Глава
12. КОРЕЯ В ГОДЫ ЯПОНО-КИТАЙСКОЙ И
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Используя
марионеточное маньчжурское
государство в качестве военного
плацдарма, 7 июля
В
ночь с 7 на 8 декабря
Экономические трудности и ограничение политических свобод конца 1930-х — первой половины 1940-х годов в некогда процветавшей Японии не могли не отразиться на ее колонии — Корее, всегда находившейся в более тяжелом положении, чем метрополия.
Тема настоящей главы будет изложена в двух аспектах: 1) рассмотрение главных моментов, характеризующих положение Кореи в конце 1930-х — начале 1940-х годов; 2) знакомство с новыми направлениями движения за независимость и тем местом, которое в них занимали идеи коммунизма, социализма, равноправия, особой роли государства. Все это поможет понять причины того, почему возникло разделение страны на Север и Юг. (Эти причины совсем не так просты, как это может показаться с первого взгляда, и не сводятся лишь к дислоцированию на территории Кореи союзных войск СССР и США.) Почему именно в Северной Корее было создано государство, строившее социализм? Почему столь велико было желание США оккупировать южную часть Корейского полуострова, и почему первые годы независимого существования для Северной Кореи оказались более благополучными, чем для Южной?
В отечественном корееведении время конца 1930-х — начала 1940-х годов еще не привлекло достаточного внимания историков. Наиболее полное освещение этого периода представлено в соответствующих главах второго тома коллективного труда «История Кореи» (М., 1974), принадлежащих перу Г. Ф. Кима и Ф. И. Шабшиной.
§
1. Положение Кореи в годы японо-китайской
и второй мировой войны
В конце 1930-х — начале 1940-х годов в развитии Кореи наблюдались две основные тенденции: 1) стремительная индустриализация и общий экономический рост, положительно не отражавшийся на уровне жизни простого народа, и 2) ужесточение колониального режима и курс на подавление национальной корейской культуры.
Объективной причиной общего экономического роста в Корее было вступление Японии в войну с Китаем, а затем — во вторую мировую войну и последовавший рост потребностей в развитии японской оборонной промышленности. Для этого требовалось сырье, которого в Японии, как известно, было крайне недостаточно. В то же время северная часть Корейского полуострова была богата месторождениями каменного угля и железной руды. Поэтому главным объектом промышленного развития Кореи стали горнодобывающая и горнообрабатывающая промышленность.
В
Корее добывали вольфрам, молибден,
свинец, графит. Важнейшими видами
продукции горнорудной
промышленности были уголь и
железная руда. С 1941 по
Важное место в развитии оборонной промышленности занимала химическая отрасль. Еще до начала японо-китайской войны более четверти продукции химической промышленности Кореи (в стоимостном выражении) имело военное назначение, а еще одну четверть составляли химические удобрения. Крупнейшим центром химической промышленности являлся город Хыннам провинции Южная Хамгён, где располагался завод азотных удобрений, на котором также производился порох. После вступления Японии в войну с Китаем в Корее было построено множество новых предприятий химической промышленности, таких, как, например, химический комбинат в Пхеньяне или заводы жидкого топлива в Вонсане.
В машиностроительной промышленности Кореи также произошли изменения. Если до войны в Корее производили главным образом оборудование для горной промышленности, железнодорожные подвижные составы и небольшие суда, то в военное время появились автосборочные и авиасборочные предприятия.
Интенсивный
рост промышленности Кореи,
втянутой в войну, требовал
развития электроэнергетики. В
Захват
Японией Маньчжурии в
Крупнейшими портами, в развитие которых Япония вкладывала немалые средства, были Пусан на южной оконечности Корейского полуострова—морские ворота Кореи, Чемульпхо (Инчхон), открывавший дорогу на Сеул по реке Ханган, и Нампхо, связанный с Пхеньяном по реке Тэдонган.
Говоря
об индустриализации Кореи в конце
1930-х — начале 1940-х годов, следует
отметить, что главным объектом
промышленного развития была
северная часть Корейского
полуострова, наиболее богатая
полезными ископаемыми.
Действительно, в 1940-е годы 85% угля, 85%
металлургической продукции, 88%
продукции химической промышленности
давал север Кореи. В
В заключение краткого обзора экономических изменений в Корее рубежа 1930-1940-х годов следует отметить еще один важный момент. Рост промышленного производства на севере Кореи естественным образом приводил к росту численности рабочего класса. Всего в Корее к концу войны насчитывалось до 2 млн рабочих при общей численности населения в 25 млн человек. Работа на новых, оснащенных по последнему слову техники предприятиях требовала повышения образовательного уровня рабочих. В 1930-1940-е годы в среде рабочих были достаточно популярны или, по крайней мере, могли быть восприняты идеи социализма. Таким образом, география экономического развития Кореи того времени создавала почву для более безболезненной адаптации социалистической модели государственного развития именно в северной части полуострова.
