Глава XII

ЗАВОЕВАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ И ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 

ПОДЪЕМ   НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ   В 1945—1946 гг. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ

 

Окончание войны вызвало на Филиппинах всенародный пат­риотический подъем. Годы борьбы против японских оккупантов способствовали росту политической активности и национального самосознания филиппинцев. На положение в стране влияла но­вая международная обстановка — изменение соотношения сил в пользу социализма и демократии в результате разгрома фа­шистской Германии и милитаристской Японии, рождение миро­вой социалистической системы, подъем национально-освободи­тельного движения в колониальных и зависимых странах, не­умолимо приближавший крах колониализма.

В этих условиях на Филиппинах особую остроту приобрел вопрос о достижении национальной независимости. Рабоче-кре­стьянские массы, интеллигенция, городские   мелкобуржуазные слои, патриотические круги национальной буржуазии выступали за полную независимость и обеспечение самостоятельного эко­номического и политического развития. Реакционные силы были представлены блоком помещиков, бюрократии, крупной, глав­ным образом посреднической, буржуазии, тесно связанным с американским империализмом. В военный период эти силы ак­тивно сотрудничали с японскими оккупантами. Заинтересован­ные в сохранении своих экономических и политических позиций и опасаясь развития общественной борьбы в направлении глу­боких подлинно демократических преобразований, они были готовы пойти на сделку с американскими империалистами   за счет национальных интересов своей родины.

Учитывая расстановку классовых и политических сил в стране, Коммунистическая партия Филиппин, находившаяся на легальном положении, повела борьбу за создание единого на­ционально-демократического фронта. За годы войны комму­нисты накопили серьезный опыт организаторской и политической работы в массах. Одним из показателей роста авторитета КПФ среди трудящихся было значительное увеличение ее ря­дов — с 1,5 тыс. членов накануне войны до 5—6 тыс. к концу 40-х годов.

По инициативе компартии в апреле 1945 г. в Маниле был организован новый профсоюзный центр — Конгресс рабочих организаций (КРО). В его состав вошли и чисто рабочие сою­зы, и организации служащих и интеллигенции. Председателем КРО был избран Амадо Эрнандес (1903—1970), выдающийся филиппинский поэт, популярный журналист, командир одного из партизанских отрядов, действовавших во время войны на юге Лусона. Эрнандес и члены руководства КРО из мелкобуржуаз­ной интеллигенции не были членами Коммунистической партии, но в его руководящем составе были и коммунисты. Вице-пред­седателем КРО стал известный лидер компартии Г. Кападосия, занимавший перед войной пост генерального секретаря КПФ. Программа Конгресса рабочих организаций включала рабочие и демократические общенациональные требования. Сфера дея­тельности КРО охватывала Манилу и Лусон, в его состав вхо­дило 80 тыс. членов профсоюзов (из них 35 тыс. — рабочих и служащих столицы).

На Висайских островах стала вновь действовать Филиппин­ская рабочая федерация (ФРФ) — крупный профсоюзный центр, объединявший 70 тыс. рабочих, который возглавлял X. Нава. Между КРО и ФРФ существовало соглашение о един­стве действий.

В мае 1945 г. на базе довоенных организаций Лиги труже­ников и Национальной конфедерации крестьян было создано новое объединение — Национальный крестьянский союз (НКС). Его председателем стал М. Кастильо, вице-председателем — X. Фелео—опытные лидеры, в течение многих лет руководив­шие крестьянским движением. НКС быстро вырос в массовую организацию, объединившую в своих рядах до 400 тыс. кресть­ян (главным образом в Центральном Лусоне).

Последовательно проводя линию на создание единого нацио­нального фронта, компартия приняла решение (на пленуме ЦК партии в июне 1945 г.) о присоединении КПФ и руководимых коммунистами массовых организаций к Демократическому альянсу, который был образован в мае 1945 г. В состав альян­са кроме КПФ входили КРО, ФРФ, НКС, Хукбалахап и ряд патриотических организаций интеллигенции и буржуазии, в том числе Союз гражданских свобод (один из основателей Демо­кратического альянса), Лига национального освобождения и др. Председателем Демократического альянса был лидер Союза гражданских свобод X. Баррера — в годы войны активный уча­стник движения Сопротивления, возглавлявший организацию «Свободные Филиппины», в составе руководства было несколь­ко лидеров КПФ (В. Лава, М. Бальгос, X. Фелео и др.). Вокруг программы, выдвинутой Демократическим альянсом, стали объединяться самые широкие слои общества. Она включала тре­бования полной политической и экономической независимости, осуществления политики промышленного развития, проведения аграрной реформы, обеспечения гражданских прав и свобод, провозглашенных конституцией 1935 г., укрепления националь­ного единства против фашизма и реакции, наказания коллабо­рационистов. В этот период компартия проводила политику использования мирных средств борьбы для достижения неза­висимости в те сроки и в той форме, которые были определены Законом Тайдингса—Макдаффи, призывая к сотрудничеству с правительством Осменьи.

Американцы ориентировались    на   наиболее   правые   поме­щичье- и буржуазно-бюрократические круги, на ту часть мест­ной элиты, которая в годы войны активно сотрудничала с япон­скими оккупационными властями. Различными способами противодействуя требованиям филиппинской общественности о наказании коллаборационистов, американская военная админист­рация (сразу же после возвращения на Филиппины) стала про­водить курс на реабилитацию всех крупных буржуазно-помещичьих деятелей, сотрудничавших с японцами, рассчитывая приобрести в их лице надежную политическую опору. Тревогу американских властей вызывал рост национально-освободитель­ного движения. В начале апреля 1945 г. американцы перешли к репрессивным акциям в отношения руководства Народной армии — были вновь арестованы Тарук,  Алехандрино и   ряд других командиров хуков[1]. В обстановке, когда реакция, опи­раясь на американский империализм, консолидировала свои силы, компартия приняла решение воздержаться от разоруже­ния частей хуков. Только после  капитуляции   Японии армия Хукбалахап объявила о самороспуске. Однако члены создан­ной из бывших партизан-хуков Лиги ветеранов Хукбалахап со­храняли свое личное оружие.

Окончательный разгром японского милитаризма способст­вовал дальнейшему подъему национально-освободительного, антиимпериалистического движения в странах Азии. На Филип­пинах с осени 1945 г. активизировалась борьба левых сил, вы­ступавших под лозунгами, которые выдвигались Демократиче­ским альянсом. Опасаясь социального взрыва, американские власти были вынуждены пойти на уступки демократической об­щественности по самому кардинальному вопросу — предостав­лению независимости. В обстановке мощного всенародного подъема они были поставлены перед необходимостью выпол­нить обещание и провозгласить независимость Филиппин, поскольку истек определенный   Законом   Тайдингса—Макдаффи 10-летний переходный период.

