Глава
IX
ЗАХВАТ
ФИЛИППИН СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ И
УСТАНОВЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМА
(1899—1916)
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ
ВОЙНА 1899—1901 гг.
День
4 февраля
С
точки зрения хода и характера
военных действий национально-освободительная
война 1899—1901 гг. подразделяется на
два этапа: с февраля по ноябрь
В
марте
Американское
командование испытывало
недостаток в людских ресурсах. В
начале войны под командованием
Отиса находилось 20—25 тыс. солдат,
включая волонтеров. Уже в марте
Очевидная
сложность военного подчинения
Филиппин заставляла американское
правительство наряду с усилением
военного нажима использовать также
тактику, рассчитанную на
возможность соглашения с верхушкой
филиппинского общества на основе
уступок местным буржуазно-помещичьим
слоям[1]. С апреля
Непримиримая,
бескомпромиссная позиция Мабини
все менее устраивала умеренную
группировку в правительстве и конгрессе,
с которой был связан и президент
Агинальдо. Он опасался прямого
конфликта с Мабини, слишком
заметной и яркой фигурой, одним из
самых авторитетных лидеров революционной
интеллигенции, армии и народа.
Стараясь не повредить своему
престижу и популярности как национального
вождя, Агинальдо действовал со
свойственной ему осторожностью, исподволь
готовя смену правительства. Удобный
предлог для устранения Мабини с
поста премьер-министра был найден
в начале мая
Новая филиппинская делегация, состоявшая из сторонников группировки Патерно, была наделена полномочиями вести переговоры с американцами на основе довольно неопределенно сформулированных предложений государственного секретаря Хэя и главы комиссии — Шермаиа о предоставлении Филиппинам статуса автономии. Эта формулировка выавала недовольство у остальных членов комиссии — сторонников военного подчинения Филиппин и безусловного американского суверенитета на архипелаге. Их позиция оказалась неприемлемой для филиппинской делегации, рассчитывавшей на значительно большие уступки со стороны США. Разногласия между Шерма-ном, сторонником «примирительной» политики в отношении филиппинцев, и рьяными аннексионистами — Отисом, Дьюи и Уорчестером — ускорили прекращение переговоров.
С
увеличением почти втрое
контингента американских войск на
архипелаге осенью
Таким
образом, с началом второго этапа
войны филиппинское национально-освободительное
движение пошло на спад под ударами
американских империалистов. Однако
народные массы еще сохраняли
революционный энтузиазм. Народ
поддерживал партизан, борьба с
американскими колонизаторами
развертывалась повсеместно на
архипелаге, включая уже оккупированные
территории. В 1900 и в начале
Проведение
подобной политики облегчалось
расколом внутри революционных сил,
отходом от вооруженной борьбы большинства
буржуазно-помещичьих элементов.
Центром, где сосредоточились
коллаборационистские силы, стала
Манила[3]. Откровенно
капитулянтскую позицию занимала
группировка Пардо де Таверы —
Легарды. Уже в первой половине
С
победой Мак-Кинли и
Республиканской партии филиппинский
вопрос был решен окончательно в
пользу аннексии. С конца
Американские
власти пошли на разрешение
деятельности проамериканской
Федеральной партии, созданной в
декабре
В
отношении антиимпериалистически
настроенных революционных
мелкобуржуазных кругов новая
политика вновь избранного
президента ознаменовалась
усилением репрессий. В начале
января
УСТАНОВЛЕНИЕ
АМЕРИКАНСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМА
(1901—1916)
Американские историки обычно пишут о том, что «наиболее ощутимо американская цивилизация воздействовала на филиппинские институты» в первое десятилетие после захвата Филиппин Соединенными Штатами. В действительности в этот период шел процесс утверждения американской колониальной системы, вырабатывались формы и методы колониальной политики и эксплуатации. Уже тогда американский колониализм стал обнаруживать некоторые специфические черты, которые и по сей день служат основанием для утверждений (встречающихся в западной литературе) об особом, либерально-цивилизаторском характере колониального режима США на Филиппинах. Дело же заключалось в том, что США, внедряя и расширяя империалистические методы эксплуатации Филиппин, начали первыми использовать некоторые приемы, характерные для неоколониалистской политики. На характер американской колониальной политики влияли объективные условия. США захватили Филиппины на завершающей стадии национальной революции, покончившей с 300-летним испанским господством. Американские политики и идеологи не могли не учитывать таких факторов, как существование обостренных националистических чувств и антиимпериалистических настроений среди широких масс филиппинцев, сохранение в сознании народа памяти о недавних завоеваниях революции, идеалов свободы и национальной государственности. Поэтому, заботясь о создании и укреплении социальной опоры колониального режима, США были вынуждены пойти на существенные политические и экономические уступки местной помещичье-буржуазной верхушке. Имели значение и особенности внутренней жизни самих США — противоречия между различными группами монополистического капитала, а также сохранявшее силу в начале века оппозиционное антиимпериалистическое движение.
