Глава 6. КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ИДЕЙНОЕ УЧЕНИЕ ТОНХАК

 

На протяжении XIX столетия христианство, несмотря на много­численные гонения, приобретало все большую популярность не только в среде образованного сословия, но и у простолюдинов. Действитель­но, все предшествовавшие идеологические учения были рассчитаны на восприятие людьми образованными и не были доступны для про­стого народа. Буддизм, в принципе удовлетворяющий религиозным потребностям рядовых людей, в результате постоянных гонений, на­чатых первыми королями династии Ли, не был распространен в Ко­рее начала и середины XIX в. Религиозная составляющая конфуциан­ства — изначально учения элиты общества, на уровне простых людей ограничивалась церемониалом культа предков. Шаманизм, который обеспечивал общение людей с «миром духов», практически не затрагивал духовных потребностей народа. Христианство впервые за многие столетия корейской истории вновь обратилось к людям низших со­словий, попытавшись объяснить им смысл жизни и перспективы су­ществования в загробном мире. Однако христианство было принесено европейцами — людьми, имевшими непривычный и отталкивающий, с точки зрения корейца, облик. Христианство обращалось к неизвест­ной и непонятной корейцам мировой истории, но главное — заставляло отказываться от многотысячелетней веры в духов предков.

Так в Корее возникла объективная потребность создания собствен­ного учения, которое, подобно христианству, обращалось бы к просто­му народу, но построено было бы на привычных и понятных катего­риях с учетом реалий новой Кореи. Это учение создавалось на про­тяжении второй половины XIX в. и получило название тонхак, т.е. «восточное учение», в противоположность христианству — «западно­му учению» (сохак). Называя новое учение, новую религию словом «восточное», его основатели имели в виду не только оппозиционность понятий «Запад — Восток», но и вполне конкретную традицию назва­ния Кореи — «Восточное государство» (Тонгук).

Усиление влияния вестернизированной Японии, нового Китая и западных держав в Корее второй половины 1880-1890-х годов объек­тивно способствовало все большему распространению учения тонхак.

 

§ 1. Корея второй половины 1880-х — начала 1890-х годов

 

После подавления попытки государственного переворота партии реформаторов в конце 1884 г. и подписания Тяньцзиньского японо-китайского договора 1885 г., обеспечивавшего паритет военных ин­тересов двух стран в Корее, между Японией, Китаем и западными державами развернулась борьба за усиление своего влияния в Корее.

Особенно заметным стало усиление китайского влияния. В 1884 г. генеральным резидентом, управляющим внешними сношениями и торговыми делами Кореи был назначен Юань Шикай[1]. Государь Кочжон после событий 1884 г. был временно отправлен в военный лагерь цинских войск, расквартированных в Корее. В 1885 г. из Китая был возвращен «мятежный» тэвонгун как «резервная фигура» правящего дома на случай непредвиденных событий. В 1885 г. из Ко­реи в Китай был отозван немецкий советник П. Г. Мёллендорф, проводивший, с точки зрения Китая, чрезмерно «прорусскую» политику. Таким образом, правительство Кореи оказалось подконтрольным Ки­таю.

В экономической сфере новый Китай (под прикрытием старых «вассально-сюзеренных отношений») начал проводить политику экс­порта капитала. В сентябре 1885 г. была открыта первая телеграфная линия, соединившая Сеул с портовым городом Инчхоном. Линия была построена с помощью оборудования, привезенного из Китая, и долгое время эксплуатировалась китайскими специалистами. Мало того, те­леграммы могли передаваться только на китайском, английском или французском языках. В феврале 1886 г. была открыта телеграфная линия между Сеулом и южным портом Пусан, строительство и экс­плуатация которой также находились под контролем Юань Шикая.

После 1885 г. в несколько раз выросла доля импорта товаров из Китая. Если в 1885 г. объем импорта в Корею из Китая составлял лишь 23% от японского, то в 1892 г. — уже 82%. С 1890 г. Китай взял под свой контроль предоставление займов Корее и сам ссудил ей зна­чительную сумму из расчета 7% годовых.

