Глава
6. КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ИДЕЙНОЕ
УЧЕНИЕ ТОНХАК
На протяжении XIX столетия христианство, несмотря на многочисленные гонения, приобретало все большую популярность не только в среде образованного сословия, но и у простолюдинов. Действительно, все предшествовавшие идеологические учения были рассчитаны на восприятие людьми образованными и не были доступны для простого народа. Буддизм, в принципе удовлетворяющий религиозным потребностям рядовых людей, в результате постоянных гонений, начатых первыми королями династии Ли, не был распространен в Корее начала и середины XIX в. Религиозная составляющая конфуцианства — изначально учения элиты общества, на уровне простых людей ограничивалась церемониалом культа предков. Шаманизм, который обеспечивал общение людей с «миром духов», практически не затрагивал духовных потребностей народа. Христианство впервые за многие столетия корейской истории вновь обратилось к людям низших сословий, попытавшись объяснить им смысл жизни и перспективы существования в загробном мире. Однако христианство было принесено европейцами — людьми, имевшими непривычный и отталкивающий, с точки зрения корейца, облик. Христианство обращалось к неизвестной и непонятной корейцам мировой истории, но главное — заставляло отказываться от многотысячелетней веры в духов предков.
Так в Корее возникла объективная потребность создания собственного учения, которое, подобно христианству, обращалось бы к простому народу, но построено было бы на привычных и понятных категориях с учетом реалий новой Кореи. Это учение создавалось на протяжении второй половины XIX в. и получило название тонхак, т.е. «восточное учение», в противоположность христианству — «западному учению» (сохак). Называя новое учение, новую религию словом «восточное», его основатели имели в виду не только оппозиционность понятий «Запад — Восток», но и вполне конкретную традицию названия Кореи — «Восточное государство» (Тонгук).
Усиление влияния вестернизированной Японии, нового Китая и западных держав в Корее второй половины 1880-1890-х годов объективно способствовало все большему распространению учения тонхак.
§
1. Корея второй половины 1880-х —
начала 1890-х годов
После
подавления попытки
государственного переворота
партии реформаторов в конце
Особенно
заметным стало усиление китайского
влияния. В
В
экономической сфере новый Китай (под
прикрытием старых «вассально-сюзеренных
отношений») начал проводить
политику экспорта капитала. В
сентябре
После
Япония, не имея рычагов политического контроля над Кореей, старалась всеми силами не упускать любую возможность для приобретения экономического влияния. Расширялась японо-корейская торговля, приносившая основные доходы японской стороне. Японцы, дешево покупая заморские товары, главным образом английские, дорого продавали их в Корее. Вывозили из Кореи рис, бобовые культуры и золото. В конечном итоге из-за нехватки риса на внутреннем рынке в стране резко подскочили цены на него.
Японские
рыболовные суда, формально еще на
основании положения корейско-японского
договора
Воспользовавшись
отсутствием в Корее развитой
банковской системы и в то же время
объективной необходимостью
банковской деятельности в
открытых портах, в
Помимо двух восточных претендентов на доминирующее положение в Корее— Китая и Японии, некоторые западные державы также прилагали значительные усилия для укрепления своих позиций в Корее.
В
15-й день 4-го месяца
Однако
сама Корея не считала, что захват
островов Комундо хоть как-то
способствует обеспечению
безопасности страны, и неоднократно
обращалась к английским
дипломатическим представителям
как в Корее, так и в Китае с
просьбами разобраться с инцидентом
и способствовать выводу
английских войск. Только активное
вмешательство российской и
китайской дипломатии в этот вопрос
заставило англичан оставить остров
27-го числа 2-го месяца
Со
второй половины 1880-х годов частные
предприниматели из США вели
разведку и разработку полезных
ископаемых в провинциях Хамгён,
Канвон, Пхёнан, Хванхэ. Американцы
также пытались получить концессии
на строительство основных железных
дорог Кореи, соединяющих Сеул с
такими крупнейшими городами, как
Инчхон, Пусан, Вонсан, Ыйчжу. В
В
1884-1885 гг. в Корею прибыли первые
протестантские миссионеры — X. В.
