Глава
9. ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ
ЯПОНСКОЙ
АННЕКСИИ
КОРЕИ. ПЕРВОМАРТОВСКОЕ
ДВИЖЕНИЕ
1919 ГОДА
Первое десятилетие после японской аннексии Кореи стало временем окончательного становления японского колониального режима. Однако именно в этот период в Корее назрело самое мощное за всю историю колонизации движение за независимость, охватившее все слои населения, всю территорию страны. Одновременно с требованием независимости в общественном сознании стало зарождаться представление о будущем государственном устройстве Кореи как республики. В этом смысле Первомартовское движение уже заключало в себе отдельные элементы буржуазно-демократической революции. И в то же время оно стало последним крупным организованным актом сопротивления японской колонизации на территории самой Кореи. С 1920-х годов движение за независимость страны во многом переместилось за границу: в Россию, Китай, США.
Колониальная
политика Японии в Корее и движение
за независимость
В корейской историографии Первомартовскому движению посвящено огромное количество работ, что объясняется тем особым значением, которое оно занимает в истории Кореи[2]. В Республике Корея (Южная Корея) 1 марта является общенациональным праздником и объявлено нерабочим днем.
§1. Корея в 1910-1919 годах
Для
того чтобы понять, что подвигло
корейцев к такому масштабному
выступлению за независимость в
Указом
№ 319 японского Императора от 29
августа
Буквально с первых дней после юридического оформления аннексии Кореи Япония приступила к осуществлению политики, которую в отечественной литературе именуют «военное управление», или «военная диктатура». Дословный перевод термина, обозначающего эту политику, звучит так: «политика ограничения военными [мерами]» (мудан чончхи).
30
сентября
Местное управление было сосредоточено в руках японских губернаторов 13 провинций Кореи и японских начальников округов, уездов, областей. В очередной раз подверглись реформированию суды и полиция. При этом интересно отметить, что примерно половину полицейских составляли корейцы. Полиция пользовалась неограниченным правом входить в любые помещения, выступать в суде в качестве обвинителя и даже совершать «ускоренные приговоры» безо всякого суда и следствия.
Была изменена система образования. Новая программа ориентировалась на искоренение или по меньшей мере игнорирование корейской культуры. Из корейских учебных заведений были оставлены лишь старинная конфуцианская академия Сонгюнгван, а также Хансонская (т. е. Сеульская) педагогическая школа и Хансонская школа иностран-ных языков. Закрылось большинство корейских газет, в том числе и те, что издавались на японском языке. Из почти двух десятков газет были оставлены лишь две: «Кёнсон илъбоъ («Столичная газета») и «Мэилъ синпо» («Ежедневная газета»), и то в основном для того, чтобы доводить распоряжения японской администрации до населения.
Для
реализации планомерного
экономического подчинения Кореи
при японском генерал-губернаторстве
были учреждены особые органы,
такие, как Управление железных
дорог, Управление связи, Временное
управление по инспектированию
земель. В сентябре
В
декабре
И тем не менее среди западных исследователей встречаются такие, кто наблюдает некоторые положительные последствия японской колонизации для Кореи, в частности, в связи с развитием промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры[3]. Действительно, колонизация Кореи индустриально развитой Японией требовала определенной модернизации всех корейских институтов. Для этого нужно было хотя бы в ограниченной степени повысить общеобразовательный уровень корейцев. Объективным следствием этого явилось дальнейшее пробуждение национального самосознания корейцев, которое приобрело новые формы цивилизации начала XX в.
После
юридического оформления
колонизации Кореи Японией активизировала
свою деятельность подпольная
патриотическая организация «Новое
народное собрание» (Синминхве), созданная
еще в
В
то же время по всей стране
возникало множество более мелких
патриотических организаций, таких,
как «Организация самостоятельности»
(Чариптан; основана в
Но,
по-видимому, наибольшее значение в
организации патриотического
антияпонского движения имели
легальные массовые общественные
организации — корейские
протестантские церкви и новая
корейская религия чхондогё («учение
Небесного пути»), переименованная в
Заметную
роль в активизации корейского
движения за независимость сыграли
также события мирового масштаба.
Здесь можно гово-рить об особой
роли Октября
В
конце января
Воодушевленные
событиями 1917 —начала
И
вот, во время постепенного
нарастания корейского национального
сопротивления, 21 января[6]
§
2. Первомартовское движение 1919 года
Через
несколько дней после смерти экс-Императора
Кочжона корейские студенты,
обучавшиеся в Японии и имевшие
отношение к «Токийскому [отделению]
корейской молодежной организации
независимости», подготовили
Декларацию независимости. Автором
текста был будущий известный
корейский писатель Ли Гвансу (1892-?).