Япония, не имея рычагов политического контроля над Кореей, ста­ралась всеми силами не упускать любую возможность для приобрете­ния экономического влияния. Расширялась японо-корейская торгов­ля, приносившая основные доходы японской стороне. Японцы, деше­во покупая заморские товары, главным образом английские, дорого продавали их в Корее. Вывозили из Кореи рис, бобовые культуры и золото. В конечном итоге из-за нехватки риса на внутреннем рынке в стране резко подскочили цены на него.

Японские рыболовные суда, формально еще на основании поло­жения корейско-японского договора 1876 г. об «исследовании опасно­го побережья Кореи», беспрепятственно бороздили прибрежные воды провинций Кёнги, Чолла, Канвон, Хамгён, Все это вызывало резкие протесты местного населения и требование ограничить права японцев. Но у Кореи не было сильного военного флота, способного защитить морские границы страны.

Воспользовавшись отсутствием в Корее развитой банковской си­стемы и в то же время объективной необходимостью банковской дея­тельности в открытых портах, в 1888 г. в Сеуле было основано глав­ное отделение крупнейшего японского банка Дайити гинко («Первого банка») с одновременным открытием филиалов во всех крупнейших корейских портах. В 1889 г. корейское правительство уже получило первый заем у этого банка. В 1891 г. японцы, добившись формального согласия государя Кочжона, даже пытались открыть в Инчхоне мо­нетный двор. Однако этой идее не суждено было реализоваться из-за противодействия Китая.

Помимо двух восточных претендентов на доминирующее положе­ние в Корее— Китая и Японии, некоторые западные державы также прилагали значительные усилия для укрепления своих позиций в Ко­рее.

В 15-й день 4-го месяца 1885 г. шесть военных и два торговых английских корабля под предлогом «защиты» от возможной «агрес­сии» России внезапно захватили остров Комундо у юго-западной око­нечности Корейского полуострова. Действительно, после подавления государственного переворота партии реформ 1884 г. и последующе­го усиления влияния Китая, претендовавшего на полный контроль над Кореей, при корейском дворе возникла идея о том, что, в усло­виях борьбы за господство в Корее Японии и Китая, Россия может сыграть роль сдерживающего фактора, который поможет обеспечить независимость страны. Государь Кочжон в 1885 г. посылал в Россию секретную миссию. В том же году Россия (возможно, по согласованию с Кореей) направила в корейские воды несколько военных кораблей. Этот акт и новая прорусская ориентация королевского двора вызы­вали беспокойство западных держав. Поэтому Корее пришлось отка­заться от идеи приглашения русских военных инструкторов в Сеул.

Однако сама Корея не считала, что захват островов Комундо хоть как-то способствует обеспечению безопасности страны, и неоднократ­но обращалась к английским дипломатическим представителям как в Корее, так и в Китае с просьбами разобраться с инцидентом и способ­ствовать выводу английских войск. Только активное вмешательство российской и китайской дипломатии в этот вопрос заставило англичан оставить остров 27-го числа 2-го месяца 1887 г.

Со второй половины 1880-х годов частные предприниматели из США вели разведку и разработку полезных ископаемых в провинци­ях Хамгён, Канвон, Пхёнан, Хванхэ. Американцы также пытались по­лучить концессии на строительство основных железных дорог Кореи, соединяющих Сеул с такими крупнейшими городами, как Инчхон, Пу­сан, Вонсан, Ыйчжу. В 1887 г. США подписали договор с Кореей о приглашении американских военных инструкторов.

