Глава
XII
ЗАВОЕВАНИЕ
НЕЗАВИСИМОСТИ И ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПОДЪЕМ
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ В 1945—1946 гг.
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ
Окончание войны вызвало на Филиппинах всенародный патриотический подъем. Годы борьбы против японских оккупантов способствовали росту политической активности и национального самосознания филиппинцев. На положение в стране влияла новая международная обстановка — изменение соотношения сил в пользу социализма и демократии в результате разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии, рождение мировой социалистической системы, подъем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, неумолимо приближавший крах колониализма.
В этих условиях на Филиппинах особую остроту приобрел вопрос о достижении национальной независимости. Рабоче-крестьянские массы, интеллигенция, городские мелкобуржуазные слои, патриотические круги национальной буржуазии выступали за полную независимость и обеспечение самостоятельного экономического и политического развития. Реакционные силы были представлены блоком помещиков, бюрократии, крупной, главным образом посреднической, буржуазии, тесно связанным с американским империализмом. В военный период эти силы активно сотрудничали с японскими оккупантами. Заинтересованные в сохранении своих экономических и политических позиций и опасаясь развития общественной борьбы в направлении глубоких подлинно демократических преобразований, они были готовы пойти на сделку с американскими империалистами за счет национальных интересов своей родины.
Учитывая расстановку классовых и политических сил в стране, Коммунистическая партия Филиппин, находившаяся на легальном положении, повела борьбу за создание единого национально-демократического фронта. За годы войны коммунисты накопили серьезный опыт организаторской и политической работы в массах. Одним из показателей роста авторитета КПФ среди трудящихся было значительное увеличение ее рядов — с 1,5 тыс. членов накануне войны до 5—6 тыс. к концу 40-х годов.
По
инициативе компартии в апреле
На Висайских островах стала вновь действовать Филиппинская рабочая федерация (ФРФ) — крупный профсоюзный центр, объединявший 70 тыс. рабочих, который возглавлял X. Нава. Между КРО и ФРФ существовало соглашение о единстве действий.
В
мае
Последовательно
проводя линию на создание единого
национального фронта, компартия
приняла решение (на пленуме ЦК
партии в июне
Американцы
ориентировались на наиболее
правые помещичье- и буржуазно-бюрократические
круги, на ту часть местной элиты,
которая в годы войны активно
сотрудничала с японскими
оккупационными властями.
Различными способами
противодействуя требованиям
филиппинской общественности о
наказании коллаборационистов,
американская военная администрация
(сразу же после возвращения на
Филиппины) стала проводить курс на
реабилитацию всех крупных
буржуазно-помещичьих деятелей,
сотрудничавших с японцами,
рассчитывая приобрести в их лице
надежную политическую опору.
Тревогу американских властей
вызывал рост национально-освободительного
движения. В начале апреля
Окончательный
разгром японского милитаризма
способствовал дальнейшему
подъему национально-освободительного,
антиимпериалистического движения
в странах Азии. На Филиппинах с
осени
Решившись
на предоставление государственной
независимости Филиппинам, США не
собирались отказываться от экономического
и военно-политического контроля
над этой страной. Они удвоили
усилия по привлечению местной
реакционной верхушки. Из ее
представителей американцы
планировали сформировать
послушное правительство. С. Осменья,
в прошлом известный
соглашательской политикой в
отношении американских
империалистов, перестал устраивать
США, так как после войны вокруг
автономного правительства начала
группироваться патриотическая
национальная буржуазия. Поэтому на
пост будущего главы независимых
Филиппин американцы наметили
Мануэля Рохаса — одного из правых
лидеров Партии националистов,
представителя наиболее
реакционных буржуазно-помещичьих
кругов. Примечательны этапы его
политической биографии. В начале 30-х
годов Рохас откровенно высказывал
профашистские взгляды, называл
себя приверженцем Муссолини и
организовал антикоммунистическое
террористическое общество «Новый
Катипунан». В период борьбы вокруг
первого закона об автономии
Американские
правящие круги старались также
заранее обеспечить сохранение
господства монополистического
капитала США в экономике Филиппин.
