ГЛАВА XI

 

КОННАХТ

 

Коннахт, беднейшая и хуже всего заселенная ирландская пятина, до XI века играла важную роль в истории Ирландии не столько сама по себе, сколько в качестве «кузницы народов» fficina gentium). В IV и V веках она стала родиной Уи Нейллов, а в IX и X веках Уи Бриуйн Брефне выкроили для себя земли к востоку от реки Шеннон и начали приобретать все большее значение в срединных областях Ирландии. В целом, однако, Коннахт представлял собой заводь, дела которой мало соприкасались с общим ходом ирландской истории вплоть до замечатель­ного и совершенно неожиданного возвышения Тойррделбаха Уа Конхобайра, ставшего верховным королем Ирландии в XII веке.

В западную провинцию входили достаточно плодородные области в устье реки Мой, на юге между Голуэйским заливом и рекой Шеннон, а на востоке графства Роскоммон лежала равнина Маг Ай, на которой нахо­дилась королевская резиденция Круахан, окруженная комплексом круг­лых замков. Как ни странно, северо-восточная область графства Голуэй, которую по коннахтским меркам вовсе нельзя считать бесплодной, в эпоху раннего Средневековья была, по-видимому, плохо заселена: здесь обитали Согайн и Корко Мога, вассальные племена Уи Мане, а позднее большая ее часть попала под власть Уи Бриуйн Ай. Возможно, она густо заросла лесом; в любом случае, она служила политическим водоразделом между северной и южной частями провинции. Область за озером Лох-Корриб также не отличалась густонаселенностью. Здесь расселились племена Конмайкне, Делбна и Партрайге. Иар-Коннахт буквально означает «к западу от Коннахта», то есть за пределами самой провинции. Только во второй половине XI века ее захватила влиятельная и могущественная династия — О'Флаэрти из Уи Бриуйн Сеола, которая была вытеснена из равнин вокруг Туама победоносными О'Коннорами из Уи Бриуйн Ай. [262]

Название пятины первоначально относилось к потомкам Конна Ста Битв, сородичам Уи Нейллов. Три септа, которые считали своими предка­ми братьев Ниалла, образовали «Три Коннахта» (teora Connachta). Со­гласно традиции, пятина за рекой Шеннон когда-то называлась «Койкед Ол Экмахт», пятиной Людей Ол Экмахт (или Некмахт). За этим назва­нием может стоять название «нагнаты», то есть название племени, которое Птолемей помещает в Западной Ирландии. С другой стороны, возможно, перед нами просто очередное измышление средневековых историков, пы­тавшихся дать описание провинции такой, какой она, по их предположени­ям, была до появления коннахтов. По другим традициям, коннахты при Кормаке, сыне Арта, захватили королевскую власть над пятиной у Гаман-райд, подвластного племени, которое позднее обитало в пустошах Эрриса в Западном Мэйо. Здесь они соседствовали с Фир Домнанн (Эррис называется Иррус Домнанн), которые, возможно, оставались на этой тер­ритории с незапамятных времен, когда владения лагенов или думнониев простирались к западу от Шеннона: такое положение вещей нашло свое отражение в лагенском происхождении, приписываемом Айлилю, сыну Мата, королю-супругу Медб в «Похищении быка из Куальнге», и в рас­сказе об отряде галеойн, которые вызвали ревность Медб в этом походе[1].

Впрочем, если сами Уи Нейллы происходили из Коннахта, нет причин предполагать, что эта провинция была завоевана коннахтами в доистори­ческие времена. Коннахты благодаря удачному стечению обстоятельств вполне могли выделиться из окружающего населения, которое позднее подпало под их власть, и образовать правящую династию: они обладали особенно тесными связями с Гайленга, Ауигни, Корко Фир Три и Грекрайге. Вероятно, не ранее конца VI века название «коннахты» сузило свое значение и стало прилагаться лишь к тем династическим группам, которые остались на западе. Это династии Уи Фиахрах, Уи Бриуйн и Уи Айлелло. Единство Уи Нейллов и коннахтов теперь выражалось лишь с помощью общего наименования «Дал Куинн» и в географическом поня­тии Половины Конна как северной половины Ирландии, которую они совместно контролировали.

Благодаря составителям генеалогий понятие Дал Куинн расширило свое значение и стало относиться также к Айргаалле и Уи Мане, между тем как вследствие упадка Уи Айлелло, наступившего в VIII веке, могуще­ственные Уи Мане, распространившие свою власть на всю юго-восточную [263] часть провинции, добились признания в качестве одной из ветвей «Трех Коннахтов». Не вполне ясно, насколько единство коннахтов и Уи Нейл-лов, подразумеваемое общими названиями «Дал Куинн» и «Половина Конна», соответствовало политической действительности; иными словами, на самом ли деле коннахты признавали Уи Нейллов верховными короля­ми Тары. Конечно, в ранней части официальных списков королей Тары присутствуют имена Нат И, сына Фиахры, и его сына Айлиля Молта наряду с именами их двоюродных братьев Уи Нейллов, но после гибели Айлиля в битве при Оха в 482 году Уи Нейллы стали единственными властителями Тары.

Странно, что в коннахтских списках королей не фигурирует Нат И: возможно, в качестве «короля Ирландии» он не мог быть только королем провинции; с другой стороны, Айлиль Молт именуется в них королем Коннахта. Когда Тирехан писал краткий очерк rеviаriит) миссионер­ских путешествий св. Патрика в конце VII века, он ни словом не упомя­нул о каком-либо короле Коннахта, хотя, по его словам, святой и посещал Круахан, где он крестил двух дочерей верховного короля Лоэгайре, сына Ниалла, находившихся там на воспитании. Эти сведения были истолкова­ны так, как будто они означали, что в эпоху св. Патрика король Тары автоматически занимал положение короля Коннахта. Если это так, то у нас есть все основания считать, что в V веке потомки Конна Ста Битв всц еще представляли собой единую и не разделившуюся на отдельные соперничающие группы общность. Возможно также, что даже во времена самого Тирехана четкие представления об отдельном высшем королевстве, охватывающем всю западную пятину, еще не устоялись.

Конечно же, нет никаких сомнений в искусственном характере ранней части коннахтских списков королей. В них были внесены обширные вставки, состоящие из имен представителей рода Уи Бриуйн, призванные удревнить и тем самым окружить ореолом респектабельности ту власть, которую эта династия на самом деле приобрела лишь в ходе VIII века. Сам Тирехан происходил из Тир Амалгадо и принадлежал к побочной ветви северных Уи Фиахрах, которые являлись наиболее влиятельным родом в Коннахте в VII веке. Он приводит подробные сведения относи­тельно северных и северо-западных областей провинции: северного Рос­коммона, Мэйо и Слайго, и лишь однажды прямо упоминает сыновей Бриона, королевские замки (аиlае) которых он помещает в Дума Селге близ древней столицы Круахана. Из описания Тирехана можно понять, что в его времена королевства Уи Бриуйн в Брефне еще не существовало, [264]

ибо Патрик идет через Маг Рейн в Лейтриме, прежде чем вступить в пределы Коннахта. Через 100 лет после смерти Тирехана Уи Бриуйн отодвинули границы Коннахта на восток, и к X веку Брефне охватило до того пустынные земли графства Каван.

Тирехан также кратко упоминает Уи Мане, указывая, что их королев­ство доходило до самого центра Роскоммона в Фуерти, так что под властью Уи Бриуйн Ай, видимо, находилась очень небольшая область. К востоку от них на берегах реки Шеннон обитали Корко Охланн или Кенел Майк Эрке, могущественный фортуат Коннахта. В «Трехчастном Житии», опирающемся на произведение Тирехана, о них говорится: «Род Макк Эрке сильнейший и могущественнейший из коннахтов, но он не правит подобно высшим королям». Ко времени написания этого произве­дения фальсификаторы генеалогий возвели род Кенел Майк Эрке к Бриону, и позднее они стали известны под именем Уи Бриуйн Синна, воспользовавшись удобным случаем разделить возвышение удачливых Уи Бриуйн Ай.

