Кто
рассказывает нам о средневековом
Судане
Шли века.
Контактов между Северной Африкой и
Африкой Западной не могли
разрушить никакие политические или
военные перемены— а их было очень
много — по обеим сторонам Сахары. С
Суданом торговали карфагеняне, их
сменили римляне, после распада
Римской империи торговля перешла
в руки купцов бывших римских
провинций на южном берегу
Средиземного моря. И наконец, в
середине VII в. в Северной Африке
появились арабские завоеватели.
Вот с этого времени у нас возникает
возможность получить хоть сколько-нибудь
достоверные, т.е. поддающиеся
проверке, сведения о странах и
народах Западного Судана,
основанные прямо или косвенно на
свидетельствах очевидцев, людей,
побывавших в этой части
Африканского континента и
общавшихся с ее обитателями.
Но это
вовсе не означает, что до появления
таких свидетельств не существовало
других источников, по которым мы,
люди конца XX в., можем составить
себе представление о прошлом
суданских народов.
Любой
современный народ, особенно более
или менее крупный, не мог
возникнуть сразу. Он складывался
веками из разных, часто очень и
очень разных, небольших этнических
объединений. Каждая такая группа
приносила свою частичку в облик
нового, более крупного объединения
— облик социальный, культурный,
антропологический. И нередко мы
обнаруживаем у современных людей
те или иные черты, восходящие к их
предкам, жившим за много столетий
до нашего времени. А главное —
предки эти неизбежно оставляли
после себя следы, материальные и
нематериальные, вещественные
памятники и историческую память
народа, запечатленную в его преданиях.
Западная
Африка не была в этом отношении
исключением. Правда, когда
четверть века назад писалась «Страна
золота», автор вполне однозначно
соотнес начало появления
достоверных сообщений о
средневековом Судане только с
появлением на Севере континента
арабов, все дальше и дальше на запад
продвигавших границы «области
ислама». И тогда это было
оправданно: материальные
памятники исторического прошлого
Западного Судана были изучены
совершенно недостаточно, серьезное
археологическое изучение этого
прошлого, по существу, только
начиналось, да и сейчас остается
сделать во много раз больше, чем уже
было сделано. И историческое предание
изучалось лишь отрывочно, без
должной планомерности, и велись
тогда эти работы с явно недостаточным
размахом. Все это нисколько не
умаляет заслуг тех ученых, которые
занимались археологическими и
фольклористическими
исследованиями в Судане еще в 40-е и
50-е годы нашего столетия и даже
раньше. Но общая картина
изученности истории региона и его
народов была именно такой: неполной,
фрагментарной.
Однако с
того времени многое переменилось в
Африке. С возникновением на месте
бывших колоний независимых
государств стремительно рос
интерес к подлинной, а не
искаженной картине прошлого
народов континента. Были
разработаны крупномасштабные
проекты исторических исследований,
самыми крупными из которых стали
восьмитомная «Всеобщая история
Африки», издаваемая ЮНЕСКО, и «Кембриджская
история Африки», тоже состоящая из
восьми томов. Но и помимо этого в
Западной Африке работали и
работают в наши дни сотни
африканских, французских,
американских, польских и других
археологов и специалистов по
записи и изучению устного исторического
предания. И результаты их нелегкого
труда делают наши сегодняшние
знания несравненно более богатыми
и полными, так что сейчас уже нельзя
было бы сказать, как в 60-е годы, что-де
археологические материалы, например,
занимают среди исторических
источников, рассказывающих нам о
средневековом Западном Судане,
последнее по важности место.
Конечно,
археологические исследования
сопряжены здесь с определенными,
специфичными, по существу, для всей
Тропической Африки, трудностями.
Прежде всего — потому что
климатические условия Судана очень
неблагоприятны для сохранения
вещественных памятников прошедших
времен. В дождливые сезоны все
органические остатки быстро
сгнивают, жилища и другие постройки,
которые в Западной Африке
возводят из дерева, глины и соломы,
разрушаются. Невредимыми остаются
лишь сооружения из обожженного кирпича
— а их здесь очень и очень
немного, они скорее редкое
исключение, — керамические и
стеклянные изделия, иногда
изделия из металла. Но даже с такими
ограничениями все эти находки
имеют первостепенное научное значение.
А в то же время в сухих
районах Сахеля сохранность
органических материалов иногда
оказывается гораздо лучшей. Так
произошло, например, на территории
нынешней Мавритании, в таких ее
областях, как Адрар, Тагант, Ход.
