Глава XIV

В  ПОИСКАХ  ПУТЕЙ  РАЗВИТИЯ

 

Введение чрезвычайного положения и сопутствующие ак­ции, осуществленные правительством, не были простым перево­ротом «в верхах», который привел бы к очередной перегруппи­ровке сил внутри правящей элиты. События 1972 г. сопровож­дались переходом к новому курсу, предполагающему сущест­венные изменения в социальной, экономической и политической структуре Филиппин в результате проведения выдвинутой пра­вительством программы преобразований.

Как отмечалось, его основы были разработаны Маркосом еще в самом начале 70-х годов, тогда же были сформулирова­ны основные политические и идеологические установки, кото­рые после сентября 1972 г. были превращены в официальные политико-идеологические принципы строительства «нового об­щества», выдвигаемого в качестве главной национальной цели. В настоящее время, согласно официальному определению, стра­на переживает переходный период, содержанием которого является претворение в жизнь правительственной програм­мы социально-экономических и политико-административных реформ.

В концепции «демократической революции», выработанной Маркосом в качестве теоретического обоснования нового кур­са, соединены элементы буржуазно-либеральных, буржуазно-националистических взглядов и заимствований из современных западных экономических и социологических теорий, анализи­рующих процессы развития освободившихся стран. В основу идеологии «нового общества» положены идеи эгалитаризма в их традиционном буржуазном понимании. Целью «демократиче­ской революции» провозглашено создание «общества равных». Для ликвидации разрыва между экономическим положением богатого меньшинства и подавляющего большинства бедняков, порождающего социальное неравенство и создающего почву для социальных конфликтов, предлагаются меры по «демокра­тизации богатства». Они исключают возможность «лишения богачей их богатств насильственным путем» и конкретно долж­ны выражаться в политике регулирования собственности, ее частичного перераспределения с помощью мероприятий экономического характера (налоговой политики и т. п.), никоим об­разом не предусматривая изменения существующих отношений собственности.

Программа строительства «нового общества» на Филиппи­нах — одна из разновидностей многих подобного же рода про­ектов создания «нового порядка», выдвигаемых буржуазно-на­ционалистическими лидерами и идеологами развивающихся стран в попытках найти эффективные средства для достижения экономической самостоятельности. Столь же характерно обра­щение к поискам некоего «третьего пути» в противовес капита­листическому и социалистическому. Отвергая социалистический путь развития, Маркос объявляет и капитализм неприемлемым для Филиппин, усматривая альтернативу в «особом», филип­пинском пути, который на деле является лишь вариантом капи­талистического.

Очевидна классово-политическая направленность нового кур­са. Идея предотвращения «социального взрыва», революцион­ной инициативы «низов» с помощью «революции сверху» яв­ляется лейтмотивом идеологической концепции «нового об­щества».

Суть современного этапа, переживаемого Филиппинами, — в попытках правящих кругов создать условия для форсированно­го развития капитализма, достижения политической стабиль­ности, предотвращения и сдерживания социальных конфликтов, укрепления национального единства. Основным инструментом для реализации этих целей служит правительственная програм­ма преобразований, буржуазных по своему характеру. Их ини­циатором выступил президент, опирающийся на предпринима­тельские круги крупной национальной буржуазии и выражаю­щих ее интересы технократов. Для обеспечения условий уско­ренной капиталистической трансформации они пошли на ломку политической и социально-экономической структуры, насильст­венное устранение социальных сил и институтов, которые ме­шают процессу капиталистического переустройства.

В соответствии с идеологическими установками была выра­ботана новая стратегия экономического развития. Правительст­во утвердило четырехлетний план (1974—1977), в котором были поставлены задачи более равномерного распределения доходов и богатств, создания условий для увеличения занятости, содей­ствия социальному развитию, ускорения экономического роста. В области промышленности был взят курс на поощрение отрас­лей, ориентирующихся на экспорт, строительство трудоемких предприятий с целью расширения занятости, промышленное освоение отсталых районов (в план, в частности, включена про­грамма «реконструкции Минданао»).

