Глава
1
ЭФИОПСКАЯ
ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ
(XVII
— первая половина XIX в.)
Политическая история страны
К началу новой истории на территории современной Эфиопии существовало феодальное государство, которое прошло длительный путь развития. Оно являлось правопреемником Аксум-ского царства, расцвет которого пришелся на IV—VI вв. н. э., когда власть аксумитов простиралась от Нубии на севере до Эфиопского нагорья на юге и от Южной Аравии включительно на востоке до р. Атбара на западе.
В Аксумском царстве сооружались монументальные дворцы и храмы, в честь богов высекались на камне посвятительные надписи на сабейском и греческом языках. В первой трети IV в. в стране была проведена реформа письменности, и государственным письменным языком стал уже не сабейский, а эфиопский язык (геэз), применительно к которому впоследствии была изменена и форма знаков сабейской письменности для обозначения не только согласных, но и гласных звуков. Правители Ак-сума, стремясь упрочить свой политический союз с Византией, поощряли христианство. Оно стало в IV в. государственной религией взамен прежнего политеизма. Введение эфиопской письменности и христианства наложило глубокий отпечаток на все последующее развитие эфиопской культуры. Многие аксумские памятники (стелы, надписи и т. д.) сохранились до нашего времени. Отдельные элемент!)! сформировавшейся тогда государственности органически вплелись в структуры эфиопской империи, какие развивались в XVII — первой половине XX в.
С аксумских времен в Эфиопии распространились плужное земледелие террасового типа и караванная торговля. На обширных пастбищах Эфиопского нагорья (и особенно в прилегающих к нему низменных областях) сложилось кочевое скотоводство. В оседлых районах земледелие нередко велось в сочетании с пастбищным животноводством. Издревле выращивали теф, пшеницу, сорго, просо и другие культуры (см. подробнее [222, с. 29—51]). Земля обрабатывалась специальным пахотным орудием (что-то среднее между плугом и сохой) с помощью крупного рогатого скота. Широко применялась подсечно-[16]огневая система земледелия, уже в новое время получила повсеместное распространение двупольная система.
Население Эфиопии формировалось изначально на полиэтнической основе. Наметившийся еще в I тысячелетии до н. э. процесс смешения семитоязычных переселенцев из Южной Аравии с местными кушитоязычными народами активно продолжался в XVI в. и позднее. Усилился обмен между различными этносами в области материальной и духовной культуры. Постепенно складывался своеобразный этнокультурный симбиоз — эфиопская цивилизация.
На рубеже XVI—XVII вв. в этническом составе населения выделялись амхара, гыграи, тигре, гураге, оромо и т. д. С расширением территории Эфиопии в ее пределах оказались сидамо, беджа, харари. Многие из этих народов (например, оромо, харари) имели свою государственность, отличную от христианской Эфиопии, но с включением в ее границы эти государственные образования, как правило, прекращали существование. В некоторых случаях они сохранялись, но на автономных, подчиненных, вассальных началах.
Уже к XIII в. язык геэз, служивший средством общения в Аксумском царстве, перестал быть разговорным и продолжал существовать как литературный, письменный, его использовали в церкви, а также в приходских школах. Широкое распространение получил амхарский язык, на котором говорили двор, администрация и отборные царские полки, состоявшие из цевов — специального воинского сословия. Амхара постепенно стали доминирующим элементом в политической, социально-экономической и военной истории Эфиопии. Однако не трибализм,. а регионализм преобладал в ее политической жизни до XVIII в.
Это
было связано с перемещением на юг
после падения Аксума центра
эфиопской государственности.
Нынешнее расселение амхара и
других семитоязычных народов
Эфиопии служит яркой иллюстрацией
того, как происходило движение все
далее и далее на юг. На разных его
этапах далеко не всегда амхара
выступали в качестве ведущего
этноса. Наглядное доказательство
тому — раннефеодальное
государство, сложившееся в X в.
вслед за крушением Аксума в
расположенной к югу от него области
Ласта и возглавленное с середины XII
в. царями династии Загуэ (Загве), т.
е., в переводе с языка геэз, «принадлежащий
к агау, агауский». К тому времени
земледельцы агау, ку-шитоязычный
народ, были доминирующим этносом
Ласты. Позднее в результате
усилившейся миграции
семитоязычных народов и некоторого
территориального расширения этого
государства, включавшего также
Тыграи, Ангот и Бэгемдыр, этно-политическая
ситуация в нем изменилась, и с
При продвижении на юг христианские переселенцы, среди которых на первых порах численно выделялись монахи и воины, сталкивались со встречной экспансией со стороны мусульманских торговых государств (Дамот, Йифат, Хадья и др.), давно монополизировавших караванную торговлю с побережьем Аденского залива и Индийского океана. Однако уже в первой половине XIV в. многие из них были разгромлены, а территория Эфиопского государства увеличилась почти втрое. В ходе этих завоевательных походов царские полки оседали на присоединенных землях, обзаводясь собственным хозяйством и занимаясь большей частью хлебопашеством, продолжая также по требованию царской власти нести воинскую службу. Это стало своеобразным толчком для расширения царского домена. Он давал возможность иметь не только средства для содержания при особе царя довольно больших воинских контингентов, но и позволял требовать от населения домена военной службы уже на иных условиях, нежели свободный наем дружинников,— как от подданных, живущих под непосредственной юрисдикцией царя. Как первое (доходность домена), так и второе (право власти сеньора над возможно большим населением) было весьма важно для эфиопских царей. Поэтому они постарались включить в состав домена те земли, через которые проходили оживленные караванные пути, что давало возможность облагать пошлинами и эксплуатировать эту торговлю. В то же время эфиопские цари не только расширяли свой домен, но и заботились об увеличении жителей, заселяя его, как правило, пленниками, захваченными в других областях.
К XV в. развитие феодальных отношений в Эфиопии усилило центробежные тенденции в политической жизни страны. Если прежде вызов верховной власти царя осмеливались бросать, как правило, лишь представители правящих династий, то к XV в. окрепла феодальная знать, вышедшая из воинской и придворной среды, уже прочно осевшая по землям и организовавшая там собственные домены по образцу царского. Для царской власти в XV в. это обернулось не столько усилением феодальных усобиц, сколько активным вмешательством знати в вопросы престолонаследия — обстоятельство, серьезно подрывавшее могущество царской власти.