В октябре
Известие об одобрении Закона Белла американским конгрессом вызвало волну протеста на Филиппинах. Против кабальных условий, содержавшихся в законе, выступили Демократический альянс, многие рабочие, крестьянские, молодежные организации, группировки патриотической буржуазии, часть членов Партии националистов. С поддержкой Закона Белла выступали лишь крупные помещики и та часть крупной местной посреднической буржуазии, которая была связана с американскими монополиями.
Американцы
могли рассчитывать на утверждение
Закона Белла будущим филиппинским
конгрессом лишь при соотношении
сил в пользу местной реакционной
буржуазно-помещичьей верхушки.
Кандидатура ее ставленника, Рохаса,
была официально выдвинута на пост
президента в январе
Демократический
альянс выступил с поддержкой
кандидатуры Осменьи. Между
руководством альянса и группой
Осменьи в январе
В
условиях усиления политической
напряженности по мере приближения
выборов и срока провозглашения
независимости особое значение
приобретала позиция коммунистов.
Первоначально в руководстве
компартии не было единства по
вопросу о предвыборной тактике.
Некоторые лидеры КПФ выступили
против коалиции с Партией
националистов и поддержки кандидатуры
Осменьи, причем в оценке его
позиций не делали никаких различий
с группировкой Рохаса. Сторонники
этих взглядов предлагали выставить
самостоятельную кандидатуру на
пост президента от имени
Демократического альянса.
Ошибочность их позиции
разъяснялась в ряде выступлений В.
Лавы, вызвавших острую полемику в
КПФ. В конце концов возобладала
точка зрения о необходимости
выступления вместе с группировкой
Осменьи, за которой шли
патриотические буржуазные и
мелкобуржуазные слои,
пользовавшиеся влиянием в рабоче-крестьянских
массах. Тактическая линия КПФ была
подтверждена в конце февраля —
начале марта
В
январе
С Осменьей остались либерально-реформистские круги Партии националистов, представлявшие интересы главным образом средней и мелкой национальной буржуазии.
Избирательная коалиция демократических сил вела предвыборную агитацию на основе программы, выдвинутой Демократическим альянсом и привлекавшей широкие народные массы. В условиях действительно демократической процедуры выборов левый блок мог рассчитывать на успех.
Между тем американские империалисты приложили все усилия, чтобы обеспечить победу на выборах группировке Рохаса. Либеральная партия пользовалась по существу неограниченными финансовыми ресурсами, в руках реакционеров находились средства массовой информации, на их стороне действовали военно-полицейские силы. Рохасом и его приверженцами много делалось по обработке избирателей, в особенности рабочих и крестьян, которым раздавались многочисленные демагогические обещания. Широко применялась практика подкупа избирателей. Накануне и в день выборов набранные сторонниками Рохаса вооруженные банды прибегали к открытому террору и запугиванию населения.
Рохасу удалось победить с очень небольшим преимуществом: он собрал 54% голосов (за него было отдано 1333 тыс. голосов, за Осменью — 1130 тыс.). Вице-президентом был избран Эльпидио Кирино, профессиональный политик, один из ближайших сподвижников Рохаса. В обеих палатах депутаты-либералы обладали незначительным перевесом над националистами и кандидатами Демократического альянса[3]. Поэтому Рохас пошел на откровенную махинацию, объявив недействительными мандаты ряда депутатов, противников Либеральной партии. В результате из состава конгресса были выведены восемь депутатов от Демократического альянса и три сенатора от Партии националистов.
Победа Рохаса и Либеральной партии означала приход к власти реакционного блока крупных помещиков и буржуазии, готового принять те условия провозглашения независимости, которые диктовались Соединенными Штатами.
