковь Армы объясняет участие в 827 году Муйредаха, сына Эохайда, короля уладов, в битве при Лет Каме, в которой были убиты многие короли Айргиаллы. Победу одержал Ниалл, сын Аэда, король Кенел Эогайн, позднее ставший верховным королем Ирландии. Он всту­пил в сражение, чтобы защитить аббата Эогана Майнистреха, который управлял также аббатствами Клонард и Монастербойс, и отразить попыт­ки Куммаскаха, сына Катала, короля Уи Хремтайнн, отстоять притязания [146] его соперника — епископа Артри, сына Конхобара. Чины епископа и аббата в Арме теперь часто разделялись, так как звание аббата, являвше­гося подлинным «наследником св. Патрика» (сотаrbа Patraic), часто носил представитель светской правящей династии. Возможно, Артри был сыном тогдашнего верховного короля Конхобара, сына Доннхада из рода Южных Уи Нейллов: в любом случае последний напал на аббата Эогана три года спустя, угнав его скот и захватив его свиту.

Сражение при Лет Каме решило участь Айргиаллы. Кенел Эогайн уже приобрел значительное влияние в Айртире, оказывая поддержку их кандидатам на пост аббата и противодействуя ставленникам У и Хремтайнн. Отныне аббатство и другие церковные должности попали в без­раздельное пользование различных семейств Айртира: Уи Ниаллайны закрепили за собой наследственный пост эконома, а с 996 года Кланн Синайг из рода Уи Эхдах — св. Бернард в «Житии св. Малахии» осуждает этот «развратный и дурной род» (generatio mala et adultera) — прочно завладел должностью аббата. Подобные выгоды возместили ко­ролям Айртира утрату реальной политической власти. После 827 года в анналах регулярно упоминаются короли всей Айргиаллы, хотя преимуще­ственным правом на это звание не обладала ни одна из династий, управ­лявших племенами, которые входили в состав этого образования. Это высшее королевское звание не означало повышения статуса, так как король Айргиаллы отныне являлся прямым вассалом Кенел Эогайн.

Короли Кенел Эогайн, хотя и именовались королями Айлеха, с этих пор перенесли центр своего династического могущества в Тирон: они проходили церемонию инаугурации в Тулах Оке близ Дунганнона и упокаивались в королевской гробнице (mausoleum regum) в Арме. На протяжении следующих столетий династия Уи Надслуайг из рода Уи Хремтайнн переместилась на юг из Клогера и Клонса в Фарни в южном Монагане, подчинив и превратив в своих вассалов племена Уи Мейт, Мугдорна и Фир Росс. В XI и XII веках их возглавлял могуществен­ный род Уа Кербайлл (О'Кэрролл), который вновь двинулся на юг к реке Войн, поглотив сначала ульстерское королевство Конайлли Муир-темне, а затем подчиненное Уи Нейллам королевство Фир Арда Киан-нахта. Тем самым они вознаградили себя за неудачи предшествующих веков, а многие представители Уа Кербайлл становились королями всей Айргиаллы.

Между тем Уи Туиртри, земли которых вошли в состав королевства Айлеха, двинулись на восток через реку Банн. Это переселение началось [147] еще в 776 году и в отношении Дал Арайде они пытались сохранить какую-то степень независимости скорее в качестве союзников, чем зах­ватчиков. Тем не менее они, вероятно, способствовали (и уж во всяком случае извлекли из этого немалую выгоду) упадку Эйльне, ответвления Дал Арайде, владения которых они захватили в X веке. Их правящий род Уа Флайнн (О'Флинн, О'Линн) удерживал территорию к западу от реки Банн (баронство Лохиншолин в графстве Лондондерри), хотя и в каче­стве королевства-данника Кенел Эогайн, но их собственная резиденция размещалась на кранногах на озерах Лох-Ней и Лох-Бег. Их связи с самой Айргиаллой прервались со смертью Маэл Крайбе, сына Дуйбсинаха, последнего короля всей Айргиаллы из рода Уи Макк Уайс, погибшего в битве при Дублине в 919 году.

Могущество Дал Арайде было существенно ослаблено экспансией Уи Туиртри, и после 972 года ни один их представитель уже не становился высшим королем уладов. Даже на вершине своей славы они были не в состоянии помешать представителям собственно уладов часто занимать престол Ульстера — мы не находим упоминаний ни об одном короле Дал Фиатах, который не становился бы королем Ульстера, хотя сообщения о Брессале, сыне Аэда Рона, (ум. в 750 г.) представляются несколько сомнительными. Дал Фиатах распространили сферу своего влияния на южные земли Дал Арайде, а к XII веку Уи Туиртри продвинулись настолько, что Уа Флайнн именовались «королями Дал Арайде и Дал Риады», хотя законные короли из рода Уа Лойнгсиг все еще управляли Маг Лине из Лисналинхи.

