Глава
3
ЭФИОПИЯ
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
(1869—1889).
БОРЬБА
ЗА СОХРАНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ЦЕЛОСТНОСТИ СТРАНЫ
Эфиопия
после Теодроса II: рецидив «времен
князей»
После трагической гибели императора Теодроса II, положившей конец первому этапу централизации Эфиопии, страна очутилась как бы на историческом перепутье.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в Эфиопии после смерти Теодроса, современники достаточно пессимистически оценивали будущее страны. При всей своей противоречивости личность этого императора настолько возвышалась над окружением, что, казалось, в стране не найдется другого политического деятеля, способного хотя бы частично реализовать его программу по преобразованию Эфиопии. Называя Теодроса «последним шансом» для Эфиопии, У. Плоуден отмечал, что «если уж он не сумел достичь улучшений, то неудачу потерпит любой другой» [37, с. 269]. Не скрывавший своих сомнений в мрачном будущем страны Г. Дафтон считал лишь вопросом времени взаимное истребление эфиопами друг друга, «если какая-нибудь иностранная держава не возьмет на себя управление страной» [96, с. 145]. Дань пессимизму отдал и хорошо знакомый с обстановкой в Эфиопии В. Мюнципгер, английский вице-консул в Массауа: «Английская экспедиция в Абиссинию возвратилась домой, и страна вернулась к своему прежнему состоянию, разве что с тем исключением, что одним великим человеком стало меньше, а несколькими мятежниками больше... Теодрос был единственным представителем и защитником уникальной в своем роде христианской Абиссинии, единственной личностью в стране, кто пытался претворить идеалы в жизнь... он приучил народ к мысли, что у него есть родина и есть император» (цит. по [384, с. 269—270]). С критикой Нэпира выступил известный исследователь Нила А. Мурхед, который считал, что тому нужно было оставить в Эфиопии военный гарнизон с целью предотвратить в стране неминуемое кровопролитие.
В какой-то степени последовавшие события в Эфиопии подтвердили точку зрения европейских обозревателей о неизбежном [64] обострении междоусобных тенденций. Другое дело, что за кажущимся возвращением к временам феодальных схваток за власть они не увидели восстановления и укрепления идеи о необходимости консолидации Эфиопии. В новых исторических условиях борьба велась не за право занять номинальный престол гондэрских императоров, а за право активно возглавить процесс воссоздания сильного государства с авторитетным и могущественным монархом во главе.
Основных претендентов на императорскую корону было три: правитель Ласты и Амхары уаг-шум Гобэзе, правитель Тыграя дэджазмач Каса и правитель Шоа ныгус Менелик. За этими политическими деятелями стояли самые мощные в стране армии, которые и должны были решить спор.
Наиболее слабым из трех претендентов считался правитель Шоа. Его армия значительно уступала в тот период армиям соперников-северян в оснащении огнестрельным оружием, и Менелик, хотя формально и провозгласил себя новым императором Эфиопии, не предпринял никаких шагов, чтобы закрепить за собой этот титул (подробнее см. [246, с. 96]).
Как и во времена Теодроса, ареной схватки за верховную власть в Эфиопии стал север страны. В то время как Каса медлил и терял время, Гобэзе действовал энергично и целенаправленно. Ко времени описываемых событий ему было около 30 лет, но это был уже опытный и известный в стране воин. Принадлежность к правящей фамилии Ласты, прослеживающей свою отдаленную связь с Соломоновой династией, позволила ему заручиться поддержкой многих феодалов Севера. Особое внимание Гобэзе уделял получению помощи со стороны духовенства. Это свидетельствовало о том, что он извлек необходимый урок из печального опыта Теодроса. В частности, первым его шагом в покинутой англичанами Мэкдэле стало выполнение предсмертной просьбы умершего там в заключении абуны Сэламы захоронить его останки в церкви св. Гэбрыэля в Гондэре. Кроме того, претендент на престол вернул духовенству всю церковную собственность, конфискованную Теодросом, и сделал щедрые пожертвования церквам Гондэра, пострадавшим за свою оппозицию прежнему режиму [308, с. 24].
Упрочив
свои позиции, правитель Ласты
короновался под именем Тэкле
Гийоргис II. Точная дата его
восшествия на престол неизвестна,
но, поскольку он находился у власти
три года и три месяца, зная дату его
свержения, можно предположить, что
коронация произошла в апреле
Казалось
бы, правитель Тыграя Каса имел
самые весомые в, тех
обстоятельствах основания, чтобы
самому стать императором: ведь
именно ему англичане оставили
оружие и боеприпасы. Видимо, в
О серьезности намерений правителя Тыграя в борьбе за престол свидетельствовали его усилия, направленные на получение от александрийского патриарха нового абуны. В случае успеха Каса собирался короноваться в полном соответствии с древними обычаями, не давая недругам повода обвинять его в узурпаторстве. В целях усиления политической гегемонии Тыграя было решено перенести место пребывания главы эфиопской церкви из Гондэра в древний религиозный центр Эфиопии Аксум, расположенный во владениях Касы.
