Глава
6. ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКИ:
ЮЖНАЯ
КОРЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ
«ДИКТАТОРСКОГО
РЕЖИМА» ПАК ЧОНХИ.
ХРОНИКА
ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
Период
Третьей и Четвертой Республик в
Южной Корее — это время
президентства Пак Чонхи, время, в
которое формировались основы
экономического роста страны.
Именно в 18-летнем правлении Пак
Чонхи заложен «секрет» «корейского
чуда». Одной из его составляющих
была экономическая и научно-техническая
помощь Японии. Другим важнейшим
моментом стали особенности
корейской культуры (в широком
смысле слова), в рамках которой было
возможно мобилизовать народные
массы для решения
общегосударственных задач.
Внутренняя и внешняя политика Пак
Чонхи, сумевшая использовать эти
особенности культуры, стала
третьей составляющей интенсивного
развития Республики Корея.
Экономической
политике Пак Чонхи будет посвящена
следующая глава, а пока обратимся к
хронике основных событий,
связанных с историей Третьей и
Четвертой Республик.
§
1. Диктатура и
демократия в Третьей Республике
Одним
из условий дальнейшей поддержки
власти Пак Чонхи и оказания Южной
Корее разносторонней помощи со
стороны Соединенных Штатов
Америки, которые имели военные базы
на Корейском полуострове и
контролировали военные операции
южнокорейских вооруженных сил,
было участие Республики Корея в
будущей Вьетнамской войне.
Впервые этот вопрос обсуждался во
время вашингтонской встречи Пак
Чонхи с президентом США Дж. Кеннеди.
Для создания юридической основы
будущего участия Южной Кореи во
Вьетнамской войне в октябре 1964 г.
был заключен договор об установлении
дипломатических отношений с Южным
Вьетнамом. В феврале 1965 г. во
Вьетнам были отправлены первые 2
тыс. человек южнокорейских «добровольцев»
для службы в тылу, которые не
являлись военнослужащими
регулярной армии. Одновременно США
обещали оказать Южной Корее
безвозмездную экономическую
помощь в размере 150 млн долларов. С 1965
г. в Южную Корею стали поставляться
американские сверхзвуковые
истребители «Ф-5». В мае 1965 г. Пак
Чонхи совершил очередной визит в
США для того, чтобы обсудить с
президентом Л.Джонсоном вопросы
совместных действий корейских и
американских войск во Вьетнаме.
Для
отправки регулярной южнокорейской
армии во Вьетнам требовалось
принятие соответствующего решения
на уровне парламента. Всю первую
половину 1965 г. в Национальном
собрании Республики Корея по этому
поводу велись жаркие дебаты. В
целях недопущения участия Южной
Кореи во Вьетнамской войне и
активизации борьбы против
заключения корейско-японского
договора оппозиция решила
объединить свои силы, образовав 14
июня 1965 г. единую Народную партию (Минчжундан).
Однако уже в июле 1965 г., до
принятия соответствующего
решения, во Вьетнам было отправлено
20 тыс. пехотинцев (включая
подразделение морской пехоты).
Борьба
оппозиции в парламенте против
участия Южной Кореи во Вьетнамской
войне оказалась неэффективной.
После ратификации корейско-японского
договора 14 августа 1965 г., члены
парламента от оппозиционной
Народной партии покинули зал
заседаний в знак протеста, и
многие подали заявление о
прекращении своей депутатской
деятельности. В результате в
августе 1965 г. при участии
практически лишь депутатов от
правящей Республиканской партии
было принято решение об отправке
регулярных войск во Вьетнам.
В
марте 1966 г. из США пришел запрос об
отправке во Вьетнам очередной
группы южнокорейских солдат
численностью в 20 тыс. человек.
