ПРИМЕЧАНИЯ

 

Введение

 

1 «Он обучался верховой езде, охоте на диких зверей, стрельбе из лука и другому воинскому искусству... И его стрела всегда попадала в цель и воз­вращалась к нему обагренная кровью» (ф. 18).

 

Укрепление власти и расширение державы новой династии потомков Иекуно Амлака

 

1 Этот порядок передачи власти в идее своей схож с порядком наследо­вания Киевского «стола» у Ярославичей в XI в. О древних истоках подобной традиции см. [14, с. 38—48].

2 По свидетельству русской летописи, когда в 1075 г. Святослав «вели­чался», показывая немецким послам свои сокровища, «они же видевши бес­численное множество злата и серебра и паволоки реша: се ни в что же есть, се бо лежит мертво, сего суть кметье лучше; мужи бо се доищут и больше сего» (цит. по [6, с. 82]).

3 Подробнее, этот тип земельного пожалования, и землевладения, называ­емый «рыстом», т. е. «наследием», описан в работе [27, с. 18—45].

4 Характер гульта как ленного земельного пожалования хорошо описан в [78, с. 98—103].

5 Шарль Пти-Дютайи дает следующее определение понятию «королевский домен»: «Королевский домен — это совокупность земель, на которых король сам лично пользовался правами барона — независимого сеньора — и прежде всего правом суда, которое давало ему возможность постоянного вмешатель­ства и предоставляло реальную власть. По крайней мере, такое определение можно дать на основании изучения текстов; однако оно нигде не сформулиро­вано, и даже самое слово „domaine" в них не встречается» [15, с. 16].

6 Как справедливо заметил Б. А. Тураев, «Слава и богатство» — обычное сочетание в слоге ветхозаветных книг (например, Пс. III, 3) [19 с. 169].

7 Халастийотат буквально означает «ублюдки», «нелюди», т. е. люди неве­домого, низкого происхождения.

8 Различные версии о конце последнего загвейского царя приведены в [19, с. 157—158].

9 Так, конфликт с духовенством пришелся не на начало, а на конец цар­ствования Амда Сиона и продолжался отчасти и в царствование его сына, Сайфа Арада (1344—1372), а Гонорий, подвергнутый Амда Сионом бичева­нию, был не митрополитом, а одним из одиннадцати благочинных, поставлен­ных Филиппом, настоятелем Дабра-Либаносским. Благочиния Гонория охваты­вала область Цегаджа и подчинялась Дабра-Либаносскому монастырю.

10 «Затем во дни его (царя Амда Сиона. — С. Ч.) было гонение на Дабра Либанос, ибо авва Гонорий Цегаджский отлучил государя Амда Сиона, когда тот взял наложницу отца своего. Другие говорили, что он блудодействовал с сестрой своей, а некоторые, что грешил с двумя сестрами. И бил он авву Го­нория великим бичеванием» [20, с. 125].

11 Здесь в примечании Б. А. Тураев пишет: «Место для меня непонятное».

12 Табот [букв, «ковчег» (завета)] представляет собой деревянную или каменную доску с вырезанным крестом и тем именем, которым освящен табот. В литургическом отношении табот соответствует антиминсу русской право­славной обрядности: именно его присутствие превращает храм в церковь, имен­но он освящается епископом, а перенос его означает перенос церкви. Потеря табота невосполнима: без него храм — просто строение. В Эфиопии известны случаи, когда потеря табота общиной влекла за собою отпадение ее от хри­стианства.

13 Хати — эфиопское обращение к государю (хаце, аце, ате), проникшее в такой форме в арабскую историографию.

14 800-й год хиджры соответствует 1397/98 г.

 

Реформы царя Зара Якоба

 

1 «Мэцхафа Тефут» (букв. «Книга просяного зерна»), названная так за свои мелкие и изящно выписанные буквы, подобные просяным зернам, — об­ширный эфиопский хронограф, явно принадлежащий перу монастырского (а не придворного) летописца, хранился в церкви на Амба-Гешен — месте за­ключения царских родственников мужского пола в Эфиопии.

2 Так, в Дабра-Либаносском монастыре еще при жизни гонимого Филип­па настоятелем был поставлен Езекия.

3 Эф. 29 — эфиопская рукопись, содержащая краткий эфиопский хроно­граф, переписанный рукою алаки Лемлема, хранящаяся под этим шифром в рукописном отделе ЛО ИВАН СССР.

4 Хаусегуа, или Хасгуа, — титул одного из князей северной приморской Абиссинии.— С. Ч.

5 «И в тот же час сошел ангел божий с неба и положил огненную петлю на шею этого монаха, который злословил святого Евстафия, и отделил его одного от учеников его» [20, с. 312].

6 Акабе-саат (букв, «блюститель часов») — придворный титул настоятеля Хайкского монастыря, традиционно занимавшего при дворе положение главы придворного духовенства. Согласно агиологической (и не вполне надежной в историческом отношении) традиции, это положение Иекуно Амлак пожаловал игумену Иясус Моа еще в XIII в. Политический же вес акабе-сааты (титулатура которых прослеживается еще в загвейских документах) стали приобре­тать как раз со времен царя Давида, т. е. с конца XIV в.

