Глава 3. КОРЁ В XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА:

МЯТЕЖИ АРИСТОКРАТИИ, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ

ПРИ ДВОРЕ И КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ

 

В истории Корё первая четверть XII в. характеризуется нескольки­ми основными тенденциями, определившими ход истории государства на все последующее столетие.

Во-первых, следует отметить усиление неравноправия в положе­нии военных и гражданских чиновников, получившего законодатель­ное оформление еще в 976 г., когда был издан указ о разделении всего служилого сословия на две группы — гражданских мунбан и военных мубан. В том же году вышел первый указ о земельной системе чонсиква, который определял более низкие нормы наделения землей за службу военным чиновникам по сравнению с гражданскими, имевши­ми такой же ранг.

Вторым важным моментом внутриполитической жизни Корё на­чала XII столетия явилось противостояние «старой» потомственной аристократии столицы и «нового» служилого сословия из провинции. Это противостояние нельзя назвать новым явлением, оно имело место как на протяжении предшествующей истории Кореи, так и в после­дующие периоды. Во многом это противостояние было связано с тем, что в XI и в начале XII столетий проходил процесс преобразования го­сударственных земель, в том числе временно выдаваемых за службу, в частные владения. Поэтому каждому новому поколению служило­го сословия, в особенности выходцам из провинции, доставалось все меньше и меньше земель.

Третьим определяющим моментом в истории Корё стал посте­пенный распад земельной системы чонсиква с одновременным увели­чением количества частных земельных владений. Последний указ о системе чонсиква, свидетельствующий о сокращении норм наделов, был издан в 1076 г. Впоследствии никаких других указов, регулиру­ющих землепользование в Коре, не выходило или но крайней мере не сохранилось.

Поэтому в корееведческой исторической литературе первая половина XII в. ассоциируется с началом ослабления центральной власти, четвертого определяющего момента указанного исторического пе­риода Корё.

Следствием всего сказанного и одновременно пятым определя­ющим моментом явилось становление практики реального управле­ния со стороны придворных группировок, соответствующая борьба за власть между ними и особая роль военного сословия, желавшего в этой борьбе уровнять свои права с правами гражданских чиновников.

 

§ 1. Мятежи корёской аристократии в XII веке

 

Первая четверть XII столетия, т.е. период правления государей Сукчона (1095-1105), Ечжона (1105-1122) и частично Инчжона (1122-1146) оценивается в исторической литературе достаточно позитивно.

Государь Сукчон способствовал развитию книгоиздания и распро­странению буддизма. Ечжон обращал особое внимание на укрепление системы образования и учредил 7 «факультетов» чэ в высшем госу­дарственном учебном заведении Кукхак. Одним из них был факуль­тет военного дела — Мухакчэ. Таким образом, одновременно Ечжон способствовал равному укреплению как гражданского, так и воен­ного сословия. Практическое конфуцианство также стало одним из предметов особых забот короля. В 1113 г. Ечжон учредил Управле­ние детального установления [конфуцианских] ритуалов — Еый сан-чжонсо. Освобождая от уплаты налогов крестьян, пострадавших от стихийных бедствий, и проводя политику поощрения освоения пусто­шей, Ечжон способствовал укреплению материальных основ государ­ства и ослаблению противостояния между верхами и низами. Недаром именно в правление Ечжона Корее удалось отразить нападения чжурчжэней и обеспечить дальнейшие мирные отношения с чжурчжэньским государством Цзинь, покорившим киданьское государство Ляо и часть сунского Китая.

Государь Инчжон в первые годы правления также прилагал уси­лия для развития образования в Коре, основав шесть высших школ в столице и ряд провинциальных учебных заведений. Именно в эти годы интерес к собственной корейской (а не китайской, необходимой для получения классического конфуцианского образования) истории был настолько велик, что король поручил Ким Бусику написать зна­менитые «Исторические записи Трех государств» («Самгук саги»). В правление Инчжона были запрещены всевозможные дополнительные сборы с крестьян, помимо установленных государством, что понача­лу во многом облегчило жизнь простого народа. Однако именно в его правление, в 1126 г., вспыхнул первый значительный мятеж пред­ставителя аристократии Ли Чжагёма (?-1126), а в 1135 г.— второй мятеж, имевший, правда, несколько иной характер и руководимый буддийским монахом Мёчхоном (?-1135). В результате многие пози­тивные начинания Инчжона были сведены на нет. Огромные средства стали тратиться на восстановление разрушенных в ходе беспорядков дворцовых построек. Положение крестьян начало ухудшаться. Появи­лись беглые крестьяне. Многие из них становились на путь разбоя. Объективно все это явилось результатом тех основных моментов в истории Кореи начала XII столетия, которые были обозначены в на­чале этой главы.

