Часть
V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ
Предлагаемый
читателю раздел является во многом
экспериментальным. Со времени
издания «Курса лекций по истории
Кореи» прошло уже более 5 лет.
Кроме того, в Курсе специально не
описывались события корейской
истории после
Во-первых,
следует указать на то, что события
начала XXI столетия специально не
описывались не только в российской
или западноевропейской, но даже в
корейской исторической литературе.
Поэтому получить какую-либо
систематическую и достаточно
подробную информацию о том, что
происходило в Корее в последние
годы, практически невозможно. В
южнокорейских монографиях, имеющих
такие громкие названия как,
например, «60 лет новейшей истории [Южной]
Кореи»[1] событиям первых пяти лет XXI
столетия отводится лишь несколько
страниц текста. В переиздании
южнокорейской «Энциклопедии по
новой и новейшей истории Кореи. 1860-2004»[2]
можно обнаружить общие сведения о
событиях первых четырех лет 2000-х
годов, однако по состоянию на
начало осени
Наиболее подробной по набору фактов оказалась японская «Энциклопедия по истории Северной и Южной Кореи. 1860-2005» под научной редакцией Ким Ёнгона[3].
Однако указанных изданий недостаточно для того, чтобы составить систематическое представление о ходе корейской истории в начале и середине 2000-х годов, уже не говоря о том, что изданий по истории Кореи, излагающих не только факты, но и теоретические аспекты развития страны, просто не существует. К тому же все эти издания недоступны для русского читателя и труднодоступны для специалистов.
Поэтому представляемый на суд читателя раздел — это практически первый[4] опыт систематического изложения основных событий и истории Кореи в начале XXI в., а значит, что вполне естественно, не лишенный недостатков и недочетов. Возможно, не все самые важные события и тенденции в истории Кореи 2000-2005 гг. оказались в сфере внимания. Автор надеется в своей дальнейшей работе учесть пока незаметные ему самому упущения, которые он надеется обнаружить в процессе дальнейшей работы над изложением новейшей истории Кореи.
Основным источником фактической информации послужили южнокорейские и северокорейские периодические издания, перечень которых дан в Выборочном списке литературы, прилагаемом к настоящей монографии.
Глава
1. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ В 2000-2005 ГОДАХ
§
1. Хроника внутриполитических
событии
Поступательное
социально-экономическое развитие
Республики Корея, повышение
благосостояния населения
объективно давали возможность
жителям Южной Кореи проводить
меньше времени на рабочих местах.
Социально-экономические процессы,
приведшие к сокращению рабочего
времени происходили не без участия
самих народных масс. В
Несмотря
на заметные успехи в межкорейском
диалоге[5], во внешней политике, в
экономике, положение правящей
партии — Демократической партии
нового тысячелетия (Сэ чхоннён
минчжудан) — было не столь
крепким. В декабре
Большая
часть
В
марте
На
южном острове Чечжудо, после
проведения там 9 марта
Однако
к апрелю месяцу ситуация с
популярностью кандидатов в
президенты стала постепенно
меняться в пользу Но Мухёна. В
особенности это было заметно в
столице и околостоличных регионах.
Так, б апреля
19
апреля
В данном событии наиболее важным представляется сам факт возможности постановки вопроса об импичменте в отношении правящего президента страны. Причем не просто президента, но человека в почтенном возрасте (77 лет), имевшего неоспоримые заслуги в борьбе за демократию и за два года до описываемых событий получившего нобелевскую премию мира. Все это демонстрировало продолжающийся процесс понижения роли политического лидера (президента).