Решившись на предоставление государственной независи­мости Филиппинам, США не собирались отказываться от эко­номического и военно-политического контроля над этой стра­ной. Они удвоили усилия по привлечению местной реакционной верхушки. Из ее представителей американцы планировали сформировать послушное правительство. С. Осменья, в прош­лом известный соглашательской политикой в отношении амери­канских империалистов, перестал устраивать США, так как пос­ле войны вокруг автономного правительства начала группиро­ваться патриотическая национальная буржуазия. Поэтому на пост будущего главы независимых Филиппин американцы на­метили Мануэля Рохаса — одного из правых лидеров Партии националистов, представителя наиболее реакционных буржуаз­но-помещичьих кругов. Примечательны этапы его политической биографии. В начале 30-х годов Рохас откровенно высказывал профашистские взгляды, называл себя приверженцем Муссоли­ни и организовал антикоммунистическое террористическое об­щество «Новый Катипунан». В период борьбы вокруг первого закона об автономии 1932 г. вместе с Осменьей он возглавлял группу «прос» — сторонников принятия этого закона в Партии националистов, объединявшую консервативные помещичье-буржуазные круги. С восстановлением единства Партии национа­листов занимал ряд ответственных постов в автономном прави­тельстве Кесона. В годы японской оккупации Рохас стал изве­стен как крупнейший коллаборационист. Японцы назначили его главой так называемого Комитета экономического планирова­ния, через который японские монополии осуществляли контроль над экономикой Филиппин. В марионеточном правительстве Лауреля он занимал министерский пост. Несмотря на то что Рохас был скомпрометирован в глазах широкой обществен­ности, требовавшей его наказания за коллаборационизм, амери­канцы делали основную ставку именно на эту фигуру.

Американские правящие круги старались также заранее обеспечить сохранение господства монополистического капита­ла США в экономике Филиппин. В октябре 1945 г. в палату представителей конгресса США был внесен законопроект, раз­работанный конгрессменом Джаспером Беллом. Он предусмат­ривал обязательное подписание Филиппинами в момент про­возглашения независимости торгового соглашения с США, усло­вия которого носили кабальный характер. Режим беспошлин­ной торговли между Филиппинами и США предполагалось со­хранить до 1954 г., после чего товары обеих стран подлежали постепенно возрастающему таможенному обложению — от 5% в 1954 г. до 100% в 1974 г. Вводилась система квотирования ос­новных видов филиппинской продукции, ввозившейся в США (сахар, абака, табачные изделия, кокосовое масло), с постепенным снижением ограничений (до 0 к 1974 г.). Закон Белла пре­дусматривал внесение в филиппинскую конституцию специ­альной поправки, заключавшейся в том, что американцам предоставлялись равные (паритетные) с филиппинскими гражданами права на эксплуатацию природных богатств и владение коммунальными предприятиями. Законом устанавли­вался принудительный курс песо по отношению к доллару (2:1), американские предприниматели наделялись правом сво­бодного перевода капиталов с Филиппин в США.

Известие об одобрении Закона Белла американским конгрес­сом вызвало волну протеста на Филиппинах. Против кабальных условий, содержавшихся в законе, выступили Демократический альянс, многие рабочие, крестьянские, молодежные организа­ции, группировки патриотической буржуазии, часть членов Пар­тии националистов. С поддержкой Закона Белла выступали лишь крупные помещики и та часть крупной местной посред­нической буржуазии, которая была связана с американскими монополиями.

Американцы могли рассчитывать на утверждение Закона Белла будущим филиппинским конгрессом лишь при соотноше­нии сил в пользу местной реакционной буржуазно-помещичьей верхушки. Кандидатура ее ставленника, Рохаса, была офици­ально выдвинута на пост президента в январе 1946 г. Прези­дентские выборы были назначены на апрель 1946 г.

Демократический альянс выступил с поддержкой кандида­туры Осменьи. Между руководством альянса и группой Осменьи в январе 1946 г. была достигнута договоренность о соз­дании совместного избирательного блока. Начиная с лета 1945 г. руководители Демократического альянса неоднократно предлагали Осменье сотрудничество в предвыборной кампании. Однако позиция Осменьи и его группировки отличалась край­ней осторожностью и противоречивостью. Осменья не сразу решился воспользоваться поддержкой левых демократических сил. Его правительство всячески старалось не обострять отно­шений с американской администрацией, проводило непоследова­тельную политику в отношении коллаборационистов, но в то же время в отдельных случаях действовало в интересах трудящих­ся масс.

В условиях усиления политической напряженности по мере приближения выборов и срока провозглашения независимости особое значение приобретала позиция коммунистов. Первона­чально в руководстве компартии не было единства по вопросу о предвыборной тактике. Некоторые лидеры КПФ выступили против коалиции с Партией националистов и поддержки кан­дидатуры Осменьи, причем в оценке его позиций не делали никаких различий с группировкой Рохаса. Сторонники этих взглядов предлагали выставить самостоятельную кандидатуру на пост президента от имени Демократического альянса. Ошибочность их позиции разъяснялась в ряде выступлений В. Ла­вы, вызвавших острую полемику в КПФ. В конце концов возоб­ладала точка зрения о необходимости выступления вместе с группировкой Осменьи, за которой шли патриотические буржу­азные и мелкобуржуазные слои, пользовавшиеся влиянием в рабоче-крестьянских массах. Тактическая линия КПФ была подтверждена в конце февраля — начале марта 1946 г. на V съезде Коммунистической партии. Сохраняя идейно-полити­ческую и организационную самостоятельность, КПФ действова­ла в составе избирательного блока, включавшего помимо ком­партии Демократический альянс и Партию националистов.

В январе 1946 г., после того как Осменья вступил в изби­рательную коалицию с Демократическим альянсом, группиров­ка Рохаса вышла из Партии националистов, образовав новую самостоятельную партию — Либеральную. Основание Либераль­ной партии положило начало функционированию на Филиппинах двухпартийной системы по образцу США[2]. В новую партию, созданную Рохасом, вошло большинство профессиональных «политикос» — бывших членов Партии националистов. Либера­лы получили поддержку со стороны помещиков-касиков, пред­ставителей крупного бизнеса, бюрократии.

С Осменьей остались либерально-реформистские круги Пар­тии националистов, представлявшие интересы главным образом средней и мелкой национальной буржуазии.

Избирательная коалиция демократических сил вела предвы­борную агитацию на основе программы, выдвинутой Демокра­тическим альянсом и привлекавшей широкие народные массы. В условиях действительно демократической процедуры выборов левый блок мог рассчитывать на успех.

Между тем американские империалисты приложили все уси­лия, чтобы обеспечить победу на выборах группировке Рохаса. Либеральная партия пользовалась по существу неограниченны­ми финансовыми ресурсами, в руках реакционеров находились средства массовой информации, на их стороне действовали военно-полицейские силы. Рохасом и его приверженцами мно­го делалось по обработке избирателей, в особенности рабочих и крестьян, которым раздавались многочисленные демагогические обещания. Широко применялась практика подкупа избирателей. Накануне и в день выборов набранные сторонниками Рохаса вооруженные банды прибегали к открытому террору и запуги­ванию населения.