Около 600 студентов собрались 8
февраля
Корея
стала готовиться к массовому акту
выражения своей воли во имя
восстановления независимости
государства. Подготовку возглавила
группа людей, одним из лидеров
которой выступил патриарх религии чхондогё
Сон Бёнхи (1861-1922) и представитель
корейских христиан-протестантов Ли
Сынхун (1864-1931). Было решено в день 1
марта
Утром 1 марта в Парке пагоды собралось около 4 тыс. человек. В 2 часа дня перед Восьмигранным павильоном (Пхалъгакчон) было развернуто корейское национальное знамя тхэгыкки[7]. И вот выпускник одной из сеульских школ по имени Чон Чжэён торжественно зачитал текст Декларации независимости, которая была подписана 33 «представителями корейской нации» (из них 29 человек находились в Сеуле, но не смогли прийти к месту проведения митинга).
Текст Декларации независимости был достаточно миролюбивым по духу. Корейский народ обращался к Японии, пытаясь разъяснить, что ей самой будет гораздо лучше, если Корея вернет свою независимость. Ее текст можно разделить на четыре содержательных блока[8]: 1) провозглашение независимости Кореи; 2) призыв к Японии отказаться от насилия в отношении Кореи, признать право Кореи на самостоятельное существование и призыв играть по отношению к ней роль дружественной и миролюбивой державы; 3) указание на основные тенденции мирового развития, способствующие восстановлению независимости Кореи; 4) определение методов восстановления независимости (разъяснение воли нации, соблюдение порядка, массовый характер народного движения).
После того как чтение Декларации было закончено, по Парку разнеслись возгласы: «Да здравствует независимость!». Собравшиеся студенты бросали вверх форменные кепки, танцевали. Возбуждение выплеснулось на улицы Сеула. Известие о событиях 1 марта молниеносно распространилось по стране, и демонстрация была поддержана всем корейским народом. Из 218 уездов, на которые в то время была разделена Корея, в 211 имели место заметные выступления.
Как правило, Первомартовское движение проходило достаточно мирно, в соответствии с призывами Декларации независимости. Люди собирались перед зданиями школ, местной администрации, предприятий, читали Декларацию и скандировали «Да здравствует независимость!». Кстати, именно поэтому в корейской литературе Первомартовское движение называется «Движение "да здравствует [независимость]"» (Мансе ундон). Для того чтобы выразить свои патриотические чувства, многие корейцы вывешивали на улицах национальные флаги. Активисты движения расклеивали на стенах улиц и трамваях патриотические листовки.
Однако не всегда корейцы проявляли свое стремление к восстановлению независимости исключительно мирным путем. Уже 4 марта начались забастовки рабочих в Пхеньяне; 9 марта в Сеуле в знак протеста против японского колониального режима были закрыты все корейские магазины. С 9 по 29 марта в Сеуле бастовали водители общественного транспорта. Также имели место вооруженные столкновения с полицией, в особенности в деревне, где крестьяне нападали на полицейские участки, управления местной администрации и на усадьбы землевладельцев.
Число выступлений по всей стране составило 1542, а количество участников — более 2 млн. В таблице 3 приводится статистика времени начала и завершения Первомартовского движения по провинциям.
Таблица
3. Хронология народных
выступлений в рамках
Первомартовского движения
Провинция
|
Начало
движения |
Последние
выступления |
Кёнги
(Столичная) |
1
марта |
23
апреля |
Канвон |
2
марта |
21
апреля |
Северная
Чхунчхон |
19
марта |
19
апреля |
Южная
Чхунчхон |
3
марта |
12
апреля |
Северная
Чолла |
3
марта |
13
апреля |
Южная
Чолла |
3
марта |
18
апреля |
Северная
Кёнсан |
8
марта |
28
апреля |
Южная
Кёнсан |
3
марта |
29
апреля |
Хванхэ |
1
марта |
16
апреля |
Южная
Пхёнан |
1
марта |
11
апреля |
Южная
Хамгён |
1
марта |
8
апреля |
Северная
Хамгён |
1
марта |
19
апреля |
Из приведенных статистических данных видно, что в северных и центральных провинциях Кореи Первомартовское движение началось и было подавлено раньше, в то время как в южных провинциях проявилась в некотором роде «запоздалая реакция». Однако Первомартовское движение в южных провинциях было и подавлено позже. В северокорейской исторической литературе 1990-х годов особое внимание направлено как раз на то, что Первомартовское движение началось не в одном Сеуле, а одновременно и даже в первую очередь в Пхеньяне где также зачитывалась Декларация независимости, и уже из этих двух городов оно распространилось по всей стране[10]. Отечественные исследователи также обращают внимание на пхеньянские первомартовские демонстрации независимости.