Подобное
скандальное развитие событий не
могло остаться без какой-либо
реакции со стороны президента Ким
Дэчжуна, чья репутация вплоть до
начала
6
мая
Также
в своем обращении президент
пообещал народу Южной Кореи, что
приложит максимальные усилия для
того, чтобы обеспечить
справедливые региональные и
президентские выборы
В
известном смысле президент Ким
Дэчжун продолжил традицию двух
предшествующих президентов «эпохи
демократического правления»
Республики Корея, которую можно
начинать с
К
июню
Ли Хвечхан отличался крайне негативной позицией по отношению к Северной Корее. Он считал, что за два года, прошедших после Пхеньянского саммита, ничего в ситуации на Севере не изменилось, так что нет необходимости обсуждать вопрос об отмене так называемого «Закона об охране государства» (Кукка поанбоп), который, как известно, был в основном направлен против Северной Кореи. С точки зрения Ли Хвечхана следовало сосредоточиться на дальнейшем развитии демократической системы Республики Корея
Но
Мухён, напротив, считал, что главные
усилия нужно сконцентрировать на
развитии межкорейских отношений,
оказывать гуманитарную помощь
Северу, не выдвигая при этом каких-либо
особых условий. Все это, с точки
зрения Но Мухёна, требовалось для
обеспечения стабильности на
Корейском полуострове, что, в свою
очередь давало бы хорошую базу для
дальнейшего развития и Южной Кореи[7]. 22
ноября
Поскольку в Южной Корее на ход выборов очень большое влияние оказывает так называемая «региональная неприязнь» (проявляющаяся в поддержке политических лидеров по принципу региональной принадлежности), то объединение политических сил, имеющих различные уровни популярности в разных регионах страны, тем самым расширяет географию поддержки единого кандидата.
19
декабря
Причины победы Но Мухёна можно определять по-разному. В то время южнокорейская пресса писала о том, что, видимо, населению «больше пришелся по душе» призыв Но Мухёна «избавиться от старой политики», реализовывавшейся на протяжении 50 лет существования Республики Корея и построить «новую политику» (сэ чон-чхи), нежели призыв Ли Хвечхана к судебному разбирательству над коррупционным государственным аппаратом, находившемся у власти предшествовавшие 5 лет.
Также немалую роль сыграл план Но Мухёна перенести «административную столицу» страны в провинцию Чхунхон, что сказалось на уровне его поддержки в провинциях Северная и Южная Чхунчхон, в которых в то время проживало почти 5 млн человек, то есть 11-12% населения Кореи[11].
С
6 по 21 января
18
февраля
25
февраля
Во-первых, Но Мухён ставил своей задачей создать так называемое «правительство участия» (чхамъё чонбу), т.е. такое правительство, которое станет ближе к народу, более открытым и доступным. Для построения такого правительства Но Мухён определил основные цели своего президентства: реализация демократии, доступной всем слоям населения; равномерно развивающееся общество, в котором граждане живут «все вместе»; «эпоха Северо-Восточной Азии», имеющая целью мир и процветание.
Что касается политики в отношении Северной Кореи, то здесь Но Мухён заявил о замене прежней «политики солнечного тепла» (хэп-пёт чончхэк) Ким Дэчжуна на «политику мира и процветания» (пхёнхва попъёп чончхэк).
Однако проводить позитивную политику в отношении КНДР было не так просто. Иногда это стоило инициаторам такой политики не только больших материальных затрат, но и собственной жизни. И здесь речь идет не только и не столько о профессиональных политиках, сколько о предпринимателях, деятельность которых стала практической основной межкорейского сближения. И не всегда их «незаконная» (а в реальности — не прописанная в законах) деятельность положительно принималась обществом. Одним из таких людей был Чон Монхон, сменивший своего отца Чон Чжуёна, инициатора политики экономического сближения с Северной Кореей, на посту председателя компании «Хёндэ Асан», входящей в корпорацию «Хёндэ» (Нуundai).
Рано
утром 4 августа
Поскольку на президентских выборах Но Мухён одержал победу с небольшим перевесом голосов, всего 2,3%, практически половина населения страны, объединяемая главной оппозиционной партией Ханнарадан, не могла смириться с поражением, и пристально следила за политической деятельностью президента, пытаясь найти основания для того, чтобы изменить результаты выборов.
В
ответ на это 13 октября
2004 год. Процедура импичмента президенту Республики Корея Но Мухёну. По прошествии почти полутора лет после 16-х выборов Президента Республики Корея в Южной Корее продолжал разгораться скандал в связи с «незаконным» сбором средств на предвыборную кампанию основных претендентов на пост президента страны.
9
марта
С другой стороны, Ли Хвечхан указал на то, что и финансирование предвыборной кампании президента Но Мухёна также вызывает ряд вопросов. Ли Хвечхан призвал действующего президента самому принять соответствующие решения[15].
В
тот же день, 9 марта
159 депутатов Национального собрания Республики Корея — представители оппозиционной партии Хапнара (108 человек) и Демократической партии Минчжудан (51 человек) поставили свои подписи под инициативным письмом о начале процедуры импичмента в отношении Но Мухёна. Письмо было передано заведующему в соответствующие структуры парламента в 3:49 по местному времени. Информация о поступлении соответствующего письма была официально объявлена в 6:27 того же дня. Таким образом, начиная с 6:27 10 марта и не позднее, чем через 72 часа, в Национальном собрании должно было быть проведено голосование по началу процедуры импичмента. Для принятия соответствующего решения требовалось получить не менее 2/з голосов от списочного числа депутатов.