Еще в годы филиппино-американской войны администрация Мак-Кинли обращалась к политике уступок филиппинским имущим классам. После захвата архипелага этот курс продолжал развиваться; проводником его стал первый генерал-губернатор — Уильям Тафт. Он уделял большое внимание вопросам колониальной политики и позже, когда занимал посты министра обороны и президента США (поэтому в филиппинской историографии период 1901—1913 гг. называют часто «эрой» или «режимом Тафта»). В этот период американцы проводили политику, которая определялась Тафтом и его единомышленниками как «американизация» и «филиппинизация». Под «американизацией» подразумевалось внедрение и распространение американских институтов, которые должны были прийти «а смену традиционной организации общества. Политика «американизации» объяснялась необходимостью длительного периода развития Филиппин «под опекой» США, для того чтобы филиппинцы могли пройти школу «демократического воспитания» и приобрести навыки политической и государственной деятельности[4]. При этом Тафт и другие американские политики утверждали, что, чем продолжительнее будет период «опекунства» и чем лучше филиппинцы ознакомятся с американской цивилизацией, тем меньше они будут стремиться к достижению национальной независимости.
Процесс
«филиппинизации» должен был
служить как бы обратной стороной «американизации».
Он предполагал участие местных
имущих слоев в создаваемой
американцами системе политико-административного
управления. Этой цели отвечали уже
первые утвержденные Филиппинской
комиссией в начале
На первых порах политика уступок, проводимая американцами, в наибольшей мере отвечала интересам узкой помещичье-бюрократической прослойки, группировавшейся вокруг Федеральной партии. Курс на «филиппинизацию» привел к укреплению традиционного привилегированного положения касиков. В создаваемой американцами системе муниципального управления все основные посты оказались в руках у местных чиновников — касиков.
Помещичье-бюрократические
слои были вполне удовлетворены
политикой американской
администрации, выступая в качестве
наиболее лояльной по отношению к
новому колониальному режиму силы.
Однако американские власти быстро
убедились в ненадежности опоры на
эту чрезвычайно узкую прослойку,
проамериканская позиция которой
вызывала недоверие и враждебность
широких масс филиппинцев.
Антиимпериалистическими
настроениями были охвачены не
только низы, но и буржуазия,
интеллигенция, часть помещиков.
Даже внутри Федеральной партии
появилась группировка, недовольная
откровенно коллаборационистским
характером ее деятельности. Все это
заставляло американцев идти на
новые уступки местным имущим
классам, с тем чтобы добиться
расширения социальной базы режима.
Американские власти вынуждены
были согласиться на создание в
Ассамблея
приступила к работе 16 октября
Пришедшая
в
Кульминационным
пунктом проводимого курса было .принятие
в
Хотя законодательство и было передано в руки филиппинцев, оно по-прежнему полностью контролировалось колонизаторами. Верховные полномочия исполнительной власти, в том числе право вето на любое решение Легислатуры, сохранялись за американскими генерал-губернаторами. По оценкам самих американцев, Второй органический закон представлял собой образец «консервативного компромисса» с местной элитой. Но несмотря на некоторое разочарование в местных националистических кругах, американцы с помощью этого мероприятия добились осуществления важного политического, с дальним прицелом, замысла. Обещание независимости, пусть и весьма неопределенное, способствовало росту реформистских настроений среди филиппинских националистов, их окончательному переходу на путь мирной, легальной борьбы в рамках парламентской буржуазной демократии.
В деятельности американской колониальной администрации большое место занимала организация системы просвещения. Политика в этой области была нацелена на использование просвещения как средства культурной американизации филиппинцев. Она существенно отличалась от политики прежних колонизаторов — испанцев. Одной из первых акций американских властей была секуляризация просвещения (вслед за отделением церкви от государства). Религиозные дисциплины могли изучаться по желанию в сохранившихся приходских школах и частных учебных заведениях[6].
