Глава 8. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

В НАЧАЛЕ ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ:

ПРИХОД К ВЛАСТИ ЧОН ДУХВАНА

И ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА

 

История Четвертой Республики закончилась трагической гибелью президента Пак Чонхи 26 октября 1979 г., когда он был застрелен начальником южнокорейского ЦРУ Ким Чжэгю. Последний был аре­стован на месте преступления начальником Службы безопасности на­циональных вооруженных сил Чон Духваном (род. 1931 г.). Согласно Конституции, вся полнота власти временно перешла к тогдашнему премьер-министру Чхве Гюха (1919-2006), который с четырех часов утра следующего дня, 27 октября 1979 г., объявил в стране чрезвы­чайное положение. Командующим штабом чрезвычайного положения был назначен главнокомандующий сухопутными войсками Республи­ки Корея Чон Сынхва.

Южная Корея освободилась от ненавистного «диктатора» и наде­ялась на новое, более светлое будущее. В начале 1980 г. развернулось движение за демократию, получившее впоследствии название «сеуль­ской весны».

Однако исторические события пошли по иному, объективно пред­начертанному пути.

Пока еще трудно дать более или менее объективные оценки со­бытиям, произошедшим всего 10-30 лет назад, поскольку еще не до конца проявили себя их последствия. Кроме того, еще не вся информа­ция рассекречена и опубликована. Причины этого понятны: события недавнего прошлого всегда оказывают влияние на современность. По­этому в собственно исторической науке период истории Кореи 1980-х и в особенности 1990-х годов описан недостаточно полно, что необхо­димо учитывать при попытке понять события, произошедшие после падения «диктатуры» Пак Чонхи.

 

§ 1. Приход к власти Чон Духвана

 

После объявления чрезвычайного положения 27 октября 1979 г. формально власть в стране продолжала оставаться в руках Республи­канской партии, которую снова возглавил Ким Чжонпхиль. С конца октября по декабрь 1979 г. Чхве Гюха стал временным исполняющим обязанности президента страны. С декабря 1979 г., после соответству­ющего голосования в Объединительном самостоятельном граждан­ском собрании (по процедуре «реформ юсин»), Чхве Гюха официаль­но вступил в должность десятого президента Республики Корея. В феврале 1980 г. Республиканская партия предложила внести очеред­ные поправки в Конституцию страны. Одновременно, для того чтобы поднять свою популярность, правительство Чхве Гюха приняло ре­шение о замораживании цен на основные потребительские товары, расширении сферы применения медицинских страховок и т. п.

Однако без Пак Чонхи, своего лидера, бывшего центром всей по­литической системы юсин, Республиканская партия уже не обладала всей полнотой власти. В конце 1979 г. в Южной Корее фактически наступило двоевластие, в котором перевес все больше склонялся в пользу новых сил. Эти силы возглавил начальник Службы безопас­ности национальных вооруженных сил генерал-майор Чон Духван, на которого было возложено расследование всех обстоятельств покуше­ния на Пак Чонхи.

Примерно в 7 часов вечера 12 декабря 1979 г. по распоряжению Чон Духвана был арестован сам начальник Штаба чрезвычайного по­ложения Чон Сынхва по обвинению в связях с убийцей Пак Чонхи — Ким Чжэгю и, соответственно, в сопричастности к заговору. В тот же вечер на улицах Сеула завязалась перестрелка между войсками, перешедшими под контроль Чон Духвана, и войсками, все еще подчи­нявшимися Чон Сынхва. Столкновения происходили главным обра­зом в центре города, в районе Самгакчи, где расположено Министер­ство обороны Республики Корея, и у бывшего королевского дворца Кёнбоккун, позади которого находится «Голубой дом» — резиденция президентов Республики Корея. К утру следующего дня сторонникам Чон Духвана удалось взять под свой контроль Министерство оборо­ны, основные теле- и радиостанции, редакции газет, информацион­ные агентства. Так совершился «военный переворот 12 декабря». На­чальником Штаба чрезвычайного положения был назначен лояльный Чон Духвану генерал-лейтенант Ли Хисон. На должность начальника Столичного штаба обороны был назначен Ро Дэу (род. 1932; будущий президент Республики Корея с 1988 г.). Армейская оппозиция моло­дым «военным-политикам» была подавлена.

