Глава
5
ЭФИОПИЯ
В КОНЦЕ XIX— НАЧАЛЕ XX в.
Успешный исход итало-эфиопской войны устранил на время угрозу внешней опасности для Эфиопии, укрепил ее позиции на международной арене, вынудил европейские державы искать новую основу в выработке принципов двусторонних отношений.
Сообщение о победе Эфиопии было по-разному воспринято в столицах европейских государств, проводивших активную политику по отношению к этой африканской стране. В результате политического кризиса в Италии правительство Криспи вынуждено было уйти в отставку. Не скрывала своего разочарования английская дипломатия, которая опасалась усиления своего главного соперника — Франции. Что же касается Франции, то она имела все основания считать, что с ослаблением Италии перед ней открылись благоприятные возможности для дальнейшего укрепления в Эфиопии (подробнее см. [246, с. 222—224]).
Говоря
о характере русско-эфиопских
отношений, следует подчеркнуть, что
как во время войны, так и до нее
позиция России способствовала
укреплению эфиопского государства.
При этом моральная поддержка
Эфиопии со стороны России — в
прессе и по дипломатическим
каналам — сочеталась с оказанием
военной помощи. Так, в начале
По
частной инициативе в России
развернулся сбор средств для
оказания помощи раненым эфиопам.
Направленный в Эфиопию отряд
российского Красного Креста в
период своего пребывания в стране
оказал медицинскую помощь десяткам
тысяч эфиопских пациентов.
Укрепление русско-эфиопских связей
в конце XIX в. привело к установлению
в
Благоприятная обстановка, создавшаяся в результате победы в итало-эфиопской войне, была использована правящими кругами Эфиопии для реализации планов по дальнейшему укреплению эфиопской государственности. Одним из главных направлений эфиопской государственной политики в этот период было расширение территории страны в южном, юго-западном и юго-восточном направлениях. [111]
Территориальное расширение страны
К концу XIX в. Эфиопия оказалась окруженной колониальными владениями империалистических держав. Однако на окраинах страны, на границах с колониями продолжали сохранять свою независимость «ничейные» области. Туда и были направлены императорские войска.
В
1896 гг., уже после окончания войны,
была предпринята попытка
присоединить граничившую с Кенией
область Борану. Однако лишь со
второй попытки, в июле
С еще большими трудностями было сопряжено завоевание Кэфы, достаточно сильного государства, расположенного в бассейне рек Аббай и Омо. Возникшее в конце XIII в. кэфское государство по мере своего укрепления распространило контроль над такими государственными образованиями, как Джимма, Энарея, Кулло и ряд других. Шесть предыдущих попыток войск Менелика, тогда еще ныгуса Шоа, покорить Кэфу закончились безрезультатно.
В
Военные действия на территории Кэфы достаточно подробно описываются А. К. Булатовичем, побывавшим на месте сражений спустя несколько месяцев. «Разорение страны,— писал русский офицер,— далеко не вело еще к покорению ее: пока король был жив и на свободе, дело Каффы не могло считаться уже проигранным... Уже много раз абиссинцы разоряли Каффу, но в конце концов почти всегда победители отступали... По уходе же неприятеля скрывавшийся король снова появлялся в столице, из дебрей и пещер выходили женщины и дети, пригонялся вновь скот, приносились благодарственные жертвы, отстраивались сожженные дома — и... Каффа заживала по-старому!» [85, с. 210].
Сопротивление
местного населения прекратилось в
середине сентября
В конечном счете Кэфу постигла судьба других присоединенных к Эфиопии областей, население которых оказало императорской армии упорное сопротивление. Вся завоеванная территория была отдана под управление завоевавшему ее военачальнику, а население превращено в крепостных гэббаров.
