Часть
IV. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ. ВТОРАЯ
ПОЛОВИНА XX ВЕКА
Глава
1. ОСВОБОЖДЕНИЕ КОРЕИ ОТ ЯПОНСКОГО
КОЛОНИАЛЬНОГО
ГОСПОДСТВА
ПРОБЛЕМА
ВОССОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1945-1948
годах
Как
уже отмечалось во введении, в
представляемой читателю книге за
водораздел между новой и новейшей
историей Кореи условно принимается
1945 г. — год освобождения страны от
японского колониального
господства. Такая периодизация
отличается от принятой в
отечественной историографии, в
которой новейшую историю Кореи
начинают с Октября 1917 г. Среди
причин, по которым автор настоящей
работы придерживается подобной
периодизации новейшей истории,
выделим два основных момента: 1)
известная степень замедления
поступательного развития Кореи
японским колониальным господством,
начавшимся в новое время; 2)
удобство изложения материала по
истории двух различных корейских
государств, которые фактически
стали формироваться с 1945 г.
Начало
XXI столетия ознаменовалось рядом
важнейших событий и новых
тенденций, коренным образом
изменивших ситуацию на Корейском
полуострове. Поэтому изложение
истории Кореи этого периода
выделено в книге особый раздел.
В
отличие от предшествующих глав, в
частях IV и V монографии
практически не затрагиваются
вопросы культуры Кореи. Культура
Северной Кореи, имеющая
несомненную ценность, требует нового
переосмысления и даже «открытия»
вне связи с господствующей в КНДР
идеологией. Современная культура
Южной Кореи, с точки зрения автора
монографии, еще не «устоялась» в
такой степени, чтобы окончательно
определиться с теми ее
достижениями, которые не потеряют
своего значения и в последующие
столетия.
В
то же время желающие познакомиться
с культурой современной Кореи
могут получить необходимую
информацию из опубликованных
монографий отечественных
корееведов[1].
Освобождение
Кореи от японского колониального
господства стало важнейшим
событием в истории Кореи XX в.
Поэтому его рассмотрение является
весьма непростым и деликатным
вопросом для историографии
различных стран. Так, южнокорейские
историки особое внимание уделяют
деятельности корейских
политических лидеров,
направленной на освобождение
страны и построение новой государственности.
И у читателя создается впечатление,
что Корея была освобождена главным
образом благодаря усилиям
корейских патриотов, а не помощи
других держав. Северокорейская
историография приписывает
основные заслуги в освобождении
страны Корейской Народно-революционной
армии под руководством Ким Ирсена,
которая, по утверждению историков
КНДР, даже высаживала в Корее
морской и воздушный десант. В
советской историографии говорится,
что Корею освобождала Красная
Армия, а в американской — войска
США.
§
1. Освобождение Кореи от японского
колониального господства
Для
того чтобы освободить Корею от
японского колониального
господства, требовалось решить две
большие задачи: 1) выдворить
японские войска и колониальную
администрацию с территории самой
Кореи, а также с прилегающей к ней
территории Китая; 2) разгромить
империалистическую Японию.
США,
вступившие в войну с Японией еще в 1941
г., очевидно, считали своей
основной миссией выполнение второй
задачи. Перелом в пользу США в
Тихоокеанской войне произошел в
мае 1943 г. с началом военной
операции на Алеутских островах.
Однако боевые действия войск США
на суше были не такими успешными,
как на море или в воздухе.
Американским войскам понадобилось
целых 10 месяцев для того, чтобы в
июле 1945 г. освободить Филиппины.
Разгром Японии без участия
соседнего СССР, имевшего
колоссальный опыт ведения боевых
операций на суше, представлялся
невозможным.
После
совещания в Ялте руководителей
СССР, Великобритании и США в
феврале 1945 г. было решено, что через
два-три месяца[2] после разгрома
фашистской Германии СССР вступит в
войну с милитаристской Японией.
5
апреля 1945 г. советское
правительство денонсировало
договор о нейтралитете с Японией, а
в мае-июле началась переброска
войск и военной техники с запада на
Дальний Восток. Берлинская (Потсдамская)
конференция антигитлеровской
коалиции, проходившая с 17 июля по 2
августа 1945 г., подтвердила
ялтинские соглашения, касавшиеся
участия Советского Союза в войне на
Дальнем Востоке
6
августа 1945 г. американский
бомбардировщик «Б-29» сбросил на
японский город Хиросиму первую
атомную бомбу. 8 августа 1945 г. в
рамках обязательств перед
союзниками по антигитлеровской коалиции,
Советский Союз объявил о
вступлении в войну с Японией.
Основными направлениями удара
Красной Армии были определены
Северо-Восточный Китай, Северная
Корея, Южный Сахалин и Курильские
острова.