Результаты проводившихся здесь
раскопок, как уже говорилось,
открыли совершенно новые, во многом
неожиданные, перспективы для
историков западносуданского
средневековья. И нам еще предстоит
поговорить об этих раскопках
более подробно.
Заметно
расширились и возможности
использования исторического
предания. Большинство народов
Западного Судана не создали письменности
для своих языков, и только немногие
из них использовали слегка
видоизмененное арабское письмо.
Но вместо письменных памятников
эти народы сберегли богатейшие
сокровища устных рассказов о своем
прошлом, о деяниях своих предков, о
происхождении обычаев и традиций.
Эти рассказы тщательно сохраняли
специальные сказители, занимавшие
видное место в обществе. Такая
профессия была наследственной, и
высшим достоинством считалась
способность передать в неизменном
виде легенды, полученные от отца,
к которому они пришли от деда
и т.д. К сожалению, записывать
предание стали лишь сравнительно
недавно, многое уже безвозвратно
утрачено. Но и то, что сохранилось,
дает историку порой бесценный
материал. И если арабоязычные
авторы показывают нам Судан таким,
каким они его видели, приходя с
восточной стороны, а европейцы —
так, как они видели его с запада, то
предание — единственный источник,
основанный на видении Западного
Судана, так сказать, изнутри, глазами
людей самого описываемого общества.
Такого подхода к событиям не
могло быть ни у североафриканцев,
ни у европейцев. И в этом-то
как раз и заключена главная
ценность западноафриканского исторического
предания, устной исторической
традиции.
Конечно, у
этого источника есть и свои
недостатки. Первый из них и, пожалуй,
главный для «традиционного»
исторического исследования:
предание не дает достоверной
хронологии. Бесспорно, существуют
приближенные методы ее
установления (скажем, по числу
упомянутых в рассказе поколений),
но получаемые таким образом данные
тоже далеки от достоверности.
Кроме того,
предание (или, как его еще называют,
устная историческая традиция) —
это живое явление. То, что чуть выше
было сказано о его передаче в
неизменном виде, нельзя понимать
буквально. Любой передатчик
традиции — человек своего времени,
и, излагая завещанные ему предками-сказителями
устные тексты, он их невольно «редактирует»
хотя бы тем, что делает такие
смысловые акценты, так переносит
центр тяжести рассказа, чтобы, даже
сохраняя неизменной сюжетную
канву, приспособить его к конкретным
потребностям своих современников в
данный момент. Иначе говоря, предание
— это не только и, пожалуй,
даже не столько объективное свидетельство
о прошлом, но и в не меньшей мере
идеологический документ современной
данному конкретному передатчику
эпохи.
Но такое
редактирование вдобавок не столь
уж редко бывало и совершенно
сознательным и целенаправленным,
когда преданием пользовались для
обоснования отнюдь не одних только
духовных ценностей, но и претензий
на те или иные вполне материальные
привилегии, а более всего — на
власть. Генеалогии правителей,
неотъемлемая часть устной
исторической традиции, именно
поэтому подвергались такому
изменению особенно часто.
Наконец,
устное предание, как правило,
многослойно: оно испытывало самые
разные влияния со стороны культур
других народов и более крупных
человеческих общностей —
политических, конфессиональных.
Оно впитало в себя многочисленные
мусульманские элементы, а в эпоху
колониального владычества
случалось, что однажды записанная и
опубликованная версия традиции
самим авторитетом печатного слова
превращалась как бы в «нормативную»,
единственно правильную, и
воспринималась в качестве таковой
не только европейскими
исследователями, но и самими
африканцами.
Историку
многое может дать сопоставление
данных предания с материалами
этнографических исследований —
описаниями быта, обычаев,
традиционной общественной
организации народов Западного
Судана и их осмыслением. Ведь эта
часть культурного наследия всякого
народа самая устойчивая и, пожалуй,
самая консервативная, и сохраняется
она дольше всего. Многие же явления
сложились очень давно, в обстановке,
совсем не похожей на нынешнюю, так
что их изучение помогает понять в
прошлом народа такие вещи, которых
не смогли бы нам объяснить ни
предание, ни письменные
свидетельства.