Три года правления Тэкле Гийоргиса II были, в сущности, живым рецидивом «времен князей» с их внутриполитической нестабильностью. В истории Эфиопии этот период можно охарактеризовать как отступление от крепнувшей со времени Теодроса тенденции к созданию централизованного государства. Хотя новому императору и удалось, используя свою 60-тысячную армию, подчинить ряд областей страны, среди них такую значительную, как Годжам, оппозиция со стороны Тыграя и Шоа ставила под сомнение его шансы на укрепление контроля над всей Эфиопией. Чтобы удержаться у власти, Тэкле Гийоргису нужно было располагать более мощными экономическими и людскими ресурсами, чем имела Ласта, небольшая и малонаселенная область.
В
условиях укрепления позиций
правителя Тыграя император сделал
попытку заручиться поддержкой
ныгуса Шоа. Хотя по заключенному
между ними в
Безусловно, все действия императора были направлены на решение проблемы Тыграя, откуда исходила самая серьезная угроза центральной власти. Попытка урегулировать отношения путем компромисса ни к чему не привела. Напоминая правителю Тыграя о родственных узах (сестра Касы была замужем за Тэкле Гийоргисом), император писал ему: «Ты и я — одно целое, и наши отношения связаны цепью любви. Ты знаешь, что все, чем я владею, это и твое тоже, моя власть — это и твоя власть...» [77, с. 95]. За признание себя законным императором Тэкле Гийоргис готов был признать права Касы на весь Тыграй и даже освободить его от уплаты налогов в императорскую казну. Фактически тем самым признавалось право Тыграя на полную самостоятельность. Отказ тыграйца прийти к соглашению на условиях, которые при Теодросе считались бы верхом расположенности монарха, ставили на повестку дня решение проблемы военным путем.
В
июне
Таким образом, долго молчавшие английские пушки и мушкеты решили судьбы эфиопской короны. Подчеркивая это обстоятельство, эфиопский историк отмечает, что «с 12 орудиями и 800 мушкетами битва против недисциплинированного войска,, вооруженного кремниевыми ружьями и копьями, закончилась легкой победой» [308, с. 33].
В исторической литературе по Эфиопии, как правило, недолгому периоду правления Тэкле Гийоргиса уделено немного места. Некоторые историки, рассматривая историческое развитие страны этого периода под углом процесса централизации, определяют это время как междуцарствие. Другие, в частности англичане А. Джонс и Э. Монро, вовсе не упоминают о нем. Слишком невыразительна фигура императора Тэкле Гийоргиса на фоне процессов, развернувшихся в Эфиопии в период консолидации страны под властью единого правителя. Внутриполитическая нестабильность, являвшаяся характерной чертой времени его правления, лишний раз показала, что путь преодоления социально-экономической отсталости страны лежит через: объединение всех ее частей в единое национальное государство.
Особенности политики Йоханныса IV по централизации страны
21
января
Пытаясь представить себе политического деятеля, который мог бы стать достойным преемником Теодроса, историограф экспедиции Нэпира отмечал, что «будущая судьба Абиссинии будет в значительной степени зависеть от появления человека с сильной волей и великими способностями Теодроса, без его фанатизма и дьявольской гордыни, который сумеет сплотить всех жителей христианского нагорья в одну нацию» [101, с. 369]. Соответствовал ли новый император этому умозрительному образу? Сохранилось немало отзывов европейских современников, которые рисуют Йоханныса как незначительную личность, малопригодную для руководства страной. Так, К. Маркхэм пишет о нем как о «марионетке в руках более могущественных вождей», «жалком существе» [101, с. 381]. Вместе с тем деятельность Йоханныса на императорском троне на протяжении 17 лет свидетельствует о нем как о личности, если и уступавшей Теодросу, то, во всяком случае, разумной и ясно осознающей свои цели.
Достаточно емкая характеристика этого политического деятеля содержится в предисловии эфиопского историка Баиру Тафла к одной из хроник, посвященных правлению Йоханныса: [68] «Абба Бэзбэз Каса, или император Йоханныс IV, был аристократом по происхождению, клириком по образованию, фанатиком по религиозному рвению, моралистом по наклонностям, монахом на практике, националистом по проводимой им политике, воином и императором по положению» [77, с. 15]. Этой характеристике ничем особо не противоречат оценки ряда европейских авторов, в работах которых Иоханныс изображается как «монах и солдат», личность, известная своей «фанатической ненавистью к мусульманам... и враждебностью к католикам», как человек, «олицетворявший старую, аристократическую и религиозную Эфиопию» [347, с. 208—209].
В отличие от Теодроса он не помышлял о создании абсолютной монархии, ограничиваясь задачей упрочения того, что ему досталось от предшественников. Этим и определялись формы и методы государственной политики по объединению страны на новом этапе ее развития.