Торжественное
провозглашение независимости
состоялось 4 июля
Одновременно
с Договором об основах
взаимоотношений между США и
Филиппинами было подписано
филиппино-аме-риканское Соглашение
о торговле (его подписание
выдвигалось США как одно из
обязательных условий
предоставления независимости), по
существу полностью повторявшее
Закон Белла, Таким образом,
Соглашение о торговле
ОСНОВНЫЕ
ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И
ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛИППИН
Завоевание политической независимости, являясь фактором огромной исторической важности, итогом многолетней борьбы филиппинского народа, было тем не менее лишь первым шагом к действительно самостоятельному существованию. Перед молодой Филиппинской республикой, как перед любой страной, сбросившей колониальное иго, встал целый ряд сложнейших проблем, прежде всего социально-экономических, от решения которых зависело ее будущее развитие. Положение осложнялось зависимостью от американского империализма, соотношением политических сил внутри страны, при котором командные позиции в государстве занимали представители реакционной буржуазно-помещичьей верхушки, действовавшей вопреки интересам широких народных масс.
Война не внесла почти никаких изменений в положение по-мещиков-касиков и верхнего слоя крупной местной буржуазии. Представители довоенного поколения крупных филиппинских капиталистов, утратив в период оккупации основной источник доходов от посреднических операций с американскими фирмами, сумели сохранить и увеличить свои состояния, переориентировавшись на обслуживание японских монополий. Та часть крупной филиппинской монополистической буржуазии, которая отказалась встать на путь экономического коллаборационизма и эмигрировала в США, уже в первые послевоенные годы стала быстро восстанавливать прежние позиции, используя традиционные связи с американским капиталом. Представители довоенных династий крупнейших финансовых и торгово-промышленных магнатов — Элисальде, Юло, Мадригаль и др. — заняли ответственные государственные посты наряду с выходцами из помещичьей элиты. Таким образом, процесс сращивания помещиков-касиков и крупной буржуазии с бюрократией продолжался после достижения независимости, способствуя образованию узкой реакционной олигархической верхушки. Из состава правящей буржуазно-помещичьей элиты стали формироваться сменявшие друг друга правительства, ее интересы защищали «политикос» в обеих основных политических партиях. Однако со временем власть олигархической верхушки стала встречать растущее противодействие со стороны социальных и политических сил, выросших после достижения независимости.
Одним из знаменательных социальных сдвигов послевоенных лет было появление и быстрое развитие слоя новой крупной национальной буржуазии. Ее зарождение началось в военный период в условиях разрушения традиционных экономических связей с США. Новое поколение филиппинской буржуазии росло преимущественно за счет нуворишей, наживших крупные состояния в годы оккупации (с помощью спекуляций, разного рода сделок с японцами и т. д.), и частично из среды мелких предпринимателей, которые в военное время перешли к производству некоторых потребительских товаров, прежде ввозившихся из США. Новая буржуазия в отличие от старого поколения местных капиталистов была в значительно меньшей степени связана с помещичьим классом и американским капиталом, с внешним рынком. Она формировалась главным образом как торгово-промышленная буржуазия, ориентирующаяся на внутренний рынок и потому заинтересованная в осуществлении индустриализации и общей модернизации социально-экономической структуры Филиппин в интересах развития капитализма. Экономические устремления новой буржуазии приводили к росту ее противоречий с империализмом, местным помещичьим землевладением и связанным с ними старым слоем местных капиталистов. Совокупность этих противоречий получала отражение в социально-экономическом развитии Филиппин, воздействовала на государственную политику в области экономики.
В
первые годы периода экономического
восстановления (1946—1954) происходило
воссоздание старой колониальной
структуры хозяйства. Направление
экономического развития
определялось интересами
американских монополий. Согласно
Закону о восстановлении, принятому
конгрессом США в
США проводили политику, направленную на сохранение бывшей колонии в качестве источника аграрного и минерального сырья, в котором нуждалось хозяйство Соединенных Штатов, и рынка сбыта американских потребительских товаров. В конце 40-х годов на долю США приходилось более половины филиппинского экспорта, Филиппины же свыше 80% потребительских товаров ввозили из США.
