Глава 10. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ:

ШЕСТАЯ РЕСПУБЛИКА

ВТОРОЙ ТРЕТИ — КОНЦА 1990-х ГОДОВ

 

§ 1. Выборы президента Ким Ёнсама

 

Выборы очередного, четырнадцатого со времени провозглашения Республики Корея президента страны были назначены на 18 декабря 1993 г. На выборы было выдвинуто 7 кандидатов, из которых только трое имели реальные шансы на победу: Ким Ёнсам, Ким Дэчжун и Чон Чжуён.

Ким Ёнсам возглавлял ставшую к этому времени правящей Демо­кратическую либеральную партию. Ким Дэчжун был выдвинут кан­дидатом от образованной 15 июня 1990 г. Демократической партии (Минчжудан; не имеет прямого отношения к одноименной партии, основанной в сентябре 1955 г.), а Чон Чжуён — от Гражданской пар­тии объединения (Тхонилъ кунминдан), начавшей свою историю в 1992 г.

На президентских выборах 1992 г. подавляющим большинством го­лосов был избран Ким Ёнсам. Для того чтобы лучше понять причины его избрания, обратимся к его биографии.

Ким Ёнсам родился в 1927 г. и был на два года младше Ким Дэчжуна, своего главного соперника на выборах. Подобно всем преж­ним президентам Республики Корея, за исключением Ли Сынмана, Ким Ёнсам был выходцем из юго-восточной провинции Кёнсан. Не будет ошибкой сказать, что Ким Ёнсам был профессиональным по­литиком. В 1952 г. он закончил философское отделение Сеульского государственного университета, успев побывать на Корейской войне в качестве студента-добровольца, служившего в системе информаци­онного обеспечения. Сразу после окончания университета он стал сек­ретарем тогдашнего премьер-министра Чан Тхэксана. В 1954 г. в воз­расте 26 лет был избран депутатом южнокорейского парламента от правящей Либеральной партии. Однако когда Ли Сынман решил пе­реизбираться на третий президентский срок, внеся поправки в Кон­ституцию страны, Ким Ёнсам вышел из правящей партии и с тех пор начал свою деятельность как представитель оппозиции, боровшейся за демократию в Республике Корея. Он занимал высокие посты в Де­мократической партии (Минчжудан), образованной в 1955 г., а с 1974 по 1979 г. возглавлял Новую демократическую партию (Синминдан). После падения «диктатуры» Ли Сынмана, с августа 1960 по октябрь 1980 г., Ким Ёнсам постоянно избирался депутатом Национального собрания. Однако с 1980 по 1981 г. находился под домашним арестом, поскольку выступил с резким протестом против военного захвата вла­сти Чон Духваном. В третью годовщину начала народного восстания в Кванчжу, 18 мая 1983 г., Ким Ёнсам объявил голодовку, требуя демократических преобразований в стране. Она продолжалась до 9 июня 1983 г.

Так в 1980-е годы Ким Ёнсам приобрел в глазах корейского наро­да образ борца за демократию и справедливость, пострадавшего от диктатуры. Руководство Партией объединения и демократии (Тхониль минчжудан), образованной в 1987 г., и, главное, Штабом граж­данского движения за демократическую Конституцию, возглавляв­шим народное движение, которое положило конец власти Чон Духва-на, временный союз с другим популярным лидером оппозиции Ким Дэчжуном в 1987 г. — все это также способствовало созданию образа Ким Ёнсама как преданного борца за идеалы демократии и свободы.

Однако 13-е президентские выборы в декабре 1987 г. принесли Ким Ёнсаму поражение в связи с выходом из его партии Ким Дэчжуна и последующим расколом оппозиции. После успешного руководства народным сопротивлением в июне 1987 г. он справедливо рассчитывал на поддержку большинства избирателей Республики Корея.

