Глава
2
ЭФИОПИЯ
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ (1855—1868)
Объединение
страны при Теодросе II
С середины XIX в. Эфиопия вступает в качественно новый период своего развития, основным содержанием которого стали процессы объединения дотоле раздробленных областей страны в единое централизованное государство. Эти процессы, определяя сущность внутриполитической жизни Эфиопии на последующие десятилетия, в зависимости от конкретных объективных и субъективных факторов порой получали определенное ускорение, порой же были малозаметны. На всем протяжении второй половины XIX в. изменялись формы и методы процесса централизации, наблюдались перепады в динамике его осуществления; неизменной оставалось суть самого процесса, направленного на ликвидацию феодальной раздробленности.
Какие же факторы лежали в основе этого процесса, что явилось предпосылками столь значительных изменений в историческом развитии страны? Как правило, исследователи проблемы генезиса централизованной Эфиопии часто ищут аналоги в истории некоторых стран Европы, уже миновавших этот этап. Причина такого подхода кроется в схожести некоторых черт феодальной системы этой африканской государственности и западноевропейских стран. Вместе с тем, и на это справедливо указывают польские эфиописты А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко, всякий формальный перенос понятий, отражающих европейские процессы общественного развития, на эфиопскую почву ведет к искажению истории, так как при этом не учитывается специфика этого древнейшего государства Тропической Африки [169, с. 179].
Своеобразие исторического развития Эфиопии, прежде всего незрелость товарно-денежных отношений, и предопределило характер процессов централизации страны. Если, например, в странах Западной Европы в период возникновения централизованных национальных государств шел активный процесс разложения феодальной системы, то в Эфиопии середины XIX в. позиции феодализма были сильны и не было ни крупных городов, ни городских торгово-предпринимательских слоев — тех сил, которые [38] сыграли важнейшую роль в процессе централизации многих стран.
Политическая раздробленность страны, частые междоусобные войны, натуральный характер хозяйства, труднодоступность отдельных областей, отсутствие выхода к морю — все эти факторы оказали пагубное влияние на развитие торговли. Тормозом на ее пути были и многочисленные таможенные посты, бессчетные торговые налоги и пошлины. Оценивая состояние торговли Эфиопии в первой половине XIX в., англичанин У. Плоуден отмечал, что «торговая община немногочисленна... Мусульмане абиссинского происхождения, кроме галла, редко избирают для себя другой путь, в их руках сосредоточено три четверти всей торговли. Во всей стране вряд ли сыщешь и 20 купцов-христиан» [37, с. 111].
Мало привлекало христианское население и занятие ремеслом. В эфиопском обществе и торговля и ремесленничество были главным образом уделом нехристианского населения, не игравшего заметной роли в политической жизни государства.
О неразвитости в Эфиопии того времени товарно-денежных отношений свидетельствует и нераспространенность в стране денег, этого, по выражению Ф. Энгельса, «могучего оружия против феодализма» [5, с. 407]. В зависимости от района денежным эквивалентом служили различные товары: бруски соли (амоле), красный перец и чаще всего ружейные патроны.
Таким образом, в конкретно-исторических условиях Эфиопии центральная власть, являвшаяся, по определению Ф. Энгельса, «представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства» [5, с. 411], не могла опираться в борьбе за свое укрепление на те социальные силы, которые сыграли столь важную роль в аналогичных процессах в Европе. Поэтому если в истории Европы главную роль в объединении многих государств сыграли экономические и социальные сдвиги, то консолидация эфиопского государства могла осуществиться лишь «сверху», военным путем.
При этом следует иметь в виду, что существовал ряд факторов, способствовавших реализации этого процесса. Так, укрепление государственности в новых условиях было для Эфиопии во многом восстановлением чего-то уже существовавшего в прошлом, во времена Аксума или же в период правления императора Зэра Яыкоба. На протяжении многих десятилетий «времен князей» в общественном сознании не ослабевала идея о необходимости восстановления былого величия страны, той единой и обширной Эфиопии прошлого, восточной границей которой служило Красноморское побережье.
Определенную роль в централизации страны играла и угроза внешней опасности, существовавшая на северных и северо-западных рубежах государства, где местным армиям то и дело приходилось вступать в сражения с египтянами. Однако следует подчеркнуть, что в условиях распада Эфиопии на враждующие [39] между собой области борьба с мусульманскими северными соседями не принимала характера общенациональной войны. Идея воссоздания единой Эфиопии не случайно получила наиболее широкое распространение среди населения северных областей страны, ибо здесь внешняя угроза была реальной действительностью (подробнее см. [246, с. 53—56]).
К середине XIX в. страна находилась в упадке, раздираемая постоянными междоусобными схватками феодалов. Казалось, ничто не сможет положить конец этим постоянным сражениям, когда вытаптывались поля и сжигались селения, и никто не чувствовал себя в безопасности.
В Эфиопии повеяло переменами, когда в начале 50-х годов на политической арене страны появился Каса из Куары, сын мелкого феодала с Севера. Его действия, направленные на создание сильной центральной власти, нашли поддержку у крестьянского населения, больше всего страдавшего от феодальной раздробленности. В истории Эфиопии наступил период, когда политика правителя в значительной степени стала подчиняться общенародным интересам.
Формы и методы осуществления политики централизации на каждом этапе зависели от личности политического деятеля, возглавившего этот процесс. Безусловно, в конкретных условиях Эфиопии, когда процесс централизации осуществлялся «сверху», характер личности играл крайне важную роль в выборе направлений и средств достижения этой сложной цели. Здесь уместно вспомнить замечание К. Маркса о том, что «ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих „случайностей", среди которых фигурирует также и такой „случай", как характер людей, стоящих вначале во главе движения» [1, с. 175].
Каса
Хайлю начал свой путь к
императорской короне с довольно
невысокой ступени феодальной
иерархии. По образному выражению
одного из авторов, «он появился на
свет без серебряной ложки во рту» [281,
с. 11]. Родился он в
В условиях феодальной Эфиопии с ее частыми внутренними беспорядками и междоусобными войнами военная стезя открывала самые широкие перспективы для продвижения в жизни. В [40] своих очерках об эфиопской армии К. Арнольди писал: «У каждого даже самого незначительного ашкера (рядового солдата.— Авт.) может явиться при благоприятных условиях надежда на известную карьеру, которая приведет его к званию пятидесятника, сотника, тысячника, а иногда и к высшим должностям государства, чему бывали неоднократные примеры. Нигде, как в Абиссинии, так не верна поговорка о солдате, носящем в своем ранце фельдмаршельский жезл, и сколь дэджазмачей и расов вышло из рядовых ашкеров, не отличавшихся ничем, кроме личной храбрости» [82, с. 17]. Поэтому выбор военной карьеры был для честолюбивого юноши совершенно закономерен. Во время службы солдатом в отряде своего дяди Кынфу, одного из приближенных правителя области Амхара раса Али, Каса постигал нелегкую военную науку, участвуя во многих сражениях.
Оставив спустя несколько лет службу у дяди, Каса организовал собственный отряд. Молодежь Куары быстро признала в нем своего лидера и стекалась к нему со всех концов области. Мелкий чиновник, смещенный со своей должности, Крестьянин, волею помещика лишенный земельного участка, все они находили место в его отряде.
