Глава
7. ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКИ:
ЮЖНАЯ
КОРЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ
«ДИКТАТОРСКОГО
РЕЖИМА» ПАК ЧОНХИ.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
Ограничиться только изложением хроники основных событий, связанных с президентством Пак Чонхи, и не сделать соответствующих комментариев по поводу той политики, которую он проводил в сфере образования, экономики, международных отношений, — значит дать неполное освещение истории Южной Кореи 1960-1970-х годов, не позволяющее адекватно оценить в ней роль Пак Чонхи.
Конечно же, время президентства Пак Чонхи было очень непростым, и южные корейцы часто вспоминают его не с самыми лучшими чувствами. Например, говорят о том, что в рамках так называемой «политики экономии» гражданам Южной Кореи не всегда разрешалось питаться так, как им этого хотелось в соответствии с их финансовыми возможностями. Например, в средних школах детям запрещалось есть в обеденный перерыв «дорогую» рисовую кашу[1]. Они должны были приносить с собой из дома на обед либо бобовую, либо ячменную кашу. При этом каждый день проводилась проверка того, кто какой обед с собой принес. Поэтому некоторые корейские дети из зажиточных семей шли на уловки, пряча рис под верхним слоем бобовой или ячменной каши.
Однако это
лишь одна особенность времени
президентства Пак Чонхи. Были в его
политике и позитивные моменты,
приведшие страну к экономическому,
а в конечном итоге — к культурному
процветанию. Ведь «Революция 16 мая»
§
1. Основные направления развития
экономики
Экономические
преобразования в стране Пак Чонхи
начал с того, что, используя новые
рычаги государственной власти,
появившиеся благодаря
диктаторской форме правления, ввел
систему планирования народного
хозяйства. Уже через два месяца
после прихода к власти, в июле
В Первую пятилетку было определено шесть основных задач, главной целью которых было создание базы для будущей независимой национальной экономики[4]: 1) повышение уровня производства сельского хозяйства и доходов крестьян; 2) обеспечение страны электроэнергией, углем и другими источниками энергии; 3) развитие ключевых отраслей промышленности; 4) максимальное использование незадействованных ресурсов; 5) расширение экспорта и улучшение платежного баланса страны; 6) увеличение капиталовложений в развитие техники, химической и электротехнической промышленности. Несмотря на наличие в программе пунктов об увеличении экспорта, в то время еще не ставились задачи превращения экономики Южной Кореи в экспортоориентированную.
Итоги
Первой пятилетки оказались
достаточно успешными во многом
благодаря тому, что в
Однако поворотным стал Второй пятилетний план экономического развития Республики Корея (1967—1971). Основными целями Второй пятилетки были модернизация производственной структуры и стремление к самостоятельности экономики. Для достижения указанных целей следовало решить следующие основные задачи: 1) самообеспечение продуктами питания, развитие лесной и рыбной промышленности; 2) создание базы высокотехнологичной промышленности через строительство предприятий химической, металлургической, машиностроительной отраслей; 3) достижение уровня экспорта в 700 млн долларов; 4) увеличение занятости населения с помощью политики планирования семьи; 5) повышение доходов населения; 6) повышение уровня научно-технического развития и уровня подготовки людских ресурсов.
Таким образом, несмотря на формальное ведущее место во Втором пятилетнем плане сельского хозяйства, особое внимание уже было обращено на развитие промышленности нового типа и производство товаров на экспорт. Благодаря дальнейшему увеличению притока иностранных инвестиций, а также ряду других факторов, о которых чуть ниже будет сказано особо, Южной Корее удалось добиться показателей среднего ежегодного прироста ВНП в 9,7%, вместо запланированных 7%. Заметно возросла доля тяжелой промышленности, составляя 2/3 от общего объема промышленного производства. Планы по развитию сельского хозяйства во многом остались невыполненными. В годы Второй пятилетки возрос уровень импорта зерновых культур, сумма которого достигла отметки в 270 млн долларов, по сравнению с 40 млн в начале пятилетки.
Третий пятилетний план (1972-1976), во многом развивавший и дополнявший задачи Второй пятилетки, был направлен не только на повышение уровня экономического развития, но и на большую сбалансированность экономики, большую степень ее самостоятельности и равномерное развитие регионов. Особое внимание уделялось развитию тяжелой и химической промышленности. Уровень экспорта планировалось довести до 3,5 млрд долларов. Особое внимание уделялось росту тяжелой и химической промышленности. Средний ежегодный уровень прироста ВНП, достигнутый в годы Третьей пятилетки, был, пожалуй, самым высоким за всю историю реализации пятилетних планов экономического развития и составил 11,2% против запланированных 8,6%.