Правильнее всего, по-видимому, считать свидетельства Тирехана опи­санием подлинной политической ситуации в Коннахте в VII веке, а не предполагать, что он был в состоянии в точности воссоздать обстановку V века. К сожалению, Тирехан сообщает очень мало сведений о Цент­ральном и Южном Коннахте: в этих областях либо не сохранились патрикианские традиции, либо его миссия по собиранию таких сведений явно не встречала одобрения и понимания. Тирехан прямым текстом упоминает о таких противниках Армы, которые отнимают у св. Патрика причитающее­ся ему и которые боятся, как бы весь остров не был признан его парухией, если наследник св. Патрика выдвинет притязания на все, что по праву должно принадлежать ему. Св. Патрик крестил Уи Мане и основал церковь Фидарта (Фуерти), но не пошел дальше на юг. На самом деле на королевство Уи Мане распространялась церковная власть других церквей, а именно Клонферта и Клонмакнойса. Тирехан рассказывает, что клонмакнойсская община захватила много патрикианских церквей после «недавнего мора» (очевидно, 680~684 гг.): «община Клоно силой удер­живает многие места Патрика после недавних моровых поветрий» (familia Clonon per vim tenent locos Patricii multos post mortalitates novissimas).

Другие указания на быстрые изменения, происходившие в годы после того, как Тирехан писал свой труд, можно извлечь из того внимания, которое он уделяет многим скромным племенам по сравнению с правящими династиями Коннахтов. Некоторые подобные племена в действительности [266] исчезли и не упоминаются в более поздних источниках. Этот факт должен предостеречь многих исследователей от излишнего доверия к древности ирландской генеалогической традиции.

В число «внешних племен» Коннахта входят многие племенные группы, представленные и в других частях Ирландии. Тесно связанными между собой были племена Гайленга и Луигни: и те и другие обитали в средин­ных областях провинции. Расселившись к югу от гряды Оке, они образо­вали мощный барьер между Северными Уи Нейллами и Уи Бриуйн[2]. Они сами распространили свое влияние на менее могущественные племе­на и могли притязать на звание высшего королевства, как было признано в XII веке, когда из их владений был создан диоцез Ахонри. Их правящие роды О'Гара и О'Хара играли важную роль вплоть до XVII века. Баронства Галлен в Мэйо и Лейни в Слайго, а также Корран и Кулавин в горах Керлыо, господствующих над плодородной равниной Маг Луйрг, которой на определенном этапе завладели Уи Бриуйн Ай, были населены небольшими племенами, часть которых играет важную роль в легендах о происхождении коннахтов. Здесь обитали Грекрайге и Корко Фир Три, а также побочная ветвь вездесущих Калрайге, которые также обнаружи­ваются в Тир Амалгадо, в северном Слайго и Лейтриме в пределах высшего королевства Кайрпре Дрома Клиаб из дома Уи Нейллов, в во владениях Уи Нейллов в южной Тетбе и в Миде к востоку от реки Шеннон. Перенаселенность этой страны холмов говорит о том, что имен­но сюда удалялись вытесненные с прежних мест обитания народы, сумев­шие сохранить свое племенное самосознание.

Племена Киаррайге занимали особенно важное место в ряду коннахт-ских «внешних племен». В центре провинции расположились три племе­ни Киаррайге Коннахт: Киаррайге Ай из самого Круахана, владевшие землями бок о бок с Уи Бриуйн, Киаррайге Айртих в нескольких милях к северо-западу, а еще дальше к западу обитала племенная группа, известная под названиями Киаррихи Суперни или Киаррайге Уахтайр, Киаррайге Иартарах или Киаррайге Лоха Айрне. То обстоятельство, что эти три племени имели общее место собраний в Кара-на-Три-Туат (Кара Трех Племен, ныне Карранаду в баронстве Северный Баллинтобер), является очевидным свидетельством в пользу того, что когда-то они составляли единое королевство, раздробленное на части родом Уи Бриуйн в VIII и IX веках. На юго-западе провинции жили также Киаррайге Айдне. [267]

Еще одним племенем, широко распространившимся по территории Коннахта и обитавшим также в центральной части Ирландии, были Конмайкне, которые считали своим прародителем Аугайда Мак Кона. На крайнем западе Конмайкне Мара дали свое имя Коннемаре; самым важным ответвлением этого племени были Конмайкне Куле Толад, жив­шие на территории современного баронства Килмайне, на юге графства Мэйо; другие группы Конмайкне расселились вокруг озера Лох-Корриб, в северном Голуэе вокруг Дунмора, у истока реки Сак в западном Роскоммоне, рядом с Куиркни в Миде и в северной Тетбе близ Гранар-да. Конмайкне из Маг Рейн в южном Аейтриме стали играть важную роль в XI и XII веках; вероятно, они первыми двинулись на восток от Шеннона в Маг Рейн совместно с властвовавшими над ними Уи Бриуйн Брефне и в конечном итоге под покровительством Уа Руайрк захватили большую часть графства Лонгфорд, оттеснив на юг Кенел Мане из Тетбы: приобретенные ими в позднее время владения стали основой диоцеза Арды.

Между озерами Лох-Корриб и Лох-Маек обитало очень древнее племя, не сумевшее занять видного места в ирландской истории, — Патрайге, название которых говорит о том, что они были остатком до-кельтского населения, родственного, возможно, иллирийскому племени, ос­тавившему свой след в названии баварского курорта Гармиш-Партенкир-хен. Вероятно, именно оно являлось подлинным предком Шир Умайлл с побережья залива Клю, позднее появившихся на исторической сцене под именем Уи Бриуйн. Племя Согайн составители генеалогий относили к круитни: сообщается, что подобно Лойгис (с которыми их, таким образом, соединяли узы близкого родства) они разделялись на семь групп, шесть из которых были расселены в королевстве Уи Мане. Они составляли боль­шинство населения в северной части этого высшего королевства, но нам известно и о Согайн, обитавших в Миде или Бреге и в Шернмаге среди племен союза Айргиаллы.

Как и Конмайкне, племя Делбна было рассеяно на территории от восточных до западных берегов Ирландии. К западу от города Голуэй в землях, позднее принадлежавших О'Флаэрти, обитали Делбна Тире да Лох. Небольшая группа проживала восточнее озера Лох-Корриб. Более могущественное королевство образовали Делбна Нодот (или Нуадат — название, обозначающее происхождение от бога Нуаду, который в некото­рых отрывках самой ранней генеалогической схемы очевидно считался божеством-прародителем всех ирландцев). Они подчинялись Уи Мане и [268] занимали всю область между реками Сак и Шеннон. В прежние времена они, несомненно, составляли единое территориальное образование с Делб-на Бетра, располагавшимися сразу за рекой Шеннон, власть над которыми захватил кукушонок, выросший в их гнезде, Клонмакнойс, монастырь свя­того Киарана. Мы уже высказывали предположение, что Уи Мане в ходе VI века, когда разошлись исторические пути Уи Нейллов и коннахтов, сходным образом были отрезаны от своих сородичей, живших к востоку от Шеннона[3]. Также в Миде проживали еще два племени Делбна, одно из которых дало свое имя баронству Делвин.

Анналы, составленные в Клонмакнойсе, и остальные источники, опи­равшиеся на них (особенно Анналы Четырех Мастеров), изобилуют вставками из официальных списков королей, выказывающих явное пред­почтение роду Уи Бриуйн. Анналы Ульстера и Анналы Инисфаллена свободны от подобных искажений, но их сведения относительно Коннахта в ранний период истории носят довольно отрывочный характер.