Вовлечение
в состав эфиопского государства
Кэфы открывало возможности
дальнейшего продвижения в южном и
западном направлениях. Осенью
Две из этих экспедиций были подробно описаны русскими офицерами, сопровождавшими эфиопские войска. Поручик Булатович был прикомандирован по личной просьбе к армии Уольдэ-Гийоргиса, а полковник Аратамонов к отряду Тэсэммы [83; 85]. Подводя итоги своего пребывания в военной кампании, А. К. Булатович отмечал: «В течение лишь четырех месяцев корпус этот присоединил к Абиссинии площадь с лишком 40 тыс. квадратных верст. Во вновь захваченных землях расположены гарнизоны, и эти области должны считаться теперь окончательно потерянными для всякой другой державы, которая, может быть, имела на них притязания» [85, с. 339—340].
Не меньший успех сопутствовал и экспедициям раса Мэконнына в Бени-Шангуль и дэджазмача Тэсэммы к Белому Нилу. Последняя из них осуществлялась как совместное франко-эфиопское предприятие, направленное на установление контроля каждой из сторон на земли по берегам Нила. И если эфиопский отряд полностью выполнил поставленную перед ним задачу, то французский отряд капитана Маршана постигла неудача. Достигнув Фашоды много позже установленного для встречи с эфиопским отрядом срока, он был вынужден оставить этот район Африки вследствие активных действий Великобритании (подробнее см. [246, с. 98—101]).
Фактически поход эфиопского отряда к Белому Нилу явился последней экспедицией Эфиопии, направленной на расширение территории страны. Его продолжение неизбежно привело бы к вооруженной конфронтации с одной из трех западноевропейских держав, колониальные владения которых плотным кольцом окружали Эфиопию.
Таким образом, период территориального расширения Эфиопии, начавшейся в середине 60-х годов XIX в., завершился. За последующие три десятилетия площадь страны практически утроилась, достигнув (если не считать Эритреи) ее нынешних размеров.
Процесс объединения в рамках единой империи многочисленных областей являлся одной из самых характерных черт исторического [113] развития Эфиопии во второй половине XIX в. Можно по-разному оценивать формы и методы государственной политики в ходе этого процесса. Однако совершенно очевидно, что с точки зрения государственных интересов создание объединенной Эфиопии в конце прошлого века наряду с укреплением центральной власти явилось важным фактором сохранения страной своей политической независимости. В условиях империалистического раздела Африки населявшим ее народам была уготована одна участь — колониальное порабощение. Исключение составила лишь Эфиопия, независимость которой обусловила и независимое развитие включенных в ее этнический состав различных этносов.
Вместе с тем, анализируя социальные и экономические последствия для населения территориального расширения присоединенных областей, следует отметить, что в качестве подданных эфиопской короны оно попало под двойной гнет: своей традиционной знати и завоевателей. Закабаление этих народов и превращение их в гэббаров вело к обогащению феодально-христианской верхушки страны и укреплению феодальной системы в целом.
Политика европейских держав
и установление государственных границ
Усиление эфиопского государства в результате победы над итальянским колониализмом обусловило его более твердую позицию в отношениях с европейскими державами. По словам английского дипломата Р. Родда, эфиопы «превратились в силу, с которой необходимо считаться» (цит. по [354, с. 25]).
Конец XIX — начало XX в. явились свидетелями оживления европейской дипломатии в Эфиопии. Одна за другой в страну прибывали европейские миссии с целью установления дипломатических отношений и обеспечения собственных интересов в Эфиопии.
В
В
В
том же году Аддис-Абеба встречала
дипломатическую миссию США. В
отличие от западноевропейских
стран США преследовали главным
образом экономические интересы,
рассматривая Эфиопию как обширный
рынок сбыта своих товаров. В
результате эфиопо-американских
переговоров в декабре
Аналогичные
соглашения были подписаны в
Одной из самых насущных задач, стоявших перед Эфиопией в конце XIX в., было установление государственных границ.
Достаточно
быстро была согласована
пограничная линия между Эфиопией и
владениями Франции на Африканском
Роге. Желая заручиться согласием
императора на посылку военной
экспедиции к берегам Белого Нила,
французский представитель Л.