Однако, как уже отмечалось, планомерное экономическое развитие Кореи осуществлялось Японией отнюдь не в интересах корейского народа. Свидетельство тому — политика, которую проводила в это время японская колониальная администрация в отношении корейской культуры, корейской нации как таковой. В современной историографии эта политика определяется как «политика уничтожения нации».
В
Для борьбы с употреблением корейского языка в школах японские учителя ввели систему наказаний и премий. Так, в отдельных школах всем учащимся выдавались особые талоны, по десять на неделю. Если кто-то из соучеников говорил в школе по-корейски, то каждый имел право отнять у нарушителя талон. В конце недели проходила проверка. Если у ученика было меньше десяти талонов, ему полагалось наказание, например, удары палкой по рукам. Если больше — ученик получал подарки в виде карандашей, тетрадей и т.п. Имевшему десять талонов обеспечивалась «спокойная жизнь». Иногда за употребление корейского языка могли брать денежные штрафы[2].
С
конца 1930-х годов в Корее все
интенсивнее стала разворачиваться
пропаганда теории об общих корнях
корейского и японского народов, в
которой японский народ занимал
доминирующее место. Для того чтобы
окончательно воплотить эту теорию
в жизнь, в конце
Акт
замены фамилий стал огромной
трагедией для населения Кореи,
практически каждый знал свою
генеалогию на многие столетия
вглубь веков и гордился этим.
Замена фамилий, помимо того, что лишала
корейца его национального лица, не
давала возможности совершать
многочисленные ритуалы и церемонии
годового и жизненного циклов, такие,
как, например, ежегодные церемонии
кормления духов предков. Поэтому
многие корейцы, в особенности люди
среднего и пожилого возраста, не
соглашались менять фамилии даже
под страхом смерти. Формально
кампания была «успешно» завершена
уже к 10 августа
Однако
некоторые представители корейской
интеллигенции и национальной
буржуазии поддержали кампанию по
замене имен. Среди них был
корейский писатель Ли Гвансу (1892-?,
после
В
августе
Со второй половины 1930-х годов японская администрация стала активно внедрять в Корее японскую национальную религию синто, во главе которой стоял японский Император. Во всех корейских учебных заведениях школьников и студентов насильно заставляли поклоняться божествам синто, в корейских жилых домах хозяев обязывали вывешивать табличку духа легендарной основательницы японской нации, богини солнца Аматэрасу. Даже в католических и протестантских церквах корейцев заставляли поклоняться духам синто. Редкие случаи неповиновения, как, например, пастора Чу Гичхоля (1897-1941), жестоко карались.
По
замыслу японских колонизаторов,
корейцы должны были все как один
подняться на борьбу во имя побед
японского народа, имевшего «общие
корни с корейским». Корейцы должны
были стать «народом-слугой»
Империи. В феврале
Однако
японцам требовались не только
корейские солдаты, но и все
материальные и трудовые ресурсы
страны. В апреле
Среди
всех видов «использования
корейских людских ресурсов» особой
жестокостью отличалось создание
так называемых «подразделений
несгибаемых» (чонсиндэ) по
указу от 23 августа
Пожалуй, самым трагичным в истории Кореи конца 1930-х — начала 1940-х годов, было то, что в корейском обществе появлялось все больше людей, которые поддерживали идею единения Кореи с Японией, японскую политику как в самой Корее, так и в окружающем мировом пространстве. В годы войны возникали всевозможные «патриотические» общества, имевшие своей целью «воспитание» корейского народа, «совершенствование» его духа, мобилизацию его сил во имя интересов «великой» японской Империи. В такие общества входили главным образом представители корейской буржуазии, разбогатевшей на оборонных заказах, а также часть интеллигенции, нашедшей «свое место» в условиях безжалостной машины японского колониального режима.
К
сожалению, среди них были и
довольно известные представители
тех, кто в свое время боролся с
Японией за независимость страны.
Так. Юн Чхихо (1865-1946), участвовавший
в перевороте реформаторов
К
§
2. Новая стадия движения за
независимость
В конце 1930-х-начале 1940-х годов зарубежное корейское движение за независимость, так же как и в предыдущее десятилетие, имело свои центры в Китае, США и СССР.
