Часть II. ИСТОРИЯ КОРЕИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КОРЁ

 

Историю государства Корё, несмотря на различные подходы к периодизации истории Кореи, исследователи единодушно относят к средним векам. Этот период истории Кореи очень важен: впервые вся территория Корейского полуострова оказалась объединенной под властью одного правящего дома. Корея окончательно стала единой. Именно в период Коре страна стала известна Западу. Слово «Корея» как раз и происходит от названия государства — «Корё». Именно в период правления династии Ванов начали производиться предметы, прославившие культуру Кореи на Дальнем Востоке, — характерные светло-зеленые глазурированные керамические изделия, получившие название «селадон».

Культура эпохи Корё имеет ряд специфических особенностей, ко­торые до сих пор не получили какого-либо разъяснения. Считается, что государственной религией Корё был буддизм. Однако в распо­ложенных на юго-западе Корейского полуострова буддийских мона­стырях — Унчжуса («Монастырь Облачной Лодки»), Мирыкса («Мо­настырь Будды Майтрейи»), Кымсанса («Монастырь Золотых Гор») можно обнаружить ряд удивительных корёских сооружений из камня, аналогов которым нельзя встретить ни в более ранний период Трех государств, ни в более поздний период династии Ли (1392-1910). Это плоские, похожие на идолов-хранителей деревни каменные изваяния Будд, каменные пагоды с ярусами в форме шаров или дисков. Извест­но, что идолы и идолопоклонничество несовместимы с буддизмом, а традиционные каменные пагоды имели ярусы в форме четырехскат­ной (четырехугольной) крыши.

В то же время в общепринятой схеме изложения истории Коре нет ничего загадочного или фантастического. Главным источником сведений о Коре являются исторические сочинения, составленные в первые десятилетия после установления новой династии Ли, а имен­но: «Корёса» — «История Корё» и «Корёса чорё» — «Краткое изложе­ние основного в истории Корё». Первое сочинение было завершено к 1451 г., второе — к 1452 г. Оба составлялись при королевском дво­ре в особом историческом ведомстве Чхунчхугван. поэтому отражали официальную позицию на историю предшествовавшей династии. Понятно, что ее последние годы должны были предстать кризисными, что объясняло смену одной династии другой. К тому же в начале правления династии Ли усиливалось влияние конфуцианства, кото­рое не уделяет большого внимания «чудесам». Поэтому в «Корёса» и «Корёса чорё» описания «фантастических» и удивительных событий и явлений встречаются достаточно редко, что отразилось на характе­ре современной историографии Корё. Государство Корё зародилось в недрах Поздних Трех государств.

 

§ 1. Объединение страны под властью Корё

 

Итак, в 918 г. в 6-й лунный месяц на собрании высокопоставленных сановников государства Тхэбон его правитель Кунъе был смещен, а вместо него на трон возведен 41-летний талантливый военачальник Ван Гон. Тогда же название государства изменили на Коре, а столи­цу в следующем, 919 г. перенесли в город Сонак (современный го­род Кэсон), которому дали название Кэгён, т. е. «Столица открытия». «Открытие» — это начало: начало новой эры в истории государства, нового состояния гармонии в окружающем мире.

Согласно традиционным дальневосточным представлениям, дина­стии не могли сменять друг друга, если на это не было воли всемо­гущих Небес. Поэтому основатели династий должны иметь опреде­ленную связь с Небесами, и если их жизнь не была отмечена чем-то необычным, то, по крайней мере, рождение содержало нечто чудес­ное. Так, в «Корёса» сказано, что отец Ван Гона — Ван Юн как-то повстречался с гадателем-геомантом, и тот указал счастливое место для строительства нового дома, предсказав, что у Ван Юна родится сын, который станет объединителем земель «Трех Хан», т. е. Кореи, и основателем нового государства. Именно гадатель посоветовал дать мальчику имя Ван Гон.

