Глава
4. КОРЕЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
ПРАВЛЕНИЕ ТЭВОНГУНА
В
XVII и первой половине XVIII в. борьба
придворных группировок
происходила главным образом в
рамках так называемых «партий». С
середины XVIII в. в результате «политики
умиротворения» государя Ёнчжо (1724-1776)
противостояние «партий» при дворе
потеряло прежний накал. В начале XIX
столетия с приходом к власти короля
Сунчжо (1800-1834) главенствующую роль
при дворе стали играть семейные
группировки, не связанные с «партиями».
В первой половине XIX в. королевская
власть не только не смогла перестроиться
в соответствии с происходившими в
стране изменениями, объективно
способствовавшими развитию
товарно-денежных отношений в Корее,
но и сделала шаг назад по сравнению
с предшествовавшим столетием.
Противоречие
между слабеющей королевской
властью и новыми тенденциями
общественного развития стало
главным содержанием истории Кореи
первой половины XIX в.
§
1. Положение в
Корее в начале XIX века
В
1800 г. в 6-й месяц на престол был
возведен 11-летний государь Сунчжо,
сын от наложницы предшествующего
короля Чончжо, определенный в
качестве наследника престола
только в начале 1800 г. Поскольку
Сунчжо был несовершеннолетним,
регентство перешло в руки
вдовствующей королевы Чонсун.
Вскоре была избрана будущая жена
Сунчжо — дочь высокопоставленного
сановника Ким Чжосуна (1756-1831),
который был дальним родственником
королевы Чонсун и благодаря своим
способностям пользовался особым
доверием государя Чончжо. Вслед за
этим Ким Чжосун получил высокий
придворный титул Ёнан пувонгун, практически
захватив власть в свои руки. Так
начались десятилетия правления
семьи Ким из района Андон юго-восточной
провинции Кёнсан.
Первый
полный год фактического правления
королевы Чонсун и семьи Кимов (1801 г.)
ознаменовался жестокими гонениями
на корейских христиан. Государь
Сунчжо не проявлял большого
внимания к делам управления ни
после восшествия на престол, ни по
достижении совершеннолетия в 1804 г.
Это давало большую свободу
действий семье андонских Кимов,
которые интересовались лишь
собственными благами, а не судьбой
государства в целом. В их правление
началась политика
благоприятствования по отношению к
провинции Кёнсан и усилились
притеснения северных провинций.
Практически
не осуществлялся контроль за
местной администрацией, которая по
своей воле увеличивала количество
поборов с крестьян, забирая
излишки себе. Особенно тяжелым был
военный налог холстом, который в
начале XIX столетия именовался кунпхо,
т. е. «ткань на военные [расходы]».
При незначительном росте населения
Кореи, по сравнению с 1750 г., когда
вводился «закон об уравнении [воинских]
повинностей» — кюнъёкпоп, число
облагаемого этим налогом
населения по спискам увеличилось в
4 раза, что говорило о фиктивности
таких списков. Действительно,
изначально полагалось собирать
налог кунпхо только исходя из
числа совершеннолетних мужчин в
семье. Однако налоги взимались и с
несовершеннолетних, т. е. не
достигших 16 лет, и с умерших, но
числившихся в списках. Если
крестьянин уходил из деревни, не
выдержав гнета эксплуатации, за
него платить налог обязывали
родственников или даже соседей. В
это время бегство крестьян
становилось массовым явлением.
При
этом королевская власть, обязанная,
согласно конфуцианским
представлениям, заботиться о
народе, бездействовала, что не
могло не вызывать справедливый
гнев народа. В 1-м месяце 1808 г. в уездах
Танчхон и Пукчхон провинции Хамгён
имели место столкновения крестьян
с местной администрацией.
В
1811 г. в провинции Пхёнан
разгорелось самое крупное в первой
половине XIX столетия народное
восстание, во главе которого
встал Хон Гённэ (1780-1812).
Северокорейская литература называет
Хон Гённэ выходцем из крестьян, а
само восстание — «крестьянским».
В отечественной литературе
указывается на существование
различных взглядов на социальную
принадлежность Хон Гённэ и
делается выбор в пользу того, что он
был выходцем из мелких янбанов или
зажиточных крестьян тхохо («богатых
землей»). Действительно, в
молодости Хон Гённэ пытался
сдавать «малый» государственный
экзамен на получение ученой
степени чинса («продвинутый муж»),
прохождение которого давало право
на участие в «больших» экзаменах
на получение чиновничьей должности,
но провалился. Таким образом, он не
мог быть простым крестьянином.