В
начальных государственных школах с
Центральным
мероприятием в организации системы
высшего образования было открытие
в Маниле в
С
Коренным
образом отличалась от испанской
языковая политика, проводимая
американцами. Если испанцы не
допускали основную массу
филиппинцев к изучению и
пользованию испанским языком, то
американцы, напротив, старались как
можно шире и быстрее
распространить английский язык
среди населения колонии (усматривая
в этом одно из- действенных средств
«американизации»). С
Отношение филиппинцев к внедрению английского языка отличалось некоторой двойственностью. С одной стороны, оно не могло не встречать благожелательного отклика у местного населения — это была реакция на дискриминационную политику прежних колонизаторов. Кроме того, овладение английским языком (как в свое время испанским) открывало путь к современной западной культуре, науке, общественно-политической мысли. С другой стороны, внедрение английского языка ассоциировалось, в особенности у националистически настроенной интеллигенции, с американской колониальной политикой. Поэтому в первые годы после установления американского режима среди филиппинской интеллигенции возросла популярность испанского языка — его использовали в местной прессе, художественной литературе для выражения протеста против нового колониального гнета.
Что
касается экономической политики
американцев, то в первый период
своего господства на архипелаге
они лишь приступили к его
эксплуатации. США стали проводить
политику протекционизма,
продиктованную не заботой об
экономическом развитии архипелага,
а стремлением к обеспечению
монопольных позиций метрополии в
эксплуатации Филиппин и ограждению
колонии от экономической экспансии
других капиталистических стран. В
августе
За
короткий срок США добились
господствующего положения во
внешней торговле Филиппин. Если в
С увеличением вывоза филиппинской продукции (и соответственно расширением производства на экспорт) американцы стали форсировать дорожное строительство (началось сооружение новых железнодорожных линий на Лусоне, Панае, Себу, шоссейных дорог — на Минданао), реконструировать порты (на Лусоне, Висайях), развивать каботажное судоходство. Американские инвестиции устремились преимущественно в экспортно-импортную торговлю, банковское дело, в предприятия по первичной обработке экспортного сырья (сахарные и маслобойные заводы, табачные фабрики), а также вкладывались в землю, но в небольшом объеме[9]. Накануне первой мировой войны частные американские капиталовложения на Филиппинах составляли около 70 млн. долл.
Режим
беспошлинной торговли
способствовал формированию
колониальной структуры экономики
Филиппин, специализировавшейся на
производстве нескольких видов
технических культур, которые шли на
экспорт. В
Искусственный экономический «бум», порожденный высоким спросом в США на филиппинское сырье и введением режима свободной торговли, приносил огромные прибыли крупным филиппинским землевладельцам, занятым производством экспортной продукции, и способствовал формированию преимущественно из их среды местной буржуазии, связанной с производством на экспорт (предприятия по первичной обработке сырья) и обслуживанием американских капиталов (главным образом посредническая торговля). Таким образом с самого начала установились тесные связи между помещиками и буржуазией, основанные на общности их экономических интересов. Складывавшаяся филиппинская буржуазия находилась в сильнейшей зависимости от американского капитала. Это определялось и ее связями с беспошлинным американским рынком, и общей ориентацией на рынок внешний, а не на внутренний, и тем обстоятельством, что молодой филиппинский капитал действовал в тех же отраслях, что и американский.
Мероприятия
американских колонизаторов в
аграрной области не смогли
изменить докапиталистический
экономический базис деревни, да они
и не ставили себе такой цели.
Захватив Филиппины, американское
правительство объявило бывшие испанские
«коронные» земли (они, по подсчетам
Филиппинской комиссии, составляли
свыше 90% земельной площади архипелага
— 27694,5 тыс. га из 29694,5 тыс.)
собственностью государства и
взяло в свои руки контроль над
освоением и распределением
незанятых угодий. Земли,
находившиеся в частной собственности
у индивидуальных лиц или
корпораций, сохранялись за их
владельцами. Органический закон
В
конце
Закон
о гомстедах был принят в
В
руки филиппинских помещиков
перешла и большая часть земель,
выкупленных американским
правительством у религиозных
орденов (
В целом аграрная политика американских колонизаторов в начальный период их господства на Филиппинах привела к росту местного крупного землевладения, укреплению позиций помещиков, сохранению старой социальной структуры филиппинской деревни с засильем касиков и полуфеодальными методами эксплуатации крестьянства.
