Глава 2. КОРЕЯ В 1948-1950 ГОДАХ

 

Недолгий период с 1948 по 1950 г. имеет важнейшее значение для всей последующей истории Кореи. 1948 год оказался очень тяжелым для многих корейцев. Трудно было поверить в то, что нация, состав­лявшая одно целое на протяжении более чем тысячи лет, оказалась разделенной на два враждебных государства. Многие считали, что такое разделение произошло исключительно из-за «вмешательства» внешних сил и что оно временное. В 1948 г. из Кореи были выведе­ны советские войска, а в 1949 г. — американские. На какое-то время два корейских государства оказались свободными от прямого давле­ния извне и, казалось, могли разрешить проблему разделения страны, пока еще совсем непродолжительного.

Однако три года самостоятельного развития КНДР и Республики Корея лишь углубили раскол страны и привели к Корейской войне.

 

§ 1. КНДР в 1948-1950 годах

 

Несмотря на то, что формально КНДР была провозглашена в 1948 г., в северокорейской и советской историографии за отправную точку отсчета истории Корейской Народно-Демократической Респуб­лики берется 1945 г. — время освобождения Кореи.

В северокорейской историографии 1990-х годов[1] образова­ние КНДР описывается как исключительно самостоятельный про­цесс, которым руководил Ким Ирсен. Помощь Советского Союза в государственном строительстве Северной Кореи сводится к мини­муму.

С освобождением Кореи и проведением ряда реформ в Северной Корее завершилась «антиимпериалистическая, антифеодальная демо­кратическая революция» и начался «переходный период» к социализ­му, во время которого была установлена «народно-демократическая диктатура», однако еще сохранялись элементы капитализма.

Органом, координировавшим все преобразования в северной части страны, «центральным органом власти» стал Временный народный комитет Северной Кореи, созданный 8 февраля 1946 г. Его возгла­вил Ким Ирсен. 5 марта 1946 г. Временный народный комитет опуб­ликовал указ о земельной реформе. Это был верный шаг в стране с преобладанием сельского населения, — шаг, который в южной ча­сти Корейского полуострова был сделан несколькими годами позднее. Согласно реформе, вся земля бывших японских владельцев, а также «излишки» земель корейских собственников («помещиков»), у кого площадь земельных владений превышала 5 чомбо[2], полностью изы­мались в пользу государства, а затем распределялись между крестья­нами. Купля-продажа земли и сдача земли в аренду запрещались. Для проведения реформы, по сведениям северокорейской историографии, были созданы крестьянские комитеты (более 11 500), а сама реформа завершена чуть более чем за 20 дней. Действительно, ликвидация си­стемы аренды сельскохозяйственных земель и передача их в собствен­ность тех, кто их обрабатывал, была заветной мечтой всех крестьян. Поэтому реформа получила широкую поддержку в народных массах северокорейской деревни. Было изъято 1 млн 325 тыс. чопбо земли и передано в собственность 724522 крестьянских хозяйств. Крестьяне платили государству лишь 25-процентный налог[3].

После того, как была начата земельная реформа, и стало видно, что большинство народа поддерживает новый политический курс, 23 марта 1946 г. Временный народный комитет принял так называемую «Политическую программу из 20 пунктов» (Исип-кэ чонган), в ко­торой перспективы государственного строительства были обрисованы более четко. Программа провозглашала необходимость реализации та­ких естественных для сложившейся ситуации задач, как ликвидация последствий японской колонизации, установление 8-часового рабоче­го дня, равенство мужчин и женщин, свобода слова и собраний и т. п. Однако Программа также говорила о необходимости подавления «ан­тидемократических» и «фашистских элементов», что означало про­возглашение курса на борьбу с оппозицией (которая, очевидно, не составляла большинства). Кроме того, в Программе отмечалась необхо­димость нового избрания местных народных комитетов, а также пере­дачи в государственную собственность банков, крупных предприятий, рудников.