Однако к объективным обстоятельствам нередко добавлялись субъективные факторы негативного характера, такие, как, напри­мер, личные особенности того или иного монарха. Так, наследовав­ший власть после Инчжона государь Ыйчжон (1146-1170) оказался человеком, интересовавшимся в основном не делами государства, а литературой и искусством, что, несмотря на отдельные положитель­ные моменты, отрицательно сказалось на состоянии хозяйства и обо­роноспособности страны.

Поэтому совершенно естественным стало то, что после ряда «при­дворных восстаний» реальную власть в стране захватило «унижен­ное» военное сословие. Положение простого народа ухудшилось, вспыхнул ряд крестьянских восстаний. В результате Корё ослабло на­столько, что монгольские военные походы начала XIII в. в Корею не встретили значительного сопротивления.

Остановимся подробнее на событиях, связанных с мятежами корё­ской аристократии.

Ли Чжагём принадлежал к родовитой аристократической семье из района Кёнвон (по другой версии — из района Инчжу). Его вторая дочь стала главной женой государя Ечжона, иными словами, короле­вой. Таким образом внук Ли Чжагёма должен был наследовать пре­стол. Так и произошло: он стал следующим королем Инчжоном. С мо­мента вступления дочери Ли Чжагёма в брак, его позиции при дворе сильно укрепились, что вызвало недовольство ряда высокопоставлен­ных сановников — выходцев из провинции, таких, как Хан Анин (?), Мун Гонин (?-1137). Надо сказать, что к первой четверти XII столе­тия как раз обострилось противостояние между старой аристократией и выходцами из провинции.

После того как в 1122 г. Ечжон умер и в 4-й месяц на престол был возведен внук Ли Чжагёма — Инчжон, Ли Чжагёму удалось еще больше укрепить свое положение при дворе. К тому же Ли Чжагём отдал в наложницы своему внуку своих третью и четвертую дочерей. С помощью интриг он расправился с младшим братом покойного го­сударя Ечжона — принцем Тэбангоном и со своими оппозиционерами при дворе. Проводя выгодные для себя указы, используя поддельные документы, Ли Чжагём стал захватывать чужие земельные владения. Тогда группа высокопоставленных сановников из провинции во гла­ве с Ким Чханом, Чи Ногъёном, Чхве Тхаком, О Тхаком и другими, подняв войска, решила попробовать свергнуть ненавистный клан. Но Ли Чжагём вместе с верным ему Чхок Чунгёном[1] и подчиненными войсками сумел разгромить выступление оппозиции.

Однако практически неограниченная власть при дворе не удовле­творяла Ли Чжагёма. Почувствовавшие его настроение придворные гадатели «предсказали» ему, что он должен стать новым королем. Ситуация достигла пика напряжения в 1126 г., когда чжурчжэньское государство Цзинь предъявило Коре требование признать Цзинь государством-сюзереном. Большинство придворных призывали отверг­нуть требование чжурчжэней. Ли Чжагём придерживался противопо­ложного мнения, очевидно, намереваясь с помощью Цзинь прийти к власти. Дважды он предпринимал попытки убить государя Инчжона. Однако никто не поддержал Ли Чжагёма, даже его бывший союзник Чхок Чунгён. В 1126 г. при помощи Чхок Чунгёна Ли Чжагём был схвачен и отправлен в ссылку. Сам Чхок Чунгён, несмотря на свои заслуги, также был отправлен в ссылку в следующем, 1127 г. Так закончился первый мятеж аристократии в Коре начала XII в.