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
Героические, полные драматизма события революционных лет оставили неизгладимый след в сознании филиппинцев. Идеалы свободы, независимости, национальной государственности сохранялись в памяти народа, оказывая глубокое воздействие на общественную жизнь Филиппин начала XX в. Антиимпериалистические чувства, стремление вновь обрести утерянную независимость были свойственны почти всем классам и слоям общества. В этом смысле национально-освободительное движение, продолжавшееся в условиях нового колониального гнета, восприняло уже «готовые» цели и идеалы — те, что были рождены предшествующим поколением борцов против колониализма и остались неосуществленными из-за вмешательства американских империалистов. Но формы и методы борьбы изменились. В первые десятилетия XX в. преобладали мирные, легальные формы (хотя кое-где и случались отдельные вспышки вооруженного протеста). Основным течением в национально-освободительном движении стало национал-реформистское, объединившее под своим знаменем буржуазию, помещиков, часть интеллигенции. То обстоятельство, что антиколониальное движение устремилось в легальное, реформистское русло, было прямо связано с особенностями колониальной политики США. С помощью политического маневрирования и уступок филиппинским верхам им удалось задержать рост антиколониального движения, окончательно заглушить радикалистские тенденции в буржуазно-помещичьих националистических кругах.
Американские
колонизаторы не сразу разрешили
открытую пропаганду лозунга
независимости. До
Переориентация
американских колонизаторов на
националистически настроенные
буржуазно-помещичьи слои
выразилась и в легализации
националистического движения. В
Основанию
Партии националистов (в будущем
самой крупной и влиятельной
буржуазно-помещичьей партии на
Филиппинах, просуществовавшей 65
лет) предшествовало образование в течение
Партия
националистов одержала
внушительную победу на первых
общенациональных выборах
Популярность Партии националистов объяснялась и привлекательностью пропагандировавшихся ею лозунгов, и тем, что в данный период в ее составе было много известных деятелей революции 1896—1898 гг. Однако с момента создания партии ведущие позиции в ее руководстве заняли новые молодые буржуазно-националистические лидеры. Спикером Ассамблеи стал Серхио Осменья, возглавлявший руководство партии[10]. Его характерными качествами как политического деятеля были гибкость, осторожность, внешняя мягкость и одновременно властолюбие и тщеславие. Будучи лидером партии, он с первых шагов своей деятельности стал претендовать на единоличную власть, постепенно окружил себя преданными, зависимыми от него лицами, создав своеобразную внутрипартийную олигархию[11]. Осменья принадлежал к наиболее умеренным, соглашательским элементам в Партии националистов, легко находившим общий язык с колонизаторами. Не случайно американцы называли спикера Ассамблеи не только своим «верным другом», но и «правой рукой» генерал-губернатора. Проводя соглашательскую политику, Осменья в то же время старался использовать националистические лозунги для апелляции к массам, с тем чтобы при их поддержке добиваться от колонизаторов новых уступок в интересах филиппинской элиты.
В первые десятилетия XX в. буржуазная национал-реформистская идеология оказывала значительное влияние на филиппинские народные массы, в том числе на формирующийся рабочий класс. Последнее облегчалось молодостью филиппинского пролетариата, его политической и идейной незрелостью.
Процесс
роста рабочего класса сдерживался
общей экономической отсталостью
страны, специфическим «колониальным»
типом развития капиталистических
отношений. Слабая концентрация
рабочего класса[12], занятость
большинства рабочих на
предприятиях мануфактурного и
кустарного типа, где господствовали
пережитки патриархально-патерналистских
отношений, сохранение связей с
деревней, что удерживало их под
влиянием отсталых форм идеологии,
— все эти факторы затрудняли
процесс пробуждения общественного
самосознания у пролетариата. Но
несмотря на эти трудности, в начале
века на Филиппинах стали
появляться первые рабочие
организации более современного
типа по сравнению с
существовавшими гильдиями,
цеховыми братствами и т. п. В
Первое организованное выступление манильского пролетариата, носившее исключительно мирный характер, встретило жестокий отпор со стороны колониальных властей. Рейес был арестован только за попытку организовать забастовку. Первомайская демонстрация, проведенная его преемником Доминадором Гомесом, была разогнана, а Гомес приговорен к четырем годам каторги по обвинению в подстрекательстве к мятежу. После этих событий ДРС прекратил свое существование.
