Глава
5. КУЛЬТУРА КОРЕИ ЭПОХИ КОРЁ
Как правило, общие работы по истории Кореи рассматривают культуру Корё в пределах двух больших периодов: 1) Х-ХП вв., время до подчинения монголам, и 2) ХIII-ХIV вв., период, связанный с разрушительными монгольскими военными походами в Корею, установлением монгольского контроля, постепенным его ослаблением, затем полным освобождением от монголов и началом реформ конца династии.
В настоящей главе книги культура Кореи Х-ХIV вв. будет представлена как единое целое[1].
§1.
Научно-технические достижения Корё
Одним
из важнейших достижений культуры
Кореи Х-ХIV вв. стало книгопечатание.
Печатание с досок, или ксилографию,
в Корее начали использовать еще
в VIII в. В эпоху Коре книгопечатание
достигло особого расцвета. В 1011-1090
гг. для полного издания текста «Большого
свода священных буддийских
писаний» («Тэчжангён»),
насчитывающего б тыс. томов, было
вырезано 80 тыс. деревянных досок,
получивших особое корейское
название — «Пхальман тэчжангён». Они
сохранились до наших дней и
находятся в буддийском храме Хэин-са
на юге Кореи (провинция Южная
Кёнсан). После того, как в
Каким образом делались отпечатки с досок[2]? Как правило, деревянная доска для печати — мокпхан с каждой стороны содержала по две страницы текста, вырезанные «наоборот», т.е. всего четыре страницы. С двух торцевых сторон к ксилографической доске прикреплялись бортики — магури, выступавшие над ее верхней и нижней поверхностями. Доски для печатания обычно хранились в особых павильонах, сложенные друг на друга в большие стопки. Наличие магури обеспечивало хорошую вентиляцию и лучшую сохранность досок, облегчало процесс печати.
Перед началом печати каждую доску обычно прочищали специальной щеткой. Иногда доску также предварительно увлажняли. Одновременно нарезали бумагу для печатания размером с развернутый лист книги. Для печати требовались три или, по крайней мере, два человека. После смазывания доски тушью один или два человека натягивали чистый лист бумаги над доской, прижимая его кончики к бортикам магури. Третий человек особой растиркой в виде мешочка, заполненного шелухой злаковых растений, растирал лист бумаги до появления на нем четкого отпечатка. Нередко первый отпечаток с доски мог быть не очень хорошего качества, поэтому с одной доски печатали несколько экземпляров. Тушь, хранящуюся в виде твердых брусков, растирали непосредственно перед печатанием, иногда добавляя в воду яичный белок или порошки из сухих трав для лучшей сохранности книги или для того, чтобы от нее исходил приятный аромат. Готовые отпечатки просушивали, подрезали точно по размеру будущей книги и сшивали, складывая каждый лист пополам, текстом наружу.
Необходимость изготовления особых досок для каждой новой книги делала процесс книгопечатания весьма долгим и дорогостоящим. Поэтому на Дальнем Востоке довольно рано пришли к идее необходимости создания подвижного шрифта. Иными словами, на стандартной ксилографической доске вместо иероглифов стали вырезать ячейки, куда можно было бы вставлять необходимые для каждого конкретного текста отдельно изготовленные формы с иероглифами. Первое упоминание об использовании корейцами подвижного металлического шрифта относится к 1234-1241 гг. Кроме того, считается, что первая попытка использования деревянного подвижного шрифта имела место в Корё в 1101-1122 гг. В корейской исторической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что корейцы первыми изобрели и начали использовать подвижный металлический шрифт[3]. В XIII и XIV вв. в Корее еще не раз прибегали к технике печатания с досок, набранных подвижным металлическим шрифтом, например, для издания в 1234-1240 гг. «Подробных записей о ритуалах древности и современности» («Санчжон когым емун»), автором которых был Чхве Юный[4].
Коре также было известно качеством и разнообразием сортов изготавливаемой бумаги, среди которых была особая бумага из коры бумажного дерева, бумага с золотым песком и т. п.
К категории технических достижений относят знаменитую корёскую светло-зеленую керамику селадон, о которой можно говорить с точки зрения достижений ремесла и художественного искусства. Характерными чертами корёского селадона являются его особый зеленоватый цвет, напоминающий цвет полудрагоценного камня нефрита. Максимального расцвета искусство изготовления селадона достигло в 1120-1190-е годы.