Вскоре после публикации Политической программы Временный народный комитет перешел к ее практической реализации. 10 августа 1946 г. был принят Закон о национализации промышленности, средств связи и банков. 3 ноября 1946 г. Временный народный комитет при­нял решение о проведении выборов в местные народные комитеты, по итогам которых в феврале 1947 г. было избрано Народное собрание Северной Кореи. Тогда же был принят первый план восстановления и развития народного хозяйства. Таким образом, Северная Корея всту­пила на путь развития плановой экономики. Согласно официальным данным, план 1947 г. был выполнен успешно: валовой объем промыш­ленного производства составил 102,5% от запланированного, что было на 70% больше показателей предыдущего года.

К сентябрю 1948 г., к моменту провозглашения КНДР, Северная Корея пришла, четко определив путь социалистического строитель­ства, в котором самую большую поддержку оказывал Советский Со­юз. Об этой поддержке, что вполне естественно, наиболее полную информацию можно получить в советской исторической литера­туре[4]. Важнейшим аспектом обеспечения стабильности в северной части Корейского полуострова являлось пребывание там советской армии.

Однако уже на следующий день после провозглашения КНДР, 10 сентября 1948 г., Верховное народное собрание приняло обращение к правительствам США и СССР о выводе войск из Кореи. Через ме­сяц, 8 октября 1948 г., правительство КНДР обратилось к Советскому Союзу с предложением об установлении дипломатических и экономи­ческих отношений, на что получило положительный ответ уже 12 ок­тября. Этот день считается днем установления дипломатических от­ношений между двумя странами. Первым послом СССР в КНДР стал Т. Ф. Штыков (годы работы 1948-1950), назначенный на этот пост 16 октября 1948 г. и возглавлявший ранее советскую делегацию в рабо­те Совместной советско-американской комиссии по Корее. Вслед за СССР в течение октября — ноября 1948 г. КНДР признали государ­ства будущего социалистического лагеря: Польская Народная Респуб­лика, Монгольская Народная Республика, Чехословацкая Республи­ка, Народная Республика Болгария и др.

В феврале 1949 г. КНДР обратилась в ООН с просьбой о принятии ее в члены организации, однако, естественно, получила отказ. США и их союзники, с помощью которых на юге была образована Респуб­лика Корея, не могли признать КНДР в качестве единственного легитимного государства на Корейском полуострове. Именно на такое положение и претендовала КНДР, что, в частности, было отражено в ее Конституции. В свою очередь и Советский Союз не мог допустить признания в ООН Республики Корея, также претендовавшей на роль единственного легитимного государства на полуострове.

Взаимное непризнание друг другом двух корейских государств, неполное признание их на мировой арене делали ситуацию на Корей­ском полуострове крайне нестабильной.

Для укрепления молодого северокорейского государства требова­лось развивать экономику и оборону. Положительный в то время опыт Советского Союза, одолевшего гитлеровскую Германию, давал надеж­ды на то, что путь социалистического строительства навсегда избавит Корею от вмешательства внешних сил. К тому же развитие экономи­ки готовило базу для повышения жизненного уровня, всестороннего развития общества Северной Кореи, реализуя тем самым надежды простого народа на лучшую жизнь после освобождения страны. Япон­ская колониальная политика середины 1940-х годов, направленная на интенсивное промышленное развитие северной части Кореи, подгото­вила для этого хорошую базу.

В феврале 1949 г. Верховное народное собрание приняло двухлет­ний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1949-1950 гг. По показателям 1949 г. план был выполнен успешно. В 1949 г. валовая продукция национальной промышленности выросла в 3,4 раза по сравнению с 1946 г., производство средств потребления — в 2,6 раза. При этом текстильная промышленность за указанный период увеличила выпуск продукции в 6 раз. Валовой сбор зерновых куль­тур в 1949 г. в сравнении с 1944 г. вырос на 20%. Уже в первый год двухлетки развернулось соревнование за ее досрочное выполнение.

В чем секрет таких удивительных показателей? С одной стороны, можно говорить об особенностях корейской культуры с ее традици­онно развитым коллективизмом, обилием всевозможных организаций взаимопомощи в деревне, а также между родственниками или земля­ками. В таких условиях на традиционное сознание могли достаточно безболезненно накладываться стереотипы социалистических форм ве­дения хозяйства или управления страной. Представления о приорите­те интересов государства над личными также не являются чуждыми корейской культуре.

