Глава 4. ЮЖНАЯ КОРЕЯ НА ПОРОГЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»:

КОНЕЦ ПРЕЗИДЕНТСТВА ЛИ СЫНМАНА,

«АПРЕЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» И ВТОРАЯ

РЕСПУБЛИКА

 

Новый исторический период, начавшийся в 1953 г., после оконча­ния Корейской войны, и завершившийся в 1961 г. с приходом к власти «диктатора» Пак Чонхи, был очень важным для Южной Кореи. Он во многом определил дальнейший путь ее развития. Во-первых, именно в это время назревало и затем реализовалось первое выступление на­рода Республики Корея против собственного правительства, которое обозначило новый этап его национальной и политической зрелости и показало объективную необходимость будущих демократических пре­образований. Во-вторых, несмотря на тяжелое экономическое положе­ние страны, именно в этот период стали укрепляться и набирать силу структуры, ставшие основой для последующего рывка в развитии ее экономики.

 

§ 1. Первая Республика после Корейской войны

 

В преддверие Корейской войны Ли Сынман стал стремительно те­рять свою популярность как среди корейских политиков, так и в на­родных массах. Поскольку корейское Национальное собрание[1], изби­равшее президента страны и имевшее полномочия вносить поправки к Конституции, создавалось исходя из партийной принадлежности кан­дидатов, выставлявших свои кандидатуры на выборах, Ли Сынман решил создать свою политическую партию. Корейская война, в хо­де которой президент страны был наделен особыми полномочиями, давала хорошие шансы Ли Сынману укрепить власть.

Еще в конце 1951 г., когда линия фронта стабилизировалась в рай­оне 38-й параллели, ряд политических организаций, как входивших в парламент, так и не представленных в нем, создали Подготовитель­ный комитет для образования новой партии. Однако сразу же две группировки в новом Комитете разделились на две враждующие ча­сти. Поэтому 23 декабря 1951 г., в день образования новой «пролисы-нмановской» партии, фактически было образовано две партии с од­ним и тем же названием — «Либеральная партия» (дословно: «Партия свободы» — Чаюдан). Только к лету 1952 г. удалось частично преодо­леть противостояние, и руководство партией взял на себя Ли Бомсок (1900-1972) — известный борец за независимость Кореи. С 1941 г. он исполнял обязанности начальника штаба Армии возрождения (Кван-боккун), а после образования Республики Корея возглавил новое пра­вительство (одновременно, чуть более полугода, занимая должность министра обороны), а в 1952 г. был министром внутренних дел.

5 августа 1952 г. должны были состояться вторые президентские выборы. Несмотря на создание лояльной Ли Сынману, но еще слабой Либеральной партии, парламентское большинство было далеко не на стороне Ли Сынмана. Поэтому старая система выборов президента через парламент означала практическую невозможность для Ли Сы­нмана быть переизбранным на второй срок. Поэтому при поддержке Либеральной партии с конца 1951 —начала 1952 г. в Национальное собрание стали вноситься предложения об изменении Конституции и введении прямых президентских выборов. Поначалу они не получили должной поддержки. Однако, воспользовавшись военным положени­ем, 26 мая 1952 г. Ли Сынман смог отправить за решетку 47 оппози­ционных членов парламента. В результате 4 июля 1952 г. поправку к Конституции удалось принять. На августовских выборах президента Ли Сынман был выдвинут кандидатом от Либеральной партии. На пост вице-президента претендовал Ли Бомсок.

Августовские выборы принесли Ли Сынману победу. Возможно, в его популярности среди народа свою роль сыграл факт удачного во­влечения в Корейскую войну войск ООН, которые помогли отстоять территорию Республики Корея. С другой стороны, Программа Ли­беральной партии, адресованная прежде всего «рабочим, крестьянам и имеющим совесть предпринимателям» и обещавшая «покончить с эксплуатацией»[2], также способствовала определенной популярности партии в народе.