Тогда же, 7 марта 1966 г., посол США в
Республике Корея В. Г. Браун передал
южнокорейскому правительству
Меморандум, состоявший из 14 статей,
в котором от имени правительства
США сообщалось, что оно одобряет
решение Южной Кореи об отправке
войск в ответ на просьбу о помощи со
стороны Республики Вьетнам и берет
на себя все расходы, связанные с
деятельностью южнокорейских войск
во Вьетнаме, обязуется оказать
обозначенную в Меморандуме военно-экономическую
помощь.
Южнокорейские
войска находились во Вьетнаме
вплоть до 1973 г., и их общее число
составило около 55 тыс. человек[1]. В
то же время за период с 1963 по 1970 г. в
Южном Вьетнаме работало более 24 тыс.
южнокорейских рабочих. За годы
Вьетнамской войны США
действительно оказали Республике
Корея огромную военную и экономическую
помощь. В исторической литературе
встречаются различные цифры.
Например, за период с 1966 по 1970 г.
говорят о помощи в 625 млн долларов
или даже в 1,7 млрд. Несмотря на
различие в источниках информации и
способах подсчета, все
исследователи сходятся в одном:
помощь, предоставленная Южной
Корее со стороны США за участие во
Вьетнамской войне, была
значительной и оказала известное
положительное воздействие на общий
ход экономических реформ в стране.
Другим
последствием участия
южнокорейских войск во Вьетнамской
войне стало нарастание внутренней
политической нестабильности.
После провала попыток оппозиции
помешать заключению корейско-японского
договора и принятию решения об
участии во Вьетнамской войне,
единая оппозиционная Народная
партия раскололась, и 30 марта 1966 г.
ряд ее членов во главе с экс-президентом
Юн Босоном образовали Новую
корейскую партию (Синхандан), решение
о создании которой было принято еще
в феврале месяце.
Приближавшиеся
майские президентские выборы 1967 г.
вновь сплотили политическую
оппозицию в ее попытках
объединиться и сменить власть Пак
Чонхи мирным путем. Объединение
произошло 7 февраля 1967 г. под крылом
Новой корейской партии путем ее
слияния с остатками Народной
партии и рядом других. Вновь
образованная партия получила
название Новой народной партии (Синминдан).
В Декларации партии,
опубликованной в день ее
образования, говорилось, что ее
основными задачами являются борьба
против усиления влияния Японии,
против коммунизма и против
диктатуры.
Таким
образом, уже с первых лет власть Пак
Чонхи именовалась «диктатурой».
Однако была ли Третья Республика
диктатурой в полном смысле слова[2]?
Действительно, в это время в
Республике Корея продолжала
существовать оппозиция, которая
была довольно активной и с которой
правящим кругам во главе с Пак
Чонхи приходилось считаться. На
протяжении всего периода истории
Третьей Республики оппозиция
проявляла себя особенно активно во
время президентских и
парламентских выборов.
Очередные
президентские выборы были
назначены на 3 мая 1967 г. Кандидатом
от Республиканской партии,
естественно, выступил Пак Чонхи, а
от объединенной Новой народной
партии — Юн Босон. Как и в 1963 г.,
основными соперниками на выборах
оставались все те же лица. Однако на
этот раз Пак Чонхи удалось добиться
значительно большей поддержки
населения. Он собрал 51,4% голосов, в
то время как Юн Босон получил лишь 41%,
т. е. почти на 1 млн голосов меньше.
Несмотря на известное негативное
отношение, в том числе и в Южной
Корее, к фигуре Пак Чонхи, нигде (даже
в северокорейской историографии)
не говорится о том, что
президентские выборы 1967 г. были
сфальсифицированы. Народ
действительно поддержал Пак Чонхи.
И одной из главных причин этого
стали успехи Первого пятилетнего
плана экономического развития (1962-1966).
Наибольшую поддержку Пак Чонхи
получил на востоке страны, куда шел
основной поток инвестиций, в то
время как Юн Босон пользовался
популярностью в западной части[3].
Таким образом, в первый период
президентства Пак Чонхи в стране
все же проявлялись отдельные
элементы демократии, и власть Пак
Чонхи опиралась на известную
поддержку населения.
