ВВЕДЕНИЕ

 

§ 1. О понятии «история»

 

Посмотрите на секундную стрелку часов!

Всё, что за нею это история.

 

Многие ученые, писавшие о прошлом той или иной страны, обра­щались к вопросу о том, что же такое история. Например, в начале XX столетия известный востоковед академик В. Бартольд в рамках курса лекций «Истории изучения Востока в Европе и России» отве­чал на него так: «История есть наука о прошлом человека»[1].

В толковом словаре русского языка можно встретить следующие определения истории:

— «Действительность, в процессе развития». Однако, на наш взгляд, в данном случае можно говорить не только о развитии, но об изменении, которое не всегда бывает поступательным («положи­тельным»).

— «Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жиз­ни»; «прошлое, сохраняющееся в памяти людей».

— «Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности, многообразии».

— «Ход, последовательное развитие чего-либо». В данном случае также следует вести речь не о «развитии», а об изменении чего-либо, ибо, насколько известно, как природе, так и человеческому обществу свойственен не только рост (развитие), но и деградация (движение к смерти). Поэтому, в случае с указанным определением, было бы корректнее говорить именно об «изменении», а не о развитии.

— «Наука, изучающая последовательное развитие, последователь­ные изменения какой-либо области природы, культуры, знания».

— «Совокупность взглядов и событий, связанная с кем-либо или чем-либо».

— «Рассказ, повествование».

— «Происшествие, событие, случай»[2].

Несмотря на различие в указанных выше классических определе­ниях понятия «история», во всех них можно обнаружить общие чер­ты, свойственные «универсальному понятию» «история», которое мы и попытаемся определить. Это:

1. Время (в философии время было принято определять как «все­общую объективную форму существования материи, проявляющуюся в длительности и последовательности, неотъемлемо от движения»).

2. Время всегда прошедшее.

3. Любые события (объекты) прошлого.

Таким образом, рассматривая предмет истории, можно утвер­ждать, что «предмет истории — это всё и одновременно ничего».

Поясним это, на первый взгляд, парадоксальное высказывание.

Так называемое «настоящее» — это некий «неуловимый» момент, постоянно движущийся во времени. Движущееся «настоящее» явля­ется главным атрибутом физического (реального) времени. При этом каждый «пройденный», «прожитый» момент навсегда становится ис­торическим. Таким образом, все сущее и достоверно известное нам и есть история, ибо настоящее невозможно сохранить в памяти, а все сохранившееся в памяти уже есть история.

С другой стороны, это так называемое «известное нам», т. е. сохра­ненная информация о прошлом, есть абстракция, зафиксированная в человеческой памяти или «воссоздаваемая» на основе следов событий, имевших место в прошлом. Это лишь искусственно созданная картина того, чего уже нет и чего уже невозможно вернуть (пережить заново).

Следовательно, задача истории как науки состоит в том, чтобы 1) максимально «восстановить» события, имевшие место в прошлом и априори недостаточно зафиксированные (ибо нет средств абсолют­ной фиксации событий во всей их полноте) или же зафиксированные неверно; 2) объяснить логику последовательности этих событий во времени.

Необходимость реализации задачи истории связана с понятием общечеловеческой «памяти», «общественной памяти», на основе кото­рой формируется человеческая культура. Для индивидуума память является основой формирования личности человека. Ибо все наши знания — это есть память. Таким образом, чем богаче память (чем больше знаний), тем богаче личность человека. Точно также и для каждого отдельного сообщества, для каждой культуры (нации) ис­тория играет роль той самой универсальной памяти, которая облик этой культуры и создает.

Итак, каким образом история как наука может выполнить две обо­значенные выше задачи?

Можно выделить три основных метода (и в то же время — три цели) исторической науки, которые, соответственно, относятся к ве­дению практической и теоретической истории:

1. Поиск новых «следов» событий: открытие новых предметов, активно использовавшихся в прошлом (например, путем археологи­ческих раскопок), новых документов, их перевод на язык и код род­ной культуры (в том случае, если речь идет об инокультурной или слишком отдаленной во времени культурной среде/эпохе), и т.п.

2. Воссоздание, или «вычисление», «расчет» неизвестных ранее фактов истории на основе известных данных.

Первый из указанных методов можно определить как «механиче­ский», а второй — как «логический». При этом оба указанных метода исторической науки относятся к разряду практической истории.