После окончания Корейской войны Ли Бомсок попытался при­влечь в Либеральную партию своих сторонников из некогда возглав­ляемого им Союза демократической молодежи (Минчжок чхоннён-дан). Его попытка занять лидирующие позиции в южнокорейской по­литике привела к конфликту с Ли Сынманом, который был вынуж­ден в сентябре 1953 г. исключить Ли Бомсока из партии. Либеральная партия оказалась на грани развала. Однако 5-й Съезд Либеральной партии, созванный в марте 1954 г., передал руководство непосред­ственно Ли Сынману. Его заместителем стал Ли Гибун (1896-1960), ближайший соратник Ли Сынмана, занимавший с 1951 г. пост мини­стра обороны.

Укрепившая свои ряды Либеральная партия смогла одержать по­беду на очередных (третьих) парламентских выборах, которые про­ходили 20 мая 1954 г. Согласно южнокорейской историографии, Ли­беральная партия смогла получить 2/3 (137) мест в парламенте во многом благодаря не совсем демократическим методам проведения выборов и привлечению полиции.

Таким образом, с середины 1954 г. Ли Сынман на время значитель­но укрепил свою власть и смог приступить к дальнейшему пересмотру Конституции, направленному на укрепление власти президента. Но­вая, вторая по счету группа поправок была принята 27 ноября 1954 г. большинством в 2/3 голосов (135 из 203)[3] и опубликована 29 ноября того же года. Таким образом, на следующих президентских выборах 15 мая 1956 г. Ли Сынман должен был одержать победу.

Однако его политика, направленная на усиление собственной авто­ритарной власти, и неэффективные шаги в сфере экономики вызыва­ли у населения Южной Кореи все большее недовольство. 18 сентября 1955 г. из бывшей Демократической гражданской партии (Минчжу кунминдан) была образована оппозиционная Демократическая пар­тия (Минчжудап). В первом пункте ее Программы указывалось на необходимость борьбы с диктатурой (т. е. «диктатурой» Ли Сынмана) и развитие демократии. Партию возглавил Син Икхи (1896-1956), известный деятель движения за независимость, бывший член Времен­ного правительства Республики Корея в эмиграции, соратник Ким Гу. Следует отметить, что в современной южнокорейской историогра­фии деятельность Демократической партии как оппозиционной лисынмановскому режиму оценивается весьма положительно, в отличие от советской, в которой деятельность партии называют отражением интересов национальной буржуазии. Тем не менее в третьем пункте Программы партии говорилось о необходимости распределения благ в соответствии с принципами общественной справедливости и повы­шения уровня благосостояния крестьян, рабочих и других предста­вителей трудовых масс. По-видимому, в 1950-е годы в Южной Корее, несмотря на провозглашенную политику антикоммунизма, левые идеи еще оставались достаточно популярными как в народе, так и среди политиков, которые пользовались ими для достижения поставленных целей.

Очевидно, Программа Демократической партии оказалась доста­точно привлекательной для народа. В ходе предвыборной президент­ской кампании 1956 г. Син Икхи — кандидат на пост президента от Демократической партии, пользовался большой популярностью в на­роде. Однако всего за 10 дней до выборов, 5 мая 1956 г., по пути в провинцию Чолла Син Икхи скоропостижно скончался от кровоиз­лияния в мозг. Партия оказалась практически безоружной в борьбе против диктатуры Ли Сынмана. Большие надежды возлагались на Чан Мена (1899-1966), который в 1951 г. непродолжительное время возглавлял кабинет министров Республики Корея и был выдвинут на пост вице-президента от Демократической партии.

Президентские выборы 15 мая 1956 г. принесли Ли Сынману побе­ду. Он сумел набрать более 5,046 млн голосов. Вторым по количеству набранных голосов стал Чо Бонам (1898-1959), который представлял «Комитет по продвижению Партии прогресса», созданный 26 янва­ря 1956 г., за несколько месяцев до выборов. Сама Партия прогресса (Чинбодан) окончательно оформилась лишь в ноябре 1956 г. Чо Бо­нам набрал 2,163 млн голосов. Более 1,856 млн голосов было отдано за умершего Син Икхи, чье имя, очевидно, не успели изъять из бюллете­ней. Эти голоса были признаны недействительными. Следовательно, Ли Сынман набрал всего 52% голосов, если учитывать голоса, отдан­ные за покойного Син Икхи (или 70%, если не брать их в расчет). Иными словами, победа Ли Сынмана была очень непростой. В южно­корейской историографии отмечается, что перед выборами Ли Сын­ман прибегал к таким методам давления, как террор, шантаж, под­куп. На выборах вице-президента победил представитель Демократи­ческой партии Чан Мен, набравший 4,012 млн голосов и значительно опередивший Ли Гибуна, кандидата от лисынмановской Либеральной партии.