Однако
результаты парламентских выборов 8
июня 1967 г. народ Республики Корея
воспринял не столь воодушевленно.
На этих выборах также победила
правящая Республиканская партия,
что казалось естественным после
предшествовавшей победы Пак Чонхи.
Она получила 129 мест, т.е. 2/3
от их общего числа. Второй стала
Новая народная партия, депутаты от
которой заняли 45 мест. Из небольших
политических партий, число которых
доходило до десятка, одно-единственное
место получила Партия народных
масс (Тэчжундан), созданная 9
марта 1967 г. и ставившая своей целью
построение «демократического
социализма». Такое незначительное
количество мест, доставшееся
представителям «малых партий», а
также выявившиеся факты подкупа,
угроз и прочих незаконных методов,
к которым прибегали депутаты от
Республиканской партии, явились
поводом для начала студенческих
демонстраций протеста. Первые
демонстрации начались 9 июня 1967 г. в
крупнейшем сеульском Университете
Ёнсе; 13 июня к ним присоединились
учащиеся других столичных учебных
заведений, а с 15 июня волна
демонстраций захлестнула всю Южную
Корею и не прекращалась вплоть до
начала июля. В дни наиболее
массовых выступлений на улицы
Сеула выходило до 16 тыс. человек, а
по всей стране в демонстрациях
протеста против несправедливых
выборов приняли участие до 240 тыс.
человек. С 4 июля во всех высших
учебных заведениях были отменены
занятия, и демонстрации
прекратились.
Учитывая
известную поддержку народа, трудно
предположить, что в парламентских
выборах 1967 г. отдельные случаи
незаконных действий происходили с
ведома Пак Чонхи. Наоборот, по
итогам расследования этих случаев
Пак Чонхи исключил из
Республиканской партии шесть
человек.
Так
начался второй срок президентства
Пак Чонхи, первые два года которого
были относительно спокойными.
Вместе с тем именно в это время
стали проявлять себя различные
подпольные коммунистические
организации. Идеи коммунизма и
социализма были в известной
степени популярны в Южной Корее,
особенно среди студенчества,
внимательно следившего за успехами
стран социализма, в том числе и КНДР.
Власти Северной Кореи иногда
пытались помочь своим южным
единомышленникам конкретными
действиями. Так, 21 января 1968 г. в
Сеуле была задержана особая
северокорейская вооруженная
группа в составе 31 человека, в
задачи которой входило нападение
на президентский дворец и
физическая ликвидация ряда
известных южнокорейских
политиков. В апреле 1968 г. в
Сеульском университете было
раскрыто так называемое «Читательское
общество», занимавшееся изучением
марксистской литературы, а в
августе того же года
ликвидирована подпольная «Революционная
партия объединения»
просеверокорейской ориентации.
Поэтому
за два года до следующих
президентских выборов, которые
должны были пройти в 1971 г., Пак Чонхи
стал более заметно проявлять
стремление к продлению собственной
единоличной власти в Южной Корее,
вероятно, считая, что только он
сможет довести начатое им дело до
конца. Согласно Конституции 1962 г.,
один человек мог занимать кресло
президента Республики Корея только
два срока. Таким образом, на
следующих президентских выборах
Пак Чонхи уже не мог выставлять
свою кандидатуру. Для того чтобы «исправить»
подобное положение, со второй
половины 1968 г. Республиканская
партия стала выступать с
заявлениями о том, что изучает вопрос
об изменении Конституции страны,
рассматривая возможность избрания
одного человека на пост президента
страны в течение трех раз.
Подобное
заявление вызвало в южнокорейском
обществе протест, причем не только
в рядах оппозиции. Ким Чжонпхиль, до
30 мая 1968 г. возглавлявший правящую
Республиканскую партию, планировал
выставить свою кандидатуру на пост
президента страны.
Активнее
всего против внесения поправок в
Конституцию выступили
южнокорейские студенты. Первыми в
июне 1968 г. развернули движение за
сохранение старой Конституции
студенты Сеульского университета.
