Глава 5. КУЛЬТУРА КОРЕИ ЭПОХИ КОРЁ

 

Как правило, общие работы по истории Кореи рассматривают культуру Корё в пределах двух больших периодов: 1) Х-ХП вв., время до подчинения монголам, и 2) ХIIIIV вв., период, связанный с раз­рушительными монгольскими военными походами в Корею, установ­лением монгольского контроля, постепенным его ослаблением, затем полным освобождением от монголов и началом реформ конца дина­стии.

В настоящей главе книги культура Кореи Х-ХIV вв. будет представлена как единое целое[1].

 

§1. Научно-технические достижения Корё

 

Одним из важнейших достижений культуры Кореи Х-ХIV вв. стало кни­гопечатание. Печатание с досок, или ксилографию, в Корее начали исполь­зовать еще в VIII в. В эпоху Коре кни­гопечатание достигло особого расцве­та. В 1011-1090 гг. для полного изда­ния текста «Большого свода священ­ных буддийских писаний» («Тэчжангён»), насчитывающего б тыс. томов, было вырезано 80 тыс. деревянных досок, получивших особое корейское название — «Пхальман тэчжангён». Они сохранились до наших дней и находятся в буддийском храме Хэин-са на юге Кореи (провинция Южная Кёнсан). После того, как в 1232 г. тек­сты «Пхалъман тэчжангён» сгоре­ли во время монгольского нашествия, свод был напечатан еще раз. Молва о высоком уровне развития книгопечатания в Корё дошла до Китая, и в 1091 г. 5 тыс. томов книг на китайском языке, изданных в Корее, были отправлены в сунский Китай.

Каким образом делались отпечатки с досок[2]? Как правило, де­ревянная доска для печати — мокпхан с каждой стороны содержала по две страницы текста, вырезанные «наоборот», т.е. всего четыре страницы. С двух торцевых сторон к ксилографической доске при­креплялись бортики — магури, выступавшие над ее верхней и нижней поверхностями. Доски для печатания обычно хранились в особых па­вильонах, сложенные друг на друга в большие стопки. Наличие магури обеспечивало хорошую вентиляцию и лучшую сохранность досок, облегчало процесс печати.

Перед началом печати каждую доску обычно прочищали специ­альной щеткой. Иногда доску также предварительно увлажняли. Од­новременно нарезали бумагу для печатания размером с развернутый лист книги. Для печати требовались три или, по крайней мере, два человека. После смазывания доски тушью один или два человека на­тягивали чистый лист бумаги над доской, прижимая его кончики к бортикам магури. Третий человек особой растиркой в виде мешоч­ка, заполненного шелухой злаковых растений, растирал лист бумаги до появления на нем четкого отпечатка. Нередко первый отпечаток с доски мог быть не очень хорошего качества, поэтому с одной доски печатали несколько экземпляров. Тушь, хранящуюся в виде твердых брусков, растирали непосредственно перед печатанием, иногда добав­ляя в воду яичный белок или порошки из сухих трав для лучшей сохранности книги или для того, чтобы от нее исходил приятный аро­мат. Готовые отпечатки просушивали, подрезали точно по размеру будущей книги и сшивали, складывая каждый лист пополам, текстом наружу.

Необходимость изготовления особых досок для каждой новой кни­ги делала процесс книгопечатания весьма долгим и дорогостоящим. Поэтому на Дальнем Востоке довольно рано пришли к идее необходи­мости создания подвижного шрифта. Иными словами, на стандартной ксилографической доске вместо иероглифов стали вырезать ячейки, куда можно было бы вставлять необходимые для каждого конкрет­ного текста отдельно изготовленные формы с иероглифами. Первое упоминание об использовании корейцами подвижного металлическо­го шрифта относится к 1234-1241 гг. Кроме того, считается, что пер­вая попытка использования деревянного подвижного шрифта имела место в Корё в 1101-1122 гг. В корейской исторической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что корейцы первыми изобрели и начали использовать подвижный металлический шрифт[3]. В XIII и XIV вв. в Корее еще не раз прибегали к технике печатания с досок, набранных подвижным металлическим шрифтом, например, для издания в 1234-1240 гг. «Подробных записей о ритуа­лах древности и современности» («Санчжон когым емун»), автором которых был Чхве Юный[4].

Коре также было известно качеством и разнообразием сортов из­готавливаемой бумаги, среди которых была особая бумага из коры бумажного дерева, бумага с золотым песком и т. п.