Таким образом, третьи президентские выборы, несмотря на изме­нение Конституции страны, наглядно продемонстрировали все боль­шее падение популярности Ли Сынмана. Не за горами было новое испытание на прочность его власти: парламентские выборы, намечен­ные на май 1958 г. Следующий после президентских выборов 1957 год показал, что кроме Демократической партии у Ли Сынмана появился новый серьезный противник — Партия прогресса, лидер которой — Чо Бонам получил достаточно сильную поддержку на предшествующих президентских выборах. В ее Программе, ставившей своей целью как процветание национального капитала, так и улучшение жизни кре­стьян, рабочих и деятелей культуры, в качестве важнейшей задачи выделялась борьба против коммунистической диктатуры и «диктату­ры капиталистов и гнилых элементов», т. е. Ли Сынмана.

В начале 1958 г. Ли Сынман предпринял ряд шагов для того, что­бы силой расправиться с возможными будущими конкурентами. В се­редине января 1958 г. были арестованы Чо Бонам и ряд руководящих работников Партии прогресса. Их обвинили в шпионаже в пользу КНДР, а также в поддержке антигосударственных северокорейских предложений по мирному объединению страны. Трудно сказать, на­сколько справедливыми были выдвинутые обвинения, однако биогра­фия Чо Бонама давала хороший повод для того, чтобы с легкостью расправиться с ним. В 1925 г. он входил в число руководителей Корей­ской коммунистической партии, а затем в течение двух лет обучался в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока. 25 1 февраля 1958 г. Партии прогресса было отказано в продлении реги­страции, и она прекратила дальнейшее существование.

Тем не менее парламентские выборы (четвертые по счету), про­веденные 2 мая 1958 г., еще больше пошатнули власть Либеральной партии и Ли Сынмана. В принципе, Либеральная партия, получив­шая 126 мест в парламенте, составляла большинство. Кандидаты от Демократической партии смогли получить 79 мест, от Партии един­ства (Тхонилъдан) — 1 место и беспартийные — 27. Однако итоги вы­боров показали, что в большей части городов правящая Либеральная партия больше не имела поддержки. Например, в Сеуле из 16 избира­тельных округов в 14 победу одержали кандидаты от оппозиционной Демократической партии.

Таким образом, новые президентские выборы, намеченные на 1960 г., несмотря на все предпринимаемые меры, могли закончить­ся поражением Ли Сынмана, не желавшего оставлять президент­ский пост. Правящие круги не имели другого выхода, кроме как про­должать репрессивную политику, направленную против оппозиции. Именно поэтому в апреле 1959 г. была закрыта наиболее оппозици­онно настроенная газета «Кёнхян синмун» («Столичная и провинци­альная газета»), обвиненная в публикации серии статей, «неверно» излагавших факты из политической жизни Южной Кореи того вре­мени.

Однако к 1959 г. недовольство Ли Сынманом и его политикой стало приобретать все большие масштабы. Если в 1956-1958 гг. число круп­ных антиправительственных выступлений трудящихся находилось на уровне 32-45 в год, то в 1959 г. оно достигло 95 выступлений.

К этому времени у южнокорейского народа было достаточно при­чин для того, чтобы быть недовольным политикой властей. Не вызы­вала особого оптимизма идея повторного «похода на Север».

Однако наибольшее неприятие у народа вызывала политика Ли Сынмана в сфере экономики, которая получила название «эко­номики [основанной на] помощи» (вончжо кёнчже), поскольку она строилась главным образом на помощи со стороны США. Многие из тех, кто в годы Корейской войны перешел на Юг, раскаивались в сво­ем поступке и завидовали тем, кто остался на Севере, успешно и в короткие сроки восстановившем народное хозяйство.