Политическая биография Ким Ёнсама конца 1980-х-начала 1990-х годов в новых условиях уже достигнутой демократии, когда больше не было сколько-нибудь значимого объекта, который следовало сокру­шать, оказалась не столь яркой. В начале 1988 г., для того чтобы снова попытаться объединить оппозицию, Ким Ёнсам на несколько месяцев покинул пост руководителя Партии объединения и демократии. Од­нако после того как стала очевидной бесперспективность подобных усилий, в мае 1988 г. Ким Ёнсам вернулся к руководству партией.

В феврале 1990 г. после слияния правящей Партии демократии и справедливости (Ро Дэу), Новой демократической республиканской партии (Ким Чжонпхиль) и Партии объединения и демократии, Ким Ёнсам из одного из лидеров оппозиции превратился в лидера новой правящей Демократической либеральной партии (Минчжадан), по­лучившей лучшие финансовые условия для политической деятель­ности. А поскольку новая правящая партия в начале 1990-х годов способствовала демократизации и дальнейшему повышению качества жизни народа, Ким Ёнсам имел немало шансов на победу в будущих президентских выборах.

В октябре 1992 г., незадолго до очередных президентских выборов, Ким Ёнсам снял с себя полномочия депутата Национального собрания для того, чтобы иметь возможность выставить свою кандидатуру на пост президента страны. Тогда же Ро Дэу назначил на пост премьер-министра Хён Сынчжона, человека политически нейтрального. Кроме того, сам Ро Дэу вышел из правящей Демократической либеральной партии, дав, таким образом, Ким Ёнсаму возможность полного еди­ноличного лидерства.

Таким образом, на президентских выборах 18 декабря 1992 г. Ким Ёнсам получил 9 970 000 голосов избирателей, что составило более 42% проголосовавших. За Ким Дэчжуна свои голоса отдали толь­ко 1930 000 избирателей. После победы Ким Ёнсама впервые в юж­нокорейской политической практике бывшие соперники на выборах публично поздравили его с победой. Как отмечалось в южнокорей­ской прессе тех дней, это стало особым шагом на пути формирования «культуры выборов» в Республике Корея.

Принятие присяги и торжественное вступление в должность про­исходили 25 февраля 1993 г. В своей инаугурационной речи Ким Ён­сам, обращаясь ко всему 70-миллионному народу Юга и Севера Ко­реи, а также к бывшему президенту Ро Дэу, отметил, что впервые в истории Республики Корея создается демократическое гражданское правительство. Своими основными задачами он определил борьбу со всевозможными негативными общественными явлениями, улучшение состояния южнокорейской экономики и установление в стране долж­ного «порядка и дисциплины». В заключительной части своей речи он обратился лично к руководителю КНДР Ким Ирсену с призыва­ми дальнейшего сближения и сотрудничества между двумя частями Корейского полуострова.

После поражения на президентских выборах Ким Дэчжун, кото­рому в то время уже исполнилось 68 лет, оставил пост лидера Демо­кратической партии, уступив его представителю более молодого поко­ления Ли Гитхэку. На несколько лет он отошел от активной полити­ческой деятельности, пока в 1995 г. не возглавил новую политическую организацию под названием «Гражданское собрание за новую поли­тику» (Сэ чжопчхи кунмин хвеый).

В правящей Демократической либеральной партии Ким Ёнсама также произошли некоторые изменения: старые кадры ветеранов дви­жения за демократию были заменены на новые.

Итак, начиная с 1993 г. впервые за всю историю Республики Корея у власти оказался президент, избранный справедливым, демократиче­ским путем и не имеющий отношения к диктатуре или военным. Это стало крупнейшим достижением страны — достижением, которое Ким Енсам постарался закрепить новым курсом провозглашенных им ре­форм.

 

§ 2. Курс реформ Ким Ёнсама и «эпоха Международного валютного фонда»

 

Придя к власти, Ким Ёнсам прежде всего попытался закрыть путь в политику различным силовым структурам. Так, был издан «Закон о запрещении вмешательства в политику Управления планирования безопасности государства» (которое было преемником южнокорейского ЦРУ). Также был принят «Закон о запрещении уча­стия в политической деятельности военным».

