Глава
3. МЕЖКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-2005
ГОДАХ
§
1. Политическая основа межкорейских
отношений
Межкорейские отношения второй половины XX столетия развивались на основе целого комплекса различных факторов, одним из которых была политика Северной и Южной Кореи в отношении друг друга, принимавшаяся на уровне основополагающих концепций руководителей двух корейских государств. Ниже рассмотрим основные политические концепции, определявшие межкорейские отношения в первое пятилетие XXI в.
Республика
Корея. Вступивший в должность
президента в феврале
Пришедший
к власти в
К
категории объективных изменений,
оказавших воздействие на
формирование южнокорейской
политики в отношении КНДР, относилась
северокорейская ядерная проблема,
вставшая на повестку дня как раз в
январе
Поэтому, ввиду изменившихся обстоятельств, правительство Но Мухёна выработало новый курс межкорейских отношений, который был назван политикой мира и процветания и выходил за рамки отношений между двумя странами, распространяясь на весь регион Северо-Восточной Азии. В рамках «политики мира и процветания» было выработано 4 основных принципа ее реализации: 1) решение проблем через диалог; 2) построение отношений на взаимодоверительной и взаимовыгодной основе; 3) международное сотрудничество на основе принципов [межкорейских отношений] Севера и Юга; 4) участие народа [в реализации «политики мира и процветания»].
В качестве стратегии политики были выбраны 3 основных направления: 1) на краткосрочную перспективу — решить ядерную проблему КНДР; 2) на среднесрочную перспективу — установить прочный мир на Корейском полуострове; 3) на долгосрочную перспективу — сделать [новую] Корею экономическим центром Северо-Восточной Азии[1].
В представленных выше программах обоих южнокорейских президентов — Ким Дэчжуна и Но Мухёна Северная Корея выступала в качестве пассивного объекта, которому следует оказывать всестороннюю помощь и который следует вести в направлении реализации южнокорейской политики межкорейских отношений.
Вполне логично предположить, что КНДР с ее специфической идеологической основой — идеями чучхе, идеями сонгун — не собиралась лишь пассивно следовать тому, что предлагали руководители Южной Кореи, и к началу XXI столетия имела свой собственный подход к вопросу межкорейских отношений. Этот подход получил свое выражение в политике, название которой можно условно перевести как «[объединимся] самостоятельно нашей нацией» — ури минчжок ккири[2].
Формально
в начале XXI столетия Северная Корея
не отказывалась от тех принципов
межкорейских отношений (принципов
объединения), которые были
провозглашены еще Ким Ирсеном и о
которых говорилось в
предшествующих главах настоящей
книги. Однако принципы эти были
развиты и дополнены после
Пхеньянского саммита
Суть этого нового подхода состояла в том, что как в межкорейских отношениях, так и в политике сближения и объединения Кореи все должно было строиться на представлении об изначальном единстве корейской нации, которое является основой для преодоления любых различий, основой для того, чтобы отделить объединительный процесс от любых воздействий извне (США, Японии и др. стран).
В Южной Корее новый северокорейский подход к межкорейским отношениям был воспринят с пониманием. Однако из южнокорейских текстов официальных совместных документов, принимавшихся впоследствии по завершению различных переговоров, всякое упоминание о принципе ури минчжок ккири изымалось.
§
2. Межкорейские политические
контакты и переговорный процесс
Межкорейский
саммит, прошедший 13-15 июня
Летом
29-31
июля
На протяжении последующих лет межкорейские министерские переговоры проходили достаточно регулярно (см. табл. 6).
Название «министерские» употреблялось по причине того, что делегация Республики Корея возглавлялось Министром объединения (в то время-Пак Чэгю), а делегация КНДР — ответственным работником кабинета министров, уполномоченным курировать вопросы объединения.
Именно
на Первых переговорах на уровне
министров впервые началось
практическое обсуждение
воссоединения железных дорог Севера
и Юга, в том числе и для того, чтобы
соединить железные дороги
Республики Корея с континентом. Для
того, чтобы «воссоединить» дорогу,
проходящую вдоль западного
побережья Корейского полуострова,
требовалось разминировать участок
земли в районе демаркационной
линии и демилитаризованной зоны и
восстановить железнодорожное
полотно протяженностью
Вторая
половина
С
4 по 12 августа
В
интервью Ким Ченир заявил, что
имеет намерение организовать
встречу членов разделенных семей (семей,
члены которых оказались по разную
сторону от демаркационной линии
после освобождения Кореи в
Таблица
6. Переговоры Юга и Севера на
уровне министров[3] 2000-2005 гг.