Реализация новой экономической программы осложняется действием многих негативных факторов внутреннего и внешне­го характера. Среди главных трудностей, препятствующих ее осуществлению, могут быть названы: общая отсталость эконо­мической структуры; голод, который испытывает филиппинская экономика в отношении капиталов, новой технологии, квалифи­цированных кадров; сохранение сильных позиций иностранного капитала; неблагоприятное воздействие на экономическое по­ложение Филиппин мирового экономического кризиса. Четырех­летний план не был выполнен по ряду показателей. В настоя­щее время утвержден новый, пятилетний план (1978—1982), который является частью долгосрочной программы экономиче­ского развития, выдвинувшей цель превращения Филиппин к 2000 году в индустриально-аграрную страну. Пятилетний план направлен на ускорение процесса капиталистической индуст­риализации, предусматривает создание современных отраслей тяжелой промышленности (нефтехимия, производство атомной энергии и др.) и одновременно развитие отраслей по производ­ству товаров широкого потребления.

Как и в предыдущем плане, сохраняется ориентация на пре­имущественный рост частного предпринимательства. Вместе с тем расширяются экономические функции государства (в сфере регулирования и планирования и увеличения государственного инвестирования, прежде всего в инфраструктуру).

Иностранный капитал играет серьезную роль в экономике Филиппин. После событий 1972 г. правительство перешло к кур­су на поощрение (с ломощью ряда законодательных мер) ино­странных инвесторов. Политика в отношении иностранного капитала связана с нехваткой капиталов, сохраняющейся зави­симостью от внешних источников финансирования, отсутствием условий на местах для повышения технического уровня произ­водства. На конец 1976 г. частные иностранные капиталовложе­ния в филиппинскую экономику составляли 1,3 млрд. долл. (из них 48,2% приходились на долю США, 21,6% —Японии). В на­стоящее время в стране действуют 60 межнациональных кор­пораций (с преобладанием американского капитала), треть из 200 крупнейших предприятий полностью или частично принад­лежит иностранцам. В то же время действие тенденции к даль­нейшему усилению позиций национальной промышленной бур­жуазии будет неизбежно способствовать углублению ее проти­воречий с иностранным монополистическим капиталом.

В центре программы социально-экономических преобразо­ваний находится аграрная реформа. Она носит отчетливо выра­женный антифеодальный характер. Ее цель — создание условий для развития капитализма в сельском хозяйстве. 21 октября 1972 г. был обнародован Декрет об аграрной реформе. Его действие распространяется на районы рисоводства и кукурузоводства, где преобладает издольщина. По новому декрету, на этих землях она объявлена вне закона. Помещичьи земли передаются бывшим арендаторам в размере от 3 до 5 га на семью на условиях выкупа (рассрочка 15 лет). Прежние владельцы земли могут сохранять за собой не более 7 га для веде­ния личного хозяйства. 10% выкупа за отобранные земли поме­щики получают наличными, остальное — в виде акций и ценных бумаг, что стимулирует перелив их доходов в промышленное производство. Осуществление реформы привело к ликвидации крупного помещичьего землевладения (соответственно был на­несен удар помещичьей олигархии), но одновременно затрону­ло собственность многочисленных мелких помещиков-абсентеи­стов. Стремясь сохранить поддержку нового режима со сторо­ны этого социального слоя (большинство помещиков-абсентеи­стов представлено средним звеном городского чиновничества), правительство пошло на повышение «потолка» землевладения с 7 до 25 га.

Важной составной частью аграрной реформы является про­грамма создания сельских кооперативов, куда обязаны вступать все бывшие арендаторы, получившие землю. Согласно програм­ме развития кооперативного движения, сначала создаются кредитно-сбытовые кооперативы на уровне деревни, которые впо­следствии предполагается объединить в федерации кооперати­вов в масштабе всей страны с производственными функциями.

Осуществление аграрной реформы принесло ряд положи­тельных результатов: подорваны позиции крупного помещичье­го землевладения феодального типа; вступили в действие факто­ры, стимулирующие капитализацию сельского хозяйства; про­исходит некоторое улучшение материального положения бедней­ших слоев крестьянства; аграрная реформа благотворно влияет на подъем сельскохозяйственного производства. Вместе с тем осуществление аграрных преобразований сталкивается с серь­езными сложностями и препятствиями объективного и субъек­тивного характера — саботаж со стороны не до конца ликвиди­рованной помещичьей олигархии, противоречия вокруг вопроса о содержании и глубине проводимых мероприятий в тех кругах, на которые опирается правительство, нехватка финансовых средств, квалифицированных кадров и т. д. В результате наме­ченные сроки завершения реформы (планировалось ее осуще­ствление за три года — до 1975 г.) были отодвинуты, ее прове­дение идет значительно медленней, чем предполагалось. Соглас­но официальным данным, к апрелю 1974 г. сертификаты на право владения участками получили 200 тыс. крестьян, обраба­тывающих 429,5 тыс. га (из 1 млн. арендаторств, на которых распространяется закон об аграрной реформе). К январю 1978г. сертификаты были выданы еще 258,9 тыс. крестьян, обрабаты­вающих 446,7 тыс. га рисовых и кукурузных полей. Свыше 0,5 млн. крестьян остаются арендаторами, переведенными на уплату фиксированной ренты вместо издольной аренды.