С другой стороны, немалую роль в интенсивном развитии КНДР сыграла помощь стран социалистического лагеря и прежде все­го СССР — страны-освободительницы, на долю которой приходилось 90% внешнеторговых связей КНДР. Помощь и сотрудничество носили весьма разносторонний характер. Рос объем торговли между двумя странами. Так, в 1948 г. товарооборот между СССР и КНДР составил 48,4 млн руб., что было в 1,6 раза больше всего объема торговли за два предшествующих года. В 1949 г. товарооборот вырос еще в 3 раза и составил 139,6 млн руб. Следует отметить, что более 2/3 советского экспорта в Корею составляло промышленное оборудование и сырье для восстановления старых, разрушенных японцами или строитель­ства новых предприятий.

Для закрепления двусторонних отношений и подписания соглаше­ния об экономическом и культурном сотрудничестве между СССР и КНДР 3 марта 1949 г. в Москву поездом прибыла делегация КНДР во главе с Ким Ирсеном. Во время своего визита Ким Ирсен встре­чался с И. В. Сталиным[5]. Договор был подписан 17 марта 1949 г. По­сле его заключения советско-северокорейские отношения стали еще более активными. В 1950 г. товарооборот достиг уровня в 700 млн руб. Речь идет действительно о товарообороте, а не односторонней помо­щи, так как из КНДР в СССР экспортировалась продукция горнодо­бывающей, металлургической и химической промышленности (интен­сивно развивавшейся еще при японском колониальном режиме).

Помощь Северной Корее оказывалась также и в виде различных односторонних поставок из СССР, для оплаты которых Советский Союз предоставлял Северной Корее кредиты. Материальная помощь, предоставлявшаяся Советским Союзом КНДР, имела в конце 1940-х годов тенденцию постоянного роста. В 1949 г. она возросла в 4,6 раза по сравнению с 1946 г.

После подписания советско-северокорейского Договора о сотруд­ничестве (1949 г.) стали образовываться совместные советско-корей­ские акционерные общества по эксплуатации водного и воздушного транспорта, переработке нефти.

В 1948-1950 гг. в КНДР побывало большое число советских спе­циалистов, работавших на различных объектах народного хозяйства, таких, как, например, Супхунская гидроэлектростанция, металлур­гический завод в Чхончжине и т. д. Была оказана помощь в рефор­мировании системы народного образования КНДР. Для этого СССР предоставлял возможность северокорейским гражданам получать об­разование у себя или же направлял советских специалистов в Север­ную Корею. Примером может служить поездка корейских учителей летом 1946 г. в СССР для изучения советской системы образования и школьного дела, а также поездка летом 1948 г. в КНДР делегации советских преподавателей и специалистов во главе с биохимиком академиком А. И. Опариным для оказания помощи в реорганизации системы высшего образования и науки. К 1950 г. в Северной Корее было уже 15 высших учебных заведений, 69 техникумов и педагоги­ческих училищ.

Однако только экономическое, научно-техническое и культурное развитие страны вовсе не гарантировало его процветающего и само­стоятельного будущего. На протяжении предшествующих столетий Корея нередко испытывала многочисленные притеснения со стороны иностранных держав и стала колонией одной из них — Японии. Одной из важнейших причин такого плачевного положения было отсутствие сильной национальной армии. Корее, как Северной, так и Южной, требовалась сильная армия для того, чтобы впредь не быть зависимой от какой-либо иностранной державы. СССР поддержал стремление КНДР развивать оборону страны, особенно в связи с тем, что США не торопились выводить войска из южной части Корейского полуост­рова. К тому же на территории соседней Японии были расположены многочисленные американские военные базы[6].