Лагард на переговорах в марте
Больше
сложностей возникло в ходе
переговоров по установлению
границ между Эфиопией и
английскими колониальными
владениями. Значительное
беспокойство Лондона вызывало
улучшение махдистско-эфиопских
отношений, а также опасение, что
Эфиопия в своих интересах
перекроет плотиной верховье Нила,
что могло угрожать гидроснабжению
Судана. Оценивая позицию Менелика
по вопросу установления границ в
целом, следует подчеркнуть, что он
относится к нему как к одной из
самых насущных задач. Поэтому,
оставаясь твердым во всем, что
касалось территориальных вопросов,
он с относительной легкостью
шел на уступки в вопросах, которые
считал второстепенными. Менелик
без колебаний принял условия
англичан з отношении махдистского
Судана и заверил, что не предпримет
никаких шагов, направленных на
строительство плотины в верховьях
Нила. В результате 14 мая
Из
трех европейских держав,
вступивших с Эфиопией в переговоры
об определении линии границ,
потерпевшая поражение в войне
Италия оказалась в самом
невыгодном положении. В ее
интересах было как можно дольше
затягивать решение этого [115] вопроса
в надежде на укрепление своих
позиций в будущем. Однако
энергичные действия Менелика
привели к тому, что в ходе
нескольких переговоров, первые из
которых относятся к июню
С установлением государственных границ территория Эфиопии получила достаточно четкие очертания, что означало конец притязаниям европейских империалистических держав на ее пределы. По мере укрепления независимости эфиопского государства соперничество западных держав переместилось в основном в экономическую сферу.
Наибольший успех в экономическом проникновении в Эфиопию сопутствовал Франции, умело использовавшей свою поддержку этой стране в период итало-эфиопской войны. «С того момента, как Менелик поссорился с итальянцами и увидел, что от них нельзя больше ничего получить,— отмечал апологет британского колониализма А. Уилд,— он начал свою великую дружбу с французами, которые, не теряя времени даром, приняв индифферентную позу, сделали все возможное, чтобы стать его советниками» [109, с. 57—80]. Франция оказывала влияние на императора Эфиопии через своих политических агентов и торговцев, ученых и врачей. Через руки французских коммерсантов шла наиболее ценная часть эфиопского экспорта, кофе и слоновая кость. Французские предприниматели получали самые выгодные концессии, важнейшей из которых была концессия на строительство железной дороги от Джибути до Харэра и дальше в глубь страны.
Укрепление экономических позиций Франции не могло не беспокоить ее основных империалистических соперников — Англию и Италию. Английская дипломатия, в частности, делала все, чтобы помешать строительству железной дороги, поскольку, как заявил посол Великобритании в Эфиопии Харрингтон, дорога «отдала все будущее экономическое развитие Эфиопии в руки французов» (цит. по [364, с. 202]). Подобные опасения высказывались и прежде.
В
феврале
Таким образом, из частного предприятия компания превратилась в собственность Франции, действующую на территории Эфиопии, но без всякого контроля со стороны эфиопов.
Противовес
экономическому усилению Франции
Менелик решил искать в
Великобритании. В том же,
В целом начало XX в. было отмечено усилением соперничества между империалистическими державами в экономике Эфиопии. Вместе с тем Англия, Франция и Италия готовы были объединить свои интересы в борьбе с усилением в Эфиопии позиций других западноевропейских держав, в частности Германии.
