Глава 12. КНДР В 1961-1972 ГОДАХ:

УГЛУБЛЕНИЕ КУРСА НА НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ И ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА

 

Период 1960-х — начала 1970-х годов можно определить как вто­рой большой этап послевоенного развития Северной Кореи. Во-пер­вых, это время характеризовалось усилением «самостоятельности» КНДР в политике, т. е. ее большей отчужденностью от стран «соци­алистического лагеря» во главе с СССР. Во-вторых, можно говорить об известных успехах в экономике и социальной сфере, основанных на предшествовавшей и продолжавшейся технической, технологической, финансовой помощи СССР и стран Восточной Европы, а также на огромной мобилизации сил корейского народа. В-третьих, именно в 1960-е годы окончательно укрепилась власть Ким Ирсена.

 

§ 1. IV съезд Трудовой партии Кореи, «метод Чхонсанри» и «Тэапская система работы»

 

IV съезд ТПК проходил с 11 по 18 сентября 1961 г. 11 сентября Ким Ирсен выступил с отчетным докладом, в котором были подве­дены итоги предшествующего развития страны со времени III съезда ТПК (1956 г.). В докладе было отмечено, что за отчетный период в КНДР успешно завершено социалистическое преобразование народ­ного хозяйства и установлен социалистический строй[1]. Отмечая до­стигнутые успехи в экономической и социальной сферах, Ким Ирсен особо выделил движение Чхоллима как одну из важнейших составля­ющих социалистического строительства КНДР. Одновременно в до­кладе были определены основные направления будущего семилетнего плана экономического развития (1961-1967). Так, к 1967 г. валовой объем национальной промышленности должен был вырасти в 3,2 ра­за, а совокупный национальный доход — в 2,7 раза. В ходе новой се­милетки должен был значительно повыситься уровень жизни народа. Планировалось сократить налоги, улучшить качество бесплатного ме­дицинского обслуживания, расширить систему домов отдыха и т. п.

Кроме того, на съезде обсуждалось положение на Корейском по­луострове после военного переворота Пак Чонхи, а также поднимал­ся вопрос о влиянии южнокорейской Апрельской революции 1960 г. на развитие рабочего и «революционного» движения на Юге. 1960-е годы были определены как период «развернутого социалистического строительства», по завершении которого КНДР должна была стать индустриально развитым государством с высоким уровнем жизни на­селения. Это, в свою очередь, должно было стать основой для то­го, чтобы, подняв народ Южной Кореи на борьбу с капиталистиче­ской эксплуатацией, объединить страну под эгидой социалистического строя КНДР.

Для достижения поставленных целей Ким Ирсен решил укрепить партийное руководство, выдвинув на ключевые посты верных ему «молодых» партийных руководителей — Чхве Ёнгона, Ким Ира, Пак Кымчхоля, Ли Хёсуна и др.

Однако, в отличие от ситуации перед началом трехлетки 1953-1956 гг. или пятилетки 1957-1961 гг., на этот раз Советский Союз не выделил Северной Корее каких-либо кредитов, а лишь освободил или предоставил отсрочку платежей по предоставленной ранее финансо­вой помощи.

Для того чтобы выполнить поставленные семилеткой грандиоз­ные задачи экономического роста, требовалось предпринять ряд до­полнительных шагов для поиска внутренних резервов. В результате была предложена так называемая «Тэанская система» работы в про­мышленности, появлению которой предшествовало создание «метода Чхонсанри» (Чхонсанни панбоп) в сельском хозяйстве.

