Глава
9. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
НА
ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ:
ПРЕЗИДЕНТ
РО ДЭУ И ШЕСТАЯ РЕСПУБЛИКА
Конец 1980-х годов стал для Республики Корея тем временем, когда из политической жизни страны начали исчезать элементы военной диктатуры. В стране стали возможными настоящие демократические выборы и смена военного правительства на гражданское.
Конечно же, будучи восточным государством, Республика Корея и к концу 1990-х годов не стала «демократическим» государством с точки зрения представлений о «западной демократии». Все так же была велика роль государства, строги традиционные отношения между старшими и младшими, высок уровень коллективизма, а значит и вытекающей из него личной несвободы.
И
все же время президента Ро Дэу[1] (род.
в
§
1. Приход к власти Ро Дэу.
Провозглашение Шестой Республики
Несмотря
на то, что на протяжении всего
Подобное
заявление вызвало мощное
сопротивление со стороны народа
Южной Кореи, во главе которого
встали оппозиционные политики. 1
мая
Таким
образом, в
10
июня
Однако на этом серия народных выступлений, вдохновленных и организованных Гражданским штабом, не завершилась. 18 июня в 14 городах Республики Корея с новой силой вспыхнули антиправительственные демонстрации, объединенные лозунгом запрета использования полицией гранат со слезоточивым газом. В этот день центрами народных выступлений стали Сеул и Пусан, а в последующие дни самые массовые демонстрации происходили в южных городах Кванчжу и Сунчхон. Наряду с требованием запрета использования гранат со слезоточивым газом, участники антиправительственных выступлений выдвигали лозунги об отмене «мер по защите Конституции» и свержения диктатуры.
20
июня
Времени
диктатуры в Республике Корея
пришел конец. Сам факт возможности
публикации подобного заявления
свидетельствовал о том, что
средства массовой информации
страны уже являются в известной
степени свободными. 24 июня
Несмотря на переговоры, 26 июня по всей стране начался так называемый «Мирный марш», охвативший 33 города. Однако марш оказался совсем не таким «мирным», как гласило его название: были разгромлены 31 полицейский участок, 4 провинциальных представительства правящей Партии демократии и справедливости.
Властям,
которые, очевидно, к этому времени
уже не располагали эффективными
средствами подавления подобных
широкомасштабных народных
выступлений, пришлось пойти на
уступки. 29 июня
Заявление лидера правящей партии от 29 июня означало победу демократических сил Республики Корея. Оно продемонстрировало то, что бывшая «диктатура» уже не имела силы, так как ей не удалось справиться с народными волнениями. В отличие от предшествующих периодов истории, даже не была предпринята попытка объявления чрезвычайного положения. Возможно, Чон Духван сознательно шел навстречу неизбежной тенденции демократизации южнокорейского общества.
Летом
и осенью
Всенародный
референдум по новой Конституции
состоялся 27 октября
После принятия новой Конституции для окончательного достижения цели построения демократического государства в Республике Корея оставалось только провести новые президентские и парламентские выборы, т. е. сменить власть.
Выборы
президента были назначены на 16
декабря
Однако
на выборах победу одержал совсем
другой человек, представлявший
прежнюю правящую Партию демократии
и справедливости — Ро Дэу. Это
произошло по причине раскола в
лагере оппозиции. Чуть больше чем
за месяц до президентских выборов,
Ким Дэчжун вышел из Партии
объединения и демократии Ким
Ёнсама и 12 ноября
Ро Дэу одержал победу на президентских выборах, имея не очень большой перевес. За него проголосовало 36,6% (8 282 738) избирателей, принявших участие в выборах, за Ким Енсама — 28% (6 337 558), а за Ким Дэчжуна — 27% (6 113 375) избирателей. Ким Чжонпхиль, бывший лидер Демократической республиканской партии, занимавший в 1971-1975 гг. пост премьер-министра, набрал 8,1% (1 823 067) голосов как кандидат от Новой демократической республиканской партии (Син минчжу конхвадан). Любопытно отметить, что и в этих президентских выборах на популярность того или иного кандидата оказала влияние не только политическая платформа представляемой им партии, но и так называемая «региональная неприязнь», о которой уже упоминалось. Так, Ким Дэчжун одержал победу в родной провинции Чолла (Северной и Южной), а также в Сеуле, где проживает большое количество выходцев из этой провинции. За Ким Енсама проголосовали жители его родной провинции Южная Кёнсан. Ро Дэу отдало предпочтение население граничащих с Сеулом провинций, а также его родной провинции — Северная Кёнсан. Ким Чжонпхиль одержал убедительную победу в своей родной провинции Южная Чхунчхон[2].
Помимо раскола оппозиции и «региональной неприязни», к причинам победы Ро Дэу относят организационную и финансовую мощь правящей Партии демократии и справедливости, которая сумела обеспечить достаточную эффективность предвыборной кампании.
Когда
говорят о приходе к власти 13-го
президента Республики Корея Ро Дэу,
то нередко употребляют выражение «приход
к власти генерала». Однако такое
восприятие Ро Дэу вряд ли будет
корректным. Действительно, Ро Дэу (род.