Четвертый
пятилетний план (1977—1981),
ставивший своими задачами
дальнейшее увеличение
самостоятельности и сбалансированности
экономики, а также повышение уровня
технической модернизации,
оказался самым неудачным для
Республики Корея, если не считать
показателей
Что же лежало в основе удивительного экономического роста Южной Кореи, которая в течение полутора десятилетий предшествовавшей истории была одной из экономически (но не культурно!) отсталых стран мира?
Во-первых,
это изменение общей
экономической модели развития страны.
Взяв рычаги управления в свои руки
и сделав экономику страны регулируемой
государством с помощью военно-законодательных
мер, Пак Чонхи изменил ее характер.
Если в 1950 гг. производство было в
основном ориентировано на
внутреннее потребление и имело
целью только импортозамещение, то
Пак Чонхи уже в первые годы после
прихода к власти принял решение
переориентировать экономику
страны на экспорт. Причиной
тому было то, что, по справедливому
мнению экспертов — современников
Пак Чонхи, в стране, где практически
не было своих природных ресурсов,
единственным способом добиться
роста в экономике было ее
переориентирование на экспорт.
Правильность и эффективность
подобного пути экономического
развития доказывал положительный
опыт соседней Японии. Если в
Во-вторых, несмотря на последующие меры по сбалансированному развитию экономики, определенные в рамках задач Третьего и Четвертого пятилетних планов, на первом этапе Пак Чонхи принял осознанное решение развивать экономику страны неравномерно. Тогда, несмотря на формальные заявления, приоритет был отдан развитию промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Для решения задач создания высокоразвитой экспортоориентированной промышленности иначе и быть не могло. Кроме того, при всех негативных моментах положительным было то, что подобная несбалансированность приводила к оттоку населения из деревни в город, которому требовалась дешевая рабочая сила.
Второй момент неравномерности экономического развития состоял в том, что в первые две пятилетки приоритет отдавался легкой промышленности, где было проще добиться увеличения выпуска объема товаров на экспорт с наименьшими затратами. И лишь с Третьей и Четвертой пятилеток особые задачи были возложены на тяжелую и химическую промышленность.
Подобная
неравномерность в экономике
Республики Корея не могла не
сказаться на структуре ее экспорта.
Если в 1950-е годы, до начала
экономических реформ, Южная Корея
экспортировала главным образом
продукцию горнорудной
промышленности и в небольшом количестве
морепродукты и продукты питания, то
в 1960-е годы основой экспорта стали
одежда, обувь и другие товары
легкой промышленности. С конца 1960-х
— начала 1970-х годов главный упор бы
сделан на экспорт электроники,
машинного оборудования, химических
волокон и т.п. Экспортная
продукция южнокорейской
промышленности направлялась как в
страны, традиционно поддерживавшие
с Кореей тесные экономические
отношения (США и Япония), так и в
совсем недавно открытые для
корейского экспорта страны
Западной Европы. Союзники Южной
Кореи способствовали тому, чтобы
страна имела возможность
осуществлять стратегию создания
экспортоориентированной
экономики. Так, с 1 апреля
Третьей важнейшей особенностью экономической политики Пак Чонхи стало усиление роли государства в экономике. Иными словами, Пак Чонхи, исходя из своих представлений о «демократии корейского типа» (хангук-чок минчжучжуый), стал строить особую корейскую экономику, которую впоследствии отдельные исследователи стали называть «государственным капитализмом». Действительно, на протяжении всей предшествующей многотысячелетней истории страны государство осуществляло верховный контроль над всей хозяйственной деятельностью. Следовавшее за сменой династий перераспределение собственности на землю воспринималось как нормальное явление. Представление о верности верховному правителю и государству (чхун) являлось одним из базовых в традиционной культуре и сохранилось вплоть до новейшего времени. В период «диктатуры» Ли Сынмана корейское правительство, возможно под воздействием американских представлений о свободе и рыночной экономике, не столь активно занималось вопросами регулирования экономики страны, ограничившись главным образом решением задачи перераспределения бывшей японской собственности и распределения экономической помощи, поступавшей из США.