При этом Ким Ёнсам сделал более открытой для народа деятель­ность органов власти в целом и личность президента в частности. Впервые за долгие годы был снят запрет на свободное передвижение граждан на улице перед президентским дворцом и запрет подниматься в гору[1], на которой этот дворец расположен.

Вторым направлением реформ Ким Ёнсама отмечают борь­бу с разного рода отрицательными общественными явлениями, и прежде всего с коррупцией как в самом правительстве, так и в различ­ных слоях общества. Ким Ёнсам сделал более жестким контроль за использованием государственными служащими денег, поступающих в казну от сбора налогов.

С лета 1993 г. в Республике Корея стала осуществляться рефор­ма банковских счетов, т.е. была введена так называемая «система реальных имен в финансах». До 1993 г. в Южной Корее при откры­тии банковских счетов не требовалось предъявления удостоверения личности, поэтому в стране было огромное количество счетов с вы­мышленными именами, которые принадлежали высокопоставленным чиновникам. В процессе проведения реформы владелец счета должен был прийти в банк с удостоверением личности и перерегистрировать­ся. В результате обнаружилось немало безымянных счетов с больши­ми суммами вкладов. В ходе расследования причин появления таких счетов выявились факты получения взяток бывшими президентами страны Чон Духваном и Ро Дэу. С 1993 г. в несколько этапов начала проводиться постепенная проверка и перерегистрация недвижимого имущества.

Третьим направлением реформ Ким Ёнсама стали экономи­ческие преобразования. Для снижения себестоимости и повышения уровня конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке правительство прилагало усилия для ограничения заработной платы и проводило политику замораживания цен. Действительно, в первые три года президентства Ким Ёнсама в южнокорейской эко­номике наблюдались положительные тенденции. Уровень прироста производства составил 5,8% — в 1993 г. (1992 г. — 5,1%), 8,6 — в 1994 г. и 9% — в 1995 г. Однако начиная с 1996 г. этот показатель стал со­кращаться, составив в 1996 г. 6,8%, а в 1997 г. — 5%. Подробнее на причинах подобного явления мы остановимся чуть ниже.

В 1993 г. Республика Корея выступила в качестве организатора Всемирной технической выставки «ЭКСПО-93», а в 1995 г. стала чле­ном Всемирной торговой организации (World Trade Organisation). Все это свидетельствовало о дальнейшем повышении роли Республики Корея в мировой экономике.

Четвертым направлением реформ Ким Ёнсама стало даль­нейшее усиление самостоятельности системы местного самоуправле­ния. Как уже отмечалось, политику, направленную на возрождение местного самоуправления, начал Ро Дэу. Четвертые выборы в мест­ные законодательные органы успешно прошли 27 июня 1995 г.

Еще одной категорией достижений Ким Ёнсама называют его внешнюю политику, направленную на укрепление связей Республики Корея со странами Америки, Азии, Европы и Африки. За время на­хождения у власти Ким Ёнсам провел пять встреч на высшем уровне с президентом США Биллом Клинтоном.

Для того чтобы больше иностранцев могли познакомиться с куль­турой страны, администрацией Ким Ёнсама предпринимались шаги для развития туризма, и 1994 г. был объявлен особым «годом посе­щения Кореи». В ноябре 1994 г. Ким Ёнсам провозгласил, что отныне одной из целей государственной политики страны является «глобали­зация».

Однако не все в политической и экономической жизни страны в годы президентства Ким Ёнсама было благополучно. Своеобразным рубежом, начавшим полосу кризиса власти 14-го президента Южной Кореи, стал 1995 г.

