Часть
I
Хаджи
Герай
1441-1466
ДВЕ
СТРЕЛЫ
Смута в Золотой Орде — Предки Хаджи Герая и его скитания в юности — Правления Девлет-Берди, Улу-Мухаммеда, Сеид-Ахмеда I — Бегство Хаджи Герая в Литву — Крымские беи избирают его ханом
(1397-1441)
Как говорят предания литовских татар, Хаджи Герай появился на свет в Литве, в окрестностях замка Тракай. Его отцом был Гияс-эд-Дин, принадлежавший к многочисленному и разветвленному роду потомков Чингиз-хана, а матерью — Асия, дочь богатого мирзы.1 Семейство, в котором родился будущий хан, составляло часть большой общины переселенцев из разных уголков Великого Улуса,2 обосновавшихся в конце XIV столетия в землях Великого княжества Литовского, Хотя правитель здешних краев, великий князь Витовт, дал своим ордынским гостям все необходимое для достойного существования и переселенцы не испытывали ни нужды, ни притеснений, их жизнь нельзя было назвать благополучной — ведь все они были изгнанниками, покинувшими крымские предгорья и прикаспийские степи отнюдъ не по собственной воле.
Великий Улус, еще недавно величаво покоившийся со своим несметным войском, процветающими городами и изобильными караван-сараями на плечах двух материков, в последние десятилетия превратился в бурлящий котел смуты. Бесчисленные потомки Чингиза, претендуя на ханский титул, яростно сражались между собой и чуть ли не ежегодно сменялись у руля государства. Единственным общепризнанным символом власти в этом море хаоса оставался священный престол великих ханов прошлого в столичном городе Сарае, что стоял на берегах Нижней Волги. Тот, кто сумел бы занять этот престол и прочно закрепиться на нем, обретал надежду собрать расколотый Улус воедино и получить в свои руки всю былую мощь единой Орды.3
Этого уже добился было хан Тохтамыш — но и он был сброшен с трона и разгромлен среднеазиатским завоевателем Тимур-Ленком. Разорив Орду, Тимур-Ленк вернулся в Азию, а фактическим хозяином Улуса с той поры стал Эдиге — могущественный бей рода Мангыт, назначавший ханов по собственному выбору. Тохтамышу пришлось просить литовского князя об убежище для себя и своих приверженцев, и с той поры среди литовских лесов и украинских лесостепей поселилось множество ордынских эмигрантов, бежавших вместе с поверженным ханом от Эдиге и его ставленников.4
Отец Хаджи Герая, Гияс-эд-Дин, никогда не занимал трона, но имел все основания гордиться своей родословной: его предки были наследственными правителями Крыма. Еще во времена единства Великого Улуса, в 1260-е годы, верховный хан Менгу-Тимур отдал крымские владения Орды в управление своему дальнему родичу Уран-Тимуру.5 С тех пор потомки Уран-Тимура правили полуостровом в ранге эмиров — ханских наместников.6 Большая ордынская смута оттеснила их род от власти, но в 1395 году Таш-Тимур, наследник крымских эмиров, вернул себе достояние предков и провозгласил себя в Крыму самостоятельным ханом.7 Однако вскоре на Орду ударил Тимур-Ленк — и Таш-Тимур был изгнан из своих владений. Его сыновьям Гияс-эд-Дину и Девлет-Берди пришлось спасаться вслед за Тохтамышем в Литве, а Крым достался во власть Эдиге.
Тохтамыш еще надеялся вернуть себе трон. Заручившись поддержкой Витовта, он выступил со своими людьми против ставленников Эдиге — и потерпел окончательное поражение. В жестокой битве погибли многие соратники Тохтамыша; в их числе, как полагают, был Гияс-эд-Дин.8 В ордынском войске семьи бойцов нередко сопровождали армию, следуя за ней в обозе, и в случае разгрома становились пленниками неприятеля. Предания сообщают, что слуга Гияс-эд-Дина едва спас малолетнего сына своего хозяина от истребления, постигшего сторонников Тохтамыша. Около шести лет слуга где-то скрывался с ребенком, пока не вернулся в родное селение и не передал мальчика на воспитание родственникам.4
Были и другие повествования о детстве Хаджи Герая. Согласно им, юный принц (правда, уже не младенцем, а подростком) чудом избежал гибели и несколько лет сам странствовал в степях. Говорили, что он был вынужден зарабатывать на пропитание, пойдя в услужение некоему суфию, причем юноше приходилось ночевать на голой земле и терпеть нападки сварливой супруги своего благодетеля.10 Рассказы о скитаниях будущего хана порой сильно отличаются один от другого, но вполне могут являться отголосками неких реальных событий: должно быть, над молодым потомком крымских эмиров действительно нависла смертельная угроза, и нашлись некие люди простого звания, укрывшие его в час бедствий.
Борьба, все не утихавшая на просторах Великого Улуса, принесла между тем важные перемены. В 1419 году всесильный Эдиге сложил голову в боях с сыновьями Тохтамыша, и на смену его ставленникам к власти пришли вчерашние литовские изгнанники: Крымским улусом стал править сын Таш-Тимура — Девлет-Берди, а на общеордынский престол взошел его двоюродный брат Мухаммед.11
Как только Девлет-Берди окончательно утвердился в Крыму, он поспешил известить о своей победе литовского великого князя и египетского султана. Любопытный эпизод, повествующий о втором из этих посольств, показывает, что дядька Хаджи Герая не был чужд изящной словесности и, похоже, считал себя утонченным поэтом.
Когда послание Девлет-Берди прибыло в Каир, султанская канцелярия встала в тупик: его письмо состояло из «прекрасных фраз, которые заключали в себе двустишия и более длинные стихотворения и поговорки, переполненные различными риторическими затейливыми оборотами и украшениями. Оно было прочтено султану... но ни читавший, ни другой кто не понимал содержавшихся в нем тонкостей».12 С затруднением помог справиться посол крымского правителя, устно изложивший новости: Девлет-Берди овладел Крымом и окрестными землями, а Сараем правит Мухаммед, к которому с Востока подбирается новый соперник — Борак.
Девлет-Берди строил смелые планы и мечтал не только возвратить своему роду наследственный крымский удел, но и вознестись над всем Великим Улусом. Поэтому, когда упомянутый Борак добрался-таки до Сарая и изгнал Мухаммеда обратно в Литву, Девлет-Берди пришел на Волгу и в 1427 году сам овладел ордынской столицей. Но, подобно своему отцу, он не смог надолго удержаться у власти: не прошло нескольких месяцев, как Борак сверг и его.13 Девлет-Берди наверняка погиб во время этого переворота: во всяком случае, при дворах иностранных правителей никто больше не получал его цветистых писем.
Не исключено, что Девлет-Берди-хана в этих походах сопровождал его племянник — Хаджи Герай. Но если Хаджи после гибели дядьки и надеялся стать его преемником, то эти надежды оказались тщетными: в 1428 году из Литвы вернулся Мухаммед, который снова овладел всем Великим Улусом, включая и Крым.14
Не вполне ясно, как сложилась судьба Хаджи Герая при новом хане. Назначил ли его Мухаммед наместником Крыма?15 Пытался ли расправиться с ним как с племянником недавнего узурпатора трона?16 Или, быть может, Хаджи Герая не коснулись ни гнев, ни милость правителя, и он вел образ жизни «казака»,17 каких в ту пору немало было в Великом Улусе? Так или иначе, вскоре Хаджи Гераю опять довелось стать изгнанником.