Халберт, X. Г. Андервуд и X. Г.
Апензеллер, которые начали вести
активную религиозную деятельность.
В отличие от католицизма,
протестантизм получал большую
поддержку корейцев. Во-первых,
протестантские миссионеры
основывали не только церкви, но и
школы, больницы, высшие учебные
заведения. Во-вторых, протестантизм
был лишен внешних атрибутов,
напоминавших верующим о том, что
христианство — пришлая религия. Он
позволял иметь автономные от «метрополии»
самоуправляющиеся религиозные
организации, лучше приживался на
национальной почве, более гибко
подстраиваясь под местные обычаи.
После заключения в
В подобной ситуации корейское королевское правительство так и не сумело выработать четкого курса на выход из кризиса, освобождение от засилья внешних сил, надеясь на то, что одни иностранцы помогут избавиться от влияния других. То, что было не в состоянии решить правящее сословие, пытался исправить простой народ, создавая свое собственное учение, свою религию, ставшую идейным знаменем для сплочения во имя спасения родины.
§2.
Возникновение идейного учения
тонхак
Религиозное учение тонхак, т.е. «восточное учение», поначалу имело достаточно мирный характер, и о каких-либо вооруженных действиях речи не было. Основателем тонхак стал первый патриарх религии — Чхве Чжеу (1824-1864), выходец из сословия янбан. Существует даже точка зрения, что Чхве Чжеу был потомком великого силлаского поэта Чхве Чхивона (857-?).
Чхве
Чжеу родился в 28-й день 10-го месяца
В историографии существуют различные версии рассказов о том, как Чхве Чжеу познал истину тонхак. Ниже вкратце приведем тот вариант, который отражен в классических сочинениях тонхак[2].
В
5-й день 4-го месяца
Верховное божество, которое снизошло к Чхве Чжеу, нередко называют традиционным для Дальнего Востока понятием «Верховный Император». Иногда же бога тонхак именуют другим, исконно корейским термином хануллим, получившим широкое распространение несколько позже. Его значение трактуют одновременно как «небесный бог» и «великие мы», вкладывая в него новое тонхаковское представление о Боге и человеке.
Итак,
в
Чем же так привлекала корейцев новая религия[3]?
О
содержании идейного учения Чхве
Чжеу нам известно из его двух
ставших каноническими книг — «Великий
свод Восточного канона» («Тонгён
тэчжон») и «Оставленные речения [из
селения] Ён-дам» («Ендам юса»). Оба
сочинения были подготовлены к
печати ближайшим учеником Чхве
Чжеу — Чхве Сихёном (1827-1898), ставшим
впоследствии вторым патриархом тонхак,
и отражают основные взгляды
основателя учения. Однако полное и
четкое представление об идейной
основе тонхак составить не так
просто, поскольку в
Отправная точка учения — идея о прямой взаимосвязи человека как земного существа с верховным божеством, чья сущность сконцентрирована в представлении о божественных Небесах. Согласно тонхак, человек и Небеса (т. е. божество) равны, они суть одно и то же, что выражается в центральном постулате учения «человек есть Небеса» (ин-си-Чхон). Поскольку каждый человек суть божество, то это значит, что люди равны перед верховным божеством, а также равны между собой. Для традиционного конфуцианства, разделяющего все общество на вышестоящих и нижестоящих, а значит не признающего равенства, подобная идея была неприемлемой, «революционной». Развивая идею о равенстве людей, Чхве Чжеу учил: поскольку люди подобны Небесам, то людей нельзя убивать, ибо нельзя убивать Бога. Однако люди подобны Небесам не только по своей сущности, но и по своим действиям: «Замыслы Небес как раз и есть замыслы людей» («Чхонсим чык гтсгш»).
Так же как человек подобен Небесам, Небеса подобны человеку. Поэтому со временем в тонхак появляется новое корейское понятие Небес — хануллим. совмещающее в себе слово «Небо» — ханылъ и понятие «великие мы[, люди]» — хан ури. Однако иногда мирские дела отвлекают человека от истины, и он может потерять свою небесную сущность. Поэтому для правильной жизни необходимо следовать Небесному Пути (Чхон До) и Небесной Добродетели (Чхон Док).
