Глава 9. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

НА ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ:

ПРЕЗИДЕНТ РО ДЭУ И ШЕСТАЯ РЕСПУБЛИКА

 

Конец 1980-х годов стал для Республики Корея тем временем, ко­гда из политической жизни страны начали исчезать элементы военной диктатуры. В стране стали возможными настоящие демократические выборы и смена военного правительства на гражданское.

Конечно же, будучи восточным государством, Республика Корея и к концу 1990-х годов не стала «демократическим» государством с точки зрения представлений о «западной демократии». Все так же была велика роль государства, строги традиционные отношения меж­ду старшими и младшими, высок уровень коллективизма, а значит и вытекающей из него личной несвободы.

И все же время президента Ро Дэу[1] (род. в 1932 г.) явилось нача­лом истории Республики Корея как демократического государства.

 

§ 1. Приход к власти Ро Дэу. Провозглашение Шестой Республики

 

Несмотря на то, что на протяжении всего 1986 г. в стране актив­но развертывалось народное движение за изменение Конституции, 13 апреля 1987 г. Чон Духван выступил с заявлением о том, что будут предприняты меры для сохранения старой Конституции. Для того чтобы обеспечить в стране стабильность и порядок в преддверие при­ближающейся Олимпиады, он предложил провести выборы коллегии выборщиков, а затем, в текущем 1987 г., — президента. Вопрос обсуж­дения нового проекта Конституции предлагалось перенести на время после Сеульской олимпиады.

Подобное заявление вызвало мощное сопротивление со стороны народа Южной Кореи, во главе которого встали оппозиционные по­литики. 1 мая 1987 г. была образована новая Партия объединения и демократии (Тхониль минчжудан, сокращенное корейское назва­ние — Минчжудан, «Демократическая партия»), председателем кото­рой стал один из самых известных и популярных лидеров оппозиции Ким Ёнсам. На должность «постоянного советника» партии был из­бран Ким Дэчжун, которому тогда еще не было возвращено право за­нятия политической деятельностью. Демократическая партия стала ядром новой всекорейской антиправительственной организации, со­зданной 27 мая 1987 г. и получившей название Штаб гражданского движения за демократическую Конституцию (или просто — Граждан­ский штаб). Целью Штаба стала организация и руководство народным движением за новую Конституцию, а значит и за смену всей полити­ческой системы.

Таким образом, в 1987 г. впервые за всю историю демократическо­го движения Республики Корея народные выступления были органи­зованными и руководимыми из единого центра.

10 июня 1987 г. при активном участии Штаба в 18 городах страны прошли народные митинги, на которых звучали призывы отмены «мер по защите Конституции от 13 апреля», ликвидации политическо­го давления властей, расследования дела студента Сеульского универ­ситета Пак Чончхоля, погибшего в январе 1987 г. под пытками поли­цейских. На подавление демонстраций, продолжавшихся до 15 июня, по всей стране было задействовано до 60 тыс. полицейских. За это время демонстранты совершили нападения на мэрию, 15 полицейских участков и другие правительственные учреждения. По официальным (неполным) данным, в столкновениях пострадали 708 полицейских и 30 демонстрантов.

Однако на этом серия народных выступлений, вдохновленных и организованных Гражданским штабом, не завершилась. 18 июня в 14 городах Республики Корея с новой силой вспыхнули антиправитель­ственные демонстрации, объединенные лозунгом запрета использова­ния полицией гранат со слезоточивым газом. В этот день центрами народных выступлений стали Сеул и Пусан, а в последующие дни самые массовые демонстрации происходили в южных городах Кванчжу и Сунчхон. Наряду с требованием запрета использования гранат со слезоточивым газом, участники антиправительственных выступ­лений выдвигали лозунги об отмене «мер по защите Конституции» и свержения диктатуры.

