Глава
10. МАНЬЧЖУРСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ
В
КОРЕЮ 1627-1636 ГОДОВ. ПОДЧИНЕНИЕ КОРЕИ
МАНЬЧЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ ЦИН
В то время, когда корейские и китайские войска совместными усилиями отражали японскую агрессию в Корее, в районе современной Маньчжурии формировалась новая сила, угрожавшая как Китаю, так и Корее.
Маньчжурская
народность, образовавшаяся из
чжурчжэньских племен манъчжу,
суксухэ, хуньхэ, все более
консолидировалась под властью
Нурхаци (годы жизни: 1559-1626). В 1580-е
годы у маньчжуров начал
формироваться государственный
аппарат, в 1590-е годы было завершено
объединение маньчжурских племен. В
В
В процессе укрепления маньчжурского государства и расширения его притязаний маньчжуры пытались заручиться поддержкой со стороны своего южного соседа — Кореи, с тем чтобы обеспечить себе надежный тыл в противостоянии с Китаем. Корея же была вынуждена прислушиваться к северному соседу, поскольку в начале XVII в. в стране все еще ощущались последствия Имчжинской войны.
§
1. Корея в начале X VII века
Выше уже говорилось о тех огромных материальных и людских потерях, которые Корея понесла в годы Имчжинской войны. Поэтому король Сончжо, на время правления которого пришлись все тяготы войны с Японией, попытался начать некоторые реформы, направленные на восстановление страны. Например, многие представители категории лично-зависимых ноби, героически проявившие себя в годы Имчжинской войны, получили свободу, обретя статус «доброго люда» янмин.
Для пополнения государственной казны представителям низшего сословия дали возможность за деньги (зерно) поучать невысокие государственные посты. Однако такое нарушение конфуцианского принципа отбора на государственные должности по способностям отразилось на качественном составе чиновничества.
Имчжинская
война не только не способствовала
консолидации правящего класса, но,
наоборот, обострила борьбу
группировок за влияние при дворе. В
Одной
из причин потери влияния «Малой
Северной партии» стал вопрос о
престолонаследии. Еще в годы
Имчжинской войны, находясь в
Пхеньяне, Сончжо, не имевший
сыновей от жены, назначил
наследником престола «принца»[2]
Кванхэ-гуна (годы жизни: 1575-1641),
сына от наложницы Кон. Кванхэ-гун
часто сопровождал отца в поездках
и помогал ему в делах управления
страной. В
Сложная
ситуация при дворе разрешилась со
смертью Сончжо весной
В
Несмотря
на кровавый, хотя и законный, приход
к власти, Кванхэ-гун уделял
значительное внимание делам
государства. В его правление в
Корее началась земельная реформа. В
частности, были произведены учет и
перераспределение земель в
столичной провинции Кёнги. В
В правление Кванхэ-гуна был отстроен королевский дворец Чхандоккун, воссозданы уничтоженные в годы Имчжинской войны государственные исторические архивы. Кванхэ-гун способствовал книгоиздательскому делу и старался улучшить систему государственных экзаменов так, чтобы лучше реализовывался принцип отбора людей на чиновничьи должности по их способностям.
Большое
внимание Кванхэ-гун уделял
вопросам обороны страны, особенно в
связи с неспокойной обстановкой на
северных границах: занимался
вопросами ремонта крепостей,
производства оружия. В плане
отношений с соседним Китаем
династии Мин и маньчжурами он старался
проводить сбалансированную
политику. Когда Китай обратился с
просьбой оказать помощь в войне с
маньчжурами, после долгих раздумий
в
Несмотря
на многочисленные полезные для
страны начинания, кровавые события
1608-1609 гг. не давали возможности
всему конфуцианскому придворному
окружению признать Кванхэ-гуна
легитимным государем. К тому же в
начале 1620-х годов сторонники «Западной
партии» обретали все большую силу в
правительственных учреждениях. В
результате весной
Придя к власти, Инчжо решил коренным образом изменить политику, проводившуюся Кванхэ-гунсш по отношению к Китаю и Позднему Цзинь, полностью переориентировавшись на «легитимный, исконно конфуцианский» Китай. Таким образом, с началом правления короля Инчжо Корея перестала поддерживать отношения с маньчжурами.
