Глава
6. ГОСУДАРСТВО КОРЁ В XIV ВЕКЕ
И
ПРИХОД К ВЛАСТИ НОВОЙ ДИНАСТИИ ЛИ
Несмотря
на высокий уровень развития
культуры Корё, в социально-экономической
сфере жизнеспособность династии
оказалась подорванной. Попытки
провести социально-экономические
реформы привели не к укреплению
Корё, а к окончательному падению
старой династии и установлению
новой — династии Ли (1392-1910)[1].
§
1. Социально-экономическое
положение Корё в XIV веке
Социально-экономическую ситуацию в Корее XIV в. принято оценивать как критическую, обусловленную тремя основными факторами негативного характера. Первый — это ослабление государственного контроля над землей, которая в те времена была основным средством производства, источником пополнения государственной казны, материального обеспечения боеспособности армии. Второй фактор, как обратная сторона процесса ослабления государственного контроля, заключается в усилении частного землевладения и соответствующем ухудшении положения крестьянства, ослаблении связей по линии провинция — столица, а значит и ослаблении единства страны. Третьим фактором, причем не только экономическим, был ущерб от монгольских военных походов в Корею и последующего подчинения Кореи монгольской «династии» Юань в Китае. Подчинение монголам не только лишило Корё части северных территорий и значительной доли государственных доходов, но и нанесло ощутимый удар по репутации королевского двора в целом.
Однако для того чтобы в стране произошла смена власти и системы государственного управления, требуется не только наличие предпосылок ослабления власти существующей, но и наличие тех новых сил, которые были бы способны взять эту власть. Такой силой стало «новое» сословие мелкого и среднего чиновничества, выходцев из провинции. Конечно же, мелкие и средние чиновники существовали в Корее и раньше. Но лишь в конце периода Коре у этого сословия появился некоторый элемент новизны.
«Новое» провинциальное служилое сословие в Корее XIV в. стали определять словом садэбу, что значит «ученые и большие мужи». Оно противостояло корёской аристократии — выходцам из семей богатых частных землевладельцев, многие из которых присвоили себе государственные земли в результате распада системы полей чонсиква. Идеологией старой аристократии было китайское конфуцианство эпохи Тан (618-907), а также буддизм.
Садэбу также не являлись неимущими, но относились к классу мелких и средних землевладельцев. Они придерживались обновленного конфуцианства китайской эпохи Сун (960-1279), которое еще называют «неоконфуцианством»; его основоположником стал китайский конфуцианский мыслитель Чжу Си (1130-1200). Сословие садэбу формировалось в течение последних двух столетий эпохи Корё, начиная со времени монгольских военных походов в Корею. В сословии садэбу важную роль снова начали играть военные сановники, в особенности во второй половине XIV столетия, когда Коре активизировало военные действия как против монголов, так и против японских пиратов.
В
Понятно, что в условиях повышения значения армии, сыгравшей важнейшую роль в освобождении Кореи от монгольской зависимости, даже выходцы из простонародья могли становиться военными сановниками. Кроме того, стирались различия между лично-свободным «добрым людом» янин и жителями поселений пугок — «подлым людом» чхонмин. Дело дошло до того, что при государе Конмин-ване фактическая власть в стране была отдана буддийскому монаху Синдону (?-1371), который был сыном ноби.
Таким образом, не только новое сословие садэбу, стремившееся к власти и расширению государственного контроля над землями, но и само по себе разрушение системы строгого деления населения на категории согласно происхождению объективно противостояли господству старой аристократии. Этому же процессу способствовало то, что после подчинения Кореи монголам в среде высшей корёской знати появились смешанные браки с монголами и чжурчжэнями. Поэтому «чистота крови» и «аристократичность происхождения» становились менее значимыми.
Неоконфуцианство, ставшее идеологическим фундаментом в деятельности садэбу, подчеркивая необходимость соблюдения норм морали, отбора людей на высшие должности страны в соответствии со способностями, а не по происхождению, также подталкивало общество к реформированию. Попытки проведения реформ предпринимались корейскими королями на протяжении всего XIV столетия.