Рохасу удалось победить с очень небольшим преимущест­вом: он собрал 54% голосов (за него было отдано 1333 тыс. голосов, за Осменью — 1130 тыс.). Вице-президентом был из­бран Эльпидио Кирино, профессиональный политик, один из ближайших сподвижников Рохаса. В обеих палатах депутаты-либералы обладали незначительным перевесом над национали­стами и кандидатами Демократического альянса[3]. Поэтому Рохас пошел на откровенную махинацию, объявив недействитель­ными мандаты ряда депутатов, противников Либеральной пар­тии. В результате из состава конгресса были выведены восемь депутатов от Демократического альянса и три сенатора от Пар­тии националистов.

Победа Рохаса и Либеральной партии означала приход к власти реакционного блока крупных помещиков и буржуазии, готового принять те условия провозглашения независимости, которые диктовались Соединенными Штатами.

Торжественное провозглашение независимости состоялось 4 июля 1946 г.[4]. Государственное устройство Филиппин, опре­деленное конституцией 1935 г., было целиком скопировано с американских образцов: президентская форма правления, двух­палатный конгресс в качестве высшего законодательного орга­на, двухпартийная система, президентские выборы, проводив­шиеся каждые четыре года. В день провозглашения независи­мости Рохас подписал Договор об основах взаимоотношений между США и Филиппинами, подтверждавший передачу амери­канцами суверенитета над Филиппинскими островами в руки правительства республики и одновременно включавший статью о сохранении на архипелаге военных баз США впредь до заключения в двухлетний срок особого соглашения об их статусе. В марте 1947 г. были подписаны два военных согла­шения. Согласно первому (о базах), в пользование США на 99 лет передавалось 23 участка на территории архипелага. Другое соглашение (о военной помощи) ставило вооруженные силы Филиппин под контроль американских военных советни­ков.

Одновременно с Договором об основах взаимоотношений между США и Филиппинами было подписано филиппино-аме-риканское Соглашение о торговле (его подписание выдвигалось США как одно из обязательных условий предоставления неза­висимости), по существу полностью повторявшее Закон Белла, Таким образом, Соглашение о торговле 1946 г. обеспечивало американским монополиям их прежние позиции в экономике бывшей колонии.

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И   ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ФИЛИППИН

 

Завоевание политической независимости, являясь фактором огромной исторической важности, итогом многолетней борьбы филиппинского народа, было тем не менее лишь первым ша­гом к действительно самостоятельному существованию. Перед молодой Филиппинской республикой, как перед любой страной, сбросившей колониальное иго, встал целый ряд сложнейших проблем, прежде всего социально-экономических, от решения которых зависело ее будущее развитие. Положение осложнялось зависимостью от американского империализма, соотноше­нием политических сил внутри страны, при котором командные позиции в государстве занимали представители реакционной буржуазно-помещичьей верхушки, действовавшей вопреки ин­тересам широких народных масс.

Война не внесла почти никаких изменений в положение по-мещиков-касиков и верхнего слоя крупной местной буржуазии. Представители довоенного поколения крупных филиппинских капиталистов, утратив в период оккупации основной источник доходов от посреднических операций с американскими фирма­ми, сумели сохранить и увеличить свои состояния, переориен­тировавшись на обслуживание японских монополий. Та часть крупной филиппинской монополистической буржуазии, которая отказалась встать на путь экономического коллаборационизма и эмигрировала в США, уже в первые послевоенные годы ста­ла быстро восстанавливать прежние позиции, используя тради­ционные связи с американским капиталом. Представители до­военных династий крупнейших финансовых и торгово-промыш­ленных магнатов — Элисальде, Юло, Мадригаль и др. — заня­ли ответственные государственные посты наряду с выходцами из помещичьей элиты. Таким образом, процесс сращивания помещиков-касиков и крупной буржуазии с бюрократией про­должался после достижения независимости, способствуя обра­зованию узкой реакционной олигархической верхушки. Из со­става правящей буржуазно-помещичьей элиты стали формиро­ваться сменявшие друг друга правительства, ее интересы за­щищали «политикос» в обеих основных политических партиях. Однако со временем власть олигархической верхушки стала встречать растущее противодействие со стороны социальных и политических сил, выросших после достижения независимости.

Одним из знаменательных социальных сдвигов послевоенных лет было появление и быстрое развитие слоя новой крупной национальной буржуазии. Ее зарождение началось в военный период в условиях разрушения традиционных экономических связей с США. Новое поколение филиппинской буржуазии росло преимущественно за счет нуворишей, наживших крупные состояния в годы оккупации (с помощью спекуляций, разного рода сделок с японцами и т. д.), и частично из среды мелких предпринимателей, которые в военное время перешли к произ­водству некоторых потребительских товаров, прежде ввозив­шихся из США. Новая буржуазия в отличие от старого поко­ления местных капиталистов была в значительно меньшей сте­пени связана с помещичьим классом и американским капиталом, с внешним рынком. Она формировалась главным образом как торгово-промышленная буржуазия, ориентирую­щаяся на внутренний рынок и потому заинтересованная в осу­ществлении индустриализации и общей модернизации социаль­но-экономической структуры Филиппин в интересах развития капитализма. Экономические устремления новой буржуазии при­водили к росту ее противоречий с империализмом, местным помещичьим землевладением и связанным с ними старым сло­ем местных капиталистов. Совокупность этих противоречий получала отражение в социально-экономическом развитии Фи­липпин, воздействовала на государственную политику в области экономики.

В первые годы периода экономического восстановления (1946—1954) происходило воссоздание старой колониальной структуры хозяйства. Направление экономического развития определялось интересами американских монополий. Согласно Закону о восстановлении, принятому конгрессом США в 1946 г., американцы предоставили Филиппинам 520 млн. долл. Эти средства в первую очередь поступали в распоряжение амери­канских фирм, действовавших на Филиппинах, и связанных с ними филиппинских посредников. Американский капитал ока­зывал активную поддержку филиппинским монополистам довоен­ного поколения, которые уже в 1947—1948 гг. восстановили до­военные позиции и наращивали капиталы, сотрудничая с аме­риканскими монополиями.

США проводили политику, направленную на сохранение бывшей колонии в качестве источника аграрного и минераль­ного сырья, в котором нуждалось хозяйство Соединенных Шта­тов, и рынка сбыта американских потребительских товаров. В конце 40-х годов на долю США приходилось более половины филиппинского экспорта, Филиппины же свыше 80% потреби­тельских товаров ввозили из США.

Ведущей отраслью филиппинской экономики было сельское хозяйство — в первые послевоенные годы в нем было занято около 70% самодеятельного населения; в 1946 г. на его долю приходилось 45% национального дохода.