В 1884-1885 гг. в Корею прибыли первые протестантские миссионе­ры — X. В. Халберт, X. Г. Андервуд и X. Г. Апензеллер, которые нача­ли вести активную религиозную деятельность. В отличие от католи­цизма, протестантизм получал большую поддержку корейцев. Во-пер­вых, протестантские миссионеры основывали не только церкви, но и школы, больницы, высшие учебные заведения. Во-вторых, протестан­тизм был лишен внешних атрибутов, напоминавших верующим о том, что христианство — пришлая религия. Он позволял иметь автономные от «метрополии» самоуправляющиеся религиозные организации, луч­ше приживался на национальной почве, более гибко подстраиваясь под местные обычаи. После заключения в 1886 г. корейско-французского договора свободу в своей деятельности получили и французские католические миссионеры.

В подобной ситуации корейское королевское правительство так и не сумело выработать четкого курса на выход из кризиса, освобож­дение от засилья внешних сил, надеясь на то, что одни иностранцы помогут избавиться от влияния других. То, что было не в состоя­нии решить правящее сословие, пытался исправить простой народ, создавая свое собственное учение, свою религию, ставшую идейным знаменем для сплочения во имя спасения родины.

 

§2. Возникновение идейного учения тонхак

 

Религиозное учение тонхак, т.е. «восточное учение», поначалу имело достаточно мирный характер, и о каких-либо вооруженных действиях речи не было. Основателем тонхак стал первый патриарх религии — Чхве Чжеу (1824-1864), выходец из сословия янбан. Суще­ствует даже точка зрения, что Чхве Чжеу был потомком великого силлаского поэта Чхве Чхивона (857-?).

Чхве Чжеу родился в 28-й день 10-го месяца 1824 г. в деревне Ёндам, неподалеку от города Кёнчжу провинции Кёнсан. В возрасте шести лет он лишился матери, а в 16-отца. Очевидно, отец не оставил сыну большого наследства, так как, несмотря на интерес к конфу­цианскому классическому знанию, Чхве Чжеу, за неимением средств, был вынужден прекратить образование и заняться торговлей. Счи­тается, что будущий основатель тонхак торговал тканью и деревом. Таким образом, с 1844 г. Чхве Чжеу начинает путешествовать по всей стране. В 1856 г. он принял решение удалиться от мирских дел и вплоть до 1859 г. провел время в горах Янсан. В 1859 г. Чхве Чжеу возвратился в родные места, в селение Ёндам, а в 1860 г. ему наконец-то открылась истина.

В историографии существуют различные версии рассказов о том, как Чхве Чжеу познал истину тонхак. Ниже вкратце приведем тот вариант, который отражен в классических сочинениях тонхак[2].

В 5-й день 4-го месяца 1860 г., когда будущий патриарх болел, то ли во сне, то ли наяву к нему спустилось верховное божество — «Вер­ховный Император» Санчже. Верховный Император поведал Чхве Чжеу, что избрал его для того, чтобы он распространял добродетель по всему свету и открыл сущность тонхак. Кроме того, Верховный Император передал Чхве Чжеу волшебные заклинания и рассказал о других магических способах, которые должны были помочь Чхве Чжеу спасти людей.

Верховное божество, которое снизошло к Чхве Чжеу, нередко на­зывают традиционным для Дальнего Востока понятием «Верховный Император». Иногда же бога тонхак именуют другим, исконно ко­рейским термином хануллим, получившим широкое распространение несколько позже. Его значение трактуют одновременно как «небесный бог» и «великие мы», вкладывая в него новое тонхаковское представ­ление о Боге и человеке.

Итак, в 1860 г. Чхве Чжеу, получив, как он считал, озарение свы­ше, начал пропаганду нового учения. В своей родной провинции Кен-сан он стал создавать небольшие группы последователей, имевшие целью постижение истины тонхак.

Чем же так привлекала корейцев новая религия[3]?

