Часть I. РАННЯЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ

 

Глава 1. КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ В ДОГОСУДАРСТВЕННУЮ ЭПОХУ

 

§1. Каменный век — палеолит, мезолит, неолит — на территории Корейского полуострова

 

Когда мы говорим о первобытной истории Кореи, то для обозна­чения места зарождения древней протокорейской культуры точнее использовать словосочетание «Корейский полуостров», а не привыч­ное слово «Корея». С названием «Корея», как правило, ассоциируется единое государство с одной нацией, проживающей в течение длитель­ного времени на Корейском полуострове. Однако «Корея» со времени появления первых людей и до рубежа нашей эры не была единым государством, занимавшим всю или большую часть территории Ко­рейского полуострова. К тому же древнее население полуострова—не предки современных корейцев. Поэтому мы говорим о первобытной истории обществ Корейского полуострова.

До начала 1960-х годов считалось, что человек на Корейском по­луострове появился только в период неолита, т. е. примерно в Х-VI тысячелетии до н.э. Хотя еще в 1933 г. в местечке Тонгванчжин, в верхнем течении реки Тэдонган в провинции Северная Хамгён, япон­ские археологи нашли остатки мамонтов и других животных эпохи палеолита, а также каменные предметы, которые, скорее всего, бы­ли обработаны человеком. Однако эта находка не стала предметом гласности. Дело в том, что на протяжении 1910-1945 гг. Корея была японской колонией, а в самой Японии еще не были найдены места палеолитических стоянок человека. Японские ученые не хотели рас­ставаться с теорией, утверждавшей, что японская культура древнее корейской.

Лишь после преодоления тяжелых последствий Корейской войны 1950-1953 гг., когда жизнь в Корее, свободной от японской колониза­ции, но уже окончательно разделенной на Север и Юг, начала стаби­лизироваться, археологи обеих частей Корейского полуострова смог­ли заняться более тщательным поиском остатков жизнедеятельности древнего человека. Действительно, 1960-е годы принесли корейской археологии ряд замечательных открытий. В 1963 г. в Северной Корее в провинции Северная Хамгён в деревне Кульпхори была обнаружена стоянка человека предположительно времен среднего палеолита. р 1964 г. в Южной Корее недалеко от города Кончжу в селении Сок-чанни археологи обнаружили еще одну палеолитическую (по оценкам некоторых ученых — мезолитическую) стоянку. В 1966 г. недалеко от Пхеньяна была открыта пещера Комын мору («Черная наковальня») с остатками жизнедеятельности человека раннего палеолита. Его воз­раст оценивают в 600 000-400 000 лет, а иногда даже в 700 000 лет. Вплоть до настоящего времени в Северной и Южной Корее было от­крыто более 50 палеолитических стоянок, предоставивших богатый материал для изучения жизни палеолитического человека на Корей­ском полуострове.

Период палеолита на Корейском полуострове имеет следующую периодизацию: ранний или нижний палеолит — 700 000-120 000 лет до н.э., средний палеолит —120000-50000 лет до н.э. и поздний, или верхний, палеолит — 50 000-10 000 лет до н. э.

Итак, что же можно сказать о людях, населявших Корейский по­луостров в период палеолита? По мнению абсолютного большинства ученых, все они не являются предками современных корейцев. Тем не менее на протяжении всего периода палеолита, так же как и сменив­шего его мезолита и неолита, люди постоянно населяли территорию нынешней Кореи. Во времена палеолита на полуострове наблюдалось несколько потоков больших миграций, связанных с периодами оледе­нения, которых насчитывают четыре, и, соответственно, тремя про­межуточными периодами потепления. После последнего оледенения на Корейском полуострове наступил период неолита.

