ВВЕДЕНИЕ
§
1. О понятии «история»
Посмотрите
на секундную стрелку часов!
Всё,
что за нею — это история.
Многие ученые, писавшие о прошлом той или иной страны, обращались к вопросу о том, что же такое история. Например, в начале XX столетия известный востоковед академик В. Бартольд в рамках курса лекций «Истории изучения Востока в Европе и России» отвечал на него так: «История есть наука о прошлом человека»[1].
В толковом словаре русского языка можно встретить следующие определения истории:
— «Действительность, в процессе развития». Однако, на наш взгляд, в данном случае можно говорить не только о развитии, но об изменении, которое не всегда бывает поступательным («положительным»).
— «Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни»; «прошлое, сохраняющееся в памяти людей».
— «Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности, многообразии».
— «Ход, последовательное развитие чего-либо». В данном случае также следует вести речь не о «развитии», а об изменении чего-либо, ибо, насколько известно, как природе, так и человеческому обществу свойственен не только рост (развитие), но и деградация (движение к смерти). Поэтому, в случае с указанным определением, было бы корректнее говорить именно об «изменении», а не о развитии.
— «Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-либо области природы, культуры, знания».
— «Совокупность взглядов и событий, связанная с кем-либо или чем-либо».
— «Рассказ, повествование».
— «Происшествие, событие, случай»[2].
Несмотря на различие в указанных выше классических определениях понятия «история», во всех них можно обнаружить общие черты, свойственные «универсальному понятию» «история», которое мы и попытаемся определить. Это:
1. Время (в философии время было принято определять как «всеобщую объективную форму существования материи, проявляющуюся в длительности и последовательности, неотъемлемо от движения»).
2. Время всегда прошедшее.
3. Любые события (объекты) прошлого.
Таким образом, рассматривая предмет истории, можно утверждать, что «предмет истории — это всё и одновременно ничего».
Поясним это, на первый взгляд, парадоксальное высказывание.
Так называемое «настоящее» — это некий «неуловимый» момент, постоянно движущийся во времени. Движущееся «настоящее» является главным атрибутом физического (реального) времени. При этом каждый «пройденный», «прожитый» момент навсегда становится историческим. Таким образом, все сущее и достоверно известное нам и есть история, ибо настоящее невозможно сохранить в памяти, а все сохранившееся в памяти уже есть история.
С другой стороны, это так называемое «известное нам», т. е. сохраненная информация о прошлом, есть абстракция, зафиксированная в человеческой памяти или «воссоздаваемая» на основе следов событий, имевших место в прошлом. Это лишь искусственно созданная картина того, чего уже нет и чего уже невозможно вернуть (пережить заново).
Следовательно, задача истории как науки состоит в том, чтобы 1) максимально «восстановить» события, имевшие место в прошлом и априори недостаточно зафиксированные (ибо нет средств абсолютной фиксации событий во всей их полноте) или же зафиксированные неверно; 2) объяснить логику последовательности этих событий во времени.
Необходимость реализации задачи истории связана с понятием общечеловеческой «памяти», «общественной памяти», на основе которой формируется человеческая культура. Для индивидуума память является основой формирования личности человека. Ибо все наши знания — это есть память. Таким образом, чем богаче память (чем больше знаний), тем богаче личность человека. Точно также и для каждого отдельного сообщества, для каждой культуры (нации) история играет роль той самой универсальной памяти, которая облик этой культуры и создает.
Итак, каким образом история как наука может выполнить две обозначенные выше задачи?
Можно выделить три основных метода (и в то же время — три цели) исторической науки, которые, соответственно, относятся к ведению практической и теоретической истории:
1. Поиск новых «следов» событий: открытие новых предметов, активно использовавшихся в прошлом (например, путем археологических раскопок), новых документов, их перевод на язык и код родной культуры (в том случае, если речь идет об инокультурной или слишком отдаленной во времени культурной среде/эпохе), и т.п.