Впрочем, из источников выясняется, что с конца V до середины VIII века наибольшим влиянием в Коннахте пользовалась династия Уи Фиахрах, даже принимая во внимание то обстоятельство, что, скорее всего, в тот период институт верховной королевской власти над провинцией не существовал как таковой. Хотя в позднюю эпоху северных Уи Фиахрах отделяли от Уи Фиахрах Айдне, обитавших на юго-западе, большие про­странства, гегемония, которой они располагали над расселенными на этих просторах племенами-данниками, скорее всего, имела расплывчатую при­роду, характерную для племенного состояния ирландского общества в VI и VII веках, так что географическое расстояние между двумя ветвями господствующей династии не имело решающего значения до тех пор, пока возвышающийся род Уи Бриуйн не установил новых принципов властво­вания, опирающихся на понятие территориального господства и, распрост­ранив свою власть как раз на промежуточную область, не отрезал одну группу Уи Фиахрах от другой и не низвел Уи Фиахрах Айдне до положения небольшого зависимого королевства. Этому процессу также способствовала экспансия Уи Мане, которые, в свою очередь испытывая давление на севере со стороны Уи Бриуйн Ай, продвигались в южном и западном направлениях.

Северные Уи Фиахрах владели областью в устье богатой лососем реки Мой, с плодородной прибрежной полосой (Муйреск), простиравшейся [269] на восток от реки. Это была страна Тирера (Тир Фиахрах), над которой в конце Средних веков властвовали О'Дауды, и именно здесь род Мак Фирбисов, наследственных хранителей родословных О'Даудов Dиbhdа), хранил множество рукописей, из которых мы черпаем наши знания по истории ранней Ирландии. Последний представитель этой ученой семьи, Дубалтах Мак Фирбис, во введении к Книге Генеалогий, написанной им в 1650 году, защищает добрую славу своего народа от обвинений в том, что ирландцам были неизвестны каменные постройки до прихода норвежцев, а позднее норманнов. Он указывает на свидетельства ратов и других земляных сооружений в любопытном отрывке, который иллюстрирует сочетание традиционных сказаний, передаваемых его кастой, с зачатками научного подхода. Он говорит о крупном форте близ родины Мак Фир­бисов в Лекане:

«По всей Ирландии в изобилии встречаются очень большие королев­ские земляные укрепления и ограды, и в них многое сложено из гладкого хорошо обтесанного камня и погреба или помещения под землей под их стенами, например, в Рат Мэлхата в Кашлен Конхабайр, у Бале Уи Дувда в Тир Фиахрах, на берегах Мой.

Под стеной этого рата имеются девять подвалов из гладкого камня, и я был внутри, и я думаю, что это один из очень древних ратов в Ирландии, а его стены достаточной высоты для укрепленного двора. Этот и многие другие сходные вопросы я оставляю на суд знатоков...»

Ратмулка на самом деле представляет собой впечатляющее сооруже­ние, содержащее большой комплекс подземелий. Он господствует над бродом через устье реки, ведущим во владения Уи Фиахрах в Тир Амалгадо на стороне Мэйо, а также с него открывается прекрасный вид на само устье реки и многочисленные острова. В одном стихотворении из «Старины мест» описывается король, сидящий на холме Ард-на-Риаг в трех или четырех милях к югу от Баллины и наблюдающий за своими кораблями, выплывающими из реки в море. Несложно понять, почему титул «король Моя» был излюбленным титулом этой династии. В пре­красном отрывке из древнеирландской песни, сохранившемся в трактате о стихотворных размерах, говорится:

 

Mac rig Muaide mid samraid

fuair i fid uaine ingin;

tuc do mess ndub a draignib,

tuc airgib sub fo subnib.

 

Сын короля Моя посреди лета

встретил в зеленом лесу девушку;

она дала ему черные ягоды терна,

дала пригоршню земляники на тростнике. [270]

 

Перед нами — ранний пример темы binsin luachra («шелест тростни­ка»), широко распространенной в современной ирландской народной по­эзии и родственной средневековой французской пасторали.

Ратмулка был родиной Маэл Котайда, сына Маэл Умай, короля Коннахта согласно спискам королей, хотя в Анналах Улъстера он имену­ется всего лишь «королем Уи Фиахрах» (rex nepotum Fiachrach). Анна­лы Улъстера фиксируют его бегство в битве при Эхросе (Орис Хед) в 603 году, когда Уи Фиахрах Муйрске потерпели поражение от Кенел Кайрпри. Эта битва является одним из эпизодов непрестанной вражды между коннахтами и Северными Уи Нейллами за контроль над стратеги­ческим маршрутом через Слайго.

Поражение Маэл Котайда (нам ничего не известно о его смерти), возможно, способствовало тому, что его род не сумел удержать власть над долиной реки Мой. В будущем его септ обнаруживается далеко к югу под названием Фир Хера из Карры в графстве Мэйо. Побочная ветвь, позднее давшая королевский род северных Уи Фиахрах, впер­вые представлена в списках королей Коннахта Дунхадом Муриски, жив­шим в конце VII века: судя по его прозвищу, он захватил власть над Муйреск[4].

Предпоследним предшественником Дунхада на королевском престоле Коннахта был Гуайре Айдне из рода южных Уи Фиахрах. Он играет выдающуюся роль в сагах королевского цикла, и на время его правления пришелся наивысший пик могущества Уи Фиахрах Айдне в Коннахте. Хотя завоевание мунстерцами Томонда по традиции датируется V веком, вполне возможно, что истинные сроки экспансии Северных десси в Вос­точный Клэр обозначены сражением при Карн Ферадайг, состоявшимся в 627 году Карн Ферадайг (Каэрнарри в Лимерике) позднее определял границу между северной и южной ветвями Малых десси. В этой битве Гуайре был обращен в бегство Файльбе Фланном, королем Кашеля, а король Уи Мане был убит. Как мы помним, в 538 году Гоибненн, сын Коналла, король Уи Фиахрах Айдне, отстоял право своей династии на господство над Уи Мане, нанеся поражение Мане, сыну Керрбела, из рода Южных Уи Нейллов[5]. В 627 году Гуайре, скорее всего, был еще слишком молод, и неудача, которую он потерпел, должно быть, способство­вала успеху Рагаллаха, сына Уату, который стал королем Коннахта и [271] правил до  своей  смерти  в  649  году,  успев за время  своего  правления заложить основы преуспевания рода Уи Бриуйн.

В 649 году Гуайре потерпел еще одно крупное поражение от верхов­ного короля Тары Диармайта, сына Аэда Слане, в сражении при Карн Конайлле в своей родной области близ Горта. Согласно спискам королей, Гуайре стал королем Коннахта только после смерти в 655 году своего брата Лайдгнена или Лоингсеха. Так как Лайдгнен не стал родоначаль­ником династии, влияние которой могло обеспечить включение его имени в списки королей, скорее всего, он правил Коннахтом на самом деле. Его правление ни словом не упоминается в саге о битве при Карн Конайлле, но возможно, что поражение Гуайре повлекло за собой временную утрату королевства, которая, в свою очередь, привела к возникновению легенд о том, что он вынашивал намерение обратиться к религиозной жизни. В стихо­творении IX века «Король и отшельник» Гуайре посещает своего (веро­ятно, совершенно легендарного) брата Марбана в его лесном убежище и спрашивает его, почему он ведет такой образ жизни. Марбан отвечает:

 

Тис нетленный

мой моленный

дом лесной;

дуб ветвистый,

многолистый 

сторож мой...

Яблок добрых,

алых, облых —

в куще рай;

мних безгрешен,

рву с орешин

урожай.

Ветер веет,

листья плещут,

шелестят;

струйным звоном

вторит в тон им

водопад![6]

 

Тогда Гуайре говорит, что он отдал бы свое королевство за то, чтобы жить со своим братом в монашеском уединении.