Человек, которого можно отнести к разряду хомо сапиенс (неоан-троп), появился на полуострове приблизительно 40000-25000 лет то­му назад, в период позднего палеолита. До этого полуостров населяли хомо эректус (человек прямостоящий), а ранее — люди типа австра­лопитеков (архантропы, палеоантропы), с небольшой черепной короб­кой, массивными челюстями, согнутой спиной и т. п. Однако даже сравнительно поздний палеолитический хомо сапиенс, чьи останки были обнаружены на Корейском полуострове, не являлся предком со­временных корейцев: у него была иная форма челюсти, иные пропор­ции тела. Таковы, например, останки 35-летнего мужчины из пещеры в горах Сыннисан недалеко от города Токчхон в верховьях реки Тэ-Донган (Северная Корея).

Отличительной особенностью палеолита, как известно, были про­изводство и использование примитивнейших орудий труда из камня. Нижнепалеолитические орудия имели многофункциональное значение и именуются гальками. В дальнейшем каменные орудия труда совершенствовались, каждое приобретало особое назначение. Появились каменные топоры, скребки, наконечники стрел и т. д.

Люди палеолита чаще всего жили в пещерах, но также строили жилища и на ровных местах (последнее более типично для среднего и верхнего палеолита). Так, например, на известной стоянке Сокчан-ни были обнаружены останки жилища, имевшего столбы, на которых покоилась крыша; в нем находился очаг. Жилище имело размеры при­близительно 7 на 7,5 м, и в нем могли проживать до 8 человек.

Социальная организация находилась на самом примитивном уровне. Низкая производительность труда не могла привести к со­циальному расслоению, поэтому в нижнем и среднем палеолите люди жили родами, организованными в праобщины. Ко времени верхнего палеолита появляются раннеродовые общины.

Занятие охотой и собирательством привело к появлению прими­тивных верований в животных и разного рода духов. Таким образом, возникло некое простейшее подобие религии — тотемизм, которое, оче­видно, отразилось в дошедших до наших дней мифах о легендарных основателях государства Древний Чосон или Трех государств (Когу-рё, Пэкче, Силла).

Время с VIII по VI тысячелетие до н. э. относится к совсем коротко­му периоду мезолита. Очевидно, он не имел большого значения для исторического развития Кореи, поскольку в специальной литературе этому периоду уделяется совсем мало внимания. Говорится главным образом о том, что, в отличие от палеолита, каменные орудия, изго­тавливавшиеся во времена мезолита, имели меньшие размеры. И это свидетельствовало о более совершенной технике обработки камня. В качестве примера чаще всего упоминаются наконечники стрел.

Для понимания этнических процессов, происходивших на Корей­ском полуострове, а также для выяснения вопроса о происхождении тех этносов, которые в дальнейшем стали основой формирования ко­рейской нации, важным является период неолита. На территории ны­нешней Кореи неолит продолжался приблизительно с VI по I тыся­челетие до н.э.

Неолит для истории развития человечества в целом и для Корей­ского полуострова в частности стал поистине революционной эпохой. В производстве каменных орудий на смену технике скола пришла тех­ника полировки или заточки каменных изделий. Еще более значимым, на наш взгляд, было изобретение керамики. Керамика изготавлива­лась из глины, которая затем обжигалась. Хотелось бы обратить осо­бое внимание на то, что именно большие глиняные сосуды впервые позволили людям делать качественные запасы продуктов питания на длительный срок. Конечно же, еще рано говорить о социальном рас­слоении протокорейского общества на неолитическом этапе развития, однако появление новой возможности иметь запасы пищи не могло не послужить одним из отправных моментов, стимулировавших процесс социального расслоения — важнейшей ступени на пути формирования государства[1].

Керамика, изготавливавшая­ся в разные периоды и на раз­личных территориях, имела свои особенности, что позволяет со­временным ученым заниматься исследованием различных неоли­тических культур, говорить об этногенезе тех или иных на­родностей. Так, для неолитиче­ских жителей Корейского полу­острова наиболее распространен­ной является гребенчатая кера­мика, имевшая по бокам узоры в виде густого ряда параллель­ных ломаных линий, словно вы­долбленных гребенкой. Для раз­ных периодов неолита и для раз­ных частей Корейского полуост­рова гребенчатая керамика имеет свои особенности.