В общую программу социально-экономических преобразова­ний входит ряд мероприятий, осуществляемых под лозунгом «социальной справедливости» и направленных на смягчение социальных противоречий. К ним относятся новое трудовое за­конодательство, принятое в мае 1974 г. (которое наряду с оп­ределенными уступками рабочим содержит меры по усилению контроля государства над рабочим движением), программа за­нятости (создание дополнительных рабочих мест в трудоемких отраслях, строительство промышленных предприятий на пери­ферии и др.), дешевое жилищное строительство и некоторые другие меры. Осуществление этих программ привело к повышению жизненного уровня какой-то части трудящихся, но в це­лом кардинальных изменений не произошло.

В программе социально-экономического развития, осуществ­ляемой на Филиппинах, отразились изменения в расстановке классовых сил, представляющих социальную опору правитель­ства. Основной политической силой нового режима стала круп­ная промышленно-банковская буржуазия, т. е. та часть нацио­нальной буржуазии, которая наиболее заинтересована в осуще­ствлении преобразований, направленных к ускорению капита­листического развития.

Предпринимательские круги крупной национальной буржуа­зии, в целом действующие в качестве основной социальной опо­ры нового режима, неоднородны. Помимо слоя капиталистов, участвующих в развитии крупного национального промышлен­ного предпринимательства, заметную роль играют представи­тели бюрократического капитала, появившиеся благодаря связям с государственным аппаратом, и прослойки потреби­тельского типа, вкладывающие капиталы в непроизводительные отрасли экономики. Отсутствие монолитности в силах, состав­ляющих опору режима, порождает противоречия и борьбу в их среде вокруг вопросов, связанных с содержанием и направле­нием проводимых преобразований.

Одним из важных социально-политических сдвигов, проис­шедших после 1972 г., является существенное изменение роли армии. Со времени автономного режима, когда была создана национальная армия, она никогда не оказывала серьезного влияния на государственную политику, выполняя исключитель­но военно-полицейские функции. Это объяснялось рядом при­чин: формой государственно-политической организации общест­ва, сохранением американского контроля над вооруженными силами страны, почти полным отсутствием связей между новой национальной буржуазией и военными кругами, наличием част­ных армий у представителей помещичьей олигархии.

В настоящее время армия вместе с предпринимательскими кругами крупной национальной буржуазии и технократами со­ставляет основу социально-политической опоры нового режима, является важнейшей частью государственной системы. Происхо­дит процесс «политизации» армии, расширения ее функций. Руководители военно-полицейских сил принимают непосредст­венное участие в определении государственной политики, входя в ближайшее окружение президента. В руках высших военных чинов сосредоточено управление ключевыми промышленными предприятиями (государственными и частными), представители вооруженных сил привлекаются к решению вопросов, касаю­щихся просвещения, средств массовой информации и др.

С введением чрезвычайного положения Маркос приступил к реорганизации армии. С 1972 г. численность вооруженных сил и полиции возросла почти в 4 раза. Принимаются меры по улучшению подготовки военных кадров, проводится модерниза­ция военной техники, растут бюджетные ассигнования по статье на оборону (в 1975/76 г. они уже превышали 460 млн. долл., увеличившись на 50% в сравнении с предыдущим финансовым годом).