Очевидно, на ранних этапах становления тонхак при еще не развитой идейной составляющей по-прежнему важное значение имели традиционные конфуцианские догматы, такие, как «Пять норм морали» («О рюн»), а также различного рода мистические тексты, как, например, древнекитайский трактат «Чжоуская книга перемен» («Чу-ёк»; корейское прочтение иероглифического названия), или тексты различных «волшебных» заклинаний.
Таким образом, имея в основе постулат о божественности человека и любви ко всем людям, учение тонхак было достаточно мирным по своей сути. Однако идеи равенства всех людей нарушали установленный в стране порядок, построенный на проповедуемых конфуцианством отношениях служения младшего (нижестоящего) старшему и заботы старшего о младшем (нижестоящем). К тому же сведения о создававшихся тайных организациях не могли не беспокоить королевский двор, особенно в условиях распространявшегося самими корейцами христианства с его идеями равенства.
Поэтому,
по сообщению одного из
приближенных ко двору чиновников,
имя которого не встречается в
исторической литературе, в
§
3. «Революция» тонхак
После
гибели Чхве Чжеу вторым патриархом тонхак
стал его ближайший ученик с
Возможно, на протяжении 1870-х — начала 1890-х годов продолжала развиваться идейная составляющая тонхак. В связи с этим необходимо упомянуть о так называемом «открытии Небес и Земли» — кэбёк, представление о котором, исходя из упоминаний в литературе, существовало в тонхак, но впоследствии исчезло из сменившего его «учения Небесного пути». Когда и в связи с чем в тонхак появилось представление о кэбёк, сказать сложно.
Суть кэбёк заключается в следующем. Время циклично. Один большой цикл длится около 50 тыс. лет. По его завершении возвращается «Небесная судьба» (Чхонун) или «Временная судьба» (Сиуп), которая позволяет при активном участии людей совершить переустройство Неба и Земли, т. е. «вновь открыть» Небо и Землю, когда вместе со всей природой, т. е. через изменение в природе, можно изменить человеческое общество, сделав жизнь более счастливой.
В
начале 1890-х годов, очевидно, речь
еще не шла о том, что пришло время
совершить переустройство Неба и
Земли. Постоянно возраставшая
организация тонхак продолжала
настаивать на реабилитации Чхве
Чжеу и разрешении религиозной
деятельности. В 12-м месяце
Воодушевленный
успехом Чхве Сихён попробовал
добиться реализации своих
требований на общегосударственном
уровне. В 1-м месяце
Таким
образом, поездка представителей тонхак
в Сеул оказалась неудачной.
Поэтому 26-го числа 4-го месяца
О проведении съезда тонхак в Поыне стало известно провинциальным властям, поскольку там находился правительственный чиновник О Юнчжун, специально направленный из Сеула для разбирательства с ситуацией в провинции Чхунчхон. Он попытался уговорить собравшихся разойтись. Через некоторое время последователи тонхак действительно разошлись по домам, и случилось это отчасти из-за позиции второго патриарха религии — Чхве Сихёна.
Между
тем на протяжении
Рано
утром 15 февраля[5]
На место происшествия был послан государственный инспектор Ли Ёнтхэ. Всю вину за беспорядки он приписал последователям тонхак и стал жестоко расправляться со многими выявленными приверженцами учения. Это было первое крупное гонение на тонхак со стороны государства.
Ответ
тонхаковцев не заставил себя
долго ждать. Очевидно, считая, что
кризис в стране достиг крайней
точки, Чон Бончжун решил, что
настало время совершить кэбёк —
переустройство Неба и Земли для
того, чтобы наконец-то построить
государство всеобщей справедливости.
В конце апреля
Второй патриарх Чхве Сихён выступил против восстания. (Ведь, согласно учению тонхак, все люди божественны, и никому нельзя причинять зла.) Однако восстание охватывало все большие территории западной части провинции Чолла: существовавшие в течение длительного времени организационные ячейки позволяли быстро мобилизовать крестьян. Идеи тонхак, во многом основанные на тради- 1 ционном мировоззрении корейцев, были понятны простому народу, а активное выступление обещало счастливую жизнь на многие поколения вперед.