К 1950 г. КНДР удалось создать достаточно мощные вооруженные силы. Тогда в Корейской Народной Армии (КНА) насчитывалось 10 пехотных дивизий с общим числом военнослужащих в 182 680 чело­век, что было в 1,92 больше, чем в Южной Корее. В составе КНА было 242 советских танка Т-34, а также 176 самоходных орудий СУ-76, 210 боевых самолетов — Як-9, Ил-10 и Ил-2. В то же время в армии Юж­ной Кореи было только 27 бронемашин. Несмотря на то, что по числу военнослужащих морского флота КНДР почти в 2 раза уступала Юж­ной Корее, количество военных судов было практически одинаковым. Таким образом, северокорейская армия имела явное преимущество в боевой силе и технике и могла надеяться на победу в случае воз­никновения военного конфликта с Республикой Корея (при условии невмешательства третьих сил). Кроме того, Северная Корея, благо­даря проведенной в стране земельной реформе и быстрому экономи­ческому и культурному развитию, положительно отражавшемуся на росте общего уровня жизни ее населения, могла надеяться на под­держку рядовых граждан Южной Кореи. 30 июня 1949 г. Трудовая партия Северной Кореи формально объединилась в Пхеньяне с Тру­довой партией Южной Кореи. Северная Корея надеялась на скорое объединение временно разделенной родины, тем более что в Республи­ке Корея экономическое положение и отношения с союзниками скла­дывались не так благоприятно, как в КНДР.

 

§2. Республика Корея в 1948-1950 годах

 

С провозглашением 15 августа 1948 г. Республики Корея в исто­рии Южной Кореи начался период правления президента Ли Сынмана (1875-1965), период, который получил название «Первая Респуб­лика» (1948-1960). Не только в отечественной или зарубежной, что вполне естественно, но и в южнокорейской историографии политика Ли Сынмана оценивается критически. И это понятно: впоследствии он лишился своей власти в результате акции протеста всего южно­корейского народа, которая переросла в «Апрельскую революцию» 1960 г.

Придя к власти, Ли Сынман прежде всего попытался предпри­нять ряд шагов с целью укрепить ее, чтобы никакие политические коллизии не смогли бы лишить его места президента. При этом у него почти сразу возник конфликт с правящей Корейской демократи­ческой партией (Хангук минчжудан, сокращенно — Ханминдан), со­зданной в сентябре 1945 г. Сон Чжину (1889-1945). Партия настаи­вала на том, чтобы власть в стране концентрировалась в руках кабинета министров, а не президента. Желая дистанцироваться от образа «прояпонской лисынмановской партии», 10 февраля 1949 г. она была переименована в Демократическую гражданскую партию (Минчжу кунминдан).

Поэтому Ли Сынман решил, несмотря на свою предшествующую патриотическую антияпонскую деятельность, искать союзников сре­ди тех, кто в свое время сотрудничал с японскими колониальны­ми властями. С одной стороны, сами американцы иногда прибегали к услугам «власть имеющих» корейцев-коллаборационистов. С дру­гой —большинство патриотических сил Южной Кореи, в частности популярный в народе председатель бывшего Временного правитель­ства Республики Корея в эмиграции Ким Гу, были настроены на союз с коммунистами Северной Кореи, на создание единого государства. А это противоречило планам Ли Сынмана управлять сепаратно од­ной Южной Кореей. Поэтому его союз с местными патриотическими силами был в принципе невозможен.

Новую ориентацию на бывшие прояпонские силы Ли Сынман про­демонстрировал в ходе реализации «Закона о наказании совершивших преступление против нации», опубликованного 22 сентября 1948 г. То­гда, 29 сентября 1948 г., был создан Специальный комитет, который должен был заниматься его исполнением. Только с 8 января 1949 г. начались первые аресты преступников, среди которых были такие из­вестные деятели, как Чхве Ин[7] (1878-?, после 1950 г.), а также упоми­навшиеся Чхве Намсон, Ли Гвансу. Чхве Ин, подобно Чхве Намсону и Ли Гвансу, тоже начинал свою деятельность как борец за независи­мость Кореи, был одним из тех, кто подписал Сеульскую декларацию независимости 1919 г., однако в 1930-е годы стал поддерживать япон­скую колониальную администрацию.

После ареста прояпонских коллаборационистов их передали суду. Но органы правосудия, в которых оставались выходцы из полиции времен японской колонизации, не торопились осуждать арестован­ных, из которых к различным срокам наказания были приговорены только 7 человек, да и то вскоре все они были освобождены. Более того, уже во время Корейской войны, 14 февраля 1951 г., было издано специальное постановление об отмене «Закона о наказании совершив­ших преступление против нации». Причину такой позиции Ли Сын­мана историки, как правило, видят в его желании найти новую опору своей власти среди бывших сторонников японской колониальной ад­министрации[8].