2. Воссоздание, или «вычисление», «расчет» неизвестных ранее фактов истории на основе известных данных.
Первый из указанных методов можно определить как «механический», а второй — как «логический». При этом оба указанных метода исторической науки относятся к разряду практической истории.
И, наконец, назовем последний метод исторической науки, используемый для выполнения двух задач исторической науки:
3. Объяснение причинно-следственных связей событий и фактов.
Третий метод, как и второй, является логическим, но относится к разряду теоретической истории.
Представим
описанные выше методы исторической
науки, связанные с понятиями
практической и теоретической
истории в форме наглядной схемы:
механический метод |
||
практическая история |
ПОИСК ФАКТОВ |
|
ВОССОЗДАНИЕ ФАКТОВ |
логический метод |
|
теоретическая история |
ОБЪЯСНЕНИЕ ФАКТОВ |
|
Таким образом, как это ни парадоксально может звучать, история является такой же всеобъемлющей и универсальной наукой, как и философия. Например, то же литературоведение является в известном смысле разновидностью истории, поскольку изучает литературные произведения, написанные в прошлом — далеком или близком. Физика, хотя и исследует универсальные законы природы, основывается на практических опытах, описывающих события прошлого. Хотя, с другой стороны, описываемые законы могут проявляться в настоящем и будущем. Но основой исследований все равно являются прошедшие события и явления.
Другое дело, что под исторической наукой в общепринятом, «бытовом» смысле обычно понимают лишь одну «разновидность» истории—историю общества, имеющего определенную структуру (например государственность), вместе с ее атрибутами — политикой, экономикой, культурой.
§
2. О проблеме периодизации истории
Кореи
Общепринятым является деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Для истории Кореи как в отечественной, так и в корейской и западной историографии также характерна указанная периодизация. С одной стороны, в понятиях «древняя», «средневековая», «новая» и «новейшая история» отражается прежде всего ход истории классического средиземноморского Древнего мира и далее — Европы, являвшейся в определенной мере его преемницей. С другой стороны, в этих понятиях заключен элемент формационной периодизации истории: древняя история — это первобытнообщинный и рабовладельческий строй, средневековая — феодальный, новая — капиталистический, новейшая — социалистический строй и капитализм в своей высшей стадии.
Азия, в частности Дальний Восток, особенно на ранних этапах истории государственности, существовала независимо от Европы, где как раз сформировалась современная историческая наука. Ранняя и средневековая история Дальнего Востока (Кореи) содержит примеры своих особых форм социально-экономической организации государства, не совсем отвечающих европейским представлениям о формациях. Европейские хронологические рамки древности и средневековья, механически примененные к Дальнему Востоку, часто не отражают реального течения его истории. Поэтому, например, известный отечественный историк Кореи М. Н. Пак называет время вплоть до образования первых государств на территории Корейского полуострова и историю самих этих государств «ранней историей» и не употребляет термин «древняя история»[3].
Действительно, то, насколько трудно соотнести понятия «первобытной», «древней», «средневековой» и т.п. истории с реалиями Кореи, демонстрируется хотя бы теми расхождениями в периодизации «родной истории» по указанному принципу, которые можно обнаружить в исторической науке Северной и Южной Кореи.
Историки КНДР начинают отсчет первобытной истории — вонси са — Кореи с 600000-400000 лет до н.э. и завершают II тысячелетием до н. э. — временем, когда, по их мнению, на территорию Корейского полуострова пришел бронзовый век. К древней истории — кодэса — относится история государства Древний Чосон (2333-108 гг. до н. э.). Общество Древнего Чосона северокорейские историки считают рабовладельческим. Средневековая история Кореи — чунсе са, — с которой в КНДР связано представление о феодальном строе, продолжалась с I в. до н. э. вплоть до конца XIX столетия. Иными словами, те периоды, которые в европейской истории по времени соотносятся с древностью, средневековьем и новым временем, в Корее являются «средневековьем». Период новой истории — кындэ са — очень короток: с 1860-х годов, времени прекращения в Корее политики самоизоляции, и до 1920-х — начала «революционной» деятельности Ким Ирсена. Соответственно, новейшая история — хёндэ са — охватывает время с 1920-х годов и до наших дней: антияпонская революционная борьба Ким Ирсена, построение в северной части Корейского полуострова особого чучхейского государства.