И, наконец, назовем последний метод исторической науки, исполь­зуемый для выполнения двух задач исторической науки:

3. Объяснение причинно-следственных связей событий и фактов.

Третий метод, как и второй, является логическим, но относится к разряду теоретической истории.

Представим описанные выше методы исторической науки, связан­ные с понятиями практической и теоретической истории в форме на­глядной схемы:

 

 

 

 

 

механический метод

практическая история

ПОИСК ФАКТОВ

 

 

 

 

ВОССОЗДАНИЕ ФАКТОВ

логический метод

 

 

 

 

теоретическая история

ОБЪЯСНЕНИЕ ФАКТОВ

 

 

 

 

 

Таким образом, как это ни парадоксально может звучать, исто­рия является такой же всеобъемлющей и универсальной наукой, как и философия. Например, то же литературоведение является в извест­ном смысле разновидностью истории, поскольку изучает литератур­ные произведения, написанные в прошлом — далеком или близком. Физика, хотя и исследует универсальные законы природы, основывается на практических опытах, описывающих события прошлого. Хотя, с другой стороны, описываемые законы могут проявляться в насто­ящем и будущем. Но основой исследований все равно являются про­шедшие события и явления.

Другое дело, что под исторической наукой в общепринятом, «бы­товом» смысле обычно понимают лишь одну «разновидность» исто­рии—историю общества, имеющего определенную структуру (на­пример государственность), вместе с ее атрибутами — политикой, эко­номикой, культурой.

 

§ 2. О проблеме периодизации истории Кореи

 

Общепринятым является деление мировой истории на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Для истории Кореи как в отече­ственной, так и в корейской и западной историографии также харак­терна указанная периодизация. С одной стороны, в понятиях «древ­няя», «средневековая», «новая» и «новейшая история» отражается прежде всего ход истории классического средиземноморского Древ­него мира и далее — Европы, являвшейся в определенной мере его преемницей. С другой стороны, в этих понятиях заключен элемент формационной периодизации истории: древняя история — это первобытнообщинный и рабовладельческий строй, средневековая — фео­дальный, новая — капиталистический, новейшая — социалистический строй и капитализм в своей высшей стадии.

Азия, в частности Дальний Восток, особенно на ранних этапах ис­тории государственности, существовала независимо от Европы, где как раз сформировалась современная историческая наука. Ранняя и средневековая история Дальнего Востока (Кореи) содержит примеры своих особых форм социально-экономической организации государ­ства, не совсем отвечающих европейским представлениям о формаци­ях. Европейские хронологические рамки древности и средневековья, механически примененные к Дальнему Востоку, часто не отражают реального течения его истории. Поэтому, например, известный отече­ственный историк Кореи М. Н. Пак называет время вплоть до обра­зования первых государств на территории Корейского полуострова и историю самих этих государств «ранней историей» и не употребляет термин «древняя история»[3].

Действительно, то, насколько трудно соотнести понятия «перво­бытной», «древней», «средневековой» и т.п. истории с реалиями Ко­реи, демонстрируется хотя бы теми расхождениями в периодизации «родной истории» по указанному принципу, которые можно обнару­жить в исторической науке Северной и Южной Кореи.

Историки КНДР начинают отсчет первобытной истории — вонси са — Кореи с 600000-400000 лет до н.э. и завершают II тысяче­летием до н. э. — временем, когда, по их мнению, на территорию Ко­рейского полуострова пришел бронзовый век. К древней истории — кодэса — относится история государства Древний Чосон (2333-108 гг. до н. э.). Общество Древнего Чосона северокорейские историки счита­ют рабовладельческим. Средневековая история Кореи — чунсе са, — с которой в КНДР связано представление о феодальном строе, продол­жалась с I в. до н. э. вплоть до конца XIX столетия. Иными словами, те периоды, которые в европейской истории по времени соотносятся с древностью, средневековьем и новым временем, в Корее являются «средневековьем». Период новой истории — кындэ са — очень короток: с 1860-х годов, времени прекращения в Корее политики самоизоля­ции, и до 1920-х — начала «революционной» деятельности Ким Ирсена. Соответственно, новейшая история — хёндэ са — охватывает время с 1920-х годов и до наших дней: антияпонская революционная борь­ба Ким Ирсена, построение в северной части Корейского полуострова особого чучхейского государства.