Среди
первых профессиональных союзов
следует также назвать вновь
созданный в
В
В филиппинском национально-освободительном движении заметную роль играло течение мелкобуржуазного национализма. Оно объединяло в своих рядах главным образом представителей демократической разночинной интеллигенции и городской мелкой буржуазии, т. е. тех общественных сил, которые в свое время представляли левое радикальное направление в революционном лагере. Остро переживая поражение революции, они и в новых условиях продолжали хранить верность ее идеалам, став духовными наследниками Катипунана и революционно-демократических идеологов типа Аполинарио Мабини.
Настроения
и взгляды мелкобуржуазных
националистов получили отражение
в филиппинской литературе первого
десятилетия после захвата
Филиппин США (испано- и
тагалоязычной). Огромной
популярностью пользовались
патриотические произведения
драматургов, выражавшие протест
против нового колониального
порабощения и создававшиеся в
аллегорически-символической форме
(«Золотая цепь» X. Абада, постановка
которой вызвала немедленный арест
ее автора, пьесы «Вчера, сегодня и
завтра» А. Толентино и «Я не умер» X.
М. Круса, также запрещенные
американскими властями). Появились
многочисленные стихи и поэмы,
посвященные борьбе филиппинцев
против испанских и американских
колонизаторов (поэты Ф. Ма Герреро,
С. Апостол и др.).
Идеи мелкобуржуазного национализма получили довольно широкий отклик среди трудящихся. Многие представители этого течения сохранили связи с народными массами, были участниками рабочих и крестьянских выступлений.
Поддержкой
трудящихся пользовалось
аглипаянское движение — наиболее
массовое и организованное движение
этого периода, возглавленное
мелкобуржуазными лидерами. Оно, как
указывалось выше, зародилось еще в
годы революции и получило
название аглипаянского по имени
Грегорио Аглипая, вставшего во
главе филиппинской католической
иерархии. С начала XX в. большую роль
в организации национальной церкви
стал играть Исабело де лос Рейес. По
его инициативе в августе
В первые годы после создания Независимой церкви аглипаянское движение представляло собой одно из наиболее сильных антиимпериалистических течений, объединяло в своих рядах представителей демократической интеллигенции, радикально настроенных мелкобуржуазных элементов, крестьян, бывших солдат и командиров революционной армии, рабочих (влияние аглипаянизма на зарождающееся рабочее движение было в значительной степени связано с деятельностью Рейеса). Аглипаянское движение развивалось в мирных, легальных формах, хотя некоторые священники и миряне-аглипаянцы участвовали в вооруженной народной борьбе.
В
рассматриваемый период произошел
ряд путчей, восстаний, развернули
деятельность многочисленные
катипунаны. Они возглавлялись
мелкобуржуазными лидерами и
выдвигали лозунги возрождения
революционных традиций с целью
завоевания национальной
независимости. Неоднократные
попытки организации заговоров и
мятежей в 1903—1914 гг. предпринимали
рикартисты — сторонники бывшего
революционного генерала Артемио
Рикарте, соратника и друга Мабини.
Еще в период филиппино-американской
войны он зарекомендовал себя как один
из самых непримиримых антиимпериалистов.
Позже он подтвердил эту
репутацию как единственный из
филиппинских революционных
лидеров, трижды отказывавшийся от
подписи под присягой на верность
США. В результате первого отказа он
был выслан на о-в Гуам (в январе
Участниками
подпольных рикартистских
организаций были в основном
представители радикально
настроенной мелкобуржуазной
интеллигенции. Их пропаганда
привлекла и часть городского
трудового люда, в том числе рабочих.
Наиболее активно рикартисты
действовали в Маниле, городах
Центрального Лусона и в Илоило, на
Панае. Их силы были разобщены, не
готовы к организованным действиям.
Попытки двух относительно крупных
выступлений в Маниле — в июле
Если Рикарте и его единомышленники опирались в основном на городские низы и интеллигенцию, то большинство радикальных мелкобуржуазных лидеров было связано с крестьянством, пытаясь с помощью прежних революционных лозунгов поднять его на борьбу против новых колонизаторов. Среди крупных выступлений этого рода следует назвать деятельность секты «Святая церковь» во главе с Фелипе Сальвадором, бывшим полковником республиканской армии, и движение под руководством революционного генерала Макарио Сакая.
