Глава
11. РАСПАД И ГИБЕЛЬ ГОСУДАРСТВА
СИЛЛА
Объединение
Корейского полуострова под эгидой
Силла, первое в истории Кореи,
оказалось не слишком прочным. Уже с
конца VIII — начала XI в. в стране
вспыхивают мятежи аристократов,
ставшие первыми предвестниками
сепаратистских тенденций, возможно,
связанных с исторической памятью
о Трех государствах. Так,
представитель королевской семьи,
высокопоставленный сановник Ким
Хончхан (?-822), который занимал самые
высокие посты в государстве, в
Ко второй половине IX в. сепаратистские тенденции усилились настолько, что все больше стало появляться так называемых «сильных домов», или «сильных семей», имевших собственные земельные владения, военные дружины и мало зависевших от центральной власти. В конечном итоге этот процесс привел к образованию «Поздних Трех государств» — Позднего Пэкче и Когурё при сохранении потерявшего значительные территории Силла.
Прежде чем обратиться к хронологическому изложению основных событий истории Поздних Трех государств, рассмотрим причины, приведшие к распаду и гибели Объединенного Силла.
§1.
Объединенное Силла к концу IX —
началу X века: причины распада
единого государства
Единство и мощь власти Силла были подорваны прежде всего несовершенством системы сословного деления колъпхум — системы, входившей во все большее противоречие с конфуцианскими нормами управления государством, которые активно заимствовались из обновленного Китая династии Тан. Особое недовольство система колъпхум вызывала у низшего и среднего чиновничества. В Силла существовало 17 чиновничьих рангов. Имели место ограничения на занятие должностей того или иного ранга в зависимости от принадлежности к сословной категории. Высшие должности с 1-го по 5-й ранг могли занимать исключительно представители королевского рода, принадлежавшие к сословию чинголь («истинная кость»). Сословие 6-й категории тупхум не могло занимать должности выше 6-го ранга, 5-й тупхум — выше 10-го ранга, 4-й тупхум — выше 12-го ранга. Такие ограничения вступали в противоречие с конфуцианским принципом отбора чиновников по способностям. В то же время и королевский род не всегда придерживался принципов колъпхум. Например, король Вонсон-ван (785-798) был возведен на престол только благодаря своим личным способностям, а не исходя из отношений родства.
Таким образом, сам королевский двор время от времени нарушал принципы колъпхум. Такие прецеденты привели к обострению борьбы за верховную власть среди расширившегося круга претендентов на престол, подорвали устои власти. Рядовые чиновники стали хуже подчиняться вышестоящим и требовали аналогичных прав и для себя при назначении на должности. Это — первая причина распада единого государства Силла.
Ко второй причине относят неравноправие аристократии и чиновничества главной столицы и провинции, что также противоречило конфуцианским представлениям об управлении государством. Во-первых, аппарат столичного чиновничества формировался главным образом из выходцев старых силласких бу, которые до объединения страны составляли «костяк» королевства Силла. Во-вторых, для выходцев из провинции, в случае их перехода на службу в столицу, устанавливались особые ограничения в рангах, выше которых они уже подняться не могли.
Третьей причиной называют несовершенство системы ногып, кормления чиновничества, приведшее к расширению площади частных владений и сокращению государственных полей. Оказалось, что попытка замены системы ногып на прямое жалование зерном (689-757 гг.), сначала раз в год, а потом ежемесячно, ставила чиновничество в чрезмерную зависимость от королевского двора. Поэтому отмена жалования зерном и возврат к системе ногып автоматически приводили к большей самостоятельности чиновничества. Активизировалась легальная и нелегальная купля-продажа земли. Важнейшими участниками сделок с землей стали буддийские монастыри.
Увеличение количества частных земель и сокращение площади казенных приводили к росту поборов с крестьянства и соответственному ухудшению их жизни. Количество налогов и податей с казенных полей увеличивалось по вполне понятным причинам: уровень государственных расходов не становился ниже, и поэтому для их восполнения требовалось собирать большую долю урожая с единицы площади полей, которых стало меньше. Что касается частных полей, то все официальные, т. е. изданные государством, корейские исторические источники утверждают, что владельцы частных полей всегда собирали с крестьян гораздо больше, чем государство[2].
Повсеместное
ухудшение жизни крестьянства из-за
увеличения поборов относят к четвертой
причине распада Силла.