Тем не менее противостояние между старой столичной аристокра­тией и «новыми» выходцами из провинции сохранялось. После по­давления мятежа Ли Чжагёма положение при дворе старой аристо­кратии, выступившей в защиту государя, даже укрепилось. К числу богатейших и влиятельнейших людей столичного города Кэгёна от­носились: Ли Гонсу, Ким Бусик (автор «Самгук саги», занимавший самые различные должности при дворе) и даже Чхок Чунгён. Оста­вался не решенным и вопрос об отношении к чжурчжэньскому го­сударству Цзинь, которое настаивало на том, чтобы Корё признало сюзеренитет Цзинь над Корё, т. е. относилось бы к Цзинь так же, как к императорскому Китаю. В 1130-е годы старая столичная аристокра­тия склонялась к тому, чтобы признать требования Цзинь.

«Новые» чиновники — выходцы из провинции, многие из которых служили в Согёне (Западная столица, современный Пхеньян), при­зывали не подчиняться требованиям Цзинь. Идеологом недовольных стал буддийский монах Мёчхон (?-1135). Отчасти это произошло потому, что одним из видов оружия в борьбе со старой аристократией стала геомантия. А кому как не буддийскому монаху пристало заниматься геомантией?

Сторонники Мёчхона — Пэк Сухан, Чон Чжисан, Ким Ан и другие утверждали, что столицу государства следует перенести из Кэгёна в Согён (место сосредоточения «нового» служилого сословия) по той причине, что чидок — «добродетель земли» в Кэгёне вся исчерпана. Поэтому если перенести столицу в более достойное место, то не толь­ко дела в государстве пойдут лучше, но и чжурчжэньское государство Цзинь само покорится Коре, а вместе с Цзинь — и все другие окружа­ющие Корею государства. Удивительно, но государь Инчжон прислу­шивался к словам Мёчхона. В 1128-1129 гг. в окрестностях Согёна, в местечке Имвон, был построен новый дворец Тэхвагун, в котором государь стал часто бывать.

Видя симпатии короля к таким идеям, сторонники Мёчхона даже стали требовать организации военного похода против «недостойно­го» государства Цзинь. Однако все эти требования встречали упорное сопротивление со стороны старой столичной аристократии. И тогда Мёчхон и его сторонники решились на практические шаги. В нача­ле 1135 г. Мёчхон и высокопоставленное чиновничество Согёна — Чо Гван, Ю Гам, Чо Чханон и другие отстранили от должностей выход­цев из столицы, служивших в Согёне, подчинили себе его военный гарнизон и объявили о создании нового государства, которое назва­ли Тэви, с девизом правления Чхонгэ, что значит «открытие Небес». При этом восставшие не заявляли об отстранении короля от власти и создании новой династии, поскольку они ничего не имели против су­ществующей королевской власти и лично государя Инчжона. Все, чего добивались восставшие, — это усиление своего влияния в государстве при одновременном удалении от власти старой столичной аристокра­тии.

В ответ на провозглашение государства Тэви из Кэгёна навстречу восставшим выдвинулись правительственные войска, возглавлявши­еся лично Ким Бусиком. Когда войска подошли к Согёну, то пред­ставители местной аристократии решили сдаться правительственным войскам. Для подтверждения своих намерений, аристократы поймали Мёчхона и Ю Гама, отрезали им головы и отправили в Кэгён. Однако в столице не только не простили «мятежников», но взяли посланни­ка — Юн Чхома — под стражу. Тогда Чо Гван и поддерживавшая его часть восставших, понимая, что даже если они сдадутся, то проще­ния им не будет, решили продолжить сопротивление. Поэтому Согён удалось покорить только через год после начала карательного похода. Как отмечается в корейской исторической литературе, такое дли­тельное сопротивление правительственным войскам было возможно только потому, что восстание пользовалось поддержкой народа, не желавшего принимать позицию старой придворной аристократии и подчиняться чжурчжэньскому государству Цзинь. Кроме того, это выступление также оценивается как преддверие, своеобразная «репетиция» крестьянских восстаний, потрясших Корею в конце XII — начале XIII в.

Мятежи Ли Чжагёма и Мёчхона показали, насколько ослабла ко­ролевская власть в Коре. Это, в свою очередь, способствовало даль­нейшему обострению борьбы за власть между придворными группи­ровками. В конце XII столетия на политическую арену вышли воен­ные сановники. В 1170 г., в последний год правления государя Ыйчжона (1146-1170), военные во главе с Чон Чжунбу подняли мятеж и захватили в стране реальную власть, которая оставалась в их ру­ках вплоть до 1270 г., до подчинения Кореи монгольской династии, создавшей империю Юань. Корейская историография именует этот период истории Коре временем «власти военных», а в отечественной литературе его иногда называют «военной диктатурой».