5 февраля 1960 г. Ким Ирсен приехал в село Чхонсанри[2] уез­да Кансо провинции Южная Пхёнан для того, чтобы глубже изучить положение дел в деревне и возможные пути улучшения работы в сель­ском хозяйстве. Он провел там около двух недель. Но уже 8 февраля Ким Ирсен выступил с речью перед партийными работниками села, в которой определил суть нового подхода, получившего название «ме­тод Чхонсанри»: «Основа метода Чхонсанри состоит в том, чтобы вышестоящий орган помогал нижестоящему, руководитель помогал подчиненным, всегда сам посещал места работы, глубоко знакомился с действительным положением в низах, находил правильные решения проблем, во всей деятельности отдавал предпочтение политической работе...»[3]. Иными словами, согласно методу Чхонсанри, необхо­димо, чтобы: 1) вышестоящий, будь то отдельный человек или пар­тийный орган, помогал нижестоящему, 2) для этого он должен лично приехать туда, где работает подопечный нижестоящий, разобраться в ситуации на месте, и 3) при этом основное внимание уделять полити­ческой работе, т. е. мобилизации энтузиазма и творческой инициативы народных масс.

Таким образом, метод Чхонсанри, в принципе, был продолжением движения Чхоллима с его ориентацией на идейную работу с масса­ми для их мобилизации, т.е. обеспечения основы для дальнейшего развития общества в условиях политики «самостоятельности» (или, иными словами, в условиях вынужденной изоляции). Отличие мето­да Чхонсанри состояло в том, что теперь народ мобилизовывался не посредством своего «энтузиазма» в рамках движения, а при прямом участии начальника.

Именно метод Чхонсанри дал толчок распространению такого об­щественного института, как «руководство на месте» (хёнчжи чидо), т. е. посещение вышестоящими нижестоящих и дача конкретных ука­заний. Больше всего «руководство на месте» осуществлял высший руководитель государства Ким Ирсен.

Согласно сведениям, представленным в северокорейской историо­графии, метод Чхонсанри вышел за пределы сельского хозяйства и распространился как на промышленность, так и на партийную рабо­ту в целом.

Следующим этапом на пути создания различных методов моби­лизации народных масс стало появление так называемой «Тэанской системы работы» (Тэан-ый саоп чхеге) вскоре после того, как за­вершил работу IV съезд ТПК, обозначивший будущие высокие эконо­мические рубежи на пути развития КНДР.

В декабре 1961 г. Ким Ирсен прибыл в местечко Тэан в нижнем те­чении реки Тэдонган на Тэанский электромеханический завод и про­был там около 10 дней[4], осуществляя «руководство на месте». Изу­чив ситуацию, Ким Ирсен пришел к следующему выводу. Руководство экономикой, отдельными ее подразделениями нельзя доверять про­фессионалам, трезво оценивающим реальность на основе объективно­го расчета. Нужно мобилизовывать народ так, чтобы он отдавал все силы и «делал невозможное» на простом оборудовании. Профессио­налы такого требовать от народа не будут. Это может сделать только партия, руководимая вождем (Ким Ирсеном). Поэтому следует ина­че организовать управление производством, управление экономикой в целом.

Для подобной реорганизации требуется: 1) покончить с единовла­стием директора завода и передать контроль над управлением пар­тийному комитету, сделав одновременно руководство заводом «кол­лективным», т. е. с привлечением руководителей его отдельных под­разделений—инженерно-технического, планового и т.п.; 2) при этом управление заводом должно быть комплексным, единым и ориентиро­ванным на политическую работу; 3) обеспечение материалами, а также по возможности и обеспечение потребностей рабочих желательно производить на основе собственных резервов.

Таким образом, Тэанская система работы стала логическим про­должением движения Чхоллима и метода Чхонсанри, исправив их из­вестное «несовершенство». Иными словами, если, например, согласно методу Чхонсанри, мобилизацией народных масс занимался времен­но находящийся на рабочем месте высший руководитель, то по Тэан­ской системе работы этим занимался постоянно находящийся на ме­сте партийный комитет, проводящий политику вождя.

Тэанская система работы стала значительным шагом вперед по пути реализации идеи Ким Ирсена о социально-экономическом, тех­ническом, культурном развитии посредством воздействия на «твор­ческую инициативу масс». Поиск материалов и обеспечение потреб­ностей рабочих на основе местных ресурсов стали второй важнейшей составной частью Тэанской системы работы, призванной реализовать чучхейскую (т.е. самостоятельную) политику опоры на собственные силы на низовом уровне.