Сепаратистскую политику Ли Сынмана, несмотря на его прошлое как борца за независимость, не поддерживали не только южноко­рейские политики, но и простой народ. В октябре 1948 г. вспыхну­ло народное антилисынмановское восстание в городе Ёсу провинции Южная Чолла. Расквартированный в Ёсу 14-й полк национальной корейской армии должен был отправиться на остров Чечжудо для подавления вспыхнувшего в апреле того же года партизанского дви­жения, направленного против создания сепаратного южнокорейского правительства. Полк отказался выполнить приказ и поднял восста­ние, возглавленное военнослужащими левых взглядов — Чи Чхансу и Ким Чжичхве. Одним из основных лозунгов восставших было объеди­нение Северной и Южной Кореи. К солдатам присоединились рядо­вые граждане, и вскоре восстание распространилось на соседний го­род Сунчхон. Оно было подавлено при помощи американских войск 27 октября. Восстание показало, что сепаратное правительство Ли Сын­мана не имеет поддержки в народе, а также то, что в стране велико влияние левых сил.

Для борьбы с последними (а значит и для укрепления сепаратного южнокорейского государства) 20 ноября 1948 г. был издан «Закон об охране государства» (Кукка поанбоп). В течение 1949 г. в рамках ре­ализации этого закона были арестованы 118 621 человек, из них 16 — члены Национального собрания Республики Корея.

Однако подобные репрессивные меры Ли Сынмана, поддержива­емого находившимися в то время в Южной Корее американскими войсками, не подавили стремление южнокорейского народа жить в единой свободной стране, в которой реализовывались бы принципы социальной справедливости. После провозглашения сепаратной Рес­публики Корея по всей стране развернулось партизанское движение. Наибольшую активность партизаны проявляли в горных районах юж­ной части Корейского полуострова — в провинциях Кёнсан, Чолла, а также на острове Чечжудо. Партизанское движение приобрело по­истине массовый размах. Только за апрель 1950 г. в Южной Корее произошло 2948 партизанских выступлений с числом участников по­рядка 65 тыс. человек.

Недовольные лисынмановским режимом партизаны, выступления которых отличались все большей организованностью и слаженностью действий, легко могли стать силой, способной свергнуть существую­щую власть. Такой поворот событий был тем более возможен, что после провозглашения Республики Корея здесь жил и вел активную деятельность глава Партии независимости Кореи, бывший председа­тель Временного правительства, популярный в народе Ким Гу. Он мог стать фигурой, консолидирующей оппозиционные силы. В янва­ре 1949 г. Ким Гу в очередной раз потребовал вывода из Кореи «всех иностранных войск» (т. е. американских, поскольку из северной части Корейского полуострова советские войска уже ушли). Поэтому неуди­вительно, что 26 июня 1949 г. молодой офицер корейской армии Ан Духи, придя на официальную встречу с Ким Гу, предательски убил его несколькими выстрелами из пистолета. Следовал ли Ан Духи чье­му-либо указанию сверху, или нет — неизвестно. Однако примечатель­но, что осужденный впоследствии Ан Духи в годы Корейской войны был освобожден и продолжил службу в вооруженных силах Респуб­лики Корея.

Таким образом, на рубеже 1940-1950-х годов Ли Сынман начал проводить политику укрепления своей власти путем постепенного по­давления оппозиции. Недаром время правления Ли Сынмана получи­ло в Южной Корее определение «диктатуры».

В экономической сфере Ли Сынман не торопился с проведением экономических реформ, что также являлось одной из причин массо­вого недовольства его политикой. В силу географического положе­ния и природных особенностей южная часть Кореи издавна являлась житницей страны. Здесь проживала большая часть населения страны, занимавшаяся главным образом земледелием. Поэтому самым насущ­ным для Южной Кореи был вопрос проведения земельной реформы. В то время как в Северной Корее земельная реформа была осуществ­лена еще в марте 1946 г., в Южной Корее и после провозглашения Республики Корея аграрный вопрос продолжал находиться в стадии «обсуждения».