Ван Гон объединял страну скорее мудрой политикой, нежели си­лой. В следующий после вступления на трон месяц он издал указ о возвращении статуса янин («доброго люда») тем, кто в последние годы правления Кунъе был обращен в ноби[1] за неуплату ставших непомерно большими к тому времени налогов. Чиновники прежней местной администрации при условии подчинения Ван Гону сохраняли свои старые титулы и должности. Если кто-то упорствовал на местах и не желал признавать новой власти, то прежде, чем идти военным походом, Ван Гон посылал подарки с надеждой договориться мирным путем. Он пошел на то, чтобы лично породниться с представителями крупнейших «сильных семей» и тем самым укрепить власть на ме­стах. Поэтому у Ван Гона было 29 жен.

Благодаря такой продуманной политике объединения страны, по­сле того как в 930 г. Коре совершило успешный военный поход в Позд­нее Пэкче, 110 городов на северо-востоке Силла добровольно вошли в состав Коре. Поэтому королевство Силла еще в 931 г. выразило же­лание покориться Коре, что и было реализовано в 935 г.

Только для того, чтобы покорить Позднее Пэкче, Ван Гону при­шлось вести активную военную политику. К 936 г. сопротивление это­го государства было окончательно сломлено.

Ван Гон проводил не менее активную политику и на северных гра­ницах Корё. Поначалу, очевидно, у него не было планов присоедине­ния земель на севере. На третий месяц после восхождения на трон Ван Гон издал приказ о строительстве оборонительной стены к северу от Пхеньяна, который к тому времени уже был частью корейской терри­тории. Стену решили построить на случай агрессии чжурчжэней — племен, родственных племенам мальгаль (мохэ) и проживавших в центральных и северо-восточных районах Маньчжурии. Однако по­сле того как в 920-е годы находившееся к северу от Корё государство Пархэ стало подвергаться нападениям киданей, образовавших к то­му времени свое государство Ляо, большое число потомков бывших когурёсцев вынуждены были переселяться в Коре.

После падения Пархэ в 926 г. процесс миграции стал более ин­тенсивным. Ко двору Ван Гона пришел пархэский наследный принц Тэ Гванхон со своими высокопоставленными сановниками. Ван Гон сохранил королевский титул Тэ Гванхона, но присвоил ему свою фа­милию. Все приближенные пархэского принца получили должности при дворе Ван Гона.

Тогда же на полных правах покровителя пархэской королевской семьи Ван Гон организовал ряд военных походов на север, чтобы присоединить к Коре земли к югу от реки Амноккан, которые были некогда когурёскими, а затем стали пархэскими. Однако в X в. уда­лось подчинить лишь территории в нижнем и среднем течениях реки Тэдонган и неширокую полосу земель к востоку, протянувшуюся до Восточно-Корейского (Японского) моря.

Итак, под властью Ван Гона Корея объединилась и стала занимать большие, чем во времена Объединенного Силла, территории. Почему это произошло?

О причинах распада королевства Силла и появления Поздних Трех государств речь шла в главе 11. Однако наряду с объективными причинами образования центробежных сил, к началу X в. сложились объективные причины, способствовавшие объединению страны. Сре­ди них можно выделить три основные составляющие центростреми­тельных тенденций. К первой относится формирование единой ко­рейской этнокультурной общности, сложившейся из родственных этносов и культур Трех государств за 250 лет истории Объединенного Силла. За это же время окрепли экономические связи между раз­личными частями Корейского полуострова. Второй составляющей была возросшая к началу X в. угроза вторжения с севера со стороны чжурчжэней и киданей и необходимость защиты страны с юга от на­падений японских пиратов. Третья составляющая центростреми­тельной тенденции не является в полном смысле слова объективной. Это ряд реформ, проведенных в Корё Ван Гоном и его потомками, направленных на «снятие» тех противоречий в обществе, которые в свое время привели к распаду страны.