Ведущей
отраслью филиппинской экономики
было сельское хозяйство — в первые
послевоенные годы в нем было занято
около 70% самодеятельного населения;
в
Нетронутой
оставалась отсталая
полуфеодальная структура деревни.
Помещичья земельная собственность
составляла до 60% всех земельных
площадей, находившихся в частном
владении (за время войны земли
помещиков не только не пострадали,
но площадь их выросла за счет
разорения крестьян).
Господствовали традиционные
полуфеодальные методы
эксплуатации, основанные на
различных формах издольщины. Отсталые
аграрные отношения являлись
главным тормозом на пути
капитализации земледелия,
препятствием для общего экономического
развития. Нерешенность аграрного
вопроса служила источником
постоянной социальной
напряженности в сельских районах,
особенно в рисоводческих — в
Центральном Лусоне, где свыше 80%
крестьян принадлежали к
безземельным арендаторам-издольщикам,
вынужденным отдавать помещику
половину и больше урожая. Пытаясь
смягчить аграрные противоречия,
администрация Рохаса приняла в
августе
В экономической жизни послевоенных Филиппин начали действовать и новые тенденции. Они отражали стремление филиппинской буржуазии к захвату господствующих экономических позиций и объективно были направлены на преодоление колониальной структуры хозяйства и создание независимой экономики. Эти устремления наиболее отчетливо проявляли новые слои крупной и средней национальной буржуазии. Интересы буржуазии стали непосредственно воздействовать на государственную экономическую политику. В послевоенные годы государство начало проводить курс на поощрение и поддержку национального капитала.
С
начала 50-х годов в экономическом
развитии Филиппин наметилась
тенденция к расширению
национального промышленного
предпринимательства. Задача
создания национальной индустрии
осложнялась многими факторами —
нехваткой капиталов для
инвестирования в промышленное
производство, отсутствием
технической базы, узостью
внутреннего рынка (из-за
нерешенного аграрного вопроса).
Основным внешним фактором,
стоявшим на пути развития
национального предпринимательства,
была экономическая зависимость от
США, закрепленная неравноправными
соглашениями. В конце 40-х — начале 50-х
годов государство приняло
некоторые меры по поддержке
национального капитала, защите его
от конкуренции с иностранным. В
Для
стимулирования развития
национальной промышленности с
В
восстановительный период
усилилась регулирующая роль
государства для обеспечения
условий развития частного сектора,
поскольку основой
правительственной политики была
ориентация на развитие частного
предпринимательства. К мерам по
государственному регулированию
относился Закон о новых и
необходимых отраслях, содержавший
привилегии и льготы для частных
предпринимателей в целях поощрения
их инициативы и определявший
направление вложений частного
капитала. Учрежденный в
Стал меняться и характер связей между американским и филиппинским капиталами. В колониальный период основной формой этих связей было торговое посредничество, обогащавшее верхушку крупной буржуазии. После достижения независимости все более широкое распространение получала практика создания смешанных компаний. Она была выгодна американским монополиям, поскольку они таким способом могли расширить свою деятельность на Филиппинах. В организации смешанных предприятий были заинтересованы и филиппинские капиталисты, стремившиеся с помощью этой меры восполнить недостаток собственных капиталов. В смешанных американо-филиппинских компаниях участвовали главным образом представители старой монополистической буржуазии, которые все активнее обращались к промышленному предпринимательству (связи с американским капиталом новой буржуазии были намного слабее — эта буржуазия ориентировалась на сотрудничество с японскими и другими западными, неамериканскими монополиями).