Однако сага о битве при Карн Конайлле обращает военное пора­жение Гуайре в моральную победу. Очевидно, эта сага была составлена в Клонмакнойсе, и она отражает успех этого монастыря, приобретшего и удерживавшего поддержку соперничавших между собой Уи Нейллов и коннахтов. Диармайт и Гуайре соревнуются друг с другом в благочес­тии, но Гуайре выигрывает соревнование благодаря своей скромности и [272] щедрости. Накануне битвы Диармайт отправляется в Коннахт через Клонмакнойс, где он просит аббата и общину молиться о его благополуч­ном возвращении. Задним числом оправдывая поглощение Клонмакнойсом одного более слабого соперника в IX веке, составитель повести говорит, что Диармайт подарил Клонмакнойсу землю, на которой стоял монастырь Лиат Манхайн, «и наложил три проклятия на короля Миде, если кто-либо из его людей возьмет оттуда хотя бы глоток воды. Потому ни один король Миде не осмеливается смотреть на него и ни один из его людей не осмеливается есть его пищу». Диармайт попросил также похо­ронить его в Клонмакнойсе, что в конце концов (как говорит автор) и было исполнено. Гуайре посылает Куммене Фоту, аббата Клонферта, просить перемирия, но хотя коннахтские войска вкупе с их союзниками превосходят противника числом, Диармайт, полагаясь на волю Божью, отказывает в перемирии и побеждает.

Когда побежденный Гуайре является к Диармайту, чтобы «покорить­ся на мече» (giallad fri claideb) — по словам автора саги, это выражение буквально означало, что победитель вкладывал острие своего копья или меча меж зубов лежащего противника, — верховный король испытывает его прославленную щедрость, и шут, прокаженный и другие бедняки выпрашивают у распростертого на земле короля дары. В конце концов Гуайре просит у Диармайта позволения подняться, чтобы снять рубаху, так как это все, что у него осталось, и отдать ее одному отшельнику-калди. «Что ж, — сказал Диармайт, — ты покорился другому королю, Сыну Божьему. И вот мое повиновение тебе». Так был заключен мир. Даже после смерти Гуайре, спустя много лет один шут пришел на его могилу в Клонмакнойсе, и из могилы показалась рука покойного короля с пригорш­ней праха, который превратился в золото, «и это была последняя щедрость Гуайре».

В саге утверждается, что на помощь Гуайре в битве при Карн Конайлле пришли мунстерские войска под началом Куана, сына Энды, короля Кашеля, Куана, сына Коналла, короля Уи Фидгенти, и Толомнаха, короля Уи Лиатайн. Все они погибли в бою. Это сообщение неправдопо­добно: в ранних анналах мы не находим никаких упоминаний об этих союзных частях, тем более что, по сообщениям этих источников, Куан, сын Энды, умер в 641 году. Уи Лиатайн вряд ли принимали участие в событиях, разворачивавшихся столь далеко от их родного края, а имя Толомнах кажется довольно необычным, хотя оно и появляется в родо­словных Корко Байскинд, а некий Таламнах, сын Лайдкенда, король [273] Корко Байскинд, был убит в 665 году в битве при Лох Фен (Лохфейн в графстве Лимерик) между мунстерцами и коннахтами. Не исключено, что он сражался на коннахтской стороне. Однако его сын погиб в 721 году в бою между Корко Байскинд и коннахтами, что может служить указанием на упадок Уи Фиахрах Айдне и распространение власти Мунстера на весь Томонд.

Отношения между Гуайре и Уи Фидгенти (сфера влияния которых иногда простиралась даже на земли к северу от устья реки Шеннон) отражены в стихотворении, приписываемом Креде, дочери Гуайре, которое якобы представляет собой надгробный плач по принцу Динертаху из рода Уи Фидгенти, который был смертельно ранен «в битве при Айдне». Впрочем, профессор Карни считает это стихотворение подлинным произ­ведением VII века, написанным придворным поэтом Гуайре, и ранним примером проявления бардовского причудливого воображения, когда поэт представляет себя в роли законной супруги своего покровителя. Таким образом, это является тонким комплиментом мунстерскому принцу:

«Великая любовь к человеку из другой страны, который превзошел своих сверстников, похитила мой румянец (он почти поблек); она не дает мне спать.

Мне хорошо живется у Гуайре, короля холодного Айдне, но моя душа устремляется прочь от моего народа в страну, находящуюся в Иарлуахайре.

В краю славного Айдне, у Келл Холмайн, люди поют о славном пламени с юга Луимнеха[7] могил, имя которому Динертах».

Вокруг цикла саг и стихотворений о Гуайре Айдне скопилось также множество агиографических преданий. Рассказывались истории о его близком знакомстве с такими святыми, как Куммене Фота из Клонферта, Колман, сын Дауи из Килмакдуа, Кайммин из Инис Келтра и оригиналь­ным святым простецом Мак-да-Хердой «сыном двух ремесел», который, возможно, представляет собой одно лицо с Комганом, аббатом Эмли, о котором мы уже говорили в связи с собором Мак Ардды[8]. Из всего этого можно сделать вывод, что влияние Гуайре, пусть и косвенным образом, распространялось на некоторые области Мунстера. Килмакдуа, главная церковь его владений и позднее их епископская кафедра, распола­гался на границе с владениями Коркомруад, а Куммене Фота был родом [274] из Мунстера. В самом деле, вполне вероятно, что Гуайре во многом заслужил свою добрую славу благодаря тому, что оказывал покровитель­ство примечательной экспансии святых из Западного Мунстера вверх по течению реки Шеннон, о которой мы уже говорили. Инис Келтра на озере Аох-Дерг был тесно связан с Дал Кайс из Томонда, однако обитель святого Кайммина сама вытеснила память о лейнстерском святом Колуме, сыне Кримтанна, из Терригласса. Туайм Грене (Томгрейни), еще одна церковь Дал Кайс, также могла привлекать интерес Гуайре, и вполне возможно, что он стал предком двух аббатов, Рехтабры уа Гуайри и Катнии уа Гуайри, умерших соответственно в 752 и 794 году. Даже в X веке Туайм Грене управлял аббат из рода Уи Фиахрах Айдне, Кормак уа  Киллин, который умер в 966 году и был также аббатом Клонмакнойса и Роскоммона: именно он построил церковь и ее круглую башню (с1о'щ1НесН,  буквально «колокольный дом»; это — первое письменное упоминание о подобном сооружении).

Таким образом, власть Гуайре, по-видимому, простиралась на Томонд и, возможно, обеспечивала ему верховное господство над Коркомруад и Кор­ке Байскинд, что привело к соперничеству с Уи Фидгенти. Кроме того, в его непосредственном подчинении состояла территория, которая лишь позднее полностью перешла к Северным десси или Дал Кайс. Неспособ­ность династии Гуайре удержать власть над этой областью обусловила последующий ее упадок и, соответственно, незначительную роль, которую она стала играть в истории королевства Коннахт. В Хронике Скоттов при сообщении о смерти сына Гуайре Муйрхертаха Нара в 668 году он именуется «королем Коннахта», но в других источниках упоминается лишь один король этой пятины из рода Уи Фиахрах Айдне, внук Гуайре Фергал Айдне, который умер в 697 году. Два других потомка Гуайре — его сын Айрмедах и его внук Экомрас, сын Конгала, — погибли в 675 и 697 году, но нам ничего не известно об обстоятельствах их гибели. Тесные отношения между Южным Коннахтом и Томондом, безусловно, сохранялись, и когда политическая ситуация в стране изменилась кардиналь­ным образом, Уи Фиахрах Айдне и Уи Мане оказались единственными ирландскими королевствами за пределами Мунстера, выставившими свои контингенты войску Бриана Боромы в битве при Клонтарфе в 1014 году.

Креде, дочь Гуайре, сама стала героиней целого цикла романтических легенд, дошедших до нас в виде отдельных отрывков. Она выступает в роли прототипа Изольды в ранней версии сказания о Тристане — повести о Кано, сыне Гартнайта из Ская, который недолгое время пребывал при [275] дворе Гуайре; функции короля Марка исполняет носящий сходное имя Маркан, сын Томайне, король Уи Мане, погибший в сражении с королями Уи Бриуйн: Кенн Фаэладом, сыном Колгу, и Маэнахом, сыном Баэти-не, — в 653 году.

