Глава
7
ЭФИОПИЯ
ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ОТ
ИГА ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ (1941 — 1955)
Внутренняя
обстановка и внешняя политика
страны (1941 —1945)
Влиятельные
силы в правящих кругах Англии,
учреждая свою военную
администрацию в Эфиопии,
рассчитывали установить
колониальное господство над этой
африканской страной. Как сообщал 16
мая
В
свою очередь, Хайле Селассие в
условиях отсутствия на-национальных
государственных институтов,
ликвидированных итальянцами, и
функционирования БВА старался
утвердить собственную власть,
добиться последовательного
выполнения Англией заверений от 4
февраля
Он ревностно следил за попытками англичан наладить связи с «соломонидами», и особенно с расом Сыюмом, порвавшим с итальянцами и заявившим о своей лояльности императору. Вместе с тем Хайле Селассие нуждался в помощи БВА в создании государственных органов и в наведении порядка в стране, где царила разруха (общий ущерб, нанесенный захватчиками, оценивался в 132,5 млн. ф. ст.) и где находились десятки тысяч итальянских военнослужащих и гражданских лиц, ждавших репатриации и нарушавших порой процесс восстановления мирной жизни.
В Лондоне надеялись при достижении своих колониальных, целей воспользоваться этой заинтересованностью императора. Однако английские планы порабощения Эфиопии встретили известное противодействие со стороны феодальной верхушки, которая не могла не учитывать собственные классовые устремления, традиции независимого существования страны, тенденции общемирового [188] развития, подъем национальных, патриотических чувств населения, сумевшего в изнурительной многолетней войне одержать победу над итальянцами, а также рост недовольства среди широких масс засильем англичан, выразившийся, в частности, в мощных антибританских демонстрациях, в налетах на английские военные объекты. Правящая элита отстаивала право на суверенное существование возрождавшегося государства, отвергая колониальные домогательства Великобритании, хотя логика борьбы за власть толкала ее к сотрудничеству и даже заигрыванию с Лондоном. Вместе с тем она ловко использовала сам факт британского присутствия, попытки Лондона навязать свое господство и антианглийские настроения для утверждения абсолютной монархии.
Вот на таком фоне взаимодействия и противоборства британского империализма и феодальной верхушки происходили общественно-политические процессы в Эфиопии в рассматриваемые годы, формирование ее государственных структур, а также выход страны на международную арену. По сложении механизма абсолютной монархии и укреплении личных позиций Хайле Селассие Эфиопия повела более решительную борьбу с англичанами.
Нельзя не согласиться с В. А. Трофимовым, что итало-фашистская агрессия «послужила поводом монархии для раздувания националистических настроений в массах и возвеличивания собственной роли в деле сохранения национального суверенитета страны, который отождествлялся с фигурой императора и с существовавшим в Эфиопии феодальным строем» [233, с. 208].
Противодействие
британскому империализму и полное
его поражение в середине 50-х годов
еще в большей степени позволили
раздуть авторитет монарха, его
заслуги. Преследуя своекорыстные
цели и учитывая общую ситуацию в
стране и на фронтах второй мировой
войны, Хайле Селассие не раз
пытался заверить народные массы
в искренности намерений англичан
в восстановлении независимости
Эфиопии и в ее послевоенном
экономическом и политическом
переустройстве. Еще в листовке,
сброшенной с британских самолетов
над эфиопской территорией в июне
По
освобождении от ига фашистской
Италии Хайле Селассие в интервью
корреспонденту газеты «Тайме» 7 мая
Восторженные
реверансы в адрес Великобритании,
однако, не предотвратили
негативной реакции Лондона, когда 11
мая
Указ
императора о правительственных
назначениях и британский демарш в
связи с ним содействовали началу
англо-зфиопских переговоров об
урегулировании отношений между
двумя странами. После
многомесячных напряженных
дискуссий они закончились
подписанием 31 января
Согласно этим документам, Эфиопии пришлось многим поступиться, что нередко дает основания предполагать высокую цену, заплаченную императором за восстановление на троне. Лондон добился приоритета своего посланника при императорском дворе по сравнению с дипломатами других держав, использования при эфиопском правительстве в качестве советников [190] только англичан, согласия Аддис-Абебы на обязательные консультации по финансовым вопросам, оккупации англичанами восточных районов страны и т. д. Однако сам факт подписания соглашения, документально зафиксированное признание независимости Эфиопии, уступки англичан по целому ряду вопросов (и прежде всего в ликвидации режима БВА на большей территории страны) означали успех эфиопской дипломатии. Эфиопия получила определенные возможности для восстановления государства, налаживания хозяйственной жизни, расширения внешнеполитических контактов и в конечном счете для создания прочной внутри- и внешнеполитической базы для укрепления своей независимости.
Некоторые уступки эфиопской стороны были обусловлены складывающейся ситуацией на полях второй мировой войны. Другое дело, что Англия постаралась извлечь из этого пользу для покорения Эфиопии. В ряде случаев эфиопы согласились с требованиями Лондона из-за ухудшившейся обстановки в стране вследствие роста антиимператорских выступлений населения отдельных районов, усиления центробежных тенденций у отдельных народов, происков самих англичан по разжиганию межэтнических противоречий, обострения межрегионалистских отношений, а также вооруженных нападений еще нерепатриированных итальянцев.
В
начале октября
Один
из крупных предводителей оромо
гразмач Сера, вокруг которого
группировалось большинство
населения Адолы и прилегающих
областей, потребовал осенью
Антиимператорская позиция многих оромо находила немало сторонников в Англии, которые готовы были отторгнуть оромо-населенные районы от Эфиопии [320, с. 177] и, разумеется, распространить над ними британское господство.
В
ноябре
Вероятно,
в отдельных случаях оромо
подгалкивали на антиимператорские
выступления беглые итальянские
офицеры, которые, играя на
этнической, конфессиональной и
политической неприязни части оромо
к амхара, пытались возобновить
боевые действия против
союзнических и эфиопских войск. В
одном из отчетов БВА за
Беглые
итальянцы не ограничивались только
происками среди оромо. В марте
Весной
С большим трудом справлялись власти с ситуацией, когда в том или ином районе вспыхивали антиимператорские волнения местного населения, возникали крупные восстания, организовывались заговоры, направленные либо на свержение Хайле Селассие, либо на установление конституционной монархии. Все эти выступления преимущественно были антиабсолютистскими, отражали общественное противодействие утверждению в Эфиопии абсолютизма и свойственной ему этнической, языковой, социальной, конфессиональной и политической дискриминации, а также экономическим тяготам. Многие из них представляли собой неразвитые формы классовой борьбы, соответствовавшие достигнутой к тому времени (начало 40-х годов) стадии классового самосознания и развития производительных сил.
Были, разумеется, заговоры, где предводители преследовали личные, амбициозные планы захвата трона. Но что любопытно: в качестве идеологического обоснования готовившегося дворцового переворота они часто выдвигали возраставшее недовольство в обществе учреждавшейся абсолютной монархией. [192]
Случались и обычные феодальные мятежи, возглавлявшиеся крупными феодалами, которые не могли примириться с потерей своих прав территориальных владык, отчуждением от них прежде узурпированных ими публичных прав государя, а также ликвидацией системы «сюзеренитета—вассалитета».
Заметное
сопротивление политике Хайле
Селассие оказывали бывшие
партизанские руководители,
придерживавшиеся либеральных,
антиимператорских,
антимонархических и
республиканских взглядов. Пытаясь
нейтрализовать их или в лучшем
случае привлечь на свою сторону,
император дарил им земли,
присваивал высокие феодальные
титулы, награждал орденами и
медалями, возвышал в должности,
широко использовал традиционный
прием «шум-шир», направленный
отчасти на повышение их
заинтересованности в монаршей
благосклонности. Но усилия Хайле
Селассие во многом были тщетны, ему
пе удавалось сломить явное или
тайное противодействие тех, кто в
годы войны вел за собой народные
массы. В отношении непокорных
тогда во дворце применяли силу:
немало бывших партизанских
руководителей оказалось в тюрьмах,
на самых низких должностях в очень
удаленных от Аддис-Абебы районах
или вовсе не у дел, десятки —
погибли от рук императорских
агентов. В брошюре, изданной в
Некоторые
из них безропотно не сдавали своих
позиций. Уже в феврале—марте
Антиимператорская деятельность многих бывших партизанских руководителей в 1941 —1945 гг., в том числе Таккэле Уольдэ Хавариата, фитаурари Хайлю Кибрета, дэджазмача Бэлай Зэллекэ, совпала по времени с массовыми антиналоговыми выступлениями крестьян в Годжаме, Бэгемдыре и Тыграе. Они нередко подключались к этим движениям и даже возглавляли некоторые крестьянские волнения. Крестьяне охотно шли за ними, ибо знали и верили им еще по военному лихолетью.
Антиналоговое недовольство крестьян севера поддерживалось и местными феодалами. Оно возникло в связи с тем, что [193] правительство объявило в 1941—1942 гг. о сборе оцененной десятины и поземельного налога в денежном выражении и об-изменении и регистрации всех земель. И хотя размеры этих налогов были невелики (поземельный налог, например, составлял 5—15 талеров Марии-Терезии с 1 гаша земли в зависимости от ее плодородия), их введение рассматривалось крестьянами севера как подготовка к распространению на эту часть страны аграрных отношений, сложившихся на юге. Им казалось, что они тем самым лишались своих личных и общинных рыстов, традиционных привилегий, которыми пользовались в сравнении с южанами, а также социально-психологических представлений о превосходстве над ними.