Чон Духван не случайно оказался на «политическом Олимпе» Рес­публики Корея. Он начал свою карьеру военного еще в 1950-е годы, будучи в составе 11-го выпуска Школы офицеров сухопутных войск, которую в свое время закончил Пак Чонхи. Поэтому после прихода Пак Чонхи к власти Чон Духван также смог занять важные посты в южнокорейской армии[1]. В 1960 г. Чон Духван ездил на стажировку в США, а в 1970 г. был отправлен на фронт в Южный Вьетнам. Опыт работы Чон Духвана в армейской службе безопасности и лидерство в группировке «военных-политиков» позволили ему 14 апреля 1980 г. занять должность исполнительного директора южнокорейского ЦРУ.

Последствием «государственного переворота 12 декабря» и поли­тической нестабильности, вызванной бессилием непопулярного пре­зидента Чхве Гюха, с одной стороны, и надвигающейся новой дикта­турой — с другой, стали массовые антиправительственные народные выступления за демократию, получившие название «сеульской весны».

«Сеульская весна» началась с мартовских выступлений студентов столичных высших учебных заведений, приступивших к занятиям по­сле каникул[2]. Поначалу их требования ограничивались демократи­зацией процесса обучения. Однако с апреля 1980 г., после перехода южнокорейского ЦРУ под руководство Чон Духвана, лозунги студен­тов стали носить более широкий политический характер и призывали к большей демократизации, отставке старого правительства вре­мен «реформ юсин», против поправок к Конституции, предложенных этим правительством. С апреля месяца также начались выступления рабочих, требовавших большей демократизации общества, повыше­ния заработной платы и улучшения условий труда. За апрель — май 1980 г. произошло 897 выступлений рабочих, в которых приняли уча­стие около 200 тыс. человек.

Особенно сильным стал накал студенческих выступлений в мае. 2 мая на улицы Сеула вышло 10 тыс. студентов. С 13 мая начались демонстрации, направленные на отмену чрезвычайного положения, введенного после гибели Пак Чонхи. Вечером 13 мая представители 27 сеульских университетов приняли план совместных действий, и на следующий день на улицы города вышли уже 50 тыс. студентов. К ним присоединились студенты еще 10 городов Южной Кореи. В тот день в столкновениях с полицией пострадали 288 человек. Выли разрушены три отделения полиции, перевернут полицейский автобус и т. п.

15 мая 1980 г. к студентам столицы присоединились и горожане. К вечеру на демонстрацию перед Сеульским вокзалом собралось око­ло 100 тыс. студентов и 50 тыс. горожан. Их требования были все те же: отмена чрезвычайного положения, отставка старого республикан­ского правительства. Однако, по мнению организаторов студенческих демонстраций, горожане не оказали им ожидавшейся поддержки (что можно объяснить особенностями традиционной корейской культуры, о которых уже упоминалось в предыдущей главе). К тому же, по их мнению, в достаточной степени уже было продемонстрировано отно­шение рядовых граждан к власти. Поэтому было принято решение о прекращении массовых выступлений. 16 мая для дальнейшей коор­динации действий было созвано Всекорейское собрание студенческих организаций.

Однако накал страстей 15 мая был настолько велик, что 17 мая по всей стране от имени Штаба чрезвычайного положения было объяв­лено о «Мерах по расширению чрезвычайного положения». Эти меры с 00 часов 18 мая приостанавливали всякую политическую деятель­ность, запрещали собрания как на улице, так и в закрытых помеще­ниях, объявляли о контроле над средствами массовой информации, прекращении занятий в высших учебных заведениях, запрещении за­бастовок и своевольного ухода с рабочих мест. Тогда эти меры были восприняты как наступление военной диктатуры, хотя с точки зрения властей, наверное, были единственно возможными: страна, экономика которой находилась под жестким контролем государства, оказалась в состоянии «привнесенного извне» экономического кризиса, который нужно было преодолеть. Ответственность за это лежала на плечах государства, которому был необходим строгий порядок.

Одновременно с введением «расширенного чрезвычайного поло­жения» было арестовано 110 человек организаторов студенческого движения. С другой стороны, как бы выполняя требования демон­странтов (реально — для усиления правящей власти) было задержано 8 человек лидеров правящей Республиканской партии во главе с Ким Чжонпхилем и несколько десятков высокопоставленных чиновников из правительства. Последних отпустили после того, как они ушли с занимаемых постов и передали государству свое имущество. Также были арестованы и лидеры оппозиции — Ким Дэчжун (поначалу был даже приговорен к смертной казни) и Ким Ёнсам.