Нетронутой оставалась отсталая полуфеодальная структура деревни. Помещичья земельная собственность составляла до 60% всех земельных площадей, находившихся в частном вла­дении (за время войны земли помещиков не только не постра­дали, но площадь их выросла за счет разорения крестьян). Господствовали традиционные полуфеодальные методы эксплуатации, основанные на различных формах издольщины. От­сталые аграрные отношения являлись главным тормозом на пути капитализации земледелия, препятствием для общего эко­номического развития. Нерешенность аграрного вопроса служи­ла источником постоянной социальной напряженности в сель­ских районах, особенно в рисоводческих — в Центральном Лу­соне, где свыше 80% крестьян принадлежали к безземельным арендаторам-издольщикам, вынужденным отдавать помещику половину и больше урожая. Пытаясь смягчить аграрные про­тиворечия, администрация Рохаса приняла в августе 1946 г. Закон об издольной аренде рисовых полей. Он не отличался принципиально от аграрных законов, принятых в свое время автономным правительством. Закон 1946 г. предусматривал по­вышение доли арендатора при разделе урожая до 70% при условии, если крестьянин владел собственным карабао и инвен­тарем (в остальных случаях арендная плата не должна была превышать 50% урожая), и выкуп государством части имений у крупных землевладельцев для перепродажи арендаторам (по цене, оказавшейся недоступной для крестьян). Этот закон, не­смотря на его ограниченность, остался на бумаге, так как по­пытки проведения его в жизнь были блокированы помещиками.

В экономической жизни послевоенных Филиппин начали действовать и новые тенденции. Они отражали стремление фи­липпинской буржуазии к захвату господствующих экономиче­ских позиций и объективно были направлены на преодоление колониальной структуры хозяйства и создание независимой эко­номики. Эти устремления наиболее отчетливо проявляли новые слои крупной и средней национальной буржуазии. Интересы буржуазии стали непосредственно воздействовать на государст­венную экономическую политику. В послевоенные годы госу­дарство начало проводить курс на поощрение и поддержку на­ционального капитала.

С начала 50-х годов в экономическом развитии Филиппин наметилась тенденция к расширению национального промыш­ленного предпринимательства. Задача создания национальной индустрии осложнялась многими факторами — нехваткой капи­талов для инвестирования в промышленное производство, от­сутствием технической базы, узостью внутреннего рынка (из-за нерешенного аграрного вопроса). Основным внешним факто­ром, стоявшим на пути развития национального предпринима­тельства, была экономическая зависимость от США, закреплен­ная неравноправными соглашениями. В конце 40-х — начале 50-х годов государство приняло некоторые меры по поддерж­ке национального капитала, защите его от конкуренции с ино­странным. В 1946 г. был принят Закон о новых и необходимых отраслях, который предусматривал освобождение от налогов компаний и предпринимателей, сооружавших новые фабрики и заводы, выделение правительственных субсидий на закупку оборудования и сырья, ограничение или запрещение импорта товаров, могущих конкурировать с продукцией новых предприятий.

Для стимулирования развития национальной промышлен­ности с 1949 г. была введена система валютно-импортного контроля. Закон о контроле импорта предусматривал сокраще­ние на 50—80% ввоза товаров, не входивших в категорию «не­обходимых». Распределение иностранной валюты для импорта контролировалось государством, причем предпочтение отдава­лось национальным компаниям и предпринимателям, действо­вавшим в новых отраслях.

В восстановительный период усилилась регулирующая роль государства для обеспечения условий развития частного секто­ра, поскольку основой правительственной политики была ори­ентация на развитие частного предпринимательства. К мерам по государственному регулированию относился Закон о новых и необходимых отраслях, содержавший привилегии и льготы для частных предпринимателей в целях поощрения их инициативы и определявший направление вложений частного капитала. Учрежденный в 1948 г. Центральный банк Филиппин получил исключительное право денежной эмиссии и приступил к регу­лированию инвестиционной политики частных банков. Для преодоления нехватки капиталов расширилась практика госу­дарственного субсидирования частных предпринимателей. В то же время госсектор стал расти за счет создания ряда государ­ственно-капиталистических и частногосударственных предприя­тий[5]. Управление и финансирование промышленного строи­тельства осуществлялось через государственные экономические корпорации. Были восстановлены Компания национального развитая и ряд других корпораций, учрежденных в период ав­тономии, и созданы новые, в том числе такие крупные, как Национальное управление по рису и кукурузе (НАРИК) и Кор­порация финансирования восстановления. В начале 50-х годов изменилась инвестиционная политика США. По сравнению с первыми послевоенными годами приток частных инвестиций из США заметно увеличился. С 1950 г. ежегодно в страну ввози­лось около 40 млн. долл. частных капиталов из США (в то вре­мя как за первые четыре года после войны на Филиппины из США поступило 60 млн. долл. в качестве инвестиций), в 1954г. объем американских капиталовложений увеличился до 550 млн. долл. Если в начале восстановительного периода американцы вкладывали капиталы в традиционные отрасли, то теперь зна­чительные американские инвестиции направлялись на создание промышленных предприятий, в том числе в новых отраслях. Американские монополии к концу восстановительного периода начали строить первые предприятия тяжелых отраслей (заво­ды электро- и промышленного оборудования, по сборке авто­мобилей и др.)- Советские исследователи обращают внимание на то, что новое направление американских капиталовложений определялось не только самими монополиями, но и внутренни­ми условиями, сложившимися на Филиппинах, в частности по­литикой национальной буржуазии. Заинтересованная в ускоре­нии капиталистического развития, она стремилась воздейство­вать на американских инвесторов в сторону увеличения капи­таловложений в промышленность.

Стал меняться и характер связей между американским и филиппинским капиталами. В колониальный период основной формой этих связей было торговое посредничество, обогащав­шее верхушку крупной буржуазии. После достижения незави­симости все более широкое распространение получала практика создания смешанных компаний. Она была выгодна американ­ским монополиям, поскольку они таким способом могли расши­рить свою деятельность на Филиппинах. В организации сме­шанных предприятий были заинтересованы и филиппинские ка­питалисты, стремившиеся с помощью этой меры восполнить недостаток собственных капиталов. В смешанных американо-филиппинских компаниях участвовали главным образом пред­ставители старой монополистической буржуазии, которые все активнее обращались к промышленному предпринимательству (связи с американским капиталом новой буржуазии были на­много слабее — эта буржуазия ориентировалась на сотрудниче­ство с японскими и другими западными, неамериканскими моно­полиями).

С развитием промышленного производства ускорился рост новой крупной промышленной буржуазии. В начале 50-х годов выделилась группа крупных национальных предпринимателей — X. Марселе, Г. Пуйят, А. Аранета и др., интересы которых были обращены на индустриализацию и ускорение капитали­стического развития. Представители этого слоя буржуазии ста­ли успешно конкурировать со старым поколением филиппинских монополистов и проявлять стремление к расширению своего влияния на государственную политику.