7 Любопытно, что приблизительно в это же время такое же изменение претерпевала и традиция престолонаследия в великокняжеской среде москов­ских Даниловичей. И в Эфиопии и на Московской Руси это были вызвано возросшим значением домена, или вотчины, которую владелец мог завещать в качестве собственности любому своему потомку по личной воле, а не по традиции.

8 Развитие этого движения с достаточной полнотой изложено в работе Таддесе Тамрата [74].

9 Ежемесячные праздники, справляемые в церквах и монастырях, разнят­ся в зависимости от того, чьим именем освящен храм и к какой конгрегации принадлежит монастырь. Так, в XV в., например, дабралибаносцы не праздно­вали дня памяти св. Евстафия, а евстафиане не праздновали дня св. Такла Хайманота. Тем не менее были ежемесячные праздники, общие для всей эфи­опской церкви: 4-го числа праздновалась троица, 12-го—архангел Михаил, 14-го — Стефан-первомученик, 19-го — архангел Гавриил, 21 -го — богородица, 23-го — Георгий Победоносец, 27-го — спас, 29 — бог-сын. Прибавление к столь авторитетным именам праздника в честь собственной победы означало со стороны Зара Якоба неслыханное дотоле покушение царской власти на церковный авторитет.

10 Пограничные области часто оказывались местом рождения царевичей, так как беспокойный Адаль постоянно требовал царского присутствия на гра­нице, где цари со своим двором и семейством живали подолгу.

11 Эфиопский ученый Эфраим Исаак высказал в высшей степени интересное предположение, что Зара Якоб был, по-видимому, не столько автором, сколько редактором «Книги света» [61], так как отдельные ее части появились еще до Зара Якоба. Не задаваясь здесь сложным вопросом авторства в сред­невековой литературе, можно с уверенностью сказать, что, если не идея ре­организации эфиопской церкви и подчинения ее царской власти, то во всяком случае конкретная программа проведения этой идеи в жизнь принадлежала, безусловно, самому Зара Якобу. Интереснейший же вопрос возникновения этой идеи и разработки ее до Зара Якоба вполне заслуживает и настоятельно требует дальнейшего своего исследования.

12 Бехт-вадад (букв, «фаворит») — высшая светская придворная долж­ность. Обычно их бывало два: бехт-вадад справа и слева.

 

Кризис эфиопской феодальной монархии в XVI в.

 

1 Сентябрьский праздник Воздвиженья в Эфиопии знаменует собою окон­чание сезона дождей и начало нового года.

2 Мадханит — средневековый вид судебного разбирательства, который в Европе назывался «божьим судом», а на Руси — «ротой»: истец и ответчик приводились к церковной присяге, и тот, кто отказывался присягнуть призна­вался виновным.

3 Сожжение заживо в одеждах, пропитанных жиром или воском,— обыч­ная средневековая казнь в Эфиопии, полагающаяся за оскорбление величест­ва. Последний раз была применена, если верить беллетризованному повество­ванию М. Гриоля, в 1931 г. годжамским расой Хайлю, сыном Такла Хайманота, негуса Годжамского [59, с. 155—177]. Эта казнь, по слухам, вызвала серь­езнейшее неудовольствие Хайле Селассие I, так как это не только давало лишний повод итальянским фашистам упрекать эфиопский режим в средне­вековом варварстве (что они и сделали, приписав казнь самому Хайле Се­лассие I [31, с. 31]), но и потому, что своими действиями рас Хайлю узурпи­ровал императорскую прерогативу, на что не имел права, не будучи суверен­ным правителем.

4 В «Житии» Марха Крестоса, где этот спор описан подробно, противники коптского митрополита по имени тактично не называются. Однако Таддесе Тамрат вполне обоснованно видит в них именно евстафиан [78, с. 246—247].

5 Так эфиопы называли венецианского художника Никколо Бранкалеоне, прибывшего в Эфиопию в царствование Зара Якоба и расписывавшего церкви в европейском стиле, что вызывало неодобрение со стороны консервативного Эфиопского духовенства.

6 Перу де Ковильян был послан в Эфиопию португальским королем Жуа­ном II. С большими трудами он достиг своего назначения, но обратно от­пущен не был и жил на положении знатного вельможи при эфиопском дворе.

7 Матерью Наода была царица Ромна. Елена же носила титул «матери царской» еще со времен Баэда Марьяма [24, с. 104]. О большом влиянии «матери царской» при дворе см. [78, с. 269—275].

8 VIII тысячелетие от сотворения мира, когда должен был начаться конец света и страшный суд, начиналось по эфиопскому летосчислению с 1500 г. Ожидание конца света весьма угнетало эфиопских христиан на рубеже XVXVI вв.

9 В Эфиопии и христиане и мусульмане всегда ели мясо лишь тех живот­ных, которые были зарезаны их единоверцами.