Таким образом, во второй половине мая власть в стране факти­чески перешла в руки новых «военных-политиков» во главе с Чон Духваном. Против такого положения с оружием в руках выступили студенты и горожане крупнейшего центра юго-запада страны — города Кванчжу, выходившие на демонстрации на улицы города еще до объявления «расширения» чрезвычайного положения 17 мая.

Новые демонстрации с требованием отмены чрезвычайного поло­жения начались в 8 часов утра 18 мая у главных ворот кампуса Уни­верситета [провинции] Южная Чолла (Чоннамдэ). Уже около 10 часов утра на улицах города начались первые столкновения между демон­странтами и спецподразделениями армии. На другой день, 19 мая, ко­гда стало известно о том, что столкновения прошедшего дня привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, на централь­ные улицы города вышли не только студенты, но и горожане. В тот же день в Кванчжу было переброшено четыре батальона спецподраз­делений правительственных войск. 20 мая к демонстрантам присоеди­нились водители автобусов и такси, перекрывшие движение по цен­тральной улице Кымнамно. Перед зданием Управления провинциаль­ной администрации (провинции Южная Чолла) собралось до 50 тыс. человек, требовавших прекращения диктатуры. Несмотря на жесткую цензуру, телерадиокорпорация «Эм Би Си» (МВС; Мunhwa[3] Вroadcasting Corporation) транслировала эти события на всю страну.

Переломным в событии, которое в Южной Корее носит назва­ние «народного сопротивления в Кванчжу», стал день 21 мая. Тогда студенты и горожане захватили склады с оружием. Власти, опаса­ясь массовых кровопролитий, приняли решение об отводе правитель­ственных спецподразделений за пределы города. К 6 часам вечера[4] восставшие захватили Управление провинциальной администрации. В тот же день правительственный Штаб чрезвычайного положения распространил официальное заявление, в котором называл восставших «нечистыми элементами», «хулиганами». Из заявления станови­лось ясным, что власти будут бороться с восставшими до конца.

Начиная с 22 мая, на протяжении нескольких дней восставшие Кванчжу собирались на митинги перед зданием Управления провин­циальной администрации и требовали отмены чрезвычайного поло­жения, отставки Чон Духвана, расследования событий в Кванчжу и наказания виновных. К 25 мая, когда в город для переговоров при­был президент Чхве Гюха, насчитывалось уже 146 человек, погибших в столкновениях с правительственными силами правопорядка. Пере­говоры ни к чему не привели (всем было ясно, что реальной властью в стране президент не обладает). Тогда власти посоветовали всем ино­странцам покинуть город, а восставшие решили бороться до конца.

Штурм Кванчжу правительственными войсками начался в 3:30 утра 27 мая и завершился уже к 5 часам утра взятием основных правительственных учреждений. Народное вооруженное восстание в Кванчжу было жестоко подавлено. На улицах города погибло 154 че­ловека[5].

В южнокорейской и советской исторической литературе нередко пишется о том, что США поддержали приход к власти Чон Духва­на и не особенно возражали против кровавого подавления восстания в Кванчжу. Иногда даже говорят о прямом «вмешательстве» США, имея в виду их «предполагаемый частичный контроль» над операци­ями, проводимыми южнокорейскими вооруженными силами.

В недавно опубликованной книге В. X. Глейстина (младшего)[6], ис­полнявшего в то время обязанности посла США в Республике Корея, представлена иная точка зрения. По его мнению, подтвержденному рядом документов, в то время позиция США по отношению к Юж­ной Корее состояла в том, чтобы, не допуская «использования» Се­верной Кореей политической нестабильности Республики Корея, избегать конфронтации вооруженных сил США с местным населением, не поддерживать самопровозглашенных лидеров, а поддерживать кон­ституционный порядок и способствовать дальнейшей либерализации политической жизни в стране. После гибели президента Пак Чонхи американские власти старались налаживать отношения с новым пре­зидентом страны Чхве Гюха, а не с Чон Духваном. На события в Кванчжу США ответили заявлением о том, что они не знали о во­енных репрессиях против студентов, не поддерживают насилие в ре­шении вопросов восстановления общественного порядка и не будут посылать войска, подчиненные главнокомандующему вооруженными силами США в Южной Корее генералу Викхэму, на подавление вы­ступлений в Кванчжу. С другой стороны, опасаясь «использования Пхеньяном ситуации», в США положительно отнеслись к наведению порядка в мятежном городе, но призвали Чон Духвана как можно скорее восстановить в стране конституционный порядок и предоста­вить большую свободу политической деятельности.

