Глава
7. КОРЕЯ В XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА:
ФОРМИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВА ЧОСОН
РАННЕГО
ПЕРИОДА
ХV-ХVI вв. в южнокорейской историографии принято называть «ранним периодом Чосон». К «позднему периоду» государства Чосон относят ХVII-ХIХ вв. Чем характерна история Кореи ХV-ХVI вв., что нового дало стране это время?
В
ранний период государства Чосон
произошло становление новой власти,
новых центральных органов
управления, новой столичной и
провинциальной административной
системы, новой идеологии — корейской
версии неоконфуцианства. Одним
словом, в ранний период Чосон
сформировался тот облик Кореи,
который оставался во многом
неизменным вплоть до реформ
Корейское общество ХV-ХIХ вв. в южнокорейской историографии также принято характеризовать как «общество янбан и чиновников» — янбан гваллё сахве. в противоположность корёскому «обществу аристократии» — квичжок сахве. Очевидно, под новой характеристикой корейского общества позднего средневековья и начала нового времени имеется в виду большая социальная мобильность правящего класса[1] Чосон по сравнению с Коре.
XV
в. ознаменовался также
значительными культурными достижениями
Кореи, самым важным из которых
следует считать введение
корейского алфавита в
Однако первые годы правления династии Ли, несмотря на сильную власть Ли Сонге, не были спокойными, и становление новой власти происходило на фоне не менее трагических и кровавых событий, чем и в конце XIV в.
§
1. Борьба за власть в первые годы
династии Ли
Причиной
нестабильности новой власти было
противостояние различных
группировок внутри правящего
класса. В этом противостоянии уже
не участвовали выходцы из старой
высокопоставленной ко-рёской
аристократии. О ее ослаблении Ли
Сонге позаботился сразу по
восшествии на престол. Были
значительно сокращены полномочия
корёского центрального
совещательного органа при государе
— Топхён ыйсаса. В
Для укрепления королевской власти на местах Тхэчжо учредил институт губернаторов провинций — кванчхалъса. назначавшихся по распоряжению из столицы, а также повысил должностной ранг правителей округов и уездов. Те же цели преследовало наделение наградными землями и ноби тех «заслуженных сановников» кэгук консин, которые помогали Ли Сонге прийти к власти, т. е. гражданских и военных представителей сословия садэбу.
Однако основу новой власти Ли Сонге стал строить, опираясь на тех людей, которые занимали высокие посты при прежней династии, — на «партию реформаторов» во главе с Чон Дочжоном, Чо Чжуном, Нам Ыном и др. Они и при династии Ли стали занимать руководящие должности, что вызвало недовольство «новых заслуженных сановников», которые выдвинулись на волне смены династий. Они объединились вокруг пятого сына Ли Сонге — Ли Банвона (1367-1422).
В
Однако же, опасаясь слишком сильного недовольства своими действиями со стороны ряда высокопоставленных сановников, Ли Банвон не стал выдвигать себя самого в качестве нового наследника престола, а предложил старшего брата — Ли Банква (второй сын Ли Сонге), который в том же году взошел на престол, получив впоследствии храмовое имя Чончжон (1398-1400).
Тогда
старший брат Ли Банвона — Ли Банхан
(четвертый сын Ли Сонге) решил
последовать примеру активной и
весьма успешной борьбы за власть.
В
Именно
в правление Тхэчжона окончательно
укрепилась королевская власть и
сформировалась такая система
управления, которая
просуществовала в период Чосон без
значительных изменений вплоть до
§
2. Государственно-административное
устройство Кореи периода Чосон
В
период Чосон впервые за всю историю
Кореи управление государством и
его хозяйственной жизнью стало
строиться на основании свода
законов, имевшего особое
название и действовавшего на протяжении
длительного исторического периода.
Поначалу он назывался «Уложение
по управлению государством Чосон»
— « Чосон кёнгук-чон». Его текст
был подготовлен к
В
первые годы династии во главе
центрального административного
аппарата стоял Верховный
государственный совет — Ыйчжонбу,
учрежденный в
В подчинении у Верховного государственного совета (если он играл значимую роль в управлении страной) или же в прямом подчинении у короля (если роль Верховного государственного совета была невелика), находились так называемые «Шесть палат [т.е. министерств]» — Юкчо: Палата чинов, Палата населения (дословно — «учетных дворов»), Палата ритуалов, Палата войск, Палата наказаний, Палата общественных работ.