К категории технических до­стижений относят знаменитую корёскую светло-зеленую керамику селадон, о которой можно гово­рить с точки зрения достижений ре­месла и художественного искусства. Характерными чертами корёского селадона являются его особый зеле­новатый цвет, напоминающий цвет полудрагоценного камня нефрита. Максимального расцвета искусство изготовления селадона достигло в 1120-1190-е годы.

Для достижения характерного зеленоватого цвета в глазурь до­бавлялся металлический порошок, а также другие особые компонен­ты, составлявшие секрет мастеров. Для обжига такой керамики тре­бовались особые печи кама. Пе­чи представляли собой узкие каме­ры длиной более 40 м и шириной порядка 1 м. Печи строились на склонах холмов, так, чтобы перепад между нижней и верхней частями печи составлял около 7 м. Через каждые 2,2-2.3 м в камере строились перегородки с отверстиями для горячего воздуха. В конце печи имелась труба. Пол покрывался песком. Для обжига керамики требовалось поддержание температуры порядка 1150-1200 градусов.

Помимо разного рода сосудов, ваз, тарелок, мисок, чайников, плошек в технике селадона изготав­ливались статуэтки таких живот­ных, как лев, дракон, черепаха, ут­ка, обезьяна, голубь. Чаще всего статуэтки были лишь составной ча­стью керамических изделий — руч­ками крышек или печатей. Ино­гда сосуды повторяли форму лото­са или напоминали изделия из бам­бука. Выделяют четыре основных типа узоров, встречающихся в корёской зеленоватой керамике села­дон: «журавль в белых облаках», «утки или журавли, резвящиеся на берегу водоема с ивами», различ­ные цветы и цветочные узоры, за­рисовки из жизни людей. Фигурки животных и изображения на стен­ках сосудов часто имели значение благопожеланий, которые должны были способствовать более счаст­ливой жизни хозяина предмета.

Производство оружия также относят к категории технических достижений Корё. Корёсцы активно использовали пороховое ору­жие — пушки, стрелявшие каменными зарядами. Корёские арбалеты отличались особой дальностью полета стрелы.

Развивалось в Корё и кораблестроение. Корабли были доста­точно большими по размерам, имея длину до 28 м. На боевых судах в носовой части устанавливался особый рог для протаранивания вра­жеских судов. Также на носу корабля могли водружать изображение головы дракона — повелителя водной стихии. Считается, что на корёских судах до Японии можно было доплыть за один световой день, а до Китая — за три дня.

Во времена эпохи Корё продолжала развиваться астрономия. При дворе учреждались специальные ведомства, в задачу которых входило наблюдение за небесными явлениями. В разные периоды они имели различные названия: Тхэбоккам, Тхэсагук, Соунгван. Наблю­дение за небом преследовало три цели: решение практических задач, связанных с летоисчислением; попытка определения «воли Неба», согласно которой должны были происходить все основные изменения в жизни на земле; практические задачи изучения метеорологических явлений. Главная обсерватория страны находилась недалеко от сто­личного города Кэгён. Корёсцы не только наблюдали и предсказыва­ли солнечные и лунные затмения, но и могли обнаруживать солнеч­ные пятна. Имеется более десятка записей о наблюдении солнечных пятен в Коре. В 1343 г. придворный астроном Кан Бо издал справоч­ное сочинение по новой системе определения дат календаря — « Суси-рёк чхобоп гтсон», старейшее из сохранившихся до наших дней.

В Корё большое внимание уделялось медицине. При дворе были учреждены специальные ведомства, занимавшиеся изучением и ис­пользованием различных методов лечения (Тхэыйгам) и изготовлени­ем лекарств (Санъяккук). Конечно же, услугами этих ведомств поль­зовались исключительно представители высшего сословия. В 958 г., когда был объявлен королевский указ о введении государственных экзаменов на получение чиновничьей должности, одновременно тем же указом были учреждены особые экзамены для медиков. В свя­зи с этим также весьма интересен указ 989 г., вводивший обязатель­ное лечение для гражданских сановников выше 5-го и военных выше 4-го рангов. Корёские лекарства были хорошо известны за пределами страны. Многие из них изготавливались из местных лекарственных трав. В Коре было создано несколько трактатов по традиционной ме­дицине. Самый известный из них — изданное при дворе в годы прав­ления государя Кочжона (1213-1259) трехтомное сочинение «Спосо­бы быстрой помощи местными лекарствами» («Хянъяк кугыппан»). Трактат оказался настолько популярен, что был переиздан уже при новой династии Ли в 1417 г.