Маркос объясняет проведение курса на укрепление и увели­чение вооруженных сил задачами поддержания общественного порядка и необходимостью борьбы с внутренней оппозицией. В то же время с момента введения чрезвычайного положения политика Маркоса в отношении армии отмечена вполне четким стремлением держать под контролем военно-полицейские силы, препятствовать возникновению тенденции к превращению ар­мии в самостоятельный политический организм. Опасаясь как высшего командного состава, так и младшего офицерства, под­верженного левым настроениям, Маркос старается не выпускать военных из-под своего влияния, проводя время от времени чистки в армии, распространяемые на все звенья военного ап­парата. Крупная чистка, коснувшаяся высшего командного состава, офицеров и рядовых, была проведена весной 1976 г. Очевидно, цель этого политического мероприятия заключалась не только в борьбе с коррупцией, в необходимости омоложения командного состава и пополнения его более квалифицирован­ными кадрами, но и в проверке лояльности, выявлении возмож­ных оппозиционных настроений среди офицерства, усилении личного контроля президента над вооруженными силами.

Трудности, стоящие на пути реализации программы социаль­но-экономических преобразований, необходимость мобилизации всех общественных сил, заинтересованных в ее претворении в жизнь, наличие внутренней оппозиции, прежде всего справа, со стороны не до конца ликвидированной помещичьей олигар­хии,— все эти факторы заставляют правительство проводить политику по расширению социальной базы режима. Одно из главных направлений этой политики заключается в обеспече­нии поддержки проводимого курса со стороны широких трудя­щихся масс. Этой цели служат осуществление центрального мероприятия социально-экономической программы — аграрной реформы — и комплекса мер по достижению «социальной спра­ведливости». Все эти мероприятия призваны создать почву для массовой поддержки режима. В этом плане показательна «ли­берализация» политики правительства в отношении левых демократических сил, прежде всего коммунистического движения. Маркос заинтересован в поддержке компартией аграрной ре­формы, которая проводится преимущественно в районах, где коммунисты традиционно пользуются влиянием среди мест­ных крестьян. Нормализация отношений с КПФ дает возмож­ность привлечения сочувствующей коммунистам демократиче­ской интеллигенции, а также способствует изоляции левацких экстремистских элементов, смыкающихся с правой реакцией.

Учитывая наличие в правительственной программе ряда по­зитивных мер, содержащих основу для реального улучшения положения трудящихся и дальнейшего углубления социально-экономических преобразований, Коммунистическая партия Фи­липпин взяла курс на поддержку этих мер — в первую очередь аграрной реформы и внешнеполитических мероприятий, направ­ленных к нормализации и расширению отношений с социали­стическими странами. Одновременно компартия стала шире использовать легальные возможности работы в рабоче-кресть­янских массах. Такие возможности появились после перегово­ров в 1974 г. между Маркосом и генеральным секретарем КПФ Фелисисимо Макапагалом. В результате переговоров комму­нисты добились от правительства фактического признания ле­гальной деятельности КПФ, легализации массовых движений, освобождения заключенных коммунистов.

С точки зрения изменений в политической структуре сегод­няшних Филиппин переход к новому режиму был «ответом» на кризис сложившейся формы политической организации власти. При отсутствии на Филиппинах условий, которые могли бы обеспечить перестройку старой политической структуры на дей­ствительно демократической основе, освободив ее от влияния феодально-колониалистских традиций, переход к авторитарным способам управления оказался, по существу, единственной аль­тернативой создавшейся кризисной ситуации.

В 1973 г. была введена новая конституция, предусматрива­ющая установление системы парламентской демократии по ти­пу западноевропейских буржуазных государств. Однако прове­дение в жизнь основных ее положений было отложено.

Правительство с 1972 г. осуществило ряд мер, в результате которых была полностью изменена система административного управления. Большое значение придается теперь функциониро­ванию нового политического института — гражданских собра­ний (барангаев), постоянно действующих собраний всего насе­ления городов и деревень, созываемых во время проведения крупных политических кампаний общенационального масштаба и наделенных некоторыми функциями органов местной власти. Система барангаев распространяется на все районы страны (сельские я городские) и предусматривает участие всех жите­лей избирательного возраста. Институт барангаев широко ре­кламируется официальной пропагандой как подлинно демократические, основанные на национальной традиции органы народного представительства, подготавливающие переход к де­мократизации всей политической системы, согласно новой кон­ституции. В действительности система барангаев находится под контролем правительства и служит одним из главных инструментом по обеспечению массовой поддержки нового курса. Действие системы барангаев было продемонстрировано не однажды при проведении референдумов (в январе и июле 1973г., в октябре 1976 г., в декабре 1977 г.), в ходе которых подав­ляющее большинство филиппинцев одобрило правительственный курс и высказалось за сохранение прерогатив главы государст­ва в руках Маркоса. Итоги этих крупных политических камла­ний, хотя и организованных сверху, служат тем не менее опре­деленным свидетельством настроений широких слоев населения.