Первыми
восстали крестьяне Годжама. К их
антиналоговым настроениям
добавились также ощущавшаяся все
острее и острее ущемленность по
сравнению с Шоа и сохранившаяся
пока приверженность дому покойного
ныгуса Тэкле Хайманота, чей прямой
потомок рас Хайлю томился под
надзором в Аддис-Абебе. Немало
годжамцев неодобрительно
относились к факту возвращения
Хайле Селассие в страну в январе
Вооруженные
крестьяне-годжамцы стекались в
область Бичена, где местный
губернатор дэджазмач Бэлай Зэллекэ,
известный своей храбростью и отменными
организаторскими способностями в
годы войны, бросил открытый вызов
императору. К нему присоединились
внуки раса Хайлю дэджазмачи Маммо и
Кэббэдэ Хайле Микаэль и некоторые
другие его родственники,
стремившиеся, в частности,
облегчить участь еще совсем
недавно могущественного
повелителя Годжама и поднять
политический вес в стране этой провинции.
К годжамцам примкнуло также немало
шоанских феодалов и простолюдинов,
что свидетельствовало о
перерастании узкорегиональных
рамок восстания Бэлай Зэллекэ в
обшестрановое движение. Бросив
крупные силы, власти схватили всех
предводителей и вскоре казнили их.
Однако
антиналоговые волнения крестьян в
Годжаме продолжались. Тем более что
возросло в провинции недовольство
императором из-за жестокой казни
годжамского любимца Бэлай Зэллекэ
и внуков раса Хайлю — своего «родного»
правителя. Они продолжались до
середины
Власти
применили эти же самые меры и при
подавлении выступления народных
масс в Бэгемдыре, достигшего своего
наибольшего размаха в
Аналогичные же причины вызвали волнения среди амхара Уаг и Ласты в провинции Уолло. Они особенно были недовольны потерей этими областями известной самостоятельности в [194] ходе реализации указа об учреждении представителей центральной администрации на местах. Аддис-Абебе удалось довольно быстро усмирить население Уаг и Ласты.
Наиболее серьезную угрозу правлению Хайле Селассие составило широкое восстание народных масс в Тыграе в 1942— 1943 гг., возглавленное блатта Хайле Мариам Рэдда.
В
его основе — недовольство крестьян
новым налоговым законодательством,
непомерным ростом цен на импортные
текстильные изделия, засильем в
администрации амхара из Шоа,
неумелым управлением провинцией,
этнической и языковой
дискриминацией, задержанием в
Аддис-Абебе «своего» правителя
раса Сыюма и пребыванием на посту
генерал-губернатора в Мэкэле «чужака»
— шоанца раса Аббэбэ Арэгая. Оно
было таким мощным, что от его исхода
зависела судьба всего правления
Хайле Селассие. П. Джилкс называет
его крестьянским восстанием, тесно
связанным с извечным желанием
тыграи: быть независимым от Шоа и
амхара [309, с. 190].
Тот факт, что во главе восставших стояла местная знать, разочарованная сложившейся политической ситуацией в стране и отстранением ее от власти в результате абсолютистско-монархического курса Хайле Селассие, не противоречит тому, что восстание было по своему характеру народным. Слов нет, она в большинстве своем исходила из узкоклассовых и этношовинистических позиций, но народ руководствовался в этой борьбе иными причинами. Восстание охватило широкие слои и многие районы.
Важно обратить внимание и на то, что вместе с тыграйцами выступили оромо азебо и рая, населяющие южные районы Тыграя, т. е. оно не было узкоэтническим, но отражало межэтнические противоречия в стране, обусловленные отчасти сознательным насаждением дворцом амхарского господства. Кстати, волнения в Тыграе и начались-то с нескольких атак азебо и рая на правительственные войска.
Блатта Хайле Мариам Рэдда в целях дискредитации властей в Аддис-Абебе и в то же самое время для привлечения большего числа воинов в свои отряды, в том числе и за счет местных феодалов, широко оповестил население Тыграя об упразднении якобы правительством эфиопской церкви. Заметное место в его антиимператорской, антишоанской и антиамхарской пропаганде занимали обещания возродить славу Тыграя, добившись ее независимости.
Не исключал он и образования тыграйско-эритрейского государства. Это мнение блатты Хайле Мариама Рэдда не могло не заинтересовать англичан, рассчитывавших как на ослабление Эфиопии и ее порабощение, так и на увековечивание своего присутствия в Эритрее, находившейся тогда под их военным контролем. Блатта надеялся на британскую поддержку, в чем не раз заверял восставших. Как указывает журнал «Мэскэрэм», Англия «дала свою поддержку этому движению через распространение соответствующих пропагандистских материалов, печатавшихся [195] в газете, которую (она) издавала в Эритрее» [153, 1981, № 6, с. 107]. Об этом не могли не знать в Тыграе.
Ссылка на англичан и предложения, делавшиеся в надежде привлечь их внимание и помощь, не случайны: блатта Хайле Мариам Рэдда и его окружение пытались тем самым нейтрализовать выступление Лондона на стороне Хайле Селассие, ну и, разумеется, в лице Великобритании обрести существенную опору в достижении успеха. Англия выжидала, хотя к ней за военной помощью настоятельно обращался Хайле Селассие и гибли ее офицеры в составе эфиопских правительственных войск, брошенных на усмирение провинции и терпевших поражение за поражением от восставших тыграйцев и оромо. И только тогда, когда оттягивать решение стало уже невозможно и когда, как выяснилось, оказались под угрозой британские имперские интересы [317, с. 343], английское командование дало указание авиации, базировавшейся в Адене, бомбить боевые позиции блатты Хайле Мариама Рздда и города, захваченные им.
В
середине октября
В
апреле—мае
Год спустя жители Огадена поднялись с оружием в руках за изменение образа жизни, навязанного им еще в конце XIX — начале XX в. Потребовалось два батальона правительственных войск для подавления восстания.
Этнополитический фактор явился причиной брожения в: 1943—1944 гг. среди афаров (данакильцев), султан которых — Мохаммед Яу — водрузил даже собственное знамя над своей резиденцией. Власти сурово расправились с непокорным народом, а султана надолго заточили в тюрьму [150, 1954, № 1232, с. 496; 296, с. 157].
Все
упомянутые движения отражали так
или иначе сложный процесс
утверждения абсолютной монархии.
Формирование ее основных
институтов завершилось к середине
Хайле
Селассие, став безраздельным
повелителем, опирался в своем
царствовании на созданный и
постоянно укреплявшийся
чиновничий аппарат, сильную
регулярную армию, императорскую
гвардию и полицию (в
Используя созданный мощный пропагандистский аппарат, государство стремилось направить развитие духовной и интеллектуальной жизни общества в угодное абсолютистско-монархическому режиму русло, внушить лояльность и веру в руководство Хайле Селассие, которые основывались на некритическом восприятии его слов и лозунгов, организовать кампанию превознесения императора вплоть до его обожествления, признания непререкаемости и незыблемости его авторитета, а также подготовить в стране общественно-идеологические основы правления монарха. Вводя контроль над средствами массовой информации, оно тем самым приобретало важное средство борьбы с внутренней оппозицией.
Централизации государства на абсолютистско-монархической основе способствовали отказ от прошлой практики частого пе-рекраивания административно-территориальных границ и введение устойчивого административно-территориального деления страны с четкой иерархией образованных районов, округов, областей и провинций. Управление в них строилось на основе централитета власти государства, а не традиционно-вассальных, взаимоотношений, как прежде. Руководители местной администрации, назначавшиеся отныне сверху до низу императором, лишались права иметь собственное войско и самостоятельно передислоцировать крупные полицейские отряды; они превращались [197] в государственных чиновников, получавших за службу фиксированное жалованье; для них вводилась строгая подотчетность вышестоящим органам; им запрещалось вступать в какие-либо контакты с, иностранными державами; им не разрешалось выполнять, как в былые времена, фискальные и судебные функции; даже чыкка-шум (деревенский староста) потерял многие прерогативы своей власти.
Эффективность функционирования провозглашенной системы административного управления была ограничена условиями консервации феодальных отношений и сознательным сохранением традиционных взаимосвязей в обществе, которые использовал в своем царствовании Хайле Селассие. Вот почему не прекратилось полностью хозяйничанье генерал-губернаторов в провинциях и других руководителей местной администрации в низовых территориальных единицах; продолжались многочисленные поборы с крестьян, хотя и запрещенные законом; процветали коррупция, казнокрадство, фаворитизм, непотизм. Показательны в этой связи слова английского журналиста Л. Мосли о том, что рас Аббэбэ Арэгай сумел «показать, что он может эксплуатировать собственный народ с таким же рвением, с каким он сражался с врагом», и притеснять людей до тех пор, пока они не начнут стонать, а их «кости трещать» [352, с. 289]. Жесткая детерминированность решений и поступков чиновников на местах с постоянной оглядкой на верх, на Аддис-Абебу, обрекала их на бездеятельность, праздность.
Этническая и конфессиональная дискриминация при назначении на должность не могла не вызвать недовольства среди неамхарских народов. Власти в Аддис-Абебе продолжали, как и в довоенное время, формировать провинциальный, областной, окружной и районный аппарат на юге преимущественно из амхара Шоа и редко из местных народов, и лишь на севере во избежание новых волнений чаще использовались на административных постах местные уроженцы. Более того, в Годжаме, Бэгемдыре, Тыграе и некоторых бывших полуавтономных территориях генерал-губернаторами или губернаторами становились представители традиционных аристократических фамилий, а не «чужеродные» феодалы.
