ПРИМЕЧАНИЯ
Введение
1 «Он обучался верховой езде, охоте на диких зверей, стрельбе из лука и другому воинскому искусству... И его стрела всегда попадала в цель и возвращалась к нему обагренная кровью» (ф. 18).
Укрепление
власти и расширение державы новой
династии потомков Иекуно Амлака
1 Этот порядок передачи власти в идее своей схож с порядком наследования Киевского «стола» у Ярославичей в XI в. О древних истоках подобной традиции см. [14, с. 38—48].
2
По свидетельству русской летописи,
когда в
3 Подробнее, этот тип земельного пожалования, и землевладения, называемый «рыстом», т. е. «наследием», описан в работе [27, с. 18—45].
4 Характер гульта как ленного земельного пожалования хорошо описан в [78, с. 98—103].
5 Шарль Пти-Дютайи дает следующее определение понятию «королевский домен»: «Королевский домен — это совокупность земель, на которых король сам лично пользовался правами барона — независимого сеньора — и прежде всего правом суда, которое давало ему возможность постоянного вмешательства и предоставляло реальную власть. По крайней мере, такое определение можно дать на основании изучения текстов; однако оно нигде не сформулировано, и даже самое слово „domaine" в них не встречается» [15, с. 16].
6 Как справедливо заметил Б. А. Тураев, «Слава и богатство» — обычное сочетание в слоге ветхозаветных книг (например, Пс. III, 3) [19 с. 169].
7 Халастийотат буквально означает «ублюдки», «нелюди», т. е. люди неведомого, низкого происхождения.
8 Различные версии о конце последнего загвейского царя приведены в [19, с. 157—158].
9 Так, конфликт с духовенством пришелся не на начало, а на конец царствования Амда Сиона и продолжался отчасти и в царствование его сына, Сайфа Арада (1344—1372), а Гонорий, подвергнутый Амда Сионом бичеванию, был не митрополитом, а одним из одиннадцати благочинных, поставленных Филиппом, настоятелем Дабра-Либаносским. Благочиния Гонория охватывала область Цегаджа и подчинялась Дабра-Либаносскому монастырю.
10 «Затем во дни его (царя Амда Сиона. — С. Ч.) было гонение на Дабра Либанос, ибо авва Гонорий Цегаджский отлучил государя Амда Сиона, когда тот взял наложницу отца своего. Другие говорили, что он блудодействовал с сестрой своей, а некоторые, что грешил с двумя сестрами. И бил он авву Гонория великим бичеванием» [20, с. 125].
11 Здесь в примечании Б. А. Тураев пишет: «Место для меня непонятное».
12 Табот [букв, «ковчег» (завета)] представляет собой деревянную или каменную доску с вырезанным крестом и тем именем, которым освящен табот. В литургическом отношении табот соответствует антиминсу русской православной обрядности: именно его присутствие превращает храм в церковь, именно он освящается епископом, а перенос его означает перенос церкви. Потеря табота невосполнима: без него храм — просто строение. В Эфиопии известны случаи, когда потеря табота общиной влекла за собою отпадение ее от христианства.
13 Хати — эфиопское обращение к государю (хаце, аце, ате), проникшее в такой форме в арабскую историографию.
14 800-й год хиджры соответствует 1397/98 г.
Реформы
царя Зара Якоба
1 «Мэцхафа Тефут» (букв. «Книга просяного зерна»), названная так за свои мелкие и изящно выписанные буквы, подобные просяным зернам, — обширный эфиопский хронограф, явно принадлежащий перу монастырского (а не придворного) летописца, хранился в церкви на Амба-Гешен — месте заключения царских родственников мужского пола в Эфиопии.
2 Так, в Дабра-Либаносском монастыре еще при жизни гонимого Филиппа настоятелем был поставлен Езекия.
3 Эф. 29 — эфиопская рукопись, содержащая краткий эфиопский хронограф, переписанный рукою алаки Лемлема, хранящаяся под этим шифром в рукописном отделе ЛО ИВАН СССР.