Действительно,
после подписания в
Угроза
политическому и экономическому
влиянию в стране Англии, Франции и
Италии со стороны новых соперников
в значительной степени обусловила
заключение между ними в декабре
Для политического будущего Эфиопии важнейшей из статей Лондонского соглашения была 1-я, в которой говорилось, что «Франция, Великобритания и Италия будут сотрудничать друг с другом в деле сохранения в Эфиопии политического и территориального статус-кво» [52, т. 2, с. 43]. Это соглашение подкреплялось обязательством договаривающихся сторон «воздерживаться от всякого вмешательства в дела страны». В других статьях определялась зона экономических интересов каждой из держав: Англии в бассейне Нила, Италии — в районе Эритреи и [117] Сомали, Франции — относительно Французского Сомали и района, по которому будет пролегать железная дорога» [52, т. 2, с. 436—444].
Это, колониальное, по своей сути, соглашение, заключенное за спиной Эфиопии, тем не менее содержало для последней и некоторые положительные моменты. Лондонское соглашение в определенной степени связывало руки каждой из подписавших его держав, обеспечивая в Эфиопии статус-кво, т. е. существование ее как политически независимого государства. Как справедливо отмечают польские историки, «независимо от того, каковы были стремления сгран — участниц Лондонского договора, его заключение формально гарантировало независимость Эфиопии» [169, с. 391].
Скорее всего опытный политик Менелик видел и положительные и отрицательные стороны этого соглашения. Отсюда и весьма сдержанная реакция: «Мною получена конвенция трех держав. Благодарю за сделанное мне сообщение о желании укреплять и поддерживать независимость нашего государства. Но настоящая конвенция и соглашения, заключенные некоторыми из них (подписавших конвенцию держав.— Авт.), относятся к компетенции нашей суверенной власти. Да будет вам известно, что они никоим образом не могут связывать наши решения» [33, с. 138].
В
значительной степени Лондонское
соглашение
За последние годы в советской исторической литературе появился ряд исследований, посвященных анализу характера русско-эфиопских отношений в конце XIX — начале XX в. Прежде всего к ним можно отнести монографию И. И. Васина [172],. содержательные работы Ю. М. Кобищанова и А. А. Ханова [203; 242]. На основании широкого круга архивных материалов: эти авторы убедительно показали ту положительную роль, которую Россия сыграла в укреплении политической независимости Эфиопии.
Успешное, по крайней мере на первом этапе, развитие русско-эфиопских отношений объяснялось главным образом тем,, что Россия не участвовала в колониальном разделе Африки и, следовательно, не представляла никакой угрозы для Эфиопии.. Соперница Англии и Италии в европейских делах, Россия объективно становилась в Эфиопии политическим противовесом империалистическим планам этих держав. Перед русской миссией ставилась задача «снискать доверие Негуса и по возможности охранять его от козней наших политических соперников, в особенности англичан, преследующих в Африке столь честолюбивые, хищнические цели» [242, с. 63].
Отсутствие ярко выраженных политических и экономических [118] интересов в Эфиопии позволило России занять место благожелательного советчика при эфиопском императоре. Русские офицеры своим участием в военных экспедициях эфиопских войск внесли немалый вклад в дело укрепления территориальной целостности Эфиопии.
Однако
незаинтересованность русского
правительства в африканских делах,
определившая Эфиопии место на периферии
политических интересов России,
обусловила неактивный и
относительно вялый характер
русского присутствия в этой стране.