Между тем в справочной литературе
встречаются сведения о том, что Хон
Гённэ — потомок знаменитого рода
Хон из Намъяна (Южная Корея),
уходящего корнями в период эпохи
Коре. Знатное происхождение
предоставляло Хон Гённэ
принципиальное право претендовать
на роль основателя новой династии.
Свой
провал на экзаменах Хон Гённэ был
склонен объяснять несправедливой
политикой по отношению к выходцам
из северо-западных провинций
Кореи. В довершение ко всему в 1811 г.
страну постигла необычайная засуха.
Помимо того, что следствием засухи
был неурожайный год, делавший жизнь
народа еще тяжелее, одновременно
это было как бы «знаком Небес»,
возвещавшим о том, что время
правления старой династии
исчерпано и Небеса «дают разрешение»
на установление новой династии.
Среди ближайших друзей Хон Гённэ,
намеревавшихся возглавить будущее
восстание, были профессиональные
геоманты, как, например, У Гунчхик (1776-1812),
которые выдвинули теорию о новой
роли северо-запада Кореи. Одним из
обоснований теории явилось то, что
как раз на северо-западе Кореи
располагался центр государства
Древний Чосон. Теперь центр государства
должен был «возвратиться» обратно.
В
1811 г. встретившись с У Гунчхиком в
буддийском монастыре Чхоннёнса («Монастырь
синего дракона») в уезде Касан
провинции Пхёнан, Хон Гённэ стал
готовить восстание, имевшее
конечной целью свержение династии
Ли. В местечке Табоктон уезда Касан
(устье реки Тэрёмган) из бывших
крестьян — рабочих горнорудных
разработок провинции Пхёнан — Хон
Гённэ стал формировать вооруженные
отряды. В числе ближайших
помощников Хон Гённэ были Ким Чхан-си[1],
имевший степень чинса после
сдачи «малого» государственного
экзамена и занимавшийся торговлей,
Ли Хичжо — торговец, выходец из
сословия мелких чиновников.
В
10-м месяце 1811 г. на совещании
повстанцев в Табоктоне Хон Гённэ
был назначен Главнокомандующим
умиротворенного запада (Пхёнсо
тэвонсу), т.е. повстанческих войск
северо-запада Кореи, а Ким Саён,
выходец из богатых крестьян, —
Заместителем главнокомандующего.
Повстанческие войска были
разделены на Южное и Северное.
Готовясь к выступлению, торговцы и
богатые крестьяне из окрестных
местностей поставляли в Табоктон
оружие, снаряжение, продовольствие.
В
18-й день 12-го месяца 1811 г. повстанцы
выступили из Табокто-на и захватили
уездный центр Касан. В 20-й день было
взято селение Пакчхон,
расположенное выше по течению реки
Тэрёмган. Северное войско во главе
с Ким Саёном, которое должно было
двинуться на север, в сторону реки
Амноккан, захватило уездные центры
Чончжу и Кваксан. При этом
повстанцы открыли государственные
амбары и склады, раздали зерно и
деньги крестьянам. Поэтому многие
из них присоединились к восставшим.
Хон Гённэ планировал во главе Южного
войска двинуться на Пхеньян, Кэсон,
а затем и на Сеул. Однако уже 21-го
числа он был ранен в столкновениях
у Пакчхона, поэтому войско пришлось
отвести к Касану.
В
течение нескольких дней, благодаря
поддержке местного населения, вся
приморская территория провинции
Пхёнан на участке от реки
Чхончхонган до реки Амноккан
перешла в руки восставших. Это была
стратегически и экономически
важнейшая часть страны — приграничный
участок сухопутного торгового пути,
связывавшего Корею с Китаем.
К
концу 12-го месяца повстанцы
сосредоточили войска у селения
Соннимдон на северном берегу реки
Чхончхонган, как раз напротив
города Анчжу, взяв который
восставшие могли бы начать продвижение
вглубь Корейского полуострова.
Однако в это время в Анчжу уже
находились правительственные
войска, которые, переправившись
через реку Чхончхонган, 29-го числа 12-го
месяца вступили в бой с восставшими.