Палата чинов — Ичжо — ведала всеми кадровыми делами гражданских чиновников. Палата населения — Хочжо — занималась учетом населения, сбором налогов. Очень важную роль в жизни общества играла Палата ритуалов — Ечжо, совмещавшая в себе, говоря современным языком, функции идеологического органа и в то же время занимавшаяся такими важнейшими практическими делами, как проведение государственных экзаменов на получение чиновничьей должности или же регулирование отношений с внешним миром и прежде всего с Китаем, по отношению к которому Корея должна была исполнять ритуал «вассального государства». Иными словами, Палата ритуалов в определенной мере несла на себе и функции министерства иностранных дел.
Следует специально отметить особую роль ритуалов и церемоний в жизни средневековой (да и современной) Кореи. Существовал особый термин ечхи, что значит «правление с помощью ритуала», указывавший на то, что ритуал являлся одним из способов управления обществом. Ритуалы регулировали поведение не только в обществе, но и в семье. В эпоху Чосон особой популярностью пользовалась книга «Семейные ритуалы [в описании] Чжу Си» — « Чучжа каре». Ритуал регулировал весь жизненный цикл человека. Существовало и до сих пор не потеряло своей актуальности понятие «четырех [основных] ритуалов»: ритуал совершеннолетия — квалле, ритуал свадьбы — холле, ритуал похорон — санне и ритуал кормления [духов предков] — чере. Таким образом, Палата ритуалов занималась практическим обеспечением мира и порядка в обществе.
Палата войск — Пёнчжо — ведала охраной государя и его семьи, подавлением смут и мятежей, охраной внешних границ и другими вопросами, связанными с армией. Палата наказаний — Хёнчжо — занималась установлением правопорядка насильственными методами, разработкой законов, связанных с наказаниями. В сферу деятельности Палаты общественных работ — Кончжо — входило не только обеспечение выполнения работ общегосударственного масштаба, как, например, строительство ирригационной системы, крепостей и т.п., но и управление ремесленным производством, сухопутными дорогами и водным транспортом, т. е., говоря современным языком, она выполняла функции министерства строительства, промышленности и транспорта.
Все
Шесть палат, сохраняя как свои
названия, так и основные функции,
просуществовали в Корее
практически без изменений до
В
первые годы правления династии, в
Все провинции Кореи делились на округа, области и уезды. Провинции возглавлялись губернаторами — кванчхалъса; округа, области и уезды — правителями соответствующих рангов, названия которых нет необходимости подробно перечислять. Интересно отметить, что при династии Ли управление народом на местах выражалось понятием «пасти народ», принятом в конфуцианском Китае, а все провинциальные чиновники нередко именовались универсальным термином монмингван («чиновник, пасущий народ»).
Ли
Сонге в первые годы после
провозглашения династии реформировал
армию, соединив вместе Восемь
столичных корпусов (Пхалъ-ви) армии
Коре с подчиненными лично ему двумя
корпусами войск Ыйхын чхингун и
создав Управление Трех армий — Ыйхын
(Ыйхын самгунбу). В
Руководство Палатой войск со стороны гражданских сановников показывает, что в период Чосон, так же как и ранее, военное сословие продолжало занимать более низкое положение, чем гражданское. Управление центральным военным ведомством, осуществляемое гражданскими чиновниками, плохо разбиравшимися в военном деле, неоднократно отрицательно сказывалось на боеспособности корейской армии, в особенности в 1592-1598 гг. во время войны с Японией.
В провинции все войска были разделены на сухопутные (около 100 тыс. человек) и «водные» (речные и морские; около 50 тыс. человек). На уровне провинций войска подчинялись командующим — пёнма чолътоса. Функции командующих исполняли сами губернаторы провинций — кванчхалъса, и, кроме того, в наиболее важные в оборонном плане провинции дополнительно было назначено еще семь человек пёнма чолътоса,.