СССР
начал военные действия против
Японии 9 августа 1945 г. В тот же день (вместо
запланированного 12 августа) в 11
часов утра по местному времени
американский бомбардировщик
сбросил вторую атомную бомбу на
японский город Нагасаки.
Советское
военное руководство направило в
Северную Корею подразделения 25-й
армии под командованием генерал-полковника
И. М. Чистякова, входившей в состав 1-го
Дальневосточного фронта, а также
корабли и части Тихоокеанского
флота и авиацию. 12 августа были
взяты важнейшие портовые города
вблизи границ с СССР — Унги и
Начжин. С 13 по 16 августа[3] происходили
ожесточенные бои за ключевой порт
северо-востока Кореи — Чхончжин. 15
августа 1945 г. пришла весть о том, что
японский император издал указ о
прекращении военных действий.
Однако японские войска в Корее не
сразу подчинились ему и
окончательно прекратили
сопротивление только 18 августа.
Японский гарнизон в Вонсане,
крупнейшем порту восточного
побережья, сдался советским
войскам только 22 августа. По
согласованию с местным японским
командованием, 24 августа для
принятия капитуляции были высажены
воздушные десанты в городах
Пхеньян и Хамхын. К 25 августа 1945 г.
было завершено разоружение японских
войск в северной части Кореи, а к
началу сентября части 25-й армии
вышли к 38-й параллели.
«Общий
военный и военно-морской приказ № 1»,
подготовленный американским
командованием 15 августа 1945 года,
согласованный с правительствами
СССР и Великобритании и изданный 2-го
сентября, определял 38-ю параллель
на Корейском полуострове как линию
разграничения принятия
капитуляции японских войск
войсками СССР и США[4].
Корея
была освобождена. В кровопролитных
боях 25-я армия понесла большие
потери: ее общие потери на Дальнем
Востоке составили 4717 человек, из
них около 1500 — убитыми. День 15
августа считается в Корее Днем
освобождения. В Северной Корее,
несмотря на желание особо отметить
заслуги Ким Ирсена в освобождении
страны, знают и ценят роль
советского народа в избавлении от
японского колониального режима. В
центральном парке Пхеньяна на горе
Моранбон стоит памятник советским
воинам, отдавшим свои жизни за
освобождение Кореи, за которым
жители города заботливо ухаживают
и ныне, в начале XXI столетия. Он
носит называние «Монумент
освобождения» (Хэбантхап).
Американские
войска не только не принимали непосредственного
участия в освобождении Кореи[5],
но, напротив, уже после начала боевых
действий советской армии они
ставили минные заграждения у
корейских портов, что затрудняло
ведение боевых операций. Американцы
высадили свои войска в Японии
только 28 августа и через несколько
дней, 2 сентября, на линкоре «Миссури»,
стоявшем в Токийском заливе,
представители союзных держав
подписали акт о безоговорочной
капитуляции Японии. Войска США были
введены в Корею уже после
поражения Японии. Поэтому их
высадка, начавшаяся в Инчхоне 8
сентября 1945 г., не преследовала
целей «принятия капитуляции» или «освобождения».
Главной задачей этой операции было
помешать тому, чтобы советские
войска заняли всю территорию Кореи.
Так
началась история более чем
полувекового разделения Кореи.
Место японской колониальной
администрации на короткое время заняли
представители союзных войск.
§
2. Политика СССР в Корее в 1945-1948
годах.
Первые
шаги на пути создания КНДР
Упразднив
японскую колониальную
администрацию, освобожденная
Корея лишилась институтов,
исполнявших функции органов власти.
Поэтому для поддержания порядка в
северной части Кореи при
командующем советскими войсками в
сентябре 1945 г. было создано
Управление советской гражданской
администрации (УСГА)[6] во главе с
генерал-майором А. А. Романенко. (С 1947
г. УСГА возглавил генерал-майор Н.
Г. Лебедев.) Начальнику Управления
подчинялись советники провинций.
Низшей административной единицей
УСГА стали советские военные
комендатуры, максимальное число
которых достигало 113. Их главной
задачей было содействие местным
органам власти. В директиве ставки
Верховного главнокомандующего
Красной Армией от 20 сентября 1945 г.
говорилось, что Красная Армия не
намеревается вводить в Корее
советские порядки или приобретать
корейскую территорию, не
препятствует образованию
демократических партий и
организаций и всячески призывает
мирное население продолжать свою
повседневную деятельность[7]. По свидетельствам
очевидцев, проживавших в Корее в
годы пребывания там советских
войск, советское командование
видело будущее Кореи как независимой
нейтральной страны с рыночной
экономикой.