В конце декабря 1961 г. в КНДР повсеместно были образованы так называемые «Уездные комитеты по управлению сельскохозяй­ственными кооперативами», которые должны были взять в свои руки не только земледелие, но и вопросы финансов, кадров, техническо­го обеспечения сельхозкооперативов, приблизив тем самым методы управления сельскохозяйственным производством к методам управ­ления промышленными предприятиями.

Итоги 1962 г. продемонстрировали эффективность новых методов управления производством и прочность экономической базы, зало­женной в предшествующие годы. Народнохозяйственный план 1962 г. был перевыполнен на 20%.

Между тем в это время значительно накалилась международ­ная обстановка, поставив на повестку дня вопрос обороноспособно­сти КНДР. В 1962 г. разразился «карибский кризис», поставивший мир на грань новой мировой войны. С 1961-1962 гг. США начали ограниченные военные действия во Вьетнаме. В то же время просче­ты в экономической политике Н. С. Хрущева привели к ухудшению экономического положения в СССР, а значит и к снижению степени надежности защиты КНДР со стороны Советского Союза.

С трибуны очередного пленума ЦК ТПК Северная Корея объяви­ла о новом курсе в развитии обороны и экономики.

 

§ 2. Курс на параллельное строительство экономики и обороны

 

V пленум ЦК ТПК 4-го созыва проходил с 10 по 14 декабря 1962 г. На этом пленуме был принят новый курс на параллельное ведение экономического и оборонного строительства и установление общена­родной системы обороны. С трибуны V пленума Ким Ирсен заявил, что отныне граждане КНДР должны держать «в одной руке ружье, а в другой — серп или молот».

В новой политике, имевшей целью укрепить и обеспечить оборону КНДР и ее самостоятельность, были определены четыре основных направления.

Во-первых, «превращение всей армии в кадровую» (чонгун-ый канбухва), т.е. путем политического и профессионального образова­ния повышать уровень профессионализма в армии, начиная с рядо­вого состава и заканчивая генералитетом, так, чтобы в экстренном случае каждый военнослужащий мог исполнять функции на уровень выше, чем ему полагается по его формальному служебному положе­нию.

Во-вторых, «модернизация всей армии» (чонгун-ый хёндэхва). Иными словами, необходимо было модернизировать вооружение и амуницию Корейской Народной Армии в соответствии с современ­ными требованиями, но сделать это следовало на основе собственной оборонной промышленности. Последнее являлось одной из важней­ших составляющих новой политики параллельного ведения экономи­ческого и оборонного строительства и реализовывалось на протяже­нии всего периода 1960-х годов.

В-третьих, «вооружение всего народа»  (чонинмин-ый мучжан-хва). Согласно этому направлению новой северокорейской политики в сфере обороны, следовало сосредоточить особое внимание на воен­ной подготовке и тренировке не только военнослужащих, но и все­го населения страны. Особые требования предъявлялись к руководя­щим работникам и членам партии, которые должны были быть хоро­шо знакомы с военным делом. На заводах и в сельскохозяйственных кооперативах необходимо было создавать народное ополчение, кото­рое в случае необходимости способно самостоятельно защитить свое предприятие или деревню. Стали регулярными общегосударственные учения по гражданской обороне, которые в КНДР проводились, как правило, два раза в год — в марте и октябре.

Четвертой составляющей новой военной политики КНДР стало так называемое «превращение всей страны в крепость» (чонгуг-ый ёсэхва). Суть ее заключалась в том, что всевозможные оборонитель­ные сооружения предполагалось строить не только у границ, вблизи возможной линии фронта, но и в тылу. Таким образом, вся страна должна была стать одной большой крепостью, окруженной «непри­ступной железной стеной». Особое внимание уделялось укреплению тыла и возможности быстрой перестройки всей жизни страны на во­енный лад.

Несмотря на то, что V пленум ЦК ТПК 4-го созыва провозгласил курс на равное развитие (пёнчжин носон) экономики и обороны, в на­чале 1960-х годов приоритет отдавался всему, связанному с обороной. В 1965 г. в связи с полномасштабным вступлением США в войну во Вьетнаме, ситуация в Восточной Азии стала еще более напряженной: с одной стороны, началась отправка южнокорейских войск во Вьетнам, а с другой — значительно увеличилась американская военная помощь Республике Корея.