В
южнокорейской историографии
основное внимание акцентируется
на тех тенденциях, которые
складывались в корейском движении
за независимость в Китае как
наименее подверженном влиянию «внешних
сил». Здесь на рубеже 1930-1940-х годов
сформировались два блока — «левый»
и «правый». К
Обратимся
к истории создания «левого» блока
национально-освободительного
движения, которое возглавил Ким
Вонбон (1898-?, после
В
том же году из двух Партий
независимости Кореи (Хангук тон-ниптан
и Чосон тонниптан), Новой
корейской партии независимости (Синхан
тонниптан), Корейской
революционной партии (Чосон
хёнмёндан), Великой корейской
партии независимости (Тэхан тонниптан)
при активном участии Ким Вонбона
был создан «Корейский объединенный
союз антияпонского фронта» (Хангук
тэиль чон-сон тхониль тонмэн). Действительно,
после ликвидации в Корее в
В
июне-июле
Среди важнейших программных требований строительства будущего независимого государства были указаны такие, как: 1) государственная собственность на землю и равное распределение земли между крестьянами; 2) государственное управление крупными или «монопольными» предприятиями; 3) государственное планирование. Требования эти основывались на так называемом принципе «равенства трех», т. е. принципе сбалансированности отношений между личностью, нацией и государством или между политикой, экономикой и народным образованием.
Таким образом, в программе Корейской национальной революционной партии были намечены элементы будущего строительства государства социалистического типа или по крайней мере с элементами социализма. Возможно, именно по этой причине часть корейских патриотов правого крыла со временем вышли из рядов партии.
Однако
события японо-китайской войны
трагически повлияли на судьбу
партии. Штаб-квартира ее со дня
основания находилась в Нанкине.
Когда в октябре месяце японские
войска подошли к Нанкину, штаб-квартира
переехала в Ухань. После падения
Уханя партия прекратила свое
существование. Сам Ким Вонбон
отправился в Чунцин, где
расположилось Временное
правительство Республики Корея, и
впоследствии вошел в его состав.
При этом в
Почему в «буржуазное» правительство, возглавлявшееся лидером правого крыла Ким Гу (1876-1949), вошел Ким Вонбон, человек левых убеждений?
Это
случилось потому, что сам Ким Гу
постепенно приходил к идее^объективной
необходимости преобразований с
элементами левой ориентации в
будущей свободной Корее. В
Тогда
из-за противодействия ряда членов
правого Объединенного союза
реализовать идею единого фронта не
удалось. Однако объективное
положение Кореи привело к тому, что
в опубликованной в ноябре
Таким образом, в начале 1940-х годов в представлениях правого лидера движения за независимость Ким Гу о будущности корейского государства появились отдельные элементы социализма. Однако это вовсе не означало, что Ким Гу вдруг стал разделять левые взгляды. Наоборот, он всегда достаточно негативно относился к марксизму, классовой борьбе, классовой диктатуре (хотя не принимал и западные представления о свободе). Подобное внешнее «полевение» взглядов Ким Гу было отражением социально-экономических реалий Кореи: все крупные предприятия, большая часть земли находились в руках японцев или их «приспешников».
Как можно было распорядиться крупными предприятиями и землей после будущего освобождения Кореи? Продавать их было некому, потому что достаточным количеством финансов обладали только иностранцы или коллаборационисты. Для последних освобождение Кореи означало неминуемый суд и наказание. Только землю можно было безвозмездно раздать крестьянам, что и предполагалось сделать.
Таким образом, в результате относительного сближения программ двух блоков, ужесточения японской колониальной политики подавления корейского народа, перелома в ходе второй мировой войны, когда освобождение Кореи становилось реальным, создавалась база для объединения двух блоков — под руководством Ким Вонбона и Ким Гу — в рамках Временного правительства.
В
мае
Учитывая объективную предрасположенность колонизированной Кореи к установлению государственности с элементами социализма, а также «полевение» Временного правительства Республики Корея к середине 1940-х годов, становится понятным, почему ряд западных держав не противился идее оккупации Кореи после освобождения от японского господства.
С
начала 1940-х годов Временное
правительство стало предпринимать
активные шаги с целью признания его
как единственного законного
правительства после освобождения
Кореи. 1 марта
Каирское
совещание в ноябре
Однако все его попытки оказались практически безуспешными. У союзных государств — СССР и США были свои планы насчет путей разгрома милитаристской Японии и последующего освобождения Кореи, и в них не было места почти неизвестному в обеих странах Временному правительству, которое, с точки зрения США, было чересчур «левым», а с точки зрения СССР — слишком «правым».
У
будущих стран-освободительниц были
«свои» представители корейского
национально-освободительного
движения, причем не какие-нибудь
безымянные «ставленники», а люди,
хорошо известные в Корее и
являвшиеся в некотором роде
символами движения за независимость.
Так, в США с
У
СССР также к
Именно этим лидерам движения за независимость, тесно связанным с будущими странами-освободительницами Кореи, и предстояло сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии ее истории.
[1] В отечественной
литературе указывается, что запрет
на употребление корейского языка
в школах был введен только в
[2]
Из бесед с корейским переводчиком в
г. Сунчхоне (КНДР) тов. Ли в
[3] Хангукса тхыккан (Спецкурс по истории Кореи). Сеул, 1990. С.270.