Однако после подавления народного восстания в Кванчжу Чон Духван, опасаясь повторения подобных событий, предпринял еще ряд шагов, направленных на борьбу с оппозицией новой военной власти на самом высоком уровне. 31 мая 1980 г. в Сеуле был образован Комитет по чрезвычайным мерам охраны государства (Кукка пови писан тэчх-эк вивонхве), в который вошли 14 военных и 10 гражданских лиц. Во главе Комитета встал лично Чон Духван. Провозгласив своими зада­чами усиление мер по стабилизации общей обстановки, решению эко­номических проблем и т.п., Комитет фактически занялся чисткой в высшем руководстве страны. Из южнокорейского ЦРУ были уволены более 300 человек, из различных государственных правительственных учреждений — около 5,5 тыс., из находящихся в ведении государства предприятий и организаций — более 3 тыс. человек. Далее, в течение полугода, до октября 1980 г., пока Комитет не был распущен, от его имени проводились различные мероприятия, направленные на уже­сточение порядков в сфере образования, средствах массовой инфор­мации, в борьбе с преступностью.

С созданием Комитета по чрезвычайным мерам охраны государ­ства Чон Духван окончательно взял власть в свои руки. Теперь ему оставалось только оформить свой приход к власти законодательно, т. е. стать «законным президентом» страны.

 

§ 2. Установление Пятой Республики

 

Свой путь к высшему государственному посту Чон Духван начал с того, что в августе 1980 г. отстранил от должности президента Чхве Гюха. На период с 16 августа до конца месяца исполняющим обязанно­сти президента стал тогдашний премьер-министр Пак Чхунхун. А 27 августа, согласно Конституции юсин, Объединительное самостоятель­ное гражданское собрание провело очередные «выборы» президента, на которых был «избран» Чон Духван, вступивший в должность 3 сентября 1980 г.

Однако и это было временным шагом Чон Духвана. Арест руково­дителей бывшей правящей Республиканской партии, чистка в высших эшелонах власти, сформированной в рамках старой «системы юсин», наглядно демонстрировали то, что Чон Духван не желает наследовать политическую систему времен Пак Чонхи. Кроме того, в связи с но­выми экономическими и политическими условиями (рост экономики и благосостояния народа, а также массовые выступления населения против диктатуры, давление со стороны США) Чон Духван был вы­нужден пойти по пути возрождения в стране политической деятельно­сти, но такой, которая бы обеспечила ему надежную, стабильную власть.

Для этого следовало изменить Конституцию страны. Ее новый проект был предложен на всенародный референдум 22 октября 1980 г. и получил одобрение большинства (91,6% проголосовавших)[7]. Из Преамбулы Конституции были изъяты упоминания об Апрельской революции 1960 г. и «Революции 16 мая», появившиеся во времена нахождения у власти Пак Чонхи. Тем самым Чон Духван как бы «за­ново начинал» историю страны, ведя ее непосредственно от Перво-мартовского движения. Новая редакция Конституции вводила непря­мые президентские выборы (через коллегию выборщиков), срок пол­номочий президента определялся в семь лет. Президент имел особые права на введение чрезвычайного положения, роспуск Национально­го собрания. Срок полномочий депутатов парламента ограничивался четырьмя годами. Старое Объединительное самостоятельное граж­данское собрание распускалось. Государство получало право финан­сирования правящей партии.

Таким образом, с одной стороны, новая Конституция значительно усиливала власть существующего президента, а с другой — оконча­тельно ликвидировала основные атрибуты прежнего «диктаторского режима». При этом согласно новой редакции Основного закона го­сударства в Республике Корея, в принципе, должно было сформиро­ваться некое общество справедливости, в котором будет развиваться национальная культура, совершенствоваться права потребителей, по­лучат особую защиту мелкие и средние предприятия.

Согласно приложению к новой редакции Конституции до новых выборов в Национальное собрание власть в стране временно перехо­дила к учрежденному президентом Собранию установления законов охраны государства (Кукка пови иппоп хвеый). Новая Конституция была опубликована 27 октября 1980 г.

