Глава
5. ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ,
ИЛИ
«РЕВОЛЮЦИЯ» ПАК ЧОНХИ.
ОБРАЗОВАНИЕ
ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ
В начале 1960-х годов на политической арене Южной Кореи появилась новая сила. Она вывела страну из бедности и обеспечила ее экономическое процветание, которое в свою очередь стало основой для расширения демократических прав и свобод в конце 1980-х годов. Конечно же, так называемой демократии западного образца в Южной Корее с ее традиционной культурой, базирующейся на строго регламентированных отношениях между младшими и старшими[1], не было и, наверное, не будет никогда, во всяком случае до тех пор, пока эти традиции будут сохраняться.
События
весны
В советской историографии власть Пак Чонхи называли «военной хунтой», которая пришла к власти с помощью «государственного переворота». В новейшей российской историографии заметны тенденции более положительной оценки исторической роли Пак Чонхи. Между тем попытки акцентировать внимание только на позитивных (объективно) моментах власти военных в Южной Корее 1960-1970-х годов также не могут представить достаточно полной картины событий тех лет.
§
1. Приход к власти Пак Чонхи
В феврале
Однако события Апрельской революции опередили замыслы военных. Какое-то время им казалось, что наконец-то Южная Корея начнет выходить из кризиса. Но правление развалившейся от фракционной борьбы Демократической партии, которая пошла по пути установления диктатуры[2] для того, чтобы подавить чересчур активные выступления народа Южной Кореи, желавшего скорейшего воссоединения с более развитым в то время Севером, оказалось неэффективным. Страна была ввергнута в еще больший хаос, чем до свержения Ли Сынмана.
В
то же время Апрельская революция,
продемонстрировавшая
принципиальную возможность
насильственной смены власти в Корее,
придала заговорщикам большую
уверенность в своих силах. На 19
апреля
Главнокомандующему сухопутными войсками генералу Чан Доёну, поначалу не поддержавшему заговорщиков, также стало известно о готовившемся перевороте. Но низшие офицеры, которым был передан приказ арестовать мятежников, не подчинились и сумели убедить генерала перейти на сторону военных-реформаторов.
В ночь с 15 на 16 мая руководители государственного переворота, командовавшие 1-й бригадой морской пехоты, 23-й пехотной дивизией, парашютистами и другими подразделениями, собрались вместе и отдали приказ о начале операции. В 3 часа ночи мятежные войска подошли к Сеулу и, встретив лишь небольшое сопротивление, к 4 часам утра захватили помещения центральных органов власти, главпочтамт, основные радиостанции, издательства. В 5 часов утра в эфир вышла первая радиопередача с заявлением из шести пунктов, оповещавшая граждан страны о свершившемся государственном перевороте и его целях. В заявлении говорилось о том, что военные, захватив всю полноту власти, образовали Военно-революционный комитет (ВРК; Кунса хёнмён вивонхве) для того, чтобы взять власть у беспомощного правительства и преодолеть кризис, постигший страну. ВРК возглавил начальник штаба сухопутных войск Чан Доён, а его заместителем стал Пак Чонхи, вдохновитель и организатор переворота. Главной задачей новой власти объявлялась борьба с коммунизмом при одновременном соблюдении всех принципов ООН. ВРК информировал «патриотических граждан» страны о том, что в Республике Корея будет возрождена независимая экономика, которая позволит стране «говорить на равных с коммунизмом» (т. е. с Северной Кореей) и на этой паритетной основе искать пути объединения страны. В заявлении также подчеркивалось, что при первой же возможности военные готовы передать власть политикам.
16 мая в 9 часов утра от имени ВРК по всей стране было объявлено чрезвычайное положение, а в 7 часов вечера распространено сообщение о том, что в ближайшем будущем премьер-министр Чан Мен передаст всю полноту власти ВРК.