Порядковый
номер переговоров Юга и
Севера на уровне министров |
Даты
переговоров |
Место
поведения |
Примечания |
1 |
29-31.07.2000 |
Сеул |
|
2 |
29.08-01.09.2000 |
Пхеньян |
|
3 |
27-30.09.2000 |
о.
Чечжудо |
|
4 |
12-16.12.2000 |
Пхеньян |
Договоренность
о следующих переговорах на
март |
5 |
15-18.09.2001 |
Сеул |
|
Подготовительная
встреча для 7-х переговоров |
02-04.08.2002 |
Туристическая
зона Кымгансан |
|
7 |
12-14.08.2002 |
Сеул |
|
8 |
19-22.10.2002 |
Пхеньян |
|
9 |
21-24.01.2003 |
Сеул |
|
10 |
27-29.04.2003 |
Пхеньян |
|
11 |
9-12.07.2003 |
Сеул |
|
12 |
14-17.10.2003 |
Пхеньян |
|
13 |
03.-06.02.2004 |
Сеул |
|
14 |
04-07.05.2004 |
Пхеньян |
|
15 |
21-24.06.2005 |
Сеул |
|
16 |
13-16.09.2005 |
Пхеньян |
|
17 |
14-16.12.2005 |
о.
Чечжудо |
Переговоры между отраслевыми министрами Юга и Севера проходили отдельно (см. табл.7).
Таблица
7. Переговоры отраслевых
министров Юга и Севера[4] в 2000-2007 гг.
Название
переговоров |
Дата
проведения |
Место
переговоров |
Примечание |
[1-е][5] переговоры
министров иностранных дел |
26.07.2000 |
Бангкок |
|
[2-е]
переговоры министров
иностранных дел |
01.07.2004 |
Джакарта |
|
[3-и]
переговоры министров
иностранных дел |
28.07.2005 |
Вьентьян |
|
1-е
Переговоры министров
обороны |
25-26.09.2000 |
о.
Чечжудо |
|
2-е
Переговоры министров
обороны |
27-28.11.2007 |
Пхеньян |
Во-вторых, Ким Ченир сказал о том, что в Пхеньяне проходят севе-рокорейско-американские переговоры, имеющие, в частности, целью исключение КНДР из американского списка государств-террористов. При этом по поводу США и ракетной программы Ким Ченир сделал поистине сенсационные заявления, в которых говорилось о том, что ракетная программа — это проявление особой «философии», которая заключается в том, что малые страны должны уметь противостоять «сверхдержавам» в их желании подчинить мир себе. Но не более. Никто не собирается нападать на США и другие страны. Смешно думать, говорил Ким Ченир, что одной-тремя ракетами можно выиграть войну. Он сказал, что КНДР готова отказаться от ракетной программы, если США будут выводить на орбиту спутники КНДР.
Таким
образом, в августе
С
15 по 18 августа
Впоследствии
подобные встречи происходили
достаточно регулярно (см. табл.8).
Но уже не в Сеуле или в Пхеньяне, а в
специально построенном комплексе
в туристической зоне Кымгансан.
Также стали организовываться
виртуальные встречи в формате
видео-конференции. Однако
впоследствии эти встречи не
привлекали такого внимания СМИ, как
это было в первый раз, в августе
Таблица
8. Встречи членов разделенных
семей (исан качжсок) в 2000-2005
гг.
Номер
встречи |
Даты
встречи |
Место
проведения |
1 |
15-18.08.2000 |
Пхеньян,
Сеул |
2 |
30.11-02.12.2000 |
Пхеньян,
Сеул |
3 |
26-28.02.2001 |
Пхеньян,
Сеул |
5 |
11-13.09.2002 |
Кымгансан |
*** |
*** |
*** |
10 |
11-16.07.2004 |
Кымгансан |
11 |
26-28.08.2005 |
Кымгансан |
Вторые переговоры Юга и Севера на уровне министров состоялись в Пхеньяне 29—31 августа. Вторые переговоры также можно определить как особые не только по характеру достигнутых договоренностей, но и по тому, какие знаки внимания оказал главе южнокорейской делегации лидер КНДР Ким Ченир.