О содержании идейного учения Чхве Чжеу нам известно из его двух ставших каноническими книг — «Великий свод Восточного ка­нона» («Тонгён тэчжон») и «Оставленные речения [из селения] Ён-дам» («Ендам юса»). Оба сочинения были подготовлены к печати ближайшим учеником Чхве Чжеу — Чхве Сихёном (1827-1898), став­шим впоследствии вторым патриархом тонхак, и отражают основные взгляды основателя учения. Однако полное и четкое представление об идейной основе тонхак составить не так просто, поскольку в 1905 г. религия тонхак была переименована в «учение Небесного пути» — чхондогё. Это учение, переняв самое главное из тонхак, продолжило развитие по несколько иному пути, окончательно сформировавшись уже в XX столетии как религия чхондогё. Поэтому некоторые момен­ты идейного содержания тонхак могли быть утерянными или изъ­ятыми. Тем не менее, попробуем обрисовать отдельные черты учения тонхак, поскольку это крайне необходимо для понимания крестьян­ского восстания, организованного последователями тонхак.

Отправная точка учения — идея о прямой взаимосвязи человека как земного существа с верховным божеством, чья сущность сконцен­трирована в представлении о божественных Небесах. Согласно тон­хак, человек и Небеса (т. е. божество) равны, они суть одно и то же, что выражается в центральном постулате учения «человек есть Небе­са» (ин-си-Чхон). Поскольку каждый человек суть божество, то это значит, что люди равны перед верховным божеством, а также равны между собой. Для традиционного конфуцианства, разделяющего все общество на вышестоящих и нижестоящих, а значит не признающе­го равенства, подобная идея была неприемлемой, «революционной». Развивая идею о равенстве людей, Чхве Чжеу учил: поскольку люди подобны Небесам, то людей нельзя убивать, ибо нельзя убивать Бога. Однако люди подобны Небесам не только по своей сущности, но и по своим действиям: «Замыслы Небес как раз и есть замыслы людей» («Чхонсим чык гтсгш»).

Так же как человек подобен Небесам, Небеса подобны человеку. Поэтому со временем в тонхак появляется новое корейское понятие Небес — хануллим. совмещающее в себе слово «Небо» — ханылъ и по­нятие «великие мы[, люди]» — хан ури. Однако иногда мирские де­ла отвлекают человека от истины, и он может потерять свою небес­ную сущность. Поэтому для правильной жизни необходимо следовать Небесному Пути (Чхон До) и Небесной Добродетели (Чхон Док).

Очевидно, на ранних этапах становления тонхак при еще не раз­витой идейной составляющей по-прежнему важное значение имели традиционные конфуцианские догматы, такие, как «Пять норм мора­ли» («О рюн»), а также различного рода мистические тексты, как, на­пример, древнекитайский трактат «Чжоуская книга перемен» («Чу-ёк»; корейское прочтение иероглифического названия), или тексты различных «волшебных» заклинаний.

Таким образом, имея в основе постулат о божественности челове­ка и любви ко всем людям, учение тонхак было достаточно мирным по своей сути. Однако идеи равенства всех людей нарушали установ­ленный в стране порядок, построенный на проповедуемых конфуци­анством отношениях служения младшего (нижестоящего) старшему и заботы старшего о младшем (нижестоящем). К тому же сведения о создававшихся тайных организациях не могли не беспокоить коро­левский двор, особенно в условиях распространявшегося самими ко­рейцами христианства с его идеями равенства.

Поэтому, по сообщению одного из приближенных ко двору чи­новников, имя которого не встречается в исторической литературе, в 1863 г. Чхве Чжеу вместе с 20 своими последователями был схвачен и заключен в тюрьму города Тэгу, где был казнен в 3-м месяце 1864 г.

 

§ 3. «Революция» тонхак

 

После гибели Чхве Чжеу вторым патриархом тонхак стал его бли­жайший ученик с 1861 г. — Чхве Сихён (1827[4]-1898). В исторической литературе встречаются две даты начала его деятельности как руко­водителя нового религиозного учения — начало 1863 и начало 1864 г. Став во главе тонхак, Чхве Сихён прежде всего обратился к рабо­те по изданию двух канонических сочинений, упомянутых выше, а также развернул работу, направленную на расширение и укрепление низовых организаций тонхак по всей стране. Одной из важнейших задач Чхве Сихён считал реабилитацию безвинно казненного учите­ля — основателя религии, а также получение свободы религиозной де­ятельности тонхак.

