Часть
II. ИСТОРИЯ КОРЕИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Глава
1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КОРЁ
Историю государства Корё, несмотря на различные подходы к периодизации истории Кореи, исследователи единодушно относят к средним векам. Этот период истории Кореи очень важен: впервые вся территория Корейского полуострова оказалась объединенной под властью одного правящего дома. Корея окончательно стала единой. Именно в период Коре страна стала известна Западу. Слово «Корея» как раз и происходит от названия государства — «Корё». Именно в период правления династии Ванов начали производиться предметы, прославившие культуру Кореи на Дальнем Востоке, — характерные светло-зеленые глазурированные керамические изделия, получившие название «селадон».
Культура эпохи Корё имеет ряд специфических особенностей, которые до сих пор не получили какого-либо разъяснения. Считается, что государственной религией Корё был буддизм. Однако в расположенных на юго-западе Корейского полуострова буддийских монастырях — Унчжуса («Монастырь Облачной Лодки»), Мирыкса («Монастырь Будды Майтрейи»), Кымсанса («Монастырь Золотых Гор») можно обнаружить ряд удивительных корёских сооружений из камня, аналогов которым нельзя встретить ни в более ранний период Трех государств, ни в более поздний период династии Ли (1392-1910). Это плоские, похожие на идолов-хранителей деревни каменные изваяния Будд, каменные пагоды с ярусами в форме шаров или дисков. Известно, что идолы и идолопоклонничество несовместимы с буддизмом, а традиционные каменные пагоды имели ярусы в форме четырехскатной (четырехугольной) крыши.
В
то же время в общепринятой схеме
изложения истории Коре нет ничего
загадочного или фантастического.
Главным источником сведений о Коре
являются исторические сочинения,
составленные в первые десятилетия
после установления новой династии
Ли, а именно: «Корёса» — «История
Корё» и «Корёса чорё» — «Краткое
изложение основного в истории
Корё». Первое сочинение было
завершено к
§
1. Объединение страны под властью
Корё
Итак,
в
Согласно традиционным дальневосточным представлениям, династии не могли сменять друг друга, если на это не было воли всемогущих Небес. Поэтому основатели династий должны иметь определенную связь с Небесами, и если их жизнь не была отмечена чем-то необычным, то, по крайней мере, рождение содержало нечто чудесное. Так, в «Корёса» сказано, что отец Ван Гона — Ван Юн как-то повстречался с гадателем-геомантом, и тот указал счастливое место для строительства нового дома, предсказав, что у Ван Юна родится сын, который станет объединителем земель «Трех Хан», т. е. Кореи, и основателем нового государства. Именно гадатель посоветовал дать мальчику имя Ван Гон.
Ван Гон объединял страну скорее мудрой политикой, нежели силой. В следующий после вступления на трон месяц он издал указ о возвращении статуса янин («доброго люда») тем, кто в последние годы правления Кунъе был обращен в ноби[1] за неуплату ставших непомерно большими к тому времени налогов. Чиновники прежней местной администрации при условии подчинения Ван Гону сохраняли свои старые титулы и должности. Если кто-то упорствовал на местах и не желал признавать новой власти, то прежде, чем идти военным походом, Ван Гон посылал подарки с надеждой договориться мирным путем. Он пошел на то, чтобы лично породниться с представителями крупнейших «сильных семей» и тем самым укрепить власть на местах. Поэтому у Ван Гона было 29 жен.
Благодаря
такой продуманной политике
объединения страны, после того как
в
Только
для того, чтобы покорить Позднее
Пэкче, Ван Гону пришлось вести
активную военную политику. К
Ван Гон проводил не менее активную политику и на северных границах Корё. Поначалу, очевидно, у него не было планов присоединения земель на севере. На третий месяц после восхождения на трон Ван Гон издал приказ о строительстве оборонительной стены к северу от Пхеньяна, который к тому времени уже был частью корейской территории. Стену решили построить на случай агрессии чжурчжэней — племен, родственных племенам мальгаль (мохэ) и проживавших в центральных и северо-восточных районах Маньчжурии. Однако после того как в 920-е годы находившееся к северу от Корё государство Пархэ стало подвергаться нападениям киданей, образовавших к тому времени свое государство Ляо, большое число потомков бывших когурёсцев вынуждены были переселяться в Коре.