В 1965 г. Советский Союз решил поддержать северокорейский курс на укрепление обороны и выделил для этих целей кредит. Сумма кре­дита и условия его погашения в доступной литературе, изданной в 1980-е годы, не обозначаются.

Но, очевидно, КНДР не хватало сил и средств для того, чтобы, интенсивными темпами развивая оборону и оборонную промышлен­ность, поддерживать высокие темпы развития всей экономики в це­лом. В рядах ТПК появилась оппозиция во главе с Пак Кымчхолем, предлагавшая пересмотреть государственную политику в сторону со­кращения затрат на оборону и достижения большей пропорциональ­ности в соотношении между тяжелой и легкой промышленностью. Пак Кымчхоль также утверждал, что в условиях относительно вы­сокого уровня развития нельзя постоянно ставить задачи достижения более высоких темпов роста.

Для того чтобы решить вопросы, связанные с невыполнением по ряду показателей плана семилетнего экономического развития, а так­же для борьбы с оппозицией в рядах партии, была созвана внеочеред­ная Конференция ТПК, проходившая с 5 по 12 октября 1966 г.

В первый день работы Конференции Ким Ирсен выступил с до­кладом «Современное положение и задачи нашей партии». В первой части доклада, рассматривая международное положение, он доказы­вал необходимость борьбы за мир, «против агрессии и войны импе­риализма», тем самым иллюстрируя правильность взятого курса на параллельное развитие обороны и экономики. В той же части доклада объявлялось о непринятии критики ТПК со стороны ряда коммуни­стических и рабочих партий мира и о том, что ТПК продолжит курс на самостоятельность и независимость. В докладе подвергся осужде­нию внутрипартийный фракционизм.

Таким образом, Конференция ТПК в очередной раз подтверди­ла приверженность курсу равного развития экономики и обороны, о чем было прямо заявлено во второй части доклада Ким Ирсе-на. В ходе работы Конференции «фракционер» Пак Кымчхоль и его сторонники были объявлены «пассивным элементом» в партии. Вместе с тем в связи с экономическими трудностями, обусловлен­ными концентрацией сил в оборонной сфере, Конференция приняла решение отложить выполнение плана первой семилетки (1961-1967) до 1970 г.

В западной и южнокорейской историографии северокорейский курс, направленный на усиление оборонного строительства, нередко оценивается весьма негативно в контексте так называемой «угрозы с севера», т.е. «военной угрозы» КНДР. И здесь хотелось бы обра­тить внимание на одну важную деталь. На протяжении предшеству­ющих полутора столетий корейской истории страна постоянно оказы­валась в экономической и политической зависимости от окружавших ее держав, главным образом Японии и Китая. Одной из важнейших причин этого были слабые вооруженные силы Кореи. Понимавшие это корейские монархи, в особенности король (а впоследствии Импе­ратор) Кочжон, прилагали немало усилий для создания собственной модернизированной корейской армии. Однако их усилия не принес­ли успеха. Постепенная передислокация на территорию Кореи более сильных и многочисленных японских войск привела в конечном итоге к колонизации Кореи Японией. Как показывал исторический опыт, для Кореи, окруженной такими могучими в военном отношении дер­жавами, как СССР, Китай, США (военные базы в Южной Корее и Японии), для сохранения независимости не было иного пути, кроме усиления армии. В то же время независимость страны была давним чаянием всего корейского народа, который, возможно, для реализа­ции заветной мечты мог пойти на известные материальные лишения. I сессия Верховного народного собрания КНДР 4-го созыва еще раз подтвердила курс на самостоятельное независимое развитие и укреп­ление национальной обороны. На сессии 16 декабря 1967 г. Ким Ирсен выступил с докладом «Еще последовательнее воплотим революцион­ный дух независимости, самостоятельности и самообороны во всех областях государственной деятельности». В докладе была обозначе­на Политическая программа правительства КНДР из 10 пунктов[5], четко обозначившая чучхейскую (особую, самостоятельную) линию развития Северной Кореи.