 

§ 2. Военная диктатура рода Чхве

 

Время, когда реальная власть в Коре принадлежала военным, обычно делят на три периода: 1) 1170-1196 гг., период установления власти военных, характеризовавшийся сменой лидеров группировки военных; 2) 1196-1258 гг., период правления военных рода Чхве[2]; 3) 1258-1270 гг., период ослабления власти военных. Рассмотрим указан­ные периоды в хронологическом порядке, уделяя особое внимание тем способам управления, с помощью которых реализовывалась власть военных[3].

Итак, первый период военного правления отличался извест­ной нестабильностью, постоянной сменой военных лидеров и, как следствие, еще достаточно значимой ролью гражданского чиновниче­ства в высшем руководстве страны. В 1170 г. в 8-й месяц, в то время, когда государь Ыйчжон (1146-1170) вместе со свитой направлялся в загородную резиденцию, Чон Чжунбу, Ли Ыйбан, Ли Го и другие вы­сокопоставленные военные сановники, находившиеся в составе свиты, на почве инцидента, разгоревшегося между гражданскими и военны­ми, приказали войскам охраны убить гражданских сановников, со­провождавших короля. Сам Ыйчжон был взят в плен и отправлен в ссылку на остров Кочжедо. На престол Чон Чжунбу посадил млад­шего брата Ыйчжона — Мёнчжона (1170-1197).

Уже в следующем, 1171 г. между бывшими соратниками возникли разногласия в борьбе за лидерство. В результате Ли Ыйбан убил Ли Го. В 1174 г. Чон Чжунбу, в свою очередь, устранил Ли Ыйбана и взял власть в свои руки. Однако лидерство Чон Чжунбу не было призна­но всем военным сословием. Через пять лет, в 1179 г.[4], в результате заговора, который возглавил его бывший соратник — полководец Кен Дэсын, Чон Чжунбу погиб. Власть перешла в руки Кен Дэсына, кото­рый управлял страной вплоть до 1183 г., пока не «умер от болезней». Кен Дэсына сменил военачальник Ли Ыймин, находившийся у вла­сти до 1196 г. Все это время военных смут и дворцовых переворотов формально во главе государства стоял государь Мёнчжон.

Подобная нестабильность в высших эшелонах власти побуждала оппозиционные силы в лице представителей гражданского чиновни­чества совершать попытки свержения власти военных. Так, в 1173 г. губернатор Северо-Востока Ким Бодан, намереваясь восстановить на троне Ыйчжона, который находился в то время в ссылке на остро­ве Кочжедо, попытался поднять мятеж, но потерпел поражение. В 1174 г. градоначальник Согёна («Западная столица», современный Пхеньян) Чо Вичхон поднял восстание с привлечением простого на­рода, выдвинув лозунг свержения Чон Чжунбу. Восстание продолжа­лось почти два года и было подавлено только в 1176 г. В 1175 г. име­ло место стихийное выступление буддийских монахов, направленное против власти военных.

Однако позиции военных при дворе оставались достаточно креп­кими, что можно объяснить рядом причин. Следует обратить особое внимание на то, каким образом военные реализовывали свою власть на первом этапе правления (1170-1196). Формально все традиционные органы власти (Три министерства и Шесть ведомств) продолжали функционировать так же, как и раньше. Но реальной силой обладал совещательный орган военных — Чунбан, что значит «Главная пала­та», которому фактически подчинялись все государственные органы. Второй период правления военных начался в 1196 г., когда Чхве Чхунхон (1150-1219) сверг Ли Ыймина, жестоко расправившись и с его сыновьями, и со всей оппозицией. Особенностью второго пери­ода является стабильность власти военных. Чхве Чхунхону удалось сделать свою власть наследственной, передав ее сыновьям и внукам: Чхве У, Чхве Хан, Чхве Ый. Среди основных причин стабильности можно назвать следующие.

Первая причина — это крайнее ослабление королевской власти. Корёские государи, начиная с Мёнчжона (1170-1197), так же, как и последующие четыре короля — Синчжон (1197-1204), Хыйчжон (1204-1211), Канчжон (1212-1213), Кочжон (1213-1259), были почти что иг­рушками в руках рода Чхве, правившего страной в течение 62 лет (четырех поколений). Чхве Чхунхон фактически отстранил от власти Мёнчжона, и следующие четыре государя возводились на престол или смещались исключительно по воле Чхве Чхунхона.

