ВВЕДЕНИЕ

 

Республика Филиппины — государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на островах Филиппинского архипелага. Ее территория — 300,7 тыс. кв. км, население — около 45 млн. Почти 90% жителей Филиппин населяют 11 крупнейших остро­вов архипелага — Лусон, Минданао и Висайские (в эту по­следнюю группу входят 9 островов).

На Филиппинах — около 100 народностей и этнических групп, говорящих на многочисленных языках и диалектах. Но все этносы принадлежат к единому южномонголоидному расо­вому типу, а все филиппинские языки относятся к одной и той же северной группе индонезийской ветви малайско-полинезийской языковой семьи. В советской науке принята классификация современного населения Филиппин, согласно которой оно под­разделяется на основные крупные народы — тагалы, висайя, илоки, пампанганы, пангасинаны, биколы и др., — занимающие ведущее место в хозяйственной, политической и культурной жизни страны, и национальные меньшинства, отставшие (в си­лу конкретно-исторических причин) от основных народов по уровню социально-экономического и культурного развития. Это народы южных, мусульманских районов, известные под соби­рательным названием «моро», и ряд небольших народностей и племен, населяющих внутренние горные территории архипе­лага.

У Филиппин сложная и своеобразная история. В течение четырех столетий (весь период новой истории и несколько де­сятилетий в новейшее время) филиппинцы жили под игом ино­странных колонизаторов.

Во второй половине XVI в. архипелаг, привлекавший внима­ние европейцев своим положением на морских путях к рынкам Индии, Китая и Индонезии, был завоеван Испанией, в то вре­мя одной из самых могущественных европейских держав. Испанское господство на Филиппинах продолжалось более трех столетий и было уничтожено в конце XIX в. поднявшимся в стране мощным освободительным движением, которое вылилось в антиколониальную революцию 1896—1898 гг.

Сбросив многолетнее иго Испании и создав независимую республику, Филиппины оказались перед лицом колониальной экспансии молодого империалистического государства — США. В 1901 г. американские империалисты аннексировали архипе­лаг. В последующие четыре десятилетия развитие страны про­исходило в условиях колониального господства США, использо­вавших Филиппины как объект империалистической эксплуата­ции и важный стратегический плацдарм в районе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

В годы второй мировой войны филиппинцы прошли через новые тяжелые испытания. Как и другие страны Юго-Восточ­ной Азии, они были оккупированы Японией, установившей на захваченных территориях режим кровавого террора, жертвами которого стали десятки тысяч жителей архипелага. После окончания войны в обстановке подъема национально-освободи­тельного движения внутри страны и начавшегося распада ми­ровой системы колониализма США были вынуждены пойти на предоставление Филиппинам независимости.

С июля 1946 г. Республика Филиппины — суверенное госу­дарство. Эта молодая развивающаяся страна следует по капи­талистическому пути. Его противоречия и сложности, усугуб­ленные многими трудными проблемами, оставленными в на­следство колониализмом и порожденными новыми условиями, вовлекли страну на рубеже 70-х годов в глубокий социальный, экономический и политический кризис. Осенью 1972 г. на Фи­липпинах было введено чрезвычайное положение, принят ряд мер по нормализации политической обстановки. Одновременно стала проводиться в жизнь правительственная программа пре­образований, рассчитанная на ускорение развития в стране ка­питализма.

Первые труды по истории Филиппин относятся к началу XVII в. Они принадлежат перу испанских монахов-миссионеров и представителей колониальной администрации. Испанцы удерживали монополию на филиппинскую историю в течение всего периода своего господства на архипелаге. До середины XIX в. преобладали труды, представлявшие так называемую» монашескую историографию. Сочинения монахов были посвя­щены, как правило, описанию отдельных этапов колонизации Филиппин и деятельности на архипелаге религиозных орденов и миссий (всячески приукрашиваемой авторами). На рубеже XVIIIXIX вв. появились первые обобщающие работы по исто­рии Филиппин, также написанные монахами: 14-томная, бога­то документированная «Общая история Филиппин» X. Кон­сепсьона и «История Филиппинских островов» М. Суньиги.

В испанской буржуазной историографии Филиппин второй половины прошлого века, становление которой происходило в условиях зарождения на островах освободительного движения, господствующее место занимали работы, написанные с пози­ций реакционных колонизаторских кругов, апологетов испан­ского колониализма, противников либерализации колониальной политики. Наиболее крупные представители этой школы — испанские   историки    конца   XIX века   X.  Монтеро-и-Видаль, ф. Мойа-и-Хименес, В. Ретана.

В начале XX в., после захвата Филиппин США, стали по­являться работы по филиппинской истории, авторами которых были американцы. Большинство из них (Э. Уорчестер, Дж. Малькольм, Дж. Хэйден и др.) в те или иные периоды за­нимали ответственные посты в колониальной администрации на Филиппинах. В этих трудах ставилась задача оправдания аннексионистской политики США, события на Филиппинском архипелаге трактовались в духе официального курса американ­ских правящих кругов. В то же время в американских работах начала XX в., апологетически освещавших колониальную поли­тику США и противопоставлявших ее отсталым и откровенно грабительским методам испанского колониализма, содержится немало ценных материалов и выводов по истории Филиппин в период испанского господства. К числу фундаментальных и уникальных публикаций по истории Филиппин принадлежит собрание исторических документов в 55 томах, составленное и изданное в 1903—1908 гг. американскими историками Э. Блэйр и Дж. Робертсоном. Хронологически собрание Блэйр и Робертсона охватывает период от завоевания Филиппин Испанией до конца испанского господства на архипелаге, вклю­чая события национально-освободительной революции 1896— 1898 гг.