После смерти в 943 г. Ван Гону присвоили храмовое имя Тхэчжо, что значит «Великий предок-основатель». После Ван Гона, вплоть до 1275 г., времени окончательного подчинения Корё Китаю монгольской династии Юань, храмовые имена 22 корейских королей оканчивались на корневое слово чжон, что значит «предок». Правом иметь храмо­вые имена, оканчивавшиеся на корневые слова чжо (предок-основа­тель; по-китайски — цзу) или чжон (предок; по-китайски — цзун), до X столетия обладали только китайские императоры. Храмовые име­на правителей корейских государств, которые заканчивались словом ван, указывали на их вассальное положение по отношению к Китаю.

С одной стороны, возможность присваивания правителям Кореи храмовых имен более высокого статуса указывала на новое, более зна­чимое положение Кореи на Дальнем Востоке. С другой — в самом Ки­тае в первой половине X в. не было единой и сильной власти. Только в 960 г. закончилась длившаяся более 50 лет Эпоха Пяти Династий, и к власти пришла новая династия Чао, основавшая империю Сун (960-1279). Поэтому, очевидно, в самом Китае в первой половине X в. не было такой силы, которая могла бы воспротивиться введению в Коре новой традиции храмовых имен.

 

§ 2. Реформы системы государственного управления начала эпохи Корё

 

Реформы начала эпохи Корё проводились в несколько этапов: сра­зу после установления новой династии, в начале 960-х, в 970-е и 980-е годы. Первый указ об изменениях в системе центральной власти был издан Ван Гоном уже на шестой день после восшествия на трон, в 20-й день 6-го лунного месяца 918 г. Тогда было учреждено 17 министерств и ведомств. Самыми главными были три министерства: Нэбонсон (до­словно— «Министерство Внутреннее, Служения»), занимавшееся во­просами назначения на должности и основанное Кунъе еще в 895 г.; Нэыйсон («Министерство Внутреннее, Совещаний»), ведавшее подго­товкой королевских указов, т.е., говоря современным языком, законодательства, и Кванпхёнсон («Министерство Широкое, Вынесения Решений»), главной задачей которого была реализация указов и ко­торому подчинялись остальные основные ведомства Коре. Кроме то­го, были ведомства, занимавшиеся делами армии — Пёнбу, внутренней охраной — Нэгунбу, наказаниями — Ыйхёндэ и т.д., вплоть до Управ­ления хранения документов — Кванмунвон.

В первые годы после провозглашения государства Корё серьезной проблемой для страны стали так называемые «заслуженные сановни­ки», или консин, т. е. те, кто помогал Ван Гону объединять Корейский полуостров, те, кому он сам в свое время посылал подарки, чтобы привлечь на свою сторону. Они также хотели получить свою долю верховной власти. Например, в 945 г. сановник Вон Гю, выходец из Кванчжу (расположен неподалеку от современного Сеула), поднял в столице мятеж и убил государя Хечжона (943-945), второго короля Корё. В свое время Вон Гю отдал Ван Гону в наложницы двух своих дочерей и желал, чтобы кто-либо из его внуков унаследовал королев­ский престол. Поэтому после смерти могущественного Ван Гона он попытался силой достигнуть своей цели. Но его замыслам не сужде­но было осуществиться. Новый государь Чончжон (946-949) усмирил непокорного сановника.

Тем не менее только четвертому государю Корё — Кванчжону (950-975) удалось преодолеть влияние старой заслуженной аристо­кратии. Он был третьим сыном Ван Гона и пришел к власти не с по­мощью какой-либо из придворных группировок, а опираясь на свои собственные силы. Поэтому, взойдя на трон, он решил ослабить влия­ние «сильных семей» на законодательном уровне. В 956 г. был издан закон о пересмотре статуса лично-зависимой категории населения ноби. В то время в результате многочисленных боевых операций, связан­ных с объединением Кореи, многие лично-свободные простолюдины, относившиеся к категории «доброго люда», были обращены в ноби и составляли основу экономической и военной мощи «сильных семей». Новый закон делал большинство таких ноби лично свободными.

В 958 г. Кванчжон ввел в Корё систему сдачи государственных экзаменов кваго на получение чиновничьей должности. Еще в Объ­единенном Силла в 788 г. была осуществлена попытка введения такой системы. Но только в Корё кваго стала неотъемлемой частью поли­тической практики государства[2]. Система кваго также значительно ограничивала влияние «сильных семей», обеспечивая назначение на высшие государственные должности исходя из личных способностей человека.