Итоги
исторических исследований
последних десятилетий довольно
убедительно показали, насколько
плодотворным может быть
сопоставление этнографических
материалов и данных предания с
результатами археологических
раскопок. В этом мы еще не раз
сможем убедиться на протяжении
нашей книги.
Все, что
сказано здесь об археологических,
фольклорных и этнографических
материалах (а историческим
источником могут служить и данные
языка, и палеоботаника, и многое
другое), ничуть не означает
умаления ценности разных видов
письменных источников. И в
интересующем нас случае — прежде
всего арабоязычных.
Ко времени
появления первых арабских отрядов
в Северной Африке и к моменту
первого непосредственного
знакомства стремительно
расширявшегося мира ислама с
Западным Суданом (это произошло, по
всей видимости, не позднее первых
десятилетий VIII в.) на огромной
территории Судана далеко еще не
завершился процесс складывания
крупных этнических общностей,
знакомых нам сегодня. И все же на
основании многочисленных данных, в
первую очередь археологии и
устного предания, можно с
уверенностью сказать, что уже тогда
в Западном Судане жили предки
нынешних народов, входящих в состав
большой языковой группы «манде».
Эти люди создали две первые «великие
державы» западносуданского средневековья
— Гану и Мали. На берегах Нигера,
между местом, где его русло
поворачивает к юго-востоку, и районом
современной границы между Нигерией
и Нигером, жили предки народа
сонгай — они позднее создали
третью великую державу этого
региона — Сонгайскую. В нынешнем
Сенегале в области Фута-Торо и по
берегам нижнего течения реки
Сенегал обитали предки современных
народов фульбе, тукулер и серер.
Впоследствии многое менялось в
Западном Судане: народы
передвигались с места на место в
поисках новых плодородных земель и
пастбищ, сталкивались друг с другом,
кое-где перемешивались, давая
рождение новым этническим
общностям. Но главные группы
родственных народов сохранились,
хотя иные из них и расселились в
результате всех этих событий по
гораздо большему пространству, чем
то, какое занимали их предки в
начале второй половины I
тысячелетия н.э., а то и вообще
оказались далеко от мест
первоначального своего расселения.
Об этих-то
предках современных жителей
Западной Африки и спешили
рассказать своим единоверцам и
землякам купцы-мусульмане, сразу же
перенявшие давнюю традицию
торговли через Сахару. Немногие из
них записали свои впечатления сами.
Большинство просто рассказывали об
увиденном, а записали эти рассказы
более образованные люди, часто на
много лет позднее. К тому же среди
этих путешественников и на первых
порах, да и столетия спустя
преобладали коренные жители
Северной Африки — берберы. А
берберы, даже номинально
сделавшись в подавляющем своем
большинстве мусульманами довольно
быстро, тем не менее далеко не сразу
приняли и арабский язык, и культуру,
сложившуюся в Средиземноморье и на
Ближнем Востоке после арабского
завоевания из множества
разнородных элементов и получившую
название «арабской».
Из ученых
же мусульман в Западный Судан
ездили немногие, особенно в первое
время после арабского завоевания
Северной Африки. Надо сказать, что
путь через величайшую пустыню
мира был нелегким и далеко не
безопасным предприятием. Не один
десяток караванов усеял своими
костями главные дороги Сахары. И
все-таки люди продолжали бороться с
пустыней, упорно двигались через
нее в обоих направлениях. Чаще
всего их вела жажда наживы; лишь
единицы решались на поездку в
таинственные и окутанные дымкой
легенд страны на другом «берегу» из
чистой любознательности, основную
же массу путешественников
составляли люди, чьи человеческие
качества не всегда были бы способны
вызвать у нас восхищение. И тем не
менее нельзя не воздать должное
мужеству этих людей, их упорству.
Ведь именно им обязаны мы большой
долей своих знаний о прошлом Африки,
и на страницах нашего рассказа мы
не раз еще встретимся с именами
многих из них.
Арабский
язык, который они принесли в Судан,
был в средние века международным
языком науки и культуры на всем
Ближнем Востоке, да и не только там
— например, на Пиренейском
полуострове или на Сицилии. И неудивительно,
что на этом языке писали и
африканские ученые, уроженцы
Западного Судана. Современные
исследования позволили обнаружить
не так уж мало их сочинений. Многие
поселения, располагавшиеся на
главных торговых путях, имели
собственных историков. И арабское
слово «тарих» — история —
фактически сделалось в научной
литературе об этой части Африки
обозначением особого жанра
исторической письменности (даже в
тех случаях, когда само слово тарих
отсутствует в том или ином названии).