Каса
становился все более заметной
фигурой на политической арене
Амхары. Его восхождение к власти —
это сражения с вассалами правителя
области, укрепление в результате
побед над ними своей политической
базы и увеличение армии и в конечном
счете победа над войсками самого
раса Али. Преследуя отступающего
противника, Каса сжег столицу
Амхары Дэбрэ-Табор, а в бою при
Айшале 29 июня
После этой победы вся Северная Эфиопия, за исключением Тыграя, оказалась под контролем Касы. В решающем сражении с армией раса Уэбе, правителя Тыграя, практически решался вопрос о будущем императоре Эфиопии. Битва произошла вблизи р. Тэкэзс, являющейся естественной границей между Амхара и Тыграем. Благодаря английскому путешественнику Генри Дафтону сохранились слова, с которыми Каса обратился к своей армии перед решающим сражением: «Следуйте за мной, и по божьей воле завтра я уже не буду называться Касой!» [96, с.131].
Что Каса имел в виду? В истерзанной феодальными междоусобицами Эфиопии ходило немало пророчеств о лучшей жизни, о времени, когда земледелец бросит зерно в пахоту и поле его не будет вытоптано враждующими армиями феодалов. Во «времена князей» особенно большое распространение получило пророчество о грядущем восшествии на императорский престол правителя по имени Теодрос, который восстановит древнюю славу империи. Возможно, магия имени новоявленного мессии, а скорее всего военное превосходство над противником обусловили победу армии Касы. Описывая сражение с тыграйцами в своей [41] хронике, алека Уольдэ Мариам лаконично сообщает: «Каса одержал победу, а Уэбе стал его пленником» [74, с. 147].
Уже
на следующий день после сражения, 11
февраля
«Каса должен был определить свою миссию,— пишет шведский исследователь С. Рубенсон,— он должен был отождествить себя с чем-нибудь или с кем-нибудь в традициях своего народа, что позволило бы освободиться как от своего прошлого, когда он был одним из бунтовавших феодалов, так и отмежеваться от своих предшественников, беспомощных представителей домз Давида и Соломона в Гондэре. Каса достиг всего с помощью одного... Он объявил себя Теодросом, царем, который должен явиться и править миром в покое и справедливости в течение сорока лет» [384, с. 49]. По мнению американского исследователя Д. Левина, успехи Теодроса II в объединении страны в 50-е годы прошлого столетия были обусловлены не только его воинскими качествами, но и популярностью среди масс, измученных ожиданием мессии и наконец дождавшихся его [335, с. 158].
Говоря о причинах успеха Теодроса в борьбе за верховную власть, следует иметь в виду следующее обстоятельство. В значительной степени его успеху способствовала сама внутриполитическая обстановка «времени князей», когда в условиях феодальной раздробленности каждый раз ему противостояла армия лишь какого-либо одного крупного феодала, а не объединенные вооруженные силы страны.
Формы и методы политики объединения
Свою первоочередную задачу Теодрос II объявил уже во время коронации: «Клянусь этой короной моих предков, что соберу под своей властью все провинции, которые в прошлом входили в состав империи» [321, с. 111]. Новаторство, коим было отмечено все его правление, проявилось уже при организации военной кампании: никогда раньше правители страны не отправлялись в поход, не дождавшись окончания сезона дождей.
Следует подчеркнуть, что многие пункты программы императора по объединению страны были реализованы в ходе борьбы за престол. Под его контролем уже находилась Северная Эфиопия, колыбель эфиопской государственности и культуры. [42] Таким образом, из крупных областей государства, сохранявших свою независимость от центральной власти, оставалась область Шоа, расположенная у южных пределов христианской Эфиопии, Поэтому вовлечение этого последнего, самого крупного оплота центробежных сил в орбиту централизованной государственности означало бы практическое решение проблемы объединения страны.
Между Северной Эфиопией, объединенной под властью нового императора, и пока еще сохранявшей независимостью Шоа лежала обширная область Уолло, основное население которой составляли оромо (галла), появившиеся здесь в процессе своей экспансии в XVII в. Внутриполитическая ситуация в Уолло являлась полным отражением картины феодальных междоусобиц, присущих Эфиопии в целом. Борьба за власть отдельных правителей и отсутствие единства между племенами оромо стали главным препятствием на пути создания мощного государственного образования этого этноса, способного, по мнению ряда исследователей, определять судьбы эфиопского государства. «Несомненно, — отмечал А. Булатович, — что галласы с их по крайней мере пятимиллионным населением, занимающим лучшие земли, на всем протяжении говорящие одним языком, могли бы представлять, если бы они сплотились, громадную силу. Но сепарастический характер народа не допустил подобного сплочения» [85, с. 81]. Оценивая многочисленность и потенциальные возможности оромо в исследуемый период и подчеркивая отсутствие между ними единства, американский историк Р. Хесс не без основания утверждает, что, «если бы галла не были так разобщены, история Эфиопии могла бы превратиться в историю галлаского государства» [318, с. 48].
Несмотря на союз, достигнутый между отдельными племенами оромо в обстановке нависшей опасности, Уолло не стало камнем преткновения на пути Теодроса к объединению страны. Насчитывавшая в своих рядах около 60 тыс. воинов армия императора не имела в то время себе равных. Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что традиционно армии правителей северных областей вследствие их близости к торговым путям Красноморского побережья лучше других были оснащены огнестрельным оружием. Достаточно сказать, что лишь в результате победы над правителем Тыграя арсенал армии Теодроса пополнился 7 тыс. единиц огнестрельного оружия [96, с. 131].
Расположенная в южной части страны Шоа была отделена от северных областей страны своеобразным «оромским барьером», и это периферийное положение нередко избавляло ее от необходимости участия в феодальных распрях Севера. Вследствие этого на протяжении значительного периода здесь сохранялись условия для создания достаточно прочной шоанской государственности с устойчивой экономикой. Долгий период фактической независимости, успешные походы шоанских войск против соседей-оромо и неуклонное расширение территории области [43] способствовали укреплению местного шоанского национализма. По словам ганского исследователя истории Эфиопии Кофи Дарквы, к середине XIX в. «Шоа представляла собой наиболее стабильную и процветающую часть Эфиопской империи» [297, с. 35].
Тем не менее в военном отношении Шоа уступала императорской армии, использующей военный и людской потенциал всей остальной Эфиопии. На сложившуюся ситуацию оказали влияние и некоторые субъективные факторы: отсутствие единства мнений среди правящей шоанской верхушки о целесообразности сопротивления и неожиданная смерть ныгуса Шоа Хайле Мэлекота. Неопределенность подрывала дух шоанских войск; наиболее воинственно настроенные феодалы вывели свои отряды из армии ныгуса и объявили о своем намерении бороться с неприятелем самостоятельно.
В результате, еще не начавшись, битва была проиграна. Шоанская армия оказалась не готовой к отпору. Покорив последнюю независимую область Эфиопии, Теодрос II завершил выполнение своей первоочередной задачи. Впервые с «времен князей» Амхара и Тыграй, Годжам и Шоа, другие части страны перестали быть «государствами в государстве», объединенными лишь смутной идеей принадлежности в далеком прошлом к единой государственности.