Через два дня после военного переворота, 18 мая, на заседании кабинета министров Чан Мен официально объявил о передаче власти военным и о своей отставке. В тот же день ВРК был переименован в Высший совет государственной реконструкции (ВСГР; Кукка чэгон чхвего хвеый). Обе палаты Национального собрания были распущены. В стране запрещалась всякая политическая деятельность.
Главнокомандующий силами ООН в Корее генерал Макгрудер поначалу выступил с формальным «осуждением» переворота, однако вскоре, 20 мая[3], США признали новую военную власть. Во-первых, сам президент Республики Корея Юн Босон отдал приказ всем вооруженным силам страны не оказывать сопротивления ВРК, пояснив свои действия словами: «Случилось то, чего нельзя было избежать», тем самым поддержав военный переворот. Во-вторых, в заявлении ВРК первое место отводилось борьбе с коммунизмом, что было важнейшей внешнеполитической задачей США в то время. И тем не менее, поддерживая государственный переворот в принципе, США предъявили требование, чтобы военное правление как можно скорее было заменено на гражданское.
Однако
Пак Чонхи, постепенно
концентрировавший всю полноту
власти в своих руках, не торопился
передавать ее гражданским политикам.
6 июня
Тем
не менее, ощущая постоянное
давление США, а также исполняя
пункт 2 Заявления ВРК от 16 мая о
соблюдении принципов ООН, уже в
августе
В
это время, несмотря на довольно
жесткие способы правления ВСГР, все
еще действовала политическая
оппозиция в лице Либеральной,
Демократической, Новой
демократической партий. Поэтому 16
марта
Таким
образом, «расчистив» общество от
нежелательных представителей
оппозиции, Пак Чонхи мог приступать
к более решительным шагам для
перехода к обещанному «гражданскому»
правлению. Для этого следовало
провести новые президентские
выборы, тем более что 22 марта
Новая
редакция Конституции была одобрена
на референдуме, проведенном 17
декабря
Однако
не все в Южной Корее приветствовали
появление на политической арене
Пак Чонхи, который на деле не
стремился к скорейшему завершению
военного правления. Совершенно
неожиданно, 16 марта
После
того как в Южной Корее была снова
разрешена политическая
деятельность, оппозиция власти
военных также не замедлила создать
свои собственные партийные
организации. Самой мощной из них
стала образованная 27 января
Новые
президентские выборы были
назначены на 15 октября
Выборы в новый однопалатный парламент, назначенные на 26 ноября, также принесли победу Республиканской партии Пак Чонхи: из 175 мест члены Республиканской партии получили 110. Однако и здесь победа досталась не так просто, поскольку кандидаты от партии Пак Чонхи набрали только 32,4% голосов избирателей. Современная южнокорейская историография объясняет победу Республиканской партии в том числе и большим количеством средств, потраченных на избирательную кампанию.
В
любом случае Пак Чонхи и его партия
одержали в
§
2. Первые достижения Третьей
Республики: восстановление
отношений между Южной Кореей и
Японией
Итак,
с
Наверное,
вряд ли можно осуждать молодого
человека, родившегося тогда, когда
Корея уже в течение длительного
времени была частью Японии, и для
которого подобное положение было в
известной степени нормальным, за
то, что он избрал жизненный путь
офицера японской армии. С другой
стороны, Пак Чонхи был выдающимся,
незаурядным человеком, что
доказывали его успехи в военной
карьере. По-видимому, именно по
этой причине после освобождения
страны Пак Чонхи стал одним из
первых, кто вошел в состав новой
южнокорейской армии и кому было
позволено поступить в
южнокорейскую офицерскую школу.
Закончив ее в
Вместе с тем, еще до избрания президентом Республики Корея, Пак Чонхи начал прилагать усилия для установления отношений с Японией. Его «японское» прошлое не было основной причиной такой политики, хотя хорошее знание Японии помогало ему делать верные шаги.