Превосходящие силы
правительственных войск одолели
повстанцев. В течение 1-го месяца 1812
г. почти все уездные центры,
находившиеся в руках восставших,
были отвоеваны правительственными
войсками. Только в городе Чончжу
сопротивление продолжалось почти
четыре месяца. В 19-й день 4-го месяца
правительственные войска, в
восемь раз превосходившие силы
повстанцев, ворвались в город,
перебив всех мужчин. 13 боях погиб
сам Хон Гённэ и многие его
ближайшие помощники. Женщин —
защитниц города обратили в лично
зависимых ноби. Восстание было
жестоко подавлено. Головы
казненных руководителей, например
У Гунчхика, возили напоказ по всем
восьми провинциям Кореи, с тем
чтобы отбить у населения охоту
восставать против королевской
власти. В то же время при дворе
понимали справедливость
недовольства жителей провинции
Пхёнан. Поэтому срочно были
выделены деньги и рис для раздачи
особо нуждавшимся, а также издан
особый указ о предоставлении
выходцам из провинции Пхёнан
высоких чиновничьих постов.
Народное
восстание под предводительством
Хон Гённэ занимает особое место в
истории Кореи. Весьма
примечательно то, что в подготовке
восстания и непосредственно в
боевых операциях участвовали новые
корейские сословия, возникшие в
процессе социально-экономических
перемен ХVII-ХVIII вв.: богатые
крестьяне-землевладельцы, наемные
рабочие рудников, частные торговцы,
разбогатевшие на торговле с Китаем.
Несмотря на то что восставшие
выдвинули традиционное
требование установления новой, «правильной»
династии, одной из объективных причин
недовольства повстанцев было несоответствие
старой политики королевского
двора и новых экономических
реалий развивавшейся товар но-денежной
экономики. Крестьяне лишь
присоединились и поддержали
восстание, организованное и материально
обеспеченное новыми сословиями.
Поэтому для отражения особого
характера событий 1811-1812 гг. было бы
правильнее называть их не «крестьянским
восстанием» или «крестьянской
войной», а «народным восстанием».
Действительно, в современной южно
корейской историографии
восстание под предводительством
Хон Гённэ иногда называют «народным
сопротивлением» (минчжун хапчжэн).
Временные
меры королевского двора для
умиротворения мятежной провинции
Пхёнан не имели продолжения в каких-либо
кардинальных реформах местного
администрирования или центральной
власти. Беспредел на местах
продолжался, и все большее число
крестьян бросали родные места. Так,
к 1814 г. в той же провинции Пхёнан
население сократилось на одну
треть по сравнению с его численностью
до начала восстания. В 1833 г. в Сеуле
среди населения вспыхнул бунт в
ответ на резкое повышение
торговцами цен на зерновые.
В
таких условиях в 1834 г. на престол
был возведен восьмилетний государь
Хончжон (1834-1849), внук короля Сунчжо. (Сын
Сунчжо, наследник престола,
скончался еще в царствование
Сунчжо.) Первые пять лет правления
Хончжона регентшей была его бабка,
вдовствующая королева Сунвон.
Однако в 1839 г., после очередной
расправы над христианами, высший
государственный пост перешел в
руки Чо Инъёна (1782-1850), родственника
матери короля. Тогда вся реальная
власть в стране сосредоточилась у
семьи Чо из Пхунъяна. С тех пор
началась борьба за власть и влияние
между двумя семейными группировками
королевских родственников, что
усугубило развал системы сбора
налогов и местного
администрирования.
В
1846 г. смерть высокопоставленного
придворного сановника Чо Манъёна (1776-1846)
ослабила влияние семьи Чо и вернула
прежнюю власть семье андонских
Кимов. Однако ситуация в стране не
улучшилась. В 1849 г. умер государь
Хончжон, не оставив наследника
престола. Для того чтобы сохранить
власть в своих руках, вдовствующая
королева Сунвон предложила
возвести на трон дальнего
родственника Вонбома, потомка
короля Ёнчжо, который до того
времени жил в деревне на острове
Канхвадо и занимался земледелием. В
1850 г. он был возведен на трон,
получив храмовое имя Чхольчжон (1849-1863).
Несмотря на то, что молодому
государю уже исполнилось 19 лет, не
имея соответствующего образования
и подготовки, он не смог полноценно
заниматься государственными
делами, отдав власть в руки семьи
Ким из Андона. Позиция этой семьи
особенно укрепилась после того, как
дочь андонского Ким Мунгына (1801-1863)
стала новой королевой. Как
отмечается в исторической
литературе, именно в правление
Чхольчжона управление
государством пришло в состояние
полного хаоса, «обратились в прах»
многие достижения предшествующих
королей династии Ли.
К
середине XIX столетия
государственная власть в Корее не
могла не только подстроиться под
новые реалии товарно-денежной
экономики, но и хотя бы
урегулировать традиционные
земельные отношения. Обычно
говорят о «развале трех [основ]
управления» — поземельного
налога, «сборов вместо военной
повинности» и системы ссудного
зерна.