Углубление феодальных отношений в Эфиопии (а следовательно, и феодальной эксплуатации в многочисленных сеньориях, как светских, так и церковных) порождало и антифеодальный протест, получивший свое выражение главным образом в появлении еретических движений пуристического характера. Еретики призывали церковь к нестяжательству, к отказу от несметных богатств; они не признавали за митрополитом верховной [18] духовной власти. Превращение этой религиозной секты в народное движение за социальную справедливость угрожало, по существу, экономическим и государственно-монархическим устоям страны. Усилиями царской администрации удавалось в XIV—XVI вв. «примирить» еретиков, точнее, их руководителей, с официальной церковью.
Однако
в будущем отдельные церковные
споры и разногласия еще не раз
принимали форму стихийного
антифеодального протеста. Так, в
начале XVII в. в области Амхара-Сайнт
появился Лжехристос, объединивший
вокруг себя многочисленных
учеников и последователей. Это
движение отражало рост недовольства
народных масс [169, с. 180]. В
Догматические
разногласия в официальной церкви,
по существу, нередко прикрывали
ожесточенную борьбу клира за
власть и гегемонию в государстве. В XVII—XIX
вв. наиболее острый и
продолжительный конфликт
происходил между двумя основными
соперничавшими лагерями в
эфиопском духовенстве: шоанским,
тоуахдо («соединение»), с центром в
Дэбрэ-Либаносе, и годжамско-тыграйским,
кыбат («помазание»), с центром в
Дэбрэ-Уорк (подробнее см. [171, с. 54—99]).
Он оказывал значительное влияние
на экономические и политические
процессы в Эфиопии. Не случайно А.
Бартницкий и И. Мантель-Нечко
писали, что «не раз в течение XVII в. и
в первой половине XVIII в. короны
падали с императорских голов и
правители оплачивали жизнью
яростную борьбу между тоуахдо и
кыбат» [169, с. 192]. Эта борьба,
протекавшая с попеременным успехом,
закончилась в конечном счете
победой первых, установивших в
конце XIX в. при поддержке императора
Менелика II свое главенство в стране.
Социально-экономическое и политическое развитие Эфиопии многие столетия после падения Аксума протекало в условиях, когда она была наглухо отгорожена от Европы и от мировой торговли прочным мусульманским барьером. Он на несколько веков исключил возможность участия Эфиопии в мировой торговле и обрек на долгое существование в качестве изолированного «христианского острова». Это в конечном счете предопределило развитие эфиопского общества, которое долгое время было обречено двигаться по замкнутому феодальному кругу.
Но на рубеже XV—XVI вв., и особенно в XVII в., ситуация несколько изменилась. Со времени Великих географических открытий началось постепенное втягивание Эфиопии в складывавшееся мировое хозяйство и в политические отношения с Европой. Известную роль в этом процессе сыграли португальцы, которые в своем стремлении закрепиться на путях в Индию прибыли в середине XVI в. в Эфиопию и оказали ей помощь в войне против мусульманского государства Адаля, чьи войска под предводительством Ахмеда ибн Ибрагима аль-Гази, а после его гибели — Нур ибн Муджахида заняли многие районы этого христианского царства.
Не
успела Эфиопия оправиться от бед,
причиненных развязанным
султанатом Адаля джихадом, как
новые опасности подступили [19] к
ее границам. С запада и юга,
обтекая Эфиопское нагорье,
накатывались волны оромских племен,
на севере же в марте
К
середине XVII в. в жизни Эфиопии
произошло крупное событие:
император Фасилидэс (1632—1667)
основал в
Превращение Гондэра в город, ставший не только политическим, но и важнейшим экономическим, торговым и культурным центром, постоянной резиденцией эфиопских царей и столицей государства, стало возможным благодаря двум обстоятельствам: во-первых, с развитием крупных феодальных вотчин [20] возрос товарообмен в стране и оживилась торговля, несмотря на все трудности и неудобства, которые представляли для нее постоянные войны, мятежи и вражеские набеги. Во-вторых, из-за вторжения племен оромо, расселившихся на плодородны к землях Эфиопского нагорья, резко сократилась территория, подвластная эфиопским царям, что облегчало управление ею из единого постоянного центра, который под напором оромо сместился из южной области Шоа на северо-восток, в Бэгемдыр. Впрочем, при Фасилидэсе до расцвета Гондэра было еще далеко.
Наряду с учреждением постоянной столицы Фасилидэс провел еще одну важную реформу, которая способствовала прекращению народных восстаний в 20-е — начале 30-х годов XVII в., проходивших под лозунгом защиты веры. Он отказался от католицизма, провозглашенного его отцом Сусныйосом (1607—1632) в качестве государственной религии. Из страны были высланы иезуиты, положение которых еще совсем недавно казалось прочным. Эфиопский ученый Гэбрэ Сылласе Сыюм Хагос полагает, что сопротивление католицизму, оказанное в Эфиопии, и изгнание иезуитов положили начало формированию антиколониального сознания народных масс этой страны [377, с. 100].
С отстранением от власти Сусныйоса прекратились многочисленные пытки, которые он применял в отношении опальных придворных, особенно из числа его ближайших родственников или сподвижников.
Было также покончено, и притом на долгих два столетия, с попытками широкого эфиопо-европейского сближения, предпринимавшимися Сусныйосом [169, с. 190]. Отказ от межгосударственных сношений с европейскими странами укрепил изоляционистские тенденции в жизни Эфиопии, ограничив ее возможности включения в международное территориальное разделение труда, в том числе в процесс обмена идеями и достижениями мировой цивилизации. Это, однако, не означало, что вовсе прекратились контакты Эфиопии с европейцами, а также, что Эфиопия оказалась в стороне от колониальных устремлений западноевропейских держав, особенно в XIX в. Надо особо отметить, что внутренние феодальные распри, продолжавшиеся в Эфиопии при преемниках Фасилидэса, явно не способствовали усилению ее позиций перед лицом надвигавшейся колониальной экспансии.
Центростремительные тенденции с каждым новым императором все более и более ослабевали, зато возрастали центробежные. В стране не утихали феодальные мятежи и обострились религиозные разногласия в эфиопской церкви, между сторонниками тоуахдо и кыбат, выливавшиеся порой в открытые вооруженные столкновения. Следует иметь в виду, что фактически происшедший к концу XVII в. раскол в церкви самым серьезным образом угрожал единству Эфиопского государства. Он отразил, по существу, региональные противоречия: духовенство [21] и поддерживавшие его светские феодалы Тыграя, Ласты и Годжама стояли за «помазание» (кыбат), а феодалы остальных областей—за «соединение» (тоуахдо).