Невозможность уплатить непомерные
налоги, подати и, как следствие,
разорение вынуждали многих
крестьян бежать в горы, становиться
на путь бунта. На протяжении IX в. в
Силла появлялись всевозможные «разбойничьи
отряды» беглых крестьян. А в конце IX
в. Силла было потрясено рядом
масштабных крестьянских восстаний.
В
К пятой, объективной, причине гибели Силла можно отнести неудачное географическое положение главной его столицы — города Кымсон (современный Кёнчжу), расположенной в восточной части равнины Кимхэ, отделенной от остальной части полуострова горным хребтом Собэк. До объединения страны основная часть территории Силла находилась как раз к юго-востоку от хребта Собэк, в равнинной части, управлять которой из Кымсона было не так сложно. После расширения территорий Силла на запад и на север столица оказалась на крайнем юго-востоке государства. Хребет Собэк, игравший во времена противостояния Трех государств роль естественной крепостной стены, наоборот, стал такой же естественной помехой для осуществления сильной централизованной власти.
Таким образом, ослабевающая центральная власть, неспокойная обстановка в стране и растущие центробежные силы подрывали могущество Силла. В исторической литературе выделяют пять основных источников сепаратизма в Силла.
1. Крестьянские «разбойничьи отряды» и крестьянские повстанческие армии. Стихийные вооруженные группы нуждались в руководителях, которыми иногда становились неугодные королевскому двору выходцы из служивого сословия, а иногда такие же крестьяне. Так, Кёнхвон (?-936), основатель Позднего Пэкче, очевидно, происходил из семьи зажиточных крестьян. Его отец Ачжагэ был «полководцем» крестьянской армии, а сам Кёнхвон, до того как стал на путь создания своего собственного государства, одно время занимал военную должность «помощника полководца» у границ юго-западного побережья[3]. Подняв мятеж, Кёнхвон привлек на свою сторону крестьянских повстанцев во главе с Янгилем.
2. Северо-западные пограничные военные поселения и военные форпосты, основанные для защиты от возможной агрессии со стороны танского Китая. Многие из них были расположены на западном побережье страны и, кроме выполнения основных оборонительных функций, нередко становились центрами морской торговли. Начальники таких поселений богатели за счет торговли, усиливались их амбиции. Примером может служить семья некоего Пака из Пхёнсана (современная провинция Хванхэ).
3.
Морские торговые порты,
расположенные на достаточном удалении
от силлаской столицы, т. е. на северо-западе
Корейского полуострова. Здесь
самым ярким примером является
основатель нового государства Коре
— Ван Гон (храмовое имя Тхэчжо; 877-943
гг., на троне с 918 по
4. Родовая аристократия с ее наследственными земельными владениями, обеспечивавшими большую власть и самостоятельность. Основатель Позднего Когурё - Кунъе был аристократом, выходцем из королевской семьи, вставшим на путь борьбы за власть через отделение подчиненных ему территорий от остальной части Силла.
В исторической литературе также указывают на деревенских старост чхончжу («хозяев деревень») как на один из источников формирования «сильных семей». Однако чхончснсу не сыграли какой-либо принципиальной роли в истории Поздних Трех государств.
§2.
Хронология Поздних Трех государств
В конце IX столетия в Силла, вследствие указанных объективных причин, на территориях, которые ранее занимали королевства Пэкче и частью Когурё, сепаратистские силы провозгласили создание «прежних» королевств, погибших в результате «неправедных» действий Силла. При этом лидеры этих сил не были прямыми потомками пэкчесцев или когурёсцев. Они обращались к истории для идейного оправдания противостояния силласкому двору.
Обратимся к более подробному изложению событий, связанных с основанием Позднего Пэкче и Когурё, падением Позднего Пэкче и Силла.
Как уже отмечалось, основателем Позднего Пэкче был Кёнхвон. В «Достопамятных событиях Трех государств» («Самгук юса») зафиксированы предания, отмечающие чудесное рождение и необычную юность будущего правителя Позднего Пэкче: его мать забеременела от большого земляного червя, когда тот в облике мужчины в лиловых одеждах приходил к ней по ночам. Однажды в младенчестве Кёнхвона накормила своим молоком тигрица, когда тот лежал под деревом, на время оставленный матерью. В юности он проявил себя как выдающийся воин.
Появление в жизнеописании основателя государства или выдающегося человека мифов или легенд о чудесах рождения и необычности юных лет — распространенное явление для старой Кореи, указывающее на положительный характер персонажа.