Установление отношений между Южной Кореей и Японией, которые после окончания второй мировой войны вообще никак не были оформлены, стало объективной необходимостью начала 1960-х годов. Во-первых, Южной Корее требовалось активное экономическое и научно-техническое сотрудничество с ближайшим соседом, Японией, которая развивалась в то время стремительными темпами и, что немаловажно, имела известную культурную схожесть. Во-вторых, сама Япония, оправившаяся от поражения во второй мировой войне и вступившая на путь стремительного экономического развития, начала занимать лидирующее положение в мире по отдельным экономическим показателям и уже нуждалась в экспорте капитала. В-третьих, к этому времени назрела необходимость укрепления военной безопасности в Дальневосточном регионе по линии Южная Корея — Япония и США. И Южная Корея, и Япония, каждая в отдельности, являлись союзницами США, и в обеих странах были расквартированы американские вооруженные силы. Однако отсутствие отношений между этими двумя странами продолжало быть дестабилизирующим фактором. США официально признали власть Пак Чонхи и выразили пожелание, чтобы Южная Корея также пошла на известные уступки в отношениях с Японией.
Еще
в годы президентства Ли Сынмана
Соединенные Штаты Америки
пытались подтолкнуть Южную Корею к
диалогу с Японией. По настоянию США
в 1949 и 1950 гг. имели место попытки
заключения однолетних торговых
договоров между двумя странами.
Корейская война стала решающим
фактором в переговорном процессе: 21
октября
Однако почти сразу корейско-японские переговоры зашли в тупик. Тридцатипятилетняя (а фактически — намного более длительная) колонизация Кореи Японией вылилась во всекорейскую ненависть к Японии и всему японскому — ненависть, не исчезнувшую и к концу XX столетия. Сам Ли Сынман был одним из лидеров антияпонской борьбы. Для того чтобы хоть как-то задержать катастрофическое падение своей популярности, Ли Сынман в своей политической деятельности постоянно обращался к антияпонским мотивам. Корейско-японское сближение, осуществленное под его собственным руководством, грозило Ли Сынману окончательной потерей поддержки народа. К тому же в отношениях между Республикой Корея и Японией имелся ряд действительно трудноразрешимых вопросов, как, например, разграничение районов преимущественных прав на рыбный промысел.
Поэтому
летом
В
конце 1950-х годов Япония начала идти
на уступки. 15 апреля
В
годы Апрельской революции
переговорный процесс между Кореей
и Японией поначалу зашел в тупик, но
с августа
Приход
к власти военных весной
Одним
из важнейших вопросов,
обсуждавшихся двумя сторонами,
стала проблема японских репараций
за ущерб, причиненный за годы
колонизации Кореи. Поначалу
южнокорейская сторона выдвинула
шесть основных позиций, по которым
должны были бы выплачиваться
репарации, и определила их сумму в
размере 800 млн долларов[7]. Японская сторона
отказывалась выплатить Южной Корее
больше, чем 700 млн долларов. Для
решения спорного вопроса был
найден следующий выход,
закрепленный в «Меморандуме Кима [Чжонпхиля]
— Охира [Масаёси]», который был
подписан 12 ноября
Достигнув
соглашения с японской стороной по
всем основным пунктам, в начале
Планы
правительства Пак Чонхи вызвали
массовые протесты студенчества,
рядового населения и
представителей оппозиционных партий.
Во-первых, народ Южной Кореи, в
принципе, не желал спешить с
установлением отношений с Японией,
поскольку ее экономическое
возрождение вызывало опасения
относительно японских планов в Восточной
Азии, которые казались
возрождением прежнего японского
империализма. Во-вторых, слишком
велики были уступки Кореи японской
стороне, в частности в вопросе о
репарациях. В-третьих, нигде не
говорилось о том, что в будущем
договоре японская сторона принесет
официальные извинения Корее за
злодеяния периода японской
колонизации. В-четвертых, оппозиция
считала, что заключение подобного
договора только с Южной Кореей лишь
усугубит раскол страны на две части
и станет помехой процессу
объединения.