В
это время на севере Корейского
полуострова постепенно стали
образовываться новые корейские
органы власти — «народные комитеты»,
первый из которых был создан 16
августа 1945 г. Таким образом, в
стране появилось 145 комитетов, и они
получили поддержку большей части
корейского народа. После прихода в
южную часть Корейского полуострова
американских войск, в декабре 1945 г.
народные комитеты там были
запрещены. Учитывая, что в 1930-е годы
в Корее образовывались «красные
рабочие профсоюзы» и «красные
крестьянские союзы», появление
подобных структур представляется
вполне естественным. Некоторые из
них создавались под прямым руководством
«Комитета по подготовке
строительства государства»[8].
В
сентябре 1945 г. через Вонсан из
Советского Союза в Корею прибыл Ким
Ирсен[9]. Тогда из СССР в Корею
приезжало немало этнических
корейцев, как граждан СССР, так и
бывших партизан, для того чтобы
оказать помощь советской военной
администрации, а также
демократическим и
коммунистическим организациям,
самостоятельно создававшимся
корейцами.
Так,
11 сентября 1945 г. в Сеуле была
образована Корейская коммунистическая
партия (Чосон консандан), а 10
октября того же года — ее отделение
в Северной Корее, получившее
название Северокорейского
Оргбюро Коммунистической партии
Кореи. Тогда Ким Ирсен не был
коммунистическим лидером Северной
Кореи, но советское командование
предоставляло ему возможности для
публичной деятельности. В
частности он выступил на
торжественном митинге по случаю
освобождения Кореи, проводившемся
на Пхеньянском стадионе. Тогда же
советские советники приступили к
более активной работе. В октябре —
ноябре 1945 г. были образованы 10
административных департаментов,
оказывавших помощь в деятельности
народных комитетов в сфере
экономики и культуры.
Вся
собственность, принадлежавшая до
войны японцам, в качестве трофеев
перешла в ведение УСГА (в 1946 и 1947 гг.
эта собственность была полностью
передана органам народной власти
Северной Кореи). Поскольку при
отступлении большинство
промышленных предприятий
Северной Кореи было разрушено
японцами, советская администрация
сразу же приступила к их плановому
восстановлению, для чего из СССР
прибывали инженерные кадры и
техническая помощь. Уже в первой
половине 1946 г. было полностью или
частично пущено 228 предприятий.
Таким
образом, в первые месяцы после
расквартирования войск в северной
части Корейского полуострова,
советское военное командование
стремилось поддерживать порядок,
присматривалось к местной
политической обстановке и,
обнаружив социалистические и
коммунистические тенденции в
политике ряда (хотя и не всех)
лидеров северной части Кореи,
стало оказывать активную помощь в
построении социалистического
государства. При этом, замечая в
действиях корейских политических
лидеров известную инициативу, не
противоречившую советским
представлениям о прогрессивном и
поступательном развитии общества,
советская военная администрация не
ограничивала их
самостоятельность. Так, в начале 1946
г., в феврале-апреле,
Северокорейское Оргбюро Компартии
Кореи было переименовано в
Коммунистическую партию Северной
Кореи, которой руководил Ким Ирсен.
Позднее, 28 августа 1946 г., вместо
Коммунистической партии под
руководством Ким Ирсена была
создана Трудовая партия Северной
Кореи (ТПСК)[10].
Одновременно
Советский Союз решал вопросы
создания единого легитимного
корейского правительства и
последующего вывода советских и
американских войск. Для их
обсуждения 16-26 декабря 1945 г. в
Москве было созвано совещание
министров иностранных дел СССР, США
и Великобритании. СССР предложил
сразу приступить к образованию
Временного корейского
демократического правительства,
которое планировалось создать при
помощи Совместной комиссии из
представителей командования
советских и американских войск.
Опека союзных держав не должна была
продолжаться более 5 лет. Несмотря
на то, что итоговый документ
Московского совещания был
подписан всеми участниками,
американцы не стали реализовывать
предложения Советского Союза,
учитывая специфическое понимание
советской стороной термина «демократия».
Одновременно США выдвинули свой
проект урегулирования корейского
вопроса, неприемлемый для СССР, так
как он предусматривал слишком долгие
и неопределенные сроки опеки, а
также предлагал новую форму опеки с
участием ООН.
Для
продолжения переговоров по данному
вопросу была сформирована
Совместная советско-американская
комиссия. Ее деятельность
продолжалась с 20 марта 1946 г. по 18
октября 1947 г. Члены комиссии
поочередно собирались на
совместные заседания в Сеуле и
Пхеньяне или же вели переписку по
интересовавшим их вопросам. Во
время ведения переговоров каждая
из сторон обвиняла другую в
нежелании видеть Корею единым
государством, в намерениях
разделить страну на две части.