Противоречия внутри филиппинской буржуазии обострились в конце 40-х — начале 50-х годов из-за торгового соглашения 1946 г. Верхушка старой посреднической буржуазии, тесно свя­занная, с американскими монополиями и получавшая высокие прибыли от беспошлинной торговли с США, одобряла условия торгового соглашения. Национальная буржуазия, интересы ко­торой были ущемлены соглашением, начала борьбу против не­го с первых дней независимого существования Филиппин. В движении за пересмотр соглашения участвовали крупные ка­питалисты новой формации (Пуйят, Аранета и др.), группиро­вавшиеся вокруг Торговой палаты Филиппин, представители средней и мелкой буржуазии. Особое возмущение вызвала статья о «паритетных» правах (поправка в конституцию о «па­ритете» была незаконно проведена Рохасом в филиппинском конгрессе в марте 1947 г.). Правительства Рохаса (1946—1948) и Кирино (1948—1954), действуя в интересах американских им­периалистов и местной буржуазно-помещичьей элиты, длитель­ное время сопротивлялись давлению со стороны национальной буржуазии. В конце концов Кирино вынужден был уступить и в 1953 г. начал переговоры с правительством США о пере­смотре Соглашения о торговле 1946 г.

Противоречия внутри господствующих классов получили отражение в политической и межпартийной борьбе. Показатель­ны в этом смысле президентские выборы 1949 г. Оппозиция была представлена Партией националистов, где сильным влия­нием пользовалась группа Лауреля — Ректо (после официаль­ной реабилитации коллаборационистов в январе 1948 г., осу­ществленной Рохасом, они вернулись к активной политической деятельности). Группа Лауреля — Ректо отражала интересы той части буржуазии, которая выступала за более независи­мый внешнеполитический курс и освобождение филиппинской экономики от контроля американских империалистов. Хотя на­ционалисты отказались от сотрудничества с Демократическим альянсом (Осменья вышел из коалиции вскоре после выборов 1946 г.), они по-прежнему пользовались значительной поддерж­кой широких масс, особенно в обстановке всеобщего недоволь­ства политикой Либеральной партии. Кандидатура Лауреля была выдвинута на пост президента в 1949 г. Партией нацио­налистов. Его предвыборная программа включала обещание пересмотра торгового соглашения 1946 г. и принятия мер в ин­тересах независимого экономического развития. Непопуляр­ность Либеральной партии была столь очевидна, что Кирино (с апреля 1948 г., после смерти Рохаса, он автоматически стал президентом), добивавшийся своего избрания президентом на новый срок, действовал с помощью откровенных махинаций, подделок бюллетеней, подкупа избирателей, запугивания и открытого террора. Избирательная кампания 1949 г. считается одной из самых кровавых и скандальных в истории Филиппин после 1946 г. Решающую роль в обеспечении победы Кирино сыграла поддержка американцев, весьма прохладно относив­шихся к кандидатуре Лауреля.

С 1946 г. на Филиппинах утвердился реакционный внутри­политический курс, направленный на подавление прогрессивных демократических сил. Его начал проводить Рохас, сторонник диктаторских методов управления, опиравшийся на поддержку правящего буржуазно-ломещичьего блока. С провозглашением независимости антиимпериалистический аспект общественной борьбы стал несколько ослабевать, но общие масштабы демо­кратического движения, в особенности классовых выступлений трудящихся, были велики. Усилению классовой борьбы трудя­щихся способствовала послевоенная экономическая разруха, сопровождавшаяся резким падением уровня жизни народных масс. 1946—1947 годы были заполнены стачечной борьбой ра­бочих и частыми аграрными волнениями, особенно сильными в исконном районе крестьянских движений — в Центральном Лусоне. Правительство Рохаса направило главный удар на разгром крестьянского движения. Кампания по подавлению крестьянской борьбы террористическими методами, с исполь­зованием помещичьих вооруженных банд, военной полиции и отрядов гражданских гвардейцев, началась весной 1946 г. Она усилилась к лету — после появления правительственного указа о запрещении частным лицам владеть огнестрельным оружи­ем, который был направлен против бывших партизан-хуков и крестьян, создававших в деревнях отряды самообороны для защиты от помещичьих банд. Тогда же руководители Лиги ветеранов Хукбалахап и Национального крестьянского союза начали переговоры с правительством об условиях сдачи ору­жия, выдвинув в качестве главного условия удовлетворение крестьянских требований. Эти переговоры не дали результатов. Правительство продолжало организацию карательных экспеди­ций против крестьян. В конце лета 1946 г. в результате одного из крупных рейдов карателей погиб ряд крестьянских лидеров, в том числе известный деятель КПФ Хуан Фелео. Одновремен­но с террористическими акциями в отношении крестьян Рохас начал наступление на левые демократические организации и союзы. В 1947 г. была создана комиссия по расследованию ан­тифилиппинской деятельности. В марте 1948 г. была запреще­на деятельность НКС и Лиги ветеранов Хукбалахап. Вслед за тем в октябре 1948 г. была объявлена вне закона Коммунисти­ческая партия Филиппин. С приходом к власти Кирино прави­тельство продолжало политику военного подавления крестьян­ского движения, которое в Центральном Лусоне переросло в крестьянскую войну.

К этому времени произошло серьезное изменение в страте­гической линии Коммунистической партии. В 1946—1947 гг., действуя в сложных условиях наступления реакции, КПФ про­водила политику расширения единого антиимпериалистического антифеодального фронта (предполагая сотрудничество с пат­риотическими кругами национальной буржуазии, мелкобуржу­азными и средними слоями), усиления связей с рабоче-кресть­янскими массами, сочетания легальных и нелегальных методов борьбы. Эта линия получила отражение в тезисах В. Лавы, по­явившихся в мае 1946 г., и в решениях расширенного пленума ЦК КПФ в феврале 1947 г. Против стратегического курса КПФ выступила группа ее руководителей (главным образом выход­цев из бывшей Социалистической партии, представителей воен­ного руководства Хукбалахап, тесно связанных с крестьянским движением), которые требовали немедленного перехода к во­оруженному восстанию и захвату власти. Они исходили из абсолютизации вооруженных методов борьбы, видя в них един­ственный способ решения стоявших перед народом проблем, выдвигали в качестве главной революционной силы крестьянст­во, ориентируясь на сохранение центра тяжести вооруженного восстания в деревне (как это происходило в годы японской ок­купации).