Своим возвращением на трон Мухаммед был обязан родовой знати, которая вызвала его из Литвы и помогла вернуть престол. Наибольшим влиянием при дворе Мухаммеда обладали трое родовых старейшин: Навруз из клана Мангыт (сын самого Эдиге), Айдер, предводитель племени Конграт, и Тегене, бей рода Ширин. В отличие от первых двух староордынских кланов, которые издавна были влиятельны в Улусе Бату, Ширины были крымским родом, который выбился в ряды высшей аристократии относительно недавно (лишь при Тохтамыше)18 — зато именно Ширины сыграли главную роль в возвращении Мухаммеда.19 Отношения между ханом и беями сложились непростые: староордынскую знать не устраивало чрезмерное возвышение Ширинов, а сами Ширины считали, что хан, наоборот, пренебрегает их мнением.20
Вскоре хану бросил вызов очередной претендент на престол, явившийся из Центральной Азии и тоже носивший имя Мухаммед. Если Мухаммед-старший принадлежал к потомкам крымских эмиров, то Мухаммед-младший происходил из другого колена чингизидско-го семейства — так называемого Намаганова юрта,21 в котором Эдиге издавна подбирал своих ставленников на ордынский трон. Едва Кучук-Мухаммед появился на горизонте, как Навруз с десятками тысяч своих сородичей переметнулся на его сторону.22 (Очевидно, Навруз мечтал вернуть обычаи своего отца, когда мангытский бей вершил судьбами империи через послушных ему Намаганов).
Кучук-Мухаммед выбил своего тезку из Сарая, но разгромить его до конца не смог. После нескольких ожесточенных стычек два Мухаммеда пришли к соглашению, что младший будет править в Сарае, а за старшим останется западная часть Орды вместе с Крымом.23 Однако Улу-Мухаммед не удержал и того, что осталось у него в руках. На свою беду, он рассорился с одним из первых вельмож, Айдером Конгратом, и тот взялся отомстить хану. Айдер-бей разыскал внука Тохтамыша по имени Сеид-Ахмед, взял его под свое покровительство и привел в Крым. Осенью 1433 года Сеид-Ахмед был провозглашен ханом, а теснимому с двух сторон Улу-Мухаммеду в конце концов пришлось бежать далеко к северным окраинам Великого Улуса.24
Овладев Крымом, Сеид-Ахмед немедленно взялся очищать полуостров от конкурентов. Разумеется, внук Тохтамыша считал себя единственным законным владетелем Крымского улуса и не желал видеть тут потомства Таш-Тимура. Он объявил Хаджи Герая со всей его родней «врагами государства» и приказал перебить их всех до единого.25 Хаджи Герай узнал об этом и вместе со своим младшим братом Джанаем бросился прочь из Крыма — а вслед за ними погналось войско конгратского бея.
Отряд Айдера нагнал двух беглецов у переправы через Днепр. Те кинулись в воду, чтобы, вцепившись в гривы своих лошадей, переплыть огромную реку. Преследователи натянули луки — и стрелы, взвившись над водою, посыпались вокруг плывущих. Конь, за которого держался Хаджи Герай, был ранен, и тогда слуга, плывший рядом, пожертвовал принцу свою лошадь, а сам скоро обессилел в изнурительном заплыве и пошел ко дну. Не удалось спастись и Джанаю.26 Две стрелы вонзились в тело самого Хаджи Герая — но, к счастью, раны оказались неопасными, и он сумел выбраться из днепровских вод на противоположный берег.27
Хаджи Гераю еще предстоит вернуть обе этих стрелы: одну — Тох-тамышеву внуку, а вторую — Намаганскому юрту. Но этот час был не близок, а пока что Хаджи Герай оставался в полном проигрыше, потеряв в одночасье все, что имел. Куда теперь было податься беглецу? Очевидно, туда, где многие помнили его семейство, и куда не могли дотянуться руки преследователей: в Литву. Добравшись до литовского князя Зигмунта, Хаджи Герай был встречен им со всем сочувствием и получил почетный пост старосты в городе Лида,28 где и поселился в ожидании перемен.
Сеид-Ахмед позабыл давнюю дружбу Тохтамыша с Ширинами и во всем полагался на Айдер-бея с его Конгратами. Крымская знать не питала симпатий к новому правителю29 и если не восставала против него, то лишь потому, что не решалась на открытое столкновение с 30-тысячным конгратским войском, над которым стоял Айдер. Но терпеть крымским аристократам довелось недолго: через несколько лет всесильный Айдер скончался, и пост первого бея перешел к Теге-не Ширину.30
Новый предводитель крымской знати не стал искать компромиссов с Сеид-Ахмедом: бей уже принял более радикальное решение.
За десятилетия смуты Крым устал от временщиков, которые использовали полуостров лишь как засаду для последующего прыжка на Сарай. Сопровождавшие каждого нового хана орды чужаков опустошали край; город Кырым, столица улуса, лежал в развалинах; а на бывших торговых путях бродили вооруженные шайки, не признававшие ничьей власти и грабившие всех встречных.31 Крым всегда стоял особняком среди прочих ордынских владений, а теперь, в эпоху неурядиц, и вовсе вышел из-под надзора обнищавшего и утратившего былую мощь Сарая. По сути, Крымский улус уже давно превратился в отдельное государство — и ему недоставало лишь собственного вождя, который повел бы страну в самостоятельный путь прочь от тех бедствий, что продолжали сотрясать ордынскую сверхдержаву.
Вопроса о том, кто мог бы стать таким правителем, не стояло: ведь, помимо собственной аристократии, в Крыму издавна существовала и собственная правящая династия — потомки крымских эмиров из семейства Таш-Тимура, чьим единственным уцелевшим наследником остался проживающий в Литве Хаджи Герай. Посоветовавшись, крымские беи отправили посланцев в Литву, чтобы пригласить изгнанника на престол.
Так к великому князю Казимиру прибыло посольство от родов Ширин и Барын. Крымские гости пояснили литовскому правителю, что желают видеть своим ханом Хаджи Герая и просят отпустить его в Крым. Хаджи Герай был вызван Казимиром из Лиды в Киев, встретился там с бейскими посланцами, а затем в их сопровождении отправился из Киева в Крым.32
Когда Хаджи Герай со свитой достиг крымских пределов, все беи и мирзы во главе с Тегене присягнули ему как правителю, а литовский военачальник Радзивилл, провожавший хана от Киева, утвердил его воцарение от имени великого князя. Затем, собрав подданных, Хаджи Герай выступил против своего давнего гонителя Сеид-Ахмеда. Осиротевшие после смерти Айдера Конграты не устояли перед натиском крымских беев, Сеид-Ахмед со своей ордой ушел с полуострова в приднепровские степи, а Хаджи Герай в 1441 году вступил в город Кырым, давнюю резиденцию своих предков-эмиров.33
В истории Крыма открылась новая глава: бывший ордынский улус стал независимым государством.
СТРАЖ
УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ
Личность Хаджи Герая глазами современников — Окончательный разгром Сеид-Ахмеда I — Хаджи Герай как наследник ордынских ханов — Передача Литве прав на бывшие ордынские владения
(1441-1461)
«О, Аллах, Ты — обладатель царства, и даруешь власть, кому пожелаешь!»34— эти слова Хаджи Герай избрал девизом своего правления и вырезал на большой ханской печати, которой скреплял свои указы.35 У человека, который родился в изгнании и вырос в скитаниях, и впрямь были все основания считать свою победу немыслимо щедрым подарком Всевышнего.