На всех уровнях государственной службы Хайле Селассие стремился создать соперничавшие друг с другом группы чиновников, рассчитывая тем самым добиться высокой степени лояльности, благонадежности, преклонения и повиновения трону. В провинциальной администрации, например, на второй по важности пост директора, выполнявшего своеобразную роль государева ока, назначались обычно выходцы из соперничавшей с генерал-губернатором феодальной семьи. На высших ступенях административной лестницы специально сталкивали даже друзей, которых отзывали со службы в разных ведомствах и назначали в одно какое-то учреждение.
Практиковалось также частое перемещение ответственных [198] чиновников, в результате которого они долгое время приспосабливались к новой ситуации, выясняя расстановку сил, связи-противоречия, характер интриг. Со временем в государственном аппарате развилась система взаимной слежки, доноса, недоверия и подозрительности. Кроме того, в правительственных, учреждениях процветали формализм, льстивое преклонение перед начальством, третирование подчиненных, пренебрежительное отношение к нуждам народа и раболепие перед интересами феодального класса. Все это лишало людей инициативы, активности, снижало эффективность действий центральных и местных органов власти, по существу, услуживавших императору, а не служивших стране.
Знать, хотя поредевшая за время войны и потерявшая немало за первые послевоенные годы в результате утверждения абсолютной монархии, тем не менее сохранила известное влияние при дворе и в стране в целом. Хайле Селассие, несмотря на открывшиеся в 1941 —1945 гг. возможности ее полного отстранения от политической жизни, не отважился на подобный шаг, да, судя по всему, и не хотел этого. В таком подходе сказались не только его приверженность традиционным ценностям и связям, но и опасения за судьбу трона, если бы аристократия, против которой применялись бы решительные меры, оказалась более сговорчивой с англичанами и заручилась их поддержкой.
Включив знать в структуру государственной власти в известной степени на подчиненных и подконтрольных началах, он использовал ее в качестве противовеса высшей бюрократии неродовитого происхождения. Со временем знать становилась все более реакционной, ее исключительный консерватизм, своекорыстие и коррумпированность «разъедали» государственные структуры абсолютной монархии, а самодержец, в свою очередь, все чаще и чаще обращал к ней взор, ища поддержки антинародной политике.
Для
формирования бюрократии как
составной части механизма
абсолютной монархии власти уделили
определенное внимание развитию
светского образования, открыв в
Император
попытался поставить на службу себе
и обучение в мусульманских школах,
содержавшихся за счет мусульман
страны. Его предложение в
Недовольно было даже мусульманское купечество, которое наряду с другим по вероисповеданию торговым людом, казалось бы, должно было радоваться отмене многочисленных внутренних таможен в стране. Но на смену им пришли крупные поборы высокопоставленных сановников и даже членов императорской фамилии.
Ярким
примером подобного вымогательства
может служить деятельность в 1943—1949
гг. министра торговли Мэконнына
Хабтэ Уольда, который обязал купцов
(как мусульман, так и христиан)
передавать ему 20—25% (а порой и до 100%)
ввозимых товаров по контрольным (т.
е. низким) ценам и продавал их
затем, как правило, на черном рынке
через компанию «Эфиопиэн сэсаити
фор коммерс энд транспорт»,
созданную при участии его самого и
ряда других членов правительства.
Эти спекулятивные операции
приносили высокие прибыли:
ежемесячно они составляли 37 тыс. ф.
ст. при сбыте пряжи и 212 тыс. ф. ст.—
полотна. Английский советник А. Д.
Бетелл писал, что министр торговли,
когда было обращено его внимание на
незаконность таких действий, лишь
отмахнулся, высокомерно заявив, что
«если один эфиоп грабит другого,
то по крайней мере деньги остаются
в стране» [285, с. 153].
Значительны
оказались и доходы «Эфиопиэн
нэшнэл корпорейшн», организованной
в
Приведенными двумя фактами, конечно, не ограничивается предпринимательская деятельность феодально-монархической верхушки, которая, используя государственные каналы, обогащалась за счет торгово-финансовых махинаций. Она направляла заработанные таким путем доходы на непроизводственное потребление, ухудшая тем самым возможности независимого экономического развития страны. Более того, немалые средства переправлялись в иностранные банки за границей, что еще больше обедняло финансовые ресурсы страны. [200]
С
изгнанием оккупантов почти
прекратилось формирование
государственных доходов за счет
поступлений от императорского
домена (личных владений). После
Доход
страны в 1941—1945 гг. складывался из
безвозмездной субсидии Англии в 2,5
млн. ф. ст., американской помощи по
ленд-лизу, предоставляемой на
основе подписанного в августе
В
первой половине 40-х годов
значительны были поступления от
внешней торговли, имевшей тогда
положительное сальдо. Так, в 1944—1945
гг. экспорт Эфиопии, в котором выделялись
главным образом кофе, зерно, золото,
превысил импорт на 380 тыс. ф. ст., а
только за второе полугодие
Интересны
данные за
Расходы же шли в основном на содержание государственного аппарата, армии и полиции — этих трех китов самодержавия. По нашим подсчетам, на основе данных М. Перхэм [376, с. 204— 206], в 1943/1944 и 1944/1945 гг. только на министерство внутренних дел, военное министерство, военно-воздушные силы и императорскую гвардию отводилось более половины всех ежегодных государственных расходов. Велики были траты по так называемому цивильному листу (т. е. на императорский дворец, на самого монарха, его семью, придворный штат, резиденцию ычэге и т. д.): в 1943/44 гг. они составили свыше 2 млн. талеров Марии-Терезии из общей суммы расходов почти в 38 млн. талеров Марии-Терезии.
Первый
государственный бюджет в полном
смысле этого слова, как принято
считать в литературе, появился в
Эфиопии [201] в
Хайле
Селассие, как и в довоенное время,
опирался на иностранных
советников. В 1941 —1944 гг. это были,
согласно договору
Однако
в Лондоне не доверяли всецело
подобным успокоительным
заявлениям. В распоряжении Форин
офиса было немало доказательств
тому, что эфиопские власти заняты
интенсивными поисками
возможностей для ослабления
позиций Англии. Где могли, там
англичане срывали эти попытки
Аддис-Абебы, оказывая прямо или
косвенным образом давление на ее
внешнеполитических партнеров. Так,
в
Вот
почему Аддис-Абебе не удалось также
получить займы и привлечь
советников из Швеции, с которой
эфиопское правительство
контактировало через свое
посольство в Москве, открывшееся
после установления
дипломатических отношений с СССР в
19
декабря
Однако сохранение политического и военного контроля над восточными районами Эфиопии давало Лондону возможность оказывать на Аддис-Абебу постоянное давление, добиваясь тех или иных колониальных выгод.
Британская оккупация части эфиопских земель объективно содействовала сплочению населения, выступавшего единым фронтом против английского присутствия, и, следовательно, усилению центростремительных тенденций, а также формированию самодержавия. Несомненно и иное: многолетняя оккупация Восточной Эфиопии не могла не сказаться отрицательно на политико-территориальной консолидации империи, ибо в результате установления британского контроля эта территория на многие годы вышла из-под юрисдикции эфиопского государства. К тому же политика Англии, направленная на увековечение ее господства, привела к известному отчуждению части местных жителей от эфиопского государства; после ликвидации оккупации это создало немало трудностей в развитии страны.
Лондон
в своей колониалистской политике в
Эфиопии продолжал использовать
британскую военную миссию, глава
которой, по соглашению
Установление
официальных связей с Советским
Союзом, США и Швецией и
дипломатическое поражение Англии,
серьезно подорвавшее ее надежды
на колонизацию эфиопских земель,
означали существенный сдвиг во
внешнеполитической практике [203]
освобожденной Эфиопии.
Крупным событием в международной
жизни Аддис-Абебы, оказавшим
заметное влияние на последующее
развитие страны, явилось
вступление Эфиопии в ООН в
Правящая верхушка умело использовала внешнеполитическую активность для достижения своих внутренних целей, для создания внешних гарантий царствования Хайле Селассие. Особая роль здесь отводилась США, заручившись поддержкой которых император усилил свои позиции в стране.
Завершение
процесса формирования абсолютной
монархии (1946—1955). Конституция
Победа над фашизмом, достигнутая при решающей роли Советского Союза, явилась одним из важнейших факторов, оказавших значительное влияние на все послевоенное развитие Эфиопии. Разгром гитлеровской Германии и ее союзников сделал необратимым процесс освобождения Эфиопии от итальянского колониализма. Образование мировой социалистической системы и подъем национально-освободительного движения создали совершенно иную, чем до второй мировой войны, международную обстановку. Афро-азиатские и латиноамериканские народы обрели в лице всего социалистического сообщества надежного союзника в борьбе против колониализма и империализма, за независимость и соцальпый прогресс.
Классовая ограниченность императорского режима не позволила, однако, реализовать открывавшиеся в результате позитивных сдвигов в мире возможности прогрессивного, революционного развития страны. Его основные усилия в 1946—1955 гг. сосредоточивались на совершенствовании и укреплении механизма абсолютной монархии, фундамент которого был заложен в предыдущее пятилетие. В рассматриваемое десятилетие абсо-лютистско-монархический строй в Эфиопии стал реальностью, 'Определив на многие годы ее историческое развитие.