На
вторых переговорах стороны
договорились о том, что: 1) в
После завершения переговоров Ким Ченир пригласил министра объединения РК Пак Чэгю в свою резиденцию в провинции Северная Хамгён, где 1 сентября провел с министром переговоры. В последующие годы подобные знаки внимания со стороны лидера КНДР министрам объединения Республики Корея уже не оказывались.
Заметное
улучшение отношений между двумя
Кореями не ограничивалось только
заявлениями, но вылилось и в ряд
практических шагов. 3 сентября
С
11 по 14 сентября
Уже
через несколько дней после
окончания визита Ким Ёнсуна, 18 сентября
Как и планировалось, 25-26 сентября на острове Чечжудо прошли переговоры министров обороны двух Корей. На переговорах главным образом обсуждались вопросы разминирования участка строительных работ по воссоединению железных дорог в районе демилитаризованной зоны (требовалось обезвредить сотни тысяч мин). После завершения официальной части переговоров 26 сентября президент Ким Дэчжун принял северокорейского министра в своей резиденции — Голубом доме.
Поэтому
присуждение Нобелевским комитетом
Ким Дэчжуну премии мира, о котором
было объявлено 13 октября
28
ноября в Пханмунчжоме прошли
практические межкорейские военные
переговоры по вопросу обеспечения
проведения работ по воссоединению
Транскорейской магистрали. Это
были первые из подобных
переговоров. 5 декабря
В
период с 30 ноября по 2 декабря
С
12 по 16 декабря
Кроме вопросов, связанных с энергетикой, на переговорах также обсуждались такие проблемы как дальнейший поиск родственников почти 10 млн членов разделенных семей, спортивные и культурные обмены и т. п.
В целом объем гуманитарной помощи, предоставленной Южной Кореей КНДР, оценивался в 114 млн долларов США[6].
В
начале
20
января
После
временного пика в межкорейских
отношениях, имевшего место во
второй половине
Так,
27 ноября
11-14
мая
12 мая Пак Кынхе провела переговоры с секретарем ЦК ТПК Ким Ёнсун. Далее для нее была организована встреча с представителями ряда северокорейских женских организаций. В южнокорейской прессе также отмечалось, что 13 мая лично Ким Ченир устроил прием по случаю визита высокого гостя (хотя в официальных сводках новостей ЦТАК КНДР никаких упоминаний о встрече Пак Кынхе с Ким Чениром не было). Пак Кынхе возвратилась в Южную Корею автотранспортом, через пограничный пункт Пханмунчжом, что могло расцениваться как особый символ в процессе налаживания практических межкорейских отношений.
С
6 по 8 сентября
На
сентябрьском совещании также
обсуждался вопрос о продолжении
поиска членов разделенных семей.
Очередная встреча членов
разделенных семей должна была
пройти с 13 по 18 сентября
Таблица
9. Межкорейские переговоры по
линии Международного Красного
Креста в 2000-2005 гг.
Номер
встречи |
Даты
встречи |
Место
проведения |
Примечание |
1 |
27-30.06.2000 |
Кымгансан |
|
2 |
20-23.09.2000 |
Кымгансан |
|
3 |
29-31.01.2001 |
Кымгансан |
|
4 |
06-08.09.2002 |
Кымгансан |
|
Рабочая
встреча 2 |
15-17.12.2002 |
Кымгансан |
|
Рабочая
встреча 3 |
20-22.01.2003 |
Кымгансан |
Обсуждение
деталей создания Павильона
встреч в Кымгансане |
5 |
04-06.11.2003 |
Кымгансан |
|
6 |
23-25.08.2005 |
Кымгансан |
С
19 по 22 октября
На переговорах обсуждались вопросы организации церемоний соединения железных дорог Севера и Юга, церемоний начала строительства Кэсонской промышленной зоны и Павильона для встреч членов разделенных семей в горах Кымгансан.
Кроме того, затрагивались такие вопросы, как возможность захода гражданских рыболовных судов в территориальные воды каждой из сторон, возможность частичного допуска южнокорейских рыболовов к северокорейским рыбопромысловым зонам в Восточном море.
С другой стороны, в связи с ужесточившейся американской политикой по отношению к КНДР, южнокорейской стороне были высказаны претензии в участии в совместных с США военных учениях, проходящих на Корейском полуострове[8].
9-12
июля
С
14 по 17 октября
13-е
Межкорейские переговоры на
министерском уровне прошли в Сеуле
со 3 по 6 февраля
14-е
Межкорейские переговоры на
министерском уровне, прошедшие в
Пхеньяне 4 по 7 мая, не принесли
каких-либо заметных результатов.