Несмотря на трехлетнюю отсрочку семилетнего плана, к 1970 г. КНДР достигла достаточно высоких показателей экономического ро­ста (согласно цифрам официальной статистики). Очевидно, немалую роль в этом сыграла помощь Советского Союза. За несколько меся­цев до проведения Конференции ТПК, в июне 1966 г., СССР выделил Северной Корее кредит в 160 млн рублей на строительство народ­нохозяйственных объектов сроком на 10 лет из расчета 2% годовых. Действительно, 1967 год показал самые высокие темпы прироста про­изводства промышленной продукции — 17%, вместо запланированных  12%. Северокорейская историография, правда, связывает этот факт не с советской помощью, а с выступлением Ким Ирсена на XVI пле­нуме ЦК ТПК 4-го созыва в июле 1967 г., в котором он призвал «рас­пространить пламя революционного подъема, зажженного [на маши­ностроительном заводе] в Рёнсоне», по всей стране. За период с 1960 по 1970 г. промышленное производство выросло в 3,3 раза при средне­годовом приросте продукции в 12,8%. В 4 раза возросла степень элек-трифицированности железных дорог. Производство риса и кукурузы за указанное десятилетие выросло в 1,56 раз. Доля промышленной продукции в ВНП составляла уже 74%. Для сравнения: в 1956 г. доля промышленной продукции не превышала 34%.

Между тем именно в годы первой семилетки в экономике КНДР появились первые признаки стагнации. К 1970 г., по сравнению с 1960 г., доходы крестьян увеличились не в 2 раза, как было запла­нировано, а в 1,8 раза; программа жилищного строительства была выполнена только на 66,7%. Для того чтобы итоги продленной на три года семилетки выглядели более внушительными, основные показа­тели экономического развития сопоставлялись с 1956 или 1957 г. как годом начала индустриализации страны.

В 1960-е годы в КНДР получила дальнейшее развитие «теория трех революций» — идеологической, технической и культурной, а так­же идеи чучхе (т.е. самостоятельного и независимого развития). Именно в 1960-е — начале 1970-х годов появились знаменитые северо­корейские «революционные оперы» — «Цветочница» («Ккот пха-нын чхонё») и «Море крови» («Пхи пада»)[6], в которых раскрывалась история «революционной борьбы корейского народа» в годы япон­ской колонизации Кореи и доказывалась легитимность образования и существования КНДР.

Очередной съезд ТПК, назначенный на 1970 г., должен был под­вести итоги непростого для КНДР десятилетия, которое ознамено­валось и успехами, и трудностями в экономике, предоставило КНДР большую независимость в обороне, но в то же время отдалило Север­ную Корею от СССР и стран Восточной Европы. КНДР, руководимая Ким Ирсеном, неуклонно шла по своему особому, восточному, пути развития.

 

§ 3. V съезд Трудовой партии Кореи, Конституция КНДР 1972 года и построение социализма

 

V съезд ТПК проходил со 2 по 13 ноября 1970 г. К этому времени в ТПК уже были разгромлены основные оппозиционные группировки, и съезд единогласно принимал ту линию, которую выдвигал Ким Ирсен. В работе съезда приняли участие более 3000 делегатов. 2 ноября Ким Ирсен выступил с отчетным докладом, в котором констатиро­вал, что КНДР осуществила задачу превращения страны в социа­листическое индустриальное государство и успешно создана система всенародной государственной обороны. Тем не менее съезд подтвер­дил курс на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, которая должна была отстаивать не только собственную независимость, но и защищать «восточный форпост социализма» в целом.

На съезде были утверждены основные направления нового шести­летнего плана экономического развития (1971-1976). Несмотря на эко­номические трудности предшествовавшего десятилетия, обусловлен­ные большими затратами сил и средств на оборону страны, в новой шестилетке также предусматривались высокие темпы роста валовой продукции национальной промышленности: 14% в год при общем уве­личении объемов в 2,2 раза.

