Вместо
предисловия
Читателю
этой книги предстоит путешествие
через несколько тысячелетий и
через огромные пространства той
части Африканского континента,
которая носит название Западного
Судана. И это время, и это
пространство населяли многие
поколения людей. Они создали
высокоразвитые культуры,
великолепно освоив окружавшую их
природную среду, оставили нам
немало следов своего нелегкого и
славного прошлого. Но только
сравнительно недавно человечество
смогло познакомиться с этими
достижениями и оценить их по
достоинству.
Те из
наших современников, кто встретил 60-е
годы уже достаточно взрослым
человеком, вероятно, помнят тот настоящий
«информационный взрыв», который
произошел в это время, обрушив на
советских читателей небывалую до
того массу сведений об Африке, о ее
народах, их истории и культуре. И
немудрено: в сознании всего мира 1960
г. запечатлелся как «год Африки». На
месте огромных «пятен»,
окрашенных в цвета Великобритании,
Франции, Италии (мои сверстники
еще помнят эти цвета — зеленый,
фиолетово-розовый, серый) и
покрывавших почти всю карту
Африки, появились разноцветные
многоугольники территорий
независимых африканских
государств. И интерес наших людей к
этим государствам возрастал
настолько стремительно, что книги
об Африке в ту пору на прилавках не
залеживались.
Тогдашний
африканский книжный «бум» в нашей
стране обнаружил довольно
естественное в общем
обстоятельство. Если широкий круг
читателей более или менее
представлял себе главные черты
истории Африки после 1945 г., перипетии
национально-освободительной
борьбы народов тогдашних колоний,
то о более далеком прошлом
континента, особенно до той эпохи,
когда на его землю одна за другой
стали высаживаться европейские
географические экспедиции, знал
только очень узкий в то время в
Советском Союзе круг специалистов.
А между тем история африканских
народов до этого времени, т.е., грубо
говоря, до рубежа XVIII и XIX вв., сама по
себе заслуживала внимания и
уважения, а к тому же была просто
интересной, подчас — захватывающе
интересной. И одной из самых
увлекательных ее страниц была как
раз история Западного Судана.
Задолго до
появления европейцев на берегах
Западной Африки у народов этого
обширного региона сложились
крупные политические образования,
существовали большие процветающие
города с их шумными рынками,
мастерскими ремесленников, храмами.
Слава древних держав Западного
Судана, сменявших друг друга на
протяжении более тысячелетия, —
Ганы, Мали, Сонгай, если говорить
только о самых могущественных,
созданных и успешно управлявшихся
самими африканцами без какого бы то
ни было вмешательства извне,
распространилась далеко за пределы
Африканского материка. В огромных
торговых и ремесленных городах
Ближнего Востока, в шумных
средиземноморских портах Южной
Европы — словом, везде, где
встречались люди, причастные
к торговле, шла молва о несметных
богатствах африканских правителей,
об их военной мощи, об их щедрости
и благородстве.
В устах
арабского купца из Каира или
Багдада, европейца из Барселоны
или Генуи за обширными и
малоизвестными (а потому и
особенно манящими к себе)
западноафриканскими областями
надолго закрепилось название
«Страна золота». Ведь в средние
века именно из Африки получали
страны Средиземноморья львиную
долю того золота, которое они
использовали. И так продолжалось
до начала XVI в., когда открытие
Америки привело к притоку в Европу
небывалых дотоле масс драгоценных
металлов.
Такое же
название — «Страна золота» —
получил и краткий очерк
средневековой истории Западного
Судана, увидевший свет почти
четверть века назад, в 1966 г.
Оглядываясь назад, можно с
достаточным основанием сказать,
что эта небольшая книга в целом
более или менее полно отражала
наши знания об африканском
средневековье в тот период и
тогдашние наши представления о
ходе исторического процесса
вообще.
Но за годы,
прошедшие со времени появления
«Страны золота» в печати, очень
многое изменилось в науке.
Стремительно росли наши знания о
прошлом Африки в доколониальное
время, в период, предшествовавший
массовой европейской
работорговле XVI—XIX вв. Многие
представления, казавшиеся в начале
60-х годов бесспорными, безнадежно
устарели. Не обошлось без перемен и
в нашем понимании того, насколько
разнообразен по своим местным
формам мог быть единый с
общеисторической точки зрения
процесс перехода от доклассового
общества к классовому.
По мере
того как накапливались эти
изменения, становилось очевидным
и другое. И зарубежные и наши исследователи,
в том числе и автор этих строк, на
слишком многое в средневековой
Западной Африке смотрели сквозь
призму золотой торговли. В конечном
счете это был вольный или невольный,
но достаточно последовательный,
хоть и не всегда осознававшийся,
евроцентристский подход к
африканской истории. Но в странах
Западной Африки жили сотни тысяч
людей. И огромное большинство их не
принимали прямого участия в
торговле золотом. Они просто
возделывали землю, разводили скот,
строили дома, воспитывали детей. И
хотя торговля золотом и оказывала
огромное влияние на всю историю
Западной Африки, но делали-то эту
историю как раз те, кто к золоту и
торговле имел очень косвенное
отношение. И история в конечном
счете принадлежала им, этим простым
людям: земледельцам, пастухам,
рыбакам, ремесленникам. А сейчас их
отдаленные потомки, граждане
государств Западной Африки, с
полным правом могут гордиться
делами своих предков.
И все
яснее становилось, что книга
Итогом всех
этих раздумий и соображений
и стала предлагаемая вниманию
читателей книга.