Из всех европейских держав Россия,
имея на это, может быть, больше
оснований, чем кто-либо еще, не
заключила с Эфиопией договора,
который обеспечивал бы ей режим наибольшего
благоприятствования. А. А. Ханов
объясняет отсутствие у МИД России
четкой линии в отношении Эфиопии
финансово-экономической
неконкурентностью России по
сравнению с ее основными
соперниками и необходимостью
сосредоточивать усилия на районах
жизненно важных интересов России в
тот период — в Европе, на Дальнем и
Ближнем Востоке. «Возможности и
потребности русской дипломатии
сотрудничать с Эфиопией для
ведения совместной борьбы с
Англией,— отмечает он,—
существенно сократились после
поражения России в русско-японской
войне 1904—1905 гг. и окончательно
свелись к нулю после вступления
России в Антанту в
Русским
дипломатам пришлось работать в
Эфиопии в достаточно сложных
условиях, в обстановке
нараставшего противодействия
западноевропейской дипломатии, не
желавшей укрепления позиций
России в этой стране. Интриги
западноевропейских
дипломатических представителей
вкупе с усиливавшейся
прогерманской ориентацией
влиятельной части эфиопского двора
привели к тому, что постепенно
официальные русско-эфиопские
связи сошли на нет. «В течение ряда
лет единственным успешным
мероприятием в отношениях между
странами была деятельность
русского госпиталя. Однако в
Вместе
с тем следует подчеркнуть, что
действия России в Эфиопии в
исследуемый период, ее
бескорыстная дипломатическая и
материальная поддержка явились
важным фактором укрепления
положения этой страны. По меткому
знамечанию советского
исследователя, «специфическое
положение России на Африканском
континенте на рубеже XIX—XX вв. ...позволило
выступать правящим кругам царской
России в Эфиопии, как и на Балканах,
в мало свойственной ей в общем-то
роли — в качестве сторонника
борьбы за свободу и независимость»
[242, с. 69]. [119]
Внутренняя политика. Модернизация страны
Победа
над итальянским колониализмом в
значительной степени была
достигнута благодаря успеху
центральной власти в деле
объединения страны. Вместе с тем
тлеющие очаги феодального
сепаратизма порой превращались в
огромные пожары, уг рожавшие
достигнутому единству. В
Мятеж тыграйцев был прежде всего на руку западноевропейским колониальным державам, не заинтересованным в существовании единой и сильной Эфиопии. Разжигание феодальных междоусобиц оставалось одним из главных средств западной дипломатии в этой части Африканского континента. Италия быстро откликнулась на ситуацию в Тыграе, поддерживая Мэнгэшу оружием и деньгами.
Быстрота,
с которой императорской армии
удалось справиться с мятежными
феодалами, лишний раз
свидетельствовала о крепости
центральной власти.
Бесперспективность выступления
против Аддис-Абебы хорошо
представляли себе остальные правители
страны, в частности ныгус Годжама
Тэкле Хайманот, отказавшийся от
предложения Мэнгэши о совместном
выступлении против Менелика. В
середине февраля
Укрепление внутриполитического положения страны и ликвидация на время угрозы внешней опасности позволили Мене-лику целенаправленно осуществить ряд мер по укреплению эфиопской государственности.
В области экономики большое внимание правящие круги страны уделяли созданию благоприятных условий для торговли. Ее развитию способствовал интерес к коммерческим операциям: со стороны самого императора, поощрявшего любого предпринимателя, готового внести вклад в экономическое развитие страны. «Чтобы поддержать и развить торговлю,— отмечал Кохановский,— Менелик ссужает охотно бедных европейцев деньгами. По примеру императора знатные абиссинцы тоже раздают ссуды индусам, грекам, армянам, получая прибыль в торговых предприятиях до 24% с капитала» [89, с. 14]. Вследствие слабости национальной торговой общины Менелик в большинстве случаев сам выступал в роли посредника в торговых операциях с европейцами, получая доход со многих торговых сделок.
Важное значение для будущего развития страны имели изменения в поземельных отношениях. С характером императорской политики в области межнациональных отношений связан ряд указов, относящихся к 1903—1904 гг., в соответствии с которыми [120] восстанавливались права оромо на земли, экспроприированные у них в период территориальной экспансии Шоа. Побудительным мотивом этого шага была отнюдь не скорбь императора «видеть молодежь галла, лишенную земель их отцов», как об этом пишет Гэбрэ Сылласе [81, т. 1, с. 359]. В условиях создания многонационального государства эфиопский монарх стремился расширить национальную основу своей власти, ассимилируя в состав феодальной верхушки иноэтническую знать и сплачивая вокруг трона всех феодалов страны.
