Глава
8. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
В
НАЧАЛЕ ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ:
ПРИХОД
К ВЛАСТИ ЧОН ДУХВАНА
И
ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА
История
Четвертой Республики закончилась
трагической гибелью президента Пак
Чонхи 26 октября
Южная
Корея освободилась от ненавистного
«диктатора» и надеялась на новое,
более светлое будущее. В начале
Однако исторические события пошли по иному, объективно предначертанному пути.
Пока еще трудно дать более или менее объективные оценки событиям, произошедшим всего 10-30 лет назад, поскольку еще не до конца проявили себя их последствия. Кроме того, еще не вся информация рассекречена и опубликована. Причины этого понятны: события недавнего прошлого всегда оказывают влияние на современность. Поэтому в собственно исторической науке период истории Кореи 1980-х и в особенности 1990-х годов описан недостаточно полно, что необходимо учитывать при попытке понять события, произошедшие после падения «диктатуры» Пак Чонхи.
§ 1. Приход к власти Чон Духвана
После
объявления чрезвычайного
положения 27 октября
Однако без
Пак Чонхи, своего лидера, бывшего
центром всей политической системы
юсин, Республиканская партия
уже не обладала всей полнотой
власти. В конце
Примерно
в 7 часов вечера 12 декабря
Чон
Духван не случайно оказался на «политическом
Олимпе» Республики Корея. Он начал
свою карьеру военного еще в 1950-е
годы, будучи в составе 11-го выпуска
Школы офицеров сухопутных войск,
которую в свое время закончил Пак
Чонхи. Поэтому после прихода Пак
Чонхи к власти Чон Духван также
смог занять важные посты в
южнокорейской армии[1]. В
Последствием «государственного переворота 12 декабря» и политической нестабильности, вызванной бессилием непопулярного президента Чхве Гюха, с одной стороны, и надвигающейся новой диктатурой — с другой, стали массовые антиправительственные народные выступления за демократию, получившие название «сеульской весны».
«Сеульская
весна» началась с мартовских
выступлений студентов столичных
высших учебных заведений,
приступивших к занятиям после
каникул[2]. Поначалу их требования
ограничивались демократизацией
процесса обучения. Однако с апреля
Особенно сильным стал накал студенческих выступлений в мае. 2 мая на улицы Сеула вышло 10 тыс. студентов. С 13 мая начались демонстрации, направленные на отмену чрезвычайного положения, введенного после гибели Пак Чонхи. Вечером 13 мая представители 27 сеульских университетов приняли план совместных действий, и на следующий день на улицы города вышли уже 50 тыс. студентов. К ним присоединились студенты еще 10 городов Южной Кореи. В тот день в столкновениях с полицией пострадали 288 человек. Выли разрушены три отделения полиции, перевернут полицейский автобус и т. п.
15
мая
Однако
накал страстей 15 мая был настолько
велик, что 17 мая по всей стране от
имени Штаба чрезвычайного
положения было объявлено о «Мерах
по расширению чрезвычайного
положения». Эти меры с 00 часов 18 мая
приостанавливали всякую
политическую деятельность,
запрещали собрания как на улице,
так и в закрытых помещениях,
объявляли о контроле над
средствами массовой информации,
прекращении занятий в высших
учебных заведениях, запрещении забастовок
и своевольного ухода с рабочих мест.
Тогда эти меры были восприняты как
наступление военной диктатуры,
хотя с точки зрения властей,
наверное, были единственно
возможными: страна, экономика
которой находилась под жестким
контролем государства, оказалась в
состоянии «привнесенного извне»
экономического кризиса, который
нужно было преодолеть.
Ответственность за это лежала на
плечах государства, которому был
необходим строгий порядок.
Одновременно с введением «расширенного чрезвычайного положения» было арестовано 110 человек организаторов студенческого движения. С другой стороны, как бы выполняя требования демонстрантов (реально — для усиления правящей власти) было задержано 8 человек лидеров правящей Республиканской партии во главе с Ким Чжонпхилем и несколько десятков высокопоставленных чиновников из правительства. Последних отпустили после того, как они ушли с занимаемых постов и передали государству свое имущество. Также были арестованы и лидеры оппозиции — Ким Дэчжун (поначалу был даже приговорен к смертной казни) и Ким Ёнсам.
Таким образом, во второй половине мая власть в стране фактически перешла в руки новых «военных-политиков» во главе с Чон Духваном. Против такого положения с оружием в руках выступили студенты и горожане крупнейшего центра юго-запада страны — города Кванчжу, выходившие на демонстрации на улицы города еще до объявления «расширения» чрезвычайного положения 17 мая.