Упрочение власти монарха, как известно, требует денег. Вот почему одна из главных забот правительства Хайле Селассие состояла в извлечении все новых и новых доходов.
Со
второй половины 40-х годов
наблюдается дальнейшее упрочение
государственных финансов. Прежде
всего это касается
государственного бюджета.
Произошла еще большая его централизация.
Доходная часть бюджета неизменно
возрастала, хотя и не в тех размерах,
каких хотелись бы трону. С 1946 по 1955г.
она увеличилась почти вдвое,
составив в
В
структуре косвенных налогов велика
была доля таможенных пошлин:
например, в
Прямое
налогообложение, имевшее небольшое
фискальное значение и приносившее
значительные тяготы крестьянам и
наименее оплачиваемым категориям
трудящихся, работающих по найму,
имело облегченный характер для
землевладельцев,
высокооплачиваемых чиновников и
предпринимателей. Тем более, что
члены императорской и ряда
аристократических фамилий, а такжо
эфиопская церковь вообще были
освобождены от уплаты налогов.
Более того, крупные землевладельцы
и видные сановники империи
находили немало юридических
лазеек, чтобы не выплачивать налоги,
или даже просто не платили их без
какого-либо правового обоснования,
а власти смотрели на ил налоговые
махинации снисходительно. Все это
подтверждается следующими конкретными
данными. По бюджету на 1945/46 г. сумма
поземельного налога и налога
вместо десятины составила 14,5 млн.
эф. долл. из 44,12 млн. эф. долл. всех
государственных доходов. Спустя 21
год на эти налоги пришлось лишь 16,95
млн. эф. долл. из 446,2 млн. эф. долл.
государственных доходов по
обычному бюджету, т. е. не включая
иностранные займы, частные
иностранные капиталовложения и т.
д. [345, с. 118]. В
Антинародная
направленность налоговой политики
абсолютистского государства
состояла не только в содействии
обогащению феодального класса, но
и в укреплении собственных позиций,
поощрении частного капитала,
развитии капиталистических
отношений. Оно взимало низкие
прямые подоходные налоги с
жалованья чиновников и служащих
компаний, доходов от земель и
зданий несельскохозяйственного
назначения, от предпринимательской
деятельности. В
Аккумулируя государственные доходы, правительство, выполняя волю монарха, направляло их преимущественно на содержание администрации, бюрократии, двора, церкви, армии и полиции. Причем эти расходы все время увеличивались: так, в 1949/50 г. только на министерства национальной обороны, внутренних дел и юстиции и центральную администрацию приходилось 47,4% расходов госбюджета, а в 1955—1956 г. уже — 51,1%.
На экономическое развитие отводилась лишь ничтожная часть бюджетных ассигнований. В 1949/50 г. государственные капиталовложения составляли 5,8 млн. эф. долл. (6,8% всех бюджетных расходов), а в 1955/56 г. и того меньше — 2,9 млн. эф. долл. (2,4%). В сельское хозяйство, основную отрасль материального производства страны, в начале 50-х годов вкладывалось менее 1% бюджетных расходов, причем большая часть отпускавшихся средств шла на оплату чиновников министерства сельского хозяйства.
Невелики
были расходы и на социальные нужды
населения, на которые отводилось не
более 5—6% бюджетных ассигнований.
Но даже эти небольшие суммы
неоднократно уменьшались, на
практике, поскольку требовались
дополнительные траты на
поддержание абсолютистско-монархических
устоев. Доходов на покрытие всех
государственных расходов
абсолютной монархии стало не
хватать, даже с учетом зарубежных
займов. Приходилось сводить
бюджет с дефицитом, составившим в
В
поисках средств правительство в
В
Не удалось улучшить ситуацию и в результате изменения отдельных форм землевладения и землепользования, прежде не подвергавшихся полностью или частично государственному налогообложению. Более решительных мер по земельному налогообложению и увеличению тем самым государственных доходов правительство предпринимать не отваживалось, да и в силу [206] своей социально-классовой природы не собиралось. Основной упор делался, как уже отмечалось, на косвенные налоги.
Но средств, поступавших от прямых и косвенных налогов, государственных предприятий и имущества, не хватало. Со второй половины 40-х годов власти стали широко прибегать к внешним источникам финансирования и прежде всего к займам и кредитам империалистических держав.
Уже
в
В
1949—1954 гг. США на основе ленд-лиза
поставили товаров на 200 тыс. долл.
Наряду с США займы Эфиопии
предоставляли международные
финансовые организации: например, в
Одновременно
с увеличением финансовой «помощи»
из-за рубежа рос внешний долг
Эфиопии. Если до войны он отсутствовал,
то в
В политическом отношении правящие круги превратили «помощь» Запада в важное средство упрочения абсолютизма. Так, заметная часть кредита Швеции пошла на оплату шведских военнослужащих и полицейских офицеров, обучавших в Эфиопии военно-воздушные силы, императорскую гвардию и полицию.
Почти половина средств по программе Трумэна, предоставленная Эфиопии, была израсходована на оплату американских специалистов [161, 21.01.1962]. Необходимо подчеркнуть, что иностранцы на службе эфиопского правительства в 1946— 1955 гг. заметно содействовали утверждению абсолютной монархии, ее защите. К тому же они, особенно из США, вольно или невольно создавали определенные предпосылки для усиления империалистического влияния. И это — несмотря на то, что власти в Аддис-Абебе не раз подчеркивали свое стремление не допустить вмешательства иностранных советников в дела Эфиопии с целью ограничения ее независимости.
Помимо оплаты иностранных специалистов средства, поступавшие с Запада, шли преимущественно на финансирование [207] строительства производственной инфраструктуры, и прежде всего связи и транспорта. Журнал «Мэскэрэм» [153, 1981, т. 2, №6, с. 54] писал, что «55% всех займов и кредитов США были направлены на развитие транспорта и коммуникаций и лишь 3% — в обрабатывающую промышленность и ничего — в горнодобывающую».
«Инфраструктурные» интересы империалистических держав и властей Аддис-Абебы совпадали. Первые усиливали тем самым зависимое положение Эфиопии в мировом капиталистическом хозяйстве, а вторые добивались таким путем большей централизации государства, преодолевали изолированность отдельных областей и утверждали повсеместно императорский контроль. Кроме того, концентрируя внимание на инфраструктурном строительстве, императорский двор сознательно создавал ограниченные возможности для формирования национальной буржуазии и фабрично-заводского пролетариата. Во дворце опасались, что эти социальные силы, окрепнув, со временем лишат феодальную верхушку власти. Особенно при дворе противились расширению сферы капиталистических отношений в деревне, ибо существовавшая на селе патриархальщина была чрезвычайно важным условием устойчивости абсолютизма в Эфиопии.
В
укреплении абсолютизма
значительную роль сыграли США,
стремившиеся использовать режим
Хайле Селассие для осуществления
своей экспансионистской политики
на Ближнем Востоке и в Африке. В
серии договоров, заключенных в
начале 50-х годов, особое место
занимали майские (
Усилению
позиций США в Эфиопии, а
следовательно, и власти Хайле
Селассие, в стабильности режима
которого Вашингтон был очень
заинтересован, способствовал
договор о дружбе и экономических
отношениях, подписанный 7 сентября
В Эфиопии распространено мнение, что в 40—50-е годы закладывался фундамент статуса эфиопского государства как «государства-клиента» [265, с. 87]. Рост влияния США происходил, несмотря на приверженность Аддис-Абебы тактике сбалансированных позиций в отношениях с иностранными государствами.
В соответствии с подобным подходом Эфиопия в 1946— 1955 гг. вступила в дипломатические и экономические контакты с Бельгией, Данией, ФРГ, Нидерландами, Норвегией и другими западноевропейскими странами. Но ни одно из империалистических государств Западной Европы не смогло составить, как на то надеялись определенные круги в Аддис-Абебе, серьезного противовеса США.
Нельзя
не признать вместе с тем тот факт,
что, опираясь на США, используя
англо-американские противоречия в
послевоенные годы и
экспансионистские устремления
Вашингтона, императорский режим
добился полного выдворения из
страны британского империализма. В
Этот успех Эфиопии явился важной вехой в ее новейшей истории. Он совпал с участием страны в Бандунгской конференции, ставшей символом афро-азиатской солидарности. Эфиопский делегат призвал ее участников к объединению усилий в борьбе против колониализма и за международную безопасность и подкрепил свои политические призывы ссылкой на опыт антиколониального сопротивления Италии, Англии и другим империалистическим державам. Бандунг положил начало активизации Эфиопии в движении афро-азиатской солидарности.
Оба эти события — полное поражение Великобритании в Эфиопии и участие последней в Бандунгской конференции,— отразив определенные сдвиги во внутри- и внешнеполитическом положении эфиопского государства, послужили упрочению абсолютной монархии, возвышению укреплявшегося авторитета Хайле Селассие.