Хаджи Герай был глубоко религиозен: предания особо подчеркивают это, сообщая, что он углубленно изучал религиозные науки и еще в ранней юности совершил хадж, сопровождая из Литвы к Мекке своего родственника.36 Как показало будущее, уроки благочестия не прошли для принца даром, ибо впоследствии и соотечественники, и иностранцы в один голос отмечали высоту моральных качеств Хаджи Герая, восхищавшего их гуманностью и благородством.37 Впечатление, которое личность хана оказывала на современников, было настолько сильным, что сокрушало даже самые стойкие барьеры — барьеры межконфессиональной предубежденности. «Человек, исполненный гуманности, добронравия и скорый на доброе дело... ко всем христианам, что тянулись к нему со всех сторон, проявлял такую человечность и благородство, что трудно было бы признать в нем варвара, воспитанного в вере магометанской (ибо никогда не следует судить о человеке по его роду и происхождению)» — выражал революционную для своего времени мысль польский летописец, пораженный тем, насколько отличался образ благородного крымского правителя от традиционного средневекового представления о недруге-иноверце.38
Хаджи Герай действительно давал основания к разрушению подобных стереотипов. Например, получил известность его поступок, который, возможно, и не выглядел чем-то странным для веротерпимого общества Крыма, однако сильно выделялся на общем историческом фоне той эпохи. Прося Аллаха и святых о победе в борьбе с соперниками, Хаджи Герай обращался и к Майрум-Ана, матери Исы, — то есть, к Деве Марии, которой был посвящен греческий монастырь по соседству с ханской крепостью Кырк-Ер. После того, как борьба увенчалась победой, хан выстроил на свои средства новые мечети и медресе по всему Крыму,39 а для того, чтобы почтить Майрум-Ана, Хаджи Герай продал двух своих лучших коней, купил на вырученные деньги воска, сделал из него две громадные свечи и отправил их в греческий монастырь Девы Марии, чтобы ханские свечи горели в нем из года в год.40
Такова была личность, которой судьба поручила истерзанную многолетними смутами страну. Как писали о Хаджи Герае, он «умел привлекать сердца»41 и заслужил среди крымцев такой авторитет, что был прозван в народе "Мелек" — то есть, "Ангел".42 Уважение подданных, пожалуй, сыграло не последнюю роль в том, что Хаджи Гераю удалось утвердить в стране порядок и спокойствие на все 25 лет своего царствования: повидав за последнее время длинную череду разных правителей, люди с готовностью приняли хана, который сумел стать моральным авторитетом для подвластного ему народа.
Однако покой, установившийся в Крыму, был очень зыбок: ведь на просторах Великого Улуса не утихала борьба, в любой момент грозившая перехлестнуться на полуостров. Орда развалилась на четыре части. Кучук-Мухаммед по-прежнему царствовал в Сарае, но его владения таяли на глазах: помимо Крыма, от империи отложилась ее северная окраина, превращенная Улу-Мухаммедом и его сыновьями в независимое Казанское ханство; а в западных землях от Дона до Днестра правил Сеид-Ахмед, изгнанный из Крыма и считавший себя правителем всей Орды.
Вместе со своей ордой Сеид-Ахмед бродил по степям, дожидаясь удобного момента для броска на Крым, а заодно стараясь ослабить союзника Хаджи Герая — князя Казимира. Видимо, дела Сеид-Ахмеда шли не слишком хорошо, если во время походов в земли великого князя ему приходилось преувеличивать свои силы и прибегать к трюку: хан сажал на спины запасных лошадей одетые в мужскую одежду манекены43 (сделанные, видимо, из соломы) для того, чтобы издали обмануть литовских дозорных и внушить им ужас многочисленностью своего войска. Тем не менее, его частые набеги стали истинным бедствием для украинских владений Литвы. При нападениях Сеид-Ахмеда Казимир призывал на помощь Хаджи Герая, и тому не раз приходилось выступать в степь и отгонять опасного соседа подальше от крымских рубежей.44
Наконец, в 1452 году Сеид-Ахмед нанес свой самый сильный удар по Великому княжеству, опустошив обширный край от Подолья до самого Львова. Собрав трофеи, Сеид-Ахмед развернул свою орду и пошел назад. Отягощенное добычей войско дошло до Днепра, переправилось через реку и остановилось передохнуть у переправы.
Здесь-то потомка Тохтамыша и настиг тот, кого Сеид-Ахмед хотел когда-то истребить с лица земли вместе со всем его родом. Застав Сеид-Ахмеда врасплох во время отдыха на днепровском берегу, Хаджи Герай молниеносно окружил его лагерь и обрушил на него свой удар. Сеид-Ахмед чудом избежал плена, ускользнув с остатком войск из окружения, в то время как многие из его людей сами перешли на сторону крымского хана.45
Разгромленный Сеид-Ахмед пошел к Киеву в надежде получить помощь от своих друзей — литовских вельмож, которые ранее из вражды к Казимиру тайно поощряли орду к нападениям на земли своего правителя.46 Но заговорщики испугались, что визит беглого хана разоблачит их союз с ним, и поспешили отвести от себя подозрения. Они арестовали своего гостя и отправили его к великому князю: предлогом послужила жестокая массовая драка, вспыхнувшая по какому-то поводу между киевлянами и татарскими всадниками из свиты Сеид-Ахмеда. Казимир поселил хана в почетном плену в городе Ковно, где тот и провел остаток жизни. Девять сыновей Сеид-Ахмеда осели среди литовских татар,47 и род Тохтамыша навсегда сошел со сцены истории.
Так Хаджи Герай возвратил первую стрелу, выпущенную в него на днепровской переправе двадцать лет назад. Но победа Хаджи Герая значила гораздо больше, чем месть старому недругу.
Хотя Сеид-Ахмед с его «соломенным войском» и не шел ни в какое сравнение по авторитету и могуществу со своим великим дедом Тохтамышем, все же он являлся законным преемником ордынского престола. Это признавали и Литва, и Великое княжество Московское, которое продолжало выплачивать дань обоим ханам расколовшейся империи: и Кучук-Мухаммеду, и Сеид-Ахмеду.48 Символом власти ордынского хана являлась его кочевая ставка (ордобазар) с тронным шатром. Где бы ни пребывал хан — в столичном городе, либо в походном лагере — тронный шатер всегда следовал за ним. Любой чингизид, захвативший эту ставку, овладевал вместе с ней титулом предшественника и, после того, как беи знатнейших родов утверждали его в ханском сане, обретал всю полноту власти.49
Именно это и произошло теперь на берегах Днепра: прогнав Сеид-Ахмеда, Хаджи Герай вступил в брошенный шатер бежавшего соперника и воссел на его тронном месте. С этого дня Хаджи Герай, сын Гияс-эд-Дина, стал правителем не только Крыма, но и, номинально, всей Орды. Теперь мастера ордобазара чеканили на монетном серебре трезубую тамгу и имя Хаджи Герая,50 а указы нового хана обращались отныне ко всему Великому Улусу: к Крыму, Кубани, всей Кыпчакской Степи — «и на все земли, на которые простирается моя власть».51
В Орде было принято, чтобы каждый новый хан своими указами подтверждал льготы и пожалования, выданные его предшественниками. Надо полагать, Хаджи Гераю в эти дни довелось подписать немало ярлыков, утверждающих давние распоряжения Тохтамыша и Сеид-Ахмеда о наделении подданных землями и привилегиями. Из этих документов сохранился один-единственный — зато и самый важный: в нем шла речь о самом грандиозном подарке, какой только мог сделать ордынский правитель.