В настоящее время трудно оценивать принятые на съезде решения в связи с комплексной неизученностью истории КНДР. Например, экономические отношения с СССР и странами Восточной Европы во второй половине 1960-х годов, несмотря на некоторый рост статисти­ческих показателей, отличались нестабильностью и носили характер главным образом односторонней помощи КНДР. Однако именно в это время КНДР установила торговые отношения с Францией, Австри­ей, Финляндией и другими странами Западной Европы. Важнейшим внешнеторговым партнером КНДР была Япония, прежде всего бла­годаря связям с ассоциацией корейских соотечественников в Японии (Чхопрён). Таким образом, говоря о строительстве социализма и со­юзе с братскими рабочими партиями, руководство КНДР на деле не всегда заботилось о выполнении взятых на себя обязательств перед во­сточноевропейскими партнерами и одновременно стремилось завязать более тесные контакты с Западной Европой[7]. Возможно, руковод­ство КНДР планировало, расширив в 1970-е годы контакты с Западом (что в действительности и произошло), с помощью новейших техно­логий и оборудования, а также мобилизации сил корейского народа, достигнуть новых высот в экономике.

V съезд ТПК выдвинул новый курс «трех технических рево­люций» (самдэ кисулъ хёнмён), которые должны были обеспечить: 1) ликвидацию различий между легким и тяжелым трудом; 2) стира­ние различий между трудом в промышленности и сельском хозяйстве; 3) движение технического творчества за освобождение женщины от домашнего труда. В условиях, когда плоды успешной индустриали­зации страны не столь заметно отражались на качестве повседнев­ной жизни, требовалось создание новых лозунгов и теорий развития, которые могли бы побудить народ Северной Кореи к продолжению напряженного труда, за который не обещали больших материальных стимулов.

Поэтому на съезде особое внимание было уделено дальнейшему усилению идеологической работы с населением, «революционизиро­ванию» всего общества и преобразованию его «по образцу рабочего класса», одной из главных «черт» которого объявлялся коллективизм (который, в свою очередь, был важнейшим составным элементом об­щественной жизни традиционной Кореи).

Одной из задач ближайшего будущего определялось равномерное повышение благосостояния народа, планировалось также ввести обя­зательное бесплатное 11-летнее образование (с июля 1972 г.).

Съезд единодушно избрал Ким Ирсена генеральным секретарем ЦК ТПК.

Таким образом, к началу 1970-х годов в КНДР стабилизирова­лась власть, была окончательно ликвидирована основная оппозиция в ТПК, экономика страны достигла относительно высокого уровня, и ее развитие стало во многом предсказуемым. В идеологии и поли­тике страна выработала особую националистическую независимую (чучхейскую) линию развития. Кроме того, 1971-1972 гг. ознаменова­лись значительными успехами в межкорейском диалоге. 20 сентября 1971 г. впервые за всю историю Кореи в Пханмунчжоме, погранич­ном пункте на демаркационной линии, начались переговоры по линии Красного Креста. 4 июля 1972 г. было принято Совместное заявление Юга и Севера, открывавшее новые перспективы на пути объединения Кореи.

Этот новый рубеж: в развитии Корейской Народно-Демократиче­ской Республики был зафиксирован в новой Конституции 1972 г. Она была принята 27 декабря 1972 г. на I сессии Верховного народного собрания 5-го созыва (одновременно с новой южнокорейской Консти­туцией реформ юсин). Это была вторая после принятой 8 сентября 1948 г. Конституция КНДР. Она заметно отличалась от предшеству­ющей, прежде всего особой чучхейской направленностью.

Официально изданный текст Конституции начинался с портре­та Ким Ирсена. Статья 1 первой главы «Политика» провозглашала КНДР социалистическим государством. Статья 3 объясняла образо­вание КНДР как итог «революционной» борьбы корейского народа против «империалистических агрессоров», т. е. против Японии в 1920-1940-е годы и США в 1950-е годы. Таким образом, на уровне Консти­туции отрицалась связь образования КНДР с влиянием или помощью СССР.