Необходимо подчеркнуть, что Йоханныс встал у кормила власти в крайне сложных внутриполитических условиях. В период нескольких предшествующих лет, представлявших, по сути, период междуцарствия, в стране усилились центробежные тенденции и укрепила свои позиции местная феодальная знать. Оплотом сепаратизма все больше становилась Шоа, но и в других областях империи складывалась аналогичная ситуация. Поэтому чуть ли не с первых дней своего правления император был вынужден предпринять ряд военных кампаний по наведению порядка. Нетрудно заметить, что первые шаги и Теодроса и Йоханныса — императоров-северян — сводились к одному и тому же: установлению контроля над Шоа и соседними с ней областями, что свидетельствовало о важной роли, которую продолжала сохранять Шоа на протяжении многих лет в борьбе за политическую гегемонию в Эфиопии.
Подавив относительно быстро антиправительственные выступления племен оромо-азэбо, императорские войска приступили к подчинению Годжама, где проверку на прочность центральной власти устроил правитель этой области рас Адаль Тэсэмма, родственник прежнего императора. Поскольку императорская армия в то время не знала себе равных, в конечном итоге правитель Годжама, несмотря на несколько побед в отдельных сражениях, был вынужден присягнуть на верность Йоханнысу.
Вне
императорского контроля
оставалась только Шоа, правитель
которой Менелик хотя и не вступил в
открытую борьбу за корону, тем не
менее осуществлял политику на
достижение этой цели в будущем.
Шоанскую политику в исследуемый период
определяли три характерные цели:
расширение территории области в
юго-восточном, южном и юго-западном
направлениях; установление тесных
контактов с европейскими державами;
активность по закупке
огнестрельного оружия. Объективно
такая политика укрепляла позиции
Шоа. [69]
В
январе
На деле Шоа практически сохраняла свое прежнее независимое состояние в системе эфиопских областей. «Между Йоханнысом IV и Шоа,— справедливо отмечают польские историки,— к которой он относился почти как к самостоятельному государству, установились отношения своего рода сосуществования на основе невмешательства императора в шоанские дела при одновременном отказе Менелика от каких-либо экспансионистских действий на севере» [169, с. 294].
Таким
образом, формальное объединение
страны было достигнуто в какой-то
степени за счет компромисса, когда
наиболее могущественные
правители получили в обмен за
признание Йоханныса верховным
правителем право осуществлять в
основных параметрах курс
независимой политики. Помимо
ныгуса Шоа такими полномочиями
пользовался другой видный политический
деятель Эфиопии второй половины XIX
в. — правитель Годжама ныгус Тэкле
Хайманот, известный до
Формы и методы объединения Эфиопии в этот период определялись не только субъективными факторами, проистекавшими из видения Йоханнысом будущего страны в виде феодальной империи, но и обусловливались объективными изменениями, происшедшими во внешнеполитической обстановке. Необходимость защиты территориальной целостности страны отвлекала императора от последовательного решения внутренних проблем. Постоянная внешняя опасность, о которой будет сказано ниже, как раз и обусловила компромисс, лежащий в основе отношений [70] верховной власти с номинальными вассалами. Анализируя централизаторскую политику Йоханныса, эфиопский историк Зоуде Гэбрэ Сылласе пишет: «Цель, которая постоянно» определяла его правление, основывалась на идее создания независимой объединенной Эфиопии. Поэтому, хотя он не мог не видеть усиления местных правителей, в первую очередь Менелика и Тэкле Хайманота, как возможной угрозы своей власти, он предпочитал заручиться их лояльностью, что и делал в случае необходимости, нежели лишать их полной власти. Для создания сильной Эфиопии, способной противостоять угрозе иностранного вторжения, необходимо было разрешить этим правителям расширять свои владения к югу, хотя это и повышало их политическое влияние». Поэтому Йоханныс «предпочитал управление страной через традиционных правителей и такую систему ценностей, которая обеспечивала инициативу местных правителей при сохранении контроля из центра» [308, с. 256].
В отличие от Теодроса, уповавшего в своей деятельности по централизации страны целиком на военную силу, не менее религиозный, но более последовательный в вопросах веры Йоханныс в основу объединения Эфиопии положил достижение единоверия среди эфиопского духовенства. «От объединения церкви — к объединению страны» — таков был главный тезис его концепции политической централизации Эфиопии.
При Теодросе, несмотря на достигнутое между светской и духовной властью соглашение о распространении среди христиан обязательной для всех александрийской догмы, объединения церкви не произошло. Более того, в тот период было нарушено традиционное единение престола и церкви, которое в прошлом являлось фундаментом эфиопской государственности.
Для
решения религиозных проблем,
разделявших эфиопское духовенство
на различные богословские течения,
в
Большое внимание на соборе было уделено выработке основных направлений религиозной политики в отношении нехристианского населения Эфиопии. Последовательный сторонник введения в стране единой веры, Йоханныс установил срок в три года для перехода в христианство мусульман и пять лет — для язычников. Что же касается занимавшей административные посты верхушки, то для них срок был еще короче и исчислялся несколькими месяцами [308, с. 58].
Другим последствием собора в Бору-Меда явилась начатая по инициативе императора кампания против европейских миссионеров. Равнодушный к техническим новшествам, носителями [71] которых были европейцы, он видел в миссионерах прежде всего людей чужой веры, деятельность которых в стране служила препятствием к осуществлению политики «одна страна — одна вера».