В
частности, особой проблемой для
Кореи того времени стал развал
системы выдачи крестьянам «ссудного
зерна» (вонгок) весной или в
неурожайный год с последующим
возвратом в казну «возвратного
зерна» (хвангок) осенью или в
урожайный год. К середине столетия
количество ежегодно выдаваемого
крестьянам «ссудного зерна» сократилось
почти в 5 раз! Если в 1807 г. было
выдано 9995500 сок[2] зерна, то в 1862 г.—
только 2311690 сок. При этом
количество взимаемого с крестьян
«возвратного зерна» из-за
накапливавшихся процентов не
только не сократилось, но даже
увеличилось. Недовольство крестьян
росло, так как в начале правления
династии Ли никаких процентов
вообще не взималось.
Произвол
местных чиновников никак не
ограничивался. Например,
начальник сухопутных войск правой
по л у провинции Кёнсан Пэк Наксин
собирал с крестьян налоги по 2-3 раза
в год. Крестьяне неоднократно
писали по этому поводу жалобы в
столицу, но ответа не получали.
Тогда в 6-й день 2-го месяца 1862 г.
разорившиеся янбане Лю (Ю)
Гечхун, Ли Геёль, Ли Мёнъюн,
воспользовавшись тем, что был
рыночный день, созвали крестьян и
всех недовольных действиями
местных властей и решили написать
письмо с требованием прекратить
незаконные поборы. Чуть позже, в 14-й
день 2-го месяца крестьяне и
дровосеки окрестных деревень во
главе с крестьянами Пэк Конни и Ким
Мани, вышли из находящегося
неподалеку от Чин-чжу населенного
пункта Токсан, и, набрав в свои ряды
около 3000 человек из 30 окрестных
деревень, отправились на Чинчжу.
Так началось чинчжуское
крестьянское восстание 1862 г. По
дороге они сжигали дома жестоких
чиновников и богатых
землевладельцев. В панике
чиновничество Чинчжу бежало из
города. В 18-й день 2-го месяца
восставшие заняли город. Восстание
длилось несколько дней и охватило 23
близлежащие волости. Разгневанные
крестьяне убили трех ненавистных
чиновников, сожгли более 120 домов
богатых землевладельцев. К 23-му
числу им удалось разыскать
военачальника правой
полупровинции Кёнсан Пэк Наксина. а
также губернатора, вручить им
письмо и добиться обещания
прекратить злоупотребления.
Получив положительный ответ,
повстанцы разошлись по домам. Пэк
Наксин и губернатор впоследствии
были сняты со своих постов. Для
выяснения обстоятельств в Чинчжу
был послан тайный инспектор Пак
Кюсу (1807-1876). Он признал вину
местного начальства, но... повелел
схватить более 110 самых активных
участников выступления, 13 из
которых были казнены.
Чинчжуское
восстание 1862 г. было не
единственным. В тот же 2-й месяц 1862 г.
в 4-й день в городе Тансон провинции
Кёнсан вспыхнули крестьянские
волнения. С 3-го по 5-й месяц 1862 г. в
десятках городов трех южных
провинций — житниц Кореи —
Чхунчхон, Чолла и Кёнсан вспыхивали
крестьянские восстания. В
исторической литературе
встречается утверждение, что в этот
год по всей Корее было
зафиксировано более 70 крестьянских
выступлений.
Активное
проявление недовольства крестьян в
южных земледельческих провинциях,
которым на протяжении всего
правления династии Ли уделялось
куда большее внимание, чем северным,
показывало, насколько расстроен
механизм государственного
управления и в каком бедственном
положении оказалась страна и ее
население. В то же время Корею все
чаще беспокоили представители
западных держав, пытаясь
установить неравноправные для
Кореи торговые отношения.
Христианство получало все большее
распространение, теперь уже не
только среди янбан, но и среди
простого народа.
В
такое сложное и тяжелое время к
власти пришел человек, попытавшийся
спасти страну и уберечь ее от
посягательств других держав.
§
2. Реформы тэвонгуна
В
1863 г. в возрасте 32 лет государь
Чхольчжон умер, не оставив
наследника. Вдовствующая королева
Чо предложила возвести на престол
потомка короля Ёнчжо в шестом
колене — Ли Мёнбока (1852-1919),
второго сына Ли Хаына (1820-1898). В том
же году 11-летний Ли Мёнбок был
возведен на престол, получив
впоследствии храмовое имя Кочжон (1863-1907).