Несмотря на то что правительство Ли Сынмана объявило своей це­лью восстановление разрушенной экономики, американская помощь Южной Корее мало способствовала поставленным задачам. Плано­мерную экономическую помощь Республике Корея от имени США или ООН оказывали шесть различных фондов и организаций, неко­торые из них были созданы специально для работы в Южной Корее.

Всего за период с 1945 по 1961 г. США оказали помощь на сумму в 3 млрд 137 млн долларов. В период после Корейской войны ежегод­ная сумма американских поставок колебалась в пределах 200-300 млн долларов в год с пиком в 1957 г. — 380 млн. Помощь оказывалась главным образом в виде поставок сырья или полуфабрикатов для ко­рейских предприятий (42%) или в форме прямых продовольственных поставок (25%). Большая доля американской помощи шла на под­держание и развитие южнокорейской армии. Экспорт американско­го капитала не превысил 9%, а техники — 5% от всех сумм поставок. Действительно, слаборазвитая и политически нестабильная Корея не могла быть привлекательной для иностранного капитала.

Поставки американского продовольствия в Корею были необхо­димы самим США, поскольку позволяли избавиться от избыточно­го продукта и тем самым держать под контролем собственный ры­нок продовольствия. Для Южной Кореи поставки продовольствия — пшеницы, кукурузы, ячменя, риса — с одной стороны, облегчили бед­ственное положение населения, особенно в первые годы после окон­чания Корейской войны, а с другой — впоследствии стали тормозом в развитии собственного сельского хозяйства, привели к ухудшению положения южнокорейского крестьянства.

В то же время само правительство Ли Сынмана избрало неверный курс экономического развития страны, посчитав, что для восстанов­ления экономики следует развивать прежде всего легкую промыш­ленность, в которой приоритет отдавался так называемым «трем бе­лым промышленным производствам» (самбэк коноп), т.е. мукомольной, сахарной промышленности и производству хлопчатобумажных тканей. Поставляемое из США дешевое сырье для «трех белых про­мышленных производств» позволило на первых порах получать вла­дельцам предприятий огромные прибыли.

Следует отметить, что в 1950-е годы, несмотря на общее тяже­лое экономическое положение, все же происходил процесс накопле­ния национального капитала и создания крупных концернов, которые впоследствии стали основой стремительного экономического развития Южной Кореи.

Как известно, существует два основных способа накопления капи­тала: приобретение нового капитала на основе предпринимательской деятельности и концентрация капитала на основе его перераспределе­ния. Для Южной Кореи, пережившей японскую колонизацию и Ко­рейскую войну, первый способ накопления капитала был неактуаль­ным. Перераспределение капитала в условиях Южной Кореи происхо­дило в рамках следующих основных направлений: 1) внеконкурентное размещение лицензий на импорт, 2) установление государством деше­вых цен на приобретение прежней японской собственности, 3) выборочное (с известными привилегиями со стороны государства) разме­щение фондов и материалов, поступавших по линии экономической помощи, 4) привилегированный доступ к дешевым банковским зай­мам, 5) внеконкурентное предоставление контрактов с государством и командованием размещенных в Корее войск США[4].

Поэтому экономические привилегии, или, иными словами, возмож­ность развития своих производств в условиях диктатуры Ли Сынмана, могли получать только те предприниматели, которые поддержива­ли правительство Ли Сынмана или даже были членами правящей Ли­беральной партии. Таким образом, уже с первых лет существования Республики Корея стал складываться тесный союз между органами государственной власти и капиталом.

При этом южнокорейское капиталистическое производство пошло по пути создания крупных семейных финансово-промышленных кор­пораций, получивших название чэболъ, что дословно означает «род [владеющий] богатствами». Во многом этот путь являлся повторени­ем японского, с его аналогичными финансово-промышленными кор­порациями дзайбацу[5]. По состоянию на 1960 г. ведущей считалась корпорация «Самсунг»[6], история которой началась еще в 1935 г. В нее входило 19 компаний, крупнейшие из которых занимались перера­боткой сахара, выпуском автомобильных шин, удобрений, цемента и т. п. Корпорация «Лакки» (впоследствии вошедшая в хорошо извест­ную в России группу «Эл Джи») находилась на пятом месте в списке крупнейших чэболъ и уже тогда занималась торговлей полупроводни­ками и химическим производством. В списке чэболъ, в то время еще не занимая ведущих позиций, были представлены корпорации «Хёндэ» и «Голд Стар» (Кымсон).

