Глава 11. РАСПАД И ГИБЕЛЬ ГОСУДАРСТВА СИЛЛА

 

Объединение Корейского полуострова под эгидой Силла, первое в истории Кореи, оказалось не слишком прочным. Уже с конца VIII — начала XI в. в стране вспыхивают мятежи аристократов, ставшие пер­выми предвестниками сепаратистских тенденций, возможно, связан­ных с исторической памятью о Трех государствах. Так, представитель королевской семьи, высокопоставленный сановник Ким Хончхан (?-822), который занимал самые высокие посты в государстве, в 822 г., будучи наместником области Унчхон, поднял мятеж и покорил ряд силласких городов, включая три «малые столицы». Он даже провоз­гласил создание нового государства Чанан — «Долгое спокойствие», но мятеж был жестоко подавлен, а сам Ким Хончхан покончил жизнь самоубийством. В 825 г. его сын Ким Боммун также попытался захва­тить Пхеньян с тем, чтобы основать там столичный город[1]. В 839 г. наместник порта Чхонхэчжин (расположен на острове, именующемся в настоящее время Вандо) Кунбок (его называют также Чан Бого; ?-846) помог королю Синму-вану (839 г.) занять престол. Но когда пла­ны наместника женить старшую дочь на сыне Синму-вана — государе Мунсон-ване (839-856) не реализовались, он также поднял мятеж.

Ко второй половине IX в. сепаратистские тенденции усилились на­столько, что все больше стало появляться так называемых «сильных домов», или «сильных семей», имевших собственные земельные вла­дения, военные дружины и мало зависевших от центральной власти. В конечном итоге этот процесс привел к образованию «Поздних Трех государств» — Позднего Пэкче и Когурё при сохранении потерявшего значительные территории Силла.

Прежде чем обратиться к хронологическому изложению основ­ных событий истории Поздних Трех государств, рассмотрим причи­ны, приведшие к распаду и гибели Объединенного Силла.

 

§1. Объединенное Силла к концу IX — началу X века: причины распада единого государства

 

Единство и мощь власти Силла были подорваны прежде всего несовершенством системы сословного деления колъпхум — системы, входившей во все большее противоречие с конфуцианскими нормами управления государством, которые активно заимствовались из обновленного Китая династии Тан. Особое недовольство система колъпхум вызывала у низшего и среднего чиновничества. В Силла существовало 17 чиновничьих рангов. Имели место ограничения на занятие должно­стей того или иного ранга в зависимости от принадлежности к сослов­ной категории. Высшие должности с 1-го по 5-й ранг могли занимать исключительно представители королевского рода, принадлежавшие к сословию чинголь («истинная кость»). Сословие 6-й категории тупхум не могло занимать должности выше 6-го ранга, 5-й тупхум — выше 10-го ранга, 4-й тупхум — выше 12-го ранга. Такие ограничения вступали в противоречие с конфуцианским принципом отбора чинов­ников по способностям. В то же время и королевский род не всегда придерживался принципов колъпхум. Например, король Вонсон-ван (785-798) был возведен на престол только благодаря своим личным способностям, а не исходя из отношений родства.

Таким образом, сам королевский двор время от времени нарушал принципы колъпхум. Такие прецеденты привели к обострению борь­бы за верховную власть среди расширившегося круга претендентов на престол, подорвали устои власти. Рядовые чиновники стали хуже подчиняться вышестоящим и требовали аналогичных прав и для се­бя при назначении на должности. Это — первая причина распада единого государства Силла.

Ко второй причине относят неравноправие аристократии и чи­новничества главной столицы и провинции, что также противоречи­ло конфуцианским представлениям об управлении государством. Во-первых, аппарат столичного чиновничества формировался главным образом из выходцев старых силласких бу, которые до объединения страны составляли «костяк» королевства Силла. Во-вторых, для вы­ходцев из провинции, в случае их перехода на службу в столицу, уста­навливались особые ограничения в рангах, выше которых они уже подняться не могли.

