Глава 6. ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКИ:

ЮЖНАЯ КОРЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ

«ДИКТАТОРСКОГО РЕЖИМА» ПАК ЧОНХИ.

ХРОНИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

 

Период Третьей и Четвертой Республик в Южной Корее — это вре­мя президентства Пак Чонхи, время, в которое формировались ос­новы экономического роста страны. Именно в 18-летнем правлении Пак Чонхи заложен «секрет» «корейского чуда». Одной из его состав­ляющих была экономическая и научно-техническая помощь Японии. Другим важнейшим моментом стали особенности корейской культуры (в широком смысле слова), в рамках которой было возможно моби­лизовать народные массы для решения общегосударственных задач. Внутренняя и внешняя политика Пак Чонхи, сумевшая использовать эти особенности культуры, стала третьей составляющей интенсивного развития Республики Корея.

Экономической политике Пак Чонхи будет посвящена следующая глава, а пока обратимся к хронике основных событий, связанных с историей Третьей и Четвертой Республик.

 

§ 1. Диктатура и демократия в Третьей Республике

 

Одним из условий дальнейшей поддержки власти Пак Чонхи и оказания Южной Корее разносторонней помощи со стороны Соеди­ненных Штатов Америки, которые имели военные базы на Корейском полуострове и контролировали военные операции южнокорейских во­оруженных сил, было участие Республики Корея в будущей Вьетнам­ской войне. Впервые этот вопрос обсуждался во время вашингтонской встречи Пак Чонхи с президентом США Дж. Кеннеди. Для создания юридической основы будущего участия Южной Кореи во Вьетнам­ской войне в октябре 1964 г. был заключен договор об установле­нии дипломатических отношений с Южным Вьетнамом. В феврале 1965 г. во Вьетнам были отправлены первые 2 тыс. человек южно­корейских «добровольцев» для службы в тылу, которые не являлись военнослужащими регулярной армии. Одновременно США обещали оказать Южной Корее безвозмездную экономическую помощь в раз­мере 150 млн долларов. С 1965 г. в Южную Корею стали поставлять­ся американские сверхзвуковые истребители «Ф-5». В мае 1965 г. Пак Чонхи совершил очередной визит в США для того, чтобы обсудить с президентом Л.Джонсоном вопросы совместных действий корейских и американских войск во Вьетнаме.

Для отправки регулярной южнокорейской армии во Вьетнам тре­бовалось принятие соответствующего решения на уровне парламента. Всю первую половину 1965 г. в Национальном собрании Республики Корея по этому поводу велись жаркие дебаты. В целях недопущения участия Южной Кореи во Вьетнамской войне и активизации борьбы против заключения корейско-японского договора оппозиция решила объединить свои силы, образовав 14 июня 1965 г. единую Народную партию (Минчжундан). Однако уже в июле 1965 г., до принятия со­ответствующего решения, во Вьетнам было отправлено 20 тыс. пехо­тинцев (включая подразделение морской пехоты).

Борьба оппозиции в парламенте против участия Южной Кореи во Вьетнамской войне оказалась неэффективной. После ратификации корейско-японского договора 14 августа 1965 г., члены парламента от оппозиционной Народной партии покинули зал заседаний в знак про­теста, и многие подали заявление о прекращении своей депутатской деятельности. В результате в августе 1965 г. при участии практически лишь депутатов от правящей Республиканской партии было принято решение об отправке регулярных войск во Вьетнам.

В марте 1966 г. из США пришел запрос об отправке во Вьетнам очередной группы южнокорейских солдат численностью в 20 тыс. че­ловек. Тогда же, 7 марта 1966 г., посол США в Республике Корея В. Г. Браун передал южнокорейскому правительству Меморандум, со­стоявший из 14 статей, в котором от имени правительства США сооб­щалось, что оно одобряет решение Южной Кореи об отправке войск в ответ на просьбу о помощи со стороны Республики Вьетнам и бе­рет на себя все расходы, связанные с деятельностью южнокорейских войск во Вьетнаме, обязуется оказать обозначенную в Меморандуме военно-экономическую помощь.