Против Но Мухёна выдвигались два основных обвинения: нарушение закона о выборах и неспособность управлять государством (полноценно осуществлять политику правительства).
12
марта
После завершения голосования председатель Комитета по правовым вопросам (Кукхве попса вивончжан) Ким Гичхун отправил соответствующие официальные уведомления президенту Но Мухёну и председателю Конституционного суда Республики Корея. С момента получения этих уведомлений президент Но Мухён временно приостановил исполнение своих полномочий (до принятия окончательного решения Конституционным судом), а Конституционный суд начал действовать, согласно установленного порядка.
На время приостановления исполнения своих полномочий важнейшие общегосударственные функции президента, такие как исполнение обязанностей Верховного главнокомандующего, объявление чрезвычайного положения, заключение международных договоров и т. п., переходили в руки Председателя Госсовета Республики Корея (т.е. премьер-министра) Ко Гона[17].
Через
несколько дней после принятия
шокировавшего население Южной
Кореи решения в стране произошло
еще одно историческое событие, которое
осталось незамеченным и не
получило должной оценки историков.
А дело было вот в чем. Если раньше,
на всем протяжении истории
Республики Корея, политики, как
правило, поддерживали
конституционную власть, а народ
выступал против этой власти (против
диктатуры, за демократизацию т.п.),
то в марте
Так, перед воротами Кванхвамун в центре Сеула каждый вечер устраивались «демонстрации со свечами» (чхоппулъ сиви), участники которых призывали отменить процедуру импичмента и распустить не оправдавшее доверие народа правительство. Представители более чем 30 общественных организаций стали разворачивать движение за сбор 1 млн подписей в знак протеста против импичмента.
С другой стороны, ряд консервативных организаций, как например «Гражданский союз за защиту права государства, против ядерной программы [КНДР] и против Ким [Ченира]» (Пан-хэк пан-Ким кукквон сухо кунмин хёбыйхве), наоборот, выступил в защиту начала процедуры импичмента, и выразил протест против негативного освещения событий ведущими южнокорейскими СМИ[18].
Процедура
импичмента не только не снизила
уровень поддержки президента
большинством населения страны, но и
положительно отразилась на росте
популярности правящей
пропрезидентской партии Ури. Как
показали опросы общественного
мнения, проведенные в Южной Корее
до 17 марта
18
марта Конституционный суд
Республики Корея отправил на имя Но
Мухёна официальный запрос с
предложением лично явиться на
открытые слушания суда 30 марта
20
марта
В тот же день еще в 55 городах Южной Кореи прошли демонстрации против процедуры импичмента, собиравшие до 15 тыс. человек (в каждом населенном пункте)[20].
В
этот непростой для оппозиционных
партий период 23 марта
30 марта прошло первое публичное заседание Конституционного суда Республики Корея по вопросу обвинений, предъявленных президенту Но Мухёну парламентом страны.
После
того, как стали известны
предварительные итоги парламентских
выборов 15 апреля
В
последующие дни (в частности, 17
апреля
Тем
не менее Конституционный суд
продолжал рассмотрение вопроса об
импичменте Но Мухёну в обычном
порядке, в частности, очередные
слушания прошли 30 апреля
14
мая
Уже
на следующий день, 15 мая
Парламентские
выборы
В ходе предвыборной кампании по инициативе граждан была создана негосударственная организация, получившая название «Гражданский фронт парламентских выборов 2004». 6 апреля Фронт объявил о начале «Движения за непрохождение на выборах [ряда кандидатов]» (Наксон ундон). Речь шла о том, чтобы объединить усилия избирателей для того, чтобы ряд прежних депутатов парламента, выдвинувших свои кандидатуры на очередной срок и зарекомендовавших себя не с лучшей стороны, не прошел на очередных выборах. Для ориентации избирателей был опубликован (в том числе в Интернете) список из 208 кандидатур, за которых рекомендовалось не голосовать[24].