Непосредственно делами управления государством зани­мается группа лиц, представляющих крупную промышленно-банковскую буржуазию, связанных с ней технократов и армию, в ее составе есть также отдельные представители левонациона-листических кругов. В ближайшее окружение президента входят правительственные чиновники, занимающие высшие государст­венные посты « связанные с крупным бизнесом. Большим по­литическим влиянием пользуется жена президента, Имельда Ромуальдес Маркос, получившая в 1975 г. назначение на пост губернатора Большой Манилы, а в июне 1978 г. — министра по вопросам экологии, жилищ и коммунального хозяйства.

В отношении своего ближайшего окружения Маркос придер­живается тактики балансирования между представителями технократии и армии, рассматривая каждую из этих группиро­вок в качестве противовеса в случае усиления одной из них, бдительно следя, чтобы не происходило резкого нарушения рав­новесия сил или выдвижения отдельных лиц, которые потенци­ально могут представлять опасность для президента.

Проводившиеся дважды тотальные чистки госаппарата (в 1972 и 1975 гг.) помимо замены старых чиновничьих кадров сторонниками нового режима преследовали цель борьбы с кор­рупцией. Однако явления патернализма, семейственности не изжиты. Появилась новая почва для их развития, в частности произошло выдвижение в круг 'правящей элиты представителей некоторых новых семей, которые заняли ведущие позиции в важнейших сферах политической, экономической и обществен­ной жизни Филиппин.

Тенденция к централизации государственной власти сохранит­ся, очевидно, и с отменой чрезвычайного положения. Подтверж­дением этого могут служить недавние события в политической жизни страны. Референдум, проведенный в октябре 1976 г., одобрил ряд поправок к конституции 1973 г. Было утверждено решение президента о созыве Временного национального собра­ния. Одновременно было санкционировано автоматическое совмещение Маркосом функций президента и премьер-министра с правом налагать вето на любые законопроекты Временного национального собрания, распускать парламент (в случае если президент решит, что законодательная власть «не выполняет своих обязанностей») и управлять страной на основе прези­дентских декретов. Эти конституционные изменения были вновь подтверждены во время очередного референдума в декабре 1977 г.

7 апреля 1978 г. состоялись выборы во Временное нацио­нальное собрание (Батасан памбанса), объявленные правитель­ством в качестве «первого шага на пути нормализации» поли­тической жизни страны. Во время 45-дневной предвыборной кампании была разрешена деятельность политических партий, к участию в выборах (хотя и ограниченному) были допущены представители оппозиции. Старые, в прошлом ведущие пар­тии — Националистов и Либеральная — не смогли выйти из состояния кризиса и вернуться к политической деятельности. В итоге выборов была обеспечена полная победа проправительственных сил, объединившихся в возглавленном Маркосом «Движении за новое общество» (Килусанг багонг липунан), куда вошли представители и бывшей Партии националистов и Либеральной. Избранное Временное национальное собрание, первая сессия которого открылась 12 июня 1978 г. — в День не­зависимости, состоит из сторонников нового режима, поддержи­вающих правительственный курс. Высшая исполнительная и законодательная власть сосредоточена в руках Ф. Маркоса, действующего в качестве президента и премьер-министра.

Результаты политико-административных реформ не могут быть оценены однозначно. С одной стороны, произошло укреп­ление единоличной власти президента, установление авторитар­ной формы правления. Субъективный фактор — стремление Маркоса сохранить в своих руках всю полноту власти — про­должает играть большую роль в определении общей политиче­ской стратегии правительства. С другой стороны, слом старой государственно-политической системы, которая обеспечивала господствующие позиции реакционной помещичье-буржуазной и бюрократической верхушке, препятствовавшей осуществле­нию прогрессивных преобразований, позволил провести ряд мер по ускорению капиталистического развития и оздоровлению по­литической атмосферы.