Низшей структурной единицей провинциальных войск была крепость чин, которая подчинялась «большим крепостям» (кочжин), а те, в свою очередь — «главным крепостям» (чучжин). Впоследствии, с середины XVI в., провинциальные войска стали подчиняться непосредственно начальникам округов, уездов и волостей, связанным напрямую с центром.
В корейской армии периода Чосон служили в основном крестьяне, отрабатывая воинскую повинность, хотя в столичных элитных войсках находились и представители правящего класса. Призывным считался возраст с 16 до 60 лет. Обычно крестьяне служили в войсках не более нескольких месяцев в году, а в остальное время имели возможность заниматься сельским хозяйством. Поскольку в период Чосон войны велись нечасто, то крестьяне нередко убегали из армии, и впоследствии воинская повинность была заменена воинским налогом.
§
3. Социально-экономические
изменения в раннем Чосоне
Экономическая ситуация, сложившаяся в Корее ХV-ХVI вв., соответствовала классическому феодальному[2] государству дальневосточного типа[3]. Рубеж ХIV-ХV вв. ознаменовался очередным переучетом и перераспределением земель, введением система наделения землей за службу для столичного чиновничества — квачжон, которая по своей сути во многом напоминала земельную систему начала эпохи Коре — чонсиква.
Однако
не прошло 60-70 лет с начала
функционирования системы квачжон,
как в стране наступил очередной
кризис землепользования. Поля,
бывшие в начале периода Чосон
казенной (государственной)
собственностью, снова стали
частными, и уже не оставалось
земель для выдачи за службу новым
чиновникам. К тому же имелись
легальные способы, облегчавшие
переход земель в «вечное владение»
одной семьи. В первой половине XV
столетия в рамках системы квачжон
существовали специальные
категории полей для жен умерших
чиновников — сусинчжон или
поля для осиротевших детей семьи
чиновника — хюрянчжон. Поэтому
для урегулирования сложившейся
ситуации в
Тем
не менее попытка возрождения
изначальной «идеальной» системы
землепользования окончилась
безрезультатно. Владельцы полей чикчон
взимали с крестьян большее
количество налогов, чем им
полагалось по закону. Тогда в
В первые годы после установления власти династии Ли государство пыталось упорядочить крестьянское землевладение, частично восстановив права на землю тех, кто незаконно лишился их в конце периода Корё. Тогда же государство поощряло распашку целины и залежных земель, предоставляя их в собственность крестьянам. Даже ноби и другим представителям «подлого» сословия не запрещалось иметь землю в частной собственности. Однако в связи с процессом расширения крупных частных земельных владений в XV-XVI вв. крестьяне постепенно лишались своих полей, становясь арендаторами. Ухудшение экономического положения крестьянства в конце XV — начале XVI в. приводило к росту крестьянских волнений, известнейшим из которых стало крестьянское восстание под предводительством Лим Ккокчона (1559-1562) в провинции Хванхэ.
К середине XVI в. были также упразднены отдельные категории полей, обслуживавших государственные нужды, такие, например, как поля военных поселений (куктунчжон), большинство полей для буддийских монастырей (савончжон). Однако поля, доходы с которых поступали на нужды присутственных мест, почтовых станций и т. п., под разными названиями существовали на протяжении всего периода Чосон.
С
начала правления новой династии в
Корее получили дальнейшее
развитие ремесло и торговля.
Поначалу ремесленники, обслуживавшие
государственные нужды, были
приписаны к столичным или
провинциальным учреждениям,
начиная с Палаты общественных работ
— Кончжо, и занимались
изготовлением бумаги, оружия,
посуды, обработкой железа. Всего в
начале династии Ли по всей стране
насчитывалось порядка 6500 человек
ремесленников. Однако в провинции
лично свободные ремесленники имели
возможность производить продукцию
для продажи.
Между
тем в первой половине XV в. рынок в
Корее еще не был достаточно развит.
Первые государи династии Ли,
например Сечжон (1418-1450), издавали
специальные указы о запрещении
образования стихийных рынков,
считая, что «второстепенное»
занятие торговлей будет отвлекать
людей от достойного занятия
земледелием (традиционно
конфуцианский взгляд на земледелие
и торговлю). Поэтому и попытка
введения металлических денег чосон
тхонбо («находящееся в обращении
богатство [государства] Чосон») в
Социальное
расслоение начала эпохи Чосон во
многом походило на ситуацию,
сложившуюся в конце периода Коре.