12
апреля председатель
пропрезидентской партии Урн Чон
Донъён заявил о том, что покидает
пост председателя предвыборного комитета
партии, поскольку из-за его
нескольких неудачных публичных
выступлений резко сократился
уровень поддержки населением парии
Ури. В своем заявлении об уходе
с указанного поста Чон Донъён назвал
события 12 марта
15
апреля
Одной
из подобных инициатив стало
выдвинутое в сентябре
18
сентября в центральных районах
Сеула прошло несколько
демонстраций как противников, так и
сторонников отмены Закона об
охране государства. Последних было
меньшинство, не более 700 человек[28]. Ядерная
проблема в Южной Корее. Начиная
с
2
сентября
Делегация
МАГАТЭ завершила свою работу 14
сентября
18
сентября
Различные
скандалы, подобные описанному выше,
ряд трудностей в экономической
сфере и некоторая поспешность в
принятии «кардинальных мер»,
например проекта отмены Закона об
охране государства, привели к тому,
что уже через несколько месяцев
после победы Но Мухёна в
конституционном суде и на
парламентских выборах уровень
поддержки президента рядовыми
гражданами страны начал резко
падать. По результатам опросов
общественного мнения, проведенных
в сентябре — октябре
Народное
недовольство президентом Но
Мухёном было настолько велико, что
стало причиной еще одной попытки
совершения террористического
акта. 2 октября
Недовольство политикой Но Мухёна выражали не только отдельные граждане, но и широкая общественность, выходившая на демонстрации. 4 октября в Сеуле перед зданием мэрии около 100 тыс. человек, представлявших около 300 общественных и протестантских организаций, выступали против... проекта отмены Закона об охране государства. Демонстрантов разгоняли водометами, в результате чего 10 человек получили ранения[33]. 7 октября подобная демонстрация против отмены Закона об охране государства прошла и в Пусане. В ней приняло участие около 3,5 тыс. человек.
В
октябре месяце ряд масштабных
проектов Но Мухёна оказался
заблокирован не только на уровне
народного протеста, но и на уровне
государственных органов контроля.
21 октября
Речь шла о переносе административной столицы Республики Корея в город Тэчжон (провинция Южная Чхунчхон). Для этого президент принял «Закон об особых мерах по строительству новой административной столицы» (Син хэнчжон судо-ый консор-ылъ вихан тхыкпёль чочхибоп) и создал особый «Комитет способствования строительству новой административной столицы» (Син хэнчжоп суда консоль чхучжин вивонхве). Конституционный суд Южной Кореи признал деятельность этого комитета противоречащей Конституции страны. После принятого решения все работы по переносу административной столицы в Тэчжон были прекращены. Для того чтобы деятельность в указанном направлении могла быть возобновлена, требовалось изменение Конституции, признание за провинцией Южная Чхунчхон статуса столичной, а перед тем — проведение всенародного референдума по указанным выше вопросам.
Таким образом, один из самых больших и амбициозных планов президента Но Мухёна провалился. Однако, несмотря на невозможность реализации изначального плана президента Но Мухёна правительство страны, не отказалось полностью от идеи рассредоточения центрального аппарата власти по регионам страны.
Так,
оппозиционная партия Ханнарадан в
конце октября
Этот
план начал реализовываться в
проекте постройки «центрального
административного города» в
провинции Южная Чхунчхон,
неподалеку от города Кончжу.
Церемония закладки нового города
состоялась 20 июля
§
2. Внешняя политика президентов Ким
Дэчжуна и Но Мухёна
Во
второй половине
23-24 сентября в местечке Атами (у Токио) прошли переговоры Ким Дэчжуна и премьер-министра Японии Ёсиро Мори.
На
переговорах обсуждались такие
вопросы как 1) поддержка северокорейской
политики Ким Дэчжуна (в том числе и
в форме прямой помощи КНДР); 2)
совместная деятельность в сфере
высоких технологий; 3) обсуждение
вопроса возможности заключения
договора о свободной торговле
между двумя странами; 4) обсуждение
совместного проведения финальных
игр по футболу
Улучшение
ситуации на Корейском полуострове
не могло не привлечь внимание
России, в которой в то время
разрабатывались различные
крупномасштабные проекты с
вовлечением Корейского полуострова.