20 июня 1987 г. Гражданский штаб выступил с заявлением, в ко­тором еще раз подтверждались требования, выдвинутые демонстран­тами, а также содержался призыв освободить участников-активистов демонстраций 10 июня, арестованных властями. В заявлении Гражданский штаб предупреждал о том, что в случае неудовлетворения предъявленных требований будет организована еще одна общегосу­дарственная антиправительственная акция «Мирный марш проте­ста». Таким образом, было еще раз продемонстрировано, что анти­правительственные народные силы находятся под контролем Граж­данского штаба, а значит, представляют огромную, практически несо­крушимую силу.

Времени диктатуры в Республике Корея пришел конец. Сам факт возможности публикации подобного заявления свидетельствовал о том, что средства массовой информации страны уже являются в из­вестной степени свободными. 24 июня 1987 г. Чон Духван пошел на переговоры с Ким Ёнсамом, лидером Партии объединения и демокра­тии, стоявшей во главе Гражданского штаба, для того, чтобы попы­таться стабилизировать положение в стране мирным путем и найти приемлемые пути выхода из сложившегося политического кризиса.

Несмотря на переговоры, 26 июня по всей стране начался так назы­ваемый «Мирный марш», охвативший 33 города. Однако марш ока­зался совсем не таким «мирным», как гласило его название: были разгромлены 31 полицейский участок, 4 провинциальных представи­тельства правящей Партии демократии и справедливости.

Властям, которые, очевидно, к этому времени уже не располага­ли эффективными средствами подавления подобных широкомасштаб­ных народных выступлений, пришлось пойти на уступки. 29 июня 1987 г. Ро Дэу как представитель правящей Партии демократии и справедливости, а также кандидат на будущих президентских выбо­рах (был выдвинут в качестве кандидата еще 10 июня 1987 г.) вы­ступил с сенсационным обращением. В нем говорилось, что он при­нимает требования оппозиционных партий и народа и заверяет, что уже в текущем году произойдут президентские выборы и в феврале 1988 г. будет сформировано новое правительство. При этом Конститу­ция Республики Корея будет пересмотрена так, что страна вернется к прямым президентским выборам, в полной мере будет разрешена свобода слова, расширятся основные права граждан, начнет реали­зовываться политика местного самоуправления, система образования станет более самостоятельной, всем политическим партиям будет га­рантирована свобода деятельности.

Заявление лидера правящей партии от 29 июня означало победу демократических сил Республики Корея. Оно продемонстрировало то, что бывшая «диктатура» уже не имела силы, так как ей не удалось справиться с народными волнениями. В отличие от предшествующих периодов истории, даже не была предпринята попытка объявления чрезвычайного положения. Возможно, Чон Духван сознательно шел навстречу неизбежной тенденции демократизации южнокорейского общества.

Летом и осенью 1987 г. Национальное собрание занималось раз­работкой и обсуждением очередной, девятой по счету, редакции Кон­ституции. В то же время, в июле-сентябре 1987 г., несмотря на победу движения за демократию, народные выступления не прекратились, а перешли в иное русло. За этот период образовалось более 1000 новых профсоюзов, а по числу выступлений рабочих 1987 г. стал рекордным по сравнению со всем предшествующим периодом истории начиная с 1960 г.

Всенародный референдум по новой Конституции состоялся 27 ок­тября 1987 г. За нее проголосовало более 93% избирателей, приняв­ших участие в голосовании (78,2%). Конституция была официально обнародована 29 октября. Новый Основной закон Республики Корея вводил прямые президентские выборы и лимитировал срок президент­ских полномочий пятью годами. Значительно ограничивалась власть президента: из его ведения изымалось право объявления чрезвычай­ного положения и право роспуска Национального собрания. При этом были расширены полномочия самого Национального собрания. Новая Конституция также значительно расширяла права граждан и впервые в истории Республики Корея вводила конституционный суд.

После принятия новой Конституции для окончательного дости­жения цели построения демократического государства в Республике Корея оставалось только провести новые президентские и парламент­ские выборы, т. е. сменить власть.