Правительство
Пак Чонхи с начала 1960-х годов взяло
под свой жесткий контроль
финансовую систему, конвертацию
валюты, налогообложение.
Создавались государственные
корпорации в таких стратегических
областях экономики, как финансы,
энергетика, транспорт, а также в
сельском хозяйстве. Например, 1 июля
Вместе
с тем государство взяло под жесткий
контроль деятельность частного
капитала, и прежде всего крупных
финансово-промышленных
корпораций чэболъ. Во-первых,
контроль проявился в распределении
финансовой помощи и
целенаправленных инвестиций,
поступавших в Корею по каналам
межгосударственных отношений. Так,
льготные кредиты правительство
предоставляло тем чэболъ, деятельность
которых способствовала выполнению
задач, намеченных пятилетними
планами экономического развития.
Например, председатель известной
южнокорейской корпрорации «Ссанъён»
Ким Сон-гон, преуспевший к концу 1950-х
годов в текстильном производстве, с
начала 1960-х годов сумел быстро
переориентироваться на производство
цемента, нефтепереработку и
морские перевозки, добившись в
результате льготных
государственных кредитов и
выгодных заказов. Ко всему прочему,
он даже вступил в правящую
Республиканскую партию и
впоследствии не раз избирался
депутатом Национального собрания.
По состоянию на
Во-вторых,
поскольку новая экономика Южной
Кореи строилась во многом за счет
иностранных инвестиций,
государство осуществляло жесткий
контроль в сфере долговых
обязательств частных предприятий.
Так, 2 августа
В-третьих, используя экономический потенциал чэболъ для выполнения намеченных задач, государство одновременно внимательно следило за тем, чтобы экономическая мощь чэболъ не перерастала в политическую, чтобы доходы, полученные чэболъ, направлялись в производство, а не на излишнее потребление. Государство осуществляло жесткий контроль над сферами, в которых велась деятельность чэболъ, не допуская чрезмерного распространения их влияния, например в банковском деле.
Особенно
сильная волна ограничений,
направленная против концентрации
капитала в руках отдельных семей,
владевших чэболъ, имела место
в начале 1970-х годов Так, 29 мая
Контроль
государства над чэболъ выражался
также в постоянной оценке их
деятельности и определении тех из
них, которые работали на благо
государства, и тех, которые ему так
или иначе вредили. Все частные
фирмы, включая финансово-промышленные
корпорации чэболъ, были
разделены на две группы: «сильные»
и «слабые». Слабым фирмам, например,
запрещалось получать гарантии под
иностранные кредиты, открывать
новые сферы деловой активности,
вкладывать деньги в ценные бумаги,
приобретать непроизводственное
имущество. Запрещалось
финансировать корпорации,
определенные правительством как
неэффективные и убыточные. В
результате такой политики в
Подобный
государственный контроль над
частным предпринимательством
сохранялся в Республике Корея
вплоть до конца 1990-х годов. По
состоянию на
Четвертым моментом экономической политики Пак Чонхи, о котором так или иначе уже упоминалось, но на который следует обратить особое внимание, стало изменение характера привлекаемой из-за рубежа экономической помощи. Если в 1950-е годы это была главным образом безвозмездная помощь (мусан вончжо) из США, то с 1960-х годов иностранная помощь начала носить характер инвестиций, т. е. таких денежных средств, которые «ищут дохода» и поэтому «начинают работать».
Еще
1 января
Эффект
от новой политики, направленной на
изменение характера иностранной
помощи, стал ощущаться уже в первые
годы. Не только японские
предприниматели, изначально
рассматривавшие Южную Корею как
страну приложения капиталов, но и
США, которые ранее оказывали в
основном безвозмездную помощь,
исходя из соображений
необходимости минимальной
поддержки союзника по
оборонительному блоку, стали
подходить к Республике Корея иначе.
К примеру, именно в
Пятой важнейшей составляющей новой экономической политики Пак Чонхи стала политика в сфере народного образования. Для того чтобы поднять экономику страны, Южной Корее требовались, с одной стороны, новые грамотные кадры, а с другой — воспитание патриотического национального духа (минчжок чонсин), который помог бы в известной степени компенсировать народу невозвращаемые затраты сил в виде адекватной заработной платы и поднять эффективность трудовой деятельности независимо от материального вознаграждения.
Реформа образования началась с ряда соответствующих указов Министерства культуры и образования. Главным содержанием реформы стало изменение программы образования, так что особенное внимание уделялось идеям гуманизма, особой роли государства и необходимости общественного развития.