Южнокорейские войска находились во Вьетнаме вплоть до 1973 г., и их общее число составило около 55 тыс. человек[1]. В то же вре­мя за период с 1963 по 1970 г. в Южном Вьетнаме работало более 24 тыс. южнокорейских рабочих. За годы Вьетнамской войны США действительно оказали Республике Корея огромную военную и эконо­мическую помощь. В исторической литературе встречаются различ­ные цифры. Например, за период с 1966 по 1970 г. говорят о помощи в 625 млн долларов или даже в 1,7 млрд. Несмотря на различие в источниках информации и способах подсчета, все исследователи схо­дятся в одном: помощь, предоставленная Южной Корее со стороны США за участие во Вьетнамской войне, была значительной и оказала известное положительное воздействие на общий ход экономических реформ в стране.

Другим последствием участия южнокорейских войск во Вьетнам­ской войне стало нарастание внутренней политической нестабильно­сти. После провала попыток оппозиции помешать заключению корейско-японского договора и принятию решения об участии во Вьетнам­ской войне, единая оппозиционная Народная партия раскололась, и 30 марта 1966 г. ряд ее членов во главе с экс-президентом Юн Босоном образовали Новую корейскую партию (Синхандан), решение о создании которой было принято еще в феврале месяце.

Приближавшиеся майские президентские выборы 1967 г. вновь сплотили политическую оппозицию в ее попытках объединиться и сменить власть Пак Чонхи мирным путем. Объединение произошло 7 февраля 1967 г. под крылом Новой корейской партии путем ее слия­ния с остатками Народной партии и рядом других. Вновь образованная партия получила название Новой народной партии (Синминдан). В Декларации партии, опубликованной в день ее образования, гово­рилось, что ее основными задачами являются борьба против усиления влияния Японии, против коммунизма и против диктатуры.

Таким образом, уже с первых лет власть Пак Чонхи именовалась «диктатурой». Однако была ли Третья Республика диктатурой в пол­ном смысле слова[2]? Действительно, в это время в Республике Корея продолжала существовать оппозиция, которая была довольно актив­ной и с которой правящим кругам во главе с Пак Чонхи приходилось считаться. На протяжении всего периода истории Третьей Республики оппозиция проявляла себя особенно активно во время президентских и парламентских выборов.

Очередные президентские выборы были назначены на 3 мая 1967 г. Кандидатом от Республиканской партии, естественно, выступил Пак Чонхи, а от объединенной Новой народной партии — Юн Босон. Как и в 1963 г., основными соперниками на выборах оставались все те же лица. Однако на этот раз Пак Чонхи удалось добиться значительно большей поддержки населения. Он собрал 51,4% голосов, в то время как Юн Босон получил лишь 41%, т. е. почти на 1 млн голосов меньше. Несмотря на известное негативное отношение, в том числе и в Южной Корее, к фигуре Пак Чонхи, нигде (даже в северокорейской историо­графии) не говорится о том, что президентские выборы 1967 г. были сфальсифицированы. Народ действительно поддержал Пак Чонхи. И одной из главных причин этого стали успехи Первого пятилетнего плана экономического развития (1962-1966). Наибольшую поддерж­ку Пак Чонхи получил на востоке страны, куда шел основной поток инвестиций, в то время как Юн Босон пользовался популярностью в западной части[3]. Таким образом, в первый период президентства Пак Чонхи в стране все же проявлялись отдельные элементы демократии, и власть Пак Чонхи опиралась на известную поддержку населения.

Однако результаты парламентских выборов 8 июня 1967 г. народ Республики Корея воспринял не столь воодушевленно. На этих выбо­рах также победила правящая Республиканская партия, что казалось естественным после предшествовавшей победы Пак Чонхи. Она по­лучила 129 мест, т.е. 2/3 от их общего числа. Второй стала Новая народная партия, депутаты от которой заняли 45 мест. Из неболь­ших политических партий, число которых доходило до десятка, одно-единственное место получила Партия народных масс (Тэчжундан), созданная 9 марта 1967 г. и ставившая своей целью построение «де­мократического социализма». Такое незначительное количество мест, доставшееся представителям «малых партий», а также выявившиеся факты подкупа, угроз и прочих незаконных методов, к которым при­бегали депутаты от Республиканской партии, явились поводом для начала студенческих демонстраций протеста. Первые демонстрации начались 9 июня 1967 г. в крупнейшем сеульском Университете Ёнсе; 13 июня к ним присоединились учащиеся других столичных учебных заведений, а с 15 июня волна демонстраций захлестнула всю Южную Корею и не прекращалась вплоть до начала июля. В дни наиболее массовых выступлений на улицы Сеула выходило до 16 тыс. человек, а по всей стране в демонстрациях протеста против несправедливых выборов приняли участие до 240 тыс. человек. С 4 июля во всех выс­ших учебных заведениях были отменены занятия, и демонстрации прекратились.