Для
достижения характерного
зеленоватого цвета в глазурь добавлялся
металлический порошок, а также
другие особые компоненты,
составлявшие секрет мастеров. Для
обжига такой керамики требовались
особые печи кама. Печи
представляли собой узкие камеры
длиной более
Помимо разного рода сосудов, ваз, тарелок, мисок, чайников, плошек в технике селадона изготавливались статуэтки таких животных, как лев, дракон, черепаха, утка, обезьяна, голубь. Чаще всего статуэтки были лишь составной частью керамических изделий — ручками крышек или печатей. Иногда сосуды повторяли форму лотоса или напоминали изделия из бамбука. Выделяют четыре основных типа узоров, встречающихся в корёской зеленоватой керамике селадон: «журавль в белых облаках», «утки или журавли, резвящиеся на берегу водоема с ивами», различные цветы и цветочные узоры, зарисовки из жизни людей. Фигурки животных и изображения на стенках сосудов часто имели значение благопожеланий, которые должны были способствовать более счастливой жизни хозяина предмета.
Производство оружия также относят к категории технических достижений Корё. Корёсцы активно использовали пороховое оружие — пушки, стрелявшие каменными зарядами. Корёские арбалеты отличались особой дальностью полета стрелы.
Развивалось
в Корё и кораблестроение. Корабли
были достаточно большими по
размерам, имея длину до
Во
времена эпохи Корё продолжала
развиваться астрономия. При
дворе учреждались специальные
ведомства, в задачу которых входило
наблюдение за небесными явлениями.
В разные периоды они имели
различные названия: Тхэбоккам,
Тхэсагук, Соунгван. Наблюдение
за небом преследовало три цели:
решение практических задач,
связанных с летоисчислением;
попытка определения «воли Неба»,
согласно которой должны были
происходить все основные изменения
в жизни на земле; практические
задачи изучения метеорологических
явлений. Главная обсерватория
страны находилась недалеко от столичного
города Кэгён. Корёсцы не только
наблюдали и предсказывали
солнечные и лунные затмения, но и
могли обнаруживать солнечные
пятна. Имеется более десятка
записей о наблюдении солнечных
пятен в Коре. В
В
Корё большое внимание уделялось
медицине. При дворе были учреждены
специальные ведомства,
занимавшиеся изучением и использованием
различных методов лечения (Тхэыйгам)
и изготовлением лекарств (Санъяккук).
Конечно же, услугами этих
ведомств пользовались
исключительно представители
высшего сословия. В
О развитии географии в Коре свидетельствует издание самых различных карт: «Карты Трех государств» — «Самгук чидо», «Карты Индии» — «Индо чидо», «Карты Корё» — «Коре чидо». Карта Корё оказалась такой точной, что использовалась как основная карта Кореи на протяжении XV в.
§2.
Издание исторических сочинений,
литература, образование в Корё
В
Корее, как и на всем Дальнем Востоке,
истории традиционно уделялось
особое внимание. Историописание
находилось в ведении государства. В
начале Корё вопросами
историописания занималось
Историческое ведомство — Сагван. Именно
в этом ведомстве служил по
совместительству в должности «наблюдателя
по составлению истории
государства» (камсу кукса) знаменитый
историк Ким Бусик, находившийся в
то время на самых высших придворных
постах. С
Историческое ведомство выполняло две основные задачи: сбор и фиксация фактов, связанных с текущими событиями, и издание исторических сочинений о прошлом. На основании ежедневных записей о деяниях короля, событиях, государственной политике, изменениях в должностной системе и многом другом составлялись так называемые «реальные записи», или по-корейски силлок — черновые анналы, на основании которых в будущем, после падения правящей династии, должны были составляться образцовые династийные истории чонса. Среди многих должностей, работавших в историческом ведомстве Коре, важнейшей была должность историка — сагван. Сагван имел исключительное право свободного доступа во все столичные и провинциальные учреждения, право присутствовать на любых мероприятиях, быть свидетелем любых событий. Для того чтобы сагван мог фиксировать события объективно, никто не имел права заглядывать в его записи, даже сам король. Записи сагван, оформлявшиеся в виде силлок, писались по хронологическому принципу в нескольких экземплярах и хранились в особых исторических архивах — саго, расположенных в удаленных друг от друга местах. Это делалось для того, чтобы уберечь силлок на случай войн, пожаров, стихийных бедствий. Основной состав исторического ведомства представляли так называемые совмещенные должности, т. е. служащие других ведомств, которые были обязаны приносить в Чхунчхугван подробные записи о деятельности своих ведомств, а также связанных с ней государственных делах. Таким образом достигалась полнота в изложении событий современности.