Имя Гуайре также связывают с фигурой нестерпимо высокомерного поэта и ученого Сенхана Торпеста в саге о том, как было найдено «Похищение быка из Куальнге». Сенхан подвергает гостеприимство Гу­айре тяжелейшему испытанию, угрожая сочинить на него хулительные стихи, и король выходит из щекотливого положения лишь благодаря совету своего брата (или племянника), отшельника Марбана, который приносит в жертву своего любимого белого кабана, чтобы жена поэта Муренн полу­чила свиное сало. В ранненовоирландской версии «Барды в гостях у Гуайре» (Tromdann Guaire) текст представляет собой настоящую паро­дию на претензии сословия поэтов, хотя Иейтс сделал Сенхана героем своей пьесы «Порог короля». Упоминание о существовании саги, пове­ствующей о том, как было найдено «Похищение быка из Куальнге», появляется уже в «Глоссарии» Кормака. В конце концов Сенхану при­шлось умолкнуть, когда Марбан попросил его рассказать сагу о быке из Куальнге. Ульстерский эпос был утерян, ибо единственный список увез за пределы страны один ирландский ученый и обменял его на книгу Кулмена (энциклопедическое сочинение Исидора Севильского «Этимологии»). В этом рассказе содержится зерно истины, так как в VII веке местная ирландская мифологическая и героическая традиция оказалась под угро­зой исчезновения из-за растущей популярности латинской культуры, ко­торая считала произведение Исидора «вершиной» познания. Однако Сенхану удалось вызвать тень ульстерского героя Фергуса, сына Ройга, который и рассказал ему весь эпос.

В неожиданно неприглядном свете Гуайре появляется в другом ран-неновоирландском тексте, изобилующем фольклорными мотивами Житии святого Келлаха (Betha Chellaigh), епископа Киллалы и покровителя этого диоцеза. Так как Келлах изображается сыном Эогана Бела, то он должен был жить (если он когда-либо существовал в действительности) на 100 лет раньше Гуайре, а само Житие во многом гораздо больше напоминает светский роман, чем агиографическое сочинение. Эоган Бел погиб в битве при Сликехе (река, протекающая через город Слайго) в 543 или 547 году, защищая Коннахт от Северных Уи Нейллов, которыми руководили Форггус и Домналл, сыновья Муйрхертаха, сына Эрк, и Айнмере, сын Сетны, из Кенел Конайлл. В саге говорится, что Эоган Бел [276] был похоронен в стоячем положении в Райт Уа Шиахрах на Кнокари лицом на север со своим красным копьем в руке. До тех пор пока его тело оставалось нетронутым, северяне не могли победить Коннахт. Нако­нец Уи Нейллы собрались на совет и откопали тело Эогана, похоронив его лицом вниз в Оэнах Лоха Гиле, месте собраний на озере Лох-Гилл.

Именно в этих местах, во владениях королевства Кайрпре Дрома Клиаб, произошло сражение при Кул Древне между этими северными князьями, на сей раз выступавшими в союзе с Аэдом, сыном Эху, королем Коннахта, и верховным королем Тары Диармайтом, сыном Керрбела, в 560 или 561 г.[9] На протяжении следующих столетий власть Коннахта возвышалась, и Уи Бриуйн Брефне отрезали эту северную часть королев­ства Кайрпре от ее западной половины в графстве Аонгфорд. Вследствие этого Коннахт заявил свои права и на эту область: согласно традиции, доисторическая пятина Коннахт граничила с Ульстером по реке Дроуз в нескольких милях к северу от Друмклиффа. Однако по своим естествен­ным симпатиям короли Кайрпре Дрома Клиаб всегда тянулись к своим северным сородичам, и статус их королевства оставался предметом споров вплоть до XVI века.

В 550 году сын и преемник Эогана Бела Айлиль Инбанда был убит теми же Форгуссом и Домналлом в Кул Конайре в Кере; впрочем, возможно, это сообщение появилось в результате неправильного истолко­вания ранней записи, в которой говорилось о том, что Айлиль пал от рук своих сородичей Уи Фиахрах, Фир Хера, которые также вели свой род от Мак Эрка.

В генеалогической традиции Эоган Бел занимает неясное положение; по наиболее правдоподобным свидетельствам, он был внуком Айлиля Молта. Он определенно принадлежал к роду Уи Фиахрах, несмотря на попытки составителей некоторых списков королей сделать его сыном Дауи Тенга Умай или Дауи Галаха из рода Уи Бриуйн. Историческая достоверность родословной Уи Бриуйн, Дауи — Эоган Срем — Муйре-дах Мал — Фергус — Эху Тирмхарна, чрезвычайно сомнительна[10]. Эоган Срем и Муйредах Мал являются всего лишь двойниками Эогана Бела и его сына Муйредаха, брата Келлаха. Дауи Тенга Умай и Дауи [277] Галах изначально представляли собой одно лицо: оба были из каких-то неясных соображений включены в генеалогию Уи Бриуйн. Ни Тирехан, ни «Трехчастное Житие» ни словом не упоминают Дауи, сына Бриона: это умолчание было бы чрезвычайно странным, если бы Тирехану был известен такой король Коннахта. Какое бы предубеждение к сопернича­ющей династии, будучи представителем рода Уи Фиахрах, ни испытывал Тирехан, он мог бы с легкостью выразить его, вложив проклятие в уста святого, но Патрик у него лишь мимоходом благословляет сыновей Бриона.

Героем второй половины Жития Келлаха становится Муйредах, сын Эогана Бела, которого, как и его брата святого, вероломно убивает Гуайре. Несмотря на позднее время написания текста и анахронистическое вклю­чение в ткань повествования Гуайре, в данном случае мы обнаруживаем подлинные воспоминания о вражде между северной и южной ветвями Уи Фиахрах.

На первый взгляд Эху Тирмхарна и его сын Аэд, короли Коннахта VI века, якобы происходившие из рода Уи Бриуйн, кажутся исторически­ми лицами. Однако то обстоятельство, что о смерти Аэда в 577 году Анналы Улъстера сообщают следующим образом: «убийство Аэда, сына Эху Тирмхарны, (совершенное) Уи Бриуйн» (ingulatio Aedha maic Echach Tirimcharna la Hu Briuin), в сочетании с тем фактом, что это сообщение представляет собой первое упоминание о Уи Бриуйн в ранних анналах, заставляет нас заподозрить, что Аэд погиб, будучи не королем Уи Бриуйн, а первой выдающейся жертвой их честолюбия. В Анналах Инисфаллена он именуется «королем Коннахта»; здесь же мы находим утверждение, что он якобы отдал Энах Дуйн святому Брендану Клонфертскому. Одна­ко вряд ли король, властвовавший над равниной Маг Ай, мог распоря­жаться Аннагдауном на озере Лох-Корриб.

Родословные Уи Бриуйн проявляют все признаки фальсификации. Так как эта династия играла относительно маловажную роль в истории VII столетия и стала распространять свое влияние за пределы Централь­ного Коннахта лишь в ходе VIII века, приблизительно в эту же эпоху и должно было происходить обильное почкование ее генеалогического дре­ва. Ветви ирландских генеалогий обычно разрастаются по мере того, как династия приобретает все больше власти и влияния. Однако и Уи Бриуйн Умайлл с берегов залива Клю, и Уи Бриуйн Синна из Восточного Рос­коммона, и Уи Бриуйн Сеола из области Туам в графстве Голуэй, а также Уи Бриуйн Брефне и Уи Бриуйн Ай с помощью незафиксированных или сомнительных предков возводят свой род к Бриону или его сыну Дауи, [278] якобы жившему в V веке. Уи Бриуйн Синна, ранее известные под назва­нием Кенел Майк Эрке, и Уи Бриуйн Умайлл (впервые упомянутые под этим именем в 787 году) почти наверняка были включены в родослов­ную в VIII веке: такой ход обеспечивал им статус племени, освобожденно­го от дани (sаеr-thuathа), и одновременно позволял власти Уи Бриуйн закрепиться на территории от реки Шеннон до залива Клю.