А
в это время, в
§
2. Маньчжурские военные походы в
Корею
В
1-м месяце
Однако
маньчжуры не пошли дальше, что
объясняется целым рядом причин. С
одной стороны, в литературе
указывается на стихийное народное
сопротивление, развернувшееся на
севере Кореи, в тылу маньчжурских
войск. В северокорейской
исторической литературе название
событий
Поэтому Амин отправил на остров Канхвадо свое посольство для переговоров, которые начались в 9-й день 2-го месяца. Изначальные требования маньчжуров были неприемлемы для Кореи: передача Позднему Цзинь корейских земель к северу от реки Тэдонган; выдача китайского полководца Мао Вэньлуна (1576 1629), построившего опорный пункт на острове у западных берегов провинции Пхёнан; отправка 10 тыс. человек корейских войск для помощи маньчжурам в их войнах с китайским государством эпохи Мин.
Договор с маньчжурами был подписан на более мягких условиях. Во-первых, маньчжуры обещали не продвигаться вглубь Кореи южнее Пхёнсана. Во-вторых, между Кореей и Поздним Цзинь устанавливались «братские» отношения, в которых маньчжурское государство играло роль «старшего брата». В-третьих, корейцам удалось добиться согласия на то, что, имея дружеские отношения с Поздним Цзинь, Корея также не будет врагом по отношению к Мин. Причинами тому, скорее всего, стали стихийное корейское сопротивление, сложные зимние условия, не позволявшие маньчжурам долго задерживаться на чужой земле, а также то, что и в таком «мягком» варианте основные цели военного похода оставались выполненными.
После
заключения договора, в 3-й день 3-го
месяца, маньчжуры приступили к
выводу войск. Правда, в пограничном
городе Ыйчжу у реки Амноккан они
оставили свое военное поселение.
Весной и летом
В
дальнейшем в течение девяти лет
между Кореей и Поздним Цзинь не
было военных столкновений,
несмотря на то что Корея не
разрывала традиционных отношений с
Китаем. Надеясь на мирный договор,
подписанный с маньчжурами в
В
4-й месяц
После
этого цинский император Тай-цзун
стал требовать, чтобы столицу Цин
посетил корейский принц и принес
официальные извинения, признав
государство Цин за сюзерена. Корея
не приняла требование маньчжуров.
Тогда Тай-цзун обещал направить в
Корею огромное войско, если та не
признает нового статуса
маньчжурского государства. При
дворе Инчжо и слышать не хотели о
подобном развитии событий. Когда в
К
началу 12-го лунного месяца (январь
В 9-й день 12-го месяца цинские войска перешли по льду Амноккан. Несмотря на сопротивление корейской армии во главе с полководцем Лим Гёнопом у крепости Пэнма, маньчжурская конница, не задерживаясь у крепости, начала стремительное продвижение на юг к Сеулу. Уже к 14-му дню вражеские войска достигли Кэсона, а передовые отряды дошли до предместий Сеула. В тот же день государь Инчжо начал эвакуацию членов своей семьи, а также поминальных табличек предков из королевской усыпальницы на остров Канхвадо. В тот же день вечером сам он также попытался покинуть город через южные ворота. Но они уже были заблокированы вражеской конницей. Тогда приближенные Инчжо отправились за западные ворота и стали отвлекать вражеский караул. Это дало возможность королю ускользнуть из города, воспользовавшись отверстием для выпуска воды. Лишь к 10 часам вечера ему удалось добраться до ближайшей крепости — Намхан, которую охраняло около 12 000[6] корейских воинов и в которой имелся запас продовольствия на два месяца.
Защитники крепости Намхан больше месяца мужественно защищали крепость. Тогда маньчжуры решили сосредоточить основное внимание на взятии острова Канхвадо, к которому они подошли к 21-му числу 1-го месяца. Атака началась на следующий день. Несмотря на то что на острове была расквартирована корейская армия, а вдоль его берегов находилось около 80 кораблей, маньчжуры быстро взяли Канхвадо. Захватив порядка 200 заложников, среди которых были члены королевской семьи, они направились к крепости Намхан, где уже стало заканчиваться продовольствие и все больше голосов раздавалось в пользу подписания мирного договора. На 45-й день после начала осады, в 30-й день 1-го месяца, несмотря на многочисленные протесты защитников крепости, король Инчжо признал свое поражение. Вместе с наследником престола он вышел к маньчжурскому императору Тай-цзуну и совершил перед ним унизительный поклон, являвшийся выражением признания вассалитета Кореи перед маньчжурами.