После
падения Пархэ в
Тогда же на полных правах покровителя пархэской королевской семьи Ван Гон организовал ряд военных походов на север, чтобы присоединить к Коре земли к югу от реки Амноккан, которые были некогда когурёскими, а затем стали пархэскими. Однако в X в. удалось подчинить лишь территории в нижнем и среднем течениях реки Тэдонган и неширокую полосу земель к востоку, протянувшуюся до Восточно-Корейского (Японского) моря.
Итак, под властью Ван Гона Корея объединилась и стала занимать большие, чем во времена Объединенного Силла, территории. Почему это произошло?
О причинах распада королевства Силла и появления Поздних Трех государств речь шла в главе 11. Однако наряду с объективными причинами образования центробежных сил, к началу X в. сложились объективные причины, способствовавшие объединению страны. Среди них можно выделить три основные составляющие центростремительных тенденций. К первой относится формирование единой корейской этнокультурной общности, сложившейся из родственных этносов и культур Трех государств за 250 лет истории Объединенного Силла. За это же время окрепли экономические связи между различными частями Корейского полуострова. Второй составляющей была возросшая к началу X в. угроза вторжения с севера со стороны чжурчжэней и киданей и необходимость защиты страны с юга от нападений японских пиратов. Третья составляющая центростремительной тенденции не является в полном смысле слова объективной. Это ряд реформ, проведенных в Корё Ван Гоном и его потомками, направленных на «снятие» тех противоречий в обществе, которые в свое время привели к распаду страны.
После
смерти в
С
одной стороны, возможность
присваивания правителям Кореи
храмовых имен более высокого
статуса указывала на новое, более
значимое положение Кореи на
Дальнем Востоке. С другой — в самом
Китае в первой половине X в. не было
единой и сильной власти. Только в
§
2. Реформы системы государственного
управления начала эпохи Корё
Реформы
начала эпохи Корё проводились в
несколько этапов: сразу после
установления новой династии, в
начале 960-х, в 970-е и 980-е годы. Первый
указ об изменениях в системе
центральной власти был издан Ван
Гоном уже на шестой день после
восшествия на трон, в 20-й день 6-го
лунного месяца
В
первые годы после провозглашения
государства Корё серьезной
проблемой для страны стали так
называемые «заслуженные сановники»,
или консин, т. е. те, кто помогал
Ван Гону объединять Корейский
полуостров, те, кому он сам в свое
время посылал подарки, чтобы
привлечь на свою сторону. Они также
хотели получить свою долю
верховной власти. Например, в
Тем
не менее только четвертому
государю Корё — Кванчжону (950-975)
удалось преодолеть влияние старой
заслуженной аристократии. Он был
третьим сыном Ван Гона и пришел к
власти не с помощью какой-либо из
придворных группировок, а опираясь
на свои собственные силы. Поэтому,
взойдя на трон, он решил ослабить
влияние «сильных семей» на
законодательном уровне. В
В
Кроме того, в 960-е годы ряд министерств был переименован без значительного изменения их функций.
970-е
годы и правление государя Кёнчжона
(976-981) ознаменовались рядом реформ
в экономической сфере. О них речь
пойдет ниже. Последняя волна реформ
начала эпохи Корё, направленная на
укрепление государства и
центральной власти, связана с
правлением шестого корёского
государя — Сончжона (982-997). В
Во времена сильной единоличной власти Ван Гона главными являлись министерства и ведомства, занимавшиеся реализацией королевских указов. Слишком неспокойной была атмосфера при дворе, чтобы прислушиваться к советам сановников, еще недавно служивших в соседних с Корё государствах. К концу X в. ситуация в Корё стабилизировалась, укрепилась королевская власть. В то же время потомки Ван Гона понимали, что они не обладают талантами основателя династии. Соответственно повысилась роль совещательного органа власти. К примеру, известно, что при дворе Сончжона был талантливый сановник по имени Чхве Сынно (927-989), который уже в год вступления Сончжона на престол подал на высочайшее имя письмо с перечнем неотложных государственных задач из 28 пунктов. Многие из них были учтены. Сончжон уважал мнение Чхве Сынно. Источники свидетельствуют, что после смерти любимого сановника король часто сокрушался о его потере.
В
В
Одновременно
с органами центральной власти
реформировалась система
чиновничьих должностей. В
Такое
усложненное деление на ранги было
связано с ростом и расширением
государственного аппарата. К
К
Реформа системы местного управления началась во времена Ван Гона, когда был возрожден институт так называемых «заложников». Речь идет о детях местных глав администраций или просто влиятельных людей, которые направлялись на службу в столицу сроком на 10-15 лет. С одной стороны, они служили в столичных ведомствах, чаще всего на должностях заместителей государственных складов; с другой — играли роль «заложников», гарантировавших подчинение местной администрации центру. С начала XI в. такие люди стали именоваться киин.