В том же месяце к ним
присоединились студенты
Университета Кемён, расположенного
в южном городе Тэгу. Потеря
популярности Пак Чонхи в родных юго-восточных
провинциях Кен-сан, где его власть
даже называли «фашизмом», означала,
что для сохранения президентского
кресла Пак Чонхи придется идти по
пути усиления собственной
диктатуры.
Поэтому
решение о внесении поправок в
Конституцию принималось в тайне
от оппозиции, 14 сентября 1969 г., в 2
часа ночи в Третьем корпусе
Национального собрания, где
присутствовало только 122 члена
проправительственной фракции. Тем
не менее, 17 октября 1969 г. Пак Чонхи
провел «всенародный референдум» по
поправкам к Конституции, в котором
приняли участие 77,1% избирателей, и
было собрано 65,1% голосов в
поддержку новой редакции. Теперь
Пак Чонхи на законных основаниях
мог выставлять свою кандидатуру на
президентских выборах в очередной
раз.
Выборы
(7-е по счету) были назначены на 27
апреля 1971 г. Кандидатом от
оппозиционной Новой народной
партии был выдвинут более молодой,
чем Пак Чонхи, профессиональный
политик Ким Дэчжун (род. 1925),
избиравшийся в Национальное
собрание с 1960 г. Пак Чонхи одержал
победу и в этот раз, но с небольшим
перевесом в 950 тыс. голосов, набрав 53,2%
голосов, в то время как за Ким
Дэчжуна проголосовало 45,3%
избирателей. Наибольшую поддержку
Пак Чонхи получил в родной
провинции Кёнсан, в то время как у
Ким Дэчжуна было преимущество в
Сеуле, крупных городах, а также в
родной провинции Чолла. В отличие
от предшествующих президентских
выборов, в этот раз в адрес
правящих кругов раздавались упреки
в нечестности.
Восьмые
парламентские выборы, назначенные
на 25 мая 1971 г., также оказались
неутешительными для правящей
Республиканской партии, получившей
всего 113 мест. Оппозиции досталось 91
место, из которых 89 — принадлежали
Новой народной партии. Учитывая,
что для принятия ряда законов
требовалось большинство в 2/3
голосов, новый парламент
оказывался не таким послушным
президенту, как это было раньше.
Президентские
и парламентские выборы показали
неустойчивость власти Пак Чонхи. В 1971
г. с новой силой начали
разворачиваться
антиправительственные
демонстрации, например,
августовская демонстрация
жителей Кванчжу[4], города-спутника Сеула.
Для
того чтобы сохранить свою власть в
условиях постоянного повышения
благосостояния народа (благодаря
им же проведенным реформам),
которое являлось объективной
основой для развития демократии,
Пак Чонхи был вынужден прибегнуть к
еще большему ужесточению своего
правления.
§
2. Переворот юсин и ужесточение
диктатуры в период Четвертой
Республики
В
7 часов вечера 17 октября 1972 г.
неожиданно для большинства
населения Республики Корея Пак
Чонхи выступил со специальным
заявлением[5]. В нем говорилось о том,
что ситуация, связанная с балансом
сил окружавших Корею «великих»
держав, теперь изменилась, и это
повлекло за собой угрозу
безопасности Кореи. (Действительно,
с 1970 г. начались первые контакты
между США и Китайской Народной
Республикой. В июле 1972 г. президент
США Р. Никсон посетил Пекин. Вслед
за США Япония также готовилась
признать коммунистический Китай. В 1971
г. СССР и США заключили Договор об
ограничении стратегических
вооружений. Прежний накал
противостояния между Востоком и
Западом спал. В мире наступала
эпоха разрядки напряженности.) С
другой стороны, отмечал Пак Чонхи,
впервые за все время разделения
Корейского полуострова между Югом
и Севером начались контакты и
наметилась реальная перспектива
объединения Кореи. (С 20 сентября 1971
г. начались переговоры в
Пханмунчжоме по линии Красного
креста Республики Корея и КНДР, а 4
июля 1972 г. было принято «Совместное
заявление Севера и Юга», в котором
раскрывалось стремление двух
сторон предпринять конкретные
шаги для установления мира на
Корейском полуострове,
налаживания разностороннего
обмена и в перспективе —
объединения страны.) Поэтому
Конституция страны и ряд других законов,
принятых во времена противостояния
Востока и Запада и конфронтации
Севера и Юга, не соответствуют
новым реалиям. Страна остро
нуждается в реформах. Вот почему
примерно на два месяца до принятия
новой конституции в стране
вводится чрезвычайное положение.