Таким образом, государь Инчжо заключил с маньчжурами мир, согласно которому Корея признавала сюзеренитет Цин, наследник престола и другие принцы должны были отправиться в качестве послов в Цин, а Корея обязывалась выплачивать Цин ежегодную дань золотом и более чем 20 видами других ценных товаров.
Несмотря
на поражение в войне с Цин, корейцы
не могли смириться с тем, что их
стране пришлось подчиниться «варварскому»
маньчжурскому государству и
прервать отношения с легитимной
китайской династией Мин. Однако в
Такое положение оказало огромнейшее влияние на самосознание корейцев, на развитие корейской общественной мысли и стало одним из важнейших последствий маньчжурско-корейских войн.
§
3. Начало формирования
представления о Корее как о «маленьком
Китае»
Как отмечается в современной южнокорейской историографии, по крайней мере с XII столетия, т. е. со времени составления Ким Бусиком «Исторических записей Трех государств», Корея в той или иной мере осознает себя «маленьким Китаем», «маленьким Серединным государством», т. е. государством пусть и небольшим по площади, но имеющим собственные культурные корни и культуру, которая по значимости не уступает культуре «Большого Китая» и также оказывает влияние на окружающие «варварские государства». Подобное самовосприятие Кореи было особенно заметным во времена масштабных агрессий извне. Воцарение маньчжурской «династии» Цин в Китае окончательно закрепило в сознании корейцев идею о том, что отныне только Корея является единственной носительницей истинной конфуцианской культуры. В Китае правили «варвары», а Япония всегда воспринималась в Корее как страна, стоящая рангом ниже.
Однако
идеи о «перемещении истинного
Серединного государства в Корею»
четко оформились не сразу после
падения правящего дома Мин. В XVII
столетии переосмысление новой роли
Кореи в дальневосточном мире, с
точки зрения корейцев, происходило
на уровне поиска, подтверждения и
переподтверждения собственных
исторических корней, которые
должны быть такими же древними, как
и китайские. В
Следует,
однако, заметить, что не все
корейские ученые «постманьчжурского
периода» были едины во мнении о
длительности корейской истории.
Например, Лим Сандок (1683-1719),
завершивший к
Окончательно концепция «маленького Китая» оформилась лишь через столетие после воцарения Цин в Китае и получила наиболее четкое выражение в идеях знаменитого корейского мыслителя Ли Ика (1681-1764). Во-первых, он считал, что культура Китая и культура так называемых «варваров», особенно в древности, не так сильно отличаются друг от друга, как принято думать. Во-вторых, собственно корейская культура начала зарождаться в то время, когда в Китае правили легендарные императоры Яо и Шунь, когда Китай находился под властью правящего дома Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Таким образом, культура Кореи столь же древняя, как и культура Китая. В-третьих, в древности между различными государствами происходил интенсивный культурный обмен, и Корея получила необходимые основы «истинной моральности». Поэтому, в-четвертых, Корею вполне можно считать «маленьким Китаем».
Концепция «маленького Китая» послужила хорошей почвой для развития в дальнейшем идей кореецентризма, подпитывавших всевозможные национальные религии и идейные учения как нового, так и новейшего времени.
Для Кореи XVII в. оказался переломным не только в плане общественной мысли и идеологии, но и для всех сфер общественного и экономического развития. Это был век, ставший для Кореи рубежом между средневековьем и новым временем.
[1] То, что названия «Цин» и «Мин» были действительно одного порядка, легко иллюстрируется тем, что в китайском языке есть слово, состоящее из двух слогов (иероглифов) цин и мин (цинмин), означающее «спокойный, чистый». Кроме того, так же называется один из 24 традиционных «сельскохозяйственных сезонов», на которые делится год.
[2] «Принц» — условный перевод многозначного титула кун (гун) на русский язык.
[3] В исторической и
справочной литературе встречаются
также некомментированные
указания на 1601 или
[4] Начало традиционного лунного года приходится на дни между 27 января и 20 февраля по григорианскому календарю.
[5] В исторической литературе также встречается утверждение о том, что маньчжурские войска насчитывали около 100 тыс. человек.
[6] Упоминают также о 13000 или 13800 защитниках крепости.