Если
возвращение оромо некогда
принадлежавших им земель не
выходило за рамки традиционной
практики, отражая лишь
государственную мудрость
императора Менелика в вопросах
внутренней политики, то «Декрет о
купле и продаже земли» от
В
известной степени с
неопределенностью путей развития
страны после ухода с политической
арены императора Менелика,
здоровье которого постоянно
ухудшалось после перенесенного в
Продолжавшаяся на протяжении многих десятилетий борьба за политическую гегемонию в стране завершилась с воцарением Менелика на императорский престол победой Шоа. С тех пор государственная политика эфиопского государства проводилась неизменно в интересах шоанских феодалов, составивших своеобразную элиту класса феодалов страны в целом. Ощутившие при Менелике вкус власти шоанские феодалы проводили государственную политику, направленную на закрепление своего господствующего положения в настоящем и будущем. Своеобразное отражение этой ситуации можно найти у Гэбрэ Хыйуот Байкэданя. «С давних времен и по сей день,— сетует он,— для шоанцев тыграец или годжамец и плохой человек — одно и то же. Они были бы не прочь править ими так, как того достоин плохой народ — держа их в рабстве... Действительно, до сих пор все важные должности при дворе, особенно же министерские посты, находятся исключительно в руках шоанцев» [87, с. 11].
В
июле
Наряду с введением реформы государственного управления были осуществлены изменения в системе судопроизводства. По-указу императора территория всей страны была разделена на шесть районов, в каждом из которых закон представляли 12 судей. Они не подчинялись местным правителям. Введение новой судебной системы означало шаг вперед в централизации судебных органов Эфиопии, поскольку лишало местную администрацию части традиционных прерогатив [81, т. 2, с. 531].
Все упомянутые новшества явились составной частью процесса модернизации Эфиопии, начало которого относится к первым годам XX в. Правящая верхушка страны хорошо осознавала, что усиление эфиопского государства в условиях сохранявшейся угрозы со стороны империалистических держав в значительной степени зависело от способности как можно скорее воспринять и реализовать достижение европейской экономической, технической и государственной мысли.
Как и в деле централизации страны, процесс модернизации Эфиопии во многом осуществлялся «сверху», отражая личный интерес императора Менелика и его единомышленников. В своем развитии этот небезболезненный процесс наталкивался на оппозицию феодально-консервативных кругов, прежде всего духовенства, и предрассудки среди населения, в целом обусловленные самим характером аграрно-феодального общества, испытывающего страх перед всяким новшеством.
Модернизация
охватывала многие стороны
внутриполитической [122] жизни
страны. В
В
императорские планы по
модернизации страны входило
сооружение многочисленных дорог и
мостов, улучшение инфраструктуры
страны в целом. Реализации этих
планов препятствовало глубоко
укоренившееся в психологии
христианского населения
пренебрежительное отношение к
ручному труду. Наряду с
использованием на строительных
работах выходцев из других стран —
индийцев, греков и армян Менелик
предпринял ряд шагов, направленных
на искоренение традиционных
предрассудков в отношении к
ремеслам. В изданном в
В 90-е годы прошлого столетия в Эфиопии значительно возросла прослойка европейцев, прибывших в страну «на ловлю счастья и чинов». Скорее всего правящие круги Эфиопии, прежде всего сам император Менелик, не могли не осознавать, что своеобразная политика «открытых дверей» способствует экономическому закабалению страны европейскими державами, подданные которых являлись проводниками их влияния в Эфиопии. Но в стране не было собственных национальных кадров, способных осуществить начавшуюся модернизацию. Как ни парадоксально, даже та небольшая группка молодых эфиопов, которая получила образование за границей, не получила возможности применить свои знания на родине. Консервативное эфиопское общество с трудом воспринимало молодых интеллигентов, мировоззрение которых столь сильно отличалось от привычных представлений и которые, вернувшись из-за рубежа, оказались чужаками в своей родной стране.
К
этому периоду относится и
становление в стране медицинской
службы, начало которой было
положено русскими врачами из
состава отряда Красного Креста.