§
2. Попытки проведения реформ и
приход к власти Ли Сонге
Первым,
кто попытался реформировать
управление страной и в первую
очередь чиновничью систему, был
государь Чхунсон-ван, взошедший
на престол в возрасте 23 лет в
Только
государю Чхунмог-вану (1344-1348)
удалось осуществить попытку первых
практических шагов на пути реформ,
несмотря на то, что он был возведен
на трон в возрасте 8 лет. К тому
времени злоупотребления в системе
землепользования и непорядки в
управлении страной достигли такой
степени, что не только отдельные
сановники Коре, такие, как Ли Чжэхён
(1287-1367), настаивали на реформах, но и
в монгольском Китае идея реформ
получила поддержку. Поэтому уже в
первые годы правления при дворе
Чхунмог-вана предприняли
попытку возрождения системы выдачи
полей за службу, как это
практиковалось в начале Корё. Но
такие поля называли уже не чонсиква,
а иначе — нокквачжон, что
значит «поля по категориям [чиновников]
в качестве жалованья», что в
принципе схоже по содержанию с чонсиква.
Из-за противодействия
консервативных сил, и прежде всего
— незаконных владельцев частных
полей, попытка реформы провалилась.
Тогда снова под давлением Юань в
Поворотным
в реформировании системы
землепользования и государственного
устройства в целом стало правление
государя Конмин-вана (1351-1374).
Возможно, не последнюю роль в этом
процессе сыграло положение в
соседнем Китае, где в
В правление Конмин-вана в Корё значительно усилились позиции конфуцианства. Кукчагам — придворное ведомство, занимавшееся образованием (дословно — «Управление сынов государства»), было переименовано в Сонгюнгван (условный перевод названия — «Академия Успешного достижения Равновесия»), обычно называемую в литературе «конфуцианской академией»[2]. Одновременно по всей стране стала разворачиваться критика буддизма, во многом связанная с тем, что буддийские монастыри к тому времени владели огромными площадями земли, неподконтрольными государству, что отрицательно сказывалось на всей экономике страны.
Одновременно все активнее разворачивалось движение за равноправие гражданских и военных чиновников. На протяжении многих столетий военное сословие по положению считалось ниже гражданского. Военные чиновники, имевшие одинаковый ранг с гражданскими, обычно получали меньшее вознаграждение за службу. Необходимость организации военных походов для окончательного освобождения от монгольской зависимости объективно способствовала усилению влияния военных. Именно это стало одним из факторов, позволивших военачальнику Ли Сонге (1335-1408) стать основателем новой корейской династии.
Именно в годы правления Конмин-вана новое сословие садэбу все громче заявляло о необходимости учета и перераспределения земель между находящимися на службе чиновниками, возврата земли из незаконной частной собственности в государственную, о восстановлении «старой» системы должностей начала эпохи Корё, когда чиновники назначались «в соответствии со способностями».
Ослабление
монгольской власти в Китае, в
особенности под ударами активно
развернувшегося с
По
рождению Синдон был ноби («рабом»)
в буддийском монастыре Окчхонса.
Его мать была ноби в том же
монастыре, а отец, по слухам, —
высокопоставленным сановником.
Происхождение Синдона формально не
позволяло ему стать полноправным
буддийским монахом. Однако его
желание стать монахом было
настолько велико, что, вопреки
существующим порядкам, он удалился
далеко в горы и там вел монашескую
жизнь. Несмотря на замкнутый образ
жизни, способности Синдона стали
известны при дворе, и в
С
На первых порах реформы, начавшие проводиться с участием Синдона, получили поддержку военных во главе с видным военачальником Чхве Ёном (1316-1388), поскольку они способствовали укреплению их положения. Однако по мере реализации королевских указов сила и власть самого Синдона увеличилась настолько, что со временем он стал пользоваться почти теми же почестями при дворе, что и сам король. Дело дошло до того, что Синдон вместо Конмин-вана принимал сановников на утренней аудиенции и в Китае стал известен в качестве «короля по власти».
В
своих реформах Синдон опирался не
только на военных. Именно
благодаря его усилиям возросла
значимость конфуцианской академии
Сонгюнгван[4], именно
при нем большое влияние при дворе
получили молодые гражданские
чиновники, которых в современной
историографии даже стали называть
«партией реформаторов»: Чон Дочжон
(?-1398), Квон Гын (1352-1409), Ли Сунин (1349-1392),
Чо Чжун (?-1405). Поэтому на первых
порах реформы Синдона имели успех.