Господствующий класс представляло
служилое сословие янбан. Ниже
по положению находились мелкие
провинциальные чиновники,
крестьяне, торговцы, относившиеся к
категории янин «доброго люда»,
которым формально было
предоставлено право учиться и
сдавать государственные экзамены
на получение чиновничьей должности.
Дети янбан от наложниц
относились к категории со (если
их мать была представителем «доброго
люда») или олъ (если мать была «подлого»
происхождения). Они не причислялись
к категории «подлого люда», но
большинству из них не разрешалось
сдавать государственные экзамены.
Впоследствии эту категорию
населения, а также представителей
низшего «технического» персонала
присутственных мест стали
определять термином чунин, что
значит «человек среднего [общественного
положения]». Сословие «подлого
люда» чхонмин представляло
самые различные категории
населения: лично-зависимые ноби (как
государственные, так и частные), пэкчон
— представители «низких»
профессий, например мясники и т. п. В
ранний период Чосон в Корее иногда
бывали случаи, когда человек и его
семья понижали свой социальный
статус. Обратное было практически
невозможно.
§
4. Внешние связи Кореи в XV-XVI веках
Отношения
новой династии Ли с Китаем долгое
время были достаточно напряженными.
В Китае под разными предлогами
новая династия не признавалась
безоговорочно, в том числе
утверждалось, что Ли Сонге,
основатель династии, был якобы
родственником или даже сыном Ли
Инима (?-1388), который в
Несмотря
на отдельные спорные вопросы о
законности основания новой
династии, Китай все же поддерживал
отношения с новой властью в Корее.
Уже в
Помимо
регулярной отправки посольств с
подарками минский Китай (Китай
династии Мин) также требовал, чтобы
Корея поставляла евнухов и девушек
для императорского двора. Причем во
время отбора девушек по всей Корее
начинал действовать запрет на
заключение браков, для того чтобы
можно было выбрать самых лучших.
Только королю Сечжону в
Отношения Кореи и Японии также были весьма неоднозначными. С одной стороны, южные провинции Кореи несли немалый ущерб от постоянных нападений японских пиратов. Поэтому в первые годы после установления династии Ли королевский двор занялся укреплением корейских морских сил, строя новые корабли, число которых превысило 600, и увеличивая численность личного состава флота. С другой стороны, японцам было позволено вести торговлю в южных провинциях и даже временно проживать в корейских портах. Таким образом корейское правительство надеялось сдержать пиратские рейды японцев.
Однако
Япония была разделена на множество
относительно самостоятельных
княжеств, каждое из которых могло
принимать собственное решение о
совершении военного похода к
корейским берегам. Поэтому только с
1393 по
С
другой стороны, губернатор Цусимы
обратился с просьбой разрешить
японцам вести торговлю в трех южных
корейских портах — Пусанпхо, Чепхо,
Емпхо (иногда их еще называют Три
порта — Самп-хо) и получил
положительный ответ. Особый
торговый договор
Кроме торговли и отражения нападений японских пиратов, еще одним важным аспектом отношений двух стран был обмен регулярными посольствами, в котором Корея выступала в качестве «страны-сюзерена», получая большую часть «подарков» с острова Цусима, «умиротворенного» ею.
Помимо
Китая и Японии, соседями Кореи были чжурчжэньские
племена, проживавшие у северо-восточных
границ страны. После падения
чжурчжэньского государства Цзинь в
Еще
в
Для
защиты северо-восточных границ
вдоль среднего и нижнего течения
реки Туманган начали строить
крепости чин. Сначала в
Однако
для защиты северных и северо-восточных
границ государства короли
династии Ли не ограничивались
использованием силовых методов.
Еще в
Стабилизация международного положения Кореи была частью общего процесса укрепления и развития нового государства Чосон, который не мог не сказаться положительно на состоянии корейской культуры.