Первый эфиопский госпиталь,
открытый в
Таким образом, в последовавшие за окончанием войны с Италией полтора десятилетия во внутренней жизни Эфиопии был предпринят ряд шагов, направленных на модернизацию [123] страны. Оценивая многообразие новшеств, предпринятых в этот период, легко впасть в крайность и утверждать, что они изменили облик феодального государства, внесли существенный вклад в его социально-экономическое развитие. Осуществленный «сверху» процесс модернизации Эфиопии носил достаточно поверхностный характер, не затрагивая глубинных основ бытия традиционного эфиопского общества. Прошло еще слишком мало времени, чтобы посеянные семена принесли плоды. Пока же можно говорить о том, что модернизация делала первые робкие шаги, ограничиваясь главным образом столицей страны, а то и просто пределами императорского дворца (подробнее см. [246, с. 255—263]).
Первое десятилетие XX в. исследователи часто характеризуют как апогей процесса политической централизации Эфиопии. При Менелике, как никогда за многие последние десятилетия, возрос авторитет центральной власти, которая контролировала «каждую отрасль управления страной, даже самую незначительную» [343, с. 214]. Период правления императора Менелика явился триумфом идеи централизации, провозглашенной в середине прошлого столетия Теодросом и поддержанной Йоханнысом. Еще недавно разрозненная, раздираемая феодальными междоусобицами страна превращалась в единый политический организм. Отмечая внутриполитическую стабильность Эфиопии, один из европейских путешественников писал: «От Гильдессы на востоке и Уомбэры на западе имя Менелика означало безопасность, и правители провинций с почтением вставали, демонстрируя свое уважение при виде печати императора» (цит. по [343, с. 279]).
Становление эфиопского централизованного государства на рубеже XIX—XX вв. имело и некоторые отрицательные стороны. Оно привело к значительному укреплению крепостнических отношений, что консервировало господство феодального способа производства. Феодальная монархия в условиях того времени в обширной стране, обретшей политическое единство, давала наибольшие возможности господствующему классу феодалов удерживать свою власть над народом.
В этот период свое развитие получили многие тенденции политического и экономического устройства эфиопского государства, получившие завершение в последующие десятилетия, в период правления императора Хайле Селассие I, такие, как поощрение иностранного капитала, широкая система концессий, начало создания наемной армии, начало бюрократизации государственного аппарата. В целом централизованная Эфиопия при Менелике явилась важным этапом на пути становления эфиопского абсолютизма. [124]
Правление Лиджа Иясу (1913—1916)
В
последние годы правления Менелика
внутриполитическая обстановка в
стране заметно обострилась.
Ухудшавшееся с
Отсутствие
прямых потомков по мужской линии у
Менелика значительно повышали
шансы его внука Лиджа Иясу. Однако
эта кандидатура вызывала немалые
сомнения со стороны части феодалов,
опасавшихся укрепления на
политической арене страны отца
Лиджа Иясу, одного из крупнейших
правителей страны, раса Микаэля,
оромо по национальности. Не
случайно сделавший свой выбор на
Лидже Иясу еще в
В
июне
Усиливавшиеся позиции североэфиопской группировки феодалов ускорили процесс сплочения между шоанской и южноэфиопской знатью. Возможные последствия победы группировки Таиту шоанские феодалы стали ощущать на себе еще задолго до решения противоборства — все больше шоанцев смещалось с административных постов и заменялось уроженцами Севера.
О решимости шоанско-оромской группировки обеспечить вое хождение на престол Лиджа Иясу свидетельствует заявление военного министра Хабтэ Гийоргиса: «Лидж Иясу признан наследником эфиопского престола. Галла Уолло и амхара договорились следовать желанию государя в принятии и поддержке [125] Лиджа Иясу. Соглашения между знатью достаточно для сохранения нынешней династии на троне...» (цит. по [343, с. 237]).