В принципе, земельная (как и любая экономическая) реформа не могла начаться в Южной Корее до 1948 г. по той простой причине, что бывшая японская собственность на землю и предприятия продолжали оставаться в руках Американской военной администрации. «Соглаше­ние об урегулировании финансовых и имущественных расчетов» меж­ду Американской военной администрацией и новым правительством Южной Кореи было подписано только 11 сентября 1948 г. При этом 513 предприятий и 839 объектов недвижимости должны были быть распроданы частным лицам (всего 2268 объектов продажи), а осталь­ное переходило под управление лисынмановского правительства. Са­ми США бесплатно получили ряд земельных участков и несколько крупных зданий, которые должны были обеспечивать нужды амери­канского военного присутствия в Корее.

Обсуждение земельной реформы в Национальном собрании происходило вплоть до 21 июня 1949 г., когда закон, наконец, был при­нят. Однако опубликован он был только 25 марта 1950 г. Тогда же и началась земельная реформа. Если в Северной Корее государство не предоставляло компенсации за изымаемые у крупных и средних землевладельцев «излишки» земли сверх установленных норм, то в Южной Корее за земли, возвращаемые в казну, выдавались облига­ции Корейского банка. Норма не возвращаемой земли устанавлива­лась в 3 чонбо (около 3 га). В Северной Корее земли раздавались также бесплатно, а в Южной — «распределялись» с обязательством выплачивать установленную сумму порядка 150% среднего урожая с полученной земли в течение пяти лет. Иными словами, крестьяне были обязаны оплатить стоимость получаемых земель.

В исторической литературе, как в отечественной, так и в корей­ской, в том числе и в современной южнокорейской, итоги земельной реформы, завершившейся почти через год после ее начала, оцени­ваются весьма отрицательно. Реформа оказалась выгодной только крупным землевладельцам. Слишком долгое обсуждение проекта зе­мельной реформы позволило крупным землевладельцам заранее раз­делить свои владения на мелкие участки и «подарить» или «продать» своим родственникам или даже заключить фиктивные сделки куп­ли-продажи земли со своими арендаторами. В результате из 1 млн 440 тыс. чонбо земли, обрабатываемой в конце 1945 г. арендаторами, только около 550 тыс. чонбо оказались задействованными в процессе перераспределения. К тому же многие «новые владельцы» из бедных крестьян, будучи не в состоянии оплатить «полученные» наделы, пе­репродавали их, снова становясь арендаторами.

По поводу остальных аспектов экономической ситуации первых лет существования Республики Корея даже специальная корейская экономическая литература часто не содержит конкретных данных. Говорится лишь о том, что правительством была поставлена цель вос­становления экономики страны, но эта цель практически никак не реализовывалась. Наверное, она и не могла быть осуществлена. Ес­ли Советский Союз с его плановой экономикой всегда мог выделить средства и специалистов для помощи союзному государству, то США в принципе не могли заставить предпринимателя вкладывать сред­ства в бедную страну, сотрясаемую народными волнениями и имею­щую слабо защищенные северные границы, за которыми находились враждебные КНДР и СССР. А с 1 октября 1949 г. к этому лагерю присоединился коммунистический Китай.

В то же время нельзя сказать, что Южная Корея была «броше­на» США «на произвол судьбы». После того как 15 августа 1948 г. было объявлено о создании национальных вооруженных сил[9], 5 мая 1949 г.— флота и 1 октября 1949 г. — военно-воздушных подразделе­ний, США по мере возможности и необходимости старались помочь своим южнокорейским союзникам в организации и вооружении на­циональной армии. 24 августа 1948 г. было заключено корейско-аме-риканское Административное соглашение, согласно которому забо­та о безопасности и обороне Республики Корея ложилась на плечи расквартированных там американских вооруженных сил. В сентяб­ре 1948 г. было открыто военное училище сухопутных войск. После окончательного вывода вооруженных сил США из Южной Кореи в июне 1949 г., там осталось 500 человек военных советников, продол­жавших оказывать помощь в укреплении национальных вооруженных сил. 26 января 1950 г. между США и Республикой Корея было под­писано «Корейско-Американское соглашение о помощи во взаимной обороне», согласно которому США обязывались оказать определен­ную военную помощь, характер которой был конкретизирован поз­же на дополнительных совещаниях, проводившихся в марте 1953 г. Действительно, к 1950 г. США поставили в Южную Корею военной техники на сумму в 205,2 млн долларов. Это были автоматические винтовки, пистолеты, гаубицы, самолеты, военные корабли и т. п.