Заметим, что по вопросу пе­риодизации корейского неолита нет единого мнения. Южноко­рейские ученые считают, что ранний неолит продолжался с VI до середины III тысячелетия до н.э.. развитый (или средний)— с сере­дины III до II тысячелетия до н.э., поздний со II по I тысячелетие до н.э. Северокорейские историки сокращают длительность неоли­та, относя образование государственности на Корейском полуострове уже ко II тысячелетию до н. э. Ранний неолит они датируют V-IV тысячелетиями до н.э., средний —III тысячелетием, поздний — III-П тысячелетиями до н. э.

По типу неолитической керамики Корейский полуостров принято делить на три части: западное, южное и восточное побережье. Для западного побережья раннего неолита характерны гребенчатая кера­мика и сосуды, имеющие заостренную форму дна. На южном и во­сточном побережье обнаруживают сосуды с гребенчатыми узорами, но плоским дном, а также сосуды с выпуклыми узорами или вообще гладкие. В период развитого (среднего) неолита на западном побе­режье также была распространена гребенчатая керамика, но уже с меньшим количеством узоров в нижней части сосудов. На южном и восточном побережье получила развитие керамика с узором в стиле «скелета рыбы». В позднем неолите сокращается количество изделий из гребенчатой керамики и ей на смену приходит гладкая керамика, которая, как отмечается в научной литературе, отличается от ранней гладкой неолитической керамики.

Исходя из данных археологии и из особенностей того или иного типа керамики, а также истории корейского языка и т. д., корейские и зарубежные ученые пытаются решить проблему этногенеза жителей Корейского полуострова периода неолита. Существует множество тео­рий, которые еще не получили окончательного подтверждения. Неко­торые из них подробно рассмотрены в книге М. В. Воробьева «Корея до второй трети VII века» (СПб., 1997), познакомиться с которой ре­комендуется всем специально интересующимся историей Древней Ко­реи.

Однако прежде чем обратиться непосредственно к рассмотрению проблемы происхождения населения Корейского полуострова перио­да неолита, следует сказать несколько слов о характере его жизни и общественной организации.

В раннем неолите жители Корейского полуострова, подобно людям эпохи палеолита, еще занимались исключительно собирательством, охотой и рыбной ловлей, вели кочевой образ жизни. В позднем нео­лите на полуострове появляется культура земледелия. (Существует точка зрения, связывающая начало занятия земледелием жителями Корейского полуострова с процессом миграции переселенцев из Север­ного Китая). Правда, это еще не была культура рисоводства, которая появилась значительно позже, в бронзовом веке. Занятие земледелием привело к тому, что люди стали переходить от кочевого образа жизни к оседлому. Из орудий труда этого времени найдены каменные сер­пы и мотыги. Считается, что примерно в то же время на Корейском полуострове появляется скотоводство.

Для периода неолита характерно жилище двух типов: пещерное и полуземляночное. Последний тип встречается чаще. Полуземлянки имели глубину около 60 см и диаметр около 5 м. Форма жилища была, как правило, круглая с очагом посередине и входом, обращенным на южную, самую светлую и теплую, сторону. Такое жилище, по мнению ученых, предназначалось для проживания 4 человек. Около входа в полуземлянки неолитические люди устраивали врытые в землю хра­нилища продуктов питания.

Жили протокорейцы небольшими поселениями, объединявшими представителей одного рода или племени. По мнению большинства ученых, социального расслоения в то время еще не было. Главной организационной единицей была родовая община. Количество человек в одной общине доходило до 30.