Король Конмин-ван, долгое время
не имевший реальной власти при
дворе, снова начал непосредственно
участвовать в делах управления.
Власть старого гражданского
сословия оказалась под угрозой, и в
После
казни Синдона старое гражданское
сословие укрепило свои позиции при
дворе. Однако и вновь выдвинувшиеся
представители сословия садэбу, такие,
как Чон Дочжон, Чон Мончжу (1337-1392),
сохранили свое влияние.
Противостояние между
реформаторами и старой
аристократией продолжалось. Конмин-ван,
пытаясь бороться со
злоупотреблениями отдельных
придворных, был убит в результате
заговора Чхве Мансэна в 9-й месяц
В
последний год правления следующего
короля, У-вана (1374-1388), баланс сил
окончательно сместился в пользу
реформаторов. Однако поначалу
власть при дворе захватили
представители старой аристократии
во главе с Ли Инимом (?-1388)[5]. Он и возвел на престол
нового короля, которому было всего
десять лет. В годы правления У-вана
имел место возврат к
дореформенному положению не только
во внутренней, но и внешней
политике. Ли Иним восстановил
отношения с монгольской «династией»
Юань, еще сохранявшей власть в
Северном Китае. При нем ухудшились
отношения с минским Китаем,
фактически прекратившиеся в период
с 1374 по
В
Корейские
войска, возглавлявшиеся самим
государем У-ваном и полководцем
Чхве Ёном, выступили в поход на
Ляодун в 4-й месяц
Формальной
причиной отстранения короля от
власти было то, что У-ван «не
принадлежал к королевской семье».
Действительно, в «Истории Коре» («Корёса»)
сказано, что будто бы У-ван
был сыном буддийского монаха
Синдона, а значит формально
относился к категории ноби, т. е.
был человеком «подлого» сословия. (Современные
исследователи говорят о том, что У-ван
скорее всего был приемным или побочным
сыном государя Конмин-вана.) Тем
не менее на престол Ли Сонге
временно возвел семилетнего сына У-вана
— Чхан-вана, объявив себя
регентом. В
Фактически власть в стране стала принадлежать придворной группировке Ли Сонге, выражавшей интересы нового сословия садэбу. Поэтому Ли Сонге вместе с упоминавшейся «партией реформаторов» приступил к активному проведению реформ, указы о которых, естественно, исходили от имени Конъян-вана.
Прежде
всего была реформирована система
полей. В
Для реализации земельной реформы при дворе было учреждено особое «Управление выдачи полей» — Кыпчон тогам. Фактически реформа не вносила почти ничего принципиально нового, по сравнению с тем, что было в начале эпохи Коре. Суть реформы состояла в переучете земель и их новом распределении, в полной мере охватывавшем и новое служилое сословие садэбу, Особое отличие земельной реформы Конъян-вана — Ли Сонге состояло в том, что впервые строго ограничивалось количество взимаемого налога с единицы площади кёлъ — не более 30 ту[6]. Таким образом, был положен конец неограниченному налогообложению крестьянства, практиковавшемуся в конце Корё, когда у одного поля по документам было по 7-8 хозяев, а налоги собирались по нескольку раз в год. Поэтому не только среднее и мелкое чиновничество, но и крестьянство поддержало новую земельную реформу.
Таким образом, создавалась экономическая основа для смены власти, для установления новой династии, тем более, что в соседнем Китае монгольская «династия» Юань была свергнута китайской династией, провозгласившей создание государства Мин. А поскольку Корё в течение более чем ста лет было связано с монголами кровными узами (так что с конца XIII в. каждый корейский наследный принц имел монгольское имя), испытывала сильнейшее монгольское влияние и проводила промонгольскую политику, то в контексте событий, происходивших как в соседнем Китае, так и в самой Корее, вопрос о смене династии Ванов, правившей в Корё, не был чем-то неестественным. Наибольшей поддержкой среди придворных, настроенных оппозиционно по отношению к старой династии, пользовался полководец Ли Сонге.