Церковные
распри, сочетавшиеся с придворными
интригами и заговорами, вели не
только к ослаблению монаршей
власти, падению ее престижа, но и к
росту феодальной раздробленности,
феодальным междоусобицам. Увеличивалась
также эксплуатация крестьянских
масс, с которых взимались все новые
и новые поборы. В ответ они,
случалось, бунтовали. В конце XVII в.,
например, население области Уаг в
Ласте отказалось платить
непомерную дань правившему тогда
императору Иясу I (1681 —1706).
Окончательно подчинить эту область
удалось лишь Бэкаффе (1721 — 1730).
Очень часто подобные выступления
крестьян использовала феодальная
знать в борьбе против трона или
друг с другом, тем более чго они с
самого начала преимущественно носили
региональный характер, были
направлены против императорских
посланцев, т. е. чужаков,
прибывавших за данью или на постой.
В последнем случае: от местных
жителей изымались обширные земли,
как это имело место, например, все
в той же области Уаг, где Иясу I
выделил 2/з сельскохозяйственных
угодий полку цевов, направленному
на усмирение взбунтовавшегося
населения.
В
возникновении крестьянских
волнений не обошлось и без влияния
разногласий в Эфиопской церкви,
причем классовые противоречия в
таких выступлениях обычно
перекрывались религиозно-богословской
приверженностью населения, его
региональной, да и этнической
принадлежностью. Это отражало
определенный этап в формировании
классового самосознания народных
масс, соответствующий уровень
общественного мышления и действия.
Среди нехристианского населения Эфиопии, ущемленного в социально-политическом отношении, зрело чувство протеста. Оно нередко оказывало вооруженное сопротивление правителям страны, крупным феодалам и войску, получавшим от имени императора обширные земли, изымавшиеся от нехристиан. Проводившаяся Иясу I политика сегрегации в отношении мусульман вызывала у них возмущение. Они не раз успешно сражались с войсками, снаряжавшимися этим императором для подавления непокорных. Возможно, не будет преувеличением сказать, что именно такой подход к мусульманам, составлявшим значительную долю населения страны и игравшим важную роль, в ее хозяйстве, в условиях углублявшейся феодальной раздробленности обрек на неудачу все административные и экономические начинания Иясу I.
Надо особо отметить, что этот император был последним эфиопским монархом вплоть до второй половины XIX в., при котором предпринимались реальные шаги по укреплению царской власти и централизации государства. Хотя европейские историки напрасно присвоили Иясу I эпитет «великий», ошибочно переведя таким образом геэзское слово «абий», которое в этом контексте означает «старший», т. е. старший по отношению к другому эфиопскому царю, носившему это же имя — Иясу II (1730—1755), он немало усилий прилагал для укрепления феодальной монархии. Для упорядочения системы управления он установил твердую последовательность выступления вельмож на советах (от младшего к старшему) и определил, таким образом, всю придворную иерархию, заботился об оживлении [22] торговли, о чем сообщает и его «История» и «Краткая хроника»: «Узнав о несправедливости, причиненной торговцу в таможне, сказал царь Иясу: „С 5 мулов, груженных солью, да будет пошлина 1 амоле. С 8 груженных товаром ослов да будет пошлина 1 амоле. Если же кто возьмет с несущего на плечах своих, жилище того да будет разграблено, а имущество отнято. В каждой области да будет лишь одна таможня"» [75, с. 352]. Эти меры предназначались для упорядочения налогообложения в торговле, в том числе ликвидации многочисленных внутренних таможен в стране, устранения произвола при взимании пошлин и увеличения поступлений в царскую казну. Предусматривалось также расширить торговлю со странами Востока. Императору удалось договориться с турецким правителем в Массауа и Аркико о пошлинах на ввозимые (в) и вывозимые из Эфиопии товары. Предпринимались попытки организации внутренней торговли. Пристальное внимание Иясу I к торговле не случайно, ибо экономика страны во многом зависела от состояния и развития торговли.
Попытался
он также вмешаться в церковные
распри, хотя внешне казалось, что
император находится вне этих
разногласий. Поддержав поборников
«соединения», Иясу I лишился в итоге
короны, а после отречения в
Его
преемники не могли упрочить
государственное единство страны и
даже, наоборот,
попустительствовали росту местных
феодальных династий в провинциях и
областях, чувствовавшим себя
достаточно самостоятельными, чтобы
исходя из собственных интересов
поддерживать либо царя, либо
раскольников. В [23] столице
же множились придворные интриги, и
особый вес приобретали воины,
охранявшие царскую резиденцию, в
руках которых оказывался и сам
царь, и его придворные. В этих
условиях каждому новому
императору приходилось отчаянно
лавировать между всеми
многочисленными группировками, ни
одна из которых не была предана ему
безусловно. Все сводилось к тому,
что монархия катастрофически
теряла свою социальную базу. Да и
вопрос о престолонаследии, снова
оказавшийся з XVIII в. ахиллесовой
пятой эфиопской монархии породил
такие дворцовые интриги и
убийства претендентов на трон, что
эфиопские монархи менялись с
калейдоскопической быстротой. Эти
перемены не обходились без
кровопролития в стране, феодальных
мятежей, вовлечения в междоусобицы
больших масс населения. В
результате приходили в упадок
земледелие и торговля. Произошла
даже попытка узурпации
императорской власти
представителями «несоломоновой»
династии: в
Само по себе возвращение на престол представителя «законной» династии не принесло, да и не могло принести ничего нового. Феодальная раздробленность чем дальше, тем больше сказывалась на политической жизни страны. Собственных сил древняя династия почти не имела и могла опираться главным образом лишь на традицию царской власти «соломонидов». Здесь, однако, плохую услугу стал оказывать старинный обычай тюремного заключения царских родственников, возрожденный Фасилидэсом. Гора Вахни, где они содержались под надзором, превратилась в многолюдное обиталище «соломонидов», откуда любая политическая сила, временно одержавшая верх, всегда могла получить кандидата па престол по своему выбору. Взойдя на трон, такому кандидату приходилось для сохранения своей власти умело лавировать между всеми этими силами, которых было много. Здесь нужно было учитывать и местные интересы крупных вотчинников, и церковный раскол, бдительно следить за борьбой придворных группировок, а также не забывать и царских телохранителей, всегда способных совершить дворцовый переворот.
К
концу XVIII в. общее положение страны
было неутешительно. Феодальные
мятежи следовали один за другим.