§ 5. Культурные достижения Кореи ХV-ХVI веков
Для Кореи XV столетие стало важнейшим в культурной истории страны, поскольку именно в это время в употребление был введен уникальный корейский алфавит, состоявший из 28 букв (17 согласных и 11 гласных). Буквы, передававшие отдельные звуки, записывались компактно, небольшими группами — от двух до четырех, составляя один слог. Конечно же, официальным языком документов на протяжении последующих столетий продолжал оставаться письменный китайский язык — ханмун. Однако корейская азбука помогала быстрее освоить китайскую грамоту, указывая на чтение иероглифов. К тому же корейский алфавит получал все большее распространение. С конца XV — начала XVI столетия в Корее началась работа по переводу на корейский язык и изданию китайских классических конфуцианских сочинений. Сначала эта работа велась по частной инициативе Чхве Сечжина (1473-1542). Затем, в конце XVI столетия, было образовано специальное ведомство Кёчжончхон («Палата сопоставлений и исправлений»), задачей которого как раз являлся перевод китайских классических сочинений на корейский язык. Позднее, в XVII-XVIII вв. на корейском языке стали записывать и издавать литературные произведения.
Что
касается проблемы изобретения
корейского алфавита, то до
последнего времени в южнокорейской,
северокорейской, российской и
западной историографии считалось,
что группа ученых по указу и во
главе с государем Сечжоном (1418-1450)
разработала и опубликовала
корейский алфавит в
В любом случае, правы северокорейские ученые или нет, поворотным в истории создания и употребления корейского алфавита стал XV в. — время интенсивного развития корейской науки и культуры. С приходом к власти новой династии начался процесс перераспределения земли и других источников доходов, исходя из способностей каждого представителя служилого сословия. Активная деятельность на благо государства позволяла достичь тогда высокого положения. Это было хорошим стимулом для проявления личной инициативы, изобретательства служащими государственных ведомств.
В
начале XV столетия был изобретен
дождемер, который с
Первое
столетие правления династии Ли
также ознаменовалось расцветом
историописания, литературы,
книгопечатания. Внимание к историописанию
было вполне закономерным. К
власти пришла новая династия,
поэтому требовалось составить и
издать историю предшествующей
династии эпохи Коре на основе
написанных ранее текстов «черновых»
королевских хроник силлок (дословно
— «реальные записи»). Нужно было
доказать легитимность прихода к
власти новой династии. Поэтому уже
в
Кроме
«Корёса» было издано немало
других официальных исторических
сочинений как по истории одной
династии периода Коре, так и по
истории Кореи в целом, с древности
до конца XIV в. Это и «Краткая история
Коре» («Корёса чорё»,
Становление
новой административной системы, а
также расширение границ
государства на северо-восток (возвращение
принадлежавших ранее Корее
территорий) вызвали необходимость
сбора более точных географических
сведений. В
Первое столетие после установления династии Ли ознаменовалось значительными достижениями Кореи в области литературы. Именно XV в. дал Корее имена, составившие впоследствии классику средневековой корейской литературы. Среди них — Ким Сисып (1435-1493), написавший «Сборник рассказов с горы Кымо» («Кымо син-жеа»), а также множество стихотворений. Со Гочжон (1420-1488) и Сон Хён (1439-1504) прославились новеллами в жанре пхэсолъ[8] (маленькие рассказы). Со Гочжон как выдающийся деятель культуры и науки своего времени принимал участие в составлении таких известных сочинений своей эпохи, как историческое сочинение « Тонгук тхонгам» или географическое описание Кореи «Тонгук ёчжи сын-нам». Он же был одной из центральных фигур в издании первой в Корее (дошедшей до наших дней) антологии корейской поэзии со времен Трех государств до начала эпохи Чосон. Антология называлась «Собрание литературы Кореи» (« Тонмунсон»). В ней были представлены 4302 произведения более чем пятисот авторов. Издание такой антологии имело для Кореи важнейшее значение, поскольку демонстрировало сопоставимость по времени и содержанию корейской и китайской поэтической традиции.