Ли
Сонге (1335-1408) был выходцем из северо-восточной
части Кореи, находившейся до
Однако
были в Корё и противники идеи смены
династии, лидером которых выступал
конфуцианец Чон Мончжу (1337-1392).
Поначалу Чон Мончжу был достаточно
близок с Ли Сонге, также поддерживал
идею установления тесных отношений
с новым китайским государством
Мин и являлся противником Северной
Юань, за что даже был отправлен в
ссылку Ли Инимом. Вместе с Ли Сонге
Чон Мончжу участвовал в походах
против японских пиратов и
способствовал возведению на трон
Конъян-вана. Его конфликт с Ли
Сонге начался тогда, когда Чо Чжун,
Чон Дочжон и другие представители «партии
реформаторов» предложили
провозгласить новую династию,
основателем которой выступил бы
Ли Сонге. Как истинный конфуцианец,
полный идеями самоотверженного
служения государю, он не мог согласиться
с планом насильственной смены
династии. Поэтому пятый сын Ли
Сонге (ставший впоследствии
третьим государем династии Ли —
Тхэчжоном), Ли Банвон, приказал
служившему у него гостю[7] Чо
Ёнгю убить Чон Мончжу. Вслед за этим
в 17-й день 7-го месяца
В
первый год своего правления Ли
Сонге еще сохранял старое название
страны — Корё. Однако уже в
следующем,
Так началась история последней королевской династии Кореи, которая правила более 500 лет, в конце своего правления провозгласила Корею империей, но вместе с тем позволила ей потерять свою независимость и стать японской колонией.
[1] В отечественной и северокорейской литературе новую династию называют «династией Ли» по фамилии ее основателя, в то время как в южнокорейской и частично западной исторической литературе ее именуют «династией Чосон» по новому названию государства.
[2] Иногда говорят о «восстановлении» Конмин-ваном академии Сонгюнгван, имея в виду то, что в правление Чхунсон-вана (1308-1313) высшее столичное учебное заведение Кукхак некоторое время также называлось Сонгюнгван. Высшее конфуцианское учебное заведение Сонгюнгван, не прерывавшее своей истории с конца XIV столетия, существует в Сеуле и в наши дни.
[3] Термин «жить в праздности» указывает на то, что человек, не находясь на государственной службе, занимается, говоря современным языком, интеллектуальной деятельностью.
[4] Стоит обратить особое внимание на тот факт, что буддийский монах способствовал укреплению и развитию конфуцианства. Обычно буддизм и конфуцианство рассматриваются как противоположные учения, в особенности применительно к истории Кореи ХV-ХIХ вв. На самом деле прямое сравнение буддизма и конфуцианства не совсем корректно, поскольку для буддизма (как религии) главной ценностью является человек, в то время как в конфуцианстве (идеологическом учении) все подчинено задаче обеспечения жизни общества в целом. С другой стороны, в Корее ХIV-ХV вв. имело место противоборство буддизма и конфуцианства, но на экономической почве. Конфуцианство «обслуживало» аргументы сторонников усиления государственной собственности на землю, а буддистская церковь, будучи сама крупнейшим землевладельцем Кореи, объективно защищала частную собственность на землю.
[5] В отечественной литературе пишут о «клике Лима—Ема», имея в виду, что вместе с Ли Инимом во главе придворной группировки старой аристократии стояли также военный сановник Лим Гёнми (?-1388) и гражданский сановник Ем Хынбан (?-1388).
[6] Ту — мера объема
сыпучих тел, составляет около
[7]
См. комментарий на С. 108.
Убийство Чон Мончжу произошло на мосту Сончжуккё, на котором, согласно преданию, «навечно» остались следы невинно пролитой крови верного государю сановника.
[8] Несмотря на освобождение от монгольской зависимости, традиционные вассальные отношения Кореи и Китая сохранились. Поэтому новое название страны Ли Сонге должен был утвердить при дворе китайского императора новой «династии» Мин — Тай-цзу. Тай-цзу предложил Ли Сонге на выбор два возможных названия страны — Чосон («Утренняя Свежесть») и Хванён («Мир и спокойствие»). Ли Сонге предпочел первое.