Создание централизованного государства выдвигало на первый план задачу установления административной системы управления им. Первым шагом в этом направлении стало образование центра управления империей. Многие современники отмечали нелюбовь Теодроса II к городам, являвшимся, по его мнению, центрами борьбы против верховной власти. Выбор естественной крепости Мэкдэлы, расположенной на вершине столовой горы, в качестве резиденции вполне отвечал духу воинственного императора, большую часть времени проводившего в походах. Видимо, на выбор Теодроса II повлияло и то обстоятельство, что географически Мэкдэла находилась в центре империи, что должно было облегчить контроль над всеми областями страны. Как показали последующие события, это соображение было не безосновательным.
Касаясь в своей хронике решения императора, алека Уольдэ Мариам пишет: «Мэкдэла превратилась в место, где император собирал свои сокровища, и вышедший указ гласил: „Мэкдэла будет моим домом, пусть каждый, кто меня любит, прибудет туда"» [80, с. 149]. Судя по всему, император не пользовался всеобщей любовью, поскольку насильно в Мэкдэлу было доставлено немало пленников, главным образом отпрысков крупнейших феодальных домов страны, которых император держал при себе в качестве заложников. Одним из них был наследник шоанского престола Сахле Мариам, будущий император Эфиопии Менелик II.
Объединив силой оружия все области страны, Теодрос II [44] выполнил важную, но, пожалуй, не самую сложную задачу. До сих пор опыт, накопленный им, был преимущественно опытом военачальника, а не верховного правителя значительного по размерам государства, вступившего при этом в новый период развития. Создание прочной государственности в условиях подспудно бурливших центробежных тенденций представляло для Теодроса II новую и сложную задачу.
Отсутствие прочных (уже не говоря о родственных) связей среди феодальной элиты побуждало Теодроса II искать опору главным образом среди мелкопоместных феодалов, своих соратников в борьбе за власть. Таким образом, в борьбе с родовитой знатью, мечтающей о восстановлении прежней независимости от центральной власти, император пытался опереться на своеобразное служилое дворянство, обязанное лично ему.
Тем не менее, учитывая внутриполитическую обстановку и сохраняющееся влияние традиционной знати, император был вынужден в ряде случаев назначать на посты губернаторов провинций представителей местных правящих фамилий, выразивших ему свою лояльность, но при этом выжидающих благоприятного момента для выступлений против центральной власти.
Феодальная оппозиция
Выступления против политики объединения, осуществленной императором Теодросом II, не заставили себя долго ждать. Только в первые годы правления было совершено около двадцати покушений на его жизнь. Феодальная верхушка, правители областей, смещенные с традиционных постов, не могли примириться с утратой привилегий.
Еще
в
Центробежные настроения нарастали и в Шоа, где выступление против центральной власти возглавил брат последнего ныгуса Сэйфу. Сменив ставленника императора, он провозгласил себя независимым правителем области. Повторный поход в Шоа закончился поражением шоанских мятежников, но в условиях крепнувшей феодальной оппозиции по всей стране стоил и [45] императору больших усилий. Восстановив порядок в Шоа, Теодрос направился в Бэгемдыр, откуда тоже доносились тревожные вести. В наказание за нелояльность к трону столица Шоа, Анкобэр, была отдана на разграбление императорской армии.
Следует отметить, что по мере роста оппозиции и с увеличением числа феодальных выступлений все больше ужесточалась, внутренняя политика Теодроса II.
Вместе с тем нетрудно убедиться, что, выступив в роли мессии, новый император стремился соответствовать той роли, которую от него ожидали. Свои политические задачи он намеревался осуществлять в обстановке умиротворения и порядка. Согласно анонимному хронисту, вскоре после коронации Теодрос обратился к населению с воззванием: «Земледельцы, обрабатывайте свою землю! Знатные люди, владельцы наследственных земель... вы получите от меня все, чем владели ваши отцы! Торговцы, занимайтесь своим делом! Тот, кто подвергнется ограблению, пусть явится ко мне, предварительно отметив камнями место, где их ограбили. Пусть те, кто грабит и ворует, бросит это ремесло и сдастся! Горе падет на головы тех, кто занимается грабежом!» [80, с. 147—148]. Объективно эти меры облегчали положение крестьян, больше других заинтересованных в установлении в стране порядка. Практически крестьянин был беззащитен перед любым воином, которого он был обязан кормить и которому он должен был предоставлять постой.
Эта забота о подданных характеризовала действия Теодроса скорее на начальном этапе его правления, когда еще не участились антиправительственные выступления феодалов и казалось, что достигнутая степень централизации страны не подвергнется особым испытаниям. Можно усмотреть некоторый парадокс в; том, что именно Теодрос II, поборник внутреннего порядка и защитник справедливости, стал причиной ухудшения положения широких народных масс. Осуществив объединение страны военным путем, он и в дальнейшем государственном строительстве полагался на военную силу, что обусловливалось конкретной внутриполитической обстановкой, характеризующейся феодальными выступлениями.
Вспыхивающие то там, то здесь мятежи привели к тому, что императорская армия постоянно находилась на марше. Результатом были вытоптанные поля и сожженные деревни, обобранные до нитки постояльцами-солдатами крестьяне. Стремление эфиопского императора покончить с главной причиной внутриполитической нестабильности — феодальной междоусобицей — приводило к неменьшим кровопролитиям и опустошениям. Теодрос руководствовался уже иным правилом: «Я много раз прощал мятежников, но они упорствуют в неподчинении и пренебрегают мною,— так заявил он в беседе с одним из европейцев.— Теперь я решил преследовать их повсюду, и буду отправлять их тела в могилы, а души — в ад!» [105, т. 1, с. 251]. От этого прежде всего страдали крестьяне, на которых падали все тяготы [46] военных операций императора. «Теодрос,— пишет алека Уольдэ Мариам,— снова пришел в Загэ и разграбил его... затем он разграбил все житницы Бэгемдыра, а потом приказал все сжечь; весь скот он увел с собой и разделил его среди солдат» [74, с. 15]. Сообщая подробности других военных походов императорских войск и сопутствующие им карательные меры, хронист восклицает: «И с этого времени все возненавидели Теодроса, который использовал формы наказания, до этого неизвестные в стране!» [80, с. 151].
Наиболее серьезная оппозиция режиму Теодроса II возникла в Тыграе, где местные феодалы сплотились вокруг одного из них, Ныгусе, и на протяжении нескольких лет вели порой успешные действия против отрядов императорской армии. В конечном счете и это выступление мятежных феодалов было силой подавлено, и жестокость, с которой все это было сделано, увеличила армию противников императора (подробнее см. [246, с. 76—79]).