С развитием промышленного производства ускорился рост новой крупной промышленной буржуазии. В начале 50-х годов выделилась группа крупных национальных предпринимателей — X. Марселе, Г. Пуйят, А. Аранета и др., интересы которых были обращены на индустриализацию и ускорение капиталистического развития. Представители этого слоя буржуазии стали успешно конкурировать со старым поколением филиппинских монополистов и проявлять стремление к расширению своего влияния на государственную политику.
Противоречия
внутри филиппинской буржуазии
обострились в конце 40-х — начале 50-х
годов из-за торгового соглашения
Противоречия
внутри господствующих классов
получили отражение в политической
и межпартийной борьбе. Показательны
в этом смысле президентские выборы
С
К
этому времени произошло серьезное
изменение в стратегической линии
Коммунистической партии. В 1946—1947
гг., действуя в сложных условиях
наступления реакции, КПФ проводила
политику расширения единого
антиимпериалистического
антифеодального фронта (предполагая
сотрудничество с патриотическими
кругами национальной буржуазии,
мелкобуржуазными и средними
слоями), усиления связей с рабоче-крестьянскими
массами, сочетания легальных и
нелегальных методов борьбы. Эта
линия получила отражение в тезисах
В. Лавы, появившихся в мае
В
результате острой внутрипартийной
борьбы в мае
В сложившихся условиях новое руководство компартии заняло позицию, которая не была продиктована объективным развитием событий. Новая стратегическая линия была принята без учета реально существующей обстановки, характеризовавшейся отсутствием в стране революционной ситуации и необходимой для успешного революционного восстания массовой базы у КПФ, поскольку влияние компартии ограничивалось в основном сельскими районами Центрального Лусона. Не учитывалось и то обстоятельство, что филиппинцы только что добились провозглашения независимости. Призывы к свержению национального правительства не могли встретить сочувствия в широких слоях филиппинского общества. Не принималось в расчет и военно-техническое преимущество правительственных вооруженных сил, а также то, что армия была полностью лояльна по отношению к правительству, не учитывалось и наличие военно-экономической помощи со стороны США. Так что крестьянское восстание 1948—1953 гг., возглавленное КПФ, было с самого начала обречено на неудачу.
Территориально
действия повстанческой армии
ограничивались горными районами
Центрального Лусона (в провинциях
Пампанга, Тарлак, Нуэва-Эсиха,
Батангас, Рисаль). Основными
боевыми подразделениями были
отряды бывших партизан-хуков.
Политическое руководство
осуществлялось через внешнее (действовавшее
в повстанческих районах) и
внутреннее Политбюро (штаб-квартира
последнего находилась в Маниле). 1949
год — первая половина
План
разгрома восстания был разработан
новым министром обороны Рамоном
Магсайсаем, бывшим до назначения на
этот пост депутатом конгресса от
провинции Самбалес. Магсайсай
обладал значительным военным
опытом и хорошо разбирался в
тактике партизанской войны — в
годы оккупации он участвовал в
движении Сопротивления, затем
служил в ЮСАФФЕ и в
Помимо
военно-карательных методов
Магсайсай широко применял
различные формы «инфильтрации» в
ряды хуков (с помощью
действовавшего в АОС большого
числа информаторов, провокаторов
и т. п.). Он также старался привлечь
крестьян обещаниями аграрных
преобразований. Начатая им
практика предоставления земельных
участков хукам, сложившим оружие,
вызвала отход от вооруженной
борьбы части ^крестьян. Однако
сужение социальной базы восстания (этот
шроцесс протекал одновременно с
военными поражениями партизанских
сил) вызывалось не только политикой
правительства. Сказывалась и
усталость крестьян, не
расстававшихся с оружием в общей
сложности около десяти лет, и тот
факт, что для большинства крестьян
были теперь недостаточно ясны и
понятны цели движения. В
Неудавшееся
восстание привело к почти полному
уничтожению руководящих кадров
КПФ, разгрому всех прогрессивных
организаций. Во внутриполитической
жизни усилилась реакция,
антикоммунизм стал основой
государственной политики правящих
кругов. Антиимпериалистическое и
демократическое движение,
поставленное в чрезвычайно трудные
условия, пошло на убыль. В
В распространении реформизма среди трудящихся и организации антикоммунистических профсоюзов активную роль играла католическая церковь. В начале 50-х годов по ее инициативе и под контролем церковников были созданы два профсоюзных центра — Федерация свободных рабочих (1950) и Федерация свободных крестьян (1953). Федерация свободных рабочих, зо главе которой стояли иезуиты, сосредоточила свою деятельность на предотвращении забастовочного движения и пропаганде идеи «мира между трудом и капиталом». Федерация свободных крестьян до 60-х годов оставалась единственной крупной крестьянской организацией. Она объединяла крестьян, арендаторов и сельскохозяйственных рабочих, главным образом жителей Лусона. Ее деятельность немало способствовала снижению активности аграрного движения. Обе эти организации пользовались финансовой поддержкой правительства, католической церкви и различных американских фондов и корпораций.