Учитывая известную поддержку народа, трудно предположить, что в парламентских выборах 1967 г. отдельные случаи незаконных действий происходили с ведома Пак Чонхи. Наоборот, по итогам рас­следования этих случаев Пак Чонхи исключил из Республиканской партии шесть человек.

Так начался второй срок президентства Пак Чонхи, первые два года которого были относительно спокойными. Вместе с тем именно в это время стали проявлять себя различные подпольные коммунисти­ческие организации. Идеи коммунизма и социализма были в извест­ной степени популярны в Южной Корее, особенно среди студенчества, внимательно следившего за успехами стран социализма, в том числе и КНДР. Власти Северной Кореи иногда пытались помочь своим юж­ным единомышленникам конкретными действиями. Так, 21 января 1968 г. в Сеуле была задержана особая северокорейская вооруженная группа в составе 31 человека, в задачи которой входило нападение на президентский дворец и физическая ликвидация ряда известных юж­нокорейских политиков. В апреле 1968 г. в Сеульском университете было раскрыто так называемое «Читательское общество», занимав­шееся изучением марксистской литературы, а в августе того же го­да ликвидирована подпольная «Революционная партия объединения» просеверокорейской ориентации.

Поэтому за два года до следующих президентских выборов, кото­рые должны были пройти в 1971 г., Пак Чонхи стал более заметно проявлять стремление к продлению собственной единоличной власти в Южной Корее, вероятно, считая, что только он сможет довести на­чатое им дело до конца. Согласно Конституции 1962 г., один человек мог занимать кресло президента Республики Корея только два сро­ка. Таким образом, на следующих президентских выборах Пак Чонхи уже не мог выставлять свою кандидатуру. Для того чтобы «испра­вить» подобное положение, со второй половины 1968 г. Республикан­ская партия стала выступать с заявлениями о том, что изучает во­прос об изменении Конституции страны, рассматривая возможность избрания одного человека на пост президента страны в течение трех раз.

Подобное заявление вызвало в южнокорейском обществе протест, причем не только в рядах оппозиции. Ким Чжонпхиль, до 30 мая 1968 г. возглавлявший правящую Республиканскую партию, планиро­вал выставить свою кандидатуру на пост президента страны.

Активнее всего против внесения поправок в Конституцию высту­пили южнокорейские студенты. Первыми в июне 1968 г. разверну­ли движение за сохранение старой Конституции студенты Сеульско­го университета. В том же месяце к ним присоединились студенты Университета Кемён, расположенного в южном городе Тэгу. Потеря популярности Пак Чонхи в родных юго-восточных провинциях Кен-сан, где его власть даже называли «фашизмом», означала, что для сохранения президентского кресла Пак Чонхи придется идти по пути усиления собственной диктатуры.

Поэтому решение о внесении поправок в Конституцию принима­лось в тайне от оппозиции, 14 сентября 1969 г., в 2 часа ночи в Третьем корпусе Национального собрания, где присутствовало только 122 чле­на проправительственной фракции. Тем не менее, 17 октября 1969 г. Пак Чонхи провел «всенародный референдум» по поправкам к Кон­ституции, в котором приняли участие 77,1% избирателей, и было со­брано 65,1% голосов в поддержку новой редакции. Теперь Пак Чонхи на законных основаниях мог выставлять свою кандидатуру на прези­дентских выборах в очередной раз.