Возможно, на протяжении 1870-х — начала 1890-х годов продолжа­ла развиваться идейная составляющая тонхак. В связи с этим необ­ходимо упомянуть о так называемом «открытии Небес и Земли» — кэбёк, представление о котором, исходя из упоминаний в литературе, существовало в тонхак, но впоследствии исчезло из сменившего его «учения Небесного пути». Когда и в связи с чем в тонхак появилось представление о кэбёк, сказать сложно.

Суть кэбёк заключается в следующем. Время циклично. Один большой цикл длится около 50 тыс. лет. По его завершении возвраща­ется «Небесная судьба» (Чхонун) или «Временная судьба» (Сиуп), ко­торая позволяет при активном участии людей совершить переустрой­ство Неба и Земли, т. е. «вновь открыть» Небо и Землю, когда вместе со всей природой, т. е. через изменение в природе, можно изменить человеческое общество, сделав жизнь более счастливой.

В начале 1890-х годов, очевидно, речь еще не шла о том, что при­шло время совершить переустройство Неба и Земли. Постоянно воз­раставшая организация тонхак продолжала настаивать на реабили­тации Чхве Чжеу и разрешении религиозной деятельности. В 12-м месяце 1892 г. в местечке Самне неподалеку от города Чончжу, цен­тра провинции Чолла, Чхве Сихён собрал несколько тысяч последо­вателей тонхак. Собравшиеся подготовили петицию на имя губерна­тора провинции Чолла с призывом реабилитации безвинно казненно­го Чхве Чжеу, а также свободы религиозной деятельности тонхак. Напуганный масштабом и организованностью собрания тонхаковцев губернатор поспешил издать указ, запрещавший гонения на последо­вателей новой религии.

Воодушевленный успехом Чхве Сихён попробовал добиться ре­ализации своих требований на общегосударственном уровне. В 1-м месяце 1893 г. в столицу была послана новая петиция аналогично­го содержания, однако она осталась без ответа. И тогда в 3-й месяц Чхве Сихён направил в Сеул делегацию из 40 человек во главе с Пак Квансе, чтобы лично передать послание государю. Послание напуга­ло короля и представителей иностранных держав, поскольку, помимо указанных требований, в нем содержались призывы к закрытию всех иностранных представительств, церквей и высылке иностранцев из Сеула. Королевский двор в срочном порядке решил направить пра­вительственные войска на юг, в сторону города Чхончжу (провинция Чхунчхон), туда, где, по сведениям провинциальной администрации, концентрировались основные силы тонхак. Последователям тонхак было предписано покинуть Сеул. Одновременно в цинский Китай бы­ло отправлено тайное послание с просьбой оказать военную помощь в случае широкомасштабных «внутренних смут».

Таким образом, поездка представителей тонхак в Сеул оказалась неудачной. Поэтому 26-го числа 4-го месяца 1893 г. в местечке Поын, недалеко от города Чхончжу, собрались более 20 тыс. последовате­лей тонхак со знаменами, на которых была начертана надпись «Сбор ополчения для изгнания японских и западных варваров». Собравших­ся более всего волновал не вопрос реабилитации первого патриарха, а тяжелое положение страны, зависимость Кореи от цинского Китая, Японии, западных держав. Многие призывали взяться за оружие и изгнать иностранцев.

О проведении съезда тонхак в Поыне стало известно провинци­альным властям, поскольку там находился правительственный чинов­ник О Юнчжун, специально направленный из Сеула для разбиратель­ства с ситуацией в провинции Чхунчхон. Он попытался уговорить со­бравшихся разойтись. Через некоторое время последователи тонхак действительно разошлись по домам, и случилось это отчасти из-за позиции второго патриарха религии — Чхве Сихёна.