Между 14-ми и 15-ми министерскими (21-24
июня
Празднование
5-летия подписания Совместной
декларации Севера и Юга от 15 июня
Кроме официальных лиц, представлявших на торжествах Республику Корея, на празднование прибыла делегация южнокорейской компании «Хёндэ Асан» во главе с Хён Чжоныном (р. 1955)[11], председателем корпорации «Хёндэ», начавшей и активно развивавшей межкорейские экономические связи.
С
14 по 16 декабря
§
3. Межкорейские экономические
отношения
Экономические отношения между КНДР и Республикой Корея можно условно рассматривать в рамках деятельности 1) государств Севера и Юга Корейского полуострова и 2) частного капитала. Во втором случае речь идет более о Южной Корее, поскольку, как известно, в КНДР нет крупных частнокапиталистических предприятий. С другой стороны, северокорейские государственные компании, созданные для совместной деятельности с Республикой Корея — совсем не «классические» социалистические предприятия, они имеют множество черт частных фирм.
Если рассматривать межкорейские экономические отношения в рамках деятельности двух государств, то здесь прежде всего следует остановиться на проекте соединения автомобильных и железных дорог Юга и Севера, налаживании межкорейского морского и авиационного сообщения.
3.1.
Деятельность межгосударственных
структур.
Соединение дорог Севера и Юга
После
исторического Пхеньянского
саммита
Комитет
был создан в
Таблица
10. Заседания Комитета по
содействию экономическому
сотрудничеству Севера и Юга
Номер
встречи |
Даты
встречи |
Место
проведения |
Примечание |
1 |
27-30.12.2000 |
Пхеньян |
Создание
рабочих групп в рамках
Комитета |
2 |
27-30.08.2002 |
Сеул |
|
3 |
06-09.11.2002 |
Пхеньян |
|
4 |
11-14.02.2003 |
Сеул |
|
5 |
19-23.05.2003 |
Пхеньян |
|
6 |
26-28.08.2003 |
Сеул |
|
7 |
05-08.11.2003 |
Пхеньян |
|
8 |
02-05.03.2004 |
Сеул |
|
9 |
02-05.06.2004 |
Пхеньян |
|
10 |
09-12.07.2005 |
Сеул |
13
по 17 сентября
Согласно достигнутым договоренностям, в то время приоритетным было определено восточное направление: горы Кымгансан, так как именно там активно развивался туристический бизнес. (Кроме того, в то время еще рассматривался проект соединения Транскорейской и Транссибирской железнодорожных магистралей с выходом на российский Приморский край.) Для большей эффективности южнокорейского туристического бизнеса в горы Кымгансан требовался перевод туристического потока с морского транспорта на сухопутный.
Северокорейская
сторона брала на себя
обязательство в кратчайшие сроки
проложить одноколейный участок
железной дороги длиной в
В
отношении Западно-морской дороги
Северная сторона брала на себя
обязательства восстановить линию
железной дороги от города Кэсон до
«центральной демаркационной линии»
(чунан пунгесон) длиною в
Что касается автомобильной дороги у Западно-морской линии, то было решено строить четырехполосное шоссе от места, где планировалось соорудить Промышленный комплекс Кэсон до демаркационной линии и дальше на Юг с восточной стороны железнодорожной ветки. Также стороны договорились о взаимодействии между военными властями обеих сторон, необходимом для практической реализации проекта.
18
сентября
На востоке церемония начала строительства проходила на станции Кымгансанская молодежная уезда Косой (КНДР). С северокорейской стороны в церемонии участвовали такие высокопоставленные лица, как председатель кабинета министров КНДР Хон Соннам, министр железных дорог КНДР Ким Ёнсам, с южнокорейской — директор фирмы «Хёндэ Асан»[13] — Ким Юнгю. Кроме того, на церемонии присутствовал чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНДР А. Г. Карлов, что было связано с тем. что Россия была вовлечена в работы по модернизации Восточно-морской железной дороги КНДР, одним из условий выполнения которых являлось как раз воссоединение северной и южной частей Восточно-морской дороги с последующим выходом ее на Транссибирскую магистраль.