В тех давних походах, в которых были покорены Крым с Кыпчакской Степью, империя Чингиз-хана завоевала и почти все восточнославянские княжества. Ханы Золотой Орды унаследовали эти владения, собирали в них дань и утверждали местных правителей. Но со временем, когда Орда стала клониться к закату, эта зависимость сильно ослабла — а кое-где и вовсе исчезла, как, например, в украинских землях, уже давно освобожденных литовскими князьями от ордынской власти и включенных в состав многонационального Великого княжества Литовского.52 Тем не менее, Сарай еще долго считал эти земли своими — до тех пор, пока Тохтамыш, укрывшийся у Витовта от разгрома, не выписал в знак благодарности князю особого ярлыка, которым официально передал под власть Литвы все бывшие владения Орды в украинских и западнорусских землях.53
Этот указ по просьбе литовских послов и подтвердил Хаджи Герай. «Прежде брат наш старший на коне потном54 к великому князю Витовту в Литву гостем приезжал, и встретил великий почет», — начинал Хаджи Герай свой торжественный акт, которым преподносил Казимиру в дар целую Украину: «Киев со всеми доходами, землями, водами и имуществом», «Подолье с водами, землями и всем имуществом», перечисляя затем длинный список городов Киевщины, Черниговщины, Смоленщины, Брянщины и многих других краев вплоть до самого Новгорода, которые Хаджи Герай от имени покоренной им Орды уступал дружественному соседу.55
Конечно же, Орда уже давно не имела влияния в этих землях, и акт Хаджи Герая носил символический характер. Тем не менее, подобные символы имели в ту пору большое значение. Казимир не зря обратился к Хаджи Гераю за таким документом: ведь за некоторые из этих земель у Литвы шел спор с Московией, а поскольку Москва до сих пор формально подчинялась ордынскому престолу (еще Тегене Ширин участвовал в назначении московских князей, а Сеид-Ахмед получал от них дань56), ханский ярлык мог стать в этом споре полновесным аргументом в пользу Казимира.57
Так хан, который ради безопасности собственного государства из года в год оборонял соседнюю Украину от нападений Сеид-Ахмеда, окончательно подтвердил освобождение этой земли от многолетнего владычества Орды. Остается признать, что Хаджи Герай вполне заслужил ту славу «охранителя покоя украинских земель»,58 которая закрепилась за ним в истории.
Одержав победу над ордынским ханом, Хаджи Герай не вступил на тот опасный путь, которым обычно следовали его предшественники: он не пошел на Волгу сражаться за Сарай. Без сомнения, Хаджи Герай хорошо помнил, как многие ханы прошлых лет, позарившись на волжскую столицу, увязали в бесконечной борьбе и бесславно гибли в ее водовороте. Удовлетворившись тем немалым, что уже имел, Хаджи Герай отказался от опасной погони за призрачной славой и вернулся с Днепра к себе в Крым.
«ОТЕЦ
И ГОСПОДИН»
Отношения Хаджи Герая с генуэзской Каффой — Крым приглашен в антиосманский альянс — «Отец и господин» готских князей — Победа Хаджи Герая над Махмудом — Смерть Хаджи Герая
(1451-1466)
Если крымцы и литовцы с поляками считали Хаджи Герая воплощенным ангелом, то генуэзцы сложили о нем совершенно иное мнение: они называли хана «timor», то есть, «устрашающий».59 Генуэзские поселенцы были близкими соседями Крымского Юрта: еще Уран-Тимур, предок династии крымских эмиров, особым договором с Генуей передал под ее управление прибрежные земли на юго-востоке полуострова с городом Каффой.60 Этот договор затем не раз подтверждался последующими правителями Крыма, которым генуэзцы выплачивали солидные отчисления с доходов от своей оживленной торговли на Черном море. Помимо Каффы, генуэзцам в Крыму принадлежали Солдайя (Судак) со всей его сельской округой до самой Алушты, Керчь, цепь небольших крепостей вдоль южного берега и, наконец, укрепленная твердыня Чембало (Балаклава). Каффинский консул управлял живущими в этих землях христианами, а делами здешних мусульман ведал тудун — ханский наместник в генуэзских владениях.61
Отношения итальянских поселенцев с Хаджи Гераем складывались непросто. Хан подозревал, что генуэзцы недовольны его приходом к власти и предпочли бы иметь дело с менее сильным и самостоятельным правителем — тем более, что в пору недавних смут Генуя уже пыталась с оружием в руках вмешаться в крымскую политику.62 Генуэзцы же, в свою очередь, были уверены, что Хаджи Герай мечтает захватить и разорить Каффу. Вряд ли хан действительно хотел нанести ущерб городу, откуда в его казну струился нескончаемый поток золота и серебра. Вместе с тем, стремясь предостеречь соседей от политических авантюр, он не упускал случая напомнить им, кто является хозяином Крыма.
Так, не довольствуясь сбором положенной дани, Хаджи Герай время от времени посылал в Каффу с «дружественными визитами» своих родичей, которых генуэзцы, согласно обычаю, были обязаны богато одарить. В Каффу несколько раз приезжала мать Хаджи Герая — причем, как сообщали свидетели, почтенная дама осталась недовольна тем, что во второй ее визит дары не оказались более щедрыми, чем в первый. В городе побывал и один из сыновей Хаджи Герая, которого отец нарочно одел в наряд бедняка, чтобы генуэзцы за свой счет обеспечили высокого гостя дорогой одеждой (а заодно, разумеется, конем, тугим кошельком и прочими дарами). Подобные визиты к генуэзскому консулу совершали и другие родичи хана. Каждый их приезд был сущим разорением для каффинской казны, однако отказать семье могущественного соседа в гостеприимстве генуэзцы не смели.63 Суровость хана оказалась действенным средством: генуэзские власти под страхом большого штрафа запретили своим подданным не только вмешиваться во внутренние дела ханства, но даже и беседовать с ханскими послами без ведома консула.64
Летом 1454 года в Крыму стало известно, что на черноморские просторы вышла турецкая эскадра из 56 судов, грабящая генуэзские торговые поселения: османский султан Мехмед II, шаг за шагом покорявший Балканы и год назад прославившийся взятием Константинополя, послал суда в Черное море присматривать земли для будущих завоеваний.
Пройдя морем от Днестра до Кавказа, османские корабли покружились у Керчи, а затем повернули к Каффе. Это чрезвычайно встревожило горожан. Их волнение еще более усилилось, когда прокатился слух о том, что командир турецкой эскадры отправил посланцев к Хаджи Гераю и договорился совместно с ним завоевать Каффу.63 Сам Хаджи Герай хранил по этому поводу многозначительное молчание, и напряжение каффинцев росло — тем более, что обветшалые крепостные стены города не оставляли надежды на успешную оборону.
В начале июля турецкие суда причалили к крымскому берегу чуть поодаль от Каффы. Несколько десятков османов сошли на берег — якобы для того, чтобы пополнить в Каффе съестные припасы (но на деле, вероятно, стремясь разведать готовность города к осаде). Не желая конфликтовать с грозными гостями, генуэзские власти позволили небольшой группе турок мирно пройти в городские ворота. Едва те появились на базаре, как греческие и армянские торговцы сцепились с ними в кровавой драке, которую каффинским властям едва удалось разнять. Вечером следующего дня к городу подошел другой отряд, уже вооруженный, который попытался пробиться в город штурмом. Атака была отбита — и тогда вся эскадра придвинулась чуть ближе к городским стенам, готовясь, очевидно, к решающему наступлению.