В результате острой внутрипартийной борьбы в мае 1948 г. произошла смена руководства компартии, в составе Политбю­ро и ЦК КПФ возобладали сторонники курса на вооруженное свержение правительства. Подобный поворот в политике КПФ оказался возможным прежде всего из-за изменения социаль­ного состава компартии, которое произошло за годы войны, ког­да КПФ росла исключительно за счет крестьян. Это объясня­лось специфическими условиями того времени — развертывани­ем движения Сопротивления, руководимого коммунистами в сельских районах, почти полным отсутствием связи с городским пролетариатом, физическим уничтожением японскими карате­лями многих рабочих активистов и пролетарских лидеров до­военного поколения. В результате после окончания войны со­став партии стал преимущественно крестьянским. Сохранивше­муся пролетарскому ядру руководителей было все труднее бо­роться с проникновением в ряды коммунистов влияния мелко­буржуазной и крестьянско-патриархальной идеологии. Следует учитывать и чрезвычайно сложную внутриполитическую обста­новку на Филиппинах 40-х годов — поражение единого фронта на выборах 1946 г.; приход к власти наиболее реакционных по­литических кругов; курс, взятый правительством на подавление всех левых, прогрессивных сил; отказ от демократических пре­образований. Все это в сочетании с экономической разрухой и ухудшением материального положения трудящихся не могло не породить настроений разочарования и отчаяния и создать почву для развития левоэкстремистских взглядов и выступлений. Очаг вооруженной борьбы крестьян в Центральном Лусоне еще бо­лее накалял политическую атмосферу.

В сложившихся условиях новое руководство компартии за­няло позицию, которая не была продиктована объективным развитием событий. Новая стратегическая линия была принята без учета реально существующей обстановки, характеризовав­шейся отсутствием в стране революционной ситуации и необхо­димой для успешного революционного восстания массовой ба­зы у КПФ, поскольку влияние компартии ограничивалось в основном сельскими районами Центрального Лусона. Не учи­тывалось и то обстоятельство, что филиппинцы только что до­бились провозглашения независимости. Призывы к свержению национального правительства не могли встретить сочувствия в широких слоях филиппинского общества. Не принималось в расчет и военно-техническое преимущество правительственных вооруженных сил, а также то, что армия была полностью лояльна по отношению к правительству, не учитывалось и на­личие военно-экономической помощи со стороны США. Так что крестьянское восстание 1948—1953 гг., возглавленное КПФ, было с самого начала обречено на неудачу.

Территориально действия повстанческой армии ограничива­лись горными районами Центрального Лусона (в провинциях Пампанга, Тарлак, Нуэва-Эсиха, Батангас, Рисаль). Основны­ми боевыми подразделениями были отряды бывших партизан-хуков. Политическое руководство осуществлялось через внеш­нее (действовавшее в повстанческих районах) и внутреннее Политбюро (штаб-квартира последнего находилась в Маниле). 1949 год — первая половина 1950 г. были периодом наиболее активных военных действий Народной армии. В начале 1950 г. она приняла новое название — Армия освобождения страны (АОС). К лету 1950 г. в рядах АОС сражалось около 10 тыс. хуков. Весной 1950 г. АОС осуществила ряд наступательных операций. Планировавшееся на ноябрь крупное наступление повстанческих сил не было осуществлено из-за активизации действий правительства.

План разгрома восстания был разработан новым министром обороны Рамоном Магсайсаем, бывшим до назначения на этот пост депутатом конгресса от провинции Самбалес. Магсайсай обладал значительным военным опытом и хорошо разбирался в тактике партизанской войны — в годы оккупации он участво­вал в движении Сопротивления, затем служил в ЮСАФФЕ и в 1945 г. занимал пост военного губернатора провинции Самба-лес. Под его руководством была осуществлена акция по аресту в Маниле членов внутреннего Политбюро, местопребывание ко­торых было раскрыто специально засланным осведомителем. В результате 18 октября 1950 г. полиция арестовала многих известных руководителей КПФ, в числе которых были Хосе Лава, Ф. Макланг, Р. Эспириту и др. Всего было схвачено 105 активистов компартии. Против повстанцев были брошены части регулярной армии, численность которой была увеличена до 22,5 тыс. Большую роль в разгроме восстания играла аме­риканская военно-экономическая помощь. С лета 1950 г. на Филиппинах работала специальная Американская миссия (Мис­сия Белла) по обследованию экономического положения в стра­не. Правительство Кирино получило в 1950 г. от США финан­совую помощь в размере 250 млн. долл. В 1951 г. было подпи­сано филиппино-американское соглашение о взаимном обеспечении безопасности, предусматривавшее поставки ору­жия. Магсайсай опирался на американских военных советни­ков. Некоторые из них непосредственно руководили военными операциями против хуков. В конце 1950 — начале 1951 г. ши­рокое наступление правительственных войск привело к ряду тяжелых поражений АОС. В итоге этой кампании было убито около 2 тыс. хуков и почти столько же захвачено в плен. С 1951 г. восстание пошло на убыль. В результате новой кам­пании («Операция четырех роз») в 1952 г. в горах Сьерра-Мадре правительственные войска захватили ряд руководителей и командиров АОС. Началась серия судебных процессов (про­должавшихся до 1954 г.) над лидерами КПФ и военными ру­ководителями Хукбалахап.

Помимо военно-карательных методов Магсайсай широко применял различные формы «инфильтрации» в ряды хуков (с помощью действовавшего в АОС большого числа информато­ров, провокаторов и т. п.). Он также старался привлечь кре­стьян обещаниями аграрных преобразований. Начатая им практика предоставления земельных участков хукам, сложив­шим оружие, вызвала отход от вооруженной борьбы части ^крестьян. Однако сужение социальной базы восстания (этот шроцесс протекал одновременно с военными поражениями пар­тизанских сил) вызывалось не только политикой правительст­ва. Сказывалась и усталость крестьян, не расстававшихся с оружием в общей сложности около десяти лет, и тот факт, что для большинства крестьян были теперь недостаточно ясны и понятны цели движения. В 1953 г. восстание было подавлено. Незначительные остатки частей хуков были разбросаны в го­рах провинций Центрального Лусона (главным образом в Пам-панге и Тарлаке).

Неудавшееся восстание привело к почти полному уничтоже­нию руководящих кадров КПФ, разгрому всех прогрессивных организаций. Во внутриполитической жизни усилилась реакция, антикоммунизм стал основой государственной политики пра­вящих кругов. Антиимпериалистическое и демократическое движение, поставленное в чрезвычайно трудные условия, пошло на убыль. В 1948 г. распался Демократический альянс. Прави­тельство в 1951 г. запретило два крупнейших прогрессивных профсоюзных центра — Конгресс рабочих организаций (к это­му времени он объединял до 100 тыс. рабочих) и Филиппин­скую рабочую федерацию, обвинив их в подрывной деятель­ности. Запрет КРО и ФРФ сопровождался арестом их руково­дителей, Амадо Эрнандеса и Хосе Навы, и многих левых профсоюзных деятелей. Заметно уменьшились масштабы ста­чечного движения — с 56 забастовок в 1948 г. до 13 в 1953 г., с сокращением числа забастовочных человеко-дней с 381 тыс. до 149 тыс. Многим профсоюзам, не устраивавшим правитель­ство, было отказано в регистрации, в результате чего количест­во разрешенных союзов сократилось с 1040 в 1950 г. до 719 в 1952 г. Правительство Кирино стало проводить курс на раскол рабочего движения, внедрение реформистской идеологии и ор­ганизацию антикоммунистических профсоюзов.