Уделение
повышенного внимания именно
восточному направлению
транскорейских дорог в
Во всех проектах транскорейских магистралей именно Северная Корея занимает центральное место. Для Северной Кореи, в свою очередь, во всех транспортных проектах важен аспект конкретной экономической выгоды. У Южной Кореи очень активные экономические отношения с КНР и, казалось бы, западное направление, обеспечивающее транспортный поток между Китаем и Южной Кореей, могло бы быть более выгодным. Но в данном случае, и в плане дешевизны, и скорости, и безопасности, достаточно конкурентоспособными остаются морские перевозки.
Другое дело — импортно-экспортные операции с Россией и Европой. В этом случае морской путь оказывается очень долгим. (Торговым судам приходится обходить Южную Азию, следовать вдоль берегов Африки и т. п. Северный морской путь также имеет ограниченные возможности эксплуатации.) Поэтому восточное направление представлялось для КНДР более выгодным. Тем более, что в этом случае Россия обещала модернизировать связанный напрямую с Транссибом участок железных дорог КНДР.
Кроме того, в развитии именно восточного направления есть и военно-идеологическое преимущество. Западно-морская железная дорога проходит по самым населенным провинциям Южной Кореи, следует через столицу КНДР — Пхеньян. Таким образом, в случае активной эксплуатации этого направления железной дороги встает вопрос обеспечения безопасности территорий и изоляции населения от нежелательных контактов с представителями Южной Кореи и других стран.
Восточно-морская железная дорога проходит по менее населенным объектам КНДР, удалена от столицы страны и в военно-политическом плане оказывается предпочтительной.
Одновременно с переговорами в Пхеньяне, в пограничном пункте Пханмунчжом с 16 по 17 сентября проходили 7-е Рабочие переговоры по военным вопросам Севера и Юга (Че 7 чха Пук-Нам кунса силъму хведам), на которых обсуждались проблемы «военного обеспечения» строительных работ по восстановлению транспортного сообщения между двумя частями Кореи.
С
22 по 25 января
С
10 по 12 марта
Однако
церемонию пришлось провести позже,
и ее приурочили к 3-й годовщине
Пхеньянского саммита
Соединение
дорог было во многом действительно
символическим. Если Южная Корея
восстановила железнодорожные пути
на всем протяжении Западно-морской
линии от станции Мунсан до демаркационной
линии, то Северная Корея лишь
участок в
Несмотря
на все это, на перспективу
эксплуатации железных дорог
стороны смотрели довольно
оптимистично. Ожидалось (в случае,
если ядерная проблема в КНДР не
станет помехой), что по западной
ветке поезда смогут начать
движение уже с конца сентября
С
26 по 28 августа
На переговорах обсуждались важные вопросы двустороннего экономического сотрудничества и был достигнут ряд принципиальных договоренностей, которые были закреплены в Соглашении, подписанном по итогам переговоров. В частности на переговорах речь шла о необходимости завершения соединения железнодорожных линий на Восточно-морской дороге на участке между станциями Ончжонни и Чочжин и на Западно-морской железной дороге между станциями Кэсон и Мунсан.
Стороны договорились о том, что по после завершения составления общего проекта Кэсонской промышленной зоны сразу будут начаты работы по строительству инфраструктуры.
Расширение
Кымгансанского туристического
проекта, в частности увеличение
потока южнокорейских туристов,
прибывающих автомобильным
транспортом, также стало объектом
особого внимания. Кроме того,
стороны пришли к соглашению о
необходимости принятия
Межкорейского соглашения по
морским перевозкам, развития прямого
товарообмена (без участия стран-посредниц).
Очередное, 7-е заседание
Межкорейского комитета развития
экономического сотрудничества
было запланировано провести в
середине октября
С
5 по 8 ноября
С другой стороны, южнокорейская сторона указала на то, что и для развития КПЗ, и для других проектов важно скорейшее решение северокорейского ядерного вопроса. В частности, большие надежды стороны возлагали на 2-й раунд Шестисторонних переговоров в Пекине.
Кроме того, на 7-м заседании северокорейская сторона подняла вопрос о возможностях поставки в КНДР электроэнергии из Южной Кореи. Действительно, выход КНДР из ДНЯО как раз и был продиктован тем, что КЕДО не выполняло своих обязательств по постройке АЭС в КНДР. А для Северной Кореи (как и для Южной) в условиях ограниченности природных ресурсов[15], только постройка АЭС может решить проблему обеспечения электроэнергией.
Собственная ядерная программа КНДР, возобновленная «для обеспечения страны электроэнергией», в силу технических проблем не могла привести к желаемому результату в обозримом будущем. Поэтому в условиях крайнего дефицита электроэнергии для Северной Кореи единственной возможностью была поставка электроэнергии из соседних стран. И здесь, по ряду причин, на первом месте среди возможных поставщиков, естественно, была именно Южная Корея[16].