Неизвестно, чем могло бы закончиться это противостояние, если бы на третий день из степи к берегу не вышел Хаджи Герай, ведя за собой шеститысячное войско. Хан вступил в переговоры с командиром эскадры, Демир-кяхьей. Содержание их беседы осталось неизвестным — но на следующий день османы отступили от Каффы, а затем, потребовав у генуэзских властей продовольствия и получив его, ушли в море.66
Сложно поверить, что полновластный хозяин Крыма был склонен отдать султану такой неисчерпаемый источник доходов, каким для крымских правителей всегда служила Каффа. Возможно, хан заявил заморскому капитану, что его предки издавна собирали дань в этих краях, и что распоряжаться судьбой богатого города он предпочитает единолично. Так или иначе, на этот раз беда обошла Каффу стороной. Неудавшееся нашествие османов принесло Хаджи Гераю немалую выгоду: во-первых, генуэзцы были устрашены (и это обещало, что они будут покорны хану), а во-вторых, когда угроза миновала, Каффа преподнесла крымскому правителю огромную сумму серебром и обязалась вдобавок увеличить ежегодную дань.67
Помимо генуэзцев, у Хаджи Герая в Крыму имелся еще один «зарубежный сосед»: княжество Готия, занимавшее всю горно-лесную часть полуострова к югу от реки Бельбек. Разноплеменным христианским населением Готии правили грекоязычные князья, чьей столицей был неприступный город-крепость Феодоро на вершине горы Мангуп. Издавна будучи вассалом Орды, Готия считала крымского хана своим главным союзником в непрестанных войнах с генуэзцами, у которых она оспаривала южный берег Крыма и крепость Чембало.68 Постоянная вражда Каффы и Феодоро объясняет, почему в тех генуэзских документах, где Хаджи Герай именуется «timor», нелестным прозвищем награжден и готский правитель Алексей, названный «dubius» («ненадежный»).69 В военном отношении генуэзцы превосходили готских князей, и тем оставалось полагаться лишь на заступничество своего покровителя, крымского хана.
Не желая, чтобы торговля Крыма с заморскими странами целиком зависела от генуэзских купцов, Хаджи Герай решил открыть собственные морские ворота. Местом для этого был избран порт Каламита (Ин-Керман) в Готии, обустроенный недавно князем Алексеем. У Крымского ханства появились собственные корабли,70 а Каламита с ее удобной бухтой скоро приобрела такую популярность среди черноморских купцов, что стала соперничать в торговом обороте с самой Каффой. Терпя немалые убытки от этого, каффинские консулы упрекали готских князей в нарушении торговых соглашений, но те лишь дерзили в ответ, заявляя, что «пока жив их отец и господин император татарский, они ничего не боятся».71
Получая от османских послов победные извещения о том, как под ударами турок падает одна балканская крепость за другой, Хаджи Герай мог прийти к выводу, что Турция способна стать очень серьезным конкурентом крымскому влиянию в причерноморских странах. Похоже, что обеспокоенность хана стала известна в Европе — во всяком случае, у европейских правителей возникла надежда привлечь Крым к антитурецкому альянсу. В 1465 году к Хаджи Гераю прибыли послы от римского папы Павла II и австрийского императора Фридриха III, собиравших международный антиосманский союз. Они просили хана, чтобы тот убедил турецкого султана прекратить наступление на христианские страны. Если же Мехмед II не послушает Хаджи Герая, — советовали послы, — то пусть Крым присоединится к антиосманской лиге, вплоть до объявления султану войны72 (как это сделали правители тюркских эмиратов Малой Азии, отстаивавшие свою независимость от Османской империи и сами искавшие союза с Европой73).
Выслушав гостей, Хаджи Герай попросил времени для раздумий и через несколько недель дал свой ответ. Хан сказал, что сожалеет о тех бедствиях, которые христианские страны терпят из-за османского нашествия, однако ему не подобает удерживать Мехмеда II от завоеваний (ведь турецкие султаны обосновывали свои походы высокой целью священной войны за веру, "газавата",74 и хан-мусульманин, при всем сочувствии к европейским соседям, был не вправе выступать против этого). Что же касается войны с Османской империей, то здесь Хаджи Герай поступил как искушенный дипломат: он не отказал европейским гостям и даже заготовил указ, объявляющий войну Турции — однако добавил, что окончательное решение остается за его союзником и покровителем Казимиром: если тот выступит против османов, то и Хаджи Герай встанет рядом с ним.75
Весьма воодушевленное столь благосклонным ответом, посольство отправилось к Казимиру. Тот поначалу тоже согласился с предложенным планом, однако в итоге так и не решился затевать опасную войну с Турцией, и проект остался неосуществленным.
Сколь ни важна была тема, затронутая европейцами, внимание Хаджи Герая в ту пору было поглощено другим событием, которое свершилось за несколько дней до приезда папского посла и, без преувеличения, стало великой вехой во всей истории Крыма.
Победа Хаджи Герая над Сеид-Ахмедом не избавила Крым от угрозы со стороны ордынских ханов: хотя крымский правитель и овладел западным крылом ордынских земель, их восточная часть, простиравшаяся от Дона до Урала, осталась под властью враждебного Кучук-Мухаммеда. В 1459 году Кучук-Мухаммед умер, и два его сына — Махмуд и Ахмед — схватились за престол. Победителем стал Махмуд, но и проигравший Ахмед не смирился со своим поражением и был намерен далее бороться за власть.76
В 1465 году Махмуд собрал все подвластное ему войско в поход. Ордынцы снялись с волжских берегов и двинулись вслед за ханом. Дозорные Хаджи Герая внимательно следили за перемещениями волжан: ибо те направились на запад, к границам крымских владений.
В августе орда встала на Дону, откуда был открыт путь на Московию, литовскую Украину и Крым. Хаджи Герай не стал дожидаться, пока неприятель выберет, против кого повернуть оружие — он сам выступил к Дону и ударил на Махмуда первым. Завязалось кровопролитное сражение, из которого Хаджи Герай вышел победителем. Махмуд повернул было обратно в Сарай — но оттуда его изгнал Ахмед, который уже давно мечтал сместить брата с престола. Тогда сверженный правитель укрылся в городе Хаджи-Тархан близ устья Волги.77 Часть его орды ушла к Ахмеду, а многих других волжан Хаджи Герай увел за собой в Крым,78 чтобы поселить их там и пополнить свое и без того уже немалое войско.
Эта победа стала вершиной достижений Хаджи Герая. Он одержал верх над саранским ханом — а стало быть, овладел престолом всего Улуса Бату, обоих его крыльев, от края до края. Отказавшись когда-то от бессмысленного похода на Сарай, Хаджи Герай дожил до счастливого часа, когда шатер верховного правителя сам пришел к нему в руки.
Хаджи Гераю пришлось почти тридцать лет дожидаться, чтобы вернуть роду Намаганов свой старый долг — вторую из двух достопамятных стрел — и теперь он, наконец, сполна рассчитался по давнему счету.