Таким
образом, Пак Чонхи объявил, что с 7
часов вечера 17 октября 1972 г.
распускается Национальное
собрание, приостанавливается
функционирование политических
партий и иная политическая деятельность,
объявляются не имеющими силы ряд
статей действующей Конституции.
Вместо этого власть в стране на
время передается Чрезвычайному
государственному собранию (Писан
кунму жееъш), которое до 27
октября 1972 г. должно было
представить проект поправок к
тексту Конституции, утвердить его
через всенародный референдум и
опубликовать не позднее конца 1972 г.
Заявление
Пак Чонхи от 17 октября 1972 г. вводило
в Республике Корея новую
диктаторскую форму правления.
Впоследствии события октября 1972 г.
и новая политическая система
получили название «Октябрьские [реформы]
юсин» и «Система юсин» соответственно.
Что такое юсин? Это корейское
прочтение двух иероглифов, составляющих
довольно редкий лексический
вариант понятия «реформы». Слово
это на Дальнем Востоке связано
прежде всего с событиями в Японии 1868
г., когда там свершилась так
называемая «буржуазная революция»
(или «реставрация») Мэйдзи, полное
название которой звучит как Мэйдзи
исин, где исин — это то же
слово «реформы», только
произнесенное по-японски.
Обращаясь к такому редкому в корейском
языке термину, Пак Чонхи, очевидно,
хотел сравнить события,
начавшиеся 17 октября 1972 г., с
японской «революцией» Мэйдзи,
ставшей отправной точкой
стремительного многопланового
развития Японии. Однако в Южной
Корее понятие юсин ассоциируется
лишь с самым темным в истории
страны временем диктатуры.
Новые
поправки к Конституции,
предложенные Чрезвычайным государственным
собранием, имели своей целью не
объединение страны или укрепление
ее безопасности, а прежде всего
усиление единоличной
безграничной власти президента.
Отныне президент Республики Корея
должен был избираться не всеобщим
тайным голосованием, а новым
центральным органом, созданным параллельно
Национальному собранию и
получившим название
Объединительного самостоятельного
гражданского собрания[6] (Тхониль чучхе кунмин
хвеый; ОСГС). Заметим, что слово «самостоятельное»
передавалось понятием чучхе, т.е.
тем же, что и знаменитые
северокорейские «идеи чучже», речь
о которых пойдет в следующих главах
настоящей книги.
Кроме
того, по новой Конституции
политическим партиям запрещалось
участвовать в выборах в
Гражданское собрание. Изменились
правила выборов в Национальное
собрание. Теперь президент имел
право выдвижения 1/3
кандидатур через Объединительное
самостоятельное гражданское
собрание. Срок президентских
полномочий продлевался с 4 до 6 лет,
снимались всякие ограничения на
количество сроков пребывания на
посту президента. Президент
получал право ограничивать права и
свободы граждан согласно новому «Закону
о чрезвычайном положении».
Таким
образом, новая Конституция
Республики Корея делала власть
президента практически абсолютной,
неограниченной во времени и
несменяемой (за исключением случая
смерти). Несменяемость власти, во-первых,
достигалась уже тем, что само
Чрезвычайное государственное
собрание, готовившее новую
Конституцию, было фактически
создано Пак Чонхи. Во-вторых, как
минимум 1/3 Национального
собрания должна была состоять из «ставленников»
президента. В-третьих, новая
система выборов в Объединительное
самостоятельное гражданское
собрание, ограничивавшая число
кандидатов от одного
избирательного округа двумя, а
также неучастие в этих выборах
политических партий предоставляли
огромные возможности для того,
чтобы «избирать» лояльных
президенту депутатов, которые,
соответственно, при последующем «выборе»
главы государства всегда
голосовали «за нынешнего
президента».