На
определенном этапе в оппозицию к
императору стала и христианская
церковь. На первый взгляд это может
показаться странным, ведь по
отзывам современников Теодрос был
как бы эталоном ревностного
христианина, который если и
выпускал из рук Библию, так только
лишь для того, чтобы взять ружье или
копье. Нуждаясь в поддержке
духовенства в борьбе за реализацию
своей цели — объединение Эфиопии,—
Теодрос еще в
Конфликт императора с духовенством, во многом определивший его судьбу, имел в основе чисто экономические причины. По словам английского миссионера Стерна, обширные церков-ше земельные владения, одни из лучших в стране, были «соринкой» в глазу императора, который не мог примириться с тем, что с них в государственную казну не поступало никаких налогов. Были и другие причины его недовольства духовенством. «Государь Теодрос,— отмечал анонимный эфиопский летописец,— не любил монахов и дэбэтэра и особенно не любил этих последних. Оскорбительно для них он сказал: „Они носят на голове тюрбан, не воюют и не платят налоги; они живут в городах с девками и чужими женами"... Поэтому он отобрал церковные земли и заявил, что пяти духовных лиц достаточно для любой церкви, а пяти священников — для соборной церкви. Поэтому священники не любили его» [351, с. 260].
Шаги Теодроса, направленные на подрыв экономического положения церкви, вызвали у нее ожесточенное сопротивление. И если выступления отдельных феодалов против центральной власти [47] происходили несогласованно и имели локальный характер, то христианская церковь в своем неприятии внутренней политики императора выступила единым фронтом. С этих пор действия любого светского феодала против Теодроса получили благословение клира.
Посягнувшего
на церковные владения Теодроса в
глазах духовенства не могло
оправдать даже то, что он
последовательно проводил политику
единоверия, боролся с исламом и
отходом от монофиситского
христианства. Например, в
Таким образом, не религиозные, а экономические соображения определили отношение эфиопского духовенства к своему монарху. Оппозиция со стороны церкви, пользовавшейся огромным влиянием на умы людей, определявшей для традиционного общества, что есть богоугодное, а что нет, значительно обострила обстановку внутри страны. Позиция, занятая духовенством, являлась важной поддержкой для феодальной верхушки в ее сепаратистских устремлениях.
Упорство
Теодроса в проведении своей линии
по отношению к церковным землям
привело к окончательному разрыву с
верхушкой эфиопской церкви.
Вражда достигла своей кульминационной
точки, когда абуна Сэлама с амвона
предал императора анафеме, за что в
Анализируя трудности, возникшие па пути централизации Эфиопии в исследуемый период, историки-эфиописты особо выделяют оппозицию духовенства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, С. Рубенсон не так и преувеличивает, утверждая, что характер взаимоотношений между верховной властью и церковниками явился, «возможно, единственной, наиважнейшей причиной провала планов объединить Эфиопию» [384, с. 72].
Таким образом, трудностей на пути объединения страны и создания сильной центральной власти было немало. Но самое главное — от Теодроса стали отходить крестьянские массы, обнадеженные поначалу возможностью установления порядка в стране, но затем разочарованные отсутствием каких бы то ни было изменений для себя. На настроения крестьянства влияли и церковные антиправительственные проповеди, и выступления против центральной власти их сюзеренов-феодалов, и сохраняющееся положение полного бесправия. [48]
Внутренние реформы
Оценивая действия Теодроса, направленные на оздоровление внутриполитической обстановки, необходимо иметь в виду, что их осуществление происходило на фоне непрекращающихся выступлений части феодалов, стремившихся к восстановлению прежних порядков.
Приступая к преобразованию Эфиопии, император не мог не осознавать главного препятствия на пути своих планов: фактически продолжавшейся раздробленности страны, сохранения в различных областях ее полунезависимых правителей со своими армиями. Наличие таких армий, безусловно, сохраняло возможность выступлений против центральной власти. Поэтому одним из первых шагов Теодроса в области реформ явилась реорганизация армии. Как отмечал Ф. Энгельс, «вести борьбу против феодальных порядков с помощью войска, которое само было феодальным, в котором солдаты были более тесно связаны со своими непосредственными сюзеренами, чем с командующим королевской армией,— это, очевидно, означало вращаться в порочном кругу и не сдвинуться с места» [5, с. 412]. Новаторство императора выразилось в его намерении объединить войска отдельных правителей областей в национальную армию, иными словами, создать новый тип военной организации, соответствующий задачам централизации страны. Оценивая этот шаг, У. Плоуден писал: «Он свел солдат в полки, назначив офицеров различных знаний, установив им жалованье и определив их обязанности; произвольно перемешав в этих полках солдат из разных провинций, он нанес тем самым могучий удар той феодальной системе, при которой люди собирались вокруг предводителя из своей родной области и следовали за ним как в повиновении, так и в мятеже» [37, с. 166].
Реорганизованная армия стала самым надежным орудием Теодроса в осуществлении ряда реформ в системе управления страной. Опасаясь усиления местных правителей, не исключая и тех, кого он назначил сам, император разделил каждую область на более мелкие административные единицы, поставив во главе их верных себе чиновников.
Похоже, что на многих современников-европейцев решительные действия Теодроса оказали в некотором роде гипнотизирующее воздействие. Всех их объединяет желание увидеть в этом политическом деятеле непримиримого борца против феодализма, человека, для которого борьба с феодализмом стала главным пунктом его программы по преобразованию страны. На этих же позициях стоят и некоторые современные исследователи (см. [265, с. 19; 321, с. 258]).
Интерес представляет, однако, анализ внутриполитической деятельности Теодроса, содержащийся в статье М. Морган, в которой достаточно определенно проводится идея, что он отнюдь не ставил перед собой цели уничтожения феодальной системы [49] Эфиопии: «Ничего не изменилось настолько, чтобы поставить под угрозу саму основу устройства общества... Реформы Теодроса были направлены на оживление традиционной бюрократической структуры империи на более четкой и сильной основе. Они не подрывали существенно власть земельной знати, а скорее ставили своей целью подчинить эту власть государству в лице императора» [351, с. 263].
Эпоха Теодроса была ознаменована попыткой осуществить целый ряд реформ, охватывающих многие стороны бытия эфиопского общества. Они затрагивали самые различные стороны политической и социальной жизни страны, преследуя одну и ту же цель: укрепление центральной власти и усиление эфиопской государственности. Г. Дафгон пишет, что Теодрос «упростил законы о торговле и таможенных пошлинах» [96, с. 137]. У. Плоуден поясняет, что император положил конец бесчисленным вымогательствам у купцов и приказал все налоги взимать лишь в определенных местах [37, с. 151]. Многочисленные торговые пошлины всегда были проклятьем для торговли страны, поэтому упорядочение торговой политики способствовало ее развитию и увеличению поступлений в государственную казну.
Теодрос был первым императором Эфиопии, с именем которого связывают попытки, пусть и не очень активные, ограничить в стране работорговлю. По времени эта акция совпадает с оживлением внешнеполитических контактов императора и скорее всего была направлена на то, чтобы произвести благоприятное впечатление на европейские державы. В основе новой политики лежало не осознание пагубности рабства и работорговли, а конъюнктурные соображения, продиктованные желанием установить прочные контакты со странами Европы.
Несмотря на обнародованный указ о запрещении работорговли и серьезное наказание за нарушение его — уличенный в торговле рабами-христианами подвергался отсечению правой руки и левой ноги [362, с. 93],— это привычное и вполне достойное в восприятии традиционного эфиопского общества занятие отнюдь не шло на убыль. Практически действие императорского указа распространялось лишь на христианские области.