Начиная
с
В
мае
3.2. Совместные коммерческие проекты
Один
из первых практически
реализованных совместный межкорейских
проектов «Пхёнхва», что значит «Мир»,
начался в январе
В
феврале
22
марта
Доходы от совместного игорного бизнеса, в который южнокорейская сторона планировала инвестировать до 300 тыс. долларов США, предполагалось разделять следующим образом: 30% должна была получать южнокорейская сторона, 51% — внешнеторговая корпорация КНДР, а 19% — указанный выше Комитет.
В
Указанный выше факт сотрудничества РК и КНДР в сфере Интернет — игорного бизнеса весьма примечателен, поскольку указывает на несколько важных факторов: 1) выход КНДР в Интернет-экономику; 2) внимание властей КНДР к игорному бизнесу; 3) сотрудничество между Югом и Севером на уровне открытия совместного офиса в Пхеньяне.
3.3. Практические экономические контакты
Пхеньянский
саммит
Первые
межкорейские практические переговоры,
направленные на создание системы
межкорейских отношений, прошли в
Сеуле с 25 по 26 сентября
Все эти переговоры и следовавшие за ними практические шаги в развитии межкорейских экономических отношений закладывали фундамент прочных экономических связей между двумя государствами, вносили практический вклад в ликвидацию прежних отношений враждебности и взаимного недоверия.
§
4. Межкорейские военные отношения.
Вооруженные
конфликты и столкновения
В начале XXI столетия межкорейские отношения в военной сфере были достаточно сложными. С одной стороны, оба государства старались перейти от прежних отношений военного противостояния к отношениям мира и сотрудничества. И для этого была организована серия переговоров между представителями военных ведомств двух корейских государств. С другой стороны, время от времени между Северной и Южной Кореей происходили вооруженные столкновения, приводившие к человеческим жертвам и нередко ставившие весь процесс межкорейского сближения на грань срыва.
Однако в первой половине 2000-х годов межкорейские вооруженные конфликты не вписывались в общий контекст развития межкорейских отношений и, по большому счету, не оказывали негативного воздействия на них, побуждая руководителей двух государств искать пути создания более прочной системы межкорейской безопасности.
Первый
значительный вооруженный
межкорейский конфликт в
рассматриваемый период времени
произошел в июне
По версии южнокорейской стороны, 29 июня 2002 года в 9:54 и 10:01 утра два северокорейских сторожевых корабля пересекли так называемую Северную разграничительную линию (СРЛ; North limit line; Пукпан хангесон), разделяющую водное пространство КНДР и РК в Желтом море. Навстречу им устремились четыре южнокорейских скоростных сторожевых катера. Северокорейской стороне было предложено вернуться за разграничительную линию. В ответ в 10:25 северокорейский сторожевик «первый» открыл огонь, находясь в трех милях южнее СРЛ. После этого на море завязался бой, длившийся около 25 минут. В результате одно южнокорейское судно было потоплено, 4 человека погибло, и 1 пропал без вести. 19 южнокорейских моряков получили ранения.
На северокорейском сторожевом корабле также начался пожар, погибли около десяти северокорейских военнослужащих.
Инициатором вооруженного конфликта, естественно, объявлялась северокорейская сторона[21].
По версии северокорейской стороны, конфликт начался примерно в 10:10 утра, когда несколько южнокорейских военных кораблей вместе с десятком рыболовных судов вторглись в территориальные воды КНДР и начала обстреливать северокорейские пограничные корабли. Северокорейские СМИ объявили конфликт «спланированной южнокорейской провокацией».
Однако
каких-либо внятных официальных
оценок это событие не получило ни
тогда, в
На самом деле и в этом, и в других подобных случаях конфликт мог произойти непроизвольно, без какого-либо «провокационного» плана какой-либо из сторон. Во-первых, КНДР не признает то, каким образом в Республике Корея определяют границу Северной разграничительной линии (хотя на практике стороны придерживаются именно южнокорейской морской границы). Во-вторых, очевидно, место это очень богато рыбой, и рыболовецкие суда, «увлекшись» погоней за добычей, в порыве азарта могут и пересечь СРЛ. При этом, поскольку лов рыбы в приграничных водах — дело небезопасное, и с Северной, и с Южной стороны эти суда могут сопровождаться кораблями береговой охраны[23].