Итак, с 1981 г. Республику Корея ожидало восстановление поли­тической деятельности. Для того чтобы подготовиться к противосто­янию с оппозицией, 22 декабря 1980 г. южнокорейское ЦРУ было ре­организовано в Управление планирования безопасности государства (Кукка анчжон кихвек пу), получившее сокращенное корейское на­звание ангибу. Начальник Управления ангибу назначался президен­том. Таким образом, этот орган, помогавший в свое время Чон Духва-ну прийти к власти, в реформированном виде также оставался под контролем президента.

Поскольку новые президентские выборы с соответствии с Консти­туцией 1980 г. были назначены на 25 февраля 1981 г., уже в ян­варе стали образовываться новые политические партии. 15 января была создана правительственная Партия демократии и справедли­вости (Минчжу чэюоныйдащ сокращенно — Минчжондан)[8]. В ее состав вошло и некоторое количество членов бывшей правящей Рес­публиканской партии. Почетным председателем Минчжондан стал Чон Духван. Партия объявила своими основными принципами идеи нации, демократии, справедливости, общественного благосостояния и объединения страны. В программе партии, состоявшей из 10 пунктов, в частности, говорилось о том, что партия будет бороться против пре­бывания одного человека в течение длительного времени на высших руководящих постах, а также за «общественную справедливость». Де­ло в том, что в период президентства Пак Чонхи в южнокорейском обществе стала особенно острой проблема увеличивающегося разры­ва в уровне жизни между отдельными социальными слоями. Партия демократии и справедливости решила бороться с этим явлением.

Таким образом, несмотря на то, что приход к власти Чон Духва-на был явно не конституционным, его партия, по крайней мере, на словах, поставила своей целью создание условий для большей демо­кратизации страны (например, недопущение длительного пребывания у власти одного человека).

В том же январе 1980 г. появились и другие политические пар­тии. 17 января была образована Демократическая корейская пар­тия (Минчжу хангуктан; сокращенно —  Минхандан), выдвинув­шая своим кандидатом на пост президента Ю Чхисона. В партию вошло немало членов бывшей оппозиционной (периода президентства Пак Чонхи) Новой народной партии. 23 января была создана Корей­ская гражданская партия (Хангук кунминдан; сокращенно — Кунминдан), выдвинувшая своим кандидатом Ким Чжончхоля. Кроме указанных, был образован ряд политических партий меньшего мас­штаба.

На непрямых президентских выборах 25 февраля 1981 г. Чон Духван одержал победу. Трудно говорить, насколько демократичны­ми были эти выборы. С одной стороны, тотальный контроль над об­ществом со стороны Управления планирования безопасности государ­ства, общая атмосфера совсем недавно отмененного чрезвычайного положения, непрямая система выборов предоставляли много различ­ных способов для воздействия на исход голосования. С другой сторо­ны, программа Партии демократии и справедливости Чон Духвана, имевшая своей целью (как это ни парадоксально звучит) большую демократизацию, сокращение разрыва между бедными и богатыми, могла быть привлекательной для избирателей.

Чон Духван официально вступил в должность президента стра­ны 3 марта 1981 г. Этот же день считается началом истории Пятой Республики.

Выборы в Национальное собрание 25 марта 1981 г. также принесли победу партии Чон Духвана, получившей большинство (151) мест в парламенте.

 

§ 3. Социально-экономическая и внешняя политика Чон Духвана

 

Время президентства Чон Духвана, так же, как и Пак Чонхи, оце­нивается в исторической литературе неоднозначно. С одной стороны, говорят о том, что Чон Духван способствовал дальнейшему экономическому росту Южной Кореи, решению ряда социальных проблем, повышению престижа страны в мировом сообществе. С другой сторо­ны, встречается точка зрения, называющая период Пятой Республики временем диктатуры, репрессий, подавления свободомыслия и актив­ного развертывания народного движения за демократию. Очевидно, обе оценки по-своему справедливы. Современные южнокорейские по­литологи нередко указывают на 1985 г. как на водораздел между пе­риодом ограничения политических свобод и поворотом к демократии. Об отрицательном в период нахождения у власти президента Чон Духвана уже упоминалось в начале главы. Это прежде всего приход к власти путем военного переворота, кровавый разгон народных демон­страций в Кванчжу, ограничение политических свобод и диктаторские формы правления в первые годы президентства.