Выборы (7-е по счету) были назначены на 27 апреля 1971 г. Канди­датом от оппозиционной Новой народной партии был выдвинут более молодой, чем Пак Чонхи, профессиональный политик Ким Дэчжун (род. 1925), избиравшийся в Национальное собрание с 1960 г. Пак Чон­хи одержал победу и в этот раз, но с небольшим перевесом в 950 тыс. голосов, набрав 53,2% голосов, в то время как за Ким Дэчжуна про­голосовало 45,3% избирателей. Наибольшую поддержку Пак Чонхи получил в родной провинции Кёнсан, в то время как у Ким Дэчжуна было преимущество в Сеуле, крупных городах, а также в родной про­винции Чолла. В отличие от предшествующих президентских выбо­ров, в этот раз в адрес правящих кругов раздавались упреки в нечест­ности.

Восьмые парламентские выборы, назначенные на 25 мая 1971 г., также оказались неутешительными для правящей Республиканской партии, получившей всего 113 мест. Оппозиции досталось 91 место, из которых 89 — принадлежали Новой народной партии. Учитывая, что для принятия ряда законов требовалось большинство в 2/3 голосов, новый парламент оказывался не таким послушным президенту, как это было раньше.

Президентские и парламентские выборы показали неустойчивость власти Пак Чонхи. В 1971 г. с новой силой начали разворачивать­ся антиправительственные демонстрации, например, августовская де­монстрация жителей Кванчжу[4], города-спутника Сеула.

Для того чтобы сохранить свою власть в условиях постоянного по­вышения благосостояния народа (благодаря им же проведенным ре­формам), которое являлось объективной основой для развития демо­кратии, Пак Чонхи был вынужден прибегнуть к еще большему уже­сточению своего правления.

 

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики

 

В 7 часов вечера 17 октября 1972 г. неожиданно для большинства населения Республики Корея Пак Чонхи выступил со специальным заявлением[5]. В нем говорилось о том, что ситуация, связанная с ба­лансом сил окружавших Корею «великих» держав, теперь измени­лась, и это повлекло за собой угрозу безопасности Кореи. (Действи­тельно, с 1970 г. начались первые контакты между США и Китайской Народной Республикой. В июле 1972 г. президент США Р. Никсон посетил Пекин. Вслед за США Япония также готовилась признать коммунистический Китай. В 1971 г. СССР и США заключили До­говор об ограничении стратегических вооружений. Прежний накал противостояния между Востоком и Западом спал. В мире наступала эпоха разрядки напряженности.) С другой стороны, отмечал Пак Чон­хи, впервые за все время разделения Корейского полуострова между Югом и Севером начались контакты и наметилась реальная перспек­тива объединения Кореи. (С 20 сентября 1971 г. начались перегово­ры в Пханмунчжоме по линии Красного креста Республики Корея и КНДР, а 4 июля 1972 г. было принято «Совместное заявление Севе­ра и Юга», в котором раскрывалось стремление двух сторон пред­принять конкретные шаги для установления мира на Корейском по­луострове, налаживания разностороннего обмена и в перспективе — объединения страны.) Поэтому Конституция страны и ряд других за­конов, принятых во времена противостояния Востока и Запада и кон­фронтации Севера и Юга, не соответствуют новым реалиям. Стра­на остро нуждается в реформах. Вот почему примерно на два меся­ца до принятия новой конституции в стране вводится чрезвычайное положение.

Таким образом, Пак Чонхи объявил, что с 7 часов вечера 17 октяб­ря 1972 г. распускается Национальное собрание, приостанавливается функционирование политических партий и иная политическая дея­тельность, объявляются не имеющими силы ряд статей действующей Конституции. Вместо этого власть в стране на время передается Чрез­вычайному государственному собранию (Писан кунму жееъш), кото­рое до 27 октября 1972 г. должно было представить проект поправок к тексту Конституции, утвердить его через всенародный референдум и опубликовать не позднее конца 1972 г.

Заявление Пак Чонхи от 17 октября 1972 г. вводило в Республике Корея новую диктаторскую форму правления. Впоследствии собы­тия октября 1972 г. и новая политическая система получили название «Октябрьские [реформы] юсин» и «Система юсин» соответственно. Что такое юсин? Это корейское прочтение двух иероглифов, состав­ляющих довольно редкий лексический вариант понятия «реформы». Слово это на Дальнем Востоке связано прежде всего с событиями в Японии 1868 г., когда там свершилась так называемая «буржуаз­ная революция» (или «реставрация») Мэйдзи, полное название кото­рой звучит как Мэйдзи исин, где исин — это то же слово «реформы», только произнесенное по-японски. Обращаясь к такому редкому в ко­рейском языке термину, Пак Чонхи, очевидно, хотел сравнить собы­тия, начавшиеся 17 октября 1972 г., с японской «революцией» Мэйдзи, ставшей отправной точкой стремительного многопланового развития Японии. Однако в Южной Корее понятие юсин ассоциируется лишь с самым темным в истории страны временем диктатуры.