И, тем не менее, к середине 1950 г. южнокорейская армия была намного слабее, чем армия КНДР. В ее состав входило лишь 8 диви­зий пехоты общей численностью 94 974 человека, что было в 2 раза меньше, чем в Северной Корее. У Южной Кореи не было ни одного танка, только 27 бронемашин, в то время как у Северной — целых 242. В авиации Южной Кореи насчитывалось только 22 самолета, из них половина учебных, в то время как у Северной — 210. В артиллерии в количественном отношении в армиях Юга и Севера был относитель­ный паритет. Однако, в отличие от Северной, у Южной Кореи не было крупнокалиберных орудий.

Таким образом, несмотря на помощь США, южнокорейские воору­женные силы значительно проигрывали Корейской народной армии по боевой силе и технике.

Ко всему прочему, выборы в Национальное собрание, проводив­шиеся 30 мая 1950 г., закончились поражением сторонников Ли Сынмана, которые смогли получить лишь 53 места в парламенте из 186. При этом новая лисынмановская «правящая» Корейская граждан­ская партия (Тэхан кунминдан), спешно созданная 21 ноября 1949 г., получила всего 24 места.

В дополнение к этому, постоянные не прекращавшиеся выступления партизан в южных провинциях, выражавшие общенародное недо­вольство политикой Ли Сынмана, делали дальнейшее существование Республики Корея в рамках правящего режима практически невоз­можным. На Корейском полуострове назревала новая война.



[1] Наиболее типичным из доступных северокорейских изданий середины 1990-х годов является «Очерк корейской истории» (В 3 т. Т. 3. Пхеньян, 1996).

[2] Чопбо — мера площади, равная 0,992 га.

[3] В советской литературе указано, что поначалу брали 27-процентный налог на урожай риса и 23-процентный — на бобовые культуры или картофель. В 1947 г. ставку налога сделали гибкой, приведя ее в зависимость от урожая и установив нижние и верхние границы в 10 и 27% соответственно.

[4] См., напр.: СССР и Корея. М., 1988.

[5] В исторической литературе 1990-х годов нередко встречается утверждение или предположение о том, что во время данного визита Ким Ирсен будто бы обсуждал с И. В. Сталиным «возможность нападения на Юг», хотя никаких документов, подтверждающих данное предположение, не приводится.

[6] Нередко в исторической литературе факт усиления вооруженных сил КНДР связывают с событиями будущей Корейской войны 1950-1953 гг., трактуя его ис­ключительно с точки зрения «подготовки к будущей войне». При этом упускается из виду, что на протяжении предшествующих полутора сотен лет вопрос реорга­низации и усиления корейской армии как оплота независимости и суверенитета страны оставался одним из самых важных для всех корейских правителей.

[7] Иногда его имя записывают как Чхве Рин, что связано с особенностями ко­рейской графики первой половины XX столетия.

[8] Автор настоящей монографии не ставит своей задачей оправдывать политику Ли Сынмана. Однако, наверное, в суде над «национальными преступниками» все было не так просто. Некоторые из осужденных были в свое время соратниками Ли Сынмана в борьбе за независимость страны. Сам Ли Сынман все это время находился в эмиграции в США. Осужденные же не покинули Корею. В послед­ние годы японской колонизации известным борцам за независимость трудно было сохранить свою жизнь, кроме как смирившись или даже сотрудничая с японцами.

[9] В связи с этим в литературе еще встречается указание на «Закон о создании национальных вооруженных сил» (Куккун чочжикпоп) от 30 ноября 1948 г.

Сайт управляется системой uCoz