К числу достижений Чон Духвана относят развитие отношений с зарубежными странами, прежде всего в плане признания Республики Корея в качестве «цивилизованной», т.е. соблюдающей права человека, и развитой страны. Здесь особую роль сыграло то, что Юж­ная Корея смогла добиться права проведения у себя Азиатских игр 1986 г. и Олимпийских игр 1988 г. Последние фактически «открыли» Республику Корея внешнему миру. Поэтому иногда южные корейцы в шутливой форме называют Пятую Республику «Спортивной Рес­публикой». Действительно, Чон Духван уделял немало сил и средств развитию спорта в стране.

Кроме того, говорят об активной политике объединения Кореи, проводившейся Чон Духваном. В частности, 20-23 сентября 1985 г. была организована первая встреча родственников разделенных семей, проживавших на Севере и на Юге Кореи. В 1985-1987 гг. происходили постоянные встречи правительственных делегаций КНДР и Респуб­лики Корея, направленные на сближение двух корейских государств. (Переговоры были прерваны в связи с инцидентом, произошедшим 29 ноября 1987 г., когда был взорван южнокорейский самолет, следовав­ший по маршруту Багдад — Сеул.)

Перечень положительных результатов президентства Чон Духвана можно продолжить: успехи политики стабилизации цен, либерализа­ция импорта, либерализация капитала, ликвидация убыточных пред­приятий, предоставление большей самостоятельности средним учеб­ным заведениям, упрощение порядка выезда за границу.

После прихода к власти Чон Духван определил две основные цели в социально-экономической сфере: 1) преобразование Республи­ки Корея в «общество справедливости» и 2) построение «демокра­тического и процветающего государства». Наверное, поэтому партия, возглавляемая Чон Духваном, получила название «Партии демокра­тии и справедливости».

Понятие «общество справедливости» появилось на рубеже 1970-1980-х годов в связи с тем, что в результате прежних экономических преобразований, проведенных Пак Чонхи, в южнокорейском обществе стал слишком велик разрыв между бедными и богатыми. Для того чтобы добиться «справедливости», Чон Духван начал работать над решением двух больших задач: 1) выравниванием доходов, получа­емых населением, и 2) исправлением той ситуации, когда богатство решало все и открывало любые пути в обществе.

Естественно, постановка и реализация подобных задач была воз­можна в условиях государственного регулирования экономики. Это Чон Духван унаследовал от прежней власти. Однако изменилось представление об экономическом развитии. Оно перестало быть в из­вестном смысле «абстрактным», «ради цифр». Целью экономическо­го развития стало благосостояние народа. Поэтому было решено из­менить название пятилетних планов. Следующая пятилетка 1982—1986 гг. именовалась теперь «Пятый пятилетний план экономического и социального развития». Одной из основных задач нового пя­тилетнего плана стало улучшение качества жизни народа. До нача­ла 1980-х годов основной упор в экономическом развитии делался на количество. В Пятой Республике был взят курс на экономию и, со­ответственно, повышение качества продукта производства. Поэтому в новом пятилетнем плане был особо выделен вопрос о технической модернизации.

Но главным в экономической политике стало направление на ста­билизацию экономики, в отличие от прежних пятилеток с их ориен­тацией на рост. С другой стороны, рост экономических показателей в это время был сопоставим с экономическим ростом периода прези­дентства Пак Чонхи. Так, ежегодный прирост ВНП в Пятую пяти­летку составил 7,5% при изначально запланированных 8,6%. Мень­шие «проценты» объясняются тем, что в процессе реализации плана он был пересмотрен в сторону уменьшения показателей роста для то­го, чтобы улучшить внешнеторговый баланс и максимально сократить инфляцию. Действительно, за годы Пятой пятилетки удалось добить­ся сокращения роста цен на потребительские товары до уровня 3,5% в год, а внешнеторговый баланс страны впервые за всю ее историю стал практически бездефицитным. В 1982 г. объем экспорта и импорта со­ставил 21,85 и 24,25 млрд долларов, а в 1986 г. — 34,72 и 31,58 млрд долларов соответственно. Южной Корее удалось добиться среднего ежегодного роста объемов экспорта в 10,2%, причем половину его со­ставила продукция тяжелой и химической промышленности. К 1986 г. государственный долг Республики Корея сократился на 2,3 млрд дол­ларов по сравнению с предшествующим годом и составил 44,5 млрд долларов.