Первая попытка ликвидировать работорговлю или хотя бы ограничить ее не привела к заметному успеху. Как и во многих других случаях, формальный указ императора не учитывал силу общественного сознания эфиопского общества и его традиций и в конкретных условиях Эфиопии середины XIX в. был обречен на неудачу. Вместе с тем в этом отношении Теодрос как бы наметил направление дальнейших действий своим преемникам на императорском троне.
Нововведения коснулись и судебной системы. Восстанавливая прерогативы могущественных императоров прошлого, Теодрос объявил себя верховным судьей и каждый день находил время заниматься разбором жалоб своих подданных. Во всех областях страны были назначены судейские чиновники, вершившие [50] суд именем императора, при этом право смертной казни являлось прерогативой самого императора. Сообщая об изменениях в судебных уложениях, предпринятых по инициативе Теодроса, хронист пишет, что император «изменил законы, касающиеся наказания за убийство. Он приказал, чтобы смерти предавался лишь сам убийца и чтобы не трогали ни его отца, ни брата, ни других родственников, кроме тех случаев, когда эти люди являлись сообщниками или были задержаны на месте преступления» [80, с. 149].
Достигнув самого высокого места в феодальной иерархии с помощью военной силы, Теодрос и дальше продолжал уделять серьезное внимание трансформации армии, испытанного орудия в централизации страны. Попытка создания общенациональной регулярной армии сопровождалась установлением жалованья для воинов, введением системы обучения войск, контролируемой, по словам У. Плоудена, самим императором [105, с. 151].
С
желанием усилить боевую мощь армии
связано и намерение Теодроса
наладить производство пушек.
Первая попытка изготовить пушку
относится к
К эпохе Теодроса относится также начало строительства дорог. Движение императорской армии, то и дело вынужденной выступать на подавление очередного мятежа против центральной власти, значительно замедлялось бездорожьем. Эта проблема еще больше усилилась, когда возникла необходимость транспортировки пушек. Кроме того, дороги должны были облегчить движение торговых караванов, а значит, способствовать улучшению торговли. По отзывам современников, Теодрос сам участвовал в дорожном строительстве, «с киркой в руках, как простой рабочий» [364, с. 295].
В историографии Эфиопии Теодросу отведено место великого новатора, политического деятеля, который пытался осуществить объективно назревшие реформы во многих областях жизни страны. Однако осуществленные по инициативе императора многие реформы сошли на нет с его гибелью.
Внешняя
политика Эфиопии. Английская
интервенция 1867—1868 гг.
С приходом к власти Теодроса начался выход Эфиопии из той международной изоляции, в какой она оказалась в течение предыдущих столетий. Выдающийся политический деятель и [51] один из самых образованных людей страны, Теодрос не мог не осознавать огромной пропасти, разделявшей промышленно развитую Европу и находившуюся где-то на уровне европейского средневековья Эфиопию.
Внешнеполитическая концепция эфиопского монарха была весьма проста: использование по мере возможностей технических достижений Европы для модернизации страны и привлечение европейских держав, в первую очередь Англии, к борьбе с турками, контролировавшими Красноморское побережье.
Важным
фактором во взаимоотношениях
Теодроса с европейскими державами
было его стремление привлечь их на
свою сторону в провозглашенном им
крестовом походе против мусульман.
Еще в
Если освобождение Иерусалима было скорее всего политическим лозунгом, который должен был повысить престиж императора среди населения и создать вокруг него ореол ревностного христианина, то борьба за получение выхода к морю являлась одним из важных направлений внешней политики Теодроса. И до Теодроса многие эфиопские правители стремились разорвать мусульманскую блокаду побережья. Однако в условиях феодальной раздробленности страны необходимость выхода к морю не могла быть проблемой общенационального значения. Ее носителями выступали правители наиболее близко расположенного к побережью Тыграя. Выход к морю, а следовательно, и получение возможности свободно покупать огнестрельное оружие интересовал их прежде всего с точки зрения повышения своих шансов в борьбе за политическую гегемонию в стране. Для Теодроса же получение такого выхода являлось одним из пунктов его программы по восстановлению былого величия Эфиопии. Внимание, которое он оказывал этой проблеме, свидетельствовало, что на политической сцене страны появился государственный деятель, мыслящий не как феодал-сепаратист, а как исходящий из национальных интересов всей Эфиопии деятель, который был убежден, что вопросы внешней политики — прерогатива одного императора.
Красноморские планы Теодроса нашли полную поддержку у английского консула при эфиопском дворе У. Плоудена, связывающего будущее Эфиопии с осуществлением всех начинаний императора. Если Плоудену и удалось вызвать у Форин офиса интерес к красноморским планам Теодроса, то совсем не потому, что британский МИД был озабочен личной судьбой эфиопского монарха. Контроль Турции над Красноморскими портами постепенно ослабевал, и в Лондоне не исключали такое развитие ситуации, когда Эфиопия сможет решить задачу выхода к морю без посторонней помощи. В случае же содействия в получении Эфиопией Массауа Англия собиралась выставить условие, чтобы губернатором порта «был назначен один из европейцев, находившихся на службе императора» [37, с. 152]. [52]
Надеждам Теодроса на содействие Англии в решении проблемы выхода к морю был положен конец, когда та выступила на стороне Турции в Крымской войне 1853—1856 гг.
Стремясь к установлению контактов с европейскими державами, правитель Эфиопии в то же время достаточно хорошо представлял цели африканской политики Запада. «Знаю я тактику европейских правителей,— заявил он в беседе с французским консулом Лежаном,— когда они хотят захватить восточную страну, они сначала присылают миссионеров, затем консулов для поддержки миссионеров и, наконец, батальоны для поддержки консулов. Я не индийский раджа, чтобы дать одурачить себя подобным образом. Я предпочитаю иметь дело сразу с батальонами» [100, с. 160]. Поэтому, несмотря на свою заинтересованность в установлении более прочных отношений с той же Англией, Теодрос наотрез отказался пойти на открытие в Эфиопии официального британского консульства. По мнению С. Ру-бенсона, отказ был продиктован также нежеланием императора, чтобы кто-то из находившихся в его стране выходил за пределы его юрисдикции [384, с. 182]. Дипломатическая неприкосновенность сотрудников консульства рассматривалась Теодросом как посягательство на священное право императора распоряжаться жизнью людей и землей в собственных владениях.
Побудительной
причиной поисков контактов с
европейскими державами было
желание добиться присылки оттуда
ремесленников. С такими просьбами
Теодрос обращался к Западу на всем
протяжении своего правления. Так, в
Основным источником технических знаний для Теодроса, главными исполнителями его проектов, будь то литье металлов или строительство дорог, были миссионеры. Владение каким-либо ремеслом становилось своеобразным пропуском для въезда в страну европейца, желавшего послужить своей церкви в Эфиопии. Благодаря усилиям главы миссии англиканской церкви в Эфиопии С. Гобата была даже создана «Рабочая миссия» из миссионеров-ремесленников. Заинтересованный в технических знаниях европейцев эфиопский монарх относительно спокойно реагировал на их религиозную деятельность. Вместе с тем, хорошо представляя логическую цепочку миссионеры — консулы — армия, он неоднократно высказывал желание, чтобы находившиеся на его службе европейцы порвали все связи с родиной. Особое поощрение вызывали у императора браки миссионеров-ремесленников с эфиопками.