Книга прав, составленная в XII веке, отражает неуверенность состави­теля в отношении статуса Уи Туиртри. Они рассматриваются одновре­менно как вассальное королевство Кенел Эогайн и, в соответствии с генеалогической и исторической традициями, как часть Айргиаллы. Это оказало воздействие на планы, представленные на Соборе в Рат-Брес-сайл в 1111 года, где обсуждалось введение епархиальной юрисдикции. Предусмотренный в планах Собора диоцез Коннора охватывал всех за­падных Уи Туиртри в совокупности с Фир Ли и Фир Храйбе в графстве Лондондерри, хотя Фир Ли на самом деле вместе со своими правителями переселились к востоку от реки Банн, а их земли были захвачены данником Кенел Эогайн, королем Уа Катайнов (О'Кейн), который сделался королем Кианнахтов из Гленн Геймин. Признание истинного положения дел произошло на Соборе в Келлсе в 1152 году, когда был создан диоцез Райт-Лурайг, и на соборе Бри, сына Тадга, в [148] 1158 году, когда Райт-Аурайг был включен в состав нового диоцеза Дерри. Диоцез Коннора теперь ограничивался традиционными землями Дал Арайде и Дал Риады. Диоцез Дерри охватывает владения Кенел Эогайн, так же как диоцез Рафо — Кенел Конайлл, но не учитывает их продвижения в графство Тирон, так как Арме дозволили сохранить в прежнем виде северные пределы ее епархии VIII века. Диоцез Клогера соответствует королевству Уи Хремтайнн и его зависимым областям, но опять-таки не принимает во внимание проникновение Кенел Ферадайг, септа Кенел Эогайн, к границам Ферманага, имевшее место в XII веке. Впоследствии Доннхад Уа Кербайлл, король Айргиаллы, убедил св. Малахию, брат которого Христиан был епископом Клогера, перенести кафедру в Лаут, где находился центр его могущества. Только в XIII веке, когда англо-норманнское завоевание превратило графство Лаут в «английский Ориель», эта область вернулась под эгиду примасского диоцеза Армы.

Господство Кенел Эогайн стало представлять серьезную угрозу для уладов после 827 года. Хотя в 851 году Матудан, сын Муйредаха, наконец признал верховным королем Маэлсехнайлла, сына Маэл Руанай-да, и хотя улады впоследствии появляются на крупных военных сборах, созывавшихся верховным королем (как, например, в 919 году, когда Аэд, сын Эохокана, пал в битве при Айлендбридже, сражаясь в войске Ниалла Глундуба) — они решительно сопротивлялись, не желая подвергнуться участи Айргиаллы. Они признавали власть верховного короля Ирландии, будь он даже из Кенел Эогайн, но не подчинялись ему, пока он оставался всего лишь королем Севера.

В 1004 году у Краэб Тулхи, места королевской инаугурации, состоя­лось большое сражение. Были убиты Эохайд, сын Ардгала, король уладов, Доннхад уа Лойнгсиг, король Дал Арайде, и многие другие знатные люди. От полного краха уладов спасла лишь смерть, настигшая в том же бою победителя, Аэда уа Нейлла. Погибло так много членов дербфине Дал Фиатах, что в последующие годы в престолонаследии этой династии царила полная неразбериха: за один лишь 1007 год от рук соперников пало не менее четырех королей, а на протяжении жизни трех поколений королевскую власть оспаривали семейства Уа Матгамна (родословная которого не сохранилась) и Мак Дуйннхлебе. О бессилии Дал Арайде красноречиво свидетельствует то обстоятельство, что они не смогли из­влечь из этого хаоса никаких выгод.

В XI веке среди ирландских королевских септов начали распростра­няться фамильные прозвища. По-видимому, причиной их появления служило [149] желание отделить представителей рода, имеющих право на наследо­вание королевского титула (rigdamnae) от более отдаленных родственни­ков. Так, в Ульстере не только сыновья и внуки Эохайда, сына Ардгала, но и дальнейшие потомки приняли имя Мак Эохада или Уа Эохада (Мак-Кой, Хой (МасСаиgnеу, Наиghеу, Ноеу). Распад древнеирландской правовой системы привел к усилению неуверенности относительно точно­го определения юридических терминов, относящихся к различным ветвям фине, даже среди юристов. Крупные династии, такие как Кенел Эогайн, произвели на свет столь много различных септов, что лишь чрезвычайно искушенный человек мог проследить их родственные связи, так что они приняли такие имена, как Уа Нейлл (О'Нейлл), Мак Лохлайнн (Мак-Лафлин), Уа Катайн (О'Кейн), Уа Гайрмледайг (ОТормли). Фамилия Уа Нейлл восходит к имени верховного короля Ниалла Глундуба, правив­шего в X веке, и причинила множество неудобств современным истори­кам, так как она тождественна названию их септа, общему для всех потомков Ниалла Девяти Заложников. Конечно, после того как смени­лось несколько поколений, даже фамилии перестали служить своему пер­воначальному предназначению. Так, например, когда после 1137 году коро­левская власть над Дал Фиатах закрепилась в руках потомков Доннслебе Мак Эохада (убитого в 1091 году), наследники (rigdamnae) отделились от остального рода, приняв название Мак Дуйннхлебе (Донлеви).