По причине несовершеннолетия
короля регентом стал его отец Ли
Хаын, пожалованный придворным
титулом Хынсон тэвонгун («Великий
правитель двора Хынсон»; имя Хынсон
означает «Распространяющий
процветание»). Однако в историю Ли
Хаын вошел просто как тэвонгун.
В
годы правления предшествующего
короля Чхольчжона тэвонгун занимал
достаточно высокие посты при дворе,
но испытывал немало трудностей из-за
господства представителей семьи
андонских Кимов. Тайные связи с
королевой Чо, также недовольной
ситуацией при дворе, помогли тэвонгуну
прийти к власти. Понимая
бедственное положение, в котором
находилась страна, и ощущая угрозу
извне, которую демонстрировали
многочисленные военные экспедиции
западных держав к берегам Кореи, тэвонгун
решил изменить ситуацию в
государстве, проведя ряд реформ и
подготовив для своего сына условия
для достойного управления страной.
Первым
шагом тэвонгуна в сфере
внутренней политики стал ряд
мероприятий, направленных на
прекращение всевластия андонских
Кимов. В начале 1864 г. он объявил о
начале новой политики привлечения
на службу людей не по их
происхождению, а по способностям,
что, в принципе, всегда являлось
конфуцианским идеалом. Таким образом,
при сдаче государственных
экзаменов и назначении на должность
нельзя было смотреть на то, к какой
«партийной группировке» (формально
они еще существовали), к какому
сословию принадлежит человек или
откуда он родом. В рамках новой
политики уже с 4-го месяца 1864 г. с
постов начали смещать
представителей семьи андонских
Кимов. Одновременно с началом
реализации новой политики тэвонгун
изменил роль некоторых
придворных ведомств, попытавшись
разделить политическую и военную
власть, и свел до минимума роль
центрального придворного
совещательного органа Ыйчжонбу. намереваясь
тем самым сделать королевскую
власть более независимой от
влияния придворных группировок.
В
процессе борьбы с придворными
группировками тэвонгун не
ограничился лишением власти одной
высокопоставленной семьи. Он решил
принципиально избавиться от тех
структур, которые способствовали
выходцам из провинции захватывать
власть в столице. Это были
конфуцианские частные учебные
заведения — совой, которых в
начале XIX столетия насчитывалось по
80-90 в одной провинции, а общее число
превышало 600. Тэвонгун решил
закрыть большинство совонов. Была
проведена тщательная инспекция их
деятельности, и к началу 1870-х годов
их количество сократилось до 47.
Действительно, помимо того, что совоны
были учебными и политическими
центрами в провинциях, они также
обладали большой экономической
мощью, имея в своем распоряжении
земли, освобожденные от уплаты
налогов, лично зависимых ноби, а
также право привлечения местных
крестьян для выполнения разного
рода работ.
Подобная
политика тэвонгуна по
отношению к совонам вызвала
определенное недовольство в среде
конфуцианских ученых. Однако тэвонгун,
ставя благо государства и трона
превыше всего, был тверд в своих
намерениях и говорил, что если даже
сам Конфуций восстанет из мертвых,
он все равно не изменит своего
решения.
Одновременно
с наведением порядка в центральном
государственном аппарате тэвонгун
приступил к проверке положения
на местах и реформированию системы
налогообложения, чтобы, с одной
стороны, облегчить жизнь крестьян,
а с другой — пополнить
государственную казну. В провинцию
были посланы особые инспекторы для
выявления случаев незаконных
взиманий с крестьян и утайки
зерновых при перевозке их из
провинции на центральные
государственные склады. Тэвонгун отдал
строгое распоряжение: тех, кто
незаконно присвоил более 1000 сок
зерновых, казнить, к присвоившим
меньше применять суровые наказания.
Таким образом было покончено со
злоупотреблениями в системе «ссудного
зерна» вонгок.
В
1870 г., проведя инспекцию владений
столичной знати и крупных
провинциальных янбан, тэвонгун отменил
всевозможные привилегии,
освобождавшие янбан от уплаты
налогов с части их полей.
В
1871 г. тэвонгун упразднил
взимание «тканей на военные [расходы]»
(кунпхо) и ввел налог «подворной
тканью» (хопхо). Основным
принципом новой системы
налогообложения[3] выступало равное взимание
с каждого двора, независимо от того,
была ли семья бедной, или богатой.
Норма налога устанавливалась в 2 лян[4] серебром — деньгами или
натуральным продуктом. Поскольку янбаны
не несли воинской повинности, то,
для того чтобы брать налоги с
дворов янбан, тэвонгун повелел
облагать этим налогом их слуг —
лично зависимых ноби.