Кроме того, в 960-е годы ряд министерств был переименован без значительного изменения их функций.

970-е годы и правление государя Кёнчжона (976-981) ознаменова­лись рядом реформ в экономической сфере. О них речь пойдет ниже. Последняя волна реформ начала эпохи Корё, направленная на укрепление государства и центральной власти, связана с правлени­ем шестого корёского государя — Сончжона (982-997). В 982 г. были переименованы два главных министерства. Одновременно изменилась их роль в механизме выработки, принятия и реализации основопола­гающих государственных документов. Совещательный орган Нэыйсон был переименован в Нэса мунхасон, что дословно можно перевести как «Министерство Внутренней Истории и Дел при Государе». Оно стало основным органом центральной власти Коре. Исполнительный орган Кванпхёнсон переименовали в Оса досон, что означает «Ми­нистерство Высочайшего Управления Делами». Его роль стала чуть меньше, чем прежде. Несмотря на то, что оба министерства остава­лись стержнем всей системы государственной власти, основную роль стал играть совещательный орган. На это стоит обратить особое вни­мание.

Во времена сильной единоличной власти Ван Гона главными яв­лялись министерства и ведомства, занимавшиеся реализацией коро­левских указов. Слишком неспокойной была атмосфера при дворе, чтобы прислушиваться к советам сановников, еще недавно служив­ших в соседних с Корё государствах. К концу X в. ситуация в Корё стабилизировалась, укрепилась королевская власть. В то же время по­томки Ван Гона понимали, что они не обладают талантами основате­ля династии. Соответственно повысилась роль совещательного органа власти. К примеру, известно, что при дворе Сончжона был талантли­вый сановник по имени Чхве Сынно (927-989), который уже в год вступления Сончжона на престол подал на высочайшее имя письмо с перечнем неотложных государственных задач из 28 пунктов. Многие из них были учтены. Сончжон уважал мнение Чхве Сынно. Источ­ники свидетельствуют, что после смерти любимого сановника король часто сокрушался о его потере.

В 982 г. были изменены названия шести основных ведомств. Но функции их практически остались прежними. Были также переиме­нованы названия многих чиновничьих должностей.

В 991 г. король Сончжон основал особое ведомство, занимавшееся изданием королевских указов и принятием прошений на имя короля — Чунчхувон («Центральная Палата»). Считается, что Сончжон создал это ведомство под влиянием Китая эпохи Сун. Переименование цен­тральных органов власти, о котором говорилось выше, исследователи также связывают с китайским влиянием. Этот факт представляется очень важным для понимания того, почему именно Ван Гону удалось объединить Корею и в дальнейшем сделать ее процветающей страной. Ван Гон был родом с северо-запада Кореи, географически наиболее близкого к Китаю. Семья Ван Гона поддерживала интенсивные тор­говые связи с Китаем. Очевидно, к началу X в. именно северо-запад оказался наиболее развитой частью Кореи, активно воспринимавшей последние достижения китайской культуры.

Одновременно с органами центральной власти реформировалась система чиновничьих должностей. В 919 г. все чиновничество только что образованного Корё делилось на 9 рангов. К 940 г. число категорий выросло до 29. Каждый из старых 9 рангов дополнительно подразделялся на более высшую категорию чек, т.е. «правильная», и категорию чон, т. е. «последующая». Ранги ниже третьего в пределах каждой из категорий чен и чон имели дополнительное подразделение на «высшие» и «низшие».

Такое усложненное деление на ранги было связано с ростом и рас­ширением государственного аппарата. К 976 г. число категорий вы­росло до 79. Тогда же, в первый год правления государя Кёнчжо­на, произошло историческое разделение всего чиновничества на две группы — гражданских мунбан и военных мубан. Впоследствии выс­шее сословие Кореи стали именовать словом янбан, что значит «две группы [гражданских и военных сановников]»[3].