Второй причиной были те методы управления, к которым при­бегали сам Чхве Чхунхон и представители его рода. Здесь следует выделить три основных момента.

1. Изменение структуры аппарата центральной власти. Чхве Чхун­хон свел к минимуму роль прежнего совещательного органа военных Чунбан, члены которого, такие же высокопоставленные военные, как и сам Чхве Чхунхон, являлись источником нестабильности, поскольку сами были потенциальными узурпаторами. Поэтому в период своего правления род Чхве пытался проводить политику снижения роли вы­сокопоставленных военных сановников в управлении государством. Вместо «Главной палаты» Чунбан Чхве Чхунхон создал новый ор­ган — Кёчжон тогам, что не совсем верно переводится на русский язык как «Управление по расследованиям». Исходя из значения иеро­глифических составляющих, название этого органа более корректно было бы переводить как «Управление по наставлению и определению [основной политики государства]». Управление возглавлялось лицом в должности кёчжон пёлъгам, которую поначалу занимал сам Чхве Чхунхон, затем его сыновья и внуки, а после свержения власти рода Чхве в 1258 г.— другие высокопоставленные сановники. Таким обра­зом, Чхве Чхунхон создал институт единоличной абсолютной некоро­левской власти, исключавший возможность легальной деятельности какой-либо оппозиции.

2. Особая политика в отношении крестьян. В первые годы по­сле прихода к власти Чхве Чхунхон пытался бороться с незаконным захватом крестьянских земель, чрезмерным налогообложением кре­стьян. Такая политика не могла не вызвать положительной реакции простого народа. Таким образом новая власть обеспечила себе спо­койное существование.

3. Новая политика в отношении гражданского чиновничества. Несмотря на то, что сам Чхве Чхунчхон был представителем военного сословия и пришел к власти на волне противостояния военных и граж­данских чиновников, он стал проводить политику покровительства гражданским чиновникам. Это объяснялось тем, что в новой ситуации единоличной власти Чхве Чхунхона военные сановники представляли для него большую угрозу, чем гражданские. К тому же в случае пра­вильно выстроенных отношений гражданские чиновники могли ока­зать огромную помощь в деле управления государством. Действительно, в правление рода Чхве была создана благоприятная атмосфера для деятельности гражданского сословия. В качестве примера в ис­торической литературе указывается, что знаменитый корейский поэт Ли Гюбо (1168-1241) жил и творил как раз в годы «диктатуры рода Чхве».

Помимо всего сказанного, Чхве Чхунхон также стремился нала­дить хорошие отношения с представителями буддийской церкви, что­бы сократить до минимума выступления недовольных монахов.

Третьей причиной, обеспечившей длительную и относительно ста­бильную власть рода Чхве, явилось создание им собственной частной армии. Поначалу, когда военные совершали дворцовые перевороты, они использовали непосредственно подчиненные им государственные войска. После захвата власти, вооружая и обучая так называемых «гостей»[5], они пытались создавать собственные охранные гвардии. Во время правления Кен Дэсына (1179-1183) его охранная гвардия, со­стоявшая из 100 человек, получила официальный статус «Столичной палаты» — Тобан. Однако после его смерти это военное подразделение временно прекратило свое существование, пока не было воссоздано вновь в 1200 г. Чхве Чхунхоном под таким же названием, но, есте­ственно, в другом составе. Размеры воссозданного Тобан были значи­тельно больше, а число подразделений поп в нем увеличилось с 6 до 36.

Таким образом, власть рода Чхве и его преемников (до 1270 г.) имела независимую от органов государственной власти собственную военную опору, во многом определившую стабильность этой власти. Со временем у рода Чхве появились новые категории частных войск. В 1232 г. Чхве У создал особый отряд ночных патрульных в связи со значительным увеличением числа преступлений, совершаемых но­чью[6]. Отряд получил название Ябёлъчхо, что значит «Особый ноч­ной отряд». В дальнейшем, по мере роста количества личного состава этого отряда, он был поделен на «Левый особый отряд» — Чвабёльчхо и «Правый особый отряд» — Убёльчхо. Из тех корёских воинов, кому удалось бежать из монгольского плена и вернуться в столицу, было со­здано особое подразделение Синыйгун, что в переводе означает «Ар­мия справедливости духа». Все три отряда имели характер частных войск, подчинявшихся роду Чхве и его преемникам. Позднее отря­ды получили общее название Самбёльчхо — «Три особых отряда» — и сыграли заметную роль в борьбе против попытки монгольского заво­евания Кореи.