Кроме
собирания и записи фактов,
историческое ведомство Коре
занималось, как уже говорилось,
изданием исторических сочинений.
Помимо знаменитых «Исторических
записей Трех государств» («Самгук
саги»,
Система
образования в Корё также
достигла нового, более высокого
уровня. Еще в
К
Несмотря
на сокращение числа обучающихся,
система образования в Коре
продолжала совершенствоваться. Так,
в
С
XII столетия в Коре стала
развиваться система частных школ.
Так, в
Однако
именно сдача государственных
экзаменов на получение чиновничьей
должности являлась целью
практически каждого молодого
человека из высшего сословия. В
Коре такие экзамены были введены
королевским указом
Период
Корё ознаменовался значительным
вкладом в развитие корейской
литературы, в особенности поэзии.
Самым известным корёским поэтом,
чьи произведения сохранились до
наших дней, был Ли Гюбо (1168-1241). Одно
из самых выдающихся его
произведений — поэма о мифическом
основателе государства Когурё — «Сказание
о Тонмёнване» («Тонмёнван пхён»)[8].
Ученый и поэт конца эпохи Корё—Ли
Сынхю (1224-1300) составил знаменитую
поэму «Рифмованные записи о
королях и императорах» («Чеван
унги»,
До наших дней сохранились корёские народные песни в жанре каё («песни») или согъё («народные песни»), поскольку в свое время они были записаны по-корейски китайскими иероглифами способом иду[9], или в переводе на китайский язык.
Сочинение буддийского монаха Ирена «Достопамятные события Трех государств» («Самгук юса»), по поводу которого в научной литературе ведутся споры, является ли оно историческим сочинением, или относится к категории художественной литературы, независимо от того, как решается поставленный вопрос, несомненно, является выдающимся литературным произведением периода Коре.
Буддизм
был господствующей религией Коре.
Нередко в исторической литературе
можно даже встретить определение
буддизма как государственной
религии Кореи Х-ХIV вв. Поэтому
выдающиеся буддийские мыслители
оставили после себя богатое
литературное и духовное наследие.
В начале XX столетия был обнаружен
трактат буддийского монаха
Какхуна «Сказание о выдающихся
буддийских монахах Кореи» («Хэдон
косынчжон»,
§
3. Архитектура, ремесло, живопись
Корё
Считается, что Корё, помимо знаменитого селадона, было известно своими изделиями из бронзы, в частности бронзовыми зеркалами. Чаще всего зеркала имели круглую форму, однако изготавливались зеркала и в форме цветочного лепестка или листа дерева. Их тыльную сторону украшали барельефные узоры, часто имевшие значение благопожеланий. Кроме зеркал в Корё отливали бронзовые вазы, чайники, курильницы, колокола для буддийских монастырей[10].
Архитектура Корё представлена каменными и деревянными постройками. Из дерева строили, как правило, павильоны дворцов и буддийских монастырей. Из дворцов самым известным считается столичный королевский дворец Кэгёна. Его деревянные постройки не сохранились до наших дней, однако по каменным фундаментам можно судить о величине и особенностях этого архитектурного комплекса. В частности, у кэгёнского дворца было четверо расположенных последовательно ворот, ведших внутрь комплекса, в то время как во дворцах прежних эпох — только двое.
В связи с тем, что буддизм был господствующей религией и получал от государства поддержку, в Корё строилось очень много буддийских монастырей. Только в окрестностях столицы Корё было сооружено около 70 больших и малых монастырей. Поскольку постройки были в основном деревянными, то от большинства монастырей не сохранилось практически ничего, кроме фундаментов павильонов, а также каменных пагод и изваяний Будд. Тем не менее в южной части Кореи, наименее пострадавшей от многочисленных войн, сохранился ряд монастырских деревянных построек периода Корё. Это павильон Кыннакчон монастыря Пончжонса и павильон Мурян-сучжон монастыря Пусокса провинции Северная Кёнсан, а также главный павильон Тзунчжон монастыря Судокса провинции Южная Чхун-чхон.