И тем не менее к началу 1960 г. экономическая ситуация в стране продолжала оставаться очень тяжелой. Дефицит внешнеторгового ба­ланса достиг уровня в 310 млн долларов, ежегодный уровень инфля­ции превышал 20%, число безработных составляло порядка 40% тру­доспособного населения, росла преступность. Ли Сынман, будучи не в состоянии проводить политику, способную улучшить ситуацию в стране, готовился к очередным, четвертым по счету, президентским выборам.

 

§ 2. «Апрельская революция» и Вторая Республика

 

Изначально выборы планировалось провести в мае 1960 г. Однако, воспользовавшись тем, что главный противник Ли Сынмана на выбо­рах кандидат от Демократической партии Чо Бёнок (1894-1960) был вынужден отправиться на лечение в США, выборы были перенесены на два месяца вперед и назначены на 15 марта 1960 г. Чо Бёнок, из­вестный участник движения за независимость, один из лидеров «Об­щества обновления» (Сииганхве) и студенческого антияпонского со­противления в Кванчжу 1929 г., проживавший долгое время в США, стал противником политики Ли Сынмана с первого года Корейской войны. Однако 15 февраля 1960 г. Чо Бёнок скоропостижно скончался в американском военном госпитале им. Уолтера Рида в Вашингтоне, и Ли Сынман снова оказался единственным кандидатом на пост пре­зидента.

Однако и это случайное стечение обстоятельств не давало Ли Сын-ману уверенности в победе. В то время ему уже исполнилось 85 лет. Он поручил Чхве Ингю, тогдашнему министру внутренних дел, разра­ботать детальный план «обеспечения победы» на выборах, в который входило использование таких методов, как предварительное голосова­ние, подмена урн с избирательными бюллетенями, сообщение заведо­мо ложных итогов подсчета голосов, недопущение на избирательные участки наблюдателей от Демократической партии, отправка поли­ции в районы наибольшего влияния оппозиции, запугивание и угрозы в адрес представителей оппозиционных сил. Последнее можно было делать практически легально на основании дополнений и исправлений к «Закону об охране государства» (Кукка поанбоп), принятых еще 24 декабря 1958 г.

День выборов, 15 марта 1960 г., выдался неспокойным. Население Республики Корея, недовольное политикой Ли Сынмана, знало, что выборы проходят с использованием незаконных методов и средств. В южном портовом городе Масан учащиеся и горожане вышли на де­монстрацию в знак протеста против несправедливых выборов. На ее разгон была отправлена полиция. Демонстранты вступили в рукопаш­ную схватку, начав забрасывать полицейских камнями. В ответ было применено оружие. В результате погибли 7 человек, более 80 были схвачены и подвергнуты пыткам как «сторонники коммунистической партии».

Через два дня, 17 марта 1960 г., были опубликованы официальные итоги выборов. Они были ошеломляющими. Ненавистный Ли Сынман набрал 88,7% голосов, а кандидат от Либеральной партии на пост вице-президента Ли Гибун — также более 80% голосов, тем самым в несколько раз «опередив» Чан Мена, кандидата от Демократической партии (что казалось невозможным, учитывая народные настроения).

Однако «положительные» результаты выборов совсем не означали победы Ли Сынмана. Они лишь еще больше подогрели негодование всего народа Республики Корея, готового в любую минуту выступить на борьбу за демократию и справедливость. В руки сторонников Де­мократической партии попала копия лисынмановского плана фальси­фикации президентских выборов.

Каплей, переполнившей терпение, стало событие, произошедшее в Масане 11 апреля 1960 г. В тот день в портовой бухте города был обнаружен обезображенный труп одного из участников мартовской демонстрации Ким Чжуёля с осколком от слезоточивой гранаты в глазу. Уже к 6 часам вечера перед зданием городской администрации и полицейского управления Масана собралось более 30 тыс. человек. Антиправительственные демонстрации в Масане продолжались в те­чение трех дней и всколыхнули всю страну, став началом события огромной исторической значимости — события, которое в историогра­фии именуют «Апрельская революция», или «Апрельское на­родное сопротивление», а иногда просто — «Апрельское восстание» (советская историография). Понятие «Апрельская революция» вошло в Преамбулу текста Конституции Республики Корея. Именно с собы­тий апреля 1960 г. начинается особый этап истории борьбы за демо­кратию и свободу в Южной Корее.