К 998 г. из-за громоздкости всей системы число рангов сократили до 18.

Реформа системы местного управления началась во времена Ван Гона, когда был возрожден институт так называемых «заложни­ков». Речь идет о детях местных глав администраций или просто влиятельных людей, которые направлялись на службу в столицу сроком на 10-15 лет. С одной стороны, они служили в столичных ведомствах, чаще всего на должностях заместителей государственных складов; с другой — играли роль «заложников», гарантировавших подчинение местной администрации центру. С начала XI в. такие люди стали име­новаться киин.

В 940 г., после завершения объединения страны, были заново учре­ждены области, округа, уезды. При этом старые силлаские названия административных единиц заменялись на новые или на такие, кото­рые, по сохранившимся документам или даже местным преданиям, существовали ранее, до силласких. (Как видно, история переимено­ваний географических названий с приходом всякой новой власти не знает различий ни в эпохах, ни в культурах).

С 970 г. начала реализовываться система регулярного направле­ния столичных чиновников в провинцию на руководящие должно­сти, В 983 г. государство было поделено на 12 люк — крупные ад­министративные центры с подчиненными им территориями — Анчжу, Хванчжу, Хэчжу, Кванчжу, Чхунчжу, Чхончжу, Кончжу, Чинчжу, Санчжу, Чончжу, Начжу, Сынчжу. Эти мок послужили основой для создания в дальнейшем корейских провинций. Современные названия некоторых из них ведут начало от названий 12 мок. Это провинции Хванхэ (Хванчжу и Хэчжу), Чхунчхон (Чхунчжу и Чхончжу) и неко­торые другие. Из столицы в мок направлялись губернаторы чольто-са, а с ними по два-три человека помощников. В дальнейшем система мок реформировалась в 995 и 1018 гг.

Одновременно с введением системы мок государь Сончжон попы­тался учредить 10 провинций до, подобно административному деле­нию танского Китая. Однако такое деление оказалось неудобным, и вскоре было отменено. Деление на провинции было возрождено толь­ко при государе Йечжоне (1106-1112); тогда их насчитывалось 5 — Янгван. Чолла, Кёнсан, Сохэ и Кёчжу. Отдельно управлялись сто­личная область (провинция) Кёнги, а также Северная пограничная и Восточная пограничная области (их также называют провинциями Пукке и Тонге соответственно). Помимо главной столицы страны города Кэгён, учредили еще три: Западную столицу — Согён (совре­менный Пхеньян), Южную столицу — Намгён (современный Янчжу) и Восточную столицу — Тонгён (ныне город Кёнчжу).

Сильное государство было бы невозможно без хорошо отлаженной системы связи и дорог. К середине X в. была учреждена сеть почто­вых станций ёк на 22 основных дорогах, которые соединяли столицу Кэгён со всеми частями страны. В Коре насчитывалось до 525 поч­товых станций, на которые назначались государственные служащие, выдавались лошади. На станциях строились помещения для ночлега.

Государство выдавало почтовым станциям поля, непосредственное ис­пользование которых или продажа урожая с них позволяли покрыть необходимые расходы.

Одновременно были переоборудованы речные переправы у дорог и прибрежные порты. Там также полагалось оборудовать места для ночлега. Речные переправы, как правило, подобно населенным пунк­там, имели собственные названия. Если перестраивалась старая пере­права, то обычно менялось и ее название.

Армия также была одной из приоритетных сфер внимания новой династии. В первый месяц после прихода Ван Гона к власти среди столичных ведомств, образованных по его указу, имелось и военное. В 919 г. были учреждены так называемые Две Армии — Игун и Шесть Полков — Югви, ставшие основой военной системы Коре. Две Армии состояли из бойцов, входивших в свое время в личную гвардию самого Ван Гона и других «сильных семей», поддержавших новую власть. Основной функцией Двух Армий была охрана королевского дворца. Несмотря на название, число воинов в них не превышало 3 тыс. Шесть Полков осуществляли функции поддержания порядка в столичном городе и его защиты, а также участвовали в боевых действиях на границах страны. Их численность была довольно велика и доходила до 45 тыс. человек.