Новые поправки к Конституции, предложенные Чрезвычайным го­сударственным собранием, имели своей целью не объединение страны или укрепление ее безопасности, а прежде всего усиление единолич­ной безграничной власти президента. Отныне президент Республики Корея должен был избираться не всеобщим тайным голосованием, а новым центральным органом, созданным параллельно Националь­ному собранию и получившим название Объединительного самосто­ятельного гражданского собрания[6] (Тхониль чучхе кунмин хвеый; ОСГС). Заметим, что слово «самостоятельное» передавалось поня­тием чучхе, т.е. тем же, что и знаменитые северокорейские «идеи чучже», речь о которых пойдет в следующих главах настоящей книги.

Кроме того, по новой Конституции политическим партиям запре­щалось участвовать в выборах в Гражданское собрание. Изменились правила выборов в Национальное собрание. Теперь президент имел право выдвижения 1/3 кандидатур через Объединительное самостоя­тельное гражданское собрание. Срок президентских полномочий про­длевался с 4 до 6 лет, снимались всякие ограничения на количество сроков пребывания на посту президента. Президент получал право ограничивать права и свободы граждан согласно новому «Закону о чрезвычайном положении».

Таким образом, новая Конституция Республики Корея делала власть президента практически абсолютной, неограниченной во вре­мени и несменяемой (за исключением случая смерти). Несменяемость власти, во-первых, достигалась уже тем, что само Чрезвычайное го­сударственное собрание, готовившее новую Конституцию, было фактически создано Пак Чонхи. Во-вторых, как минимум 1/3 Националь­ного собрания должна была состоять из «ставленников» президента. В-третьих, новая система выборов в Объединительное самостоятель­ное гражданское собрание, ограничивавшая число кандидатов от од­ного избирательного округа двумя, а также неучастие в этих выбо­рах политических партий предоставляли огромные возможности для того, чтобы «избирать» лояльных президенту депутатов, которые, соответственно, при последующем «выборе» главы государства всегда голосовали «за нынешнего президента».

Вслед за введением чрезвычайного положения 17 октября 1972 г. события развивались достаточно стремительно и предсказуемо. 27 ок­тября 1972 г. был вынесен на «обсуждение» проект Конституции с изменениями, указанными выше, основными задачами которых объ­являлись «мирное объединение Родины» и «введение демократии ко­рейского типа» (читай: «диктатуры»). Референдум был проведен 21 ноября 1972 г. В нем приняли участие 91,9% избирателей, 91,5% из которых проголосовали за принятие новой редакции Конституции. 15 декабря 1972 г. прошли выборы в новое Объединительное самостоя­тельное гражданское собрание, на которых было избрано 2359 депу­татов. Ход указанных выборов в исторической литературе, как пра­вило, не обсуждается. 23 декабря указанное Гражданское собрание на своем первом заседании выдвинуло единственного кандидата на пост президента страны — Пак Чонхи. За него проголосовало 2357 депута­тов, и два бюллетеня оказались недействительными. Против не было никого. 27 декабря была официально опубликована новая Конститу­ция, которую впоследствии стали именовать Конституцией юсин. В тот же день Пак Чонхи вступил в должность президента страны и объявил о начале истории новой, Четвертой Республики. 27 февраля 1973 г. были проведены выборы в новое Национальное собрание, в ко­торых принимали участие и политические партии. На них правящая Республиканская партия получила половину мест — 73 из 146.

Таким образом, в конце 1972 г. в Южной Корее установилась так называемая «диктатура реформ» (юсин токчэ) и фактически «вечная власть» (ёнгу чипквон) президента Пак Чонхи.