В распространении реформизма среди трудящихся и организации антикоммунистических профсоюзов активную роль игра­ла католическая церковь. В начале 50-х годов по ее инициати­ве и под контролем церковников были созданы два профсоюз­ных центра — Федерация свободных рабочих (1950) и Федера­ция свободных крестьян (1953). Федерация свободных рабочих, зо главе которой стояли иезуиты, сосредоточила свою деятель­ность на предотвращении забастовочного движения и пропаган­де идеи «мира между трудом и капиталом». Федерация свобод­ных крестьян до 60-х годов оставалась единственной крупной крестьянской организацией. Она объединяла крестьян, аренда­торов и сельскохозяйственных рабочих, главным образом жи­телей Лусона. Ее деятельность немало способствовала сниже­нию активности аграрного движения. Обе эти организации пользовались финансовой поддержкой правительства, католиче­ской церкви и различных американских фондов и корпораций.

Политика администрации Кирино в рабочем вопросе прямо отвечала рекомендациям Миссии Белла и программе Админист­рации по экономическому сотрудничеству (АЭС), отделение ко­торой действовало в Маниле[6]. Одним из направлений деятель­ности АЭС на Филиппинах было содействие созданию «свобод­ных рабочих союзов и развитию гармонических отношений между рабочими и предпринимателями».

Приход к власти после провозглашения независимости ре­акционного буржуазно-помещичьего блока определил и харак­тер международных отношений Филиппин. Внешнеполитический курс филиппинского правительства в первое послевоенное де­сятилетие не был самостоятельным, не учитывал национальных интересов, следуя в фарватере внешней политики США. Одно­сторонняя проамериканская ориентация была прямо связана с сохранением экономической зависимости от США и их военно-политического контроля. Она подкреплялась лозунгами анти­коммунизма, поднимавшимися на щит идеологами аме­риканского империализма в условиях распада мировой колониальной системы. В первые послевоенные годы внешнеполитическая стратегия США основывалась на доктрине сдерживания коммунизма. В отношении развивающихся стран она предусматривала расширение экономической и военной по­мощи, направленной на сохранение этих стран в системе капи­тализма, создание на их территории военных баз и организа­цию проимпериалистических союзов и блоков. Филиппинам отводилась передовая роль в осуществлении стратегических пла­нов США как «витрине демократии» и «форпосту антикомму­нистических сил» в Азии. Проимпериалистическое и антикомму­нистическое содержание внешнеполитического курса филиппинских правящих кругов находило выражение в политике полной изоляции от социалистических стран (усилившейся с начала 50-х годов в обстановке наступления внутренней реакции), дея­тельности филиппинских представителей в ООН и других меж­дународных организациях целиком в интересах США, в таких акциях, как участие в корейской войне в качестве «союзника» Соединенных Штатов и попытки сколачивания антикоммунисти­ческих блоков.

Первые шаги по организации проимпериалистического сою­за азиатских государств (в будущем блок СЕАТО) предпри­нимались правительством Кирино с 1949 г. Однако с самого начала этот план, предполагавший самое широкое представи­тельство азиатских государств, не получил поддержки боль­шинства стран Юго-Восточной и Южной Азии. Блоковой поли­тике США стали активно противостоять идеи нейтрализма, все шире распространявшиеся среди народов Азиатского континен­та. Организованная Кирино в мае 1950 г. конференция азиат­ских стран в Багио не достигла поставленной цели — в ней приняли участие всего шесть государств, причем из повестки дня были исключены политические и военные вопросы, а резо­люция носила самый общий характер (в плане расширения все­стороннего регионального сотрудничества). От участия во вто­рой конференции в Багио в мае 1953 г. отказалось большинст­во азиатских стран.

С начала 50-х годов (после поражения гоминьдановцев в Китае) США стали делать ставку на Японию как своего глав­ного союзника на Дальнем Востоке. Проводя политику на вос­становление экономического и военного потенциала Японии, США поддержали заявление японского правительства об отка­зе от уплаты военных репараций Филиппинам и другим стра­нам Юго-Восточной Азии — жертвам японской агрессии. В 1951 г. по настоянию американцев правительство Кирино подписало мирный договор с Японией, в который не был вклю­чен жизненно важный для восстановления экономики Филип­пин вопрос о репарациях.

Односторонняя внешнеполитическая ориентация Филиппин приводила к их изоляции от большинства азиатских стран, укреплению контактов с марионеточными проимпериалистическими режимами. Поэтому внешняя политика правительства стала наряду с вопросом об экономической зависимости от США основным объектом критики со стороны националисти­чески настроенных кругов. Недовольство зрело как в оппозици­онной Партии националистов, так и в находившейся у власти Либеральной партии. Противоречия в правящих кругах усили­вались по мере приближения президентских выборов 1953 г. В центре политической борьбы оказалась фигура министра обороны в правительстве Кирино Р. Магсайсая, заявившего о на­мерении выставить свою кандидатуру на пост президента.

В предвыборной кампании 1953 г. выявилась одна харак­терная особенность, в дальнейшем превратившаяся в норму политической жизни Филиппин. Поскольку все более стирались различия в составе, организационной структуре, платформах двух основных соперничающих партий, они стали все более играть роль механизма по перераспределению власти между различными группировками правящих классов. Эта особенность способствовала развитию фракционной борьбы внутри каждой из партий, порождала практику переходов из одной партии в другую, создания блоков между профессиональными политика­ми той и другой партий, делавших ставку на определенного кандидата вне зависимости от его партийной принадлежности. Накануне выборов 1953 г. заявила о поддержке Магсайсая значительная группа из оппозиционной Партии националистов. Учитывая это, Магсайсай перешел к националистам, которые и выдвинули официально его кандидатуру на пост президента. Это вызвало раскол в Либеральной партии. За Магсайсаем устремились его сторонники внутри партии и ориентировавшие­ся на иего политические круги на местах, до сих пор поддер­живавшие либералов. Так, вся местная верхушка в провинции Самбалес, уроженцем которой был Магсайсай, переключилась на поддержку Партии националистов. Незадолго до выборов из Либеральной партии вышла группа, возглавленная вице-президентом Ф. Лопесом и известным дипломатом К. Ромуло, занимавшим в тот период пост постоянного представителя Фи­липпин в ООН. Группа Лопеса — Ромуло образовала новую Демократическую партию, объявив Ромуло своим кандидатом в президенты. Однако к моменту выборов руководство Демокра­тической партии решило отказаться от выдвижения самостоя­тельной кандидатуры, вступив в избирательный блок с Парти­ей националистов. Соперником Магсайсая от Либеральной пар­тии был Кирино, попытавшийся вторично (что предусматрива­лось филиппинской конституцией) выставить свою кандидатуру на пост президента. Выборы 1953 г. закончились внушительной победой националистов. За Магсайсая было подано более 3 млн. голосов, за Кирино — немного более 1 млн. Партия на­ционалистов завоевала большинство в сенате (17 мест из 24) и нижней палате конгресса (57 мест из 102).