Третьей причиной называют несовершенство системы ногып, кормления чиновничества, приведшее к расширению площади част­ных владений и сокращению государственных полей. Оказалось, что попытка замены системы ногып на прямое жалование зерном (689-757 гг.), сначала раз в год, а потом ежемесячно, ставила чиновни­чество в чрезмерную зависимость от королевского двора. Поэтому отмена жалования зерном и возврат к системе ногып автоматически приводили к большей самостоятельности чиновничества. Активизиро­валась легальная и нелегальная купля-продажа земли. Важнейшими участниками сделок с землей стали буддийские монастыри.

Увеличение количества частных земель и сокращение площади ка­зенных приводили к росту поборов с крестьянства и соответственному ухудшению их жизни. Количество налогов и податей с казенных полей увеличивалось по вполне понятным причинам: уровень государствен­ных расходов не становился ниже, и поэтому для их восполнения тре­бовалось собирать большую долю урожая с единицы площади полей, которых стало меньше. Что касается частных полей, то все офици­альные, т. е. изданные государством, корейские исторические источ­ники утверждают, что владельцы частных полей всегда собирали с крестьян гораздо больше, чем государство[2].

Повсеместное ухудшение жизни крестьянства из-за увеличения по­боров относят к четвертой причине распада Силла. Невозможность уплатить непомерные налоги, подати и, как следствие, разорение вы­нуждали многих крестьян бежать в горы, становиться на путь бунта. На протяжении IX в. в Силла появлялись всевозможные «разбойни­чьи отряды» беглых крестьян. А в конце IX в. Силла было потрясено рядом масштабных крестьянских восстаний. В 889 г. в верховьях ре­ки Нактонган, т. е. в историческом сердце Силла, в районе Сабольчжу, вспыхнуло крестьянское восстание под предводительством Вончжона и Эно. В 896 г. на юго-западе страны действовали отряды так называ­емых «Красных штанов». В 891-898 гг. походы крестьянских повстан­цев на востоке страны возглавили Кихвон и Янгиль.

К пятой, объективной, причине гибели Силла можно отнести неудачное географическое положение главной его столицы — города Кымсон (современный Кёнчжу), расположенной в восточной части равнины Кимхэ, отделенной от остальной части полуострова горным хребтом Собэк. До объединения страны основная часть территории Силла находилась как раз к юго-востоку от хребта Собэк, в равнин­ной части, управлять которой из Кымсона было не так сложно. После расширения территорий Силла на запад и на север столица оказалась на крайнем юго-востоке государства. Хребет Собэк, игравший во вре­мена противостояния Трех государств роль естественной крепостной стены, наоборот, стал такой же естественной помехой для осуществ­ления сильной централизованной власти.

Таким образом, ослабевающая центральная власть, неспокойная обстановка в стране и растущие центробежные силы подрывали мо­гущество Силла. В исторической литературе выделяют пять основных источников сепаратизма в Силла.

1. Крестьянские «разбойничьи отряды» и крестьянские повстанческие армии. Стихийные вооруженные группы нуждались в руководи­телях, которыми иногда становились неугодные королевскому двору выходцы из служивого сословия, а иногда такие же крестьяне. Так, Кёнхвон (?-936), основатель Позднего Пэкче, очевидно, происходил из семьи зажиточных крестьян. Его отец Ачжагэ был «полководцем» крестьянской армии, а сам Кёнхвон, до того как стал на путь создания своего собственного государства, одно время занимал военную долж­ность «помощника полководца» у границ юго-западного побережья[3]. Подняв мятеж, Кёнхвон привлек на свою сторону крестьянских по­встанцев во главе с Янгилем.

2. Северо-западные пограничные военные поселения и военные форпосты, основанные для защиты от возможной агрессии со сто­роны танского Китая. Многие из них были расположены на западном побережье страны и, кроме выполнения основных оборонительных функций, нередко становились центрами морской торговли. Началь­ники таких поселений богатели за счет торговли, усиливались их ам­биции. Примером может служить семья некоего Пака из Пхёнсана (современная провинция Хванхэ).