 

Хотя смерть Уату, сына Аэда, зафиксирована в 601 или 602 году, Анналы Ульстера не называют его королем Коннахта. Первым предста­вителем рода Уи Бриуйн, которого мы с некоторыми основаниями можем считать королем Коннахта, был его сын, современник Гуайре Рагаллах, сын Уату, который умер в 649 году. Согласно спискам королей, он убил своего предшественника, отца Гуайре Колмана, сына Кобтаха, в сражении при Кенн Буге (Камбо близ Роскоммона). В позднем переложении королевских саг, переработанных в псевдолетописной форме, он изобража­ется в довольно мрачном свете. Рагаллах захватил королевский престол, вероломно убив своего брата, а его жена Муренн узнант, что он примет смерть от собственного потомства. Поэтому, когда она рождает дочь, Рагаллах бросает дитя на произвол судьбы. Однако она остается в живых, и ее воспитывает одна вдова. Позднее Рагаллах принимает девуш­ку к своему двору и делает ее своей любовницей. Муренн обращается за помощью к своему приемному сыну Диармайту, верховному королю Тары, и святые Ирландии приходят в Коннахт, чтобы поститься против Рагаллаха и проклясть его. Однажды мимо краннога, в котором пребывает Рагаллах, пробегает олень, и король садится в лодку, чтобы поохотиться на него. Когда он приплывает к берегу, то обнаруживает, что оленя убили крестья­не, добывающие в болоте торф. Рагаллах требует от них тушу животного, и они убивают его заступами: так его постигла бесславная смерть, которую навлекли на него проклятия святых.

В Анналах Ульстера лишь мимоходом упоминается гибель Рагалла­ха, короля Коннахта. Судя по всему, он не обладал серьезным влиянием, так как рассказ о его смерти от рук крестьян представляет собой всего лишь развернутое повествование о подлинном событии, зафиксированном в Анналах Тигернаха. Он был убит Маэл Бригте, сыном Мотлахана, и Корко Куллу, подчиненным племенем (aithech-thuath) Киаррайге, кото­рые все еще составляли крупнейшую часть населения в родной области Уи Бриуйн, равнине Маг Ай. В очень раннем стихотворении, которое в саге приписывается Муренн, Рагаллах именуется «королем Селги» (ri [279] Selga). Здесь же сообщается, что он был похоронен в Баслике (Баслекк, basilica sanctorum). Это раннее патрикианское сооружение, единственная ирландская «базилика», хотя и находилась на равнине Маг Ай, оставалось в руках Киаррайге до конца VIII века.

Начало экспансии Уи Бриуйн на запад можно отсчитывать со време­ни смерти следующего представителя этой династии, достигшего королев­ской власти над провинцией Коннахт. Кенн Фаэлад, сын Колгу, из Уи Бриуйн Сеола был убит Конмайкне Куле в 682 году. Тот факт, что эти ранние короли из рода Уи Бриуйн погибали от рук вассальных племен, дает понять, что в своих новых владениях они еще представлялись не­зваными гостями. Эта кажущаяся нестабильность Уи Бриуйн могла вы­зывать у все еще господствующих Уи Фиахрах чувство ложной защи­щенности. Однако новый политический курс, проводимый Уи Бриуйн и направленный на создание королевства, которое основывалось бы на территориальном владычестве, заложил прочный фундамент будущего мо­гущества этой династии. Племена, связанные с Уи Фиахрах не слишком крепкими узами верности, стали изъявлять свою преданность Уи Бриуйн — частью по принуждению, частью следуя своим интересам, частью же входя в состав самой династии Уи Бриуйн. В итоге под контролем Уи Фиахрах остались лишь те земли, которыми они владели в качестве самостоятель­ного племени. В VIII веке из рода Уи Фиахрах вышло только три короля Коннахта, а после смерти Донн Котайда, сына Катала, в 773 году Уи Бриуйн стали безраздельно властвовать провинцией, хотя разделение их династии на ряд септов сулило вызвать в будущем еще более жесто­кую борьбу за королевскую власть.

В 704 году верховный король Тары Лоингсех, сын Энгуса, пошел в поход на Коннахт, но потерпел поражение и был убит в битве при Коранне в Южном Слайго: «в четвертый день июльских ид [12 июля] в шестом часу в субботу» — с необычной точностью говорят анналы. Лоингсех происходил из Кенел Конайлл, которые вследствие продвижения Кенел Эогайн на территорию современного графства Лондондерри оказались под угрозой изоляции. Единственный выход для Кенел Конайлл, чтобы сохранить благосостояние династии, заключался в продвижении на юг, в Коннахт. Несомненно, Лоингсех также желал укрепить реальное значе­ние своего титула верховного короля: он входит в число тех немногих королей Тары, за которыми Анналы Улъстера признают звание «короля Ирландии». Однако Лоингсех потерпел неудачу, а его сын Флатбертах, отрекшийся от престола под давлением Аэда Аллана в 734 году, был [280] последним королем Тары из рода Кенел Конайлл. В сражении погибли три сына Лоингсеха и множество других знатных людей из войска Уи Нейллов, а победу одержал Келлах, сын Рагаллаха, который умер год или два спустя, приняв духовный сан. В саге Келлах предстает в образе древнего старика, и на самом деле его отец был убит за 55 лет до описываемых событий. Однако он был вовсе не таким немощным стар­цем, каким его изображали в своих сатирах поэты верховного короля. Искупавшись в настое из трав и намазавшись маслом, он садится между двумя Дунхадами — Дунхадом Муриски и «другим Дунхадом» — и идет в сражение. Его старые кости издают громкий треск, когда он выпрыгивает из колесницы. Он обещает королевство двум Дунхадам и после победы удаляется в монастырь.

Автор саги несколько перепутал хронологию событий; если же он ничего не путает, то в действительности Келлах занимает неверное место в списках королей. По официальной доктрине, ему наследовал не Дунхад Муриски, а сын Дунхада, Индрехтах. Кто скрывается под именем «другой Дунхад», мы не знаем. Келлах, сын Рагаллаха, иначе именуется Келлахом Аоха Киме, по названию озера Лох Киме (ныне Лох-Хакет близ Хед-форда) на крайнем западе Маг Ай. Его дети, Сил Келлайг, на протяже­нии VIII века с успехом соперничали с Сил Муйредайг и Сил Катайл в борьбе за королевский престол Коннахта, однако позднее были вытесне­ны из области Хедфорда родом Уи Бриуйн Сеола.

Преемник Келлаха Индрехтах, сын Дунхада, из рода Уи Фиахрах Муаде, был убит в 707 году, потерпев поражение от войска Северных Уи Нейллов под началом Фергала, сына Маэл Дуйна, короля Кенел Эогайн, Фергала, сына покойного верховного короля Лоингсеха, и Коналла Менна, короля Кенел Кайрпри. Таким образом, Уи Нейллы отомстили коннахтцам за поражение 704 года. Рассказывая об этом событии, Анна­лы Тигернаха именуют Индрехтаха «королем трех Коннахтов» (ri teora Connacht). Это выражение входит в обычное словоупотребление с VIII по X век и может служить указанием на развитие представлений о королевской власти над всей пятиной Коннахт, возникших в противо­вес претензиям Уи Нейллов. Эволюция таких представлений шла толь­ко на пользу Уи Бриуйн, занимавших срединные равнины Коннахта и безраздельно владевших доисторической столицей провинции Круаханом в Маг Ай.

Время правления Индрехтаха, сына Муйредаха, с 707 по 723 год, ознаменовалось дальнейшим сплочением Уи Бриуйн в качестве господствующей [281] династии Коннахта. Индерхтах умер своей смертью, совершая паломничество в Клонмакнойс, дружеские связи с которым способствова­ли укреплению позиций Уи Бриуйн в Южном Коннахте. Его прабабка Муренн упоминается в одном архаическом хвалебном стихотворении, по­священном Индрехтаху (в саге о Рагаллахе ей приписываются некоторые характерные черты мифологического персонажа):

 

Indrechtach iath mBruiun,

bresfhota, bailc baind,

breo derg di chlaind

chet rig, roart caur,

cainfhael ilchonda,

aue Muime muin.