В
С
Одновременно с введением системы мок государь Сончжон попытался учредить 10 провинций до, подобно административному делению танского Китая. Однако такое деление оказалось неудобным, и вскоре было отменено. Деление на провинции было возрождено только при государе Йечжоне (1106-1112); тогда их насчитывалось 5 — Янгван. Чолла, Кёнсан, Сохэ и Кёчжу. Отдельно управлялись столичная область (провинция) Кёнги, а также Северная пограничная и Восточная пограничная области (их также называют провинциями Пукке и Тонге соответственно). Помимо главной столицы страны города Кэгён, учредили еще три: Западную столицу — Согён (современный Пхеньян), Южную столицу — Намгён (современный Янчжу) и Восточную столицу — Тонгён (ныне город Кёнчжу).
Сильное
государство было бы невозможно без
хорошо отлаженной системы связи и
дорог. К середине X в. была учреждена
сеть почтовых станций ёк на 22
основных дорогах, которые
соединяли столицу Кэгён со всеми
частями страны. В Коре
насчитывалось до 525 почтовых
станций, на которые назначались
государственные служащие,
выдавались лошади. На станциях
строились помещения для ночлега.
Государство выдавало почтовым станциям поля, непосредственное использование которых или продажа урожая с них позволяли покрыть необходимые расходы.
Одновременно были переоборудованы речные переправы у дорог и прибрежные порты. Там также полагалось оборудовать места для ночлега. Речные переправы, как правило, подобно населенным пунктам, имели собственные названия. Если перестраивалась старая переправа, то обычно менялось и ее название.
Армия
также была одной из приоритетных
сфер внимания новой династии. В
первый месяц после прихода Ван Гона
к власти среди столичных ведомств,
образованных по его указу, имелось
и военное. В
В
Служба в корёских провинциальных войсках была тяжелой. Солдат набирали из свободных крестьян по закону о воинской повинности—по одному человеку с определенного количества дворов. Служили обычно с 16 до 60 лет.
После
введения экзаменов на получение
государственной должности в
§
3. Социально-экономические реформы
начала Корё
Социально-экономическое развитие Корё достаточно подробно описано в отечественной литературе, в особенности в работах Ю. В. Ванина[4] — ведущего российского исследователя в области средневековой экономики Кореи.
Экономические реформы Корё затрагивают в основном вопросы земельных отношений. Это и понятно. Для стран земледельческой культуры, к которой относится и Корея, земля была основным средством производства, а сельскохозяйственная продукция нередко играла роль денежного эквивалента. Поэтому устройство земельной системы, собственность на землю были важнейшими вопросами, от которых зависела жизнеспособность государства в целом.
До проведения реформ все земли Корё с первого дня провозглашения государства формально управлялись монархом. Реально количество земель, принадлежавших крестьянам, заметно сократилось в период Поздних Трех государств. Это происходило и по причине прямого захвата земель «сильными семьями», и из-за постоянных войн, вынуждавших крестьян бросать поля.
Когда
Ван Гон пришел к власти, он всячески
старался привлечь на свою сторону
как старую аристократию Корё, так и
выходцев из Позднего Пэкче или
Силла. Поэтому в первые годы
правления Ван Гона появилось
большое количество земель «заслуженных
сановников» — полководцев,
комендантов крепостей, бывших
высокопоставленных чиновников,
помогавших Ван Гону в объединении
страны и укреплении королевской
власти. Немало земель принадлежало
буддийским монастырям.
Относительно первых лет
существования Корё можно в какой-то
мере говорить о возврате к
силлаской системе сигып —
выдаче земель в пожизненное
владение за заслуги перед государством.
Не только последний силлаский
государь Кёнсун-ван получил в
личное пользование земли у бывшей
силлаской столицы, о чем уже
говорилось, но и правитель Позднего
Пэкче — Кёнхвон получил в
Таким
образом, суть первого этапа
земельной реформы состоит в
следующем. Пока система местного
управления не была развита, а
территории страны до конца
объединены, Ван Гону требовалось
привлекать на свою сторону костяк
влиятельных людей и высшее чиновничество,
делая их опорой своей власти. Для
этого он раздавал им земельные
пожалования. С другой стороны, для
того чтобы добиться поддержки со
стороны населения, Ван Гон сократил
налогообложение крестьян и
неоднократно издавал указы,
поощрявшие возвращение на землю
тех, кто в свое время ее покинул из-за
военных действий.