Выборы президента были назначены на 16 декабря 1987 г. Однако их результат оказался неожиданным (с точки зрения событий июня 1987 г.). Казалось, уже пришло время кому-либо из лидеров оппози­ции, потратившим огромное количество времени и сил на борьбу с диктатурой, часто рисковавших жизнью во имя демократии, таким, как Ким Ёнсам или Ким Дэчжун, прийти к власти, стать президентом Республики Корея.

Однако на выборах победу одержал совсем другой человек, пред­ставлявший прежнюю правящую Партию демократии и справедливо­сти — Ро Дэу. Это произошло по причине раскола в лагере оппозиции. Чуть больше чем за месяц до президентских выборов, Ким Дэчжун вышел из Партии объединения и демократии Ким Ёнсама и 12 но­ября 1987 г. образовал свою собственную Партию мира и демокра­тии (Пхёнхва минчжудан). В программе партии была отражена осо­бая теория мирного объединения Кореи в три этапа, разработанная Ким Дэчжуном. Основной задачей определялось создание демокра­тического правительства в Корее. Однако одной из основных причин, побудивших Ким Дэчжуна создать свою собственную партию, стало его мнение о необходимости выдвижения собственной кандидатуры на пост президента страны.

Ро Дэу одержал победу на президентских выборах, имея не очень большой перевес. За него проголосовало 36,6% (8 282 738) избира­телей, принявших участие в выборах, за Ким Енсама — 28% (6 337 558), а за Ким Дэчжуна — 27% (6 113 375) избирателей. Ким Чжонпхиль, бывший лидер Демократической республиканской партии, за­нимавший в 1971-1975 гг. пост премьер-министра, набрал 8,1% (1 823 067) голосов как кандидат от Новой демократической республикан­ской партии (Син минчжу конхвадан). Любопытно отметить, что и в этих президентских выборах на популярность того или иного канди­дата оказала влияние не только политическая платформа представ­ляемой им партии, но и так называемая «региональная неприязнь», о которой уже упоминалось. Так, Ким Дэчжун одержал победу в род­ной провинции Чолла (Северной и Южной), а также в Сеуле, где проживает большое количество выходцев из этой провинции. За Ким Енсама проголосовали жители его родной провинции Южная Кёнсан. Ро Дэу отдало предпочтение население граничащих с Сеулом провинций, а также его родной провинции — Северная Кёнсан. Ким Чжонпхиль одержал убедительную победу в своей родной провинции Южная Чхунчхон[2].

Помимо раскола оппозиции и «региональной неприязни», к при­чинам победы Ро Дэу относят организационную и финансовую мощь правящей Партии демократии и справедливости, которая сумела обес­печить достаточную эффективность предвыборной кампании.

Когда говорят о приходе к власти 13-го президента Республики Корея Ро Дэу, то нередко употребляют выражение «приход к власти генерала». Однако такое восприятие Ро Дэу вряд ли будет коррект­ным. Действительно, Ро Дэу (род. 1932 г.) начинал свою карьеру как военный. В 1955 г. вместе с Чон Духваном он окончил Школу офице­ров сухопутных войск в составе 11-го выпуска. Позже принимал уча­стие во Вьетнамской войне. На протяжении своей карьеры военного Ро Дэу часто работал в системе безопасности и внутренней охраны вооруженных сил. Так, в 1966 г. он стал заведующим отделом в во­енной контрразведке, в 1978 г. работал в службе охраны президента Пак Чонхи, а в 1980 г., во время событий в Кванчжу, занимал долж­ность начальника отдела безопасности вооруженных сил Республики Корея.

После избрания Чон Духвана на пост президента, Ро Дэу стал по­степенно отходить от карьеры военного и все больше приобщаться к политической деятельности. Так, в 1983 г. он стал председателем Подготовительного комитета Азиатских игр 1986 г. и Олимпийских игр 1988 г. С 1984 г. Ро Дэу возглавил Спорткомитет, а также Олим­пийский комитет Республики Корея. Результатом постепенной смены военной деятельности на гражданскую (политическую) явилось то, что в 1985 г. Ро Дэу был избран депутатом Национального собрания от правящей Партии демократии и справедливости, а в 1987 г. стал кандидатом на пост президента страны.