Таким образом, в северокорейской периодизации истории Кореи можно выделить следующие особенности: 1) описание хода истории в соответствии с учением об общественных формациях; 2) представле­ние во многом мифологической истории государства Древний Чосон как реальной, т. е. «удлинение» своей истории; 3) необычайно дли­тельный период средневековья; 4) короткий период нового времени.

Южнокорейская историческая наука также оперирует поня­тиями первобытной, древней, средневековой, новой и новейшей ис­тории. При этом необходимо отметить одно различие в периодиза­ции, принятой до недавнего времени образовательной программой для средних школ, и периодизации академической. В школьных учебных пособиях догосударственная история Кореи и история ранних госу­дарств объединены понятием «древняя история»[4].

Первобытная история (вонси са) начинается около 700000-500000 лет до н.э. и продолжается примерно до IV в. до н.э. Древняя исто­рия (кодэ са) охватывает историю первых государственных образова­ний на территории Корейского полуострова с X в. до н. э. до X в. н. э. Несовпадение хронологических границ между первобытной и древней историей объясняется тем, что в то время, когда на севере Корейско­го полуострова и за его пределами существовало государство Древний Чосон, юг полуострова находился в состоянии первобытнообщинного строя. Период средневековья (чунсе са) в южнокорейской историографии определяется всего пятью столетиями, с X по XIV в. Далее следу­ют два периода новой истории. В переводе на русский язык названия периодов можно передать только как «новая история», в то время как в корейском языке употребляются два родственных, но различных по смыслу слова. Время с XIV в. по 1860-е годы определяется термином кынсе са, т.е. дословно «история новой эпохи», а период 1860-1945 гг. называется кындэ са, т. е. «история новой эры (или опять же эпохи)». Новейшая история (хёндэ са) начинается с 1945 г. и длится до насто­ящего времени.

В южнокорейской периодизации «родной истории» можно обна­ружить следующие особенности: 1) включение в единую категорию «древность» истории различных по социально-экономическому харак­теру, этническому составу, территории и т. п. государств Древний Чо-сон и Трех государств; 2) выделение особого периода новой истории — кынсе са; термин кындэ са, использующийся для обозначения истории конца XIX — первой половины XX в., пришел в корейскую (дальнево­сточную) историографию как одно из отражений влияния периодиза­ции, принятой в европейской историографии; 3) определение 1945 г. как водораздела между новой и новейшей историей, что связано с освобождением Кореи от японского колониального господства, воз­рождением ее независимости; однако это не совсем полно отражает процессы всесторонней модернизации корейского общества, которые начались значительно раньше.

Отечественная историография также не демонстрирует един­ства мнений относительно периодизации истории Кореи. Приведем лишь несколько примеров. Если обратиться к фундаментальному ар­хеологическому исследованию М. В. Воробьева «Древняя Корея», то можно обнаружить, что Корея каменного и бронзового веков класси­фицируется как «древняя». Двухтомная «История Кореи», изданная в 1974 г., продолжает период древности до второй половины VII в., т. е. до времени образования государства Объединенное Силла. В мо­нографии «Корея до второй трети VII века», вышедшей в 1997 г. в Санкт-Петербурге, М. В. Воробьев указывает на множество различ­ных вариантов периодизации ранней истории Кореи и на отсутствие по данному вопросу единого мнения. Новая история Кореи для отече­ственных корееведов начинается с XVII-XVIII вв., а рубежом новой и новейшей истории называется 1917 г., что не совсем удачно соотно­сится с конкретными историческими реалиями Кореи.

Таким образом, любая попытка периодизации истории Кореи, ис­ходя из представлений о социально-экономических формациях и евро­пейских взглядов на древность, средние века, новое и новейшее время, наталкивается на множество трудноразрешимых вопросов. Попытки их решения приводят к появлению различных вариантов периодизации. Поэтому, разделяя историю Кореи на отдельные временные отрезки, можно избрать иной тип периодизации — формально-хроно­логический, согласно которому ход истории разделяется на отдельные этапы в связи со сменой династий, образованием или гибелью отдель­ных государств, войнами и другими поворотными историческими со­бытиями. Именно такого принципа придерживались историки старой Кореи.



[1] Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Лекции, читанные в университете и в Ленинградском институте живых восточных языков. Л., 1925. С. 1.

[2] Словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. М., 1985. С. 691.

[3] См.: Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979.

[4] Такой же подход к периодизации ранней истории Кореи обнаруживает круп­ное южнокорейское 28-томное академическое издание 1984 г. «История Кореи» («Хангукса»).

Сайт управляется системой uCoz