Итоги выборов 1953 г. свидетельствовали о неудовлетворен­ности и недовольстве филиппинцев политикой, проводившейся правительствами Либеральной партии после провозглашения независимости. Предвыборная программа Магсайсая содержа­ла ряд обещаний, рассчитанных на привлечение широких слоев общества: более независимая внешняя политика, аграрные пре­образования, борьба с коррупцией в государственном аппарате, процветавшей при администрации Кирино. Фигура Магсайсая устраивала старую буржуазно-помещичью элиту, увидевшую в нем «сильную» личность, способную к активной защите их интересов и обеспечению политической стабильности (особую популярность в среде господствующих классов Магсайсай снискал организацией военной кампании по разгрому крестьян­ского восстания 1948—1953 гг.). Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что американские правящие круги также сделали ставку на Магсайсая, учитывая бесперспективность ориентации на полностью потерявших авторитет Кирино и дру­гих лидеров Либеральной партии. Одним из существенных фак­торов, обеспечивших победу Магсайсая, была поддержка со стороны национальной буржуазии, рассчитывавшей с приходом новой администрации расширить и укрепить свои экономические и политические позиции. Организаторами широкой кампании в поддержку Магсайсая были известные политические деятели, пользовавшиеся большим авторитетом среди национальной буржуазии, — К. Ректо[7] и X. Лаурель.

Магсайсай проявил себя достаточно гибким и искушенным политиком, сумев обеспечить себе опору в столь различных по классово-политическим устремлениям силах. Однако разнород­ность этих сил предопределяла неизбежную противоречивость политики нового правительства. По многим аспектам внутрен­ней и внешней политики оно продолжало ориентироваться на США и местную реакционную буржуазно-помещичью верхушку. Политика антикоммунизма, подавления левых демократических сил сочеталась с демагогической пропагандой и осуществлени­ем некоторых социальных преобразований, представлявших не­большие уступки трудящимся. При новой администрации усилилось вмешательство государства в рабочее движение. В 1953 г. вышел закон о мире в промышленности (так назы­ваемая Великая хартия труда), в котором рекламировались «здоровые промышленные отношения» между рабочими и пред­принимателями. Среди позитивных постановлений закона было запрещение предпринимателям создавать компанейские союзы (хотя на практике число их росло и после принятия закона) и увольнять рабочих за принадлежность к профсоюзу. Закон ог­раничивал функции суда промышленных отношений, однако определение условий труда целиком возлагалось на предпри­нимателей. Право на заключение коллективных договоров пре­доставлялось крупным «разрешенным» профсоюзам. Сохра­нялся принудительный арбитраж. Его осуществлял президент страны через суд промышленных отношений в том случае, если конфликт затрагивал «национальные интересы». Признавая за трудящимися право на организацию в профессиональные сою­зы, закон устанавливал новые, еще более сложные правила их регистрации, рассчитанные на создание антикоммунистических организаций. В 1954 г. в Маниле был открыт Азиатский центр профобразования (АЦПО), финансируемый американским Азиатским фондом экономического развития и за два года сво­ей деятельности (к 1956 г.) подготовивший более трех тысяч «рабочих лидеров» (с 60-х годов АЦПО стал готовить проф­союзные руководящие кадры и для других азиатских стран). Руководство профсоюзами находилось целиком в руках согла­шателей — профсоюзных боссов американского типа из госу­дарственных служащих, бизнесменов, причем активную роль иг­рали и представители католической церкви (главным образом иезуиты).

Новые аграрные законы были приняты в 1954—1955 гг. Из­давая эти законы, правительство Магсайсая руководствовалось требованиями национальной буржуазии, заинтересованной в ломке полуфеодальной структуры деревни и ускорении разви­тия капитализма в сельском хозяйстве. Как и ранее действо­вавшие законы, они были направлены к смягчению аграрных противоречий. Законы 1954—1955 гг. содержали некоторые уступки арендаторам и предусматривали выкуп правительст­вом помещичьих и церковных латифундий для наделения зем­лей издольщиков (за выкуп). Проведение в жизнь этих зако­нов, как и прежде, встречало сильное сопротивление со сторо­ны помещиков.

Приход к власти нового правительства не внес изменений в проамериканский внешнеполитический курс Филиппин. Прези­дент Магсайсай стал активным проводником блоковой полити­ки США в Юго-Восточной Азии, хотя это противоречило его предвыборной программе. По его инициативе в сентябре 1954г. в Маниле состоялась конференция азиатских стран, оформив­шая создание «Организации договора Юго-Восточной Азии» — блока СЕАТО. Откровенно агрессивный и антикоммунистиче­ский характер блоковой политики США вызывал протесты со стороны большинства азиатских стран. В манильской конферен­ции приняли участие лишь три азиатских государства — Фи­липпины, Пакистан и Таиланд (кроме них в создании блока участвовали США, Англия, Франция, Австралия и Новая Зе­ландия). Участие в СЕАТО приводило к укреплению военно-политического контроля США над Филиппинами и к усилению их изоляции от соседних азиатских стран.

Таким образом, общее направление внутреннего и внешне­политического курса правительства Магсайсая сохраняло пре­емственность с политикой прежней администрации. Новые тен­денции в деятельности правительства Магсайсая, отразившие укрепление позиций национальной буржуазии, проявлялись от­четливо в государственной экономической политике и стали воз­действовать на социально-экономическое положение страны во второй половине 50-х годов.



[1] Руководители Хукбалахап были освобождены из-под ареста спустя пол­года в результате массовой кампании протеста, организованной Коммуни­стической партией Филиппин.

[2] Двухпартийная система возникла при господстве США на Филиппинах еще в начале XX в., но практически стабильное господствующее положение в политической жизни занимала Партия националистов. «Параллельные» партии возникали в преддверии выборов, но, как правило, они билли намного слабее Партии националистов и быстро прекращали существование.

[3] На выборах в конгресс Демократический альянс и Партия национали­стов выставляли раздельные списки кандидатов.

[4] До начала 70-х годов на Филиппинах, как и в США, День независимо­сти отмечался 4 июля, но затем этот национальный праздник был перенесен на 12 июня — день провозглашения независимой Филиппинской республики в Кавите в 1898 г., в период национально-освободительной революции.

[5] В начале 50-х годов госсектору принадлежали текстильные фабрики, це­ментный и электротехнический заводы, на государственные средства осуществ­лялось строительство электростанций.

[6] АЭС была учреждена в США в 1950 г., после принятия закона об эко­номической помощи иностранным государствам. В ее функции входили реко­мендации и контроль над использованием американской экономической и тех­нической помощи в развивающихся странах.

[7] Сенатор Кларо Ректо (1896—1960), который возглавлял оппозицию в конгрессе в последние годы правления Кирино, одним из первых выступил с идеей выдвижения кандидатуры Магсайсая от Партии националистов.

Сайт управляется системой uCoz