Через несколько дней после начала апрельских демонстраций в Масане, волна народного движения перекинулась в центр страны, в Сеул. 18 апреля студенты одного из трех крупнейших столичных уни­верситетов — Университета Коре, решили отправиться к зданию На­ционального собрания с тем, чтобы провести перед ним демонстрацию с требованиями расследования инцидентов в Масане, запрета полиции входить на территорию учебных заведений и др. Следует отметить, что площадь перед зданием Национального собрания вплоть до на­ших дней является в известном смысле «традиционной» для проведе­ния различных демонстраций. Поэтому 3 тыс. человек студентов без особых происшествий смогли провести запланированную акцию. На обратном пути в университетский кампус на колонны демонстрантов в центре города напало около 50-60 человек молодчиков, вооруженных металлическими цепями, молотками, заступами, которые принялись избивать студентов. Один человек погиб, более 50-получили ранения.

Это событие всколыхнуло всех студентов и патриотически настро­енных горожан Сеула. Многочисленные антиправительственные демонстрации, проведение которых планировалось на более поздние сроки, были назначены на следующий день, 19 апреля 1960 г. К часу дня 19 апреля на улицы Сеула вышло около 100 тыс. человек. Часть студентов, все еще веря в порядочность Ли Сынмана, заслуженного борца за независимость страны, попытались добиться встречи с ним в президентском дворце «Кёнмудэ». Однако полиция не стала слу­шать требования студентов и вступила в уличные бои с демонстранта­ми. Появились первые убитые и раненые. Тогда разгневанные демон­странты под лозунгами, призывавшими отменить результаты мартов­ских президентских выборов и свергнуть диктатуру Ли Сынмана, на­пали на редакцию пролисынмановской газеты «Соулъ синмун» («Се­ульская газета»), штаб-квартиру Либеральной партии, дом вице-пре­зидента Ли Гибуна. В 3 часа дня в Сеуле было введено чрезвычайное положение. В тот же день чрезвычайное положение было объявлено и в других крупнейших городах Южной Кореи — Пусане, Тэгу, Кванчжу, Тэчжоне. В день 19 апреля, получивший впоследствии название «кровавого вторника», во время разгона антиправительственных де­монстраций в стране погибло 186 человек и 6026 человек получили ранения. Только в Сеуле число погибших превысило 100 человек.

После событий 19 апреля США стали оказывать давление на Ли Сынмана с требованием провести соответствующее расследование ин­цидентов, разрешить издание оппозиционной газеты «Кёнхян син­мун», смягчить пресловутый «Закон об охране государства».

25 апреля 1960 г. на улицы Сеула вышли преподаватели 27 высших учебных заведений столицы, предварительно собравшихся в кампусе Сеульского государственного университета, находившегося в то время недалеко от центра города. Они требовали расследования кровавых событий 19 апреля, отмены результатов мартовских президентских выборов. К преподавателям присоединились студенты и горожане. На следующий день, 26 апреля, волна демонстраций вспыхнула с новой силой.

26 апреля 1960 г. стало поворотным днем в событиях Апрельской революции. На экстренном заседании Национального собрания Рес­публики Корея была принята резолюция, требовавшая отставки Ли Сынмана и объявлявшая недействительными результаты мартовских президентских выборов. В тот же день посол США в Республике Ко­рея также выступил с официальным заявлением, осуждавшим лисы-нмановское правительство. Ли Сынман заявил о том, что готов отка­заться от власти, «если народ того потребует».

27 апреля министр иностранных дел Хо Чжон (1896-1988) объявил о том, что возлагает на себя функции главы временного переходного правительства. Ли Сынман фактически потерял свою власть. Южно­корейская армия и полиция не спешили подчиняться его приказам, направленным на подавление народного движения.