Население Корейского полуострова поклонялось Небу, а также жи­вотным. Все это привело к зарождению тотемизма и отразилось в мифах об основании древних корейских государств. В местах архео­логических раскопок протокорейских неолитических поселений часто находят небольшие каменные или костяные предметы, напоминающие по форме змею, лошадь или даже человека. По-видимому, они игра­ли роль амулетов. Вера в сверхъестественные силы природы, включая Небеса и животных, стала первоосновой для дальнейшего зарождения и становления шаманизма, широко распространенного в современной Южной Корее[2].

 

§ 2. О происхождении неолитического населения Корейского полуострова

 

Прежде всего напомним читателю, что население Корейского по­луострова периодов палеолита и мезолита этнически не связано с на­селением неолита. Существует множество теорий о происхождении населения Корейского полуострова. Вкратце представим основное со­держание современного представления об этногенезе протокорейцев в южнокорейской, российской и северокорейской историографии.

Одна из распространенных точек зрения южнокорейских иссле­дователей заключается в том, что первопредки корейцев, обладатели гребенчатой керамики, ведут свое происхождение из Сибири, отку­да они пришли на Корейский полуостров. Их принято называть па­леоазиатами. Протокорейские языки относятся к алтайским языкам. Обладатели гладкой керамики пришли в Корею позже, в период сред­него и позднего неолита. Этнически они близки к тунгусам, жителям Северного Китая. Северокитайская ветвь принесла на Корейский по­луостров культуру земледелия. Обе этнические ветви принадлежат монголоидной расе[3].

Российские ученые также считают, что в период неолита имела ме­сто этническая миграция с севера на юг. Носителями культуры про­токорейцев были либо палеоазиаты, ассимилированные в дальнейшем пришлыми тунгусами, либо исключительно тунгусы, проживавшие в районе Восточной Сибири еще с верхнего палеолита. Однако второй вариант теории этногенеза не подтверждается археологическими на­ходками. Общепризнанно, что носителями гребенчатой керамики яв­ляются палеоазиаты, а гладкой — северные тунгусы, говорившие на алтайских языках. Оба вида неолитической керамики имеют доста­точно широкое распространение на Корейском полуострове. Кроме указанных двух ветвей, отечественные историки также выделяют тре­тью, южную, полинезийскую ветвь. Такой вывод они формируют на основе схожести мифов об основателях корейских государств с поли­незийскими мифами: в обоих случаях первоправители рождались из яйца.

Северокорейская теория этногенеза протокорейцев в корне отличается от всех остальных теорий и отрицает те­зис об отсутствии связи между па­леолитическим и неолитическим насе­лением жителей Корейского полуост­рова. Ученые КНДР утверждают сле­дующее: на Корейском полуострове, а также в прилегающих к нему районах Северо-Восточного Китая, Маньчжурии и российского Приморья без какого-ли­бо этнокультурного влияния извне про­исходило самостоятельное развитие лю­дей палеолита, потомками которых ста­ли люди неолита, населявшие Корей­ский полуостров[4]. Теория эта возникла в 1960-1970-е годы, скорее всего, в связи с идеологической установкой североко­рейского руководства доказать исклю­чительность и самостоятельность исто­рии корейского народа с древнейших времен. Поэтому ее трудно считать до­стоверной.

А вот теория миграций с севера нахо­дит все больше подтверждений. Напри­мер, в результате лингвистических исследований последних десяти­летий было найдено до 200 лексических соответствий в корейском и алтайских языках.

Неолитические миграции на Корейский полуостров были первыми из известных ученым переселений. Однако они не завершили историю формирования корейского этноса. Миграции продолжались довольно активно и в I тысячелетии н. э., к концу которого, по-видимому, можно говорить об окончательном формировании единого этноса Кореи.

 

§ 3. Бронзовый и железный век на Корейском полуострове

 

Большинство ученых считают, что изделия из бронзы вместе с тех­нологией ее производства появились на Корейском полуострове около X в. до н.э. Эпоха бронзы продолжалась до IV в. до н.э., когда на смену ей пришел железный век. В Северной Корее до недавнего времени начало бронзового века датировалось V в. до н. э. Выше мы специально выделили слово «изделие» курсивом, имея в виду то, что новые технологии не затронули сферу сельскохозяйственного произ­водства. Как и во времена неолита, земледельческие орудия труда были каменными. Из бронзы изготавливалось в основном оружие — мечи и наконечники для стрел, а также топоры.