29 июня 1995 г. в 6 часов вечера в южной части Сеула вдруг об­рушилась половина здания крупнейшего, весьма престижного уни­вермага «Сампхун». Катастрофа унесла жизни большого количества людей. Дальнейшее расследование показало, что причиной катастро­фы стало нарушение норм производства строительных работ. Нека­чественные работы по строительству универмага «Сампхун» стали в известной степени символом «некачественности» предшествующей власти и стимулировали процесс расследования незаконных действий ее высших представителей.

16 ноября 1995 г. по обвинению в получении взяток в крупных раз­мерах был арестован бывший президент Ресупублики Корея Ро Дэу, а чуть позже, 3 декабря 1995 г. — экс-президент Чон Духван, которому предъявили обвинения в совершении государственного переворота 12 декабря 1979 г., в кровавой расправе над жителями Кванчжу в мае 1980 г. и в получении взяток в крупном размере. Вслед за этим На­циональное собрание Республики Корея 18 декабря 1995 г. приняло специальный закон о расследовании событий декабря 1979 г. и мая 1980 г. Судебное разбирательство продолжалось около восьми меся­цев. Было доказано, что Чон Духван получил взятки на сумму около 206 млрд вон (порядка 260 млн долларов), а Ро Дэу — около 284 млрд вон (порядка 355 млн долларов). Окончательное решение было вы­несено 26 августа 1996 г.: Чон Духван был приговорен к смертной казни, а Ро Дэу — к 22,5 годам лишения свободы. К концу 1996 г. (16 декабря) приговор был пересмотрен. Чон Духван был приговорен к пожизненному заключению, а Ро Дэу — к 17 годам лишения свободы. Судебное разбирательство над двумя экс-президентами, с одной стороны, поставило точку в борьбе за демократию и свободу в Рес­публике Корея, определив наказание виновным в установлении дикта­туры и нарушении прав граждан. С другой стороны, правящая Демо­кратическая либеральная партия, образовавшаяся в 1990 г. из союза с партией Чон Духвана и Ро Дэу, оказалась в очень непростом положе­нии. Поэтому уже 6 декабря 1995 г., практически сразу после ареста Ро Дэу и Чон Духвана, правящая партия изменила свое название на Партию новой Кореи (Син Хангуктан), предложив одновременно но­вую программу выхода из кризиса.

Однако 15-е парламентские выборы, назначенные на 11 апреля 1996 г., продемонстрировали значительное падение популярности пра­вящей Партии новой Кореи, получившей всего 121 место. Созданная в 1995 г. партия Ким Дэчжуна — Гражданское собрание за новую поли­тику получила 79 мест, а Либеральный демократический союз (Чаю минчжу ёнхап; сокращенно — Чаминнён) — 50 мест. Таким образом, «правящая» партия Ким Ёнсама уже не имела парламентского боль­шинства.

И это сказалось на принятии ряда важнейших законов страны, в частности-нового трудового законодательства, значительно пересмот­ренного впервые за 40 лет. Так, не добившись согласия с оппозицион­ными партиями, в декабре 1996 г. депутаты Национального собрания от правящей партии все же приняли новый трудовой закон, вызвав­ший массовые народные протесты. В целом новый закон давал больше прав трудящимся бороться за свои права. Однако, как и раньше, он ограничивал права на коллективные выступления для государствен­ных служащих, а также запрещал профсоюзам любую политическую деятельность.

В любом случае различные катастрофы, суд над экс-президентами страны, непопулярные законы и многое другое — все это постепенно подрывало авторитет Ким Ёнсама, первого демократического прези­дента страны. Постепенно ухудшавшаяся экономическая ситуация в конечном итоге привела к тому, что в 1997 г., в последний год на­хождения у власти Ким Ёнсама, в стране разразился финансово-эко­номический кризис, получивший название «эпохи Международного валютного фонда» (IМF сидэ).