24
марта
Однако
в конце
Завершающий
тур переговоров начался в декабре
Окончательный
вариант «Договора об основных
отношениях между Республикой
Корея и Японией» был подписан 22
июня
«Корейско-японский
основной договор» (Хан-илъ кибон
чояк; таково краткое название
указанного документа) состоял из
семи статей, в которых говорилось о
том, что с момента его подписания
между двумя странами
устанавливаются полноправные
дипломатические отношения (ст. 1) и
отменяется «Договор о соединении
Кореи и Японии» от 22 августа
Одновременно с «Корейско-японским основным договором» были подписаны четыре специальных соглашения и ряд документов. Соглашения касались вопросов корейских соотечественников, постоянно проживающих в Японии, рыболовства, выплаты репараций и экономического сотрудничества, вопросов перемещенных предметов культурного достояния двух стран и сотрудничества в сфере культуры.
Несмотря
на отрицательное отношение к
заключению Корейско-японского
договора
Если
Соединенные Штаты Америки
передавали Южной Корее средства
для закупки и потребления
продукции американской промышленности
и сельского хозяйства, то Япония
вкладывала деньги в развитие южнокорейской
промышленности, главным образом в
обрабатывающие и «производящие» (химическая,
металлургическая и т. п.) отрасли.
Например, почти 120 млн долларов
японской помощи было вложено в
крупнейший сталелитейный комбинат
Республики Корея— «Поско» (РоЬап§
8Ъее1 Сотрапу — РО8СО). Японская помощь
оказывалась планомерно, в рамках
соответствующих японских
правительственных программ,
проходивших под лозунгом «Азия для
азиатов» и при участии научно-исследовательских
учреждений, таких, например, как
Институт экономики стран Азии (с
Понятно, что японская помощь Южной Корее оказывалась далеко не из альтруистических побуждений. «Безвозмездная» помощь, размеры которой выражаются в долларовом эквиваленте, нередко предоставлялась в виде японских товаров, материалов или комплектующих для совместных корейско-японских производств. Коммерческие займы также давались для того, чтобы способствовать экспорту в Корею японских товаров, материалов и технологий.
И тем не
менее установление отношений между
Японией и Южной Кореей было
значительным достижением
правительства Пак Чонхи.
В первые пять лет после подписания Договора (1965-1970) южнокорейско-японские отношения развивались по нарастающей и способствовали реализации планов Пак Чонхи по строительству новой экономики Южной Кореи.
Для того чтобы заставить народ Южной Кореи следовать по избранному для него пути, Пак Чонхи приходилось время от времени прибегать к силе. От этого его собственная власть нередко находилась под угрозой падения.
[1] О категориях «младший» и «старший» в традиционной корейской культуре см.: Никитина М. И. Миф о женщине-солнце и ее родителях и его спутники в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран. СПб., 2001; Курбанов С. О. Конфуцианский классический «Канон сыновей почтительности» в корейской трактовке. Корейской восприятие универсальной категории «почтительности к родителям». СПб., 2007.
[2] Власть Демократической партии в период Второй Республики определяется как «диктаторская» и в самой южнокорейской историографии.
[3] В исторической литературе встречается также указание на 26 мая.
[4] В исторической литературе встречается также утверждение о том, что у Пак Чонхи было японское имя Минору Окамото.
[5] Ли Сану. Пак
чонкквон 18 нён. Кы кволлёг-ый нэмак (18
лет власти Пак [Чонхи]. Ее
внутренние мотивы). Сеул, 1986. С. 95-97.
[6] «Линия мира» —
установленная Ли Сынманом граница
внутренних вод Кореи,
расположенная на расстоянии 56
морских миль (
[7] Не следует забывать, что стоимость доллара США в начале 1960-х годов была значительно выше, чем на рубеже ХХ-ХХI столетий.
[8] Подробнее см: Воронцов А. В. «Треугольник» США — Япония — Южная Корея. М., 1991.
[9] Подробнее см.: Шипаев В. И. Япония и Южная Корея («помощь развитию» и ее последствия). М., 1981.