3. Морские торговые порты, расположенные на достаточном уда­лении от силлаской столицы, т. е. на северо-западе Корейского полу­острова. Здесь самым ярким примером является основатель нового государства Коре — Ван Гон (храмовое имя Тхэчжо; 877-943 гг., на троне с 918 по 943 г.). Отец Ван Гона — Ван Юн, выходец с северо-за­пада Силла, из города Сонак (нынешний Кэсон), одно время занимал высокие должности в силлаской столице. Однако он сумел взять под свой контроль территории вблизи Сонака, а также порты на запад­ном побережье, через которые велась торговля с Китаем и Японией. Таким образом, семья Ван Гона приобрела значительную власть и влияние на северо-западе Силла.

4. Родовая аристократия с ее наследственными земельными вла­дениями, обеспечивавшими большую власть и самостоятельность. Ос­нователь Позднего Когурё - Кунъе был аристократом, выходцем из королевской семьи, вставшим на путь борьбы за власть через отделе­ние подчиненных ему территорий от остальной части Силла.

В исторической литературе также указывают на деревенских ста­рост чхончжу («хозяев деревень») как на один из источников формирования «сильных семей». Однако чхончснсу не сыграли какой-либо принципиальной роли в истории Поздних Трех государств.

 

§2. Хронология Поздних Трех государств

 

В конце IX столетия в Силла, вследствие указанных объектив­ных причин, на территориях, которые ранее занимали королевства Пэкче и частью Когурё, сепаратистские силы провозгласили созда­ние «прежних» королевств, погибших в результате «неправедных» действий Силла. При этом лидеры этих сил не были прямыми по­томками пэкчесцев или когурёсцев. Они обращались к истории для идейного оправдания противостояния силласкому двору.

Обратимся к более подробному изложению событий, связанных с основанием Позднего Пэкче и Когурё, падением Позднего Пэкче и Силла.

Как уже отмечалось, основателем Позднего Пэкче был Кёнхвон. В «Достопамятных событиях Трех государств» («Самгук юса») за­фиксированы предания, отмечающие чудесное рождение и необычную юность будущего правителя Позднего Пэкче: его мать забеременела от большого земляного червя, когда тот в облике мужчины в лиловых одеждах приходил к ней по ночам. Однажды в младенчестве Кёнхво­на накормила своим молоком тигрица, когда тот лежал под деревом, на время оставленный матерью. В юности он проявил себя как выда­ющийся воин.

Появление в жизнеописании основателя государства или выдаю­щегося человека мифов или легенд о чудесах рождения и необычности юных лет — распространенное явление для старой Кореи, указываю­щее на положительный характер персонажа.

Итак, будучи на военной службе на юго-западе Силла, когда в стране начали одно за другим вспыхивать крестьянские восстания, Кёнхвон собрал около 5000 человек и в 892 г. захватил город Мучжин-чжу (нынешний город Кванчжу провинции Южная Чолла), объявив себя королем. В 900 г. он перенес столицу севернее, в город Вансан-чжу (нынешний город Чончжу) и дал своему государству название «Позднее Пэкче» — Хупэкче. В том же году были заново учреждены чиновничьи должности Позднего Пэкче и сформированы централь­ные органы власти.

Пэкче поддерживало достаточно мирные отношения с северными территориями — с Китаем, в котором к 907 г. пало государство Тан и началась так называемая «Эпоха Пяти Династий», длившаяся до 959 г., и с новым Когурё. Но с Силла отношения не складывались. Пэкче снаряжало военные экспедиции к границам Силла, а в 927 г. Кёнхвон лично возглавил поход на силласкую столицу Кымсон. Тогда был захвачен государь Кёнэ-ван (924-927). Однако Кёнхвону не удалось покорить Силла, и дело закончилось тем, что он возвел на престол лояльного к Позднему Пэкче короля Кёнсун-вана (927-935). Кёнхвон увел свои войска из Силла. Возможно, это произошло по­тому, что основатель нового государства Коре — Ван Гон (о котором речь пойдет чуть ниже), недовольный территориальными амбициями Позднего Пэкче, лично повел 5000 человек войск на столицу Силла и вступил в сражение с пэкческими войсками.