 

Индрехтах земель Бриона,

воюющий в дальних пределах, с могучими подвигами,

красное пламя детей

ста королей, высочайший воитель,

прекрасный волк (среди) множества псов,

драгоценный потомок Муренн.

 

Возвышению Уи Бриуйн также способствовал упадок «Третьего Кон­нахта», Уи Айлелло к северу от Маг Ай. В 743 году этот род участвовал в сражении на Маг Луйрг, долине реки Бойл, с Гайленга. В 752 году Уи Бриуйн сами нанесли поражение племени Калрайге Луйрг, в то время, скорее всего, являвшемуся вассалом Уи Айлелло. В 753 году Уи Айлелло потерпели поражение от грекрайге. В 789 году Уи Айлелло победили Ауигни в битве при Ахад Абле в баронстве Коранн, а в следующем году вновь нанесли им поражение при Ат Ройс, убив Дуб-да-Туата, вождя трех септов Луигни Коннахт (dux na tri sloinnte). Однако эти победы были лишь агонией умирающего: династия Уи Айлелло исчезает со стра­ниц истории после битвы при Ард Маккриме в 792 году, о которой в анналах сообщается, что «внуки Айлиля были уничтожены» (nepotes Ailello prostrate sunt). Победители не названы, но среди убитых упомина­ются Катмуг, сын Шлатбертаха, король Кайрпре, и Кормак, сын Дуб-да-криха, король Брефне. Кормак является первым правителем Брефне, упо­мянутым в анналах, хотя его имя и не было включено в сохранившиеся родословные Уи Бриуйн Брефне. Правда, Анналы Тигернаха, сообщая о смерти Маэнаха, сына Баэтине, в 653 году, называют его королем Брефне, но ввиду характера этого источника мы можем с уверенностью утверж­дать, что этот титул представляет собой анахронизм: племянник Маэнаха Дуб Дотра, сын Дунхада, называется в Анналах Ульстера в 743 году всего лишь «королем Уи Бриуйн», хотя Анналы Тигернаха наделяют его титулом «короля Уи Бриуйн и Конмайкне», обычным для его потомков, рода Уа Руайрк, королей Брефне. [282]

Должно быть, Уи Бриуйн Ай с некоторым удовлетворением следили за победами Луигни, Гайленга и Грекрайге над Уи Айлелло: в конечном итоге именно они извлекли выгоду из этих побед, и позднее равнина Маг Луйрг перешла во владение Сил Муйредах. В 754 году Уи Бриуйн сражались с Кенел Кайрпри при Ард Нойскане на территории Уи Айлел­ло: частое участие королей Кайрпре из рода Уи Нейллов в коннахтских войнах той эпохи может объясняться их попытками устранить разрыв между слаго-лейтримской и лонгфордской частями их королевства, который стал реальной угрозой вследствие экспансии Уи Бриуйн Брефне. В 762 году Кенел Кайрпри одержали победу над Луигни.

В годы правления Айлиля Медрайге из рода Уи Фиахрах Муайде, ставшего королем Коннахта, Уи Бриуйн потерпели относительную неуда­чу. Прозвище короля, вероятнее всего, означает, что он воспитывался подвластным племенем Медрайге, расселившимся на восточном берегу залива Голуэй. В 758 году он нанес поражение Уи Бриуйн при Друйм Робайг (Дромровей) в Южном Мэйо; однако место сражения, находя­щееся во владениях Шир Хера, говорит о том, что в роли агрессоров выступали Уи Бриуйн. После смерти Айлиля в 764 году королевская власть перешла к Дуб-Индрехту, сыну Катала, из рода Уи Бриуйн, который нанес сокрушительное поражение племени Конмайкне Куле Толад в битве при Срутайре (Шруле, графство Мэйо), тем самым в очередной раз обозначив непреклонное стремление своей династии к захвату западных областей Коннахта. Отец Дуб-Инрехта стал предком рода Сил Катайл, который на протяжении столетия являлся опасными соперниками Сил Муйредайг и сумел выкроить для себя владения в Роскоммоне, вытеснив оттуда Уи Мане: позднее их правящим родом стал род Уа Фланнакайн (О'Фланаган), но последним претендентом на королевскую власть над Коннахтом из их династии был Мугрон, сын Маэл Котайда, которого анналы, сообщая о его смерти в 872 году, называют всего лишь «со-королем Коннахта» (leth-ri Connacht)[11].

Прочно утвердившись в центральных областях Коннахта, Уи Бриуйн обратили свои взоры на юг, на владения Уи Мане, которые пользовались положением практически независимого от короля Коннахта высшего ко­ролевства, но тем не менее находились в достаточно хороших отношениях с Уи Фиахрах Айдне. Маркан, сын Томайне, современник и зять Гуайре в VII веке, в одном источнике именуется королем Уи Мане и Медрайге. [283] Вследствие упадка, постигшего Уи Фиахрах Айдне, традиционные связи прервались, и в 743 году между двумя королевствами произошло сражение. В 775 году в битве при Ахад Аиаке Уи Мане были обращены в бегство родом Уи Бриуйн (Атлиг). Это сражение ознаменовало собой начало активного давления, исходившего от северных династий. В 778 году они вновь потерпели поражение от Артгала, короля Коннахта из Сил Катайл.

Типрате, сын Тадга, ставший королем Коннахта после отречения Артга­ла в 782 году и его отъезда в паломничество на Иону, простирал свои виды и на юг, и на север, нанеся тяжелый удар Уи Фиахрах Айдне на историческом поле боя Карн Конайлл в 784 году и победив их северных родичей на реке Мой в следующем году. В 783 году его вступление на престол было отмечено посещением Дуб-да-Лете, аббата Армы: король и аббат провозгласили в Круахане Закон Патрика. Выбор места говорит о взаимном признании претензий Армы и Уи Бриуйн в Коннахте, а Закон Патрика провозглашался последующими аббатами Армы в западной провинции через частые промежутки времени при жизни следующих двух поколений: в 799, 811, 818, 825 и 836 годах. Типрате, сын Тадга, в позднюю эпоху оказался в таком глубоком забвении (так как у него не оказалось сколько-нибудь выдающихся потомков), что его имя пропущено во многих списках королей. Однако можно считать, что его непродолжи­тельное правление (он умер в 786 году) ознаменовало собой оконча­тельное признание Уи Бриуйн полноправными наследственными правите­лями королевства Коннахт. После его смерти Уи Фиахрах попытались вернуть себе утраченные позиции и в 787 году выиграли два сражения. Первая победа оказалась пирровой, так как в бою погибли вожди обеих сторон: Катмуг, сын Дунн Котайда, сын последнего короля Коннахта из рода Уи Фиахрах, и Дуб-Дибейргг, сын Катала из рода Уи Бриуйн. Второе сражение закончилось избиением Уи Бриуйн Умайлл (первое упоминание этого септа по имени) родом Уи Фиахрах Муриски: его эффект оказался недолговечным.

В последние годы VIII века во времена правления Муиргиуса, сына Томмалтаха, Коннахт заявил о себе как о самостоятельной силе на ирланд­ской политической сцене. Сначала Муиргиус должен был утвердить первенствующее положение своего рода Сил Муйредайг среди разрос­шихся септов Уи Бриуйн. Его отец Томмалтах умер в 774 году, будучи королем Маг Ай (rех Аi), но ни один из его предков вплоть до прадеда Инрехтаха, сына Муйредаха, не был королем Коннахта. Его первым соперником стал Кинаэд, сын Артгала, из Сил Катайл. Хотя мы не [284] находим имени Кинаэда в списках королей, в анналах начало правления Муиргиуса отсчитывается с победы над Кинаэдом в битве при Срут Клуана Арги (Клунаргид в Роскоммоне) в 792 году, в которой последний погиб. Кроме того, в Анналах Инисфаллена королем Коннахта именует­ся Колла, сын Фергуса, из рода Сил Келлайг, умерший в 796 году, а Муиргиус в том же году потерпел поражение в битве при Ат Фене на северной границе земель Киаррайге Ай в своих собственных владениях. В 799 году, по сообщениям источников, произошла битва между коннах-тами при Дун Ганиба, в которой погибло много знатных людей, но в которой Муиргиус одержал победу над какими-то врагами, оставшимися не названными в наших источниках. В том же году Гормгал, аббат Армы, ввел в Коннахте Закон Патрика. В 802 году Муиргиус уже достаточно укрепил свою власть, чтобы продвинуться далеко на юг и разрушить кранног на озере Лох Риах (Лох-Ри), а в 803 году Согайн подняли восстание против своих сюзеренов в Маэнмаге, той части королевства Уи Мане, центром которой являлось озеро Лох-Ри.