Каким образом правительству Чон Духвана удалось добиться по­добного сбалансированного роста экономики, снижения уровня ин­фляции? С помощью жесткого государственного контроля над экспортоориентированной экономикой страны, унаследованного еще от Четвертой Республики, а также продолжавшегося роста крупных фи­нансово-промышленных корпораций чэболъ, тесно связанных с госу­дарством, и особой традиционной культуры труда, о которой уже упо­миналось. Частные предприятия лишь тогда имели благоприятные условия для своего развития, когда их деятельность согласовывалась с задачами пятилетнего плана. Убыточные или работающие во вред планам экономического развития страны предприятия закрывались как «несостоятельные». Так, с января по сентябрь 1986 г. более 50 крупных «несостоятельных» предприятий были закрыты при прямом участии государства и переданы другим крупным фирмам. Государ­ство заставляло народ работать. Согласно Конституции Республики Корея, все граждане страны обязаны работать.

В августе 1980 г. Комитет по чрезвычайным мерам охраны го­сударства в рамках реализации мер чрезвычайного положения издал «Указ о чрезвычайных мерах по борьбе с общественным злом», в рам­ках которого были проведены проверки на предмет борьбы с «тремя видами зла» — насилием, мошенничеством и наркотиками, главным образом среди молодых людей. Задержанные по подозрению в заня­тиях одним из трех видов незаконной деятельности молодые люди иногда подвергались суду. Большинство задержанных, как правило, отправлялись на четырехнедельное или двухнедельное «перевоспита­ние» с последующим принудительным трудом сроком до полугода. Эти молодые люди составляли так называемые «Отряды переобуче­ния трех [категорий] молодежи» (по трем обозначенным видам пре­ступной деятельности). «Обучаемых» обязательно коротко стригли, так что их можно было легко узнать на улицах. (В то время у муж­чин были в моде длинные прически.) За все время по «Указу о чрез­вычайных мерах по борьбе с общественным злом» было задержано 60 755 человек. Из них 54 человека погибло в результате грубого об­ращения с ними властей. Впоследствии, в июне 1988 г., уже после падения власти Чон Духвана, по поводу этих отрядов даже устро­или судебное разбирательство. Официальная современная южноко­рейская историография относится к этим «мерам» весьма негативно. Однако рядовые южнокорейские граждане — свидетели событий тех лет — вспоминают об «Отрядах переобучения» не без чувства удовле­творения, так как, несмотря на всю жестокость предпринятых мер, в стране значительно снизился уровень преступности.

Приведенный пример показывает, насколько велика была сила го­сударства в период президентства Чон Духвана, велика настолько, что вполне могла вести экономику страны по намеченному пути.

Во внешнеполитической деятельности Чон Духвану удалось укрепить позиции Южной Кореи на международной арене. Основой для этого стало успешное экономическое развитие Республики Корея, заметно повышавшее ее роль в мировой экономике. В 1981 и 1985 гг. Чон Духван дважды нанес официальный визит в США. В ходе пер­вого визита 3 февраля 1981 г. было принято Совместное заявление, в котором еще раз подчеркивалось, что США не имеют планов полного вывода своих войск с Корейского полуострова. В 1982 г. Чон Духван совершил ряд официальных визитов в страны Африки, а в 1986 г. — в Европу. С середины 1980-х годов Южная Корея стала делать первые шаги по налаживанию отношений со странами Восточной Европы. Однако самой главной заслугой во внешнеполитической деятельно­сти Чон Духвана останется проведение в Южной Корее Азиатских игр 1986 г. и Олимпийских игр 1988 г.

Естественно, далеко не все в период президентства Чон Духвана было так хорошо. Иначе не было бы острой критики его «режима», не было бы активного народного движения, «поставившего точку» в истории диктаторского правления военных в Южной Корее. Основны­ми лозунгами, которые выдвигали участники антиправительственных демонстраций, были призывы к изменению в Конституции положения о выборах президента, т. е. замены косвенных президентских выборов на прямые, а также требование расследования событий в Кванчжу, наказания виновных и призыв к реализации «идей Кванчжу».

