Глава
3. КОРЁ В XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА:
МЯТЕЖИ
АРИСТОКРАТИИ, БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
ПРИ
ДВОРЕ И КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ
В истории Корё первая четверть XII в. характеризуется несколькими основными тенденциями, определившими ход истории государства на все последующее столетие.
Во-первых,
следует отметить усиление
неравноправия в положении военных
и гражданских чиновников,
получившего законодательное
оформление еще в
Вторым важным моментом внутриполитической жизни Корё начала XII столетия явилось противостояние «старой» потомственной аристократии столицы и «нового» служилого сословия из провинции. Это противостояние нельзя назвать новым явлением, оно имело место как на протяжении предшествующей истории Кореи, так и в последующие периоды. Во многом это противостояние было связано с тем, что в XI и в начале XII столетий проходил процесс преобразования государственных земель, в том числе временно выдаваемых за службу, в частные владения. Поэтому каждому новому поколению служилого сословия, в особенности выходцам из провинции, доставалось все меньше и меньше земель.
Третьим
определяющим моментом в истории
Корё стал постепенный распад
земельной системы чонсиква с одновременным
увеличением количества частных
земельных владений. Последний указ
о системе чонсиква, свидетельствующий
о сокращении норм наделов, был
издан в
Поэтому в корееведческой исторической литературе первая половина XII в. ассоциируется с началом ослабления центральной власти, четвертого определяющего момента указанного исторического периода Корё.
Следствием всего сказанного и одновременно пятым определяющим моментом явилось становление практики реального управления со стороны придворных группировок, соответствующая борьба за власть между ними и особая роль военного сословия, желавшего в этой борьбе уровнять свои права с правами гражданских чиновников.
§
1. Мятежи корёской аристократии в XII
веке
Первая четверть XII столетия, т.е. период правления государей Сукчона (1095-1105), Ечжона (1105-1122) и частично Инчжона (1122-1146) оценивается в исторической литературе достаточно позитивно.
Государь
Сукчон способствовал развитию
книгоиздания и распространению
буддизма. Ечжон обращал особое
внимание на укрепление системы
образования и учредил 7 «факультетов»
чэ в высшем государственном
учебном заведении Кукхак. Одним
из них был факультет военного дела
— Мухакчэ. Таким образом,
одновременно Ечжон способствовал
равному укреплению как
гражданского, так и военного
сословия. Практическое
конфуцианство также стало одним из
предметов особых забот короля. В
Государь
Инчжон в первые годы правления
также прилагал усилия для
развития образования в Коре,
основав шесть высших школ в столице
и ряд провинциальных учебных
заведений. Именно в эти годы
интерес к собственной корейской (а
не китайской, необходимой для
получения классического
конфуцианского образования)
истории был настолько велик, что
король поручил Ким Бусику написать
знаменитые «Исторические записи
Трех государств» («Самгук саги»). В
правление Инчжона были запрещены
всевозможные дополнительные сборы
с крестьян, помимо установленных
государством, что поначалу во
многом облегчило жизнь простого
народа. Однако именно в его
правление, в
Однако к объективным обстоятельствам нередко добавлялись субъективные факторы негативного характера, такие, как, например, личные особенности того или иного монарха. Так, наследовавший власть после Инчжона государь Ыйчжон (1146-1170) оказался человеком, интересовавшимся в основном не делами государства, а литературой и искусством, что, несмотря на отдельные положительные моменты, отрицательно сказалось на состоянии хозяйства и обороноспособности страны.
Поэтому совершенно естественным стало то, что после ряда «придворных восстаний» реальную власть в стране захватило «униженное» военное сословие. Положение простого народа ухудшилось, вспыхнул ряд крестьянских восстаний. В результате Корё ослабло настолько, что монгольские военные походы начала XIII в. в Корею не встретили значительного сопротивления.
Остановимся подробнее на событиях, связанных с мятежами корёской аристократии.
Ли Чжагём принадлежал к родовитой аристократической семье из района Кёнвон (по другой версии — из района Инчжу). Его вторая дочь стала главной женой государя Ечжона, иными словами, королевой. Таким образом внук Ли Чжагёма должен был наследовать престол. Так и произошло: он стал следующим королем Инчжоном. С момента вступления дочери Ли Чжагёма в брак, его позиции при дворе сильно укрепились, что вызвало недовольство ряда высокопоставленных сановников — выходцев из провинции, таких, как Хан Анин (?), Мун Гонин (?-1137). Надо сказать, что к первой четверти XII столетия как раз обострилось противостояние между старой аристократией и выходцами из провинции.