Падение Махмуда открывало для Хаджи Герая захватывающие перспективы: безусловно, на просторах Улуса многие признали бы потомка крымских эмиров своим законным повелителем, и это могло иметь важные последствия для истории всей Восточной Европы. Но бесполезно гадать, как могло бы сложиться будущее, ибо Хаджи Герай не успел воспользоваться плодами своей победы. Уже через год, в августе 1466-го, он скончался — причем ходили слухи, что хан был отравлен.79
Кто посмел покуситься на жизнь Хаджи Герая? Надо сказать, что в Крыму той эпохи яд порой и впрямь применялся в политической борьбе. (Так, например, достоверно известно, что еще в 1440-х годах готский князь Алексей заказывал в Венеции для неких нужд отравленные конфеты.80 Неохотно соглашаясь прислать требуемое, венецианцы выражали надежду, что сахарные орешки нужны Алексею «для борьбы с неверными»,81 хотя на самом деле смертоносный гостинец наверняка предназначался либо для стола каффинских чиновников,82 либо для неких недругов князя в самом Феодоро — ибо злоумышлять против своих мусульманских покровителей было бы со стороны князя полным безрассудством). Заподозрить в покушении на хана генуэзцев было сложно: их отношения с ханом в последние годы заметно улучшились, и любые перемены на крымском престоле принесли бы им лишь новые смуты, бедствия и, главное, огромные растраты.83 Более серьезное подозрение могло бы падать на ордынских беев, однако и их причастность к смерти хана доказать нечем, — и обстоятельства кончины Хаджи Герая по сей день остаются тайной, которую хранят своды его погребального склепа под Салачикским мавзолеем.84
1
T.Narbutt, Dzieje narodu litewskiego, t. VI, Wilno 1841, p.
500; Михалон Литвин, О нравах татар,
литовцев и москвитян, Москва 1994, с.
64. В татарском предании, изложенном
у Т. Нарбутта, отец Хаджи Герая
назван Девлетом. Это ошибка, и
другие источники позволяют
исправить ее. Отца Хаджи Герая
звали Гияс-эд-Дин, а имя Девлет (точнее,
Девлет-Берди) носил родной брат
Гияс эд-Дина - то есть, дядька Хаджи
Герая. Об этом свидетельствуют и
восточные родословные (Халим Гирай
султан. Розовый куст ханов или
Краткая история Крыма, Симферополь
2004, с. 12; Абуль-Гази-Бахадур-хан, Родословное
дерево тюрков, Москва - Ташкент -
Бишкек 1996, с. 102; Дополнительные
сведения из сочинения "Муиз'з ал-ансаб
фи шаджарат салатин могул" в кн.
Золотая Орда в источниках, т. I,
Москва 2003, с. 440), и крымские
памятники эпохи Хаджи Герая, где
хан назван "сыном Гияс эд-Дина"
в монументальной надписи на
каменной плите и в чекане монет (О.
Акчокраклы. Новое из истории
Чуфут-Кале, "Известия
Таврического общества истории,
археологии и этнографии", №11 (59),
1928, с. 166; О. Ретовский. К
нумизматике Гиреев, "Известия
Таврической ученой архивной
комиссии", № 18, 1893, с. 76).
Ошибка
легендарного повествования
отразилась в некоторых
исторических сочинениях,
называющих первого крымского хана
«Девлет-Хаджи-Гиреем» или «Хаджи-Девлст-Гиреем»
(см., например, С.Сестренцевич-Богуш,
История Царства Херсонеса
Таврийского, т. II, Санкт-Петербург
1806, с. 237). Сам Хаджи Герай, как
однозначно свидетельствуют его
документы, монеты и печати, нигде и
никогда не называл себя ни «Девлетом»,
ни «Хаджи-Девлетом». См. также M. Urekli,
Kirim hanliginin kurulusu ve osmanli himdyesinde yukselisi,
2
Великий Улус - название государства,
известного впоследствии под
названием Золотой Орды. Большую
часть территории этой империи
составляли земли тюрок-кыпчаков,
покоренных монгольскими
завоевателями. После раздела
завоеванных земель между сыновьями
Чингиз-хана земли западных
кыпчаков ("Дешт-и Кыпчак", или
"Кыпчакская Степь"), включая и
Крым, достались в удел его старшему
сыну Джучи, откуда произошло
другое распространенное название
Золотой Орды — Улус Джучи.
Уже
вскоре после своего образования
Улус Джучи перестал признавать
верховенство монгольских
правителей и стал самостоятельным
государством. Он тоже разделился на
две части: западную, от Дуная до
Каспия ("Белая Орда" или Улус
Бату), и восточную, от Каспия до
Иртыша ("Синяя Орда" или Улус
Орду-Ичена). Улус Орду-Ичена с самого
начала сильно обособился от
центральной власти, и под термином
Великого Улуса и Великой Орды в
этой книге всегда выступает именно
Улус Бату. См. М. Г. Сафаргалиев, Распад
Золотой Орды, Саранск 1960, с. 14; Г. А.
Федоров-Давыдов, Кочевники
Восточной Европы под властью
золотоордынских ханов.
Археологические памятники, Москва
1966, с. 242; Г. А. Федоров-Давыдов, Общественный
строй Золотой Орды, Москва 1973, с. 55-63,
75-76, 138-144; В.В. Трепавлов, Государственный
строй Монгольской империи XIII в.
Проблема исторической
преемственности. Москва 1993, с. 86-94;
В.П.Юдин, Орды / Белая, Синяя, Серая,
Золотая..., в кн. Утемиш-хаджи, Чингис-наме,
Алматы 1992, с. 25-30.
3
Общий обзор борьбы различных
государств за верховенство на
территории бывшей Золотой Орды и
роли Крыма в этой борьбе см. в: Г.Iналджик,
Боротьба за Східно-Європейсъку імперію.
1400-1700 рр. Кримський ханат, османи та піднесения
Російської Імперії, "Україна в
Центрально-Східній Європі", вип. 2.
2003, с. 119-
5
Абуль-Гази-Бахадур-хан, Родословное
дерево тюрков, с. 100.
6
В. Д. Смирнов, Крымское ханство под
верховенством Отоманской Порты до
начала XVIII века, Москва 2005, с. 131; И.
Абдуллаев, Предки Гираев, "Qasevet",
№27, 2000, с. 26; А. Г. Гаев, Генеалогия и
хронология Джучидов. К выяснению
родословия нумизма-тически
зафиксированных правителей Улуса
Джучи, в кн. Древности Поволжья
и других регионов, вып. IV, Нижний
Новгород 2002, с. 20-21.
7
П.С.Савельев, Монеты Джучидов,
Джагатаидов, Джелаиридов и другие,
обращавшиеся в Золотой Орде в
эпоху Тохтамыша, "Записки
Археологического общества", т.XII,
вып.1, 1858, с.312-315; В.Д.Смирнов Крымское
ханство, с. 142-151; М.Г.Сафаргалиев, Распад
Золотой Орды, с. 167; M.Urekli, Kirim hanliginin
kurulusu, s. 4-5; М. Г. Крамаровский, Джучиды
и Крым, "Материалы по
археологии, истории и этнографии
Таврии", т. X, 2003, с. 520-521.
8
T. Narbutt, Dzieje narodu litewskiego, t. VI, s. 500-501.
9
T. Narbutt, Dzieje narodu litewskiego, t. VI, s. 500-501; С.Сестренцевич-Богуш,
История Царства Херсонеса Таврийского.
с. 237. Предание ошибается в том,
что была истреблена вся семья
Хаджи Герая. Из генуэзских
документов известно, что в бытность
Хаджи Герая ханом его мать была в
полном здравии и приезжала с
визитом в Каффу (Э.В.Данилова, Каффа
в начале второй половины XV в. (по
документам Codice), в кн. Феодальная
Таврика. Материалы по истории и
археологии Крыма, Киев 1974, с. 201).
11
Принято считать, что Девлет-Берди
стал править Крымом лишь в 1426 году (см.