Однако приход к власти бывшего военного, да еще и представителя правящей партии, ассоциировавшейся некогда с диктатурой, совсем не означал восстановления этой диктатуры. Во-первых, Конституция Южной Кореи стала другой: она ограничила власть президента и рас­ширила права парламента. Во-вторых, с вводом новой Конституции в стране стали осуществляться демократические свободы, обещанные Ро Дэу в его заявлении от 29 июня 1987 г. К тому же, парламент­ские выборы не оказались для правящей партии столь же успешными, сколь президентские.

Ро Дэу вступил в должность 25 февраля 1988 г. Так началась ис­тория последней в XX столетии Шестой Республики. Выборы в На­циональное собрание были назначены на 26 апреля 1988 г.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, составило 75,8%, что было заметно ниже уровня участия в президентских вы­борах. Из 299 мест в национальном парламенте «правящая» Партия демократии и справедливости получила только 125 мест. Главной оп­позиционной партией, стала Партия мира и демократии Ким Дэчжу­на, которой досталось 70 мест. Второй оппозиционной партией стала Партия объединения и демократии Ким Енсама, получившая 59 мест. Партия Ким Чжонпхиля смогла занять 35 мест. Остальные 10 мест были отданы беспартийным (9) и 1 депутату от Корейской нацио­нальной демократической партии (Хангёре минчжудан; образована 29 марта 1988 г.). Таким образом, впервые за всю историю Респуб­лики Корея «правящая» партия получила в Национальном собрании меньше мест, чем оппозиция (174 места).

Диктатура через лидерство одной «правящей» партии уже бы­ла невозможна. На какое-то время в Республике Корея сложилась четырехпартийная система. В 1990 г. «правящая» Партия демокра­тии и справедливости, а также две оппозиционные партии —Пар­тия объединения и демократии (Ким Енсама) и Новая демократи­ческая республиканская партия (Ким Чжонпхиля) — объединились в единую Демократическую либеральную партию (Минчжадап). Заяв­ление о будущем слиянии трех партий было опубликовано 22 янва­ря 1990 г. Оно объясняло предстоящий шаг невозможностью эффек­тивной работы в условиях четырехпартийной системы и отсутствия парламентского большинства. Образование новой партии 9 февраля 1990 г. вызвало многочисленные акции протеста граждан страны. По­добное объединение, с одной стороны, значительно усиливало правя­щую партию. С другой — подобный шаг Ким Ёнсама воспринимался в некотором роде как «измена идеалам демократии». Действительно, в южнокорейской историографии конца 1990-х годов он расценивается как «усиление консерватизма в политике»[3]. Однако сам факт того, что бывшая «диктаторская» правящая партия смогла объединиться с демократическими партиями свидетельствует о том, что и она сама по своему характеру во многом стала близка к демократическим.

Таким образом, до марта 1992 г. в стране была двухпартийная парламентская система до тех пор, пока к очередным парламентским выборам не образовалась Гражданская партия объединения (Тхониль кунмиидан).

Каким же было время президентства Ро Дэу во внутриполитиче­ском плане? Подводя итоги, можно сказать, что в 1988-1993 гг. на практике реализовались планы демократизации Республики Корея, провозглашенные в заявлении от 29 июня 1987 г. В частности, в де­кабре 1990 г. в Национальном собрании был принят законопроект об изменении местного самоуправления, и в 1991 г. впервые за многие десятилетия были проведены выборы в местные законодательные ор­ганы.

Не менее заметными стали успехи Ро Дэу и на поприще внешне­политической деятельности.

 

§ 2. Внешняя политика Ро Дэу

 

В области внешней политики Ро Дэу продолжил деятельность, на­чатую во времена президентства Чон Духвана и направленную на ми­ровое признание Республики Корея, ее активное вхождение в мировое сообщество как полноценного и развитого государства.