После
того как в
Однако
практически неограниченная власть
при дворе не удовлетворяла Ли
Чжагёма. Почувствовавшие его
настроение придворные гадатели «предсказали»
ему, что он должен стать новым
королем. Ситуация достигла пика
напряжения в
Тем не менее противостояние между старой столичной аристократией и «новыми» выходцами из провинции сохранялось. После подавления мятежа Ли Чжагёма положение при дворе старой аристократии, выступившей в защиту государя, даже укрепилось. К числу богатейших и влиятельнейших людей столичного города Кэгёна относились: Ли Гонсу, Ким Бусик (автор «Самгук саги», занимавший самые различные должности при дворе) и даже Чхок Чунгён. Оставался не решенным и вопрос об отношении к чжурчжэньскому государству Цзинь, которое настаивало на том, чтобы Корё признало сюзеренитет Цзинь над Корё, т. е. относилось бы к Цзинь так же, как к императорскому Китаю. В 1130-е годы старая столичная аристократия склонялась к тому, чтобы признать требования Цзинь.
«Новые» чиновники — выходцы из провинции, многие из которых служили в Согёне (Западная столица, современный Пхеньян), призывали не подчиняться требованиям Цзинь. Идеологом недовольных стал буддийский монах Мёчхон (?-1135). Отчасти это произошло потому, что одним из видов оружия в борьбе со старой аристократией стала геомантия. А кому как не буддийскому монаху пристало заниматься геомантией?
Сторонники Мёчхона — Пэк Сухан, Чон Чжисан, Ким Ан и другие утверждали, что столицу государства следует перенести из Кэгёна в Согён (место сосредоточения «нового» служилого сословия) по той причине, что чидок — «добродетель земли» в Кэгёне вся исчерпана. Поэтому если перенести столицу в более достойное место, то не только дела в государстве пойдут лучше, но и чжурчжэньское государство Цзинь само покорится Коре, а вместе с Цзинь — и все другие окружающие Корею государства. Удивительно, но государь Инчжон прислушивался к словам Мёчхона. В 1128-1129 гг. в окрестностях Согёна, в местечке Имвон, был построен новый дворец Тэхвагун, в котором государь стал часто бывать.
Видя
симпатии короля к таким идеям,
сторонники Мёчхона даже стали
требовать организации военного
похода против «недостойного»
государства Цзинь. Однако все эти
требования встречали упорное
сопротивление со стороны старой
столичной аристократии. И тогда
Мёчхон и его сторонники решились на
практические шаги. В начале
В ответ на провозглашение государства Тэви из Кэгёна навстречу восставшим выдвинулись правительственные войска, возглавлявшиеся лично Ким Бусиком. Когда войска подошли к Согёну, то представители местной аристократии решили сдаться правительственным войскам. Для подтверждения своих намерений, аристократы поймали Мёчхона и Ю Гама, отрезали им головы и отправили в Кэгён. Однако в столице не только не простили «мятежников», но взяли посланника — Юн Чхома — под стражу. Тогда Чо Гван и поддерживавшая его часть восставших, понимая, что даже если они сдадутся, то прощения им не будет, решили продолжить сопротивление. Поэтому Согён удалось покорить только через год после начала карательного похода. Как отмечается в корейской исторической литературе, такое длительное сопротивление правительственным войскам было возможно только потому, что восстание пользовалось поддержкой народа, не желавшего принимать позицию старой придворной аристократии и подчиняться чжурчжэньскому государству Цзинь. Кроме того, это выступление также оценивается как преддверие, своеобразная «репетиция» крестьянских восстаний, потрясших Корею в конце XII — начале XIII в.
Мятежи
Ли Чжагёма и Мёчхона показали,
насколько ослабла королевская
власть в Коре. Это, в свою очередь,
способствовало дальнейшему
обострению борьбы за власть между
придворными группировками. В
конце XII столетия на политическую
арену вышли военные сановники. В
§ 2. Военная диктатура рода Чхве
Время, когда реальная власть в Коре принадлежала военным, обычно делят на три периода: 1) 1170-1196 гг., период установления власти военных, характеризовавшийся сменой лидеров группировки военных; 2) 1196-1258 гг., период правления военных рода Чхве[2]; 3) 1258-1270 гг., период ослабления власти военных. Рассмотрим указанные периоды в хронологическом порядке, уделяя особое внимание тем способам управления, с помощью которых реализовывалась власть военных[3].