О развитии географии в Коре свидетельствует издание самых различных карт: «Карты Трех государств» — «Самгук чидо», «Кар­ты Индии» — «Индо чидо», «Карты Корё» — «Коре чидо». Карта Корё оказалась такой точной, что использовалась как основная карта Ко­реи на протяжении XV в.

 

§2. Издание исторических сочинений, литература, образование в Корё

 

В Корее, как и на всем Дальнем Востоке, истории традиционно уделялось особое внимание. Историописание находилось в ведении государства. В начале Корё вопросами историописания занималось Историческое ведомство — Сагван. Именно в этом ведомстве служил по совместительству в должности «наблюдателя по составлению ис­тории государства» (камсу кукса) знаменитый историк Ким Бусик, находившийся в то время на самых высших придворных постах. С 1308 г. ведомство Сагван неоднократно реформировалось, и названия его меняли то на Ведомство искусств, письмён и образцовой исто­рии — Емун Чхунчхугван[5] (1308 г.), то возвращали старое название Сагван (1362 г.), то снова давали сокращенное Чхунчхугван (1325, 1362 гг.). В результате за историческим ведомством закрепилось на­звание Чхунчхугван, которое сохранялось без изменений вплоть до 1894 г.

Историческое ведомство выполняло две основные задачи: сбор и фиксация фактов, связанных с текущими событиями, и издание ис­торических сочинений о прошлом. На основании ежедневных записей о деяниях короля, событиях, государственной политике, изменениях в должностной системе и многом другом составлялись так называе­мые «реальные записи», или по-корейски силлок — черновые анналы, на основании которых в будущем, после падения правящей династии, должны были составляться образцовые династийные истории чонса. Среди многих должностей, работавших в историческом ведомстве Коре, важнейшей была должность историка — сагван. Сагван имел исключительное право свободного доступа во все столичные и про­винциальные учреждения, право присутствовать на любых меропри­ятиях, быть свидетелем любых событий. Для того чтобы сагван мог фиксировать события объективно, никто не имел права заглядывать в его записи, даже сам король. Записи сагван, оформлявшиеся в виде силлок, писались по хронологическому принципу в нескольких экзем­плярах и хранились в особых исторических архивах — саго, располо­женных в удаленных друг от друга местах. Это делалось для того, чтобы уберечь силлок на случай войн, пожаров, стихийных бедствий. Основной состав исторического ведомства представляли так на­зываемые совмещенные должности, т. е. служащие других ведомств, которые были обязаны приносить в Чхунчхугван подробные записи о деятельности своих ведомств, а также связанных с ней государствен­ных делах. Таким образом достигалась полнота в изложении событий современности.

Кроме собирания и записи фактов, историческое ведомство Ко­ре занималось, как уже говорилось, изданием исторических сочине­ний. Помимо знаменитых «Исторических записей Трех государств» («Самгук саги», 1145 г.) Ким Бусика и «Достопамятных событий Трех государств» («Самгук юса», 1281 г.) монаха Ирена, в Коре было из­дано немало других значимых исторических сочинений, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Это и «Записи о древно­сти и современности» («Когымнок») Пак Илляна (?-1096), и «Записи о ритуалах, детально установленных в древности и ныне» («Когым санчжон немун»[6]) Чхве Юныя (1102-1162) в 50 томах, и «Всеобщие анналы» («Пхённён тхоннок») Ким Гваныя, и многие другие.

Система образования в Корё также достигла нового, более вы­сокого уровня. Еще в 930 г. в столице было основано высшее учебное заведение Кукхак для представителей высших сословий. В нем, поми­мо конфуцианских предметов, которые, говоря современным языком, можно было бы отнести к категории «администрирования», препода­вались медицина и астрономия, и вскоре были открыты самостоятель­ные медицинское и гадательное отделения.