Так и не смогли в Лондоне решить в свою пользу и вопрос о судьбе бывших итальянских колоний — Итальянского Сомали и Эритреи. По решению соответственно IV и V сессий Генеральной Ассамблеи ООН, первая отходила под десятилетнюю опеку Италии, а вторая — включалась на автономных правах в создаваемую Федерацию Эфиопии и Эритреи. Американский советник при императоре Джон Спенсер совершенно точно указал на роль США в определении будущего Эритреи и о возвращении Эфиопии оккупированных Англией территорий: [209] «Эфиопия благодарна Соединенным Штатам за поддержку в вопросе об Эритрее и Огадене... и в знак признательности, став единственным государством в регионе, не входящим в НАТО, отправила воинский контингент в Южную Корею под американским командованием» [153, 1981, т. 2, № 6, с. 45]. Участие Эфиопии в американской агрессии против народной Кореи, хотя и камуфлировалось флагом ООН,— пример усиливавшейся классовой «смычки» феодальной верхушки и американского империализма, рассматривавшего Аддис-Абебу в качестве младшего, неравноправного партнера.
Пропагандистская
машина Эфиопии попыталась в те годы
широко использовать факт отправки
эфиопских войск на поля сражений на
Корейском полуострове для
возвеличивания императора, его
царствования. Еще большие
восхваления в адрес Хайле Селассие
раздавались, когда вопрос об
Эритрее в целом решился
благоприятно для Эфиопии и когда в
Надо
признать, что в течение почти 10 лет
императорский режим умело
использовал проблему Эритреи и
Итальянского Сомали, находившихся
с
Вопрос
о судьбе Эритреи и Итальянского
Сомали занимал особое место в
деятельности эфиопской дипломатии.
Но наибольшее внимание она
уделяла проблеме Эритреи. В Аддис-Абебе
неизменно подчеркивали
необходимость возвращения этой
территории, некогда отторгнутой
итальянцами от Эфиопии. Четко и
недвусмысленно эфиопская позиция
была определена на переговорах
Хайле Селассие с У. Черчиллем и Ф.
Рузвельтом в феврале
Включение Эритреи в состав Эфиопии, хотя и на автономных правах в рамках федерации, несомненно содействовало упрочению эфиопского самодержавия, предоставив ему дополнительные, притом весьма существенные, ресурсы. Приобретение выхода к морю усиливало позиции Эфиопии в мировом хозяйстве, укрепляло ее независимость, облегчало ей доступ к достижениям мировой цивилизации, к контактам с другими государствами, но вместе с тем повышало к ней интерес Запада, и особенно США, которые сохранили, а позднее и расширили военную базу под Асмэрой. Нынешнее руководство-Эфиопией полагает, что решение V сессии Генеральной Ассамблеи ООН, определившее будущее Эритреи, проигнорировало желание большинства населения на полное объединение с Эфиопией, было принято в результате империалистического заговора с целью создания благоприятных условий для неоколониализма, а также содержало уже само по себе немало трудностей в развитии эфиопо-эритрейских взаимоотношений [47, с. 10; 48, с. 10; 57, с. 12—13; 58, с. 4].
Власти
Аддис-Абебы почти сразу же после
создания в
Первостепенное
значение на этом пути имела
подготовка новой конституции,
проходившая в условиях
ожесточенной борьбы в правящих
кругах страны. Она была призвана
юридически закрепить утверждение
абсолютизма в Эфиопии, придать ей
облик демократического и
просвещенного государства, скрыв
его эксплуататорский характер, и
создать видимость равенства обеих
частей федерации. Принятая в ноябре
С
юридической точки зрения
государственное устройство
Эфиопии в соответствии с
конституцией
Однако не все удалось скрыть в ней. Объявление эфиопской церкви и амхарского языка государственными свидетельствовали об узаконении ряда дискриминационных мер в отношении значительной части населения: по официальным данным, почти треть жителей страны не исповедовала христианство, а амхарский язык в те годы был родным предположительно для 5—8 млн. человек из около 22 млн. жителей империи. Правда, при этом признавалось равенство всех граждан империи независимо от вероисповедания, этнической и языковой принадлежности, а также свобода совести. Но тут же подчеркивалось, что религиозная обрядность не должна использоваться в политических целях.
В
конституции
В
изменении статуса эфиопской церкви
велика роль государства. Только по
его настоянию Александрийская
патриархия в конце концов
согласилась на выход эфиопской
церкви из-под ее юрисдикции.
Многочисленные правительственные
делегации начиная с
По достижении эфиопской церковью в начале автономии, а потом и автокефалии императорский контроль распространился на все аспекты ее деятельности. Судьбы духовенства и формирование религиозной политики были поставлены в зависимость от воли монарха. Назначения и перемещения в церковной администрации, в церквах и монастырях совершались только с ведома и согласия Хайле Селассие. Правительственные органы установили строгую цензуру над религиозными изданиями, в том числе над газетами и журналами. В церковных кругах воцарилась свойственная государственному аппарату атмосфера угодничества, тайного и явного соперничества за милость и благосклонность высших иерархов и самого императора. Церковь стала важным звеном абсолютистско-монархических устоев эфиопского государства. Она, всецело защищая его эксплуататорские основы, органически дополняла сложившуюся систему государственного принуждения. Церковь играла заметную роль в утверждении абсолютизма.
В
1946—1955 гг. всевластие монарха
распространилось также на
чиновничий аппарат, значительно
увеличившийся (в
Конституция
Насаждавшаяся властями атмосфера страха, безоглядного чинопочитания, неверия в собственные возможности, безудержного восхваления императора, за которым признавалось право единолично принимать решения, порождала безынициативность, безделье, нераспорядительность правительственной администрации. «В министерствах...— писал англичанин Дж. Бачхользер, посетивший Эфиопию в начале 50-х годов,— вы обнаружите людей... чьи головы забиты интригами и грязными расчетами, людей с изнеженными руками, которые всегда подняты в пренебрежительном жесте отказа» [288, с. 22].
Всякое инакомыслие жестоко подавлялось, служебная активность не поощрялась. Чиновникам, как и всему остальному населению, внушалась мысль, что вершителем судеб страны и каждого подданного является только император, и никто иной более. Абсолютизм парализующе воздействовал на все стороны общественно-политической и хозяйственной жизни Эфиопии. Уже в рассматриваемые годы четко обозначилось то, что аб-солютистско-монархический строй, добившийся определенной централизации страны, сковал ее творческие потенции.
Укреплению
императорского режима содействовала
также, как это ни странно, клеветническая
кампания, развязанная в
империалистической печати. К ней
подключались и некоторые
руководители стран Запада. Эфиопия
осуждалась за развитие связей с
государствами Азии, Африки и Латинской
Америки, участие в Бандунгской конференции,
а также за контакты с
социалистическими державами. Вновь
был поднят вопрос о наличии якобы
рабства и гэббарной системы в
Эфиопии, отмененные еще в
Абсолютная монархия, утвердившаяся в Эфиопии к середине 50-х годов, определила многое в развитии страны в последующие почти два десятилетия. Она сама стала мощным (по эфиопским масштабам) рычагом, приводящим (а точнее, тормозившим) в движение механизм общественного развития. Заметна ее роль в формировании гражданского общества, в становлении [214] новых социальных сил, в сфере идеологии и культуры, в экономической стагнации, в усилении эксплуатации многомиллионных масс трудящихся, в создании разрушительной атмосферы страха и безынициативности. Абсолютная монархия препятствовала социальному прогрессу в стране. Она решительно, с применением всего аппарата насилия, противилась возникновению общественных противовесов своей чрезмерной свободе действий в экономической, социальной и политической жизни.
Абсолютистский строй, долго и мучительно рождавшийся, просуществовал, однако, недолго.
Выступления против императорского режима. Столкновения внутри правящей верхушки (1946—1955)
В обстановке императорского всевластия и, казалось бы, всеобщей покорности происходили события, свидетельствовавшие о массовом недовольстве режимом Хайле Селассие, о противодействии монарху в правящих кругах страны.
Еще
в
Поднимались
против нещадной эксплуатации и
бесправия также рабочие
золотодобывающего рудника в Адоле.
Их протест принимал своеобразную
форму: на пути следования
транспорта с золотом они
устраивали завалы, стараясь отбить
столь ценный груз. Вот почему его
постоянно сопровождал усиленный
армейский наряд. Ситуация,
сложившаяся тогда в Адоле, ярко
описана в сообщении английского
консула: «Местные жители выглядят
жалкими, несчастными и живут (они)
в постоянном страхе ареста или
наказания. Если они вскопают хотя
бы ярд земли вблизи от своих жилищ,
их незамедлительно ведут к
армейским офицерам и обвиняют в
поисках золота. Общее впечатление...
это поселение каторжников» [274, с. 23].
В ходе выступлений рабочих постепенно возрастало их классовое самосознание. В борьбе с угнетателями складывалась [215] классовая солидарность, и прежде всего у железнодорожников. Она уже начинала превалировать над этнической принадлежностью последних (амхара, оромо, сомалийцы, харари и др.), на чем не раз стремились играть власти в попытке разобщить железнодорожников и уменьшить накал недовольства трудящихся. Это — важный позитивный момент в антиэксплуататорском и антиимператорском движении. Он приобретал особое значение в условиях проведения политики, которая предусматривала распространение (часто насильственное) амхарского языка, культуры, утверждение социально-политических институтов, признанных государством, а также христианизацию всего населения. Ее часто в литературе называют политикой амха-ризации.
Одновременно
повсюду в администрации засели
главным образом амхара, реже
тыграйцы и еще реже оромо, уже не
говоря о представителях других
национальностей. Все это не могло
не вызвать протеста пестрого в
этническом и конфессиональном
отношении населения Эфиопии.