В 947 г. для защиты северных границ от нападений киданей бы­ла учреждена так называемая Светлая Армия — Квангун. В ее состав входило до 30 тыс. человек. Однако, по свидетельству источников, в ней очень велико было влияние местных «сильных семей», что нега­тивно сказалось на общей боеспособности. Поэтому в годы второй вол­ны агрессии киданей (1011-1018) Квангун была расформирована, ее подразделения отошли под командование местной военной админи­страции.

Служба в корёских провинциальных войсках была тяжелой. Сол­дат набирали из свободных крестьян по закону о воинской повинно­сти—по одному человеку с определенного количества дворов. Слу­жили обычно с 16 до 60 лет.

После введения экзаменов на получение государственной должно­сти в 958 г. и разделения чиновничества на гражданское и военное в 976 г. в Корё сложилась четкая система отбора на высшие воен­ные должности посредством сдачи государственных экзаменов. Одна­ко вплоть до правления последнего корёского государя Конъян-вана (1389-1391) особых экзаменов на получение военной должности не су­ществовало. Военные чины в Коре занимали более низкое положение, чем гражданские.

 

§ 3. Социально-экономические реформы начала Корё

 

Социально-экономическое развитие Корё достаточно подробно описано в отечественной литературе, в особенности в работах Ю. В. Ванина[4] — ведущего российского исследователя в области сред­невековой экономики Кореи.

Экономические реформы Корё затрагивают в основном вопросы земельных отношений. Это и понятно. Для стран земледельческой культуры, к которой относится и Корея, земля была основным сред­ством производства, а сельскохозяйственная продукция нередко иг­рала роль денежного эквивалента. Поэтому устройство земельной си­стемы, собственность на землю были важнейшими вопросами, от ко­торых зависела жизнеспособность государства в целом.

До проведения реформ все земли Корё с первого дня провоз­глашения государства формально управлялись монархом. Реально ко­личество земель, принадлежавших крестьянам, заметно сократилось в период Поздних Трех государств. Это происходило и по причине прямого захвата земель «сильными семьями», и из-за постоянных войн, вынуждавших крестьян бросать поля.

Когда Ван Гон пришел к власти, он всячески старался привлечь на свою сторону как старую аристократию Корё, так и выходцев из Позднего Пэкче или Силла. Поэтому в первые годы правления Ван Гона появилось большое количество земель «заслуженных сановни­ков» — полководцев, комендантов крепостей, бывших высокопостав­ленных чиновников, помогавших Ван Гону в объединении страны и укреплении королевской власти. Немало земель принадлежало буд­дийским монастырям. Относительно первых лет существования Корё можно в какой-то мере говорить о возврате к силлаской системе сигып — выдаче земель в пожизненное владение за заслуги перед госу­дарством. Не только последний силлаский государь Кёнсун-ван полу­чил в личное пользование земли у бывшей силлаской столицы, о чем уже говорилось, но и правитель Позднего Пэкче — Кёнхвон получил в 935 г. в личное владение земли у Намгёна (Янчжу). Причем, полу­чая в сигып населенные пункты, их владельцы имели право не только собирать налог с прилегающих земель, но и в некоторой степени рас­поряжаться крестьянами, которые эти земли обрабатывали.

Таким образом, суть первого этапа земельной реформы состоит в следующем. Пока система местного управления не была развита, а территории страны до конца объединены, Ван Гону требовалось при­влекать на свою сторону костяк влиятельных людей и высшее чинов­ничество, делая их опорой своей власти. Для этого он раздавал им земельные пожалования. С другой стороны, для того чтобы добиться  поддержки со стороны населения, Ван Гон сократил налогообложение крестьян и неоднократно издавал указы, поощрявшие возвращение на землю тех, кто в свое время ее покинул из-за военных действий.