Таким образом, именно благодаря знаниям и усилиям европейских ремесленников эфиопское общество имело возможность [53] познакомиться с некоторыми достижениями технической мысли. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в целом консервативное эфиопское общество ко всем этим новшествам относилось с подозрением. История не сохранила никаких свидетельств того, что кто-либо другой, помимо Теодроса, был активным проводником идеи внедрения в стране технических знаний и опыта европейцев. И наоборот, имеется немало свидетельств, что именно среди живших в стране европейцев находил он единомышленников по вопросам модернизации Эфиопии. Возможно, что именно отсутствие единомышленников среди соотечественников привело к тому, что ближайшими и доверенными друзьями Теодроса стали У. Плоуден и поступивший на службу к императору Дж. Белл. Близость этих двух англичан в значительной степени и определяла то обстоятельство, что поддержку своим планам Теодрос искал прежде всего у Англии.
Уже отмечалось, что, по эфиопским понятиям, Теодрос мог считаться одним из образованных людей в стране. Он обладал: живым умом и интересовался событиями, происходящими за пределами своих владений, будь то гражданская война в СШАГ действия Англии в районе Золотого Берега или Крымская война. И вместе с тем, знакомясь с содержанием писем, направляемых им в Англию, нельзя не поразиться тому, насколько его видение мира соответствовало скорее временам религиозных войн в средневековой Европе, чем индустриальному и практическому XIX веку. Выше его понимания было многое: и почему христианство в Европе разделено на несколько церквей, и как это европейские христианские державы могут идти на союз с мусульманами, и как в этом союзе они могут воевать с другой: христианской страной? Так, Крымская война и расстановка в: ней противников представляли для эфиопского монарха неразрешимую головоломку. «Теодросу никогда не понять нашей восточной политики в поддержании больного (Турции.— Авт.) на ногах,— отмечал Г. Дафтон,— в Крымской войне его симпатии были скорее на стороне России» [96, с. 117].
В
феврале
Отсутствие ответа на письмо, с которым у Теодроса были; связаны многие планы, породило у императора подозрения по отношению к Англии, тем более что, хотя и с опозданием, для [54] него стала очевидной поддержка английской дипломатией Турции. Подозрения императора в отношении Англии усилились еще и потому, что она неожиданно отказала в покровительстве эфиопским паломникам в Иерусалиме и монахам расположенного там эфиопского монастыря. Для Теодроса этот шаг представлялся актом предательства братьев по вере и свидетельством сближения Англии с мусульманским миром.
Долгожданное
письмо, вернее отписка на
императорское послание, прибыло в
феврале
Попытки Англии урегулировать конфликт по дипломатическим каналам ни к чему не привели. При этом в Лондоне хорошо осознавали, что в значительной мере вина за сложившуюся ситуацию лежит на их собственной дипломатии, поставившей эфиопского императора в унизительное положение. Но великая держава сочла себя оскорбленной арестом своих подданных каким-то полуварварским правителем. «Как бы ни было не право правительство графа Рассела,— писал в этой связи Г. Дафтон,— которое первым отказалось ответить на вежливое письмо императора Теодора... национальный характер должен быть выдержан, национальная честь защищена, хотя бы это стоило огромных средств и даже крови» [96, с. 282]. В Англии началась кампания по обработке общественного мнения в пользу посылки в Эфиопию экспедиционного корпуса для освобождения Камерона и других европейцев.
Решение
о его посылке было принято в
августе
Внутриполитическая обстановка в Эфиопии для вторжения в эту страну была весьма благоприятной. Никогда еще за весь период правления Теодроса не были так сильны центробежные тенденции. Выступления противников центральной власти следовали одно за другим.
Бежавший
в июне
Положение
Теодроса ухудшалось с каждым днем.
Успехи мятежных сил привели к
дезертирству части его армии; если
еще в начале
В Англии со всей серьезностью подошли к подготовке и снаряжению военной экспедиции. В стране все еще не улеглось недовольство действиями английской армии в Крымской войне, и действия в Эфиопии должны были подтвердить целесообразность ряда мер, предпринятых для повышения ее боеготовности. Достаточно сказать, что в эфиопской кампании английская армия впервые применила ряд технических средств и видов оружия, включавших в себя пароходы для доставки войск, новейший тип водной помпы, разборную железную дорогу для выгрузки снаряжения и боеприпасов, оборудование для фотографического размножения карт, ружья, заряжающиеся с казенной части, и нечто вроде прототипов современных прожекторов. Поскольку английские военные специалисты рассматривают экспедицию Нэпира с военной точки зрения как первую кампанию британских вооруженных сил в XIX в., осуществленную с использованием упомянутых технических средств, ее описание вышло в специальной серии «Военные кампании XIX века» [353].
Командующим экспедиции был назначен опытный деятель английской колониальной администрации генерал-лейтенант Роберт Нэпир, участник подавления народного восстания в Индии в 1857—1859 гг. и тайпинского восстания в Китае. В момент назначения он занимал видный военный пост в английской администрации в Индии. Базой подготовки экспедиции был избран Бомбей. Учитывая климат и характер местности, по которой корпусу предстояло осуществить длительный марш к Мэкдэле, Лондон счел целесообразным широко использовать в предстоя-цей операции индийских солдат, прежде всего сикхов.
Р. Нэпир принадлежал к тем кадровым военным, которые, прежде чем приступить к выполнению поставленной задачи, тщательно продумывают все мелочи, не оставляя ничего на произвол судьбы. Несколько месяцев ушло на определение состава экспедиции, закупку вьючных животных и фуража. В частности, в Испании, на Мальте, в Италии, Сирии и Турции было приобретено [56] свыше 7 тыс. мулов. Помимо многих тысяч верблюдов, волов, лошадей и ослов для транспортировки наиболее тяжелых грузов решено было использовать 44 слона.
В Англии мало кто сомневался в успехе предпринимаемой экспедиции в Эфиопию. Английская регулярная армия считалась одной из лучших в Европе, ею был накоплен богатый опыт ведения колониальных войн, поэтому эфиопская армия не рассматривалась как серьезный соперник. Абиссинский вопрос, как называли в Англии проблему освобождения своего представителя и других европейских пленников, занимал видное место в парламентских дебатах и на страницах английской прессы.
Насчитывающий
вместе со вспомогательным
персоналом около 60 тыс. человек
английский корпус, боевые части
которого на 2/3 были
укомплектованы солдатами-индийцами,
21 октября
Несомненно,
обнародование такой декларации
было политически верным ходом со
стороны англичан. Опасавшиеся оккупации
страны феодалы успокоились и один
за другим стали изъявлять желание о
сотрудничестве. Наибольший интерес
для англичан представляло
установление надежных отношений с
правителем Тыграя Касой, по
территории владений которого
пролегала большая часть пути
экспедиции. Враждебная позиция
тыграйцев могла бы во многом
усложнить, а то и сделать
невозможным продвижение англичан,
незнакомых с местностью и
нуждающихся в поставках
продовольствия. Сам Каса через
своих представителей заявил о
готовности пойти на сотрудничество,
но тем не менее всячески затягивал
личную встречу с Нэпиром.