К 992 г. система образования обрела более завершенный харак­тер. В ведении придворного управления по образованию Кукчагам (дословно — «Управление сынов государства») находились несколько столичных учебных заведений: Кукчахак (Высшая школа сынов госу­дарства), Тэхак (Высшая школа), Самунхак (Высшие школы у четы­рех [городских] ворот) и шесть высших школ по отраслям — права, ма­тематики, письма и т. п. В конце X в., к примеру, только в трех круп­нейших учебных заведениях Кукчахак, Тэхак, Самунхак обучалось по 300 человек в каждом. Однако к 1130 г. во всех учебных заведени­ях, подотчетных Кукчагам, насчитывалось всего лишь 200 студентов. Это отчасти объясняется тем, что к тому времени обучение и сдача экзаменов на некоторое время перестали быть необходимым услови­ем для того, чтобы утвердиться в обществе, так как должности стали покупаться и продаваться. Расширилось частное землевладение. По­этому для того чтобы жить в достатке, было совсем не обязательно служить королю.

Несмотря на сокращение числа обучающихся, система образова­ния в Коре продолжала совершенствоваться. Так, в 1109 г.[7] при Кук­чагам впервые открылось специальное отделение для профессиональ­ного обучения военного сословия.

С XII столетия в Коре стала развиваться система частных школ. Так, в 1053 г. высокопоставленный сановник Чхве Чхун (984-1068), оставив в возрасте 70 лет государственную службу, вернулся в род­ные места и основал там девять частных школ. Его заслуги в рас­пространении знаний были настолько велики, что он получил про­звище корейского Конфуция (Хэдон Кончжа). При династии Ли та­кие частные учебные заведения, имевшие алтарь в честь основателя, получили название совок, что значит «палата книг». Кроме частных школ, готовивших учащихся к сдаче государственных экзаменов, в де­ревнях стали создаваться начальные частные школы, получившие на­звание содан, т.е. «павильон книг». Государственные провинциальные начальные школы хянгё («местные школы»), подчинявшиеся Кукча­гам, известны в Корее со времени эпохи Корё. В каждом хянгё был алтарь для совершения церемонии кормления духа Конфуция. Буддийские монастыри также были центрами образования, не связанного со служебной карьерой.

Однако именно сдача государственных экзаменов на получение чи­новничьей должности являлась целью практически каждого молодого человека из высшего сословия. В Коре такие экзамены были введены королевским указом 958 г. Поначалу экзамены сдавались один раз в год. Позднее, когда число вакантных должностей сократилось, один раз в два-три года. Помимо общих вопросов, связанных со знанием конфуцианской классики, задавались и специальные вопросы по ме­дицине, гаданию (астрономии), законодательству. На листе с ответом на экзаменационный вопрос имя следовало написать так, чтобы его невозможно было прочесть экзаменатору. Это делалось для того, что­бы соблюсти правило отбора претендентов по способностям, а не по происхождению. При этом происхождение экзаменуемого полностью не игнорировалось: вместе с именем всегда следовало указывать ме­сто происхождения рода и имена прямых предков по мужской линии вплоть до четвертого колена. «Подлый люд» (чхонмин), музыкан­ты, ремесленники или же совершившие преступление, нарушившие нормы морали, а также их сыновья и внуки до сдачи экзаменов не допускались.

Период Корё ознаменовался значительным вкладом в развитие ко­рейской литературы, в особенности поэзии. Самым известным корёским поэтом, чьи произведения сохранились до наших дней, был Ли Гюбо (1168-1241). Одно из самых выдающихся его произведений — поэма о мифическом основателе государства Когурё — «Сказание о Тонмёнване» («Тонмёнван пхён»)[8]. Ученый и поэт конца эпохи Ко­рё—Ли Сынхю (1224-1300) составил знаменитую поэму «Рифмован­ные записи о королях и императорах» («Чеван унги», 1287 г.), где в стихах обрисовывал самые важные моменты истории Китая и Кореи. Несмотря на то, что в Х-ХIV вв. корейские литераторы писали на ки­тайском языке, в их произведениях находило отражение своеобразие культуры Корё.

До наших дней сохранились корёские народные песни в жанре каё («песни») или согъё («народные песни»), поскольку в свое время они были записаны по-корейски китайскими иероглифами способом иду[9], или в переводе на китайский язык.

Сочинение буддийского монаха Ирена «Достопамятные события Трех государств» («Самгук юса»), по поводу которого в научной ли­тературе ведутся споры, является ли оно историческим сочинением, или относится к категории художественной литературы, независимо от того, как решается поставленный вопрос, несомненно, является вы­дающимся литературным произведением периода Коре.