Вместе с культурой бронзы на Корейском полуострове распростра­нилась иная керамика. Как и в период позднего неолита, она была гладкой, главным образом красноватого цвета, но форма — волчкообразная с заостренным дном, или невысокая, круглая, с плоским дном. Из оружия бронзового века особо выделяют кинжал (короткий меч) в форме лютни (иногда еще говорят «в форме скрипки») — пипха. Ко­роткие мечи отличались от оружия, которое археологи находили на территории Древнего Китая, что позволяет говорить об особой прото-корейской культуре. Сначала центром распространения мечей пипха были район современной китайской провинции Ляонин, полуостров Ляодун и Южная Маньчжурия. Позднее такие мечи появились и на самом Корейском полуострове.

Таким образом, в бронзовом веке проходил еще один процесс ми­грации населения с севера на территорию Корейского полуострова. Переселенцы принесли с собой новую керамику, новое оружие и но­вые производственные достижения. Из особых изделий материальной культуры корейской эпохи бронзы также выделяют бронзовые зер­кала с грубыми пупырчатыми узорами на тыльной стороне. Подоб­ные зеркала обнаружены только в районе Корейского полуострова и в Маньчжурии. Носителями новой культуры переселенцев считают племена елок, этническую принадлежность которых определяют как алтайскую.

Насколько известно, мигрировавшие на Корейский полуостров племена емэк не знали ни государственности, ни высокоорганизован­ной культуры, ни тем более письменности. Откуда нам известно о них? Из древнекитайских исторических сочинений. Самым значимым письменным источником является труд Сыма Цяня (145-85? гг. до н.э.) «Исторические записки», в особенности раздел «Восточные вар­вары». Таким образом, название этноса емэк и других племен, прожи­вавших на территории Корейского полуострова в догосударственную эпоху, это не что иное, как современное корейское прочтение китай­ских иероглифов, которыми обозначалось название племени в старых китайских хрониках.

Поворотным для истории Корейского полуострова стал рубеж ТУ­ГИ вв. до н. э. и не только в связи с началом распространения культуры железа. В местах раскопок поселений указанного времени был обна­ружен новый тип тонкого серповидного кинжала се (иероглиф «се» дословно переводится как «тонкий, изящный»). Чаще всего кинжал (короткий меч) се археологи находили в бассейне реки Тэдонган. Кин­жал се считается исключительно корейским изделием, появившимся, однако, под влиянием новой технологической культуры Китая. Вме­сте с коротким мечом се археологи обнаруживали новый тип мед­ных зеркал с более тонкими узорами. Таким образом, 1У-Ш вв. до н.э., несомненно, являются важным историческим рубежом, который условно можно определить как конец бронзового века.

Кто населял Корейский полуостров в бронзовом веке и какова бы­ла их жизнь?

Начнем с того, что если неолитический протокореец строил свои жилища в основном по берегам рек и у моря, то протокореец бронзо­вого века чаще селился у склонов возвышенностей. Это означает, что, в отличие от позднего неолита, в эпоху бронзы земледелие становится основным занятием жителей Корейского полуострова. Протокорейцы выращивали кукурузу, чумизу, просо, но главное — рис. Культура ри­соводства была завезена на полуостров ориентировочно в VIII-VII вв. до н. э. и получила наиболее широкое распространение в его южной части. Земледелие, и прежде всего рисоводство, стало основным заня­тием населения, что имело непреходящее значение: 1) увеличилось ко­личество продовольствия; 2) это соответственно привело к росту насе­ления; 3) население окончательно перешло к оседлому образу жизни; 4) появление в некотором роде «излишков» продуктов производства привело к социальному расслоению; 5) все вышеуказанное способство­вало формированию отношений собственности.