Сочинения
этого жанра могли быть очень
разными — от простого перечня
правителей или отдельных событий,
представлявшихся автору особо
важными, до настоящих исторических
трактатов, хроник, описывающих
историю целых государств. В
последнем смысле особое место
занимают три крупных сочинения,
созданные в Томбукту; два из них
были завершены в начале второй
половины XVII в., третье — столетием
позже. Именно эти хроники позволят
нам в дальнейшем подробно говорить
об истории великой Сонгайской
державы XV—XVI вв., да и не только о
ней. Как правило, исторические
труды суданских ученых сохранили
для последующих поколений многие
варианты устного предания, в том
числе и такие, которые сейчас уже не
встречаются в устной передаче. Иные
из этих сочинений рисуют нам
историю миграций, на протяжении
веков постепенно создававших
знакомую нам ныне этническую карту
Западной Африки. Все новые и новые
обнаруживаемые и публикуемые
рукописи позволяют говорить теперь
о существовании достаточно
развитой мусульманской
западносуданской историографии,
традиции которой по известным нам
памятникам восходят уже к XVI в. и
достигли высокого расцвета в
последующие столетия.
По мере
того как развивалась экономика
средневековой Западной Европы, все
больший и больший интерес вызывали
там далекие заморские страны. И все
больше и больше кораблей уходило в
дальние плавания в океан на поиски
неизведанных земель. Пионерами
этого дела, которое в конечном
счете оказалось могучим толчком,
резко ускорившим развитие всего
человечества, были португальские
мореплаватели. Много
интереснейших книг написано во
всех странах об эпохе Великих
географических открытий, в особенности
о подвиге Колумба. Но начиналась
эта эпоха плаваниями португальцев
к западному побережью Африки. И с
середины XV в. непрерывной чередой
следовали отчеты, доклады, записки,
а позднее и сочинения общего
характера, рассказывающие о том,
что застали в Западной Африке
европейские мореходы. Так
появляется в распоряжении
исследователя большая группа
исторических источников,
позволяющих воссоздать подлинную
историю Африки в позднем
средневековье и в начале нового
времени.
А теперь,
пользуясь всеми этими
историческими источниками,
попробуем рассказать о том, как
развивалась история Западного
Судана в средние века.
Прежде чем
приступать к такому рассказу,
небесполезно будет, однако, внести
ясность в еще один непростой вопрос.
Дело в том, что после колониального
раздела Африки французские,
английские, бельгийские,
португальские и другие завоеватели
прилагали немалые усилия для того,
чтобы доказать, будто народы
континента были «неисторическими»,
будто они ничего не могли создать
сами ни в сфере политической
организации, ни в культуре — да и
вообще история «Черного материка»
началась-де только с того момента,
когда на нем появились первые
европейцы. Правда, многие
европейские ученые и в пору
расцвета колониальной системы не
поддались общему поветрию,
доказывая и самобытность
африканских культур, и высокий
уровень развития доколониальных
африканских обществ. А уж в наши дни
едва ли кому-нибудь даже из числа
людей, не испытывающих, мягко
говоря, теплых чувств к национально-освободительной
борьбе африканских народов,
придет в голову отстаивать этот
несостоятельный в научном
отношении тезис в открытую. Резко
возросшая роль африканских стран в
современном мире сделала его и политически
несостоятельным, попросту
бесперспективным. Ну, а о научной
его бесперспективности и говорить
нечего.
Известно,
однако, что наши недостатки часто
бывают продолжением наших
достоинств. Борясь против
расистских утверждений о некоей «неполноценности»
африканских народов, некоторые
ученые и публицисты, даже
прогрессивные и субъективно
честные, ударились в
противоположную крайность и стали
утверждать, будто Африке
человечество обязано вообще всей
своей культурой. И Древняя Греция
оказывается, таким образом, лишь
робкой ученицей Древнего Египта,
который, в свою очередь, был-де
сугубо «негро-африканским» и
практически не испытывал влияния
со стороны других народов Ближнего
Востока и их культур. Такого рода
тезисы впервые были сформулированы
видным сенегальским историком
Шейхом Анта Диопом еще в середине
50-х годов и с тех пор не столь уж
редко воспроизводились в трудах
африканских ученых из стран западной
части континента.