С 26 по 28 февраля
На переговорах была достигнута договоренность о создании Российско-Корейской Дальневосточной подкомиссии в рамках Российско-Корейского комитета по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Указанный комитет должен был курировать вопрос строительства промышленного комплекса в Находке и разработки газовых месторождений под Иркутском (Ковыкта). Кроме того, стороны договорились о тесном сотрудничестве в вопросе соединения Транскорейской и Траннсибирской магистралей. При этом Российская Федерация выразила намерение инвестировать до 500 млн долларов в модернизацию железных дорог КНДР (северо-восточного направления).
С
7 по 10 июля
На
протяжении всего периода
президентства Но Мухёна одним из
важнейших направлений его
внешнеполитической деятельности
был поиск источников
дополнительных энергоресурсов для
стремительно развивающейся
экономики Южной Кореи. В частности
это было одной из главных целей
визита президента Республики Корея
в Казахстан с 19 по 20 сентября
20-22
сентября
Кроме того, во время визита президента Но Мухёна был подписан ряд конкретных соглашений в рамках основных направлений совместной деятельности, указанной в Совместном заявлении: Соглашение о намерениях по совместной разработке нефтяных месторождений на Камчатке и Сахалине между южнокорейской Корейской нефтяной компанией (Хангук согъю конса) и Роснефтью (доля запасов из этих месторождений, которая могла бы быть импортирована в Южную Корею оценивалась в объеме 1 млрд 700 млн баррелей). Кроме того, главы двух государств подтвердили намерение способствовать заключению договоров о совместной разработке газовых месторождений в Восточной Сибири. Министр науки и техники О Мен и глава Роскосмоса заключили договор о сотрудничестве в космической сфере, в рамках которого были запланированы подготовка и отправка в космос первого южнокорейского космонавта. Кроме того, были подписаны договоры между компаниями «Эл Джи Трэйдинг» (LG Trading) и государственной нефтяной компанией Татарстана о строительстве нефтеперерабатывающего комплекса на сумму в 1 млрд 740 млн долларов и ряд других договоров о двустороннем сотрудничестве в сфере добычи и переработки нефтепродуктов[35].
В
отношениях с США Ким Дэчжуну
удалось добиться определенных
успехов на пути постепенного
сокращения американского военного
влияния в Республике Корея. 28 декабря
18
января
С
19 по 21 февраля
На переговорах обсуждались такие проблемы, как южнокорейско-американские союзнические отношения и борьба с терроризмом; ситуация на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии; двусторонние торговые и экономические отношения, вопрос ядерной и ракетной программ, обычных вооружений и оружия массового поражения КНДР. Президент США еще раз подтвердил отсутствие у США намерений военного решения северокорейской проблемы, и призвал к скорейшему диалогу с КНДР. Президент Буш также указал на то, что отнесение КНДР к «оси зла» не имеет никакого отношения к народу КНДР в целом, но связано исключительно с высшим руководством КНДР[38].
12
по 17 мая
На переговорах с президентом США Дж. Бушем было достигнуто единство мнений по ряду важных вопросов, касающихся ситуации на Корейском полуострове. Обе стороны пришли к соглашению о недопустимости новой войны на Корейском полуострове и о том, что ядерную проблему КНДР следует решать мирным путем, посредством диалога. Но Мухён выразил надежду на то, что КНДР сможет выйти из изоляции и стать полноправным членом мирового сообщества.
Также на переговорах обсуждались меры по дальнейшему развитию американо-южнокорейских отношений.
Несмотря
на отдельные вооруженные конфликты,
возникавшие между Южной и Северной
Кореей в первой половине 2000-х годов,
северокорейский «ядерный кризис»,
проблемы в отношениях КНДР и США,
общая ситуация как в мире, так и на
Корейском полуострове
складывалась таким образом, что
приводила к постепенному ослаблению
напряженности в регионе. Это давало
возможность американским властям
планировать дальнейшее сокращение
воинского контингента США на
Корейском полуострове. 6 июня
В
частности в течение лета
§
3. Экономическая ситуация в
Республике Корея
В
начале 2000-х годов ситуация в
отдельных сферах южнокорейской
экономики (прежде всего в сфере
производства полупроводников)
складывалась крайне благоприятно.
За первое полугодие
В середине августа южнокорейская экономика демонстрировала устойчивую тенденцию экономического роста, занимая 13-е место в мире. При этом по уровню ВНП Южная Корея была на 13-м месте (406,7 млрд долларов; при том, что по количеству населения Республика Корея была 25-й страной в мире — 46 млн 858 тыс.), по экспорту — на 12-м месте, по импорту — на 14-м, по валютным запасам — на 7-м месте (74 млрд долл. США), по количеству пользователей сотовыми телефонами — на 6-м месте (50 чел. из 100), по кораблестроению — на 2-м месте, по количеству рабочих часов — на 1-м месте (50 часов в неделю).