Таким образом, в северокорейской периодизации истории Кореи можно выделить следующие особенности: 1) описание хода истории в соответствии с учением об общественных формациях; 2) представление во многом мифологической истории государства Древний Чосон как реальной, т. е. «удлинение» своей истории; 3) необычайно длительный период средневековья; 4) короткий период нового времени.
Южнокорейская историческая наука также оперирует понятиями первобытной, древней, средневековой, новой и новейшей истории. При этом необходимо отметить одно различие в периодизации, принятой до недавнего времени образовательной программой для средних школ, и периодизации академической. В школьных учебных пособиях догосударственная история Кореи и история ранних государств объединены понятием «древняя история»[4].
Первобытная
история (вонси са) начинается
около 700000-500000 лет до н.э. и
продолжается примерно до IV в. до н.э.
Древняя история (кодэ са) охватывает
историю первых государственных
образований на территории
Корейского полуострова с X в. до н. э.
до X в. н. э. Несовпадение
хронологических границ между
первобытной и древней историей
объясняется тем, что в то время,
когда на севере Корейского
полуострова и за его пределами
существовало государство Древний
Чосон, юг полуострова находился в
состоянии первобытнообщинного
строя. Период средневековья (чунсе
са) в южнокорейской
историографии определяется всего
пятью столетиями, с X по XIV в. Далее
следуют два периода новой истории.
В переводе на русский язык названия
периодов можно передать только как
«новая история», в то время как в
корейском языке употребляются два
родственных, но различных по смыслу
слова. Время с XIV в. по 1860-е годы
определяется термином кынсе са, т.е.
дословно «история новой эпохи», а
период 1860-1945 гг. называется кындэ
са, т. е. «история новой эры (или
опять же эпохи)». Новейшая история (хёндэ
са) начинается с
В
южнокорейской периодизации «родной
истории» можно обнаружить
следующие особенности: 1) включение
в единую категорию «древность»
истории различных по социально-экономическому
характеру, этническому составу,
территории и т. п. государств
Древний Чо-сон и Трех государств; 2)
выделение особого периода новой
истории — кынсе са; термин кындэ
са, использующийся для
обозначения истории конца XIX —
первой половины XX в., пришел в
корейскую (дальневосточную)
историографию как одно из
отражений влияния периодизации,
принятой в европейской
историографии; 3) определение
Отечественная
историография также не
демонстрирует единства мнений
относительно периодизации истории
Кореи. Приведем лишь несколько
примеров. Если обратиться к
фундаментальному археологическому
исследованию М. В. Воробьева «Древняя
Корея», то можно обнаружить, что
Корея каменного и бронзового веков
классифицируется как «древняя».
Двухтомная «История Кореи»,
изданная в
Таким образом, любая попытка периодизации истории Кореи, исходя из представлений о социально-экономических формациях и европейских взглядов на древность, средние века, новое и новейшее время, наталкивается на множество трудноразрешимых вопросов. Попытки их решения приводят к появлению различных вариантов периодизации. Поэтому, разделяя историю Кореи на отдельные временные отрезки, можно избрать иной тип периодизации — формально-хронологический, согласно которому ход истории разделяется на отдельные этапы в связи со сменой династий, образованием или гибелью отдельных государств, войнами и другими поворотными историческими событиями. Именно такого принципа придерживались историки старой Кореи.
[1] Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Лекции, читанные в университете и в Ленинградском институте живых восточных языков. Л., 1925. С. 1.
[2]
Словарь русского языка: В 4 т. Т.
[3] См.: Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979.
[4] Такой же подход к
периодизации ранней истории Кореи
обнаруживает крупное
южнокорейское 28-томное
академическое издание