Новые демонстрации с требованием отмены чрезвычайного положения начались в 8 часов утра 18 мая у главных ворот кампуса Университета [провинции] Южная Чолла (Чоннамдэ). Уже около 10 часов утра на улицах города начались первые столкновения между демонстрантами и спецподразделениями армии. На другой день, 19 мая, когда стало известно о том, что столкновения прошедшего дня привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, на центральные улицы города вышли не только студенты, но и горожане. В тот же день в Кванчжу было переброшено четыре батальона спецподразделений правительственных войск. 20 мая к демонстрантам присоединились водители автобусов и такси, перекрывшие движение по центральной улице Кымнамно. Перед зданием Управления провинциальной администрации (провинции Южная Чолла) собралось до 50 тыс. человек, требовавших прекращения диктатуры. Несмотря на жесткую цензуру, телерадиокорпорация «Эм Би Си» (МВС; Мunhwa[3] Вroadcasting Corporation) транслировала эти события на всю страну.
Переломным в событии, которое в Южной Корее носит название «народного сопротивления в Кванчжу», стал день 21 мая. Тогда студенты и горожане захватили склады с оружием. Власти, опасаясь массовых кровопролитий, приняли решение об отводе правительственных спецподразделений за пределы города. К 6 часам вечера[4] восставшие захватили Управление провинциальной администрации. В тот же день правительственный Штаб чрезвычайного положения распространил официальное заявление, в котором называл восставших «нечистыми элементами», «хулиганами». Из заявления становилось ясным, что власти будут бороться с восставшими до конца.
Начиная с 22 мая, на протяжении нескольких дней восставшие Кванчжу собирались на митинги перед зданием Управления провинциальной администрации и требовали отмены чрезвычайного положения, отставки Чон Духвана, расследования событий в Кванчжу и наказания виновных. К 25 мая, когда в город для переговоров прибыл президент Чхве Гюха, насчитывалось уже 146 человек, погибших в столкновениях с правительственными силами правопорядка. Переговоры ни к чему не привели (всем было ясно, что реальной властью в стране президент не обладает). Тогда власти посоветовали всем иностранцам покинуть город, а восставшие решили бороться до конца.
Штурм Кванчжу правительственными войсками начался в 3:30 утра 27 мая и завершился уже к 5 часам утра взятием основных правительственных учреждений. Народное вооруженное восстание в Кванчжу было жестоко подавлено. На улицах города погибло 154 человека[5].
В южнокорейской и советской исторической литературе нередко пишется о том, что США поддержали приход к власти Чон Духвана и не особенно возражали против кровавого подавления восстания в Кванчжу. Иногда даже говорят о прямом «вмешательстве» США, имея в виду их «предполагаемый частичный контроль» над операциями, проводимыми южнокорейскими вооруженными силами.
В недавно опубликованной книге В. X. Глейстина (младшего)[6], исполнявшего в то время обязанности посла США в Республике Корея, представлена иная точка зрения. По его мнению, подтвержденному рядом документов, в то время позиция США по отношению к Южной Корее состояла в том, чтобы, не допуская «использования» Северной Кореей политической нестабильности Республики Корея, избегать конфронтации вооруженных сил США с местным населением, не поддерживать самопровозглашенных лидеров, а поддерживать конституционный порядок и способствовать дальнейшей либерализации политической жизни в стране. После гибели президента Пак Чонхи американские власти старались налаживать отношения с новым президентом страны Чхве Гюха, а не с Чон Духваном. На события в Кванчжу США ответили заявлением о том, что они не знали о военных репрессиях против студентов, не поддерживают насилие в решении вопросов восстановления общественного порядка и не будут посылать войска, подчиненные главнокомандующему вооруженными силами США в Южной Корее генералу Викхэму, на подавление выступлений в Кванчжу. С другой стороны, опасаясь «использования Пхеньяном ситуации», в США положительно отнеслись к наведению порядка в мятежном городе, но призвали Чон Духвана как можно скорее восстановить в стране конституционный порядок и предоставить большую свободу политической деятельности.
Однако
после подавления народного
восстания в Кванчжу Чон Духван,
опасаясь повторения подобных
событий, предпринял еще ряд шагов,
направленных на борьбу с
оппозицией новой военной власти на
самом высоком уровне. 31 мая
С созданием Комитета по чрезвычайным мерам охраны государства Чон Духван окончательно взял власть в свои руки. Теперь ему оставалось только оформить свой приход к власти законодательно, т. е. стать «законным президентом» страны.
§
2. Установление Пятой Республики
Свой
путь к высшему государственному
посту Чон Духван начал с того, что в
августе
Однако и это было временным шагом Чон Духвана. Арест руководителей бывшей правящей Республиканской партии, чистка в высших эшелонах власти, сформированной в рамках старой «системы юсин», наглядно демонстрировали то, что Чон Духван не желает наследовать политическую систему времен Пак Чонхи. Кроме того, в связи с новыми экономическими и политическими условиями (рост экономики и благосостояния народа, а также массовые выступления населения против диктатуры, давление со стороны США) Чон Духван был вынужден пойти по пути возрождения в стране политической деятельности, но такой, которая бы обеспечила ему надежную, стабильную власть.