Одновременно с середины 1980-х годов в Республике Корея начал­ся постепенный процесс демократизации, объективно обусловленный общим экономическим ростом страны, ростом материального благо­состояния ее граждан. В новых условиях, когда рыночный экономиче­ский механизм уже был запущен, когда Южная Корея стала неотъем­лемой и важной составляющей мировой экономики, уже не требова­лось насильственной мобилизации сил народа для экономического раз­вития. Южнокорейское общество уже было готово принять демократию. На февраль 1985 г. были назначены очередные выборы в Нацио­нальное собрание Республики Корея. За год до этого в стране появил­ся ряд новых оппозиционных партий и организаций, которым впослед­ствии удалось возглавить борьбу против «диктатуры» Чон Духвана. 18 мая 1984 г. демократические силы во главе с Ким Дэчжуном и Ким Ёнсамом объявили об образовании Ассоциации за содействие демо­кратизации (Минчжухва чхучжин хёбыйхве, сокращенное корей­ское название — Минчхухёп). 18 января 1985 г. была создана Новая корейская демократическая партия (Синхан минчжудан, сокращен­ное корейское название — Синминдан, т. е. «Новая демократическая партия»[9]) во главе с Ли Мину. Одной из своих важнейших задач партия ставила изменение политической системы Республики Корея таким образом, чтобы стала возможной мирная передача власти.

Таким образом, в парламентских выборах 12 февраля 1985 г. при­нимали участие пять крупных политических партий. Правящая Пар­тия демократии и справедливости, хотя и получила большинство мест в парламенте — 148 (32,2% от общего количества голосов), не смогла собрать большинство голосов избирателей, как это было на первых выборах 1981 г.

Вновь образованная Новая корейская демократическая партия по­лучила 67 мест (29,4% голосов), Демократическая корейская партия (Минхандан) — 35 мест (19,9%), Корейская гражданская партия (Кунминдан) — 20 мест (8,9%), Новая общественная партия (Синсадан) — одно место (1,5% голосов).

Успехи на парламентских выборах придали оппозиции новые си­лы. С марта 1986 г. в крупных городах Республики Корея разверну­лось движение за сбор подписей в поддержку изменения Конститу­ции страны и введение прямых президентских выборов. Однако пово­ротным, предопределившим конец диктаторской власти в Республике Корея стал 1987 г. Тогда до Сеульской олимпиады, которая должна было помочь Южной Корее стать более открытой и лучше известной мировому сообществу, оставался всего один год.


[1] В Республике Корея очень большую роль в становлении карьеры играют так называемые «связи по линии учебного заведения» (хагъён).

[2] В Республике Корея новый учебный год начинается в марте месяце.

[3] Слово мунхва (munhwa) по-корейски означает «культура».

[4] В литературе встречается также указание на 11 часов вечера.

[5] В исторической литературе имеются различные сведения о числе жертв на­родного восстания в Кванчжу. Так, в буклете, изданном в 1990-е годы и расска­зывающем о Мемориале, построенном в память о майских событиях в Кванчжу, указано, что на территории Мемориала находятся 137 могил тех, кто погиб в дни самого восстания, и 30 могил тех, кто скончался позднее от полученных ран. В англоязычном издании «Комитета по истории событий 18 мая города Кванчжу» (2000 г.) говорится, что согласно официальной статистике во время этих событий погибло 154 человека, 64 пропали без вести, 3139 было ранено и 503 арестовано. (Тhе Мау 18th КwangJu Democratic Uprising. Кwangju, 2000. Р. 57). В литературе также встречается указание на 191 погибшего или 163 погибших и т. п. (Ibid. Р.57).

[6] Сleysteem W. H. Jr. Маssive Engagement, Маrginal Influence. Саrter and Korea in Crisis. Washington, 1999.

[7] В доступной исторической литературе не встречается сведений о том, насколь­ко свободным было волеизъявление граждан во время референдума по тексту исправлений Конституции Республики Корея.

[8] В отечественной историографии до сих пор нет устоявшейся традиции перево­да на русский язык названий многочисленных политических партий Республики Корея, образовавшихся в 1980-1990-е годы. Поэтому перевод названий полити­ческих партий, представленный в настоящей монографии, может не совпадать с имеющимся в других отечественных работах по новейшей истории Кореи.

[9] Сокращенные корейские названия политических партий не всегда поддаются переводу, поэтому в отдельных случаях перевод на русский язык опущен.

Сайт управляется системой uCoz