Второй этап земельной реформы начался также в правление Ван Гона, в 940 г. Тогда был издан указ о введении земельной системы ёк-пунчжон — «полей, распределяемых за службу». Этой системой охва­тывались все — от высшего столичного чиновничества до солдат. По­ля, точнее, право сбора налогов с них, раздавались в качестве воз­награждения на время службы. Как сказано в «Корёса», при выдаче полей не смотрели на ранг, а определяли, «совершает человек добро или зло, имеет большие или маленькие заслуги»[5].

Логика второго этапа земельной реформы заключалась в следую­щем. В 940 г. было реформировано административное деление страны. Но новым чиновникам, особенно находящимся за пределами столи­цы, было еще трудно доверять. Система должностей окончательно не сформировалась[6]. Иными словами, существовала возможность, что при попытке универсализации принципов раздачи полей, они могли выдаваться не по заслугам, так как само занятие должностей проис­ходило не всегда «объективно», исходя из потребностей и интересов государства. Поэтому при раздаче полей каждый случай, очевидно, рассматривался отдельно.

В 949 г. была введена дополнительная раздача риса чиновниче­ству за заслуги. Определили четыре категории заслуг. Скорее всего, указ 949 г. имел целью охватить новое чиновничество, не успевшее проявить себя в ходе объединения страны. Данный указ любопытен еще и тем, что наглядно демонстрирует роль риса как денежного эк­вивалента в Корее средних веков.

Третьим этапом земельной реформы можно считать ряд указов о чонсиква. первый из которых был издан в 976 г. Термин чонсиква означает «поля и леса [для сбора топлива] по категориям [долж­ностей]». Суть новой системы состояла в том, что в зависимости от «объективного» ранга чиновника, как столичного, так и провинциаль­ного, на время службы раздавались поля для сбора налогов и леса для сбора топлива. Теоретически, после окончания службы, поля и леса должны были возвращаться в казну. По указу 976 г. максимальная площадь выдаваемых полей составляла 110 кёлъ, минимальная — 10 кёлъ. Такими же были максимальные и минимальные площади вы­даваемых лесов. О единице площади кёлъ, которая использовалась в Корее на протяжении многих столетий, стоит сказать особо.

Кёлъ как мера площади стал употребляться еще со времени Объединенного Силла, однако сказать что-либо определенное о его раз­мере невозможно, поскольку не сохранилось точных сведений. Основ­ным критерием было количество собираемого урожая. Определялось несколько категорий полей, обычно — три: высшая, средняя и низшая. Поскольку количество урожая, собираемого с одного кёлъ любого по­ля, должно быть одинаковым, постольку геометрические площади од­ного кёлъ полей высшей, средней и низшей категорий были различны­ми. Наименьшие разногласия вызывает величина кёля с конца эпохи Корё до начала эпохи Чосон (ХIVV вв.). Тогда 1 кёлъ полей выс­шей категории равнялся 0,6 га, средней — 0,95 га, а низшей —1,4 га. По поводу единицы площади в начале периода Корё существуют са­мые различные точки зрения. Согласно одной из них, геометрическая величина кёля оставалась единой для всех категорий полей, но раз­ным был уровень налога, собиравшегося с единицы площади. Говорят о величине кёлъ в 2,3 га, 2,25 га, 1,38 га. Собственные расчеты автора настоящей книги, основанные на изучении текста королевского указа 1069 г. об установлении величины кёлъ, определяют цифру в 0,2 га[7].

По указу о чонсиква 976 г., несмотря на попытку большей уни­версализации закона, чиновники делились на 79 категорий. При этом указывались не названия должности, а только тип ведомства и цвет чиновничьего платья, с которым соотносились ранги. Система оказа­лась громоздкой, и в 998, 1014, 1034, 1076 гг. она подвергалась пере­смотру. Число категорий сократили до 18. Уменьшилось и количество выдаваемых земель. Вместе с тем в указах о чонсиква появились на­звания конкретных должностей.

Итак, третий этап земельной реформы Коре заключался в том, что власть уже была твердо установлена и стала работать конфуцианская система отбора на должности по способностям. К тому же в связи с расширением аппарата управления требовались простота и мобиль­ность системы вознаграждения чиновников. Всем этим требованиям и должна была отвечать новая система чонсиква.