Для
этого следовало изменить
Конституцию страны. Ее новый проект
был предложен на всенародный
референдум 22 октября
Таким образом, с одной стороны, новая Конституция значительно усиливала власть существующего президента, а с другой — окончательно ликвидировала основные атрибуты прежнего «диктаторского режима». При этом согласно новой редакции Основного закона государства в Республике Корея, в принципе, должно было сформироваться некое общество справедливости, в котором будет развиваться национальная культура, совершенствоваться права потребителей, получат особую защиту мелкие и средние предприятия.
Согласно
приложению к новой редакции
Конституции до новых выборов в
Национальное собрание власть в
стране временно переходила к
учрежденному президентом Собранию
установления законов охраны
государства (Кукка пови иппоп
хвеый). Новая Конституция была
опубликована 27 октября
Итак,
с
Поскольку
новые президентские выборы с
соответствии с Конституцией
Таким образом, несмотря на то, что приход к власти Чон Духва-на был явно не конституционным, его партия, по крайней мере, на словах, поставила своей целью создание условий для большей демократизации страны (например, недопущение длительного пребывания у власти одного человека).
В
том же январе
На
непрямых президентских выборах 25
февраля
Чон
Духван официально вступил в
должность президента страны 3
марта
Выборы
в Национальное собрание 25 марта
§
3. Социально-экономическая и
внешняя политика Чон Духвана
Время
президентства Чон Духвана, так же,
как и Пак Чонхи, оценивается в
исторической литературе
неоднозначно. С одной стороны,
говорят о том, что Чон Духван
способствовал дальнейшему
экономическому росту Южной Кореи,
решению ряда социальных проблем,
повышению престижа страны в
мировом сообществе. С другой стороны,
встречается точка зрения,
называющая период Пятой Республики
временем диктатуры, репрессий,
подавления свободомыслия и активного
развертывания народного движения
за демократию. Очевидно, обе оценки
по-своему справедливы. Современные
южнокорейские политологи нередко
указывают на
К
числу достижений Чон Духвана
относят развитие отношений с
зарубежными странами, прежде всего
в плане признания Республики Корея
в качестве «цивилизованной», т.е.
соблюдающей права человека, и
развитой страны. Здесь особую роль
сыграло то, что Южная Корея смогла
добиться права проведения у себя
Азиатских игр
Кроме
того, говорят об активной политике
объединения Кореи, проводившейся
Чон Духваном. В частности, 20-23
сентября
Перечень положительных результатов президентства Чон Духвана можно продолжить: успехи политики стабилизации цен, либерализация импорта, либерализация капитала, ликвидация убыточных предприятий, предоставление большей самостоятельности средним учебным заведениям, упрощение порядка выезда за границу.
После прихода к власти Чон Духван определил две основные цели в социально-экономической сфере: 1) преобразование Республики Корея в «общество справедливости» и 2) построение «демократического и процветающего государства». Наверное, поэтому партия, возглавляемая Чон Духваном, получила название «Партии демократии и справедливости».
Понятие «общество справедливости» появилось на рубеже 1970-1980-х годов в связи с тем, что в результате прежних экономических преобразований, проведенных Пак Чонхи, в южнокорейском обществе стал слишком велик разрыв между бедными и богатыми. Для того чтобы добиться «справедливости», Чон Духван начал работать над решением двух больших задач: 1) выравниванием доходов, получаемых населением, и 2) исправлением той ситуации, когда богатство решало все и открывало любые пути в обществе.
Естественно, постановка и реализация подобных задач была возможна в условиях государственного регулирования экономики. Это Чон Духван унаследовал от прежней власти. Однако изменилось представление об экономическом развитии. Оно перестало быть в известном смысле «абстрактным», «ради цифр». Целью экономического развития стало благосостояние народа. Поэтому было решено изменить название пятилетних планов. Следующая пятилетка 1982—1986 гг. именовалась теперь «Пятый пятилетний план экономического и социального развития». Одной из основных задач нового пятилетнего плана стало улучшение качества жизни народа. До начала 1980-х годов основной упор в экономическом развитии делался на количество. В Пятой Республике был взят курс на экономию и, соответственно, повышение качества продукта производства. Поэтому в новом пятилетнем плане был особо выделен вопрос о технической модернизации.
Но
главным в экономической политике
стало направление на стабилизацию
экономики, в отличие от прежних
пятилеток с их ориентацией на рост.
С другой стороны, рост
экономических показателей в это
время был сопоставим с
экономическим ростом периода президентства
Пак Чонхи. Так, ежегодный прирост
ВНП в Пятую пятилетку составил 7,5%
при изначально запланированных 8,6%.