Одиннадцатая по рейтингу финансово-промышленная корпорация «Ханбо» оказалась замешанной в ряде финансовых махинаций, участ­ником которых был Ким Хёнчхоль, сын Ким Ёнсама. Уже в конце 1996 — начале 1997 г. в финансово-экономической сфере стала наблю­даться нестабильность. За первые три месяца 1997 г. курс южноко­рейской валюты снизился с 840 до 900 вон за 1 доллар США. Летом 1997 г. обанкротилась корпорация «Ханбо». В конце 1997 г. вона окон­чательно обвалилась. Если в сентябре 1997 г. 1 доллар США стоил 930 вон, то в ноябре курс снизился до 980; 10 декабря курс упал до отметки в 1500 вон; 11 декабря— 1700; а 12 декабря — почти до 2000 вон. Казалось, наступил крах всей южнокорейской экономики.

Действительно, одновременно с обвалом национальной валюты стало разоряться большое количество мелких предприятий и некото­рые крупнейшие корпорации, такие, как, например, автомобильный концерн «КИА-Моторс». Причиной тому было то, что многие мелкие и средние предприятия Южной Кореи работают по заказам круп­ных фирм, и их банкротство автоматически влечет за собой разоре­ние мелких компаний. Причинами разорения крупнейших концернов южнокорейские экономисты называют: 1) искусственное поддержа­ние правительством Ким Ёнсама нерентабельных корпораций и бан­ков; 2) чрезмерное привлечение корпорациями краткосрочных ино­странных займов; 3) чрезмерные инвестиции крупных корпораций и их стремление расширить сферу экономической деятельности.

Падение национальных валют в странах Юго-Восточной Азии так­же оказало свое негативное воздействие. В результате из Южной Кореи начался стремительный отток иностранных инвестиций. Про­изошло падение курса акций. Небольшой государственный валютный фонд в 3 млрд 900 млн долларов не дал возможности удержать курс национальной валюты. Последовавший рост цен на ввозимое сырье привел к закрытию ряда мелких и средних предприятий. Резко воз­рос уровень безработицы. В Республику Корея пришла так называе­мая «эпоха Международного валютного фонда». Рядовые граждане винили МВФ во всех бедах и в то же время ждали от него спаситель­ной поддержки.

Именно в такое тяжелое для страны время, в самый пик кризиса, 18 декабря 1997 г. в Республике Корея прошли очередные 15-е прези­дентские выборы.

 

§ 3. Выборы президента Ким Дэчжуна

 

Предвыборная гонка началась 19 мая 1997 г. выдвижением Ким Дэчжуна кандидатом на пост президента от оппозиционной партии «Гражданское собрание за новую политику» (Кунмин хвеый). Кан­дидатом от правящей Новой корейской партии (Сии Хангуктан) был избран представитель нового поколения политиков Ли Хвечхан. Свою кандидатуру выдвинул и ветеран политики Ким Чжонпхиль, возглав­лявший новую политическую партию «Либеральный демократиче­ский союз» (Чаминнён). Кроме того, впервые в истории президент­ских выборов Республики Корея появился «независимый» кандидат — Ли Инчже, бывший губернатор столичной провинции Кёнги, вышед­ший из рядов правящей Новой корейской партии 17 сентября и обра­зовавший свою Новую гражданскую партию (Кунмин синдан)[2].

Финансово-экономический кризис, все более захватывавший Рес­публику Корея, вынудил кандидатов быть более экономными в сред­ствах при развертывании президентской кампании. И он же сделал ее более острой и напряженной. В частности, осенью 1997 г. возник конфликт между Ли Хвечханом, кандидатом от правящей партии, и президентом Ким Ёнсамом. 22 октября 1997 г. Ли Хвечхан офи­циально обратился к президенту Ким Ёнсаму с просьбой покинуть ряды партии. Кроме того, в средствах массовой информации появи­лось сообщение о том, что Ким Ёнсам оказывает тайную поддержку Ли Инчже.