Неопределенность внутриполитического положения сказывалась прежде всего на государственных делах. В обстановке ожидания перемен местные правители избегали проявлять инициативу в делах, оживала провинциальная знать, ощутив ослабление контроля из центра.
Консолидация
сил, поддерживавших Лиджа Иясу,
явилась важной предпосылкой успеха
шоанско-оромской группировки в
борьбе с феодалами Севера. В марте
Таким образом, борьба за власть завершилась победой сторонников укрепления эфиопской государственности под эгидой Шоа. На практике это означало, что в управлении государством оставались люди, назначенные еще Менеликом. Это гарантировало сохранение за Шоа привилегированного положения.
Последующие месяцы были ознаменованы дальнейшим усилением позиций шоанско-оромских феодалов. После нескольких вооруженных столкновений с войсками Шоа сдался рас Уоле, лидер тыграйской оппозиции, что обеспечило правительству контроль над Тыграем. Постепенно власть в стране все больше сосредоточивалась в руках самого Лиджа Иясу, регента раса Тэсэммы и кабинета министров. Поскольку до смерти коронованного монарха традиция запрещала возводить на престол его преемника, Лидж Иясу официально считался наследником престола, и его личная печать имела на себе не надпись «Император Иясу», а «Иясу, сын Менелика, царя царей Эфиопии» [343, с. 251].
Царствование Лиджа Иясу (1913—1916) представляет собой один из самых сложных и малоизученных периодов в истории Эфиопии нового времени. Противоречив и портрет нового эфиопского монарха, созданный на страницах исторических исследований как в самой Эфиопии, так и за ее пределами. Официальная эфиопская историография периода правления Хайле Селассие приложила немалые усилия для искажения личности и деятельности Лиджа Иясу с тем, чтобы оправдать законность свержения его с императорского престола. В целом той же точки зрения придерживаются и западные историки.
Наиболее интересными работами, в которых содержится анализ особенностей правления Лиджа Иясу, представляются исследования Ю. М. Кобищанова и В. С. Ягья [203; 260]. На основе большого фактического материала, включая и архивные [126] документы, авторы дают самостоятельную оценку личности Лиджа Иясу, во многом отличающуюся от общепринятой.
Встав у кормила государственной власти в сложный политический период, когда накануне первой мировой войны в Эфиопии усилилось вмешательство западноевропейских империалистических держав, 17-летний император избрал политический курс, во многом отличный от политики своего предшественника Менелика. Характерными чертами этого курса были установление военно-политических связей с мусульманами вне и внутри Эфиопии, отход от традиционного союза со странами Антанты и ориентация на страны Тройственного союза, стремление подорвать политическую гегемонию шоанских феодалов. Проведение подобной политики неизбежно должно было привести императора к конфликту с мощными противниками, справедливо усматривавшими в его действиях угрозу собственным интересам.
По мере активизации политики Лиджа Иясу в стране нарастала оппозиция его режиму. Огромную роль в разжигании антиимператорских настроений сыграла английская пропаганда среди христианского населения, которая умело фальсифицировала многочисленные заявления Лиджа Иясу о своей якобы приверженности исламу. Объективно интересы шоанской верхушки, эфиопского духовенства и Антанты совпадали, и не случайно между ними были установлены контакты с целью свержения Лиджа Иясу.
После
первой неудачной попытки
государственного переворота 30
августа
Оценивая
короткий период правления Лиджа
Иясу, необходимо отметить, что с
точки зрения интересов
централизации и укрепления
эфиопской государственности его
политика объективно представляла
собой шаг назад. В обстановке
противоборства про- и
антиимператорских группировок в
стране среди отдельных правителей
областей множились сепаратистские
настроения, усиливалось
неподчинение центральной власти.
Новому руководству страны
предстояла сложная задача укрепления
верховной власти в стране и
обеспечения ее политической
независимости в условиях
вмешательства в ее внутренние дела
западных держав. [127]