Политика администрации Кирино в рабочем вопросе прямо отвечала рекомендациям Миссии Белла и программе Администрации по экономическому сотрудничеству (АЭС), отделение которой действовало в Маниле[6]. Одним из направлений деятельности АЭС на Филиппинах было содействие созданию «свободных рабочих союзов и развитию гармонических отношений между рабочими и предпринимателями».
Приход к власти после провозглашения независимости реакционного буржуазно-помещичьего блока определил и характер международных отношений Филиппин. Внешнеполитический курс филиппинского правительства в первое послевоенное десятилетие не был самостоятельным, не учитывал национальных интересов, следуя в фарватере внешней политики США. Односторонняя проамериканская ориентация была прямо связана с сохранением экономической зависимости от США и их военно-политического контроля. Она подкреплялась лозунгами антикоммунизма, поднимавшимися на щит идеологами американского империализма в условиях распада мировой колониальной системы. В первые послевоенные годы внешнеполитическая стратегия США основывалась на доктрине сдерживания коммунизма. В отношении развивающихся стран она предусматривала расширение экономической и военной помощи, направленной на сохранение этих стран в системе капитализма, создание на их территории военных баз и организацию проимпериалистических союзов и блоков. Филиппинам отводилась передовая роль в осуществлении стратегических планов США как «витрине демократии» и «форпосту антикоммунистических сил» в Азии. Проимпериалистическое и антикоммунистическое содержание внешнеполитического курса филиппинских правящих кругов находило выражение в политике полной изоляции от социалистических стран (усилившейся с начала 50-х годов в обстановке наступления внутренней реакции), деятельности филиппинских представителей в ООН и других международных организациях целиком в интересах США, в таких акциях, как участие в корейской войне в качестве «союзника» Соединенных Штатов и попытки сколачивания антикоммунистических блоков.
Первые
шаги по организации
проимпериалистического союза
азиатских государств (в будущем
блок СЕАТО) предпринимались
правительством Кирино с
С
начала 50-х годов (после поражения
гоминьдановцев в Китае) США стали
делать ставку на Японию как своего
главного союзника на Дальнем
Востоке. Проводя политику на восстановление
экономического и военного
потенциала Японии, США поддержали
заявление японского правительства
об отказе от уплаты военных
репараций Филиппинам и другим странам
Юго-Восточной Азии — жертвам
японской агрессии. В
Односторонняя
внешнеполитическая ориентация
Филиппин приводила к их изоляции от
большинства азиатских стран,
укреплению контактов с
марионеточными
проимпериалистическими режимами.
Поэтому внешняя политика
правительства стала наряду с
вопросом об экономической
зависимости от США основным
объектом критики со стороны
националистически настроенных
кругов. Недовольство зрело как в
оппозиционной Партии
националистов, так и в находившейся
у власти Либеральной партии.