Так
совершенно естественный и законный
протест против расизма
традиционного колониалистского
толка незаметно переходил в, так
сказать, «расизм наоборот».
Логическим выводом отсюда были
рассуждения о том, что Африка будто
бы развивалась совершенно особыми
путями, что в ней никогда не бывало
в доколониальное время ни антагонистических
классов, ни классовой борьбы, что
все африканские общества той поры
изначально были если и не социалистическими,
то уж, во всяком случае, «коммуналистскими».
А раз так — значит, к современной
Африке нельзя применить
марксистскую теорию общественного
развития: она-де непригодна здесь в
силу именно этой «африканской
исключительности». И таким вот
образом тезис, бывший некогда
просто полемическим
преувеличением, приводит в конце
концов к достаточно
недвусмысленным политическим
концепциям.
Что можно
сказать о таких утверждениях?
Наверное, прежде всего то, что они
антиисторичны. Историю нельзя ни
улучшать, ни ухудшать; любая
попытка ее приукрасить, пусть даже
и из самых лучших, самых
благородных побуждений, ведет к
искажению действительной картины
прошлого, к забвению его, часто ох
как нужных, уроков. Если же подойти
к делу со строго научных позиций, то
очень скоро убеждаешься, что
история Африки развивалась по тем
же самым общим законам, что и
история любой другой части света.
Никто не собирается отрицать, что
развитие это в то же время
отличалось определенной
спецификой, которая отсутствовала
в обществах других континентов. Но
нельзя местные особенности, которые
по самому своему определению
бесконечно многообразны, выдавать
за «исключительные»
закономерности.
Но отсюда
следует еще один непременный вывод:
не надо преувеличивать уровень
хозяйственного и общественного
развития доколониальной Африки.
Конечно, для определения этого
уровня очень трудно подобрать
какие-то абсолютные мерки; можно
только сравнивать Африку с другими
районами земного шара. И как раз при
таком сравнении всякому
непредубежденному историку
придется признать, что в период, с
которого начинается наш рассказ, т.е.
примерно к рубежу н.э., впереди
находилось Средиземноморье —
Южная Европа, Ближний Восток,
Северная Африка, а вместе с ним —
Китай и Индия, но, конечно, не
Тропическая Африка, в том числе и
Западный Судан (хотя сам по себе он
был едва ли не самым продвинувшимся
по пути социально-экономического
развития районом Африки к югу от
Сахары). Развитию человеческой
истории вообще присуща
неравномерность — это один из
главных ее законов. И такую
неравномерность могли усиливать те
или иные природные или социальные
условия. Отставание Тропической
Африки от средиземноморского мира
начиналось еще задолго до
интересующего нас времени (как и
почему это отставание возникло —
вопрос особый). И как раз Сахара,
огромный и труднопреодолимый
природный барьер, отделивший
тропическую часть континента от
быстро развивавшегося
Средиземноморья, оказалась одной
из важнейших причин отставания
Западной Африки.
Люди,
населявшие Сахару в IV и III
тысячелетиях до н.э., бесспорно, не
уступали по уровню развития
техники и культуры своим
европейским современникам (хотя
отставали уже от обитателей
Нильской долины и Двуречья). Однако
высыхание Сахары во II тысячелетии
до н.э. заставило большую часть ее
древнего населения отступить к югу.
И появление пустыни, отрезавшей
Тропическую Африку от
Средиземноморья, исключительно
неблагоприятно сказалось на
развитии народов этой части
материка.
Этим
народам, в частности тем, что
населяли Западный Судан, пришлось
до многого доходить самим, не имея
возможности использовать опыт
соседей, связь с которыми великая
пустыня делала очень нелегким и
опасным предприятием. Темп
развития общества замедлялся, и за
много веков до европейской
работорговли и последующей
колонизации стало ускоренными
темпами накапливаться то
отставание, которое потом так
облегчило эту самую колонизацию.
Признавать
этот неоспоримый факт — вовсе не
означает принижать достижения
народов Западной Африки в создании
собственной культуры, своей
государственности. Жители
Западного Судана сумели добиться
многого. И если бы они и дальше
продолжали развиваться сами по
себе, без повседневных широких
контактов с окружавшими их
обществами, то, возможно, в конечном
счете и достигли бы не менее
высокого уровня развития, чем
северные соседи. К сожалению,
история не знает сослагательного
наклонения. И такой возможности она
народам Судана не предоставила...