В бронзовый век изменилось и жилище протокорейцев. Полузем­лянки стали менее глубокими, по форме вытянутыми. Они имели раз­мер примерно 5-6 м в длину и 3-4 м в ширину. Столбы, на которых по­коилась крыша, стали устанавливать на камни — некое подобие фун­дамента. Очаг сместился из центра помещения к краю. Хранилище для продуктов стало устраиваться у стены строения. В таких домах могли жить от 4 до 8 человек.

О начавшемся классовом расслоении у протокорейцев бронзового века свидетельствуют сохранившиеся до наших дней захоронения вождей крупных племенных объединений — каменные дольмены. По­мимо этого встречаются захоронения в виде каменных гробов, врытых в землю.

Союзы племен, населявших Корейский полуостров в бронзовом — начале железного века были так велики и хорошо организованы, а их вожди настолько сильны, что древние китайские историографы даже называли их словом «государство» (го). Это привело к спорам в современной историографии о характере организации этносов Ко­рейского полуострова, в связи с чем возник вопрос о существовании протокорейских государств в I тысячелетии до н.э.

Хроника древнекитайского княжества Вэй — «Вэй чжи», состав­ленная около III в. до н.э., в разделе «Восточные варвары» так опи­сывает племенные союзы, или «протогосударства», Корейского полу­острова. На севере находилось государство Чосон; севернее Чосона — племенные объединения (или «протогосударства») Пуё и Когурё. Ко-гурё, о котором говорится в «Вэй чжи», несомненно, имеет определен­ную связь с будущим корейским государством Когурё. Но здесь, ско­рее, можно говорить только о племенном союзе с одноименным назва­нием, поскольку он существовал ранее мифической даты основания государства Когурё. На восточном побережье Корейского полуостро­ва находились племенные союзы Окчо и Восточных Е («Тонъе»). Юг полуострова занимало протогосударство (или племенной союз) Чин (Чингук), которое в дальнейшем распалось на Три Хан: Махан, Чин-хан и Пёнхан. О Чингук и Трех Хан речь пойдет в отдельной главе.

Начало железного века датируется на Корейском полуострове IV в. до н.э. Однако на протяжении первых трех столетий после на­чала распространения на полуострове железные изделия еще не вы­теснили бронзовых. Господство железа наступило лишь с I в. до н. э. При этом, в отличие от бронзового века, из железа делали не только оружие, но и орудия труда для земледелия: железные серпы, нако­нечники мотыг и плуги.

Культура железа пришла, в Корею из Китая и распространялась через бассейны рек Амноккан, Чхончхонган, Тэдонган и далее — на юг. Одновременно с приходом культуры железа отмечено циркулиро-вание монет древнекитайского княжества Янь на севере Корейского полуострова. Из предметов материальной культуры для того време­ни характерны тонкие кинжалы се, металлические зеркала с тонкими узорами на тыльной стороне и гладкая керамика.

Как пишут многие корейские авторы, китайская культура железа, распространившись на Корейском полуострове, ассимилировалась с местной культурой и дала толчок к возникновению особой культуры Корейского полуострова.



[1] На протяжении длительного периода истории Кореи (древность и средние ве­ка) рис играл роль «денег», т. е. универсальной единицы измерения ценностей предметов, вовлеченных в рыночный оборот и ряда услуг (например, оплата тру­да чиновников).

[2] О шаманизме в Северной Корее автору этих строк достоверных сведений пока получить не удалось. Однако личный опыт длительного проживания в североко­рейской провинции показывает, что в КНДР сохранилось гораздо больше элемен­тов традиционной культуры, чем это представляется в западных или российских СМИ.

[3] Пен Тхэсоп. Хангукса тхоннон (Очерки истории Кореи). Сеул, 1996.

[4] Чосон когохак кэё (Краткий обзор корейской археологии). Пхеньян, 1977.

Сайт управляется системой uCoz