Почему именно в конце 1972 г. власть в Южной Корее приобрела характер диктатуры, которую сами южные корейцы нередко называ­ют «фашистской»? Зачем Пак Чонхи понадобилось вводить чрезвы­чайное положение буквально через год после относительно успешных президентских выборов и гарантированной власти, по крайней мере, до 1975 г., времени следующих президентских выборов?

Не претендуя на всестороннее объяснение причин, представим ав­торскую точку зрения на указанные события. Одной из объективных причин, обусловивших становление власти неполной диктатуры военных в начале 1960-х годов, явилось тяжелое экономическое положение страны, необходимость эффективного использования зарубежной по­мощи, повышения уровня жизни населения, известная политическая нестабильность. К началу 1970-х годов поставленные новой властью экономические задачи были во многом решены. Пусть не до конца, но результаты более эффективной экономической деятельности южно­корейского общества были налицо. Таким образом, «снималась» одна из важнейших объективных причин появления и существования неполной диктатуры. Южнокорейское общество стало более готовым к принятию и реализации политики демократии. Именно поэтому в начале 1970-х годов активизировались оппозиционные силы. Имен­но поэтому частично диктаторская власть Пак Чонхи стала более неустойчивой. Не прекращались студенческие волнения, и еще б де­кабря 1971 г. Пак Чонхи объявил в стране чрезвычайное положение, но вскоре был вынужден его отменить, встретив мощное сопротив­ление оппозиции. Поэтому для дальнейшего сохранения своей власти Пак Чонхи требовалось как можно раньше принять жесткие меры, чтобы ограничить нараставшие демократические тенденции.

Однако объективные причины невозможно перебороть волей од­ного или нескольких человек. Несмотря на установление жесткой и страшной диктатуры, о которой южные корейцы до сих пор вспоми­нают с содроганием, сила сопротивления ей была настолько велика, что в конечном итоге, в совокупности с указанными причинами объ­ективного характера, сумела сокрушить ее. Приведем лишь некото­рые примеры сопротивления единоличной диктаторской власти Пак Чонхи.

Несмотря на запрещение политических партий, активность оппо­зиции, в частности Ким Дэчжуна, кандидата на пост президента стра­ны от Новой народной партии в 1971 г., продолжала оставаться доста­точно высокой. Так, через западные средства массовой информации он критиковал Пак Чонхи за его нежелание активно содействовать объединению Кореи, формально объявленному в качестве важнейшей задачи реформ юсин. Поэтому Пак Чонхи попытался физически рас­правиться со своим оппонентом. 8 августа 1973 г. Ким Дэчжун был тайно похищен агентами южнокорейских спецслужб из отеля «Гранд Палас» в Токио и увезен в неизвестном направлении. Как указывается в северокорейской историографии, «Пак Чонхи был намерен утопить Ким Дэчжуна в море»[7]. Через 129 часов после задержания, к 10 ча­сам вечера 13 августа, похищенного доставили в Корею к себе домой, о чем было заявлено во всеуслышание. Это была реакция Пак Чонхи на осуждение токийских событий со стороны мировой общественно­сти. Тем не менее Ким Дэчжун был посажен под домашний арест, и ему была запрещена всякая политическая деятельность. Властям Японии, союзного государства, было принесено официальное извине­ние за инцидент.

В конце 1973 г. в Южной Корее стало развертываться движение за изменение антидемократической Конституции юсин, которое достиг­ло таких масштабов, что 8 января 1974 г. Пак Чонхи был вынужден издать «Указ № 1 о чрезвычайных мерах», направленных на подавле­ние этого движения. Для подавления студенческого движения 3 ап­реля того же года был издан «Указ № 4 о чрезвычайных мерах».