Вслед
за введением чрезвычайного
положения 17 октября 1972 г. события
развивались достаточно
стремительно и предсказуемо. 27 октября
1972 г. был вынесен на «обсуждение»
проект Конституции с изменениями,
указанными выше, основными
задачами которых объявлялись «мирное
объединение Родины» и «введение
демократии корейского типа» (читай:
«диктатуры»). Референдум был
проведен 21 ноября 1972 г. В нем
приняли участие 91,9% избирателей, 91,5%
из которых проголосовали за
принятие новой редакции
Конституции. 15 декабря 1972 г. прошли
выборы в новое Объединительное
самостоятельное гражданское
собрание, на которых было избрано
2359 депутатов. Ход указанных
выборов в исторической литературе,
как правило, не обсуждается. 23
декабря указанное Гражданское
собрание на своем первом заседании
выдвинуло единственного кандидата
на пост президента страны — Пак
Чонхи. За него проголосовало 2357
депутатов, и два бюллетеня
оказались недействительными.
Против не было никого. 27 декабря
была официально опубликована новая
Конституция, которую впоследствии
стали именовать Конституцией юсин.
В тот же день Пак Чонхи вступил в
должность президента страны и
объявил о начале истории новой,
Четвертой Республики. 27 февраля 1973
г. были проведены выборы в новое
Национальное собрание, в которых
принимали участие и политические
партии. На них правящая
Республиканская партия получила
половину мест — 73 из 146.
Таким
образом, в конце 1972 г. в Южной Корее
установилась так называемая «диктатура
реформ» (юсин токчэ) и
фактически «вечная власть» (ёнгу
чипквон) президента Пак Чонхи.
Почему
именно в конце 1972 г. власть в Южной
Корее приобрела характер диктатуры,
которую сами южные корейцы нередко
называют «фашистской»? Зачем Пак
Чонхи понадобилось вводить чрезвычайное
положение буквально через год
после относительно успешных
президентских выборов и
гарантированной власти, по крайней
мере, до 1975 г., времени следующих
президентских выборов?
Не
претендуя на всестороннее
объяснение причин, представим авторскую
точку зрения на указанные события.
Одной из объективных причин,
обусловивших становление власти неполной
диктатуры военных в начале 1960-х
годов, явилось тяжелое
экономическое положение страны,
необходимость эффективного
использования зарубежной помощи,
повышения уровня жизни населения,
известная политическая
нестабильность. К началу 1970-х годов
поставленные новой властью
экономические задачи были во
многом решены. Пусть не до конца, но
результаты более эффективной
экономической деятельности южнокорейского
общества были налицо. Таким образом,
«снималась» одна из важнейших
объективных причин появления и
существования неполной диктатуры.
Южнокорейское общество стало более
готовым к принятию и реализации
политики демократии. Именно
поэтому в начале 1970-х годов
активизировались оппозиционные
силы. Именно поэтому частично диктаторская
власть Пак Чонхи стала более
неустойчивой. Не прекращались
студенческие волнения, и еще б декабря
1971 г. Пак Чонхи объявил в стране
чрезвычайное положение, но вскоре
был вынужден его отменить, встретив
мощное сопротивление оппозиции.
Поэтому для дальнейшего сохранения
своей власти Пак Чонхи требовалось
как можно раньше принять жесткие
меры, чтобы ограничить нараставшие
демократические тенденции.
Однако
объективные причины невозможно
перебороть волей одного или
нескольких человек. Несмотря на
установление жесткой и страшной
диктатуры, о которой южные корейцы
до сих пор вспоминают с
содроганием, сила сопротивления ей
была настолько велика, что в
конечном итоге, в совокупности с
указанными причинами объективного
характера, сумела сокрушить ее.