В
тот период школа в Республике Корея,
как и в настоящее время, делилась
на начальную, среднюю и высшую
среднюю. Последняя, в свою очередь,
была двух типов: ориентированная на
практическое профессиональное
образование и «гуманитарная», т. е.
готовившая школьников к
поступлению в высшие учебные
заведения. Любопытно отметить, что
среди школьных предметов того
времени был так называемый «антикоммунизм
и мораль». Роль образования в общей
стратегии развития страны
считалась настолько важной, что в
В целом новая экономическая политика Пак Чонхи оказалась достаточно эффективной, однако имела ряд отрицательных последствий, среди которых в исторической и экономической литературе отмечаются следующие: 1) увеличение финансовой, технической и торговой зависимости от иностранных держав; 2) рост государственного долга; 3) неравномерность развития между промышленностью и сельским хозяйством, а также крупным, мелким и средним предпринимательством; 4) все больший разрыв между доходами различных социальных слоев.
Некоторые из отрицательных последствий, в частности неравномерность в развитии города и деревни, Пак Чонхи пытался преодолеть еще в годы своего президентства, организовав так называемое «Движение за новую деревню».
§2.
Движение за новую деревню
Движение за новую деревню (Сэмаыль ундон) является одной из немногих реалий времен Пак Чонхи, проявлявшей себя вплоть до конца XX столетия. Буквально перед любым административным учреждением Республики Корея и в конце 1990-х годов можно было заметить характерные флаги Движения за новую деревню — зеленые полотнища с желтым кругом посередине, на котором изображены зеленые листья. Пассажирские поезда самого высокого (до начала 2000-х годов) класса также назывались «Новая деревня».
Движение за новую деревню интересно еще и тем, что как раз в нем проявились те особенности традиционной корейской бытовой и трудовой культуры, которые стали важнейшей составной частью успеха экономической политики Пак Чонхи.
Все
началось с того, что 22 апреля
Движение
началось в
В
Действительно, теоретической основой разворачивания Движения было представление о традиционной деревенской культуре коллективизма, которая должна была помочь решить задачи улучшения положения в деревне. Однако попытка опереться на обычных деревенских старост оказалась неудачной. Тогда их решили заменить назначаемыми сверху руководителями Движения за новую деревню. Для их обучения и воспитания была образована особая «Академия по изучению и совершенствованию [духа] укрепления сельской семьи», впоследствии переименованная в «Академию руководителей новой деревни».
Движение
за новую деревню контролировалось
на государственном уровне. В
Нефтяной
кризис
Таким
образом, в середине 1970-х годов
Движение за новую деревню стало
неким универсальным средством
мобилизации народа для решения
общегосударственных задач. С одной
стороны, в
Гибель
Пак Чонхи и последующее изменение
характера власти в Республике
Корея привели к постепенному
сворачиванию Движения. В феврале
Рост экономики Республики Корея, рост благосостояния ее граждан и дальнейшее развитие рынка делали все менее необходимыми какие-либо формы внеэкономического принуждения, одной из которых как раз было Движение за новую деревню. Эти же причины являлись силой, подтачивавшей диктаторские формы правления и открывавшей Республике Корея дорогу к демократии.
[1] Особо приготовленная рисовая каша является в корейской кухне «аналогом» европейского хлеба. Как нет корейского стола без рисовой каши, так нет и стола, состоящего только из каши. К каше полагается, по меньшей мере, определенный набор овощей и по возможности различные морепродукты или мясо.
[2] В Преамбуле к
Конституции, принятой 26 декабря
[3] В литературе
встречается указание на Управление
экономического планирования, или
Бюро экономического планирования,
временем создания которого называют
1961, 1962 или
[4] Подробнее см.: Шипаев В. И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М., 1986.
[5] Первый нефтяной кризис,
оказавшийся не столь тяжелым для
экономики Южной Кореи, разразился в
октябре
[6] Статистическая информация о южнокорейских чэболъ для настоящей монографии взята из недоступной, к сожалению, для большинства российских читателей корейской книги Ли Хангу «Хангук чэболь хёнсон са (История формирования корейских [корпораций) чэболъ)» (Сеул, 1999).
[7] В отечественной
литературе с термином чучхе принято
соотносить исключительно
северокорейскую идеологию (см.
главы 11-12 Части IV настоящей книги).
Однако начиная с