4 Хаусегуа, или Хасгуа, — титул одного из князей северной приморской Абиссинии.— С. Ч.
5 «И в тот же час сошел ангел божий с неба и положил огненную петлю на шею этого монаха, который злословил святого Евстафия, и отделил его одного от учеников его» [20, с. 312].
6 Акабе-саат (букв, «блюститель часов») — придворный титул настоятеля Хайкского монастыря, традиционно занимавшего при дворе положение главы придворного духовенства. Согласно агиологической (и не вполне надежной в историческом отношении) традиции, это положение Иекуно Амлак пожаловал игумену Иясус Моа еще в XIII в. Политический же вес акабе-сааты (титулатура которых прослеживается еще в загвейских документах) стали приобретать как раз со времен царя Давида, т. е. с конца XIV в.
7 Любопытно, что приблизительно в это же время такое же изменение претерпевала и традиция престолонаследия в великокняжеской среде московских Даниловичей. И в Эфиопии и на Московской Руси это были вызвано возросшим значением домена, или вотчины, которую владелец мог завещать в качестве собственности любому своему потомку по личной воле, а не по традиции.
8 Развитие этого движения с достаточной полнотой изложено в работе Таддесе Тамрата [74].
9 Ежемесячные праздники, справляемые в церквах и монастырях, разнятся в зависимости от того, чьим именем освящен храм и к какой конгрегации принадлежит монастырь. Так, в XV в., например, дабралибаносцы не праздновали дня памяти св. Евстафия, а евстафиане не праздновали дня св. Такла Хайманота. Тем не менее были ежемесячные праздники, общие для всей эфиопской церкви: 4-го числа праздновалась троица, 12-го—архангел Михаил, 14-го — Стефан-первомученик, 19-го — архангел Гавриил, 21 -го — богородица, 23-го — Георгий Победоносец, 27-го — спас, 29 — бог-сын. Прибавление к столь авторитетным именам праздника в честь собственной победы означало со стороны Зара Якоба неслыханное дотоле покушение царской власти на церковный авторитет.
10 Пограничные области часто оказывались местом рождения царевичей, так как беспокойный Адаль постоянно требовал царского присутствия на границе, где цари со своим двором и семейством живали подолгу.
11 Эфиопский ученый Эфраим Исаак высказал в высшей степени интересное предположение, что Зара Якоб был, по-видимому, не столько автором, сколько редактором «Книги света» [61], так как отдельные ее части появились еще до Зара Якоба. Не задаваясь здесь сложным вопросом авторства в средневековой литературе, можно с уверенностью сказать, что, если не идея реорганизации эфиопской церкви и подчинения ее царской власти, то во всяком случае конкретная программа проведения этой идеи в жизнь принадлежала, безусловно, самому Зара Якобу. Интереснейший же вопрос возникновения этой идеи и разработки ее до Зара Якоба вполне заслуживает и настоятельно требует дальнейшего своего исследования.
12 Бехт-вадад (букв, «фаворит») — высшая светская придворная должность. Обычно их бывало два: бехт-вадад справа и слева.
Кризис
эфиопской феодальной монархии в XVI
в.
1 Сентябрьский праздник Воздвиженья в Эфиопии знаменует собою окончание сезона дождей и начало нового года.
2 Мадханит — средневековый вид судебного разбирательства, который в Европе назывался «божьим судом», а на Руси — «ротой»: истец и ответчик приводились к церковной присяге, и тот, кто отказывался присягнуть признавался виновным.
3
Сожжение заживо в одеждах,
пропитанных жиром или воском,—
обычная средневековая казнь в
Эфиопии, полагающаяся за
оскорбление величества. Последний
раз была применена, если верить
беллетризованному повествованию
М. Гриоля, в
4 В «Житии» Марха Крестоса, где этот спор описан подробно, противники коптского митрополита по имени тактично не называются. Однако Таддесе Тамрат вполне обоснованно видит в них именно евстафиан [78, с. 246—247].