В подобной безвыходной для правящей группировки обстановке 28 апреля трагически погиб вместе со всей своей семьей вице-президент Ли Гибун. Узнав об этом, Ли Сынман принял решение тайно поки­нуть страну, что незамедлительно и сделал 29 апреля[7] 1960 г. при помощи американского военного командования. Остаток своих дней, вплоть до 1965 г., он провел на Гавайских островах, хорошо знакомых по годам антияпонского сопротивления. Так закончилась власть пер­вого президента Республики Корея, история южнокорейской Первой Республики.

До августа 1960 г. исполнительная власть находилась в руках пе­реходного кабинета министров во главе с Хо Чжоном.

15 июня 1960 г. корейский парламент, пока в прежнем «лисынмановском» составе, принял очередные поправки к Конституции стра­ны, согласно которым учреждался двухпалатный парламент, власть в стране сосредоточивалась в руках кабинета министров и его главы, учреждался конституционный суд, вводилась выборность местных ор­ганов власти и многое другое, направленное на то, чтобы никакая диктатура не могла возникнуть снова.

Согласно новой Конституции 29 июля 1960 г. были проведены вы­боры в новый двухпалатный парламент, на которых победила Демо­кратическая партия, получившая 175 из 233 мест в нижней палате и 31 из 58 мест в верхней палате. Правда, и на этих выборах не обошлось без подтасовок. В 13 избирательных округах выборы были признаны недействительными (в советской литературе писалось о манипуляци­ях победившей Демократической партии). И тем не менее выборы были самыми свободными из всех тех, какие знала Республика Ко­рея. Вновь избранный парламент выдвинул 12 августа 1960 г. на пост президента страны (теперь уже во многом номинальный) Юн Босона (1897-1990), являвшегося в годы колонизации Кореи членом Времен­ного правительства Республики Корея, а после освобождения страны не раз избиравшегося в южнокорейский парламент. В качестве пре­мьер-министра, в руках которого сосредоточилась реальная власть, парламент утвердил 18 августа лидера Демократической партии Чан Мена.

1 октября 1960 г. была провозглашена так называемая Вторая Республика. Однако новые конституционные реформы и приход к власти некогда оппозиционной Демократической партии не привели Южную Корею к периоду расцвета. Во-первых, практически сразу по­сле успешного завершения Апрельской революции Демократическая партия разделилась на две фракции — «новую», во главе с Чан Мёном, и «старую», под руководством Ким Доёна, который возглавил фракцию, после того как прежний лидер группировки Юн Босон был выдвинут на пост президента страны. Для того чтобы полностью от­межеваться от «старой» Демократической партии, сторонники «ста­рой группировки» объявили 18 октября 1960 г. о создании собствен­ной «Новой демократической партии» (Синминдан). Таким образом, Демократическая партия пришла к власти ослабленной, а в южноко­рейском обществе начался период разброда и хаоса.

Ликвидация старой «капиталистической диктатуры» Ли Сынмана подтолкнула общественность к поиску новых путей развития Южной Кореи. В период Второй Республики стали появляться идеи о том, что, возможно, самым лучшим для Республики Корея мог бы стать некий «средний» путь между капитализмом и социализмом. Тем бо­лее что летом 1960 г. КНДР выдвинула новые инициативы мирного объединения страны, поэтому известная «подстройка» под социали­стические реалии могла бы помочь процессу скорейшего объединения Корейского полуострова.

Действительно, после Апрельской революции в Республике Ко­рея появилось множество новых политических партий, ратовавших за плановую экономику и даже за социализм. Так, 21 мая 1960 г. была образована Корейская социальная[8] партия (Хангук сахведан), а 17 июня 1960 г. — Социальная народная партия (Сахве минчжундан). В программе последней говорилось об объединении Кореи через всеоб­щие выборы, которые должны были пройти под наблюдением ООН, а также о необходимости перехода к плановой экономике. В программе Социальной партии объединения, созданной 21 января 1961 г., даже звучала идея о «демократическом социализме».