Между тем на протяжении 1893 г. в провинциях Пхёнан, Хванхэ, Канвон, Кёнсан - буквально по всей территории Кореи — происходили небольшие крестьянские выступления. Одной из самых неспокойных была провинция Чолла. Потерявший контроль над центральной вла­стью, подчиненный иностранным державам королевский двор был не в состоянии навести порядок в провинции, где злоупотребления мест­ной администрации превысили все возможные пределы. В частности, в уезд Кобу провинции Чолла в 1892 г. был назначен новый началь­ник Чо Бёнгап, особо отличившийся в изобретении способов дополни­тельных поборов с крестьянства. В конце 1893 и начале 1894 г. мест­ные крестьяне дважды подавали ему петиции с просьбами прекра­тить несправедливые поборы. В составлении этих петиций помогал местный выходец из сословия мелкого чиновничества Чон Бончжун (1854-1895), который примкнул к тонхак еще в середине 1880-х го­дов. Однако голос крестьян не был услышан, многие из «зачинщиков» были заключены под стражу.

Рано утром 15 февраля[5] 1894 г. около тысячи крестьян из уезда Кобу собрались вместе и, избрав тпонхаковца Чон Бончжуна своим руководителем, решили напасть на уездную управу и изгнать нена­вистного начальника. Так началось крестьянское восстание тонхак. Разгоревшееся в феврале месяце, оно еще не было в полной мере вы­ступлением тонхак, потому что основная масса крестьян не принад­лежала к последователям «восточного учения» и не ставилось особых целей общегосударственного масштаба. Восставшие открыли государ­ственные амбары, разделили рис и разрушили ненужное водохрани­лище Мансокпо, построенное прежним начальником уезда и служив­шее одним из главных предлогов для взимания дополнительных по­боров. Достигнув своих целей, восставшие разошлись по домам.

На место происшествия был послан государственный инспектор Ли Ёнтхэ. Всю вину за беспорядки он приписал последователям тон­хак и стал жестоко расправляться со многими выявленными привер­женцами учения. Это было первое крупное гонение на тонхак со сто­роны государства.

Ответ тонхаковцев не заставил себя долго ждать. Очевидно, счи­тая, что кризис в стране достиг крайней точки, Чон Бончжун решил, что настало время совершить кэбёк — переустройство Неба и Земли для того, чтобы наконец-то построить государство всеобщей справед­ливости. В конце апреля 1894 г. последователи тонхак впервые вы­ступили организованно иод лозунгами: «Защитить государство, дать народу мир», «Изгнать японцев, изгнать европейцев». Это, уже не сти­хийное, крестьянское восстание началось в местечке Пэксан, чуть севернее уездного центра Кобу. Повстанцев возглавил Чон Бончжун, избранный в качестве руководителя. В армии тонхак был свой устав с элементами программы действий, требовавший от своих членов не убивать людей без крайней необходимости и не забирать чужого иму­щества; быть преданным стране и своим руководителям, почтитель­ным к родителям и старшим по возрасту; изгонять японские войска, но не забывать о самосовершенствовании, обязательно дойти до Сеула и разобраться с теми, кто совершал преступления.

Второй патриарх Чхве Сихён выступил против восстания. (Ведь, согласно учению тонхак, все люди божественны, и никому нельзя причинять зла.) Однако восстание охватывало все большие терри­тории западной части провинции Чолла: существовавшие в течение длительного времени организационные ячейки позволяли быстро мо­билизовать крестьян. Идеи тонхак, во многом основанные на тради- 1 ционном мировоззрении корейцев, были понятны простому народу, а активное выступление обещало счастливую жизнь на многие поколе­ния вперед.

К маю месяцу 8-тысячная армия тонхак подчинила девять уезд­ных центров. 11 мая 1894 г. произошло первое крупное столкновение между повстанцами и правительственными войсками, присланными из центра провинции — города Чончжу. Восставшие одержали победу над правительственными войсками и захватили большое количество трофейного оружия. Тогда из столицы было срочно отправлено более чем полутора тысячное подкрепление на защиту Чончжу. Но оно не смогло противостоять армии тонхак, и 31 мая 1894 г. Чончжу пере­шел в руки восставших.