М.Г.Сафаргалиев, Распад Золотой
Орды, Саранск 1960, с. 232-233), однако в
документах крымских генуэзцев "imperator
Dolatberdi" упомянут под 1423 и 1424
годами (Notes et extraits pour servir a 1 'historic des croisades
au XVe siecle, pub. par N. Jorga, t. I, Paris 1899, p. 29-32;
из тех же документов видно, что он
уже тогда боролся с [Улу-]
Мухаммедом), а недавно в Коктебеле
был найден клад с монетами,
выбитыми в Крыму ханом Девлет-Берди
еще в 1421-22 годах (К.О.Хромов, О
правлении ханов в Крыму в 1419-1422 гг.
по нумизматическим данным, в кн. X
Всероссийская нумизматическая
конференция. Тезисы докладов и
сообщений, Москва 2002, с. 92-94). Стало
быть, Девлет-Берди вступил в борьбу
за крымский престол сразу же после
гибели Эдиге.
"Крымский
улус" — название, принятое для
обозначения Крыма как провинции Золотой
Орды. В качестве наименования
независимого государства,
возникшего впоследствии на основе
Крымского улуса, в книге
употребляется термин "Крымский
Юрт", равнозначный термину "Крымское
ханство". Об оттенках значений и
разнице в употреблении слов "улус"
и "юрт" см.: Г. А. Федоров-Давыдов,
Общественный строй Золотой Орды,
с. 43-44, 110-118.
12
Из летописи Бадр-ад-Дина ал-Айни, в
кн. Золотая Орда в источниках, т.
1, Москва 2003, с. 235.
13
И. Шильтбергер, Путешествие по
Европе, Азии и Африке, Баку 1984, с. 36;
Х.М.Френ, Монеты ханов Улуса
Джучиева или Золотой Орды, Санкт-Петербург
1832, с. 35.
16
А. Г. Гаев, Генеалогия и хронология
Джучидов, с. 37-39.
17
"Казаком" в Орде называли лицо,
принадлежащее к династии
Чингизидов, не занимающее никаких
государственных постов и свободно
странствующее в сопровождении
собственного семейства и свиты из
нескольких десятков или сотен слуг.
См. H.Inalcik, The Khan and the Tribal Aristocracy: The
Crimean Khanate under Sahib Giray I, "Harward Ukrainian
Studies", vol. II1-IV, 1979-1980, p. 451-452. В
Крымском ханстве существовало
очень похожее понятие "казак-султан":
так назывался член ханского рода,
не имеющий определенной должности
в государственной иерархии
управления.
18
U. Schamiloglu, Tribal Politics and Social Organization of the
Golden Horde, Columbia University 1986, p. 183-184, 202-203.
19
U. Schamiloglu, Tribal Politics and Social Organization of the
Golden Horde, p. 196; L.Langles, Notice chronologiqtie des
khans de Crimee composee principalement d'apres les auteurs turcs
et persons, in G. Forster, Voyage du Bengale a Petersbourg,
vol. 3, Paris 1802, pp. 390-391,393.
20
Это проявилось в событиях 1432 года,
когда два претендента на
московский великокняжеский
престол, Василий и Юрий, обратились
к хану с просьбой рассудить их. Ордынская
знать раскололась на два лагеря:
Ширины держали сторону Юрия, тогда
как Мангыты и Конграты — Василия.
Перевес остался за Мангытами и
Конгратами. Описание этих событий
показывает, что ширинский бей
Тегене, в отличие от прочих, осенью
покидал волжскую ставку ордынского
хана и удалялся зимовать в Крым (М. Г.
Сафаргалиев, Распад Золотой Орды, с.
236-237).
21
Потомство Чингиз-хана делилось на
многочисленные семейства,
подразделяющиеся, в свою очередь,
на множество ответвлений. Крымским
улусом, как уже говорилось, долгое
время правил род Уран-Тимура, от
которого впоследствии произошли и
Гераи. Главными соперниками
Гераев в XV и начале XVI века стал
правивший в Сарае род потомков
Намагана (или Нумкана,
именовавшегося также Тимур-Мелик),
который происходил от брата Уран-Тимура.
Гераи называли семейство своих
соперников "Намаганским юртом"
(Памятники дипломатических
сношений Древней Руси с державами
иностранными: Памятники
дипломатических сношений
Московского государства с Крымской
и Ногайской ордами и с Турцией, т. I,
"Сборник императорского
Русского исторического общества",
т. ХLI, 1884, с. 108-109). См. также В.В.Трепавлов,
История Ногайской Орды, Москва
2002, с. 108, 109, прим. 16.
22
И. Барбаро, Путешествие в Тану, в
кн. Барбаро и Контарини о России, Москва
1971, с. 140-141, 150-151.
Войско
и все государство Золотой Орды
подразделялись на два «крыла»:
левое (восточное, Синюю Орду) и
правое (западное, Белую Орду). Эта
традиция была унаследована от
Монгольской империи Чингиз-хана,
которая, в свою очередь,
заимствовала этот обычай от
древнетюркских государств, где
деление на крылья было принято еще
в VI веке (В. В. Трепавлов, Государственный
строй Монгольской империи XIII в. Проблема
исторической преемственности, Москва
1993, с. 96-102; Г.А.Федоров-Давыдов, Общественный
строй Золотой Орды, Москва 1973, с. 49-50,
58-59). Каждое из крыльев тоже
делилось на две части. Договор Улу-Мухаммеда
и Кучук-Мухаммеда предусматривал
раздел Белой Орды: ее левое крыло (от
Дона до Каспия) досталось Кучук-Мухаммеду,
а правое (от Дуная до Дона, включая и
Крым) Улу-Мухаммеду.
На
два крыла, согласно древней
традиции, был разделен и сам Крым, о
чем будет идти речь в следующих
разделах.
25
В.Д.Смирнов, Крымское ханство, с.
185, 188; Халим Гирай султан. Розовый
куст ханов или История Крыма, с.
14; M. Urekli, Kirim hanligmin kurulusu, s. 9-10.
26
Предание, на основе которого описан
этот эпизод, повествует, что Джанай
благополучно переправился через
реку, затем с караваном купцов
побывал на Волге, а после вернулся к
Хаджи Гераю. Более правдоподобно,
что брат Хаджи Герая был убит во время
бегства: известен документ, где
сообщается, что «султана Джан-Гирея
убил кунгратский бей» (см. М. Г.
Сафаргалиев, Распад Золотой Орды, с.
240); кроме того, Джаиай с тех пор
больше не появляется на страницах
источников.
27
В.Д.Смирнов, Крымское ханство, с.
185; Халим Гирай султан. Розовый
куст ханов или История Крыма, с. 14.
29
В. Д. Смирнов, Крымское ханство, с.
187.
30
В. Д. Смирнов, Крымское ханство, с.
187.
31
И. де Галлофонтибус, Книга
познания мира. Сведения о народах Кавказа
(
33
Халим Гирай султан. Розовый куст
ханов или История Крыма, с. 15; В.Д.Смирнов,
Крымское ханство, с. 187.
Беи
и мирзы (вариант: беки и мурзы) —
титулы знати в Золотой Орде,
Крымском ханстве и ряде других
государств. Титул бея имел в Крыму
несколько значений. В крымских
аристократических семействах беем
назывался старейшина рода. В каждом
роду мог быть лишь один бей, а все
его младшие родственники носили
титул мирз. Когда старейшина рода
умирал, бейский титул переходил к
одному из этих мирз (как правило,
младшему брату покойного), который
и становился новым беем. Впоследствии
у этого титула появилось и второе
значение: "беями" стали
называть придворных и военных
чиновников высокого ранга,
независимо от знатности их происхождения.
В этой книге слово "бей"
употребляется в первом его
значении: предводитель родовой общины.