Характерной чертой, отметившей правление Муиргиуса, стала его аг­рессивная политика, направленная против вассальных племен Коннахта и свидетельствующая о том, что верховенство Уи Бриуйн основывалось на активном приобретении территориальных владений. Муиргиус сделал своего сына Кормака аббатом Баслика, церкви Киаррайге Ай, находив­шейся в неудобной близости от Круахана. В 805 году Кормак был убит Киаррайге, и Муиргиус отомстил убийцам, разорив их земли. В 810 году еще два его сына, Тадг и Флатниа, был убиты жившими к северу от Маг Ай Луигни из Коранна, которые этими действиями также навлекли на себя разорительный поход короля. В 812 году Муиргиус вел активные действия против Калрайге Луирг, и в том же году он опустошил Южный Коннахт.

Муиргиус стремился завоевать расположение Церкви, и это вполне ему удалось. В 811 году Нуадо, аббат Армы, посетил Коннахт, привезя с собой мощи св. Патрика и его Закон. До этого в 793 году Муиргиус и Айльдобур, аббат Роскоммона, навязали «Трем Коннахтам» Закон свя­того Коммана из Роскоммона (Рос Коммайн «Лес Коммана»). По-видимому, Роскоммон был дочерней церковью Клонмакнойса, а Уи Бри­уйн подкрепили свои династические притязания церковной поддержкой еще в 744 году, когда Форггус, сын Келлаха, ввел в Коннахте Закон Киарана (Клонмакнойсского) и Закон Брендана Клонфертского. Эти Законы, которые определяли выплату налогов и штрафов за их нарушение, [285] накладывались друг на друга и зачастую вступали между собой в проти­воречие. Однако Клонмакнойс, многие аббаты которого вышли из числа вассальных племен Коннахта и который был самой богатой и престижной церковью в пределах коннахтской сферы влияния (хотя формально он не находился на территории провинции), представлял собой очевидного мо­рального союзника, поддержкой которого стремились заручиться Уи Бриуйн. Закон Киарана вновь был официально провозглашен в 775 году, после того как Уи Бриуйн нанесли поражение Уи Мане, а также в 788 году, а Законы Коммана и Аэдана — в 772 и 780 годах. Конечно, формаль­ное введение этих Законов подразумевало дальнейшую секуляризацию, которая нашла наиболее яркое отражение в боях, которые Клонмакнойс вел с Бирром и Дурроу в 760 и 764 годах, но о подлинном уважении к религии, питаемом королями Коннахта в VIII веке, свидетельствует число тех из них, кто закончил свои дни, удалившись от мира в монастырь.

В 814 году, на последнем году своей жизни, Муиргиус предпринял важный шаг, совершив удачную попытку теснее связать судьбу Клонмак-нойса с судьбами своей династии. Орим (Эхдруйм), церковь во владе­ниях Уи Мане, по-видимому, находился в зависимости от Клонмакнойса. В 814 году был убит епископ и эренаг Орима Маэлдуйн, и Муиргиус с Фойрхеллахом, аббатом Клонмакнойса, возглавили совместный военный поход против Уи Мане «на юг от реки Сак». По сообщениям анналов, в ходе этой кампании было убито много невинных (innocentis). Закон Адомнана (Саin Аdотпаin), который был обнародован для всей Ирлан­дии в Бирре в 697 году и блюстителем которого был аббат Рафо, был специально предназначен для защиты жизни женщин, детей и людей церкви во время военных действий и поэтому назывался также Законом невинных (Lех innосепtiит). Нам неизвестны причины, стоявшие за раздражением, которое Уи Мане испытывали по отношению к Маэлдуйну, но мы можем предположить, что в этом деле, как обычно, тесно переплелись династические и церковные интересы. Последним зафикси­рованным в источниках действием Муиргиуса в качестве короля Коннах­та в конце того же года было «поднятие над Коннахтом Закона Киарана».

Муиргиус привел Сил Муйредайг к господствующему положению среди Уи Бриуйн Ай: название «Шилморти» (от Сил Муйредайг) все еще употреблялось по отношению к владениям О'Конноров в Роскоммо­не после англо-норманнского завоевания Коннахта. Хотя Уи Бриуйн Брефне и Уи Бриуйн Сеола — в лице Уа Руайрк (О'Рурков) и Уа Флатбертайг (О'Флаэрти) — были грозными соперниками в борьбе за [286] королевскую власть над Коннахтом в XXI веках, род Уа Конхобайр (О'Конноры), названный по имени Конхобара, сына Тадга, короля Кон­нахта с 967 по 973 год, в конечном итоге удержал завоеванные позиции. Порядок престолонаследия в королевстве Коннахт, установившийся у Сил Муйредайг в среднеирландский период, представляет собой замечатель­ное явление: королевская власть передается напрямую от отца к сыну семь поколений подряд[12]. Этот феномен не говорит о появлении какого-либо нового «закона»: династические междоусобицы даже в теснородственных группах оставались обычным делом; однако такая фактическая преем­ственность не имеет параллелей в ирландской истории. Ведь О'Конноры не были единственными потомками Сил Муйредайг: к Муиргиусу, сыну Томмалтаха, возводили свой род Мак Диармата (МакДермотты) из Маг Луйрг и Мак Доннхада (МакДона) из Тир Айлелло.

Слава Муиргиуса основывалась не только на достижениях его потом­ков. Он и при жизни чувствовал себя достаточно сильным, чтобы вмеши­ваться в дела верховных королей из рода Уи Нейллов. Муиргиус предо­ставил убежище и поддержку лейнстерскому королю Финснехте Четы­рехглазому во время его изгнания в 805 году[13], а в 808 году он оказал еще большую помощь другому мятежнику против Аэда Посвященного — Конхобару, сыну Доннхада, королю Миде. Муиргиус довел коннахтское войско до самого места собраний Тайльтиу. Согласно Анналам Улъстера, этот инцидент закончился довольно бесславно: когда верховный король через три дня напал на союзников, они бежали словно козлы и олени (eorumque fuga capris et hunnilis simulate est). Однако следует отметить, что Аэд Посвященный ограничил свою месть областями к востоку от реки Шеннон, разграбив пограничные районы Миде, и не сделал попытки наказать западного короля. Первое рискованное предприятие правителя Коннахта в срединных областях Ирландии со всей очевидностью свиде­тельствовало о том, что провинция готова к переходу на новую стадию ирландской истории. Претенденты на верховную власть над Ирландией сначала должны были обеспечить себе господство над Половиной Конна. [287]



[1] См. выше, с. 154.

[2] См. выше, с. 87.

[3] См. выше, с. 113.

[4] См. Приложение II, табл. 18.

[5] См. с. 113.

[6] Цит. по изданию: Поэзия Ирландии. Перевод Г. Кружкова. М., 1988. С. 40— 43. — Примеч. ред.

[7] Луимнех    устье  Шеннона;  позднее  это  имя  получил  город,  основанный викингами в Инис Сибтонн (Лимерик).

[8] См. с. 246.

[9] См. с. 117.

[10] См. Приложение II, табл. 19: необходимо было воспроизвести эту генеалогию, чтобы проиллюстрировать официальную доктрину о происхождении Уи Бриуйн, однако Эоган Срем не назван королем, а двойник Дауи Галах был вовсе выброшен.

[11] См. Приложение II, табл. 20.

[12] См. Приложение II, табл. 20 и 21.

[13] См. с. 187.

Сайт управляется системой uCoz