Однако, несмотря на все конфликты, происходившие между двумя Кореями в районе ДМЗ или СРЛ, объективные процессы межкорейского сближения брали верх над временными и по сути случайными столкновениями.
Межкорейские военные переговоры проводились в самых различных форматах, от практических, имевших вполне конкретные прикладные цели, как, например, разминирование участков демилитаризованной зоны, по которым должно было быть проложено железнодорожное полотно, соединяющие железные дороги Севера и Юга, так и переговоры на уровне генералитета двух стран.
Очередные
вторые межкорейские военные
переговоры на уровне генералов (Пук-Ном
чаннёгып кунса хведам) прошли с 3
по 4 июня
Однако
несмотря на принятые
договоренности, в
И тем не менее, несмотря на постоянные вооруженные столкновения между Севером и Югом, которые вряд ли были заранее спланированными акциями, межкорейские контакты в 2000-2005 гг. имели положительную тенденцию развития.
§
5. Межкорейские культурные связи
Пхеньянский
саммит
Приведем в качестве примера лишь несколько эпизодов из истории межкорейских культурных отношений 2000-2005 гг., которые позволят почувствовать как интенсивность, так и всю сложность отношений между двумя государствами.
Контакты
в сфере религий. 3 октября
В праздничных мероприятиях приняли участие, так сказать, не совсем «обычные» представители обеих сторон. Север представлял заместитель председателя Постоянного комитета ВНС и он же — председатель ЦК корейской Социал-демократической партии (Чосон сахве минчжудан) — Ким Ёндэ, председатель ЦК Партии молодых друзей [религии] чхондогё (Чхондогё чхопудан) Рю Миён и др.
Со стороны Юга в церемониях участвовала делегация религии тэчжопгё («учения великого предка»), поклоняющаяся Тангуну, делегация южнокорейских католиков и т. п.
Через
год, 3 октября
Участники церемонии (очевидно, по инициативе северокорейской стороны) приняли «Совместное воззвание к 70 миллионам соотечественников». В воззвании особо примечательными были положения о «защите мира [на Корейском полуострове]» силами всей нации и «защите "Родины" от внешних сил на основе проявления традиционного для нации Тангуна "духа единения"». Таким образом, через представление о «единстве нации» северокорейские власти пытались привлечь Южную Корею для оказания помощи в вопросе недопущения американской агрессии, о которой в то время активно говорилось в СМИ КНДР.
Спортивные
контакты. На протяжении
многих десятилетий истории
межкорейских взаимоотношений, в
особенности начиная с 1980-х годов,
Северная и Южная Корея не раз
пытались наладить контакты в
спортивной сфере, в частности чрез
проекты выступления единой
командой на международных
соревнованиях. Иногда происходил
обмен спортивными делегациями. В
Однако
за несколько дней до начала
универсиады произошло неприятное
событие, которое сразу даже не было
замечено средствами массовой
информации. 15 августа
16 августа северокорейская сторона все еще продолжала обмениваться материалами для подготовки Универсиады. Но уже 18 августа было представлено официальное заявление, в котором, в частности, говорилось о том, что КНДР отказывается от участия в церемонии открытия универсиады, в том числе по причине невозможности южнокорейских властей обеспечить нужный уровень безопасности.
Поначалу, 18 августа, реакция властей Южной Кореи была неоднозначной. Помощник президента РК по вопросам национальной безопасности На Чжониль посчитал подобную реакцию Севера неадекватной и объяснял ее непониманием в КНДР южнокорейской культуры демонстраций. Министерство объединения, в свою очередь, отправило в КНДР телефонограмму с просьбой не отказываться от участия в Универсиаде[29]. Однако правительство Южной Кореи не принесло КНДР никаких официальных извинений за произошедшее.
Тогда 19 августа президент Республики Корея Но Мухён выступил с официальным заявлением, в котором выразил глубокое сожаление по поводу произошедшего. Вслед за этим, через 8 часов, представители КНДР через «пункт связи» в Пханмунчжоме (Пхапмунчжом ёллаккван) подтвердили первоначальное намерение принять участие в Универсиаде в Тэгу.
Универсиада в Тэгу открылась 21 августа, и уже во время первых спортивных состязаний на трибунах стадиона можно было увидеть активные выступления северокорейских девушек из «группы поддержки» (300 человек), которая прибыла вместе со спортсменами. Церемония открытия Универсиады также освещалась в северокорейских СМИ, и не без упоминания «провокационных действий консервативных сил»[30].