Статья 4 объявляла идеи чучхе ТПК руководящими для КНДР. Несмотря на то что Конституция 1972 г. указывала на связь идей чучхе  с  марксизмом-ленинизмом,   главным  было закрепление  на уровне Основного закона страны особой корейской сущности установ­ленного социализма. Власть в стране принадлежала рабочим, кре­стьянам, солдатам и трудовой интеллигенции. Северокорейская поли­тика, направленная на приоритетное развитие обороны страны, уве­личение количества личного состава армии, делала военнослужащих особо значимой категорией населения. Указание на роль интеллиген­ции также должно было продемонстрировать особый, корейский, путь развития, в котором отразилось традиционное уважение к знаниям и учености. Кроме того, в тексте новой Конституции в качестве закона были зафиксированы такие реалии Северной Кореи, как движение  Чхоллима (ст. 13), «дух и метод Чхонсанри» (ст. 13), Тэанский метод ра­боты (ст. 30), «три технические революции» (ст. 25). Граждане КНДР также были обязаны проявлять во всем «дух коллективизма» (ст. 68). Одной из важнейших задач государства оставалось «мирное объ­единение Родины» (ст. 5).

Из новой Конституции 1972 г. исчезли положения о частной соб­ственности. Теперь вся собственность в КНДР могла быть либо го­сударственной, либо кооперативной, либо личной. Не было теперь в Северной Корее и налогов (ст. 33).

Глава VI Конституции «Президент» окончательно оформила пол­новластие одной личности в КНДР: президент КНДР «являлся главой государства и представлял государственную власть» (ст. 89), избирал­ся Верховным Народным Собранием сроком на четыре года (ст. 90), являлся Верховным Главнокомандующим всеми Вооруженными сила­ми КНДР (ст. 93). Нигде в Конституции не оговаривалась процедура снятия с должности президента. Кроме того, в прямом подчинении у него находился Центральный Народный Комитет — новый «высший руководящий орган государственной власти» (ст. 91 и гл. VII), нахо­дившийся вне Верховного Народного Собрания[8]) и контролировав­ший Административный совет (кабинет министров) КНДР.

Таким образом, если Конституция КНДР 1948 г. была выдержана в «нейтральном стиле» и следовала общемировой традиции составле­ния подобных документов, воспринятой на примере Советского Со­юза, то Конституция КНДР 1972 г. не только законодательно закре­пила социалистический характер государства (что совсем не означало утверждения о построении социализма), но и обозначила исконно на­циональный, восточный, характер государства и пути его развития.


[1] Установление социалистического строя совсем не означает построение соци­ализма.

[2] В настоящей монографии название села дается по русскоязычной литерату­ре, изданной в КНДР и отражающей корейское правописание. В отечественной историографии название села записывается как «Чхонсанни» или «Чхонсалли».

[3] Путь, пройденный селом Чхонсанри. Пхеньян, 1984. С. 50.

[4] В северокорейской историографии, в том числе изданной на корейском языке, точные даты пребывания Ким Ирсена на Тэанском электромеханическом заводе, как правило, не указываются.

[5] Ким Ир Сен. О чучхе в нашей революции. Т. 2. Пхеньян, 1975. С. 34-110.

[6] Согласно официальной северокорейской историографии, указанные пьесы бы­ли поставлены еще в годы антияпонской борьбы. «Море крови» как революцион­ная опера впервые была исполнена 7 июля 1971 г. и состояла из 7 действий (цифра 7 на Дальнем Востоке ассоциируется с созвездием Большой Медведицы и является одним из знаков-благопожеланий счастья и удачи).

[7] Подробнее см.: Бажапова Н. Е. Внешнеэкономические связи КНДР. В поисках выхода из тупика. М., 1993.

[8] Формально, члены Центрального Народного Комитета «избирались» Верхов­ным Народным Собранием по представлению Президента КНДР (ст. 76.4 Консти­туции). Центральный Народный Комитет также был «ответственен» перед ВНС в своей деятельности (ст. 106).

Сайт управляется системой uCoz