Итак,
будучи на военной службе на юго-западе
Силла, когда в стране начали одно за
другим вспыхивать крестьянские
восстания, Кёнхвон собрал около 5000
человек и в
Пэкче
поддерживало достаточно мирные
отношения с северными территориями
— с Китаем, в котором к
Активные
военные действия между Поздним
Пэкче и Коре вновь начали
разворачиваться в
Государство
Когурё в северной части Силла было
провозглашено на несколько лет
позже Позднего Пэкче. Его
основатель Кунъе (?-918) был побочным
сыном государя Хонган-вана (857-860).
В «Исторических записях Трех
государств» («Самгук саги») биография
Кунъе помещена в разделе «Мятежники»,
что говорит о негативной оценке его
исторической роли, данной в
последующие эпохи. В биографии
сказано, что с рождением Кунъе были
связаны различные неблагоприятные
предзнаменования, из-за чего его
даже хотели убить. Но кормилица
спасла Кунъе. Тогда же в результате
несчастного случая Кунъе лишился
одного глаза. Не имея никаких
надежд ни на престол, ни на хорошую
должность, Кунъе удалился в
буддийский монастырь Седальса, где
постригся в монахи. О его
монашеской жизни в биографии
сказано немало дурного. Вскоре
Кунъе сблизился с руководителями
крестьянских повстанческих армий,
в
Обладая
значительной властью, Кунъе
вообразил, что он и есть Майтрейя —
Будда Грядущего. В новой столице
был выстроен роскошный дворец, и
Кунъе стал требовать самых
высочайших почестей. Средства
расходовались без ограничений. В
Недовольство
населения Тхэбона стало настолько
велико, что в
Избранный
новым королем Ван Гон перенес
столицу обратно в Сонак, свой
родной город, бывший некогда
столицей Позднего Когурё, и дал
название стране — Коре. С одной
стороны, это название указывало на
то, что новое государство считает
себя наследником некогда могучего
королевства Когурё. С другой —
отсутствие слога «гу», т.е.
изменение первоначального
названия, говорило о том, что
основатель новой династии не
считает эту связь прямой. После
В заключение обратимся к последним годам Объединенного Сил- ла, территории которого к началу X столетия сократились и стали такими, какими они были в эпоху Трех государств.
Почти сразу после того как войска Позднего Пэкче ушли из Силла, Кёнсун-ван (927-935) попытался наладить дружеские отношения с Коре. И это несмотря на то, что государь Кёнсун-ван был возведен на престол при помощи Кёнхвона. Таким образом он надеялся противостоять агрессивным планам Позднего Пэкче. В то же время ситуация в самом Силла в правление Кёнсун- вана не улучшалась, а в соседнем Коре проводились реформы, направленные на облегчение жизни простого народа, укрепление армии и государства, лучшее функционирование системы управления. Аристократия со всего Корейского полуострова, поддержавшая Ван Гона, получила земельные пожалования и почетные титулы при дворе. Возможно, все это привело Кёнсун-вана к мысли о том, что лучше добровольно подчиниться Ван Гону и передать ему территории Силла.
В
[1] Этот очень любопытный факт свидетельствует о том, что уже к первой четверти IX в. часть территорий к северу от реки Тэдонган не принадлежала ни китайскому Аньдунскому наместничеству, ни государству Пархэ и, возможно, уже находилась под властью Силла. Таким образом, можно предположить, что в VIII-IX вв. Силла присоединило часть территорий к северу от своих границ.
[2] Трудно судить, насколько справедливо данное утверждение, поскольку официальные исторические сочинения имели целью доказать справедливость прихода к власти новой династии. Установление новой династии, как правило, сопровождалось переучетом земель и изъятием частных полей с передачей их в распоряжение казны. Исследования и расчеты, проведенные автором настоящей книги, показывают, что количество налогов и податей, взимавшихся с частных полей следующей эпохи Коре (918-1392), могло соответствовать уровню налогообложения с казенных полей.
[3] Не все известно о происхождении Кёнхвона. Например, его мать была родом из «сильной семьи», проживавшей неподалеку от Кванчжу. Поэтому ее семья могла принадлежать к какому-нибудь местному высшему сословию. В таком случае отец Кёнхвона не мог быть обычным крестьянином, так как вряд ли девушку высокого происхождения отдали бы замуж за простого крестьянина. К тому же факт занятия Кёнхвоном государственной должности в Силла с его сложной системой колъпхум также указывает на то, что социальный статус семьи Кёнхвона, очевидно, был выше «обычного крестьянского».