Даже в самом Гондэре не раз
возникали междоусобные
столкновения. Из всей огромной
территории, на которую некогда
распространялась власть
эфиопских царей, гондэрская
династия могла контролировать
фактически лишь северо-западную ее
часть. Оромские племена к этому
времени заняли обширные
пространства, отрезав богатую
область Шоа, которая стала
практически независимым царством
с собственной династией во главе.
Местные феодальные династии прочно
утвердились и в других областях, [24]
формально подвластных
гондэрским царям. Так, в декабре
Некоторые эфиопские императоры в детстве или даже в юношестве воспитывались в оромском окружении, предпочитали даже говорить по-оромски, а взойдя на трон, опираясь на оромское войско. Это вызывало нередко недовольство традиционной знати и семитоязычного населения. Особым кровопролитием отличалась борьба могущественного раса Микаэля Сыуля, наместника Тыграя, против императора Ийоаса (1755—1769), который отказался удалить из Гондэра и его предместий оромское войско, как того требовал этот влиятельный и сильный феодал.
Со
времени насильственной смерти
Ийоаса гондэрские императоры,
приходившие ему на смену,
превратились в марионеток в руках
феодальных властителей,
добивавшихся путем подчинения
монарха фактической власти в
стране. Господство одних
феодальных родов в Гондэре
вызывало протест других; их соперничество
ослабляло государство, обрекало
его на территориальный распад.
Робкие попытки царствовавших
монархов изменить разрушительный
ход событий не приводили к успеху.
Так произошло, например, с
введением императором Тэкле
Гийоргисом (1779—1784) новой податной
системы, согласно которой облагалась
налогом провинция Бэгемдыр, ранее
освобожденная от такого рода
повинности. Это начинание,
вызвавшее бурный протест в
Бэгемдыре, стоило Тэкле Гийоргису
императорской короны. С его
отречением начался так называемый
в эфиопской историографии (принятой
и в мировой литературе) период «зэмэнэ
мэсафынт» — «время князей». Он
продолжался до
В течение этих немногим более 70 лет феодальная раздробленность в Эфиопии достигла своего апогея. Императоры в Гондэре обладали лишь номинальной властью. Их распоряжения не принимались во внимание на местах. Сам Гондэр и прилегающие к нему земли находились под властью могущественного феодального рода Сэру Гуангуля, обладавшего сильным войском и сумевшим одержать верх над соперниками. Эти территориальные владыки сменяли по своему усмотрению императоров. Показателен пример с гондэрским наместником расой Али Малом (1831 —1853), который четырежды назначал императоров: Гэбрэ Крыстоса, Сахле Дынгыля, Йоханныса III и вновь Сахле Дынгыля. По словам эфиопского летописца, «прекратилось преемство [25] царей Гондэра и пэгибла царскар власть. Настало время князей, которые, однако, не уничтожили имени царства царей, и не осмеливались князья восседать на престоле Давида и возлагать на себя венец царства; они делали царями под собою царей слабых, которые были у них в повиновении. Езекия был царем 8 лет под властью Али Великого (1784—1788). Таким образом, следующие царствовали поочередно в одном Гондэре под властью князей» [237, с. 273].
А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко считают, что, по существу, власть в Гондэре перешла в руки новой династии из рода Сэру Гуангуль, правившей в 1784—1853 гг. в стране и по тактическим соображениям сохранившей «соломонидов» на троне [169, с. 241]. Нельзя, однако, согласиться с польскими авторами в том, что гондэрские наместники управляли страной. Их реальная власть не распространялась далее всего Бэгемдыра, Да-мота, Дэмбии и еще нескольких небольших территорий. В других областях властвовали крупнейшие феодалы, сумевшие занять прочные позиции в политической жизни Эфиопии и, опираясь на собственные хорошо вооруженные войска, отказывавшиеся подчиниться Гондэру.
Постепенно в ходе кровопролитных междоусобиц, принесших неисчислимые бедствия крестьянам и дезорганизовавших их хозяйство, к 50-м годам XIX в. наряду с Гондэром выделились своим могуществом и политической ролью области Тыграй и Сымен, где правил дэджазмач Уыбе, и Шоа, в которой прочно удерживал власть ныгус Сахле Сылласе (1813—1847) и сменивший его после смерти ныгус Хайле Мэлекот, а также Годжам, лишь формально признававший вассальность от Гондэра.
Выдвижение Тыграя и Шоа, вступивших даже во внешние сношения с Европой, не случайно. Через обе эти провинции пролегали важнейшие пути караванной торговли, приносившей их правителям большие доходы от таможенных сборов. Самое главное, однако, состояло в том, что именно здесь получило широкое распространение огнестрельное оружие, поступавшее от торговцев. Сюда из-за границы направлялись преимущественно винтовки систем гра, ли-метфорда, бердана, лебеля и маузера (ремингтон, винчестер). Обладание таким оружием намного снижало искусство владения холодным оружием, требовавшим довольно длительной подготовки. В результате возникла возможность привлечения в широких масштабах крестьянских ополчений для боевых действий, а не ограничиваться только (или главным образом) «детьми цевов», т. е. традиционным военным сословием. Вместе с тем поколебалось и его привилегированное положение в эфиопском обществе. Это же самое обстоятельство явилось мощным фактором успехов дэджазмача Касы в 40-е — начале 50-х годов, который в борьбе за императорскую корону, привлекая исстрадавшееся от бесконечных феодальных войн крестьянство, поочередно разбил своих соперников. [26]
Это была победа центростремительных сил, укрепившихся в «стране. В ее достижении велика роль народных масс, в сознании которых утвердилась идея централизованного государства. Тоска по прочному миру, где, как записано в одной из эфиопских хроник, «не будет ни смуты, ни ненависти, ни копья, ни стрелы», связывалась в народном представлении с необходимостью сильной царской власти, и один из монастырских летописцев того времени прерывает свой скорбный перечень бед и несчастий пришедшего в упадок государства, чтобы выразить свое горестное недоумение: «Как же стало царство игрушкой юношей и рабов? Как же стало царство игрушкой людей не обрезанных, происхождения неведомого?.. Рыдаю я, помышляя о царстве... плачу беспрестанно, дабы помиловал бог царей великих... Кто возвратит нам власть царства, как возвратил прежде [бог] царство от загвеев?.. Подай нам ныне того, кто возвратит царство. Аминь» [280, с. 794—795].