Если Теодрос с его радикальными идеями отважился бросить вызов некоторым традициям и вступил в конфликт с церковью, то Йоханныс был плоть от плоти традиционного эфиопского общества с его идеализацией прошлого и невосприимчивостью ко всему новому. Не будет преувеличением сказать, что этот эфиопский монарх скорее вписывался в образ правителя средневековой Эфиопии, чем в образ политического деятеля последней четверти прошлого столетия. Это обстоятельство, безусловно, не могло не наложить отпечаток на всю внутреннюю жизнь страны. Может, не значительными, но достаточно показательными примерами служат указ, по которому курильщики подвергались наказанию вплоть до обрезания губ, и факты недовольства императора при виде обуви на ногах молодых эфиопов, вернувшихся из-за границы [364. с. 297—298].
Своих единомышленников император легче всего находил в церковной среде. Да и сам он по образу жизни в невоенное время больше напоминал монаха, чем светского правителя. Анонимный автор одной из хроник пишет: «Когда Йоханныс готовился к коронации в Аксуме, он созвал видных священнослужителей со всех концов страны, чтобы получить их благословение и разделить с ними радость правления. Собравшись, эти святые отцы сказали ему: „Йоханныс, по царским законам ты должен избрать себе жену". И ответил он им: „Разве вы не знаете, что сказал апостол Павел: тот, кто имеет жену, служит не богу, а своей жене". После этого он короновался один в соответствии с традицией монахов-анахоретов, потому что победил свою похоть и не видел лица женщин. Его слугой был монах по имени авва Уольдэ Микаэль. Вот такой была царская жизнь йоханныса до самого последнего дня» [77, с. 147]. Можно еще добавить, что лексикон императора в значительной степени напоминал священное писание.
Период правления Йоханныса был ознаменован дальнейшим укреплением экономических позиций церкви. Земельные владения отдельных церквей, и без того занимавшие обширные пространства, еще больше увеличились. Права духовенства на прежние земли, возвращенные сразу же после падения Теодроса, были официально подтверждены, а затем одни пожалования последовали за другими. «В его правление,— отмечает автор хроники,— бедность покинула духовенство, поскольку щедрость и богатство Йоханныса наполнили его дома» [77, с. 149]. При этом нужно помнить, что эфиопское духовенство в социальном отношении было неоднородным и главным образом лишь церковная верхушка ощущала результаты императорского благоволения.
Однако при всей приверженности к традициям, при всем желании [72] сохранить Эфиопию в изоляции от внешнего мира Йоханныс не мог не осознавать, что в условиях возраставшего активного проникновения в Африку европейских держав это маловозможно. Угроза иностранного вторжения делала императивом ускорение экономического развития Эфиопии. Отсюда обращение к Англии с просьбой о присылке опытных инженеров и ремесленников, которое осталось без ответа.
Неудачей закончились и попытки продолжить военную подготовку императорской армии, начатые Киркхэмом. Очень скоро обучению военным приемам пришел конец, поскольку солдаты, не привыкшие к тяготам и однообразию тренировок, стали проявлять недовольство, заявляя, что «лучше умереть сразу, чем столько трудиться» [364, с. 298]. Поэтому пришлось вернуться к традиционной подготовке армии, не соответствующей духу времени и задачам, которые вставали перед страной в исследуемый период.
Столь же непоследовательной, как и в предшествующий период, оказалась политика императора в вопросах работорговли. Как и Теодрос, он предпринял некоторые шаги для ее ограничения, исходя из внешнеполитических соображений. Когда английский путешественник Де Коссон в беседе с императором намекнул, что ликвидация рабства в стране будет благожелательно воспринята в Европе, Йоханныс ответил, что «он серьезно думал обо всем этом, что рабство противно ему как христианскому монарху, но что ни одна из европейских держав не попросила его уничтожить рабство в стране» (цит. по [362, с. 97]). Императорский указ «тот, кто купит или продаст раба, будет безжалостно приговорен к смертной казни» поражал суровостью, но практически остался лишь на бумаге. То, что существовало и развивалось на протяжении многих веков, невозможно было уничтожить росчерком пера. В конечном счете проблема уничтожения рабства наряду с другими нерешенными проблемами составила часть его политического наследства, перешедшего впоследствии к Менелику.
Анализируя некоторые мероприятия Йоханныса, нетрудно заметить, что многие из них являлись как бы продолжением внутренней политики Теодроса. Эта преемственность при несомненной несхожести их как личностей — лишнее доказательство того, что направление государственной деятельности определялось скорее требованиями времени, а не волей того или иного руководителя страны. Вместе с тем политика Йоханныса — это действия традиционного по мировоззрению и методам политического деятеля, поставленного в определенной степени в новые для; Эфиопии условия, которые характеризовались нарастанием угрозы внешней опасности. [73]
Эфиопо-египетская война
В
конкретных условиях 70-х годов XIX в.