Для того чтобы окончательно продемонстрировать свою незави­симость от Ким Ёнсама, политика которого привела страну к кризи­су, Ли Хвечхан принял решение переименовать правящую партию в «Партию великой страны» (Ханнарадан). В своей предвыборной аги­тации он призывал покончить с политическим лидерством «трёх Ки­мов» (Ким Дэчжун, Ким Ёнсам, Ким Чжонпхиль) и сделать выбор в пользу политиков нового поколения. С другой стороны, видя довольно высокий уровень популярности Ли Хвечхана, Ким Чжонпхиль снял свою кандидатуру и призвал своих избирателей отдать голоса за Ким Дэчжуна.

Победа в президентских выборах 18 декабря 1997 г. досталась Ким Дэчжуну непросто. За него проголосовало 40,3% избирателей, при­шедших на выборы, в то время как за Ли Хвечхана— 38,7%. Разница в полученных голосах составила лишь 390 тыс. Ли Инчже получил 19,2% голосов. Как и во всех предыдущих президентских и парла­ментских выборах, на популярность того или иного кандидата оказала влияние «региональная неприязнь». Ким Дэчжун одержал убедитель­ную победу в родной провинции Чолла (Северной и Южной), а также в провинции Южная Чхунчхон, откуда был родом Ким Чжонпхиль. Ли Хвечхан был поддержан жителями его родной провинции Кёнсан (Северной и Южной).

И тем не менее это был первый в истории Республики Корея слу­чай, когда в результате президентских выборов власть перешла к оп­позиции.

Подобно своему предшественнику, президенту Ким Енсаму, Ким Дэчжун был профессиональным политиком. Он родился в 1925 г. в семье бедного крестьянина на острове Хаыйдо, недалеко от крупно­го портового города юго-запада страны — Мокпхо провинции Южная Чолла. В 1948 г. он возглавил местную газету «Мокпхо илъбо»[3]. В го­ды Корейской войны поступил учиться на отделение политики и меж­дународных отношений сеульского Университета Конгук, но в 1953 г. был вынужден уйти с 3-го курса, чтобы в 1954 г. заняться професси­ональной политикой. Тогда он стал кандидатом на выборах в Нацио­нальное собрание. Однако первая попытка стать депутатом оказалась неудачной. Лишь после Апрельской революции ему удалось одержать победу. После этого, вплоть до 1971 г., Ким Дэчжун постоянно изби­рался депутатом южнокорейского парламента. В 1960-е годы он был активистом оппозиционных партий, а в 1971 г. впервые стал канди­датом на пост президента страны от Новой демократической партии. На выборах он незначительно уступил Пак Чонхи с разницей в 946 872 голоса. С тех пор его популярность в народе возросла настоль­ко, что он стал главным объектом гонений со стороны диктаторской власти в лице Пак Чонхи и Чон Духвана. В 1973 г. он был похищен южнокорейскими спецслужбами в Японии, но, благодаря давлению мировой общественности, сумел избежать смерти. В июле 1980 г. он был схвачен по обвинению в антиправительственном заговоре и даже приговорен к смертной казни. За годы своей политической деятельно­сти Ким Дэчжун шесть лет провел за тюремной решеткой и в течение 16 лет был отстранен от политической деятельности. Только в 1987 г. ему были возвращены все права.

Таким образом, среди всех кандидатов на пост президента в вы­борах 1997 г. Ким Дэчжун выделялся особыми заслугами в борьбе за демократию в Республике Корея.

Церемония вступления президента Ким Дэчжуна в должность происходила 25 февраля 1998 г. Основным лейтмотивом его инаугурационной речи было утверждение о том, что новое правительство Республики Корея является «народным правительством», или «граж­данским правительством» (возможны разные варианты перевода словосочетания кунмин-ый чонбу), поэтому оно будет прилагать все воз­можные усилия для достижения блага народа и государства, а также для дела объединения Кореи. Говоря о предстоящих трудностях в свя­зи с финансовым кризисом, Ким Дэчжун предложил ряд мер для его преодоления, а также программу реформ, направленных на улучше­ние политической и экономической ситуации в стране. При этом он воззвал к чувству патриотизма граждан Республики Корея, которое должно было стать важнейшей составляющей на пути выхода из кри­зиса.