После
избрания Чон Духвана на пост
президента, Ро Дэу стал постепенно
отходить от карьеры военного и все
больше приобщаться к политической
деятельности. Так, в
Однако
приход к власти бывшего военного,
да еще и представителя правящей
партии, ассоциировавшейся некогда
с диктатурой, совсем не означал
восстановления этой диктатуры. Во-первых,
Конституция Южной Кореи стала
другой: она ограничила власть
президента и расширила права
парламента. Во-вторых, с вводом
новой Конституции в стране стали
осуществляться демократические
свободы, обещанные Ро Дэу в его
заявлении от 29 июня
Ро
Дэу вступил в должность 25 февраля
Число
избирателей, принявших участие в
голосовании, составило 75,8%, что было
заметно ниже уровня участия в
президентских выборах. Из 299 мест в
национальном парламенте «правящая»
Партия демократии и справедливости
получила только 125 мест. Главной оппозиционной
партией, стала Партия мира и
демократии Ким Дэчжуна, которой
досталось 70 мест. Второй
оппозиционной партией стала Партия
объединения и демократии Ким
Енсама, получившая 59 мест. Партия
Ким Чжонпхиля смогла занять 35 мест.
Остальные 10 мест были отданы
беспартийным (9) и 1 депутату от
Корейской национальной
демократической партии (Хангёре
минчжудан; образована 29 марта
Диктатура
через лидерство одной «правящей»
партии уже была невозможна. На
какое-то время в Республике Корея
сложилась четырехпартийная
система. В
Таким
образом, до марта
Каким
же было время президентства Ро Дэу
во внутриполитическом плане?
Подводя итоги, можно сказать, что в
1988-1993 гг. на практике реализовались
планы демократизации Республики
Корея, провозглашенные в заявлении
от 29 июня
Не менее заметными стали успехи Ро Дэу и на поприще внешнеполитической деятельности.
§
2. Внешняя политика Ро Дэу
В области внешней политики Ро Дэу продолжил деятельность, начатую во времена президентства Чон Духвана и направленную на мировое признание Республики Корея, ее активное вхождение в мировое сообщество как полноценного и развитого государства.
Поворотным
пунктом в этом процессе стали 24-е
Олимпийские игры
Время
прихода Ро Дэу к власти, конец 1980-х
годов, стал временем окончания «холодной
войны» (о чем было объявлено в
декабре
В
том же году были установлены
отношения с СССР на уровне
консульств. Полномасштабные
отношения с Советским Союзом были
установлены в
Установление дипломатических отношений с Советским Союзом, а затем Российской Федерацией было важнейшим достижением Южной Кореи не только в сфере внешней политики, но и в области обеспечения безопасности на Корейском полуострове. Один из главнейших союзников КНДР («потенциального агрессора») теперь стал дружественным для Южной Кореи государством.
Установление
дипломатических отношений между
Республикой Корея и Китайской
Народной Республикой, произошедшее
после подписания в Пекине 24
августа
Прекращение «холодной войны» и налаживание дружественных отношений с Советским Союзом (Российской Федерацией), странами Восточной Европы и Китайской Народной Республикой сделали реальной возможность вступления Республики Корея в ООН. Ранее это было невозможно осуществить как раз по причине противодействия указанных стран, признававших КНДР единственным законным государством на Корейском полуострове.
В
правительственном Меморандуме от 5
апреля
В
том же году и Корейская Народно-Демократическая
Республика обратилась в ООН с
аналогичным заявлением. Правда,
КНДР внесла предложение, чтобы
Северная и Южная Корея имели в ООН
только одно место (один голос). Это
объяснялось тем, что, с точки зрения
Северной Кореи, официальное
признание мировым сообществом двух
самостоятельных государств только
усугубляет проблему разделения
страны. Однако предложение КНДР не
было принято, и 17 сентября
Вступление Республики Корея в ООН — одно из самых важных достижений внешней политики Ро Дэу. Оно стало результатом оперативного реагирования южнокорейского правительства на изменение ситуации в мире.
Несмотря
на то, что вступление в ООН
Республики Корея и КНДР в известной
степени закрепило разделение
Корейского полуострова, именно во
время президентства Ро Дэу снова
возобновились межкорейские
контакты на высшем уровне. Так, в
декабре
В социально-экономической сфере Ро Дэу также удалось добиться определенных успехов, хотя в начале 1990-х годов страна столкнулась с новыми экономическими трудностями.
§
3. Социально-экономическая ситуация
в годы президентства Ро Дэу
К моменту образования Шестой Республики экономика Южной Кореи уже развивалась в соответствии со сложившимися к тому времени объективными условиями. Определяющими в этих новых условиях были следующие моменты.
Благодаря предшествовавшему экономическому росту, а также профсоюзному движению (более развитому, чем в странах Запада в аналогичный период времени), в стране возрос уровень средней заработной платы. С ростом заработной платы с конца 1980-х — начала 1990-х годов увеличилась себестоимость южнокорейских товаров и как следствие — снизилась их конкурентоспособность на мировом рынке. К тому же на рынке традиционного южнокорейского экспорта (одежда, обувь, электроника) появился новый конкурент — Китайская Народная Республика.