первая угроза территориальной
целостности Эфиопии исходила не от
европейских держав, к этому времени
уже вступивших на путь
колониальных захватов, а от Египта.
В
В планы хедива входило также расширение египетских владений за счет северо-восточных районов Эфиопии. При этом важное место в них отводилось привлечению на свою сторону находящихся в оппозиции к центральной власти эфиопских феодалов. Естественно, что особую ценность в этом отношении представлял ныгус Шоа Менелик, после императора самая значительная фигура на политической арене Эфиопии.
В
Как и во время вторжения Нэпира, осторожный правитель Шоа не пошел на открытую конфронтацию с императором. Не послал он шоанскую армию и в помощь Иоханнысу, ослабление которого способствовало его собственным планам.
Новое
наступление египтян началось с
неудачи: в ноябре
Неоднократные попытки императора Йоханныса добиться вмешательства европейских держав, прежде всего Англии, в конфликт закончились безрезультатно [384, с. 320]. Убедившись в этом, 23 октября эфиопский монарх обратился к населению страны с призывом объединиться и изгнать мусульман. Нельзя сказать, что этот призыв получил всеобщую поддержку. Собравшаяся 70-тысячная армия состояла главным образом из воинов-северян, областям которых непосредственно угрожала египетская агрессия. В то же время на призыв не откликнулся [74] ни один из феодальных правителей центральных и западных областей страны. Так, уже упоминавшийся Менелик уклонился под предлогом волнений оромо в его владениях и слишком коротким сроком для мобилизации [343, с. 40].
В ночь на 16 ноября эфиопская армия переправилась через Мэрэб и атаковала египтян. Сражение закончилось победой эфиопов, завершивших полный разгром противника в битве при Гундэте, во время которого, как говорится в хронике, император «крестил кровью тех, кто никогда не был крещен водой» [343, с. 41]. Военные трофеи, включавшие несколько тысяч современных ружей, в том числе системы «ремингтон», 14 орудий и большое количество боеприпасов, значительно усилили императорскую армию.
Урок,
полученный при Гундэте, не пошел
впрок египетскому хедиву. В феврале
Полный
разгром египтян в битве при Гуре 7—9
марта
Возросшая в результате побед над египтянами популярность императора позволила ему проводить более решительный курс во внутренних делах страны. Для феодалов-сепаратистов она означала, что во главе государства встал не слабый правитель, номинально олицетворяющий верховную власть, а сильный политический деятель, способный, при желании, привести в покорность любого претендента на власть. Население страны стало видеть в Йоханнысе защитника святой христианской веры, правителя, для которого защита отечества была самым важным делом.
Не
случайно на последующие после
победы над египтянами годы падают
самые значительные успехи
Иоханныса в укреплении
центральной власти и создании в
стране стабильной обстановки. Как
уже отмечалось, в
Успех
процесса утверждения в границах
Эфиопской империи единоверия во
многом зависел от укрепления
структуры церковной иерархии.
Многочисленные обращения
Йоханныса к александрийскому
патриарху, подкрепленные
значительными денежными суммами,
привели к невиданному в церковной
истории страны событию: летом
По мнению эфиопских историков, приезд в страну сразу четырех церковных иерархов представлял собой одно из величайших достижений императора Иоханныса IV [308, с. 109]. Во всяком случае, оно способствовало росту авторитета монарха среди христианского населения страны и, следовательно, содействовало дальнейшему укреплению центральной власти.
В целом внутриполитическая обстановка в Эфиопии становилась все более стабильной. Оппозицию центральной власти представляла лишь Шоа, но правитель этой области не стремился тогда бросить вызов императору. Консолидация верховной власти монарха сужала возможности феодальных выступлений на уровне мелкой и средней знати. Отмечая успехи Йоханныса в борьбе с феодальными беспорядками, английский путешественник А. Уилд писал, что «в стране появилось больше богатых купцов и благодаря решительным мерам против шаек грабителей на торговых путях значительно возросла торговля внутри страны, ввозится больше иностранных товаров... крестьяне чувствуют себя увереннее и меньше подвергаются притеснениям со стороны солдат» [109, с. 44].
Наметившаяся тенденция на достижение внутриполитической стабильности, в основе которой лежал рост авторитета центральной власти, не смогла в условиях усилившейся борьбы европейских колониальных держав за Африку получить дальнейшее развитие. Нависшая угроза территориальной целостности Эфиопии вынудила правящую верхушку страны бросить силы на решение задач внешнеполитического характера. [76]
Отношения
с махдистским Суданом и Италией
Успехи
вспыхнувшего в
Потерпев
ряд поражений в Судане, Англия
решила привлечь для борьбы против
махдистов Эфиопию. Ее участие
должно было прежде всего
выразиться в помощи в эвакуации
египетских гарнизонов из
окруженных махдистами городов
вблизи судано-эфиопской границы. С
этой целью весной
По
заключенному 3 июня
В
целом характер этого соглашения,
известного как «договор Хьюитта»,
был выгоден для эфиопской стороны и
в случае выполнения всех
договоренностей мог бы
расцениваться как победа
эфиопской дипломатии. Не случайно
эфиопский историк Зоуде Гэбрэ
Сылласе отмечал, что этот договор «явился
важным событием в истории Эфиопии.