Советскую делегацию возглавлял
генерал-полковник Т. Ф. Штыков,
впоследствии первый советский
дипломатический представитель в
Северной Корее. Однако работа
комиссии закончилась
безрезультатно, по причине начала «холодной
войны». 12 марта 1947 г. президент США Г.
Трумэн объявил, что США будут оказывать
помощь всем «свободным народам» в
борьбе против угрозы коммунизма.
США было невыгодно, чтобы левые
политические лидеры севера Кореи
распространили свое влияние на
весь полуостров, а для СССР,
соответственно, было неприемлемым
распространение власти
проамерикански настроенных правых
лидеров юга Кореи на всю страну.
Созданием Временной комиссии ООН
по Корее 14 ноября 1947 г., в составе
которой не было СССР, США
провозгласили отказ от совместного
с Советским Союзом решения
корейского вопроса. В этих условиях
раздел Кореи становился неизбежным.
Почувствовав
уже во время первых переговоров
Совместной советско-американской
комиссии, что начинается процесс
разделения мира на два
противоположных лагеря, Советский
Союз взял курс на оказание помощи в
укреплении корейских левых «демократических»
органов власти на местах —
народных комитетов, а также
политического авангарда Северной
Кореи — Трудовой партии Кореи и
помощь в создании экономической
базы новой власти.
В
феврале 1946 г. в Пхеньяне был
образован Временный народный
комитет Северной Кореи, появление
которого в известной степени отражало
решения Московского совещания 1945 г.
Сразу после создания Временный
народный комитет стал проводить
ряд общедемократических реформ. В
ноябре 1946 г. в Северной Корее
состоялись выборы в провинциальные,
городские, уездные народные
комитеты, несколькими месяцами
позже — в волостные и сельские.
Таким образом, 17 марта 1947 г. на
съезде новых народных комитетов
было избрано Народное собрание
как высший орган государственной
власти в Северной Корее, а 20 марта 1947
г. был создан Народный комитет как
высший орган исполнительной власти.
В Южной Корее в это время
развернулось движение за создание
сепаратного южнокорейского
государства. Предвидя нежелаемый
большинством населения раскол
Кореи, новое северокорейское
руководство объявило об
образовании Корейской народной
армии (КНА, официальная дата
создания 8 февраля 1948 г.), которая
должна была защищать еще не
созданное, но формировавшееся
молодое северокорейское
государство. КНА была сформирована
на основе северокорейских
подразделений обороны страны,
которые начали создаваться еще в
октябре 1945 г., и укомплектована
офицерскими кадрами,
подготовленными в только что
открытых при помощи советских
военных советников офицерских
школах или обучавшимися
непосредственно в СССР.
После
провозглашения 15 августа 1948 г.
Республики Корея на юге
полуострова, Народное собрание
Северной Кореи приняло решение
провести на всей территории Кореи 25
августа 1948 г. выборы в будущий
высший орган власти — Верховное
Народное Собрание (ВНС). На Первой
сессии ВНС, в состав которого,
согласно официальной статистике,
вошло большое число представителей
Южной Кореи, 9 сентября 1948 г. было
провозглашено создание Корейской
Народно-Демократической
Республики. Имя «Корея» в названии
государства передавалось словом Чосон
(«Утренняя Свежесть»),
ассоциировавшимся с левым крылом
национально-освободительного движения.
Премьер-министром КНДР стал Ким
Ирсен. А накануне была опубликована
Конституция КНДР, проект которой
был подготовлен к февралю 1948 г.
12
октября 1948 г. СССР установил
дипломатические отношения с КНДР, а
чуть позднее его примеру
последовали и все страны социалистического
лагеря. С первых же дней Советский
Союз стал оказывать всестороннюю
поддержку единственному тогда
социалистическому государству на
Дальнем Востоке. В соседнем Китае в
то время еще продолжалась война
между войсками Компартии Китая и гоминьдана.
Вывод
советских войск с территории КНДР,
уже способной защитить себя от
внешней агрессии, был завершен 26
декабря 1948 г.
§3.
Политика США в Корее в 1945-1948 годах.
Первые
шаги на пути создания Республики
Корея
Американские
войска во главе с генералом Д. Р.
Ходжем, начавшие высадку на
корейскую землю 8 сентября 1945 г., не
признали местных общественных и
политических организаций. Поэтому
для поддержания порядка на
оккупированных территориях в
первые дни была сохранена старая
японская колониальная
администрация во главе с генерал-губернатором
Абэ Нобуюки, который оставался на
своем посту вплоть до 14 сентября.
Некоторые
из первых мероприятий американской
военной администрации в южной
части Корейского полуострова по
форме выглядели идентичными
мероприятиям советской военной
администрации. В сентябре 1945 г. для
обеспечения порядка при отсутствии
местных органов власти был создан
аппарат Американской военной
администрации (АВА) во главе с
генералом А. Арнольдом. Корейские
провинции возглавили американские
военные губернаторы. Однако
имелись и заметные отличия.