Второй
этап земельной реформы начался
также в правление Ван Гона, в
Логика
второго этапа земельной реформы
заключалась в следующем. В
В
Третьим
этапом земельной реформы можно
считать ряд указов о чонсиква. первый
из которых был издан в
Кёлъ
как мера площади стал
употребляться еще со времени
Объединенного Силла, однако
сказать что-либо определенное о его
размере невозможно, поскольку не
сохранилось точных сведений. Основным
критерием было количество
собираемого урожая. Определялось
несколько категорий полей, обычно
— три: высшая, средняя и низшая.
Поскольку количество урожая,
собираемого с одного кёлъ любого
поля, должно быть одинаковым,
постольку геометрические площади
одного кёлъ полей высшей,
средней и низшей категорий были
различными. Наименьшие
разногласия вызывает величина кёля
с конца эпохи Корё до начала
эпохи Чосон (ХIV-ХV вв.). Тогда 1 кёлъ полей
высшей категории равнялся
По
указу о чонсиква
Итак, третий этап земельной реформы Коре заключался в том, что власть уже была твердо установлена и стала работать конфуцианская система отбора на должности по способностям. К тому же в связи с расширением аппарата управления требовались простота и мобильность системы вознаграждения чиновников. Всем этим требованиям и должна была отвечать новая система чонсиква.
Однако, очевидно, в силу объективных обстоятельств[8], принцип возврата земель, отдававшихся в длительное пользование, не мог быть реализован. Как показывают результаты исследований, проведенных автором настоящей книги[9], можно сделать предположение, что выдача полей и лесов по системе чонсиква, по крайней мере, для высшего чиновничества, осуществлялась исходя не только из «объективных» рангов, но и личных качеств того, кому выдавалась земля. В результате по закону и в обход закона большая часть казенных земель перешла в частное владение, что привело к ослаблению государства и, как следствие, — монгольскому правлению, а в дальнейшем — к гибели Корё.
Система
землепользования Корё не
ограничивалась чонсиква. В
Принципы регулирования крестьянского землепользования в основных источниках по истории Корё не описаны.
Таким образом, к концу X —началу XI в. Корё во всех отношениях стало достаточно сильным государством, способным эффективно отражать агрессию извне.
[1] О ноби подробнее см. §2 главы 9 части I настоящей книги.
[2] Поначалу система экзаменов кваго была достаточно простой. К концу X —началу XI столетия появились экзамены предварительные и окончательные. Предварительные организовывались ведомством, занимавшимся высшим образованием членов королевской семьи и выходцев из высокопоставленных семей, — Кукчагам, что значит «Управление Сынов государства». Окончательные экзамены, сдававшиеся в три этапа, курировало Министерство ритуалов Небу. С XI в. государственные экзамены кваго сдавались один раз в два года, и число экзаменовавшихся составляло порядка 35 человек. Таким образом, за почти пятисотлетнюю историю Коре насчитывалось всего около 6700 человек, сдавших экзамены кваго. Главным предметом на экзаменах было конфуцианское учение: требовалось знание основных конфуцианских канонических книг. Однако в отдельных случаях могли сдаваться экзамены на знание медицины, географии, счета.
[3] В южнокорейской историографии господствующий класс эпохи Коре принято именовать «дворянами» или «аристократами» — квичжок, в противоположность янбанам, составлявшим основу правящего класса в период последующей династии Ли (1392-1910). Отечественная (так же как и северокорейская) историческая литература не придерживается указанной точки зрения, за что подвергается критике в южнокорейской историографии (подробнее см.: Анализ российской исследовательской литературы по корейской тематике. Сеул, 1997. С. 82).
[4] См., напр.: Ванин Ю. В. Феодальная Корея в ХIII-ХIV вв. М., 1962.
[5] Корёса [История Коре]. На кит. яз. Т. 2. Пхеньян, 1958. С. 585.
[6] Волков С. В. 1) Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. М., 1987. С. 82; 2) Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999.
[7] В работе Ю. В. Ванина
размер одного кёля также
определяется цифрой
[8] Вопрос о причинах распада системы чонсиква еще не достаточно исследован в современной научной литературе.
[9] Курбанов С. О. Историографические аспекты земельных отношений в Корее Х-ХIV вв. по материалам «Составленной истории [Ко]рё»: Дис.... канд. ист. наук. СПб., 1992.