Эфиопами он расценивался как
моральная и политическая победа,
означавшая восстановление области
Богос и первый шаг к получению
Массауа. В то время Богос,
неотъемлемая часть территории
страны, значил для Эфиопии то же,
что Эльзас для Франции... Ликвидация
блокады Массауа, новые условия для
эфиопских торговых операций там и
перспектива расширения территории
империи создавали для эфиопов
новые горизонты и стимулы» [308, с. 141
—142].
Действительно,
наконец-то, казалось, появилась
возможность [77] ввозить
через Массауа, до этого
заблокированной Египтом, огнестрельное
оружие, столь необходимое в борьбе
за укрепление центральной власти
в стране, а в дальнейшем для реализации
планов выхода к Красноморскому
побережью. Следует отметить, что
такие планы явились частью
политического наследства Теодроса;
в лице Йоханныса они нашли самого
горячего сторонника. Не случайно,
что требование передачи Эфиопии
части побережья с Массауа было
первым условием, выдвинутым
эфиопским монархом во время
переговоров с Хьюиттом. Лишь
убедившись в тщетности своих
усилий, Йоханныс был вынужден
ограничиться правом свободного
транзита через Массауа [308, с. 99]. Что
же касается Богоса, северной
провинции страны, отторгнутой в
Таким образом, привлекательных сторон в этом договоре было достаточно. Другое дело, что, согласно его ст. 3, Эфиопия должна была вступить в боевые действия с махдистами. В ряде работ по истории Эфиопии содержится мнение, что в этой ситуации Эфиопия была послушным орудием политики Англии. Анализ внутри- и внешнеполитической обстановки в этот период позволяет не согласиться с подобной точкой зрения.
В начале 80-х годов Йоханныс, одержав победы над египтянами при Гундэте и Гуре, добившись подчинения крупнейших феодалов страны, находился в зените своего могущества и мог позволить себе проведение независимого курса внешней политики. Во многом условия «договора Хьюитта» были со стороны Египта вынужденной уступкой Эфиопии, практически пять статей этого соглашения были направлены на то, чтобы убедить эфиопского монарха принять содержание шестой. Стремясь столкнуть Эфиопию с махдистами, английская дипломатия вынуждена была учитывать интересы эфиопской стороны в большей степени, чем ей бы хотелось. Необходимо также иметь в виду, что с выходом к Мэтэме махдистские войска стали непосредственно угрожать Эфиопии.
Эфиопская
сторона честно выполнила взятые на
себя по договору обязательства.
Благодаря усилиям императорской армии
гарнизоны шести еще не захваченных
махдистами городов были успешно
эвакуированы через территорию
Эфиопии. Однако 3 февраля
Начало итальянской экспансии в районе Красного моря относится к концу 60-х годов. В «Опыте сводки главных данных всемирной истории после 1870 года» В. И. Ленин отмечал три главных этапа в развитии итальянской колониальной экспансии в этом регионе: «81: Италия в Ассабе»; «85: Италия в Массауа»; «96: Абиссиния побеждает Италию» [15, с. 672, 674, 678].
В
Используя
Асэб в качестве опорной базы,
итальянцы предприняли дальнейшее
продвижение вдоль Красноморского
побережья по направлению к
Массауа. Оккупировав в феврале
Итальянская колониальная экспансия осуществлялась в условиях благожелательного отношения со стороны самой мощной в экономическом отношении державы того времени — Великобритании, которое объяснялось углублением империалистических противоречий между Англией и Францией. «Итальянцам,— писал В. М. Хвостов,— никогда бы не видеть Эритреи, если бы на берега Баб-эль-Мандеба не направил свои взоры и французский империализм. Англо-французские противоречия явились основной предпосылкой итальянской колониальной экспансии» [243, с. 3].
Захват итальянцами прибрежных населенных пунктов, расположенных в пределах владений египетского хедива, хотя и настораживал правящие круги Эфиопии, все же особого беспокойства не вызывал. Гораздо больше Йоханныса тревожили попытки итальянской дипломатии установить особые отношения с [79] феодальной верхушкой Шоа. По мнению Рима, усиление сепаратистских тенденций и поддержка ныгуса Менелика в его соперничестве с императором могли привести к ослаблению центральной власти и уходу с политической арены явно антиитальянски настроенного Йоханныса. Эта концепция составляла основу «шоанской политики» Италии, прибегнувшей к испытанной колониальной тактике «разделяй и властвуй». Эта идея нашла четкое выражение в донесении итальянского представителя при шоанском дворе графа П. Антонелли. «В Шоа,— писал он в Рим,— мы имеем дружественного нам короля, который, если мы будем продолжать помогать ему, имеет реальные возможности занять императорский трон и который нас щедро вознаградит за то, что мы сейчас делаем для него» [67, с. 29].