Приведем лишь некоторые примеры
сопротивления единоличной
диктаторской власти Пак Чонхи.
Несмотря
на запрещение политических партий,
активность оппозиции, в частности
Ким Дэчжуна, кандидата на пост
президента страны от Новой
народной партии в 1971 г., продолжала
оставаться достаточно высокой.
Так, через западные средства
массовой информации он критиковал
Пак Чонхи за его нежелание активно
содействовать объединению Кореи,
формально объявленному в качестве
важнейшей задачи реформ юсин. Поэтому
Пак Чонхи попытался физически расправиться
со своим оппонентом. 8 августа 1973 г.
Ким Дэчжун был тайно похищен
агентами южнокорейских спецслужб
из отеля «Гранд Палас» в Токио и
увезен в неизвестном направлении.
Как указывается в северокорейской
историографии, «Пак Чонхи был
намерен утопить Ким Дэчжуна в море»[7].
Через 129 часов после задержания, к 10
часам вечера 13 августа,
похищенного доставили в Корею к
себе домой, о чем было заявлено во
всеуслышание. Это была реакция Пак
Чонхи на осуждение токийских
событий со стороны мировой
общественности. Тем не менее Ким
Дэчжун был посажен под домашний
арест, и ему была запрещена всякая
политическая деятельность. Властям
Японии, союзного государства, было
принесено официальное извинение
за инцидент.
В
конце 1973 г. в Южной Корее стало
развертываться движение за
изменение антидемократической
Конституции юсин, которое
достигло таких масштабов, что 8
января 1974 г. Пак Чонхи был вынужден издать
«Указ № 1 о чрезвычайных мерах»,
направленных на подавление этого
движения. Для подавления
студенческого движения 3 апреля
того же года был издан «Указ № 4 о
чрезвычайных мерах».
15
августа 1974 г. имело место покушение
на жизнь самого Пак Чонхи. В 10
часов утра Пак Чонхи выступал в
здании Сеульского
государственного театра с
торжественной речью по случаю 29-й
годовщины со дня освобождения
страны. В это время из зала
прозвучал первый выстрел,
направленный в сторону президента.
Пак Чонхи сумел спрятаться за
трибуной. Второй выстрел поразил в
голову его супругу, госпожу Юк Ёнсу,
находившуюся в президиуме.
Стрелявшего быстро схватили. Им
оказался проживавший в Японии
кореец северокорейской
ориентации, входивший в так
называемую «Всеобщую ассоциацию
корейских [соотечественников] в
Японии» (Чо чхоннён)[8] по
имени Мун Сегван. Впоследствии
стало известно, что он проходил
специальную подготовку в КНДР и
получил задание убить Пак Чонхи,
прибыв в Южную Корею по поддельному
паспорту. Однако вряд ли всю
ответственность за инцидент стоит
приписывать «агенту» Северной
Кореи. До сих пор не получил
объяснения тот факт, каким образом
Мун Сегван смог попасть на закрытый
митинг с участием президента
страны, пронести пистолет и почему
число пуль, выпущенных из его
пистолета, оказалось меньше
количества гильз, обнаруженных на
месте преступления. Учитывая, что
Пак Чонхи умер не своей смертью,
можно предположить, что к покушению
15 августа 1974 г. могли быть причастны
граждане Южной Кореи, недовольные
диктатурой Пак Чонхи.
Вторая
половина 1974 г. также выдалась
неспокойной для президента Южной
Кореи. Теперь против Пак Чонхи
стали выступать крупные
периодические издания. Например, 24
октября 1974 г. группа журналистов
газеты «Тона илъбо» выдвинула
требование о предоставлении
свободы средствам массовой
информации. В конце 1974 г. была
создана «Ассоциация литераторов за
реальность свободы».