5 Так эфиопы называли венецианского художника Никколо Бранкалеоне, прибывшего в Эфиопию в царствование Зара Якоба и расписывавшего церкви в европейском стиле, что вызывало неодобрение со стороны консервативного Эфиопского духовенства.
6 Перу де Ковильян был послан в Эфиопию португальским королем Жуаном II. С большими трудами он достиг своего назначения, но обратно отпущен не был и жил на положении знатного вельможи при эфиопском дворе.
7 Матерью Наода была царица Ромна. Елена же носила титул «матери царской» еще со времен Баэда Марьяма [24, с. 104]. О большом влиянии «матери царской» при дворе см. [78, с. 269—275].
8
VIII тысячелетие от сотворения мира,
когда должен был начаться конец
света и страшный суд, начиналось по
эфиопскому летосчислению с
9 В Эфиопии и христиане и мусульмане всегда ели мясо лишь тех животных, которые были зарезаны их единоверцами.
10 Церемония прибытия подданных ко двору и представления их государю подробно описана Ф. Алваришем [29, с. 166—174].
11 По отношению к королю Португалии в послании употреблен титул «абетохун», применяемый в Эфиопии к принцам крови, отчего он переведен здесь как «Ваше Высочество».
12 Имя Бермудиша, сыгравшего впоследствии скандальную роль в политической истории Эфиопии XVI в., — это позднейшая интерполяция в эфиопском списке. Здесь, видимо, имеются в виду Жуан Гомиш (духовник Триштана да Кунья) и мирянин Хуан Санчес.
13 В XV в., в начальный период географических открытий, европейцы всю Африку южнее Сахары называли Эфиопией. Позднее понятие Эфиопии значительно сузилось и как «Нижняя Эфиопия», или «Южная Эфиопия», «Внешняя Эфиопия» продолжала существовать и в XVII в. Но оно никогда не сводилось к собственно Эфиопии, которую в XV—XVI вв. европейцы неизменно именовали «царством Пресвитера Иоанна», а позднее — Абиссинией.
14 Чава, или цевы,— воины, которые составляли царские полки.
15 Жуан Бермудиш, цирюльник посольства, в случае надобности и отворявший кровь больным, играл впоследствии важную политическую роль в Эфиопии и был даже рукоположен римским папою в сан католического «патриарха Эфиопии».
16 Бальгада, т. е. начальник каравана, снаряженного за солью,— титул царского военачальника, отвечающего за безопасность и регулярное движение караванов, отправляемых из Тигре во впадину Тэльталь, где добывается соль, которая весьма ценилась в стране. Таким образом, вся соль, потребляемая в Эфиопии, проходила через руки бальгада — важного начальника, подчиненного наместнику Тигре.
Разгром
и возрождение эфиопской феодальной
монархии в XVI в.
1
После смерти султана Мухаммеда в
2 Термин для бунтовщиков, собирающих около себя банды и войска.— С. Ч.
3
По дороге в Европу Бермудиша
захватили турки и отрезали ему
кончик языка. Однако ему удалось
освободиться и в
4
Местность в
5
Здесь «Хроника» передает события
неверно. На титул патриарха претендовал
тогда Жуан Бермудиш; Андрей же (Андрес
Овьедо), католический епископ,
прибыл в Эфиопию в марте
6 В эфиопской церкви была выработана собственная система записи мелодий церковных песнопений. Сборник церковных песнопений на весь год, записанных по этой системе, называется «Дэгуа».
7
Между прочим известное «Исповедание»,
изданное Людольфом, с большим
тактом и умением отстраняющее от
эфиопской церкви обвинение в
иудействовании.— С. Ч.
8
После Омар Дина, поставленного
имамом Ахмадом, султаном Адаля в
9 Младший сын Сабла Вангель Иаков умер на 17-м году царствования
10
Кац — традиционный: некогда
наследственный титул правителя
Ваджа.
11 Того самого бальгада Робеля, который беседовал в свое время с доном Родригу да Лима, когда португальское посольство остановилось в бете-негусе в Тигре.