15 августа 1974 г. имело место покушение на жизнь самого Пак Чонхи. В 10 часов утра Пак Чонхи выступал в здании Сеульского государственного театра с торжественной речью по случаю 29-й го­довщины со дня освобождения страны. В это время из зала прозвучал первый выстрел, направленный в сторону президента. Пак Чонхи су­мел спрятаться за трибуной. Второй выстрел поразил в голову его супругу, госпожу Юк Ёнсу, находившуюся в президиуме. Стрелявше­го быстро схватили. Им оказался проживавший в Японии кореец се­верокорейской ориентации, входивший в так называемую «Всеобщую ассоциацию корейских [соотечественников] в Японии» (Чо чхоннён)[8] по имени Мун Сегван. Впоследствии стало известно, что он проходил специальную подготовку в КНДР и получил задание убить Пак Чон­хи, прибыв в Южную Корею по поддельному паспорту. Однако вряд ли всю ответственность за инцидент стоит приписывать «агенту» Се­верной Кореи. До сих пор не получил объяснения тот факт, каким образом Мун Сегван смог попасть на закрытый митинг с участием президента страны, пронести пистолет и почему число пуль, выпу­щенных из его пистолета, оказалось меньше количества гильз, обна­руженных на месте преступления. Учитывая, что Пак Чонхи умер не своей смертью, можно предположить, что к покушению 15 августа 1974 г. могли быть причастны граждане Южной Кореи, недовольные диктатурой Пак Чонхи.

Вторая половина 1974 г. также выдалась неспокойной для пре­зидента Южной Кореи. Теперь против Пак Чонхи стали выступать крупные периодические издания. Например, 24 октября 1974 г. груп­па журналистов газеты «Тона илъбо» выдвинула требование о предо­ставлении свободы средствам массовой информации. В конце 1974 г. была создана «Ассоциация литераторов за реальность свободы».

Таким образом, к началу 1975 г. «диктатура юсин» начала давать заметные сбои. Пак Чонхи требовалось новое «законодательное под­тверждение» легитимности своей власти. Поэтому 22 февраля 1975 г. был проведен референдум об отношении народа к реформированной Конституции юсин. В референдуме приняли участие 79,8% избирателей. Из них 73,1% проголосовали в поддержку Конституции. Судя по тому, что в критической южнокорейской исторической литературе говорится о снижении уровня поддержки Пак Чонхи, скорее всего ре­ферендум проводился без больших процедурных нарушений. И все же это была победа Пак Чонхи. На непродолжительное время, до 1978 г., его власть обрела некоторую стабильность.

Проведенные 6 июля 1978 г. очередные президентские выборы опять принесли Пак Чонхи 100-процентную поддержку Объедини­тельного самостоятельного гражданского собрания в количестве 2577 голосов, поданных «за» при одном недействительном бюллетене.

Однако выборы в новое Национальное собрание 12 декабря 1978 г., несмотря на имевшиеся у Пак Чонхи рычаги воздействия на их ход, показали значительное падение влияния Республиканской партии, по­лучившей лишь 31,7% голосов избирателей, в то время как оппозици­онной Новой народной партии удалось набрать 32,8%. Ситуацию спас­ла пропрезидентская организация, так называемое «Общество друзей политики реформ юсин» (Юсин чжон ухве), образованное еще 10 марта 1973 г. из 73 членов парламента, выдвинутых туда Объедини­тельным самостоятельным гражданским собранием. Его сторонники получили 77 мест.

Таким образом, несмотря на постоянно ослабевающую поддержку народа, Пак Чонхи обеспечил как свою президентскую власть, так и большинство в Национальном собрании на ближайшие несколько лет.

Однако вторая половина 1979 г. оказалась для «диктатуры юсин» роковой. Лидер главной оппозиционной Новой народной партии Ким Ёнсам (род. 1927) на пресс-конференции перед журналистами газеты «Нью-Йорк Тайме» выступил с критикой власти Пак Чонхи. Через некоторое время, 3 октября 1979 г., в Национальном собрании был поднят вопрос о лишении Ким Ёнсама депутатского мандата за «ан­тинациональные действия». На следующий день, 4 октября, 159 де­путатов от Республиканской партии и «Общества друзей политики реформ юсин приняли соответствующее решение. 13 октября все 66 депутатов от Новой демократической партии в знак протеста сложили с себя депутатские обязанности.

В стране нарастал кризис. Несогласные с изгнанием Ким Ёнса­ма из парламента студенты крупнейшего южного города Пусан 16 октября 1979 г. вышли на демонстрации протеста против диктатуры Пак Чонхи. Размах выступлений студентов и горожан был настолько велик, что с 18 октября в Пусане было введено чрезвычайное поло­жение. Пусанские демонстрации перекинулись на соседний портовый город Масан. 19 октября на улицы вышли учащиеся Сеула, а 24 октяб­ря — студенты Университета Кемён южного города Тэгу. Так против Пак Чонхи выступило население юго-востока страны, которое ранее оказывало ему самую большую поддержку.