К
маю месяцу 8-тысячная армия тонхак
подчинила девять уездных
центров. 11 мая
Однако правительственные войска во главе с Хон Гехуном окружили город, пытаясь выбить оттуда отряды тонхак, которые, в свою очередь, также совершали постоянные рейды. Одновременно Чон Бончжун вступил в контакт с полномочным инспектором по юго-западу Кореи — Ли Вонхве, который прибыл из Сеула, приведя с собой дополнительное подкрепление. Тонхаковцы предложили правительству принять предложение преобразований из 14 пунктов, дополненное позже еще 24 пунктами. Корейское правительство, ожидая прибытия военной помощи из цинского Китая, пошло на подписание мирного соглашения с тонхак из 12 пунктов, в котором, в частности, говорилось, что отныне все противоречия между последователями тонхак и правительством Кореи считаются разрешенными. В соглашении также отмечалось, что все виновные в злоупотреблениях чиновники будут наказаны, документы о личной зависимости ноби — уничтожены, а земля будет поровну распределена между теми, кто ее обрабатывает, и будут наказаны те, кто поддерживает контакты с японцами, и т.д.
Последователи тонхак, находившиеся в северных провинциях Кореи и подчинявшиеся второму патриарху Чхве Сихёну, так и не поддержали восстание в провинции Чолла.
Несмотря на мирное соглашение с тонхак, королевская власть в принципе не могла допустить существование неподконтрольных структур провинциального самоуправления (чипкансо), опиравшихся на вооруженную силу простого народа, неподчиненного правительству и исповедовавшего непонятное идеологическое учение.
Уже
8 июня
Чуть
более чем через полтора месяца, в
конце июля
В
местечке Самне, к северо-западу от
Чончжу, 12 октября
Первым
городом на пути армии тонхак к
Сеулу, где японские и
правительственные войска
готовились к обороне, стал город
Кончжу в провинции Чхунчхон.
Повстанцы вступили в сражение с
хорошо обученной и вооруженной
армией японцев 21 октября
Однако
второй этап восстания тонхак, в
отличие от первого этапа весны-лета
Итак,
к концу
При
этом нельзя однозначно утверждать,
что восстание тонхак потерпело
поражение. Во-первых, религия тонхак
не только не исчезла, но
получила дальнейшее развитие и
распространение, трансформировавшись
впоследствии в чхондогё — «учение
Небесного пути», ставшее одним из
знамен, одной из ведущих сил в
борьбе за независимость Кореи в
первой половине XX в. Во-вторых,
вооруженное выступление крестьян,
во главе которого стояли
приверженцы тонхак, показало
глубину охватившего страну кризиса
и необходимость преобразований.
Реформы, отразившие новые
социально-экономические реалии
Кореи, были проведены в 1894-1895 гг. при
помощи японцев, и в
Крестьянское восстание тонхак послужило
формальным поводом для введения в
Корею войск Японии и Китая,
противостояние которых за влияние
в Корее достигло максимума в
[1] В отечественной
исторической литературе
утверждается, что Юань Шикай был
назначен на эту должность после
попытки государственного
переворота, а корейские историки
утверждают, что это произошло до
указанных событий. Любопытно
отметить, что когда уже в
[2] См.: Хан Угын. Тонхак нонмин понги (Крестьянское восстание тонхак). Сеул, 1985. С. 112.
[3] В отечественной литературе тонхак именуют «сектой», в то время как в южнокорейской историографии его относят к категории «новых [национальных] религий». Учитывая последующие полуторавековое развитие и трансформацию тонхак, автор настоящей монографии придерживается мнения, что тонхак можно считать религией.
[4] В южнокорейской
литературе встречаются указания на
то, что Чхве Сихён родился в
[5] В литературе также встречается указание на 16 февраля как на день начала восстания. Здесь и далее даты приводятся по григорианскому календарю.
[6] По другим сведениям, число высадившихся в Корее японских солдат составило 10 тыс.
[7] Подробнее см. §1 главы 7.