Меньшие «проценты» объясняются
тем, что в процессе реализации
плана он был пересмотрен в сторону
уменьшения показателей роста для
того, чтобы улучшить
внешнеторговый баланс и
максимально сократить инфляцию.
Действительно, за годы Пятой
пятилетки удалось добиться
сокращения роста цен на
потребительские товары до уровня 3,5%
в год, а внешнеторговый баланс
страны впервые за всю ее историю
стал практически бездефицитным. В
Каким
образом правительству Чон Духвана
удалось добиться подобного
сбалансированного роста экономики,
снижения уровня инфляции? С
помощью жесткого государственного
контроля над
экспортоориентированной
экономикой страны, унаследованного
еще от Четвертой Республики, а
также продолжавшегося роста
крупных финансово-промышленных
корпораций чэболъ, тесно
связанных с государством, и особой
традиционной культуры труда, о
которой уже упоминалось. Частные
предприятия лишь тогда имели
благоприятные условия для своего
развития, когда их деятельность
согласовывалась с задачами
пятилетнего плана. Убыточные или
работающие во вред планам
экономического развития страны
предприятия закрывались как «несостоятельные».
Так, с января по сентябрь
В
августе
Приведенный пример показывает, насколько велика была сила государства в период президентства Чон Духвана, велика настолько, что вполне могла вести экономику страны по намеченному пути.
Во
внешнеполитической деятельности
Чон Духвану удалось укрепить
позиции Южной Кореи на
международной арене. Основой для
этого стало успешное экономическое
развитие Республики Корея, заметно
повышавшее ее роль в мировой
экономике. В 1981 и 1985 гг. Чон Духван
дважды нанес официальный визит в
США. В ходе первого визита 3
февраля
Естественно, далеко не все в период президентства Чон Духвана было так хорошо. Иначе не было бы острой критики его «режима», не было бы активного народного движения, «поставившего точку» в истории диктаторского правления военных в Южной Корее. Основными лозунгами, которые выдвигали участники антиправительственных демонстраций, были призывы к изменению в Конституции положения о выборах президента, т. е. замены косвенных президентских выборов на прямые, а также требование расследования событий в Кванчжу, наказания виновных и призыв к реализации «идей Кванчжу».
Одновременно
с середины 1980-х годов в Республике
Корея начался постепенный процесс
демократизации, объективно
обусловленный общим экономическим
ростом страны, ростом
материального благосостояния ее
граждан. В новых условиях, когда
рыночный экономический механизм
уже был запущен, когда Южная Корея
стала неотъемлемой и важной
составляющей мировой экономики,
уже не требовалось насильственной
мобилизации сил народа для
экономического развития.
Южнокорейское общество уже было
готово принять демократию. На
февраль
Таким
образом, в парламентских выборах 12
февраля
Вновь образованная Новая корейская демократическая партия получила 67 мест (29,4% голосов), Демократическая корейская партия (Минхандан) — 35 мест (19,9%), Корейская гражданская партия (Кунминдан) — 20 мест (8,9%), Новая общественная партия (Синсадан) — одно место (1,5% голосов).
Успехи на парламентских выборах
придали оппозиции новые силы. С
марта
[1] В Республике Корея очень большую роль в становлении карьеры играют так называемые «связи по линии учебного заведения» (хагъён).
[2] В Республике Корея новый учебный год начинается в марте месяце.
[3] Слово мунхва (munhwa) по-корейски означает «культура».
[4] В литературе встречается также указание на 11 часов вечера.
[5] В исторической
литературе имеются различные
сведения о числе жертв народного
восстания в Кванчжу. Так, в буклете,
изданном в 1990-е годы и рассказывающем
о Мемориале, построенном в память о
майских событиях в Кванчжу, указано,
что на территории Мемориала
находятся 137 могил тех, кто погиб в
дни самого восстания, и 30 могил тех,
кто скончался позднее от
полученных ран. В англоязычном
издании «Комитета по истории
событий 18 мая города Кванчжу» (
[6] Сleysteem W. H. Jr. Маssive Engagement,
Маrginal Influence. Саrter and Korea in Crisis.
[7] В доступной исторической литературе не встречается сведений о том, насколько свободным было волеизъявление граждан во время референдума по тексту исправлений Конституции Республики Корея.
[8] В отечественной историографии до сих пор нет устоявшейся традиции перевода на русский язык названий многочисленных политических партий Республики Корея, образовавшихся в 1980-1990-е годы. Поэтому перевод названий политических партий, представленный в настоящей монографии, может не совпадать с имеющимся в других отечественных работах по новейшей истории Кореи.
[9] Сокращенные корейские названия политических партий не всегда поддаются переводу, поэтому в отдельных случаях перевод на русский язык опущен.