Однако правительственные войска во главе с Хон Гехуном окружи­ли город, пытаясь выбить оттуда отряды тонхак, которые, в свою оче­редь, также совершали постоянные рейды. Одновременно Чон Бон­чжун вступил в контакт с полномочным инспектором по юго-западу Кореи — Ли Вонхве, который прибыл из Сеула, приведя с собой до­полнительное подкрепление. Тонхаковцы предложили правительству принять предложение преобразований из 14 пунктов, дополненное позже еще 24 пунктами. Корейское правительство, ожидая прибытия военной помощи из цинского Китая, пошло на подписание мирного соглашения с тонхак из 12 пунктов, в котором, в частности, говори­лось, что отныне все противоречия между последователями тонхак и правительством Кореи считаются разрешенными. В соглашении так­же отмечалось, что все виновные в злоупотреблениях чиновники бу­дут наказаны, документы о личной зависимости ноби — уничтожены, а земля будет поровну распределена между теми, кто ее обрабатыва­ет, и будут наказаны те, кто поддерживает контакты с японцами, и т.д.

Последователи тонхак, находившиеся в северных провинциях Ко­реи и подчинявшиеся второму патриарху Чхве Сихёну, так и не под­держали восстание в провинции Чолла.

Несмотря на мирное соглашение с тонхак, королевская власть в принципе не могла допустить существование неподконтрольных структур провинциального самоуправления (чипкансо), опиравшихся на вооруженную силу простого народа, неподчиненного правитель­ству и исповедовавшего непонятное идеологическое учение.

Уже 8 июня 1894 г. 1,5 тыс. человек китайских войск прибыли на кораблях к западным берегам Кореи, расположившись в заливе Асан, южнее Инчхона. Подобный шаг Китая, учитывая его возраставшее экономическое и политическое влияние в Корее, мог привести к пол­ному подчинению Кореи. Поэтому Япония, сославшись на то, что Ки­тай не известил заранее Японию о посылке войск, как требовалось по Тяньцзиньскоыу договору 1885 г., отправила в Корею 4,5 тыс.[6] чело­век для «защиты японских граждан». Войска с первых трех японских кораблей начали высаживаться в Инчхоне уже 9 июня. Так началось японо-китайское военное противостояние в Корее, на время отвлекшее внимание внешних сил от крестьянского восстания тонхак.

Чуть более чем через полтора месяца, в конце июля 1894 г., нача­лась японо-китайская война[7], закончившаяся поражением Китая, а значит — доминированием Японии на Корейском полуострове. Неспо­собность корейского правительства организовать защиту от внешней агрессии, отстоять независимость своей страны, во второй раз под­няла армию тонхак, но теперь уже — на борьбу с японцами.

В местечке Самне, к северо-западу от Чончжу, 12 октября 1894 г. собралось все руководство движения тонхак во главе с Чхве Сихёном. Чон Бончжун предлагал как можно скорее организовать воен­ный поход на Сеул и выступить против японских войск, оккупиро­вавших страну. В распоряжении Чон Бончжуна было 10 тыс. человек повстанческой армии. Чхве Сихён поначалу по-прежнему настаивал на мирных путях достижения поставленных целей. Однако его бли­жайший ученик Сон Бёнхи (1861-1922; впоследствии третий патриарх тонхак), относившийся к «северной группировке» тонхак, которая до сих пор не принимала участия в военных действиях, решил присо­единиться к Чон Бончжуну, возглавив еще 10 тыс. повстанцев.