Буддизм был господствующей религией Коре. Нередко в истори­ческой литературе можно даже встретить определение буддизма как государственной религии Кореи Х-ХIV вв. Поэтому выдающиеся буд­дийские мыслители оставили после себя богатое литературное и ду­ховное наследие. В начале XX столетия был обнаружен трактат буд­дийского монаха Какхуна «Сказание о выдающихся буддийских мо­нахах Кореи» («Хэдон косынчжон», 1215 г.). Монах Чинуль (1158-1210) оставил после себя 11 буддийских сочинений, оказавших огром­ное влияние на развитие буддийской религиозной мысли Кореи.

 

§ 3. Архитектура, ремесло, живопись Корё

 

Считается, что Корё, помимо знаменитого селадона, было известно своими изделиями из бронзы, в частности бронзовыми зеркалами. Чаще всего зеркала имели круглую форму, однако изготавливались зеркала и в форме цветочного лепестка или листа дерева. Их тыль­ную сторону украшали барельефные узоры, часто имевшие значение благопожеланий. Кроме зеркал в Корё отливали бронзовые вазы, чай­ники, курильницы, колокола для буддийских монастырей[10].

Архитектура Корё представлена каменными и деревянными по­стройками. Из дерева строили, как правило, павильоны дворцов и буддийских монастырей. Из дворцов самым известным считается столичный королевский дворец Кэгёна. Его деревянные постройки не со­хранились до наших дней, однако по каменным фундаментам можно судить о величине и особенностях этого архитектурного комплекса. В частности, у кэгёнского дворца было четверо расположенных по­следовательно ворот, ведших внутрь комплекса, в то время как во дворцах прежних эпох — только двое.

В связи с тем, что буддизм был господствующей религией и по­лучал от государства поддержку, в Корё строилось очень много буддийских монастырей. Только в окрестностях столицы Корё было со­оружено около 70 больших и ма­лых монастырей. Поскольку построй­ки были в основном деревянными, то от большинства монастырей не со­хранилось практически ничего, кроме фундаментов павильонов, а также ка­менных пагод и изваяний Будд. Тем не менее в южной части Кореи, наи­менее пострадавшей от многочислен­ных войн, сохранился ряд монастыр­ских деревянных построек периода Корё. Это павильон Кыннакчон мона­стыря Пончжонса и павильон Мурян-сучжон монастыря Пусокса провин­ции Северная Кёнсан, а также глав­ный павильон Тзунчжон монасты­ря Судокса провинции Южная Чхун-чхон.

Одним из самых величественных буддийских монастырей эпохи Корё был столичный монастырь Хынванса, строительство которого завершилось в 1067 г. Его постройки имели 2800 помещений (комнат).

Каменные пагоды Корё, как уже отмечалось, стали более разнообраз­ными по форме, нежели в предше­ствующие периоды, имели восьми­гранные или даже круглые ярусы. На территории Северной Кореи особо от­мечают пагоды монастырей Пурильса (5 ярусов; 951 г., г. Кэсон), Хёнхваса (7 ярусов, 1020 г., г. Кэсон), Похёнса (9 ярусов, 1044 г., горы Мёхянсан). На территории Южной Кореи — камен­ные пагоды монастырей Вольчжонса (8 граней, 9 ярусов, Х1-ХП вв., про­винция Канвон), Кёнчхонса (10 яру­сов, 1348 г., провинция Кёнги).

Скульптурные изображения Будд в Корё делали из камня, золота, дерева. Самым знаменитым и в то же время самым большим в Корее каменным изваянием Будды Майтрейи является статуя из монасты­ря Кванчхокса (провинция Южная Чхунчхон). Согласно записям, на создание изваяния высотой более 21 м потребовалось 38 лет и его установили в монастыре только в 968 г. В храме Пусокса провинции Северная Кёнсан была найдена уникальная деревянная статуя Будды Амитабы начала эпохи Корё высотой в 2,78 м.

Помимо монументальных скульптур, в Коре продолжали созда­вать металлические изваяния Будд небольших размеров. Одной из наиболее уникальных считается золотая статуя Будды, обнаруженная в уезде Кымган провинции Канвон.

Примером небуддийской скульптуры Корё могут служить камен­ные изваяния воинов и сановников у гробницы короля Конмин-вана (1351-1374) в провинции Хванхэ.