Оппозиция режиму «нового общества» представлена раз­личными слоями и группами — от крайне правых до крайне ле­вых (в основном теми, что сложились на рубеже 60—70-х го­дов). «Старая олигархия» еще сохраняет влияние на местах, имеет сторонников в госаппарате, деловом мире, армии. С нею связаны правые элементы из числа политических деятелей — противников Маркоса, частично руководство католической церкви, представители зарубежных группировок из бывших политических соперников Маркоса, выехавших в США и Канаду после введения чрезвычайного положения[1]. Левую оппозицию представляют разного рода экстремистские группировки и те­чения, среди которых по-прежнему наиболее активны маоисты[2]. Маоистская пропаганда имела успех среди части студенчества, военных, молодых священников (создавших собственную про-маоистскую организацию «Христиане — за национальное освобождение»), интеллигенции, недовольных установлением авто­ритарной формы правления и другими мерами, связанными с введением чрезвычайного положения. Антимаркосовское дви­жение маоистского толка существует также в среде филиппин­ских эмигрантов в США (студентов, представителей интелли­генции). Маоизм как идеологическое и политическое течение наносит вред национально-освободительному и коммунистиче­скому движению, давая в корне неправильную оценку нынеш­ней ситуации в стране с ультралевацких позиций (полное отри­цание всякого позитивного содержания в программе преобра­зований, характеристика режима как профашистского и диктаторского и т. п.) и мешая объединению левых прогрессив­ных сил.

Как правая, так и левая оппозиция (внутри страны и за ру­бежом), неоднородная по социальному составу, классовым и по­литическим устремлениям и интересам, отличается разобщен­ностью, слабостью, не обладает реальной силой для свержения нового режима.

В последнее время наблюдается смыкание ультралевого дви­жения с правой оппозицией. Наглядно эта тенденция проявляет­ся в выступлениях за отмену чрезвычайного положения, против централизации власти в руках президента, в которых участ­вуют представители левых и правых оппозиционных течений. Крупные антиправительственные демонстрации происходили в Маниле в августе—сентябре 1977 г., в канун 5-й годовщины введения чрезвычайного положения. Предвыборная кампания весной 1978 г. сопровождалась активизацией оппозиционных сил. Действия организованной оппозиции ограничивались, одна­ко, районом Большой Манилы. Здесь возникла организация оп­позиционных элементов — Лабан (Борьба), заявившая о намерении участвовать в выборах 7 апреля 1978 г. Ее возглавил находящийся в тюрьме бывший сенатор Б. Акино, получивший разрешение президента баллотироваться во Временное национальное собрание[3]. Руководство оппозиции попыталось исполь­зовать для антиправительственной пропаганды средства массо­вой информации (в частности, Акино обратился с рядом воз­званий к филиппинскому народу, выступил по телевидению, со­брав большое число телезрителей), организовало демонстрации и митинги (одна из наиболее крупных демонстраций произо­шла 6 апреля — накануне выборов, в ней участвовали в основ­ном манильские студенты). В списке кандидатов от Лабан, баллотировавшихся в Большой Маниле, присутствовал ряд быв­ших членов Либеральной партии, бывшие сенаторы и конгресс­мены и представители столичной интеллигенции и студенчест­ва леворадикального толка.

Итоги выборов 7 апреля 1978 г. продемонстрировали крах оппозиционной группировки. Ни один кандидат от Лабан не был избран в состав Временного национального собрания. Сразу же по окончании выборов эта организация прекратила свое суще­ствование (несколько лидеров Лабан были арестованы, часть ее руководителей скрылась от преследования властей).

Особое место среди оппозиционных сил занимает повстанче­ское движение мусульманского населения юга Филиппин. Его наивысший подъем приходится на 1972—1974 гг. Основной ор­ганизацией мусульман является «Фронт национального осво­бождения моро» (ФНОМ) во главе с Нур Мисуари, представи­телем мусульманской интеллигенции[4], выступающим за отде­ление южных районов и создание мусульманской республики на территории Минданао, Сулу и Палавана.

Решение проблемы мусульманского Юга выходит за рамки чисто внутреннего вопроса, затрагивая отношения Филиппин с арабским Востоком и соседними мусульманскими странами — Индонезией и Малайзией. Необходимость нормализации обста­новки в мусульманских районах диктуется экономическими ин­тересами Филиппин, которые нуждаются в получении нефти из арабских стран. Влияние внешних факторов делает для прави­тельства Филиппин невозможным решение «мусульманской проблемы» исключительно военно-карательными средствами.