Американцы сохранили все
колониальные законы и объявили АВА
единственным полномочным
правительством. Подобные шаги
объясняются тем, что на первых
порах американские власти не
представляли, какую политику
следует проводить в Корее.
Подобная точка зрения, в частности,
нередко высказывается и в
южнокорейской историографии. При
этом американцы не позволили
представителям местной политической
элиты самостоятельно определить
путь дальнейшего развития.
Управление Кореей со стороны АВА
фактически означало закрепление
статус-кво для того, чтобы выиграть
время и лучше разобраться в том,
какой было бы выгодно иметь Корею.
Вскоре,
16 октября 1945 г., на американском
военном самолете из США в Южную
Корею прибыл «отец» корейского
народа Ли Сынман, который
действительно пользовался
популярностью среди корейцев как
борец за независимость страны. Ли
Сынман, проживший почти две трети
своей жизни в США и имевший жену-иностранку
(родом из Австрии), был лучшим
кандидатом на должность лояльного
США правителя, который в то же время
мог получить поддержку в народе.
Американские военные власти
устроили Ли Сынману торжественный
прием.
С
ноября месяца АВА стала издавать
приказы, согласно которым контроль
над экономикой страны переходил в
ее руки. Так, 5 ноября был издан
приказ № 5, по которому в ведение
АВА передавались запасы всех
складов, принадлежавших японцам.
Приказом № 33 от 6 декабря 1945 г. АВА
объявлялась владельцем всех
японских предприятий, земель и
прочего имущества. Приказ № 39 от 3
января 1946 г. вводил американскую
монополию на внешнюю торговлю.
Одновременно американская
администрация проводила ряд мер,
препятствовавших развитию
корейской тяжелой промышленности,
за исключением горнодобывающей,
продукцию которой планировалось
импортировать в США. Приказ №28 от 13
ноября 1945 г. положил начало
созданию военного ведомства, в
котором были учреждены
департаменты сухопутных и военно-морских
сил. Они занялись организацией
корейской полиции и службы
береговой охраны, что впоследствии
послужило основой для создания
южнокорейской армии. Тогда же
американская администрация
приступила к обучению
южнокорейского армейского состава,
частью — в Корее, частью — в США.
Таким
образом, США готовили почву для
образования корейского
правительства, лояльного США. То,
что у США поначалу не было планов
создания сепаратного государства
на юге Кореи, доказывается фактом
участия в работе Совместной
советско-американской комиссии, а
также тем, что для убеждения
американского руководства в
необходимости образования
самостоятельного южнокорейского
государства Ли Сынману пришлось
специально отправиться в США в
декабре 1946 г. и провести там
достаточно длительное время,
вплоть до апреля 1947 г.
Поэтому
созыв Учредительного собрания
Южной Кореи в феврале 1946 г. как «временного
парламента» стал подготовительным
шагом для образования единого
правительства Кореи и был по сути
аналогичен созданию Временного
народного комитета Северной Кореи.
Действительно, многие политические
лидеры Южной Кореи, в частности
члены Временного правительства
Республики Корея в Шанхае, желали
заключить союз с коммунистами
Северной Кореи.
И
только Ли Сынман практически сразу
стал выступать с инициативой
создания сепаратного
южнокорейского государства.
Впервые он громко заявил о своих
намерениях в речи на митинге 3 июня 1946
г. в местечке Чанып провинции Чолла.
С принятием в США в начале 1947 г.
курса на борьбу с мировым
коммунизмом, Ли Сынман смог
добиться поддержки своих идей в США.
Вмешательство
Временного комитета ООН по Корее в
корейские дела вызвало негодование
народа Южной Кореи. 7 февраля 1948 г. в
знак протеста против посещения
членами этого комитета Кореи по
всей стране начались
многочисленные демонстрации и
забастовки. Народ Южной Кореи не
желал разделения страны. 3 апреля 1948
г. на острове Чечжудо вспыхнуло
народное восстание, началась «партизанская
война», направленная против
политики создания сепаратного
южнокорейского государства,
продолжавшаяся вплоть до 1949 г.
Несмотря
на протесты населения,
проамериканская правящая верхушка
решила форсировать события. 10 мая 1948
г. в Южной Корее были проведены
выборы в Конституционное собрание (Чехон
кукхве) во главе с Ли Сынманом,
которое должно было заняться
разработкой основного закона
страны. Не все 198 членов
Конституционного собрания
поддерживали Ли Сынмана. По вопросу
принятии Конституции развернулись
жаркие дебаты. Однако Ли Сынману
удалось провести свой вариант, по
которому Южная Корея становилась
президентской республикой.