Первым городом на пути армии тонхак к Сеулу, где японские и правительственные войска готовились к обороне, стал город Кончжу в провинции Чхунчхон. Повстанцы вступили в сражение с хорошо обу­ченной и вооруженной армией японцев 21 октября 1884 г. (Уровень оснащения японских войск в Корее можно проиллюстрировать фак­том прокладки временной линии военной телеграфной связи между Пусаном и Сеулом.) Несмотря на то, что взять Кончжу не удавалось, армия тонхак не отступала под натиском врага и даже одерживала отдельные победы в окрестностях города. После последнего крупного сражения между повстанцами и японскими войсками в ноябре 1894 г. у селения Нонсан, южнее Кончжу, перевес сил стал складываться не в пользу тонхак, и они были вынуждены оставить провинцию Чхун­чхон, отступив еще южнее, в провинцию Чолла. Сам Чон Бончжун скрывался в городе Сунчхан, пока его не выдали в деревне Пхиро за обещанное вознаграждение. Чон Бончжуна увезли в Сеул, судили и казнили в марте 1895 г.

Однако второй этап восстания тонхак, в отличие от первого эта­па весны-лета 1894 г., не ограничился южными провинциями страны, а распространился и на север, охватив провинции Хванхэ и Канвон.

Итак, к концу 1894 г. восстание тонхак в основном было подавле­но. Число пострадавших определяют цифрой в 300-400 тыс. человек. Это было первое в истории Кореи восстание крестьян, вооруженных своей особой религиозной идеологией и имевших четкие и конкретные цели построения нового государства всеобщего благоденствия. Воз­можно, именно поэтому восстание тонхак иногда называют «революцией». Масштабность и размах крестьянских выступлений позволяют говорить об этом восстании как о крестьянской войне. Именно так оно определяется в отечественной литературе.

При этом нельзя однозначно утверждать, что восстание тонхак потерпело поражение. Во-первых, религия тонхак не только не ис­чезла, но получила дальнейшее развитие и распространение, транс­формировавшись впоследствии в чхондогё — «учение Небесного пу­ти», ставшее одним из знамен, одной из ведущих сил в борьбе за неза­висимость Кореи в первой половине XX в. Во-вторых, вооруженное выступление крестьян, во главе которого стояли приверженцы тон­хак, показало глубину охватившего страну кризиса и необходимость преобразований. Реформы, отразившие новые социально-экономиче­ские реалии Кореи, были проведены в 1894-1895 гг. при помощи япон­цев, и в 1897 г. — Императором Кочжоном без вмешательства извне.

Крестьянское восстание тонхак послужило формальным поводом для введения в Корею войск Японии и Китая, противостояние кото­рых за влияние в Корее достигло максимума в 1894 г. В результа­те японо-китайской войны это противостояние разрешилось в пользу Японии.


[1] В отечественной исторической литературе утверждается, что Юань Шикай был назначен на эту должность после попытки государственного переворота, а корейские историки утверждают, что это произошло до указанных событий. Лю­бопытно отметить, что когда уже в 1905 г. Япония стала назначать своего гене­рального резидента для контроля над внешней политикой Кореи, согласно соот­ветствующему договору между двумя странами, это стало важнейшей составной частью системы протектората Японии над Кореей.

[2] См.: Хан Угын. Тонхак нонмин понги (Крестьянское восстание тонхак). Сеул, 1985. С. 112.

[3] В отечественной литературе тонхак именуют «сектой», в то время как в южнокорейской историографии его относят к категории «новых [национальных] религий». Учитывая последующие полуторавековое развитие и трансформацию тонхак, автор настоящей монографии придерживается мнения, что тонхак мож­но считать религией.

[4] В южнокорейской литературе встречаются указания на то, что Чхве Сихён ро­дился в 1829 г. (в 29-й год правления государя Сунчжо). См., напр.: Ли Хопчэкик. Чынбо Сэ кукса сачжон (Расширенная Новая энциклопедия корейской истории). Сеул, 1992. С. 1366.

[5] В литературе также встречается указание на 16 февраля как на день начала восстания. Здесь и далее даты приводятся по григорианскому календарю.

[6] По другим сведениям, число высадившихся в Корее японских солдат состави­ло 10 тыс.

[7] Подробнее см. §1 главы 7.

Сайт управляется системой uCoz