Подобная
политика тэвонгуна, «отрицавшего»
принцип наград и привилегий за
заслуги перед государством,
вызвала многочисленные протесты со
стороны янбан. Объективно она
отражала процесс социального
расслоения, большей степени
уравнения различных категорий
населения, когда отдельные ноби становились
богачами, а отдельные янбаны лишались
прежних богатств. В средние века
подобное уравнение в
налогообложении вряд ли было бы
возможным.
Новая
политика в налогообложении
оказалась успешной. За десятилетие
правления тэвонгуна казенные
запасы золота выросли на 51%, медных
денег — на 255, холста — на 673, риса —
на 165, бобовых — на 299%.
В
целях дальнейшего укрепления
королевской власти тэвонгун решил
отреставрировать королевский
дворец Кёнбоккун, разрушенный
в годы Имчжинской войны. Кёнбоккун
был первым дворцом, построенным по
указу основателя династии Ли Сонге
после переноса столицы
государства в Сеул (тогда — город
Ханъян), т.е. главной королевской
резиденцией. Восстановление этого
дворца должно было символизировать
восстановление сильной
королевской власти, такой, как в
эпоху начала династии. Решение о
воссоздании дворца было принято в 1865
г. Реформы в сфере налогообложения,
помимо улучшения финансовой
ситуации в целом, стали источником
средств для проведения работ.
Кроме того, вводились особые сборы
на реконструкцию дворца и других
столичных правительственных
построек. Так, у четырех городских
ворот в Сеул были поставлены особые
сборщики налога на вход в столицу.
Через 7 лет строительные работы
были завершены.
Одновременно
с борьбой против влияния семьи
андонских Кимов и началом реформы
системы налогообложения тэвонгун
занялся вопросами укрепления
армии. В 1865 г., наряду с
перестановками в центральных
органах власти, он возродил военное
ведомство Самгунбу («Управление
трех армий»), функционировавшее в
первые годы после основания
династии Ли. На протяжении всего
десятилетия своего правления тэвонгун
заботился об увеличении
производства оружия и укреплении
оборонительных сооружений у
западного и южного побережья
Кореи, а также у северных границ.
Действительно,
Корее было чего опасаться. Соседний
Китай дважды терпел поражение в
военных столкновениях с западными
державами, в первой опиумной (1840-1842)
и второй опиумной (1856-1860) войнах. И
на протяжении первой половины XIX в.,
и в правление тэвонгуна берега
Кореи неоднократно посещали
корабли под флагами стран Запада, и
далеко не всегда эти визиты были
мирными.
В
1816 г. английские корабли зашли в
прибрежные воды западного
побережья Кореи с
разведывательными целями. В 1832 г. английский
военный корабль «Лорд Амхерст»
подошел к порту Мон-гымпхо
провинции Хванхэ (западное
побережье Кореи). Командовавший
экспедицией капитан X. Линдсей
отправил на имя короля письмо с
предложением установления
торговых отношений, однако местные
власти отказались передавать его
послание. В 1840 и 1845 гг. команды
английских военных кораблей
самовольно высаживались на острове
Чечжудо, в результате чего
происходили военные столкновения с
местным населением. В 1846 г. три
французских военных корабля
подходили к западным берегам Кореи
в районе провинции Чхунчхон и
требовали объяснений в связи с
казнью трех французских миссионеров
в 1839 г. Таким образом, большинство
визитов иностранных кораблей, за
редким исключением (таким, как
посещение восточных берегов Кореи
в 1854 г. российским фрегатом «Паллада»
во время кругосветного путешествия
во главе с адмиралом Е. В. Путятиным[5]),
носило явно не мирный характер.
Ситуация
обострилась в правление тэвонгуна,
который решил проводить более
активную политику недопущения
западных иностранцев в Корею,
определяемую в отечественной
литературе как «политика
самоизоляции», а в Корее - «политика
закрытия страны». Особое внимание тэвонгун
обращал на недопущение тайной
деятельности католических
миссионеров, в отношении которых у
него не сразу выработалась четкая
позиция.
В
первые годы после прихода к власти тэвонгун
надеялся использовать силу и
влияние католических миссионеров
для того, чтобы с помощью франко-англо-корейского
союза воспрепятствовать
возможному «продвижению» России на
юг. Дело в том, что в начале 1864 г. в
селение Кёнхын, находившееся на
южном берегу реки Туманган, пограничной
с Россией, пришла группа русских с
предложением вести официальную
приграничную торговлю. Такие
визиты русских были довольно
частыми и весьма настойчивыми, что
вызывало у местных властей тревогу.