 

 

Итак, из-за слабости королевской власти и благодаря особым ме­тодам управления государством, а также наличию собственных войск правление рода Чхве продолжалось вплоть до 1258 г. В 1258 г. в ре­зультате очередного дворцового переворота к власти пришел воена­чальник Ким Инчжун. В 1268 г. Ким Инчжуна сменил Лим Ён, пере­давший власть своему сыну Лим Юму. Новые военные правители уна­следовали от рода Чхве и центральный орган власти Кёчжон тогам, и частные войска Самбёльчхо. При этом власть государя Вончжона (1259-1274) была по-прежнему номинальной, и только «помощь» монгольских войск помогла ему восстановить прежнюю королевскую власть, поддерживаемую гражданскими чиновниками[7].

 

§ 3. Народные волнения конца XII начала XIII века

 

Говоря об антиправительственных выступлениях низших слоев на­селения Коре конца XII —начала XIII в., наиболее корректно упо­треблять выражение «народные волнения», а не «крестьянские восстания», поскольку на борьбу против правящих кругов нередко под­нимались не крестьяне, а люди так называемого «подлого сословия» (чхонмип) или монахи. Учитывать это тем более важно, что воен­ный род Чхве пытался проводить более мягкую, «справедливую» по­литику по отношению к крестьянству, тем самым частично снимая противоречия между верхами и низами.

Чаще всего народные волнения происходили на севере или на юге страны, т. е. в районах, наиболее отдаленных от столицы, где сла­бее была власть центра и сильнее произвол местных властей. При этом пик активности народных выступлений приходится на послед­нюю треть XII в., т.е. на период до захвата власти родом Чхве и начала проведения политики «справедливого управления» на местах. Одной из причин такой активности является то, что как раз после 1170 г. позиции военного сословия при дворе настолько укрепились, что захват военными чиновниками крестьянских земель принял зна­чительные масштабы.

Народные восстания начались на северо-западе страны, где тра­диционно было сосредоточено большое количество войск и местное население имело значительный опыт боевых действий в связи с необ­ходимостью отражения агрессии приграничных государств. В 1172 г. вспыхнули крестьянские волнения в трех северо-западных округах — Чханчжу, Сончжу и Чхольчжу. В 1174 г. градоначальник Согёна — Чо Вичхон поднял восстание против власти военного сословия (о чем уже говорилось выше) и был поддержан крестьянами. Однако если бунт Чо Вичхона был подавлен в 1176 г., то отдельные крестьянские отряды, выступавшие поначалу вместе с Чо Вичхоном, продолжали самостоятельные действия на северо-западе вплоть до 1179 г.

На юго-западе в 1176 г. началось восстание крестьян и «подлого люда» под предводительством Манъи и Мансои, требовавших прекра­щения произвола местного чиновничества, возвращения статуса «доб­рого люда» представителям лично-зависимой категории ноби, участ­вовавшим в восстании. Довольно быстро восставшие заняли круп­нейший город юго-запада — Кончжу (современная провинция Южная Чхунчхон). В 1177 г. территории, которые находились под контро­лем повстанцев, захвативших часть столичной провинции Кёнги[8], значительно расширились. Однако, поверив столичным властям, обе­щавшим повысить статус родных мест Манъи и разобраться с непо­рядками на местах, повстанцы ослабили сопротивление. Кроме того, правительственным войскам удалось взять в заложники мать и же­ну Манъи. В результате к концу 1177 г. крестьянское восстание было подавлено.

В конце 1170 —начале 1190-х годов народные выступления проис­ходили практически повсеместно. В 1176-1177 гг. в районе современ­ной провинции Северная Чхунчхон началось восстание под предво­дительством Сон Чхона и Ли Гвана. В 1182 г. имели место вспышки крестьянских волнений в районе городов Квансон (современная про­винция Чхунчхон) и Чончжу (провинция Чолла). В 1193-1194 гг. Ким Сами возглавил крестьянское восстание в провинции Кёнсан.