Стремясь
превратить правителя Шоа в своего
союзника, итальянцы с готовностью
откликались на его просьбы о присылке
огнестрельного оружия. Так,
например, в январе
По мере укрепления шоанской армии возрастали и опасения императора Йоханныса в отношении намерений как своего самого непокорного вассала, так и заигрывавших с ним итальянцев.
Худшие
опасения Йоханныса относительно
дальнейших планов Италии
оправдались, когда в июне
26
января
Описание этого первого, но далеко не последнего вооруженного столкновения эфиопских войск с итальянской колониальной армией содержится в книге воспоминаний одного из европейцев, современника тех событий Дж. Портала, прибывшего ко двору императора с посреднической миссией. «Дорога на Саати,— отмечал он,— проходит через узкое ущелье, затем огибает возвышенность в центре равнины и снова затем через ущелье [80] следует дальше. В день сражения абиссинцы скрытно залегли на окружающих холмах и не подавали никаких признаков жизни до тех пор, пока итальянцы не достигли равнины и не оказались зажатыми среди холмов. Итальянцы с уверенностью, свойственной неопытности, и с неоправданным презрением к умственным способностям противника не подумали об организации разведки или высылке вперед дозоров и не позаботились о проверке близлежащих холмов. Едва лишь передовая часть итальянской колонны достигла центра равнины, как послышались выстрелы и со всех сторон на них обрушился град пуль... Итальянские солдаты, находясь на голой и открытой местности, представляли собой великолепную мишень. Затем прозвучал еще один залп, за которым последовал новый град пуль справа, затем слева, спереди и с тыла — итальянский отряд поистине попал в ужасную ловушку.
Итальянцы падали один за другим... Лишь немногие оставались в живых — но так и не было ясно, где противник, куда стрелять...» [103, с. 58—59]. Не скрывавший своих симпатий к итальянцам английский дипломат, размышляя об исходе этого сражения, пришел к верному выводу: «Опять повторилась все та же старая история: презрение по отношению к храброму противнику только лишь потому, что цвет кожи его оказался шоколадным, коричневым или черным и он никогда не участвовал в батальонных учениях или же осенних маневрах» [103. с. 9].
Ряд исследователей, в частности X. Эрлих, рассматривают битву при Догали как «одно из важнейших событий в истории Эфиопии конца XIX в.». Исход этого сражения привел к открытой враждебности между Италией и императором Эфиопии, что не оставляло Риму никаких надежд на осуществление своих колониальных планов невоенным путем. В этой ситуации итальянская дипломатия усилила свои действия, направленные на подталкивание правителя Шоа к открытому выступлению против верховной власти [304, с. 122].
Победа при Догали вызвала в Эфиопии огромный энтузиазм. Вместе с тем напряженная внутриполитическая обстановка в стране не позволяла императору развить успех и двинуться на Массауа, как предлагали многие из его окружения. Императора не могла не пугать возможность возникновения еще одного театра военных действий. Поэтому, учитывая конкретную обстановку, складывающуюся в стране — продолжающиеся вторжения на западе махдистов и нелояльность правящей верхушки Шоа,— он пошел на решение возникшей проблемы дипломатическим путем. Отдавая себе отчет в том, что за спиной Италии стояла Англия, Йоханныс направил в Лондон письмо, в котором сетовал на нарушение «договора Хьюитта», поскольку итальянские власти в Массауа блокировали доступ оружия в Эфиопию (полный текст письма см. [103, с. 172—174]).
Единожды
предав Эфиопию в вопросе о Массауа,
английская [81] дипломатия
продолжала действовать в том же
духе. Демонстрируя свою полную
поддержку агрессору, английское
правительство в ответном письме
посоветовало Йоханнысу найти общий
язык с Италией, «мощным
государством с дружескими и
добрыми намерениями» [367, с. 381].
Кроме того, стремясь нажить
политический капитал,
Великобритания предложила свои
посреднические услуги в разрешении
итало-эфиопского конфликта. С этой
целью в конце
Характер условий, выдвинутых итальянской стороной, не оставлял сомнений в том, что Италия намеревалась использовать события в Догали для расширения своей колониальной экспансии. Помимо официального сожаления по поводу «кровавой бойни» при Догали от Эфиопии требовалось признание прав Италии на часть ее территории, в том числе Саати и Уаа, долины Айлет, Сэнхет и некоторых других спорных, по мнению итальянской дипломатии, районов [103, с. 167—168]. Все эти условия были решительно отклонены эфиопской стороной.
В
начале
Причины,
обусловившие в апреле снятие осады
с Саати, имели под собой реальную
основу. 20 октября
Договор, заключенный шоанцами с Италией, представлял собой акт неповиновения центральной власти, тем более в тот момент, когда страна в целом находилась в состоянии войны с этой европейской державой. И в этом случае местный шоанский патриотизм оказался сильнее общегосударственных интересов. Впрочем, Менелик не собирался выполнять ни своих союзнических, ни вассальных обязательств. Хитрый и опытный политик, он лавировал между обеими сторонами, используя любую возможность для укрепления своих позиций.