Верховным органом власти должен
был стать однопалатный парламент,
который избирал президента.
Конституция была обнародована 17
июля 1948 г. Согласно ей было
сформировано новое правительство.
20 июля Ли Сынман был избран на пост
Президента, а 15 августа 1948 г., в
третью годовщину освобождения
страны, было официально объявлено о
создании к югу от 38-й параллели
нового государства—Республика
Корея. Название «Корея»
передавалось словом «Великая Хан»
(Гэхам), которое часто
ассоциировалось с правым крылом
движения за независимость страны.
Создание
в южной части Корейского
полуострова лояльного США
капиталистического государства не
успокоило американские власти.
Слишком велико было недовольство
всего корейского народа. Поэтому
американцы вывели свои войска из
Южной Кореи лишь к 29 июня 1949 г.,
через полгода после вывода
советских войск из Северной Кореи,
оставив 500 человек военных
советников.
Большинство
корейских политических лидеров,
как находившихся в Корее в
последние годы японской
колонизации, так и вернувшихся из
эмиграции, видели будущее Кореи
совсем иначе. Раздел Кореи на две
части и создание двух враждующих
государств произошли вопреки воле
большинства. Не случайно в первой
Конституции КНДР 1948 г. столицей
государства значился Сеул.
§
4. Деятельность корейских
политических лидеров,
направленная
на построение
государственности в Корее
в
1945-1948 годах
В
Южной Корее после капитуляции
Японии при аппарате японского
генерал-губернатора, еще до
высадки американских войск, был
создан особый комитет для
организации возвращения на родину
японских граждан, проживавших в
Корее. В число лидеров этого комитета
входили Ё Унхён (1886-1947), в 1944 г.
создавший подпольную Лигу
построения государства, и Сон Чжину
(1889-1945), более 30 лет возглавлявший
влиятельнейшую корейскую газету «Тона
илъбо». Занимаясь своими
непосредственными обязанностями в
комитете, они сразу же приступили к
обсуждению проекта образования
будущего независимого корейского
государства. Однако уже с первых
шагов их пути разошлись.
Ё
Унхён, еще в 1920 г. имевший опыт
членства в Корейской коммунистической
партии (Коре консандан), видел
будущее страны как Корейской
Народной Республики (Чосон инмин
конхвагук). Для реализации своих
замыслов он образовал
Подготовительный комитет
построения государства Кореи. 6
сентября 1945 г. Комитет провозгласил
создание Корейской Народной
Республики. На пост Председателя
республики был выдвинут Ли Сынман.
Ё Унхён отводил себе лишь роль
заместителя.
Отошедший
от Ё Унхёна Сон Чжину решил
переключиться на поддержку более
умеренного Временного
правительства Республики Корея.
Однако занявшие южную часть
Корейского полуострова американские
войска не признали ни Корейской
Народной Республики Ё Унхёна, ни
Республики Корея Ким Гу. Тем не
менее, находясь под властью
Американской военной
администрации, Сон Чжину продолжил
свою деятельность и образовал 16
сентября 1945 г. Демократическую
партию Кореи (Хангук минчжудан), в руководство
которой были выдвинуты Ли Сынман и
Ким Гу.
Сон
Чжину, несмотря на свою правую
ориентацию, был противником идеи
создания сепаратного
южнокорейского государства, за что
поплатился жизнью. Он был убит у
себя дома в Сеуле 30 декабря 1945 г.
После его гибели созданная им
Демократическая партия стала
поддерживать предложения Ли
Сынмана, но впоследствии разошлась
с ним в процессе борьбы за
лидерство.
Вместе
с 14 членами Временного
правительства Республики Корея 23
ноября 1945 г. в Корею возвратился Ким
Гу (1876-1949), но не в качестве
председателя непризнанного
правительства, а как частное лицо.
Тем не менее Ким Гу обладал
известным влиянием в корейском
обществе. В феврале 1946 г. он стал
заместителем председателя высшего
консультационного органа из 25
человек при АВА — Демократической
палаты Южной Кореи (Нам Чосон
минчжу ыйвон) во главе с Ли
Сынманом. В то время он еще
оставался руководителем созданной
им Партии независимости Кореи.
После
того как по итогам Московского
совещания министров иностранных
дел СССР, США и Великобритании в
декабре 1945 г. было принято решение о
пятилетней «опеке» над Кореей, по
всей стране развернулось движение
протеста (по крайней мере, в Южной
Корее). Ким Гу явился одним из его
лидеров, образовав 8 февраля 1947 г.
Комитет борьбы за независимость
против опеки.
Второй
оппозиционной официальному курсу
тенденцией политической жизни
Южной Кореи стало движение за
избрание единого правительства
Севера и Юга, сближение левых и
правых блоков. Ким Гу также
присоединился к этому движению.