Однако, очевидно, в силу объективных обстоятельств[8], принцип возврата земель, отдававшихся в длительное пользование, не мог быть реализован. Как показывают результаты исследований, проведенных автором настоящей книги[9], можно сделать предположение, что выда­ча полей и лесов по системе чонсиква, по крайней мере, для высшего чиновничества, осуществлялась исходя не только из «объективных» рангов, но и личных качеств того, кому выдавалась земля. В резуль­тате по закону и в обход закона большая часть казенных земель пе­решла в частное владение, что привело к ослаблению государства и, как следствие, — монгольскому правлению, а в дальнейшем — к гибе­ли Корё.

Система землепользования Корё не ограничивалась чонсиква. В 977 г. была введена категория «полей за заслуги» хунчжон. Такие поля размером от 50 до 20 кёль выдавали пожизненно за заслуги пе­ред государством. Очевидно, площади таких земель были значитель­но меньше тех, которые раздавались в первые годы после провозгла­шения династии. В 983 г. был издан указ о «полях и лесах казенных учреждений» конхэчжонси. Окружным, областным, уездным присут­ственным местам, а также почтовым станциям в зависимости от кате­гории (т. е. степени важности, величины) давались поля и леса вместе с прикрепленными к ним работниками для сбора риса, технических культур, занятия ремеслом, обслуживания присутственных мест. По этому указу определялись поля для начальников почтовых станций.

Принципы регулирования крестьянского землепользования в ос­новных источниках по истории Корё не описаны.

Таким образом, к концу X —началу XI в. Корё во всех отношени­ях стало достаточно сильным государством, способным эффективно отражать агрессию извне.



[1] О ноби подробнее см. §2 главы 9 части I настоящей книги.

[2] Поначалу система экзаменов кваго была достаточно простой. К концу X —на­чалу XI столетия появились экзамены предварительные и окончательные. Пред­варительные организовывались ведомством, занимавшимся высшим образованием членов королевской семьи и выходцев из высокопоставленных семей, — Кукчагам, что значит «Управление Сынов государства». Окончательные экзамены, сдавав­шиеся в три этапа, курировало Министерство ритуалов Небу. С XI в. государственные экзамены кваго сдавались один раз в два года, и число экзаменовав­шихся составляло порядка 35 человек. Таким образом, за почти пятисотлетнюю историю Коре насчитывалось всего около 6700 человек, сдавших экзамены кваго. Главным предметом на экзаменах было конфуцианское учение: требовалось зна­ние основных конфуцианских канонических книг. Однако в отдельных случаях могли сдаваться экзамены на знание медицины, географии, счета.

[3] В южнокорейской историографии господствующий класс эпохи Коре принято именовать «дворянами» или «аристократами» — квичжок, в противоположность янбанам, составлявшим основу правящего класса в период последующей династии Ли (1392-1910). Отечественная (так же как и северокорейская) историческая лите­ратура не придерживается указанной точки зрения, за что подвергается критике в южнокорейской историографии (подробнее см.: Анализ российской исследова­тельской литературы по корейской тематике. Сеул, 1997. С. 82).

[4] См., напр.: Ванин Ю. В. Феодальная Корея в ХIIIIV вв. М., 1962.

[5] Корёса [История Коре]. На кит. яз. Т. 2. Пхеньян, 1958. С. 585.

[6] Волков С. В. 1) Чиновничество и аристократия в ранней истории Кореи. М., 1987. С. 82; 2) Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999.

[7] В работе Ю. В. Ванина размер одного кёля также определяется цифрой 0,25 га (см.: Ванин Ю. В. Феодальная Корея в ХШ-ХIV вв. С. 188).

[8] Вопрос о причинах распада системы чонсиква еще не достаточно исследован в современной научной литературе.

[9] Курбанов С. О. Историографические аспекты земельных отношений в Корее Х-ХIV вв. по материалам «Составленной истории [Ко]рё»: Дис.... канд. ист. наук. СПб., 1992.

Сайт управляется системой uCoz