Уже
отмечалось, что другой причиной
прекращения военных действий
против итальянцев была угроза со
стороны махдистов. Итальянская
агрессия на время отвлекла
внимание императора от этой
проблемы. По его приказу всю
тяжесть борьбы против махдистов
нес правитель Годжама ныгус Тэкле
Хайманот, который в
Это
был последний успех Эфиопии в
ненужной ни ей, ни махдистскому
Судану войне. Используя выгодную
для себя ситуацию, когда основные
силы эфиопской армии дислоцировались
у Саати, в
Таким
образом, в
Серьезность возникшей ситуации побудила Йоханныса предпринять шаги, мало вписывающиеся в образ действий этого ревностного христианина. Преодолев религиозные условности своего времени, он обратился к преемнику умершего Махди халифу Абдуллаху с предложением о дружбе. «Давай не будем убивать бесцельно бедных и беззащитных,— говорилось в послании,— но давай вместе объединимся против наших общих врагов европейцев... Если они покорят меня, они не минуют и тебя и разрушат твою страну... Поэтому в наших интересах договориться и уничтожить их» [389, с. 70]. Как видно из содержания письма, Йоханныс достаточно хорошо представлял себе будущее континента в условиях европейской колониальной экспансии.
Инициатива эфиопского императора осталась без ответа, поскольку требования халифа «оставить свою веру и стать мусульманином» были неприемлемы. Ненужная война с махдистским Суданом становилась реальной неизбежностью.
Успешные
действия на внешнем фронте были
невозможны без наличия прочного
тыла, без приведения в покорность
Шоа и Годжама. В начале
Новое махдистское вторжение позволило императору, говоря словами Г. Маркуса, «спасти престиж и выступить на защиту любимой христианской отчизны против неверных. Сами того не осознавая, махдисты, возможно, спасли Эфиопию от разрушительной гражданской войны» [343, с. 110]. Характеризуя сложную внутриполитическую обстановку того времени, автор одной из хроник сетует, что «в момент, когда над страной с обеих сторон нависла угроза, основные соперники могли вступить в междоусобную войну, поставив свои собственные интересы выше интересов страны» [72, с. 73].
В
начале февраля
Последним актом умирающего императора было назначение преемника. Им стал сын Йоханныса Мэнгэша, фигура, устраивавшая полностью главным образом феодалов Тыграя.
Оценивая исследуемый период в целом, следует отметить, что его основным содержанием была в первую очередь защита территориальной целостности страны, а не процесс централизации, который, казалось бы, мог ускорить свою динамику перед лицом внешней угрозы. Во всяком случае, в буржуазной историографии Йоханныс чаще всего выглядит как правитель, не сумевший поддержать своей деятельностью историческую преемственность в объединении страны.
Тем не менее было бы неверным преуменьшать вклад этого политического деятеля в процесс централизации Эфиопии. Возможно, этот вклад менее заметен на фоне яркой его деятельности по защите рубежей страны, ратных подвигов на поле брани. Кроме того, умаление роли Иоханныса в объединении Эфиопии происходит и потому, что деятельность эфиопских императоров начиная с Теодроса рассматривается, как правило, в двух естественно связанных между собой аспектах: модернизации Эфиопии и ее централизации, а что касается модернизации, то Йоханныс отнюдь не являлся ее сторонником.
Этим
и объясняется отсутствие каких бы
то ни было новшеств в период его
правления. Правда, некоторое
развитие [84] получили
товарно-денежные отношения, когда
нуждавшийся в денежных средствах
для закупки огнестрельного оружия
Йоханныс в
Тыграи по происхождению, император Йоханныс сумел выйти за рамки местного национализма. Своей обязанностью он считал защиту любой части эфиопской империи. В период его правления официальным языком страны стал амхарский язык, наиболее распространенный по всей территории Эфиопии, хотя родным языком императора и его окружения был тигринья. Безусловно, такая языковая политика в известной мере содействовала процессу консолидации народов Эфиопии.
Свидетельством
того, что деятельность Йоханныса
способствовала процессу
централизации, является, в
частности, то обстоятельство, что
с его смертью страна не распалась,
словно карточный домик, на
отдельные области, как это
произошло в случае с Теодросом.
Впервые с начала процесса
объединения Эфиопии смена
верховного правителя не повлекла
за собой феодальной междоусобицы,
отбрасывающей назад социально-экономическое
развитие страны. «Йоханныс IV,—
справедливо отмечают польские
историки,— борясь с
партикуляризмом отдельных
провинций и осуществляя
общегосударственную политику
вопреки сепаратистским
стремлениям феодалов, остался в
истории страны поборником
объединения Эфиопии, а также
внедрения в сознание народа
общеэфиопского патриотизма» [169, с.
296]. Определяя историческое место
этого политического деятеля в
развитии Эфиопии, Зоуде Гэбрэ
Сылласе пишет, что, «если бы не
успехи Йоханныса, Менелику и его
преемникам никогда не удалось бы
сохранить независимость страны в
почти полностью колонизованной
Африке» [308, с. 161]. [85]