Поворотным пунктом в этом процессе стали 24-е Олимпийские иг­ры 1988 г., которые проходили главным образом в Сеуле, а также в Тэчжоне, Пусане, Тэгу, Кванчжу с 17 сентября по 2 октября. В них приняли участие боле 13600 спортсменов и членов спортивных делегаций из 161 страны мира, а также около 200 тыс. зарубежных зрителей. Обширная культурная программа, предусмотренная орга­низаторами, должна была показать всему миру новый облик Респуб­лики Корея. Как уже отмечалось, заслуга в проведении этих игр во многом принадлежит предыдущему президенту Чон Духвану. Ро Дэу лишь успешно завершил дело, начатое своим предшественником.

Время прихода Ро Дэу к власти, конец 1980-х годов, стал време­нем окончания «холодной войны» (о чем было объявлено в декабре 1989 г. на советско-американской встрече в верхах). Как раз после Сеульской олимпиады Республика Корея начала устанавливать ди­пломатические отношения со странами Восточной Европы. Первыми из них стали в 1989 г. Венгрия и Польша.

В том же году были установлены отношения с СССР на уровне консульств. Полномасштабные отношения с Советским Союзом были установлены в 1990 г., после того как 30 сентября министры иностран­ных дел двух государств подписали в Нью-Йорке соответствующий Протокол. Вслед за этим в декабре 1990 г. Ро Дэу посетил Советский Союз, а М. С. Горбачев совершил ответный визит в Республику Корея на остров Чечжудо в апреле 1991 г. После распада СССР, 19 ноября 1992 г. в Сеуле Ро Дэу и Б. Н. Ельцин подписали Договор об основах отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея[4].

Установление дипломатических отношений с Советским Союзом, а затем Российской Федерацией было важнейшим достижением Южной Кореи не только в сфере внешней политики, но и в области обеспе­чения безопасности на Корейском полуострове. Один из главнейших союзников КНДР («потенциального агрессора») теперь стал друже­ственным для Южной Кореи государством.

Установление дипломатических отношений между Республикой Корея и Китайской Народной Республикой, произошедшее после под­писания в Пекине 24 августа 1992 г. Договора об установлении ди­пломатических отношений между двумя странами, означало оконча­тельную победу так называемой «Северной политики» (Пукпан чон-чхэк) Республики Корея. «Северная политика» — это внешняя поли­тика правительства Ро Дэу, которая стала проводиться сразу после Олимпийских игр 1988 г. и была направлена на расширение контактов Южной Кореи со странами Восточной Европы и Китаем путем уста­новления дипломатических отношений, расширения обмена по линии индивидуальных контактов, установления более тесных торговых и экономических связей на уровне государственных и частных пред­приятий.

Прекращение «холодной войны» и налаживание дружественных отношений с Советским Союзом (Российской Федерацией), странами Восточной Европы и Китайской Народной Республикой сделали ре­альной возможность вступления Республики Корея в ООН. Ранее это было невозможно осуществить как раз по причине противодействия указанных стран, признававших КНДР единственным законным го­сударством на Корейском полуострове.

В правительственном Меморандуме от 5 апреля 1991 г. было за­явлено, что Республика Корея предпримет максимальные усилия для того, чтобы уже в текущем году стать членом ООН. С апреля по май 1991 г. правительство Республики Корея отправило 9 специальных де­легаций, которые должны были посетить 37 стран и заранее обсудить вопрос о вступлении Южной Кореи в ООН. Вслед за этим Мини­стерство иностранных дел Республики Корея в своем заявлении от 27 мая 1991 г. опубликовало сообщение о том, что собирается обратить­ся в ООН с соответствующим заявлением, которое было официально представлено несколькими месяцами позднее, 5 августа 1991 г.

В том же году и Корейская Народно-Демократическая Республика обратилась в ООН с аналогичным заявлением. Правда, КНДР внесла предложение, чтобы Северная и Южная Корея имели в ООН только одно место (один голос). Это объяснялось тем, что, с точки зрения Северной Кореи, официальное признание мировым сообществом двух самостоятельных государств только усугубляет проблему разделения страны. Однако предложение КНДР не было принято, и 17 сентября 1991 г. на 46-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН Республика Корея и КНДР одновременно вступили в ООН.