В 20-е годы в США были изданы отдельные работы, авторы которых (Ч. Рассел, М. Личауко и др.) выступали с критикой империалистической политики США на Филиппинах и подни­мали свой голос в защиту освободительной борьбы их жителей. В целом же до второй мировой войны в американской историо­графии Филиппин преобладали колониалистские концепции, апологетическая трактовка американской политики на архипе­лаге.

В послевоенный период в американском филиппиноведении появились тенденции к более объективному и углубленному изучению политической и социально-экономической истории Филиппин в новое и новейшее время. Расширилась тематика филиппшшведческих исследований. В современной американ­ской литературе заметное место занимают труды, принадлежа­щие к этноисторической и социоисторической школам (Дж. Л. Фелан, Дж. А. Ларкин, Д. Р. Стьюртевант), полито­логические исследования и работы, посвященные изучению со­циально-экономических отношений (К. Ланде, Д. Вурфель и др.).

Основателем филиппинской национальной историографии считается выдающийся писатель и ученый, крупнейший идео­лог национально-освободительного движения, национальный герой Филиппин Хосе Рисаль. Он впервые попытался крити­чески пересмотреть господствовавшие в испанской литературе взгляды на историю своей страны и, используя исторические и этнографические материалы, выступил с разоблачением раси­стских концепций испанских авторов о «природной неполно­ценности» филиппинцев.

В конце 20-х и в начале 30-х годов сложилась националь­ная историческая школа (М. Калау, Т. Калау, К. Бенитес и др.), находившаяся под сильным влиянием американской историографии.

После достижения независимости традиций этой школы про­должали придерживаться филиппинские историки консерватив­ного направления (Е. Алип, Г. Сайде). Со второй половины 50-х годов в развитии филиппинской исторической науки по­явились новые тенденции, связанные с подъемом национализ­ма в общественно-политической жизни страны. Возникло новое критическое направление (во главе с историком проф. Т. Агонсильо), представители которого выступили за пересмотр коло-ниалистских и прокол ониалистских концепций и взглядов, гос­подствовавших в исторической литературе, с националистиче­ских и демократических позиций. В настоящее время это направление занимает ведущее место в национальной историо­графии. Труды авторов новой школы — Т. Агонсильо, С. Махула, О. Корпуса, А. Молины, А. Абада, Л. Ябеса, Б. Саламанки и др. — посвящены широкому кругу проблем и сюжетов, наиме­нее изученных или сильнее всего подвергавшихся тенденциоз­ной интерпретации в колониалистской историографии. В центре внимания филиппинских ученых находятся вопросы, связанные с изучением различных аспектов национально-освободительно­го движения, истории страны в доколониальную эпоху, со­циальных и культурно-идеологических проблем.

В нашей стране систематическое исследование истории Фи­липпин началось в 30-е годы и было связано с именем А. А. Губера — основателя советской школы изучения Юго-Во­сточной Азии. Ведущая тема в его работах 30—40-х годов — первых марксистских исследованиях по Филиппинам — исто­рия филиппинского национально-освободительного движения. Этой теме посвящен фундаментальный труд А. А. Губера «Фи­липпинская республика 1898 г. и американский империализм» (1-е изд. вышло в 1948 г., 2-е — в 1961 г.), в котором проана­лизировано внутреннее классовое содержание антиколониаль­ной революции 1896—1898 гг. и впервые с марксистских пози­ций исследованы основные этапы исторического развития Фи­липпин в доиопанский и колониальный периоды.

Главные направления в исследовании истории Филиппин, определившиеся в трудах А. А. Губера, продолжали разраба­тываться его учениками. Расширение и углубление научно-ис­следовательской работы в области изучения Юго-Восточной Азии в нашей стране в 50-е годы способствовало развитию и советского филиппиноведения. В этот период начинается систематическое изучение новейшей истории и экономики Филиппин. Широкий спектр вопросов новейшей истории и современного политического положения Филиппин получил освещение в ра­ботах Г. И. Левинсона. В 60-е годы расширился круг ученых-филиппиноведов, вышли в свет исследования по экономике (О. Г. Барышникова, Н. А. Савельев), новой (Ю. О. Левтонова) и новейшей (Г. И. Левинсон) истории Филиппин.

С начала 70-х годов продолжается рост филиппиноведче-ских кадров, углубление тематики исследований. Советские ученые обратились к изучению актуальных, недостаточно раз­работанных в отечественной и зарубежной литературе проб­лем — обобщению опыта филиппинского национально-освободи­тельного, рабочего, коммунистического движения, исследованию идеологических и социальных процессов, общественного созна­ния, этнопсихологии, аграрной проблемы и положения кресть­янства, новых тенденций в социально-экономическом развитии современных Филиппин, внешней политики Филиппинской рес­публики.

Эти вопросы рассматриваются в ряде работ, вышедших в 70-х годах, — книгах Г. И. Левинсона «Филиппины на пути к независимости» (1972), О. Г. Барышниковой «Сельское хозяй­ство Филиппин» (1972), Ю. О. Левтоновой «История общест­венной мысли на Филиппинах» (1973), И. В. Подберезского «Сампагита, крест и доллар» (1974), И. Ф. Жулева «Рабочий класс Филиппин» (1975), в статьях Н. П. Челинцевой и Л. Л. Тайвана.

Достижения советского филиппиноведения, введение в на­учный оборот обширного круга литературы и источников позво­лили обратиться к написанию сводной, обобщающей работы по истории архипелага. Настоящая книга — первая попытка та­кого рода, краткий очерк истории Филиппин с древнейших времен до наших дней. Работая над книгой, автор использовал собственные исследования и опирался на материалы и выводы, содержащиеся в трудах советских и зарубежных филиппино-ведов.

Автор выражает признательность своим коллегам за полез­ные рекомендации и замечания, которые помогли ему в работе.

Сайт управляется системой uCoz