Приверженцы
секты «Святая церковь», учение
которой включало призывы к
национальному освобождению и проповедь
идей примитивного уравнительного
социализма, действовали в
Центральном Лусоне с 1902 по
Движение
Сакая охватило ряд провинций
Лусона: Тайабас, Лагуну, Батангас,
Кавите, Булакан. Ядро отрядов Сакая
образовали остатки регулярных
частей, находившихся под его
командованием в период филиппино-американской
войны. Ряды повстанцев росли за
счет местных крестьян (главным образом
тагалов). Движение отличалось
организованностью, строгой
военной дисциплиной. Сакай был
провозглашен Верховным
президентом Республики Тагальских
островов, целью же борьбы было
объявлено достижение полной
независимости Филиппин и создание
национального демократического
правительства. Отряды Сакая вели
вооруженную партизанскую борьбу с
1902 по
Первое десятилетие после захвата Филиппин США было временем активизации крестьянского движения, что было вызвано нерешенностью аграрного вопроса, возвращением на земли, занятые крестьянами в ходе революции, прежних хозяев — монашеских орденов и помещиков-касиков. Крестьянские выступления сохраняли основные черты, характерные для предшествующих периодов: стихийность, дробность, локальность, преобладание религиозно-мистической окраски. Согласно отчетам Филиппинской комиссии, в 1907—1915 гг. на архипелаге действовало более десятка крестьянских религиозных сект. Главными центрами их деятельности были провинции Центрального и Южного Лусона и о-ва Бохоль, Самар, Панай, Негросс — районы концентрации крупного помещичьего землевладения. Основную массу участников сектантских движений составляли беднейшие слои крестьянства — арендаторы-издольщики и обезземеленные крестьяне. Во главе восстаний нередко становились местные священники или солдаты республиканской армии.
Новой чертой крестьянских выступлений было усиление их классовой направленности, так как в отличие от прошлых периодов не было случаев участия представителей местного помещичьего класса в народных движениях в качестве вожаков или идеологов. Это было связано и с ростом помещичьей эксплуатации и с общим укреплением позиций помещиков-касиков.
Для всех крестьянских движений была характерна также их антиколониальная направленность. Во многих сектах существовала особая вера в независимость, был распространен культ национальных героев и патриотов, главной целью движений объявлялась борьба с иноземными завоевателями. При подавлении народных выступлений американцы прибегали к жестоким карательным мерам — массовому физическому истреблению населения, уничтожению пленных и т. д. Последние очаги вооруженной крестьянской борьбы были подавлены в 1914—1916 гг.
Говоря об антиколониальном движении на Филиппинах в это время, необходимо остановиться на освободительной борьбе народов мусульманского Юга, отличавшейся некоторыми специфическими чертами.
Появление
американских оккупационных войск
первоначально не вызвало особой
реакции в султанатах. В процессе
оккупации Сулу и Минданао (май—декабрь
Однако
мирный период был недолгим. Уже в 1901—1902
гг. стали обнаруживаться явные
признаки растущей враждебности
моро. Это было связано с тем, что
американские колонизаторы, задушив
национально-освободительное
движение на севере архипелага,
взяли курс на окончательное
подчинение и южных районов. С лета
В
Американцы с необычайной жестокостью подавляли сопротивление непокорных мусульман, не уступая в этом своим предшественникам — испанским колонизаторам. Сменявшие друг друга военные губернаторы — генералы Вуд, Блисс, Першинг — прославились кровавыми расправами над повстанцами, истреблением тысяч мусульман, в том числе мирных жителей, поголовно заносившихся в списки пиратов и разбойников.
Вместе с тем, как и в христианских районах страны, американцы сочетали карательные методы с политикой уступок феодальной знати. Колониальные власти воздерживались от вмешательства в сферу религии, в традиционную систему правосудия и религиозного образования (хотя и начали открывать государственные школы современного типа), оставив эти области внутренней жизни моро под контролем местной религиозно-феодальной (верхушки.