Так в Эфиопии середины XIX в. складывалась обстановка, аналогичная описанной Ф. Энгельсом в Европе XV в., когда «увеличилось количество таких элементов населения, которые прежде всего требовали, чтобы был положен конец бесконечным бессмысленным войнам, чтобы были прекращены раздоры между феодалами, приводившие к непрерывной междоусобной войне даже в тех случаях, когда в стране был внешний враг, чтобы прекратилось это состояние непрерывного и совершенно бесцельного опустошения, которое неизменно продолжалось в течение всего средневековья» [5, с. 409].
Социально-экономическая ситуация
К середине XIX в. в Эфиопии сложилось развитое феодальное общество. По мнению Ю. М. Кобищанова, в Эфиопской империи уже в XIV в. наблюдалось переходное состояние от раннего к развитому феодализму [201]. При этом вполне оправданно утверждение, что в периферийных районах страны еще многие столетия «патриархально-феодальные и раннефеодальные черты общества сохранились и даже, вероятно, усилились» [201].
В ходе развития феодальных отношений в Эфиопии к концу XVI в. окончательно сформировался как класс феодалов, так и основные группы феодально зависимого населения. В хронике «История галласов», составленной в XVI в., довольно точно описана социальная структура эфиопского общества. Оно состоит, как указывает ее автор, из десяти разрядов или племен. Вот они: «Одно из них монашеское племя, коему несть числа... Второе племя называется дабтара (своеобразная эфиопская разновидность белого духовенства.— Авт.)... Третье племя называется жан хацана и жан маасаре (придворные должности в царской администрации.— Авт.)... Четвертое племя — телохранители [27] жен князей и принцев крови... Пятое племя называется старейшинами, господами и помещиками. Они разделяют свою землю меж крестьянами, приказывают им... Шестое племя — крестьян... Седьмое племя — промышляющих торговлей и стяжанием... Восьмое племя — ремесленников, таких, как кузнецы, писцы, швецы и плотники... Девятый разряд — скоморохи (профессиональные певцы и музыканты, стоявшие на одной из самых низших ступеней эфиопского феодального общества.— Авт.), барабанщики и арфисты, которые живут попрошайничеством... А десятый разряд — это те, кто берет копье и щит, кто может сражаться и следует по стопам царя в походы» [75, с. 146—147]. Таковы были представления эфиопского историографа.
Во время написания этой хроники уже не существовало сложившейся прежде разницы между наследственной знатью из правящих родов и царскими военачальниками, рассаженными по землям. Обе группы феодалов получили крупные земельные владения, которые они преобразовали по образцу царского домена. Внутри этих сеньорий (поместий) шел интенсивный процесс формирования феодальной зависимости местного населения. На землях наследственной знати традиционная дань, собиравшаяся с некогда свободных общинников, превращалась в феодальную ренту, «что сопровождалось не только усложнением способов собирания дани, но и введением разного рода дополнительных поборов» [249, с. 286]. Царские же военачальники на пожалованных им землях насильственно закрепощали местное население. Со временем сложился феодальный аппарат для взимания ренты с подвластных крестьян, а также усложнялась социально-производственная природа феодальной сеньории как самостоятельного, притом чаще всего изолированного, хозяйственного организма.
С формированием отношений между феодалами и крестьянами складывались также новые отношения между царской властью и феодалами. Вместо прежних дружинных отношений сложился типичный феодальный вассалитет. «Устанавливается,— пишет С. Б. Чернецов,— сюзеренитет царя, вырабатываются разнообразные права и обязанности по вассалитету, который теперь и формально должен непременно скрепляться клятвой и крестным целованием перед священниками, т. е. типичным феодальным договором» [249, с. 286]. По смерти царя прежние должности и «кормления» вассалов подлежали утверждению его преемником, за что те приносили ему омаж, и таким путем заключался новый феодальный договор между монархом и вассалами.
Отношения «сюзеренитета — вассалитета» резко нарушились во «времена князей» («зэмэиэ мэсафынт»). Это было связано с укреплением крупного феодального землевладения, составившего основу могущества потомственной аристократии, и одновременным экономическим ослаблением царского домена. К концу XVIII в. участились попытки служилых феодалов превратить [28] временно пожалованные земли («гульт») в наследственную собственность («рыст» — одна из двух — наряду с гультом — наиболее распространенных форм земельного владения в Эфиопии). В «зэмэнэ мэсафынт» это во многих случаях им удавалось сделать: царская власть, пришедшая в упадок, уже не моглаг как прежде, помешать процессу перехода гультов в наследственное владение. Она долгое время успешно разрешала назревавший еще с начала XVII в. конфликт с феодалами по поводу гультовых земель. Наследственному закреплению гультовых пожалований способствовало то обстоятельство, что они передавались из поколения в поколение за несение определенной службы потомками первого гультэннья (владельца гульта). Таким образом, менялось содержание гульта. Для обозначения его нового качества употреблялось даже название «рыст-гульт».
Надо признать, что введение системы гультов после так называемого восстановления Соломоновой династии явилось крупным шагом в развитии феодализма в Эфиопии. Она не только позволяла царям содержать многочисленное войско и добиваться повиновения со стороны формировавшегося класса феодалов, но и подрывать политическое влияние и экономическую силу местной знати. Владелец гульта получал его в кормление за службу; она (земля) ему предоставлялась для взимания различных повинностей с земледельцев, сидящих на этой земле. В стране сложилась своеобразная иерархия гультовых пожалований, когда получавший от царя гульт дробил его на отдельные участки и передавал их в гульт для кормления подвластным ему служилым, а те, в свою очередь, нижестоящим и т. д. (лишь гультэннья самых низших рангов к началу XIX в. начали обрабатывать землю). Таким образом, возникло многообразие типов гультовых пожалований (например, фэрэс моккари — объездчики лошадей, зэбэннёч — стража).
Немало гультовых пожалований было сделано церкви, вернее отдельным храмам и монастырям. Гульты не изымались от них и не перекраивались, как это имело место в отношении светских пожалований. И даже, наоборот, церковь постоянно наращивала свои условные держания, превратившие ее с учетом земель «рыст» в крупнейшего землевладельца. По имеющимся литературным данным, в середине XIX в. церкви принадлежала в той или иной форме треть всей земли в стране.
Фактически «в гультовой системе землевладения (пожалуй, точнее, землепользования.— Авт.) тесно переплелись взаимоотношения всех классов и социальных групп феодальной Эфиопии: вассальные отношения между правителем и стоящим ниже феодалом-помещиком, феодально-теократические отношения между правителем и высшим духовенством, отношения между феодалом-землевладельцем и крестьянином» [246, с. 26]. Эфиопские цари провозглашали себя верховными властителями всей земли в империи, но они не могли распоряжаться землями рыст. Да и земли гульт, предоставлявшие владельцу фискальные, [29] юридические и административные права, далеко не всегда составляли область безраздельного царского самовластия.