Наряду с другими факторами
этнополитический курс
правительства уже в то время усиливал
недовольство неамхарских пародов,
побуждая их к открытому
сопротивлению. В
Власти, подавляя антиправительственные движения, имевшие этноконфессиональную окраску, стремились так расправиться с их участниками, чтобы запугать неамхарские народы и принудить непокорных согласиться с императорским подходом к национальному вопросу. Добиваясь посредством кровавых репрессий временного успеха, правительство не устраняло причин этноконфессиональных противоречий. В итоге накапливался социальный заряд большой революционной силы.
Появились признаки недовольства и в вооруженных силах страны. Со времен Корейской войны, для участия в которой эфиопское правительство по прямому указанию Вашингтона отправило около 5 тыс. человек, в офицерском корпусе, в том числе в императорской гвардии, стали критически отзываться об отсталости страны, деспотизме правящих кругов и сосредоточении власти в руках одного человека. «Воодушевленные идеями национализма,— говорил тогда один из офицеров,— мы начали высказывать недовольство порядками в стране в разговорах друг с другом» [333, с. 23].
Более решительный вызов трону в то время был брошен некоторыми сановниками империи. [216]
Одна
из самых напряженных ситуаций
возникла в 1946— 1947 гг. в связи с так
называемым заговором парламента,
когда группа парламентариев —
бывших партизанских руководителей
вознамерилась установить
конституционную монархию, заметно
урезав власть Хайле Селассие. Во
дворце подозревали, что к заговору
причастны некоторые воинские части,
вследствие чего власти пошли на
повышение жалованья в армии. Немаловажное
значение также имел в
Заговору Нэгаша Бэззабыха предшествовали крестьянские волнения в Годжаме, вспыхнувшие против очередной попытки властей измерить земли «рыст», классифицировать их в соответствии с агропочвенными характеристиками и ввести новую систему налогообложения. Правительству и на этот раз пришлось отступить. Произошли также персональные перестановки в провинциальной администрации, во главе которой был поставлен племянник раса Хайлю Тэкле Хайманота рас Хайлю Белеу,
Напряженной
ситуацией в Годжаме
воспользовались заговорщики во главе
с Нэгашем Бэззабыхом, чьим планам,
однако, не суждено было осуществиться.
В литературе высказывается даже
предположение, что этот заговор был
спровоцирован самим Хайле Селассие
с целью устранения с политической
арены наиболее влиятельных
сановников и получения большей
поддержки со стороны Запада, и
прежде всего США [311, с. 294; 332, с. 13].
Пока нет бесспорных доказательств
подобной точки зрения, но неизменно
одно — Хайле Селассие прибегал не
раз к помощи закулисных маневров
для отстранения от власти того или
иного влиятельного вельможи. Так
поступил он, например, в отношении
всесильного Уольдэ Гийоргиса
Уольдэ Йоханныса, готовившего, по
мнению американского ученого Д.
Левина, захват власти в
Отстранение
от власти Уольдэ Гийоргиса Уольдэ
Йоханныса — яркий пример той
скрытой борьбы, какая велась при
дворе за влияние, чины и
благосклонность монарха. В ней
участвовали буквально все, кто
составлял правящие круги.
Противоборство шло тогда, как
правило, на личностной основе. Но
это не означало, что не
привлекались на ту или иную сторону
временные «союзники». [217] Даже
вчерашние враги, ненавидевшие друг
друга, объединялись порой для
достижения своекорыстных целей, а
добившись их, могли тут же плести
интриги друг против друга.
Поверженный противник уже больше
никогда не поднимался к вершинам
власти, за него не вступались даже
его единомышленники, если такие и
обнаруживались.
Руководящая элита была в те годы крайне разобщена, в ее среде не сложилось еще сколько-нибудь влиятельных группировок. Вот кто в то время входил в нее: потомственные аристократы, допущенные на ответственные должности (рас Мэнгэша Сыюм, рас Асратэ Каса, бригадный генерал Абий Абэбэ, рас битуоддэд Мэконнын Ындалькачоу и др.), бывшие партизанские руководители (рас Аббэбэ Арэгай, рас Мэсфын Сылеши и др.), довоенные выдвиженцы со светским местным и зарубежным образованием (Йильма Дэрэса, Лоренцо Тыызаз, Гэбрэ Ыгзаабхер Франсуа, Аклилю Хабтэ Уольд, Гырмачеу Тэкле Хавариат и др.), коллаборационисты, запятнавшие себя прислуживанием итальянским оккупантам (Айяле Гэбрэ и др.), а также те, кто получал образование за границей в начале 50-х годов (Ындалькачоу Мэконнын, Микаэль Имру, Зоуде Гэбрэ Сылласе, Амдэ Уондэфраш, Сэйфу Махтэмэ Сылласе, Кэтэма Ифру, Тэсфа Бушей, Абрахам Дэммэрэ и др.).
Заметное
место среди них занимали
разбогатевшие в послевоенные голы
Мэконнын Хабтэ Уольд, уже
упоминавшийся, и Мэконнын Уольдэ
Иоханныс, допущенный ко двору еще в
30-е годы. Последний, как и его брат,
могущественный Уольдэ Гийоргис,
был отстранен от власти в
Правящие круги в целом понимали, что их личное благополучие и политические позиции зависят от воли Хайле Селассие и потому, ограждая собственные корпоративные интересы и в конечном счете господство всего феодального класса, власть имущие поддерживали и защищали трон. Император рассматривался ими как главный гарант сохранения и укрепления эксплуататорских отношений в стране.
Это отнюдь не означало, как уже было показано, что в правящих кругах не существовало противников императорского режима и лично Хайле Селассие. Были и такие, кто, сохраняя-верность царствовавшему монарху, тем не менее не соглашался с отдельными его мероприятиями или преследовал своекорыстные цели.
Сам
же император, стараясь играть роль
арбитра нации, занимал часто
выжидательную позицию при
обсуждении во дворце актуальных
вопросов внутренней и внешней
политики. Он [218] принимал в
таких случаях определенное решение
только тогда, когда в ходе
длительной придворной борьбы
одерживала верх чья-то точка зрения.
Так произошло, например, с проектом
реформы эфиопского письма,
предложенной в
На
императора нередко оказывали
сильное давление его ближайшие
родственники (старшая дочь Тэианье
Уорк, второй сын Мэконнын Хайле
Сылласе, императрица Мэнэн и др.), за
ними стояли порой те или иные
крупные сановники, облеченные
большой властью придворные, а также
высшее духовенство. Вот почему,
например, в текст конституции
Не
обошлось в рассматриваемые годы во
дворце, ориентировавшемся на «свободный
мир» [381, с. 188], и без острой борьбы
вокруг развития отношений с
Советским Союзом, хотя в Аддис-Абебе
официально признавали, что «международный
коммунизм не угрожает Эфиопии» [312,
с. 245]. В администрации, несмотря на
консерватизм и даже реакционность
многих ее чиновников, рос в те годы
интерес к Советскому Союзу. В
Антисоветски
настроенным силам при дворе
пришлось смириться с открытием в
Стремясь воспрепятствовать советско-эфиопской дружбе, внутренняя и внешняя реакция развернули злостную антисоветскую кампанию в Эфиопии (см. [151, 23.10.1948; 16.04.1949; 10.01.1953; 312, с. 255]). Западная печать, используя, в частности, возникшее со времени американской агрессии в Корее недовольство в офицерском корпусе Эфиопии политикой Хайле Селассие, сообщала о якобы «советском» проникновении в вооруженные силы Эфиопии, об опасности распространения марксистско-ленинских идей, о мнимом соперничестве США, Англии и СССР за влияние в Эфиопии (см. [313, с. 59, 229—231]) и тому подобных антисоветских инсинуациях, извращающих суть внешней политики Советского государства.
Все эти измышления не могли, однако, поколебать большого уважения, каким пользовалась наша страна у простых людей Эфиопии. Они, по свидетельству Д. Левина, восхищались экономическим могуществом, народным характером власти, достижениями в науке и быстрыми темпами развития СССР [334,. с. 140]. Очень высоко отзывалась о Советском Союзе учащаяся молодежь. По результатам опроса в 1958/59 г., 47% учеников школ второй ступени и студентов Университетского колледжа, которые испытывали наибольшее идеологическое и пропагандистское влияние Запада и местных консервативных кругов, положительно относились к нашей стране (к Англии — 32% и к США — 59% [334, с. 139]). Эти свои взгляды они затем несли в ту социальную среду, в которой им по получении высшего образования приходилось трудиться. Разумеется, было и немало случаев отхода от воззрений, сложившихся в студенческие годы. Но как бы ни были относительны приведенные данные, выходящие несколько за рамки рассматриваемых лет, они позволяют сделать вывод о зарождении идейно-политической неоднородности формировавшихся средних слоев эфиопского общества (студенчество, интеллигенция и др.).
Абсолютная монархия и развитие капитализма
Экономическую основу абсолютной монархии составляли обширные земли короны (т. е. государственные), личные владения императора и членов его многочисленной семьи. На долю всей этой земельной собственности приходилось около 60% земельного фонда страны, причем за счет перераспределения [220] коронных земель постоянно увеличивались владения императорского дома. Монарх как верховный феодальный землевладелец через учрежденные фискальные институты собирал феодальную ренту с государственных, частнофеодальных и мелкокрестьянских владений, а также с общинных земель.