Эти
особенности американской политики
получили дальнейшее развитие с
отменой в
Одним
из эффективных результатов «курса
умиротворения» была ликвидация (в
По словам современного филиппинского историка, в решении «проблемы моро» американцы немногим более чем за десять лет сумели достичь результатов (с помощью силы и дипломатии), которых испанцы не могли добиться в течение трех столетий. Следует, однако, подчеркнуть, что «мусульманская проблема» была решена американцами лишь в одном плане — насильственного вовлечения южных районов в общую систему колониального государства. Весь же составляющий ее суть комплекс проблем и противоречий не был и не мог быть решен в условиях американского колониального господства.
[1] Политика «кнута и
пряника», проводившаяся
американским правительством на
Филиппинах, была связана и с
внутренней обстановкой в США накануне
президентских выборов
[2] Наиболее консервативная группировка, представленная главным образом помещиками и бюрократическими элементами, отошла от революционного движения уже с начала филиппино-американской войны, заняв откровенно капитулянтскую позицию. Ее возглавляли Пардо де Тавера, Леградо, Арельяно, обосновавшиеся в оккупированной американцами Маниле.
[3] В то время манильские
тюрьмы были переполнены
захваченными в плен и
отказавшимися капитулировать
филиппинскими патриотами. В одной
из них с декабря 1899 по октябрь
[4] Этот вывод, в свою очередь, основывался на широко пропагандировавшемся американцами утверждении о неподготовленности филиппинцев к самостоятельному существованию и построению независимого государства. Вслед за правящими официальными кругами большинство американских историков начала XX в. оценивали ситуацию на Филиппинах накануне филиппино-американской войны как «политическую анархию» и считали Филиппинскую республику «инсценировкой» и «фикцией».
[5] На выборах
[6] Американцы сознательно оставили контроль над значительной частью учебных заведений в руках религиозных организаций, опасаясь потерять поддержку со стороны католической церкви.
[7] Эта первая группа была доставлена на Филиппины на американском транспортном судне «Томас», поэтому впоследствии всех приезжавших на архипелаг американских учителей называли «томаситы».
[8] Дуалистическая система образования (государственная и частная) действовала в течение всего американского колониального периода и сохранилась на Филиппинах и после достижения независимости.
[9] Это было связано в
значительной степени с
противодействием филиппинской
помещичьей верхушки, опасавшейся
притока американских капиталов в
сельское хозяйство. Американцы,
заинтересованные в поддержке со
стороны местной земельной
аристократии, не могли не считаться
с этим. Органический закон
[10] С. Осменья происходил из богатой метисской (висайя-китайской) семьи с о-ва Себу. Ко времени создания Партии националистов он, несмотря на то что ему не было еще 30 лет, уже имел солидный опыт политической деятельности (занимал посты прокурора, а затем губернатора Себу).
[11] Появление на Филиппинах политических организаций в форме партий было связано с процессом американизации существующей политической системы. При этом внедряемые американские институты подвергались известной трансформации под влиянием местных условий и традиций. При возникновении политических партий преувеличенное значение имел личный фактор: особую роль играл лидер, привлекающий сторонников не столько по идейным убеждениям, сколько на основе личной преданности и традиционных связей. С появлением политических партий стал формироваться слой партийной бюрократии — профессиональных политиков (политикос), которые руководили партийным аппаратом и обладали постоянным членством в партии, организуя поддержку избирателей (из сторонников, не связанных с партией формальным членством) на выборах.
[12] На Филиппинах в тот период преобладали мелкие и мельчайшие предприятия. Точные статистические данные о численности рабочего класса и его размещении отсутствуют. По подсчетам Г. И. Левинсона, основанным на косвенных данных, численность городских рабочих в годы первой мировой войны составляла 80—100 тыс. Промышленные рабочие — наиболее грамотная и общественно активная часть пролетариата — образовывали его самую малочисленную категорию и концентрировались главным образом в Маниле и крупных портах.
[13] В конце XIX в. Исабело де лос Рейес провел несколько лет в Испании, где был близок к социалистическим и анархо-синдикалистским кругам. По возвращении на родину он не без их влияния занялся пропагандистской деятельностью среди филиппинских рабочих.
[14] После
этих поражений Рикарте в
[15] 18 мая
[16] В
[17] Американцы стали назначать на административные посты в мусульманских провинциях также филиппинцев-христиан (причем на наиболее ответственные), что не могло не вызвать обострения мусульмано-христианских противоречий. Во многих случаях дато и местные феодалы прямо требовали заменить присланных из Манилы чиновников-филиппинцев американцами, предпочитая, чтобы административное управление оставалось в руках колонизаторов, нежели соотечественников-христиан.