Распространенность рыста как формы землевладения была намного меньшей, чем гульта, который, по существу, составлял важнейшую основу эфиопского феодализма. Если гульт имел сугубо индивидуальный характер, то рыст — коллективный. Точнее говоря, рыст представлял собой, с одной стороны, наследственное владение землей какого-то коллектива (например, общины), а с другой — конкретный участок земли в пределах общей земельной собственности, находившейся в пользовании члена этого коллектива. Со временем последнее стало закрепляться как индивидуальный рыст, без перераспределения между членами коллектива. Эта тенденция, по-видимому, уже вполне сложилась к XVII в. Динамика развития рыста обстоятельно изучена (см. [319]).
Рысты образовывались не только в результате заимки, но и вследствие вознаграждения эфиопскими царями за службу своим полкам (500—1000 воинов в каждом). При этом рядовые воины — цевы (цоуа, чоуа или шоуа) могли обрабатывать свои наделы сами и с помощью своих домочадцев, а также рабов, составлявших, по существу, домашнюю челядь. «Полковые» рысты выделялись на окраинах империи; вследствие ее расширения территория с такими рыстами оказывалась далеко от новой (хотя и неточной, строго не фиксированной) границы. Вдоль нее, в чуждой, враждебной среде, на пожалованных ры-стах опять расселялись полки и т. д. Получалось, что царская власть, не желавшая ни в принципе, ни в теории признавать наследственную земельную собственность, сама ее множила. Более того, ей приходилось в конечном счете мириться с наследственными владениями, вольно или невольно содействуя становлению частнофеодальной земельной собственности.
Между
двумя основополагающими
феодальными системами поземельных
отношений в Эфиопии — между рыстом
и гультом — существовало великое
множество других форм землевладения
и землепользования, в большинстве
своем носивших переходный
характер или представлявших собой
варианты этих ведущих систем.
Такая запутанная и усложненная
ситуация в структуре аграрных
отношений, утвердившихся в Эфиопии
к середине XIX в., в значительной
степени связана с социально-политическими
и экономическими последствиями
феодальной раздробленности,
вольницы и междоусобиц, особенно
проявившихся в «зэмэнэ мэсафынт».
В периоды феодального самовластия
правители областей, отказывавшиеся
не то чтобы подчиняться, но даже
признавать царскую власть, были
очень заинтересованы в сохранении
и упрочении верности своих
вассалов и войска, в связи с чем
учащалась раздача земель в гульт и
даже в рыст. Одновременно
возрастали требования выплаты
крестьянами все новых податей и
выполнения ими многообразных
повинностей, в том числе оказания
помощи в передвижении воинов и
войскового [30] обоза. В
свою очередь, правители областей,
выступавшие против царской власти,
переставали выплачивать ей подати.
В этом — одна из причин того, что
после смерти Иясу II в
Доходы эфиопских царей обычно формировались как за счет поступлений из их личного домена, так и податей с феодалов, которым на вассальной основе передавались земли. Царская казна пополнялась также в результате таможенных сборов от торговли и присвоения движимого имущества в ходе завоевательных походов. Захватывались тогда и рабы, часть которых шла на продажу. В свои набеги за рабами эфиопские цари и их вассалы отправлялись, как правило, в жаркие, низменные районы, населенные людьми нехристианского вероисповедания, принадлежащими чаще всего к негроидной расе. Немало невольников вывозилось в Индию, аравийские и другие азиатские страны.
Разные эфиопские области платили царю подати натурой, золотом, а их характер и размеры отличались от области к области. Так, агау платили подать одеждой, медом и скотом. При Либнэ Дынгыле (1508—1540) на царский двор из Годжама ежегодно поступало около 30 тыс. унций золота, 3 тыс. мулов, 3 тыс. лошадей, 30 тыс. хлопчатобумажных одеяний, сотни метров тканей и 3 тыс. кип чесаного хлопка. Во времена Иясу I (1682—1706) Ласта была обложена ежегодной податью примерно в 1 тыс. унций золота.
Все эти огромные богатства через систему феодально-вассальных отношений взимались в конечном счете с феодально зависимого безземельного крестьянства, арендовавшего землю у землевладельцев и крестьян-общинников. Положение последних было намного лучше. Барщина или издольщина (или и то и другое, вместе взятые), многочисленные поборы и повинности, включая выплату десятины и дырго (предоставление ночлега и пропитания проезжающим иностранцам и царевым служилым людям, имевшим специальные грамоты), содержание войска, находящегося на постое,— вот основные тяготы, которые нес крестьянин-арендатор. В Тыграе, например, в конце XVIII в. крестьянин отдавал землевладельцу половину урожая.
Независимо от своего социального статуса крестьяне к тому же делали многочисленные подношения деревенским старостам — чыкка-шумам обрабатывали их поля, за них выплачивали налоги и выполняли различные отработки и другие повинности. «Институт чыкка-шум — важный фактор в социальной жизни феодальной Эфиопии, учитывая частые смены местных правителей» [246, с. 35]. Чыкка-шумы строго следили за соблюдением принципа круговой поруки в эфиопской деревне, вследствие которого лично-свободный крестьянин, будь то мелкий рыс-тэннья или арендатор, не мог покинуть своих односельчан. Дело в том, что остававшиеся в деревнях выплачивали налоги и несли повинности и за ушедших. Чыкка-шум не только собирали [31] с крестьян все подати и налоги, но и фактически руководили всей жизнью деревни, организовывали общественные работы. Власть над деревней, опиравшаяся на всесилие феодала-землевладельца, служила средством обогащения чыкка-шумов, выделением их в особый слой зажиточного крестьянства.
Уже в XVI в. начала складываться еще недостаточно изученная форма личной зависимости крестьян, которая по своему характеру была чем-то средним между патриархальным рабством и крепостной зависимостью. Речь идет о гэббарах, упоминающихся в хронике «История галласов», в ней сообщается, что одно из оромских племен, луба бифоле, «начали воевать Фатагар и стали угонять в полон людей и обращать в рабов и называть их „габар"» [75, с. 142, 149]. Возможно, эти «габары» — прообраз гэббарной системы, распространившейся на присоединенных со второй половины XIX в. территориях.