Улады не вступили в союз с Брианом Боромой, бросившим вызов Уи Нейллам, но к концу XI века они осознали преимущества положения, при котором верховная королевская власть переместилась в далекий Мунстер, и попросили помощи у Муйрхертаха Уа Бриайна. Попытка Муйрхертаха помочь уладам и распространить свою власть на Северную Ирландию потерпела сокрушительный провал в битве при Маг Кобо в 1103 году; после этого уладам пришлось заключить мир с Мак Лохлайннами из Кенел Эогайн. Домналл Мак Лохлайнн следовал принципу «разделяй и властвуй», составлявшему отличительную черту политики претендентов на верховную власть в XII веке, и в 1113 году, низложив Доннхада, сына Доннслебе, разделил Дал Фиатах между неким анонимным представите­лем семейства Уа Матгамна и братьями Доннхада. Он не потревожил спокойствия королей Дал Арайде и Уи Эхах Кобо, но предпринял бес­прецедентный шаг, утвердив свой непосредственный сюзеренитет над дву­мя этими королевствами и тем самым лишив Дал Фиатах положения сюзеренов Ульстера. Впрочем, улады сумели вернуть себе прежнее поло­жение в 1129 году при Конхобаре, сыне Домналла. [150]

В 1148 году Муйрхертах Мак Лохлайнн продолжил политический курс своего деда, разделив Ульстер меж четырьмя «господами» (tigernai), а не королями. Успех Муйрхертаха настолько встревожил его могуще­ственного вассала Доннхада Уа Кербайлла, короля Айргиаллы, что он был вынужден восстановить в королевском звании Ку Улада Мак Дуйннхлебе. В 1165 году Уа Кербайлл еще раз выступил в роли миротворца, примирив Муйрхертаха (теперь являвшегося верховным королем Ирлан­дии) и Эохайда, сына и преемника Ку Улада. В награду он получил область Бенна Байррхе — горы Морн, которые получили свое нынешнее название после переселения туда племени Мугдорна из земель Уа Кербайллов в Монагане. Впоследствии, в 1166 году, Муйрхертах вероломно ослепил Эохайда Мак Дуйннхлебе, и это злодеяние привело его к гибели, так как Уа Кербайллы отказались повиноваться Муйрхертаху и изъявили свою покорность Руайдри Уа Конхобару, королю Коннахта.

Даже после вторжения де Курси и под властью ярлов Ульстера де Бургов Мак Дуйннхлебе сохраняли звание rex Hibernicorum Ulidiae. Эта династия сложила оружие около 1280 года и затем поступила на службу к роду Уа Домнайлл из Тир Конайлл, происходившему от королей из рода Уи Нейллов, но разделявшему враждебность уладов к господствующим О'Нейллам из Тир Эоган. Обычно известные под прозвищем Мак-ан-Ултайг (МакНалти, «сын ульстерца»), они приняли профессию врачевателей. Сходным образом семейство Уа Клейриг (О'Клери), когда-то бывшее королями Уи Шиахрах Айдне в южном Коннахте, нашли убежи­ще у Уа Домнайлл и стали знаменитыми историками и составителями генеалогий. Очевидно, переход в ученое сословие являлся приемлемой компенсацией за утраченное королевское звание.

Поэтому только в конце XIII века О'Нейллы смогли называть себя королями Ульстера. И только в 1364 году консервативные Анналы Ульстера назвали Аэда Мора Уа Нейлла «королем уладов» (ri Uladh). К тому времени младшая ветвь династии — Кланн Аэда Буйде или О'Нейллы из Кландебоя, — укрепилась на развалинах англо-норманнско­го ярлства Ульстер. Ниалл Уа Нейлл придал своим притязаниям закон­ность в глазах образованного слоя общества, проведя большой праздник для поэтов Ирландии на месте Эмайн Махи в 1381 году. Восстановление названия Ульстер, вновь ставшего обозначать всю северную часть Ирлан­дии, оказалось возможным только после исчезновения королевства уладов. [151]



[1] См. Приложение II, табл. 6 и 7.

[2] См. Приложение I, с. 313—314.

[3] Сид  или  расположенный  в  Ином  мире   Бруг-на-Бойне     доисторический некрополь на реке Бойн.

Сайт управляется системой uCoz