Безусловно, правителя Тыграя
устраивало заявление англичан,
что они не собирались оставаться в
стране, но этого ему было мало. Из
декларации не было ясно, какая
судьба ждет Теодроса в случае
поражения, и Каса боялся, что,
освободив пленных европейцев,
англичане удалятся, оставив все как
было [281, с. 137]. Тем не менее встреча
состоялась 25 февраля
Не меньше предстоящая борьба за власть беспокоила и правителя Ласты. Заверив прибывшего к нему представителя Нэпира о своей готовности поддержать действия англичан, он тем не менее не пошел на участие в боевых действиях против императора. Предоставив англичанам решать военные задачи своими; силами, основное внимание Гобэзе направил на подготовку своей армии к борьбе с правителем Тыграя за политическую гегемонию в Эфиопии. Не случайно большая часть его письменного послания Нэпиру была заполнена обоснованием своих прав на престол и обвинениями в адрес Касы. «Если он будет уверять вас, что Тыграй принадлежит ему по праву отцов, не верьте ему»,— писал правитель Ласты в этом письме [281, с. 139].
Таким образом, степень поддержки феодалами планов англичан во многом была обусловлена их собственными планам» на будущее. Наиболее могущественные из них, такие, как правители Тыграя, Ласты и Шоа, примеривались к императорскому трону, другие же надеялись на возвращение к временам феодальной вольницы. Во всяком случае, наличие внешней угрозы в этой ситуации отнюдь не стало предпосылкой к усилению центростремительных тенденций в стране и не привело к сплочению народа для защиты эфиопского трона. Более того, можно говорить о создании своеобразного фронта Англии и эфиопских феодалов против Теодроса. При этом феодалы придерживались разной тактики. Если правитель Тыграя прочно связал себя с англичанами, рассчитывая на их поддержку в борьбе за корону, то, например, правитель Ласты был более осторожен, уклонившись от прямых с ними контактов. Скорее всего Гобэзе рассчитывал, что, не запятнав себя связями с иностранцами, он сможет » дальнейшем получить большую поддержку своим планам среди населения страны [232, с. 31].
На первом этапе эфиопской кампании английское правительство какое-то время обсуждало возможность посылки к Мэкдэле для освобождения европейцев летучего отряда из числа экспедиционного корпуса, однако это предложение не нашло поддержки прежде всего у Нэпира. Свою позицию он аргументировал тем, что в случае неудачи этой акции Теодрос может приказать умертвить заложников [281, с. 130—132].
Буржуазная историческая наука прилагает немалые усилия, чтобы облагородить цели западных держав в Африке, возвеличить их действия и преувеличить трудности. В этом отношении кампания Нэпира не является исключением. В многочисленных [58] исследованиях, опубликованных в Англии об этом событии, многие страницы заполнены описанием тех трудностей, которые выпали на долю британского солдата в Эфиопии. Но если попытаться разобраться в характере этих трудностей, то в целом они могут быть сведены отнюдь не к боевым действиям, а к трудностям перехода от побережья до Мэкдэлы. Действительно, труднопроходимые места, горы, ущелья и бурные реки, полное отсутствие дорог сами по себе являлись союзником населения страны в борьбе с внешней агрессией. Тем не менее медленно, но уверенно англичане с каждым днем приближались к Мэкдэле.
Гораздо сложнее ситуация складывалась для Теодроса. В момент высадки англичан он находился со своей армией в Дэбрэ-Таборе, расположенном на полпути между оз. Тана и Мэкдэлой. Хотя расстояние между Дэбрэ-Табором и крепостью доставляло всего около 1/3 расстояния, которое предстояло пройти англичанам, Теодрос ненамного опередил противника. Если благожелательное отношение со стороны противников императора и ввезенные в страну в огромном количестве талеры (по подсчетам Р. Панхерста, 4530 тыс. — Авт.) открывали перед англичанами «зеленую улицу» и на всем пути экспедиционного корпуса на него ни разу не было совершено нападения, то армии Теодроса приходилось сталкиваться с открытой враждебностью населения. До открытых столкновений с армиями соперников дело не дошло — само имя императора внушало им страх, но даже мелкие нападения отдельных феодальных отрядов замедляли продвижение армии Теодроса. В этот момент власть императора определялась радиусом действия его артиллерийских орудий. Сложность транспортировки пушек по бездорожью являлась, пожалуй, самой важной причиной медленного продвижения армии Теодроса. На наиболее трудных участках пути требовались усилия нескольких сотен воинов, чтобы тащить орудия в гору. Были дни, когда в день удавалось преодолеть всего несколько километров. Единственная и знаменитая дорога была сооружена как раз во время последнего марша Теодроса к Мэкдэле.
27 марта императорская армия вернее, то, что от нее осталось, достигла крепости и приступила к организации обороны. Несмотря на свои поредевшие ряды, эта армия все еще представляла немалую силу. Во время марша к Мэкдэле ее покинули слабые телом и духом, и в крепости вокруг императора сплотились наиболее преданные воины.
Еще до подхода основных сил английского корпуса к Мэкдэле императорская армия атаковала двухтысячный отряд противника на равнине Ароге, на полдороге между крепостью и р. Бэшило. Хотя императорские воины численно превосходили врага (С. Рубенсон приводит цифру 4—7 тыс. против 2 тыс. [384, с. 264]), решающую роль сыграло превосходство в военной технике и воинской дисциплине. Английская артиллерия почти прямой наводкой расстреливала наступавших эфиопов, прорвавшихся [59] к английским позициям воинов буквально косили скорострельные винтовки «снайдер», многие погибли от штыков сикхов. Первое в истории сражение с частями европейской регулярной армии закончилось для эфиопской армии сокрушительным поражением. Потери с эфиопской стороны почти вдвое уменьшили императорскую армию. Англичане потеряли всего 2 человека, 18 получили ранения [384, с. 264].
Если до битвы при Ароге Теодрос и сохранял какие-то иллюзии на благоприятный исход решающего сражения, то теперь они улетучились. Все дальнейшие шаги императора были действиями человека, осознавшего свою обреченность. 12 апреля в праздник Пасхи он освободил всех пленников и послал англичанам пасхальный дар — 1000 коров. В письме на имя Нэпира Теодрос писал о своих несбывшихся планах освободить от турок Иерусалим и жаловался на свой народ, который противился нововведениям. Касаясь последнего поражения, он сетовал на отсутствие в эфиопской армии дисциплины и пушек. Предвидя исход штурма Мэкдэлы, он обратился к Нэпиру с просьбой позаботиться о женщинах и стариках, находившихся в крепости, которые могли стать жертвами воинов-оромо, окруживших почти со всех сторон Мэкдэлу. «В моем городе есть множество народу, который я кормил и которые вчера стали вдовами, престарелые родители, лишившиеся своих детей, беззащитные девушки... не забудьте об этих людях. Ведь вокруг владения язычников» [80, с. 111 —112]. Узнав, что подарок не принят, Теодрос, желая избежать лишнего кровопролития, освободил воинов от присяги.