Через два дня после этого, на 26 октября, в штаб-квартире южно­корейского Центрального разведывательного управления был запла­нирован ужин, где Пак Чонхи и начальник ЦРУ Ким Чжэгю (1926-1980) должны были обсуждать вопрос о беспорядках в Пусане и Ма-сане. Пак Чонхи был очень недоволен действиями Ким Чжэгю. Тогда возмущенный Ким Чжэгю в 7:35 вечера застрелил Пак Чонхи и на­чальника его охраны Чха Чжичхоля из пистолета.

Так завершился 18-летний период власти Пак Чонхи. «Диктатура юсин» рухнула, потому что была создана под одного человека, вне­запно ушедшего из жизни.



[1] Иногда в исторической литературе указывается иное число южнокорейских солдат, участвовавших во Вьетнамской войне в период с 1964 по 1973 г.: 47 872 человека (Хангук хёндэса каный (Лекции по новейшей истории Кореи) / Сост. Ким Инголь. Сеул, 1998. С. 279).

[2] Подробнее об одной из точек зрения на вопросы демократии и диктатуры в Южной Корее см.: Мазуров В. М. От авторитаризма к демократии (практика Южной Кореи и Филиппин). М., 1996.

[3] На популярность того или иного кандидата в Южной Корее немаловажное влияние оказывает фактор места его рождения, связанный с явлением так назы­ваемой «региональной неприязни» (чибан камчжоп). Так, в Южной Корее издав­на выходцы из провинции Чолла (Южной и Северной) взаимно недолюбливают выходцев из провинции Кёнсан (Южной и Северной) и более или менее лояль­но относятся к выходцам из провинции Чхунчхон (Южной и Северной), хотя и здесь все не так гладко. Провинция Канвон, столичная провинция Кёнги и Сеул занимают особое положение. Любопытно также отметить, что провинция Кёнсан занимает территорию бывшего королевства Силла эпохи Трех государств, а Чол­ла и Южная Чхунчхон — бывшего королевства Пэкче. Северная Корея занимает часть территорий бывшего королевства Когурё.

[4] В Южной Корее есть два города с одноименным названием Кванчжу. Один из них, крупнейший центр юго-запада, расположен в провинции Южная Чолла, а другой, о котором идет речь в указанном фрагменте текста, — в столичной про­винции Кёнги.

[5] Интересно отметить следующую деталь, связанную с выбором дат для прове­дения важнейших мероприятий периода президентства Пак Чонхи. Так, предше­ствующие президентские выборы проводились 27 октября 1971 г., референдумы о поправках к Конституции —17 декабря 1962 г. и 17 октября 1969 г., провоз­глашение Третьей Республики —17 декабря 1963 г. Проект очередных поправок к Конституции был внесен на обсуждение 27 октября 1972 г. и опубликован 27 декабря 1972 г. Этот день будет считаться началом истории новой Четвертой Рес­публики. Последний раз Пак Чонхи вступил на пост президента страны также 27 декабря 1978 г. Возможно, подобная видимая приверженность Пак Чонхи к циф­рам 17 и 27 является случайностью. С другой стороны, любопытно отметить, что его год рождения — 1917.

[6] Название этого органа власти переводят также как «Национальное собрание по самостоятельному объединению», что не совсем корректно, поскольку Нацио­нальное собрание продолжало свою работу. Согласно Конституции 1972 г. Объ­единительное самостоятельное гражданское собрание (ОСГС) должно было могло состоять из граждан, достигших 30-летнего возраста и не являющихся депутата­ми Национального собрания РК. Количество членов определялось числом от 2 до 5 тыс. Кроме того, ОСГС избирало президента страны, а также выносило оконча­тельное решение по предложениям поправок к Конституции, которые рассматри­вались Национальным собранием (Большая энциклопедия корейской националь­ной культуры).

[7] Ким Хан Гир. Современная история Кореи. Пхеньян, 1979. С. 591.

[8] Выходцы из Кореи, постоянно проживающие в Японии, делятся на две боль­шие группы: имеющие ориентацию и связи либо с Северной, либо с Южной Кореей.

Сайт управляется системой uCoz