После прихода к власти Чхве Чхунхона по причинам, указанным выше, крестьянские волнения практически прекратились. На смену им пришли восстания «подлого люда», требовавшего повышения сво­его социального статуса. Самым известным из них является восстание ноби 1198 г. под предводительством Ман Чжока. Интересно заметить, что Ман Чжок был слугой в доме самого Чхве Чхунхона. Вместе с  пятью ноби он бежал в горы в окрестностях Кэгёна, сумел собрать по­встанческий отряд из кэгёнских ноби. Однако вскоре его планы были раскрыты, а он сам и его сторонники схвачены и казнены. В 1200 г. в провинции Кёнсан в районе Чинчжу вспыхнуло восстание казенных и частных ноби, отряд которых действовал в окрестностях города око­ло года, после чего примкнул к местным крестьянским повстанческим отрядам.

В начале XIII столетия Корея снова была потрясена народными волнениями в провинции Кёнсан. В 1202 г. начальники подразделе­ний торён местных войск, а также зажиточные крестьяне возглавили антиправительственный мятеж в Тонгёне («Восточная столица»; ны­нешний город Кёнчжу), выдвинув лозунг «возрождения королевства Силла». К мятежу присоединились крестьяне повстанческих отрядов, действовавших неподалеку, а также монахи буддийских монастырей Пуинса и Тонхваса. Волнения продолжались вплоть до 1204 г., по­ка не были подавлены правительственными войсками. Характер вол­нений однозначно определить довольно сложно, поскольку они были вызваны и недовольством властью военных в столице, и противоречи­ями между крестьянами и местным чиновничеством, и региональной неприязнью, уходящей своими корнями в эпоху Трех государств, а также рядом других причин.

После подавления восстаний в провинции Кёнсан крупные народ­ные выступления, имеющие исключительно антиправительственную направленность, прекратились. Отчасти это было связано с прове­дением политики умиротворения крестьян со стороны захвативших власть при дворе военных рода Чхве, отчасти объяснялось начавши­мися монгольскими военными походами в Корею, когда гнев народа переместился на иноземных агрессоров.

Вместе с тем именно многочисленные крестьянские выступления стали одной из причин ослабления Корё.



[1] В северокорейской исторической литературе фамилия Чхок Чунгёна переда­ется как «Тхак» (Тхак Чунгён).

[2] В российской литературе фамилию Чхве иногда записывают как Цой. «Цой» — это прочтение фамильного иероглифа «Чхве» в произношении северных корейских провинций конца XIX столетия.

[3] Период «военного правления» хронологически пересекается со временем мон­гольских военных походов на Корейский полуостров и дальнейшим подчинением Кореи «династии» (см. примечание к с. 69) Юань — монгольской династии в Ки­тае.

[4] В исторической литературе как год гибели Чон Чжунбу указывается также 1178 г.

[5] Подробнее о так называемых «гостях» см. комментарий на с. 108 настоящей монографии.

[6] Рост преступности в свою очередь был вызван тем, что после первого воен­ного похода монголов в Корё в 1231 г. в столице осталось проживать некоторое количество монголов, которые нарушали порядки и совершали преступления.

[7] Возможно, если бы не случилось монгольских военных походов в Коре, имев­ших целью подчинить себе эту страну, Корея вполне могла бы пойти по «японско­му пути» политического развития с установлением системы формальной власти монарха и реальной власти военной аристократии.

[8] До подчинения Корё монгольскому юаньскому Китаю страна делилась на 8 провинций. Провинции Чолла и Кёнсан находились соответственно на юго-запа­де и юго-востоке страны (названия провинций совпадают с современными). Про­винция Янгван (современная Чхунчхон) располагалась к югу от столицы Кэ-гён; Сохэ — к северо-западу (современная Хванхэ), и Кёчжу — к востоку от Кэ-гёна (часть современных провинций Чхунчхон и Канвон). На крайнем северо-западе была создана провинция Пукке (современная Пхёнан), а вдоль восточного побережья протянулась провинция Тонге (современная Южная Хамгён и Кан­вон). Сам город Кэгён находился в центре столичной провинции Кёнги (согласно современному северокорейскому административному делению — самостоятельная Кэсонская область, согласно южнокорейскому делению — до недавнего времени часть столичной провинции Кёнги).

Сайт управляется системой uCoz