Неограниченно распоряжаясь землями короны, Хайле Селассие предоставлял бюрократии и военнослужащим крупные участки в наследственную собственность,. Кроме того, он переводил в разряд рыстэннья многих держателей гультов. Тем самым происходил процесс феодализации, в результате чего в стране возникли так называемые новые помещики (в отношении гультэннья, ставших рыстэннья, это справедливо лишь в случае, когда получаемые ими наделы были значительными, а образ их жизни заметно отличался от окружавшей крестьянской среды). Собственность новых и «старых» помещиков представляла собой важную социально-экономическую опору эфиопского абсолютизма.
Экономические позиции абсолютной монархии в Эфиопии становились прочнее по мере активизации предпринимательской деятельности государства. Получался своеобразный парадокс: оно вопреки, казалось бы, собственным интересам и устремлениям стимулировало развитие капиталистических отношений, национальной буржуазии. Но такова логика функционирования абсолютизма; абсолютный монарх не мог к тому же не учитывать потребности и традиции независимого существования страны и международные обстоятельства. В условиях хозяйственной разрухи, доставшейся после изгнания итальянцев, и исключительной слабости местного частного капитала (если не его полного отсутствия, особенно в начале 40-х годов) абсолютистское государство выступило основной побудительной силой капиталистического развития Эфиопии. Это отнюдь не означает, однако, что абсолютная монархия не чинила препятствий становлению капитализма, не сдерживала экономический рост. Иначе и быть не могло: сказывались боязнь быстрых перемен, свойственная значительной части правящих кругов, личные взгляды Хайле Селассие, имманентно присущее абсолютизму противодействие антифеодальным процессам.
Государство финансировало создание и эксплуатацию ряда промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий. Оно основало в составе правительственных органов или под их эгидой несколько автономных хозяйственных объединений (агентств, управлений), которые функционировали как капиталистические компании.
Одно
из первых таких агентств — «Империал
хайуэй оторити», было образовано в
Эти
и им подобные агентства
стимулировали рост
капиталистических отношений. Они
стали также мощным средством
укрепления экономических позиций
абсолютной монархии.
Постепенно увеличивающаяся государственная собственность (дороги, банки, ряд заводов и фабрик, монополия на соль и т. д.) являлась материальной основой относительной независимости монарха и бюрократического аппарата от господствующего класса и общества в целом. Но, не являясь надклассовой, внесоциальной силой, эфиопское самодержавие выражало в конечном счете коренные интересы феодального класса, поставило на его защиту все экономические ресурсы, которыми оно располагало.
Широкие
возможности вмешательства в
хозяйственную и духовную жизнь
страны государство имело в связи с
тем, что оно владело почти всей
социальной и производственной
инфраструктурой. Ему принадлежали
крупнейшие типографии («Ар-тистик
пресс», «Мэрхаба Тыбэб» и др.),
портовые сооружения в Асэбе,
железная дорога в Эритрее,
электростанции, авиакомпания,
совершавшая тогда полеты в 20
эфиопских городов, около 4 тыс. км
дорог, проходимых круглый год,
почти 600 школ, насчитывавшихся в
Власти уделяли первостепенное внимание развитию производственной инфраструктуры и прежде всего ее транспортной составляющей. Именно сюда направлялась основная масса капиталовложений: более 2/3 общей суммы инвестиций в 1946— 1955 гг. Здесь использовались прежде всего иностранные займы и кредиты, ставшие в целом основным источником финансирования хозяйственного строительства в стране: доля национального дохода, идущая на накопление, была очень низкой (в 1950— 1954 гг.—3,0—3,5%) [141, 1959, т. 3, № 4, с. 109, 120].
Осуществляя дорожное строительство и сооружение других средств коммуникации, правительство стремилось прежде всего установить постоянные связи Аддис-Абебы с различными районами страны. Тем самым достигались главные цели инфраструктурного развития, а именно: усиление государственного контроля над труднодоступными и удаленными районами, политико-территориальная консолидация империи, упрочение ее хозяйственных основ.
При реализации функции пространственного детерминатора хозяйственного развития государство концентрировало строительство промышленных объектов в Аддис-Абебе и в Шоа в целом. Тем самым обострялись территориальные диспропорции [222] в народном хозяйстве Эфиопии и, следовательно, регионалистские и этноконфессиональные отношения.
Политические
и экономические процессы в Эфиопии
протекали не без влияния извне.
Оно не ограничивалось только предоставлением
займов, кредитов или военной и
технической помощи, о чем речь шла
ранее. Значительные импульсы капиталистического
развития, притом зависимого,
периферийного типа, страна
получала от мирового
капиталистического хозяйства в
целом, господствующие позиции в
котором занимали ведущие
империалистические страны. На
мировом рынке Эфиопия по-прежнему
выступала как поставщик ряда
сельскохозяйственных товаров (кофе,
кожевенное сырье, живой скот, зерно,
воск и т. д.) и как импортер
продовольствия, текстиля и изделий
из него, предметов роскоши,
сырьевых товаров для местной
промышленности, транспортных
средств, нетфепродуктов,
промышленного оборудования. На
сельскохозяйственную продукцию в
1941—1955 гг. приходилось ежегодно
свыше 95% экспорта, причем доля кофе
постоянно возрастала (в
Кофе,
ставший под воздействием мирового
капиталистического хозяйства
главной статьей вывоза Эфиопии, не
является, однако, классическим
примером монокультурного
производства в Африке. Дело в том,
что, во-первых, на долю кофе в
Эфиопии никогда не приходилось ни в
50-е, ни в последующие десятилетия
свыше 55—60% стоимости экспорта (в 1950—1954
гг. в среднем ежегодно 55%, в 70-е годы
и того меньше), во-вторых, более
половины производимого кофе
потреблялось в самой стране и, в-третьих,
основными поставщиками товарного
кофе были помещики, а не
иностранные плантаторы, как это
имело место в странах
монокультурной экономики, и, в-четвертых,
значительная часть кофе
собиралась с дикорастущих деревьев.
Вместе с тем кофе на много лет
вперед определил узость
специализации Эфиопии в международном
(капиталистическом) разделении
труда, многие внутренние социально-экономические
процессы, а также зависимость ее
народного хозяйства от состояния
мирового рынка кофе.
Активное
вовлечение в мировую торговлю кофе
(в
С
увеличением доходов от кофе еще
более возрастал импорт предметов
роскоши. В
Именно с ростом потребностей в импортных товарах, и особенно предметов роскоши, связано в известной мере активное участие императорского дома, знати, помещиков, бюрократии, местных предпринимателей в расширении производства и сбыта сельскохозяйственных культур, и в первую очередь кофе. Небезынтересно привести мнение американского исследователя П. Кена о том, что инициативы и планы Хайле Селассие были обусловлены как интересами Запада, так и стремлением аккумулировать валюту в целях приобретения импортных потребительских товаров, спрос на которые постоянно возрастал среди правящей элиты [134, 1979, т. 22, № 1, с. 53].
Потребительские
товары в структуре импорта
занимали ведущие позиции: в 1950—1954
гг.— в среднем ежегодно 64% (в
Внешняя
торговля, однако, в то время не
стала одной из основных отраслей
народного хозяйства страны, с
которой в [224] большинстве
освободившихся государств связано
решение важнейших экономических
проблем. Ее доля в валовом
национальном продукте в 40-е —
первой половине 50-х годов не
превышала 5—7%. Вместе с тем
внешняя торговля динамично развивалась
на фоне анабиозного в целом
состояния отсталой экономики:
внешнеторговый оборот в
Происшедшие
к
Углубление процесса роста капиталистических отношений, обусловленного внутренними и внешними факторами, сдерживалось огромным грузом докапиталистических отношений. В основе базисных структур по-прежнему лежал феодальный способ производства, отягощенный дофеодальными отношениями. В стране преобладали натуральное и мелкотоварное крестьянское хозяйство, феодальная собственность на землю как основное средство производства и порожденная ею система внеэкономического принуждения и подчинения. Капиталистические отношения переплетались с феодальными и дофеодальными отношениями, причем извлечение капиталистической прибыли нередко осуществлялось при самом активном использовании старых, докапиталистических отношений. Это нашло свое выражение прежде всего в сохранении традиционной издольщины в крупных хозяйствах капиталистического типа. Так, на многих фермах Хайле Селассие производство основывалось на издольщине, т. е. земельные угодья участками в 1 или более га сдавались в аренду крестьянам, выплачивавшим натуральную ренту, которая затем поступала на рынок. Подобным же образом были организованы кофейные плантации раса Мэсфына [225] Сылеши, влиятельнейшего сановника Йильмы Дэрэсы и других. Землевладельцы, вкладывавшие небольшие, порой просто минимальные средства в производство (приобретение сортовых семян, тяглового скота, благоустройство земли и т. д.), часто использовали издольщика в качестве наемного рабочего, заставляя его работать на своих полях под видом многочисленных отработок.
Помещики, перекладывая на крестьян-арендаторов бремя налогов, предусмотренных законом с земельных собственников, сосредоточивали в своих руках огромные сельскохозяйственные излишки (не только прибавочный продукт, но и значительную часть необходимого продукта крестьянина). Эти излишки реализовывались на рынке, принося землевладельцам крупные доходы. Однако использование денежных средств носило откровенно паразитический характер. Лишь незначительная их часть, вкладывалась в расширение сельскохозяйственного производства.