Живопись в Корё находилась в сфере пристального внимания государства. В столице при дворе были учреждены особые ведом­ства, занимавшиеся вопросами изобразительного искусства. Они на­зывались Тохвавон (Палата рисунков и картин), Хвагук (Управле­ние изобразительного [искусства]). В Корё высокого уровня достигла пейзажная живопись. Известно, что слава о мастерстве корейского художника Ли Нёна (начало XII в.) достигла Китая. Ли Нён не толь­ко жил в Китае династии Сун, но и учил своему искусству китайских художников. Художник конца XI —начала XII в. Чон Дыккон был известен особым мастерством в изображении рыб.

Не так много картин, созданных в период Корё, сохранилось до на­ших дней. Среди них — настенная живопись в павильоне Чосадан буд­дийского монастыря Пусокса (провинция Северная Кёнсан), портрет конфуцианского ученого Хве Хона, хранящийся в совоне Сосу (1318 г., автор неизвестен, провинция Северная Кёнсан). Государь Конмин-ван (1351-1374) был знаменит своим искусством каллиграфии и живопи­си. Сохранилась написанная им «Картина большой охоты у Небес­ных гор» («Чхонсан тэрёпто»). Отдельные произведения живопи­си эпохи Коре, в основном буддийского содержания, хранятся в Японии.

Музыка в Корё была составной частью сложной системы риту­алов. Кроме того, считалось, что с помощью музыки возможно со­вершенствовать «нравы и характер народа». Поэтому музыка также не оставалась в стороне от внимания государства. При королевском дворе был создан оркестр, в котором было 108 музыкантов, игравших на 40 видах музыкальных инструментов. Иногда в городах устраива­лись большие концерты. Например, в 4-й месяц 1245 г. в Праздник фонарей (день рождения Будды Шакьямуни) на острове Канхвадо, куда временно была перенесена Корёская столица, военный правитель Чхве Чхунхон организовал грандиозный концерт. Тогда в выступле­нии приняли участие 1350 музыкантов.

Кроме придворной музыки в Корё было развито народное музы­кальное творчество. В «Истории Корё» («Корёса») в разделе «Записи о музыке» («Акчи») в переводе на ханмун[11] приведены тексты 24-х народных песен, которые исполнялись на корейском языке.

Несмотря на зависимость Корё от монгольской династии Юань в Китае, Корея сумела сохранить свою национальную культуру, и в XIV столетии вступить на путь реформ, вернуть былую самостоятельность.



[1] Говоря о культуре Корё, правильным было бы такое изложение материала, при котором прослеживались бы истоки тех или иных культурных достижений Кореи, влияние извне и собственно корейские корни. Однако на настоящий момент как в корейской, так и в зарубежной историографии культура Корё представляется главным образом в форме простого перечня достижений корейского народа X-XIV вв. Не имея возможности представить собственное исследование культуры Коре, автор настоящей книги также следует указанной традиции.

[2] Автору настоящей книги посчастливилось летом 1995 г. принять участие в печатании корейского ксилографического текста с досок XVII в.

[3] Подвижный глиняный иероглифический шрифт впервые был использован в Китае в 1041-1049 гг. Би Шэном (см.: Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-ХШ веков. С. 136).

[4] Текст книги до наших дней не сохранился. Древнейшим корёским сочине­нием, отпечатанным в 1377 г. подвижным шрифтом и сохранившимся до наших дней, считается сочинение буддийского монаха Кёнхана «Пульчжо чикчи симчхе ёчжоль».

[5] Чхунчху — корейское прочтение названия классического китайского истори­ческого сочинения  «Чунъцю» — «Весны и осени», автором которого считается Конфуций.

[6] Встречается и сокращенная запись названия сочинения — «Когым санчжонне».

[7] В год, когда военачальник Кан Чжо сместил с престола короля Мокчона, казнил его и возвел на престол Хёнчжона. Тогда же Корё стало готовиться к отражению ожидаемого «карательного» военного похода киданьского государства Ляо, претендовавшего на роль «центра Поднебесной».

[8] В России исследованием творчества Ли Гюбо и переводом его произведений на русский язык занимались петербургские корееведы Л. В. Жданова и А. Ф. Троцевич (перевод поэмы см. в кн.: Корейские предания и легенды из средневековых книг. М., 1980. С.205-228).

[9] См. § 2 Главы 6 Части I настоящего издания.

[10] Об искусстве Кореи периода Корё подробнее см.: Глухарева О. Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца XIX в. М., 1982. С. 90-142.

[11] Ханмун — письменный древнекитайский язык, использовавшийся в Корее для записи и публикации официальных текстов.

Сайт управляется системой uCoz