Очень тяжелым было положение крестьян, сидевших на церковных землях. Они содержали в ряде областей до 20—30% населения, составлявшего духовное сословие. Однако, говоря о нем, надо иметь в виду, что, по мнению Ю. М. Кобищанова и М. В. Райт, подавляющее большинство духовенства «принадлежало не к феодалам, а к трудящимся-земледельцам: бедные монахи работали в монастырях на богатых монахов, бедные священники сами пахали землю, их дети — мальчики-диаконы пасли скот, а книжники-дэбтэра, составлявшие церковный хор, обычно не только занимались сельским хозяйством, но и несли повинности в пользу храма» [169, с. 13]. И все-таки низы духовенства пользовались многими привилегиями в сравнении с крестьянами, не испытывали тех превратностей судьбы, какие выпадали на долю крестьян. На последних, например, распространялась практика военного постоя, которая приводила их к полному разорению. Между солдатами, прибегавшими нередко к открытому грабежу, и сельскими тружениками существовала на протяжении столетий в позднее средневековье и новое время острая вражда. Порой она выливалась в открытое вооруженное сопротивление деревенских жителей армейским отрядам. Так, в начале XIX в. сильные беспорядки имели место в Годжаме.
Своеобразной формой протеста становился разрыв группы людей с обществом и их уход в леса. Они жили разбоем, однако нередко преследовали не цели личного обогащения, а борьбу против власти. Эти люди, называвшиеся по-амхарски «болед» (позднее — «шифта»), внушали деревенскому населению не только страх, но и уважение и восхищение как люди, всецело полагающиеся на свою силу, независимые, никому не подвластные и бросившие вызов общественным условиям неустроенности, безоглядного повиновения.
В целом же эфиопское крестьянство покорно сносило тяготы жизни, мирилось с полным беззаконием и своеволием феодалов. Его мировоззрение, сложившееся под воздействием традиционного общества, этноконфессиональных представлений, отодвигавших [32] на задний план и даже вовсе устранявших социально-классовые противоречия, подчинялось реальностям бытия. Социальный протест в эфиопской деревне к середине XIX в. еще не приобрел ощутимых признаков, хотя вообще об его отсутствии говорить не приходится.
Неоднородное по своей сути крестьянство находилось в основании той социально-иерархической пирамиды общественных сил, какая сложилась в Эфиопии. Ее верхнюю часть занимала феодальная верхушка, состоявшая из членов царской семьи, их родственников, местной знати, высших военачальников и придворных, обязанных лично императору своим выдвижением. В Эфиопии существовала мало чем ограниченная социальная подвижность в феодальном классе, и даже простолюдины, пользуясь монаршей милостью или благосклонностью крупных феодалов, могли возвыситься. По своему происхождению феодальная знать имела военно-служилый характер, о чем свидетельствует, в частности, титулатура, образовавшаяся в стране (см. [358, с. 128]). Крупных титулов невоенного происхождения было немного.
Положение феодальной верхушки не было стабильным. В ней по воле царей происходили частые перемещения; взлеты и падения сопровождали жизнь многих придворных. Незавидной была судьба возможных претендентов на престол: их отправляли в малодоступные районы, а в худшем случае заточали в тюрьмы. Наибольшей устойчивостью отличались отношения на низших ступенях феодальной иерархии, но и здесь каждому надо было доказывать лояльность своему сюзерену и царю как верховному сюзерену.
В середине XIX в. намного изменились функции царя, который сохранил еще с аксумских времен титул «ныгусэ-нэгэст» — «царь царей» (император). О них обстоятельно написано Ю. М. Кобищановым (см. [201, с. 166—167]).
Он особо подчеркивает то, что царь выступал как организатор новых отраслей экономики, но не занимался специально к концу нового времени, делами торговли, контроль над которой осуществлял специальный чиновник — нэгадрас. Но заинтересованность царей в торговле, в установлении своего господства над торговыми путями не уменьшилась. Торговля приносила царям немалые доходы. Так, при Сусныйосе и Фасилидэсе в качестве таможенного сбора взимался один брусок соли — амоле, выступавший как денежный эквивалент, с каждого груза соли, перевозимого на осле, или два амоле с аналогичной ноши на муле. Попутно заметим, что соль была очень ценимым товаром в Эфиопии, поступавшим в ее внутренние районы с побережья.
Цари христианской Эфиопии имели своих собственных агентов, которые занимались от их имени обменом товаров, ведением коммерческих переговоров с правителями Йемена, Египта, Индии, Португалии и других стран. Наиболее характерными [33] чертами той организации торговли, какая сложилась в Эфиопии, были, по мнению Ю. М. Кобищанова: «1) торговля находилась под строгим контролем феодального государства, который порой (при императорах XVII — начала XVIII в.) приближался к государственной монополии на внешнюю торговлю; 2) коммерческая деятельность «царских купцов» обязательно дополнялась дипломатической деятельностью; 3) класс купцов рассматривался как часть государственного аппарата, главой которого был монарх» [201, с. 188].
Вряд ли, однако, в условиях конфессиональных противоречий того времени купцы, принадлежавшие, как правило, к мусульманам, могли считаться частью царской администрации. Да и при ослаблении императорской власти, особенно в «зэмэнэ мэсафыт», феодально-государственный контроль над торговлей был скорее мифическим. Со временем правители отдельных областей стали заботиться о безопасности торговли в подвластных им территориях, взимая при этом высокие пошлины с купцов в свою пользу, уже не говоря о личном участии в коммерческих сделках. Более того, при дворе шла постоянная борьба за благосклонность монарха или его всесильного фаворита при назначении на наместничество в районы, через которые пролегали торговые пути, приносившие властителю большие доходы.
Еще в XVII в. португальский путешественник Мануэл Алмейда писал: «Хуже всего то, что... наместничества во всех королевствах и провинциях скорее продаются, нежели даются. Никто не получает его иначе, как за количество золота, более или менее равное доходу, который домогающийся надеется получить от него. А так как домогающихся всегда много, то наместничество получает тот, кто дает больше. Они дают больше, нежели могут получить оттуда честным путем, и, чтобы не остаться в накладе, они обдирают народ (а также купцов.— Авт.)... Так как наместники являются господами и судьями и держат в своих руках всю власть над жизнью и имуществом населения, то, прямо сказать, это скорее грабители, чем наместники» [93, с. 72].