После
того как прекратились массовые
манифестации корейского народа на
протяжении
Первомартовское
движение проявило себя не только на
территории Кореи, но и за ее
пределами — в соседних
государствах, т. е. в России и Китае
(Маньчжурии), в местах компактного
проживания корейцев. Там даже
создавались свои декларации
независимости. Так, лидеры
вооруженного антияпонского
сопротивления в Северо-Восточном
Китае — Ким Чвачжин (1889-1930), Ё Чжун,
Пак Напха и др. еще в феврале
Первомартовское движение было поистине уникальным не только по своим масштабам. Впервые за всю историю страны в обществе, где существовало строгое разделение на классы и сословия, все население страны выступило единым фронтом во имя единой цели. Несмотря на то, что формально участники движения не ставили перед собой других задач, кроме восстановления независимости своей страны, Первомартовское движение было больше, чем просто движение за независимость. Можно сказать, что в этом движении были заключены некоторые элементы буржуазно-демократической революции[11].
Во-первых,
Договор об аннексии
Во-вторых, в сеульской Декларации независимости есть отдельные фрагменты, демонстрирующие то, что участники движения видели новое корейское государство как республику. Прежде всего, это указание на необходимость внутреннего развития корейского общества, в котором будет возможно «гармоничное развитие каждой личности», «духовное развитие» и «свободное развитие нации». Все это невозможно в традиционном монархическом обществе, разделенном на высшие и низшие сословия, различающиеся в своих правах. И далее это указания в Декларации на «общий ход развития всего мира», «волны прилива мировых перемен», «новый мир», «время великого преобразования мира». В соседних с Кореей Китае и России в начале XX столетия произошли крушение монархий и установление республик. В Европе многие народы Балтийского региона наконец-то обрели государственную независимость, став парламентскими республиками.
В-третьих, в Первомартовском движении участвовали не просто все социальные слои населения. Ведущую роль в выступлениях играли новые классы — буржуазия, рабочий класс, буржуазная интеллигенция. Среди крестьянства было немало арендаторов и сельскохозяйственных рабочих. Встречались также представители религиозных организаций различных конфессий, в частности протестантизма,
появившегося в Европе и США как отражение новых социальных отношений эпохи капитализма. Из 33 представителей корейской нации, подписавших сеульскую Декларацию независимости, 4% относилось к категории промышленной буржуазии.
В-четвертых,
как уже говорилось,
Первомартовское движение было
далеко не всегда мирным, выливаясь
в вооруженные столкновения с
японской полицией, армией, а также
представителями класса землевладельцев.
Кроме того, подавлялось движение за
независимость
Таким образом, Первомартовское движение стало активным, осознанным выступлением большинства социальных слоев Кореи против колониальных властей за новую самостоятельную государственность, т. е. приобрело элементы буржуазно-демократической революции.
Говоря об итогах Первомартовского движения, следует отметить, что в современной историографии господствует точка зрения, согласно которой, несмотря на то, что движение было подавлено, оно оказало огромное воздействие на ход национально-освободительной борьбы корейцев, стало началом нового этапа борьбы за независимость. В ходе Первомартовского движения всему миру было продемонстрировано желание корейского народа восстановить свою независимость; показана жестокая, антигуманная сущность японского колониального режима, для воздействия на который мировая общественность в то время еще не обладала соответствующими рычагами; был дан толчок для дальнейшего организованного сопротивления японской колонизации Кореи как внутри страны, так и за ее пределами.
Еще
в ходе Первомартовского движения, 11
апреля
Вскоре
после подавления всенародного
антияпонского выступления, 20
августа
[1] Подробнее см.: Кюнер Н.
В. Статистико-географический и
экономический очерк Кореи, ныне
японского генерал-губернаторства
Чосон. Владивосток, 1912; Шабшина Ф.
И. Народное восстание в Корее
[2] В частности, с одним из
изданий можно познакомиться в
переводе на русский язык (см.: Чан
Дснсэён. Первомартовское
движение
[3] См., напр.: Jones L. Р., Sаkong
Il. Government, Вusiness аnd Еnterpreneurship in Есоnomic
Development: Тhе Коrеа Саsе. Саmbridge, 1980. Р. 28.
[4] См. издания советских
лет, а также статью: Ванин Ю. В. Октябрьская
революция 1917 года в России и ее
взаимосвязь с Первомартовским
восстанием
[5] Иногда это имя
передается по-русски как Рё Унхён,
что связано с особенностями
корейской графики и произношения.
Также следует отметить, что в исторической
литературе встречается указание на
[6]
В исторической литературе
встречается также указание на 22
января
[7] Тхэгыкки — «Флаг
Великих начал» — корейский
национальный флаг, созданный при
дворе государя Кочжона в период до
[8] Полный перевод текста
Декларации независимости см. в кн.:
Первомартовское движение за
независимость Кореи
[9] Составлено по: Ким Чжинбон. 3-1 ундон (Первомартовское движение). Сеул, 1989. С. 79-125.
[10] См., напр.: Очерк корейской истории. Кн. 2. Пхеньян, 1995. С. 62.
[11] Подробнее
см.: Курбанов С. О. Первомартовское
движение и буржуазно-демократическая
революция в Корее //
Первомартовское движение за
независимость Кореи