Поэтому правительство Маркеса помимо использования воен­ных методов прибегает к мерам по политическому урегулиро­ванию конфликта[5] и осуществлению программы социально-эко­номического развития Юга, направленной к ликвидации'эконо­мической и культурной отсталости мусульманских районов.

В итоге нескольких раундов переговоров в 1976—1977 гг. между правительством и лидерами ФНОМ (в Джидде и Триполи) при посредничестве Ливии и некоторых других араб­ских стран было достигнуто соглашение о прекращении огня, вступившее в силу в январе 1977 г. Нур Мисуари отказался от сепаратистских требований, Маркос, в свою очередь, объявил о готовности предоставить автономию южным районам. Окон­чательно вопрос об автономном управлении должен был решить плебисцит, назначенный на 17 апреля 1977 г. В марте 1977 г. было сформировано временное правительство Юга во главе с мусульманским лидером Али Димапоро. Однако проекты созда­ния автономии в той форме, какую предложило правительство Маркоса, с самого начала были обречены на неудачу. В авто­номную область должны были войти 13 южных провинций, из которых в 8 провинциях большинство населения составляют христиане (лишь в 5 провинциях преобладает мусульманское население). Таким образом, введение автономного режима не смогло бы ликвидировать мусульмано-христианский антагонизм. В ходе плебисцита 90% населения высказались против созда­ния автономной области. Переговоры между правительством и руководством ФНОМ зашли в тупик. Лидеры ФНОМ вновь ста­ли высказываться, за предоставление мусульманским районам полной независимости. С лета 1977 г. возобновилось вооружен­ное повстанческое движение. Проблема мусульманского Юга остается одной из острых нерешенных проблем.

Говоря о новых тенденциях в развитии Филиппин, необходи­мо отметить характер их внешней политики. На внешнеполити­ческий курс страны оказывают решающее влияние междуна­родные факторы — оздоровление международного климата в результате разрядки напряженности и окончание войны в Индо­китае, с одной стороны, и обострение общего кризиса капита­лизма — с другой.

Основные направления внешнеполитической деятельности правительства Маркоса определились еще во второй половине 60-х годов. Большое внимание уделяется вопросам «азиатской» политики. Новым моментом в этой области является курс на развитие более прочных контактов с арабскими и другими «нефтяными» странами, продиктованный прежде всего экономическими интересами страны, — 9/10 потребляемой Филиппинами нефти ввозится с Ближнего Востока. Отношения с мусульман­скими странами арабского Востока тесно связаны и с внутри­политической проблемой — поисками путей урегулирования конфликта в южных районах Филиппин.

Активизируется политика Филиппин и в регионе Юго-Во­сточной Азии, в частности в рамках региональной организации АСЕАН. Позиция филиппинского правительства отвечает объ­ективной тенденции к интеграции региона, развитию внутрирегиональных экономических и культурных связей. Филиппины выступают с идеей нейтрализации региона, превращения его в зону мира. В последние годы их позиция по многим актуаль­ным международным проблемам сближается с позицией стран — участниц движения неприсоединения.

Филиппинское правительство реалистически относится к из­менению политической ситуации в Индокитае в результате по­беды революционных сил в этом регионе, выступает за разви­тие нормальных отношений с индокитайскими государствами.

Одним из актуальных аспектов внешнеполитического курса Филиппин является развитие филиплино-японских отно­шений, основанных прежде всего на расширении их экономиче­ских связей. 70-е годы отмечены ростом экономической экспан­сии Японии на Филиппины. В настоящее время Япония зани­мает первое место в филиппинской внешней торговле, более 40 японских компаний участвуют в осуществлении ряда про­мышленных программ на Филиппинах совместно с националь­ными предпринимателями. В 1973 г. правительство Филиппин ратифицировало договор с Японией о дружбе, торговле и мо­реплавании. Усилились межгосударственные филиппино-японские контакты. Маркос выступает с полной поддержкой исходя­щего от ряда деятелей стран АСЕАН плана активного привле­чения Японии к деятельности этой региональной организации, стремясь в первую очередь к расширению экономических отно­шений между странами — членами АСЕАН и Японией.