Активные военные действия между Поздним Пэкче и Коре вновь начали разворачиваться в 934 г. Тогда Коре захватило у Пэкче 10 крепостей. Однако в это время в Позднем Пэкче при дворе началась борьба за престолонаследие, которая подрывала устои центральной власти. Сам Кёнхвон, имевший 10 сыновей, хотел возвести на престол четвертого сына — Кымгана. Однако старший сын Сингом не согла­сился с решением отца. В 935 г. он заточил Кёнхвона в монастырь Кынсанса, убил младшего брата и сам захватил власть. Сингом ре­шил сражаться с корёскими войсками, в то время как Кёнхвон и его сыновья выражали желание покориться новому могущественному Ко­ре. В конечном итоге в 936 г. Ван Гон во главе 100-тысячного войска в сражении у местечка Сонсан одолел Сингома. Так закончилась ис­тория Позднего Пэкче.

Государство Когурё в северной части Силла было провозглашено на несколько лет позже Позднего Пэкче. Его основатель Кунъе (?-918) был побочным сыном государя Хонган-вана (857-860). В «Ис­торических записях Трех государств» («Самгук саги») биография Кунъе помещена в разделе «Мятежники», что говорит о негативной оценке его исторической роли, данной в последующие эпохи. В биогра­фии сказано, что с рождением Кунъе были связаны различные небла­гоприятные предзнаменования, из-за чего его даже хотели убить. Но кормилица спасла Кунъе. Тогда же в результате несчастного случая Кунъе лишился одного глаза. Не имея никаких надежд ни на престол, ни на хорошую должность, Кунъе удалился в буддийский монастырь Седальса, где постригся в монахи. О его монашеской жизни в биогра­фии сказано немало дурного. Вскоре Кунъе сблизился с руководите­лями крестьянских повстанческих армий, в 891 г. — с Кихвоном, а в 892 г. — с Янгилем, привлек на свою сторону часть крестьянских сил и с 894 г. стал действовать самостоятельно, главным образом на севе­ро-востоке Силла, в районе современной провинции Канвон. К концу 890-х годов Кунъе, подчинив безлюдный гористый северо-восток Сил­ла, обратился к равнинному и населенному северо-западу. Получив поддержку местных «сильных семей», в том числе и Ван Гона, Кунъе в 898 г. определил город Сонак (современный Кэсон) столицей сво­их владений. В 901 г. Кунъе провозгласил себя королем государства «Позднее Когурё» — Хукогурё. Под властью Кунъе оказались огром­ные территории, соответствующие современным провинциям Канвон, Хванхэ, Кёнги, Северная Чхунчхон. Однако слишком сильными ка­зались Кунъе его новые союзники на западе Корейского полуостро­ва—сильными настолько, что его не покидал страх за свою жизнь. Поэтому он решил несколько отдалиться от союзников, отказавшись от идеи «возрождения» прежнего королевства Когурё и создать свое собственное, никак не связанное с прошлой историей, процветающее государство. В 904 г. Кунъе изменил название государства на Мачжин и в 905 г. перенес столицу на безлюдный восток — в Чхорвон. Однако он не терял связи ни с Ван Гоном, командовавшим флотом Мачжина и успешно расширявшим территории страны на юго-запад, ни с дру­гими влиятельными лицами, которые поддерживали новую власть.

Обладая значительной властью, Кунъе вообразил, что он и есть Майтрейя — Будда Грядущего. В новой столице был выстроен рос­кошный дворец, и Кунъе стал требовать самых высочайших почестей. Средства расходовались без ограничений. В 911 г. Кунъе решил еще раз изменить название своего государства на более величественное — Тхэбон, т.е. «Великие счастливые владения». Но столица Чхорвон была слишком удаленной от основных территорий страны. Подозри­тельность Кунъе все более росла. Он обвинял в подготовке заговоров и аристократов, и простолюдинов. Число казненных по подозрению в «измене» доходило до сотни в день. Суровой участи не избежали самые близкие к Кунъе люди: в 915 г. он казнил свою жену госпожу Кан и двух сыновей.