В
аграрном секторе наиболее
динамично и эффективно развивались
чисто капиталистические плантации
и фермы. Крупнейшие из них
принадлежали иностранцам. С
помощью иностранного капитала
стали возникать первые
агропромышленные комплексы. В
рассматриваемые годы это прежде
всего относится к голландской
компании «Ханделс Ференигинг-Амстердам
(Эфиопия)», которая в начале 50-х
годов за минимально низкую
арендную плату (1 эф. долл. в год,
позднее 100 эф. долл. за
Другой
пример формировавшегося
агропромышленного комплекса —
плантации хлопчатника,
хлопкоочистительный завод и
текстильная фабрика итальянской
семейной фирмы Баратолло в Эритрее.
С воссоединением Эритреи с Эфиопией сфера частного предпринимательства в государстве намного расширилась. В его хозяйственную жизнь включились сотни промышленных предприятий, товарных агрохозяйств, торговых фирм, транспортных компаний и предприятий «индустрии» услуг, образовавшихся в свое время на этой прикрасноморской территории. В целом увеличился производственный потенциал страны, особенно это сказалось в области фабрично-заводской промышленности.
Всего
в Эфиопской империи в
Правящая верхушка, привлекая частный капитал из-за рубежа, стремилась создать себе внутри страны надежную опору г-в лице иностранной буржуазии, которая была бы кровно заинтересована в сохранении существующего императорского режима, так как он предоставлял ей гарантии извлечения максимальных прибылей и безопасности вложения капитала, не боясь национализации.
В свою очередь, иностранный капитал внедрялся только в те отрасли, которые давали максимальные прибыли и в короткий срок (например, пищевая и текстильная промышленность), а также усиливали неравноправное положение Эфиопии в системе мирового капиталистического хозяйства. Иностранный капитал, занявший господствующие позиции в экономике страны, содействовал внедрению капиталистических отношений, но в то же время поддерживал абсолютистско-монархические устои эфиопского государства. Пользуясь разнообразными льготами, он служил основой формирования компрадорской буржуазии в Эфиопии, особенно из числа членов императорской фамилии, традиционной аристократии и высшей бюрократии.
С
целью привлечения частного
капитала из-за рубежа правительство
приняло в
Еще долгие годы почти 70% промышленной продукции страны выпускалось ремесленниками и кустарями-надомниками [141, 1959, т. 3, № 4, с. 108—109]. Из их числа формировалась мелкая буржуазия города. Особое место в ее структуре занимали мелкие торговцы, лавочники, владельцы крошечных ресторанчиков и кафе. В течение долгих лет местная (собственно эфиопская) мелкая буржуазия была в силу своей слабости заинтересована в абсолютизме, поддерживала его, ибо самодержавие, отменив внутренние таможни, содействовало ее обогащению, [227] предоставляло ей определенную свободу и защищало ее от выступлений низов.
Всего
в индустриальном секторе страны,
включая кустарные предприятия,
трудилось в
В
стране с почти 22-миллионным
населением насчитывалось, лишь
около 400 тыс. человек, работающих по
найму. Да к тому же более 1/4 из них
проживали в сельской местности, а
остальные — главным образом в
самых крупных городах Эфиопии:
Аддис-Абебе (в
Эфиопские
города, в том числе и столица,
сохраняли во многом сельский
облик. В их пределах оказались даже
целые деревни, изолированные от
городского образа жизни. В них образовывались
поселения городской бедноты,
бездомных, безработных, люмпенов.
Появились тогда лишь первые
признаки так называемой
допромышленной урбанизации. К
Действительность,
как известно, опровергла эти
расчеты. Аддис-Абеба выделялась
среди эфиопских городов
разнообразием своих функций и
градостроительными особенностями.
С утверждением абсолютизма
возросла ее консолидирующая роль
в политической и экономической
жизни. Все заметнее становилось ее
влияние на периферию. С
приобретением выхода к морю
усилились позиции Аддис-Абебы как
географического центра империи.
Правительство уделяло особое
внимание развитию столицы,
концентрируя в ее пределах не
только промышленные предприятия,
но и социально-инфраструктурные
объекты. Последнее подтверждается,
в частности, тем, что с 1949 по
В
Аддис-Абебе преимущественно
размещались и высшие учебные
заведения. Из 5 колледжей, открытых
в 1950—1954 гг., три (Университетский,
Инженерный, Строительный)
находились в Аддис-Абебе и по
одному — в Гондэре (медицинский) и
Алем-Майе (сельскохозяйственный).
Такая территориальная концентрация
вузов, однако, в условиях
малочисленности эфиопского
студенчества, лишь
формировавшегося как новая
общественная сила, повышала его
социально-политический потенциал.
К 1956г. в колледжах обучалось до 300
человек, а с учетом студентов
вечерних отделений до 400 человек. К
Разумеется, столь небольшое число выпускников колледжей не могло ликвидировать нехватку кадров, которая все острее ощущалась, в том числе и в административных органах. Вот почему начиная с конца 50-х годов власти пошли по пути расширения контингента студентов. Наряду с этим они увеличивали число учащихся в различных технических школах, дававших среднее специальное образование.
В
социальной структуре Эфиопии
важное место стали занимать
учителя, представлявшие крупный
отряд формировавшейся
интеллигенции. В
Рост
учительских кадров отразил
известное улучшение школьного дела
в стране. В
Поголовная неграмотность тружеников села была на руку помещикам. Простых земледельцев никто не информировал об отмене правительством некоторых налогов, и они продолжали выплачивать их землевладельцам, скрывавшим в целях наживы правду. Из-за неосведомленности крестьяне, как и прежде (т. е. до введения официального запрета), делали помещикам многочисленные подношения и оказывали им разнообразные хозяйственные услуги.
Пользуясь традиционными ценностями крестьянской жизни (взаимовыручка, взаимопомощь, деревенский коллективизм и т. д.), власти начали широко практиковать так называемые трудовые инвестиции. Речь идет об участии крестьянских масс [229] в бесплатных общественных работах по сооружению проселочных дорог, водоемов и т. д. При этом они использовали принадлежавшие им средства и предметы труда. В 1950— 1954 гг. такие трудовые инвестиции оценивались примерно в 130 млн. эф. долл. [141, 1959, т. 3, № 4, с. 120]. Однако местная администрация нередко в угоду землевладельцам обманывала крестьян, вынуждая их под видом необходимых общественных работ строить дороги, соединяющие помещичьи хозяйства с магистральными шоссе, благоустраивать господские земли, подводить к ним воду. Это был еще один путь беззастенчивой эксплуатации земледельцев и обогащения феодалов. Обман здесь прикрывался патриотическими и верноподданническими призывами, причем последние в дальнейшем, при осознании крестьянами реальности происходящего, все более обесценивались.
Несмотря на эксплуататорский характер использования трудовых инвестиций, они вольно или невольно содействовали проникновению товарно-денежных отношений в эфиопскую глубинку, приобщали земледельцев к всеэфиопскому рынку, ускоряли социальное расслоение крестьянства, способствовали распространению правительственного контроля, в том числе в фискальной области. Трудовые вложения сельских тружеников позволяли правительству экономить значительные средства, направляя их на укрепление абсолютной монархии. С помощью бесплатных затрат — труда крестьян на общественных работах возрастали фактически бюджетные доходы, тем более что правительство в своих финансовых расчетах постоянно ориентировалось на трудовые инвестиции крестьянских масс.
На развитие капитализма активнее стал влиять Государственный банк Эфиопии. Выполняя функции центрального эмиссионного банка, он начал предоставлять и коммерческие кредиты, сократив при этом к середине 50-х годов ставку по займам с 9 до 6%, и путем приобретения акций стал принимать участие в промышленном предпринимательстве.
Важное
место в финансовой системе страны
занял созданный в
Банк
развития был образован вместо
Сельскохозяйственного и
Коммерческого банка, открытого еще
в
Важным шагом на пути роста капитализма явилось обращение Эфиопии к планированию. Эфиопия — первая из африканских стран предприняла попытки планового ведения хозяйства. Оно имело рекомендательный, ограниченный характер. Известное влияние на решимость Эфиопии приступить к планированию оказали успехи Советского Союза, а также опыт планового развития в Индии [141, 1957, т. 1, № 6, с. 205].
Еще
в 1941 —1945 гг. в Аддис-Абебе
неоднократно высказывались в
пользу планового ведения хозяйства.
Уже тогда составляли планы по
отдельным отраслям народного
хозяйства. В
В составлении всех этих планов и программ принимали, как правило, участие американские специалисты и эксперты ООН. Все они использовали буржуазную экономическую теорию, согласно которой планирование предназначено создавать условия для развития частного предпринимательства. Такая направленность буржуазного планирования полностью совпадала со взглядами тогдашних руководителей Эфиопии, которые полагали, что план (программа), укрепляя позиции капитализма, позволит [231] трансформировать эфиопское, преимущественно феодальное, общество в капиталистическое при одновременном сохранении абсолютистской власти монарха.
Утверждение
правительства о поощрении
посредством планирования
частного сектора отнюдь не
означало отстранения государства
от участия в экономическом
развитии. В условиях Эфиопии это
было немыслимо. Даже планами
предусматривалась активизация
предпринимательской деятельности
государства. Особое значение
экономической функции государства
придавалось при разработке (с
Составлением
этого плана занимался Комитет
планирования (во главе с бывшим
тогда министром финансов
Мэконныном Хабтэ Уольдом),
созданный правительством еще в
В обращении правительства к планированию всей экономики еще раз проявилось его стремление к мобилизации финансовых ресурсов, рационализации их использования в целях дальнейшего капиталистического развития и укрепления абсолютной монархии. Иное дело, что эти цели в конечном счете несовместимы. [232]