Вступление Республики Корея в ООН — одно из самых важных достижений внешней политики Ро Дэу. Оно стало результатом опера­тивного реагирования южнокорейского правительства на изменение ситуации в мире.

Несмотря на то, что вступление в ООН Республики Корея и КНДР в известной степени закрепило разделение Корейского полуострова, именно во время президентства Ро Дэу снова возобновились межко­рейские контакты на высшем уровне. Так, в декабре 1991 г. имела место встреча министров иностранных дел Северной и Южной Ко­реи в Сеуле, завершившаяся подписанием 13 декабря «Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обмене между Севером и Югом». Соглашение стало отправной точкой в возобновлении серии межкорейских контактов на высшем уровне, которые продолжались вплоть до смерти Ким Ирсена в 1994 г.

В социально-экономической сфере Ро Дэу также удалось добиться определенных успехов, хотя в начале 1990-х годов страна столкнулась с новыми экономическими трудностями.

 

§ 3. Социально-экономическая ситуация в годы президентства Ро Дэу

 

К моменту образования Шестой Республики экономика Южной Кореи уже развивалась в соответствии со сложившимися к тому вре­мени объективными условиями. Определяющими в этих новых усло­виях были следующие моменты.

Благодаря предшествовавшему экономическому росту, а также профсоюзному движению (более развитому, чем в странах Запада в аналогичный период времени), в стране возрос уровень средней за­работной платы. С ростом заработной платы с конца 1980-х — нача­ла 1990-х годов увеличилась себестоимость южнокорейских товаров и как следствие — снизилась их конкурентоспособность на мировом рынке. К тому же на рынке традиционного южнокорейского экспорта (одежда, обувь, электроника) появился новый конкурент — Китайская Народная Республика.

С другой стороны, все большее вхождение Республики Корея в ми­ровое экономическое пространство привело к либерализации импорта товаров и возрастанию его уровня. Так, если во времена президент­ства Чон Духвана торговый баланс Южной Кореи значительно ста­билизировался, а в отдельные годы экспорт превышал импорт, то в начале 1990-х годов Республика Корея снова вернулась к такой ситу­ации, когда импорт стал превышать экспорт (см. табл. 4).

С ростом отрицательного сальдо торгового баланса снова стал уве­личиваться государственный долг.

 

Таблица 4. Основные показатели внешней торговли Республики Корея

в 1989-1991 гг.*

Год

 

Экспорт

(млрд долл.)

Импорт

(млрд долл.)

Сальдо торгового баланса (млрд долл.)

1989 1990 1991

62,4

65

71,9

61,5

70

81,5

+0,9

-5

-9,6

* Составлено по: Пён Тхэсоп. Хангукса тхоннон (Очерки по истории Ко­реи). Сеул, 1998. С. 508.

 

В связи с необходимостью снижения себестоимости товаров юж­нокорейские предприниматели стали прибегать к услугам рабочих из стран Юго-Восточной Азии, а также к переносу производства в стра­ны с дешевой рабочей силой, такие, как Китай.

Несмотря на указанные негативные тенденции во внешнеторговом балансе Республики Корея, страна продемонстрировала в годы пре­зидентства Ро Дэу довольно высокие темпы роста ВНП. В 1989 г. он составил 6,8%, в 1990 г. — 9,3, в 1991 г. — 8,4%, достигнув уровня в 6498 долларов США на душу населения.