Недовольство населения Тхэбона стало настолько велико, что в 918 г. ряд высокопоставленных сановников — Хон Ю, Пэ Хёнгён, Син Сунгём, Пок Чигём и другие, собравшись вместе, выдвинули талант­ливого и достойного военачальника Ван Гона в качестве правителя государства. Кунъе, узнав об этом, попытался бежать. Но в 20 км от столицы, в местечке Пуян (современное название Пхёнган), был схвачен и убит возмущенным народом. Так закончилась восемнадца­тилетняя история Позднего Когурё — Мачжина — Тхэбона.

Избранный новым королем Ван Гон перенес столицу обратно в Со­нак, свой родной город, бывший некогда столицей Позднего Когурё, и дал название стране — Коре. С одной стороны, это название указы­вало на то, что новое государство считает себя наследником некогда могучего королевства Когурё. С другой — отсутствие слога «гу», т.е. изменение первоначального названия, говорило о том, что основатель новой династии не считает эту связь прямой. После 918 г. Ван Гон, по­лучивший храмовое имя Тхэчжо, начал борьбу за объединение страны и подчинение Корейского полуострова власти новой династии.

В заключение обратимся к последним годам Объединенного Сил- ла, территории которого к началу X столетия сократились и стали такими, какими они были в эпоху Трех государств.

Почти сразу после того как войска Позднего Пэкче ушли из Силла, Кёнсун-ван (927-935) попытался наладить дружеские отношения с Коре. И это несмотря на то, что государь Кёнсун-ван был возве­ден на престол при помощи Кёнхвона. Таким образом он надеялся противостоять агрессивным планам Позднего Пэкче. В то же время ситуация в самом Силла в правление Кёнсун- вана не улучшалась, а в соседнем Коре проводились реформы, направленные на облегче­ние жизни простого народа, укрепление армии и государства, лучшее функционирование системы управления. Аристократия со всего Ко­рейского полуострова, поддержавшая Ван Гона, получила земельные пожалования и почетные титулы при дворе. Возможно, все это приве­ло Кёнсун-вана к мысли о том, что лучше добровольно подчиниться Ван Гону и передать ему территории Силла.

В 935 г. Кёнсун-ван составил письмо на имя Ван Гона, в котором выражал свое желание покориться Коре, и послал его с придворным сановником Ким Вонхю. Несмотря на то, что сыновья Кёнсун-вана не поддержали отца, в том же 935 г. Силла официально вошло в состав Коре. Многие из силласких высших сановников перешли на службу к Ван Гону, а сам Кёнсун-ван был пожалован корёским почетным титулом и получил в пожизненное пользование в качестве наградных земель сигып огромные территории в окрестностях бывшей столицы Силла, которая стала называться Кёнчжу. Так завершилась почти тысячелетняя история государства Силла.


[1] Этот очень любопытный факт свидетельствует о том, что уже к первой чет­верти IX в. часть территорий к северу от реки Тэдонган не принадлежала ни ки­тайскому Аньдунскому наместничеству, ни государству Пархэ и, возможно, уже находилась под властью Силла. Таким образом, можно предположить, что в VIII-IX вв. Силла присоединило часть территорий к северу от своих границ.

[2] Трудно судить, насколько справедливо данное утверждение, поскольку офи­циальные исторические сочинения имели целью доказать справедливость прихода к власти новой династии. Установление новой династии, как правило, сопровожда­лось переучетом земель и изъятием частных полей с передачей их в распоряжение казны. Исследования и расчеты, проведенные автором настоящей книги, показы­вают, что количество налогов и податей, взимавшихся с частных полей следующей эпохи Коре (918-1392), могло соответствовать уровню налогообложения с казен­ных полей.

[3] Не все известно о происхождении Кёнхвона. Например, его мать была родом из «сильной семьи», проживавшей неподалеку от Кванчжу. Поэтому ее семья мог­ла принадлежать к какому-нибудь местному высшему сословию. В таком случае отец Кёнхвона не мог быть обычным крестьянином, так как вряд ли девушку высокого происхождения отдали бы замуж за простого крестьянина. К тому же факт занятия Кёнхвоном государственной должности в Силла с его сложной си­стемой колъпхум также указывает на то, что социальный статус семьи Кёнхвона, очевидно, был выше «обычного крестьянского».

Сайт управляется системой uCoz