Во взаимоотношениях Филиппин с Соединенными Штатами значительное место занимают вопросы о базах и новом эконо­мическом соглашении (вместо Закона Лауреля—Лэнгли, срок действия которого истек летом 1974 г.). Позиция филиппинской стороны по вопросу об американских военных базах ограничи­вается по сути дела требованием пересмотра их юридического статуса. Вопрос о ликвидации баз на территории страны не ста­вится, правительство Маркоса выступает за «эффективное при­сутствие» США в западной части Тихого океана, с тем чтобы сохранить «равновесие сил великих держав в Азии». С весны 1976 г. в Вашингтоне были возобновлены переговоры о заклю­чении нового торгового соглашения, которые вызывают острые филиппино-американские разногласия.

Позитивные изменения во внешней политике Филиппин в отношении социалистических стран, наметившиеся в 60-е годы, получили дальнейшее развитие. В настоящее время Филиппи­ны поддерживают экономические и межгосударственные связи со всеми социалистическими странами. В 1973 г. были установ­лены дипломатические отношения с европейскими социалисти­ческими государствами и МНР, в 1975 г. — с КНР, СРВ, возоб­новлены прерванные в 1961 г. отношения с Кубой.

Летом 1976 г. во время официального визита в Советский Союз президента Филиппин были подписаны соглашения об установлении дипломатических отношений с СССР и развитии торговых контактов между двумя странами. В ходе перегово­ров президент Маркос выступил с заявлениями, в которых вы­соко оценил деятельность Советского Союза в борьбе за мир, ослабление международной напряженности, перестройку между­народных отношений на демократической и справедливой ос­нове.

Изменения, происходящие в жизни Филиппин, порождены объективно назревшими потребностями общества и содержат основу для существенного роста производительных сил и пере­стройки отсталых производственных отношений. Однако пре­творение в жизнь программы преобразований осложняется дей­ствием многих факторов, отражающих противоречия и слож­ности развития молодых независимых государств, которые пы­таются достичь экономического и социального прогресса, сле­дуя по капиталистическому пути. Реализация намеченной программы реформ отвечает интересам широких масс филип­пинцев, может при ее последовательном осуществлении создать условия для более глубоких социальных преобразований. В то же время в политической жизни страны присутствуют реакционные антидемократические тенденции, развитие которых способно привести к эволюции режима вправо. Сложные про­цессы, переживаемые сегодняшними Филиппинами, отмечены переменами в политической и социально-экономической структу­ре, столкновением нового и старого, борьбой противоречивых тен­денций, от исхода которой зависит их будущее развитие.



[1] Зарубежная оппозиция также отличается пестротой. К ее руководству относятся С. Осменья, бывший соперник Маркоса на выборах 1969 г., Р. Манглапус, лидер ХОД, сыновья бывшего вице-президента Лопеса, значи­тельная группа филиппинской интеллигенции (главным образом журналисты).

[2] В конце 1977 г. были арестованы X. Сисон, Б. Бускайно (командир Дан­те), В. Корпус, один из руководителей ННА. Однако маоистские террористи­ческие акции в Маниле продолжаются и в настоящее время. Филиппинская печать указывает также на действия отрядов ННА в ряде пунктов Централь­ного Лусона и в Давао (на Минданао).

[3] В декабре 1977 г. Акино был приговорен военным трибуналом к смерт­ной казни. Решения по его апелляциям в Верховный суд к моменту выборов не было. Акино руководил действиями Лабан из тюрьмы, поскольку власти отказали ему во временном освобождении. В ходе предвыборной кампании представители правящих кругов выдвинули обвинения Акино в связях с аме­риканским ЦРУ и маоистской «компартией». В настоящее время после объяв­ления Маркосом амнистии для всех политических заключенных решается вопрос об освобождении Акино и его отъезде в США.

[4] Нур Мисуари — в прошлом преподаватель политических наук в Маниле, где он был связан с организацией «Патриотическая молодежь». Попытки фи­липпинских маоистов установить контакты с мусульманскими экстремистами были, однако, неудачны, поскольку последние выдвигают на первый план идеи мусульманского национализма. Мисуари одно время опирался на под­держку Сабаха, затем установил связь с некоторыми арабскими странами. В настоящее время он находится в Ливии.

[5] Правительство ведет переговоры с помощью международных мусульман­ских организаций с руководством повстанческого движения, регулярно орга­низуются встречи президента с мусульманскими лидерами, принят ряд законов об амнистии, в результате которых, по официальным данным, к весне 1976 г. 16 тыс. повстанцев сложили оружие.

Сайт управляется системой uCoz