Во
второй половине
При
этом в планах правительства роль
частного капитала оставалась
высокой. 29 марта
По
итогам
8
9
июля
Однако
в целом не все в экономике Южной
Кореи вызывало чувство оптимизма.
Несмотря на известный контроль со
стороны государства в сфере
ценообразования, начало
По
сообщениям Управления статистики
Республики Корея (Тхон-гечхон) за
февраль
Развитие инфраструктуры, скоростные поезда. Стремительное социально-экономическое развитие Южной Кореи, вовлечение все большего числа населения в сферу высокотехнологичного бизнеса, потребность в большей мобильности граждан и перенаселенность крупных экономических центров Южной Кореи привели к необходимости постройки линии скоростных железных дорог, которая должна была связать все крупнейшие города страны.
Проект
по постройке скоростной железной
дороги, получивший название «Кэй Ти
Экс» (КТХ — аббревиатура от англ. Коrеа
Тrain Ехрress) был начат в
В
конце апреля
На самом деле это было частью процесса освоения и популяризации нововведения общегосударственного масштаба. Люди не так легко отказываются от своих привычек, в особенности если это связано с большими расходами (стоимость проезда на скоростном экспрессе примерно в 1,7 раза больше, чем в обычном поезде дальнего следования), и не сразу понимают, что дороговизна с лихвой окупается большим комфортом и экономией времени[46].
В
апреле
Так,
компания «Самсунг Электронике» (Samsung
Electronics) в марте
Помимо
указанного, процесс переноса
южнокорейских производственных
мощностей затронул и Китай. К июню
По
июльским прогнозам южнокорейского
Центрального банка и «Института
экономических исследований Эл Джи»
в
Первые
годы XXI столетия
продемонстрировали тенденцию постепенного
качественного изменения
южнокорейского рынка труда.
Согласно сообщениям
Статистического управления
Республики Корея (Тхонгечхоп) от
19 октября
§
4. Интернет-революция и интернет-экономика
в Южной Корее
Рубеж 1990-2000-х годов ознаменовался для Южной Кореи очень важными событиями и процессами, которые автор предлагаемой читателю монографии оценивает как «Интернет-революция». Действительно, буквально за два года число активных пользователей Интернетом в Республике Корея выросло с мизерных процентов до половины населения страны.
Автор связывает данный феномен с двумя важнейшими факторами. Первое — это собственно развитие информационно-коммуникационных технологий. Однако само по себе развитие технологий не является достаточным условием для их распространения. Для того, чтобы технологии были востребованы, должна наличествовать объективная необходимость их активного использования.
К такой объективной необходимости автор монографии относит традиционную культуру коллективизма, крайне актуальную для обществ как Южной, так и Северной Кореи. Именно особая потребность в общении (взаимосвязях), обусловленная традиционной культурой, стала одним из важнейших толчков к развитию информационных технологий и интернет-инфраструктуры в Южной Корее.
Следует отметить, что Интернет-технологии развивались в Южной Корее не стихийно, но были частью осознанно проводимой государством политики.
Так,
президент Ким Дэчжун, принимавший
участие в совещании стран —
участниц АТЭС (Азиатско-тихоокеанское
экономическое сотрудничество),
проходившем в Брунее с 14 по 16 ноября
В
связи с указанными процессами
показательным был рост онлайновой
торговли во второй половине
В
сентябре
К
началу
25
января
Подобного рода полный паралич Интернета случился в Южной Корее впервые в ее истории. В Интернет-развитых странах, таких как Япония, Тайвань, США, Канада в эти дни также наблюдались сбои в работе отдельных элементов сетевой экономики, однако остановка Интернета в общегосударственном масштабе имела место только в Южной Корее.
Указанный
факт продемонстрировал то,
насколько важным к началу
К
В целом первая половина 2000-х годов стала для Южной Кореи временем положительных качественных изменений в сфере политики (продолжение процесса демократизации), экономики, социальной жизни.
Все это создавало хорошую базу для развития межкорейских контактов и оздоровления ситуации на Корейском полуострове.
В свою очередь и в Северной Корее происходил ряд качественных изменений.