Итак,
первый период военного правления отличался
известной нестабильностью,
постоянной сменой военных лидеров
и, как следствие, еще достаточно
значимой ролью гражданского
чиновничества в высшем
руководстве страны. В
Уже
в следующем,
Подобная
нестабильность в высших эшелонах
власти побуждала оппозиционные
силы в лице представителей
гражданского чиновничества
совершать попытки свержения власти
военных. Так, в
Однако
позиции военных при дворе
оставались достаточно крепкими,
что можно объяснить рядом причин.
Следует обратить особое внимание
на то, каким образом военные
реализовывали свою власть на
первом этапе правления (1170-1196).
Формально все традиционные органы
власти (Три министерства и Шесть
ведомств) продолжали
функционировать так же, как и
раньше. Но реальной силой обладал
совещательный орган военных — Чунбан,
что значит «Главная палата»,
которому фактически подчинялись
все государственные органы. Второй
период правления военных начался
в
Первая причина — это крайнее ослабление королевской власти. Корёские государи, начиная с Мёнчжона (1170-1197), так же, как и последующие четыре короля — Синчжон (1197-1204), Хыйчжон (1204-1211), Канчжон (1212-1213), Кочжон (1213-1259), были почти что игрушками в руках рода Чхве, правившего страной в течение 62 лет (четырех поколений). Чхве Чхунхон фактически отстранил от власти Мёнчжона, и следующие четыре государя возводились на престол или смещались исключительно по воле Чхве Чхунхона.
Второй причиной были те методы управления, к которым прибегали сам Чхве Чхунхон и представители его рода. Здесь следует выделить три основных момента.
1.
Изменение структуры аппарата
центральной власти. Чхве Чхунхон
свел к минимуму роль прежнего
совещательного органа военных Чунбан,
члены которого, такие же
высокопоставленные военные, как и
сам Чхве Чхунхон, являлись
источником нестабильности,
поскольку сами были потенциальными
узурпаторами. Поэтому в период
своего правления род Чхве пытался
проводить политику снижения роли
высокопоставленных военных
сановников в управлении
государством. Вместо «Главной
палаты» Чунбан Чхве Чхунхон
создал новый орган — Кёчжон
тогам, что не совсем верно
переводится на русский язык как «Управление
по расследованиям». Исходя из
значения иероглифических
составляющих, название этого
органа более корректно было бы
переводить как «Управление по
наставлению и определению [основной
политики государства]». Управление
возглавлялось лицом в должности кёчжон
пёлъгам, которую поначалу
занимал сам Чхве Чхунхон, затем его
сыновья и внуки, а после свержения
власти рода Чхве в
2. Особая политика в отношении крестьян. В первые годы после прихода к власти Чхве Чхунхон пытался бороться с незаконным захватом крестьянских земель, чрезмерным налогообложением крестьян. Такая политика не могла не вызвать положительной реакции простого народа. Таким образом новая власть обеспечила себе спокойное существование.
3. Новая политика в отношении гражданского чиновничества. Несмотря на то, что сам Чхве Чхунчхон был представителем военного сословия и пришел к власти на волне противостояния военных и гражданских чиновников, он стал проводить политику покровительства гражданским чиновникам. Это объяснялось тем, что в новой ситуации единоличной власти Чхве Чхунхона военные сановники представляли для него большую угрозу, чем гражданские. К тому же в случае правильно выстроенных отношений гражданские чиновники могли оказать огромную помощь в деле управления государством. Действительно, в правление рода Чхве была создана благоприятная атмосфера для деятельности гражданского сословия. В качестве примера в исторической литературе указывается, что знаменитый корейский поэт Ли Гюбо (1168-1241) жил и творил как раз в годы «диктатуры рода Чхве».
Помимо всего сказанного, Чхве Чхунхон также стремился наладить хорошие отношения с представителями буддийской церкви, чтобы сократить до минимума выступления недовольных монахов.
Третьей
причиной, обеспечившей
длительную и относительно стабильную
власть рода Чхве, явилось создание
им собственной частной армии.
Поначалу, когда военные совершали
дворцовые перевороты, они
использовали непосредственно
подчиненные им государственные
войска. После захвата власти,
вооружая и обучая так называемых «гостей»[5],
они пытались создавать собственные
охранные гвардии. Во время
правления Кен Дэсына (1179-1183) его
охранная гвардия, состоявшая из 100
человек, получила официальный
статус «Столичной палаты» — Тобан.