В экономической политике, несмотря на известную либерализа­цию, Ро Дэу продолжил практику государственного регулирования экономики. В 1987—1991 гг. в Республике Корея реализовывался Шестой пятилетий план экономического и социального раз­вития, а в 1992 г. началась Седьмая пятилетка. Задания Шестого пятилетнего плана были в целом перевыполнены: при запланирован­ном темпе роста ВНП в 8,2% Южной Корее удалось достичь уровня в 9,8%. Основными целями этого плана были определены задачи ста­билизационного характера, т. е. закрепление и развитие результатов предшествующих экономических достижений. Кроме того, говори­лось о необходимости укрепления экономической самостоятельности и стабильности страны, повышения общественного благосостояния и гармонии. План также ставил задачи предоставления большей свобо­ды экономической деятельности и более активного выхода на внешний рынок. С другой стороны, предполагалось оказывать помощь тем от­раслям экономики, которые испытывали затруднения, прежде всего в сфере конкурентоспособности товаров.

Цели Седьмого пятилетнего плана (1992-1996), реализация которого относится уже ко времени нахождения у власти следующего президента, но который разрабатывался при Ро Дэу, во многом были похожими на цели предшествующей пятилетки: улучшение и стабили­зация достигнутых результатов и выравнивание непропорциональных элементов экономики. Конкретными задачами были определены: по­вышение уровня конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке, роли Республики Корея в мировой экономической системе, роли общественных экономических институтов (при сохране­нии приоритета в развитии рыночной экономики) и повышение каче­ственного уровня благосостояния южнокорейских граждан. Уровень прироста ВНП был определен в 7%.

Как и в период Пятой Республики, в экономическом развитии страны Ро Дэу акцентировал внимание на повышении роли финан­сово-промышленных корпораций чэболь. Так, в 1989 г. на 50 крупней­ших южнокорейских чэболъ приходилось 73,4% всего товарооборота, а доля 30 крупнейших чэболъ в химической и тяжелой промышлен­ности стала составлять около 49%.

Высокие темпы экономического роста, достигнутые в годы прези­дентства Ро Дэу, принесли Республике Корея еще большую зависи­мость ее экспортоориентированной экономики от зарубежного сырья, техники и технологий[5].

Несмотря на провозглашенные в Шестом и Седьмом пятилетних планах задачи повышения благосостояния народа, спекуляции круп­ных финансово-промышленных корпораций чэболъ недвижимостью и акциями привели к значительному повышению цен и хаосу на рынке недвижимости.

И тем не менее, подводя общие итоги периоду президентства Ро Дэу, можно сказать, что, хотя формально он являлся преемником «диктатора» Чон Духвана, был выходцем из тех же военных, которые в конце 1970-х — начале 1980-х годов захватили власть силой, харак­тер его власти был совершенно другим. Во-первых, Ро Дэу был избран на пост президента демократическим путем посредством прямого тай­ного всенародного голосования. Во-вторых, он руководил страной в условиях функционирования новой, самой демократической Консти­туции Республики Корея (1987 г.).

Поэтому президентство Ро Дэу объективно способствовало даль­нейшему развитию демократии в Южной Корее. В свою очередь это привело к тому, что следующим южнокорейским президентом стал не военный, а гражданский человек, имевший огромные заслуги как борец за демократию, лидер новой коалиционной Демократической либеральной партии Ким Ёнсам.


[1] Ро Дэу — не совсем правильное прочтение корейского имени Но Тхэу, пришед­шее в русский язык через английскую транскрипцию.

[2] Воздействие «региональной неприязни» на политическую жизнь Республики Корея достаточно велико и на рубеже ХХ-ХХI столетий.

[3] См., напр.: Ким Ёнмён. Кочхё-ссын Хангук хёндэ чончхиса (Исправленная новейшая политическая история Кореи). Сеул, 1999. С. 288.

[4] Подробнее об отношениях России и Кореи (как Южной, так и Северной) в 1990-е годы см., напр.: Россия и Корея. Модернизация, реформы, международные отношения. М., 1997; Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России. М., 2000, а также ряд других работ.

[5] На рубеже 1980-1990-х годов Южная Корея вкладывала средств в разработку новых технологий в 33,5 раза меньше, чем США, в 17,6 раз меньше, чем Япония, и в 4,1 раза меньше, чем Великобритания.

Сайт управляется системой uCoz