[1] Со Чжунсок. Хангук хёндэса 60 нён (60 лет новейшей истории [Южной] Кореи). Сеул, 2007.
[2] Хангук кын хёндэса сачжон. 1860-2004 (Энциклопедия по новой и новейшей истории Кореи. 1860-2004). Сеул, 2005.
[3] Ким Ёнгон. Тёсэн Канкоку кингэндайси дзитен (Энциклопедия по истории Северной и Южной Кореи. 1860-2005). Токио, 2006.
[4] В конце
[5] Подробнее см. главу 3 части 5.
[6] Чосон ильбо. 2002. 6 апр.
[7] Чосон ильбо. 2002. 9 июня.
[8] Полное название партии
— Сэчхоннён минчжудан — Демократическая
партия нового тысячелетия. Была
создана Ким Дэчжуном 20 января
[9] Информация была
представлена 22 декабря
[10] Там же.
[11] Для сравнения, в Сеуле и столичной провинции Кёнги проживает более 20 млн человек, т. е. чуть меньше половины населения Республики Корея.
[12] После этого теракта во многих поездах метро сиденья для пассажиров стали изготавливать из металла или особого негорючего материала.
[13] Чосон ильбо. 2003. 5 авг.
[14] Там же. 2003. 14 окт.
[15] Тона ильбо. 2004. 9 марта.
[16] Полное название партии Ури — Ёллин ури дан, что значит «Открытая наша партия». Поскольку название партии очень длинное и не поддается корректному переводу на иностранные языки, в англоязычной литературе принято называть партию по транскрипции одного из слов, входящих в название — Ури, что значит «Наша».
Партия Ури
была образована 11 ноября
[17] Чосон ильбо. 2004. 12 марта.
[18] Там же. 15 марта.
[19] Там же. 17 марта.
[20] Там же. 20 марта.
[21] Там же. 31 марта.
[22] Подробнее см. следующий параграф раздела.
[23] Чосон ильбо. 2004. 15 мая, электронная версия.
[24] Хангёре синмун. 2004. 6 апр.
[25] Чосон ильбо. 2004. 12 апр., электронная версия.
[26] Там же. 16 апр.
[27] Мунхва ильбо. 2004. 6 сент.
[28] Чосон ильбо. 2004. 19 сент.
[29] Подробнее см. главу 2 части 5 настоящей монографии.
[30] Чосон ильбо. 2004. 14 сент.
[31] Там же. 5 окт.
[32] Там же. 2 окт.
[33] Там же. 5 окт.
[34] С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться на сайте «Строительного агентства многофункционального административного города» по адресу: http;//www.macc.go.kr/
[35] Тона ильбо. 2004. 21 сент.
[36] Согласно новому договору, если военнослужащий США совершал одно из определенных договором 12 видов преступлений (в том числе убийство, изнасилование), то арестовывался местными властями и находился под арестом корейских властей. Судопроизводство также осуществлялось теперь корейскими властями. Кроме того, новый договор оговаривал такие новые аспекты двусторонних отношений, как экологический аспект деятельности войск США в Корее (не загрязнение окружающей среды), а также вопрос постепенного возвращения Южной Корее ряда территорий, использовавшихся под нужды войск США в Корее.
[37] Чосон ильбо. 2002. 19 янв.
[38] Там же. 20-22 февр.
[39] Расположена к северу от Сеула, и защищает город от возможного «нападения» с севера (Там же. 2003. 12 мая).
[40] Там же. 2004. 9 июня.
[41] Здесь и далее (кроме случаев, указанных особо) фактическая информация почерпнута из таких периодических изданий, как журнал «Nwes Review» и «Коrеа Now» (Республика Корея, Сеул).
[42] Например,
на строительстве второй очереди
аэропорта объем государственных
инвестиций составит 579,600 млн вон, а
частных — 289,800 млн вон (По материалам
газеты «Инчхон илъбо» от 26 июня
[43] Чосон ильбо. 2002. 11 апр.
[44] Там же. 16
дек. По состоянию на июль
[45] Чосон ильбо. 2004. 2 марта.
[46] Учитывая время проезда до аэропорта, время ожидания и т.п., поездка на скоростном поезде на определенные расстояния в целом может оказаться быстрее, чем полет на самолете до того же населенного пункта.
[47] Чосон ильбо. 2004. 12 апр.
[48] Там же. 2004. 7 июня.
[49] Там же. 8 июля.
[50] Там же. 19 окт.