Однако после его смерти это
военное подразделение временно
прекратило свое существование,
пока не было воссоздано вновь в
Таким
образом, власть рода Чхве и его
преемников (до
Итак,
из-за слабости королевской власти и
благодаря особым методам
управления государством, а также
наличию собственных войск
правление рода Чхве продолжалось
вплоть до
§ 3. Народные волнения конца XII — начала XIII века
Говоря об антиправительственных выступлениях низших слоев населения Коре конца XII —начала XIII в., наиболее корректно употреблять выражение «народные волнения», а не «крестьянские восстания», поскольку на борьбу против правящих кругов нередко поднимались не крестьяне, а люди так называемого «подлого сословия» (чхонмип) или монахи. Учитывать это тем более важно, что военный род Чхве пытался проводить более мягкую, «справедливую» политику по отношению к крестьянству, тем самым частично снимая противоречия между верхами и низами.
Чаще
всего народные волнения
происходили на севере или на юге
страны, т. е. в районах, наиболее
отдаленных от столицы, где слабее
была власть центра и сильнее
произвол местных властей. При этом
пик активности народных
выступлений приходится на последнюю
треть XII в., т.е. на период до захвата
власти родом Чхве и начала
проведения политики «справедливого
управления» на местах. Одной из
причин такой активности является
то, что как раз после
Народные
восстания начались на северо-западе
страны, где традиционно было
сосредоточено большое количество
войск и местное население имело
значительный опыт боевых действий
в связи с необходимостью
отражения агрессии приграничных
государств. В
На
юго-западе в
В
конце 1170 —начале 1190-х годов
народные выступления происходили
практически повсеместно. В 1176-1177 гг.
в районе современной провинции
Северная Чхунчхон началось
восстание под предводительством
Сон Чхона и Ли Гвана. В
После
прихода к власти Чхве Чхунхона по
причинам, указанным выше,
крестьянские волнения практически
прекратились. На смену им пришли
восстания «подлого люда»,
требовавшего повышения своего
социального статуса. Самым
известным из них является
восстание ноби
В
начале XIII столетия Корея снова была
потрясена народными волнениями в
провинции Кёнсан. В
После подавления восстаний в провинции Кёнсан крупные народные выступления, имеющие исключительно антиправительственную направленность, прекратились. Отчасти это было связано с проведением политики умиротворения крестьян со стороны захвативших власть при дворе военных рода Чхве, отчасти объяснялось начавшимися монгольскими военными походами в Корею, когда гнев народа переместился на иноземных агрессоров.
Вместе с тем именно многочисленные крестьянские выступления стали одной из причин ослабления Корё.
[1] В северокорейской исторической литературе фамилия Чхок Чунгёна передается как «Тхак» (Тхак Чунгён).
[2] В российской литературе фамилию Чхве иногда записывают как Цой. «Цой» — это прочтение фамильного иероглифа «Чхве» в произношении северных корейских провинций конца XIX столетия.
[3] Период «военного правления» хронологически пересекается со временем монгольских военных походов на Корейский полуостров и дальнейшим подчинением Кореи «династии» (см. примечание к с. 69) Юань — монгольской династии в Китае.
[4]
В исторической литературе как год
гибели Чон Чжунбу указывается
также
[5] Подробнее о так называемых «гостях» см. комментарий на с. 108 настоящей монографии.
[6] Рост преступности в
свою очередь был вызван тем, что
после первого военного похода
монголов в Корё в
[7] Возможно, если бы не случилось монгольских военных походов в Коре, имевших целью подчинить себе эту страну, Корея вполне могла бы пойти по «японскому пути» политического развития с установлением системы формальной власти монарха и реальной власти военной аристократии.
[8] До подчинения Корё монгольскому юаньскому Китаю страна делилась на 8 провинций. Провинции Чолла и Кёнсан находились соответственно на юго-западе и юго-востоке страны (названия провинций совпадают с современными). Провинция Янгван (современная Чхунчхон) располагалась к югу от столицы Кэ-гён; Сохэ — к северо-западу (современная Хванхэ), и Кёчжу — к востоку от Кэ-гёна (часть современных провинций Чхунчхон и Канвон). На крайнем северо-западе была создана провинция Пукке (современная Пхёнан), а вдоль восточного побережья протянулась провинция Тонге (современная Южная Хамгён и Канвон). Сам город Кэгён находился в центре столичной провинции Кёнги (согласно современному северокорейскому административному делению — самостоятельная Кэсонская область, согласно южнокорейскому делению — до недавнего времени часть столичной провинции Кёнги).