Реформы должны были начаться с политической сферы и затро­нуть экономику и образование. Говоря о проблеме объединения, Ким Дэчжун провозгласил три принципа, на основе которых должна будет строиться его политика в этой сфере: 1) Республика Корея выступа­ет против любых военных провокаций; 2) она не намерена наносить какой-либо ущерб или поглощать Северную Корею; 3) будет пред­принимать все усилия для развития обмена и сотрудничества между Южной и Северной Кореей.

Как показали последующие годы президентства Ким Дэчжуна, ему удалось достигнуть значительных успехов как в преодолении фи­нансово-экономического кризиса, так и в налаживании отношений с Северной Кореей.

 

§ 4. Преодоление «эпохи Международного валютного фонда» и основные достижения политики Ким Дэчжуна

 

1998 г. стал для Республики Корея труднейшим за все предшество­вавшие десять лет. Объем ВНП сократился до уровня 1992-1993 гг. В 1998 г. уровень безработицы вырос в 3 раза. Впервые за всю историю страны 1998 г. показал падение уровня экономики на 5,8%[4].

Для преодоления финансово-экономического кризиса правитель­ство страны обратилось к населению. Была объявлена кампания по «сбору», т. е. продаже государству по низким фиксированным ценам, золота и серебра, а также кампания за экономное потребление пред­метов массового спроса.

На государственном уровне были предприняты следующие шаги. Во-первых, правительство обратилось к Международному валютному фонду и Международному банку реконструкции и развития с прось­бой о предоставлении кредита для увеличения государственного ва­лютного фонда до уровня в 68 млрд долларов. Во-вторых, правитель­ство стало проводить политику расширения прав иностранных ин­весторов с целью привлечения иностранных капиталовложений (это было одним из условий МВФ для оказания финансовой помощи). В-третьих, правительство поставило задачу реструктурирования эко­номики через ограничение капиталовложений крупных корпораций, запрет на расширение их сфер деятельности. В-четвертых, прово­дилась политика ликвидации неэффективных коммерческих банков. В-пятых, стали более активно приватизироваться государственные предприятия. Это также было одним из требований МВФ. Только к концу 1998 г. были приватизированы пять крупных государствен­ных корпораций и 33 небольших предприятия. В-шестых, были по­нижены процентные ставки по ценным бумагам, с 29% в 1997 г. до 9,45% в ноябре 1999 г. В-седьмых, была снижена доля краткосроч­ных иностранных займов, с 54,2% в 1997 г. до 24,8% к концу 1999 г. В-восьмых, государство сумело стабилизировать курс национальной валюты, с 1573 вон за 1 доллар США в январе 1998 г. до 1171 воны в ноябре 1999 г. В-девятых, государство, имея традиционно высокий уровень контроля над экономикой, сумело стабилизировать потреби­тельские цены. В худший по экономическим показателям 1998 г. рост цен не превысил 7,5%, а в 1999 г. составил лишь 0,7%. И, наконец, были значительно сокращены расходы на государственный аппарат. К 2001 г. планировалось сократить 26 тыс. служащих центрального государственного аппарата и 35 тыс. служащих местных правитель­ственных учреждений.

В результате указанных мер, предпринятых президентом Ким Дэчжуном, а также ряда других с мая 1998 г. начался рост иностран­ных инвестиций, с ноября 1998 г. стал увеличиваться южнокорейский экспорт, а к первому полугодию 1999 г. был достигнут показатель эко­номического роста в 7,3%. В международном рейтинге доверия Рес­публика Корея снова поднялась на 5 позиций с категории В+ (ноябрь 1997 г.) до категории ВВВ (ноябрь 1999 г.).