Противоречия в правящих кругах
усиливались по мере приближения
президентских выборов
В
предвыборной кампании
Итоги
выборов
Магсайсай
проявил себя достаточно гибким и
искушенным политиком, сумев
обеспечить себе опору в столь
различных по классово-политическим
устремлениям силах. Однако
разнородность этих сил
предопределяла неизбежную
противоречивость политики нового
правительства. По многим аспектам
внутренней и внешней политики оно
продолжало ориентироваться на США
и местную реакционную буржуазно-помещичью
верхушку. Политика антикоммунизма,
подавления левых демократических
сил сочеталась с демагогической
пропагандой и осуществлением
некоторых социальных
преобразований, представлявших небольшие
уступки трудящимся. При новой
администрации усилилось
вмешательство государства в
рабочее движение. В
Новые аграрные законы были приняты в 1954—1955 гг. Издавая эти законы, правительство Магсайсая руководствовалось требованиями национальной буржуазии, заинтересованной в ломке полуфеодальной структуры деревни и ускорении развития капитализма в сельском хозяйстве. Как и ранее действовавшие законы, они были направлены к смягчению аграрных противоречий. Законы 1954—1955 гг. содержали некоторые уступки арендаторам и предусматривали выкуп правительством помещичьих и церковных латифундий для наделения землей издольщиков (за выкуп). Проведение в жизнь этих законов, как и прежде, встречало сильное сопротивление со стороны помещиков.
Приход к власти нового правительства не внес изменений в проамериканский внешнеполитический курс Филиппин. Президент Магсайсай стал активным проводником блоковой политики США в Юго-Восточной Азии, хотя это противоречило его предвыборной программе. По его инициативе в сентябре 1954г. в Маниле состоялась конференция азиатских стран, оформившая создание «Организации договора Юго-Восточной Азии» — блока СЕАТО. Откровенно агрессивный и антикоммунистический характер блоковой политики США вызывал протесты со стороны большинства азиатских стран. В манильской конференции приняли участие лишь три азиатских государства — Филиппины, Пакистан и Таиланд (кроме них в создании блока участвовали США, Англия, Франция, Австралия и Новая Зеландия). Участие в СЕАТО приводило к укреплению военно-политического контроля США над Филиппинами и к усилению их изоляции от соседних азиатских стран.
Таким
образом, общее направление
внутреннего и внешнеполитического
курса правительства Магсайсая
сохраняло преемственность с
политикой прежней администрации.
Новые тенденции в деятельности
правительства Магсайсая,
отразившие укрепление позиций
национальной буржуазии,
проявлялись отчетливо в
государственной экономической
политике и стали воздействовать
на социально-экономическое
положение страны во второй
половине 50-х годов.
[1] Руководители Хукбалахап были освобождены из-под ареста спустя полгода в результате массовой кампании протеста, организованной Коммунистической партией Филиппин.
[2] Двухпартийная система возникла при господстве США на Филиппинах еще в начале XX в., но практически стабильное господствующее положение в политической жизни занимала Партия националистов. «Параллельные» партии возникали в преддверии выборов, но, как правило, они билли намного слабее Партии националистов и быстро прекращали существование.
[3] На выборах в конгресс Демократический альянс и Партия националистов выставляли раздельные списки кандидатов.
[4] До начала 70-х годов на
Филиппинах, как и в США, День
независимости отмечался 4 июля, но
затем этот национальный праздник
был перенесен на 12 июня — день
провозглашения независимой
Филиппинской республики в Кавите в
[5] В начале 50-х годов госсектору принадлежали текстильные фабрики, цементный и электротехнический заводы, на государственные средства осуществлялось строительство электростанций.
[6] АЭС была учреждена в
США в
[7] Сенатор Кларо Ректо (1896—1960), который возглавлял оппозицию в конгрессе в последние годы правления Кирино, одним из первых выступил с идеей выдвижения кандидатуры Магсайсая от Партии националистов.