Движение
это возглавили Ё Унхён и Ким Гюсик (1877[11]-1950),
заместитель председателя
Временного правительства
Республики Корея. Еще 14 июня 1946 г.
представители левых Ё Унхён и Хо
Хон (1885-1951), и правых — Ким Гюсик и
Вон Сехун встретились для
обсуждения возможности союза левых
и правых сил. В результате 25 июля 1946
г. было объявлено о создании
Совместного комитета левых и
правых (Чвау хапчак егшонхее),
главной задачей которого
объявлялось решение проблемы
образования единого корейского правительства.
После
того как с начала 1947 г. Ли Сынман и
США взяли курс на создание
сепаратного правительства Южной
Кореи, существование подобного
авторитетного Комитета служило
помехой для реализации их планов.
Поэтому 19 июля 1947 г. было
организовано убийство Ё Унхёна.
Комитет вскоре перестал
существовать. Однако Ким Гу и Ким
Гюсик продолжали борьбу за
создание единого правительства, не
раз обращаясь к руководителям
Северной Кореи. В апреле 1948 г. они
прибыли в Пхеньян, где с 19 по 23
апреля проходило Совместное
совещание [представителей партий и
общественных организаций] Юга и
Севера (Намбук хёпсан), целью
работы которого было создание единого
самостоятельного нейтрального
общекорейского правительства.
Кроме того, Ким Гу и Ким Гюсик
провели отдельную встречу с Ким
Ирсеном и Ким Дубоном.
Однако
активные усилия Ли Сынмана и АВА,
направленные на создание
сепаратного государства, свели
усилия Совместного совещания на
нет. Через две с половиной недели, 10
мая 1948 г., на Юге прошли сепаратные
выборы в Национальное собрание.
С
другой стороны, и в Северной Корее
политические движения,
возникшие после освобождения
страны, не были однородными.
Несмотря на доминирование там
представителей левых, некоторое
время в северной части Корейского
полуострова активно проявляли себя
так называемые «демократические
силы» во главе с Чо Манси-ком (1882-? (после
1950)). Чо Мансик — известный
борец за независимость Кореи,
выходец из провинции Южная Пхёнан,
был активистом протестантской
церкви в Пхеньяне. С 1932 г. он стал
директором корейской газеты «Чосон
илъбо».
К
моменту освобождения Кореи Чо
Мансик находился в северной части
страны. В первые дни после
освобождения он создал Комитет
подготовки воссоздания
государства и Народный
политический комитет провинции
Южная Пхёнан. Поначалу советское
военное командование
сотрудничало с Чо Мансиком, который
встал во главе корейской
администрации провинции Южная
Пхёнан. Позже он возглавил
Народный комитет пяти провинций
Северной Кореи и вместе с
коммунистами способствовал
активизации деятельности народных
комитетов в Северной Корее. В
ноябре 1945 г. Чо Мансик создал Демократическую
партию Кореи (Чосон минчжудан). Однако
с конца 1945 г. он был вынужден уйти с
политической арены, поскольку попытался
развернуть движение, направленное
против опеки союзных держав над
Кореей. Несмотря на ухудшение
отношений с советской военной
администрацией, Чо Мансик не
перешел на Юг, а остался в Северной
Корее, что в дальнейшем трагически
сказалось на его судьбе.
И
все же большинство политических
лидеров Северной Кореи в первые три
года после освобождения
принадлежали к левому крылу. К
примеру, Пак Хонъён (1900-1955) с
первых лет своей деятельности по
восстановлению независимости
Кореи начал активно интересоваться
идеями коммунизма. После
подавления Первомартовского
движения он бежал в Россию, в начале
1920-х годов примкнул к иркутской
Корейской коммунистической партии (Коре
консандан), а в 1922 г. принимал
участие в работе Съезда
представителей народов Дальнего
Востока. Пак Хонъён был одним из
создателей Корейской
коммунистической партии (Чосон
консандан), образованной в апреле
1925 г. в Сеуле. После разгрома партии,
он снова отправился в Советский
Союз, где в течение двух лет
обучался в Москве в Коммунистическом
университете трудящихся Востока.
Временное пребывание в СССР совсем
не означало, что Пак Хонъён «забыл»
о своей родине. Наоборот, он всем
силами стремился нелегально (чтобы
не арестовали при пересечении
границы) вернуться в Корею. В
конечном итоге это ему удалось,
хотя все же пришлось отсидеть
некоторое время в японской тюрьме.
Освобождение страны он встретил в
южной части Корейского
полуострова и вместе с Ё Унхёном
сразу включился в борьбу за
создание нового государства левой
ориентации — Корейской Народной
Республики. Тогда же, 11 сентября 1945
г., он воссоздал Корейскую
коммунистическую партию.