В 1997 г. в Корейской Народно-Демократической Республике за­вершился неофициальный трехлетний период траура по скончавше­муся руководителю страны Ким Ирсену. Как раз тогда новый лидер страны Ким Ченир[5] более активно приступил к политической дея­тельности, что позволило президенту Ким Дэчжуну (вступил в долж­ность 25 февраля 1998 г.) предпринять более активные шаги для налаживания отношений с Севером. Ким Дэчжун строил межкорейские отношения на основе «Политики солнечного тепла» (Хэппёт чончх-эк), которую стал проводить с первых месяцев нахождения у власти. В реализации этой политики огромную помощь оказал Чон Чжуён (1915-2001)[6], почетный председатель корпорации «Хёндэ», часто по­сещавший Северную Корею и встречавшийся с Ким Чениром. Таким образом, рубеж тысячелетий ознаменовался значительным прорывом в межкорейских отношениях, который реализовался, в частности, в создании свободной туристической зоны в горах Кымгансан (КНДР). В результате совместных усилий Юга и Севера с 13 по 15 июня 2000 г. в Пхеньяне состоялась историческая встреча между руково­дителем КНДР Ким Чениром и президентом Республики Корея Ким Дэчжуном, по итогам которой была подписана «Совместная деклара­ция Юга и Севера»[7], открывшая новые перспективы на пути объеди­нения Корейского полуострова. В августе 2000 г. состоялся одновре­менный визит членов так называемых «разделенных семей» в Сеул и Пхеньян. В сентябре месяце начались работы по воссоединению же­лезных дорог Республики Корея и КНДР. Со второй половины 2000 г. начались регулярные встречи делегаций Севера и Юга для решения вопросов экономического сотрудничества и в связи с демаркацион­ной линией и демилитаризованной зоной (о чем будет сказано более подробно в заключительной части книги).

Мировая общественность высоко оценила результаты межкорей­ской встречи на высшем уровне в июне 2000 г. 10 ноября 2000 г. в Осло президенту Ким Дэчжуну была вручена Нобелевская премия мира. Таким образом, он стал первым представителем корейской на­ции, удостоенным такой высокой награды. Однако в этом была заслу­га не только лично Ким Дэчжуна, но и всего корейского народа, как Юга, так и Севера.


[1] В Корее очень популярным видом отдыха, как среди молодежи, так и людей преклонного возраста, является подъем в сопки или в горы (тынсан). В нем соче­таются элементы спорта и духовной саморегуляции. С горы Инвансан, на которой расположен «Голубой дом», открывается один из лучших видов на центральную часть Сеула.

[2] В начале 2001 г., в преддверие новых, 16-х по счету, выборов в Национальное собрание, Ли Инчже объединил свою партию с «Гражданским собранием за новую политику» Ким Дэчжуна.

[3] Иногда в исторической литературе указывают, что Ким Дэчжун возглавил газету «Мокпхо илъбо» в 1950 г. Подробнее о биографии Ким Дэчжуна на русском языке можно познакомиться в кн.: Ким Бен Кук. Президент Республики Корея Ким Дэ Чжун. Правозащитник, политик, ученый. М., 1998.

[4] Статистическая информация о Республике Корея последних лет наиболее пол­но отражена в различных ежегодных справочных изданиях, таких, как, например, «Коrеа Аnnual», «Коrеа Соmраnу. Yearbook» и др.

[5] «Ким Ченир» — устоявшийся в русскоязычной литературе вариант транскрип­ции имени «Ким Чжониль».

[6] В КНДР заслуги Чон Чжуёна в налаживании межкорейских отношений были оценены настолько высоко, что 24 марта 2001 г. для выражения соболезнования по случаю его кончины впервые в истории межкорейских отношений в Сеул была направлена официальная правительственная делегация КНДР, передавшая руко­водству Южной Кореи личное послание Ким Ченира.

[7] КНДР данную декларацию называют «Совместной декларацией Севера и Юга».

Сайт управляется системой uCoz