13 апреля англичане начали штурм крепости. Предшествовавший ему артиллерийский обстрел практически разрушил Мэкдэлу и уничтожил большую часть ее защитников. В хронике об этом говорится так: «Вскоре началась ужасная битва. Артиллерийский снаряд англичан разрушил ворота Мэкдэлы и уничтожил многих воинов, находившихся поблизости. Взрывы снарядов напоминали раскаты грома во время сезона дождей. Англичане стреляли снарядами, размеры которых были равны расстоянию от большого пальца до локтя, внутри они были заполнены большим количеством пороха и зарядов, когда снаряды ударялись о землю, они взрывались, выбрасывая свое содержимое. Другие снаряды взрывались в воздухе... Прорвавшись через ворота, англичане вошли в город. Тогда Теодрос отступил к другим воротам... Враги искали императора у главных ворот... Когда Теодрос увидел их, он решил скорее умереть, чем попасть им в руки... и застрелил себя из револьвера» [80,. с. 157].
Смерть от собственной руки, а не сдача в плен вернула Теодросу часть того почитания, которым он пользовался в стране в первые годы правления. Воинская доблесть занимала одно из первых мест в системе духовных ценностей традиционного эфиопского общества, и этот поступок императора положил начало [60] легенде о бесстрашном герое, который предпочел пленению смерть. В одной из народных песен о его гибели говорится:
«Стон
несется из Мэкдэлы,
Знайте,
там погиб мужчина с сердцем льва.
Смерть
от чужой руки
Была
бы для него бесчестьем» [74, с. 139—140].
Для англичан штурм Мэкдэлы оказался не самым трудным делом в ходе эфиопской кампании. Их потери составили всего 10 человек ранеными. Сразу же после захвата крепости неистраченная энергия победителей обратилась на грабежи, осуществленные, по словам английского военного историка Ф. Мьятта, «в лучших традициях британской армии того времени» [353, с. 165].
18 апреля экспедиционный корпус отправился в обратный путь к побережью. Еще через два месяца последнее подразделение англичан покинуло территорию Эфиопии. Позади остались сожженная Мэкдэла и страна, лишенная верховной власти. В качестве трофеев в Англию были увезены семилетний сын императора Алемайеху, императорская корона и собрание старинных эфиопских рукописей, среди них священная для эфиопов Кыбрэ-Нэкэст.
Выведя свои войска из Эфиопии, Англия постаралась обеспечить за собой преобладающее влияние в этой стране. Вследствие этого наиболее лояльному из всех эфиопских феодалов правителю Тыграя Касе была передана часть снаряжения: 12 пушек, 725 мушкетов и 130 винтовок, а также боеприпасы к ним [64, с. 97]. По мнению англичан, это оружие должно было сыграть решающую роль в борьбе Касы за императорский престол.
Эфиопская кампания Англии и последовавшая в результате ее смерть Теодроса ознаменовали собой окончание важного этапа исторического развития страны.
Среди историков-эфиопистов не существует единой оценки деятельности Теодроса. Не будет преувеличением утверждать, что это была самая противоречивая фигура политической истории Эфиопии прошлого столетия. Так, буржуазные исследователи порой изображают Теодроса как неуравновешенного в своих действиях человека, близкого к сумасшествию. Следовательно, и его действия были непредсказуемыми и лишенными внутренней логики. А отсюда легко дойти до вывода, что он являлся если не случайной, то во всяком случае преждевременной фигурой в эфиопской политике, и дело его жизни было не чем иным, как химерой.
Несомненно, некоторые реформы и нововведения Теодроса в силу объективных причин не могли быть реализованы в условиях Эфиопии середины XIX в. В основе его неудач лежали и чисто военные методы достижения цели, и поспешность в их реализации. Обращенное к прошлому традиционное эфиопское общество, с трудом воспринимавшее даже неторопливый ход эволюционного [61] развития, не могло не остаться глухим к радикальным действиям императора. Однако все это отнюдь не означает, что Теодрос был случайной фигурой в истории страны, который, не сумев понять объективные законы развития эфиопского общества, пытался навязать ему свои собственные. Реформы императора были направлены прежде всего на консолидацию страны, где центральная власть стала атрибутом прошлого и дальнейшее развитие могло привести к ее полному распаду на отдельные независимые государства. Следовательно, определенные объективные условия вызывали необходимость централизации Эфиопии и требовали конкретных действий в этом направлении.
В значительной степени вопрос сводится не к тому, нужны ли были предпринятые Теодросом реформы, а к характеру методов их осуществления. Ожесточенная борьба с противниками централизации и идеи создания национального государства с сильной властью монарха способствовала разрушению производительных сил страны. В конечном счете Теодрос лишился поддержки на всех уровнях иерархической системы феодальной Эфиопии.
Известный эфиопист М. Абир так оценивает причины неудачи Теодроса II: «С первых дней своего правления, даже не укрепив свою власть над только что захваченными областями, он вступил в борьбу с самыми мощными силами Эфиопии: церковью, знатью, исламом, галла — со всеми сразу. В результате поспешности и суровости он лишился даже поддержки простого народа, воображение которого он воспламенил при своем воцарении» [261, с. XXV].
Несмотря на незавершенность планов Теодроса по созданию централизованного эфиопского государства, в национальной историографии страны он считается первым объединителем Эфиопии. При оценке его деятельности необходимо помнить слова В. И. Ленина, который указывал, что «исторические заслуги судятся не по тому, что не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» [7, с. 178].
В отличие от своих предшественников Теодрос стремился стать олицетворением активного руководства и вмешательства во все стороны жизни эфиопского общества. Разрушая все отжившее и пагубное для развития страны в новых исторических условиях, он как бы расчищал путь для своих последователей, определяя направления их государственной политики. Впервые после многих десятилетий феодальной раздробленности в период правления Теодроса II, главным образом в первые годы, хоть и на короткое время, в некоторой степени была создана модель будущей централизованной Эфиопии. Многие из выдвинутых им идей государственного строительства были подхвачены его последователями, прежде всего императором Менеликом [62] II, который избрал для реализации аналогичных планов по централизации страны скорее эволюционный, нежели революционный путь.
В
целом же действия Теодроса по
объединению и модернизации
эфиопского государства
представляли собой, используя современную
терминологию, политику большого
скачка, когда не учитываются ни
конкретная обстановка, ни реальные
возможности. Попытка при помощи
силы победить традиции привела к
тому, что эфиопское общество
отторгло Теодроса, что в конечном
итоге предопределило неудачу его
политики. Однако, несмотря ни на
что, он остается одной из самых
ярких политических личностей в
новой истории Эфиопии. Как отмечал
один из первых эфиопских
просветителей, Гэбрэ Хыйуот
Байкэдань: «Мысль Теодроса не
умерла, хотя и не осуществилась.
Абба Татэк (традиционное прозвище
императора по кличке его боевого
коня.— Авт.) хоть и плохо кончил,
но умер, оставив по себе славу
незабываемую» [87, с. 7]. [63]