10 Церемония прибытия подданных ко двору и представления их госу­дарю подробно описана Ф. Алваришем [29, с. 166—174].

11 По отношению к королю Португалии в послании употреблен титул «абетохун», применяемый в Эфиопии к принцам крови, отчего он переведен здесь как «Ваше Высочество».

12 Имя Бермудиша, сыгравшего впоследствии скандальную роль в поли­тической истории Эфиопии XVI в., — это позднейшая интерполяция в эфиопском списке. Здесь, видимо, имеются в виду Жуан Гомиш (духовник Триштана да Кунья) и мирянин Хуан Санчес.

13 В XV в., в начальный период географических открытий, европейцы всю Африку южнее Сахары называли Эфиопией. Позднее понятие Эфиопии зна­чительно сузилось и как «Нижняя Эфиопия», или «Южная Эфиопия», «Внеш­няя Эфиопия» продолжала существовать и в XVII в. Но оно никогда не сво­дилось к собственно Эфиопии, которую в XVXVI вв. европейцы неизменно именовали «царством Пресвитера Иоанна», а позднее — Абиссинией.

14 Чава, или цевы,— воины, которые составляли царские полки.

15 Жуан Бермудиш, цирюльник посольства, в случае надобности и отво­рявший кровь больным, играл впоследствии важную политическую роль в Эфиопии и был даже рукоположен римским папою в сан католического «пат­риарха Эфиопии».

16 Бальгада, т. е. начальник каравана, снаряженного за солью,— титул царского военачальника, отвечающего за безопасность и регулярное движение караванов, отправляемых из Тигре во впадину Тэльталь, где добывается соль, которая весьма ценилась в стране. Таким образом, вся соль, потребляемая в Эфиопии, проходила через руки бальгада — важного начальника, подчиненного наместнику Тигре.

 

Разгром и возрождение эфиопской феодальной монархии в   XVI  в.

 

1 После смерти султана Мухаммеда в 1518 г. за два года на адальском престоле сменилось пять правителей.

2 Термин для бунтовщиков, собирающих около себя банды и войска.— С. Ч.

3 По дороге в Европу Бермудиша захватили турки и отрезали ему кончик языка. Однако ему удалось освободиться и в 1537 г. он прибыл в Лиссабон, побывав предварительно у папы римского, которого он заверил в том, что эфиопский митрополит Марк, умирая, назначил его своим преемником, что было безусловной ложью. Португальский король решил оказать необходимую помощь Эфиопии, обеспечить которую должен был новый вице-король Индии дон Гарсия да Норонья. Вице-король отплыл со своим флотом в Индию из Лиссабона в апреле 1538 г., но Бермудиш из-за болезни не смог его сопро­вождать. Он прибыл в Гоа лишь к концу 1539 г. Беспардонное поведение это­го бывшего цирюльника португальского посольства, утверждавшего, что эфи­опский митрополит назначил его своим преемником, а римский папа — патри­архом Эфиопии, и претендовавшего не больше не меньше как на верховное командование всей экспедицией в Эфиопию, заставило дона Гарсию отправить в феврале 1540 г. специальное судно в Массауа с целью узнать, посылал ли вообще эфиопский царь Бермудиша в Португалию. В мае необходимое под­тверждение пришло, но за месяц до этого дон Гарсия умер. Его преемником был назначен дон Эштеван да Гама, второй сын знаменитого открывателя Ин­дии Васко да Гамы. Дон Эштеван сам возглавил эту экспедицию и приплыл с большим флотом в Массауа только 10 февраля 1541 г. [71, с. 129—130].

4 Местность в 60 км к юго-западу от современного г. Дэссе [69, с. 78].

5 Здесь «Хроника» передает события неверно. На титул патриарха пре­тендовал тогда Жуан Бермудиш; Андрей же (Андрес Овьедо), католический епископ, прибыл в Эфиопию в марте 1557 г., а патриархом (католическим) он стал лишь в 1562 г. после смерти «патриарха Эфиопии» Нуньеса Баррето, ос­тававшегося в Гоа. Умер Овьедо в Эфиопии в 1577 г.

6 В эфиопской церкви была выработана собственная система записи ме­лодий церковных песнопений. Сборник церковных песнопений на весь год, за­писанных по этой системе, называется «Дэгуа».

7 Между прочим известное «Исповедание», изданное Людольфом, с боль­шим тактом и умением отстраняющее от эфиопской церкви обвинение в иудействовании.— С. Ч.

8 После Омар Дина, поставленного имамом Ахмадом, султаном Адаля в 1553 г стал его сын Али, а в 1555 г. Али сменил его брат, Баракат ибн Омар Дин, явившийся последним представителем древней династии Валасма на адальском престоле [82, с. 92].

9 Младший сын Сабла Вангель Иаков умер  на  17-м году царствования

10 Кац   — традиционный: некогда наследственный титул правителя Ваджа.

11 Того самого бальгада Робеля,  который беседовал в свое время с до­ном Родригу да Лима, когда португальское посольство остановилось в бете-негусе в Тигре.

Сайт управляется системой uCoz