Со второй половины 1960 г. также начало нарастать движение за мирное самостоятельное (без вмешательства США и других внешних сил) объединение страны. В сентябре 1960 г. был образован так на­зываемый «Центральный комитет по самостоятельному объединению нации» (Минчжок чачжу тхонилъ чунан вивонхве), в октябре 1960 г. при Сеульском государственном университете — «Лига объединения нации» (Минчжок тхонилъ ёнмэн), в феврале 1961 г.— «Всеобщая лига движения за объединение родины через [ее] становление ней­тральным [государством]» (Чуннипхва чогук тхонилъ ундон чхонъ-ёнмэн). Все они ратовали за развитие контактов с Севером, за вывод из Кореи американских войск.

Несмотря на то, что правительство Чан Мена было более демокра­тическим, чем лисынмановское, в Южной Корее по-прежнему находились американские войска и страна зависела от американской по­мощи. Для подтверждения южнокорейско-американских отношений в новых условиях 8 февраля 1961 г. было подписано корейско-амери­канское экономическое соглашение, позволявшее американской адми­нистрации вмешиваться в дела Республики Корея. Это соглашение, не отвечавшее желаниям корейского народа освободиться от влия­ния извне и добиться самостоятельного объединения родины, вызвало широкий народный протест. Для его подавления, а также для того, чтобы умерить желание граждан Республики Корея расширять кон­такты с Севером, в марте 1961 г. правительство Чан Мена приняло «Временный чрезвычайный антикоммунистический закон» и «Закон о контроле над демонстрациями». Принятие этих актов вызвало ши­рокое движение протеста и народные волнения, которые начались 22 марта 1961 г. с выступления «Комитета совместной борьбы против двух жестоких законов».

Таким образом, новое правительство Демократической партии Чан Мена не смогло удовлетворить ни политических, ни экономиче­ских чаяний южнокорейского народа (несмотря на обсуждение воз­можности введения элементов планирования экономики, начатое в марте 1961 г.). Невысокий уровень экономического развития и низкий уровень жизни большинства населения Республики Корея объективно не давали возможности использовать все преимущества демократии, а лишь усугубляли и без того тяжелое положение. Стране требовалась жесткая, сильная патриотическая власть, способная отстоять нацио­нальные интересы.



[1] С 1950 до 1961 г. верховный орган власти Республики Корея назывался Вер­ховной народной палатой (Тэмин ыйвон). Однако в настоящей книге для удоб­ства изложения материала он именуется Национальным собранием — по названию, принятому с 1948 по 1950 г. и впоследствии, с 1961 г. Подобному «упрощению» названия корейского парламента следует и южнокорейская историография.

[2] Наиболее важные выдержки из документов, освещающих историю Республи­ки Корея в 1945-1990 гг., удачно представлены в южнокорейском сборнике мате­риалов «Хангук хёндэса каный (Лекции по новейшей истории Кореи)» (Сост. Ким Инголь и др. Сеул, 1998), а также в сборнике «Сарёро понын 20 сеги Хангукса (История Кореи XX века, представленная в исторических материалах)» (Сост. Ким Самун. Сеул, 1997).

[3] Современная южнокорейская историография оценивает принятие второй группы поправок к Конституции страны как незаконное, поскольку для дости­жения полных 2/3 голосов было необходимо, чтобы за поправки проголосовало 136 человек.

[4] Об экономическом развитии Южной Кореи см.: Шипаев В. И. 1) Япония и Южная Корея (помощь развитию и ее последствия). М., 1981; 2) Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М., 1986 и др. Из западных работ одним из наиболее часто цитируемых является сочинение: Jones L. Р., Sakong Il. Соvernment, Вusiness аnd Еnterpreneurship in Economic Development. Тhе Коrеа Саsе. Саmbridge, 1980. Среди южнокорейских изданий в известном смысле классическим стало сочинение Ким Сонсу «Хангук кёнчже-ый ихэ (Понимание корейской экономики)» (Сеул, 1992).

[5] Дзайбацу — японское прочтение тех же самых иероглифов, которыми записы­вается корейское слово чэболъ.

[6] «Самсунг» — не совсем точная, но устоявшаяся в российских СМИ форма передачи названия концерна «Самсон».

[7] В исторической литературе встречается также указание на то, что Ли Сынман покинул Корею в мае 1960 г.

[8] Слово «социальная» (сахве) в названиях партий имеет двусмысленное значе­ние, нередко связанное с понятием «социализм» (сахвечжуый).

Сайт управляется системой uCoz