Поэтому в 1865 г. тэвонгун через
посредников обратился за помощью
к французскому епископу Берне,
тайно находившемуся в то время в
Корее. В ответ на просьбу тэвонгуна
епископ попросил объявления
свободы религиозной деятельности,
чем весьма удивил королевский двор.
Все больше людей, начиная с
вдовствующей королевы Чо, стали
выступать с предложениями
запретить христианство для того,
чтобы спасти страну. Тогда же в 1865 г.
из соседнего Китая пришли сведения
о массовых гонениях на христиан. Тэвонгун,
увидев, что вслед за приходом в
Китай французских миссионеров туда
в годы второй опиумной войны вошли
и французские войска, решил, что для
безопасности страны нужно
покончить как с иностранными
миссионерами, так и с их корейскими
последователями.
В
начале 1866 г. по приказу тэвонгуна начались
массовые убийства корейских
католиков. Среди казненных
оказались 9 из 12 французских
миссионеров, в том числе двое в сане
епископа. Троим из них удалось
бежать через провинцию Хванхэ и
добраться до китайского порта
Тяньцзинь, где в то время
находилась французская военная
эскадра. Священник Феликс Ридэль
рассказал главнокомандующему
адмиралу Розу о событиях в Корее и
попросил отправить туда корабли,
чтобы «отомстить» за гибель своих
соотечественников.
А
летом 1866 г. из Тяньцзиня в Корею
отправилось американское торговое
судно «Генерал Шерман», якобы для
заключения торгового договора с
Кореей. Воспользовавшись сезоном
дождей и временной полноводностью
реки Тэдонган, корабль поднялся
вверх по реке и в 11-й день 7-го месяца
бросил якорь у Пхеньяна, потребовав
начать торговлю. В то время в Корее
всякая торговля с представителями
западных стран была запрещена.
Поэтому губернатор провинции Пхё-нан
Пак Кюсу (1807-1876), направив на корабль
воду и продовольствие, попросил
американцев покинуть страну. В
ответ американцы взяли в заложники
корейцев, доставивших провиант, и
стали стрелять из пушек, оставаясь
на якоре. Однако с прекращением
дождей вода в реке спала, и судно
село на мель у острова Янгакто.
Попав в безвыходное положение,
американцы решили «взять реванш» и
устроили грабительские рейды по
окружающим деревням, убив 7 и ранив 5
человек. Губернатор Пак Кюсу принял
решение сжечь судно. Все 23 члена
экипажа погибли в огне.
Такой
оборот событий не мог не сказаться
на усилении гонений на корейских
католиков, исповедовавших религию
заморских агрессоров. Гонения
продолжались еще три года, за время
которых погибло более 8 тыс.
верующих.
В
это время к выходу из Тяньцзиня
готовилась французская военная
эскадра в составе трех кораблей, на
одном из которых находился
священник Феликс Ридель. В 18-й день 9-го
месяца эскадра подошла к берегам
Кореи, обследовала их и удалилась
для того, чтобы уже во всеоружии, на
семи кораблях с 600 солдатами,
прибыть к устью реки Ханган в 10-м
месяце. В 14-й день французы начали
высадку на острове Канхвадо.
Благодаря силе оружия французам
удалось взять основные укрепленные
пункты острова, в частности главный
город — крепость Канхва. Однако
попытка высадиться на самом
полуострове и продвинуться вдоль
реки по направлению к столице Кореи
закончилась неудачно. Французы
были наголову разбиты. Уходя с
Канхвадо — острова, где
находилась летняя королевская
резиденция и государственные
исторические архивы, они
прихватили с собой золота, серебра,
произведений искусства и старинных
книг на огромную по тем временам
сумму — 38 тыс. американских
долларов. С тех пор французы в
течение долгого времени не
пытались возобновлять контактов с
Кореей.
Однако
слух о богатствах «Закрытого
королевства» быстро разлетелся
среди европейских «искателей
приключений». Особенно будоражили
их умы рассказы о богатствах
королевских гробниц. В 1868 г. к
заливу Асан западной корейской
провинции Чхунчхон прибыли два
корабля, зафрахтованные
европейцами в Шанхае на
американские деньги. Экспедицией
командовали немец Э. Опперт и
французский миссионер Ферон.