34
Коран, 3:26. Полный гекст аята
звучит так: «О Аллах, Владыка
царства! Ты даруешь власть, кому
пожелаешь, и отнимаешь власть, у
кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь,
кого пожелаешь, и унижаешь, кого
пожелаешь. Всё благо - в Твоей руке.
Воистину, Ты способен на всякую
вещь».
36 T.
Narbutt, Dzieje narodu litewskiego, t. VI, s. 501.
37
Халим Гирай султан, Розовый куст ханов
или История Крыма, с. 12; J. Dtugosz, Dziela
wszvslkie, t. V, Krakow 1870, s. 443; T.Narbutt, Dzieje
numdu litewskiego, t. VIII, s. 55.
38
J.Dtugosz, Dziela wszystkie, t. V, s. 443.
39
Халим Гирай султан. Розовый куст
ханов или История Крыма, с. 12.
41
А.Ф.Негри, Извлечения из турецкой
рукописи, содержащей историю
крымских ханов, "Записки
императорского Одесского общества
истории и древностей'', т. I, 1844 с. 381.
42
Халим Гирай султан, Разовый куст
ханов или История Крыма, с. 15.
43
J. Dlugosz, Dziela wszystkie, t. IV, Krakow 1869, s. 542.
44
T.Narbutt, Dzieje narodu litewskiego, t. VIII, s. 82, 93.
46
В 1447 году великий князь литовский
Казимир был избран также и королем
Польши, и под властью одного
правителя оказались два
государства (так называемая
персональная уния Польши и Литвы).
Часть литовской знати не желала
этого объединения, что стало одной
из причин ее враждебности по
отношению к королю-великому князю.
48
А. А. Горский, Москва и Орда, Москва
2000, с. 146.
Тронный
шатер назывался "орда", откуда
и произошел термин,
распространившийся на всю ханскую
ставку, а затем и шире — на все
подвластное хану государство (Г.А.Федоров-Давыдов,
Общественный строй Золотой Орды, с.
63-65, 118-122; В.П.Юдин, Орды: Белая,
Синяя, Серая, Золотая..., в кн.
Утемиш-хаджи, Чингиз-наме, Алматы
1992, с. 22-23; L.Collins, On the Alleged "Destruction"
of the Great Horde in 1502, "Byzantinische Forschungen",
Band XVI, 1991, p. 381-384).
Утверждение
нового хана в должности со стороны
беев было необходимой процедурой.
Формально ханский пост считался
выборным: кандидата следовало
избрать из числа потомков Чингиз-хана,
и эта символическая процедура
проводилась беями нескольких
наиболее знатных родов.
50
О.Ретовский, К нумизматике Гиреев,
с. 77-78; O. Retowski, Die Miinzen der Gire'i, pp.
246-248, Taf. I, 10-24.
52
Ф. Шабульдо, Синьоводська битва 1362р.
у сучасній наукавій інтерпретації, в
кн. Синьоводська проблема у новітніх
достижениях, Київ 2005, с. 20-
54
«Брат наш старший на коне потном» —
чта фраза указывает на эмиграцию в
Литву Тохтамыша, который и
подразумевается под «старшим
братом». Ханы Орды и Крыма в
официальных письмах называли всех
чингизидских правителей прошлого
своими «старшими братьями» ("aga",
"aga qardes"), даже если находились
с ними в гораздо более дальнем
родстве. «На коне потном» является
переводом стандартного для ханских
писем выражения, означающего «в
трудную минуту», «спасаясь от
бедствий».
57
И.Б.Греков, Восточная Европа и
упадок Золотой Орды, с. 224-228; F. Koneczny,
Geneza uroszczen Iwana III do Rusi Litewskiej, s. 10-11.
58
А.Кримський, Історія Туреччини, Київ-Львів
1996, с. 117, 183.
59
Н.В.Малицкий, Заметки по
эпиграфике Мангупа, "Известия
Государственной академии
института материальной культуры",
№71. 1933, с. 42.
60
В.Гейд, История торговли Востока в
средние века, "Известия
Таврической ученой архивной
комиссии", №52, 1915, с. 76-77. По-крымскотатарски
Каффа называлась Кефе.
61
В.Гейд, История торговли Востока в
средние века, с. 143.
62
Diario del Concilia di Basilea di Andrea Galari, 1433-
63
Э. В.Данилова, Каффа в начале
второй половины XV в., с. 201.
64
В.Юргевич, Устав для генуэзских
колоний на Черном море, изданный в
Генуе в 1449 году, "Записки
императорского Одесского общества
истории и древностей", т. V, 1863, с.
739-740.
67
В. Д. Смирнов, Крымское ханство, с. 205,
216; M. Malowist, Kaffa - kolonija genuenska ua Krymie i problem
wschodni w latach 1453-1415, Warszawa 1947, s. 158; А.Гайворонский,
К вопросу об отношениях Крымского
ханства и генуэзской Каффы, с. 119-120.
69
Н. В. Малицкий, Заметки по
эпиграфике Мангупа, с. 42.
70
Э. В.Данилова, Каффа е начале
второй половины XV в., с. 208.
71
Н. В. Малицкий, Заметки по
эпиграфике Мангупа, с. 39; А.УазШеу,
Тпе Со1пх т Ле Сптеа. р. 213, п. 91.
72
J. Dtugosz, Dzlela wszystkie, t. V, s. 398.
73
Этими государствами были
Караманский эмират и государство
Ак-Коюнлу в Малой Ачии. Папский
посол, прибывший в 1465 году к Хаджи
Гераю, пятью годами ранее уже
побывал в этих странах, приглашая
их правителей к союзу (И. В. Зайцев, Крымское
ханство в 50-х—70-х годах XV века, в
кн. И. В. Зайцев, Между Москвой и
Стамбулом (Джучидские государства,
Москва и Османская империя в начале
XV - первой половине XVI вв.), Москва
2004, с. 85.
75
J. Dlugosz, Dziela wszystkie, t. V, s. 397-399.
77
Летопись по Типографскому списку,
в Полное собрание русских
летописей, т. XXIV, Петроград 1921, с.
186; J.Dlugosz, Dziela wszystkie, t. V, s. 397-398; М. Г.
Сафаргалиев, Распад Золотой Орды, с.
265.
78
Халим Гирай султан. Розовый куст
ханов или История Крыма, с. 12.
79
J. Dlugosz, Dziela wszystkie, t. V, s. 443.
80
С.П.Карпов, Регесты документов
фонда Diversorum filze секретного архива
Генуи, относящиеся к истории
Причерноморья, в кн. Причерноморье
в средние века, вып. 3, Москва -
Санкт-Петербург, 1998, с. 51.
81
С. П. Карпов. Регесты документов
фонда Diversorum filze, c. 51.
83
Улучшению отношений между ханом и
генуэзцами поспособствовало то,
что Каффа наладила дружественные
контакты с главным союзником Хаджи
Герая, Казимиром. Опасаясь
турецкого завоевания, каффинские
генуэзцы просили у польского короля
защиты и даже соглашались передать
свой город в подчинение Польше Listy
genuenczykow z Kaffy do Kazimierza Jagiellonczyka 1462 r., w Pamiqtniki
historyczne, t. I, Warszawa 1861, s. 7; M. Malowist, Kaffa
- kolonija genuenska na Krymie, s. 277).
84 О
месте захоронения Хаджи Герая см.: А.Ф.
Негри, Извлечения из турецкой
рукописи, содержащей историю
крымских ханов, с. 381; У.
Боданинский, Татарские "Дурбе"-мавзолеи
в Крыму, "Известия
Таврического общества истории,
археологии и этнографии", т. 1 (58),
1927, с. 198.