Можно
сказать, что не было такой сферы
культуры Кореи раннего периода
Чосон, которая не оставила бы
заметного следа, не оказала бы
значительного воздействия на
дальнейшее ее развитие. Достижения
в сфере медицины отразились в
публикациях таких сочинений, как «Собрание
рецептов местных лекарств» («Хянъяк
чипсонбан»,
Музыкальное
искусство также получило
развитие. В
Расцвет
историописания, литературы,
искусств и науки стимулировал развитие
книгопечатания. Еще в
Заметный вклад в сокровищницу корейской культуры внесли ремесло, живопись, архитектура раннего Чосона. В это время проходит мода на зелено-голубую керамику корёского типа и большое распространение получает белая керамика с более свободной от стилизации росписью — пунчхон.
Как
и в период Коре, при дворе королей
династии Ли существовало особое
ведомство, занимавшееся
организацией творчества и жизни
художников, — Академия живописи (Тохвасо).
Основными живописными жанрами
были пейзаж, а также изображения
птиц и животных. До наших дней
дошли произведения корейских
художников ХV-ХVI вв., такие, как,
например, «Мудрец, созерцающий волу»
Кан Хвиана (1419-1464), «Путешествие во
сне в страну цветущих персиков» Ан
Гена (?). Буддийская живопись в связи
с гонениями на буддизм и
постепенным становлением
конфуцианства в качестве господствующей
идеологии не получила заметного
развития, так же как и буддийская
архитектура. Из построек раннего
Чосона наиболее значимыми и
величественными являются
дворцовые комплексы, например
Чхандоккун в Сеуле (конец XIV —начало
XV в.). «Визитной карточкой» двух
современных корейских столиц стали
городские Южные ворота (Намдэмун,
В ранний период Чосон конфуцианство окончательно заняло доминирующие позиции в корейском обществе, вытеснив буддизм. Этот процесс утверждения конфуцианства был длительным и непростым.
[1] Интересно отметить, что термин «правящий класс» — чибэ кечхын — употребляется не только в северокорейской, но и в южнокорейской историографии.
[2] Термин «феодализм» применительно к Корее средних веков достаточно активно используется как в северокорейской, так и южнокорейской историографии.
[3] Имеется в виду
сохранение главенствующей роли
государства в экономике страны
одновременно с распространением и
последующим доминированием частной
собственности на землю (подробнее о
социально-экономическом развитии
Кореи XV-XVI вв. см.: Ванин Ю. В. Аграрный
строй феодальной Кореи XV-XVI вв. М., 1981,
а также соответствующий раздел
коллективного труда «История Кореи»
(Т.
[4] В Корее не так много фамилий. Согласно «Большому корейско-русскому словарю» (В 2 т. М., 1976), их всего 208. Из них приблизительно около 1/3 являются наиболее распространенными. Однако количество родов — понгван (в отечественной литературе их иногда называют «кланами», что не совсем точно) гораздо больше, поскольку некоторые роды со сходной фамилией имеют разные места происхождения «первопредка».
[5] Трактат переведен на русский язык и исследован заслуженным отечественным лингвистом-корееведом Л. Р. Концевичем (см.: Хунмин чоным («Наставление народу о правильном произношении») // Памятники письменности Востока. LVIII. М., 1979).
[6] См., напр.: Рю Рер. Наша
нация — мудрая нация, обладающая
собственной национальной
письменностью с периода Древней
Кореи // Тангун — родоначальник
Кореи. Пхеньян, 1994. —Несмотря на «фантастичность»
подобных гипотез, к ним следует
относиться достаточно серьезно.
Действительно, алфавит, представленный
в
[7] Тонгук — одно из самоназваний Кореи династии Ли. В отечественной корееведческой литературе его принято переводить дословно как «Восточное государство». Автор настоящей книги, исходя из того, что, например, название современного северокорейского государства переводят как «Корейская Народно-Демократическая Республика», а не «Народно-Демократическая Республика Утренней Свежести», а южнокорейского государства — как «Республика Корея», а не «Республика Великая Хан» (как следовало бы делать, придерживаясь принципа дословного перевода), считает, что корейское самоназвание Тонгук также следует переводить как «Корея».
[8] Исследованием традиционной корейской литературы в жанре пхэсоль, а также ее переводами на русский язык занимался петербургский кореевед-филолог Д- Д. Елисеев (см., напр., сборник корейской прозы «История цветов» (Л., 1991)).
[9]
Иногда встречается утверждение о
том, что «Тоный погам» был
завершен в