Одним
из самых величественных буддийских
монастырей эпохи Корё был
столичный монастырь Хынванса,
строительство которого
завершилось в
Каменные
пагоды Корё, как уже отмечалось,
стали более разнообразными по
форме, нежели в предшествующие
периоды, имели восьмигранные или
даже круглые ярусы. На территории
Северной Кореи особо отмечают
пагоды монастырей Пурильса (5
ярусов;
Скульптурные
изображения Будд в Корё делали из
камня, золота, дерева. Самым
знаменитым и в то же время самым
большим в Корее каменным изваянием
Будды Майтрейи является статуя из
монастыря Кванчхокса (провинция
Южная Чхунчхон). Согласно записям,
на создание изваяния высотой более
Помимо монументальных скульптур, в Коре продолжали создавать металлические изваяния Будд небольших размеров. Одной из наиболее уникальных считается золотая статуя Будды, обнаруженная в уезде Кымган провинции Канвон.
Примером небуддийской скульптуры Корё могут служить каменные изваяния воинов и сановников у гробницы короля Конмин-вана (1351-1374) в провинции Хванхэ.
Живопись в Корё находилась в сфере пристального внимания государства. В столице при дворе были учреждены особые ведомства, занимавшиеся вопросами изобразительного искусства. Они назывались Тохвавон (Палата рисунков и картин), Хвагук (Управление изобразительного [искусства]). В Корё высокого уровня достигла пейзажная живопись. Известно, что слава о мастерстве корейского художника Ли Нёна (начало XII в.) достигла Китая. Ли Нён не только жил в Китае династии Сун, но и учил своему искусству китайских художников. Художник конца XI —начала XII в. Чон Дыккон был известен особым мастерством в изображении рыб.
Не
так много картин, созданных в
период Корё, сохранилось до наших
дней. Среди них — настенная
живопись в павильоне Чосадан буддийского
монастыря Пусокса (провинция
Северная Кёнсан), портрет
конфуцианского ученого Хве Хона,
хранящийся в совоне Сосу (
Музыка
в Корё была составной частью
сложной системы ритуалов. Кроме
того, считалось, что с помощью
музыки возможно совершенствовать
«нравы и характер народа». Поэтому
музыка также не оставалась в
стороне от внимания государства.
При королевском дворе был создан
оркестр, в котором было 108
музыкантов, игравших на 40 видах
музыкальных инструментов. Иногда в
городах устраивались большие
концерты. Например, в 4-й месяц
Кроме придворной музыки в Корё было развито народное музыкальное творчество. В «Истории Корё» («Корёса») в разделе «Записи о музыке» («Акчи») в переводе на ханмун[11] приведены тексты 24-х народных песен, которые исполнялись на корейском языке.
Несмотря на зависимость Корё от монгольской династии Юань в Китае, Корея сумела сохранить свою национальную культуру, и в XIV столетии вступить на путь реформ, вернуть былую самостоятельность.
[1] Говоря о культуре Корё, правильным было бы такое изложение материала, при котором прослеживались бы истоки тех или иных культурных достижений Кореи, влияние извне и собственно корейские корни. Однако на настоящий момент как в корейской, так и в зарубежной историографии культура Корё представляется главным образом в форме простого перечня достижений корейского народа X-XIV вв. Не имея возможности представить собственное исследование культуры Коре, автор настоящей книги также следует указанной традиции.
[2] Автору настоящей книги
посчастливилось летом
[3] Подвижный глиняный иероглифический шрифт впервые был использован в Китае в 1041-1049 гг. Би Шэном (см.: Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-ХШ веков. С. 136).
[4] Текст книги до наших
дней не сохранился. Древнейшим
корёским сочинением, отпечатанным
в
[5] Чхунчху — корейское прочтение названия классического китайского исторического сочинения «Чунъцю» — «Весны и осени», автором которого считается Конфуций.
[6] Встречается и сокращенная запись названия сочинения — «Когым санчжонне».
[7] В год, когда военачальник Кан Чжо сместил с престола короля Мокчона, казнил его и возвел на престол Хёнчжона. Тогда же Корё стало готовиться к отражению ожидаемого «карательного» военного похода киданьского государства Ляо, претендовавшего на роль «центра Поднебесной».
[8] В России исследованием творчества Ли Гюбо и переводом его произведений на русский язык занимались петербургские корееведы Л. В. Жданова и А. Ф. Троцевич (перевод поэмы см. в кн.: Корейские предания и легенды из средневековых книг. М., 1980. С.205-228).
[9] См. § 2 Главы 6 Части I настоящего издания.
[10] Об искусстве Кореи периода Корё подробнее см.: Глухарева О. Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982. С. 90-142.
[11] Ханмун — письменный древнекитайский язык, использовавшийся в Корее для записи и публикации официальных текстов.