Однако атмосфера на Универсиаде продолжала оставаться весьма напряженной. 24 августа в 2 часа дня перед пресс-центром Универсиады сторонники «консервативных» политических групп снова устроили антисеверокорейскую демонстрацию, призывая к «свержению» Ким Ченира. В результате между демонстрантами и представителями северокорейских СМИ завязалась потасовка.
В тот же день северокорейские власти (Комитет за мирное объединение Родины— Чогук пхёнхва тхонилъ вивонхве) выступили с требованиями к южнокорейским властям принести официальные извинения.
26 августа руководство северокорейской делегации заявило на пресс-конференции, что если южнокорейские власти не принесут официального извинения за случившееся и не возьмут на себя обязательство впредь не допускать подобных демонстраций, то КНДР может принять решение о досрочном прекращении участия в Универсиаде. Так, было отменено участие северокорейских девушек из «группы поддержки» в матче по женскому футболу между командами КНДР и Мексики. (Однако же заявление это выглядело несколько странным, потому что накануне председатель Оргкомитета Универсиады (он же — мэр города Тэгу) Чо Хэнён выразил свое сожаление по поводу произошедшего.)
27
августа
В
целом ситуацию на Корейском
полуострове в 2000-2005 гг. можно
охарактеризовать как
положительную, несмотря на то что
пик межкорейского сближения
17
мая
Со
2 по 4 октября
Однако
Северная
Корея, в свою очередь, несмотря на
демонтаж ряда ядерных объектов в
Ёнбёне в июне
Таким
образом, к концу 2000-х годов
перспективы развития ситуации на
Корейском полуострове остаются во
многом неопределенными.
[1] Политика мира и процветания Республики Корея. Сеул, Когук Сосик, 2004.
[2] Подробнее см. сайт «Ури минчжок ккири»: http://www.uriminzokkiri.соm/ (2008.02.28)
[3] По материалам издания: Намбукхан хабый мункон чхонган. 2005.10 (Полный обзор документов соглашений между Южной и Северной Кореей. 2005.10). [Сеул], Государственное управление информации, 2005.
[4] Там же.
[5] Нумерация переговоров не является официальной.
[6] Когеа мо\у. Лапиагу 13. 2001. Р. 13.
[7] Чунан ильбо. 2003. 17 июля.
[8] ЦТЛК. 2003. 27 апр.
[9] Намбукхан хабый мункон чхонган. 2005.10 (Полный обзор документов соглашений между Южной и Северной Кореей. 2005.10). [Сеул], Государственное управление информации. 2005. С. 29.
[10] Традиционная
корейская мера площади,
соответствует
[11] Председатель
корпорации «Хёндэ» с 21 октября
[12] В южнокорейском варианте названия Комитета слово Юг предшествует слову Север.
[13] Следует
напомнить, что «Хёндэ Асан» — это
фирма, которая была создана
председателем корпорации Хёндэ Чон
Чжуёном в
[14] Чосон ильбо. 2003. 16 июня.
[15] Для работы ТЭС, помимо угля, в силу технологических причин, необходимо наличие мазута. КНДР не обладает собственными источниками нефтепродуктов. Что касается гидроэнергии, то в силу климатических условий ГЭС могут полноценно функционировать исключительно в летний период времени.
[16] Чосон ильбо. 2003. 6 нояб.
[17] Мунхва ильбо. 2004. 17 мая.
[18] Подробнее см. на сайте Корпорации «Пхёнхва» по адресу:
[19] По
состоянию на июль
[20] Нам-Букхан хабый мунккон чхонгам (Полное собрание текстов договоренностей между Южной и Северной Кореей). Сеул, 2005. С. 105-200.
[21] Чосон ильбо. 2002. 29 июня.
[22] Тона ильбо. 2007. 28 июня.
[23] Именно
поэтому во время визита президента
Республики Корея Но Мухёна в КНДР 2-4
октября
[24] ЦТАК 2004. 5 июня.
[25] Чосон
ильбо. 2004. 2 нояб. С. 1; Сообщение ЦТАК
от 2 ноября
[26] Данный персонаж не является мифическим для властей КНДР, а также для ряда историков Южной Кореи.
[27] То есть день освобождения Кореи от японского колониального господства.
[28] Чосон ильбо. 2003. 19 авг.
[29] Тона ильбо. 2003. 18 авг.
[30] ЦТАК от 22
августа