Формально целью визита было «открытие
Кореи» с заключением договора «между
всем миром и Кореей». Текст договора
был подготовлен заранее. При этом
европейцы желали прибегнуть к
шантажу, «на время» «позаимствовав»
драгоценности из гробницы отца тэвонгуна,
т. е. гробницы деда правящего
Кореей короля! При помощи корейских
проводников Э. Опперт нашел
гробницу у селения Токсан и даже
стал раскапывать вход в святыню, но
не смог достичь своей цели. Через
некоторое время, отступив, и после
безуспешной попытки передать тэвонгуну
текст «договора», европейцы
покинули страну[6].
Для
Кореи с ее традиционным культом
предков, верой в то, что
благополучие каждого человека и
страны в целом зависит от того, как
служат умершим, подобное отношение
к гробнице со стороны иностранцев
стало шоком. Что мог еще сделать тэвонгун
для защиты страны, кроме как еще
больше усилить политику «закрытия
границ» и гонения на христиан,
отрицавших культ предков?
Поражения
иностранцев в попытках силой
заставить Корею подписать
неравноправные торговые договоры
не остановили государственный
департамент США в планах
подготовить в 1871 г. новую
экспедицию в составе пяти военных
кораблей с 1230 солдатами на борту
во главе с адмиралом Д. Роджерсом,
командующим американской эскадрой
в Азии. Корабли вошли в залив Намъян
у границы провинций Чхунчхон и
Кёнги в 3-й день 4-го месяца 1871 г. и
сразу выдвинули требование
заключения торгового договора.
Корейские власти ответили отказом.
Тогда четыре американских корабля
двинулись к северу по узкому
проливу между островом Канхвадо и
полуостровной частью и попытались
высадить десант на остров у
крепости Квансон-чжин, но под
ударами корейских войск были
вынуждены отступить. Тогда они
решили взять канхваскую крепость
Чхочжичжин, что южнее, а затем
снова попытаться захватить
Квансончжин. Более 40 дней длились
бои у острова Канхвадо. Потери
составили 53 человека убитыми у
корейцев, трое убитых и более 10
раненых у американцев. В 16-й день 5-го
месяца (3 июля по григорианскому
календарю) американская эскадра
покинула корейские воды.
Таким
образом, в середине XIX в. на
суверенитет Кореи посягали такие
страны, как Англия, которая имела
колониальные владения в Индии и
получила значительные торговые
преимущества в соседнем Китае,
Франция, подчинившая Юго-Восточную
Азию, а также США, закончившие войну
между северными и южными штатами.
Политика
тэвонгуна, направленная на
укрепление как армии, так и страны в
целом, оценивается в корейской
литературе в целом положительно.
Корее удалось отразить
посягательства извне. По указу тэвонгуна
во всех важнейших частях Кореи, в
особенности у побережий, были
установлены каменные стелы с
надписью: «[Если на] вторжение
заморских варваров (т. е. европейцев.
— С. К.} не отвечаешь сражением,
значит [встречаешь с] миром, а
настаивая на мире, продаешь страну».
Однако
был у Кореи еще один сосед, который,
несмотря на все сложности в
отношениях и прошлые войны, не был
врагом, и к активным действиям
которого страна оказалась не
готовой. Еще в 1854 г. Япония
завершила политику закрытия страны,
подписав торговый договор с США. С 1868
г. после так называемой «революции»
или «реставрации» Мэйдзи Япония
пошла по пути модернизации и реформ
буржуазной направленности.
Несмотря
на все положительные аспекты
реформ тэвонгуна, они имели
свою «оборотную сторону»: борьба с
католицизмом и иностранной
интервенцией вылилась в отрицание
достижений западной культуры,
которое объективно делало Корею
гораздо слабее как стран Запада,
так и Японии, вставшей на путь
вестернизации.
В 1873 г. государю Кочжону
исполнился 21 год, и он уже давно был
готов принять бразды правления в
свои руки. С другой стороны,
несмотря на все достижения
политики тэвонгуна, введение
дополнительных поборов в связи с
интенсивным дворцовым
строительством в Сеуле вызывало
все большее недовольство. Ко всему
прочему, испортились отношения тэвонгуна
с вдовствующей королевой Чо, которая
в свое время способствовала его
приходу к власти. В 11-й месяц 1873 г.
вся полнота власти была формально
передана в руки государя Кочжона.
Однако фактически власть в
очередной раз оказалась сконцентрированной
не в руках короля, а в руках его жены,
королевы Мин (1851-1895), и ее
родственников. Так начался
следующий этап истории Кореи,
связанный с открытием ее внешнему
миру и становлением на путь
модернизации.
Сайт управляется системой
uCoz