Таким
образом, к началу 1975 г. «диктатура юсин»
начала давать заметные сбои. Пак
Чонхи требовалось новое «законодательное
подтверждение» легитимности
своей власти. Поэтому 22 февраля 1975 г.
был проведен референдум об
отношении народа к реформированной
Конституции юсин. В референдуме
приняли участие 79,8% избирателей. Из
них 73,1% проголосовали в поддержку
Конституции. Судя по тому, что в
критической южнокорейской
исторической литературе говорится
о снижении уровня поддержки Пак
Чонхи, скорее всего референдум
проводился без больших процедурных
нарушений. И все же это была победа
Пак Чонхи. На непродолжительное
время, до 1978 г., его власть обрела
некоторую стабильность.
Проведенные
6 июля 1978 г. очередные президентские
выборы опять принесли Пак Чонхи 100-процентную
поддержку Объединительного
самостоятельного гражданского
собрания в количестве 2577 голосов,
поданных «за» при одном
недействительном бюллетене.
Однако
выборы в новое Национальное
собрание 12 декабря 1978 г., несмотря
на имевшиеся у Пак Чонхи рычаги
воздействия на их ход, показали
значительное падение влияния
Республиканской партии, получившей
лишь 31,7% голосов избирателей, в то
время как оппозиционной Новой
народной партии удалось набрать 32,8%.
Ситуацию спасла пропрезидентская
организация, так называемое «Общество
друзей политики реформ юсин» (Юсин
чжон ухве), образованное еще 10
марта 1973 г. из 73 членов парламента,
выдвинутых туда Объединительным
самостоятельным гражданским
собранием. Его сторонники получили
77 мест.
Таким
образом, несмотря на постоянно
ослабевающую поддержку народа, Пак
Чонхи обеспечил как свою
президентскую власть, так и
большинство в Национальном
собрании на ближайшие несколько
лет.
Однако
вторая половина 1979 г. оказалась для
«диктатуры юсин» роковой. Лидер
главной оппозиционной Новой
народной партии Ким Ёнсам (род. 1927)
на пресс-конференции перед
журналистами газеты «Нью-Йорк
Тайме» выступил с критикой власти
Пак Чонхи. Через некоторое время, 3
октября 1979 г., в Национальном
собрании был поднят вопрос о
лишении Ким Ёнсама депутатского
мандата за «антинациональные
действия». На следующий день, 4
октября, 159 депутатов от
Республиканской партии и «Общества
друзей политики реформ юсин приняли
соответствующее решение. 13 октября
все 66 депутатов от Новой
демократической партии в знак
протеста сложили с себя
депутатские обязанности.
В
стране нарастал кризис.
Несогласные с изгнанием Ким Ёнсама
из парламента студенты крупнейшего
южного города Пусан 16 октября 1979 г.
вышли на демонстрации протеста
против диктатуры Пак Чонхи. Размах
выступлений студентов и горожан
был настолько велик, что с 18 октября
в Пусане было введено чрезвычайное
положение. Пусанские демонстрации
перекинулись на соседний портовый
город Масан. 19 октября на улицы
вышли учащиеся Сеула, а 24 октября
— студенты Университета Кемён
южного города Тэгу. Так против Пак
Чонхи выступило население юго-востока
страны, которое ранее оказывало ему
самую большую поддержку.
Через
два дня после этого, на 26 октября, в
штаб-квартире южнокорейского
Центрального разведывательного
управления был запланирован ужин,
где Пак Чонхи и начальник ЦРУ Ким
Чжэгю (1926-1980) должны были обсуждать
вопрос о беспорядках в Пусане и Ма-сане.
Пак Чонхи был очень недоволен
действиями Ким Чжэгю. Тогда
возмущенный Ким Чжэгю в 7:35 вечера
застрелил Пак Чонхи и начальника
его охраны Чха Чжичхоля из
пистолета.
Так
завершился 18-летний период власти
Пак Чонхи. «Диктатура юсин» рухнула,
потому что была создана под одного
человека, внезапно ушедшего из
жизни.
Сайт управляется системой
uCoz