Даже в смутные времена, и особенно в «зэмэнэ мэсафыт», не прекращалась борьба за контроль над торговыми путями, но тогда она чаще всего приобретала форму ожесточенных кровавых междоусобиц, которые не только разрушали местное хозяйство, но и дезорганизовывали саму торговлю. Негативные последствия феодальной раздробленности, разумеется, препятствовали внутренней и внешней торговле Эфиопии, но полностью-приостановить ее не могли, тем более что через эфиопскую территорию пролегали торговые пути, связывающие соседние страны с побережьем Африканского Рога. Эти коммерческие маршруты складывались постепенно, в течение веков, охватывая удобные с точки зрения географической доступности и экономически богатые территории.
Особые коммерческие преимущества тогда получила провинция [34] Шоа, где пересекались многие торговые пути и где местные правители проявляли большую заботу о состоянии торговли. При ныгусе Сахле Сылласе, властвовавшем в Шоа в 1813— 1848 гг. и добившемся в ней внутриполитической стабильности, в том числе и путем территориального расширения, торговые налоги и пошлины были в провинции не обременительны. Это выгодно отличало Шоа от других частей Эфиопии, что не могло не привлекать купцов, а следовательно, и ускоряло товаризацию хозяйства провинции. Сахле Сылласе попытался даже вступить в официальные договорные отношения с Великобританией и Францией.
К
подобным акциям в XVII — первой
половине XIX в. прибегали и другие
территориальные владыки различных
областей Эфиопии, добиваясь чаще
всего определенных политических выгод
и, много реже, коммерческих.
Успешнее были такие контакты с
зарубежными державами на
государственном уровне. Так, Иясу I
в
Внутренняя торговля находилась преимущественно в руках мусульман. Наиболее оживленно она велась к XIX в. в южных и восточных районах. Ее развитие сдерживалось господством натурального хозяйства, политической нестабильностью, сопровождавшейся многочисленными царскими карательными походами и феодальными междоусобицами, а также полным произволом при взимании пошлин и наличием большого числа местных таможен, самовольно открытых на торговых путях местными феодалами. Еще в первой половине XIX в. в Эфиопии не было всеобщего денежного эквивалента. Его роль выполняли уже упоминавшиеся амоле, красный перец, патроны, бруски железа и т. д.
На рубеже XVIII—XIX вв. в стране появился серебряный талер Марии-Терезии, который вскоре получил широкое хождение в империи. В 30-е годы XIX в. во всей империи обращались около 100 тыс. этих монет. В последующие десятилетия только ныгус Сахле Сылласе, правивший в Шоа, получал в год 250—[35]300 тыс. талеров Марии-Терезии в виде налогов с подвластных: ему земель Шоа [360, с. 10]. Однако, несмотря на увеличившееся количество, талер Марии-Терезии так и не стал всеобщим эквивалентом стоимости в стране. Отсутствие такого сдерживало развитие производительных сил, в том числе ремесленного производства.
Оно, как и торговля, мало привлекало христианское население и многие столетия оставалось уделом преимущественно мусульманских народов. К середине XIX в. ремесла обособились в основном от сельского хозяйства. В результате образовались замкнутые касты, к которым окружающее земледельческое население относилось с презрением, страхом и предубеждением. Это были кузнецы, дубильщики кож и изготовители изделий из них (сандалий, щитов и т. д.), плетельщики соломенных шляп, могильщики и др. Они селились обособленно, на окраинах деревень, либо, ища покровительства, собирались при дворах царей, феодалов, церквах и монастырях. Им не разрешалось владеть землей, служить в армии и т. д. Их женам предписывалось заниматься строго определенным трудом: например, жены кузнецов изготовляли гончарные изделия.
Отношение земледельческих народов к презираемым усилило этноконфессиональный партикуляризм последних. С другой стороны, пренебрежение к ручному труду препятствовало распространению ремесел в стране, противодействовало росту потребностей населения в них, да и сужало возможности организации новых производств и повышения квалификации тружеников. Часто, пренебрегая собственными мастерами, цари и феодальная верхушка охотно приглашали чужеземцев для различных строительных работ, для изготовления украшений, дорогих одежд и т. д.
В первой половине XIX в. некоторые правители областей начали менять свои взгляды на местных ремесленников и их труд и даже содействовали увеличению выпускавшейся ими продукции. Но пренебрежение ремесленничеством в стране сохранялось.
Нельзя не согласиться с тем, что «в области ремесленного производства, как и в торговле, феодальная Эфиопия не стала достойной преемницей Аксума» [246, с. 50—51]. Натуральный характер хозяйства не стимулировал развитие экономики, а неразвитость несельскохозяйственного производства, в свою очередь, обрекала земледелие и скотоводство на застойность, стагнацию, усиление внутренней замкнутости отдельных хозяйств. Хозяйственная автаркия отдельных областей служила основой политической раздробленности империи. Рост центробежных сил, особенно проявившийся к концу XVIII в., вызвал разруху, разорение сотен тысяч крестьян, мелких и средних феодалов, клира.
При оценке социально-экономической ситуации в Эфиопии в новое время следует принять во внимание и многочисленные засухи [36] в стране, которые приводили к гибели десятков тысяч людей, скота, к дезорганизации хозяйства, к вынужденной миграции людей. Эфиопские хроники свидетельствуют, что в 1540 — 1800 гг. в Эфиопии произошло не менее 23 крупных случаев массового голода из-за засух, каждый из которых продолжался по нескольку лет. Ужасающие картины вымирания целых деревень и массового исхода в другие районы рисуют также европейские путешественники, оказавшиеся в Эфиопии в голодные и засушливые годы (см., например, [93, с. 175]).
Царская
администрация и местная власть в
целом спокойно взирали на
страдания народа, вызванные
голодом. Вероятно, оказываемая
помощь настолько была невелика, что
даже в царских хрониках,
призванных прославлять деяния
императоров, о ней, как правило,
говорится вскользь, без какой-либо
обычной выспренности. Так, в
хронике Иясу I немного говорится о
царской благотворительности
страждующим крестьянам, покинувшим
свои деревни из-за голода и с трудом
дошедших в
Сколько-нибудь существенная помощь населению районов, подвергшихся засухе, вообще не оказывалась в условиях феодальной раздробленности и ослабления императорской власти. Частые засухи и вызываемый ими голод не останавливали межфеодальные распри и столкновения и даже усиливали их, ибо борьба за плодородные земли разгоралась с новым размахом.
Завершая
первую половину XIX в., Эфиопия,
раздиравшаяся феодальными
междоусобицами, жила в ожидании
перемен. [37]