Однако,
будучи коммунистом, Пак Хонъён имел
неосторожность благосклонно
отнестись к вводу американских
войск и даже встречался с
командующим американскими
войсками в Корее генерал-лейтенантом
Д. Р. Хеджем, который обещал «всячески
содействовать» демократическому
движению. Но вскоре все
коммунистические организации в
южной части полуострова были
запрещены, и в сентябре 1946 г. Пак
Хонъён был вынужден переправиться
на Север. Там он стал представлять
Трудовую партию Южной Кореи,
созданную 23 декабря 1946 г. вслед за
Трудовой партией Северной Кореи. (Исключение
из названия слова «коммунистическая»
позволило левым силам Южной Кореи
некоторое время продолжать свою
деятельность и в условиях запрета
коммунистических организаций.)
Впоследствии Пак Хонъён занимал
руководящие посты в КНДР и Трудовой
партии Кореи (ТПК).
Имея
немалые заслуги в борьбе за
освобождение Кореи и известную
популярность среди народа, Пак
Хонъён, подобно Ким Ирсену, также
мог стать лидером Северной Кореи.
Поэтому в 1955 г. он был обвинен
сторонниками Ким Ирсена в шпионаже
в пользу США и казнен.
Пример
политической деятельности Пак
Хонъёна очень важен для понимания
того, что социализм в Северную
Корею не был «ввезен» Красной
Армией. Часть Кореи была готова для
принятия социализма в связи с рядом
объективных обстоятельств,
указывавшихся выше, а также в связи
с наличием политических лидеров,
которые возглавили этот процесс.
Еще
одним коммунистическим лидером
Северной Кореи того времени был Ким
Дубон (1889-1961?), который вел
антияпонскую освободительную
борьбу главным образом в Китае,
куда переехал сразу после
подавления Первомартовского
движения. С начала 1920-х годов Ким
Дубон увлекся идеями коммунизма,
что не помешало ему в 1929 г. стать
членом парламента при Временном
правительстве Республики Корея. В 1942
г. Ким Дубон переехал в Яньань в
Северо-Восточном Китае, где
продолжил свою патриотическую
деятельность, создав Лигу
независимости Кореи (Чосон тоннип
тонмэн). После освобождения
страны он вернулся в Пхеньян, где в 1945
г. организовал Новую народную
партию (Синминдан), а в 1946 г.
соединил свою партию с
Северокорейским бюро Корейской
коммунистической партии, в
результате чего была создана
Трудовая партия Северной Кореи (ТПСК).
На I съезде ТПСК, проходившем 28-30
августа 1946 г., Ким Дубон был избран
председателем Центрального
комитета. В образованной в 1949 г.
Трудовой партии Кореи Ким Дубон
представлял так называемую «яньаньскую
группировку» коммунистов. В конце
1950-х годов, являясь одним из
соперников Ким Ирсена в верхних
эшелонах власти, он был осужден за «фракционизм».
Несмотря
на то, что большинство
коммунистических лидеров Северной
Кореи были «настоящими корейцами»,
лишь некоторое время находившимися
за рубежом, были среди них и
иностранцы — этнические корейцы,
предки которых еще в конце XIX —начале
XX в. эмигрировали в Россию. Среди
них самой известной фигурой был Хо
Гаи (1908-1953; Хегай Алексей Иванович)[12],
занимавший в 1940-е годы высокие
партийные посты в Узбекистане. С
первых месяцев пребывания в
Северной Корее он смог занять
руководящие посты сначала в
коммунистической, а затем в
Трудовой партии (Северной) Кореи,
возглавив «советскую группировку»
ТПК. Однако подобное высокое
положение иностранца в
северокорейской политической
элите было скорее исключением, чем
правилом. В 1951 г. в связи с борьбой
за лидерство Хо Гаи был отстранен
от партийного руководства, а в 1953 г.
«покончил жизнь самоубийством».
Однако
из всех политических лидеров
наибольшее влияние и власть
приобретал Ким Ирсен. В современной
отечественной и зарубежной
историографии (за исключением
северокорейской) причины
становления Ким Ирсена как лидера
Северной Кореи нередко видят в его
«честолюбии», «лавировании» и
прочих качествах «сильного
отрицательного политика». Однако,
возможно, Ким Ирсена действительно
поддерживало все большее число
людей в связи с его желанием как
можно скорее избавиться от
советского или какого-либо иного
влияния, что как раз отвечало
заветному чаянию корейского народа
обрести полную независимость. Другое
дело, что в первые годы после
образования КНДР подобные чучхейские
замыслы Ким Ирсена еще не были
заметны.
Сайт управляется системой
uCoz