С другой стороны, все большее вхождение Республики Корея в мировое экономическое пространство привело к либерализации импорта товаров и возрастанию его уровня. Так, если во времена президентства Чон Духвана торговый баланс Южной Кореи значительно стабилизировался, а в отдельные годы экспорт превышал импорт, то в начале 1990-х годов Республика Корея снова вернулась к такой ситуации, когда импорт стал превышать экспорт (см. табл. 4).
С ростом отрицательного сальдо торгового баланса снова стал увеличиваться государственный долг.
Таблица
4. Основные показатели внешней
торговли Республики Корея
в
1989-1991 гг.*
Год |
Экспорт (млрд
долл.) |
Импорт
(млрд
долл.) |
Сальдо
торгового баланса (млрд долл.) |
1989
1990 1991 |
62,4 65 71,9 |
61,5 70 81,5 |
+0,9 -5 -9,6 |
*
Составлено по: Пён Тхэсоп. Хангукса
тхоннон (Очерки по истории Кореи).
Сеул, 1998. С. 508.
В связи с необходимостью снижения себестоимости товаров южнокорейские предприниматели стали прибегать к услугам рабочих из стран Юго-Восточной Азии, а также к переносу производства в страны с дешевой рабочей силой, такие, как Китай.
Несмотря
на указанные негативные тенденции
во внешнеторговом балансе
Республики Корея, страна
продемонстрировала в годы президентства
Ро Дэу довольно высокие темпы роста
ВНП. В
В
экономической политике, несмотря
на известную либерализацию, Ро Дэу
продолжил практику
государственного регулирования
экономики. В 1987—1991 гг. в Республике
Корея реализовывался Шестой
пятилетий план экономического и
социального развития, а в
Цели Седьмого пятилетнего плана (1992-1996), реализация которого относится уже ко времени нахождения у власти следующего президента, но который разрабатывался при Ро Дэу, во многом были похожими на цели предшествующей пятилетки: улучшение и стабилизация достигнутых результатов и выравнивание непропорциональных элементов экономики. Конкретными задачами были определены: повышение уровня конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке, роли Республики Корея в мировой экономической системе, роли общественных экономических институтов (при сохранении приоритета в развитии рыночной экономики) и повышение качественного уровня благосостояния южнокорейских граждан. Уровень прироста ВНП был определен в 7%.
Как
и в период Пятой Республики, в
экономическом развитии страны Ро
Дэу акцентировал внимание на
повышении роли финансово-промышленных
корпораций чэболь. Так, в
Высокие
темпы экономического роста,
достигнутые в годы президентства
Ро Дэу, принесли Республике Корея
еще большую зависимость ее
экспортоориентированной экономики
от зарубежного сырья, техники и
технологий[5].
Несмотря на провозглашенные в Шестом и Седьмом пятилетних планах задачи повышения благосостояния народа, спекуляции крупных финансово-промышленных корпораций чэболъ недвижимостью и акциями привели к значительному повышению цен и хаосу на рынке недвижимости.
И
тем не менее, подводя общие итоги
периоду президентства Ро Дэу, можно
сказать, что, хотя формально он
являлся преемником «диктатора» Чон
Духвана, был выходцем из тех же
военных, которые в конце 1970-х —
начале 1980-х годов захватили власть
силой, характер его власти был
совершенно другим. Во-первых, Ро Дэу
был избран на пост президента
демократическим путем посредством
прямого тайного всенародного
голосования. Во-вторых, он
руководил страной в условиях
функционирования новой, самой
демократической Конституции
Республики Корея (
Поэтому президентство Ро Дэу объективно способствовало дальнейшему развитию демократии в Южной Корее. В свою очередь это привело к тому, что следующим южнокорейским президентом стал не военный, а гражданский человек, имевший огромные заслуги как борец за демократию, лидер новой коалиционной Демократической либеральной партии Ким Ёнсам.
[1] Ро Дэу — не совсем правильное прочтение корейского имени Но Тхэу, пришедшее в русский язык через английскую транскрипцию.
[2] Воздействие «региональной неприязни» на политическую жизнь Республики Корея достаточно велико и на рубеже ХХ-ХХI столетий.
[3] См., напр.: Ким Ёнмён. Кочхё-ссын Хангук хёндэ чончхиса (Исправленная новейшая политическая история Кореи). Сеул, 1999. С. 288.
[4] Подробнее об отношениях России и Кореи (как Южной, так и Северной) в 1990-е годы см., напр.: Россия и Корея. Модернизация, реформы, международные отношения. М., 1997; Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000, а также ряд других работ.
[5] На рубеже 1980-1990-х годов Южная Корея вкладывала средств в разработку новых технологий в 33,5 раза меньше, чем США, в 17,6 раз меньше, чем Япония, и в 4,1 раза меньше, чем Великобритания.